Анна Воронина: Доброе утро, дорогие друзья! В эфире Mediametrics. Это программа «PROдвижение с Анной Ворониной». Сегодня будем говорить про женскую повестку и про женское лидерство. У меня в гостях Вероника Пешкова - посол доброй воли организации объединенных наций по промышленному развитию ЮНИДО.
Вероника Пешкова: Доброе утро, Анна. Доброе утро, уважаемые друзья.
Воронина: Кроме этого, Вероника член совета Евразийского женского форума, эксперт рабочих групп форум ОТ «Женщина и экономика», организатор первого государственного частного диалога БРИКС «Женщины и экономика»
Пешкова: Это как раз уже элементы. Конечно много должностей, но ключевая моя должность -это посол доброй воли Организации Объединенных Наций по промышленному развитию.
Воронина: Вероника, вот первый вопрос. Женская повестка и феминизм. В чем различие? Потому что многие путают и считают, что эти понятия одинаковые.
Пешкова: Можно говорить о том, что они одинаковые. А в сознании очень большого количества людей, действительно, эти понятия сходятся. Но на платформах международных организаций словом «женская повестка» называют вопросы по достижению цели гендерного равенства, которая является одной из целей Организации Объединенных Наций, принятых на период до 2030 года - целей глобального развития. Так что цель номер пять – гендерное равенство.
Но в экономическом ключе-женская повестка подразумевает тематику развития женского предпринимательства и женского лидерства. Также есть вопрос вовлечения женщин в культуру, благотворительность, медицинские аспекты, связанные с женским здоровьем. Женская повестка-это значимо шире, чем феминизм.
Воронина: То есть получается, что феминизм-это как подраздел женской повестки.
Пешкова: Это одно из направлений.
Воронина: Что сейчас в тренде женской повестки в мире?
Пешкова: Очень большое значение имеют вопросы развития женских экономических прав и возможностей. Насколько развиты женские экономические интересы, возможности, доступ к образованию, доступ к равной оплате за равный труд. Еще очень большое значение имеет развитие женской карьеры - участие женщин в стратегическом и операционном управлении бизнесом, а также развитие женского предпринимательства. Существуют исследования, согласно которым полное вовлечение женщин в экономику позволит увеличить мировой валовый внутренний продукт на еще одну экономику Китая и еще одну экономику Соединенных Штатов Америки. Поэтому за вопросами развития женского предпринимательства и лидерства стоят вопросы экономического роста - это не только право-человеческий аспект, но и потенциал экономического развития.
Воронина: Женская повестка отличается в России и на международном уровне? Что сейчас актуально в России?
Пешкова: В России лидером в развитии женской повестки является Евразийский женский форум. Его инициатором является Валентина Ивановна Матвиенко. Ключевым лидером движения, кто непосредственно ведет операционную работу по женской повестке, заместитель председателя совета федерации Галина Николаевна Карелова. Женская повестка - она многосторонняя. В 2017 году в нашей стране была принята национальная стратегия в интересах женщин, которая затронула очень многие аспекты развития женских прав и женской повестки в нашей стране. И культурный аспект, и медицинский, и экономический, и социальный, и благотворительность и многое другое. На платформе Евразийского женского форума сегодня идут проекты: женщины в промышленности, женщины в международной торговле и многие-многие другие. Так что сегодня наша страна является одним из мировых лидеров по тематике развития женской повестки.
Воронина: Интересно, эти проекты получаются как инструменты для реализации целей? Как они работают? То есть просто хочется понять механику. Женщина может прийти, например, и сказать: «Я хочу развиваться в чем-то, помогите мне»? Или это по-другому как-то выглядит?
Пешкова: Прежде всего, это сами стратегические направления. То есть на уровне совета Евразийского женского форума задаются направления. Конкретная женщина, которая говорит: «Я хочу» - это ведь очень важная составляющая вообще женского успеха, попадает в объединения, которые работают в разных регионах.
Воронина: Это как рабочие группы, где женщины объединяются по интересам в какой-то отрасли, и дальше они обсуждают эту повестку?
Пешкова: Принимают решения, создают инициативы, ведут проекты, образовательные программы, социальные проекты. Их большое количество. И вот прошедший в прошлом году Евразийский женский форум, который собрал представителей 110 стран и 27 международных организаций, дал очень серьезный импульс развитию женской повестки в нашей стране. Теперь на очень многих женских форумах в регионах мы можем увидеть губернатора, как непосредственного участника - еще десять лет назад такого эффекта не было.
Воронина: Какая была основная тема прошлого форума? То есть что такого злободневного обсуждали?
Пешкова: Вы знаете, назвать что было таким основным и злободневным очень сложно. Как можно сравнить семинар женщин-губернаторов и обсуждения повестки, азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество или ЮНИДО? Вот как можно сравнить что из этого важнее? Каждое из направлений очень важное и со своей стороны очень емкое. Ну например, на сколько важно развитие женской повестки в условиях четвертой промышленной революции, вот как будут чувствовать себя женщины, в условиях того, что сегодня переживает экономика.
Воронина: В условиях того, что роботы?
Пешкова: Не только роботы. Вообще ведь четвертая промышленная революция - это такой же переломный этап в развитии человечества, как когда было создано механическое производство по сравнению с ручным ремесленным, когда было изобретено электричество, и оно вошло в повседневную жизнь, когда были созданы конвейерное производство и полуавтоматизация. А сегодня мы переживаем цифровую эпоху. И согласно прогнозам, да, вы правы, до 47 процентов действующих рабочих мест могут быть автоматизированы в ближайшие годы, имея в виду горизонт 15-20 лет.
Воронина: Мы вовлекаем женщину в экономику.
Пешкова: Совершенно верно. А потому что какие рабочие места останутся? Останутся рабочие места, которые требуют большого уровня креативности, человеческого капитала, гибкости. Разве это не женские качества? Так что потенциал вовлечения женщин в экономику очень велик.
Воронина: Противники этого подхода говорят о том, что если мы увеличим всех женщин в экономику, то кто же будет рожать детей, готовить, содержать дом и заниматься хозяйством? Развалим, значит, семьи.
Пешкова: Вспоминаем домашнее хозяйство наших бабушек и то, как оно выглядит сегодня. У нас с вами нет ни дня «я стираю», ни необходимости все делать руками. Очень многое уже автоматизировано, в том числе и в домашнем хозяйстве. Ну, например, что такое было десять лет назад заплатить за коммунальные платежи, как это выглядело? Заполнить квитанцию руками, посчитать, заполнить руками, потом пойти в очередь постоять. Вот так полдня у женщины прошло. А сегодня что такое заплатить коммунальные платежи? Автоматический платеж списывается с карточки при желании. И все. А высвободившееся время вполне себе может пойти и на то, чтобы женщины добивались собственной личной и личностной реализации, социальной адаптации, участия в экономике.
Воронина: Вопрос такой вот, по квотам для женщин в советах директоров. То есть как это работает за границей и как у нас с этим дела обстоят?
Пешкова: На самом деле, российская позиция по поводу квот такова, что все-таки квортиование - это механизм искусственный, а когда, что бы то ни было, создается искусственно, то очень редко оно работает адекватно ситуациям. Во многих странах мира сегодня приняты специальные квоты для женщин в участии в политических партиях, советах директоров компаний, в управленческих органах, в местном самоуправлении. Однако, что мы во многих странах наблюдаем? Что количество женщин, которые готовы претендовать на эти должности и быть принятыми, достаточно ограничено. И многие компании испытывают реальный дефицит в исполнении этих квот, а те немногие женщины, которые уже оказались в этом положении, они участвуют в большом количестве совета директоров. Поэтому механизм квотирования - это не есть панацея, это не есть одно единственное решение.
Воронина: Получается, что женщины просто не заявляются, и в том числе за рубежом, в эти советы директоров, в эти квоты.
Пешкова: Абсолютно. Очень важный аспект, это знаете, создание вот того самого предложения, создание спроса параллельно, и нахождение механизма экосистемы. В этом году на платформе ЮНИДО, по инициативе совета Евразийского женского форума, была разработана и представлена комплексная модель развития экосистемы «женщина и экономика», основой которой является именно механизм государственно-частного общественного взаимодействия в этой сфере.
Воронина: Можно ли дать женщинам, нашим слушателям, сейчас какую-то инструкцию по применению, такой вот совет. Что им нужно делать для того, чтобы воспользоваться этим трендом женской повестки. Есть ли какие-то шаги, куда нужно пойти, что написать, как себя с позиционировать?
Пешкова: Ну перво-наперво, очень хорошо подумать, чего вы на самом деле хотите и по возможности выстроить свой карьерный трек. Не бояться заявлять себя как кандидата, принимать участие в возможных мероприятиях, конкурсах, семинарах, конференциях. Таким образом, вы создадите себе дополнительную сеть профессиональных и личных контактов. Если вы видите вакансию более высокооплачиваемую, более интересную для вас, но, предположим, вы соответствуете на 80 процентов- подайте заявку, ведь вы же не знаете, кто в альтернативу придет на этот конкурс, и есть шансы что вас выберут. Ведь мужчины подают заявки на конкурс и на более высокооплачиваемую работу, если они хотя бы на 60 процентов соответствуют заявленным требованиям. А женщины только тогда, когда они добьются вот стопроцентного соответствия, только тогда. Не бойтесь участвовать, не бойтесь дерзать.
Воронина: Насколько важна работа в общественных организациях, в общественной жизни с точки зрения построения карьеры и бренда?
Пешкова: Я бы сказала так - что, что такое вообще механизм построения карьеры? Вот если его разложить на более конкретные составляющие, на конкретные шаги. Построение карьеры - нужно хорошо работать на той должности, которую занимаешь в настоящий момент, для того чтобы создавать позитивные результаты достижения, чтобы было, о чем вообще разговаривать. Второе - это расширять сеть своих профессиональных знаний и навыков с одной стороны, причем как связанных непосредственно с профессией, так и навыков управления и социального общения. Профессиональные контакты -важнейшая составляющая. Чем больше вы знаете людей, чем с большим количеством людей вы общаетесь, тем больше шансов оказаться в той цепи, где вы будете нужны и в новой более интересной для вас роли. И последнее, все-таки регулярно тратить время на поиск карьерных возможностей для себя. Как внутри той компании, где вы уже работаете, так и за ее пределами. Очень многие женщины руководствуются принципом - лучше синица в руках. Да, мне эта работа не нравится, да, я давно себя переросла, да, мне не интересно, да, мне скучно, но а как же я куда-то, что-то, и нет, я боюсь. Вот это «я боюсь» - с этим надо работать. Ищите возможности для себя. Вы проживаете свою единственную и неповторимую жизнь, это нужно сделать как можно более интересно.
Воронина: А как же вот эти разговоры про липкий пол и потолок?
Пешкова: А вот липкий пол - это как раз таки и есть эффект того, что женщины просто ничего не делают для себя, сидят и боятся, 7 лет обдумывают идею для бизнеса. «Вот я уже 7 лет об этом думаю, когда-нибудь точно реализую». За это время кто-то другой тоже взял и сделал. Стеклянный потолок… ну нельзя абсолютно отрицать и утверждать, что его нет. В некоторых сферах есть, понятное дело, что есть стереотипы.
Воронина: Как мы его чувствуем? То есть, условно, мы приходим на работу, и нам говорят, что: «Нет, вы знаете, у вас возраст там такой, что вам скоро рожать нужно будет, в семью захотите». Это вот про это потолок?
Пешкова: Нет, это скорее про отбор резюме на высокую позицию. Нет, ну что, мы возьмем в нашу компанию? Но зачем? Женщина здесь не подойдет. Ну как можно сделать женщину кем-то там. Но ведь есть очень успешные опытные женщины, которые руководят и техническими направлениями, и коммерческими направлениями, так что это стереотипы. Вот сейчас даже исследования делают по поводу того, какие есть стереотипы в отношении женщин. Так что, элементов много, но прежде всего-это каждый раз договор конкретной женщины в конкретной ситуации на конкретном собеседовании. Но одной из лучших практик, именно преодоление эффекта «стеклянного потолка», в этом году на секции ЮНИДО, посвященной вопросу женского лидерства в корпорациях, практику озвучила корпорация «Facebook». И они очень хорошо показали, что практика уних такова - на каждую позицию финально отбираются резюме в балансе 50 на 50. И те, кто принимают решение о найме внутри компании, они тоже формируются в гендерно-сбалансированном формате. В результате, количество женщин увеличивается, само собой, то есть без квот. Это естественный механизм.
Воронина: Получается, что они все равно озабочены этим вопросом и помогают ему развиваться.
Пешкова: А за этим стоит экономика, как я уже сказала. Гендерно сбалансированные команды демонстрируют на 36 процентов более высокий возврат на инвестиции. Разный взгляд должен быть.
Воронина: Интересно, от чего это зависит? От внешности женщины, от ее образования, от ее опыта? То есть, в чем в комплексе?
Пешкова: Я думаю, общая комбинация. Есть уже определенная ситуация, когда нужно оказаться в нужное время в нужном месте, в нужной компании, сказать нужные слова. Создавать этот шанс.
Воронина: Самому себе каждый день.
Пешкова: Безусловно, каждый день. Об этом нужно думать, это такая же сторона нашей жизни.
Воронина: Получается, что женщины меньше об этом думают, потому что они больше заняты устройством личной жизни, созданием семьи?
Пешкова: Да я бы не сказала, что это связано только с созданием семьи. Очень многие женщины, у которых прекрасно создана семья, ничего об этом не думают. Поэтому, знаете, не надо противопоставлять - или карьера, или семья. Если мы с вами проанализируем реальных женщин-лидеров и в России и за рубежом, у подавляющего большинства будет семья и дети. И никакого противопоставления «или-или» вы не увидите.
Воронина: Пришел нам вопрос от наших слушателей. Спрашивают, что мы говорим про мировую женскую повестку, про российскую. И вот спрашивают про региональную. То есть, есть ли вообще какие-то телодвижения с точки зрения регионов? Условно, небольшие города, как Новосибирск, Волгоград, миллионники небольшие, что-то типа Рязани. Как там чувствуют себя женщины? Вообще
отличается ли их понимание ситуации видения от женщин, которые живут в Москве, в крупных городах?
Пешкова: Сегодня женская повестка очень успешно развивается во многих регионах нашей страны. Одним из первых регионов, кто выступил лидером, таким прорывным регионом, была Ульяновская область. В Ульяновской области регулярно проходят женские деловые форумы с участием губернатора, с участием членов правительства, сенаторов, представителей бизнеса, представителей международного сообщества. Повестка очень сильна. Другой пример, очень хороший, могу привести - Астрахань, где работает очень сильная ассоциация деловых женщин. В этом году даже я лично принимала участие в женском форуме и в городе Уфа Республики Башкортостан, в Оренбурге, где точно также исполняющий обязанности губернатора с удовольствием принял участие и поддержал женское движение. Так что нет большой разницы между Москвой и Петербургом и другими городами нашей страны. И вам со всей откровенностью скажу, что влияние женского сообщества и его сила, она не прямо пропорциональна размеру города, я бы сказала так – это делают люди, в повестку вовлекают люди.
Воронина: Получается, что проблемы и успехи в принципе у всех одинаковые. И в регионе, и в маленьком городке, и в крупном.
Пешкова: Я вам хочу сказать следующее - по такой тематике и вопросы сходные с теми, которые мы обсуждаем с вами, об этом можно поговорить и в Вене, в научном учреждении занимающимся проблемами глобальной экономики, а можно поговорить и в Папуа Новая Гвинея. Очень актуально женскую повестку обсуждать в Японии. Так что, вы знаете, это люди гораздо ближе друг другу, чем может показаться.
Воронина: Когда собирались с такими действительно отдаленными для нас странами и обсуждали, у них тоже точно нет такой большой разницы как у нас между мегаполисом и регионом, в женской повестке, в проблемах, в успехах. Или у всех по-разному?
Пешкова: У всех по-разному. На самом деле, Российская Федерация- один из мировых лидеров по числу руководителей.
Воронина: Да, я удивилась, когда вы в первый раз это сказали, потому что ну вообще не верится.
Пешкова: А вот подумайте, на самом деле подумайте, посмотрите вокруг. Один из мировых лидеров. Мы держали первое место, но сейчас в первой тройке. То есть сами понимаете, уже достаточно условное деление. Многие страны равняются на нас. Та же самая Японии с удовольствием изучает российский опыт, что мы для этого делаем. Но я бы сказала, что вот именно в Японии я встретила одну важную отличительную черту обсуждения женской повестки. На японском форуме в Токио для меня было очень удивительно, когда при обсуждении женской темы половина выступающих- это были мужчины- и в зале половина аудитории это были мужчины. Вот тут я бы сказала, что есть эффект такого японского отличия в данном вопросе. Работа с мужской аудиторией по продвижению женской повестки, она крайне важна. Потому что нужно не только, чтобы женщины рассказывали друг другу, как, что мы должны сделать. Очень важно вести с мужчинами диалог - это дорога с двусторонним движением. Невозможно заниматься правами женщин только между женщинами.
Воронина: Очень недавно еще мужчины относились к этой женской повестке снисходительно. Ну, собираются, что-то обсуждают, что-то какие-то у них кружки по интересам. Чем бы дитя не тешилось. А как сейчас обстоят дела?
Пешкова: На самом деле, можно встретить очень разные точки зрения и очень разных мужчин, хотя должна сказать, что большинство мужчин ничего резко против в общем-то не имеет, но задает такую точку зрения. Вот недавно имела возможность обсуждать, что, когда мы мужчины создавали автоматизацию домашнего хозяйства улучшения жизни, вообще-то мы хотели облегчить жизнь женщин, чтобы они высвободили время на любовь и ласку. А женщины стали заниматься экономикой, карьерой и бизнесом. Такая точка зрения тоже есть.
Воронина: Вероника, время нашего эфира подходит к концу. Хотела попросить, дать три совета женщинам, которые хотят реализовать себя.
Пешкова: Самое первое- верить в себя. Не бояться. И действовать.
Воронина: Спасибо большое за интересный разговор, за такое напутствие. Я надеюсь, что мы сегодня смогли вдохновить женщин для того, чтобы они действительно заявляли себя на эти конкурсы, принимали участие, добивались лучших мест для себя. Дорогие друзья, а с вами мы прощаемся и желаем вам хорошего дня. До свидания.