{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Климова Руководитель проекта ПРОвыбор фонда Прообраз 29 июня 2019г.
Выбор школы в старших классах
Практика выбора школы в старших-классах. Какие критерии бывают и о чём они говорят? Методика выбора или на что стоит обращать внимание.

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, уважаемые зрители. В прямом эфире снова главный редактор детского издания «Классный журнал» Алексей Ходорыч. Сегодня у нас в гостях Татьяна Климова, фонд Прообраз, руководитель проекта ПРОвыбор. Здравствуйте, Татьяна!

Татьяна Климова:

Здравствуйте! Всем привет. 

Алексей Ходорыч:

Я тут, если вы посмотрите мой Facebook, я пока мчал на программу на самокате, я пел «прибыла в Одессу банда из Амура», а потом вспомнил, что у нас в гостях Климова, ехал и пел «Татьяна Климова, прости любимого», и вот она перед нами. Расскажите в 2 словах, как вы попали в фонд Прообраз, какое вы имеете отношение к профориентации, и почему мы именно вас позвали, чтобы поговорить о том, как выбрать школу. 

Татьяна Климова:

Спасибо большое. Пару слов о себе. Я психолог, профориентатор и сейчас руковожу проектом ПРОвыбор, чтобы правильно выбрать школу для родителей, которые с детьми только идут в первый класс, среднюю школу, меняют или, например, старшую школу, как у нас заявлено. Насчёт профориентации. Я работала в университете ИТМО профориентатором, также была в проекте, я ещё есть в нём, этот проект существует, он процветает, это проект «Знаю как», и там есть направление «Бот знает». Бот, который помогает в профориентации. 

Алексей Ходорыч:

Друзья, вы можете посмотреть в списке программ «Классного детства», у нас была Яна Седункова, очень интересно рассказывала про «Знаю как». Вот Татьяна имеет прямое отношение к этому боту. 

Татьяна Климова:

Всё правильно. 

Алексей Ходорыч:

Вы раньше в Питере работали. 

Татьяна Климова:

Да. И чем прекрасен этот бот, что там можно пройти профориентацию, пообщаться с этим ботом и определить про себя сильные или слабые стороны и понять своё направление. Я являюсь методистом этого направления. 

Алексей Ходорыч:

Я кстати Яне подарил книгу «Идеальный аргумент» именно для чат-бота, потому что тут есть фразы, которые чат-бот может использовать, чтобы прояснить точно вопрос, с которыми обращаются. Я вам тоже такую книгу подарю, надеюсь, окажется очень полезный. Потому что основная проблема всех чат-ботов, с которыми я сталкивался, связана с тем, что они очень плохо разработаны. А я регулярно общаюсь с чат-ботом компании Билайн, и это просто кошмар. Он мне ни разу не отвечал в тему. Я постоянно пытаюсь вызвать живого оператора, но это кошмар, конечно, приходится ругаться уже. У них есть, видимо, какой-то алгоритм, что когда его начинаешь обзывать, он тут же тебе вызывает живого человека. Но сам по себе робот у них абсолютно бесполезный. Дарю вам эту книгу и прошу сделать так, чтобы роботы становились все лучше и лучше. 

Татьяна Климова:

Спасибо большое, спасибо, Алексей. 

Алексей Ходорыч:

И ещё секунда рекламы. Вчера вышел новый номер «Классного журнала», он связаны с великими открытиями. Крайне интересный номер, тут как всегда комиксы, кроссворды, интересная информация. И журнал для детей «Понимашка в волшебном лесу». Если вы не можете найти эти журналы в продаже, вдруг их уже раскупили, то лучше всего подписаться на почте России. Татьяна, вы недавно выступали на ММСО, это Московский международный салон образования именно с докладом, с лекцией или с докладом про выборы школы, верно? Эта тема, я так понимаю, крайне актуальна. 

Татьяна Климова:

Да. Я сейчас ещё на предыдущий момент и как раз сюда переду. Дело в том, что когда я выступала, точнее, была профориентатором, я увидела, что приходят родители, приходят школьники, у них есть этот запрос о том, кем им быть дальше, то есть какая у них будет карьера. И здесь я столкнулся с такой вещью, что я поняла, что когда ребята начинают выбирать в 11-м классе, куда им идти дальше, это бывает иногда поздновато. Поэтому сейчас, когда я занимаюсь проектом по выбору школ, я изначально захожу к этому вопросу с того момента, когда стоит именно посмотреть на себя, на свою жизнь, и уже дальше выбрать школу, чтобы потом выбрать вуз и дальше карьеру. 

Алексей Ходорыч:

В каком классе целесообразно это делать, в седьмом, восьмом, девятом, в шестом может быть, в первом?

Татьяна Климова:

Вопрос хороший. Смотря что делать. То есть тут... 

Алексей Ходорыч:

Планировать своё будущее, в связи с этим выбирать школу, уже имея в виду какую-то профориентацию, поступление в вуз. С какого класса?

Татьяна Климова:

Так как у меня есть большой опыт общения с родителями, я поделюсь. В общем, могу сказать, что правильно, когда родители с детьми, с ребятами делают такой момент, что в начале они узнают, ходят на разные выставки, на разные мероприятия, общаются с разными специалистами всевозможными. Даже прийти на эту студию, посмотреть, что здесь такое, как это вообще происходит. И потом на определённом моменте ребёнок когда очень много уже посмотрел, он уже может сделать вывод и сказать родителям: мне это нравится, мне это не нравится. Потому что когда приходят ребята и просто говорят: мы хотим выбрать. Но если они не видели ничего, очень сложно сделать этот выбор. Поэтому на начальном этапе с первого класса не нужно смущаться разных выставок, ещё чего-то, нужно ходить, развиваться, постоянно вовлекаться в разные процессы, и вплоть до седьмого класса именно посещать разные мероприятия, общаться с разными специалистами. А вот с восьмого уже целесообразно именно проводить некую профориентацию и вообще смотреть на карьерный путь. 

Алексей Ходорыч:

А почему именно с восьмого, а не, скажем, с девятого или с седьмого. Что меняется?

Татьяна Климова:

Просто начинается старшая школа, то есть отношение преподавателей меняется, отношение ребят, они уже начинают, профили появляются. То есть если в школе появился профиль с седьмого, пожалуйста, можно с седьмого. Просто в силу того, что мое психологическое образование позволяет делать такие акценты, что у ребёнка уже, в принципе, есть момент того, что он хочет сделать свой выбор самому, это первый момент. И поэтому когда обращаются к нам по выбору школы, тут, если мы говорим про старшую школу, мы разговариваем не только с родителями, но и с ребятами. 

Алексей Ходорыч:

То есть, грубо говоря, в восьмом классе просто время пришло, вот так. По опыту именно в этом возрасте уже человек понимает, что школа не навсегда, уже маячат впереди перспективного вуза, армии, жизни и уже нужно понимать, чем заниматься. Одно обращение к зрителям, которые в Фейсбуке смотрят, а смотреть можно и в Youtube, и в Фейсбуке. Я могу читать вопросы, если вы оставите у меня в комментариях, и буду благодарен за расшар и за лайк, потому что алгоритм Фейсбука так устроен, что чем больше вы меня будете расшаривать, тем больше будут меня смотреть. Давайте сделаем так, чтобы эта программа была максимально полезной. Вопрос очень многообразный. Давайте начнём, первое, когда уже ребёнок с помощью тестов, «Знаю как» или есть другие целый ряд сайтов, он уже решил, куда он примерно планирует идти, и он говорит об этом родителям. То у родителей первое, что приходит им в голову, что нужно посмотреть на рейтинг школ. Но я также слышал, что этот рейтинг школ, сам я его не смотрел, но слышал, что он вроде как необъективен. Нет смысла на него ориентироваться. Потому что я даже сталкивался с тем, что школы, которые находятся впереди, а я общался с теми, кто их закончил, говорят: это полная профанация, там не так уж хорошо. Это всё преувеличение, что это профанация, этот рейтинг вообще полезен или нет?

Татьяна Климова:

В любом случае, рейтинги - это информация, информация про школу. Я призываю родителей, ребят, которые вызывают выбирают школу, раз сегодня мы говорим про старшую школу, призываю собирать всевозможную информацию по тому, что есть по школе. То есть если школа есть в рейтинге, о чём это говорит. Потом ещё информацию. Но я прошу не зацикливаться на нём. Потому что некоторые взяли и идут, а не совсем понимают, о чём этот рейтинг. И поэтому я считаю, что здесь нужно обращать на него внимание, но ещё дополнительно собирать информацию. 

Алексей Ходорыч:

Что ещё нужно делать?

Татьяна Климова:

Хорошо, пришли к этому вопросу, что же нужно делать. Я бы хотела немножечко с начала начать, чтобы до рейтинга это уже такие действия осознанные. Я бы хотела немножечко про неосознанные действия поговорить про выбор школы. Когда возникает такой вопрос, разговор родителей и ребёнка о том, что они хотят выбрать в школу, они начинают говорить: мы хотим хорошую школу. И вот здесь главное понять, хорошая школа для родителей - это вообще что. То есть чтобы они для себя, может быть, они вместе это обсудят, родители или специалист, может быть, отдельно родитель поймёт для себя, что такое хорошая школа. Потому что как раз на ММСО, что у нас было, у нас приходили родители и мы спрашивали: что для нас хорошая школа? Удивительно, что вначале все говорят: мы хотим в хорошую. А слово «хорошая» у всех настолько индивидуальна своя, что здесь нужно разбирать каждый индивидуальный случай. Потому что это очень важно, каждый на что-то своё обращает внимание. И когда родители уже начинают...

Алексей Ходорыч:

Извините, я перебью, какие у родителей были ответы у родителей, что такое хорошая. То есть кто-то говорил про обучение, кто-то видимо, про престижность, какие ещё есть?

Татьяна Климова:

Да. 

Алексей Ходорыч:

Про отношение очень важно, вчера у нас была на программе Анна Юрьевна Кузнецова, уполномоченная по правам ребёнка, она огромное значение уделяет воспитательному процессу. Школа - это не только обучение и воспитание. Я общался со многими родителями, кто выбирает школу, и они действительно говорят, что бывает школа, где сама атмосфера очень хорошая, учителя внимательно относятся. То есть это речь не о самом обучении, как о таковом, но само по себе отношение, оно приводит к тому, что учащиеся более хорошо обучаются. 

Татьяна Климова:

Да, и это классно, классно, что вы сейчас это всё рассказали. Я к тому, что действительно, мы вроде бы это всё про это знаем, нет такого, что есть супер закрытая школа, и мы такие: что там происходит? Хогвартс или ещё что-то в этом роде. Действительно, правда, у всех своё. И здесь очень важно, первое, что сделать, во-первых, понять, что для меня хорошая школа, вот лично, я родитель, что я хочу. Потом второй момент, это уже, скорее, такое лично от меня, задуматься, это вообще о чем. То есть когда, например, родитель говорит, про логистику поговорим: я хочу, чтобы школа была около дома. И вот это он говорит почему, что за этим он имеет в виду? Потому что, и вот это «потому что» у каждого ещё дальше свое. 

Алексей Ходорыч:

Чтобы времени меньше уходило на дорогу. 

Татьяна Климова:

Чтобы времени уходило меньше на дорогу, это о чём говорит, это время?

Алексей Ходорыч:

То есть вы клоните к тому, что время на дорогу можно сказать для обучения. 

Татьяна Климова:

Конечно, кто зачем. 

Алексей Ходорыч:

То есть не так уж и страшно, если далеко. 

Татьяна Климова:

Конечно. То есть тут у всех своё. Кто-то говорит про безопасность. 

Алексей Ходорыч:

Но в старших классах, наверное, безопасность, это не очень. 

Татьяна Климова:

Тут скорее, да. И логистика здесь тоже важна. Вроде бы логистика рядом с домом, но именно понять, о чём это. И тут так каждый критерий. Критериев может быть много, и вот так когда расписываете. 

Алексей Ходорыч:

Логистика... 

Татьяна Климова:

Я бы не упиралась сейчас, действительно не упиралась, потому что когда мы начинаем перечислять, те, кто нас будет смотреть, они начнут думать: это так, это так. Я хочу, чтобы вы не слушали никого вначале, а просто сели... 

Алексей Ходорыч:

Только вас. 

Татьяна Климова:

Я имею в виду, честно сами с собой поговорили родители и расписали, что для них хорошая школа. А потом спросить ребёнка, что для него хорошая школа, совместить определённые моменты, посмотреть. Ещё очень важно понять, как это можно измерить. Потому что, например, многие говорят: хочу в хорошую школу, для меня это, это. Ч-то себе тоже нафантазировали. А когда спрашиваешь про конкретику, то им очень сложно понять, как я это смогу вообще оценить, сделаю я правильный выбор или неправильный. Но хорошая школа, я думаю, что два главных, допустим, я, как родитель, я вам как специалист вдруг начинаю говорить, что для меня хорошая школа, чтобы она обеспечивала поступление с высокой вероятностью в вуз. Видимо, это лицей который привязан к какому-нибудь вузу, с какой-то гарантией, чтобы было отношение иное. Второе, чтобы ребёнку было в школе комфортно. Это та самая проблема, то есть это два главных критериев. 

Алексей Ходорыч:

Вот, и здесь я уже чувствую некий осмысленный ответ, что это не просто туда, потому что кто-то или потому что некоторые родители как делают, они выбирают школу, потому что они в неё ходили. Или, например, вот эта школа более-менее похожа на мою, в которой я раньше учился, туда же и пойдёшь. Или совсем около дома, вот она рядом, ты и иди. Тут тоже нужно понимать. А здесь я слышу осмысленный ответ. То есть самый плохой вариант, когда родители начинают либо в ту школу, где раньше они учились пытаться пропихнуть, либо отталкиваться от того, что она ближе. Это ни о чём, это просто какой-то комфорт, который никак не скажется потом на судьбе ребёнка. 

Татьяна Климова:

Я не говорю, что это плохой вариант, это тоже вариант, это вариант тот, который выбирают родители. Я скорее призываю к тому, что если мы имеем возможность, сейчас есть эта прекрасная возможность пойти в школу не та школа, которая есть около дома, а есть возможность выбора, то нужно пользоваться этой возможностью выбора школы. Я к этому призываю. У меня есть прекрасная моя подруга, я её спросила, она буквально недавно записывала своего ребёнка в первый класс. Я спросила: как ты выбирала в школу? Она сказала: мы попали в школу, она рядом с домом, первая попавшаяся, пошли. Но когда я её дальше начала спрашивать, а что для тебя важно было бы, если бы ты выбирала. Она говорит: нам здесь повезло, у нас хорошая учительница, хорошую атмосферу как раз создает в первом классе. И тогда, когда я услышала, что её устроил этот вариант, я уверена, я знаю её, она супер образованный человек. Я знаю её, что если бы им что-то не понравилось, они бы поменяли. То есть не смирились бы с тем, что этот момент. Если бы ко мне пришёл такой родитель, вот у него есть запрос, у нас, по идее, мы как раз запросами такими работаем, у нас есть методика, по которой можно этот момент уже обработать, понять. Дальше уже потом посмотреть, какие школы подходят под запрос и выдать результат. 

Алексей Ходорыч:

А много в Москве школ, которые привязаны к вузам, и насколько это действительно гарантия? Или это миф, что если ты учишься, то ты попадаешь?

Татьяна Климова:

Хороший вопрос. Почему хороший, потому что я как раз работала в университете ИТМО в Санкт-Петербурге. И там у нас была не школа, а колледж. И очень часто я отвечала на этот вопрос, когда родители приходят и говорят: мы хотим поступить в этот вуз, он прекрасен, тут супер технари, программисты, мы хотим пойти в колледж, чтобы с гарантией пройти. Я им каждый раз объясняла, что это не гарантия. Это даёт возможность приблизиться к вузу, это даёт возможность почувствовать атмосферу. Мне очень нравится прекрасная школа, Высшая школа экономики. Когда общаешься с директором, чувствуешь понимание, что в школе ребёнок получит эту атмосферу. И это очень важно. Потому что когда ребёнок приходит, старшеклассник, уже не ребёнок приходит из школы в университет, ему интересно, что же там. А тут они такие крутые, они находятся в этой атмосфере уже в школе. И когда они попадают в вуз, им намного проще, во-первых, потому что они уже знают эту атмосферу, а во-вторых, они себя уже чувствуют более своими. Потому что есть такой момент, да, вот этот преподаватель у меня в 10-м классе что-то вёл. Или есть те моменты, что есть возможность посетить Высшую школу экономики. 

Алексей Ходорыч:

То есть, наверное, больше шанс поступить только потому, что они уже обучаются в школе, которая имеет привязку к этому университету. Они больше понимают, что нужно университету и пытаются этому соответствовать ещё в школе. И при поступлении это сыграет свою роль. Так?

Татьяна Климова:

И этот момент, и конечно же, момент того, что когда ты поступаешь в школу при университете, там если у них очень хорошие показатели по поступающим, то они готовят ребят по усиленной. Если мы говорим, в любом случае, обучение будет таким, чтобы именно поступить. Это не гарантия, но есть такая некая приближённая модель. Это знаете, если спросить, например, курсы какие-то вузе есть, или например без школы, просто вуза, есть ли гарантия. Но никто никогда не скажет, что есть гарантия. Это возможность приблизиться, почувствовать. 

Алексей Ходорыч:

Хорошо, вы сказали, что в восьмом классе, но это же, наверное, надо всё понимать весной, чтобы успеть перескочить в школу. Или бывает так, что могут принять осенью, или это зависит от школы, где-то строго, где-то просто собеседование. Когда нужно, когда правильно это делать по времени года?

Татьяна Климова:

Я могу сказать, скорее это нужно делать, планировать примерно за год за год до того момента, когда куда-либо. 

Алексей Ходорыч:

За год. 

Татьяна Климова:

Это в идеале. Знаете, когда ко мне приходят, два месяца осталось до окончания 11-го класса и говорят: мы хотим профориентацию, я понимаю, два месяца осталось до окончания, ребёнок уже должен выбрать, и у него уже даже есть экзамены ЕГЭ, которые он будет писать, то есть они уже выбраны, и он ещё не определился. Конечно, я всегда говорю, приходите в восьмом классе, нежели в 11-м, в конце. Здесь я говорю, в идеале за год. Почему? Потому что за год есть возможность узнать про вступительные экзамены, какие есть вступительные, не только собеседование, но есть и экзамены. 

Алексей Ходорыч:

Всегда экзамены или бывает так, что принимают без экзаменов?

Татьяна Климова:

Я как раз хотела сказать, почему год, потому что это есть возможность прекрасно познакомиться со школой, я имею в виду узнать информацию всю. Потому что во всех школах настолько индивидуально. Есть школы, которым достаточно собеседования, есть школы, которым достаточно экзаменов поговорить или пообщаться с родителями, директор и родитель. Здесь чем раньше мы задаёмся этим вопросом, тем нам проще подготовиться и понять, что нам нужно, чтобы легко, приятно прийти 1 сентября с букетом цветов к учительнице первой своей, если мы говорим про начальную школу. Поэтому в любом случае, я бы призывала родителей раньше обращать на это внимание. Потому что действительно, никогда не поздно, понятное дело, поменять в школу. Некоторые боятся менять, я прямо встречала таких родителей, у них есть некий страх, типа поступил, учишься с пятого класса до 11-го и всё хорошо. Я призываю, как на профориентации я призывала всех, чуть ли не каждый год обращать на это внимание, тут тоже именно общаться родителям и детям на тему будущего, на тему взглядов. 

Алексей Ходорыч:

То есть я закреплю. Предположим, есть какой-нибудь мальчик или девочка, который закончил седьмой класс сейчас, ему пришла в голову идея куда-то перейти, пришла в голову идея летом. Скорее всего, это уже не получится, скорее всего, ему нужно думать как перейти после восьмого класса. 

Татьяна Климова:

Это классный вопрос, потому что сталкивались с такими ситуациями. Здесь именно всё зависит от школы. То есть если в школу, например, у нас есть выбор пять или три школы, куда мы определили его по нашей методике, всё отлично, есть топ-3. Есть школа, которая готова его принять в восьмой класс, а есть школа, которая только на девятый. И мы предоставляем выбор. Всегда даже у нас мы оставляем выбор за родителями и детьми. Потому что это их выбор. 

Алексей Ходорыч:

А что за методика? Вы постоянно упоминаете. Это у вас где-то на сайте или нужно лично, это что-то стоит или бесплатно, как это всё?

Татьяна Климова:

Это то, как мы работаем, как мы помогаем выбрать родителям. 

Алексей Ходорыч:

Но это всё за деньги, приходишь в ПРОвыбор, вы тестируете. 

Татьяна Климова:

Да. 

Алексей Ходорыч:

И сколько это стоит? Потому что это очень интересный вопрос. 

Татьяна Климова:

Сейчас у нас как раз идёт момент, когда мы приглашаем родителей, ребят, и есть возможность бесплатно подобрать школу. Почему, потому что нам это самим интересно, интересно видеть, как ребята по-разному реагируют. Потому что есть те, которые, например, приходит вначале, не понимая, куда они хотят. Когда уже видят результат, у них такие реакции, такие интересные реакции. Я про это и думал, как вы угадали! А мы не угадываем, мы действительно анализируем, есть этот подход. Но в любом случае, мы всегда оставляем выбор. Выбор должен быть за семьёй, я имею в виду совместный. Потому что им учиться, им там находиться, это их путь, мы здесь скорее помогаем. 

Алексей Ходорыч:

Наверное, у вас тоже очень часто спрашивают, насколько лучше качество в частных школах. Или какой-то корреляции здесь нет? Бывает так, что платишь много, а качество плохое. Или всё-таки они получше, эти школы?

Татьяна Климова:

Да, спасибо за вопрос. Здесь скорее частная или государственная, опять вопрос, нужно возвращаться к тому, зачем мы идём в частную, зачем мы идём в государственную. Чтобы что? 

Алексей Ходорыч:

Я не знаю, что такое частная школа. Что это такое? Там же учат такие же предметы. В чём проявляется отношение, они, может быть, как-то мягко общаются или более жёстко, или другая у них форма. Как это отражается на процессе обучения, что это такое. 

Татьяна Климова:

Здесь есть такой момент, частное и государственное в плане того, что государственное, это у нас бесплатное образование, частное это платное. Единственное, нужно не забывать, что есть и государственные школы, в которых есть дополнительные, например, кружки, которые тоже являются платными и по сути дела, она вроде государственная, но платная. По поводу разницы. Если мы говорим про государственную школу, я сейчас не говорю, у меня нет ощущения чёткого, что плохо, что хорошо. Это как платное и бесплатное образование. Потому что я в своё время получала бесплатное образование, у меня одногруппники платное, я не видела этой разницы, потому что мы учились. У них была одна привилегия. А если мы говорим про школу, именно платная или бесплатная, частная или государственная, в частных школах, порой, бывает, есть возможность, например, находиться в классе, где не такое большое количество учеников. 

Алексей Ходорыч:

Понятно, то есть комфортнее именно для общения прямого с учителем. 

Татьяна Климова:

Да, но здесь я опять же хочу сказать, что есть очень много хороших, особенно в Москве, школ, которые государственные и которые также комфортны. Здесь опять же нужно смотреть на то, что вам важно. То есть если бываю родителям важны определённые критерии, мы предоставляем ему список как государственных, так и частных школ, и он уже сам делает выбор. То есть здесь нет такого, что плохо, что хорошо. 

Алексей Ходорыч:

А много таких школ, частных в Москве?

Татьяна Климова:

В принципе, частных, да. 

Алексей Ходорыч:

Я думаю, что они сейчас кусают локти, мы говорим, что не стоит, получается, идти в частные платить. Сколько стоит обучение?

Татьяна Климова:

Опять же, настолько разное. 

Алексей Ходорыч:

Получается, что нет смысла платить или просто это какой-то престиж? Вы подробно отвечаете, но, честно говоря, я так и не понял, какие были бы у меня мотивации, чтобы платить деньги, если вы говорите, что разницы нет. Зачем платить больше? 

Татьяна Климова:

Опять же, если мы говорим про выбор, то например, если вокруг вас есть государственная школа и частная школа. Во-первых, в государственной большие именно количество учеников, в частных меньше, уже плюс. 

Алексей Ходорыч:

Да, это уже плюс, согласен. 

Татьяна Климова:

Потом момент есть, например, точки входа. Бывают школы государственные, которые приглашают родителей только на родительские собрания. В частных есть возможность быть чаще. И так далее. И опять же, логистика. В государственной учится и начальная школа, и старшая школа, в частных, там, например, только либо старшая, только либо первые классы, начальная. Дополнительные занятия. Например, какие-то курсы всевозможные, предпринимательские курсы, финансовая грамотность. Хотя я знаю, есть прекрасный государственной Класс-Центр школа, там есть предпринимательство, преподаётся в шестом классе. Я просто к тому, что здесь, когда мы делаем выбор в пользу частной, государственной, у каждого родителя свои мотивы, почему я хочу туда. И когда мы больше знакомимся, просто сейчас такой вопрос, в Москве более 630 школ. Если мы начнём говорить, что лучше, что хуже, здесь нужно начинать с себя. 

Алексей Ходорыч:

Ну да, я понимаю, что это что-то типа лечения. Ведь бывают частные клиники ничуть не лучше, чем государственные. А бывает, что лучше. 

Татьяна Климова:

Отличный момент, отличное сравнение. Почему идём в частные клиники. Потому что там очередей меньше. 

Алексей Ходорыч:

Да, там просто комфортнее и всё. 

Татьяна Климова:

Вот, тут то же самое. 

Алексей Ходорыч:

А качество лечения может быть не лучше. Просто отношение.

Татьяна Климова:

Отношение. 

Алексей Ходорыч:

А можно быть увереным, для меня, допустим, очень важный вопрос, то, что я вам задавал, связанный с воспитанием в большом, в глобальном смысле. Но конкретнее это отношение к учащемуся более родное такое. В частных школах, наверное, всё-таки это плюс, или бывают и такие частные школы, где некомфортно учиться? Или по-разному бывает. 

Татьяна Климова:

Интересный вопрос, почему, потому что насчёт комфортно, некомфортно, я буду несколько раз это повторять, возможно, это как-то даже воспринимается по-другому, но это важно. Опять же, начинаем с себя. Когда мы приходим в государственную школу, начальную, у нас есть несколько форматов. Мы выбираем, например, учиться так, как учили нас, или мы выбираем по новому направлению. Там есть несколько направлений, по которым мы можем сделать выбор. Опять же, здесь какое-то более ограниченное количество. В частных школах, например, могут иногда предлагать какие-то экспериментальные варианты формата. Это тоже бывает интересно, потому что родители тоже постоянно занимаются самообразованием, много путешествуют и, например, увидели определённую методику. Потом приезжают в Москву и видят, что есть школа, которая преподаёт по определённой методике. Естественно, им интересно, им это близко, и они начинают в этот момент туда и отдавать своего ребёнка. Поэтому в этом плане чем комфортнее частная школа, тем, что больше, скорее, разнообразия, каких-то экспериментов, выбора, чего-то интересного, непохожего на то, что нет в государственных школах. Есть возможность смотреть с разных сторон на эти позиции. В государственных, хотя государственные, повторюсь, школы очень прекрасные, мне нравится смотреть, общаться. У меня нет чёткого определения, когда я прихожу знакомиться с директорами или в школу, что это государственная, а это частная. Скорее, это уже по факту, по тому, как я общаюсь с учениками, с родителями, вот этот момент. 

Алексей Ходорыч:

Друзья, призываю задавать вопросы. Я постоянно смотрю, почему-то вопросов нет, хотя тема интересная. 

Татьяна Климова:

Я знаю, почему. 

Алексей Ходорыч:

Почему?

Татьяна Климова:

Потому что лето. 

Алексей Ходорыч:

Да, я всегда так себя успокаиваю. А бывает так, что частная школа, то есть родители платят, бывает так, что из-за этого, наоборот, меньше спрашивают, и это хуже для образования. Одно дело, ребёнка прессовать по-настоящему, а если он очень много платит, ты же не будешь его прессовать. Или этот момент учитывается в школах и такого нет, что если платят, я не буду с тебя требовать. Как требовать, если ты платишь?

Татьяна Климова:

К счастью, я пока с таким не сталкивалась, что есть некая привилегия, что если ты платишь, то ты можешь где угодно находиться. На самом деле, перед нашим интервью я ещё даже посмотрела момент того, что если мы говорим про 10-й класс, сейчас переведу немножко тему, но тоже интересный вопрос. Раньше был такой момент, что до девятого класса мы все учимся дружно, всё у нас хорошо, а после девятого половина уходит, половина остаётся и учатся 10-11-й, а кто-то уходит в колледжи. Часто задавались вопросом, имеет ли право не взять в 10-й класс школа государственная. Вообще не имеет, она обязана взять учащегося, но скорее сами учителя, атмосфера, рейтинги, там есть, например, какие-то определённые экзамены, которые говорят, вам будет тяжело в 10-м классе, вам лучше уйти. Но если родитель и ребёнок хотят, то их берут, то есть это, в принципе, не имеют права не взять. Это мы говорим про государственные. А если мы говорим про частные, там, понятное дело, что там даже этот вопрос не намекают, потому что учимся, замечательно, да, там тяжело, но может быть, надо поменять, репетитора нанять или ещё что-то. То есть привлечение каких-то вопросов. А ещё я хотела рассказать насчет рейтингов, кстати, мы начали. 

Алексей Ходорыч:

Смотрите, у нас осталось уже минут 10, если у вас было что-то очень важное, а я вам не позволил, вот сейчас как раз шанс успеть что-то рассказать, а то сейчас уже всё закончится. Давайте. 

Татьяна Климова:

Хорошо, я хотела рассказать про рейтинги, мы же всё равно рассказываем сегодня для ребят, для родителей, куда обращаться. Нужно смотреть на рейтинги, нужно быть любознательными. Я прямо всех призываю, будьте исследователями, заходите в интернет, ищете информацию, читайте отзывы, смотрите всевозможные такие прекрасные выпуски, задавайте вопросы. И самое классное, ходите на конференции, которые про образование. И когда у вас будет то, что я уже рассказала, есть осознанность некая, вы пообщались с ребёнком, вы поняли, чего вы хотите, приходите и на конференции к экспертам и задавайте вопросы. Я хочу в такую-то школу, там это есть или нет. 

Алексей Ходорыч:

Наверное ММСО, это как раз то место, куда нужно идти, вот для чего эта конференция.

Татьяна Климова:

Конечно, это так здорово, когда приходят специалисты, и я считаю, что мы всё это можем всегда посмотреть. Но самое ценное - прийти и задать вопрос. Я призываю родителей задавать вопросы специалистам, которые в образовании. Поэтому и мне пишите, я с удовольствием отвечу, потому что действительно, это важная тема, и чем больше у вас информации про школы, тем это намного проще бывает, легче понять, вообще это то, не то, моё, не моё, есть возможность подумать, с кем-то обсудить. Это как раз то, с чем нужно входить в школу уже осознанно. И действительно, у нас есть, например, рейтинг школ у Мела, то есть если мы говорим про рейтинг просто, рейтинг по уровню образования, я имею в виду по ЕГЭ, это мы просто вбиваем в Google «рейтинг школ Москвы» и он выдаёт. Когда мы заходим на рейтинг Мела, вот у нас в прошлом году его делали. 

Алексей Ходорыч:

Рейтиг mel.fm. 

Татьяна Климова:

И там получается самое интересное, что можно вбить не только по уровню, но и где территориально он находится и по направлениям. То есть я имею в виду направления, это с точки зрения физмат школа. Это в прошлом году у нас как раз была. 

Алексей Ходорыч:

Это красный крайне полезная информация, вот я лично про рейтинг mel.fm не знаю, хотя знаю, что это очень крутой сайт, у меня там есть свой блог, правда только одна статья пока, будет больше, всё времени нет. А про рейтинг я не знал, спасибо. Вы сказали, что хотели или я вас перебил?

Татьяна Климова:

И там ещё, на самом деле, если дальше искать, я, грубо говоря, также повторяюсь, когда вы пишете «пять лучших школ физмат», «пять лучших школ гуманитарных», опять же, на Меле есть информация, где перечислены школы, и почему они там занимают определённую позицию. Вообще выбор школы, это очень интересный, это увлекательный процесс, это как некое путешествие. Я конечно за то, чтобы родители к этому относились легче, проще, заинтересованнее, общаясь с ребёнком. Чтобы не было такого конфликта. 

Алексей Ходорыч:

Системы образования как-то отличаются, или они все примерно идентичные? 

Татьяна Климова:

Система образования, что подразумевается под системой?

Алексей Ходорыч:

Часто говорят, что советская система, современная система. И это настолько на слуху, что я когда на днях ещё перед встречей с Анной Юрьевной, у меня был один вопрос про образование, я подумал, надо бы понять, что за этим стоит. Я думал, что я знаю, а оказывается, что нет. Я посмотрел в интернете, и правильно ли я понимаю, что главное отличие вот в чём. Даже и н в ЕГЭ, и не в тестировании, это всё следствие. Главное отличие в том, что советская система образования представляет собой систему образования, где даётся комплексная точка зрения на самом уроке, сам учитель всё излагает цельно. Современная система образования связана с тем, что даются, это скорее университетское образование, получается. Даются самые основы, реперные точки, и большое внимание уделяется самостоятельным работам, проектам. Это и есть современная система образования, которую очень многие хулят, хотя, может быть, и неправильно. Вот школы все отличаются по системам образования, или сейчас везде только вот эта современная система образования? И правильно ли я уловил отличие одного от другого. 

Татьяна Климова:

Я сейчас расскажу. Здесь, скорее, мы говорим про то, что в первом классе сейчас не только два вот этих разветвления, есть несколько разветвлений. Когда ребёнку, например, даётся возможность самостоятельно дойти до какой-то, по второй системе современной, как мы говорим, классической. Есть та, которая была, что даётся информация и разжевывается. Есть, например, проектная отдельная, то есть где ребята пробуют делать в какой-то момент как проект, выступит с ним, презентовать. Есть, например, упор на творческое направление. Я просто к чему, к тому, что если мы говорим про начальную школу, здесь у нас есть разные направления. Когда мы говорим уже про среднюю, старшую, здесь очень много играет роль от личности директора, от учителей, то, что они несут в самой школе. Поэтому искать информацию про школу, потому что когда начинаешь заходить на сайты, понимаешь, что это как отдельный мир в плане того, что у них про что-то своё, про свои ценности, они про это пишут, они про это говорят. Здесь я бы привлекала конечно родителей общаться с теми, кто уже в этой школе и спрашивать, а у вас так, у вас вообще это так, мне нравится у вас, там правда так здорово? И вот родители уже расскажут. Здесь как раз станет понятно, почему это важно. Потому что даже если мы с вами возьмём две одинаковые школы и, предположим, они скажут, что мы супер современные, у нас классный подход. Но если там учителя старой закалки, директора старой закалки, они ведут по этой теме, хотя хотят быть современными, чтобы был хороший конкурс, то ничего не получится. Поэтому здесь очень важно со всех сторон смотреть. И не только про то, как школа себя позиционирует, а действительно, чтобы информация была проверенная, качественная, и в плане того, чтобы чётко совпадала с запросами родителей и ребёнка. 

Алексей Ходорыч:

Давайте вы немножко подумайте, что вы ещё хотели успеть сказать. У нас тут осталось буквально минуты 4-5, я пока расскажу про журналы. Вышел вчера новый номер «Классного журнала», посвящён он великим открытиям современности и прошлого. Тут игра есть настольная, что вёз Колумб, интересная информация. И «Понимашка в волшебном лесу» для школьников. А у вас, может быть, вы еще скажете про то, что хотели сказать, а я всё-таки хотел, чтобы вы посоветовали, на каком форуме на конкретном, может быть, на mel.fm или где-то еще можно действительно узнать у родителей, чтобы понять отношение к учащемуся, насколько оно формальное, насколько оно сердечное. Потому что, мне кажется, даже на ММСО, допустим, кто-то придёт, будет общаться, и они будут все такими милыми, как люди знакомятся, они все милые. А как узнать настоящее, что там происходит. Я понимаю, что если искать рестораны или поездки, будет много ругани, и похвальбы, и это вообще никак нельзя понять. Может быть, есть какой-то ресурс, где действительно объективно всё это излагается или нет. 

Татьяна Климова:

Мы этим занимаемся, тем, что собираем всевозможную информацию, и с экспертов образования, тех, кто разбирается в том или ином ключе про разные направления школы. Потом отзывы родителей, отзывы выпускников этих школ. Эту информацию мы тоже предоставляем тем, кто к нам обращается. 

Алексей Ходорыч:

То есть простого пути нет, всё равно нужно поработать. 

Татьяна Климова:

На этом и строится вся наша деятельность, что мы поработали, и мы сейчас тем самым предоставляем информацию. Потому что если мы, кстати, отлично, что мы зацепились, потому что это именно то, что я хотела досказать. Про отзывы. Если родители, мы, дети, кто угодно зайдёт на сайт школы, то мы, в принципе, люди так устроены, что мы отзывы пишем, когда нам либо что-то не нравится, либо норм. А вот что-то хорошее, позитивное редко можно встретить на сайте. Либо подчищается информация. Поэтому я прошу вас всех, кто нас смотрит, смотреть на информацию, посмотреть на нее, но всё-таки немножечко сквозь строк. Потому что общее впечатление, что есть, но не верить всему, что говорят или не обращают внимание. Потому что действительно, очень важно прийти на ММСО или не на конференцию, на всевозможные мероприятия в образовании и познакомиться, пообщаться с родителями, у которых есть дети, которые учатся в каких-то школах. Там уже не будет такого момента, что все милые, улыбаются, а там скорее, у нас в чем ценность была на ММСО, что пришли родители, и каждый говорил о себе. И мы таких историй там наслушались, они серьёзно говорили номера школ, директора, что не так, и это было настолько ценной информацией, и мы вместе с собой пообщались, на час мы сделались каким-то таким сообществом, потому что мы стали заботиться о том, с чем мы выйдем оттуда, с той информацией. 

Алексей Ходорыч:

У нас осталось 20 секунд. А много ли таких, я просто хотел вам сказать спасибо. Я, во-первых, не знал, что есть такая крутая организация, которая совершенно, видимо, благодаря Александру Рудику, который заинтересован в образовании, он это сделал. Это уникальное, или есть ещё такие же организации?

Татьяна Климова:

И классно, что есть, я просто рада тому, что люди в принципе заинтересованы образованием. И мы с Александром Рудиком и Екатериной Лукшей занимаемся этим проектом. Это очень интересный момент того, что мы взялись и хотим сделать качественный, такой информационный повод, чтобы именно рассказать родителям, приходите к нам. Вот моя визитка, пусть пишут на почту, с удовольствием. 

Алексей Ходорыч:

Или в Фейсбуке вы легко найдёте. 

Татьяна Климова:

Или на Фейсбуке, да.

Алексей Ходорыч:

Татьяну Климову. Ну всё, спасибо вам за очень интересную, познавательную беседу и за то, что вы делаете. 

Татьяна Климова:

Спасибо вам большое, класс!