{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Горный соосонователь United Investors. Автор блога 12 августа 2019г.
Если вам кажется, что стартапов много, то вам только кажется!
В новой программе поговорим о том, что в России препятствует массовому появлению стартапов

Дмитрий Ахтуба:

Здравствуйте! Это программа «Мединвестклуб с доктором Ахтуба». Как обычно, мы разбираем интересные проекты в области медицины и все, что, так или иначе, связано со здоровьем человека. И сегодня у нас в гостях Александр Горный. Александр является со-основателем United Investors, автор блога #стартапдня. Александр нам поможет разобраться, что же такое «инвестиции» и можно ли на сегодняшний день вообще рассматривать инвестиции как источник дохода.

Александр Горный:

Здравствуйте! Спасибо большое за приглашение.

Дмитрий Ахтуба:

Добрый день, Александр! Рад вас видеть.

Александр Горный:

Взаимно.

Дмитрий Ахтуба:

Александр, прежде чем мы начнем говорить об инвестициях, хотелось бы понять, как вы попали в инвестиции, потому что нечастое занятие такое, то есть ни мама, ни папа, наверное, не занимались инвестициями.

Александр Горный:

Нет, мама, папа не занимались. В инвестиции я попал через карьеру в Mail.Ru. В какой-то момент, в 2016 году, компания решила, что ей мало быть в области чистого онлайна (соцсети, игры, почта, то, чем она занималась тогда), а надо развиваться в сторону офлайн-сервисов (что-то, что человек заказывает в мобильном приложении или на сайте, а потом с ним что-то случается в физическом мире). Сейчас у Mail.Ru есть большие инвестиции в Delivery Club, в «Ситимобил», в GeekBrains (онлайн-образование), запущена «Юла». А тогда надо было понять, а что такого плана нам стоит купить, запустить, в какие проекты вложить деньги. И моя роль была именно в том, чтобы найти те направления, куда надо двигаться. С их корпоративной позицией очень плотно познакомился, со стартапами, инвестициями, с новыми проектами, и сейчас уже занимаюсь личным проектом, я со-основатель United Investors.

Дмитрий Ахтуба:

Расскажите поподробнее об этом проекте. Что он из себя представляет?

Александр Горный:

У нас есть мечта что ли. В России примерно 200 тысяч долларовых миллионеров. Ну, разные статистики – разные, но какое-то очень большое число. И кажется, что из этих двухсот тысяч какая-то значимая доля, может быть, 20 процентов, может быть, 30 процентов, хотела бы инвестировать в стартапы. Они в книжках или в газетах читали, что кто-то вложил деньги в Facebook, или в Uber, или в Skyeng на ранней стадии, и очень сильно приумножил капитал. Они понимают, что это рискованно, что можно все потерять, но если вложить 10 процентов имеющихся денег, можно все деньги утроить, ну а можно потерять 10 процентов. При этом у них нет инструмента начать вкладывать деньги в стартапы, то есть если хочется вложить в недвижимость, то, понятно, открываешь ЦИАН и находишь хорошую квартиру. Если хочешь открыть депозит, тоже Банки.ру, и хороший банк. Если хочешь вложить в акции, тоже есть понятный инструмент – любой брокер. Все работает. А стартапы – такого инструмента нет. Некуда написать, некуда войти, ничего сделать нельзя. И дальше у вот этих людей, которые хотят вложить в стартапы, есть, в общем, два пути. Первый путь – это стать активным инвестором, то есть разобраться в том, как это работает, начать искать стартапы самому, тратить на это время, деньги. Вот не только на сами инвестиции – на поиск инвестиций. Превратиться в такого активного ангела, стать таким маленьким фондом. Пример Румянцева. Самый известный бизнес-ангел России. Очень красивый пример. Но, очевидно, что это путь для очень маленькой доли людей, потому что надо тратить время.

Дмитрий Ахтуба:

Затратный.

Александр Горный:

Да. Он невозможный. А другие, собственно, ничего не делают, то есть можешь либо делать либо не делать. И вот для тех, кто ничего не делает, мы делаем легкий сервис. По нашей концепции они подписываются на United Investors, платят нам ежемесячную подписку, и за это мы показываем им возможные сделки. Мы тратим свое время, свои личные ресурсы на то, чтобы найти интересные стартапы, и показываем им, что вот есть такой стартап, хотите вложить, хотите не вложить. У нас сейчас схема, что мы показываем один интересный стартап в день, и предполагаем, что ангел там, каждый тридцатый, он понимает в этой теме, ему это нравится, из этого каждого тридцатого каждый десятый, они вот со всем договорятся, и у него будет одна-две сделки в год. Вот мы ориентируемся на такую штуку. Запустились мы в марте, показываем по одному интересному стартапу в день, соответственно, их уже чуть больше сотни показано. Всего в воронке около семисот стартапов. И уже из них, по-разному можно считать, но пять-шесть проинвестировано.

Дмитрий Ахтуба:

А как вы отбираете? На основании каких данных? Чего делаете?

Александр Горный:

Очень хороший вопрос. Мы стараемся минимально отбирать, то есть мы проверяем, что это стартап не фейк, это не мошенник, это какой-то, действительно живой человек, который, действительно, делает проект, и если заказать его услугу, она, действительно, произойдет, это не попытка просто взять деньги с инвестора и исчезнуть. Мы проверяем, что те предположения, в которых работает стартапер, не безумия и он не из сумасшедшего дома. И, в принципе, все может получиться. Дальше. Глубже мы не копаем, мы не хотим вносить свою экспертизу, что этот стартап, действительно, выстрелит. Понятно, что 90 процентов стартапов умирают, и понятно, что никто не умеет правильно определять, кто умирает, кто не умирает, иначе все было бы по-другому.

Дмитрий Ахтуба:

Но Facebook долгие годы никто не давал денег на развитие.

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

И напомню, что ему стоматолог первый дел денег.

Александр Горный:

Поэтому мы проверяем, что это стартап, а не попытка украсть деньги, а после этого мы даем решение инвестору. Ну мы как-то комментируем, что вот это нам кажется опасным, а это нет, но все равно решение дальше у ангела самостоятельное.

Дмитрий Ахтуба:

А вы как-то, ну, по какому принципу отрасли отбираете, которые? Вдруг человек захочет инвестировать в какие-нибудь мгновенные фото.

Александр Горный:

Да. По отраслям мы достаточно широко идем. Мы стараемся не находить, не искать какие-то тяжелые научные решения, что-нибудь. Вот если медицинской тематики, какую-нибудь новую молекулу. Очевидно, что та экспертиза, которая есть у нас для проверки, что это, действительно, молекула, а не фейк, ее недостаточно. И вот такие тяжелые научные проекты мы брать не можем. Мы ищем проекты, которые либо на российский рынок нацелены, либо это российский основатель целит на американский и европейский рынок. Но, в любом случае, это должна быть какая-то связь с Россией, возможность пощупать основателя, грубо говоря. Мы не верим, что можно из России инвестировать в португальский проект, работающий на Германию.

Дмитрий Ахтуба:

Ну, предложений-то много.

Александр Горный:

Да, только ничего не случится. И это должна быть какая-то область, связанная с Интернетом, новыми технологиями, мобильными приложениями, то есть что-то не то что инновационное. «Инновационное» – это очень плохое слово, но вот что-то про скорость. Не про офлайн-бизнес, когда мы строим десять магазинов и продаем в них обувь какую-нибудь.

Дмитрий Ахтуба:

А что нужно вообще стартапу, чтобы попасть в ваш выбор? Какие-то критерии грубые вы можете сказать?

Александр Горный:

У него должна быть выручка, то есть это должен быть уже проект, который уже что-то делает.

Дмитрий Ахтуба:

То есть это не ангельские инвестиции, да?

Александр Горный:

Это ангельские инвестиции, но это не инвестиции в идею – это инвестиции во что-то существующее.

Дмитрий Ахтуба:

А порядок какой инвестиций? На какой вы ориентируетесь?

Александр Горный:

Миллионы рублей. От 3 миллионов до 20 миллионов, скажем, вот такой масштаб.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. А вот в этом обзоре (#стартапдня) вы выбираете самые интересные проекты или вот те самые, которые вы выбираете для инвестирования?

Александр Горный:

Я выбираю просто самые интересные проекты со всего мира. Это не продажный – это образовательный контент.

Дмитрий Ахтуба:

Насколько я помню, вы говорили, что у вас еще Школа инвестиций начала работать, да?

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

Что это такое? Поподробнее расскажите.

Александр Горный:

Да. Мы же нацелены на тех людей, которые раньше никогда не инвестировали. И понятно, что их надо учить. Страшно что-то делать, это не умея. Мы провели экспериментальное мероприятие – двухдневную Школу инвестиций. У нас было десять уроков что ли о разных областях инвестирования. Зачем вообще инвестировать? Почему это нужно? Зачем? Как смотреть на проекты? Как юридически делать сделку? Что делать с проектом после инвестиций? Такого плана мы проводили в офлайне в Москве на Столешниковом переулке. И у нас была трансляция. Все это было вчера-позавчера. Мы пока на эмоциях очень довольны тем, что было, но и отзывы, кажется, тоже хорошие, то есть, кажется, все получилось.

Дмитрий Ахтуба:

А большая аудитория?

Александр Горный:

Было примерно шестьдесят человек в зале и еще человек тридцать в онлайне.

Дмитрий Ахтуба:

Это, в общем-то, для такого специфического узкого рынка и начала, в общем, достаточно хорошие цифры. Молодцы. Поздравляю с началом!

Александр Горный:

Спасибо большое!

Дмитрий Ахтуба:

Александр, хотелось бы такой вопрос задать. Как вы считаете, вообще достаточно стартапов на сегодняшний день в России или их мало? Как вы считаете? С чем сравнивать, вообще?

Александр Горный:

Очень хороший вопрос. Их мало. Россия маленькая страна по сравнению с миром, но это довольно большая страна по территории, по населению, по ВВП.

Дмитрий Ахтуба:

В среднем. В среднем таком.

Александр Горный:

Да. У нас довольно большой рынок. Опять, маленький по сравнению с мировым, каким-то американским и китайским, но он довольно большой, в нем можно делать много интересных вещей. И при этом возникает довольно мало новых проектов. Но вот есть такое число. Считается, что в России за год возникает 5 тысяч новых стартапов, которые хоть что-то, хоть палец о палец ударили. Это, получается, что 140 миллионов, на 28 тысяч человек один стартапер. Это мало. Можно больше.

Дмитрий Ахтуба:

Что мешает, как вы считаете?

Александр Горный:

Мне кажется, что самое сильное – это культура. Даже мы с вами в школах еще слышали, что спекуляция – это плохо, а хорошо – это делать что-то своими руками, работать. А предприниматель – это хорошо. Вот это надо в школе рассказывать.

Дмитрий Ахтуба:

Предприниматель – это хорошо. Да, над этим сейчас. Колоссальные деньги, я считаю, выделяются государством. Правда, государственным же структурам. Непонятно, куда они там, во что это все трансформируется, в какие идеи и лозунги, как это все осваивается, но деньги выделяются на популяризацию предпринимательства.

Александр Горный:

Я этого не чувствую. Может, я не в той целевой аудитории. Вот есть хорошие фильмы про хоккеистов, про баскетболистов. Ну вы снимите хороший фильм про предпринимателя, как он что-то делал, добивается, жена бросает, он ее опять находит, и потом в самом конце вот прям замечательно все получается. Ну умеют же снимать фильмы. Ну снимите фильм про клевого предпринимателя. В школьную программу поставьте. Вот был урок Мира в советское время 1 сентября. Ну сделайте 30 сентября по всей стране каждый год урок Предпринимательства. А потом предмет когда-нибудь.

Дмитрий Ахтуба:

Слушайте, у меня на прошлой неделе ко мне обратилось несколько человек сразу из мира кино, и они активно ищут инвестиции на фильмы, так или иначе, связанные с предпринимательством. Вот, может быть, ваш призыв как раз такой, что, может быть, дело рук самих утопающих. Так, может быть, предприниматели тоже должны сами этим активно заниматься?

Александр Горный:

У меня есть анекдот с anekdot.ru, прочитанный много лет назад. Какая-то юридическая академия или что-то в этом роде. И профессор одновременно практикующий юрист. И принимает экзамены – всем не глядя ставит пятерки. Что бы ни сказал – сразу «пять». Кто-то его спрашивает: «А почему так?» – «Чем хуже вы учитесь, тем меньше у меня конкуренции на рабочем месте».

Дмитрий Ахтуба:

Здорово. Понятно. Но, с другой стороны, вот сейчас то колоссальное давление, которое оказывается на предпринимателей государственными органами самых разных мастей, СМИ, всё против предпринимательства. И даже те, кто мечтал о предпринимательстве, это отбивает всякую охоту.

Александр Горный:

Это плохо.

Дмитрий Ахтуба:

Хорошо. Давайте это зафиксируем, но будем стараться, чтобы было лучше.

Александр Горный:

Давайте, кстати, вот мы же сейчас СМИ, скажем, что малый бизнес в России вести очень удобно, то есть государство вообще не мешает. А вот на уровне до 100 миллионов рублей выручки это упрощенка. Это идеальный налоговый режим, которого нет в большинстве стран мира, который не требует вообще никаких усилий по бухгалтерии и всему прочему. И очень удобно вести бизнес. Давайте это вслух скажем на нашем радио.

Дмитрий Ахтуба:

Да, я согласен. Единственное «но», что когда мы начинаем с зарплатами разбираться, то там уже ситуация не такая радужная что ли. Не секрет, что многие рестораны в нашей стране работают только за наличку, – вот как раз связано с тем, что огромные налоги зарплатные.

Александр Горный:

Налоги зарплатные большие. Во всем мире они тоже большие. В России не больше, чем во всем мире. В России довольно спокойно относятся к полулегальным способам обхода. Типа, вот если бизнес маленький.

Дмитрий Ахтуба:

Но это же плохо.

Александр Горный:

Это плохо, но как, плохо? Вот есть самозанятые. Это же уже вообще совсем легально, то есть вот самозанятым можно платить мало. И оформляется. И это хорошо. На самозанятых налог маленький. На ИП'шников налог маленький. Есть куча, там «Сколково», еще других способов получить льготы и полноценным сотрудником по ТК платить налоги маленькие. Жить можно.

Дмитрий Ахтуба:

Жизнь можно. Жизнь можно всегда.

Александр Горный:

И необязательно для этого уходить в черный нал.

Дмитрий Ахтуба:

Я согласен. Просто у нас такая вот данность, что многие виды бизнеса, многие отрасли сидят в этих серых зонах. Я надеюсь, что как-то это все разрешится, но пока все не так хорошо, как хотелось бы. Хорошо. Скажите, пожалуйста, за время существования вашего блога (#стартапдня), вашей работы над стартапами и инвестициями какие-то проекты больше других запомнились?

Александр Горный:

Больше всего, конечно, запомнились те проекты, к которым я имел или имею отношение. По сравнению с «Ситимобил», тоже, как говорится, что-то еще запомнилось. Но были и просто интересные проекты, которые, было просто приятно посмотреть со стороны.

Дмитрий Ахтуба:

Приведите примеры, если не сложно.

Александр Горный:

Мне очень нравится проект augmedix. Американский проект. Они раздают врачам очки. Врач в этих онлайн-очках слушает пациента или смотрит на пациента, а очки все записывают и передают в Бангладеш. В Бангладеш сидит дешевый секретарь, нанятый за бангладешскую зарплату, и он заполняет медицинскую карту, он заполняет все нужные бумажки. Врач не тратит время на бумагомарание, соответственно, принимает больше пациентов, пациенты меньше ждут, все довольны, все больше зарабатывают и даже в Бангладеш секретарь по-бангладешски хорошо зарабатывает.

Дмитрий Ахтуба:

Да, действительно, интересный проект. И я думаю, моим коллегам-врачам это очень понравится, потому что заполнение карт – это точно нелюбимая всеми врачами тема. Это считается чистым формализмом. Да, это очень интересно. Часто ли попадаются одинаковые проекты в короткий период времени, то есть как бы вот только, казалось бы, говорили на эту тему, и. Ну вот есть ли отрасли, куда идут больше всего проектов?

Александр Горный:

Конечно, есть. Стран же в мире очень много, и в каждой стране есть какое-нибудь свое такси, в каждой стране своя доставка еды, в каждой стране есть какой-то сервис по бронированию ресторанов, во многих странах есть сервис телемедицины, в каждой стране есть какой-то сервис, который как-то позволяет найти сантехника, чтобы починить. То есть все базовые потребности очень локальны, и поэтому очень много локальных сервисов, которые делают одно и то же в разных странах мира.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Как часто приходится сталкиваться с медицинскими и околомедицинскими проектами?

Александр Горный:

Я думаю, что каждый примерно пятнадцатый-двадцатый проект про медицину. Медицина – это большой рынок. Все люди болеют.

Дмитрий Ахтуба:

То есть 15-20 процентов?

Александр Горный:

Нет. Каждый пятнадцатый-двадцатый. 5-6 процентов.

Дмитрий Ахтуба:

А, 5-6 процентов. Я думал, каждый пятнадцатый-двадцатый из сотни.

Александр Горный:

Нет.

Дмитрий Ахтуба:

5-6 процентов. И что? Какие темы у медицинских проектов?

Александр Горный:

Есть тема – как связать врача с пациентам. Это либо какая-то форма записи, либо какая-то форма маркетплейса, либо какая-то телемедицинская штука. Не очень много, но много вариаций того, как это сделать. Есть тема о том, как проскринить, чтобы заранее что-то узнать, то есть какие-то анализы данных или какие-то регулярные анализы, но вот все, нацеленное на то, чтобы человек меньше болел и страховая экономила денег.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Хорошо, Александр, спасибо. Сейчас мы прервемся на короткую рекламу и вернемся в студию.

Александр Горный:

Хорошо.

Дмитрий Ахтуба:

«Мединвестклуб с доктором Ахтуба». Мы сейчас продолжаем нашу встречу с Александром Горным. И Александр нам рассказывает о стартапах, о его работе с его блогом (#стартапдня), школе инвестиций и все, что так или иначе связано с инвестированием. Мы остановились на медицинских стартапах. Саша, скажи, пожалуйста, а ты сам инвестировал куда-то в медицину?

Александр Горный:

Нет.

Дмитрий Ахтуба:

Почему? Что тебя останавливает?

Александр Горный:

Медицина – это та вещь. Есть медицина, есть околомедицина. «Медициной» я называю.

Дмитрий Ахтуба:

Ну давай все вместе это назовем «медициной».

Александр Горный:

Я бы все-таки разрезал. Вот есть медицина, то есть лечение: какие-то новые таблетки, новые аппараты, вот все, что непосредственно связано с тем, чтобы пациент стал здоровее. Я не могу туда инвестировать, потому что я ничего в этом не понимаю. Должна быть какая-то научная подготовка, какое-то знание. Знание того, что там происходит. Я никак не могу отличить хорошую таблетку от плохой таблетки за пять лет до клинических испытаний. И никак не могу почувствовать. Совсем не мое. Есть околомедицина – это то, как связать врача с пациентом. И в ней каждый (...23:45).

Дмитрий Ахтуба:

Там больше IT, наверно, да?

Александр Горный:

Да. IT, маркетинг.

Дмитрий Ахтуба:

То есть такие проекты, более понятные?

Александр Горный:

Да, они понятные, и в них я, в принципе, мог бы инвестировать, но просто не сошлось ни разу. Не оказалось того проекта, который мне был бы близок, я бы в него поверил. Но такое возможно.

Дмитрий Ахтуба:

Понимаю. Хорошо. Перейдем тогда от частного к общему. С какими рисками сталкивается частный инвестор на сегодняшний день в нашей стране чаще всего?

Александр Горный:

Если речь об инвестициях в стартапы, то самый главный риск, он не страновой никакой, а вот просто то, что стартап окажется плохим. Стартапы, по определению, очень рискованны, в том плане, что у них, по определению, может не получиться. Ну, вот оказалось, что конкурент лучше, или оказалось, что тот рынок, на котором работал стартап, меньше, чем думали, или просто плохо работает основатель и не сумел добиться прибыльности и роста. Это главный риск, он во всех странах одинаковый.

Дмитрий Ахтуба:

А ты на что больше смотришь? На идею или на команду? Или основателя и его проекцию и команду?

Александр Горный:

Идея не должна быть совсем сумасшедшей, в ней должно быть здравое зерно, но, по большому счету, она не имеет значения. Есть статистика, что из успешных стартапов, которые дошли до самых вершин, заметно больше половины по дороге поворачивали и делали не то, с чего начинали. Команда важнее. То есть идея – это всего лишь один из фильтров – посмотреть на команду, что человек не сумасшедший, не продает тебе невозможное.

Дмитрий Ахтуба:

А в команде на что бы ты обращал внимание или какие можно советы дать людям, кто рассматривает для себя стартап?

Александр Горный:

Мне кажется, что главное в команде – три вещи. Первое – это то, что в команде есть все необходимые люди, вот именно в основателях, ну или что брат основателя дополняет, как-то вот совсем близкий круг, который точно никуда не денется. И необходимые люди – это, должны закрывать две области. Первое – они должны уметь создать продукт. Если это какой-то IT-продукт, грубо говоря, хороший программист. Человек, который умеет создавать IT-продукты. А второй – это тот, кто умеет продавать, то есть если это речь о каком-то сервисе для ритейла, то это должен быть какой-то человек, который уже либо работал в ритейле либо продавал для ритейла, у которого есть связи в ритейле, который сможет все продать. То есть команда должна быть полная и в ней должен быть создатель и продавец. А второй момент – в команде не должно быть много лишних людей, то есть если приходит команда, в которой есть продавец, создатель и еще пятеро, которые.

Дмитрий Ахтуба:

И девушка-хостес.

Александр Горный:

Одна девушка – ладно. И еще пять девушек-хостес. Или мальчиков-хостес, то проблема. И третье – команда должна быть сфокусирована на проекте. Очень плохо, когда у этого еще два других проекта, а этот еще работает на основной работе, а этот, он, в принципе, работает, но у него, полгода обязательно отдохнуть, он так привык. Понятно, что на ранних стадиях может быть физическая необходимость где-то еще работать, чтобы деньги зарабатывать и с голоду не умереть, но должно быть хотя бы обещание, что как только появятся инвестиции, то с этого момента увольняемся и фокусируемся на проекте. Фокусировка – это очень важно.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Можно ли из этого, сказанного тобой сейчас за последние пять минут, вывести какие-то универсальные советы для потенциальных инвесторов, как вот, ну, то, что ты сказал, что очень важна команда, в первую очередь, да?

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

Потому что часто бывает такое, что команда переориентируется на другую цель, двигаясь к какой-то заданной.

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

И в команде, нужно, чтобы она была концентрированная, чтобы она была без лишних людей, то, что ты назвал, она должна закрывать какие-то основные компетенции для проекта, да?

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

И что еще?

Александр Горный:

И она должна быть сфокусирована на этом проекте. Проект должен быть единственным приоритетом. Не главным, а единственным. Должны жить на работе.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Даже в этом случае как бы никто не гарантировал инвестору больших прибылей?

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

А у тебя есть примеры, опровергающие твои слова?

Александр Горный:

Ну вот прям сейчас я не могу вспомнить, но, конечно, в истории человечества был один случай, когда один расхлябанный человек, который ничего не делал, и он был только что из сумасшедшего дома, но все-таки так удачно угадал, что запустился проект. Такой случай наверняка был. Но я сейчас просто не могу вспомнить.

Дмитрий Ахтуба:

Хорошо. Скажи, пожалуйста. Ты вот как бы ориентирован на российские проекты, а вот есть какие-то отличия российских проектов, западных? Какой у тебя в этом опыт?

Александр Горный:

Западный тоже очень разнообразный. Главное отличие российских проектов от американских – то, что американские захлебываются от денег. Российский проект целится в то, чтобы стать прибыльным и окупаемым через год, а лучше через месяц, а лучше с первого дня. Американский проект спокойно относится к тому, что он годами, десятилетиями глубоко убыточен и просто показывает рост, и пока он растет, инвесторы оплачивают все его убытки. И вот от этой центральной разницы возникает очень много разниц в мелочах, то есть российские проекты гораздо эффективнее в плане экономии. То есть американский проект наймет двадцать программистов там, где русский проект наймет одного и еще чем-то его догрузит. Американские проекты быстрее растут, потому что они думают, в первую очередь, о росте и они не боятся убытков и растут туда. У американских проектов обычно лучше сервис. Но, опять, сервис – это же расход, то есть как что-то случилось плохое – держите купон на следующую услугу в тысячу долларов. Нам не жалко. Нам убыток. А русский сервис будет выяснять: а точно у нас плохо оказали услугу? Да нет, вы, наверно, врете нам. Наверно, все было хорошо. Вы купон вымогаете. Извиняться – извинимся, но на этом остановимся. То есть те быстрее растут, те меньше считают деньги, а мы маленькие и аккуратные, осторожные.

Дмитрий Ахтуба:

Ты знаешь, мне показалось. Я тоже немного погружен в эту тему. И мне показалось такое вот отличие, особенно ярко это видно, если сравнивать израильские стартапы и российские. Российские стартапы мыслят, как мне кажется, в большей степени, такими категориями, что вот сейчас мы завоюем какое-нибудь ЦАО, или родное Бирюлёво, а потом выйдем на рынок ЦАО, а потом Подмосковье, потом Питер, ну а дальше уже посмотрим. Как правило, дальше никто не планирует. А вот в Израиле я столкнулся с тем, что страна маленькая, рынок маленький, и поэтому они сразу ориентированы на какой-то, либо на рынок Америки сразу, либо сразу на рынок Китая, либо на весь мир.

Александр Горный:

Это, безусловно, правда. Но это же тоже связано с тем, о чем я говорю. Когда весь бюджет проекта – это примерно как билет до Нью-Йорка и обратно, но как выходить на американский рынок? А когда есть изначально 10 миллионов долларов на счету, то уже можно выходить.

Дмитрий Ахтуба:

Я даже не об этом. Изначально, мне кажется, у нас очень такая постепенная стратегия развития, как правило.

Александр Горный:

Да. Денег нет на быстрое.

Дмитрий Ахтуба:

Да, то есть все как-то очень осторожно. Я не говорю, что это плохо.

Александр Горный:

Это не плохо. Так есть.

Дмитрий Ахтуба:

Слушай, а вот я обычно стараюсь такие задавать вопросы, которые связаны с будущим, с vision с каким-то там. Вот что думаешь? Вообще, куда движется российский рынок, мировой рынок, инвестиционный? Какие ты, может быть, тренды сейчас уже улавливаешь мелкие на этом рынке?

Александр Горный:

Я думаю, что все будет хорошо.

Дмитрий Ахтуба:

Отлично.

Александр Горный:

Не будет никакого глобального кризиса. Не будет ядерной войны.

Дмитрий Ахтуба:

Нет, я сейчас не об этом.

Александр Горный:

Ну это самое главное.

Дмитрий Ахтуба:

Это главное, да.

Александр Горный:

Мировой рынок, в нем происходит такая, инфляция, то есть денег становится все больше и больше, а то же самое становится все дороже и дороже. Раунды инвестиций становятся больше на той же стадии, деньги становятся не такими значимыми. Раньше было миллион долларов – ого-го, а теперь миллион (...33:25). Российский рынок. В России этого не происходит, но, наверное, начнет происходить, если вот как бы еще года-два, и мы совсем привыкнем к тому, что кризис был давно, надо жить заново в новой реальности, наверно, это и в России будет происходить. (...33:47) инвестиций тоже все понятно. Люди не хотят владеть – люди хотят арендовать. И очень много сервисов про то, что временное владение какое-то, шеринг и прочее. Искусственный интеллект вышел на.

Дмитрий Ахтуба:

На столбовую дорогу развития человечества.

Александр Горный:

Красиво сказано! И в это тоже можно инвестировать. И онлайн становится обыденным, то есть образование-онлайн, работа-онлайн, все, что. Ну как бы Интернету уже двадцать лет, скайпу уже тоже пятнадцать лет, уже давно можно делать все удаленно, но только сейчас люди как-то психологически к этому подготовились, к тому, что необязательно жать друг другу руку для того, чтобы поговорить. И вот сервисы, которые дают какое-то удаленное общение, удаленное оказание услуг, они стали развиваться и будут сильнее развиваться в следующие годы. Вот, наверно, три центральные темы.

Дмитрий Ахтуба:

Я слышал, что уже многие компании, которые стремились к тому, чтобы всех своих сотрудников отправить по домам и пользоваться их услугами как бы как аутсорсеров, вот на сегодняшний день возвращают их в офис, что все-таки общество, человек, человечество, может быть, в целом, еще не готовы работать порознь, в онлайне.

Александр Горный:

Есть же классический, вот эта вот кривая, что сначала все взлетает, потом падает, а потом начинает уже здорово подниматься не на хайпе, а на реальном подъеме. Может быть, мы скатились с горки (...35:47).

Дмитрий Ахтуба:

Да, хороший пример.

Александр Горный:

И начали подниматься. В United Investors все работают по домам и нам в голову не приходит снимать какой-то офис, чтобы мы встречались. Мы эффективно работаем дома.

Дмитрий Ахтуба:

Так, может быть, пора уже какой-то сделать офис для инвесторов? Коворкинг. Инвесторский коворкинг такой.

Александр Горный:

Мы приглашаем инвесторов, чтобы они пообщались, на какие-то мероприятия, но у них же своя жизнь, у людей свои офисы у всех.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Хорошо. А что думаешь? Может быть, технологии какие-то приходят на этот рынок? Я, правда, не знаю, там как-то вот.

Александр Горный:

Конечно, каждые пару лет появляется какая-то новая штучка, но, в принципе, нет. Особенно на ранних стадиях, где главное – это команда, какие тут технологии?

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Ты знаешь, у меня есть мечта: в «Мединвестклубе» приземлить на землю, скажем так, медицинские проекты, то есть создать такую площадку для инвестиций, то есть чтобы приходил основатель, допустим, человек: «Я хочу основать клинику». Доктор Сидоров какой-нибудь, терапевт, например, который обладает какими-то уникальными медицинскими технологиями, ну или какие-то стандартные технологии, но делает это очень хорошо, и чтобы инвесторы могли инвестировать в такого рода стартапы. То есть здесь очень мало такой мегатехнологичности какой-то, совсем уж венчурной истории. Не венчур такой в чистом виде. Как ты считаешь, что могло бы помочь этой истории? И вообще, вот перспективы этого дела как ты видишь?

Александр Горный:

Я думаю, что любая штука, которая зарабатывает на предпринимателях в России, у нее очень хорошие перспективы, потому что конкуренции мало, и если этот Сидоров начнет делать свою клинику, у него все обязательно получится, даже если он плохой врач, но просто потому что он ее начнет – конкуренции мало.

Дмитрий Ахтуба:

Ну нет, ты знаешь, здесь-то я как раз с тобой не соглашусь, потому что медицинский рынок немного перегрет, и там очень много недобросовестной такой, ну, всяких маркетинговых штучек. И на сегодняшний день пока не нашли баланс. Потому что, ты знаешь, можно взять плохого врача и раскрутить его. И, к сожалению, многие люди на медицинском рынке этим занимаются.

Александр Горный:

Но это же показывает, что у хорошего тем более получится. То есть у нас не хватает бизнесов, их мало. То есть каждый, кто входит на пустой рынок, у него все должно получатся.

Дмитрий Ахтуба:

Хорошо.

Александр Горный:

А что помочь? Кажется, что тут, тема-то очень сложная. В футболе каждый разбирается, а в медицине.

Дмитрий Ахтуба:

Тоже все.

Александр Горный:

Все разбираются, но, блин, неправильно разбираются. И тут, скорее, какой-то фонд должен быть, то есть чтобы решения принимали какие-то квалифицированные люди, а я просто вот отдавал деньги под управление, а не клубный формат. Я думаю так.

Дмитрий Ахтуба:

А какие примеры подобного рода ты знаешь? Вот то, что ты предлагаешь. Какой-то там фонд, какая-то управляющая компания.

Александр Горный:

В США тысячи, наверно, фондов такого плана.

Дмитрий Ахтуба:

Может быть, ближе к нам? Какую-то российскую историю?

Александр Горный:

В России есть (...40:02). Довольно большой фонд, лет двадцать работает, инвестирует именно не в стартапы, а в какие-то более стабильные бизнесы, более приземленные бизнесы. Ну и у него все хорошо.

Дмитрий Ахтуба:

Хорошо. А что для тебя было бы? Вот если тебе поступило такое предложение: нашли супер доктора в какой-то отрасли и предлагают тебе создать клинику, – на что бы ты обращал внимание?

Александр Горный:

Я бы сбежал, потому что я ничего не понимаю в клиниках в офлайн, в таком жестком офлайне. Но если бы ко мне пришел фонд и сказал, что вот я нахожу самые лучшие клиники и дай мне денег под управление, я буду решать, в какие клиники их положить, то дальше я бы спросил, сколько клиник уже запущено, какой процент из них успешен, сколько из них не в Москве, и в каких-то условиях дал бы денег.

Дмитрий Ахтуба:

А что значит «сколько из них не в Москве?» Почему этот вопрос важен?

Александр Горный:

Потому что в Москве запускать. Часто есть история, что в Москве все работает, потому что люди богатые, а денег лишних много, и они их не выкидывают, но спокойно относятся. А за пределами Москвы все не работает, потому что денег меньше, и тратят их менее эффективно.

Дмитрий Ахтуба:

С меньшим энтузиазмом?

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

Понятно. Александр, какой бы ты себе вопрос хотел задать или, может быть, какую-то тему обсудить? У нас осталось немного времени.

Александр Горный:

Я не подготовился к этому вопросу.

Дмитрий Ахтуба:

Ну давай вместе сейчас подготовимся, на ходу.

Александр Горный:

Давай на ходу придумаем. Расскажи ты лучше, а вот зачем появилась эта передача? Ради чего?

Дмитрий Ахтуба:

«Мединвестклуб»?

Александр Горный:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

«Мединвестклуб» мы создали, как передачу, в рамках деятельности «Мединвестклуба», того самого, где встречаются медицинские проекты и инвесторы, которым интересно инвестировать в медицину, потому что они понимают, что там рынок растет, и для информационного поддержания этой программы, для того чтобы представлять наиболее интересные проекты, для представления вообще о том, что такое инвестиции, потому что я тоже согласен с твоей оценкой, что на сегодняшний день в России этим мало занимаются. У меня какие-то цифры были, но они по предпринимательству. И если я не ошибаюсь, 9 процентов с небольшим в США, предпринимателей малого и среднего бизнеса, а у нас 3 процента. Ну и там еще качество надо посмотреть. Там не совсем. Ну, у нас, с ходу, в три раза меньше предпринимателей, в процентном соотношении. По стартапам, я думаю, ну, по стартапам по инвестициям, я думаю, ситуация еще хуже.

Александр Горный:

Я как-то считал соотношение инвестиций в стартапы к ВВП для разных стран, и из тридцати пяти крупнейших стран Россия была то ли тридцать второй, то ли тридцать третьей. Первая – Эстония, что интересно.

Дмитрий Ахтуба:

Эстония, там, я думаю, в немалой степени и из-за наших. Многие стартапы идут туда. Одно время очень популярно было в Латвии открывать компании. И просто и легко.

Александр Горный:

Да, это так, но наших привлечь – это тоже достижение, то есть в этом тоже молодцы.

Дмитрий Ахтуба:

Да. Александр, спасибо тебе огромное за эфир. Я напомню, что в программе был, программа «Мединвестклуб», и сегодняшним гостем был Александр Горный. Александр Горный – создатель любопытного блога. Саш, я, по-моему, не подписался, так что я обязательно подпишусь. Спасибо тебе огромное.

Александр Горный:

Спасибо. Было приятно.