Юлия Клоуда:
Меня зовут Юлия Клоуда, в эфире программа «Начни улыбаться». Традиционно мы приглашаем лучших из лучших, чтобы разобраться вместе с вами в стоматологических вопросах. Но перед тем, как я представлю нашего замечательного гостя, я хотела бы напомнить, что я еще являюсь руководителем экспертного журнала о стоматологии Startsmile, где вы можете всегда найти, подобрать для себя врача, лучшую клинику и получить экспертную помощь в решении той или иной стоматологической проблемы.
Удивительно, но у нас уже прошло больше 30 выпусков программы, и совсем мало мы касались темы детства, детской стоматологии, лечения и решения детских проблем. А детские врачи – они удивительные. Мало того, что человек должен уметь общаться с детьми, относиться к ним с душой и любовью, так еще это и очень энергозатратно, потому что дети не приемлют полумеры, им надо отдаваться полностью. Сегодня мы пригласили замечательного детского доктора, которая уже была у нас на одном из эфиров. Мы будем разбирать сегодня тему детской стоматологии, а именно, исправление прикуса у детей. Гостья нашего эфира – Диана Чертанова, главный врач стоматологического центра «Ортолайм», кандидат медицинских наук, член профессионального сообщества ортодонтов, детский стоматолог. За это вообще должно быть отдельное и уважение, и почтение врачу, который готов заниматься детьми. Стаж более 14 лет, и Диана может использовать абсолютно все современные технологии лечения детей – капы, элайнеры, пластины, аппараты. Итак, тема передачи: «Исправление детского прикуса. Что выбрать?»
Скажите, пожалуйста, почему исправление прикуса для детей важно не только с эстетической точки зрения, но и в первую очередь для здоровья?
Диана Чертанова:
В плане сегодняшнего обсуждения я хочу коснуться нейромышечной и миофункциональной стоматологии. Основное направление в том, что мы пытаемся больше углубляться. Стоматология выходит за рамки именно стоматологии, присоединяются смежные специалисты, поэтому нам приходится на всё обращать внимание. Что касается детей в плане нарушения: чем раньше мы увидим проблемы, тем, соответственно, раньше мы можем работать над профилактикой проблем. Основные проблемы, которые возникают или на которые следует обратить внимание родителям, это нарушения глотания, жевания, основное – дыхание. Очень много зависит от дыхания. Также проблемы – нечеткая речь, когда, допустим, должен еще присоединяться логопед. В плане развития аномалий причин бывает много. Из них генетических всего лишь порядка 25 %, остальные добавляют те самые нарушения в плане дыхания, речи, вредные привычки, неправильное глотание.
Юлия Клоуда:
Легко ли родителям распознать? Вы говорите, неправильное дыхание. Будучи мамой, как мне надо прислушиваться, правильное дыхание или неправильное?
Диана Чертанова:
Основное – ребенок должен ночью спать с закрытым ртом. Ребенок должен дышать все время носом. Дети часто болеют, и, соответственно, часто болеющие дети уже априори имеют проблему с носовым дыханием, и она переходит потом в хроническое дыхание ртом. Отсюда что идет? Язык ложится вниз, может развиваться нижняя челюсть, но при этом не развивается верхняя челюсть, что способствует началу развития патологии. У нас язык должен располагаться вверху, должен занимать всё пространство, во время глотания язык должен упираться вверх. При ротовом дыхании, либо если брать более маленьких детей, которых очень рано отлучили от грудного вскармливания, перевели на искусственное вскармливание, у них не реализовался рефлекс сосания. Язык выполняет очень большую функцию, это очень большая мышца, мощная, и она способствует развитию верхней челюсти. При развитии верхней челюсти у нас развиваются в том числе и дыхательные пути. При ротовом дыхании язык лежит внизу, верхняя челюсть не развивается, ребенок хуже дышит носом, носовые ходы очень узкие и он не может дышать, даже если не болеет. Это уже должно родителей насторожить, чтобы они обратили внимание и обратились к правильному ЛОРу и к стоматологу, который поможет поставить носовое дыхание. Есть очень много упражнений. У нас этим занимается миофункциональный терапевт, который помогает поставить правильное глотание, носовое дыхание, потому что очень важна сомкнутость губ.
Юлия Клоуда:
Давайте поясним для наших слушателей и зрителей, кто такой миофункциональный терапевт?
Диана Чертанова:
Это специалист, занимается тем, что проводит уроки миогимнастики как с детьми, так и со взрослыми, но в основном, конечно, с детьми, обязательно под руководством, под наблюдением родителей. Это что-то типа логопеда, но его работа больше связана именно с постановкой языка, дыхания и тренировкой круговой мышцы рта. Занятия проходят в игровой форме, но родители обязательно должны принимать участие, потому что они должны контролировать и также проводить занятия дома с детьми, потому что нескольких занятий в неделю с врачом мало, основная работа ложится на родителей.
Юлия Клоуда:
После прошлого эфира с вами ко мне обратилось очень много друзей и даже часть редакции Startsmile.ru, вы влюбили в себя, и все решили пойти к вам. Мы с вами открывали глаза на базовые вещи, понятные. Мне кажется, что еще раз важно проговорить, что, если у вас есть ребенок и у него еще пока только молочные зубы, они вообще никак не отговорка для того, чтобы не посещать детского стоматолога. Наоборот, мне хочется, чтобы вы рассказали, в каком возрасте ребенка нужно отвести, чтобы посмотреть, потому что в зачатке решить проблему будет намного быстрее и эффективнее, чем ждать, когда молочные уже выпадут или от них ничего не останется.
Диана Чертанова:
В плане ортодонтии, в основном, в возрасте порядка 4 лет, когда ребенок уже в сознательном состоянии, у него ставится речь. В этом возрасте обычно необходимо обратиться к ортодонту. Если существуют проблемы, или, допустим, ребенок часто болеет, и родители могут все-таки обратить внимание, то, естественно, ребенка надо показать раньше. Может быть, и в первый год жизни, и когда уже сформировался молочный прикус, в 2–3 года. Если вы придете лишний раз к врачу и он вас успокоит, скажет, что все хорошо и вы можете пару лет походить и прийти, даст рекомендации, то будет спокойнее, нежели думать: а надо, не надо, а вдруг что-то, и как?
Юлия Клоуда:
Как патология прикуса влияет на височно-нижнечелюстной сустав в период формирования средней зоны лица?
Диана Чертанова:
Ортодонтия давным-давно вышла, как я говорила, за рамки только стоматологии. В период формирования височно-нижнечелюстного сустава очень важен, опять-таки, правильный прикус. Разберем ситуацию, например, ребенок плохо дышит; у него не развивается средняя зона лица, потому что не работает язык, когда язык опускается вниз, у него начинают перекрываться дыхательные пути. Для того чтобы дышать, ребенок начинает выдвигать голову вперед, и тем самым начинает портиться осанка. Хуже поступает кислород, ребенок медленнее усваивает задачи, упражнения.
Природа так создала нас, что позвоночник – это как ось, и рычагом является нижняя челюсть. Если у нас все четко, ровно идет, и челюсть в правильном положении, то у нас все правильно функционирует. Как только идет отклонение нижней челюсти ― идет отклонение позвоночника, от этого может страдать всё, получается нисходящая патология. Поэтому сейчас в лечение все больше и больше присоединяются остеопаты, мануальные терапевты. Когда мы работаем в комплексе, во-первых, всё быстрее исправляется, во-вторых, поставив сустав в правильное положение, выравнивается вся ось, и челюсть возвращается в правильное положение. Для этого у нас существуют различные аппараты, в основном мы применяем ортотик. Есть специальный аппарат TENS, который производит релаксацию мышц. Челюсть выходит в правильное положение, в то, в котором она должна быть, мы фиксируем её положение, затем переносим на капу. В капе как дети, так и взрослые ходят какое-то время, тем самым мы возвращаем баланс всего организма, в том числе и позвоночника. У нас восстанавливается баланс, восстанавливается правильное положение челюсти и сустав. Дальше уже переходят на другие аппараты, чтобы всё закрепить.
Юлия Клоуда:
Вы сказали про то, что раннее прекращение грудного вскармливания отражается на прикусе и на дальнейшем формировании зубов. Какие еще есть методы профилактики развития аномалий прикуса у ребенка? Вы, Диана, как мама, какой срок кормления считаете оптимальным? Какие другие есть способы сделать так, чтобы у детей всё было хорошо, не потребовалось никаких вмешательств, лечения?
Диана Чертанова:
Я считаю, что год – вполне достаточно для грудного вскармливания, потому что к году начинает ослабевать сосательный рефлекс. Если прекратить кормить раньше, перейти на бутылочки, то ребенок их очень быстро высасывает и не реализует сосательный рефлекс, не прорабатывается стимуляция роста средней зоны лица. Это переходит во вредную привычку сосания пальцев, губ, щек и способствует патологии. Из числа других профилактических методов ― отсутствие ЛОР-патологий. Самая основная профилактика ― свежий воздух, спорт, меньше гаджетов, потому что они и на психику плохо влияют, и отсутствие активного образа жизни. Правильное питание, различные полуфабрикаты, фастфуды и всё остальное не способствуют развитию правильной зубочелюстной системы. Жесткая пища, грызть и активно вести повседневную жизнь.
Юлия Клоуда:
Вы в начале нам рассказывали, что в вашей клинике есть нововведение – человек, который отвечает за гимнастику. Не логопед, а тот, кто ставит дыхание и помогает родителям провести дальнейшую гимнастику со своими детьми. Сейчас в интернете очень много информации. Скажите, если родители, найдя информацию в интернете, прочитают и сами займутся гимнастикой со своими детьми, насколько она будет эффективной?
Диана Чертанова:
Я бы не советовала этого делать. Прежде чем ею заняться, нужно понять, в чем проблема и какие упражнения нужны именно вашему ребенку, потому что у одного одна проблема, у другого вторая, у кого-то третья. Позвонить и сказать: «Маша, а какое упражнение твой ребенок делает?» нет смысла, потому что у другого ребенка совершенно другие могут быть проблемы. В основном, бывает сочетание проблем, что можно уже комплекс из различных упражнений, их сочетаний, одному ребенку – один комплекс, другому – другой. Опять-таки, разный подход, разные темпераменты у детей. Кто-то будет спокойно, монотонно сидеть и делать, а с кем-то нужно бегать, прыгать и как-то его развлекать, чтобы он позанимался, поупражнялся.
Юлия Клоуда:
Вообще, такие упражнения эффективны, действительно могут помочь решить детям проблему с исправлением прикуса?
Диана Чертанова:
Именно детям – да. Взрослые тоже могут, и порой им тоже необходимо заниматься, исправлять то же, например, инфантильное или детское глотание.
Юлия Клоуда:
Что значит «инфантильное и детское глотание»?
Диана Чертанова:
В норме у нас язык должен упираться; у нас идут зубы, затем идет нёбо. Кончик языка ставится за зубами и при глотании все основание тела языка прижимается кверху. Тем самым у нас идет стимуляция средней зоны и нет давления на язык. Инфантильное глотание – это когда язык прокладывается между зубами. При каждом глотании язык постоянно проходит между зубами, тем самым что происходит? У нас не будет стабильного ортодонтического лечения, результата не будет, будут рецидивы. Нужно ставить в правильное положение, для того чтобы то же дыхание было правильное. Лечение нужно проводить взрослым, а детям его очень хорошо делать для того чтобы избежать патологии. Как только мама привела ребенка и мы на ранних сроках увидели, этого порой достаточно, чтобы не иметь потом проблем. Именно профилактика, мы всеми руками и ногами за профилактику, потому что легче без различных громоздких аппаратов, когда это уже приходится переделывать, нежели чем когда мы направляем, подсказываем, рассказываем, устраняем какие-то недочеты. Этого вполне бывает достаточно, чтобы потом не применять никаких аппаратов.
Юлия Клоуда:
Есть такие патологии с прикусом, которые невозможно исправить съемными или несъемными конструкциями для детей? Что делать родителям в таком случае?
Диана Чертанова:
Чтобы совсем ничего нельзя было исправить, такого нет. Современная медицина позволяет исправить практически всё, вопрос лишь, насколько будет компромисс или все-таки будет возвращение 100 %-ной физиологии. У нас кости зубочелюстной системы, в том числе верхней челюсти, они всю жизнь как бы дышат. Если мы их с точки зрения остеопатии ставим в правильное положение, находим баланс, то тем самым мы улучшаем многие проблемы. Не обязательно должно быть всё идеально, но должно быть физиологично. Мы это можем сделать. Сейчас мы переходим на аппараты ALF, это техника легких проволок. Она позволяет не иметь во рту громоздких аппаратов, но при этом помогает вернуть баланс и настроить организм на правильный путь, чтобы в дальнейшем мы могли докорректировать теми же брекетами, или дополнительными аппаратами, привести все в порядок.
Юлия Клоуда:
Вы сказали, технологии легких проволок. Это как брекеты, не съемная конструкция, получается?
Диана Чертанова:
Это аппарат, американские технологии, их изобрели, придумали в Америке еще в 1990 годах, даже в 1980 годах. К нам технологии начали поступать не так давно. Для пациента этот аппарат несъемный. Его снимает только доктор. Пациент приходит раз в 6 недель, мы его активируем, и дальше пациент занимается своими делами. Он очень тоненький, его абсолютно не видно, потому что располагается с задней стороны зубов, на речь, на дикцию абсолютно никак не влияет. Для детей это очень хорошо, потому что, например, классические пластинки покрывают нёбо, забивается пища, ребенок плохо разговаривает, где-то снял в школе, потерял, в Макдональдсах очень любят терять. Эти аппараты не снимаются и не мешают повседневной жизни, поэтому мы все чаще и чаще их применяем. Это уже больше, чем ортодонтическое лечение, мы приводим в баланс весь организм. Когда мы первоначально фиксируем аппарат, он не активный, и в следующий раз, когда пациент приходит через 1,5 месяца, мы у него спрашиваем: «Как ваши ощущения?» Очень многие отвечают: «У меня перестала болеть голова, у меня лучше стал дышать нос», притом, что аппарат был неактивный. По мере того, как мы дальше его активизируем, многие пациенты отмечают, что нос стал дышать, хотя они до этого не жаловались, ну, дышит и дышит. Они, видимо, понимают разницу, как это может быть, они отмечают, что стало очень хорошо.
Юлия Клоуда:
Насколько болезненно проходит ортодонтическое лечение для детей? Я знаю по отзывам своих друзей, близких, родных, кто проходил ортодонтическое лечение, что вначале довольно больно.
Диана Чертанова:
Какой-то дискомфорт может быть, но совсем больно-больно, невыносимо ― такого не бывает. Про дискомфорт можно с ребенком хорошо поговорить и объяснить ему, может быть, на примере той же обуви, как мы все покупаем новую обувь и обязательно натираем мозоли, здесь то же самое. Мы надеваем, какое-то время можем чувствовать дискомфорт. Любые аппараты, какие бы они ни были, в течение недели все проходит. Дальше мы как в тапочках гоняем.
Юлия Клоуда:
Диана, я знаю, что вы применяете, используете абсолютно все современные методы исправления прикуса, начиная от элайнеров и заканчивая брекетами, сейчас вы назвали новое понятие для меня – проволочки. Вы сами фанат какой системы исправления коррекции прикуса? Или даже переформулирую: какой способ исправления прикуса у детей вы считаете самым эффективным на сегодняшний день?
Диана Чертанова:
Чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что лучше всего проходить через краниальные аппараты, которые приводят весь организм в порядок. Еще я не отметила. Бывает, что у пациента проблемы с дыханием, они о них говорят. Еще точно так же бывает, что пациенты не знают, в чём корень их проблемы. Очень долго ходят, проходят разных специалистов, пытаются лечить, но им ничего не помогает. Когда они со своим вопросом приходят к нам, мы делаем что-то с зубами, они начинают отмечать, что, например, проходит аллергия, которая также была связана с проблемами с носом, из-за ограничения носового дыхания. Точно так же ― бруксизм, задержка развития у детей из-за снижения притока крови в мозг, хуже усваивается информация и они хуже учатся в школе, в садике, и плохо запоминают. Проблемы с пищеварением, шум в ушах, например, проходит, пониженная слуховая способность – они отмечают, что стали лучше слышать. Также и головные боли, мигрени, боль в области спины и шеи, возникающая за счет смещения позвонков, опять-таки, из-за изменения положения нижней челюсти, из-за верхней челюсти, это все взаимосвязано. Когда мы начинаем работать этими аппаратами всего лишь навсего с верхней челюстью, проблемы уходят и люди понимают: почему же мы столько специалистов обошли и нам ничего не помогло, а тут такое чудо!
Юлия Клоуда:
Очень радостно слышать от вас такие слова! Делая рейтинг, я знаю и вижу, как меняются технологии, что наконец-то человеческое тело рассматривается как единое целое, мы понимаем, что всё взаимосвязано. Вы начали наш эфир с того, что нижняя челюсть целиком влияет дальше на нашу осанку и всё остальное. Приятно слышать, и я рада, что вы применяете такие подходы, такие технологии в своей клинике и относительно детей.
Если ребенку поставили брекеты, то вы, как опытный доктор, понимаете, что у ребенка могут быть проблемы с кариесом, потому что они и так-то плохо чистят, за ними надо присматривать, мотивировать. Какой бы совет, лайфхаки вы дали родителям, у кого дети проходят ортодонтическое лечение? Что нужно, чтобы профилактика кариеса была на должном уровне?
Диана Чертанова:
Основное – это мотивация, ребенка необходимо мотивировать. Опять-таки, зависит от возраста. Очень много показывать, рассказывать. Во-первых, профгигиена делается 4 раза в год при брекет-системе, не 2 раза. На гигиену ребенок должен приходить обязательно с родителем, который чаще с ним занимается. На процедурах гигиенист обучает и рассказывает, показывает. Он также очень мотивирует. Например, просто показать ребенку: «Вот, смотри, у тебя тут грязно», – так не работает. Гигиенист закрашивает налет индикатором налета, ребенок улыбается, смотрит, что у него все фиолетовое или синее, ужасается, а потом мы приводим всё в чистое состояние и объясняем, как делать. Но важную роль, опять-таки, играют родители, они должны помогать. Контроль гигиены должен проводиться также с таблеточками, раз в неделю или 2 раза в неделю.
Как дома делается генеральная уборка, так и во рту должна проводиться генеральная уборка. С участием родителя ребенок разжевывает таблеточку, смотрит налет и дочищает, вычищает. Родители обязательно должны помогать, а не говорить: «Вот, видишь, все грязное, я же тебе говорила». Нет, это, наоборот, еще хуже закрывает ребенка, у него, наоборот, будет отвращение, он не будет чистить. А когда: «Давай я тебе помогу», или: «Давай посоревнуемся, я тоже пожую таблеточку и посмотрим, у кого грязнее», то есть переводить в игровую или в соревновательную форму, то будет более интересно и будет мотивировать ребенка держать полость рта в чистом состоянии. Гигиенист обязательно проводит уроки гигиены. Также многие родители отмечают, что дети после посещения гигиениста в течение месяца–двух еще остаются замотивированы, потом она начинает ослабевать. Они опять пришли на гигиену, их опять замотивировали, они снова начинают хорошо чистить. Но через какое-то время это проходит. Поэтому регулярность и участие.
Юлия Клоуда:
Вы подтверждаете факт, о котором мы тоже всегда говорим и пишем, что детей нужно вести либо в специализированные клиники, либо где есть специализированные врачи. Мотивировать может только реально детский доктор, который знает подходы к детям.
Какие вы, может быть, дадите советы родителям, у которых дети уже проходят ортодонтическое лечение и их нужно мотивировать, чтобы они носили пластинки, не снимали, не прятали их. Я помню, как моя сестра всегда: дойдет до школы, спрячет в портфель и пошла. А потом говорит, что все носила.
Диана Чертанова:
Здесь надо выяснить причину, почему ребенок не хочет носить аппарат: либо он стесняется, либо ему просто неудобно и есть дискомфорт. Исходя из причины уже решать, что делать: либо беседа – беседа доктора, беседа родителей с ребенком, либо замена аппарата, либо устранение проблем, если болит, колет, натирает, то может помочь.
Юлия Клоуда:
Есть ли гарантии, что, когда ребенок пройдет ортодонтическое лечение, всё будет на месте, никакой зуб не вернется в то положение, в каком он был?
Диана Чертанова:
Если все сделано правильно, если проводилось именно комплексное лечение вместе с теми же остеопатами и мануальными терапевтами, миофункциональными врачами, и все у нас сделано правильно, всё функционирует, то ничего не должно никуда уйти. Результат на всю жизнь. Но, вначале, после снятия брекетов идет ретенционный период, закрепительный, когда я, например, своим пациентам обязательно клею ретейнер, он несъемный, и плюс съемные аппараты, которые носятся на ночь примерно в течение года. Затем съемные аппараты убираются, детям через определенные сроки снимаются ретейнеры, а взрослым мы рекомендуем ретейнеры на более долгие сроки либо пожизненно. Но эти проволочки абсолютно ничему не мешают, ни жевать, ни любой активной жизни.
Восстановление анатомии очень важно. Для взрослых восстановление анатомии ― это правильная имплантация и протезирование. Для детей очень важно следить за зубами, потому что, когда мы рано теряем молочные зубы, то пустота очень влияет на прикус и может испортить новый формирующийся прикус. Для постоянных зубов очень важна высота прикуса и правильное восстановление зубов, анатомия зубов. Когда вы идете лечить кариес и в поликлинике вам сделают, я называю это тазиком, такие пломбы, то, конечно, ни о какой функции и правильном поддержании баланса не может быть речи. У нас зубы должны четко сжиматься, должен быть бугорково-фиссурный контакт, а когда у нас идут «тазики» сверху и снизу, у нас челюсть ездит и ни о какой стабильности вообще речи не может быть.
Юлия Клоуда:
Диана, к сожалению, эфир наш подошел к концу. Мне бы очень хотелось, чтобы вы дали напутственные слова родителям, да и не только родителям. Хочу тоже отметить для наших зрителей и слушателей, что Диана является не только детским стоматологом, но и взрослым, вообще уважаемым ортодонтом. Пожалуйста, дайте нам какие-то советы.
Диана Чертанова:
Если вы еще не были у ортодонта ― пожалуйста, приходите. Если у вас остались вопросы, я всегда могу ответить. Пожалуйста, Инстаграм, WhatsApp, стоматология «Ортодонт Сити», метро Дубровка. Пожалуйста, приходите, я всегда отвечу на все ваши вопросы.
Юлия Клоуда:
Диана, спасибо, что пришли, дали нам много полезной информации. Надеюсь, что еще раз вас увидим и снова поговорим о детях, потому что тема более, чем востребованная у наших слушателей.
Диана Чертанова:
Спасибо большое за приглашение!