Алина Степанова:
Всем привет! В эфире программа «Городские истории с Алины Степановой». Я риэлтор-детектив, каждую неделю знакомлю вас с интересными историями людей, которые вполне могли бы стать сюжетом для целой книги. Сегодня у нас в гостях Настя Томская. Настя Томская художник-миниатюрист, которая делает вот такую красоту. Настя, приветствую вас.
Настя Томская:
Здравствуйте!
Алина Степанова:
Настя, я первое, что хочу спросить, Томская - это псевдоним или фамилия?
Настя Томская:
Это псевдоним. Я придумала его себе в 10-м классе, когда начала писать, потому что я вообще-то бывший журналист. Журналисты бывшими не бывают, ладно.
Алина Степанова:
А вы почему выбрали именно Томск, какие-то воспоминания связаны с этим городом?
Настя Томская:
Как это ни странно, дело совершенно не в Томске, дело в нашем всём, в Александре Сергеевиче Пушкине. Потому что я с детства была поклонником Пушкина, одна из первых книжек, которую я прочитала, так получилось, это был Евгений Онегин. Потом одна из моих любимых пьес долгое время была «Пиковая дама». Единственный персонаж, который мне казался очень адекватным, это был поручик Томский. Он единственный из всех не метался, не читал никакие карты, он любил лошадей, игру, вино, иногда женщин, и всё у него было хорошо.
Алина Степанова:
Всё вам в этом нравилось.
Настя Томская:
И он был адекватный, и это так разительно отличалось от мира театра.
Алина Степанова:
И вы хотели в этом на него походить.
Настя Томская:
Я хотела в этом на него походить.
Алина Степанова:
Отлично. Прежде, чем мы перейдём к основной теме нашей беседы, расскажите немного о себе. Кто вы, что вы, о чем вы.
Настя Томская:
Я с некоторых пор нахально называю себя художником. Раньше я называла себя журналистом, называла пресс-секретарём, потому что я закончила Российский Государственный гуманитарный университет, истфил, я филолог, театровед, у нас таких 15 человек на всю Россию, потому что филолог-театровед...
Алина Степанова:
Действующих?
Настя Томская:
Вот это я не знаю, вряд ли.
Алина Степанова:
Кто дожил до сегодняшних дней?
Настя Томская:
В смысле в профессии?
Алина Степанова:
Да.
Настя Томская:
Насколько я понимаю, человека 3-4 дожило. Все остальные стали переводчиками, меня угораздило стать художником.
Алина Степанова:
Это, извините, перебиваю, для того, чтобы стать художником не требуется специальное образование? Художественное.
Настя Томская:
Я поэтому и говорю, что я обладаю некоторой наглостью, чтобы называть себя художником, потому что единственное художественное...
Алина Степанова:
Результаты налицо.
Настя Томская:
Единственное художественное образование, которое у меня есть, эта кукольная школа Светланы Воскресенской. Всё, больше никакого профильного образования у меня нет.
Алина Степанова:
Сейчас мы поговорим всё-таки о ваших домиках. Вот эту чудесную книгу написала Настя. «Кукольный дом». То есть Настя делает вот такие волшебные вещи, вам оттуда вряд ли видно, но вы можете найти в интернете и посмотреть. Смотрите, эти дома, эти миры населяют настоящие люди с именами, с одеждой, с мебелью, какие-то ещё персонажи. Скажите, это когда вас угораздило заняться?
Настя Томская:
Мне было 4 года и мама сделала мне первый кукольный домик. С этого всё и началось.
Алина Степанова:
То есть это так давно.
Настя Томская:
Это очень давно. Я очень хорошо помню, как это был второй класс, зима, я сижу на уроке математики в школе, с ненавистью совершенно глядя на доску, где написано 3+2 и думаю: что я здесь делаю. Если у меня дома сейчас на столе мама мне купила вырезалку, такая была квадратная, я помню, в Союзпечати продавалась, называлась «Домик Даши и Маши». Это было счастье в дистиллированный виде. Я приходила, обедала, быстро делала уроки, очень быстро, потому что меня ждало счастье. Мы начинали вырезать стульчики, креслица, столики, кухню, особенно я помню кухонный гарнитур. Это было вообще счастье, потому что у него всё открывалось, , это было прямо, я до сих пор это помню.
Алина Степанова:
А там что-то стояло? Сковородочки, кастрюльки?
Настя Томская:
Бумажные.
Алина Степанова:
Естественно. Скажем так, как эволюционировал ваш материал? Мы поняли, с чего вы начали, это готовые домики из Союзпечати. А сейчас они из чего?
Настя Томская:
Сейчас они из всего. По большей части я конечно стараюсь делать это из тех материалов, из которых это есть на самом деле. Если это деревянный стол, то это деревянный стол.
Алина Степанова:
А если кирпичный дом - из кирпича?
Настя Томская:
Можно, но дорого, очень.
Алина Степанова:
То есть это надо всё распилить на мелкие части.
Настя Томская:
Можно конечно сделать готовые кирпичи и, например, если мне нужно выложить плиточный пол... Вот, например, мне нужно было сделать домик в Каталонии, там керамическая плитка обычно на полу лежит. Я каждую плитку вырезала отдельно. Я раскатывала керамическую пасту, специальной формочкой вырезала, у меня было...
Алина Степанова:
И раскрашивали?
Настя Томская:
Нет, она не раскрашенная. Там было 826 плиток.
Алина Степанова:
О господи! Слушайте, а сделать стол, я представляю, его надо пилить, это же физический труд.
Настя Томская:
Конечно. Но с некоторых пор у меня есть большое счастье - станочек настольный, это лобзик такой.
Алина Степанова:
Специальный.
Настя Томская:
Специальный, да, он и металл пилит, и дерево пилит. Но я по большей части работаю с материалами, с которыми работают судомоделисты, есть ещё и такие волшебные...
Алина Степанова:
Да, я знаю, это которые собирают кораблики. То есть у них налажена специальная техника?
Настя Томская:
У них налажены материалы. У них из дерева.
Алина Степанова:
Материалы, технологии. То есть вы по этим технологиям ссудомоделистов.
Настя Томская:
Технологи у меня свои. Потому что всё-таки кукольный домик для России, это дело такое, не скажу новое, но очень странное.
Алина Степанова:
Очень странное. Я ни до вас, ни во время, после, слава богу, не наступило никогда не слышала о том, чтобы кто-то делал вот это не для игры. То есть в моём детстве брат мне вырезал из картона, я хорошо помню, делал стиральную машинку из коробок, делал ручки, чтобы они крутились из колпачков от шариковых ручек, то есть в таком виде, для игр ребёнка. А для того, чтобы это было как искусство, никогда не видела, совершенно поразительно. Скажите, сейчас для вас, это основная работа или это хобби? Это приносит какой-то доход?
Настя Томская:
Приносит. Не очень большой. Ладно, совсем небольшой, но приносит.
Алина Степанова:
Кроме вас есть люди, которые занимаются этим профессионально?
Настя Томская:
Много, очень много. Я говорю, в России это не очень распространённая штука, потому что куклы, коллекционные куклы, которые к нам пришли, фарфоровое, из пластика, то, что называется clay, к нам это пришло лет 20 назад, поэтому уже есть выставки, большие кукольные балы, всё как надо.
Алина Степанова:
Кукол я видела, делают, потрясающие вещи, они очень похожи на живых, то есть копируют младенцев.
Настя Томская:
Реборны.
Алина Степанова:
Честно, жуткая вещь.
Настя Томская:
Страшновато, да, но с точки зрения профессии это конечно уникальные вещи.
Алина Степанова:
С точки зрения именно изготовления, сделать куклу, которая полностью копирует живого человека, это сильно. Ваши куклы всё-таки отличаются.
Настя Томская:
У меня особый подход. Есть миниатюристы, я их знаю, которые делают точные копии мебели. Вот один в один, вымеряя до миллиметра, всё переводят в нужный масштаб и делают мебель. С моей точки зрения, это мой такой художественный приём, я стараюсь всё-таки сохранить некоторую мультяшность. Мне кажется, что это придаёт и уюта.
Алина Степанова:
И очарования придаёт.
Настя Томская:
Очарования и такого ощущения возвращения по детство. В этот домик очень хочется нырнуть и там посидеть. Я очень хорошо помню, как на одной из первых выставок, на который я выставлялась с домиками, ко мне подошёл дядька, такой бородатый, могучий дядька в косухе, с хвостом, очень мрачного вида.
Алина Степанова:
Дайте мне посидеть?
Настя Томская:
Нет он подошёл, посмотрел на домики, там был один из таких, старомосковская квартира была, очень долго стоял, мрачно смотрел. А потом вдруг заплакал и сказал: я в такой комнате вырос.
Алина Степанова:
Господи, как трогательно.
Настя Томская:
Это прямо такой стандарт. Так люди действительно реагируют.
Алина Степанова:
Это же хорошо, это человек очистился душой, это же чистые слёзы.
Настя Томская:
Это катарсис, это тот самый катарсис, которого добиваются в кино, в театре, конечно.
Алина Степанова:
Я сама чуть не плачу.
Настя Томская:
Я театральный человек, я 15 лет проработала в театре. Я очень хорошо, нагло сказала, я очень хорошо. Я несколько, слегка понимаю, какое действие должна производить на человека сцена.
Алина Степанова:
Помните: ах, Эмма, за эти слёзы я люблю тебя ещё больше.
Настя Томская:
Ведь кукольный домик, по большей части, что называется, есть такое слово Roombox, его употребляют миниатюристы.
Алина Степанова:
Комната в коробке.
Настя Томская:
Домик в коробке называется моя мастерская. Это ведь три стены, это как сцена. Есть задник, есть две кулисы, а дальше зрительный зал. И это должно производить на зрителей некоторое ощущение, он должен хотеть на это смотреть. Это как работа театрального режиссёра и художника, но в миниатюре, маленькая такая.
Алина Степанова:
Да, вы знаете, я была в Стокгольме в детском парке Юнибаккен. Там что-то похожее показывают, инсценированные сказки Астрид Линдгрен, именно таким образом. Я даже прослезилась от того.
Настя Томская:
Я тоже.
Алина Степанова:
Когда рассказчик рассказывал что-то такое печальное. Скажите, к этим куклам, к ним прилагаются какие-то рассказы?
Настя Томская:
А вот это история. Дело в том, что домом в коробке я занимаюсь 10 лет. Это первый случай, когда в домике есть жители. И это моя вторая книжка, которая связана.
Алина Степанова:
Да ладно! А до этого были только домики без жителей?
Настя Томская:
Только домики.
Алина Степанова:
Ничего себе. То есть у вас мир ожил, получается.
Настя Томская:
Он раньше был миром в себе таким, там жили только вещи. Мне вообще это кажется очень важным, когда ты приходишь в дом и видишь, что он живой, что в нём живут какие-то вещи. Вот это стоит чайница бабушки, у меня действительно есть чайница моей бабушки из такого гранатового стекла, которую я обожаю совершенно.
Алина Степанова:
То есть это первые персонажи, населяющие ваш дом.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
А как вы к этому пришли? От чистой миниатюры к населению.
Настя Томская:
Я придумала книжку, я придумала детскую сказку, которую мы будем делать с издательством Б.С.Г. Пресс, которая должна выйти зимой. В ней будут жители, это тайная удивительная история, которая произошла со мной чудесным образом, и она связана напрямую с московскими городскими тайнами.
Алина Степанова:
Потрясающе! То есть ваша первая книга об арбатской квартире, здесь ещё нет жителей, правильно я понимаю?
Настя Томская:
Здесь ещё нет жителей, здесь есть только мой дом родной, я арбатовка, я выросла ровно в такой комнате, в такой квартире.
Алина Степанова:
Скажите, эту книгу можно купить?
Настя Томская:
Конечно.
Алина Степанова:
А где она продаётся?
Настя Томская:
Уже тираж, наверное, слегка подпродан, но где-то есть, наверное, в интернет-магазинах, может быть, в Лабиринте ещё есть.
Алина Степанова:
Потрясающе, то есть можно взять, полистать тихими семейными вечерами.
Настя Томская:
И кстати, построить дом, потому что вторая часть целиком про то, как это делать.
Алина Степанова:
Серьёзно? Слушайте, когда моя внучка подрастёт, я обязательно уделю внимание этой книге. Потому что у меня прямо сейчас руки чешутся что-нибудь такое сделать. Скажите, сколько уже проектов готово? Сколько домиков?
Настя Томская:
За 10 лет, наверное, домиков 25 есть. Это очень долго, очень долго. Вот сейчас маленькие домики, в которых две стены, занимают у меня месяца полтора.
Алина Степанова:
Две стены?
Настя Томская:
Две стены, это уголочек такой. А вообще, у меня были дома, которые занимали два года. Потому что я помню, у меня заказ был такой, кабинет доктора Фрейда. Нужно было сделать полную копию настоящего кабинета, который у него был. В Вене есть музей, у меня была открытка.
Алина Степанова:
А кто же заказал, если не секрет?
Настя Томская:
Один очень известный московский психолог.
Алина Степанова:
Психолог.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
То есть он это поставил у себя в кабинете.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
Потрясающе. В эфире программа «Городские истории» на канале Mediametrics. «Городские истории с Алиной Степановой». Я риэлтор-детектив, рассказываю каждую неделю истории людей, которые могли бы стать материалом для настоящей книги. Сегодня с нами Настя Томская, художник-миниатюрист, она рассказывает нам о своих миниатюрных мирах, о кукольных домиках и людях, их населяющих. Сейчас мы продолжим говорить, всё-таки, наверное, непосредственно о домиках. Психолог поставил у себя в кабинете миниатюру кабинета Фрейда. А где же остальные 24 домика?
Настя Томская:
У разных людей.
Алина Степанова:
У вас такая большая квартира?
Настя Томская:
Нет, они все разошлись по хозяевам, давно. Люди разные, люди удивительные, и все взрослые. На моей памяти был только один случай, когда домик купили ребёнку. Все остальные - это взрослые люди, мужчины и женщины, но взрослые.
Алина Степанова:
Но вообще, это не игрушка.
Настя Томская:
В неё с трудом можно играть, потому что эта хрупкая такая штука.
Алина Степанова:
Я знаю, что у вас есть маленькая дочь, ей шесть лет, по-моему.
Настя Томская:
Шесть с половиной.
Алина Степанова:
Вашей дочери позволено играть с домиками?
Настя Томская:
У неё есть свой дом, который называется, такое кодовое название «Большой дом», и она с ним делает всё, что хочет. Он в таком уже виде, слегка покоцанном.
Алина Степанова:
То есть вы специально сделали для своего ребёнка.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
К новым домам, над которыми вы работаете, тем более, сейчас есть интересные персонажи, ручки не тянутся?
Настя Томская:
Тянутся, конечно.
Алина Степанова:
Ломает?
Настя Томская:
Я не пускаю, и у нас даже были скандалы по этому поводу, прямо такие, со слезами: нет дай, я хочу. Я говорю: вот правда нельзя, вот нельзя.
Алина Степанова:
То есть выход - только сделать копию для ребёнка.
Настя Томская:
Копию, но это конечно, ох.
Алина Степанова:
Это сильно. Вот что я хотела спросить. Я знаю, что один из ваших домиков уехал к артисту LP.
Настя Томская:
Был такой.
Алина Степанова:
Как это получилось, расскажите эту историю.
Настя Томская:
Я очень хорошо помню, как я услышала первый раз эту песню знаменитую, Lost On You, которую мы все, с чего началось это такое сумасшествие.
Алина Степанова:
Инфосправка: артист LP - эта певица Лаура Перголиццы. Но артист против того, чтобы его называли певицей, правильно?
Настя Томская:
Да, она называет себя LP, этого вполне достаточно.
Алина Степанова:
Она ругается.
Настя Томская:
Да, она сердится, если называть её Лаура, она говорит: посмотрите на меня, какая я Лаура.
Алина Степанова:
Я надеюсь, что нашу передачу если она увидит, не поймёт по-русски. Мы именуем её «артист». Хорошо, как у артиста LP оказался ваш домик?
Настя Томская:
Я стала делать декорации из клипа Lost On You, очень красивый клип, я стала разбираться и оказалось, что это, на самом деле, удивительная штука. Потому что лучше всего получаются вещи, которые делаются на всеобщем подъёме таком. Когда режиссёры, артисты делают клип из ничего, они натаскивают вещи из своих домов, какие-то пальто из собственных гардеробов, кресло режиссёра, ещё что-нибудь. Потом оказалось, что квартира, в которой снимался клип, это вообще квартира её бас гитариста. Я сделала домик из этого клипа, опубликовала фотографии в Инстаграме. Вдруг приходит комментарий артиста, начинает писать: круто, спасибо большое.
Алина Степанова:
Сам артист LP?
Настя Томская:
Да!
Алина Степанова:
А как он нашёл? Как это с ним случилось.
Настя Томская:
Ну, есть же теги.
Алина Степанова:
То есть он мониторил, что о нем пишут.
Настя Томская:
Конечно, всё равно же всё видно.
Алина Степанова:
И вдруг он видит знакомую обстановку, но.
Настя Томская:
Маленькую, да.
Алина Степанова:
Я представляю, в каком он был шоке.
Настя Томская:
И потом выяснилось, что она приезжает, в июне два года назад это было, на концерте в Crocus City Hall. И компания, организатор её гастролей, получилось, что мне было дозволено прийти на Meet&Greet перед концертом, я вручила артисту дом. Это одно из таких, сильных впечатлений в моей жизни. Потому что крошечная женщина с абсолютно ледяными руками, жилистым таким...
Алина Степанова:
Копной кудрей.
Настя Томская:
Копной кудрей, да. Удивительная. Она дикой энергетики человек, просто невероятной.
Алина Степанова:
То есть теперь этот дом стоит..
Настя Томская:
Да, в Лос-Анджелесе.
Алина Степанова:
В Лос-Анджелесе. Ничего себе. Совершенно потрясающие. Вот затронули вы печальную тему, что деньги это приносит, но немного. А как вообще к этому относится ваша семья, нет такого, что хватит дурью маяться, иди работай?
Настя Томская:
Целиком поддерживают, за что им огромное спасибо. Мало того, я всегда говорю, что «Дом в коробке», мастерская «Дом в коробке» - это я, и мой муж, Дмитрий Звенков, который вообще-то программист, математик, такой глава. Но все электротехнические работы, он проводит свет в домики.
Алина Степанова:
У вас там ещё и свет есть.
Настя Томская:
Конечно.
Алина Степанова:
Я в шоке. А вода?
Настя Томская:
Нет, воды нет.
Алина Степанова:
Газ, коммуникации.
Настя Томская:
Это, кстати, смешная история, потому что на одной из выставок у меня был двухэтажный домик, и на первом этаже стояла кровать, а над ним была ванная и стоял унитаз. Я помню, как мне пришёл человек и стал ругаться со мной, говорить: вы что, вы не понимаете, что если стоит унитаз, когда спускают, очень шумно, нельзя спать на этой кровати.
Алина Степанова:
Это не узаконенная перепланировка, так узаконить нельзя.
Настя Томская:
Митя отливал, например, батарею из олова, делал мастер модель, отливал рёбра батареи в московский дом, делал всё.
Алина Степанова:
А как это делается, что такое мастер модель?
Настя Томская:
Мастер модель - это такая штучка из пластилина, потом берётся гипс жидкий, туда кладется это мастер модель, гипс высыхает, потом мастер модель достаётся и получается формочка.
Алина Степанова:
То есть из пластилина лепится батарея в данном случае, она вдавливается в гипс, как делают заготовки ключей примерно. Заливается металлом.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
Потрясающе. То есть это уже работа вашего мужа. То есть вы пара художников-миниатюристов.
Настя Томская:
Да. И мало того, не знаю, насколько правда это или нет, когда я свой первый домик опубликовала, ещё ЖЖ был, давно это было, он посмотрел на этот домик и сказал: так, на этой девушке я бы женился.
Алина Степанова:
Да, вы же сказали, что занялись в детстве.
Настя Томская:
Да, первый домик, кукольный домик я сделала в 2008-м, такой прямо, конкретный домик.
Алина Степанова:
Я знаю, что вы недавно обзавелись собственной квартирой.
Настя Томская:
Спасибо вам за это большое.
Алина Степанова:
На здоровье. Скажите, пожалуйста, в большой квартире, не в миниатюре вы что-то применяете то, что вы делаете здесь?
Настя Томская:
Да. Это было большим откровением для меня. Ничего общего нет.
Алина Степанова:
Почему?
Настя Томская:
Потому что оно совершенно всё другое, потому что другие законы, потому что работают другие...
Алина Степанова:
Потому что нельзя унитаз над кроватью.
Настя Томская:
Потому что нельзя унитаз, потому что большой шкаф нельзя сделать самому, поставить, сказать «нет» и выбросить.
Алина Степанова:
Бывает и так?
Настя Томская:
Конечно.
Алина Степанова:
Слушайте, почему нельзя? Можно, вынес, позвал рабочих.
Настя Томская:
Можно, но очень сложно.
Алина Степанова:
То есть вы в реальной жизни ничего не перенесли, или всё-таки есть что-то?
Настя Томская:
Не знаю, думаю, что нет. А потом это было всё-таки наше общее творчество. Мы красили коридор в зелёной, дочкину спальню в розовый, потому что она так захотела, спальню в синий, потому что там море. То есть это такая, что захотели, то и сделали, вот прямо.
Алина Степанова:
Вы сделали чисто для себя, а тут вы всё-таки ориентируетесь на чьи-то вкусы, на вкус потенциального зрителя.
Настя Томская:
Нет. На вкус человека, который там должен жить. У меня недавно был домик, он назывался Dreamcatcher, секунду, это ловец снов. Есть такая штучка, плетёный круг.
Алина Степанова:
Я знаю что такое ловец снов.
Настя Томская:
Это был такой Бог-дом. Там висели какие-то занавески, тряпки, блестяшки, бусы, камин, цветы. Он был такой набитый, набитый. Конечно, мне никто не позволил бы сделать это в своём доме.
Алина Степанова:
Очень жаль. Это было бы интересно.
Настя Томская:
Но во всяком случае, я всегда имею возможность выплеснуть что-то.
Алина Степанова:
А вот кстати, об Инстаграме, вы активно ведёте Инстаграм, это всё выставляется по мере действия?
Настя Томская:
Конечно.
Алина Степанова:
Вы сделали одну часть, вы фотографируете, выставляете.
Настя Томская:
Конечно.
Алина Степанова:
Как вас найти в Инстаграме?
Настя Томская:
Tomskaya_dollhouse.
Алина Степанова:
Dollhouse, кукольный дом.
Настя Томская:
Кукольный дом.
Алина Степанова:
Хотя это всё-таки не куклы, это что-то иное.
Настя Томская:
Это кукла, конечно.
Алина Степанова:
Всё-таки кукла.
Настя Томская:
Да. Другой вопрос, что они...
Алина Степанова:
Мы можем приоткрыть завесу тайны, поговорить конкретно об этих гражданах, кто они?
Настя Томская:
Конечно. Они черемушки.
Алина Степанова:
Черемушки.
Настя Томская:
Черемушки.
Алина Степанова:
Это как район в Томске?
Настя Томская:
Это шок. Я придумала это слово совершенно случайно, абсолютно случайно. Оно пришло ко мне просто откуда-то. Я открыла компьютер и оно вдруг явилось.
Алина Степанова:
Я откуда знаю, я когда-то очень-очень давно случайно была один день в Томске и как раз я была в районе ЧеремУшки. Не Черёмушки, как это принято звучать, я услышала, а ЧеремУшки. Вот это я запомнила на всю жизнь.
Настя Томская:
Фантастика.
Алина Степанова:
И вы Томская. И они черемушки.
Настя Томская:
Вот это интересное совпадение.
Алина Степанова:
Это какие-то высшие сферы просто.
Настя Томская:
А история, которая с ними произошла, я даже расскажу.
Алина Степанова:
У них есть имена?
Настя Томская:
У них есть имена. Это мама, её зовут Пимини, она взрослая тётенька, у неё четверо детей.
Алина Степанова:
То есть ей за 40.
Настя Томская:
Да. Это их дочь старшая, её зовут Календула, потому что у неё волосы рыжие, как цветок календулы. И это их папа, его зовут Пум, он рыжий-рыжий, потому что он родом с Изумрудного острова. Есть такой остров Зелёный. Зелёные рукава полей - это оттуда.
Алина Степанова:
То есть это что-то из Ирландии.
Настя Томская:
Конечно. И мы попали в Ирландию в этом году весной, и это одно из самых ярких впечатлений моей жизни. И я их везла уже туда, я их фотографировала там, на ирландской земле. Это было ужасно странное ощущение, как будто они не уезжали оттуда.
Алина Степанова:
Это всё-таки где-то ирландская история.
Настя Томская:
Он из Ирландии, а она наша.
Алина Степанова:
Русская?
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
Как же они встретились?
Настя Томская:
Он приплыл, его изгнали за то, что она спас птичку крапивник. Дело в том, что есть в Ирландии такая легенда, нельзя спасать крапивника.
Алина Степанова:
Почему?
Настя Томская:
Долгое время, давно ирландцы даже крапивников убивали. Это маленькие, безвредные птички, но с очень громким голосом. Когда-то, ирландцев всё время все пытались завоевать, и вот однажды на рассвете, когда ирландское войско отдыхало перед битвой, прилетел крапивник и разбудил вражеское войско. И вражеское войско напало на ирландцев и всех перебило.
Алина Степанова:
Какой ужас.
Настя Томская:
С тех пор ирландцы считают крапивников предателями.
Алина Степанова:
Вот в чем дело. То есть он просто спас птичку.
Настя Томская:
Он спас птичку, за это его.
Алина Степанова:
А сейчас где они, где они живут?
Настя Томская:
Они живут под яблоней, в домике специальном, который они построили. Потому что каждый черемушка должна найти, они живут под плодовыми деревьями и охраняют свой собственный урожай. Урожай этого дерева, не свой собственный, урожай этого дерева.
Алина Степанова:
То есть мне сейчас на день рождения подарили яблоню, у меня там живут черемушки?
Настя Томская:
Обязательно. Обязательно. Они придут и будут жить под яблоней, охранять её от гусениц, от бабочек. Бабочки ужасно вредные существа, это они мне рассказали, черемушки. Потому что бабочки прилетают и откладывают яйца, а из них вылупляются гусеницы и яблоню жрут.
Алина Степанова:
Вот сволочи.
Настя Томская:
Да. История с ними произошла удивительная. Потому что когда мне было 12, я девочка была читающая, и на Парке культуры был такой известный очень букинистический магазин. И у меня были карманные деньги. Я очень любила, возвращаясь с УПК, у нас был такой учебно-производственный комбинат, где нас учили разным профессиям, ехала на троллейбусе на Арбат к себе и заходила в этот магазин. Я купила там книжку, старинную книжку. Она называлась «Чтец-декламатор», с ятями, всё как полагается. Купила её, читала её, когда-то мечтала стать актрисой, учила какие-то стихи, монологи. Так как книжка, сейчас совру, у меня с годами плохо совсем, но древняя.
Алина Степанова:
Она сохранилась?
Настя Томская:
Конечно. И вот недавно совсем, каким чудом, я не знаю, но я недавно перелистывала эту книжку, приехав в гости в девичий свой дом, перелистывала эту книжку, и вдруг оттуда выпало письмо. Написанное с ятями таким детским почерком.
Алина Степанова:
Это вы писали?
Настя Томская:
Оно лежало всё это время.
Алина Степанова:
А как вы все эти годы его не увидели?
Настя Томская:
Непонятно, я не знаю. Книжка старая, может быть, склеились страницы.
Алина Степанова:
И что там было написано?
Настя Томская:
Там было написано: ты, читающий это письмо расскажи миру о черемушках. И дальше с ятями детским почерком подписано это было всё.
Алина Степанова:
У меня опять мурашки по коже.
Настя Томская:
Мария Топоркова, гимназия Фишер. Я поразилась, думаю, как? Полезла искать. И выяснилось, что гимназия Фишер была в 3 шагах от моего дома, в котором я выросла. В гимназии Фишер, гимназия Фишер там была очень давно, но в гимназии Фишер была парикмахерская, которую хорошо помнят все москвичи, детская парикмахерская под названием «Теремок». В ней стригли всех детей, не только нашего района, не только центра, туда привозили всех, это была единственная парикмахерская на весь город. И в гимназии Фишер был наш ДЭЗ, куда мы ходили всё время со всякими документами печати ставить. Я очень хорошо помню это детское ощущение, когда ты приходишь в пальто в клеточку, тебе жарко, ты стоишь, думаешь, ну когда мы отсюда пойдём. А там сидит такая тетка в нарукавник и ставит печати.
Алина Степанова:
А на самом деле, когда-то там училась Маша Топоркова.
Настя Томская:
Когда-то там училась Маша Топоркова.
Алина Степанова:
В эфире программа «Городские истории с Алиной Степановой». У нас в гостях Настя Томская. Мы на канале Mediametrics. Мы погрузились в какую-то волшебную сказку, мы обсуждаем миниатюрные миры. Настя, продолжайте.
Настя Томская:
И с этого начала расти сказка, из этого письма, которое когда-то написала девочка.
Алина Степанова:
Вы же понимаете, это какое-то послание из параллельного мира.
Настя Томская:
Из прошлого, это удивительно.
Алина Степанова:
Невероятная какая-то история.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
Я где то что-то похожее читала у кого-то, как бы ни у Булычёва.
Настя Томская:
«Можно попросить..» рассказ у него был, когда девочка звонит по телефону из блокадного Ленинграда.
Алина Степанова:
Да, у Булычёва.
Настя Томская:
«Можно попросить Киру», не помню.
Алина Степанова:
Вы мне напомнили одну из лучших историй моего детства, когда я в букинистическом магазине Крылова обменяла на Кира Булычёва. Мне было 10 лет. И потребовали разрешения родителей. Мама моя собирала книги и никогда бы в жизни она мне двухтомник Крылова не разрешила поменять на Булычёва, с которым она не была знакома. Хотя у меня была мама читающая, продвинутая в этом плане. Я подошла к брату, который меня старше на 14 лет и попросила написать его такую записку. То есть у меня в магазине потребовали, чтобы я принесла записку от взрослого. Брат, чтобы я не отвлекала его от футбола, был способен написать мне всё, что угодно. Таким образом я получила книгу «Великий гусляр». Обожаемую. Такие нежные, душевные воспоминания. Но вернёмся к вашим персонажам. История Маши Топорковой меня поразила, я хочу ещё о ней подумать.
Настя Томская:
Я же потом нашла списки классов.
Алина Степанова:
Да ладно, а где?
Настя Томская:
Я рыла интернет, нашла на каком-то ресурсе.
Алина Степанова:
А её потомков вы не нашли?
Настя Томская:
Нет. То есть я нашла только список класса, Мария Топоркова.
Алина Степанова:
Это было бы очень интересно. А вот это кто?
Настя Томская:
Это мышь.
Алина Степанова:
Я догадалась.
Настя Томская:
Это мышь, её зовут Шарлотка, у неё есть муж, который не приехал сегодня, он остался сторожить норку, потому что кроме их дома в истории про черемушек будет ещё один дом, это будет нора мышей. И вот эта мебель, которую вы там можете видеть, плита и стол, это мебель из их норки. У неё есть муж, его зовут Абрикос Иванович, и они дружат с черемушками, помогают им.
Алина Степанова:
Помогают в чём?
Настя Томская:
В частности, например, они перевозят им продукты, потому что откуда черемушки берут, например, яйца, молоко? Потому что испокон века черемушки договорились с людьми, очень давно, когда они ещё от них не скрывались, от нас, что можно с ферм брать продукты ровно столько, сколько нужно, ни больше и ни меньше. Поэтому они берут маленькую тележечку, идут на ферму, берут молоко, яйца.
Алина Степанова:
То есть никого не грабя, по договорённости.
Настя Томская:
Да, по договорённости.
Алина Степанова:
Отлично, вот бы у нас так. У меня, знаете, какой вопрос. Я вообще жутко увлекаюсь, скажем так, как увлекаюсь, я смотрю на все такие вещи, конечно не миниатюрные, а реальные. Есть такой ресурс Pinterest, я обожаю там рассматривать старинные плиты. Вот это с чего сделано, с какого образца, это какая плита?
Настя Томская:
Это английская. Это английская плита 18-го века.
Алина Степанова:
Она на дровах или на угле?
Настя Томская:
Конечно, она на дровах. Это дровяная плита. У черемушек в доме плита сделана по образу и подобию плиты Aga. Это такая тоже очень известная британская марка.
Алина Степанова:
Она работает до сих пор?
Настя Томская:
Она работает до сих пор, стоит бешеных денег, поставить её можно только на первом этаже, потому что она очень тяжёлая и если поставить её на втором, то она провалится.
Алина Степанова:
То есть это вот эти плиты на 85 конфорок.
Настя Томская:
Да, там четыре или шесть, но она большая, с духовками.
Алина Степанова:
Больше четырёх точно, там их шесть или семь, что-то такое.
Настя Томская:
Да. А вы знаете, как появилась плита Aga? Это удивительная совершенно история. Удивительная. У меня плохо с датами и именами, совсем, если я не освежаю, то всё. Был человек, который работал учёным, он был большой учёный, ставил эксперименты, и один из экспериментов очень плохо для него закончился, он ослеп. Он был единственный кормилец для своей семьи, он работал с газом. Был взрыв, он потерял зрение, и он выжил с трудом и решил придумать что-то, что сможет, что поможет его семье выжить. И он стал придумывать плиту. Он работал надо ней четыре года. Семья помогала ему, потому что он ничего не видел.
Алина Степанова:
А до этого плит не было или он какую-то особенную?
Настя Томская:
Не было. Он придумал такую, вот эту плиту, которая долго держит температуру, которая работает на газу, это очень важно. Потому что раньше были дровяные плиты, были на угле, а газовых плит не было. И вот за эти четыре года он придумал плиту. Они помогали ему, потому что он не мог нащупать краники, например. Они ему помогали, они говорили, что происходит, и они её сделали.
Алина Степанова:
То есть это семейное изобретение.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
Можем мы вас попросить рассказать о том, как делали это кресло? Оно запало мне в душу, на котором сидит Пимини. Я даже знаю, что это. Потому что такое кресло стоит у меня в доме. Очень похожее.
Настя Томская:
Очень похожее кресло. На самом деле, это знаменитое кресло с ушами, это так называемое викторианское кресло. Знаете, зачем уши?
Алина Степанова:
Зачем? Чтобы было уединение, по-моему так.
Настя Томская:
Нет. Потому что английские дома очень продувались, сквозняков было много, чтобы голову не продуло.
Алина Степанова:
Чтобы уши не продуло.
Настя Томская:
Они сделали вот эту штуку. Тут, на самом деле, нет ничего сложного. Это очень плотный картон, который приближен к фанере, трёх миллиметровый и выкройка. А дальше это обклеено.
Алина Степанова:
Всё это сделано на глаз.
Настя Томская:
По большей части, да. Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку я этим занимаюсь уже довольно давно, и это не первое кресло.
Алина Степанова:
Вдруг наш зритель захочет сейчас сделать себе такое креслице.
Настя Томская:
Такое креслице. Пусть он мне напишет в Инстаграм. Я, честное слово, скажу, как. Потому что если я сейчас буду перечислять количество деталей, мы не остановимся.
Алина Степанова:
А нет у вас готовых инструкций чего-то, знаете...
Настя Томская:
Мастер-классы?
Алина Степанова:
Да.
Настя Томская:
Никогда в голову не приходило, ни разу.
Алина Степанова:
Мне кажется, это было бы очень интересно.
Настя Томская:
Может быть, спасибо за идею. Но зато я могу сказать, что это мягкое кресло.
Алина Степанова:
И пружинит ещё.
Настя Томская:
И пружинит. Это, на самом деле, не пружинки, а шерсть, настоящая шерсть овечья, которой изначально набивали эти кресла.
Алина Степанова:
Я хотел спросить, не мышиное ли.
Настя Томская:
Нет. Можно в них сидеть, будет тепло и уютно.
Алина Степанова:
Отлично. Из чего делаются лица кукол?
Настя Томская:
Это такой очень известный материал среди рукодельников, как я не люблю это слово. Это называется по-английски Clay, в нашем русскоязычном варианте это называется пластик. Это такая полимерная масса, она бывает разноцветная, в частности, это...
Алина Степанова:
А как же вылепить лицо, как же знать, где скулы, где щеки, где нос.
Настя Томская:
Это целая наука.
Алина Степанова:
У вас с первого раза получилось сделать лицо?
Настя Томская:
Я всё-таки училась в школе у Воскресенской делать кукол, нас там учили.
Алина Степанова:
Это школа действующая?
Настя Томская:
Действующая. Сейчас очень много всяких школ.
Алина Степанова:
И сейчас этому учат?
Настя Томская:
Конечно. Сейчас куклы, когда я начинал заниматься куклами только, это было такое, что-то очень новое. А потом это.. А сейчас такие куклы бывают, сейчас бывают куклы на шарнирах. В которые можно играть прямо.
Алина Степанова:
Скажите, вы общаетесь с коллегами по цеху?
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
Есть ли какие-то сообщества, где плетутся какие-то интриги, отмечаются вместе дни рождения?
Настя Томская:
В России нет.
Алина Степанова:
А с зарубежными?
Настя Томская:
Мы переписываемся. Мы пишем друг другу бумажные письма.
Алина Степанова:
Бумажные?
Настя Томская:
Бумажные письма.
Алина Степанова:
Опять же, как от Маши Топорковой.
Настя Томская:
Бумажные письма. У меня есть коллега в Финляндии, мы с ней переписываемся, она говорит: пришли мне свою книжку. На русском. Она говорит: неважно, я всё равно собираю.
Алина Степанова:
А вы ездите друг к другу в гости или участвуете в каких-то выставках?
Настя Томская:
Вот прямо сейчас я очень хочу участвовать в выставках. Есть одна выставка, о которой я мечтаю. Она проходит в Лондоне, в Кенсингтоне два раза в год. Это называется Dollhouse Show, и там выставляются миниатюристы-кукольники, не кукольники, миниатюристы, которые делают кукольные домики, со всего мира. Это уникальная совершенно такая субстанция, мне очень хочется туда попасть, но я никак не соберусь. Во-первых, пока ребёнок был маленький, мне было страшно представить, что я оставлю её на 2 дня одну. А сейчас просто надо подкопить, потому что я делаю домик, он уезжает к хозяину, делаю, он уезжает к хозяину. Не с чем выставляться.
Алина Степанова:
Материалы накопить.
Настя Томская:
Да.
Алина Степанова:
А вот ещё такой вопрос, скажите, как можно сделать вам заказ, и будете ли вы делать любой домик или вы должны как-то быть с ним в гармонии?
Настя Томская:
Любой. С заказчиками мы долго обсуждаем, мы смотрим книжки, мы смотрим картинки. У меня есть моя любимая заказчица, которую я очень люблю, мы с ней делаем очень большой дом из многих помещений. Мы с ней пересмотрели уйму фотографий, книг, она сказала: знаешь, делай, как тебе, не показывай мне фотографии, я не хочу ничего видеть. Вот прямо я приеду и посмотрю. Она живёт в другой стране. И она приехала, я сделала кухню её дома. Она приехала и сказала: это она. Вот это она.
Алина Степанова:
Скажите, по вашим ожившим эскизом кто-нибудь строил большие дома?
Настя Томская:
Было наоборот. Был куратор одного из стендов венецианской биеннале, который жил в Болонье кажется. И ему пришлось продать его любимый дом. Он так по нему тосковал, что он написал и сказал мне: вы не можете мне сделать маленькую копию моего дома.
Алина Степанова:
Боже, как трогательно.
Настя Томская:
Я сделала, но это была, конечно, адская совершенно работа.
Алина Степанова:
Почему?
Настя Томская:
Он был очень сложный. Он был трёхэтажный, там была кухня в пристройке, там был табернакль.
Алина Степанова:
Кто?
Настя Томская:
Табернакль.
Алина Степанова:
Табернакль? Что же это такое?
Настя Томская:
Это, оказывается, такой шкафчик остроконечной формы, который стоит в католических церквях, в котором стоит статуя какого-то святого, это называется табернакль. Они какие-то уже за ветхостью продают, ещё что-то, у него был такой табернакль. И мне нужно было сделать его полную копию.
Алина Степанова:
Надо запомнить это слово, теперь я так ругаться буду.
Настя Томская:
Только перед католиками не ругайтесь так, не надо.
Алина Степанова:
У меня не очень много знакомых католиков. Я думаю, они смогут это пережить. Настя, спасибо огромное за интересный рассказ.
Настя Томская:
Спасибо вам.
Алина Степанова:
Просто фантастическая вы женщина, с фантастической профессией. Это же надо, в таком мегаполисе иметь уникальную профессию. Это надо ещё было догадаться до того, чему посвятить жизнь, жить с этим в гармонии.
Настя Томская:
Маме спасибо.
Алина Степанова:
Маме, безусловно, спасибо. С вами была передача «Городские истории с Алиной Степановой» на канале Mediametrics. Сегодня у нас была совершенно чудесная Настя Томская с миниатюрными мирами. Мы с Настей можем пожелать всем такой самореализации в жизни. Это же прекрасно, это счастье. Это была добрая передача. До свидания!