{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Денис Сметнев 17 ноября 2015г.
Образование онлайн
Как зарабатывать на онлайн образовании?

Юрий Клименко

- Доброе утро, уважаемые слушатели! В эфир возвращается наша программа «Новая экономика. Студенты». Сегодня мы будем говорить о том, как зарабатывать на онлайн-образовании с основателем «Школы английского Skyeng», выпускником Московского физико-технического университета – Денисом Сметневым. И вместе со мной теперь программу будет вести Алина Мяло – основатель инкубатора «Styleru». Всем добрый день!

Алина Мяло

- Доброе утро!

Денис Сметнев

- Всем привет!

Юрий Клименко

- Давайте начнём с вопросов. Алин, я знаю, что ты очень сильно готовилась к интервью, так что первый вопрос будет в этот раз за тобой.

Алина Мяло

- Денис, давай начнём с самого простого. Расскажи нашим слушателям немножко о себе, как ты вообще пришёл к этой идее, что тебя сподвигло и почему именно такой проект?

Денис Сметнев

- Началось всё примерно три с половиной года назад. Мы тогда с Гошей Соловьевым (мой коллега, мой напарник) мы вместе учились на физтехе, жили в одной общаге, в одной комнате, правда, когда учились в Черноголовке, и просто поняли, что наука нам не светит, она не совсем про нас, и долгими вечерами, по ночам думали: «чем же заняться?» И так совпало, что Гоше нужно было учить язык, он подключил для этого свою знакомую какую-то учительницу из Чебоксар, чтобы заниматься с ней онлайн. В Москве стоил час примерно 1 500 – 2 000 рублей, а в Чебоксарах он нашёл преподавателя за 500 рублей. Уговорил её с боем, через это они прорвались, попробовали, протестировали, и после этого мы сделали за ночь лэндинг, выкатили его на тестовый сервер, собрали первые 20 заявок и поняли: всё, оно работает. Потом была небольшая пауза, я пошёл куда-то работать, потом к нам пришёл Эркин Адылов, сказал: «Ребята, дам вам 30 000 долларов на всю команду, начинайте». И мы начали. Собственно, отсюда всё и пошло, отсюда мы и начали.

Юрий Клименко

- Давай сначала, чтобы слушатели больше понимали, расскажи чуть-чуть поподробнее именно о проекте, то есть чем конкретно занимаетесь, чуть побольше, с названием сайта. Рекламировать себя, мне кажется, это очень интересно и важно.

Денис Сметнев

- Конечно. Школа английского «Skyeng». Мы на текущий момент являемся крупнейшей онлайн-школой. Мы можем об этом судить, конечно, только по одному показателю – это количество преподавателей, которые работают в школе. По этому показателю мы действительно крупнейшие. Любой человек, кто хочет изучать язык, может к нам обратиться, у нас есть своя платформа для проведения занятий: учитель и ученик через неё связываются, общаются, вся информация синхронизирована, вы видите, по каким материалам вы учитесь. Всё между вами очень удобно, как будто учитель действительно рядом с тобой сидит и с тобой общается. Это очень помогает наладить такую хорошую, комфортную атмосферу на занятии.

Алина Мяло

- Денис, а в чём тогда разница занятий по «Skype» в отличие от вашей платформы? Что нового в этом?

Денис Сметнев

- У нас, во-первых, вся программа очень структурирована и ты в любой момент можешь вернуться к тому материалу, который вы с учителем прошли. Ты можешь просто себе представить, что иногда ты с учителем что-нибудь выучил, прошёл какой-то параграф, какую-нибудь тему, какой-нибудь юнит, он тебе скинул информацию в «Skype», если вы занимаетесь по «Skype», и это потерялось в бездонных папках непонятно где, непонятно как. Мы же делаем так, что это, во-первых, удобно. Во-вторых, мы храним все логи тех действий, которые делают ученик и учитель во время занятия, потом всё это умеем анализировать. Мы это анализируем, понимаем, в чём твои слабые стороны, в чём твои сильные стороны, можем подстроить курс под тебя, под те требования, которые тебе больше всего нужны.

Алина Мяло

- То есть у вас получается что-то типа «Big Data»? Это про вас?

Денис Сметнев

- Да, «Big Data» - это про нас. Мы, конечно, здесь пока первые шаги делаем, наработки есть. Мы можем, например, взять любой текст и понять, если ты уровень Pre-Intermediate, или уровень Elementary, или Upper-Intermediate, подходит для тебя этот текст или нет, нужно нам его включить в урок или не нужно. Сейчас мы всё это интегрируем в структуры. Это очень сложная, большая работа, но с ней мы обязательно справимся. В течение полугода всё уже будет точно в продаже.

Юрий Клименко

- Окей, я точно знаю, что нас сейчас слушает энное количество студентов «Big Data» с «Высшей школы экономики», так как они всё-таки этим занимаются. К тебе вопрос: вы собираете все эти данные, какие ключевые параметры вы хотите оттуда получать? К чему вы хотите в итоге прийти, собирая эти данные и их анализируя?

Денис Сметнев

- В идеале, если к нам приходит человек, за первые два-три занятия мы хотим понять, сколько ему нужно уроков взять, и в какой срок он точно закончит обучение и достигнет той цели, которую он себе поставил. Это такая «голубая» мечта, к которой мы идём, и понято, что туда ещё долго-долго идти. Но действительно это такое «коробочное» решение, куда мы голову человека можем посадить, ему на голову надеть эту коробочку и сказать: «Привет, друг. У тебя через два месяца тридцать дней будет уровень знания Upper-Intermediate, если сейчас он у тебя, например, Intermediate», и мы сможем обеспечить ему всю необходимую для этого инфраструктуру.

Юрий Клименко

- Расскажи ещё немножко о своей команде.

Денис Сметнев

- Команда у нас изначально состояла из четырех человек – это я, Гоша, Харитон (мы втроём с физтеха), и Андрей Яунзем - он с Бауманки. Собственно, мы все технари. В этом и наша сильная сторона, и наша слабая сторона, потому что с точки зрения коммуникации с людьми многому чему пришлось научиться. Первые полгода мы вчетвером не покладая рук действительно ночи напролет работали. До сих пор помню звонок в два часа ночи, когда мы жили в одной квартире, звонок на телефон, переадресация с нашей виртуальной АТС: «Здравствуйте, а можно у вас заниматься?» И спросонья: «Да, конечно». Заполнили заявку, всё обработали как надо, человек начал учиться, долго-долго у нас занимался (с Владивостока). На тот момент мы не сильно отличались от «Skype»-школы.

Юрий Клименко

- Вообще, техническое образование помогло вам в создании проекта в работе, в работе с инвесторами? Если бы у вас была возможность, вы бы изменили, например, Московский физико-технический институт на что-то другое?

Денис Сметнев

- Я бы сказал, что нет. Наверно, никто из нас бы не поменял, потому что именно технический бэкграунд нам помог чувствовать себя реально уверенно, когда мы работали с цифрами, когда мы принимали самые такие сложные решения «а куда двигаться?» Как сейчас помню, что самая крупная ошибка, которую мы допустили, когда что-то начинали делать, как многие неопытные люди, мы начинали строить такой линкор гигантский, который должен был всех сокрушить. Но при этом мы не забывали, как технари, считать, что там у нас по доходам, есть ли у нас нужный оборот и продолжали непрерывно концентрироваться именно на наращивании юзербейс, количества клиентов, количества преподавателей, и линкор потихоньку отодвигали на будущее время.

Юрий Клименко

- Что было нового в отличие от университета? То есть, чему учил университет, и чему научила жизнь? Понятно дело, что когда вы начали заниматься бизнесом, вы чего-то не знали.

Денис Сметнев

- Да.

Юрий Клименко

- Что было самое сложное, с чем столкнулись, и чему пришлось научиться уже самостоятельно?

Денис Сметнев

- Вещей таких, наверно, две. Первая – это желание, стремление к совершенству. Каждый из нас в разной степени этим болел, и когда мы начали реально бизнесом заниматься, мы от этого потихоньку уходили. Мы понимали, что лучше рабочие решения сейчас, чем прекрасное вылизанное, но через два года. Это первая штука, которой мы действительно все научились и продолжаем ей учиться, потому что желание сделать не через два года, а через год всё равно иногда остаётся, но мы его старательно отталкиваем насколько можем. Второе – это, наверно, некая жесткость в общении именно с сотрудниками, но не просто жесткость, чтобы их задавить, задушить или ещё что-то такое, а именно понимать, что мы делаем сервис для клиентов, а не для себя, не для сотрудников. Здесь мы стремимся прийти к тому, чтобы толерантность к ошибкам внутри команды, толерантность в количестве ошибок, которые мы допускаем при общении с клиентом, была нулевая. Это вторая вещь. Это то, что сильно отличает, можно сказать, взращенного в пробирке физтеха - ему всегда кажется, что весь мир ему открыт и все стремятся вместе с ним совершать лучшее, но не всегда так.

Алина Мяло

- Скажи, Денис, а можно поподробнее узнать о ваших преподавателях. Все они native-speakers? Сколько из них живут в России, сколько из них живут за рубежом? Как это всё работает?

Денис Сметнев

- У нас школа международная и когда мы начинали, тогда ситуация просто в российской экономике была чуть получше, поэтому соотношение native-спикеров и русскоязычных преподавателей было пятьдесят на пятьдесят. На тот момент русскоязычные преподаватели были почти все из России (когда мы начинали), сейчас это во многом и Украина, и Белоруссия, то есть все страны СНГ. Скоро мы подключаем ещё и преподавателей из Молдовы, но делаем акцент в основном, конечно, на Россию сейчас. Вторая часть - native-спикеры. Их всегда было больше раньше из разных стран: Австралия, Филиппины… Но Филиппины - именно native-спикеры из Британии и Америки, кто уехал туда жить. С удивлением обнаружили, у нас есть женщина, которая работает с нами уже давно, она раньше работала в «Сorporate Finance Barclays» в Лондоне, а теперь работает преподавателем в нашей школе, знакома со Стивеном Фраем, и очень много интересных историй от неё мы слышали. Последние полгода ситуация резко изменилась, количество носителей языка сильно уменьшилось, потому что мы им всем, конечно, платим в долларах, нам приходится из-за этого цены тоже адаптировать, и собственно, спрос на них упал. Сейчас примерно 20% наших клиентов занимается с носителем.

Алина Мяло

- И только в этом было выражено последствие кризиса на вашей компании? Или что-то ещё повлияло?

Денис Сметнев

- Да-да, это единственное, на чём всё отразилось. Мы очень чётко наблюдали за конверсиями - конверсии не упали. То есть такого, что люди стали меньше заниматься, меньше стремиться развивать свои навыки в английском языке, такого мы совершенно не заметили. Мы продолжили расти, продолжили подключать новые каналы. В контенте чуть-чуть конверсия просела, но тоже незначительно.

Юрий Клименко

- Такой вопрос: на рынке довольно известный именно по обучению английского языка, мне лично, как обычному пользователю, всегда приходит первая в голову «LinguaLeo». Как вы с ними коррелируете? Являются ли они вашими конкурентами или, наоборот, вы считаете, что вы их дополняете?

Денис Сметнев

- Я бы сказал, что мы друг друга дополняем. Потому что человек, который занимается исключительно сам, конечно, он сможет чего-то достичь, но ему требуется очень-очень сильная мотивация, то, о чём в «LinguaLeo» всегда говорили: «Нам нужно заставить человека, помочь ему найти свою мотивацию». Мы тоже ему помогаем сделать то же самое, но только с другой стороны - за счет того, что мы подключаем преподавателя, и он помогает тебе двигаться вперед, помогает развиваться, помогает чувствовать свой прогресс. Однозначно это дополнение, но никак не противостояние.

Юрий Клименко

- Хорошо. Такой вопрос ещё относительно конкурентов на рынке. Появляются ли конкуренты, которые действуют именно в вашей нише? То есть это преподавание с native-speakers или это преподавание дистанционно? Много ли таких конкурентов сейчас у вас на рынке?

Денис Сметнев

- Харитон, один из наших основателей, непрерывно мониторит выдачу «Яндекс» и «Google», всю рекламу, которая там появляется, и каждые два-три месяца минимум три-четыре новых школы появляется и запускает свою контекстную рекламу, но мы наблюдаем сейчас такую ситуацию, что они дольше, чем три-четыре месяца не существуют в выдаче, они не показывают свою рекламу дольше, чем три-четыре месяца. Мы приходим к выводу, что они, видимо, по какой-то причине закрываются, перестают существовать. Причина довольна понятная на самом деле - бизнес очень непростой, потому что очень много людей, очень много операционки, и непросто такую махину поддерживать, чтобы она работала, развивалась. И стартануть с нуля… есть варианты, как сделать это проще.

Юрий Клименко

- Такой технический вопрос от меня: на чём вы писали свой продукт?

Денис Сметнев

- Это была наша великая мечта, которая нам очень сильно помогает и сейчас, и к которой мы обязательно будем идти вперед. Почему она помогает? Потому что, во-первых, когда мы общаемся и с инвесторами, и с любыми людьми, кто завязан как-то на деньги, они понимают, что, не имея технологического превосходства над другими конкурентами, очень сложно действительно стоить столько, сколько ты стоишь.

Юрий Клименко

- Понятное дело, если это корпоративная тайна, то можно, конечно, не отвечать. Вопрос именно технический: на чём вы написали сервер и прочее. Я понимаю, что у нас технарей не так много, но мне в данном случае, как человеку, который этим занимается, очень даже любопытно.

Денис Сметнев

- А я понял. Мы писали на PHP с применением вначале Angular JS, потом мы перешли на Symfony. Собственно, это про оболочку. Сейчас мы подключили для видеосвязи и аудиосвязи «Voximplant» - это русская команда, которая занимается (протокол из головы вылетел, как называется) «WebRTC». Вот мы их используем, активно с ними взаимодействуем, они нам очень помогают наладить хорошее качество связи, которое не уступает «Skype». Конечно «Skype» всё ещё на голову впереди, потому что они на этом зарабатывают основные свои деньги, но «WebRTC» постепенно, совместно с кучей людей, которые его поддерживают и развивают совместно с «Google» (собственно, это их протокол), мы постепенно должны их догнать, обогнать и по качеству связи, и по качеству аудио, и по качеству видеосвязи.

Юрий Клименко

- Мы поговорили о технических вопросах, поговорили о том, чем вы занимаетесь. Зачем вы этим занимаетесь, мы ещё не поговорили. Какая миссия у вашей компании? Что вы хотите сделать, кроме естественно заработать денег на своём бизнесе?

Денис Сметнев

- Конечно. Основную миссию, точнее не миссию, а как мы представляем свой продукт в будущем, я уже коротко проговорил, - это желание надеть такую чёрную коробочку человеку на голову, чтобы он месяц с ней походил и через месяц вышел уже со знанием языка. Представляя себе идеальную компанию «Skyeng» в будущем, она именно такая - это именно та «коробочка», куда человек погружает голову, и выходит оттуда уже со знанием для решения тех задач, которые ему необходимы. Если же говорить про то, зачем мы это делаем? Конечно же, для того чтобы все люди во всём мире могли друг с другом коммуницировать на одном языке. На текущий момент – это английский язык, и мы уверенны, что именно он будет языком общения и в будущем.

Юрий Клименко

- А сейчас вы преподаёте именно английский язык?

Денис Сметнев

- Только английский. Мы принципиально не отклоняемся ни на что другое, потому что английский занимает 70% рынка, там мы можем получить больше всего информации для развития нашей платформы, для обучения тех алгоритмов, которые мы развиваем, совершенствуем, и поэтому мы никуда отклоняться не будем.

Юрий Клименко

- То есть даже в планах нет занимать какие-то другие смежные области?

Денис Сметнев

- Если вдруг в один прекрасный момент через три-четыре года мы посмотрим на рынок ещё раз, потому что всё меняется, всё чуть-чуть может измениться с течением времени, и увидим, что язык будущего - это не английский, а, предположим, китайский, гипотетически, или другой язык, пусть японский, возможно мы переключимся на японский. Но это будет осознанное решение, сейчас такого даже в голове нет.

Алина Мяло

- Мы поговорили уже про техническую сторону вместе с Юрой, а теперь я, как финансист, меня больше интересуют цифры. Сколько приблизительно сейчас у вас пользователей,  сколько вы зарабатываете, что самое важное, и сколько вы вложили уже в этот проект за эти годы?

Денис Сметнев

- Сейчас у нас пользователей… В принципе эта информация открытая, мы не прячем ни от кого, на странице «Skyeng» в разделе «О нас» можно посмотреть, числа выводятся в реальном времени, мы их просто до сотни округляем – 2 900 студентов за последний месяц проходили обучение на нашей платформе. Эта цифра растет в три раза каждый год, и это темп, который мы хотим сейчас сохранить. Их работу сейчас поддерживает 250 преподавателей, которые открыты для приема студентов, и ещё порядка сотни, которые просто забиты под завязку, поэтому мы им никого нового добавить не можем. По финансовым показателям – это 14 миллионов ежемесячного оборота - это пока что наш рекорд, но мы хотим на следующий год выйти на качественно новый уровень, ещё в три раза.

Юрий Клименко

- Ещё, кстати, вопрос: а цены выставляете вы или выставляют ваши преподаватели?

Денис Сметнев

- Мы являемся школой, мы не «Marketplace», куда можно прийти и выбрать себе преподавателя под свои возможности, поэтому цены выставляем мы.

Юрий Клименко

- То есть цены для иностранных native-speakers такие же, как для тех, кто преподает из России? Или как у вас этот ценовой диапазон выстраивается?

Денис Сметнев

- Сейчас у нас две категории: это русскоязычные преподаватели – одна цена, и носители языка – это вторая цена. Ещё есть отдельная категория клиентов, кто учится у нас уже очень давно, мы очень лояльны к нашей аудитории и стараемся максимально долго, сколько можем, цены не повышать, у них цены немножко пониже, чем у всех остальных.

Юрий Клименко

- Второй вопрос: вы готовите, условно говоря, к экзаменам IELTS, TOEFL или у вас идёт просто обычное обучение английскому языку?

Денис Сметнев

- Действительно, наш конек – это стандартное обучение именно основным уровням. Языковые экзамены – это то, к чему мы сейчас очень стремимся и разрабатываем на платформе новую программу обучения. В сентябре мы закончили по ЕГЭ, а сейчас мы будем разрабатывать такие же по TOEFL и IELTS, но всегда, если человек к нам обращается со специальным запросом, мы находим ему преподавателя, кто имеет этот опыт обучения. Просто обучение проходит не на платформе по этим языкам пока что, а именно один на один с преподавателем по тем материалам, которые он подбирает для студента.

Алина Мяло

- То есть ваш таргет – это всё-таки школьники, а не взрослое население?

Юрий Клименко

- Студенты.

Денис Сметнев

- Не совсем. Школьники – это скорее интересная аудитория, которую мы хотим окучить. Просто для взрослой аудитории основные курсы уже готовы – это Elementary, Beginner, Intermediate и выше, там уже все материалы на платформе собраны. Сейчас мы добавляем новые материалы, новые курсы, соответственно, мы стараемся их добавлять максимально выгодно для бизнеса: смотрим, кто самая большая аудитория, для кого что нужно, и такими шагами движемся, чтобы покрыть всех в итоге.

Алина Мяло

- А могут к вам прийти те, кому нужен язык для медицины, специальные термины, или для бизнес-поездок?

Денис Сметнев

- В «Skyeng» на текущий момент очень мы стараемся как раз эту тему сделать хорошей, и наши алгоритмы позволяют распарсить любой текст или книжку, например, книжку по медицине, и сказать, какие из этих слов нужно тебе выучить, если ты на уровне Intermediate, чтобы ты этот текст максимально хорошо понял(ла), и чтобы ты мог освоить эти термины максимально подходящим для тебя способом. Это делать уже мы умеем, сейчас это встраиваем в платформу, как персонализируемые вставочки под тебя. Вот у тебя есть урок по стандартной программе, плюс вставки под то, что интересно тебе. Это можно сделать, конечно. Более того, у каждого преподавателя свой бэкграунд, кто-то из них работал в медицинских вузах, кто-то преподавал для финансистов, поэтому мы стараемся (и очень хорошо, кажется, умеем это делать) выбрать для тебя именно того преподавателя, кто с твоими интересами, с твоими ценами максимально точно сходится.

Алина Мяло

- А выбор происходит автоматически, либо за этим сидит человек и ручками сводит одного с другим?

Денис Сметнев

- Мы очень хотим, очень хотим, честно скажу, скоринговую функцию сделать, которая будет лучшим образом под тебя подбирать человека, но мы стараемся сейчас это сделать пока что самым простым способом – человеком. То есть человек, обычный методист проводит с тобой вводное занятие, он понимает твой уровень, он узнаёт, что тебе требуется, он анализирует твой психотип и выбирает для тебя того преподавателя, который лучше всего для тебя подойдёт.

Юрий Клименко

- Сколько примерно в месяц у вас оставляет один пользователь, один клиент?

Денис Сметнев

- У нас в среднем берут два занятия в неделю, соответственно, восемь занятий в месяц. Стоимость урока порядка 590 рублей – самая нижняя цена при обучении с русскоязычным преподавателем, 1 270 – сейчас с носителем языка (в два раза выше из-за курса доллара).

Юрий Клименко

- Понятно.

Денис Сметнев

- Соответственно, можно посчитать, сколько в среднем человек оставляет.

Юрий Клименко

- Будет как-то уравниваться эта цена, будут ли русские репетиторы дорожать постепенно?

Денис Сметнев

- Конечно, да.

Юрий Клименко

- «iPhone» все хотят покупать…

Денис Сметнев

- Такого, что мы резко возьмём и скажем: «А теперь все русскоязычные стоят 2 000», такого не будет.

Юрий Клименко

- Я предлагаю вернуться опять к финансам и поговорить снова об инвестициях. В вас явно вкладывались, расскажите больше о людях, которые вкладывались, сколько вкладывали, как вы находили инвестора? И кто это, что это за человек?

Денис Сметнев

- Это два человека на самом деле. Обе истории очень увлекательные, если их рассказывать под покровом ночи в палатке, как в школе. Первая история была связана с Эркином Адыловым - он был на тот момент партнером «GLG Partners» - это очень крупный британский инвестиционный фонд. Гоша Соловьев работал с ним на проекте «Касса365» - был такой мини-стартап, который Эркин вместе со своими коллегами в России делал и развивал. Гоша там был генеральным директором, но в какой-то момент понял, что там труба, микрофинансовых организаций уже лес, и начал думать. В тот момент, когда мы запустили ночью сервер, примерно в тот момент, он попрощался с «GLG Partners», с Эркином, и решил, что мы будем вместе делать новый проект. После этого, когда мы все вместе собрались, в один прекрасный день, разговаривая с Эркином по «Skype», он такой говорит: «Эркин, а вот есть такая тема, дашь 300 тысяч долларов?» Эркин говорит: «А дам». На следующий день мы все свои работы побросали и пришли: «Эркин, давай-давай, давай деньги на развитие». Так получилось, что в итоге сумма вышла другая - не 300 тысяч долларов, а 30 тысяч, но всё равно нам этого было достаточно, чтобы стартануть, и мы эти деньги очень-очень долго, аккуратно использовали, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Эта была первая инвестиция, которую мы получили.

Юрий Клименко

- А сколько вы отдали за эти 30 тысяч долларов процентов, на каких условиях?

Денис Сметнев

- Порядка десяти. Чуть меньше, чуть больше, точно не помню. Потом уже, ещё через год Харитон Матвеев как-то случайно познакомился с Сашей Ларьяновским - он на тот момент был директором международного развития «Яндекс». Помню ночи, мы тогда жили в одной квартире все вместе, все вчетвером (без Саши), и Харитон садился на свой Daewoo Matiz, ездил в аэропорт встречать Сашу, когда он приезжал из перелетов в Турцию, возвращался оттуда, и часами с ним разговаривал про «Skyeng», про то, чем нужно заниматься, что делать следующим образом. Саша давал свои советы, очень мы хорошо к нему прислушивались, но потом решил, что действительно он может войти к нам, как член команды, и как инвестор, в том числе, и вложил своих 300 тысяч долларов.

Юрий Клименко

- Хорошо. Я тогда предлагаю перейти больше к личным вопросам. Понятное дело, что бизнес очень сильно меняет и распорядок дня, и подход к жизни. Что именно в твоей личной жизни изменилось с того времени, как ты перестал быть просто студентом, и начал заниматься бизнесом уже своим?

Денис Сметнев

- В этот момент, во-первых, у меня пропали всяческие хобби. Серьёзно. Если до этого я занимался самбо, занимался скалолазанием, то в этот момент просто на всё это перестало хватать времени катастрофически, и всё внимание стало сосредоточено на «Skyeng». Собственно, это стало центром жизни. Это самое кардинальное изменение, которое на меня повлияло. Вместе с этим, к сожалению, и количество встреч с друзьями, со знакомыми тоже сильно уменьшилось. Встречаясь с ними, я, с другой стороны, понимал, что я действительно очень круто отдыхаю, у меня есть эта возможность, это время, чтобы его посвятить друзьям, но его стало совсем, совсем немного.

Юрий Клименко

- Хорошо. Я сейчас тогда предлагаю уйти на музыкальную паузу и вернуться минут через пять.

Денис Сметнев

- Отлично.

(музыкальная пауза)

Юрий Клименко

- Мы вернулись обратно в эфир «Новая экономика. Студенты». Мы сегодня говорим о том, как зарабатывать на онлайн-образовании, с основателем компании «Skyeng» Денисом. Давайте тогда продолжим с вопросов. Алин, я тебе передам опять права на твои вопросы.

Алина Мяло

- Итак, Денис, давай мы ещё немножечко поговорим про проект. По поводу ваших преподавателей у меня снова вопрос, эта тема меня волнует. У вас очень их много, но так я понимаю, они все на удаленной работе?

Денис Сметнев

- Да.

Алина Мяло

- Скажи, в чём плюсы, в чём минусы удаленной работы и какой ваш опыт работы в этой сфере?

Денис Сметнев

- Плюсы, наверно, всем очевидные – это то, что тебе не надо никуда ездить, тебе не надо никого дома принимать, незнакомого тебе человека, и готовиться как-то к тому, что он придёт, и время на дорогу не надо тратить - если холодно очень, если очень жарко, ты можешь сидеть дома и достаточно удобно. Плюс, благодаря тому, что мы работаем удаленно, мы можем довольно плотно загружать график преподавателей, им не надо тратить час времени на то, чтобы добраться от одного студента до другого, соответственно, мы можем более эффективно его время использовать на обучение. Минус, наверно, самый сильный – это то, что отсутствует элемент социализации между людьми, при этом нам приходится эту часть немножко сублимировать, придумывать, каким образом это общение между сотрудниками, общение между коллегами реализовать в онлайне. Для этого проводится много встреч, много вебинаров, есть разбиение на группы, внутри которых ведется своё общение, свой чат создан, где люди друг с другом делятся эмоциями, ощущениями. Это, наверно, такие основные вещи.

Алина Мяло

- А вопрос контроля? Как вы контролируете своих преподавателей или работников на удаленной работе?

Денис Сметнев

- Здесь нам «Voximplant» очень помогает, виртуальный класс наш – «Vimbox»-платформа, потому что мы записываем всё, что происходит: мы записываем аудио, видео. Иногда, когда занятия проходят всё-таки через «Skype», а не через «Vimbox», мы заставляем преподавателей, просто обязательное требование, эти записи скидывать методистам и только методистам (больше никто к ним доступа не имеет) для того, чтобы они имели право и возможность просмотреть любую запись и посмотреть, а хорошо ли там, вообще, всё происходит или плохо.

Юрий Клименко

- То есть у вас есть методист?

Денис Сметнев

- Конечно.

Юрий Клименко

- Сколько методистов в соотношении с преподавателями?

Денис Сметнев

- Сейчас весь штат из 350 преподавателей контролируется пятью методистами. Пять методистов, у них есть два-три помощника, которые помогают им рутинную работу делать, то есть довольно эффективно получается.

Юрий Клименко

- А анализируют каждое занятие или выборочно всё-таки?

Денис Сметнев

- Выборочно анализируется, но есть такая штука (ей занимался полностью Харитон, он продолжает ей заниматься) - мы стараемся автоматизировать процесс поиска уроков, где что-то могло пойти не так. Самый простой пример: если урок начался не ровно в 12:00, а в 12:03 – это повод посмотреть, а что произошло, как отреагировал студент, и пожурить преподавателя: «Ай-яй-яй, ты начал на три минуты позже, а отработал ли ты эти три минуты после этого?» Это основной момент. Мы стараемся разными способами это понимать. Также мы можем контролировать оба потока входящих звуковых и от ученика, и от учителя, и смотреть, например, сколько действительно времени говорил студент, а сколько времени говорил преподаватель. После этого легко понять. Стандарт школы, что эффективный урок – это когда студент говорит 60% времени от урока, а учитель не говорит сильно больше. По таким критериям мы можем автоматически выделять уроки, которые нужно дополнительно прослушать, по которым нужно дать дополнительный комментарий учителю.

Юрий Клименко

- Сколько часов в день тратят преподаватели в вашей системе? Кто-то работает, наверно, три часа, кто-то больше, а в среднем, сколько часов выходит?

Денис Сметнев

- Мы выходим на загрузку 20 часов в неделю – это минимальное время, которое преподаватель должен нам выделять. Выходит примерно в среднем 20. Если они работают пять дней в неделю, примерно четыре-пять уроков в день.

Юрий Клименко

- А сколько преподаватель получает с каждого занятия? Мы уже говорили, сколько платит студент, который к вам приходит, а сколько получает из этого преподаватель?

Денис Сметнев

- У нас есть разные преподаватели, часть из них работает на full-time, соответственно у них фиксированная оплата плюс бонусы за каждый проведенный урок, и есть те, кто работают с нами на part-time. Понятно, что для нас удобнее, когда преподаватель работает на full-time, во-первых, потому что он нас воспринимает как работодателя, а не как временную подработку. Соотношение между ними примерно одинаковое, они получают примерно 50% от стоимости занятий.

Юрий Клименко

- А юридически как вы это оформляете? У вас трудовой договор или у вас идёт просто обычный договор? Особенно если вы работаете, например, с иностранными преподавателями?

Денис Сметнев

- Мы для этих целей используем разные юридические системы, а в основном мы заключаем с ними просто договор – это гражданско-правовой, такого рода договор.

Алина Мяло

- Трудовой, ты, наверно, хотел сказать?

Юрий Клименко

- Неважно.

Денис Сметнев

- Я, если честно, в юридических формальностях…

Юрий Клименко

- У вас все основатели программисты или у вас есть юристы?

Денис Сметнев

- Все технари, лучше так. Я, например, не разработчик совершенно.

Юрий Клименко

- А на юридические вопросы вы нанимали компанию или…

Денис Сметнев

- Мы обращаемся за консультациями к разного рода компаниям, которые нам в этом очень помогают.

Юрий Клименко

- То есть вы так просто приходите, платите юридическим компаниям, у вас своего юриста нет в штате?

Денис Сметнев

- Да, у нас нет своего юриста. Это достаточно выгодно, потому что действительно приходится не очень часто к ним обращаться.

Юрий Клименко

- Не так много вопросов должно возникать.

Денис Сметнев

- Да.

Юрий Клименко

- А были ли какие-то проблемы со студентами, которые были недовольны, и как вы эти проблемы с недовольствами решаете?

Денис Сметнев

- Проблемы были разного уровня. Чаще всего студенты недовольны понятно чем - если вдруг учитель административно опоздал на урок или урок провел чуть короче. Это самые такие большие проблемы. Если это происходит из раза в раз, то мы с таким учителем, конечно, прощаемся, потому что это всё-таки онлайн, он даёт о себе знать, и нам приходится это очень жестко контролировать. Когда происходят такие факапы, мы всегда… Это кредо нашего отдела заботы об учениках, нашей службы поддержки, что клиент всегда прав. Стандартная фраза очень, но мы стараемся её реально реализовывать, чтобы это действительно было правдой, а не просто пустыми словами. То есть в любом случае, когда есть какое-то разбирательство по любому вопросу, если ученик чем-то недоволен, мы делаем вначале компенсацию ученику в любом случае, и только потом разбираемся с учителем - кто прав, кто виноват. Ученик про это ничего знать не должен, это вообще его никак не касается. Это проблема исключительно наша, и, если что, мы берем все риски на компанию, на себя и несём эти убытки. Нам главное, чтобы клиент не был недоволен, чтобы он был счастлив.

Юрий Клименко

- Такой вопрос: скажи, пожалуйста, как вы получаете эти жалобы? Это происходит либо после занятий, есть какая-то форма, либо можно просто на сайте где-то подать? У людей возникает проблема, как студент вам их передаёт?

Денис Сметнев

- У нас есть достаточно много каналов связи, мы стараемся их делать максимально полезными для учеников, максимально удобными. Первый канал связи - это у нас такой спасательный круг - кнопка «А, у меня проблема!» в личном кабинете. На неё нажмёшь, сразу все возможные варианты выплывают, мы непрерывно добавляем туда разные варианты, ученик может нам быстро сообщить, падает нам письмо, менеджер связывается, решает проблему клиента. Второе (это Uber модель) - после каждого урока ученик оставляет своё мнение о занятии, о разных аспектах занятия. Мы спрашиваем всего один вопрос, чтобы не задалбливать ученика: «Понравился урок? Связь хорошая была?» - такого рода. После каждого урока ученик отмечает, насколько хорошо, и мы потом анализируем все эти жалобы. Просто есть специалист…

Юрий Клименко

- Если возникают, наверно, проблемы, то как раз у вас вступают в роль методисты, которые и прослушивают?

Денис Сметнев

- Да-да, всё верно. Конечно, для нас откровением было, когда мы начали анализировать каналы обратной связи, поступающей к нам, что через «Skype»-поддержку клиенты сообщают нам намного о большем количестве проблем, чем через телефоны, чем через почту. Это просто было откровением, что из десяти обращений студента в «Skype», если всех проанализировать, примерно три, в основном, о чём-то, чем он недоволен. Обращений не очень много, в принципе, но там концентрация именно тех, кто хочет о чём-то рассказать нам, что ему что-то хочется изменить в процессе, что что-то его не устраивает, там она самая большая. Это очень удивительно, но…

Юрий Клименко

- Раз уж ты поговорил о «Skype», наверно, это ещё связано с возрастом аудитории. Какой средний возраст аудитории?

Денис Сметнев

- Средний возраст аудитории – от 25 до 30 лет, это наша целевая аудитория. Много людей, кто старше, не очень много кто моложе, но 25-30, 35 - это наша ключевая аудитория. Это люди, которые легко общаются друг с другом, они легко пользуются интернетом, для них это не новинка, а просто инструмент для жизни.

Юрий Клименко

- Алин, задавай вопрос. Я уже перебил.

Алина Мяло

- Да. Скажи, пожалуйста, ты говорил, у ваших преподавателей full-time, part-time. Они занимаются только тем, что ведут занятия или разрабатывают свой курс авторский, добавляют какие-то материалы, или это тоже ложится на методистов?

Денис Сметнев

- Мы стараемся оптимизировать курс под студента, и делаем это максимально хорошо настолько, насколько умеем сейчас. Наше программное обеспечение, собственно «Vimbox», непрерывно развивается, непрерывно растет, становится всё лучше, лучше, лучше, и он со временем сможет сам делать всё то, что сейчас, к сожалению, преподавателям нужно делать и самим, в том числе. Если они видят, что перед ними студент, который очень любит маркетинг, они сами выбирают какую-то статью по маркетингу, загружают в наш алгоритм, прогоняют её через эти алгоритмы, на выходе получают список слов для этого студента, и дают ему эту статью почитать. То, что преподаватель должен быть классным - это всё ещё действительно сильный критерий для отбора преподавателя, потому что только он общается большую часть времени со студентом, и всё ещё он знает намного лучше, чем наша программа.

Алина Мяло

- А как вы отбираете преподавателей себе в штат?

Денис Сметнев

- Отбираем мы их достаточно стандартно: размещаем объявления, преподаватели к нам приходят, проходят два этапа отбора - один методический, второй психологический. У нас в школе работает штатный психолог, который посматривает всех входящих преподавателей, и, в основном, он обращает внимание на то, насколько много проблем будет с тем или иным преподавателем с точки зрения коммуникации со студентом. Таких мы стараемся сразу не брать в команду. Остальных он всех типирует на группы для того, чтобы мы могли сопоставить. К сожалению, не помню, какое там лучшее разделение. Например, для сангвиника нужен тот же сангвиник, чтобы он с ним учился, или как-то по-другому. И вот он занимается этим типированием. Всех преподавателей мы проверяем на знание языка и на умение им владеть, а также на предмет знания методики, то есть как себя вести с учеником, как предоставлять ему информацию для того, чтобы он усвоил её лучшим образом, и просто агрегируем по шкале от нуля до 100% (кто лучше, кто хуже), и отбираем всех, кто преодолевает порог 70%.

Алина Мяло

- Очень здорово. Давай сейчас поговорим немножко больше о твоей команде, потому что очень часто упоминал своих ребят, которые работают вместе с тобой. Расскажи о том, как вы коммуницируете между собой, какие у вас разделения в команде, кто за что отвечает? Всего лишь вас четыре человека в команде или больше?

Денис Сметнев

- У нас в команде людей больше, если говорить про такое слово «топ-менеджмент», кто занимается принятием самых важных решений в команде. Начну тогда с основателей. Собственно, Гоша – это наш генеральный директор, исторически он занимался также наймом, подбором преподавателей и разработкой методик, но, конечно, не сам, потому что он не преподаватель, но он искал к себе в команду тех, кто ему в этом может помогать (такая мини-команда по методике). Харитон Матвеев – это человек, который стоит за разработкой «Vimbox», за разработкой личных кабинетов, всего, что связано с продуктом, с тем, что мы предоставляем клиентам в пользование конечное. Андрей Яунзем – он наш разработчик ключевой и, по сути, выполняет роль супер крутого администратора, потому что нагрузка на сервера очень большая, за этим надо непрерывно следить, и он понимает все тонкости кода, как оно что работает. Я выполняю роль операционного директора: я всегда на связи, на расстоянии одного сообщения в «Skype», по почте, отвечаю очень быстро, решаю все проблемы, которые возникают, и занимаюсь также маркетингом. То есть онлайн-маркетинг – это то, в чём я хорош.

Юрий Клименко

- Алин, смотри, у нас остаётся очень мало времени. У нас ещё один вопрос, который хотелось бы обсудить, - это твоё видение онлайн-образования в будущем, не только касательно английского языка. Как технологии будут развиваться? Что появится нового на рынке онлайн-образования? Я полагаю, это будет одним из последних на сегодня наших вопросов.

Денис Сметнев

- Он, наверно, и самый сложный, потому что предсказывать что-либо всегда действительно непросто. Я бы сказал, что тренд, который будет наблюдаться повсюду – это автоматизация образования, использование различного рода искусственных интеллектов, различного рода программных систем для того, чтобы предсказывать, что у человека хорошо, в чём он уже очень здорово себя чувствует, а что у него ещё слабое и что ему нужно подтянуть. Совместно с персонализацией обучения это точно будет тренд, который поможет каждому человеку, в какой бы области он ни занимался (математика, физика, история, английский язык или китайский язык), он поможет максимально быстро достигнуть того результата, которого он хочет. Как я уже говорил, это, скорее всего, будет что-то коробочное: человек просто приходит, производит первичный ассесоринг, и говорится, что такой результат у тебя будет очень скоро, в ближайшей перспективе. Представляя перспективу 20, 30 лет - это наверняка уже какие-то импланты, чипы, такая фантастика. Человек просто загрузит карточку, и он уже всё будет знать.

Алина Мяло

- И, наверно, последний вопрос: какие навыки, какие качества нужны будущим студентам, которые думают о развитии себя в такой же сфере, как и ты, чтобы делать своё дело?

Юрий Клименко

- Это не только онлайн-образование имеется в виду, а IT-бизнес, вообще, бизнес в целом, что, по-твоему, самое важное здесь?

Денис Сметнев

- Я думаю, что здесь самое важное не столько навыки, которые появятся уже, когда ты начнёшь этим заниматься, сколько реально опыт, опыт релевантный тому, чем ты занимаешься, опыт релевантный тому, чем ты будешь заниматься. Это не значит, что если ты хочешь в будущем создать компанию по производству фитнес-трекеров, ты должен работать с фитнес-трекерами, но именно опыт предпринимательский, где ты решаешь реально сложные проблемы и сам отвечаешь за этот результат. Я думаю, что если ты студент, и ты хочешь, чтобы в будущем у тебя действительно был успех, тогда бери на себя эту ответственность, иди туда, где тебе скажут: «Это твоя задача, парень (или девушка). Ты должен с ней справиться и потом показать, что получилось». Если ты будешь сам эти задачи решать, если ты будешь сам с ними справляться, тогда и в бизнесе у тебя не будет никаких проблем, потому что вначале всё-таки действительно очень сложно найти коллег, именно уже сотрудников, которые будут для тебя надежной опорой. Вначале ты будешь всё делать сам, и сам на эти грабли наступать. Если у тебя есть возможность понаступать на грабли за чужие деньги - делай это прямо сейчас.

Юрий Клименко

- Хорошо. Спасибо тебе большое, что пришел к нам в эфир, было очень интересно. Я напоминаю, что у нас вернулась программа «Новая экономика. Студенты», и сегодня мы говорили о том, как зарабатывать на онлайн-образовании. Со мной в эфире была Алина Мяло – основатель инкубатора, и Денис – основатель компании «Skyeng». Всё, спасибо большое.

Алина Мяло

- Спасибо, Денис, тебе большое за эфир.

Денис Сметнев

- Спасибо большое.