Алексей Гребнев:
Добрый день! Меня зовут Гребнев Алексей, с вами программа «Долголетие в бизнесе». Сегодня у нас очень интересные гости. Мы будем разбирать тему эстетического рынка вчера, сегодня и завтра. И нашим первым гостем, которого я хотел представить, является Клабуков Дмитрий Васильевич, руководитель, учредитель компании КИТ МЕД. Уже на протяжении 17 лет Дмитрий занимается дистрибуцией аппаратов для эстетической медицины. Здравствуйте, Дмитрий.
Дмитрий Клабуков:
Добрый день, Алексей, спасибо, что пригласили.
Алексей Гребнев:
И наш второй гость, это Кохан Сергей Вячеславович, маркетолог, бизнес консультант, человек, который в нашей индустрии, наверное, знает всё об оптовых компаниях. Я не удивлён, что Дмитрий, как человек, который свой бизнес развивает, пришёл к нам на передачу не один, а именно с тем человеком, который больше может нам рассказать именно о маркетинге, о построении бизнеса в эстетической медицине. Здравствуйте, Сергей Вячеславович.
Сергей Кохан:
Здравствуйте, Алексей, спасибо.
Алексей Гребнев:
Разрешите мне первый вопрос всё-таки задать Дмитрию, потому что наша программа называется «Долголетие». Мне очень хотелось бы понять, то, что цифру 17 лет я озвучил, это сколько вам тогда было, когда вы на этот рынок зашли? Это же начало двухтысячных, я правильно говорю?
Дмитрий Клабуков:
Да, 2002-2003г.
Алексей Гребнев:
То есть это совершенно сырой рынок, это ещё не было той структурированности, которую мы видим сегодня в эстетическом рынке. Почему вы выбрали в тот момент аппараты, что для вас явилось основой своего выбора?
Дмитрий Клабуков:
Основой выбора, наверное, это стечение обстоятельств. В то же самое время аппаратные технологии, это моё видение было на тот момент, что технологии, за которыми будущее. Так или иначе, мировой рынок, он формировался, в то время уже был сформирован, и если посмотреть на него, то мы могли оценить, как это будет развиваться у нас. Поэтому было выбрано данное направление. Параллельно с этим мы открыли, в том числе и клинику, поэтому 17 лет у меня опыт не только в продажах оборудования, дистрибуции, но и в управлении клиникой, клиниками. То есть я этот рынок могу видеть не только как дистрибьютор, но также как руководитель этого бизнеса.
Алексей Гребнев:
Супер, а какая модель стала тем флагманом, о котором говорил весь рынок? Был ли такой аппарат в вашей линейке?
Дмитрий Клабуков:
Да, получилось со временем сформировать бренд в аппаратной косметологии, он наверное был одним из первых, потому что как таковой аппаратной косметологии в начале двухтысячных практически не было. То есть не было вообще аппаратов, на которых клиники могли работать. Я бы сказал даже, серьёзных аппаратов. Один из серьёзных аппаратов, это был аппарат компания Syneron, то есть технология ELOS, которую мы создали как бренд, как качество, как премиальный сегмент рынка аппаратной косметологии. Он звучал в то время, отклики какие-то остаются и сейчас.
Алексей Гребнев:
Ничего себе отклики. Насколько я знаю, ELOS эпиляция появилась просто-напросто с тем большим отличием, что является от восковой, от обычных аппаратов. Все искали именно этот аппарат. Он реально был такой хороший? Чем вы руководствовались при выборе партнёров? Что для вас явилось основным?
Дмитрий Клабуков:
Основным, как я сейчас для себя некое кредо выставил по жизни, то есть ты выбираешь партнёров, людей, не компанию, а людей. За данной компанией стояли люди, действительно, это разработчик, Михаил Крендель, это администрация, которую тоже знал лично. То есть это люди слова, это люди дела, люди-профессионалы. Поэтому мне повезло в том, что я ввел изначально уже инновацию. Её было тяжело продвигать, но это была инновация, у которой есть момент долголетия в том числе. Так как мы сейчас слышим отголоски, технология на данный момент ещё остаётся актуальной, эффективной на протяжении уже 15 лет.
Алексей Гребнев:
Это сколько же аппаратов сегодня в России от этой компании, которую вы нашли первым?
Дмитрий Клабуков:
Точные цифры не могу сказать, но это более 500.
Алексей Гребнев:
То есть по всей России работает столько аппаратов, это все люди, которые с вами коммуницировали, это все владельцы своих бизнесов. Они выбирали себе партнёра, и вы становились их ключевым партнёром, я правильно понимаю?
Дмитрий Клабуков:
Да. Эти отношения продолжаются до сих пор. Данные клиенты переходят уже в другой формат, других аппаратов, других технологий, которые мы предлагаем. И та лояльность, которая была завоёвана у этих клиентов, она остаётся. И наши отношения, в том числе и человеческие, они сейчас продолжаются.
Алексей Гребнев:
Дмитрий, а чем вы сейчас готовы удивить, что за инновации в ваших руках сегодня в компании? Я не думаю, что за 17 лет на рынке ничего не изменилось. Кстати, сколько вашей основной компании. Вы же учредитель компании и руководитель КИД МЕД. Она появилась гораздо позже.
Дмитрий Клабуков:
Да, то есть 17 лет на этом рынке мы занимались компанией Syneron. После этого мы стали заниматься компанией Invasics, сейчас это компания Inmode Solutions Aesthetic. Эта компания как раз была образована 10 лет назад, в 2009-м году.
Алексей Гребнев:
А там что за инновации?
Дмитрий Клабуков:
Там инновации, это первая компания, которая внедрила технологии радиочастотного воздействия в хирургии, и это аппарат Bodytite, который на данный момент является флагманом, не побоюсь сказать, мировой эстетической хирургии, именно малоинвазивной. Это первый игольчатый RF, который компания внедрила на рынок, до этого это не использовалось. На данном этапе аппарат Inmode является уже три года лучшим аппаратом в эстетической медицине, признанный в Америке.
Алексей Гребнев:
Это прекрасно, я сразу хотел задать вопрос маркетологу нашего рынка, вашему другу, партнёру. Скажите, пожалуйста, Сергей, в среднем жизненный цикл у инновации существует?
Сергей Кохан:
Есть жизненный цикл инновации, который проходит несколько стадий. Первая стадия, когда стадия непонимания, потом растёт интерес, информационное наполнение увеличивается, люди передают эту информацию между собой. Формируются избыточные ожидания. Потом, когда инновация внедряется, интерес начинает падать. Нам обещали что-то... Называется это в психологии каузальная атрибуция. То есть приписываются инновации чудесные свойства. Люди не разбираются, и на волне этого интереса приходит разочарование. После этого падение интереса, и дальше инновация может модернизироваться, убирает какие-то ошибки, которые были при проектировании и выходит на стабильную свою жизнь в бизнесе. Вот эти все стадии, они проходят любые инновации. Будь то технология в бизнесе или аппаратная технология, совершенно неважно. Это жизненный цикл инновации. Он так и называется. Поэтому очень сложно на первой стадии, когда полное непонимание, предлагать инновацию рынку. Это очень дорого и очень требует больших, серьёзных усилий.
Алексей Гребнев:
Сергей, мы с вами помним 2000-й, на самом деле, это реально был достаточно сложный рынок для того, чтобы убедить поциента в лазерных технологиях, то, что они актуальны. И мы понимаем, что спустя сегодня уже 18-19 лет, Дмитрий не ошибся. Он зашёл тогда с самым, на сегодняшний день, наверное, востребованным продуктом в эстетической медицине.
Сергей Кохан:
Да, сегодня приходит понимание того, что не важно, что генерирует лазерный луч, важно, что приходит на самом клетку-мишень, какая частота, какая мощность, какой спектр. Поэтому сегодня приходит новое поколение, это интегрированные такие приборы, которые могут формировать любой тип волны в зависимости от желания. Это инновация. Она пришла уже на рынок, и в компании Inmode она уже представляется. Но немногие ещё понимают, в чем особенность, и это требует времени, чтобы понять.
Алексей Гребнев:
Дмитрий, скажите, пожалуйста, это конкурентный рынок?
Дмитрий Клабуков:
На данный момент это становится высококонкурентным рынком, как я это себе вижу, по крайней мере. Если мы конечно возьмём те 15 лет формирования, то на данный момент он уже сформировался. Есть конкуренты, есть компании, сильные компании, как в маркетинге, так и те продукты, которые они имеют, достойные уважения и внимания.
Алексей Гребнев:
И всё-таки при выборе метода клиент платит за результат? Или он платит за все издержки, которые несёт маркетинговая компания, которая продала это оборудование в клинику?
Дмитрий Клабуков:
Я бы не брал отдельно какой-то момент, то, что вы назвали. Все-таки за технологиями стоит наука, стоит изобретение. Сегодняшние требования к технологии, это результативность и безопасность. Поэтому последний аппарат Inmode, который был изобретён с условием использования 50 технических патентов, он был сконструирован таким образом, что все насадки решают ту или иную проблему, перед которой они направлены за меньшее количество процедур. То есть это некая технологичность нужна для того, чтобы ее решить.
Алексей Гребнев:
Давайте просто тогда перечислим, с какими на сегодняшний день запросами может обратиться пациент в клинику, где есть оборудование, которое решит эти задачи, то, в чём вы понимаете. То есть это запросы чего?
Дмитрий Клабуков:
Основные наверное сейчас, на сегодняшний момент запросы, это антиэйдж. По крайней мере, наша культура, российская культура требует, чтобы внешность соответствовала некому статусу. То есть у нас встречают по одёжке. Поэтому, как правило, это банальные омолаживающие процедуры.
Алексей Гребнев:
Дмитрий, вы не выбрали в свой портфель инъекционные аппараты, которые сегодня, как чудо средство должно что-то решить. Вы не содержите, как я вижу, в своём прайс-листе какие-то генетические тесты, о которых, в принципе, нам говорили наши другие гости, которые начинали с этого развиваться. Вы строго остановились на аппаратных технологиях. Так в чем же они конкурентны?
Дмитрий Клабуков:
Мы не остановились. Я так же считаю, что генетические тесты позволяют более эффективно и прогнозируемо работать с клиентом, но объять необъятное невозможно. Каждый должен заниматься своим делом и профессионально. Поэтому в моей линейке сейчас аппаратов это несколько компаний, несколько продуктов. Я очень тесно сотрудничаю с компанией Basis Genotech, которая занимается продуктами ДНК тестирования. У нас есть совместные проекты, где мы даём кейсы с использованием, в том числе, генетических тестов и аппаратной технологии для того, чтобы данные процедуры аппаратные проводились безопаснее. Потому что реакция организма, она непредсказуемая, и мы должны этот момент всё-таки учесть.
Алексей Гребнев:
Всегда хочется кроме аппаратов чем-то пользоваться дома. Скажите, пожалуйста, может быть, вы присмотрели себе на рынке какую-то косметическую линию, а может быть, и космецевтическую, что-то есть в вашем портфеле такого?
Дмитрий Клабуков:
Да, действительно, на данный момент в нашем портфеле есть так же космецевтическая линейка Nanik, производство Бельгия, которая отвечает, я бы сказал, компании философии. То есть это тот лучший продукт на рынке, который мы выбрали по принципу безопасности для кожи. То есть все ингредиенты, которые используют, высококачественные ингредиенты. И в то же самое время ни один ингредиент, который находится в компонентах данной косметики не вредит коже. Ещё один момент, который повлиял, наверное, на выбор данной косметики, это те сыворотки, которые есть в линейке. Они используются в сочетанных процедурах с аппаратами. То есть в данном случае это с радиочастотными насадками.
Алексей Гребнев:
Очень интересно. Я напомню, что в нашей студии сегодня находятся гости, это Клабуков Дмитрий, учредитель, руководитель компании КИТ МЕД, который уже 17 лет является дистрибутором аппаратных технологий на российском рынке. И так же мы слышим о тех новых продуктах, которые Дмитрий сегодня выводит на российский сложный рынок. Также его поддерживает его партнёр, это Кохан Сергей Вячеславович, маркетолог, бизнес консультант, человек, который, наверное, большую часть индустрии видел своими глазами. И сразу вопрос к Сергею. Сергей, скажите, пожалуйста, космецевтика, это всё-таки бренд, тренд или это то действующее вещество, которое что-то должно добавлять. Либо аппараты, либо инъекционные методики. Ведь есть сейчас спад на инъекционном рынке в эстетической медицине.
Сергей Кохан:
Есть, порядка 30 %, последние три месяца каждый косметолог ощутил на себе, и компании ощутили те, которые поставляют косметологам инъекционные препараты. Очень большая надежда, что это временное явление, но есть общий тренд. Идёт переход от традиционного спроса быть красивее окружающих к спросу другого формата: быть самой собой - стандарт красоты. То есть быть естественной. Это дебьютификация спроса. Нам не нужно пухлые губы больше, чем у других, все остальные части тела. Нам нужно быть естественной, это приходит с запада, это приходит со сменой поколений. Поэтому элемент дебьютификации спроса есть. И параллельно растёт антиэйджинг. Он теперь уже не только антиэйджинг, он и проэйджинг и превью эйджинг. Это антивозрастная медицина. Это здоровая красота, это тоже новый тренд, он двигается, развивается, он поддерживается государством. Это серьёзная программа. И рынок меняется. Я даже больше скажу, что сейчас некая революционная ситуация в спросе, революционная ситуация в медицине в целом, и в эстетической медицине в основном. Сейчас время перемен. Поэтому каждый, кто хочет, чтобы у него было долголетие в бизнесе, должен начать меняться сам. Сегодня это время для того, чтобы долго быть на этом рынке. Сегодня старые методы перестают работать, все это уже ощутили.
Алексей Гребнев:
Сергей, вы бы как маркетолог порекомендовали сегодня инвесторам открывать центры эстетической медицины? Либо, как, помните, в двухтысячные открывали салон, салон на салоне. Была бы возможность открывать до 10-го этажа, мне кажется, что до 10-го этажа был бы дом, где 100 % были бы салоны красоты.
Сергей Кохан:
Есть такое. На 13-м этаже, метро Октябрьская поле в Москве, на 13-м этаже салон красоты, есть такое.
Алексей Гребнев:
Так всё-таки салоны, эстетические центры, клиники, которые совмещают в себе уже более развёрнутую медицину. Есть отличие в бизнес процессах этих компаний?
Сергей Кохан:
Есть, конечно. Есть разовые клиенты, особенно у хирургов. Есть курсовые, курсы эпиляции из нескольких процедур. Есть постоянные клиенты, это клиент, который доверяет своему косметологу и вместе с ним в его руках управляет внешностью, старением, процессами старения. Так вот антивозрастные методики, которые приходят, это программные продукты. Поэтому сегодня на первое место выходит роль врача-куратора. Это совершенно другой подход медицинского менеджмента.
Алексей Гребнев:
У нас сейчас будет небольшая реклама, и мы обязательно вернёмся к вам в студию.
Алексей Гребнев:
Уважаемые дамы и господа, мы продолжаем наш эфир. У нас сегодня в студии в программе «Долголетие в бизнесе с Алексеем Гребневым» находятся наши замечательные гости. Это Дмитрий Клабуков, руководитель и учредитель компании КИТ МЕД. И Сергей Кохан, маркетолог, бизнес консультант. Следующий вопрос, наверное, я хотел бы задать опять вам, Дмитрий, по тому, что бы вы в своей компании выделили, как этапы развития. Или было всё гладко, сразу купили аппараты, получили партнёрство, и пошли продажи, продажи. И вот те 500 аппаратов, которые вы продали, они уже вас на землю не опускали, вы были просто в космосе.
Дмитрий Клабуков:
В космосе не позволяет быть рынок, который меняется, под который приходится подстраиваться. Поэтому как у любой компании были стадии формирования, развития и, наверное, основным критерием для изменений была внешняя среда, в том числе. То есть рынок, запросы врачей, которые формировали компетентность менеджеров, формировали, наверное, какие-то другие компетенции сотрудников, которые мы должны были предложить рынку, какие-то сервисные услуги. Поэтому на протяжении всех этих 15 лет штат компании, ядро, оно всё-таки оставалось, но оно так или иначе менялось в своих компетенциях, знаниях, подстраивалось под требования рынка.
Алексей Гребнев:
Молодые специалисты, которые сейчас заканчивают университеты, приходят в эстетическую медицину, они сильно отличаются от тех, которые начинали контактировать с вами в 2000-м году? Что-то в их образовании может поменялось? Что вы видите, какие изменения сейчас есть?
Дмитрий Клабуков:
Тот клиент в виде врача раньше и сегодня конечно поменялся. Основным критерием изменения стало образование. То есть доступность образования сегодня позволяет более быть просвещённым. И возможности для получения информации, они практически без границ. Раньше, во-первых, не было как таковой профессии косметолога в том виде, в котором мы ее сейчас видим. Это знание инъекционных технологий, которых не было, то есть была только физиотерапия, которую проходили дерматологи. Дальше то, о чем мы сейчас с вами говорим, это аппаратные методики, которых не было. Поэтому это всё формировалось на наших глазах, и возможно даже формировали мы. Соответственно те требования к сервису, которые диктовал рынок, потребитель, они также поменялись. Поэтому сегодняшний косметолог, он более, наверное, требовательный, уже выходи из стен университета.
Алексей Гребнев:
А вы сотрудников тех, которых вы дальше обучаете на своих аппаратах, вы за деньги обучаете?
Дмитрий Клабуков:
Сегодня это делается бесплатно при покупке аппарата. То есть косметологи, которые находятся в штате на стадии покупки, они обучаются бесплатно. Но также если есть потребность в обучении новых специалистов либо в повышении квалификации, данная услуга, она всегда предоставляется для руководителей клиник либо самих докторов. То есть мы всегда это готовы сделать.
Алексей Гребнев:
У вас достаточно большой опыт в управлении, я так понимаю, и частной клиникой, вы можете прочитать, на самом деле, сложно управлять клиникой эстетической медицины?
Дмитрий Клабуков:
С сегодняшним опытом, 17 лет управления, как не одной клиникой, у меня была одновременно и по две клиники, могу сказать, что это непросто. Потому что здесь, как в любом бизнесе также нужны изменения внутренние, свои изменения для того, чтобы оставаться, иметь некое долголетие. То есть такой иммунитет во времени и быть востребованным. Поэтому мне сегодня, наверное, не могу сказать легче, но это помогает, безусловно, вести, в том числе, бизнес по продвижению технологии на рынок, и продажа оборудования. Потому что я знаю этот рынок изнутри. Я являюсь руководителем клиники, я знаю, какие проблемы встречают тех инвесторов, которые хотят открыть клинику, я готов давать какие-то консультации в том числе. И в то же самое время те клиники, которые не могут на сегодняшний момент быть конкурентоспособными по разным причинам, требующие какой-то реорганизации либо внедрения каких-то инноваций, в этом случае я также могу дать какой-то совет. Потому что моя площадка, моя клиника и другие клиники, они являются уже отработанными кейсами, которые можно использовать на сегодняшний день.
Алексей Гребнев:
Ваше образование, планы на учёбу за эти годы как-то трансформировались? Либо как в 17 лет кем-то стали, так вы и руководите чем-то?
Дмитрий Клабуков:
К счастью, приходится совершенствоваться в этом направлении. Поэтому моё первоначальное образование техническое, дальше я понял для себя, что мне не хватает экономического образования, я получил второе высшее образование в Институте государственного управления. И когда я уже понимал, что развитие компании, оно становится совсем иным, требует других компетенций, закончил MBA также в Государственном университете управления. На сегодняшний момент я считаю, что современный бизнесмен, не имеет значения, в каком бизнесе он существует, он должен постоянно иметь самообразование. По крайней мере, сегодняшняя действительность это позволяет, и интернет, и онлайн курсы, и постоянно какие-то тренинги. Было бы желание, они позволяют быть в тренде, они позволяют быть в информационном потоке, который меняется, как бы это не звучало грустно, но ежечасно.
Алексей Гребнев:
В управлении компании сколько стоят людей, к мнению которых вы прислушиваетесь?
Дмитрий Клабуков:
Я прислушиваюсь к мнению всех сотрудников, так как каждый сотрудник несёт некую информацию. Она может быть на разных уровнях. Поэтому мне требуется для принятия решений, для формирования коллектива, мнений и так далее, мнение всех. Поэтому я бы не стал кого-то выделять.
Алексей Гребнев:
А если всё-таки принятое вами решение завело вас в тупик, что в этот момент происходит, кто виноват?
Дмитрий Клабуков:
Виноват только руководитель.
Алексей Гребнев:
Вы же один. То есть ответственность не переложить уже.
Дмитрий Клабуков:
Ответственность не переложить никаким способом, это невозможно. Можно её перекладывать, но это ничего не даст, потому что завёл в эту ситуацию, в любом случае, можно так сказать, я.
Алексей Гребнев:
Я вас понимаю, опыт - это количество накопленных ошибок. Обращаясь к вам, Сергей, вы очень много читаете тренингов, курсов, участвуете в семинарах для руководителей, ведёте конференции, модерируете такие мероприятия. Вообще появилась потребность у руководителей чему-то учиться, или всё-таки это больше выходцы из врачебной стези, которые продолжают делить кресло между подписью на бумаге и приёмом в кабинете?
Сергей Кохан:
Хороший вопрос. Вы попали в точку, Алексей, потому что сейчас как раз предприниматели медицинские делятся на 2 класса. Те, кто работает по-старинке, у них очень большая вероятность, что они станут героями вчерашнего дня. Потому что вот эти революционные изменения в экономике, в политике, вы всё знаете прекрасно, и в технологиях, и в законодательстве, оно не позволит работать по-старому. Очень боюсь, что будет смена бизнес поколений. Очень не хотелось бы, чтобы это было. Потому что игроки рынка вложили много сил, средств, нервов, денег, в конце концов. И те, кто занимаются постоянным обучением, образованием, кто восприимчив к инновациям в бизнесе, в технологиях, кто понимает, а сейчас это большой процент, посмотрите, какая наполняемость конгрессов современных. Выставки уже потеряли, потому что там нет информации такой, которая нужна современному предпринимателю. Конгрессы наполняются, деловые программы конгрессов. Люди тянутся. И те, кто тянется к новым знаниям, к новым технологиям, к новым подходам, они имеют большой шанс на долголетие в бизнесе. Те, кто нет, всё, история успеха, мы вчера это делали, сделаем сегодня, будем делать завтра, и будет результат - это ошибочно. Поэтому будет, конечно, и смена частичная поколений, но есть передовые предприниматели, которые знают цену знаниям, знают, что это будущее их бизнеса, будущее их успеха.
Алексей Гребнев:
Дмитрий, скажите, пожалуйста, инновационно что вы сегодня хотели бы сделать на рынке либо делаете. Я слышал о том, что появляются новые форматы. Если раньше мы всегда находили такую отдушину, посещая вместе конгрессы, семинары. Что-то новенькое вы приготовили для российского рынка, то, что может, например, в такую дождливую погоду взбодрить нас всех?
Дмитрий Клабуков:
Безусловно, форматы те, которые, как Сергей сказал, работали раньше, не работают сегодня, и приходит искать для того, чтобы двигать этот рынок, менять этот рынок. Я уже на данный момент, например, не рассматриваю формат какой-то конкуренции, потому что так или иначе, мы все находимся на одном рынке, работаем с теми же самыми людьми. И наверное, конкуренция в большей степени становится профессиональной. Если ты действительно имеешь лояльность, ты успешен, если ты не имеешь данной лояльности, ты не успешен, как сегодня, так и завтра. Поэтому те форматы, которые присущи сегодняшнему рынку, они также начинают быть менее эффективными, и людям требуется общение. Поэтому 15 августа мы планируем провести первый российский бал медиков, который будет проводиться с концепцией именно общения, вывода профессии медика, доктора на высокий уровень. Потому что исторически так сложилось, что всегда была элита. И я считаю, что медики - это элита, это те люди, которые нас встречают в этой жизни и провожают. Это те люди, которые не могут останавливаться в своём развитии ни на минуту, потому что познание человека не имеет границ, оно требует постоянного изучения, постоянного совершенствования себя. Поэтому это люди, которые имеют, наверное, такой, не очень хороший момент, они борются с болезнями, это опять же какой-то негатив. Данному сообществу требуется место, время для того, чтобы отдохнуть, общаться, может быть, даже иметь нетворкинг, который позволит менять этот рынок. Поэтому мы решили сделать данное мероприятие, первый российский бал медиков, который пройдёт в гостинице Метрополь. Это будет большая программа, как творческая, так и культурная. Люди смогут пообщаться между собой, это будут оперные певцы, это будут обязательно танцы, так как это балл. Это будут выступать чемпионы России по танцам, это будет живая музыка, это будет большая красивая программа. Это будет то место, где врачи могут и отдохнуть, повысить свой какой-то некий интеллект культурный, и в то же самое время почувствовать себя именно той элитой, который они являются.
Алексей Гребнев:
Я вас понял. То есть 15 августа, Метрополь, бал медиков, первый, он будет ежегодной.
Дмитрий Клабуков:
Я надеюсь, конечно. Всё-таки история данного мероприятия, она уходит корнями, к сожалению, в Европу. То есть в Европе проходит ежегодно венский бал врачей, который уже, если мне память не изменяет, проходит 66 лет. Обидно, что его нет в России.
Алексей Гребнев:
Я очень рад, что у нас всегда есть те новаторы, которые думают не только о том, как что-то продать или ещё что-то, они предлагают рынку совершенно новые форматы, и эти форматы обязательно, я уверен, что найдут своё законное место на нашем рынке. Потому что всё-таки, скажите, пожалуйста, Сергей, синдрома хронического выгорания у эстетического рынка сотрудников много?
Сергей Кохан:
С этим мы сталкиваемся постоянно. Почему? Эстетический рынок настолько сильно сейчас меняется, что нужно изменяться самому, не все к этому готовы. И когда у человека не получается раз, не получается два, клиент уходит, если это доктор, чем-то он недоволен, уходит к другому, менеджер не может предложить продать по старинке, как у него получалось пять лет назад, то это стрессогенная ситуация. Конечно же, выгорание, это основная болезнь. Реакции разные. Бывает агрессия, бывает уход, бывает уход в себя и имитации какой-то деятельности. Это проблема, но это проблема всего общества на сегодняшний момент. И в нашей отрасли также это присутствует очень и очень явно и, к сожалению, нарастает.
Алексей Гребнев:
Я вас понял. Дмитрий, скажите, пожалуйста, компании столько лет, уже можно поехать отдыхать, ни о чем не думать, все переложить на тех людей, которых вы выбрали в свою команду. Или всё-таки приходится оставаться у руля и мечтать о тех странах, курортах, которые вам больше всего нравятся, пока не приходится.
Дмитрий Клабуков:
К счастью, получается совмещать как бизнес, так и то хобби, которое я имею. Мне очень нравится, в том числе, и путешествовать, потому что путешествие всё-таки даёт эмоции, которые потом позволяют перезагрузиться, поменять некую свою точку введения на те будни, которые мы имеем, в том числе, и на бизнес. В той нише, в которой мы работаем, а мы всё-таки работаем в сегменте премиальных клиентов, данный сегмент требует, как я уже до этого говорил, постоянных изменений. Потому что наш клиент, он капризен. Он капризен, и эти капризы мы должны исполнять. Они должны быть реализованы не только в самом оборудовании, не в тех продуктах, которые мы принимаем, а также в сервисе, который становится востребованным. То есть также это те консультации, которые мы даём. Те коммуникации, которые я лично, например, веду с какими-то клиентами ключевыми, которые могут быть полезны для его бизнеса. Поэтому это жизнь. Я не могу сказать, что это является какой-то точкой остановки. То есть я развиваюсь как в бизнесе, также получается развиваться в своих хобби. Как вы говорите, отдых через путешествие, это совмещение.
Алексей Гребнев:
Какие именно инновации будут править рынком в ближайшие шесть лет?
Дмитрий Клабуков:
Это сложный наверное вопрос. В ближайшее время рынок аппаратных методик движется в тренде малоинвазивных. То есть малоинвазивные методики, они позволяют эстетически провести манипуляцию, не имея каких-то побочных эффектов, как это принято после хирургии, разрезы, шрамы и так далее. В то же самое время провести ту манипуляцию, которая позволит решить проблему. Также, безусловно, малоинвазивность даёт короткий период реабилитации и возможность использовать её как продвинутыми косметологами, дерматологами, так и пластическими хирургами. Поэтому тренд идёт на грани двух врачей: и косметолога, и хирурга, которые занимаются как раз, это основные, наверное, профессии в эстетике.
Алексей Гребнев:
То есть вы считаете, что в ближайшее время рынок через шесть лет в эстетической медицине, это всё-таки полный тандем между эстетической, пластической хирургией и косметологией. То есть эти два врача не будут делить клиента и говорить: вам на операционный стол. Или второй будет говорить: что вы, никогда в жизни, мы вам сейчас все сделаем здесь. То есть это появится какой-то тандем и правильное ведение пациента, достаточно честное.
Дмитрий Клабуков:
Данные тандемы, они уже сейчас образовываются. Я знаю довольно много клиник, где внутри клиники нет конкуренции, где хирург вместе с косметологом работают на одну цель и задачу, которая поставлена перед ними пациентом. Поэтому я считаю, что здесь конкуренции нет, если это правильная конкуренция, когда это подход, который всесторонний. Когда узко сторонний подход, те навыки, которые имеет косметолог и те навыки, которые имеет хирург, они разные. Если их объединить, мы получаем те компетенции, которые позволяют решить вопрос за меньшее время, за короткий период реабилитации и с меньшими осложнениями.
Алексей Гребнев:
Сергей, скажите, пожалуйста, вы считали, сколько в среднем пациент, который посещает качественные центры эстетической медицины, тратит в год средств на эти средние манипуляции?
Сергей Кохан:
Есть три уровня. Давайте так, категории A, B, C. Есть люди, которые просто поддерживают какие-то нормативные уровни удовлетворённости собственной внешностью, они тратят немного, порядка 50.000 в год. Есть люди, которые занимаются совершенствованием своей внешности. Это люди, которые могут потратить и трехзначные цифры. И самые серьёзные люди, это программные клиенты, которые занимаются уже антивозрастной медициной, куда входит эстетическая оптимизация. Там есть физическая оптимизация, психическая автоматизация. Это многогранный подход, они тратят в целом серьёзные на сегодняшний день суммы. Но я думаю, что с развитием этого рынка доступность этих всех программ будет увеличиваться. Помните, раньше когда что-то дефицитное стоило очень дорого, потом уходит это в массы, и цены становятся продуктивными, доступными для большинства населения. Три сегмента, сотни тысяч рублей люди, которые занимаются только эстетической оптимизацией. И люди, которые занимаются антивозрастными методиками, они пролонгированы, программы не на год даже, больше, чем на 2-3 года, и сейчас таких клиник много уже организуются, открываются новые, приходят технологии. Там эта сумма, она распределена на длительный срок, то есть она доступна.
Алексей Гребнев:
Я вас услышал. Дмитрий, вы, как инвестор, который ведёт свою клинику, скажите, пожалуйста, насколько это оборотные средства в месяц. Можете назвать цифру, сколько в среднем приносит клиника разного метража. В обороте.
Дмитрий Клабуков:
Здесь, наверное, сложно однозначно ответить по одной причине.
Алексей Гребнев:
Но это больше 5 млн., меньше 5 млн.
Дмитрий Клабуков:
Надо смотреть по оснащённости, по тем услугам, которые предлагаются.
Алексей Гребнев:
Те, которые ближе к вам.
Дмитрий Клабуков:
Те клиники, которые ближе к нам, это премиальный сегмент, аппаратная косметология является всё-таки аппаратным сегментом. Средний оборот клиники с 2-3 кабинетами, примерно, наверное, от 3 до 10 млн.
Алексей Гребнев:
В принципе, впечатляющие цифры для сегодняшней средней полосы России. Вы не только в Москве, вы не только в Санкт-Петербурге. Наверное есть города с меньшим населением, которые уже полюбили те аппараты, которые вы им в своё время ставили, правильно я говорю?
Дмитрий Клабуков:
Да, конечно. Аппаратная косметология, она распространилась по всей России. Наверное, от 100 тысяч человек, жителей в городе позволяют уже внедрять аппаратную технологию, то есть они становятся востребованными, они становятся рентабельными для данного бизнеса. Поэтому это вся Россия. У нас 500 аппаратов, по крайней мере.
Алексей Гребнев:
Я поражён, потому что могу сказать так, что именно на этой прекрасной ноте нам придётся завершить нашу с вами первую встречу «Долголетие в бизнесе». Вы были в программе со мной, с Гребневым Алексеем. Моими гостями были Клабуков Дмитрий, руководитель, учредитель компании КИТ МЕД. Сергей Кохан, маркетолог, бизнес консультант. До новых встреч, друзья, вы очень много нам рассказали интересного.