Павел Вербняк:
Здравствуйте, дорогие друзья! Передача «Метафизика успеха» и я, ведущий, Павел Вербняк и Лаура Хаутова.
Лаура Хаутова:
Здравствуйте, уважаемые зрители и слушатели!
Павел Вербняк:
Сегодня у нас в гостях замечательный человек, российский журналист, знаток телевизионной игры «Что? Где? Когда?», обладатель Хрустальной совы, обладатель награды «Человек года» за вклад в организацию чемпионата мира по играм «Что? Где? Когда?», Ровшан Аскеров.
Ровшан Аскеров:
Здравствуйте!
Павел Вербняк:
Здравствуйте, спасибо, что приехали в гости.
Ровшан Аскеров:
Пожалуйста.
Лаура Хаутова:
Ровшан, первый вопрос, который хотелось бы задать. Вы посвятили интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» 20 лет своей жизни.
Ровшан Аскеров:
Даже больше. 20 лет это только в телевизионном клубе, даже 21 уже считать можно. Больше 20.
Лаура Хаутова:
Вопрос вот какой. В какой-то момент вы решили остановить волчок и выйти из-за стола с чувством лёгкого голода, может быть, насыщения. Почему вообще возникло такое решение?
Ровшан Аскеров:
Вот как, до сих пор все вспоминают. Понимаете, в какой-то момент, даже не знаю, лучше аналогию какую-то подобрать, наверное, было бы правильным. Смотрите, однажды у Крылова спросили, у известного баснописца, сказали: Иван Андреевич, почему уже не пишете басен? Он говорит: вы знаете, лучше услышать вопрос, почему вы не пишете басни, чем услышать вопрос, почему вы всё ещё пишете эти басни. Такой момент, что раньше для меня не пойти на игру, я ждал, считал дни, когда будет очередная серия. У меня даже на работе все знали, что во время серии я лучше всего знал, какое число выпадает на какой день недели, потому что я знал суббота, это какое число или воскресенье, потому что в эти дни игры. Все говорили, спросите у Ровшана, какое число, он знает, в этом месяце выпадает на субботу или на воскресенье, потому что он точно знает, потому что у него игры. А потом со временем как-то появляются другие приоритеты в жизни: семья, опять же, работа, дела какие-то. Надо всем заниматься на максимуме. Если любить, то любить на максимуме, если работать, то тоже делать максимально хорошо это. У меня просто любимый режиссер Соррентино, у него есть фирм «Молодость», один из самых любимых фильмов. Когда там режиссёр, его играет Харви Кейтель, он говорит, что эмоции - это всё, что у нас есть, это самое главное, что у нас есть. Когда я стал понимать, что эмоции за столом, они не самое главное в жизни, я подумал, наверное, может быть, стоит, по крайней мере, перерыв точно надо сделать. Потому что чувствуется, что нет такого ощущения, либо сыграть и выиграть, либо умереть. Нет такого ощущения, что проиграл, это как будто ты умер. У меня раньше бывали случаи, когда мы проигрывали, я на следующий день падал с температурой, потому что настолько нервное потрясение было. У Андрея Козлова однажды после поражения был микроинфаркт, он в больнице был. Казалось бы, взрослые люди, все всё понимают, это игра, обычная игра. Но когда ты понимаешь, что игра, она не уложит тебя в койку с температурой и в больницу не отправит, наверное, это не самое главное, значит ты где-то обманываешь зрителя, обманываешь себя. Может быть, нужно, как минимум, перерыв точно надо делать, нельзя так. Здесь такое решение, что, наверное, нужно и игре отдохнуть от меня, и мне. Такой момент. Здесь нет каких-то сложных, не нужно искать сложных политических и прочих подтекстов, здесь именно отношение, скажем, как вы уже 20 лет замужем, женаты, уже какие-то у вас отношения притупились и хочется каких-то новых. Надо что-то новое придумать.
Лаура Хаутова:
Развиваться в другом русле. Раз уж вы затронули тему поражения, как вообще вы боретесь со страхом поражения? Какие способы, методы.
Ровшан Аскеров:
Для начала, я в какой-то момент испытал такое чувство, что нет страха поражения вообще. Ну, проиграл, скажем, ты проиграл, но чего люди боятся в поражении? В данном случае ты играешь, я понимаю, играли раньше на жизнь. Проигрался в карты, вышел и застрелился. Поэтому у Ворошилова всегда была мечта сыграть на жизнь, он все время говорил: играем на жизнь знатоков, играем на жизнь клуба, играем на свою жизнь в клубе. Он всегда любил максимальные ставки, это круто всегда было, надо играть на максимальной ставке, а самая большая ставка - это жизнь. В данном случае ты понимаешь, что ты проиграешь, и все равно будешь жить. Кстати, это очень плохо, мне кажется, что сейчас в клубе нет такого, сейчас есть правило за два поражения, но если у вас было две победы до этого, то вы всё равно не вылетаете. Мне нравится, как Друзь всё время говорил: меня раза три пожизнено изгоняли из клуба. То есть история такая, что ты каждый раз должен понимать, что если ты проиграешь, то проиграешь. Когда ты проигрываешь всё, вот это давайте, играем на жизнь, давайте матч реванш на жизнь, матч реванш на наше звание бессмертных, красные пиджаки играли. На что только не играли. Это очень такая, захватывающая. А тут ты проиграл, ты пропустишь сезон, пол сезона. Значит люди боятся чего? Боятся, как они будут выглядеть в глазах зрителей, окружающих, выглядеть дураками. Я просто спрашиваю, нет, я проиграл, я не ответил, допустим, на 6 вопросов. Через один или подряд на шесть не ответил, но я не ответил на шесть этих вопросов. После этого я как-то не стал глупее, я не стал тупее, я не стал хуже, я такой же. У меня в жизни ничего не изменилось. Но это поражение меня, дало мне какой-то опыт, интересный опыт, но оно не убило меня. Можно нормально жить. И главное, мне совершенно всё равно, что думают окружающие, что они скажут. Скажут они, что я, да, кто-то скажет, он тупой, ну и пусть, мне совершенно. Если я буду оглядываться на всё, что говорят другие, то я вообще ни одного шага не сделаю. Мне совершенно неважно, что они скажут, как они оценят. Мне важно, как я это оценю. Даже наше это эпическое поражение 0:6, у меня был момент, я просто раньше всех наших девочек понял, что это может быть. Где-то при счёте 0:4 я подумал, а вдруг... Я в голове прокрутил этот вариант, да нет, нормально. Вот если сейчас будет не 0:4, а 0:6. Да ладно, нормально, жив буду, встала из-за стола, пойду домой. Они ещё просто это не понимали, они как-то, не то, что я сдался, но я понимал, что это может быть. Но такого же никогда не было. И все жили с ощущением, да нет, не будет такого, не было никогда, за 40 лет такого не было. И тут думаю, да ладно. То есть не надо сакрализировать это поражение так же, как и победу конечно. Просто иногда тебе повезло, что выпал кубик так и волчок распорядился так, что тебе попали вот эти вопросы, ты на них мега умный. Завтра волчок выбрал другую последовательность, и ты оказался вроде бы не очень умным, и очень тупым даже. Но глобально ничего не изменилось, ты не стал ни лучше, ни хуже. Просто волчок в одной игре высветил выпукло одни твои качества, в другой игре другие качества. Но ничего страшного.
Павел Вербняк:
Ровшан, вы упомянули, что вам близка эта философия, играть по-максимуму, играть на максимальные ставки.
Ровшан Аскеров:
Вообще всё делать по-максимуму.
Павел Вербняк:
С какой целью играют в «Что? Где? Когда?». Что эта игра дала лично вам? Может быть, как-то скорректировала картину мира, жизненную философию, может быть, чему-то научила. Конкретно ваш пример и вообще, почему эта игра столь популярна, и в моей семьи, и вообще на русскоязычном и не только пространстве. С какими целями играют, с какими целями смотрят?
Ровшан Аскеров:
Я бы, честно говоря, не выделял её отдельно в какой-то особый феномен. Просто игра, вообще любая игра, если она интересна людям, она развивается по своим законам. Все законы игры одинаковые. Должно быть интересно, это модель жизни, то есть ты в ней живёшь и ты раскрываешься. Чем эта игра, любая игра интересна, тем, что она раскрывает человека. Раскрывает человека, его характер, просто вытаскивает все из него. Ну, например, скажите, футбол - это что, игра о чём? Это не игра про мяч и 22 человека, по 11 в каждой команде, это не про это. Это игра про характер, про то, что, например, тебя за 90 минут, тебе кладут три мяча, у тебя есть 90 минут против сильнейшей команды мира, Барселоны, отыграть, сделать им 4:0. Все говорят: да это невозможно. А потом раз и это делают. Ты выигрываешь 1:0 на поле соперника, потом 2:0 введёшь на своём поле и понимаешь, да ладно, за оставшиеся 20 минут нам что, три мяча забьют. И тебе забивают три мяча. И когда Аякс вылетает за 20 минут, не попадает в финал, в котором он уже был практически двумя ногами, просто Тоттенхэм его берет и выносит. Это характер людей, люди просто понимают, что у нас 20 минут есть, мы можем перевернуть всю историю. Мне просто рассказывали эту замечательную историю, насколько правда, может байка, в любом случае, если даже это байка, то хорошо придуманная. Когда Россия играла с Англией отборочный матч при Гусе Хиддинке, им нужно было выиграть, они в Англии проиграли 0:3. Сейчас они проигрывают 0:1 в Москве, когда Павлюченко забил 2 гола. И говорят, Гус Хиддинк подошёл к команде и сказал: парни, у вас сейчас будет ещё 45 минут и очевидно, в эти 45 минут будет момент, когда вы сможете перевернуть всю игру. У меня только одна просьба, не пропустите этот момент. Всё, я больше ничего не могу сказать, но он будет, только его не пропустите. Они взяли и не пропустили момент, забили два мяча, выиграли. А потом они поехали, Россия поехала, а Англия не поехала на Евро. Россия там дошла до полуфинала. В игре тоже. А тут, в «Что? Где? Когда?» вам показывают шесть человек, которые сидят, им ставят задачу, есть экстремальные условия, минута, они должны, как знаете, самолёт входит в пике, у тебя есть минута вытащить его, чтобы опять взмыть. И вот эти люди должны придумать, и совершенно не важно, как они относятся друг к другу. Бывает так, что может быть, там сидят люди, которые друг друга теперь не могут, как в любой команде.
Павел Вербняк:
Бывает такое.
Ровшан Аскеров:
Кто-то кому-то завидует, у кого-то личные какие-то отношения не сложились, по-всякому бывает. Но в любом случае, ты сейчас на этот час, и уж в этой минуте точно, ты должен объединиться, сражаться и сделать всё, чтобы выиграть. И вот сможешь ты себя перебороть, сможешь ты оказаться лучше или показаться лучше, сможешь ты спрятать свои худшие качества, вытащить лучшие, вся эта история про людей, про то, как они сейчас будут себя раскрывать и показывать. Ворошилов ещё использовал такую историю, как деньги. Ему деньги нужны были именно.. Деньги - это универсальный такой оселок, универсальное такое проверочное, лакмусовая бумажка такая, проверочный материал. На деньгах легче всего проверить человека и его отношение к деньгам, как к женщине, к деньгам, и сейчас смотрите, вот я ему показываю, если ответишь, ты получишь миллион, а не ответишь, не получишь. Или, например, у тебя есть ответ, но ты знаешь, что ты отвечаешь, но ставка твоего товарища по команде, но он твой конкурент. И была тоже история, когда он сказал, что назовёт обладателя Хрустальной совы тот за столом, у кого будет больше всего денег. Можете себя назвать, но вы же понимаете, назвать себя, это как-то не в наших традициях. Хотя странно, почему, но не в наших традициях. И каждый думает о том, отвечая на вопрос, не дай бог, к концу игры у меня будет больше всего денег, тогда я вроде должен называть того, кто получит главный приз, но это буду не я, наверное, потому что некрасиво сказать, что я самый умный, потому что у меня денег больше. Вы же видите, что денег больше. И вот эта история, когда постоянный конфликт внутри. Любая игра построена на конфликте. И чем острее конфликт между игроками друг с другом, между игроками и зрителями, между игроками и ведущим, вот вся эта история, чем острее конфликт, тем интереснее играть. Если конфликта нет, то нет игры. Это как в любой пьесе, есть конфликт, борьба, вы смотрите, как детектив, нет конфликта, неинтересно. Поэтому когда в команде все друг друга любят, это скучнее, тогда нужно создать конфликт не интересов команды, а конфликт между ведущим и каким-то игроком.
Павел Вербняк:
Ровшан, сюда же, сейчас, Лаура, именно по команде. По какому принципу формируется команда «Что? Где? Когда?». Вы провели такую аналогию между спортом, «Что? Где? Когда?», футболом, в частности. Получается, кроме капитана у каждой команды есть тренер. Какие роли у игроков, интуитивно вы набираете людей, как капитан, например, своей замечательной сборной.
Ровшан Аскеров:
Не всегда я набираю. Скажем так, всё равно решающее слово в наборе команды имеет телевизионная творческая группа. У капитанов есть право голоса, конечно, мы можем говорить, кто. Последняя команда вообще у меня такое, самый простой был вариант, должны быть красивые и умные девочки, там вообще вариантов. Это самый простой способ набирать. Потому что если вы набирали бы, сами капитаны, они набрали бы себе команду из людей, которые им нравятся и всё. А зачем, так не интересно.
Павел Вербняк:
Ровшан, именно принцип набора. Потому что у каждого свой психотип, социальный стиль, то есть обязательно, чтобы люди были разные.
Ровшан Аскеров:
Я не верю во всё это. Вот честно вам скажу, я вообще во всё это не верю. Есть конечно все эти теории, как собирать команды, написана куча, но если бы были теории все правильные, то наверное, были бы команды, которые всегда выигрывают. Но нет же команд, которые всегда выигрывают. Поэтому это всё не работает. Я не знаю, если бы можно было её просчитать, эту игру, то наверное, в неё не играли бы. Знаете, есть такой хороший исторический анекдот про человека, который решил шахматы. Знаете?
Павел Вербняк:
Нет.
Ровшан Аскеров:
Такой старый анекдот. Какой-то международный шахматный турнир проходит, там участвуют все: Капабланка, Алёхин, Ласкер, вот эти чемпионы. И вот Капабланка говорит, рассказывает: иду я как-то ночью в отель, подходит ко мне человек и говорит: вы знаете, я решил шахматы. Он говорит: как это решил? Я знаю систему, по которой всегда белые будут выигрывать. Всегда. Он говорит: да ладно, не может быть. Пойдёмте. Приходим ко мне в номер, играем, сколько раз не играл, он всё время выигрывает, всё время. Я уже Алёхина позвал, и у него. Мы с Ласкером, все вместе, втроём, три чемпиона, а он всегда выигрывает белыми, ну невозможно. Все так: ну что, что дальше было, и как? Ничего, мы его убили. Анекдот такой. Невозможно, нет таких рецептов создать команду, которая всегда будет выигрывать. В этом и прелесть. Ты можешь стараться что-то делать. У меня просто за последние годы такая моя теория, она тоже, может быть, неправильная, мне главное - чтобы я получал удовольствие. Я должен получить удовольствие от того, что происходит за столом, рядом со мной, вне стола.
Лаура Хаутова:
То есть от самого процесса.
Ровшан Аскеров:
Да. Мне хочется, чтобы была команда, про которую всегда говорили, например, делает то, что не делают другие. Вот есть эта команда, она известна тем, что она делает то, что не делают другие. И она себе может позволить делать то, что не делают другие команды. Например, мне кажется, что она конечно случайно родилась, эта идея, но мне кажется, это правильная идея, она, по крайней мере, логичная, не брать помощь клуба. Потому что глобально у тебя в зале стоят твои конкуренты, и в какой-то момент ты начинаешь говорить, помогите мне, мои конкуренты. Каждый стоит и думает, я ему сейчас помогу, он тут вылезет, с другой стороны, надо быть благородным.
Павел Вербняк:
Бывает такое, что отказываются помогать?
Ровшан Аскеров:
Я да. Я считаю, что это нормально. Я просто считаю, что это нормально. Почему я должен, понимаете, странная ситуация. Вот вы пришли на рыцарский турнир, вам говорят, что принцессу получит тот, кто победит. И вы начинаете налево, направо всем своим соперникам кому меч давать, кому копьё, кому щит, здорово. А потом они вас и обошли. А зачем вы тогда приезжали? Я считаю, что это неправильно. Понимаете, есть момент, когда благородство, оно естественное, а здесь оно какое-то противоестественное, оно идёт поперёк игры. У тебя задача в этой игре обыграть соперника. А ты начинаешь ему помогать. Зачем, смысл, что ты хочешь этим сказать? Что мы общий клуб? Нет такого. Придуманная просто история, что есть общая клубная идея. Её нет. Как нет, знаете, все игроки клуба, в любом случае, все хотят попасть в финал года. В одну игру. Вот есть одна игра, финал года, в нее все хотят попасть. Но по дороге почему-то я должен помогать другим. И если сам не хочу помогать другим, я считаю, что это абсолютно правильно, что и ты не можешь просить помощи ни у кого. Это логично, если я не оказываю помощь, то и мне не надо. Но всё равно есть искушение такое, вот мы проигрываем, попросить, они нам сейчас помогут. Просто была команда такая, Гнесинского училища, они проиграли 1:6, это единственное очко они взяли с помощью клуба, а сами ни на один не ответили. Я считаю, что лучше проиграть в таком случае, всё своё.
Павел Вербняк:
Ровшан, вы говорили, что есть аналогия, вообще игра жизнь, разные есть теории по поводу, в том числе, разных видов интеллекта. В чем разница успешного игрока от остальных? Потому что некоторые считают, что уровень IQ не является первоочередным, есть и социальный интеллект, в том числе, взаимодействие в команде, есть какие-то ещё другие виды интеллекта, как финансовый, музыкальный, предпринимательский и так далее. Ваша точка зрения по этому поводу. Почему, казалось бы, самый умный человек в школе немножечко сдал свои позиции, например. А кто учился на тройки, смотришь, в жизни чувствует себя уверенно.
Ровшан Аскеров:
Знаете, обычная ситуация. Просто есть человек, который приспосабливается к каким-то условиям. Понимаете, в школе есть какие-то рафинированные, гладкие условия. Ты приходишь в школу, вроде у всех равные условия, там одни задачи, ты решаешь какие-то абстрактные задачи. Жизнь ставит немножко другие задачи, более конкретные. Ты иногда просто не готов к ним, не готов отвечать на эти вызовы. А тот, кто в школе учился хуже, он просто быстрее ориентируется, он умнее, потому что он сумел. Но это нормальная история естественного отбора. Он сумел выжить. Я считаю, что это справедливо.
Павел Вербняк:
Ровшан, получается, результат - это показатель ума, да?
Ровшан Аскеров:
Да, конечно. Американцы говорят, если ты такой умный, то почему такой бедный. Ворошилов тоже все время говорил, почему он на деньги стал играть. Во-первых, стало можно играть на деньги, а во-вторых, вот как определить, он же IQ определял по деньгам. Почему? Он говорил: потому что это универсальный, понятный всем, все понимают это, все знают, это понятно и главное, материально можно потрогать. Ты свой ум можешь потрогать, подержать в руках, положить в карман, использовать его как-то, превратить его в деньги, а потом эти деньги во что-то материальное. Помните, был период, когда вообще играли на колбасу, на горжетки, на бриллианты, которые на ёлочке висели. Такое тоже было. Просто деньги - это универсальный показатель.
Павел Вербняк:
Вы бы вернули сейчас эти правила?
Ровшан Аскеров:
Я думаю, нет, наверное нет. Понимаете, в своё время, когда появилось «Что? Где? Когда?» это была единственная игра, где играли на живые деньги, прямо в эфире. Когда приходила команда, открывала чемодан, а там были деньги. Когда мы закрывали весь стол ставками, ставили деньги, это была единственная такая передача. Как это, на центральном телевидении показывают деньги, которые ходят вот так. Сейчас таких передач много, сейчас везде деньги. Поэтому чем всегда игра хороша была, она была вне тренда, она сама задавала тренд.
Она первая задала тренд играть на деньги в эфире, все стали играть на деньги. Она задала тренд играть на книги, потому что тогда книг не было, книги были дефицитом. Сейчас книги не дефицит, сейчас деньги тоже можно заработать. В 90-е заработать деньги было сложно, вот они играли на деньги. Сейчас таких передач тоже много. Поэтому мы играем. А сейчас даже за Хрустальную сову не получают никаких денег знатоки, просто получают просто приз, кусок хрусталя, можно поставить у дома на полке, он будет стоять, занимать место всего лишь, по большому счёту. Как любая награда, ничего не стоит. Но это уже статус. То есть ты переходишь в другую лигу, ты становишься, считаешься обладателем, хотя, на самом деле, это тоже ни о чём не говорит, магистр ты, не магистр ты, есть сова, нет совы. Я о сове вообще вспоминаю, только когда к нам приходит уборщица, вытирает пыль с полок, я просто говорю, там осторожнее, не разбейте. Всё. Она приходит раз в 2 недели, тогда я вспоминаю, чтобы она её не разбила. Память. Вот фотографии тоже вы храните, а это такая материализованная часть твоей биографии, в куске хрусталя она сохранилась. Всего лишь. Поэтому играть.., призы вообще не имеет никакого значения для человека, который хочет играть, который любит играть. У меня есть любимый фильм, один из любимых фильмов, сделан по мотивам рассказов Стивенсона «Приключения принца Флоризеля». Там есть, помните, там про клуб самоубийц, Мальтус тоже говорит такой: сюда люди приходят не для того, чтобы в клуб самоубийц, они никто не хочет умирать, по большому счёту, они играют страхом. Играйте страхом, вот самая высшая из эмоций. Потому что ты сидишь, и через полчаса кто-то из вас умрёт. Кто это? Такая русская рулетка в антураже английского клуба. Сидят, кому туз пик, его убьют, кому туз треф, он будет убийцей. А завтра убийца становится жертвой. Но у них страх, они играют страхом. Они встают со словами: не повезло сегодня, не выпало мне. А сами думают: повезло, не сегодня. И люди ходят. Поэтому сейчас «Что? Где? Когда?» - это игра на эмоциях, игра на ощущениях, на каких-то таких, на тщеславии где-то. Зачем люди приходят. Кто-то из-за тщеславия приходит, кто-то из-за того, чтобы его показали по телевизору, кто-то для того, чтобы уйти от реальной не очень весёлой жизни в такую вымышленную жизнь и жить в этой жизни, там себя реализовывать. Очень много вариантов. Кому-то просто весело, кому-то нравится дёргать за ниточки, чувствовать себя кукловодом. У каждого свои причины. Не факт, что каждый вам скажет правду. Но зачем-то люди ходят.
Павел Вербняк:
А как у вас поменялась жизни после участия такого успешного, интенсивного, длительного в телевизионной игре. Может быть, в профессианальном плане как-то скорректировалась, может быть, в финансовом плане.
Ровшан Аскеров:
Во всех. Вообще она у меня поменялась полностью, потому что я поменял страну проживания, я поменял круг общения. Я жену нашёл, в конце концов, на игре, я об этом уже много раз говорил. Все поменялось. Поэтому я говорю, что фраза «Что наша жизнь? Игра!», для меня абсолютно полностью вообще подходит. Потому что действительно, игра эта сделала мне всю мою жизнь такой, какая она есть. Она могла быть лучше, она могла быть хуже, но она стала такой, какая она есть именно потому, что есть такая игра. Вообще все, кто играет в эту игру больше пяти лет, если они вам скажут, что они чего-то добились не благодаря игре, они вам вам врут, просто нагло врут, просто пытаются создать себе видимость, что они более значимы, чем они есть на самом деле. На самом деле, все люди, а уж те, которые играют 10-20-30 лет, они вообще просто сделаны этой игрой полностью. Вне этой игры они, наверное, были бы не интересны. Но они полностью сделаны, потому что игра их раскрыла, она показала их характер, она показала, что они умеют, их качества раскрыла лучшие, худшие тоже. В любом случае, игра - это способ раскрыть этих людей, и эти люди добились всего. Вот все люди, кого вы знаете благодаря этой игре, если бы не было игры, вы бы их просто не знали, наверное.
Лаура Хаутова:
Ровшан, вот какой вопрос, вы сказали о новаторстве игры «Что? Где? Когда?», когда только всё это зарождалось. Что происходит сейчас? Если бы вам дали карт-бланш, что изменили бы в реалиях сегодняшнего дня.
Ровшан Аскеров:
Слушайте, я как-то, смотрите, это же, во-первых, что-то менять в правилах игры, я не думаю, что я могу что-то менять, потому что у каждой игры есть, основные правила вообще никогда не меняются глобально. Минута, волчок. Да, сперва волчок выбирал отвечающего, потом стал выбирать конверт. Но глобально не меняется. Всё определяется, основные правила поменять нельзя, они есть. Команда шесть человек, она думает минуту, вопросы присылают телезрители. Вы через минуту на них отвечаете. Ответил раньше, получил дополнительную минуту. Есть блиц, супер блиц. Эти правила, дальше все остальные, это как рюшечки. Глобально платье вот такое, но можно конечно добавить оборочки.
Лаура Хаутова:
Какие-то сопутствующие истории.
Ровшан Аскеров:
Можно брошку приколоть, оно заиграет другими цветами. Но в принципе, оно ничего не меняется. Вот смотрите, добавляли правила, вот 13-й сектор, казалось бы, элемент такой, кот в мешке, непонятно, что там может быть. Любой человек может спросить всё, что угодно. Но потом к этому привыкли. Даже когда говорили ведущему, как же так, команда при счёте 5:5, а им в решающий момент попадается вопрос, который вообще просто, такое было, что это вообще за вопрос. Но он правильно говорил: ребята, у них было до этого счёта 5:5, у них был 10 раундов, они могли решить игру раньше и не доводить до этого. Надо было раньше решать. Есть какой-то элемент, который добавляет остроты. Но глобально ничего не меняется. Я не думаю, что здесь можно сильно что-то поменять. Вот в футболе есть комитет по правилам футбольным. Но глобально, ну, ворота могут чуть-чуть, хотя тоже они оставили. Давайте запретим вратарю принимать мяч, когда ему пасует свой игрок. Хорошо, запретим, вроде бы это добавит интриги. Приспособились. А давайте мы ещё, чтобы не тянули время, пусть уходят с разных точек, не через всё поле идти. Хорошо. Давайте введем вот этот VAR, будем смотреть. Мне конечно вообще не нравится категорически. Но давайте пересматривать. Хорошо, но это глобально на правила не влияет никак. То есть я бы не стал, скажем, такое правило, если система работает, не нужно ничего чинить, она работает. В данном случае тоже, глобально она работает. Можно добавлять. Когда в 99-м году при Ворошилове была система, играли на 3 команды, была команда интернета. Играла команда знатоков, команда телезрителей и команда интернета, которая отвечала на вопросы. Надо было, кто из них выиграет, кто быстрее наберёт 6 очков. Через это проходили, но всё равно всё возвращалось к классической. Понятно, что время меняется, но у меня есть приятель, он мне всё время говорит: я вообще не люблю эти ваши все интеллектуальные игры. При этом один из самых умнейших людей, которых я знаю. Говорит, я не люблю, но иногда мне нравится. Я говорю: а чем? Она нравится тем, что в ней очень много таких классических обрядов, она очень размеренная, там есть чётко, как в английском старом клубе.
Лаура Хаутова:
Уже есть свои традиции.
Ровшан Аскеров:
Она очень традиционная, в ней нет слишком таких резких перепадов. Все эти обращения, эта размеренность, смокинги, бабочки, просто интересно смотреть за этим, просто вот этот момент. Даже неважно, можно на вопросы не отвечать, просто вот эта история, заседание английского клуба, вот вы все общаетесь. Общение, в результате которого рождается что-то, какой-то процесс, рождаются игра. Это знаете, как у Агаты Кристи, такой камерный детектив, когда все сидят в закрытом помещении, происходит убийство, и мы должны расследовать, мы никуда не можем выйти, нас занесло снегом. Следователь всё расследует, появляется Пуаро случайно, расследует. Здесь та же история.
Лаура Хаутова:
Главное - динамика, которая происходит.
Ровшан Аскеров:
Да, внутренняя динамика. Закрытое помещение, чопорные английские джентельмены, есть правила, надо их соблюдать. Мы расследуем такое дело, кто первым дойдёт до счёта 6.
Павел Вербняк:
Я напомню нашим уважаемы радиослушателям и зрителям, что сегодня в передаче «Метафизика успеха» с Павлом Вербняком и Лаурой Хаутовой журналист, знаток телевизионной игры «Что? Где? Когда?», Ровшан Аскеров. Ровшан, вы сейчас несколько раз повторили слово «правила». Вообще как вы относитесь к правилам, правилам в жизни, правилам к игре. Потому что я знаю, что вы автор книги «834 способа, как подсказать».
Лаура Хаутова:
И не только этой книги.
Павел Вербняк:
Подсказать в игре «Что? Где? Когда?», получается, подсказки - это же игра вне правил, как и в футболе, как вот эти ворота, которые можно расширить, передвинуть и т. Д.
Ровшан Аскеров:
Смотрите, я так смотрю на это дело. Если бы ставилась задача, чтобы не было никаких подсказок в игре, играли бы в пустом зале. Было же такое, когда играли, команда знатоков сидит в пустом зале, играет, 91-92 год. В пустом зале некому подсказывать. А тут все, куча людей в зале, человек под 70-80. Каждый, и ведущий, хотя он борется с подсказками, и знатоки, и в зале все, все понимают, что подсказать можно.
Павел Вербняк:
Ровшан, на самом деле, такое количество прямо подсказок может быть?
Ровшан Аскеров:
Нет, вы же не можете их услышать сразу. Вы когда играете, вы не услышите подсказку, если вы только специально ваша задача во время минуты просто слушать зал. Но если вы будете слушать зал, камера это тут же покажет, это будет видно. Если вы обсуждаете на равных со всеми, то вы ничего не услышите, что говорят. Подсказать можно, можно попасть в какую-то такую мёртвую паузу, когда наступает тишина и нужно отвечать, и можно жестом, если показать жестом или как-то, такое может быть. Но скажем так.
Павел Вербняк:
То, что не увидит распорядитель.
Ровшан Аскеров:
Конечно, это правило, я считаю, что это тоже правило игры. Смотрите, мы же наказываем всегда не преступление, мы наказываем плохо спланированное преступление. Потому что идеально спланированное преступление, оно остается безнаказанным. Человек спланировал преступление так идеально, что у него никаких улик, его не нашли. Молодец. В данном случае подсказка тоже, если подсказка, она не поймана, прекрасно, идеально. Вы же в школе шпаргалками пользовались, это же тоже нарушение закона. По идее, все понимали, что это правило игры. Тебя поймают, да, не поймают, значит ты проскочил.
Павел Вербняк:
Готов ли я пойти на этот риск. Это уже сам принимает.
Ровшан Аскеров:
Это другое. Я, например, в своей жизни пользовался один раз шпаргалками. В шестом классе у меня её отобрали и поставили двойку, всё, с тех пор я больше не играю. Я решил не рисковать. Кто-то наоборот продолжает в это играть. И насчёт подсказок тоже. Притом, что меня удаляли кучу раз из зала, реально за подсказки, за настоящие, когда я действительно подсказывал, а не казалось это распорядителю и ведущему, было всего два раза. Оба раза, они не сработали. Потому что один раз просто не увидели, не поняли, а второй раз поняли, что я подсказываю, но не поняли, как связать с ответом. Я подсказывал команде Балашиха ответ, они поняли, что отвечать нужно «тире», но не поняли, почему тире. Дали другой ответ.
Павел Вербняк:
Правильный ответ был «тире».
Ровшан Аскеров:
Да, он просто не понимал почему тире, и понимал, что если я скажу тире..
Павел Вербняк:
А каквы подсказали, Ровшан?
Ровшан Аскеров:
Тире вот так показываешь. Они думают, минус..
Павел Вербняк:
Помните, совсем недавно у одного из игроков были часы, не называю имени и фамилии, вот эти без марки, которые могут быть расценены, как подсказка, туда приходит СМС на часы. Или какая-то вибрация. И потом на следующей игре уже этого не было.
Ровшан Аскеров:
Да нет, там у игроков нет часов таких за столом.
Павел Вербняк:
У Александра Абрамовича были часы, и потом игра прошла, потом сказали, кто-то из телезрителей по-моему написал, что вот эти часы лучше не использовать. И потом он уже не использовал.
Лаура Хаутова:
То есть СМС читаешь.
Павел Вербняк:
Там не читаешь, там может просто вибрация.
Ровшан Аскеров:
Хорошо, понимаете, там 3-4 камеры работает, невозможно, тебя обязательно поймают, если ты сделаешь какое-то. Меня камера показывает, я говорю: слушайте, а что вы меня ловите? Они говорят: ты делаешь, когда ты стоишь в зале, ты делаешь резкое движение, камера тебя тут же ловит. Если ты делаешь резкое движение, тебя тут же берет камера крупным планом, и ты не спрячешься никуда. Тебя просто покажут, как ты делаешь что-то.
Павел Вербняк:
Ровшан, к сожалению, подходит к концу эфирное время. Хотелось бы к тому, что вы сейчас сказали. Получается, это борьба за эмоции, это игра, которая поощряет эмоции, и вы один из...
Ровшан Аскеров:
Любая игра, она построена, театр, кино, это же тоже из разряда шоу.
Павел Вербняк:
На мой взгляд, вы один из таких, самых ярких игроков, в том числе, Андрей Козлов и много других.
Ровшан Аскеров:
Он вообще гениальный.
Павел Вербняк:
Какой бы вы для себя вывели топ-5 игроков, отвечающих этой задаче?
Ровшан Аскеров:
Во-первых, Ворошилов. Прежде всего. Это самый яркий игрок, человек, который придумал эту игру. Козлов, само собой. Вы имеете в виду, по каким, игрок, который невозможно представить без...
Павел Вербняк:
Да, по каким-то своим параметрам.
Ровшан Аскеров:
Это, конечно же, Александр Друзь. Если брать фигуры, которые понимают игру, наверное, Борис Левин. И должна быть какая-то женщина, без женщин никуда. У меня раньше, все-таки, учитывая... Вот кто лучше, Пеле или Марадона, мне Марадона, потому что я Пеле не видел, Марадону видел, мне просто Марадона больше нравится. Наверное, по тому, что на сегодняшний день, надо назвать всё-таки одну женщину обязательно. Потому что без женщин никак. У меня, но опять же, выбирать между женщинами, это тоже не очень хорошо. Давайте я назову не пять, а шесть, пусть будет. Елена Орлова и Инна Семёнова, я думаю, что вот так.
Лаура Хаутова:
Ясно. Ровшан, отталкиваясь от смысла нашей передачи, какие вы можете выделить важные постулаты для достижения успеха?
Ровшан Аскеров:
Я не знаю, могу ли я давать какие-то советы. Вообще я советы не люблю давать.
Лаура Хаутова:
Но всё же.
Ровшан Аскеров:
Что такое успех? Надо понять, что такое успех, это что, много денег?
Лаура Хаутова:
Что для вас такое успех?
Ровшан Аскеров:
Вообще для меня успех - это возможность, такая роскошь быть самим собой при условии, что тебе за это ничего не будет. Ты можешь быть самим собой, говорить всё, что хочешь, и тебе за это ничего не будет. Ты понимаешь, что ты сейчас сделал всё, что ты хотел, сказал всё, что ты хотел, ты вышел, спокойно дошёл до дома, тебе ничего не был за это. Понятно, что можно деньгами мерить, можно мерить популярностью. Но деньги можно потратить, популярность, она сегодня есть, завтра нет, это всё сходит.
Павел Вербняк:
То есть у каждого своё понимание успеха. Для кого-то это финансы, для кого-то это баланс, семья.
Ровшан Аскеров:
Для кого-то получить медаль олимпийскую - это успех, для меня это вообще ни о чем. Вот факт личной биографии человека, кто-то вот, золотая олимпийская медаль. Для кого-то Хрустальная сова, а кому-то . Кто-то миллион долларов - это успех, а для кого-то да ну, миллион, у меня миллиард. А есть люди, просто я сегодня выжил, и это успех, здорово. Я сдал анализы, у меня не обнаружили рак, круто, я успешный. Давайте весь вопрос, что такое успех, у каждого свой успех, и нет, я думаю, единой какой-то.
Лаура Хаутова:
Исходя из вашего понимания успеха вы достигли успеха?
Ровшан Аскеров:
Смотря в чем.
Лаура Хаутова:
Вот вы сказали возможности говорить то, что хочешь.
Ровшан Аскеров:
В каких-то моментах, да. В принципе, в этом плане я могу сказать, что такую роскошь я могу себе позволить.
Павел Вербняк:
Ровшан, благодарю, что приехали к нам в гости. Много вопросов ещё не задано, но всегда с вами интересно общаться. Дорогие радиослушатели и зрители, напомню, что у нас сегодня в передаче «Метафизика успеха» с Павлом Вербняком и Лаурой Хаутовой был игрок, знаменитый игрок телевизионной игры «Что? Где? Когда?», журналист, Ровшан Аскеров. Ровшан, благодарю вас, успехов. Дорогие зрители и слушатели, вам больших успехов. До встречи в эфирах.