{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Хитров Руководитель аналитической группы РБК Исследования рынков. Эксперт в области маркетинговых исследований 24 сентября 2019г.
Аналитика всему голова!
В новой программе поговорим об исследованиях медицинского рынка. Об оценке существующей рыночной ситуации ведущими аналитиками.

Дмитрий Ахтуба:

Здравствуйте! Это программа «Мединвестклуб с доктором Ахтуба». Как обычно, мы говорим о проектах в области медицины и всем том, что касается здоровья человека. Cегодня несколько непривычная для нас тема – о цифрах. Мы пригласили Сергея Хитрова – руководителя аналитической группы РБК Исследования рынков, эксперт в области маркетинговых исследований. Прежде чем мы начнем основную тему, хотелось бы узнать, как Вы пришли к тому, чем Вы занимаетесь сейчас? В детстве точно не мечтали быть аналитиком РБК.

Сергей Хитров:

РБК в детстве практически не было. На самом деле, просто РБК оказалось моим первым местом работы, сразу после института – Государственный университет управления, специальность – «Математические методы в экономике». В дипломе у меня написано «экономист-кибернетик». Сейчас уже таких специальностей мало. Редкая профессия, она связана с аналитикой, то есть на протяжении всех институтских лет мы активно изучали самые разные методы исследований, методы математического анализа, тервер, матстат, много статистики, математики.

Дмитрий Ахтуба:

А почему Вы пошли на эту специальность? Родители предопределили выбор?

Сергей Хитров:

Нет, это был, скорее, мой выбор, потому что со школы мне больше нравились точные науки, и у меня большого выбора не стояло.

Дмитрий Ахтуба:

Вы пришли на РБК. И чем начали там заниматься?

Сергей Хитров:

Примерно тем же, что и сейчас, только в более низких стартовых позициях. Это сразу была работа, связанная с маркетинговыми исследованиями. И так планомерно, год от года я в себе открывал новые навыки, знания, изучал, обучался и потихонечку рос по карьерной лестнице, и дорос до руководителя аналитической группы РБК Исследования рынков. Сейчас у меня есть целая команда, мы изучаем различные рынки, сфокусированы мы прежде всего на потребительском секторе, на потребительских рынках. И «от» и «до» делаем маркетинговые исследования, качественные продукты, чтобы дать точную, полезную информацию игрокам рынка, чтобы они могли лучше развиваться, лучше переживать современные кризисы, которые очень сложны, многогранны, и без аналитики никуда.

Дмитрий Ахтуба:

И что говорит аналитика про кризис?

Сергей Хитров:

Острая фаза закончена. Сейчас мы находимся в стадии затяжного, вялого роста, точнее, даже восстановления. Рост у нас начался буквально в конце 2018–начале 2019 года, когда мы по большинству рынков перекрыли максимумы 2014 докризисного года. Но, тем не менее, он неустойчив. У нас есть множество внешних факторов, которые негативно на нас влияют. Сохраняются валютные риски, санкционные риски. И в этих условиях о полноценном восстановлении говорить пока рано. Но острая фаза пережита, и в целом надежда на хорошее будущее развитие есть.

Дмитрий Ахтуба:

Приятно это слышать, потому что обычно аналитики сгущают краски, послушаешь какой-то анализ, и пропадает желание чем-либо заниматься.

Сергей Хитров:

В конечном итоге мы все умрем, но время еще есть.

Дмитрий Ахтуба:

Большое количество проектов прошло через Ваши руки, чем Вы больше всего гордитесь? Что считаете главным достижением?

Сергей Хитров:

Все проекты являются большим, важным, главным достижением. У нас был ряд интересных проектов, где приходилось не дюжие усилия прилагать, чтобы найти информацию, проанализировать и оценить. Один из таких известных проектов на рынке, который все знают и обсуждают, проект Siemens, то есть мы оценивали вклад Siemens в российскую экономику. Это компания, которая работает во множестве сфер, включая и медицинскую. Она производит оборудование для рентгенов, УЗИ. Очень много важного компания делает в разных сегментах. И посчитать ее вклад в ВВП России, вклад в развитие всей экономики – очень сложная задача. Мы эту задачу выполнили. Получился очень интересный продукт. Он в открытом доступе, его Siemens распространяет, и можно посмотреть, какая работа была проделана. Это из сложных проектов, где действительно тяжело произвести оценку. За всю карьеру РБК самый необычный и интересный проект был связан с исследованием аудитории посетителей Гран-при «Формулы-1» в Сочи.

Дмитрий Ахтуба:

И что там выяснилось интересного?

Сергей Хитров:

Аудитория Гран-при, которое было в 2014 году, и всего, что после, достаточно сильно отличалась, потому что 2014 год – это впервые в России за последние 50-60 лет были проведены международные автомобильные соревнования такого уровня. Многие люди были рады попасть на этот первый Гран-при «Формулы-1». Со следующего года ситуация начала меняться, аудитория сменилась. И уже у организаторов возникли цели и задачи по тому, чтобы привлекать новую аудиторию к посещению данных соревнований. Это куча задач, связанных с измерением того, что нравится, что не нравится, какие плюсы в организации, какие минусы, что нужно организаторам улучшать, как вести ценовую политику, то есть чтобы люди охотнее приезжали на соревнования. И вот этими задачами мы и занимались.

Результаты интересные, они выразились и в оптимизации цен на билеты, и в оптимизации культурно-развлекательной программы во время проведения соревнований. То есть мы это исследование делали целых 5 лет.

Дмитрий Ахтуба:

В Сочи было впервые прямое противостояние с Монако?

Сергей Хитров:

Не до такой степени, история «Формула-1» насчитывает уже много десятков лет, а у нас в эти выходные будет только 6-е Гран-при.

Дмитрий Ахтуба:

Когда Вы говорили про Siemens, там была задействована медицина. Какие еще медицинские проекты у Вас были?

Сергей Хитров:

Медицинских проектов у нас было несколько. Заказчиков не могу раскрывать, все-таки есть коммерческая тайна. Но они были связаны с маркетингом, то есть компании хотели либо подтвердить свои позиции на рынке, либо показать свои конкурентные преимущества по сравнению с другими. И чаще всего это использовалось ими в рекламных компаниях, в развитии своей маркетинговой активности на рынке. И плюс у нас каждый год выходят тиражные общедоступные исследования, которые находятся среди всех участников медицинского рынка. Они доступны всем.

Дмитрий Ахтуба:

Методы анализа, которые применяются в разных отраслях, в частности в медицине, отличаются от тех методов, которые применяются в других сферах?

Сергей Хитров:

В любом случае всегда какие-то отличия существуют, но мы должны собрать информацию об игроках рынка, мы должны собрать информацию о потребителях, посмотреть официальную статистику. В принципе, эти алгоритмы сбора на всех рынках практически одинаковые. Разница идет дальше, в анализе. То есть когда мы собрали статистику, мы смотрим, как ее лучше анализировать, как ее представлять и как на основе этой статистики прогнозировать будущее рынков.

Дмитрий Ахтуба:

Насколько этим отчетам можно верить? Потому что я смотрю на рынок медицинских услуг и понимаю, что там очень большая доля серого рынка.

Сергей Хитров:

Сейчас уже не такая большая. Это не то, как было 15 лет назад.

Дмитрий Ахтуба:

Но, тем не менее, очень много. Особенно наши коллеги косметологи жалуются.

Сергей Хитров:

В некоторых сегментах доля серого рынка большая. В косметологии 50 и более процентов как минимум, а то и больше. Но в целом по рынку эти показатели не превышают 20 процентов. Просто для сравнения, 15 лет назад на всем рынке медуслуг это было больше 50 процентов.

Прежде всего, в рамках всей медицинской отрасли это благодарность врачам госклиник. Иногда сами пациенты готовы платить что-то просто в благодарность, иногда это завуалированная оплата, то есть сами врачи за свои услуги требуют от пациентов что-то. В абсолютных выражениях что сейчас, что 15 лет назад суммы примерно одни и те же. Сумма значительная, около 200 миллиардов рублей в год. Но при этом легальный рынок и рынок ДМС все эти годы значительно прибавляли, и весь рынок медицинских услуг, по нашим оценкам, сегодня превышает 800 миллиардов рублей. Соответственно, нелегальная часть остается. Да, это проблема, но она уже не такая острая, как это было раньше.

Чтобы было доверие к маркетинговым исследованиям, в них должна использоваться статистика из разных источников. Мы это используем, то есть анализируем и статистику игроков рынка, то есть непосредственно их финансовую отчетность, опрашиваемых, сколько у них работает медицинских центров, география открытия медицинских центров. И мы видим, какие игроки лучше развиваются, какие хуже развиваются. Это первый источник, из которого мы получаем информацию.

Второй источник – это государственная статистика, то есть то, что у нас собирает Росстат, то, что собирает Минздрав. Вот эту статистику мы также используем, сопоставляем, сравниваем с данными о компании, которые у нас есть.

Третий источник – это потребительские исследования, то есть мы опрашиваем большое количество россиян, более 4 тысяч человек ежегодно. Выборку мы специально делаем репрезентативно. Что это значит? Наша выборка охватывает все российские города, все возрастные группы, и мужчин, и женщин, то есть эти структуры нашей выборки полностью повторяют структуру населения России. По этой выборке можно делать выводы относительного действительного положения дел в России. Оперируя всеми этими данными из разных источников, мы и можем получать такие оценки развития рынка. И поскольку методика у нас преемственная, каждый год она одинаковая, с небольшими улучшениями и дополнениями, мы имеем возможность строить динамику, и из этой динамики мы видим, что за последние годы рынок теневой медицины значительно уменьшается. Хотя в некоторых сегментах – это и косметология, и пластическая хирургия – сохраняется большая доля теневого сегмента, что плохо и для рынка, и для пациентов, и для легальных игроков, потому что репутация страдает.

Дмитрий Ахтуба:

Все страдают от этой ситуации. И сейчас многие медицинские организации объединяются, чтобы бороться вместе с этим серым рынком, потому что он не дает развиваться легальному рынку. Он накладывает определенную административную нагрузку, неадекватную, на тех, кто легально работает на рынке.

Сергей Хитров:

Они вынуждены выдерживать ценовую конкуренцию, потому что у них издержки значительно выше – у легальных игроков по сравнению с нелегальными, а при этом риски такие же, как нелегальные игроки нести не могут. Поэтому ситуация сложная. Но государство здесь должно вмешиваться в плане контроля.

Дмитрий Ахтуба:

Сейчас и Государственная Дума больше обращается в общественные медицинские организации. И мы видим, что реальные вопросы пошли на реальную позицию игроков рынка. Поэтому я думаю, что что-то сдвинулось. Будем надеяться, что Ваши исследования подтвердят это.

Сергей Хитров:

Мы также это видим, но этих сегментов пока ситуация касается не в той степени, но в целом рынок движется в легализационном направлении.

Дмитрий Ахтуба:

Если смотреть на рынок медицины в целом, какие глобальные тенденции?

Сергей Хитров:

Если сравнивать с мировым рынком, в России специфический рынок медицинских услуг. У нас первое место – это ОМС. В отличие от других розничных рынков рынок медицины в России стабильный. На нем нет бешеного развития частного сектора, но медицина в значительной мере, более чем на 80 процентов, это государственная медицина. И глобальных придвижек здесь не будет, то есть рынок по-прежнему будет в основном связан с государственной медициной. Частная медицина в России – это, скорее, дополняющая отрасль, то есть даже обеспеченные россияне не в состоянии по разным причинам пользоваться исключительно услугами частной медицины. То есть частная медицина – это дополнительные услуги. Люди могут ходить в клиники по ОМС в обычные государственные либо в частные по ОМС, что тоже теперь уже бывает, и пользоваться услугами частных клиник как дополнительными.

В этих условиях самые распространенные дополнительные услуги частных клиник – это лабораторная диагностика. Именно сегмент лабораторной диагностики России – это главный тренд рынка, он развивается просто бешеными темпами. У лидера рынка уже больше тысячи пунктов приема биоматериала. Есть еще ряд компаний, которые просто сотнями в год открываются. И динамика сегмента очень значительная.

И что еще интересно для этого сегмента, он пошел развиваться по модели франчайзинга, что для медицинского рынка России относительно новая вещь по сравнению с другими рынками, но в лабораторной диагностике это просто, потому что компетенций для того, чтобы взять кровь у пациента, нужно минимальное количество. Достаточно просто найти персонал. Не нужны значительные инвестиции. Нет значительных рисков. И при этом огромный спрос на эти услуги. Поэтому по франчайзингу медицинские лаборатории, особенно в отдаленных городах, где ничего другого нет, просто как грибы после дождя появляются. И это есть главный тренд российского рынка.

Что касается более сложных сегментов, это многопрофильные клиники, специализированные на определенной группе заболеваний, то за последние несколько лет их количество неизменно, то есть значительного роста нет. Существующие медицинские учреждения, они вполне могут удовлетворить потребности россиян в частной медицинской помощи.

Дмитрий Ахтуба:

Итак, один из глобальных трендов российской частной медицины – это развитие пунктов лабораторных анализов. У меня складывалось ощущение, что там уже рынок перенасыщен. Я был уверен, что крупные игроки уже давно все поделили.

Сергей Хитров:

Да, пожалуй, ситуация такова в крупных городах, но Россия большая, и в связи с государственной оптимизацией, когда много государственных клиник либо реструктуризировались, либо закрывались, возникла большая потребность в пунктах, где можно сдать анализы, прежде всего, в некрупных городах, то есть удаленных от центра. Основное развитие этого рынка в России, основной прирост точек, где можно сдать кровь, сегодня происходит в небольших городах, то есть численностью населения до 200-250 тысяч человек. Конечно, если речь идет о крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, то практически у каждой станции метро есть своя лаборатория. Конкуренция очень высокая, но она не такая высокая в небольших городах, рынок развивается там.

Дмитрий Ахтуба:

Можно это транслировать на другие секторы медицины?

Сергей Хитров:

Проблема упрется в доходы населения, то есть в небольших городах доходы населения по сравнению с крупными значительно ниже, и при этом люди не будут готовы получать полноценное лечение за деньги, то есть они приходят к своим врачам в поликлиники, им говорят: «Вам нужно сдать такие-то анализы, у нас можно, но ждать две недели, результаты – еще месяц». При этом для них есть альтернатива – сходить в лабораторию на другом конце города пешком за 15 минут, сдать анализы, на следующий день получить результаты и прийти к тому же врачу в поликлинику с этими результатами. Они не будут готовы пойти в платную клинику за этими услугами. Поэтому на текущем этапе развития полноценной частной медицины в регионах мы не ждем точно.

Дмитрий Ахтуба:

Сдерживается прежде всего экономической ситуацией?

Сергей Хитров:

В данном случае экономическая ситуация очень сильно влияет. Для всех слоев населения государственная бесплатная помощь есть. То есть эта альтернатива существует, вполне можно получить услуги, иногда очень качественные. Когда есть бесплатная альтернатива, даже обеспеченные слои населения не побегут сразу в частные клиники отдавать свои деньги, потому что они их могут потратить на что-то другое. Соответственно, в текущих условиях ситуация не изменится ни там, ни там.

Дмитрий Ахтуба:

А что происходит со страховой медициной?

Сергей Хитров:

Достаточно стабильный сегмент. Все время говорили о снижении расходов государства на ОМС. Но на самом деле, это не так. Все-таки расходы на ОМС каждый год государство увеличивает, но если взять эффект медицинской инфляции, если эти данные наложить один на другой, то мы получим, что по сравнению с 2013 годом сейчас расходы немножечко ниже на медицину, но не слишком значительно. А если говорить об абсолютных цифрах, то сейчас расходы на ОМС выше, чем были до кризиса. Но из-за инфляции они примерно на уровне 2013 года находятся.

Сейчас есть специализированные проекты, государственные, направленные на увеличение продолжительности жизни. И там предусмотрен рост расходов на медицинское обслуживание за счет реализации федеральных целевых программ. Но это в будущем, пока значительного роста нет.

ДМС-сегмент рынка достаточно устойчив, но не растущий. В чем особенность? В России не очень большое количество людей, которые самостоятельно приобретают полисы, поэтому сегмент больше чем наполовину корпоративный. Кризис 2014 года, 2015-2016 годов, корпоративные страховые программы – это первое, на чем компании могут оптимизировать свои расходы, первое, на чем они могут их сократить. Эти годы были для ДМС достаточно сложными. Сейчас ситуация управляется, то есть рынок ДМС потихонечку растет, но показатели измеряются 3-4 процентами, 2 процентами, в зависимости от года, то есть сегмент значительно проигрывает.

Дмитрий Ахтуба:

А если вернуться к рынку коммерческой медицины и попробовать именно там, где люди платят деньги, без страховых, что происходит там? Чек растет? Идет переток из государственной?

Сергей Хитров:

Нет, она не равномерная. Чек растет в среднем на величину медицинской инфляции, в показателях – 5-10-15 процентов. Инфляция в медицинском секторе немножечко выше, чем общая потребительская инфляция в России за счет того, что оборудование, которое применяется, практически все иностранное, связано с ростом заработных плат врачебного персонала, потому что государство повышает заработные платы своим сотрудникам. Частные клиники тоже вынуждены делать такие же шаги, чтобы удерживать и привлекать новых работников. Соответственно, инфляция в медицинском секторе немножечко выше, чем в среднем по стране. Поэтому цены подрастают там побольше. То есть у нас инфляция была 3-4-5 процентов, в медицинском сегменте она может достигать 10 процентов в год. Но в целом качественное увеличение чека не происходит.

Дмитрий Ахтуба:

То есть все очень стабильно на этом рынке?

Сергей Хитров:

Достаточно стабильно. Он кризис пережил лучше, чем другие рынки.

Дмитрий Ахтуба:

Если попробовать прогнозной деятельностью заняться, что нас ждет впереди? Есть новые специализации, которые начинают расти?

Сергей Хитров:

Всегда появляются новые сегменты. Медицина – это очень консервативная отрасль, здесь чего-то сверхнового ждать не стоит. Не так давно на рынке появились услуги генетической диагностики, связанные с исследованием генома человека. Открывались целые сети компаний, которые предоставляли только такие услуги. Но это дополнительный микросегмент, прорывных технологий на медицинском рынке уже много лет не было и когда будет – неизвестно. Поэтому развитие здесь общеэкономическое. Рост рынка, который мы прогнозируем, медицинских услуг, частной медицины в России будет на уровне роста ВВП, плюс-минус 1,5 процента. То есть в 2020 году мы ожидаем рост на 3 процента, это примерно на уровне роста ВВП.

Дмитрий Ахтуба:

Что происходит в области телемедицины?

Сергей Хитров:

Дистанционные медицинские услуги сегодня набирают популярность среди россиян. Самым популярным способом записи к врачу является Интернет, то есть люди могут записаться либо в государственную поликлинику с помощью сайта госуслуг, так же записываются в частные клиники, используя специальные сайты-агрегаторы докторов. Там можно прочитать и отзывы, можно выбрать время, запись. В первую очередь люди пользуются такими услугами.

Касаемо непосредственно услуг телемедицины, этот закон был принят с целью просто легализовать или прописать нормативную базу уже существующего положения дел в отрасли, потому что консультации по телефону были очень давно уже на рынке, и здесь просто нужно было легализировать и стандартизировать эту схему.

Еще из того, чем чаще пользуются люди в связи с дистанционными услугами, это получение результатов анализов через Интернет, то есть люди больше не ходят в лаборатории за распечаткой результатов – они их получают дистанционно и сразу идут к своему врачу.

Дмитрий Ахтуба:

А что происходит на внешних рынках?

Сергей Хитров:

По данной теме говорить достаточно трудно, но предположу, что примерно то же самое и происходит с некоторыми инновационными исключениями.

Дмитрий Ахтуба:

Поговорим о том, что происходит в экономике, какие отрасли сейчас наиболее растущие?

Сергей Хитров:

Среди потребительских рынков неплохо себя чувствует рынок общественного питания.

Дмитрий Ахтуба:

Особенно в части доставки?

Сергей Хитров:

Да, особенно в части доставки. Во-первых, он преодолел докризисные пики, он уже больше сегодня, чем был в 2014 году. Сегмент доставки просто очень быстро развивается. Это лидеры рынка, которые мы видим по столице, они его двигают. В Москве это Яндекс.Еда и Delivery Club. То есть рынок доставки показывает очень хороший показатель. Но что быстрее и сильнее всего развивается в современной российской рознице, это интернет-торговля. Интернет-торговля растет колоссальными темпами, больше 50 процентов за год. Никакие другие рынки себе такого позволить и близко не могут.

Почему так происходит? В Интернете практически неограниченный выбор за экраном компьютера, ниже цены, чем в рознице, и практически полностью решены теперь проблемы с доставкой товара либо с пунктами самовывоза. Потребителям совершать покупки в Интернете стало проще, чем это было несколько лет назад. И в условиях кризиса, когда у людей времени все меньше и меньше, потому что нужно больше работать, именно интернет-торговля – отличный выбор, для того чтобы совершить покупку. Это те рынки, которые себя чувствуют хорошо.

Дмитрий Ахтуба:

Рынок в целом или какие-то отрасли лидируют?

Сергей Хитров:

Речь в данном случае идет о товарах, требующих доставки, потому что с товарами, не требующими доставки (авиабилеты, различные билеты на мероприятия, соревнования, кино), проблем с логистикой не было никогда, и эти рынки чувствуют себя относительно стабильно общего развития экономики. Но там, где нужна доставка, раньше существовал ряд проблем, связанный с логистикой, сейчас этих проблем меньше. На рынке появились крупные игроки, которые могут себе агрегировать очень большое предложение, развиваются в форматах либо маркетплейса, либо просто в форматах онлайн-гипермаркета, онлайн-мегамаркета, и они способны предложить покупателю возможность быстро совершить покупку и быстро получить товар удобным способом.

Дмитрий Ахтуба:

Здесь тоже есть региональная специфика?

Сергей Хитров:

В России сейчас практически не осталось региональной специфики. Все крупные интернет-магазины работают по всей России. Раньше были крупные региональные проекты, например, магазин Е96, который в Екатеринбурге, местный проект, но он достаточно быстро обанкротился, то есть даже ему не удалось навязать конкуренцию крупнейшим игрокам. В данном случае в России быстрее всего развиваются компании, которые могут аккумулировать супербольшое предложение для покупателя.

Дмитрий Ахтуба:

Супербольшое предложение – широта ассортимента?

Сергей Хитров:

Широта ассортимента либо сфокусированность на определенном сегменте, будь то fashion-товары (одежда, обувь), либо это просто маркетплейс, который продает что угодно.

Дмитрий Ахтуба:

Медицинские услуги пока таким образом не продвигают?

Сергей Хитров:

Были одно время сервисы, предлагающие купоны на медицинские услуги, но это с треском провалилось. И мы даже делали специализированные исследования. Дело в том, что скидки, которые предоставлялись по этим купонам, потом клиники, которые их предоставляли, хотели отбить с клиентов, которые к ним пришли. Куча негативных отзывов. Сейчас еще можно найти такие предложения, но спросом они уже не пользуются. Интернет-торговля – это все-таки не для медицины. Медицина – специфический рынок. Здесь важен контакт пациента с доктором, и в Интернете такие услуги продаваться не будут.

Дмитрий Ахтуба:

На сегодняшний день лабораторную диагностику можно заказать домой, на предприятие?

Сергей Хитров:

Можно заказать выезд домой, просто пользуется этим очень ограниченное количество людей, это к вопросу о том, почему люди при заказе интернет-магазинов чаще выбирают самовывоз. Да потому что они пойдут в удобную для них точку в удобное для них время. А если они вызовут курьера или вызовут человека из клиники, который возьмет у них кровь, он приедет во время, когда ему это будет удобно, то есть не факт, что это время совпадет с ожиданиями клиента. Поэтому здесь могут быть экстренные случаи или специфические случаи, но в целом для потребителя медицинских услуг схема, что к нему кто-то приезжает домой и берет у него кровь, менее удобна, чем он сам в удобное для себя время идет и ее сдает.

Дмитрий Ахтуба:

То есть небольшой процент от общего?

Сергей Хитров:

Абсолютно. Этот процент измеряется единицами. 1-1,5 процента, 2 процента, не больше.

Дмитрий Ахтуба:

Периодически возникают новые предложения или хорошо забытые старые. Например, в стоматологии были удивительные брекеты, которые можно было без посещения ортодонта носить, и чудесным образом у тебя все вставало на свои места. Из таких сегментов в медицине что-то еще появляется?

Сергей Хитров:

Я думаю, что каждый день что-то появляется, но боюсь, что это на 99 процентов будет маркетинг.

Дмитрий Ахтуба:

Сергей, чем кроме цифр Вы увлекаетесь?

Сергей Хитров:

Как все, я люблю путешествовать.

Дмитрий Ахтуба:

Где Вы были последний раз?

Сергей Хитров:

Мы с женой предпочитаем Азию. Любим посещать страны с большим культурно-историческим наследием, чтобы было что посмотреть, о чем подумать и что запомнить на всю оставшуюся жизнь. Поэтому путешествия – вещь интересная. Но еще кроме аналитики я люблю новые вещи для себя открывать, что-то новое изучать. В последнее время я занялся такими вещами, как системы автоматизированного орошения, то есть у себя за городом построил сам систему автоматического полива деревьев и могу со смартфона из любой точки мира ее настраивать, запускать, включать, выключать.

Дмитрий Ахтуба:

С чем могут обращаться к Вам наши слушатели, наши зрители? Какие запросы, если мы говорим про медицинскую тематику? К вам могут обращаться отдельные клиники, врачи, сети?

Сергей Хитров:

Да, конечно. У нас есть комплекс исследований, мы всегда готовы помочь информацией, посмотреть, что у нас есть, и на бесплатной основе, и на платной основе, в зависимости от того, что нужно клиенту. У нас есть исследования потребителя, то есть как люди выбирают медицинские услуги, в какие клиники ходят, сколько на это тратят, как часто обращаются, к каким специалистам. У нас есть очень подробная статистика по географическому распределению частных клиник, частных лабораторий по всем городам России в динамике. Есть статистика как движется рынок, куда он растет, какие сегменты как развиваются. На основе этой статистики мы готовы всегда чем-то поделиться, что-то показать.

Дмитрий Ахтуба:

Ваши услуги по силам глобальным корпорациям или могут себе позволить небольшие клиники?

Сергей Хитров:

Нет, у нас тиражные работы совершенно недорогие, они измеряются цифрами до 100 тысяч рублей. Это незначительная сумма даже для небольших компаний. Естественно, мы работаем с заказными исследованиями, то есть там уже более специфические проекты, там уже другого плана бюджеты, они, скорее, для крупных игроков.

Дмитрий Ахтуба:

Что чаще всего выбирают мелкие игроки рынка?

Сергей Хитров:

Естественно, готовые исследования, которые уже есть. Потребительское поведение, то есть как ведут себя потребители на рынке медицинских услуг. И очень часто используют наше основное исследование, посвященное рынку частной медицины, где вся информация о рынке, о географии работы игроков, о перспективных регионах, где стоит открывать частные клиники, и там же содержатся прогнозы, то есть как рынок будет развиваться в будущем.

Дмитрий Ахтуба:

Огромное спасибо, Сергей! Вы сегодня много интересного рассказали. У нас в гостях был Сергей Хитров. Сергей является руководителем отдела аналитики РБК Исследования рынков. С вами была программа «Мединвестклуб с доктором Ахтуба». И если какие-то вопросы у вас остались, друзья, можете найти в соцсетях. Задавайте вопросы, я передам их Сергею. Можно Сергею напрямую их задавать. До новых встреч!