Анастасия Клименко:
Добрый день, дорогие радиослушатели. Сегодня с вами я, Анастасия Клименко, это программа AntiSchool. Мы сегодня поговорим, мне кажется, на такую, очень современную и важную тему, это цифровое образование. У нас в гостях прекрасная Валентина Суслова, это генеральный директор АНО «Цифровое образование». Спасибо большое, Валентина, что пришли.
Валентина Суслова:
Спасибо вам.
Анастасия Клименко:
Наверное, первый вопрос, который хотела задать, это вообще как вы пришли в образование, что вас подтолкнуло к этому. Или, может быть, это был ваш такой путь. И немножко рассказать про свой профессиональный путь.
Валентина Суслова:
Вопрос тернистый. Потому что вообще по образованию я инженер-экономист, я закончила Московский авиационный институт очень давно, я надеюсь, что очень давно. Но я ни дня не проработала ни инженером, ни экономистом, я всю свою сознательную профессиональную жизнь занимаюсь развитием человеческого капитала. Это было совершенно разными способами, от управления благотворительными организациями, создания формальных, неформальных сообществ, до управления талантами в корпоративных сферах. И даже меня занесло в государственную службу, занималась поддержкой технологических предпринимателей, технологического предпринимательства в Москве, непосредственно в структурах правительства Москвы. Но в какой-то момент поняла, что ближе всего, наверное, мне образование, пошла, получила образование психолога-педагога, поэтому теперь я точно образователь.
Анастасия Клименко:
Такие разные направления, это здорово.
Валентина Суслова:
Да, мне кажется, это, в принципе, сейчас отражает сущность цифрового образования, всех трендов, которые есть. Это когда ты учишься на протяжении всей своей жизни. Сейчас я генеральный директор АНО «Цифровое образование», это просветительская структура некоммерческая, которая позволяет любому ребёнку, родителю, учителю получить качественные знания или информацию, желательно качественное бесплатное образование. Особенно это актуально для людей, которые живут в сёлах, в небольших городах, потому что в Москве всё есть, я думаю, вы прекрасно это знаете. В маленьких городах практически ничего нет. Моя личная задача, в том числе, моя личная миссия в том, чтобы дети знали, куда можно обратиться, знали, куда можно пойти учиться, знали о новых технологиях. И родители, и учителя по обе стороны этой баррикады от ребёнка тоже знали, куда пойти. Как-то так. Да, я основатель «Фонда Первое Поколение. Это сообщество молодых профессионалов, которое создано в 2012-м году, нам уже восьмой год пошёл. Но это немножко уже другая история.
Анастасия Клименко:
Да, давайте всё-таки про образование. Расскажите более подробно про сам проект, как пришла идея, как он был реализован, что сейчас есть, какие направления.
Валентина Суслова:
Это случилось практически ровно год назад, тогда я работала в правительстве Москвы, в структуре правительства Москвы и запускала один из моих последних проектов, был именно связан с образованием. Мы запускали Техноград на ВДНХ. Не знаю, знаете вы такую площадку или нет.
Анастасия Клименко:
Да.
Валентина Суслова:
Очень большой инфраструктурный проект, собянинский, со всеми лаврами.
Анастасия Клименко:
Мне кажется, можно немножко сравнить со Сколково, такой он очень современный.
Валентина Суслова:
Да, такое школьное Сколково, наверное, вы правы. Запуск состоялся, слава богу, это уже коллеги без меня его, к сожалению, запустили. Приложила тоже руку к этому проекту. Ко мне обратился великолепный специалист, мой будущий партнёр, Владимир Дмитриев. Я считаю его мастодонтом в образовании. Он сказал: давай сделаем организацию, которая будет давать доступ населению, широким слоям населения в России, доступ к цифровому образованию. Вообще, что это такое, что такое цифровое образование, никто не знает. Я тоже не могу ответить на этот вопрос, никто, мне кажется, не может ответить на этот вопрос, потому что эту рамку, ее надо сформировать не только законодательно и вообще, в принципе, понятийно, и это тоже одна из наших задач. Если отбросить все лишние какие-то слова и выбрать четыре направления основных, которыми мы занимаемся, это создание экспертного сообщества, как в Москве, так и регионального, локального, а лучше федерального единого. Сейчас мы к этому идём, возможно осенью даже будет первая попытка создать именно такое общее региональное сообщество экспертов по цифровому образованию. Туда и педагоги включены, и чиновники, и предприниматели, которые в EdTech работают, и коммерческие организации. На самом деле, игроков в цифровом образовании достаточно много. Второй момент, это именно региональное развитие, создание региональных центров грамотности, цифровой грамотности. Третий момент, это образовательный контент, мы делаем свой самостоятельно. Делаем его совместно с партнёрами, возможно, какой-то партнерский контент мы тоже утверждаем, инспектируем, тестируем на аудитории. И четвёртый момент, четвёртое сфера наша, это проф навигация молодёжи. То же самое, как московская, у нас есть московские программы, так и региональные, которые мы делаем через наших региональных представителей.
Анастасия Клименко:
Насколько я знаю, сейчас во всех школах есть электронные доски, электронный дневник, даже, по-моему, электронный учебник уже. Это будет цифровое образование, чтобы мы понимали? Считается ли это цифровым образованием?
Валентина Суслова:
Считается ли это цифровым образованием? Конечно. На самом деле, всё считается цифровым образованием. Все цифровые технологии. Не определили ещё рамку, я уже сказала это выше, поэтому сейчас все, что практически, вообще всё образование сейчас цифровое. Никто вам не скажет, что сейчас есть какие-то такие традиционные методы обучения. Во всяком случае, на уровне чиновников, на уровне даже учителей уже все зомбированы вот этим словом «цифровое» и возможно, оно скоро станет ругательством. Но всё равно мы этим занимаемся, потому что важно определить рамку «понятийный аппарат», 'законодательный аппарат». Так что считаются. Многие другие технологии тоже считается цифровым образованием, цифровыми трендами или цифровыми техниками преподнесения информации для школьников, и не только для школьников.
Анастасия Клименко:
Что, вам кажется, будет развиваться больше, какие есть ещё проекты на сейчас?
Валентина Суслова:
Проектов очень много очень интересных, чуть попозже, наверное, о них расскажу. Если говорить про какие-то тренды, очень много можно подсмотреть у американских, европейских коллег, иногда даже у восточных, азиатских коллег. Например, использование, очень как будто бы просто, но использование дронов именно в обучающей деятельности. Например, уроки экологии, биологии, каких-нибудь, не везде есть биология, экология, есть просто естествознание, циклы естествознания, и по нему дети обучаются. Использование дронов для исследований, для самостоятельных работ, для проектной деятельности. Второй момент есть такой новый тренд, это Playful Education. Это когда ты учишь играючи, но это не геймификация. Это ориентация на процесс, а не на результат. Есть деколонизация образования, когда на любой предмет, что бы ты ни изучал, исторический какой-то факт или технический факт, ты смотришь со стороны, со многих точек зрения. Например, культурные точки зрения разные, религиозные, политические. Это позволяет ребёнку больше ориентироваться и понимать, что другой человек может по-другому думать. И важно понимать эти культурные аспекты и особенности. Много очень эмпатических программ, потому что дети теряют навык эмпатии сейчас, потому что очень много цифровых технологий, у всех телефоны, у всех компьютеры, даже говорить об этом не буду, это такое, все об этом знают. Эмфатические навыки, навыки выстраивания долгосрочных отношений, они теряются, очень много тоже на это упор. Мне кажется, можно бесконечно продолжать.
Анастасия Клименко:
Есть ли какие-то сложности с цифровым образованием? Мне кажется, вообще все школы, частные, например, они тоже не знают, что им выбрать. Я знаю одну школу, которая вообще телефоны всех детей прячут в ящички и только потом после уроков раздают. Тоже, мне кажется, это такая проблема есть. Есть, мне кажется, что преподаватели сами не обучены, то есть они не готовы пока преподавать именно с какими-то новыми технологиями.
Валентина Суслова:
Я скажу так, что конечно, это не выход, как был скандал, приклеивать стулья, запирать телефоны. Это совершенно никого ни от чего не спасёт. Также, как и ужесточение правил каких-то, и в ЕГЭ, которые недавно, по-моему, в прошлом году нашумели по этому поводу. Это никуда нас не приведёт. Учителя в своей мере, они, конечно, тоже практически ничего не знают, у них нету никакой базы, информации, у них нет людей, к кому можно обратиться. Даже московские, я про региональные вообще молчу. Прямой кейс, мы работаем с 14 регионами сейчас, к нам постоянно приходят запросы от педагогов, даже от чиновников, которые являются региональными представителями, некоторые чиновники. Они говорят: дайте нам хотя бы что-нибудь, мы не знаем, все говорят цифровое образование, кто-то издал закон, нужно срочно бежать, вводить какие-то новые правила в школе, новые методики, новые тренды. Но никто даже не знает, откуда это взять. Поэтому ситуация в Москве, она чуть получше, но тоже. Мы были вместе с вами на мероприятии в субботу, Баркемп «Цифрового образования» от АНО на площадке Технограда, и там были в основном, там были региональные учителя, но были в основном московские. Для них всё, что они услышали, это достаточно большие новости. От VR-технологий, заканчивая какими-то просто методиками, больше на эмпатическую взаимосвязь, детей как-то настраивать, а не просто на глупое, не буду использовать какие-то другие слова, глупое использование технологий. И повторите вопрос, если я что-то упустила.
Анастасия Клименко:
Есть ли у нас сейчас такой вызов, что мы должны переобучать или чтобы преподаватели проходили доп. курсы.
Валентина Суслова:
Вызов есть, вызов и на государственном уровне, очень большой уделяется время, не время даже, много строк уделяется в проектах, национальных проектах по образованию этому вопросу. Но насколько быстро это будет сделано, очень большой вопрос. Потому что всё-таки это неформальное обучение и не все педагоги имеют возможность, во-первых, чему-то платно обучиться. Если предоставляет возможность государству где-то обучиться, то в Москве это быстрее, в регионах это очень долго, может быть вообще лет через 5-10. Надеюсь, что раньше, но просто очень медленный темп. Есть не только наша некоммерческая организация, есть много других некоммерческих организаций, например, мои любимые коллеги из благотворительного фонда Сбербанка, они тоже делают бесплатные абсолютно программы для педагогов по финансовой грамотности, по цифровой грамотности. Там большой порядок программ, так же, как и у нас. И мне кажется, учителям просто стоит прислушиваться к таким проектам, к таким форматам, не обязательно идти сейчас на курсы переподготовки, которые пока сейчас не проверены людьми, не протестированы, что действительно дают какие там знания. Можно пойти, это просто, в конце концов, дешевле и проще, пойти в такую организацию, получить какую-то программу дополнительного образования. Например, у нас две программы есть, которые адаптированы как под взрослых, так для преподавателей, так и для детей. Это программа по цифровой адаптации, которая сост из навыков цифровой грамотности и софтскиллов, где и преподаватель может узнать для себя какие-то новые знания, как софтовые, мягкие навыки, так и по трендам, что такое искусственный интеллект, что такое machine learning, блокчейн, страшные слова, вот это всё. Потому что для нас это уже не страшные слова, а для них очень страшные. Далее детей тоже не очень страшные, но не всё равно не понимают.
Анастасия Клименко:
Их тоже надо обучать.
Валентина Суслова:
Да, конечно, обязательно. И вторая программа по управлению проектами, это как раз та самая модная проектная деятельность, которая сейчас везде. И это хорошо, что она везде. Мы учим ребёнка управлять своим временем, собой, управлять командой, масштабировать какие-то проекты, то есть когда ты делаешь не один что-то, а какой-то большой предпринимательский проект либо большой социальный проект. Вот такие две программы у нас есть, а сколько всего есть интересного остального у наших коллег и наших партнёров, у экспертов, то это просто целый веер, который можно выгружать и спокойно давать тому или иному преподавателю в зависимости от его профиля на изучение, на бесплатное, нужно подчеркнуть, не платное.
Анастасия Клименко:
На самом деле, есть очень много проектов сейчас, даже сами учителя собираются вместе, есть такой замечательный проект, как Geek Teachers, они именно рассказывают друг другу разные технологические ноу-хау, что можно делать. Есть совершенно много разных проектов. Мне кажется, что если говорить про технологии, ЕГЭ то же самое, оно дало возможность тем же регионам на том же уровне поступать в университеты. Просто тот же ребёнок, он бы не доехал до Москвы, МГУ, может быть, кто-то с детства мечтал и всё-таки нашёл эти деньги, доехал и сдал экзамен, сейчас это намного проще с технологиями. Мне кажется, это большой такой плюс, что они появились.
Валентина Суслова:
Безусловно.
Анастасия Клименко:
Вопрос, что ещё будет приходить. Есть такой проект, как Khan Academy, это онлайн программа, где ты можешь обучаться всем предметам, школьным и не школьным, хоть математика, хоть ещё что-то, почти вместо школы. И в некоторых, это вообще по всему миру, поэтому много, где ребёнок не может пойти в школу, он может пройти курсы, если у него есть компьютер. И даже некоторые учителя иногда, когда знает про этот проект, они иногда вместо своего урока могут включить, рассказывают очень хорошо. И сама структура интересная. И тут такое, мне кажется, тоже вопрос, насколько учитель будет другим или, возможно, технологии будут нас обучать, те же онлайн какие-то платформы.
Валентина Суслова:
С онлайн платформами такая история, где-то гуляла волшебная статистика, я склонна ей верить, потому что кто-то из коллег назвал, что 8 % только...
Анастасия Клименко:
Это Coursera.
Валентина Суслова:
8 %, если я не ошибаюсь, это платные программы, а если бесплатные, то это вообще, с мотивацией плохо. Возможно, с мотивацией плохо, потому что настолько много контента, настолько много источников информации, мы не знаем, чему верить.
Анастасия Клименко:
Один курс купил, второй посмотрел бесплатно, и ты уже забыл.
Валентина Суслова:
И мозг захламляется мгновенно. Раньше как было, один учебник на всю жизнь, и вот мы с ним 50 лет в советской России. Может быть, это и неплохо, я не знаю, но в любом случае, цифровая эпоха наступает, нужно делать новые шаги.
Анастасия Клименко:
Мне кажется, тут есть момент, что люди не проходят, есть в этом проблема тоже. Мне кажется, что если ты хочешь к преподавателю, если ты с ним разговариваешь, конечно, у тебя появляется больше мотивации ходить. Но возможно, мы знаем статистику просто потому, что это технологии, мы точно можем сказать, слушал внимательно человек или выключил. А когда он приходит на занятия или в школу, мы не знаем, ученик под партой слушает преподавателя или нет, у нас просто нет этой статистики. Потому что возможно, мне так очень сильно кажется, что там не все 100 % школьников слушают преподавателя.
Валентина Суслова:
По поводу роли преподавателя кто-то недавно сказал, недавно услышала фразу, что ребёнок не слушает того на уроке, кто ему не нравится. Если преподаватель ему не нравится, что бы он ни говорил, какие бы он методики, технологии не использовал, слушать дети его не будут, или определённые дети, которые в конфликте с ним. Тоже была фраза, что учителя - великие актёры, потому что они каждый раз приходят, хорошие преподаватели, надеюсь, у нас все хорошие преподаватели, они приходят каждый день на урок, они отыгрывают этот материал, в хорошем смысле отыгрывают, заставляют включиться в него, заставляют приводить какие-то свои примеры, работают с аудиторией. Им не важно, с кем-то хорошие отношения, с кем-то плохие отношения, это великие актёры. Эта профессия, мне кажется, очень важна и, наверное, я бы сказала, что если вы хотите стать педагогом когда-нибудь, если нас будут слушать учителя, идите в эту профессию только если вы готовы приносить радость детям и себе, сами будете от этого получать радость. Потому что в противном случае это неинтересно. Мне кажется, и у вас, и у меня, и у всех остальных был хоть один преподаватель в жизни, которого слушали просто, задыхаюсь от волнения и понимая, что да, вот это материал, вот это интересно, вот этот человек, в конце концов. Мне бы очень хотелось, чтобы все преподаватели были такими.
Анастасия Клименко:
В университете уже есть практика во многих, Высшая школа экономики, половина, некоторые курсы, они онлайн, ты их проходишь и смотришь. Так что тут, мне кажется, как раз вызов такой, что либо ты рассказываешь, это намного интереснее, чем просто какой-то материал на видео, который можно в быстром темпе посмотреть. Или это должно быть, наоборот, даже не теория, а практика.
Валентина Суслова:
Опять же, я наверное, не выбираю нетрадиционное, традиционное имеется в виду учитель, класс, не онлайн подход. Хотя онлайн подход, это безусловное счастье, большая польза для тех, кто не имеет возможности приходить очно, как инклюзия, так и ребята просто из других уголков мира или вообще из труднодоступных мест. Они все у нас есть, там тоже есть дети, мы тоже должны думать о них. Для них формат онлайн образования - это классно, здорово, и то его надо развлекательно как-то подавать. Мне кажется, будущее за смешанным обучением, когда есть и преподаватель, и он использует какие-то онлайн методики. Потому что роль преподавателя, она должна, по моему взгляду, в конечном итоге стать ролью наставника. Больше психолога, нежели педагога. Конечно, педагог, безусловно, но это возвращаясь к моим мечтам о прекрасных преподавателях, которые были бы все одинаково интересны и замечательны.
Анастасия Клименко:
Как школа будет меняться, вопрос, насколько реально применить, допустим, перевёрнутый класс систему или, может быть, это не для каждого предмета вообще логично вводить.
Валентина Суслова:
Все методики, которые сейчас очень популярны, от онлайн образования, перевёрнутых классов, дискуссионных площадок, открытых уроков, использования технологий на уроках, всё возможно и на любом предмете. Мне пока не попадался реально пример, разные преподаватели приходят, которые не могли бы что-то цифрового внедрить или, наоборот, трендового, не цифровая технология, а цифровой тренд. Например, та же самая эмпатия или деколонизации образования. Всё это можно внедрить в любой предмет абсолютно.
Анастасия Клименко:
А как за рубежом, какие есть, может быть, интересные истории, как они применяют технологии?
Валентина Суслова:
Вообще, конечно, по долгу службы ты всегда отсматриваешь все эти и новые технологии, в принципе, как бизнесовые, так и новые образовательные методики, новые проекты. Их огромное количество, наверное, я могу сказать, которые мне нравятся точно, мне нравится проект Idea, это английский проект, который занимается цифровой грамотностью населения. У них очень классная геймификация, у них есть несколько статусов, золото, серебро, бронза. У них есть цифровая грамотность для гражданина, цифровая грамотности для чиновника, цифровая грамотность для педагога, для ребёнка и так далее, куча спецификаций. Этот проект бесплатный, он достаточно весёлый, он городской, можно так сказать, даже не городской, а он всё-таки больше федеральный, не только в столице действует. И все к нему подключаются, потому что он весёлый, яркий, позитивный, и там действительно потом в конце тебе даётся сертификат цифрового гражданина, это достаточно прикольно и интересно. Из менее теоретических, более практических мне очень нравится то, что делает Армения в последнее время, это просто какая-то бомба. Во-первых, они сделали Dilijan College, это просто потрясающая вещь. К сожалению, была на майских в Армении, не удалось туда попасть, хотя у нас была там запланирована встреча, я очень теперь жалею, хочу в Армению только хотя бы ради Dilijan College вернуться. Это очень здорово то, что они сделали, как креативные профессии, цифровые навыки, какие-то более инженерные вещи, просто супер. Мне нравится очень центр креативных технологий Тумо, по аналогии которого, кстати, делали Техноград в том числе. Это действительно место для маленьких будущих гениев креативности, инженерии, робототехники и так далее. Наверное, что-то мне идёт, Армения, может быть, это не так далеко, как хотелось бы. Есть ещё организация EduCase, Next Generation School возможно. Это две американские организации, которые поддерживают цифровое образование, цифровые технологии. EduCase - это высшее образование, New Generation - это уже школьное образование. Да и вообще, в принципе, повсеместное образование, начиная со школьного. Наверное, если так сравнивать нашу АНО с зарубежными аналогами, наверное, New Generation, он ближе всего именно по концепции.
Анастасия Клименко:
Я ещё знаю классный проект в Дагестане, у них Luminary Center, просто там как Хогвартс школа находится в горах, сельские дети могут бесплатно ходить и получать совершенно современные, новые профессии. У них очень прикольная история, что можно приходить на любой урок в любое время, записаться, но такое свободное посещение, всё очень свободное. Можно просто прийти в центр, там посидеть, поработать, потому что это всё-таки сёла, не всегда комфортно позаниматься и ещё что-то. Мне кажется, очень интересный проект, тем более, они хотят такие центры открывать не только там, но даже в Подмосковье сейчас ищет площадку, ещё что-то. То есть тут тоже образование развивается. И вообще, очень много частных проектов в образовании. И даже те же компании, Сбербанк, они делают для детей программирование, и многие такие технологические компании, они за то, чтобы обучать детей, обучать своих сотрудников и вообще, мне кажется, это такой бум на образование.
Валентина Суслова:
Да, он есть. И наверное, это хорошо, у нас есть с вами работа, это замечательно. Меня вообще радует, на самом деле, что происходит, какое движение в сторону образования происходит в корпорациях, в российских корпорациях. Ни для кого не секрет, что это достаточно такие тяжёлые мастодонты, которые иногда мало поворотливые. Тот же самый Сбербанк, он показывает какой-то колоссальный интерес и главное действие в рамках цифровизации экономики и вообще цифровизации образования. Это здорово. Много частных проектов, которые меня мне тоже очень сильно нравятся. Наверное, это уже не корпоративное, сори, что отошла от корпоративного вопроса, хотя тоже заметить проект Кружок, знаете его?
Анастасия Клименко:
Нет.
Валентина Суслова:
Это просто потрясающий проект, обязательно посмотрите, это ребята, которые ездят по деревням, весям по маленьким городам и учат детей в сельских школах, в маленьких городах различным технологиям. Помимо того, что они это делают, они делают это бесплатно, у них ещё потрясающий контент. Про них очень много пишут на Медузе, про них очень много пишут вообще, в принципе, не только Медуза, но на Медузе они прямо любимчики такие, на самом деле. Они делают потрясающий контент, который показывают и показывают, что технологии доступны для каждого ребёнка в России. Это прям вообще супер, это моя любовь, Кружок - супер.
Анастасия Клименко:
На самом деле, проектов реально много, и по роду деятельности мы про них знаем. В не все люди в курсе, особенно большинство. Где-то услышали, понятно, в той же Медузе или ещё где-то. Есть ли какой-то, может быть, портал или ещё что-то, где можно реально посмотреть, что есть в образовании. Я знаю журнал EdExpert, но опять-таки, не все про него знают, мне кажется, он узконаправленный для тех, кто прямо интересуется образованием.
Валентина Суслова:
Да, я знаю, что подобную инициативу должно ввести скоро, относительно скоро агентство стратегических инициатив. В том числе, вместе с ними мы прорабатываем вопрос по карте цифрового образования. Она не запущена, у нас есть аналитика по 27 регионам, то есть мы залезали, ездили в регионы, региональных представителей опрашивали, какие есть вообще такие локальные, маленькие или большие сообщества, маленькие или большие организации, которые занимаются обучением цифровым технологиям. Разные, от робототехники, я вам хочу отдать своего сына на курсы робототехники, заканчивая повышением квалификации, переподготовка взрослого человека, когда он хочет сменить профессию. Есть такая аналитика на 27 регионов, карта находится в тестовом режиме, в закрытом. Знаете, очень интересный момент, мне очень многие говорят, что это не нужно. А я почему-то думаю, что нужно. Вы мне сейчас сказали, что нужно, и у меня появилась светлая надежда. Это правда. Мне говорят: зачем, уже кто-то делал, не получилось. Значит плохо сделали, значит был не тот контент, я всё-таки верю, что мы добьем эту историю. У меня теперь появилось вдохновение после вашей реплики.
Анастасия Клименко:
На самом деле, даже я представляю, если это карта, ты можешь посмотреть, что у тебя рядом, это вообще потрясающе.
Валентина Суслова:
Да, там как раз была концепция, что есть карта России, есть регион, ты на него нажимаешь, ты видишь все флажочки, точки, куда можно пойти. Можешь выбрать по фильтру, мама ты, родитель, чиновник, предприниматель или учитель и отобрать себе необходимые организации.
Анастасия Клименко:
Наверное, задам такой сложный вопрос, на него, наверное, нет такого определённого ответа. Но мы сейчас все видим, что не только в образовании всё меняется, но и тот же беспилотный автомобиль, те же кассы самообслуживания, когда уже не нужен кассир. И очень много, где цифровизация, она заменяет людей, и тут такой сложный вопрос, а не заменит ли оно всех нас, и чего мы учимся. Такой сложный вопрос, а зачем учиться.
Валентина Суслова:
Зачем учиться. Не хочу учиться, я хочу жениться. Конечно, нет. Даже не буду пугать, как наверное, все остальные профессионалы в этой отрасли. Ничего не поменяется в ближайшее лет 100-200. Нельзя так говорить, нельзя загадывать, настолько всё быстро очень меняется. Но то, что мы с вами, нам не нужно будет учиться, все будет само по себе, автоматизировано, в цифровом плане хорошо, такого не случится. На самом деле, цифровые технологии, тоже ни для кого не секрет, они уберут мануальные профессии, они уберут оцифровку данных. Например, в банках сидят операционисты, оцифровывает какие-то данные. Они уберут, возможно, профессию на стойках, это тот же аэропорт, хотя это тоже зона повышенная, таможенная, когда внедрят эту технологию, ещё непонятно, особенно у нас, в России. Не знаю. За кассами людей, в фастфуде или вообще, в принципе, в магазинах могут убрать. Зато освободится место, потенциал для творческой деятельности. Это же так здорово.
Анастасия Клименко:
На самом деле, проводят исследования и показывают, что да, может касса самообслуживания или ещё что-то, это удобно, люди этим пользуются, но им очень нужно теперь, чтобы кто-то помог с чем-то. Мне кажется, это такие тоже новые профессии, которые будут. Так что, мне кажется, не нужно бояться? что вдруг исчезнут профессии, как не было стиральной машинки, вдруг она появилась. Поэтому просто человек, он будет создан ещё для чего-то. Мы всегда, мне кажется, найдём, как друг другу помочь.
Валентина Суслова:
Это правда, да, такой пласт работы, такой творческой, такой креативной, поэтому надо и важно развивать в детях креативные тоже навыки, в том числе. Чтобы они нам придумали, чем заняться с вами потом, когда технологии уже завоюют мир.
Анастасия Клименко:
На самом деле, если говорить про искусственный интеллект, он нам может помочь многие данные оцифровать, может быть, это даже с образованием сильно может помочь в виде статистики, в виде каких-то лично для каждого ребёнка такой маршрут простраивать. Это очень классно, потому что можно будет следить, как ребёнок, где он что-то не знает, и сразу ему можно будет помочь. Это здорово, потому что мы, на самом деле, такой объём данных просто не можем отследить, это не вина преподавателя, мне кажется.
Валентина Суслова:
Это уже просто человеческая память, как минимум.
Анастасия Клименко:
Понятно, если репетитор, тут личный подход, он это видит, и то может не заметить. Поэтому, мне кажется, тут технологии могут помочь. Но если говорить про творчество, были недавно эксперименты, когда искусственный интеллект создавал мелодию. Показывали какой-то группе людей, им предлагалось угадать, где искусственный интеллект, а где настоящий человек. Они не могли определить. Поэтому тут тоже, конечно.
Валентина Суслова:
Вопрос появляется.
Анастасия Клименко:
На самом деле, сейчас это важно, простраивать такой маршрут ребёнка. То есть в Америке это уже давно введено, что для каждого ребёнка они пытаются как-то, пока без искусственного интеллекта, насколько я знаю, но у них давно есть, что если ты выбираешь математику с какого-то класса, то тебе её дают углублённо, ты можешь ходить ещё на какие-то занятия. Насколько это, на ваш взгляд?
Валентина Суслова:
Насколько реально?
Анастасия Клименко:
Нет, не то, что реально, может необходимо к этому стремиться.
Валентина Суслова:
Да вообще для меня, я думаю, и для очень многих, для вас тоже, вы тоже поддержите, что школа относительного будущего, не очень далёкого будущего, желательно поскорее, это смешанное обучение, где есть наставник-педагог, есть, возможно, контент в онлайн формате. Это индивидуальная образовательная траектория, к которой все уже давно прицеливаются. Слышала новости, на хорошем таком уровне министерство просвещения, что делают тестирование по цифровой образовательной траектории, когда все увлечения ребёнка, олимпиады, внешкольные дополнительные занятия, школьные оценки, возможно, потом университетские оценки будут подкрепляться в единую базу данных. Такие тесты начинаются, в МЭШ они были точно. И я уверена, что это будет большой бум, большой тренд. Потому что, как минимум, это удобно. Мы сейчас не будем говорить, философствовать на тему, что вся информация будет в одном источнике, это всё очень плохо. Нет, это всё хорошо, это удобно. И технология вообще, в принципе, обработки большого массива данных, это тоже упростит существенно педагогу, директорам работу, освободит от кучи бумажек, которыми они занимаются вместо того, чтобы заниматься детьми, контентом.
Анастасия Клименко:
Это как врач. Очень жаль, когда он пишет, сейчас уже 15 минут времени, когда приходишь к врачу, и пол времени он вбивает в компьютер.
Валентина Суслова:
Абсолютно верно. Это было бы здорово, если бы такие процессы, как минимум, за счёт индивидуальной образовательной траектории, какой-то цифровой платформы и работы с базами данных упростили хотя бы эти два вопроса. Вообще, продолжая тему школы относительного будущего, это смешанное обучение, это индивидуальная образовательная траектория, это педагоги, которые любят свою работу, которые дарят радость себе и детям.
Анастасия Клименко:
На ваш взгляд, поменялся ли ребёнок 20 лет назад и сейчас? Потому что просто нажатием кнопки он может зайти в Википедию, сказать преподавателю, что он не согласен или ещё что-то. Насколько это вообще меняет отношение учитель-ученик?
Валентина Суслова:
Я бы даже сказала не 20 лет и сейчас. 20 лет и сейчас, это уже колоссальная разница. Я бы даже сказала 5 лет и сейчас. 5 лет назад и сейчас - это разные дети. Я наблюдала за развитием, ростом многих детей в своей компании, у родственников, и это конечно совершенно колоссальный разрыв, как они просто ориентируются в этом, как они успевают этому научиться, просто с лёгкостью. Может быть, потому что это просто, а может быть, потому что мы сами отдаём им эти гаджеты, чтобы они сами себя развлекли. Можно устраивать долго демагогию по этому вопросу. Дети различаются, но и мир меняется, это совершенно нормально. Всегда были какие-то, всегда было большое просвещение, всегда были новые технологии, мы должны адаптироваться к этому, жить дальше и как-то сохранять вот эту связь родителя и ребенка. И вот родитель и ребёнок, конфликт поколений, конфликт отцов и детей, он всегда был и будет. Конфликт учитель-ученик, скорее всего, он тоже всегда будет. Всегда будут плохиши, всегда будут хорошисты, отличники в классе. Роль педагога, я надеюсь, всё-таки, как уже повторяла ранее, уйдёт в более наставляемую такую функцию, психологическую, быть интересным, заботиться о ребёнке, о его пути развития, о его осознанном выборе. Потому что осознанный выбор, это эффективность всей экономики в целом. Если мы с вами сделаем быстрее, как можно более осознанный выбор, мы быстрее выберем свою профессию, в который будем хороши, которой будем хорошо зарабатывать, мы будем обеспечивать свою семью, мы больше будем тратить и так далее, так далее. Запускается цикл эффективной экономики. Поэтому главная задача педагога - это привести ребёнка в осознанное понимание своего будущего. Как-то так.
Анастасия Клименко:
На самом деле, сейчас очень много возможностей, разных методик, просто даже курсов и вообще, образование совершенно разные. Иногда родители даже принимают решение, что я буду сама учить ребёнка, на курсы или прямо сами. Помогут ли им технологии цифровые? Насколько это тоже важно, чтобы была такая возможность.
Валентина Суслова:
Важно. Но технологии, они не только дома, они и в школе, даже больше всё-таки они во внеклассное время. Если мы вернёмся к вопросу, когда телефоны отбирают, всех ставят в линеечку, отбирают эти телефоны, в школах может быть меньше они ими пользуются. Но вот эта привлекательность технологии для ребёнка и для нас с вами, она никуда не денется. У меня есть знакомый топ менеджер, бывший топ менеджер, он сейчас переехал в Штаты, одной из консалтинговых компаний. Он перевел своих двоих детей на индивидуальное обучение. Одному было 10, второму 8. Все его спрашивали: ты дома учишь сам ребенка, вызываешь ему репетитора, а где он будет социализироваться? Потому что это важная часть, согласитесь. Он сказал: она ходит на теннис, она там социализируется. Там командная работа, индивидуальная работа, конкурентный дух, соревновательный момент, она там социализируется. Возможно что-то ещё наверняка сверху придумал для социализации, потому что это важный аспект. Но даже это говорит о том, что индивидуальная образовательная территория нужна, это большой тренд, и родители этого требуют. Если им не готова дать это школа, они сделают сами, тем более, люди, которые хоть что-то понимают в образовании. Хоть что-то, это достаточно много бывает.
Анастасия Клименко:
Наверное, последний вопрос успеем поднять. Мы возвращаемся все время к детям и гаджетам почему-то.
Валентина Суслова:
Возможно, это тренд.
Анастасия Клименко:
Да, возможно, это тренд. На самом деле, есть очень много игр образовательных, даже, мне кажется, настолько какие-то видеокурсы, они всё равно пытаются в игровом формате преподаться, чтобы задержать внимание ребёнка. Где тот процент, который ребёнок может обучаться именно с какой-то игрой. Или всё-таки..? Тут, мне кажется, совершенно разные уровни образования. Потому что есть вроде образовательная игра, но она уже совсем игровая. Как это отличить?
Валентина Суслова:
Я честно скажу, наверное, никак. Процент необходимости геймификации, процент игры, он должен быть увеличен, я бы даже сказала больше, не в каких-то онлайн методиках, а возможно в оффлайн методиках, в традиционном обучении. Ведь геймификация - это не обязательно в онлайн, в компьютере. Это может быть замечательный процесс постановки урока, награды, уровни и так далее. Или такой Playfull Learning, которые мы обсуждали в самом начале, когда ты ориентируешь ребенка на процесс обучения, а не на результат. Когда ты учишь наслаждаться процессом, потому что сейчас практически мало кто наслаждается процессом, все больше ориентируются на результат, скорее поставить какую-то галочку.
Анастасия Клименко:
У нас, к сожалению, подходит время к концу программы. Не могли бы вы дать какой-то, может быть, совет родителю или ученику, если они хотят получить какое-то образование, куда им стремиться или что сделать?
Валентина Суслова:
Наверное, я разделю свой совет на 3 аудитории, с которыми я работаю.
Анастасия Клименко:
Да, ещё есть учителя.
Валентина Суслова:
Ещё есть учителя, которых я точно не забуду никогда. Преподавателям, наверное, я желаю научиться, было бы здорово помимо того, что я уже говорю, что надо радоваться своей работе, идти в эту профессию только если ты понимаешь, зачем тебе это и ребёнку нужно. Было бы здорово, если бы преподаватели научились переформатировать свои знания в онлайн формат. Тогда великолепных преподавателей, наставников услышат многие. Многие дети и в других странах, многие дети в нашей стране, в маленьких городах. Родителям, это немножко успокоиться и сбавить спесь, потому что сейчас были дети, которых во все кружки отдавали раньше. Он и поёт, и танцует, и занимается карате, и что только не делает. Вот сейчас у нас все технологические, он и робототехникой, он и программирует, он и биохимией занимается, биоинженерией. Надо успокоиться немножко и всё-таки заняться осознанностью ребёнка. Может быть, отдать его какому-то профессионалу, который посмотрит, определит его спрофнавигирует его. Про это мы, к сожалению, не говорили. Тема следующего эфира. Немножко заняться осознанностью ребенка, не впихивать в него всё на свете. У него и так много контента, у него белый шум в голове уже. Для ребёнка, это развивать навыки взаимосвязей, долгосрочных отношений и эмпатии. Потому что сейчас это уже, как мы с вами говорили, этих навыков не хватает ребёнку. Ну и конечно же, следить за всеми мероприятиями, анонсами АНО «Цифровое образование», потому что это всё бесплатно как раз, в том числе, для родителей, для детей.
Анастасия Клименко:
Здорово, спасибо большое. Спасибо большое всем, кто дослушал, до новых встреч.