Екатерина Аксенова:
Добрый день все, кто нас слушает, все, кто нас смотрит в прямом эфире. Это авторская программа Татьяны Буцкой «Выбор родителей» и я, её соведущая, Екатерина Аксенова. Центральной темой всю эту неделю у нас является пресс-конференция, которая предстоит в ближайшую среду. Эта пресс-конференция пройдёт в ТАСС и будет посвящена она экспортному потенциалу российского производителя. При поддержке Минпромторга мы организовываем её, АНО «Выбор родителей». Там должно присутствовать достаточное количество производителей детских товаров, потому что мы всё-таки говорим преимущественно о детских товарах, товарах для будущих и состоявшихся родителей. Сегодня у нас в гостях для того, чтобы поговорить о предстоящей пресс-конференции, предстоящей этой широкой теме, её охватить, Анна Воротникова, директор ФЭСТ. И Дина Бычкова, начальник управления внешних коммуникаций Московского экспортного центра. Пожалуйста, представьтесь, начнём с вас, Анна. Расскажите о предприятии.
Анна Воротникова:
Здравствуйте, меня зовут Воротникова Анна, я являюсь директором предприятия «Аист», бренд ФЭСТ. Наше предприятие более 20 лет на рынке. Мы производим бельё для будущих и кормящих матерей, бельё, бандажи, изделия медицинского назначения. Поэтому, наверное, мы возле детских товаров, потому что мамочки, это самая ближайшая часть.
Екатерина Аксенова:
Более того, хочется отметить, что уже не первый год вы являетесь победителями премии «Выбор родителей». Что говорит о том, что именно будущие и кормящие мамы вас выбирают. И среди списка наших победителей, среди всех номинаций вы в числе очень немногих российских производителей. Уровень, доверие.
Анна Воротникова:
Это очень почётно, это для нас очень знаково. Мы конечно гордимся этим.
Екатерина Аксенова:
Расскажите об истории ФЭСТ, как всё начиналось, где вы базируетесь и т.д.
Анна Воротникова:
Наше производство находится в Костроме, некоторые производственные участки в области Костромской. Бренд ФЭСТ - достаточно широкий бренд, под этим брендом выпускается не только наша продукция, про которую я уже сказала, но и аптечки ФЭСТ, наверное, вы знаете. Не так давно это были детские удерживающие устройства лицензионные, правильные. Проверенные сертификатом качества. Но эта история уже позади. Наше производство достаточно обширное. Мы производим мы не будем стесняться, мы заявляем, что мы лидеры в России в этом направлении. То, что «Выбор родителей» пал на нас, это доказывает.
Екатерина Аксенова:
Сколько вы уже существуете, как давно?
Анна Воротникова:
Более 20 лет.
Екатерина Аксенова:
А конкретно не помните?
Анна Воротникова:
Ну, пусть будет 23,5. Скоро будет двадцатипятилетний юбилей, наверное, у «Аиста».
Екатерина Аксенова:
С чего начинали, с каких производственных мощностей, сколько это было швейных машинок, условно говоря, или это был сразу станок большой?
Анна Воротникова:
Это был традиционный российский бизнес. Это были небольшие объёмы. Изначально это была идея. Наверное, мне надо сразу рассказать об учредителе. Это уникальный человек, он почётный изобретатель России, по-моему, почётный, надеюсь, я правильно сказала это звание. У него большой опыт политической деятельности, человек действительно уникальный. И именно ему пришла в голову эта замечательная идея, что российские женщины пока не охвачены тем самым сегментом, который необходим в период ожидания ребёнка, в период кормления. Я предполагаю, на начало бизнеса я не присутствовала, к сожалению, еще сама почти под стол пешком ходила. Это были, конечно, небольшие объёмы, традиционно идея, начало, реализация, расширение, охват, увеличение мощностей. Сейчас в количественном объёме порядка 50.000 штук реализации в месяц у нас идёт.
Екатерина Аксенова:
Всего, всех линеек ФЭСТ или именно беременных?
Анна Воротникова:
Я имею в виду исключительно про свой сегмент, потому что про другую продукцию бренда ФЭСТ абсолютно не уполномочена. Достаточно большое количество сотрудников у нас, это порядка 300 человек. Люди специализированные, специалисты, профессионалы. Производство достаточно сложное, на мой взгляд.
Екатерина Аксенова:
Механизированное абсолютно.
Анна Воротникова:
Нельзя сшить бельё исключительно механическим каким-то путём. Но всё, что возможно, все автоматизированное оборудование у нас есть. Мы на современном уровне достаточно хорошо выглядим, у нас автоматические настилочно-раскройный комплекс Morgan. Это огромное оборудование, Елена, кстати, у нас была в гостях, была очень впечатлена работой этого оборудования, комплекса. Всё оборудование, к сожалению, только иностранное, потому что российского оборудования такого уровня, к сожалению, не существует пока. Мы от этого, наверное, в последнее время даже страдаем.
Екатерина Аксенова:
А почему, если всё равно станок раскроечный стоит у вас, какая разница? Или вам всё время нужно обновлять и амортизировать как-то его.
Анна Воротникова:
Понятно, что оборудование, конечно, регулярно обновляется. Я к тому говорю, что всё равно мы обновляем импортным оборудованием, не российским. Ну и максимально это ручной труд швеи, потому что детали очень мелкие. Контроль качества у нас стопроцентный, каждое изделие проверяется на соответствие ширины стяжка, строчки, растяжимости, размера. Поэтому мы заявляем о себе, именно качественный производитель. Мы прошли сертификацию ISO 2001, очень сложная сертификация. Мы её выдержали, мы её подтверждаем ежегодно. Ежегодно мы принимаем аудит от международного сертификационного центра.
Екатерина Аксенова:
Текстиль, из которого шьется ваше бельё, отшивается, вы его берете в России или тоже заказываете?
Анна Воротникова:
На самом деле, это тоже наша боль. Не совру, 80 % наших материалов и фурнитуры импортные. К сожалению, да.
Екатерина Аксенова:
Дизайн, лекала продумывают ваши дизайнеры?
Анна Воротникова:
Да, у нас есть своё сердце компании, это наш экспериментальный участок, в котором рождается та продукция, которая потом проверяется потребителем.
Екатерина Аксенова:
Проверяется, то есть у вас есть фокус группа, на которой вы тестируете.
Анна Воротникова:
Да, фокус группа эта идет еще в процессе создания моделей. Когда модель уже создана, протестирована, все параметры учтены, мы подаём данную продукцию на реализацию и смотрим уже обратные отзывы, нравится, не нравится. И конечно, не может нравиться всё. Что-то уходит от нашего ассортимента, что-то остаётся, закрепляется. Есть лидеры продаж, которые практически с начала бизнеса существуют.
Екатерина Аксенова:
Я даже догадываюсь примерно, о каких позициях идёт речь.
Анна Воротникова:
Это бандаж универсальный, это модель бюста 233. Это просто удивительно. Я встречаю наши изделия просто по России, это так интересно.
Екатерина Аксенова:
В целом вы так ёмко достаточно обо всем рассказали. Мы теперь понимаем, мы, наши зрители, слушатели, кто ФЭСТ, наверняка вспомнили, в памяти всё восстановили, ну да, точно, вот он у меня лежит у мамы. И хотелось бы в связи с нашей центральной темой поговорить именно про экспортные возможности для вашего предприятия. Сегодня у нас в гостях, как я уже говорила, эксперт Московского экспортного центра, Дина Бычкова, начальник управления внешних коммуникаций. Дина, расскажите, пожалуйста, о деятельности Московского экспортного центра, что в связи с этим вы предлагаете московским производителям.
Дина Бычкова:
Московский экспортный центр работает с компаниями столичными, с московскими. У нас есть ряд программ, которые помогают компаниям выходить на экспорт, это и обучающие программы, бесплатные семинары по ВЭД в рамках московской школы экспортёра. Это акселерационные программы, которые мы делаем вместе со Сколково, с PWC. Компании за время обучения узнают больше про экспорт, выстраивают вместе с экспертами экспортную стратегию и пробуют свои силы, даже в рамках одной акселерационной программы едут в бизнес миссию, где будут искать, мы надеемся, найдут своих зарубежных партнёров. Это наш флагманский проект, программа «Сделано в Москве», вы с ней знакомы. Это когда московский экспортный центр вывозит столичные компании на зарубежные выставки, мы там строим стенд под единым брендом Made in Moscow, оплачиваем логистические расходы компании, устраиваем на стенде в рамках работы выставки MatchMaking с зарубежными байерами и оказываем пиар сопровождение переводчиков, то есть полный комплект услуг, чтобы нашим компаниям было комфортно. Также у нас есть программа e-commerce, мы выдаём премиальные аккаунты для маркетплейсов Alibaba.com и EuroPages. И как раз компании из отрасли детских товаров и материнства очень активно пользуются этой программой поддержки. Если говорить о программе Made in Moscow, то в конце сентября мы впервые участвовали в зарубежной выставке Kind and Jugend, которая проходила в Кёльне. У нас там была представлена продукция 12 компаний. Заявок на участие было значительно больше, но эти 12 компаний были отобраны экспертами не только Московского экспортного центра, привлекались другие эксперты, в том числе, специалисты по Германии, по экспорту из других стран. И в общем, как показали результаты выставки, московская продукция имеет большой экспортный потенциал, потому что за 4 дня работы выставки было проведено порядка 250 деловых встреч, на них были байеры из 38 стран, абсолютно разных, это Индия, Япония, Европа, даже Австралия. Экспортный потенциал этих встреч оценивается в более, чем 350.000 €. Это только предварительная такая оценка.
Екатерина Аксенова:
Извините, перебью. Объясните для человека, который в этом несведущ, почему в долларах потенциал читается? Это стоимость предприятий совокупно или как?
Дина Бычкова:
Нет, в рамках выставки проходят переговоры.
Екатерина Аксенова:
Стоимость сделок потенциальная.
Дина Бычкова:
Да, стоимость предварительных потенциальных сделок.
Екатерина Аксенова:
Все, теперь ясно.
Дина Бычкова:
Такой, как результаты. 38 стран которые были заинтересованы в московской продукции, это очень хороший результат. 12 компаний, которые представляли свои товары, это абсолютно разные товары были. Это и развивающие уголки для детей, это детская одежда, это средства гигиены, косметика, это предметы дизайна для детских комнат. То есть спектр того, что Москва может предложить зарубежному покупателю достаточно большой.
Екатерина Аксенова:
А ещё у вас был красный классный мерч, я была восхищена. У вас там были тубусы, всё было действительно очень цельно.
Дина Бычкова:
Спасибо за такую оценку. Мы вообще работаем, у нас пока порядка 60 компаний московских, которые с нами работают. Процентов 30 из них являются экспортёрами, остальные компании пока присматриваются к этому направлению, делают первые шаги в экспорте, мы им активно помогаем.
Екатерина Аксенова:
Давайте тогда немножко с фокусом наших двух этих русел объединим. ФЭСТ - это российская компания. Вы можете рассказать нам, дать какую-то оценку экспортного потенциала в целом. Наверняка кто, как не вы знает лучше других, с какими барьерами, сложностями сталкиваются российские производители. Поэтому я предлагаю сейчас начать с того, что спрошу у вас, Анна, был ли у ФЭСТа опыт экспорта, и что в связи с этим вы можете рассказать, если было так. А потом мы с вами втроём это обсудим.
Дина Бычкова:
Я сказала про экспортный потенциал, на самом деле, он значительно выше, он более 3,5 млн. €. Сильно ошиблась, прошу прощения, посмотрела справку. Потому что это большая сумма, это ещё раз говорит об экспортном потенциале.
Екатерина Аксенова:
На такой ноте воодушевляющей, поскольку мы ещё больше наши показатели, можем быть ими довольны, мы продолжим.
Анна Воротникова:
Я готова рассказать. К сожалению, не совсем всё радужно и легко, воодушевленные такими цифрами, мой рассказ, наверное, будет несколько более приземленным. Выход на экспорт учредитель нашей компании рассматривал давно и начал, на мой взгляд, всё грамотно и правильно. Для европейского рынка было решено создать коллекцию белья для беременных и кормящих женщин европейскими дизайнерами. Были приглашены два ведущих дизайнера французских, были созданы две коллекции в разных сегментах ценовых. Работа происходила такими темпами, достаточно быстрыми, были полностью подключены к разработке коллекции наши сотрудники. От дизайнера шли идеи дизайна, эскизы, а уже всю эту идею претворить в настоящую модель, которую можно надеть, производилось силами нашего конструкторского бюро, нашим экспериментальным участком. Модели разработаны, материалы закуплены согласованные с дизайнером, всё про пошло на поток. По сути дела, реализовалась идея, товар готов к рынку.
Екатерина Аксенова:
Он отличался сильно от того, что предлагалось всегда на внутреннем рынке?
Анна Воротникова:
Да. Это были удивительные модели. Конечно, они очень сильно отличались от наших действующих, от нашего действующего ассортимента, поэтому интерес к реализации данной продукции был очень высок у нас.
Екатерина Аксенова:
Сразу у меня миллион вопросов. И даже в этом маленьком кусочке того, что вы рассказали, этой истории. Вы говорили, что французские дизайнеры разрабатывали. То есть они опирались на потребности и интересы европейских мам, европейских родителей, тренды тамошние?
Анна Воротникова:
Да, абсолютно верно, на это и был сделан наш расчёт.
Екатерина Аксенова:
И второй вопрос в связи с этим. Вы думали уже тогда, что, может быть, если пойдёт хорошо, здорово, то мы перенесём. Был ли шанс у нашего потребителя, у нас, внутри России тоже потом увидеть у себя на полках, на виртуальных полках, заказать вот такое бельё?
Анна Воротникова:
На самом деле, именно российский потребитель оказался первым в числе наших покупателей. Потому что действительно, выйти на иностранный рынок, это очень сложно. И к тому моменту, когда уже коллекция была у нас готова, мы могли её уже продавать, выхода на европейский рынок на тот момент ещё у нас не было. Поэтому наши российские дамы как раз были первыми нашими покупательницами. Было нелегко, потому что коллекционные модели, это действительно коллекция, это на тех женщин, которые готовы что-то пробовать новое, которых не так много среди общего количества женщин. Поэтому сказать, чтобы прямо было вау, и мгновенно стартанули продажи.
Екатерина Аксенова:
В стоимости большая была разница?
Анна Воротникова:
Это было два сегмента, мы покрыли два сегмента, более высокий премиальный сегмент и средний плюс, то есть выше среднего. Понятно, что эконом сегмент нет смысла европейскую коллекцию разрабатывать, и никак бы мы не уложились в такие бюджетные цены. Вот были представлены эти два сегмента. Продавалось, конечно, мы даже зашли в сеть бутиков «Кенгуру» с данной коллекцией. Но, как я уже сказала, вау не произошло.
Екатерина Аксенова:
А кенгуру только в Москве или везде по России тоже?
Анна Воротникова:
В основном это сеть московская, возможно.
Дина Бычкова:
В России они тоже встречались, я видела в регионах.
Анна Воротникова:
В каких-то, наверное, очень крупных миллионных городах, во всяком случае, в Костроме магазина «Кенгуру» нет.
Екатерина Аксенова:
Продолжайте тогда, и что там произошло.
Анна Воротникова:
Российский рынок очень спокойно воспринял наши новые коллекции. Мы стремимся дальше, пытаемся попасть на европейский рынок, и нам это удалось. Мы попадаем на интернет-магазин, европейский интернет-магазин Amazon, который покрывает всю Европу. Начались продажи. Понятно, что основное, это европейские коллекции попали на Amazon. Этим мы не ограничились, мы туда же, на европейский рынок поставили наши хорошо продаваемые модели. Кстати, я забыла вам деталь рассказать. Была открыта французская торговая марка. Мы не пошли на рынок с ФЭСТом, зарегистрированном в России и в наших близлежащих странах экономического союза. Учредитель создал непосредственно зарегистрированную марку во Францию, торговая марка Nid Ange. Именно с этой маркой мы и вошли в Amazon.
Екатерина Аксенова:
У вас каким образом происходила транспортировка, каким образом вы поставляли, осуществляли поставки. Через какие-то склады во Франции, в Париже или как это было?
Анна Воротникова:
Когда прорабатывались пути, конечно, это всё обсуждалось и мы понимали, что мы втыкаемся во все эти склады, во всю эту логистику, во все эти сложности, которые увеличивают стоимость продукции. Но потом вырулилось несколько всё проще. Когда учредитель регистрировал торговую марку Nid Ange, о которой я уже сказала, была создана французская компания. Благодаря этой французской компании мы смогли попасть на Amazon. То есть, по сути говоря, на Amazon не попал «Аист», на Amazon попала наша французская компания. Логистику мы преодолели достаточно легко, мы были отправителями в адрес нашей французской компании, но грузополучателем был интернет-магазин Amazon со своими складами. Таким образом, мы миновали складские какие-то помещения, аренду, вот эти издержки мы миновали.
Екатерина Аксенова:
Отшивались здесь, на вашей базе, на вашем базовом производстве и отправляли туда.
Анна Воротникова:
Да, под французской торговой маркой Nid Ange, и продукция отправлялась на Amazon. Наверное, не буду долго рассказывать, на Amazon опять вау не произошло. Мы определили, что причина очень простая. Если сравнить наши условия торговли в России с нашим ведущим интернет-магазином Wildberries и Amazon, то по сравнению с Wildberries цены на Amazon для получения прибыли компании должны быть на 70 % выше, чем в Wildberries. Такая высокая цена для европейцев тоже высока оказалась. Поэтому коммерческого успеха в торговле Amazon мы не достигли.
Екатерина Аксенова:
Грубо говоря, даже если бы вы вложили больше усилий в продвижение, даже если бы вы лучше об этом рассказали, используя возможности внутреннего рынка, маркетинговые и так далее, коммуникационные, всё равно вы думаете, что дело упёрлось бы, в итоге всё упёрлось бы в эти цифры, в эту разницу маржи.
Анна Воротникова:
Да, однозначно. Потому что сделав всё то, что вы сейчас проговорили, мы потратили бы ещё больше денег, таким образом, возможно, цена должна была бы не на 70 % выше по сравнению с российским интернет-магазином, а ещё больше.
Екатерина Аксенова:
В итоге это сколько лет назад было?
Анна Воротникова:
НаAmazon мы больше трёх лет.
Екатерина Аксенова:
То есть вы сейчас продолжаете там присутствовать.
Анна Воротникова:
Мы заканчиваем там присутствовать, мы закрываем наши отношения с Amazon, в ближайшее время мы оттуда уходим.
Екатерина Аксенова:
Чтобы так закруглить историю, пока вы не хотите таких инициатив претворять в жизнь.
Анна Воротникова:
Нет, мы хотим, мы продолжаем.
Екатерина Аксенова:
Таким образом, Дина, к вам вопрос. Вы сейчас услышали всю эту историю, я бы не сказала, что это неуспех, я бы сказала, что это опыт, тем более, для такой огромной, важной компании российской, как ФЭСТ. Ваши комментарии, что могло быть сделано на начальном этапе чуть, может быть, лучше.
Дина Бычкова:
Компания ФЭСТ является костромской компанией, поэтому им помощь по выходу на экспорт оказывает российский экспортный центр, это наши партнёры. У них тоже есть консультанты по выходу на экспорт, у них тоже есть программа электронной коммерции, которая позволяет минимизировать расходы по некоторым отраслям, получить консультацию по работе на определённых площадках, понять, выбрать для себя страны, куда стоит свою продукцию презентовать. Мне кажется, что вы уже очень большая компания, ваша компания уже много лет и, в любом случае, вам придется осваивать зарубежные рынки, вас уже хорошо знают в России, я тоже пользователь вашей продукции, скажем так. Нужно развивать, просто другие маркетплейсы выбирать на электронных площадках, получать премиальные аккаунты с помощью российского экспортного центра. Участвовать в международных выставках, находить байеров на стенде, на выставках. У Российского экспортного центра тоже есть стенды, они вывозят компании презентовать продукцию, помогают им в этом.
Екатерина Аксенова:
Вы говорили, когда мы с вами предварительно беседовали, упомянули о том, что у вас очень развивается сейчас активно онлайн коммерция. Вы очень активно помогаете именно в электронном продвижении производителей. Расскажите, как это у вас организовано, именно как в МЭЦ, а мы уже как-то тоже что-то услышим для себя.
Дина Бычкова:
Есть сегменты, есть определённые отрасли, для которых иммено маркетплейсы могут помогать выходить, пробовать себя на зарубежных рынках. Это могут быть не очень крупные компании, которые могут делать небольшие поставки. Они не могут сейчас из-за своих возможностей, нет большого производства, может быть, сразу договориться о крупных поставках зарубеж, их пугают какие-то. И вообще сложно, на самом деле, страшно даже, как говорят многие компании, начать экспортировать. А тут за счёт того, что это происходит в электронном виде, по мнению компаний, это проще, та обратная связь, которую мы получаем. В прошлом году мы начали выдавать премиальные аккаунты. В прошлом году мы выдали 100 премиальных аккаунтов на площадку Alibaba.com. Мы выдаём эти аккаунты, во-первых, мы всё время следим за тем, как компании работают, как у них работает магазин. В любой момент они могут обратиться к сотрудникам Московского экспортного центра и получить консультацию, что у них идёт так, что не так. То есть мы всё время рядом.
Екатерина Аксенова:
Поддержка, на самом деле, поддержка всю дорогу.
Дина Бычкова:
Да, поддержка на всём пути. Они нам рассказывают о своих промежуточных результатах. В этом году мы продлили эту программу, мы в этом году опять выдаём 100 золотых аккаунтов на площадку Alibaba.com. И плюс мы начали выдавать премиальные аккаунты на EuroPages, она тоже международная площадка, но с большим прицелом на европейские рынки. Мы начали выдавать осенью, и уже очень много компаний подали заявки, некоторые даже, у нас была первая экспертная комиссия, несколько компаний уже получили и сейчас будем смотреть, какой будет результат. Здесь тоже всё зависит от активности. Потому что если ты уже начал этим заниматься, то правильнее найти сотрудника в компании, который будет вести это направление. Или хотя бы у которого будет время этим заниматься. Потому что иногда компании говорят о том, что мы готовы начать экспортировать, мы хотим получить премиальный аккаунт, мы будем развивать направление электронной коммерции. А потом выясняется, что это дают кому-то в нагрузку, человеку некогда этим заниматься, некогда это отслеживать.
Екатерина Аксенова:
Разумеется, страдает, проседает направление.
Дина Бычкова:
Направление становится не настолько результативным, как это могло быть. Мне кажется, что руководители компании должны оценивать свои силы и понимать, что если они начинают заниматься экспортом, то нужно это направление вести, контролировать, потому что Российский экспортной центр, Московский экспортной центр, мы конечно помогаем, но мы не можем.
Екатерина Аксенова:
Но консультационно тоже есть такая помощь, есть такая поддержка. То есть даже не ввязываясь, не погружаясь в это, можно просто запросить информацию у того же Российского экспортного центра или у вас, усреднённо я беру, либо московский, либо российский производитель. В зависимости от этого, и получить перечень каких-то мероприятий, вещей, которые нужно сделать, какой-то аудит внутренний провести, какую-то построить бизнес модель, её прописать наверняка, что-то заранее почитать и так далее.
Дина Бычкова:
Программа акселерации «Экспортеры 2.0», которую мы проводим вместе со Сколково, там есть как московские компании, так и российские компании. И я присутствовала на некоторых занятиях, там как раз всё это рассказывают, помогают больше понять об экспорте, понять вообще, компании готова к экспорту или нет.
Екатерина Аксенова:
Вот это, мне кажется, очень важный шаг.
Дина Бычкова:
Очень много компаний из разных регионов России, те, которым оплачивает обучение Российский экспортный центр. Все программы поддержки, уже если касаться Москвы, то на сайте moscow-export.com или на сайте Российского экспортного центра для российских компаний. Что касается направления электронной коммерции, недавно у РЭЦ был большой форум Сделано в России». Я была на пленарке, слышала выступление генерального директора, руководителя Российского экспортного центра, и он говорил о том, что они тоже хотят уделять направлению электронной коммерции больше внимания, будут развивать это направление. Соответственно, у компании есть возможности.
Екатерина Аксенова:
Спасибо за эту информацию, я уверена, что вам тоже будет полезно. Я ещё хотела уделить внимание выбору площадки у нас осталось ещё немножко времени, очень мало времени. Вы хотели добавить.
Анна Воротникова:
Да, я хотела добавить, потому что то, что я услышала, это замечательная информация для наших действий в будущем. Но мы уже подхватили инициативу, и мы участвуем с Российским экспортом центром, весной выставка в Польше, в Кельце. Мы являемся экспонентами, будем выставляться, будем искать байеров.
Екатерина Аксенова:
Замечательная новость.
Дина Бычкова:
Мы слышали тоже про эту выставку, сейчас определяется список выставок, на которых будет участвовать Московский экспортный центр. Будут участвовать столичные компании, я пока не хочу раньше времени забегать, раскрывать эту информацию, но у нас тоже в планах есть выставка для призводителей детских товаров, скажем так. Но про эту выставку, про которую вы говорили, мы тоже её оценивали, рассматривали, действительно, она весьма эффективная по мнению экспертов.
Екатерина Аксенова:
Здорово. Чуть-чуть по поводу выбора площадки. У вас был Amazon, а вы всё время говорите про Alibaba. Дешевле размещение там? Меньшими затратами обходится для экспортёра? Если глобально говорить.
Дина Бычкова:
Мы оцениваем только своё направление, что мы выдаем премиальные аккаунты бесплатные и смотрим, как компания там себя ведёт. Во-первых, с Amazon тоже есть нюансы и тонкости. Там даже мы разрабатывали эту площадку, у нас есть отдельное управление по электронной коммерции, но там тоже есть свои нюансы. Чтобы нам с ними заключить определённый договор и начать нашим компаниям продавать там. То есть там тоже есть свои нюансы, мы пока почему там Alibaba.com и europages.com. Это то, с кем нам удалось договориться, найти условия, которые будут выгодны и нашим компаниям, интерес к которым мы отстаиваем, и мы видим в этом определённый эффект. Скорее всего, мы не будем останавливаться на этих площадках, будем смотреть ещё площадки, которые могут быть полезны нашим компаниям.
Екатерина Аксенова:
Понятно. Мне кажется, плодотворно побеседовали, хорошо поговорили, тем более, что мы ещё все вместе с вами втроём встретимся в среду, на глобальной пресс-конференции в ТАСС. Там будут представители Минпромторга, я надеюсь, представители Российского экспортного центра, Московский экспортный центр будет с нами, вы будете с нами. В том числе, в качестве победителя ежегодной национальной премии «Выбор родителей» и там вы будете выступать в качестве спикера. То есть вы сможете ещё на какие-то дополнительные вопросы ответить, какую-то ещё интересную информацию нам всем донести. Причём я уверена, что это будет интересно широкому кругу читателей, слушателей и всех, кто об этом узнает. Спасибо вам большое, коллеги, что присоединились к этому утру.
Анна Воротникова:
Спасибо вам за приглашение, было здорово.
Екатерина Аксенова:
Спасибо. До свидания.