Дмитрий Еделев:
Сегодня в нашей студии находится Наталья Юрьевна Харитонова – врач-педиатр, врач-неонатолог. Сегодня мы с Натальей Юрьевной говорим о прикорме.
Наталья Юрьевна, что такое прикорм давайте, начнем с простых понятий?
Наталья Харитонова:
Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме грудного молока и смеси, которые мы даем ребенку. Надо различать прикорм и докорм. Докорм – это когда ребенок находится на грудном вскармливании, у мамы нет молока или мало молока, и мы нужный объем доводим смесью – это у нас докорм. Прикорм – это то, что мы даем сначала вместо грудного молока или смеси, а потом уже докармливаем грудью либо адаптированной молочной смесью – это называется прикорм.
Дмитрий Еделев:
То есть прикорм – это всё, кроме маминого молока и заменителей молока?
Наталья Харитонова:
Да, правильно.
Дмитрий Еделев:
В каком возрасте начинают обычно прикорм, Наталья Юрьевна?
Наталья Харитонова:
Если следовать рекомендациям ВОЗ – то в возрасте 6 месяцев. Но, если следовать рекомендациям национального руководства Российской Федерации и Европейского союза гастроэнтерологов и инфекционистов – то окно от 4 до 6 месяцев. По моему мнению, более реальные сроки, независимо от того, ребенок на искусством или на грудном вскармливании – возраст от 4-х до 6-и месяцев. Но, подход должен быть индивидуальным: одного ребенка мы можем начинать прикармливать в 4 месяца, а кому-то нужно подождать, действительно, до 6 месяцев. То есть подход индивидуальный, четких сроков введения прикорма нет.
Дмитрий Еделев:
То есть врач-педиатр, наблюдающая ребенка, может рекомендовать маме начинать в возрасте до 6 месяцев? Не дожидаться этого возраста и говорить, что пищеварительная система вашего ребенка сформировалась и можно постепенно начинать прикорм?
Наталья Харитонова:
Да, Вы понимаете правильно. Я думаю, что мамы не должны самостоятельно решать, нужен ее ребенку прикорм или нет, а обратиться за советом к педиатру. Во-первых, он посоветует продукты, с которых лучше начинать прикорм именно для вашего конкретного ребенка, или может посоветовать подождать какое-то время, или начать прикорм сейчас. Ребенок должен быть готов к введению прикорма. Почему есть окно от 4 до 6 месяцев? К этому моменту у ребенка уже достаточно зрелый желудочно-кишечный тракт, у него работают практически все необходимые пищеварительные ферменты, для того чтобы перерабатывать пищу, у него сформировался свой микробиоценоз кишечника, то есть уже меньше вероятность аллергических реакций на введение продуктов, исчезли колики.
Есть определенные критерии, на которые мы ориентируемся, которые говорят о готовности ребенка к введению прикорма. Во-первых, ребенок должен примерно удвоить свой вес от рождения. То есть, если ребенок родился, допустим, 3,5 кг, то он должен весть уже в районе 7 кг. Ребенок должен хорошо держать голову, он должен уметь показать свою реакцию на введение продукта, то есть, если ему не нравится или он не хочет, он должен либо оттолкнуть вашу руку или даже выплюнуть еду как правило, они так делают, либо просто мотать головой и не брать еду. У ребенка должен исчезнуть рефлекс выталкивания ложки. Попробуйте месячному или 3-месячному ребенку дать еду с ложки ― он просто-напросто не сможет его по-нормальному съесть, даже если ему продукт нравится, потому что он выталкивает ложку языком. После 4-х месяцев ребенок уже, как правило, сможет съесть что-то у вас с ложки.
Также ребенок должен быть совершенно здоров. Не стоит вводить прикорм, если ребенок болеет, либо кто-то болеет у вас в семье, той же самой респираторной вирусной инфекцией. Папа пришел с работы, у вас в планах было ввести ребенку сегодня прикорм, у папы температура, у папы сопли. Никто не дает гарантию, что ребенок не заразится инфекцией, вам придется тогда просто-напросто отменить введение прикорма. Не вводится прикорм, если вы планируете длительную поездку, если к вам должна приехать куча родственников из другого города, не нужно этого делать, подождите немного. Также не вводится прикорм дней за 5 до прививки ― подождите, сделайте прививку, пройдет 3-5 дней, и тогда сможете вводить прикорм.
Подготовьтесь сами к тому моменту. Ведь прикорм мы вводим не только из-за того, что хотим дополнить рацион ребенка необходимыми ему питательными веществами, в которых повышается его потребность с возрастом, но мы же должны помочь сформироваться вкусовым ощущениям ребенка. Это достаточно ответственный момент. Организацией введения прикорма вы окажете, наверное, значительное влияние на его дальнейшее развитие. Поэтому купите красивую детскую посуду, красивую яркую детскую тарелку – благо, выбор сейчас очень большой, обязательно детскую ложку. Простые ложки, чайные, не очень подходят для ребенка. Детские ложки имеют специальную форму, с которой удобно ребенку брать еду, они меньше размерами. Опять же, яркая тарелка тоже может привлечь его внимание. Приготовьте стульчик для кормления ребенка, запаситесь терпением. Затем идёте на консультацию к своему врачу-педиатру и говорите: «Можем ли мы начинать уже прикорм, или нам стоит подождать?» То есть посоветуйтесь с доктором.
Дмитрий Еделев:
То есть должен быть выполнен целый ряд условий: физиологическое развитие ребенка, медицинские показания, социальные показания, и, наконец, готовность родителей обеспечить первый прикорм.
Скажите, пожалуйста, Вы сказали про специальную ложку. Можно коснуться этого момента? Я знаю, что многие родители считают: «Да чайной ложечки хватит».
Наталья Харитонова:
Чайной ложечки, может быть, и хватит, но будет не очень удобно. У ребенка должна быть своя посуда. Понятно, у всех разный материальный уровень, но, наверное, не очень сильно ударит по карману родителей, если они купят конкретно для ребенка ложку и тарелочку, в дальнейшем ему кружечку, допустим, поильник – пусть будет посуда именно для ребенка. Естественно, несколько слюнявчиков, потому что ребенок, конечно, будет очень обляпываться, надо приготовиться к тому, что ребенок будет у вас в овощном пюре и в каше. Поэтому, к вопросу надо подходить очень ответственно.
Кроме того, не надо забывать, что прикорм, являясь дополнительным источником пищевых веществ, еще и формирует вкус у ребенка, и мы подготавливаем желудочно-кишечный тракт к переходу от жидкой пищи, когда ребенок 4-6 месяцев получал только грудное молоко или смесь, к принятию уже полужидкой и еще более густой пищи. То есть это плавный переход от жидкой пищи к взрослому столу. Поэтому изначально мы вводим продукты определенной консистенции, затем консистенция становится более густой, потом в определенном возрасте в пище уже есть отдельные кусочки. То есть ребенок должен понять, что не все то, что попадает ему в рот, жидкое.
Также, если вкус молока и, тем более, смеси, примерно одинаковый, разве что грудное молоко может немножко отличаться по вкусу в зависимости от того, какие продукты ест мама, то здесь, знакомясь с новыми продуктами, ребенок узнает разные вкусы. Мы все генетически настроены на то, что сладкое нам нравится больше. Именно поэтому сейчас не рекомендуется, как много лет назад, первый новый продукт вводить в виде соков и фруктовых пюре, сейчас эти продукты, соко-фруктовые пюре, отодвигаются. Соки вообще рекомендуют давать не раньше 10-12 месяцев, а фруктовое пюре уже после введения овощного пюре и каши, потому что они сладкие. Естественно, ребенок же очень умный, он понимает, что вкусно, и после фруктового пюре он у вас может не есть овощные пюре, потому что они не будут такими же вкусными. То есть мы формируем вкусовые ощущения, правильные вкусовые привычки у ребенка.
Дмитрий Еделев:
Наталья Юрьевна, тогда простой вопрос: с чего лучше всего начинать прикорм, что рекомендуют врачи-педиатры, врачи-неонатологи в качестве первого прикорма? Как это делается и из чего?
Наталья Харитонова:
Начнем с того, что этим занимаются, как правило, не врачи-неонатологи, а врачи-педиатры. Опять же, подход сугубо индивидуальный. Если ребеночек маловесный, у которого не очень хорошая весовая прибавка, у него есть тенденция к разжиженному стулу, прибавляет нестабильно, оставляя желать лучшего – конечно, такому ребенку мы прикорм начнем с каши, однозначно. А если ребенок паратрофик, то есть бутуз, у которого практически каждый месяц прибавка около 1 кг, даже находясь на грудном вскармливании – естественно, такому ребенку мы посоветуем ввести прикорм в виде овощного пюре.
Кстати, я еще забыла сказать. Когда мы думаем о том, что пора ввести прикорм, мы ориентируемся на объем пищи, который ребенок съедает примерно за сутки. Если суточный объем пищи превышает 1 литр, мы начинаем думать о том, что, наверное, надо вводить прикормы. У ребенка-искусственника, понятно, удобно отслеживать, мы можем легко посчитать. Допустим, у него получается объем 1,2 литра в сутки, так тоже бывает, ему 5 месяцев, а он уже 1,1–1,2 литра съедает. Начиная вводить прикорм, делаем расчёт: калорийность той же самой каши выше, чем калорийность смеси, но за счёт неё мы можем снизить объем общий объем пищи за сутки. То есть по калоражу всё останется по-прежнему, а общий объем еды снижается. Поэтому здесь важный момент: когда уже очень большой объем еды, то начинаем вводить прикормы.
Также смотрим: ребенок с дефицитом веса, либо хороший, крупный, паратрофичный ребенок. Ориентируемся также на стул. Если у ребенка есть склонность к задержке стула, к запорам, и даже он, может быть, не очень активно прибавляет в весе, мы попробуем ввести вначале овощное пюре, а затем как второй прикорм добавим кашу. Опять же, я о чем говорю? Что нет четкого указания: все дети должны получать первый прикорм в виде овощного пюре. Подход индивидуальный. Единственное, о чем надо помнить? О том, что все виды прикорма – что каши, что овощное пюре – вводятся монокомпонентными.
Если вводим кашу, то первая каша, которую попробует ребенок, ― монокомпонентная безмолочная каша, безглютеновая. Глютен – это клейковина, тот самый белок, который может вызывать аллергические реакции, непереносимость, потому что у ребенка еще недостаточно фермента пептидазы, который может переварить клейковину. Безглютеновые каши: гречка, рис и кукурузная каша. Каша – это и источник углеводов, и необходимая клетчатка, и витамины группы B, гречка ещё содержит железо. По кашам. Если у ребенка со стулом все неплохо, пусть даже есть тенденция к запорам, и у ребенка железодефицитная анемия, ребенок маловесный, ― мы дадим ему гречневую кашу, она ему будет лучше. Если у него, наоборот, тенденция к разжиженному стулу, тогда мы лучше дадим ему рисовую кашу, потому что она ему как раз немножко стабилизирует стул. Третья каша – кукурузная, может быть, менее полезная, но для разнообразия почему нет? Но вначале вы даёте только один вид каши.
Все виды прикорма выдаются в первой половине дня. Так делается для того, чтобы нам отследить, как ребенок переносит данный вид продукта, в течение дня мы можем понаблюдать. Как правило, прикорм дается во второе утреннее кормление, то есть первое кормление стандартное ― грудь или смесь, а во второе кормление вы даете кашу. Начинать прикорм можно даже с одной, 2-х, 3-х чайных ложек. Смотрите за реакцией ребенка. Посадите ребенка в детский стульчик напротив себя, пододвиньте его к взрослому столу, то есть организуйте все по-настоящему, ― ребенок должен понимать, что у него сейчас будет что-то интересное. Приучайте ребенка питаться за общим столом, сидя в своем стульчике со своим столиком. Сядьте напротив него, поставьте тарелочку.
Кстати, хочу обратить внимание: допустим, вы разогреваете ребенку овощное пюре в самой банке, ноне кормите ребенка из баночки. Выкладывайте пюре на тарелочку, не надо приучать ребенка кушать из банок. Кроме того, пюре может прогреться неравномерно и где-то, наоборот, будет горячий кусочек, где-то будет холодный. Всё должно быть красиво, сервируйте ему стол, приучайте ребенка к прекрасному. Если вы открыли банку с овощным пюре, допустим, 80 грамм, а ребенку скормили 20 или 30 грамм, то остаток вы не закрываете, не убираете в холодильник – либо доедайте сами, либо дайте доесть папе, ему тоже будет приятно. Однократно открыли банку, ребенок часть съел, остальное вы уже не даете, не надо оставлять на следующий день. То же самое с кашей. Каши, кроме того, что должны быть монокомпонентные, безглютеновые, они еще и безмолочные, то есть первые каши мы вводим ребенку безмолочные. Их можно развести дополнительно либо смесью, которую кушает ребенок, либо материнским молоком. Опять же, развели вы каши 100 г, ребенок 50 съел – остальное вы либо выбрасываете, либо доедаете сами, ни в коем случае каша не сохраняется. Потом, когда вы доведёте до нужного объема, ребенок будет съедать все.
Все прикормы обязательно вводятся ребенку с ложечки. Начинаете вы, допустим, с 2-х, с 3-х чайных ложек. Дали ребенку 2 чайные ложки, видите: ребенок заинтересован процессом, ему что-то новое дают, ему вкусно, он открывает рот – ну, дайте вы ему 3-ю ложку и даже 4-ю ложку, не надо сразу же всё убирать и говорить: «Нет, я ему дала 2 ложки, мы посмотрим; завтра, если все будет хорошо, я ему дам 4» Дайте ему 3 или 4 ложки. Поверьте, если у него будет какая-то реакция, то она у него будет, когда вы доведете, допустим, до 6-ти чайных ложек. Если ребенку не нравится то, что вы ему даете, то, во-первых, не впадайте в панику и не старайтесь ему затолкать еду насильно. Если он не хочет и отталкивает ― хорошо, уберите кашу. Уберите кашу, пропустите один день, попробуйте на следующий день, даже переложите иной раз в другую тарелку и попробуйте эту кашу дать еще раз. Не понравилась ему гречневая каша, он отказался ― хорошо, купите ему рисовую кашу, разведите рисовую кашу. То есть не стоит впадать в отчаяние, что «я не могу дать ребенку никакой прикорм, ему не нравится». Можно сделать и 10, и 15 попыток, и, в конце концов, ребенок попробует.
Кстати, уже отмечено: чем позднее ребенку вводят первый прикорм, тем сложнее ребенку дать новый продукт. В 4-5 месяцев они, скажем так, еще мало что понимают, для них интересно, и они, как правило, практически не выплевывают то, что им дают. Родители сами доедают и говорят: «Как он это ест? Это так невкусно!» А когда начинают вводить прикорм, допустим, в 7 месяцев, то, как правило, бывают сложности. Он уже становится достаточно умным и привык только к маминому молоку или только к смеси, и здесь бывает уже сложнее, когда ему дается новое. Действительно, они плюют, отказываются, кричат. Иной раз рекомендуют: хорошо, не нравится ― пропустите кормление, голодный ребенок съест все. Поэтому отодвигать сроки введения первого прикорма тоже не стоит.
Итак, вы вводите прикорм, как я уже сказала, новый продукт в первой половине дня. Первый день дали, допустим, 20, даже 30 грамм, на следующий день – в это же время. Вы смотрите за ребенком: щечки чистенькие, ручки чистенькие, живот его не беспокоил, поел – хороший и довольный ребенок. Вы дали ему кашу либо пюре и докормили недостающий объем смесью или молоком. Если он у вас обычно съедает 150 грамм смеси, и вы ему скормили 30 грамм каши, то еще разводите грамм 100-120 смеси, то есть вы его докармливаете. То есть сначала прикорм, а докормить либо грудью, либо смесью. Потому и называется прикорм, то есть мы ребенка прикармливаем. На следующий день вы посмотрели, всё хорошо, ― опять эта же каша, но развели уже побольше в 2 раза, скормили ребенку. Естественно, недостающий объем дополняете смесью или грудным молоком. С грудным молоком понятно: вы грудь дали, он сам высосет, сколько надо, а недостающий объем смеси вы посчитали, сколько нужно дать. То есть ребенка мы обязательно докармливаем. Надо не забывать, что грудное молоко и смесь остаются основными продуктами питания у такого ребенка. Таким образом, вы в течение недели можете довести объем каши до нужного объема. Какой объем каши нужен вашему ребенку, вам скажет педиатр, потому что дети все разные, возраст разный, и вес у детей разный.
Дмитрий Еделев:
Наталья Юрьевна, Вы коснулись одной тонкой детали. У меня вчера был теоретический спор. Есть рекомендации по хранению разведенной смеси для детского питания, где говорится, что она может стоять до 3-х дней в холодильнике. Это рекомендации ВОЗ, я как раз спорил с мамой. Скажите, я правильно понял: если мы открыли вакуумную баночку, накормили ребенка, то традиции «опять закрыли и спрятали на завтра-послезавтра, или как съест» нет?
Наталья Харитонова:
Я считаю, что нет. Во-первых, вы овощное пюре уже разогрели, начнем с этого. Вы нарушили герметичность баночки, вы ее погрели, поэтому, естественно, баночка открывается на один раз. Я, кстати, не очень поняла, зачем разводить много смеси, чтобы ее потом хранить в холодильнике? Разве нельзя развести смесь конкретно на данное кормление, съесть ее, и потом на следующее кормление развести новую смесь? Зачем ее хранить в холодильнике?
Дмитрий Еделев:
У меня возник такой же вопрос, вчера мне специально прислали. Я посмотрел ― есть, действительно, рекомендации на сайте Всемирной организации здравоохранения о разведении большого количества смеси для постепенного скармливания ребенку. Я был очень удивлен. Но, продолжая разговор, давайте коснемся овощных смесей. Что должно быть? Например, мама решила брать не в баночке, а делать сама. С чего стоит маме начать, какие овощные смеси?
Наталья Харитонова:
Вы имеете в виду овощное пюре. Начнем с того, что первое овощное пюре, которое вы даете ребенку, должно быть промышленного производства. Давайте, на этом остановимся. На первый прикорм в виде овощного пюре возьмите баночку промышленного производства. Вернемся к тому, что для овощного пюре в виде первого прикорма, даже и в виде второго, изначально берётся один только овощ. Так же, как и каши ― вначале монокаша, довели до нужного объема, потом начинаете пробовать другую кашу, довели до половины объема, и потом уже можете их смешать между собой, купить комбинированные каши и давать ребенку. То же самое с овощным пюре. Первое пюре, которое вы даете ребенку – промышленного производства. Это кабачок, цветная капуста или брокколи. Считается, что у них наиболее мягкая, легкоусвояемая клетчатка.
Почему промышленного производства? Ребенок первый раз в своей жизни пробует овощи. Во-первых, у пюре промышленного производства гарантированное качество, и нет сезонности. Я все понимаю: лето, у бабушки свои кабачки, бабушка хочет из своего кабачка любимому внучку приготовить пюре. Подождите, дайте ему в течение 5 дней привыкнуть, доведите до нужного объема баночное пюре из кабачка. Все хорошо? В дальнейшем будете готовить. Неделю точно подождать, а потом уже будете готовить из своего кабачка. Тем более, мы же не только летом вводим ребенку прикормы в виде кабачков, мы же делаем это круглогодично, в зависимости от возраста ребенка. Поэтому, конечно, даже если у кого-то хранятся кабачки в подвале, не стоит брать свой родной кабачок, потому что неизвестно, в каких условиях он хранился. Мы не сможем гарантировать, что он не инфицирован, например, жучками. Будет летний сезон, сбор своего урожая ― будете сами готовить пюре, никто не запрещает. Но первые овощи вводите именно промышленного производства.
Вначале мы вводим, как я уже сказала: открывается баночка, сколько-то грамм дали, остаток съедает либо мама, либо папа, либо выбрасывается. Но, мне кажется, достаточно интересно самим попробовать, что ест ребенок. 60 грамм, поверьте, совсем маленькая баночка, и прятать её назад в холодильник, чтоб потом опять из нее есть, наверное, не очень правильно. То же самое с овощным пюре. Допустим, ребенок уже ест кашу, тогда мы можем ее перенести во вторую половину дня, и вводить овощное пюре. Вначале монокомпонентное овощное пюре, затем, когда мы его довели до нужного объема, те же самые 80-120 грамм, мы начинаем вводить другой овощ. То есть ребенок уже ест кабачок, уже кушает цветную капусту, мы покупаем ему комбинированные пюре: кабачок с цветной капустой. Затем можно будет подключить картофель. Но картофель в качестве одного продукта не очень рекомендуется, лучше брать картофель и кабачок, картофель и цветная капуста, одним картофелем не рекомендуется кормить ребенка. Затем можно будет подключить тыкву, морковку. Так как это яркие овощи, мы их начинаем давать несколько отсроченно, потому что боимся аллергических реакций.
Когда ребенок уже кушает овощные пюре, у него всё хорошо, и у вас всё в огороде поспело, ― пожалуйста, делайте сами овощные пюре, никто не запрещает. Когда будете готовить сами, естественно, вы так же хорошо либо в пароварке варите, либо тушите овощи, перерабатываете, перемалываете все в блендере, можно чуть-чуть подсолить. Я не говорю о том, что надо солить так же, как нам. То, что еду ребенку надо немножко подсолить, я, кстати, согласна. Сахар не надо добавлять в каши, однозначно, но овощное пюре можно немножко подсолить. На наш вкус еда будет, конечно, несоленая, а ребенку все равно соль нужна. Можно добавить туда немножко растительного масла. Детям, у которых запоры, в овощное пюре хорошо добавить немножко растительного масла.
Дмитрий Еделев:
Какое, Наталья Юрьевна, растительное масло?
Наталья Харитонова:
Можно оливковое, пожалуйста. Но не столовую ложку, а немножечко. Если вы готовите сами кашу, делаете то же самое: делаете муку, затем варите. Почему промышленного производства те же каши и овощное пюре? Более удобно, менее хлопотно, тем более, пока ребенок у вас ест по 30, по 60, по 80 грамм; вы купили, разогрели, открыли, накормили. Когда уже ребенок будет съедать более-менее приличными порциями, тогда можно будет готовить и самим. Когда будете готовить сами кашу, можно добавить немножко сливочного масла, но сахар не надо, не стоит добавлять. Каши вначале будут безмолочные и безглютеновые. Когда ребенок уже всё хорошо ест, всё усваивает, можно покупать обычные молочные каши, на коробках с детским питанием всё написано.
Дмитрий Еделев:
Наталья Юрьевна, скажите, пожалуйста: температура, и существуют ли правила разогрева?
Наталья Харитонова:
Каких-то определенных правил разогрева, в принципе, нет. Понятно, что еда должна быть удобной для ребенка. Овощное пюре должно быть примерно той же температуры, что и температура воды, которой вы разводите смесь. То есть вы берете чистую ложку ― не ту ложку, которой кормите ребенка, а берете другую ложку, пробуете пюре, оно должно быть теплым, не горячим. Так же и каша. Если ребенок у вас обожжется, конечно, он больше ничего не будет пробовать.
Дмитрий Еделев:
Какова возрастная частота прикорма? Мы говорим, что первый раз даем в 4 или 6 месяцев – это, скажем, второй завтрак у ребенка, и объем постепенно повышаем. Вводим второй прикорм?
Наталья Харитонова:
Нет понятия «частота прикорма». В процессе, как мы доводим новый продукт до нужного объема, мы постепенно снижаем объем кормления в виде грудного молока или смеси, постепенно полностью заменяем этот объем питания нашим новым продуктом. Допустим, ребенку 6 месяцев. В 7 утра ребенок съедает либо смесь, либо грудное молоко, потом в 11 часов как второй завтрак он ест кашу. Объём каши уже составляет 120 грамм. Он съедает свои 120 г каши и мы даем ребенку немножко попить, тот же самый детский чай, либо можем ему дать водичку попить; ребенку надо обязательно что-то дать попить, пусть даже смеси грамм 50, или немножко дать ему грудь пососать. Затем третье кормление. Мы еще не говорили о том, как вводим мясо ребенку, это отдельная тема. Третьим кормлением у него пусть тоже идет смесь или грудь. Четвертое кормление уже ближе к вечеру, он кушает овощи, мы даем ему овощное пюре. Опять же, мы ориентируемся на возраст ребенка и на продукты. Мы ввели один вид прикорма допустим, каши – заменили целиком одно кормление, вели ему овощное пюре – заменили еще одно кормление. Чем старше становится ребенок, тем больше новых продуктов он получает, естественно, тем более разнообразный у него суточный рацион питания. Потом мы плавно оставим ему одно кормление грудью или смесью перед ночным сном, и утром после сна ребенок будет или пить смесь, или грудное молоко. Но, опять же говорю, что совершенно не значит, что мы не дадим ребенку где-то в обед запить молочной смесью, или мама грудь не даст. Почему нет?
Дмитрий Еделев:
Мясо в прикорме огромной-огромной вопрос. Расскажите, пожалуйста, как правильно вводить мясо, в каком возрасте желательно вводить мясо, и что является критериями, что пора вводить ребенку мясо?
Наталья Харитонова:
Мясо считается третьим прикормом, если все хорошо. То есть вначале каша или овощное пюре, затем овощное пюре или каша, и как третий вид прикорма – мы вводим мясо. Опять же, не самостоятельно приготовленный фарш или мясное суфле, а готовое мясное пюре промышленного производства. Кстати, некоторым детям, наоборот, даже рекомендуют месяцев с 5 вводить мясо. Мясо – источник гемового железа, которое очень хорошо усваивается организмом. Железо бывает гемовое и негемовое. Гемовое железо мы получаем непосредственно из мяса. Наиболее богаты им печень говядины, язык говядины, говядина, потом идет кролик, конина, кстати, очень богата железом. Поэтому мясо, конечно, тоже нужно. Доктор может иной раз посоветовать, что не овощное пюре вы будете вводить вторым прикормом, а мясное пюре детям с железодефицитными состояниями. Врач решает, каким по счету прикормом будет являться мясо для ребенка.
Опять же, берём готовое мясное пюре промышленного производства, тоже идет в баночках. Сначала один вид мяса, то есть не надо брать рагу ― говядина, кролик, баранина и конина, где все намешано, берём один вид мяса. Затем вы можете смешивать мясное пюре с тем же самым овощным пюре. То есть ребенок получает овощи, кабачок или брокколи, и вы из баночки еще добавляете туда мясное пюре. Получается, за одно кормление будет мясо с овощами – тоже вкусно.
Дмитрий Еделев:
Бобовые в прикорме, Наталья Юрьевна?
Наталья Харитонова:
Бобовые в прикорме у ребенка до года не рассматриваются однозначно. Есть люди, ведущие вегетарианский образ жизни, и своих детей они кормят бобовыми, гороховой кашей, но не рекомендуется. Считается, что пища достаточно тяжелая. Подождите хотя бы до 1,5–2 лет, и затем вводите бобовые. Эти продукты питания не рассматриваются ни национальным руководством, ни Всемирной организацией здравоохранения. Тяжелая пища, не в качестве первых прикормов, точно.
Дмитрий Еделев:
Наталья Юрьевна, мы коснулись трех овощей. Кроме вышеназванных, кабачка, цветной капусты и брокколи, что еще можно вводить в прикорм и в каком возрасте примерно?
Наталья Харитонова:
Как я сказала, картофель, причем не одно картофельное пюре не монокартофель, да, в комбинации с кабачком или с капустой. Белокочанная капуста, есть комбинированное пюре – картофель и разные виды капусты, тоже гомогенизированное. Затем морковь и тыква, очень вкусные пюре из тыквы и моркови. Но, опять же, овощи первого ряда – кабачок, цветная капуста и брокколи, а овощи второго ряда – картофель, белокочанная капуста, морковь и тыква. То есть мы вводим всё.
Чтобы довести объем овощного пюре до нужного объема, обычно уходит 7, от силы 10 дней. Пусть даже вы не довели до нужного объема кабачок, довели не до 120 г, а до 80-ти г, – берите брокколи ту же самую или цветную капусту. Попробовали, вначале дали ему брокколи или цветную капусту пару ложек, ребенок съел – ну, и докормите недостающий объем кабачком, который он уже ест, а в следующий раз можете купить комбинированное пюре.
В целом, достаточно интересно – и тема интересная, и мамам очень нравится вводить новые продукты своему ребенку. Кажется, что очень сложно: «Я не пойму, я запутаюсь…» Ничего здесь сложного нет. Смотрите за ребенком, он сам вам покажет, что ему нравится, что не нравится. Не бойтесь вводить продукты, но предварительно проконсультируйтесь с врачом. Иной раз приходят родители, ребенку 4 месяца, и они говорят: мы уже ввели ему прикорм. Спрашиваешь: «Какой прикорм вы ему ввели?» – «Мы ему варим манную кашу». Наверное, если бы они посоветовались с доктором-педиатром, им бы однозначно сказали, что манная каша – не тот продукт, с которого надо начинать прикорм ребенка. Я понимаю, что нас всех кормили манной кашей, но, кроме легкоусвояемых углеводов, больше, наверное, пользы от нее нет. Манную кашу лучше отложить до года. Может быть, потому что раньше ничего не было, было очень сложно что-то приготовить, не у всех была возможность иметь кофемолку, которой можно зерна помолоть. Сейчас выбор достаточно широкий, продаётся достаточно каш для детского питания. Вы ввели гречку, рис или кукурузную кашу, затем покупайте комбинированные каши. Посмотрели, комбинированную кашу он тоже хорошо кушает, и ребенку уже 6 месяцев – попробуйте кашу с добавлением фруктов, с добавлением тех же самых яблок, лесных ягод. Почему нет? Затем идут уже глютеновые каши – пшеничная, овсяная каша, но уже каши второго ряда, так же, как с овощами.
Дмитрий Еделев:
Наталья Юрьевна, коротко: есть продукты, которые категорически запрещены в прикорм?
Наталья Харитонова:
К таким продуктам, естественно, относится шоколад, но, я думаю, что ни один здравомыслящий родитель ребенку до года шоколад не даст. Понятно, что копченая колбаса. Что еще можно сказать? Естественно, свои соленья-варенья – не те продукты, которые надо давать ребенку. Естественно, не соленая и не копченая рыба. Рыба ребенку тоже нужна, но детские консервы промышленного производства. Хорошо, папа ходит, рыбачит, ловит рыбу. Если папа поймал экологически чистую рыбу, ту же саму треску, я не знаю, или камбалу – приготовьте из нее уху. Но, все-таки, когда вы вводите продукт первый раз, покупайте продукты промышленного производства.
Дмитрий Еделев:
Спасибо большое, Наталья Юрьевна! От Вас короткое пожелание мамам перед введением первого прикорма.
Наталья Харитонова:
Я хочу пожелать мамам, чтобы они не стеснялись и обращались к педиатру за советом о том, как ввести прикорм и что дать ребенку в качестве первого прикорма. Каждый месяц мама приходит с ребенком на прием к доктору, задавайте вопросы. Если вас не устроит то, что вам сказал данный доктор в вашей поликлинике – есть педиатры в других клиниках, в частных клиниках. Обращайтесь, и я думаю, что вам помогут. Но решать что-то самим за ребенка не стоит. Обратить вначале к специалисту, вам помогут, а в дальнейшем будете действовать сами.
Дмитрий Еделев:
Спасибо большое!
Хочу напомнить, что в нашей студии была Наталья Юрьевна Харитонова – врач-педиатр, врач-неонатолог. Спасибо большое, Наталья Юрьевна!
Наталья Харитонова:
Спасибо большое за внимание! До свидания!