Камиль Бахтияров:
Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире канал Мediametrics и авторская программа «Гинекология с доктором Бахтияровым». Я доктор Бахтияров, в гостях у меня сегодня совершенно потрясающая гостья Елена Бирюкова – специалист по digital-маркетингу в медицине. Мы сегодня решили немножечко отступить от своих традиционных медицинских тем, видя, что происходит в интернете, что происходит в соцсетях, мы хотели поговорить для чего современному доктору нужны социальные сети, как нашим пациентам ориентироваться в социальных сетях, как нашим пациентам выбрать правильного доктора, который был их лечил по законам доказательной медицины.
Елена Бирюкова:
Давайте разберемся, для чего врачам нужны социальные сети. Проще всего начать с элементарного примера – решили у себя в квартире сделать ремонт и вам нужны хорошие работники. Где вы будете их искать? Скорее всего, спросите у друзей или напишите пост у себя на страничке в социальной сети. И так делают все. Если раньше нам нужно было позвонить друзьям, спросить лично, то сейчас достаточно сделать пост, и если не наши друзья, то друзья наших друзей обязательно кого-то нам порекомендуют. Люди сейчас в социальных сетях ищут все: работу, машину, квартиру, в том числе хороших врачей. Есть специальные группы, которые помогают людям ориентироваться и помочь найти своего специалиста. Это ответ на Ваш вопрос. Если вы хотите, чтобы о вас знали коллеги, пациенты, работодатели, то вы должны быть в соцсетях.
Камиль Бахтияров:
Если доктора нет в соцсетях, то это подозрительная история.
Елена Бирюкова:
У пациента уже начинают возникать сомнения в его компетентности.
Камиль Бахтияров:
Врачи бывают разные: молодые, которые только закончили ординатуру, начинающие свою деятельность, врачи более опытные, у которых уже большой пул пациентов, бывают врачи известные, которым просто не хватает времени, у них приемы, операции. Для чего молодому доктору нужны соцсети?
Елена Бирюкова:
Молодому доктору особенно нужны соцсети. Например, молодой специалист, только что закончил ординатуру, пришел работать. И в первую очередь он сталкивается с отсутствием пациентов, и это нормально, потому что все хотят попасть на прием к доктору с именем, которому доверяют, которого рекомендуют друзья. И получается, что молодой специалист сидит с горящими глазами, с желанием лечить и помогать совершенно на пустом приеме. И хорошо, если он устроился в известную клинику, где большой поток пациентов, а если нет, то никого нет. Здесь соцсети очень здорово могут помочь. В первую очередь, это узнаваемость среди пациентов, и второе – это узнаваемость среди коллег, то есть это выстраивание своей репутации в профессиональном кругу, соответственно, дальнейший карьерный рост.
Несколько лет назад я совершенно случайно наткнулась на страничку в Instagram молодой девушки, она тогда училась в ординатуре, и мне просто было интересно читать, как она пишет о буднях студентов-медиков, о своей практике в больнице. Я стала за ней наблюдать. Сейчас она уже закончила ординатуру, ведет свой прием, и спустя три года у нее уже есть свои пациенты, у нее уже на страничке около 10000 подписчиков, есть пациенты, которые благодарят ее за оказанную помощь, спрашивают совет, стараются попасть к ней на прием. Вот прекрасный пример, как можно кирпичик за кирпичиком построить репутацию.
Камиль Бахтияров:
Я с Вами соглашусь, потому что в клинике, в которой работаю я, достаточно хорошие доктора, есть помоложе, есть постарше, и я отмечаю такую тенденцию, что активные люди в соцсетях даже при стаже работы 5-7 лет получают пациентов больше, нежели люди, которые проработали 25 лет. Те, которые проработали 25 лет, говорят: «А зачем нам эти соцсети, зачем нам тратить время, мы лучше съездим на дачу, погуляем с внуками». Но когда они смотрят расписание в клинике и видят, что молодой доктор, у которого стаж 7 лет, по пациентам превосходит, конечно, у них возникает чувство обиды. Но в большинстве случаев эти люди не знают, что делать. Поэтому хотелось бы поговорить про уже более опытных врачей, как им продвигаться, наверняка у них есть положительный опыт с пациентами.
Елена Бирюкова:
Если врач уже опытный, если есть определенный пул пациентов, определенная репутация среди коллег, то он просто обязан быть в социальных сетях. Действительно очень часто врачи говорят, что у меня полная запись, пациентов с утра до вечера, и вообще мне некогда заниматься этими вашими финтифлюшками новомодными. Но это уже давно не финтифлюшки, это часть нашей современной жизнью. И чтобы оставаться востребованным доктором, нужно постоянно учиться, технологии новые изучать, методы лечения. Пациенты сейчас очень грамотные стали, они хотят, чтобы их доктор постоянно учился, был в тренде. Грамотно выстроенные социальные сети могут показать, что вы действительно современный врач, что вы идете в ногу со временем, и сложить репутацию и привлечь к вам новых пациентов.
Социальные сети даже известного доктора могут вывести на новый уровень публичности, и это касается уже не только интернета, потому что многие скажут: «У меня так много пациентов, обо мне и так все знают». Но на самом деле его знает только определенный ограниченный круг людей, а новый уровень публичности – это когда вы выходите за рамки этого профессионального круга. Приглашение на конференции, телепередачи часто идут уже после интернет-знакомств.
Камиль Бахтияров:
Я знаю, что многие люди с телеканалов отслеживают таких врачей, которые ведут свои блоги, которые активны в интернете, потом начинают приглашать их на передачи, круглые столы. Нужны ли звездам соцсети, которые не успевают оперировать, консультировать?
Елена Бирюкова:
У каждого могут быть свои задачи, но узнаваемость уже есть, публичность есть, везде приглашают, есть банально финансовый фактор. Сейчас уже интернет вытесняет телевидение, и если бабушки до сих пор хотят попасть на прием к врачу из телевизора, то молодежь хочет на прием к врачу-блогеру. И ни для кого не секрет, что врачи-звезды стоят дороже, но, тем не менее, люди все равно готовы платить и идти к такому доктору. Поэтому в данном случае быть узнаваемым может быть не только приятно, но и финансово выгодно. Это если мы говорим об услугах.
Есть еще второй интересный момент – если доктор достаточно известный и востребованный в сети, то бренды могут его пригласить стать амбассадором бренда, то есть лицом какой-то компании. Это может быть медицинская клиника, фармацевтический препарат, и это также возможность развиваться.
Камиль Бахтияров:
Есть люди, которые вкладывают достаточно большие деньги в свою собственную рекламу в соцсетях и на выходе говорят: «Мы вкладываем, а пациента нет». Какие сложности возникают, почему так происходит?
Елена Бирюкова:
Надо смотреть в каждом конкретном случае. Мы сейчас говорим о врачах, не о клинике. Бывает так, что доктор ведет свой блог, пишет много полезной информации о болезнях, но получается очень сухой блог, слишком много информации, такая википедия. А люди идут в социальных сетях в первую очередь за людьми. Ведь медицина – это не только о том, чтобы что-то отрезать, это общение с людьми. И если пациенты не получают это общение, если информация есть, а самого доктора нет, то они не идут к нему на прием. Это не значит, что нужно писать всю историю своей жизни, но высказывайте свое мнение, рассказывайте свои реальные случаи из практики, это действительно работает, привлекает пациентов.
Камиль Бахтияров:
У меня есть одна моя любимая пациентка, которая мне периодически говорит: «Вы рассказываете про эндометриоз, миому, это все понятно, но это мы можем прочитать в интернет-источниках. Вы расскажите, как Вы относитесь к женщинам, особенно к женщинам 50 лет, что в них цените, за что Вы их любите, за что уважаете». Я так понимаю, что народ хочет живого общения.
Елена Бирюкова:
Но бывает еще обратная ситуация, когда страница очень душевная, а продаж все равно нет. Просто приведу пример, далекий от медицины, но очень показательный. Я несколько лет назад проходила обучение по Instagram, и в команде была девушка, она занималась тем, что готовила игрушки на заказ. И она жаловалась, что у нее прекрасная страничка, фотографии, люди подписались, монтирует все красиво, но никто ничего не покупает. Выяснился интересный момент, что она много рассказывает о том, как она придумывает эти игрушки, как их шьет, как выбирает материалы, но на странице практически нет информации о том, сколько стоят эти игрушки, где их купить и что она их на заказ делает. Здесь такая же ситуация, если вы хотите, чтобы к вам люди пришли, напишите им об этом, пригласите на свой прием, расскажите, сколько он стоит, где вы принимаете.
Камиль Бахтияров:
Информация должна быть честная, чтобы не получилось, что это стоит столько-то, пациент приходит, а ценник в два раза больше.
Елена Бирюкова:
Информация должна быть не только честная, но и очень доступная, потому что если у вас на страничке где-то запрятано это, никто искать не будет. Сейчас люди очень ценят свое время. Они пришли, им понравился ваш блог, им понравились вы, и они хотят сразу увидеть, где принимаете и сколько стоит ваш прием. Может быть, пациент готов прийти, но он переживает, что это будет дорого, а позвонить спросить стесняется.
Камиль Бахтияров:
Пациенты бывают разные, положительно настроенные, не очень положительно. Как Вы считаете, насколько доктор должен быть открытым, насколько он должен идти к пациентам? Насколько такая открытость должна быть, потому что некоторые пациенты пытаются залезть в личное пространство, начинают писать ночью.
Елена Бирюкова:
Важно просто выстроить свои границы. Часто на страницах доктора пишут, что директ закрыт, не пишите мне личное сообщение, если вы хотите задать свои вопросы, пишите в комментариях. Молодые врачи часто пренебрегает этим и говорят: «Пишите мне в личные сообщения», – потому что они зарабатывают репутацию пациентов. И здесь все зависит от вашего ресурса. Если вы готовы в 2 часа ночи отвечать, отвечайте, если нет – нужно сразу про это сказать, чтобы у людей не возникали вопросы, чтобы не было иллюзий. Мне кажется, это не очень приятно, когда тебя дергают, и многие люди это не понимают, нужно сразу это обозначить. В то же время нужно быть вежливым, потому что ситуации бывают разные, и может быть действительно у человека случилась беда, и это его последняя возможность к кому-то обратиться.
Камиль Бахтияров:
Если мы возьмем телемедицину, то доктор не должен консультировать пациента без первичного осмотра. Можно поправить дозу препарата, можно поинтересоваться симптомами, побочными эффектами, препарат отменить, заменить, но только после очного приема, потому что есть некоторые коллеги, которые грешат, консультируют, не видя пациентов. Есть даже некоторые люди, которые пытаются проводить обследование по интернету при помощи эндоскопов, лампочек. Я считаю, что это неприемлемо, это лично мое мнение. Когда ты пациента видел, когда ты знаешь его диагноз, знаешь, какое обследование назначено, какое лечение, иногда надо провести коррекцию. Например, пациент уехал, у меня много людей, которые находятся в другом городе. Конечно, когда нет рядышком доктора, пациент начинает паниковать. Если он с тобой связался, ты его успокоил или правильно сориентировал, твой рейтинг в глазах пациента растет. А ради чего мы работаем? Мы работаем ради наших пациентов, ради признания наших профессиональных навыков.
Соцсетей же несколько, где Вы порекомендуете давать информацию, где создавать аккаунты? Есть Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Instagram, Тwitter, с чего нужно начать?
Елена Бирюкова:
На российском рынке сейчас 5 основных социальных сетей: это Одноклассники, Вконтакте, Instagram, Facebook и Youtube. И здесь все очень сильно зависит от задач, которые перед вами стоят, от вашей целевой аудитории. Если Одноклассники, то это в основном региональная аудитория, если там есть ваши пациенты, то идите туда. Если мы говорим Facebook, Instagram, то это в основном аудитория крупных городов. Также важный момент какой контент вы собираетесь делать, потому что если мы говорим о Youtube, то это видеоконтент. Если вы готовы снимать видеоролики, видеолекции, если они будут длительные, больше 10 минут, то это только Youtube, потому что Facebook, Instagram, несмотря на то, что там можно опубликовать длинные видео, все-таки лучше заходят видео короткие, примерно минута. Раньше в Instagram можно было только минутку видео опубликовать, сейчас можно видео банально засунуть в карусель и порезать на кадры, и это будет до 10 минут. Также там появилась функция IGTV, и туда уже можно публиковать большие видео, ролики. Но по моему опыту, они сейчас не работают, то есть все равно люди в Instagram предпочитают короткие ролики.
Камиль Бахтияров:
То есть соцсети тоже подстраиваются, их функции не стоят на месте.
Елена Бирюкова:
Конечно, постоянно что-то дополняется. Тенденция сейчас такова, что все соцсети идут в сторону видео, и это нормально.
Камиль Бахтияров:
Фотографии и текст никого не интересуют, нужно именно видео, голос, пациенты хотят видеть своих героев, своих врачей.
Елена Бирюкова:
Нет, они тоже читают и фотографии смотрят, просто тенденция такая, что люди все больше и больше потребляют видеоконтент, и это будет дальше развиваться. Поэтому если у вас есть возможность записывать видео, хотя бы время от времени, или выходить в прямые эфиры, разговаривать со своими пациентами, отвечать на их вопросы, то это очень рекомендую делать.
Камиль Бахтияров:
И все-таки какие соцсети?
Елена Бирюкова:
Если мы не говорим о видеоконтенте, то Facebook, Instagram очень хорошо идут. Вконтакте тоже неплохо, но я рекомендую выбрать какую-то одну соцсеть и на нее делать упор, потому что если доктор будет стараться быть во всех социальных сетях, то просто его может не хватить на все это.
Камиль Бахтияров:
Клиникам зачем нужны соцсети? Почему не сделать красивый сайт и на этом ограничиться?
Елена Бирюкова:
В первую очередь, это узнаваемость, то есть соцсети позволяют добиться высокого уровня узнаваемости среди своих потенциальных пациентов и таким образом привлечь к себе новых пациентов. Сначала о вас узнали, потом они пришли на вашу страничку, и здесь у вас есть возможность с ними подружиться, узнать, что им действительно нужно, что их интересует и предложить им это.
Камиль Бахтияров:
Получается, нужны опросы в соцсетях, на аккаунтах клиник?
Елена Бирюкова:
Нет, это необязательно должны быть опросы, хотя интересоваться мнением своих пациентов обязательно нужно, и это касается не только клиник, но и врачей, нужно спрашивать периодически, что им интересно, потому что социальные сети рассчитаны на общение. Поэтому соцсети могут привести новых пациентов, здесь вы с ними пообщались, они стали с вами дружить, отслеживать, им нравится ваша страничка, и в какой-то момент, когда возникает какая-то проблема, они будут знать, что есть такая клиника, я туда пойду.
Если у вас какая-то серьезная проблема со здоровьем случилась, то, скорее всего, вы пойдете в клинику с именем, которая на слуху, а не в первую попавшуюся по дороге домой.
Второй момент – это профессиональные кадры. Я знаю, что Вы были главврачом и по опыту знаете, как непросто найти хороших специалистов. А клиники с этим сталкиваются достаточно часто, потому что если ушел востребованный доктор, то на его место нужно очень быстро найти кого-то, иначе есть шанс, что вместе с доктором уйдут его пациенты. А если у вас уже сложилась определенная репутация, вас знают в профессиональных кругах, то вам проще решить этот вопрос, потому что врачи тоже люди, и они хотят работать в известных клиниках.
Камиль Бахтияров:
Вы проводили семинары о том, как сделать таким образом, чтобы не уходили, чтобы с известным доктором сама структура пациентов оставалась в клинике. Это отдельная большая тема, руководителям больших клиник, больших холдингов это будет достаточно интересно, потому что это проблема, звездные доктора в некоторых ситуациях начинают диктовать свои условия и говорят: «Если вы не выполните такое условие, если вы не поднимите мне зарплату, я уйду». Что делать в этой ситуации руководителям клиники? Я знаю, что есть специальные технологии, которыми Вы владеете. Но это тема отдельной передачи, а сейчас я хотел бы коснуться достаточно непростых моментов.
Недавно я вернулся со стажировки во Франции и узнал очень интересную вещь: оказывается, во Франции вообще запрещена реклама врачей. И не требуется поездка в столицу, чтобы получить высококвалифицированную помощь, то есть помощь везде одинаковая. В России существуют такие проблемы, я недавно на своей странице говорил, что прилетела женщина, на самолете она летела 9 часов, для того чтобы сделать совершенно банальную эндоскопическую операцию по удалению маточных труб. Когда это закончится – непонятно. Соцсети позволяют дать нужную информацию, где, что можно сделать, потому что не везде в России существует высокоспециализированная помощь, люди в основном стремятся в крупные центры. Если серьезная проблема, они летят в онкологические центры или перинатальные центры, поэтому соцсети в этом помогают.
Елена Бирюкова:
Я смотрела комментарии на Вашей странице и заметила, что очень часто женщины Вас благодарят за то, что Вы даете им такую информацию, что они не могут в своих маленьких городах эту информацию получить от врачей. И они через Ваши страницы узнают много полезного для себя, как нужно лечиться, какие методы исследования есть. Поэтому это очень большая просветительская часть, которая здорово помогает людям, которые живут в регионах, где нет достаточно квалифицированной помощи.
Камиль Бахтияров:
Есть город, например, на 50000, а там нет урологов. Что делать женщине или мужчине, у которых банальная мочекаменная болезнь или проблемы с мочеиспусканием? Это же катастрофа, им приходится ехать в соседний город, а город может быть за 200 километров. Наверное, соцсети помогают в этом.
Если посмотреть мои соцсети, то это примерно 10000 подписчиков в Facebook, почти 30000 в Instagram. По нынешним критериям это не самые большие показатели, но моя аудитория живая, то есть это не какие-то боты, как сейчас принято говорить языком компьютерщиков и специалистов по соцсетям, это действительно живая аудитория. Есть люди, которые имеют под миллион подписчиков, насколько это живая аудитория – трудно проверить или можно все-таки?
Елена Бирюкова:
Можно проверить, есть программы, сервисы статистики, которые анализируют аудиторию, вовлеченность аудитории, то есть то количество лайков, комментариев для поста, но боты – это действительно большая проблема. Несколько лет назад ко мне сразу несколько человек обратились за консультацией, у них были большие аккаунты, в одном аккаунте было 50000, в другом 100000, а пациентов не было. Оба аккаунта принадлежали врачам. И когда я стала смотреть, оказалось, что 80 процентов – это боты. А как получилось? Создает врач страничку, и добрые люди ему рекомендуют: чтобы ты выглядел круто, купи бота, или есть еще like-чаты, когда ты отправляешь пост, и люди просто отлайкивают его, и кажется, что очень много лайков. На самом деле, этим людям все равно, что вы пишите. Боты не ходят к врачам, им все равно, что вы там пишете, поэтому если есть задача пустить пыль в глаза коллегам, пожалуйста, вы пустили. Будьте готовы к тому, что у вас не будет настоящих пациентов.
Если говорить о цифрах, то если охват поста 1000 человек, а у вас 50 процентов боты, то видят этот пост не 1000 человек, а всего 500. А если у вас 80 процентов боты, то всего 200 живых подписчиков увидит ваш пост. Поэтому маленькие аккаунты, но с живыми людьми гораздо более ценные, чем большие, но с мертвыми.
Сейчас многие компании размещают свою рекламу именно у маленьких аккаунтов, у лидеров мнений, у кого не очень много подписчиков, но живая аудитория, к чьему мнению прислушиваются, потому что большие блогеры для рекламодателей уходят на задний план.
Камиль Бахтияров:
Может быть, они еще уходят из-за того, что они хотят большие суммы? Блогеры сейчас достаточно избалованные в плане финансов, и суммы зашкаливают.
Елена Бирюкова:
Согласна, но эффективность рекламы у маленького аккаунта может быть даже порой больше, потому что если люди доверяют этому блогеру, прислушивается к мнению, то вероятность того, что они среагируют на эту рекламу позитивно, в разы выше.
Камиль Бахтияров:
Для владельцев или руководителей клиник, государственных или частных, Вы не могли бы дать пошаговую инструкцию, потому что я всем своим гостям говорю, что есть проблема, что сделать, какой диагностический поиск, какие схемы лечения. Я читаю лекции «Личный бренд врача» и всегда, когда выступаю, ничего такого сказочного не рассказываю, просто рассказываю, что я делаю. И всем говорю, что если вы это повторите, у вас 100 процентов будет успех, то есть на 20 процентов, на 30, на 50, все зависит от того, как вы будете отдаваться своему делу. Вы, как специалист по digital-маркетингу, можете нам такую инструкцию рассказать?
Елена Бирюкова:
Как нужно вести соцсети, чтобы они работали? Для клиник в первую очередь нужно, чтобы их вели профессионалы, это самый основной момент, потому что если врачу многое прощается, потому что там есть человек, там есть личность, там есть эмоции, то соцсети клиники должны быть совершенно другие, они должны быть грамотно выстроены. У в стране к соцсетям относятся, как к чему-то неважному. Хотя в Штатах это сейчас полноценные СМИ, где вас могут сделать как известными, так и изрядно потрепать вашу репутацию. И так как у нас такое пренебрежительное отношение, то часто клиники экономят, и поэтому они ставят на ведение соцсетей либо администратора, либо студента, либо недорогого smm-щика или вообще привлекают врачей. И в итоге соцсети многих клиник очень похожи друг на друга.
Камиль Бахтияров:
Даже рисунки похожи.
Елена Бирюкова:
Потому что они картинки берут в Яндекс.картинках. Поймите, никто даже не заморачивается с дизайном. Все берут то, что есть в сети. Даже если рекомендовали хорошего smm-щика, который вел идеально соцсети для вашей знакомой по маникюру, и сейчас мы его сажаем на медицинскую тематику, а ведь подготовить грамотный пост на медицинскую тему требует очень много ресурсов.
Камиль Бахтияров:
Медицина – это вообще отдельная область, и специалисты в области маркетинга должны иметь специальную подготовку.
Елена Бирюкова:
Когда приходит человек неготовый, в итоге он идет в интернет, копирует какую-то статью, в лучшем случае редактирует и вставляет в пост.
Камиль Бахтияров:
И хорошо, если статья грамотно написана с медицинской точки зрения, я иногда читаю такие ляпы, просто удивляешься.
Елена Бирюкова:
Пациенты тоже очень грамотные, я часто в комментариях вижу, как они говорят: «Ребята, что вы пишете, так давно уже никто не делает». Это очень важный момент, потому что таким образом клиника просто топит свою репутацию, потому что у людей возникает законный вопрос: если вы так пишете, значит, вы так и лечите. Должны быть профессиональные люди, которые ведут профессионально ваши социальные сети. Не экономьте на контенте.
Второй важный момент – это общение с подписчиками. Почему-то в клинике считают, что можно проигнорировать комментарии своих подписчиков или отделаться дурацким смайлом. А ведь с людьми нужно говорить, и чем больше комментариев к посту, тем больше лайков, тем большее количество людей его увидят.
Некоторое время назад мы делали пост для Центра реабилитации и восстановления после инсульта, и в комментарии пришла женщина, которая благодарила врачей этого центра за то, что они помогли ее папе, который недавно там проходил восстановление. Как обычно делают smm-щики? Они пишут спасибо, и все, разговор закончен. Что сделали мы? Мы позвонили в клинику, узнали, как зовут этого папу, когда он был выписан, когда ему нужно прийти на повторный прием, и в комментариях уже адресно написали: «Иван Иванович, желаем Вам поправиться, не забудьте, что Вам на прием через месяц». Таким образом завели разговор.
Камиль Бахтияров:
Уважительное отношение к пациенту, это самое главное. То есть врач или человек, который эту тему курирует, должен быть отзывчивым, он должен дать обратную связь, это уважение. Не игнор, а именно дать ту информацию, которая данному человеку нужна.
Елена Бирюкова:
Человеческое отношение к пациентам формирует настоящую лояльность к бренду, которую нельзя купить ни за какие деньги, и таким образом ваши пациенты становятся адвокатами вашего бренда, они совершенно бесплатно о вас рассказывают всем. Это никакой рекламой не купишь, об этом говорят на всех профессиональных конференциях. И почему у нас так не делают, для меня до сих пор большой секрет.
Камиль Бахтияров:
Пытаются экономить на специалистах Вашей области. Хотя не все так делают, есть люди, которые действительно оценивают. Я хотел бы поговорить о рекламе не совсем квалифицированных услуг в интернете. Есть люди, которые занимаются лечением по интернету, у которых очень большое количество подписчиков, молодые девушки, которые торгуют БАДами, не совсем проверенными, не сертифицированными. К сожалению, некоторые наши потенциальные пациенты выбирают таких людей, им кажется дешевле пообщаться с таким человеком, дистанционно что-то купить, нежели сходить к среднестатистическому доктору, профессионалу, который даст правильные рекомендации. Меня всегда это удивляло, как люди не боятся непонятно кому доверять свое здоровье, свою жизнь, а то и здоровье своих детей.
Елена Бирюкова:
В сети огромное количество людей, у которых нет никакого медицинского образования, и они занимаются лечением, причем иногда лечат даже очень серьезные заболевания. И самое интересное, что стоимость консультации таких псевдоврачей может доходить до 20000 рублей. Мне кажется, что здесь много факторов складывается. В первую очередь, это очень харизматичные люди, они постоянно в сети, они очень активны, они все время что-то пишут, рассказывают, в то время как обычные доктора не так активны, им некогда, они должны лечить, и все-таки они гораздо более скромны по сравнению с этим псевдодокторами. Но здесь ничего не поделаешь, я только могу пожелать настоящим докторам не стесняться, заводить свои сети и рассказывать, делиться своим опытом, потому что иначе если не вы, то это сделает кто-то другой. Я очень надеюсь, что в скором времени наши люди наедятся ими и будут отличать хорошего доктора от не доктора.
Камиль Бахтияров:
Должно пройти какое-то время?
Елена Бирюкова:
Конечно, должно пройти какое-то время, люди в поисках какой-то альтернативной медицины верят в то, что есть другие способы лечения, а может кто-то даже не задумывается, подружка рекомендовала, и я туда же пошла. Но сейчас все больше и больше хороших врачей появляется. Много информации, все читают и постепенно от этого будут отходить.
Камиль Бахтияров:
В свое время мы с моим товарищем Михаилом Гениным организовали группу «Найди своего доктора», она существует более двух лет, там 72 тысячи людей, из которых примерно 3 тысячи врачей. Нам стоило огромных сил истребить вот таких псевдодокторов, которые консультировали по интернету, которые что-то продавали. Эта группа всегда приносила большую пользу людям, вплоть до того, что мы некоторым пациентам помогали перебраться из одного города в другой при помощи санавиации. Но борьба с этими псевдодокторами продолжается, у нас жесткий контроль, но иногда некоторые товарищи каким-то хитрым образом пролезают.
Еще проблема существует, когда пациенты сами начинают советовать: «У вас болит горло? Помажьте каким-то препаратом, мне помогло». И кто-то начинает этим пользоваться, вместо того, чтобы сходить квалифицированному ЛОР-специалисту.
У нас сегодня состоялся очень интересный эфир, и хотелось бы в заключение задать такой вопрос: у Вас есть мечта? Личная, профессиональная, может быть, Вам хотелось бы развивать какое-то направление в медицине?
Елена Бирюкова:
Если говорить о профессиональном, то хотелось бы заниматься тем, что я сейчас делаю, но только больше и делать более интересные проекты, и я надеюсь, что в какой-то момент клиники, большие организации поймут, что не только соцсети, вся реклама в интернет-пространстве должна быть сделана профессионально.
Камиль Бахтияров:
И самое главное, чтобы она не обманывала, а соответствовала тому, что есть на самом деле. Потому что рекламировать можно все что угодно, можно в любую золотую бумажку облачить, и на выходе у пациента может быть разочарование.
Елена Бирюкова:
И личная мечта – я очень люблю путешествовать, очень много мест, которые я хотела бы посетить, и сейчас одно из этих мест Гималаи. Я мечтаю там оказаться.
Камиль Бахтияров:
На этой позитивной ноте разрешите нам закончить. Спасибо, что Вы нашли время прийти ко мне на передачу, а нашим зрителям и слушателям хочу пожелать здоровья. До новых встреч.