Татьяна Буцкая:
С вами пограмма «Выбор родителей». Меня зовут Татьяна Буцкая, я автор и ведущая. Сегодня я хочу с вами поговорить про ОМС. Вопрос особенно стал актуален последние годы, потому что сейчас в системе ОМС стали появляться страховые представители 1-го, 2-го, 3-го уровня ― люди, которые должны отстаивать ваши права.
Я не знаю, насколько часто вы бываете в поликлиниках, меня жизнь стала заносить в поликлиники, я езжу не только в роддома, к нам присоединилось и поликлиническое звено. Я езжу по всей России и вижу новинки, что где-то висит телефон, можно поднять трубку и позвонить в свою страховую компанию, сказать: я хочу записаться к врачу, а меня не записывают. Вам скажут: прекрасно, сегодня Ваш день, потому что мы сейчас Вам поможем. Таких вопросов может быть сколько угодно, от того, к какому врачу меня записали, до того, как со мной разговаривали и какой мне назначили анализ, платно или бесплатно. Все это вы можете выяснить сразу в поликлинике, позвонив в свою страховую компанию. Другие страховые компании делают информационные зоны, где на больших дисплеях выведена информация о всех мерах поддержки по ОМС. До того, как вы попадете к врачу, вы сможете ознакомиться с вашими правами, прав у вас намного больше, чем обязанностей, что очень приятно. Поэтому пользуйтесь, пользуйтесь вашими правами. Чтобы разобраться в том, что вам дано по вашей, как я ее называю, «золотой карточке» ОМС ― она, правда, золотая, потому что, если уметь ею пользоваться, вы сможете очень облегчить себе жизнь и точно много сэкономить ― я представляю моего сегодняшнего гостя: Эльвира Харитонова, врач-эксперт компании «АльфаСтрахование-ОМС».
Эльвира Харитонова:
Я очень рада здесь сегодня присутствовать. Мне бы очень хотелось рассказать про «золотую карту» ОМС, о которой сейчас было сказано. В ОМС большое количество услуг, которые вы можете получить бесплатно. Именно ОМС было создано программой госгарантии нашего правительства для того, чтобы наши граждане могли, получив страховой полис в любой из компаний, которая представлена в их городе, выбрать самим ту компанию, в которой они хотят получить услуги. После того, как получаете страховой полис, вы приходите в выбранную вами поликлинику, женскую консультацию, и можете записаться либо в регистратуре, либо на сайтах выбранного медицинского учреждения. Сейчас есть онлайн-записи, где можно записаться, выбрать доктора, выбрать удобное время, до работы или после работы, либо в течение дня, как удобно. Прийти, записаться и посетить врача.
Татьяна Буцкая:
Вы сейчас перечислили несколько тезисов, про которые чаще всего задаются вопросы. Во-первых, что значит выбрать врача? Я могу выбрать любого врача в женской консультации?
Эльвира Харитонова:
В женской консультации, как и в любых терапевтических, терапевты распределены по участкам. Так сделано для того, чтобы правильно распределить нагрузку на врача, чтобы врач знал свою беременную женщину, если он ее ведет, чтобы он мог ее посетить, если она сама не может прийти, убедиться, что с ней все в порядке. Такая же участковая служба существует в терапии и в педиатрии.
Татьяна Буцкая:
В женской консультации тоже по домам ходят?
Эльвира Харитонова:
Если нужно – ходят, есть патронаж беременных женщин, и женщин после родов. Эта служба была создана еще в Советском Союзе и продолжает работать.
Татьяна Буцкая:
За 2 беременности ко мне ни разу из женской консультации не приходили. Надо было какие-то заявки оставлять?
Эльвира Харитонова:
Если Вам назначена дата посещения, а Вы не пришли и не отвечаете на телефонный звонок, то врач женской консультации может прийти и убедиться, что с Вами все в порядке, не болеете ли, по какой причине не пришли. Патронаж осуществляется только в тех случаях, когда вы сами не можете посетить поликлинику, тогда доктор может прийти и осмотреть вас дома.
Татьяна Буцкая:
Для беременных же есть предродовой патронаж, когда должны прийти из детской поликлиники и посмотреть, как живет будущая мама. Верно?
Эльвира Харитонова:
Вы сейчас говорите об участковой службе педиатрии. Как правило, это бывает не до родов, а когда родился ребеночек, его принесли домой. Родильный дом, когда выписывает женщину, дает телефонограмму, назовем так, по месту жительства в ту поликлинику, к которой должен быть прикреплен ребенок. Получив телефонограмму, участковый врач-педиатр приходит в первую неделю, посещает маму, осматривает ребеночка, и смотрит, в каких условиях живет ребенок, дает рекомендации. Патронажная служба до сих пор работает, очень хорошо работает.
Татьяна Буцкая:
Это педиатрическая, а есть еще служба, которая приходит к беременным. Может быть, она не по всей стране работает, надо будет разобраться. Есть те, которые приходят до родов, посмотреть, куда принесут ребенка. Друзья, мы с вами под хорошим контролем специалистов, которыми надо уметь правильно пользоваться.
Итак, мы можем выбрать врача, можем выбрать и женскую консультацию. Во время беременности часто девочки спрашивают: могу ли я наблюдаться не в своей женской консультации, куда обычно хожу, а я знаю, что на Китай-городе есть прекрасная женская консультация, врач Петрова, я очень хочу у нее наблюдаться. Может ли она конкретно на время беременности поменять свою женскую консультацию?
Эльвира Харитонова:
Может поменять. В этом случае нужно подойти к заведующему, либо к главному врачу и написать заявление с объяснением. Если главный врач позволяет, и если самой беременной будет удобно ездить на Китай-город. Нужно учитывать, что удобно ей в I-II триместре, не будет ли ей тяжело, когда срок уже станет большой. Все эти моменты надо всегда продумывать, особенно в III триместре, когда уже тяжело ездить, тяжело ходить, стараться выбрать консультацию, которая находится рядом с домом. Если женщина выбирает определенного врача и хочет наблюдаться у него, то, конечно, это ее право. Если главный врач, где работает врач Петрова, подписывает данный документ, что возможно, то проблем нет. Главные врачи, заведующие всегда рады, когда к ним приходят посторонние, не по месту жительства. Сейчас во многих поликлиниках и родильных домах есть день открытых дверей, когда родильные дома в определенный день приглашают, показывают, и что называется, завлекают к себе пациентов.
Татьяна Буцкая:
Друзья, так приятно, когда мне рассказывают, что сейчас везде есть дни открытых дверей. 4 года назад мы начинали проводить в Москве «марафоны по роддомам». Я лично объезжала каждого главного врача и объясняла, почему я к нему хочу прийти: у меня есть 50 беременных женщин, которые хотят посмотреть родом. Тогда было большое количество вопросов: зачем беременным показывать роддом, они все равно сюда приедут. Потом пересчитывалось в деньги, потому что 98 % женщин оставались в том роддоме, который ей понравился в ходе осмотра. Поскольку у нас одноканальное финансирование, то, чем лучше ты расскажешь про роддом, тем больше к тебе придут рожать. Со временем мы подобный марафон по роддомам запустили по всей России. Замминистра здравоохранения Яковлева 12 июля подписала письмо на имя всех руководителей федеральных округов России, всех региональных министерств, что: обязательно во всех роддомах должны проводиться дни открытых дверей; обязательно поддерживать грудное вскармливание не номинально, а именно те 30 минут в течение 2-х часов; разрешить посещение родственникам в послеродовое отделение, поскольку оно сейчас разрешено только тем, которые рожают по контракту. Это моя внутренняя победа.
Эльвира Харитонова:
Очень замечательная Ваша победа. Женщина, особенно когда первый раз рожает, не знает, куда она идет. Если ранее она никогда не была в медицинском учреждении, то она всегда испытывает волнение. Попав предварительно и посмотрев на людей, которые ее будут встречать, принимать роды, палаты, где она будет лежать, естественно, она успокаивается. Когда она туда приходит, сами роды в знакомых стенах проходят намного проще. Поэтому прекрасная победа!
Татьяна Буцкая:
Давайте вернемся к беременной, которая хочет поменять женскую консультацию. Сейчас женские консультации присоединены к роддомам. С точки зрения административной главной единицы, на чье имя надо писать заявление? На имя главного врача женской консультации, роддома, либо поликлиники, как правильно?
Эльвира Харитонова:
Женская консультация присоединена к роддому, это сделано для участковости. Женщина наблюдается в женской консультации, потом идет рожать в родильный дом при той же женской консультации. Если одно юрлицо, то пишется заявление на имя главного врача роддома. Женская консультация и роддом считается одним юридическим лицом, поэтому на главного врача родильного дома.
Татьяна Буцкая:
Теперь открывайте нам тайны. Правда ли, что если беременная наблюдается в женской консультации при роддоме, потом идет в тот родом рожать, то для женской консультации либо для роддома есть некий финансовый бонус? То есть, если женщина наблюдалась в женской консультации при одном роддоме, а пошла рожать в другой роддом, то кто-то кого-то оштрафует?
Эльвира Харитонова:
Не совсем так. Здесь какая заинтересованность? Если женщина наблюдается в женской консультации, ей выдается родовой сертификат. По родовому сертификату финансирование делится на 2 части: финансирование женской консультации и родильного дома. Если женщина наблюдалась в женской консультации, а ушла рожать в другой родом, то роддом теряет финансовую поддержку.
Татьяна Буцкая:
Дело только в 6000 рублях, которые идут в роддом?
Эльвира Харитонова:
Да. Роддом теряет свою пациентку, бонус идет не им, потому что пациентка пришла рожать не к ним.
Татьяна Буцкая:
Что значит «не им бонус идет»? Все-таки, есть финансовые бонусы?
Эльвира Харитонова:
Чем больше у них проходит родов, тем больше идет финансирование лечебного учреждения.
Татьяна Буцкая:
Та самая одноканальная система. Нет такого, что ОМС что-то доплатит либо не доплатит, если женщина, наблюдаясь в женской консультации при одном роддоме, ушла рожать в другой роддом?
Эльвира Харитонова:
Нет, такого нет. Выделяются определенные объемы и на них выделяются деньги. Если объемы падают, если меньше женщин рожает, то и финансирование роддома будет меньше.
Татьяна Буцкая:
Она туда не дошла, роддом не получит деньги за ее роды и, плюс, не получит 6000 рублей от родового сертификата. Допустим, беременная наблюдалась в коммерческой клинике, потом идет рожать в государственный роддом. Где ей должны выдать родовой сертификат?
Эльвира Харитонова:
Она может прийти по месту жительства в консультацию, в которой она могла бы наблюдаться. Она может прийти, и ей выдают родовой сертификат, если она в нем нуждается.
Татьяна Буцкая:
Они же не выдадут. Они говорят: Вы не наблюдались у нас 12 недель, мы выдаем только тем, кто у нас наблюдался 12 недель.
Эльвира Харитонова:
Если она придет, когда срок больше 32 недель, женская консультация ей может отказать. Если она приходит раньше, то в выдаче ни декретного больничного листа, ни в сертификате не имеют права отказать, даже если она там не наблюдалась. Единственное, что они могут попросить ее встать и у них на учет по беременности, на основании учёта они выдают родовой сертификат.
Татьяна Буцкая:
Я вернусь к 12 неделям. В положении о родильном сертификате прописано, что надо наблюдаться в женской консультации обязательно 12 недель и тогда они его могут выдать. То есть 12 недель не так критично, получается?
Эльвира Харитонова:
Можно становиться не в начале беременности, а во II триместре, и до конца беременности как раз будет 12 недель. После 32-ой недели она не успевает попасть в срок 12-ти недель, поэтому родовой сертификат ей не выдают, но не значит, что ее в каком-то роддоме не примут. По-любому ее примут, у нее есть полис ОМС, помощь всегда будет оказана бесплатно и срочная, если нужно – экстренная и плановая помощь.
Татьяна Буцкая:
Если она поступает в роддом и у неё интересуются: где твой сертификат? Она говорит, что нет. Они: не возьмем мы тебя! Что ей дальше делать?
Эльвира Харитонова:
Ни в коем случае такого сказать ей не могут и не скажут, потому что родовой сертификат не является обязательным.
Татьяна Буцкая:
На что надо сослаться? Дайте букву закона, она есть?
Эльвира Харитонова:
Родовой сертификат нужен для стимуляции работы лечебного учреждения, его финансирования. Если женщина пришла, и у нее его нет, и медицинское учреждение оказало ей помощь – роды, то они сами в роддоме выписывают родовой сертификат, но исключается часть женской консультации, потому что в государственной женской консультации она не наблюдалась. Сертификат выписывается непосредственно в родильном доме и уже получается оплата родильного дома и детской поликлиники, в которой будет наблюдаться ребеночек.
Татьяна Буцкая:
Если беременная поступила, и какая-нибудь акушерка, которая не знает всей схемы, а у нее есть листочек, где перечислены документы, и среди них есть сертификат, а сертификата у женщины нет, то она говорит женщине: «Мы Вас не примем». Можно позвонить в страховую компанию?
Эльвира Харитонова:
Конечно.
Татьяна Буцкая:
Она может позвонить в свою страховую компанию, а страховой представитель может оперативно решить вопрос?
Эльвира Харитонова:
Он узнаёт, где находится пациентка, созванивается с руководителем медицинского учреждения. Он говорит о том, что к ним поступила пациентка, у которой нет родового сертификата, и объясняет ситуацию. Возможно, медицинский персонал не в курсе по своему незнанию, тогда руководитель подойдет, объяснит и, возможно, сделает замечание.
Татьяна Буцкая:
Как общаться со страховыми представителями по телефону? Откройте нам тайну, как общаться с медицинскими представителями первого уровня, для того чтобы вопросы решались?
Эльвира Харитонова:
В первую очередь, надо правильно формулировать, что хочет человек. Потому что иногда начинают говорить: я там сказала, а мне так ответили... Идет пересказ диалога, который был в лечебном учреждении, но сути человек не объясняет. Нужно понять, в чем ему отказали? Ему не назначили диагностическое исследование, которое в соответствии с его диагнозом необходимо было сделать; не назначили лекарственные препараты, диагноз подтвержден, а пациенту не выписали лекарственный препарат, не дали рецепт, и он не может получить его в аптеке. Нужно конкретно говорить, в чем причина, потому что представители первого уровня не врачи и не медицинские работники. Для того чтобы правильно направили к коллегам второго, третьего уровня, нужно правильно формулировать вопрос.
Татьяна Буцкая:
Надо ли в каком-то случае писать вопросы письменно в страховую компанию, а когда-то устного хватит?
Эльвира Харитонова:
Для того чтобы не было такого, что «представитель мне ответил так», хотя, сейчас все разговоры записываются, лучше написать в письменной форме. Когда пишется в письменной форме, страховая компания дает ответ в письменном виде. На основании ответа человеку будет понятно, он может показать лечебному учреждению, какой был дан ответ от страховой компании. Когда он приходит и говорит устно, что позвонил по телефону, то не всегда представители медицинского учреждения это воспринимают.
Татьяна Буцкая:
Как быстро должны отвечать?
Эльвира Харитонова:
Должны отвечать в течение 30 дней.
Татьяна Буцкая:
Если у вас долгоиграющий вопрос, например, во время беременности вам были назначены платные обследования, у вас остались чеки, и вы хотите с ними разобраться, то лучше написать в страховую компанию и приложить чеки, и дальше восстанавливать свои права. Либо у вас случилась проблема внутри роддома, и вы хотите в ней разобраться с помощью страховой компании, тогда тоже надо все описывать. У вас будет 30 дней ожидания, зато получите максимально развернутый ответ. Если ситуация срочная, вы приехали в роддом, родовой сертификат, либо грубое отношение персонала, когда вам кажется, что вы одна и никто не поможет, ― знайте, что вы можете позвонить в свою страховую компанию. Здесь, в свою очередь, мне хочется обратиться в страховую компанию: видите, я какую на вас возлагаю серьезную ответственность. Беременным вообще нельзя отказывать. Мне кажется, женщина в родах святая, ее вообще никак обидеть нельзя. Когда ей тяжело, ее не слышит врач, не слышит акушерка, и мы ее убедили, что есть защита в виде страховых представителей, она вам звонит. Если женщина из роддома звонит и говорит, что её обижают ― надо помочь разобраться.
Эльвира Харитонова:
Беременные женщины, дети, пожилые люди ― конечно, мы стараемся им быстро, оперативно помочь, подсказать, как лучше поступить. Мы реагируем очень быстро.
Татьяна Буцкая:
В чем разница страхового представителя 1-го уровня, 2-го, 3-го уровня?
Эльвира Харитонова:
Представители 1-го уровня ― те, кто принимает звонки. Решают, в чем проблема, как нужно помочь человеку, куда направить дальше. Это операторы.
Татьяна Буцкая:
От оператора ты должен услышать какое-то решение своего вопроса? Ты позвонил, рассказал ситуацию. Он может сказать, что «это не к нам»?
Эльвира Харитонова:
Нет, он не может так сказать. Если человек обращается, значит, проблему надо постараться решить. Он может перенаправить к старшим коллегам для решения вопроса.
Татьяна Буцкая:
Еще раз вам, для того чтобы уметь пользоваться системой страхового представителя. Человек, к которому вы дозвонились, должен вас перенаправить к специалисту. Если вам говорят, что не записали вас к неврологу и вы сами неправы ― это не тот ответ, которого вы ждете. Хотя, просто так прийти и сказать: «Мне надо МРТ. Где тут нажать на кнопку, записаться на МРТ», ― вы не можете, но вам это должны подробно объяснить. Объяснить путь, который вы должны пройти перед тем, как сделаете МРТ бесплатно, по полису ОМС.
Эльвира, очень важный вопрос. Я сейчас сказала «бесплатно»; все-таки, ОМС не бесплатная, а страховая медицина? Надо различать, потому что у всех нас в головах сидит, что по ОМС все бесплатно, но есть же ограничения?
Эльвира Харитонова:
Просто так пойти и сделать КТ, «я хочу МРТ, УЗИ» и так далее. Каждому исследованию есть определенные назначения, их должен делать врач. Чтобы сделать бесплатно МРТ по ОМС, нужно сначала попасть к врачу на консультацию. Врач осматривает и решает, что да, допустим, нужно сделать МРТ головного мозга, либо другое дополнительное исследование, должна быть запись. Каждое исследование, в том числе МРТ и КТ, имеет определенную нагрузку; если человеку станет плохо, за это будет отвечать врач, который назначил исследование. Когда мы проводим проверку, у нас есть штрафы, которые мы накладываем на необоснованное назначение диагностических исследований. Допустим, почему оно повлияло или стало пациенту хуже? Нужно высшее медицинское образование, чтобы понять, какое исследование нужно данному пациенту. Пациенту просто так прийти и сказать: «Назначьте мне…» ― такого не бывает. Все исследования должны быть по назначению врача.
Татьяна Буцкая:
Возвращаясь к нашей беременной. Приходит она в женскую консультацию, и ей говорят: Вам бы сейчас экспертное УЗИ сделать, а у нас просто аппарат, идите в соседнюю клинику и сделайте экспертное УЗИ платно, потом принесёте нам результаты. Что делать в такой ситуации?
Эльвира Харитонова:
Сейчас во всех поликлиниках в женских консультациях есть ультразвук. Если врач говорит такое, значит, он сомневается в заключении своего коллеги. Если он сомневается, значит, он должен направить в организацию более высокого уровня – в перинатальный центр, либо в консультативно-диагностический центр при перинатальном центре, где есть экспертные врачи высокого класса, где есть ультразвук. Они дают свое окончательное заключение, подтверждают, либо исключают патологию, которую выявил врач в женской консультации. Необязательно идти в платную клинику и там делать на дорогом аппарате ультразвуковое исследование. Если нужно сделать окончательное заключение, женщина придет в клинико-диагностический центр крупного лечебного учреждения, именно государственного. Там дадут заключение, что делать дальше с беременностью, если у ребенка выявлены пороки развития. Частные клиники не дают таких заключений, дают именно государственные клиники.
Татьяна Буцкая:
Медицина идет вперед, постоянно появляется что-то новое, более современное, современные методы исследования. на смену сложным исследованиям, когда беременной женщине делается пункция под контролем УЗИ, приходит неинвазивный тест. Когда я в первый раз увидела, я была шокирована. Рядом стоит УЗИ-аппарат, под контролем УЗИ врач вводит иглу внутрь живота беременной, берёт оттуда либо околоплодные воды, либо клеточки плода, для того чтобы определить, есть у него заболевания или нет. Так долгие-долгие годы проходили основные обследования беременных на сложные генетические заболевания. Сейчас на смену опасному исследованию приходят неопасные неинвазивные тесты, когда берут кровь, и все. В крови беременной можно выловить клеточки плода. Но медицина пошла еще дальше: если у вас 2 плода внутри, то можно выловить клетки и одного, и второго плода, и понять, есть заболевания у ребенка или нет. Сначала анализ стоил безумных денег, но с каждым годом он становится дешевле и дешевле. Безумных, я помню, что когда-то стоил около 100 000 рублей, сейчас около 30 000 рублей стоит, но все равно это деньги. Есть регионы, в которых этот неинвазивный тест делается бесплатно за счет регионального бюджета, где-то делается платно.
Как Вы думаете, насколько возможно введение этого теста в тариф ОМС? Насколько возможно введение новых методов исследования в тарифную сетку?
Эльвира Харитонова:
Медицина идет вперед и ОМС старается все новейшее включать в свою базовую программу. Сейчас в систему ОМС вошла высокотехнологичная помощь, есть перечень оказания высокотехнологичной помощи. То, о чём Вы сейчас рассказали, – один из способов оказания высокотехнологичной помощи, когда тест проводится на уровне генно-инженерной, клеточной, различных уровней. Конечно, стараемся рассматривать, включать. Каждый год федеральный фонд вместе с правительством, с Министерством здравоохранения включает дорогостоящие исследования, чтобы не платили пациенты, а государство могло бесплатно предоставить за счет системы ОМС.
Татьяна Буцкая:
Всё движется вперед, и наша страховая бесплатная медицина тоже идет вперед. Кроме списка медицинских препаратов, который должен быть вывешен в каждой женской консультации, что вам должно быть бесплатно, есть список обследований, которые должны быть проведены бесплатно. Там же есть телефоны и адреса ваших региональных департаментов, либо министерства здравоохранения, которые, в зависимости от региона, от себя выделяют дополнительные методы обследования.
Эльвира, всем интересно, как понять, какой объем помощи тебе должны предоставить бесплатно по ОМС, чтобы уметь им пользоваться?
Эльвира Харитонова:
Для беременных женщин, которые становятся на учет в женскую консультацию, начнем с первого этапа, амбулаторного. Обязательно берутся все исследования. Они включают общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимия, коагулограмма – свертывающая система крови, ТОРЧ-инфекция –токсоплазма, краснуха, вирусы, гепатит В, гепатит С, анализ на сифилис, ВИЧ, мазки - мазок на флору, мазок на цитологию. Осмотр и консультация смежных специалистов; как минимум, должен осматривать терапевт, офтальмолог, ЛОР-врач и стоматолог. Если пациентку спрашивают, чем она болела в течение жизни, и есть, допустим, заболевания почек или эндокринной системы, либо заболевания сердца, то по ОМС бесплатно назначается консультация смежных специалистов. По результатам выносится, к какой группе риска относится пациентка. Если группа высокого риска, ее должны назначить на дополнительную консультацию в клинико-диагностический перинатальный центр 3-го уровня еще во время беременности, для того чтобы понять, куда дальше маршрутизировать пациентку, где она должна рожать и дальше наблюдаться. Если у нее порок сердца, то она должна рожать в специализированном родильном доме. Если есть заболевание почек, то направляют в многопрофильную больницу, где есть урологическое отделение, потому что, если вдруг возникнет проблема с почками, чтобы сразу пришел уролог и могли оказать медицинскую помощь. Все бесплатно и не значит, что нужно идти платно к эндокринологу, или платно к урологу, хирургу, либо сосудистому хирургу, если у нее возникла проблемы с венами, у беременных часто бывает. Все делается бесплатно, в том числе исследование сосудов нижних конечностей. Например, врач женской консультации направляет к сосудистому хирургу, а сосудистый хирург назначает исследование в рамках ОМС и все будет бесплатно.
Татьяна Буцкая:
Эльвира, могу ли я с полисом ОМС выбрать, к какому именно эндокринологу мне пойти?
Эльвира Харитонова:
Вы можете выбрать, если в поликлинике, к которой Вы прикрепились, есть выбор.
Татьяна Буцкая:
Он не в моей поликлинике, а в другой поликлинике.
Эльвира Харитонова:
Тогда может возникнуть проблема. Вы прикрепились к определенной поликлинике, где Вы наблюдаетесь у врача женской консультации, у терапевта, а поменять лечебное учреждение Вы можете только раз в году. То есть, если Вы пойдете к врачу-эндокринологу в другой поликлинике, Вас не смогут туда прикрепить, потому что Вы уже прикреплены к другой поликлинике.
Татьяна Буцкая:
Как же тогда тезис о том, что с полисом ОМС ты можешь получить бесплатно поддержку на всей территории России?
Эльвира Харитонова:
Вы поехали по работе в другой город, и с Вами что-то случилось, Вы обязательно берете с собой полис ОМС, и неотложную скорую помощь Вам окажут бесплатно.
Татьяна Буцкая:
Скорая, неотложная, диагностическая для исключения чего-то острого оказывает помощь в любой точке страны при наличии полиса ОМС. Рутинные консультации ты можешь получить только по месту прикрепления.
Часто бывает, что не нравится эндокринолог, она не послушает, бывает несовместимость, может, человеческий фактор. Могу ли я прийти к своему врачу и сказать: «Дайте мне, пожалуйста, направление в ваш высший орган, чтобы я перепроверила назначение эндокринолога»? Второе мнение пропагандируется в медицинской среде.
Эльвира Харитонова:
Если Вам не понравилось по причине, что Вам прописал доктор, или Вы не согласны и хотите узнать мнение, то сейчас есть различные эндокринологические институты. Вы можете туда записаться, в плановом порядке прийти и Вас проконсультируют.
Татьяна Буцкая:
В рамках оказания услуг по полису ОМС? За это платить не надо?
Эльвира Харитонова:
Нет.
Татьяна Буцкая:
Могу ли я в этом случае тоже привлекать представителей страховой компании? Я сходила к своему эндокринологу, он мне не понравился, я пришла к своему акушеру-гинекологу и сказала: «У меня заключение есть, но я ему не доверяю». Акушер-гинеколог отвечает: «Вы не врач, Вы бухгалтер, идите в бухгалтерию». Решение вопроса – нет. Могу ли я позвонить в страховую компанию, описать ситуацию, сказать, что мне нужно второе мнение? Насколько процентов можно быть уверенной, что мне помогут?
Эльвира Харитонова:
Если у Вас обычная районная поликлиника, представители могут сказать, какой по Вашему округу есть главный окружной консультативно-диагностический центр, где Вы можете получить помощь более квалифицированного эндокринолога, Вы идете туда. Если там тоже не могут разобраться в Вашей проблеме, то дают направление в федеральные лечебные учреждения 3-го уровня, самого высокого. Вы идете туда с направлением, Вас записывают. Вы наблюдаетесь при исследовательском институте, где разрабатывают узкую специальность.
Татьяна Буцкая:
Я правильно понимаю, что Вы направите? Я могу прийти со своим полисом ОМС без дополнительного направления от своего акушера-гинеколога в вышестоящее учреждение вашего же, так называемого, куста, даже если мне мой акушер-гинеколог не дал направление?
Эльвира Харитонова:
Если мы сейчас говорим про акушерство то, конечно, из женской консультации пациентка может прийти в клинико-диагностический центр более крупного лечебного учреждения, записаться и получить дополнительную консультацию по своей беременности, получить 2-е и 3-е мнение профессора, записавшись к нему на прием.
Татьяна Буцкая:
Друзья, умейте пользоваться своими правами! Для того чтобы воспользоваться, их надо знать. Для того чтобы их знать, следите за нашими эфирами. Разобраться в вопросах ОМС, в выплатах льгот, всем тем, чем мы занимаемся, очень сложно. Поэтому, прослушав одну, вторую, третью программу вы сделаете небольшой шаг навстречу пониманию того, какие такие прекрасные права вам дает ваш полис ОМС. Но, мне кажется, мы сегодня немного приоткрыли дверь.
Эльвира, у нас остается 3 минуты, может быть, не затронули важный из вопросов?
Эльвира Харитонова:
Коснемся партнерских родов, потому что многие, когда идут на роды, хотят, чтобы присутствовал отец ребенка или кто-то из членов семьи. Некоторые роддома преподносят это в качестве отдельной финансовой услуги. Я хочу сказать, что в ОМС данная услуга бесплатная. Она бесплатная, поэтому может предоставляться бесплатно, и может присутствовать супруг-отец ребенка, либо мама, либо старшая сестра. Желающие могут заранее написать заявление в родильный дом, им скажут, что для этого нужно, может быть, пройти дополнительное обследование. Некоторые требуют, чтобы принесли флюорографию, кто-то требует, чтобы сдали анализ на гепатит В и С. Нужно заранее подготовиться, чтобы, когда вы придёте в родильный дом, у вас все анализы были.
Татьяна Буцкая:
Анализы все разные, нет единого списка анализов для членов семьи?
Эльвира Харитонова:
Нет единого. У нас в законе об охране граждан указано, что для исключения инфекционных заболеваний. Что значит «исключение инфекционных заболеваний», конкретно не указано. Лечебное учреждение оставляет за собой право определять перечень исключающих анализов, которые должны пройти.
Татьяна Буцкая:
Это важное уточнение, потому что все каждый раз спрашивают: а скажите, что надо? Я каждый раз отправляю в роддом, там скажут, какие анализы для мужа, что взять в роддом, что принести. Каждый роддом ― как маленькая империя, в которой есть внутренние документы. Кстати говоря, про бесплатное посещение мужа на родах в законе есть прекрасное условие: при наличии возможности. Иногда роддом не хочет допускать мужей на роды бесплатно, такое тоже бывает. Вы же понимаете, что есть деньги от коммерческих услуг, есть деньги от некоммерческих услуг. Если выгоднее пускать папу как коммерческую единицу, то делается все, для того чтобы в роддоме было невозможно сделать партнерские роды ― какие-нибудь родильные залы на несколько человек, прозрачные стекла, ведь, когда вы рожаете вам не хочется, чтобы рядом была другая женщина с мужем. Хотя, с точки зрения родильных домов, до того, как мы стали вводить систему открытых роддомов в России, я видела прекрасные родзалы с ширмами, за каждой ширмой женщина и муж, так они рожали.
Эльвира Харитонова:
Мне кажется, когда женщина рожает, ей уже не до того.
Татьяна Буцкая:
Друзья, запомните, что ваш полис ОМС ― это ваша золотая карта в мир страховой медицины. Страховая медицина отличается от бесплатной, мы будем неоднократно повторять. Найдите ваш полис ОМС и перепишите телефон страховой компании в мобильный телефон, он вам точно пригодится.
Эльвира, Вам огромное спасибо!