Татьяна Буцкая:
Друзья, добрый день. Программа «Выбор родителей» и Татьяна Буцкая приветствуют вас, желают прекрасной плодотворной рабочей недели, чему мы будем способствовать нашей сегодняшней программой. Я хочу представить гостя — Кирилл Ильичёв — генеральный директор Московского экспортного центра. Добрый день.
Кирилл Ильичев:
Добрый день, Татьяна, добрый день, слушатели.
Татьяна Буцкая:
И зрители...
Кирилл Ильичев:
И зрители.
Татьяна Буцкая:
… у нас такое модное видео радио. Ну что, друзья, для московских компаний смотреть обязательно, для компаний, которые могут примкнуть к московским, я тоже думаю, надо посмотреть, потому что таких уникальных мер поддержки, которые сейчас оказывают московским предпринимателям еще надо поискать. Я не знаю, как по всем группам товаров, но уж по детскому рынку это совершенно однозначно. МЭЦ ворвался на рынок детских товаров так, что про него сразу все услышали, а вам всего-то год есть?
Кирилл Ильичев:
Юридически год есть, даже чуть больше года, но лично я работаю с апреля прошлого года и за это время у нас сложились основные продукты и за этот год уже сложилась клиентская база — те компании, с кем мы работаем. Мы ее, конечно, постоянно развиваем.
Татьяна Буцкая:
Давайте тогда прям с самого начал: что такое Московский экспортный центр?
Кирилл Ильичев:
Московский экспортный центр — это некоммерческая организация, созданная Правительством Москвы, для того чтобы помочь нашим московским компаниям выйти на международные рынки и продавать свою продукцию на экспорт.
Татьяна Буцкая:
Прекрасно. Как вы оказываете им помощь?
Кирилл Ильичев:
У нас три основных блока поддержки: первый — это образовательный, в рамках данного блока у нас работает Московская школа экспортера. В школе можно бесплатно получить некоторое образование дополнительное по основным аспектам внешнеэкономической деятельности, по специальным аспектами внешнеэкономической деятельности (особенностям) — это защита интеллектуальных прав, например, и получить специализированное образование по направлениям. Так у нас есть курс по выходу на рынок Китая, у нас есть курс по выходу на рынок Европы — это первый блок образовательный.
Татьяна Буцкая:
Кто ведет эти образовательные курсы?
Кирилл Ильичев:
Ведут наши сертифицированные тренеры, которые обучены по программам Российского экспортного центра, ведут партнеры наши — это известные крупные организации такие как, например, юридическое бюро «Городисский и партнеры», как представители крупных банков — Сбербанка, ВТБ. Ведут отдельные партнеры-крупные компании по логистике, кроме того ведут специалисты по определенным рынкам — это те, кто непосредственно занимается практической деятельностью и работает на соответствующих рынках как по Китаю, так и по Европе.
Татьяна Буцкая:
Очень круто! Кто может пройти и где посмотреть список лекций?
Кирилл Ильичев:
Расписание есть у нас на сайте. Как только к нам приходит первый клиент, происходит первый контакт, соответственно, мы получаем информацию о компании и даем тест экспортной готовности. Мы его разработали вместе со Всемирным банком, по которому мы оцениваем, насколько компания готова или не готова к экспорту. Если она не готова к экспорту, мы рекомендуем ей соответствующие занятия. Кроме того, специализированные курсы страновые — это всегда от интереса, от потенциала рынка компания выбирает сама, когда приходить заниматься.
Татьяна Буцкая:
Как прекрасно быть московским производителем!
Кирилл Ильичев:
Да, и это только первый блок. Второй блок, и он, наверное, более даже существенный, это блок продвижения. В рамках этого блока у нас есть несколько программ: первая из них, наверное, самая известная, она стартовала несколько лет назад, называется «Сделано в Москве». В рамках этой программы мы даем нашим московским компаниям возможность представить свою продукцию на крупных международных мероприятиях. До этого было несколько проб, в 2016 году прошло 2 выставки, где были представлены несколько компаний под единым брендом. В 2017 году было 5 выставок, в прошлом году уже 16 выставок было представлено по этой программе. Мы ее постоянно совершенствуем: кроме того, что мы даем возможность бесплатно представить свою продукцию, мы заранее обучаем компании как правильно преподать свою продукцию на выставках (не все это умеют, не все это знают). Мы заранее готовим компании именно по направлению, по рынку и особенностям юридическим, логистическим и даже менталитету. Например, как правильно в Юго-Восточной Азии преподносить свою визитную карточку — начиная с этого и заканчивая тем, как правильно вести переговоры, для того чтобы контакт получился эффективным. И, конечно, мы заранее прорабатываем деловую программу, мы организуем встречи в формате матчмейкинг — это когда заранее назначаются встречи с потенциальным байером, с потенциальным партнером.
Татьяна Буцкая:
Вы сейчас 16 выставок охватили. Это какие направления?
Кирилл Ильичев:
Это в прошлом году, в этом году у нас их уже 22.
Татьяна Буцкая:
Прекрасно! Крупными мазками.
Кирилл Ильичев:
Направления, вы знаете, мы берем все, в принципе, направления деятельности: у нас 12 основных индустрий, они у нас разложены, к слову говоря о продвижении, в экспортном каталоге, он есть у нас на сайте, он доступен онлайн, доступен причем на 8 языках сразу. И там основная информация о компаниях, распределены контакты компании, основная информация о продуктах, и они распределены как раз по отраслям. Мы стараемся нашими выставками закрывать все отрасли, но, конечно, у нас есть определенные акценты: у нас сильная сторона московских компаний это IT, это медицина, это высокотехнологичные отрасли, и я надеюсь, что в ближайшее время нам удастся развить и индустрию детских товаров.
Татьяна Буцкая:
Она правда, во-первых, динамично развивается, во-вторых, сейчас прямо ощущается государственная поддержка российского производителя и вы еще усиливаете российского производителя московским производителем. И самое главное, что она очень благодатная, потому что есть хороший товар и он попадает к родителям. Допустим, товары для новорожденных: допустим, покупают влажные салфетки, как мне сейчас показывали, от московского производителя и если они им нравятся, они их покупают пока ребенку они нужны. Это не один, не два, не три, не пять лет. Это все, что касается и одежды для детей: если для новорожденного купили одежду, она хорошего качества, так зачем менять? Пожалуйста, покупай дальше, поддерживай российского и московского производителя. Поэтому с точки зрения того, насколько поддержка этого бизнеса должна пустить корни — это совершенно очевидно. Ну нас смотрят не только на производители детских товаров, поэтому был вопрос, какие категории. То есть, друзья, если вы не только на рынке детских товаров, если вы на рынке IT-продукции, я думаю, что пищевые…
Кирилл Ильичев:
Все отрасли: промышленность, мебель.
Татьяна Буцкая:
...фармакология, да? Какие у нас еще хорошие есть в Москве направления? Дизайнерский может быть? Мне кажется сильный.
Кирилл Ильичев:
Дизайн у нас, например, сильный. У нас отдельная область сферы услуг в Москве, например, сфера услуг от общего экспорта Российской Федерации более 60% — это компании московские. И у нас действительно в Москве сосредоточены компании из этой отрасли.
Татьяна Буцкая:
Расскажите, это сфера услуг, как мы можем ее экспортировать, представлять на экспорт?
Кирилл Ильичев:
Я буду, наверное, на примере близкой отрасли: если брать родильные дома, эту сферу, то на конкретном примере могу сказать. Мы общались с коллегами из арабских стран и, действительно, там достаточно сложная ситуация именно с клиниками, потому что это сложный процесс. Для того чтобы получить сертификацию, работать в некоторых из этих стран, там потребуется более 3 лет и это дорогостоящая вещь. Так, например, коллеги готовы организовывать приезд сюда…
Татьяна Буцкая:
Медицинский туризм.
Кирилл Ильичев:
… медицинский туризм, да, то есть любой клиент-иностранец, который обслуживается в московской клинике — это экспорт медицинский. Но надо сказать, у нас отдельное направление сейчас развивается — телемедицина. Отдельное направление развивается онлайн-консультаций: так, например, у нас есть IT-компании, продукты которых позволяют достаточно (с помощью искусственного интеллекта) считать количество раковых клеток зараженных. У нас есть такой продукт, когда здесь организованы специалисты действительно высокого уровня, которые могут оценить рентгеновские снимки, их отработать и, например, из любой точки мира можно за несколько минут получить консультацию по рентгеновскому снимку, даже если специалист на месте не обладает необходимой квалификацией.
Татьяна Буцкая:
Это уже реализовано в московских клиниках или это еще проекты, которые мы будем дальше развивать?
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, пока это начинает реализовываться, но не имеет системного характера. Наша задача, чтобы это был постоянный экспорт, налаженные каналы.
Татьяна Буцкая:
Тогда у вас очень такое получается глубокое сотрудничество. Вы начинаете с производителей товаров либо какой-то интеллектуальной собственности и дальше, если это касается медицины, вам нужно очень такое тесное взаимодействие с Департаментом здравоохранения города Москвы...
Кирилл Ильичев:
Мы очень плотно взаимодействуем.
Татьяна Буцкая:
...по внедрению всех этих наработок и потом уже это все вырастает в такой большой медицинский туризм. Вообще Москва сейчас стала Меккой медицинского туризма, есть прекрасная программа «Москва — столица здоровья», я думаю, что вы ее знаете. Это для всех жителей России, у кого есть полис ОМС, вы все имеете право приехать в Москву и получить медицинские услуги. И специально для жителей регионов создан проект и создан сайт «Москва — столица здоровья», вы можете там найти направления, по которым вы хотите получить консультацию или лечение в медицинской клинике, за вами закрепляется некий сопровождающий: то есть помогают выбрать клинику, записаться. Из любого города России можно приехать и получить медицинскую помощь в Москве. Но это внутренний медицинский туризм, тоже самое нам надо сделать и с внешним медицинским туризмом.
Кирилл Ильичев:
Да, тем более, насколько нам удалось проработать на данный момент эту тему, есть потенциал. Есть потенциал на направлениях СНГ, есть потенциал на арабском направлении, сейчас мы общаемся по поводу Африки и, я надеюсь, что удастся наладить постоянный маршрут медицинских туристов оттуда к нам.
Татьяна Буцкая:
Давайте еще рожать в Москву. Вы не представлять, какие у нас прекрасные роддома! Сколько я ездила по другим странам мира и каждый раз (и причем с каждым годом всё больше и больше) я восхищаюсь московскими роддомами, потому что вообще в мире нет понятия родильный дом. Там родильные отделения внутри клиники либо это какие-то типа наших ФАПов — отдельностоящее что-то такое, отдаленная цивилизация. И то, как у нас устроена система родовспоможения с возможностью многофункциональных родильных домов — там же специалисты есть все, они помогут не только родить, но если, не дай бог, что-то случается, на помощь и женщине, и ребенку приходят сразу врачи. И когда это в рамках большого перинатального центра, это прямо гордость за Москву и за Россию берет.
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, я не так давно, менее 3 лет назад стал папой, поэтому мы тщательно подходили к этому варианту.
Татьяна Буцкая:
Где рожали?
Кирилл Ильичев:
Там где вы работали раньше.
Татьяна Буцкая:
В «Мать и дитя».
Кирилл Ильичев:
Да. И, конечно, слава богу, была возможность выбора, и мы смотрели разные варианты, но, действительно, сегодня, наверное, перинатальные центры — это такой уровень высокий в мировом значении действительно.
Татьяна Буцкая:
Согласна. В общем прекрасные ваши технологии от московских производителей внедрить бы еще в наши прекрасные клиники.
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, у нас есть такой кейс. Мы, например, очень плотно сотрудничаем с 67 городской больницей, мы их представляем в том числе и на зарубежных выставках. Так в Германии на MEDICA — это одно из крупнейших событий в Европе представляли с точки зрения экспорта услуг. Одновременно главный врач там очень активный и он делает заказ нашим московским компаниям. Он говорит: мне нужна, например, эта отрасль, мне нужна такая-то кушетка или такой-то аппарат. А у нас есть система технопарков, в рамках этих технопарков они получают такое условное ТЗ и говорят, кто из них может взяться за эту работу и выполнить, предлагают свои услуги. Так несколько товаров уже сделано, которые не только сейчас импортозаместили производителей зарубежных в этой области, а поскольку они действительно сделаны по требованию врачей, по пожеланиям врачей прямо здесь, на месте, это дает возможность сделать достаточно эффективный продукт. Но сейчас они уже выходят соответственно на экспорт.
Татьяна Буцкая:
Вы очень все логично и правильно делаете, прямо слушать вас одно удовольствие.
Кирилл Ильичев:
Я надеюсь. Но проблем тоже нам хватает.
Татьяна Буцкая:
Да, я просто хотела вернуться к системе поддержки. Первое — это у вас обучение, вторая — это презентация…
Кирилл Ильичев:
Продвижение.
Татьяна Буцкая:
… продвижение.
Кирилл Ильичев:
Но продвижение - это не только выставки, у нас шире. Отдельный блок мы уделяем внимание электронной коммерции, так в прошлом году мы уже запустили пилотный проект с крупнейшей площадкой электронной коммерции в мире — Alibaba Group. В рамках этой помощи мы предоставляем компании бесплатно золотой аккаунт на этой площадке, помогаем его изначально заполнить, верифицировать, обучаем сотрудников компании как дальше с ним работать и как на нем продавать.
Татьяна Буцкая:
Обалдеть!
Кирилл Ильичев:
В рамках этой программы в прошлом году 100 аккаунтов мы выдали, в этом году она уже продолжается, и мы расширяем площадки.
Татьяна Буцкая:
Что такое золотой аккаунт для тех, кто не в курсе?
Кирилл Ильичев:
Есть два вида: есть стандартный, есть золотой на этой площадке. Золотой аккаунт что дает: дает возможность разместить неограниченное количество товаров в своем аккаунте, дает возможность рейтинговаться при поисковых запросах на более высоком уровне и еще ряд преимуществ, для того чтобы действительно возможно было там в первую очередь показывать, презентовать свои товарные площадки.
Татьяна Буцкая:
Но вы отслеживаете судьбу компаний, которым вы помогли.
Кирилл Ильичев:
Да, конечно. Более того, вы знаете, у нас достаточно много компаний малого, среднего предпринимательства, с которыми мы работаем, и там нам приходится не просто отслеживать, там нам приходит в прямую участвовать, потому что многие компании не готовы, даже при том что им предоставляется такой продукт, самостоятельно организовать работу. Поэтому мы практически за руку идём с компаниями и отслеживаем
соответственно.
Татьяна Буцкая:
Как же вам серьезно надо подходить к отбору компаний! Потому что не каждую ты сможешь представляете на зарубежном рынке, ты должен быть уверен в том, что у нее качественная продукция, которая будет только в плюс нашему имиджу идти.
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, мы очень серьезно подходим к выбору, поскольку многие из продуктов действительно дорогие. Если мы вкладываем рубль, мы, конечно, хотим получить на него несколько рублей экспортной выручки. В экспортной комиссии у нас участвуют специалисты в определенной области, например, байеры или закупщики определенного вида товаров, которые могут оценить именно как потребители этой продукции ее перспективы и потенциал. Работают страновые эксперты, работают у нас в рамках комиссии кроме того и представители общественных организаций.
Татьяна Буцкая:
То есть вы ответственность возлагаете на плечи многих.
Кирилл Ильичев:
Да, каждый в своей части дает нам рекомендации, и мы прислушиваемся, конечно, агрегируем мнение большинства.
Татьяна Буцкая:
Окей, тогда продвижение у нас выставки, электронная коммерция…
Кирилл Ильичев:
И бизнес-миссия. Это уже более такое точечное продвижение, мы понимаем, что для конкретного рынка интересна конкретная отрасль, например, для Китая интересна пищевая продукция. Мы организуем компании, которые в этой отрасли работают, который имеют сертификаты либо планируют в ближайшее время сертификацию. Заранее прорабатываем программу: встречи с байерами, с логистическими организациями, с сертификационными органами, для того чтобы организовать весь процесс поставок. Выкладываем ее и организуем такой короткий выезд компаний.
Татьяна Буцкая:
Тоже по разным направлениям?
Кирилл Ильичев:
Тоже по разным направлениям, по разным отраслям, но здесь он прямо очень такой детальный.
Татьяна Буцкая:
От кого должен исходить запрос?
Кирилл Ильичев:
Запрос от компании. Мы всю работу Московского экспортного центра стараемся построить от компании, вот есть активные кампании, соответственно, у них больше шансов на то, чтобы больше продуктов им было предложено, поскольку есть желание, готовность делать. В ином случае что мы не предлагали и чего мы не делали, если компания сама воспринимает это не с той долей активности…
Татьяна Буцкая:
То и делать этого не хочется, потому что эффекта никакого не будет.
Кирилл Ильичев:
Да, да, абсолютно верно.
Татьяна Буцкая:
Хорошо, значит, первый шаг — мы отобрали компании, мы помогаем им продвигаться, мы обучаем их. Все?
Кирилл Ильичев:
Третий шаг — это уже инструменты финансовой поддержки. Это субсидирование — мы субсидируем затраты на сертификацию продукции, на сертификацию менеджмента, в определенном виде на логистику, на патентование. Кроме того, мы субсидируем затраты для малых и средних предприятий на самостоятельное участие в выставках — это если кто-то уже достаточно крупный, для того чтобы самостоятельно принимать участие в выставке. И у нас есть система льготного кредитования: можно получить льготный кредит под экспортный контракт под 3% годовых, до 5 лет, до 50 миллионов рублей и еще первый год рассрочки оформить.
Татьяна Буцкая:
Прекрасно. Самый главный вопрос — критерии московской компании. Что у нее должно быть: производство, офис, какое количество сотрудников?
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, для разных компаний, для разных видов продуктов это несколько разные критерии. Так, например, для электронной коммерции у нас требуется исключительно производство в Москве. Но надо сказать, когда мы начали работать с компаниями по развитию экспорта, поняли, что достаточно много в Москве мультитерриториальных компаний. Так, например, может быть часть производства здесь, часть в другом регионе. Или конструкторское бюро и головной офис здесь находятся, а производство и упаковка в другом регионе производятся. Поэтому мы выбрали для себя критерий, что более 50% от НДФЛ, то есть более 50% количества сотрудников должны находиться в Москве, работать в Москве и платить налоги соответственно в Москве. В данном случае компания может претендовать на наши продукты.
Татьяна Буцкая:
То есть более 50% сотрудников должны работать в Москве. Понятно, по крайней мере критерий совершенно понятный.
Кирилл Ильичев:
И, соответственно, зарегистрирована она должна быть в Москве обязательно. Это московский ИНН, это не обособленное подразделение должно быть в Москве, а головной офис должен быть в Москве. Какие-то обособленные подразделения могут быть в других регионах.
Татьяна Буцкая:
А есть какое-то ограничение по количеству лет, сколько предприятию, какая у него выручка за год, какие-то еще.
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, у нас делится это по продуктам, то есть у нас, например, школа экспортера — туда можно прийти молодой начинающий компании, и мы будем ее поддерживать, и сразу настраивать и обучать для работы на, в том числе, и зарубежных рынках. На какие-то продукт другие продвижения, мы там, конечно, предъявляем требования, по тому сколько компания зарегистрирована на рынке, по тому, чтобы она была прибыльной, в том числе у нас есть дополнительные критерии — это когда понятно, что число мест ограничено, у нас конкурс примерно как в хорошие вузы Москвы (это по участию в программе «Сделано в Москве») и в данном случае мы уже применяем критерии специализированные, в том числе, сколько, например, средняя заработная плата на этом предприятии. Таким образом мы стимулируем компании и сотрудникам своим платить. И обязательная экспортная готовность компании.
Татьяна Буцкая:
Прямо такой большой конкурс?
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, на выставки да.
Татьяна Буцкая:
На обучение меньше?
Кирилл Ильичев:
На обучение мы почти всех берем, там нет конкурса. У нас просто выставки действительно дорогостоящие, чтобы поехать на крупное международное событие мы пользуемся определенным административным ресурсом, нам предоставляют хорошие места и мы, понятно, пользуемся какими-то такими нематериальными вещами, но все равно даже для нас участие достаточно дорого, особенно в международных мероприятиях.
Татьяна Буцкая:
А вы ставите какие-то KPI компаниям, которые принимают участие в ваших стендах? Например, вы им дали столько-то метров и, соответственно, за выставку они должны заключить не менее, чем столько-то контрактов, потом отчитаться о том, что они продали не менее, чем на такую-то сумму.
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, мы ставим KPI по заключению экспортных контрактов, но надо понимать, что цикл заключения экспортного контракта, наверное, в среднем более 9 месяцев составляет.
Татьяна Буцкая:
Как в беременности, у меня все об одном.
Кирилл Ильичев:
Да. То есть ты съездил на выставку, там познакомился с партнером, начал выстраивать отношения, тебе надо успеть, во-первых, адаптировать продукцию к рынку, сертифицировать ее и после этого только определить существенные моменты контракта, логистические моменты, после этого только ты сможешь заключить контракт. Поэтому, конечно, непосредственный контакт, полученный на выставке, реально мы смотрели, в среднем заключается через или более 9 месяцев после выставки. Но есть и компании, которые прорабатывают уже рынок заранее и на выставки тогда они уже едут готовые, с сертифицированной продукцией, у них есть какие-то предварительные договоренности, и они там их финализируют, такое тоже есть.
Татьяна Буцкая:
То есть пока нет каких-то прямо совсем жестких рамок, то есть для нас главное, чтобы глаза горели, чтобы вы видели, что работа идет, а отчетность будет, но потом.
Кирилл Ильичев:
Отчетность, нет, мы спрашиваем, мы в любом случае ее актуализируем. Раз в квартал компании, которые мы поддерживаем мы обязательно по ним отчетность актуализируем, смотрим, чтобы наши действия в любом случае вели к развитию их.
Татьяна Буцкая:
К какому-то росту. То есть компания должна расти.
Кирилл Ильичев:
Да, и этот критерий также дальше действует и при отборе, то есть если мы видим, что мы вкладываемся в компанию, а у нее экспортные обороты не растут, соответственно, что-то мы делаем не так. Мы, конечно, детально разбираемся, но понимаем, что скорее всего дело в компании и, соответственно, мы уже уменьшаем ее шансы при использовании следующих продуктов.
Татьяна Буцкая:
Хорошо, давайте все-таки поближе к моему любимому рынку детских товаров. Впереди у нас прекрасная, всеми любимая, одна из самых мощнейших в мире выставка детских товаров в Кёльне. Какие у вас планы на эту выставку, что там ожидается, кто будет принимать участие, будет ли там деловая программа? Хочу все знать.
Кирилл Ильичев:
Это наш пилотный проект такой масштабный в области индустрии детских товаров. Мы буквально недавно на неделе предпринимательства Москвы подписали соглашение по взаимодействию с Ассоциаций предприятий индустрии детских товаров. Первый проект будет на этой выставке, мы отберем 12 компаний, которые смогут там представить свою продукцию. Заседание комиссии по отбору состоится 5 июня у нас в Московском экспортном центре, я вас приглашаю принять участие в отборе этих компаний, вы сможете вживую посмотреть, как это происходит, как мы отбираем компании. Также мы обязательно данные компании подготовим к выставке, заранее им проработаем деловую программу, заранее поймем, кто их клиенты потенциальные, организуем им встречи и обучим, конечно, как продавать свою продукцию там.
Татьяна Буцкая:
А заключенный договор означает, что компании должны быть участниками Ассоциации или вы приглашаете все компании?
Кирилл Ильичев:
Нет, мы приглашаем все и, более того, если в некоторых отраслях есть несколько ассоциаций, мы сотрудничаем с несколькими ассоциациями. Просто мы стараемся все экспертные мнения, которые есть тоже у нас использовать, для того чтобы повысить шансы на продвижение компании, на продвижение продукции.
Татьяна Буцкая:
И какой у нас ожидается конкурс на Kind + Jugend? Сколько мест?
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, точно уже больше двух на место компаний, но я думаю, что (я просто сегодня актуализировал), но я думаю, что будет повыше.
Татьяна Буцкая:
Сейчас-то будет выше.
Кирилл Ильичев:
Достаточно активный спрос, да. Тем более после нашего сегодняшнего [эфира].
Татьяна Буцкая:
Сейчас точно пойдут. А сколько у нас всего там метров, сколько всего компаний может встать?
Кирилл Ильичев:
Всего 12 компаний будет представлено, примерно на компанию около 10 метров площади получается. Но надо сказать, что мы там обустраиваем, естественно, и зону, скажем так, Правительства Москвы — основную, имиджевую, для того чтобы стенд воспринимался правильно. Мы обустраиваем места для матчмейкинга, где можно встретиться и уже переговорить с компанией, за кофе обсудить какие-то планы.
Татьяна Буцкая:
А эти места, которые выделяются тоже, наверное, будут как-то более-менее одинаково оформлены, да, для того чтобы все смотрелось красиво?
Кирилл Ильичев:
Да, конечно, мы даем равные условия, брендируем единым брендом «Сделано в Москве» и это все очень лаконично. И о логотипах компаний не забываем и обязательно их используем.
Татьяна Буцкая:
Вы как-то ставите рамки, сколько компаний, какого направления можно взять? Чтобы не было так, что, например, у нас 80% текстиль и одна компания, которая производит соски, бутылки. Как-то по направлениям разбиваете?
Кирилл Ильичев:
Вы знаете, именно в этой индустрии пока не готов еще детально ответить, будем ли мы разбивать. Надо посмотреть. Мы исходим на самом деле от заявившихся. То есть если мы понимаем, что заявились больше производители именно игрушек, допустим, и они более экспортно готовы и мы понимаем, что шансы больше продать их — ничего страшного, сделаем перевес на эти компании. Мы достаточно в этом плане мобильны, нам главное достигать целей поставленных, достигать KPI.
Татьяна Буцкая:
Просто вы ищите лучших.
Кирилл Ильичев:
Да.
Татьяна Буцкая:
Ищите лучших, с которых потом можно будет получить реальный эффект от каждого вложенного в них рубля.
Кирилл Ильичев:
Да.
Татьяна Буцкая:
И пусть другие догоняют.
Кирилл Ильичев:
А другим будет проще. Я могу сказать, что компании у нас встречаются, в том числе на выставках, на наших мероприятиях, начинают общаться между собой. И если одна компания уже прошла этот путь, второй, ну я не знаю, кратно легче пройти и начать поставлять в эту страну свои товары.
Татьяна Буцкая:
Вообще я вас слушаю и понимаю, что нам надо с вами сделать прямо отдельно проект: взять компанию, которая производит товары для детей московскую и прямо показать, как она проходит все шаги. Что вот так они обучались, этому они научились, так они съездили, это они получили, вот эта миссия. Они взяли, допустим, какой-то кредит или чем-то воспользовались и вот такой эффект получили.
Кирилл Ильичев:
Я вам готов небольшой секрет приоткрыть, раз уж зашла речь.
Татьяна Буцкая:
Давайте, конечно, мы же с вами вдвоем, вы можете говорить все, что хотите.
Кирилл Ильичев:
На следующей неделе мы объявим на Петербургском экономическом форуме о запуске новых продуктов, в том числе, не буду вдаваться в детали, но мы запускаем систему акселерации для компаний. И раз уже произошла наша встреча, я могу здесь пообещать, что несколько компаний мы возьмем непосредственно из области детства обязательно и сможем вместе реализовать пилотный проект.
Татьяна Буцкая:
Да, потому что очень важно показывать на примере и желательно взять какую-то не очень большую компанию. И, кстати-то говоря, большие-то тоже — очень часто бывает, что разговариваешь вроде как с крупной компанией, спрашиваешь: вы же работаете с системами поддержки, вы же пользуетесь поддержкой при выездах за границу, миссиях. Они говорят: вы знаете, это так сложно, мы попробовали однажды, 15 лет назад, собирали 48 тонн бумаги и поняли, что мы не хотим. Но за это время уже столько изменилось!
Кирилл Ильичев:
Да.
Татьяна Буцкая:
И, конечно, надо нам менять менталитет всех — и тех, кто начинает, и тех, кто когда-то пробовал, но у них остался… извините, у меня все это: есть такое понятие негативный опыт первых родов. Что женщины не рожают второй раз, потому что они не хотят вспоминать как это было в первый раз, и мы с этим боремся. И здесь нам также надо бороться с этим негативным опытом первого раза. Они попробовали, что-то не понравилось и им кажется, что это теперь всегда так. Вы меняетесь, время меняется, появляются новые возможности.
Кирилл Ильичев:
Более того, могу сказать, что сейчас по экспорту президентом Российской Федерации поставлены конкретные задачи. Это наш национальный проект — увеличить экспорт к 2024 году в два раза, и у нас сейчас все организации, включая федеральные структуры, московские структуры нацелены на то, чтобы помогать компаниям экспортировать. И, конечно, ещё многое предстоит сделать, но уже есть конкретные результаты и сейчас есть вещи, которые серьезно упрощены. То, что раньше было сложно уже решаются проблемы в ряде вещей. Поэтому, я думаю, что надо пробовать, сейчас отличное время для этого и вся система государства нацелена то, чтобы помогать.
Татьяна Буцкая:
На то, чтобы помогать. Надо, чтобы компании не боялись этой помощи, потому что выбить из головы «да мы сами», «какая там помощь, главное чтоб не мешали».
Кирилл Ильичев:
Могу сказать, что сделали мы для этого: во-первых, ориентировали работу свою на клиентов. У нас у каждого направления и у индустрии детских товаров есть свой клиентский менеджер, можно прийти. Клиентский менеджер вам оставляет свой мобильный, он в любое время для вас доступен, все меры поддержки, которые есть... он один такое «одно окно». Как VIP-клиенты.
Татьяна Буцкая:
Как в МФЦ.
Кирилл Ильичев:
Лучше.
Татьяна Буцкая:
Лучше, нет, нельзя так говорить, МФЦ самые лучшие, мы к ним стремимся.
Кирилл Ильичев:
МФЦ закрывает намного большее количество, конечно, людей и там система работы чуть-чуть по-другому. Здесь у нас ограниченный рынок все равно компаний, поэтому это можно сравнить с VIP-отделением МФЦ, когда ведет персональный менеджер, все подсказывает.
Татьяна Буцкая:
А в МФЦ есть VIP-отделения?
Кирилл Ильичев:
Нет.
Татьяна Буцкая:
А я подумала, что что-то не знаю, что я что-то пропустила.
Кирилл Ильичев:
Я просто сравнил. Где менеджер непосредственно ведёт даже бюрократические моменты, связанные с оформлением. Так, например, понятно, что любое оформление продукта связано с деньгами. Я говорил о финансовых мерах поддержки, они связаны, поскольку это бюджетные деньги и большой контроль проходит за ними, соответственно, достаточно большое количество документов. Многие этого боятся компании, поэтому плюют и говорят лучше мы сами. Но мы настраиваем работу так, что наши менеджеры помогают в том числе заполнить: консультируют и подсказывают, как правильно оформить весь этот продукт.
Татьяна Буцкая:
Вы сегодня прямо подарок для всех, кто производит свои товары в Москве, потому что, мне кажется, сегодняшний эфир надо смотреть и пересматривать. Программа подходит концу, но я надеюсь, что это только начало нашего с вами общения.
Кирилл Ильичев:
Я тоже.
Татьяна Буцкая:
Не так давно, также как и вы недавно, и мы прямо буквально пару месяцев назад создали очень нестандартную ассоциацию. Вообще прецедента такого не бывало, у нас Ассоциация производителей и потребителей детских товаров. То есть мы объединили два рынка, потому что один без другого не существует, один для другого. И я очень надеюсь, что нам с вами и в рамках нашей Ассоциации, и в рамках всей той работы, которую мы проводили предыдущие годы, нам удастся плодотворно посотрудничать. Но я хочу прямо с примерами, поэтому давайте будем брать компании, помогать им. То есть вы будете делать свою работу, а мы с удовольствием будем показывать другим участникам рынка, насколько хорошо и правильно работать с вами.
Кирилл Ильичев:
Будем очень рады.
Татьяна Буцкая:
Спасибо вам огромное. Друзья, сегодня была очень интересная программа, если вы к нам присоединились уже в конце, пересмотрите ее сначала, потому что каждое слово здесь на вес золота. Я с вами прощаюсь, говорю до свидания, до следующей недели. Кирилл, спасибо вам огромное.
Кирилл Ильичев:
Спасибо большое, хорошего всем дня.