Алексей Ходорыч:
Добрый вечер, уважаемые зрители! В эфире снова Алексей Ходорыч, главный редактор детского издания «Классный журнал». И наш сегодняшний гость – генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьёв.
Евгений Капьёв:
Добрый вечер!
Алексей Ходорыч:
Совсем недавно «Эксмо» проводило очень интересную авторскую конференцию, на которой Евгений озвучивал многие тенденции. Я надеюсь, он о них нам расскажет, как и о своих визитах на многочисленные выставки – на лондонскую, на выставку в Болонье. А перед программой я посмотрел интервью с Евгением, а я очень люблю искать какие-то сходства между мной и тем, с кем я общаюсь, нашел 3 сходства. Во-первых, очень здорово, что Вы были лучшим читателем в библиотеке, что висели на стене. Второе сходство, что Вы сказали в интервью в одном, что Вы не разделяете какого-то иронического отношения к Тони Роббинсу, а я тоже считаю, что зря над ним хихикают. Во-первых, потому что, действительно, никто ж не хихикает над теми, кто ходит на концерты, а это, можно сказать, одного порядка явления, но даже и это не вполне правда. То, с чем он был в России, это лишь такой облегченный курс, я с большим интересом смотрел, читал отчет Дамира Халилова о полномасштабном тренинге, он говорит, что это один из самых полезных тренингов в жизни, а уж кому-кому, а Дамиру Халилову я точно доверяю. И третье сходство то, что высокомерие и гордыня – вот, что вредит авторам. Верно?
Евгений Капьёв:
Абсолютно! Давайте начнем с последнего. Я считаю, что это вредит, вообще, всем. И это одна из проблем индустрии (и книжной, и любой индустрии), что люди, как только, даже Греф, по-моему, где-то в интервью сказал, что, как только у человека начинает высокомерие и гордыня преобладать или проявляться – все, он останавливается в развитии, потому что ты думаешь: все, ты почти бог, точнее, случайно, что ты не бог, это просто чуть-чуть не повезло. Соответственно, это, действительно является большим барьером. В части Роббинса, согласен, что очень много позитивных отзывов, и я рад, что он в следующем году приедет в Санкт-Петербург, и они планируют собрать целый стадион. И я уверен, что соберется стадион. Ну, и по библиотекам, я рад, что у нас такое замечательное сходство. Я люблю библиотеки, и, знаете, недавно даже говорил, что, когда нам говорят, что книги дорогие, я говорю: «Знаете, во-первых, действительно, смотря с чем сравнивать; во-вторых, книги – это единственный, вообще, товар в мире, который можно бесплатно потреблять не пиратским, а легальным образом – вы можете прийти в библиотеку и прочитать книгу». Вот скажите мне еще какой-нибудь товар, который вы можете прийти куда-то и бесплатно посмотреть. Может быть, кино? Да, как в кинотеатре...
Алексей Ходорыч:
Ну, и музыку еще…
Евгений Капьёв:
Соответственно, за это не надо платить, если телевизор есть, но там есть реклама, там рекламная модель, а в библиотеках нет рекламных модели, то есть вы приходите и можете, в действительности, прочитать любую книгу. Поэтому здесь я рекомендую, мы очень много работаем с библиотеками, и если книги какие-то для вас дорогие, библиотек огромное количество у нас в стране, они развиваются. Вы даже не представляете, какие сейчас прекрасные библиотеки есть, просто фантастические (и в Москве, и во многих городах), очень рекомендую!
Алексей Ходорыч:
Друзья, поскольку у нас ведется трансляция в Фейсбук, вы оставляйте ваши комментарии. У меня много очень вопросов, но самые интересные вопросы я задам. И перед тем, как перейти к интервью, я традиционно анонсирую наш новый номер, вышел в пятницу «Классный журнал» и «Понимашка». На этот раз оба журнала о космосе – по понятной причине, скоро День космонавтики, вас с ним и поздравляю! Как всегда очень интересное издание, тут много и пищи для ума, и для развлечения, и сканворды, и комиксы. Если в вашем городе этих журналов нет, или вы не можете их найти, лучше всего подписаться на Почте России. Давайте сразу быка за рога, чтобы мы в конце не поняли, что мы этот вопрос и не обсудили, а такое, кстати, уже не раз бывало. Много раз я у многих людей спрашивал, что же будет с чтением, даже у одного высокопоставленного финна спрашивал. И какое-то общее мнение, что книга как большой формат отмирает, сейчас больше клиповое мышление, потребляют аудио, комиксы – нет-нет, чтения не будет! Как Вы думаете, эти люди, в чем они ошибаются, скажем так?
Евгений Капьёв:
Дело в том, что сейчас изменения происходят очень быстро, и, конечно, спрогнозировать, что будет с тем или иным видом товара, очень сложно. Но то, что мы видим сейчас, что чтение растет, и книги растут, и объем рынка книг тоже растет, то есть за прошлый год мы оцениваем рост от 7 до 10 %. Я был сейчас на Болонской детской ярмарке, и я вижу, что там просто рассвет детского книгоиздания. Вы не представляете, там какое количество огромное прекрасных детских книг! Это просто какой-то ренессанс детских книг, то есть просто ты даже, я вот ходил, смотрел и переживал, а почему у меня в детстве не было такого? Если же говорить, вообще, какие они могут быть, то видно сейчас, если с тенденцией, то книги, вот в чем прелесть книжного рынка, он трансформируется к изменениям. То есть, условно, пошла мода на электронные книги, например, детские книги начали делать такими, которые нельзя в электронном виде сделать. Ну, например, на английском называется Touch and Feel (потрогай и почувствуй), когда у вас что-то открывается, что-то звенит, что-то играет. Или вы открываете, например, у нас замечательная есть книга по Хогвартсу, вы открываете книгу, и у вас прямо замок поднимается. Но у вас замок нигде в живую никогда не поднимется ни в какой электронной книге. То есть, соответственно, книги сейчас начинают трансформироваться и приспосабливаться к тем изменениям, которые есть. И видно вот сейчас, особенно, в Болонье было видно: очень много разных проектов на стыке технологий – с 3D-очками целые серии, и то, что я сказал, и Touch and Feel, и с дополненной реальностью. То есть, я уверен, что книги будут расти, и, в первую очередь, это связано с тем, что люди, которые работают в индустрии, они не сидят и не спят. То есть, я скажу, что они не сидят и не думают: «Ну, не надо ничего делать, будет счастье всегда и вечно». Все развиваются, все ищут что-то новое, все придумывают что-то новое, каждый год мы видим огромное количество инноваций. Я уверен, что именно благодаря этому рынок книг, он никогда не умрет. Потому что, знаете, в России я со многими издателями разговаривал и даже интервью читал, если вспомнить какие книги даже мы в «Эксмо» издавали 10 лет назад и сейчас – это небо и земля. То есть рынок не стоит на месте, и я уверен, что сейчас, лет через 10, если мы будем с Вами здесь сидеть и будем вспоминать, что было, тоже скажем: «Вау, как много всего классного удалось сделать!» Поэтому, я уверен, будущее у рынка книг есть и, соответственно, ничего с ним не будет. Там даже, знаете, интересное было исследование а Скандинавии, я про него уже рассказывал, что делали исследование, насколько у детей запоминается лучше информация – в электронной книге и в бумажной. И там разница в 30%, то есть когда хотели перевести детей на обучение в чистом виде по электронным книгам, оказалось, что это гораздо менее эффективно, потому что там все-таки работают еще и кинестетические вещи, то есть человек перелистывает и он, соответственно, по-другому запоминает, то есть другая память начинает работать, а в электронном виде этого факта нет. Поэтому, я уверен, что книги ждет – ну, нельзя сказать, что рост будет в 2, в 3 раза, но постепенно мы видим стабильность на многих рынках, и они не падают.
Алексей Ходорыч:
Мне понравилась информация, что недавно было исследование, что несколько лет назад (может быть, 10, я уже не помню) читали люди час в день, сейчас читают 9 часов в день. Пускай читают социальные сети, что угодно – все равно они читают. То есть стоит книгам побороться за этих людей, и все будет отлично. И Ваше второе утверждение, которое меня очень поразило, хотя я так где-то об этом думал, но прямо так никто этого не формулировал, что книги экономят время на получение значимой, важной информации. Вы можете, вообще, не жить в России, вы можете лежать летаргическом сне, потом проснуться, почитать книгу Пелевина очередную, допустим, про Фудзи, и вы узнаете, вообще, все о нашей жизни практически абсолютно. И сейчас Вы это все прокомментируете, но я прямо эту идею додумал, я подумал так, что если от книг отчасти и дети, и взрослые стали отказываться из-за новых технологий, потому что, конечно, большая конкуренция, то все развивается по спирали. Сейчас все люди абсолютно (и дети, и взрослые) знают, как сильно тратится время жизни на бесполезное времяпровождение в социальных сетях, а навыки чтения уже остались. И, возможно, наоборот, чтение ожидает бешенный ренессанс, то есть Вы еще говорили в другом интервью, что, если у вас есть какие-то проблемы, зайдите в магазин, поищите книгу. И перед тем, как Вам передам для ответа, это все очень сильно, конечно, связанно с системами поиска книг. Вы, наверное, над этими системами работаете, потому что, если я захочу что-нибудь прочитать, то не хватает такого сервиса, каким был раньше, допустим, Имхонет. Все эти голосовалки и описания в книжных магазинах, они, мне кажется, не очень этому подходят.
Евгений Капьёв:
Да, давайте, если начать с последнего, то это, в действительности, большая проблема поиска книг, мы над этим сильно работаем. У нас внутренний огромный проект по тому, как качественно представлять данные по книге, я надеюсь, что мы его где-то в первой половине второго квартала (ну, где-то к маю, к концу мая) реализуем как раз для того, чтобы это было удобнее. Потому что, вот что меня поразило, на Западе они вот на этих ярмарках, бывает, день обсуждают (как он называется) [11:23] BICS, стандарт описания книг, потому что там много проблем, потому что, в действительности, можно долго делать классную книгу, сделать прекрасную книгу, но если ее читатель не может найти, то это бесполезный труд большого количества людей. Поэтому одна из задач издателей и всей индустрии, и мы даже недавно обсуждали, что, возможно, стоит ввести в России, вообще, единый стандарт и по описанию, и по классификатору книг, потому что каждый магазин классифицирует сам, как хочет, каждая розничная сеть, оптовик, интернет-магазин. Соответственно, бедный читатель, он приходит сюда… Это как, знаете, у меня много детей, и у нас всегда такая проблема, что написано для 9 лет одежда, но она подходит зачастую, может быть, для 5-летнего только. Так и здесь, каждый участник индустрии сам классифицирует, как хочет, и бедный читатель, он путается в этом, потому что здесь это в одной категории, здесь в другой, здесь в третьей. Поэтому, я считаю, что одна из задач у нас в индустрии в ближайшее время – это, в действительности, сделать единый классификатор, и мы на эту тему сейчас активно думаем и, возможно, получится за этот (может быть, следующий) год это все четко организовать, потому что, в действительности, здесь читателям сложно. Ну, и второе, что мы делаем здесь, мы настраиваем различные инструменты бигдаты, например, рекомендуем Book24, наш интернет-магазин, где гораздо лучше у нас товар-рекомендательный сервис, где как раз под ваши данные будет рекомендоваться книга, которая вам однозначно подойдет. И мы увидели хорошие очень результаты, то есть здесь мы еще задействуем инструменты различные, продвинутые IT-технологии для того, чтобы помочь читателю, и видим, это дает хороший результат. Поэтому, действительно, поиск книг – одна из самых важных задач.
Алексей Ходорыч:
Собственно, спасибо за ответ! Я сейчас продолжу про оба направления, которые Вы обозначили, но самое главное, что происходит на новом этапе – всплеск интереса к книгам – идея абсолютно, мне кажется, правильная и адекватная, но этого ведь можно ждать несколько лет, а можно как-то к этому людей подталкивать, эту идею везде продвигать. Я надеюсь, эта программа кого-то подтолкнет к идее. Может быть, есть какие-то программы в отрасли (быть может, и не только у вас) по популяризации этой идеи – вот даже не чтения, а самой идеи, что книга – это курс очень полезных лекарств, которые нужно пропивать, чтобы активно продвигаться в этой жизни.
Евгений Капьёв:
Программы как таковой (именно вот с этой идеей), программы, к сожалению, нет, но мы сейчас активно думаем над развитием книжной отрасли, и как стимулировать, действительно, чтение. У нас выделен определенный бюджет именно на эту социальную функцию, и сейчас мы в активном поиске идей сильных. Потому что здесь очень важно, знаете, все-таки бюджет большой (несколько десятков миллионов), но, действительно, тут важно не промахнуться. И поэтому эта идея, например, про курс тоже очень сильная, то есть это, в действительности, факт. Я тоже уже говорил, что у нас, например, есть программа на Book24 с нашими лучшими книгами, с проектом «Вечная гарантия», что мы гарантированно уверены, что вы в любой момент можете книгу вернуть. Потому что мы настолько уверены в ее качестве, что даем на нее вечную гарантию – это, вообще, мало кто в мире дает на книги (я думаю, даже никто не дает, мы здесь первыми это придумали). То есть там есть книги, которые гарантированно вам помогут, например, тот же Фабер-Мазлиш о воспитании детей – просто гениальная книга «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». То есть мы в них настолько уверены, что готовы двигать их даже таким образом. Но я считаю, что таких программ, про которые Вы упомянули, конечно, надо делать, надо придумывать, надо здесь это все стимулировать. Ну, соответственно, будем делать, но не быстро просто это получается, к сожалению. То есть проектов много, задач много, и не всегда на все пока хватает рук и кадров. И здесь мы активно всегда в поиске сильных, талантливых людей. Присылайте резюме, пишите даже мне, то есть мы активно ищем партнеров, кто бы мог помогать нам развивать индустрию.
Алексей Ходорыч:
Может быть, выйти с этой идеи на самый верх, потому что туда уже неоднократно выходили, что читать хорошо. Но сейчас-то я понимаю, что просто популяризация чтения, что читать хорошо – это в пользу бедных, это мало на кого может повлиять. Читать хорошо? Ну, да, хорошо… А если говорить, что в концентрированном виде информация, уже переработанная – это экономит ваше время жизни. Поймите! «Есть кто дома?» – как в «Назад в будущее» постоянно по голове стучал. Это, действительно, может сподвигнуть…
Евгений Капьёв:
Да, абсолютно может сработать. И даже, знаете, она может и деньги экономить. Например, мы недавно обсуждали идею издания книги Германа Стерлигова. С одной стороны, к нему по-разному относятся, но вот он говорит: «Вы покупаете мою книгу и экономите миллион», – потому что у него есть несколько лайфхаков, как построить дом, реально сэкономив большую сумму денег, то есть много даже таких идей. Но вот здесь интересно, действительно, сказали, я вот тоже хочу всем порекомендовать: «Если у вас кто-то не читает, говорить ¨читать хорошо¨, нельзя». То есть вот мы делали исследование, когда в прошлом году готовились к программе продвижения чтения, что просто социальная реклама «Чтение – это хорошо», она вызывает негатив. Вот просто вызывает негатив, то есть это факт, мы провели специально с исследовательской компанией дорогое исследование и поняли, что это делать нельзя. Я вот рекомендую просто дать хорошую книгу, то есть дать человеку, постараться подобрать под его вкус хорошую книгу, и одна, вторая книга… Есть книги, поверьте, которые вы открываете и уже не можете закрыть просто. Тут можно начинать даже с самых бестселлеров, начиная (да, не наша книга), но тот же Гарри Поттер для многих возрастов идеально подходит. Соответственно, лучше начать, найти классную книгу, и поверьте, вы дальше уже не остановитесь. Поэтому здесь важно порекомендовать, и все будет хорошо, и дальше у вас ребенок, вы его не узнаете, у вас дом будет заставлен книгами.
Алексей Ходорыч:
Я до сих пор переживаю, что Гарри Поттер закончился. Многие говорят: «Ох, коммерция, коммерция…» А вот так там все наверчено – и детектив, и все такое. А, вообще, я читал, что Вы – любимые книги назовите, вот те две, которые Вы называли, потому что вторая non-fiction, которая «богатей»…
Евгений Капьёв:
Наполеон Хилл, «Думай и богатей!» – одна из моих любимых книг. В действительности, такая, знаете, книга, название у нее немножко, скажем так, популистское, но, в действительности, это великая книга, которая очень многих людей сподвигла на изменения. И она как раз, знаете, про что? Про то, что все в ваших руках. То есть, я помню, у меня, когда в жизни бывали тяжелые периоды, мне хватало эту книгу открыть, прочитать 20 страниц, и ты понимаешь, что все в порядке, вообще, надо упираться, и все будет хорошо. Там просто такие впечатляющие примеры, которые вас однозначно возьмут за душу. То есть они настолько ярко и сильно описаны, гениально просто описаны, что этого достаточно для того, чтобы заставлять вас начинать действовать. Я ее никогда до конца не дочитывал, честно скажу, мне хватало, помню, рекорд был 100-150 страниц, потому что там в книге заложена огромная энергия, которая заставляет человека развиваться.
Алексей Ходорыч:
Я решил, кстати, ее теперь тоже приобрести. А я, в свою очередь, вот моя любимая самая книга «Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт» Витезслава Незвала, называют ее «Чешская Алиса». Я подозреваю, тут есть какие-то проблемы с авторскими правами, потому что лет 10 назад я задался целью настырно сделать так, чтобы все ее издали. Я написал в кучу издательств, все говорили: «Да, мы знаем, но издавать не будем». А между тем, все люди, кто ее читал, говорят, что эта книга какая-то волшебная, просто она немножко мозги двигает и она конечно…
Евгений Капьёв:
А что это за книга? Мне прямо интересно...
Алексей Ходорыч:
«Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт», «Чешская Алиса» ее называют.
Евгений Капьёв:
«Соломенный Губерт»…
Алексей Ходорыч:
Она такая очень волшебная, скажем так. Наверное, сейчас таких книг очень много появилось…
Евгений Капьёв:
А сейчас не издают ее, я просто что-то не помню ее на память…
Алексей Ходорыч:
Не издают. И там этот художник Пивоваров знаменитый, знаменитый переводчик Эппель (самый знаменитый переводчик), но там, видимо, что-то не очищено…
Евгений Капьёв:
Ну, посмотрим. Мы, в действительности, работаем со всеми крупнейшими издательствами в мире. Даже, знаете, иногда проводили расследование, находили авторов, которые никому не передавали права, и наследников в другой части света и издавали. Например, мы издали Джеки Чана, первыми в мире перевели с китайского, и даже наши партнеры чехи просили русский перевод, потому что с китайского им было трудно переводить. Я вот сейчас увидел, англичане тоже, наконец-то, до него дошли. Или Хелен Анделин, которую пиратски издавали, потому что автор умер, соответственно, наследники, и они перестали, вообще, как-то работать. И мы ее нашли (наследников) в Штатах, в какой-то маленькой деревушке, написали письмо, связались через 15 промежуточных лиц, команда прямо сделала прекрасную работу, и в итоге сейчас мы ее легально издаем. И я надеюсь, и во всем мире тоже будут продолжать дальше уже на легальной основе издавать.
Алексей Ходорыч:
Ну, тогда только на вас осталась надежда.
Евгений Капьёв:
Ну, я вот сфотографирую себе…
Алексей Ходорыч:
Кстати, вот что хотел сказать. Я думаю, что очень удачно в Вас сошлось то, что Вы закончили финансовую академию, работали в консалтинговой компании, сейчас попали в книгоиздание и еще в детстве очень любили читать. Это такое…
Евгений Капьёв:
Микс.
Евгений Капьёв:
…это такое уникальное сочетание. Когда Вы Александру Молчанову сказали, что Вы 11 лет работали в non-fiction подразделении «Эксмо», я понял, что именно Вы принимали решение в 2009 году издать «ЭНкоды»…
Евгений Капьёв:
Да.
Алексей Ходорыч:
Это первая моя книга. Сейчас уже не попиарить, уже вышло еще одно издание той самой книги, сейчас вышел второй тираж этой книги. Заходите на сайт encody.ru, мы даже перевели на английский описание, чтобы задержать англоязычных читателей, не пожалеете. И еще одну вашу книжку отпиарю. Я думал, Вы меня спросите: «Что Вы читаете?» Я читаю сейчас Гончукова, я ему очень обещал ее прочитать, но я до сегодняшнего дня ее так и не начинал читать, очень было много дел, но пока ехал в метро, я начал ее читать. Я теперь думаю, я ее проглочу довольно-таки быстро.
Евгений Капьёв:
Ну, кстати, тираж, да. И очень популярная и Ваша книга, и «Как снять кино без денег», вообще, у нас ушла буквально за неделю, то есть тираж продали. Насколько я знаю, там сейчас дополнительный тираж вышел, я просто видел по цифрам, что тираж про кино без денег улетел очень быстро и стал хитом тоже.
Алексей Ходорыч:
Я так понял, что изначально небольшой тираж был из-за того, что думали, что эта тема такая узкая, но она оказалась довольно таки…
Евгений Капьёв:
Да, в целом, знаете, как интересно? Сейчас, если говорить про тенденции, то книги про сценарное мастерство, про кино – сейчас все это на пике популярности не только у нас, но и во всем мире. И в России мы большими тиражами продаем, например, того же Александр Молчанова, про которого Вы упоминали, про сценарное мастерство. То есть вот сценарий, написание сценариев – это является сейчас одной из таких популярных тем, и я рад, потому что, во-первых, с этим можно, действительно, продавать себе не только в России, но и на Западе и сценарии писать западных фильмов. Я знаю, у нас есть такие авторы в России, которые пишут. Но и в целом я рад, что такие творческие профессии растут у нас в стране, что люди хотят именно развиваться в творческом плане.
Алексей Ходорыч:
Ну, возвращаясь к нашему вопросу про книги в будущем, вот с одним утверждением мы оба согласны, что большой формат (именно большой – не рассказы, не комиксы, хот это тоже все очень популярно), большой формат сохранится. Но второе важное утверждение, наверное, весьма спорное, что сохранятся бумажные книги, хотя я с ним-то согласен. У меня вторая любимая книжка про Карлсона, такая синяя, 76-года, так она реально пахнет какими-то плюшками. Я часто, когда приезжаю на родину, я ее открываю и думаю: «Какой же запах отличный у этой книги!» Но, наверное, все-таки многие с Вами поспорят, но тут, наверное, гарантий давать нельзя, что книги останутся в бумажном виде, или Вы в этом уверены?
Евгений Капьёв:
Я тоже думаю, что все-таки в бумаге, но посмотрим. Мир сильно меняется, посмотрим, как это будет. Я, в принципе, думаю, что, скорее всего, когда все будет диджитализировано, я вот так для себя представлял, что может убить бумажные книги – это когда люди будут одевать (условно) очки виртуальной реальности и будут получать эти ощущения перелистывания книги, не имея книгу, то есть когда перед ними (перед глазами) будет эта книга появляться, они листают, у них пальцы, все те же ощущения. То есть, я думаю, только это, наверное, убьет, потому что тогда, действительно, все органы чувств будут задействованы. Но вот интересная тенденция как раз к тому, как издатели борются с электронными книгами, и что сейчас в трендах. Вот, например, сейчас в трендах последнего года огромные книги вот такие вот, то есть не просто вот стандартный формат Гумбольдта, а вот раза в 2, в 3 больше. То есть такие огромные детские книги – это сейчас большая тенденция, и для нас это удивительно было. Но почему? Потому что, в действительности, ты опять же получаешь другие ощущения. Ну, то есть когда вы в маленьком телефоне смотрите – хорошо, iPad, но какой еще iPad можно сделать, я не знаю? Ну, вот, как монитор. Но когда у вас такая огромная красива картина, классно напечатана, ну, с этим трудно бороться. И издатели это делают, и мы видим спрос со стороны читателя на то, чтобы вот именно такие книги тоже получать. То есть здесь, если вернуться к разговору, то да, что издательская индустрия очень много всего придумывает и пытается на требования читателя отвечать. Или второе, знаете, интересная тоже тенденция этого года, пошел спрос на очень толстые книги. То есть вот мы говорим, клиповое мышление, клиповое мышление, но люди, в действительности, у них пошло даже какое-то к этому отторжение, они хотят где-то получать гарантию качества. И вот даже, знаете, в трендах в Фейсбуке лонг риды пошли, то есть длинные тексты. И вот у нас пошел тренд, вот у вас Губер толстый, но вот еще толще книги, и они пользуются спросом, даже зачастую больше, чем тонкие книги. И мы сейчас планируем много такого издавать. Я, например, видел, знаете, «Игры престолов» люди издали – просто в одном томе все «Игры престолов», и видно, что люди хотят это читать. То есть именно, действительно, видеть, ну, вот, действительно, как мы говорили, этот краткий курс, здесь есть все, не надо листать в Интернете, что-то искать, а вот все в одном. И это такой интересный тренд человеческого поведения, и много сейчас таких тоже книг.
Алексей Ходорыч:
Я следил за Вашим Фейсбуком, когда Вы были в Лондоне, Вы говорили, что одна из самых посещаемых секций была секция по аудиокнигам.
Евгений Капьёв:
Да, так и есть, это и в России сейчас растет, и во всем мире это самый растущий рынок. То есть в мире, в действительности, электронные книги стали падать, то есть доля электронных книг стала падать. Да, она там выше, чем у нас, поэтому у нас еще есть потенциал, но в мире доля электронных книг стала падать, и сейчас самый большой ажиотаж по аудиокнигам. И там даже, знаете, как? Мы вот тоже обсуждали интересный кейс, что зачастую у одной книги 5 аудиоверсий, то есть просто одноголосая запись, двухголосая, спектакль, записано просто фанатом каким-то. То есть это, вообще, удивительная история по популярным книгам, что такие тенденции. И в России сейчас тоже активно растет, мы вот заключили контракт со «Сторителом», сейчас там наши книги представлены. И появилось много сервисов, и это, знаете, в первую очередь, еще в мире связано с чем? С тем, что появились эти колонки, если кто не знает, Alexa, которые люди ставят в доме, и с ним – он погоду говорит, ему можно сказать: «Хочу прочитать (вот, например, Вашу книгу) ¨ЭНкоды¨», – и через буквально 2 секунды колонка начинает читать. Соответственно, в России Яндекс сейчас эти колонки делает, они еще с книгами не интегрированы, но я уверен, что завтра-послезавтра это будет. И это, конечно, очень удобно! Вы сидите и просто думаете (ну, даже если там будет, например, какой-то, вообще, помощник правильный), у вас есть проблема (как мы говорили, не знаю): «Вот у меня ребенок балуется, что почитать?» И вам: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», – прочитаете, решите свои проблемы. И вот она начинает вам читать. То есть, может быть, даже будет рекомендательный какой-то сервис. И с этим вот на Западе огромный пошел спрос на аудио, и, я думаю, в России тоже сейчас идет рост, и там огромный потенциал у рынка. Мы много сейчас аудиокниг записываем, рекомендую заходить, искать. Мы пытаемся сейчас записать, в принципе, весь свой каталог. В месяц, наверное, больше 100 новых книг мы записываем, и будет еще больше. Я думаю, к концу года будет, в принципе, огромный выбор. То есть раньше просто люди жаловались, что было мало книг, сейчас, могу сказать, что количество книг существенно увеличилось, будет еще больше. Пользуйтесь разными сервисами, у «ЛитРеса» есть приложение «Слушай!», и на это, действительно, большой спрос. И я смотрю, знаете, детские книги, даже их соединяют где-то с аудио, что можно зайти и параллельно, например, в аудио, если вы заходите на сайт, что-то идет в сопровождение, то есть пытаются это все тоже миксовать. Ну, посмотрим…
Алексей Ходорыч:
Мне недавно один писал в личку (я не помню имя, потому что это был не friend, а просто человек): «Я очень впечатлен, я слушал Вашу книгу по аудио, а где взять таблицу?» То есть он даже не стал пробивать, есть ли такая книга в виде бумажном, он ее просто, видимо, слушал через какую-то…
Евгений Капьёв:
…ну, какой-то сервис. То есть тут да, надо, в действительности, чтобы издатели и сервисы адаптировали, соответственно – если таблицы нет, надо прикладывать ее в электронном формате. Мы над этим работаем, в действительности, не все книги легко можно перевести в аудио, это есть такая проблема. Но то, что рынок растет, прямо огромный потенциал, и мы открыты. Сейчас большое количество у нас проектов. Мы ведем переговоры с Audible амазоновским, чтобы наши аудиокниги были доступны в любой точке мира – не только через российские сервисы, но и международные. То есть у нас сейчас много проектов. Соответственно, я уверен, что аудиорынок – это просто одно «и», за счет чего книжный рынок тоже будет расти.
Алексей Ходорыч:
Вот Вы писали вчера в Фейсбуке, что появились ваши книги…
Евгений Капьёв:
…на «Амазоне», да.
Алексей Ходорыч:
…на «Амазоне». Партнер их отбирает, или вы ему рекомендуете?
Евгений Капьёв:
Там партнер, в принципе, берет почто все.
Алексей Ходорыч:
Понятно.
Евгений Капьёв:
Почти все берет он сам. Как правило, мы с партнерами работаем, потому что все-таки это их выбор, но он большой каталог у нас берет. Мы сейчас в переговорах по прямому контракту с «Амазоном», но сейчас работаем через партнера, и, в принципе, книги издательства «Эксмо» можно найти на «Амазоне». Да, они там дорогие, потому что все-таки там есть свои логистические достаточно серьезные затраты, но они на уровне западных цен на книги. Сейчас мы работаем через партнера, но факт остается фактом, что российские книги издательства «Эксмо» можно сейчас заказать и получить в любой точке мира. «Amazon» работает практически со всеми точками мира, со всеми странами, и сейчас, если у вас книга выходит в «Эксмо», гарантированно через какой-то срок ее можно получить везде.
Алексей Ходорыч:
А есть вот какой-то коммерческий смысл, вот в порядке бреда я вдруг сейчас подумал, что, наверное, если бы автор книги (ну, не Пелевин, хотя, почему бы и не он) читал свои книги сам, и продавать их втридорога или по такой же цене – это имеет какой-то смысл? Автор же с какими-то интонациями…
Евгений Капьёв:
Ну, да, расскажу…
Алексей Ходорыч:
Маяковский же читал свои стихи…
Евгений Капьёв:
Хорошая идея! Мы часто, если автор согласен, мы привлекаем автора для записи его книг. Но при этом, я скажу, я читал исследования на Западе, что, к сожалению, это не всегда работает, потому что здесь есть все-таки специфика, и профессиональный диктор может это читать гораздо лучше, чем автор. Но мы со своей стороны как издатели всегда рады, у нас очень много записано авторами книг (тот же вот Дмитрий Портнягин с «Трансформатором»), то есть мы много очень книг записываем авторами и всегда этому рады. Но базово здесь, знаете, западная статистика свидетельствует, что не всегда это работает.
Алексей Ходорыч:
У нас осталось 13 минут, поэтому сейчас Вам задам целый комплекс вопросов, Вы на них как-нибудь посжатее отвечайте. Очень интересно Вы говорили про университет «Эксмо», который вы планируете открыть для авторов. Сюда же хотел бы проблему поиска новых авторов, потому что многих новых авторов отпугивает то, что первый гонорар, конечно, не окупает этих затрат, а нужно на что-то жить, и многие думают: «Я лучше буду как-то иначе зарабатывать». Как я понял, Вы считаете перспективной какую-то программу типа конкурса, поощрения, чтобы был еще какой-то элемент втягивания автора в эту деятельность. И третий вопрос сюда же – продвижение малых авторов. Я со слов Дмитрия Руса понял, что и у него, и у многих авторов, наверное, всегда есть претензии, что мало уделяют времени продвижению именно их книг. И тут есть совершенно логичный ответ, что у «Эксмо» огромная линейка, вы уже вынуждены выбирать, на что тратить время. Тут, наверное, нужна какая-то консолидация авторов и «Эксмо» для продвижения, если речь идет о консолидации, то, наверное, возможно, в перспективе, сейчас, я знаю, этого нет, какая-то совместная программа по продвижению. Допустим, автор к вам обращается с какой-то идеей, вам она кажется хорошей, и он фактически выступает на вашей стороне. Если ему даже нужны какие-то затраты на что-то, быть может, даже это стоит, вы экономите ресурс ваших работников и получаете продвижение книг. Три вопроса, у нас 10 минут.
Евгений Капьёв:
Давайте с первого вопроса по университету. Да, у нас есть такая идея, мы в этом году сделали большую авторскую конференцию, где начали эту уже программу реализовывать, где рассказали про тенденции, что происходит на рынке. Сейчас, в ближайшее время мы планируем, как и обещали, сделать большое мероприятие с Цекало, где расскажем, как писать книги для того, чтобы они попадали в кино и покупали сценарии. Сейчас дата согласовывается, и я думаю, летом (может быть, в начале лета) мы это проведем. Также у нас в планах провести мероприятие, я считаю, что огромный потенциал у российской художественной литературы в том, чтобы ее больше ставили в театрах, потому что во всем мире театральные постановки местных авторов – это огромный объем, огромное количество. У нас, к сожалению, я считаю, есть в этой области большой потенциал (ну недавно ставили, например, Пелевина «Ай Фак»), но я считаю, что очень много всего можно ставить. Меня удивил тот же Питер Джеймс, когда я встречался, он сказал: «По моему последнему детективу 5 разных театров в разных частях страны ставят постановки». То есть, соответственно, есть в этом потенциал, и мы будем эту программу развивать. Я надеюсь, в следующем году будет больше мероприятий, мы активно над этим работаем. Если говорить про новых авторов, да, пишите, присылайте рукописи, мы сейчас этот процесс налаживаем. Да, я согласен, что первые гонорары, они не очень большие, но мы тоже над этим сейчас работаем. Сейчас в планах у нас несколько проектов, которые, надеюсь, за 2-3 месяца ситуацию с приемом рукописей в «Эксмо» существенно улучшат. Мы уже начали работать активно.
Алексей Ходорыч:
Это поощрение какое-то помимо гонораров?
Евгений Капьёв:
Может быть, даже и так. И поощрение, и более быстрое рассмотрение, какие-то конкурсы, то есть у нас много. Даже уже частично начали реализовывать инициативы, объявили конкурс (по-моему, сейчас не скажу, в каком жанре, на сайте у нас есть), но будет большое количество мероприятий, я надеюсь, в этом квартале у нас по плану. То есть к концу июня заходите активнее на сайт «Эксмо», будет много анонсов, что будем делать. И последний Ваш вопрос был про продвижение. Мы здесь всегда открыты автором, но тут, знаете, как? Я скажу, что всегда у авторов есть вопрос, что его мало продвигают. Да, могли бы больше, но это правильный вопрос, и я считаю, здесь каждый автор должен этот вопрос ставить для того, чтобы где-то оказывать давление на издательство (любое издательство). Я здесь призываю все эти вопросы задавать. Но, с другой стороны, если говорить про «Эксмо», то мы тоже здесь пытаемся, знаете, работать «широкими мазками», например, запуская франшизу «Территория», где мы представляем уже 25 магазинов. В этом месяце (в апреле) под открытие еще 10 магазинов, где мы приоритетно представляем, естественно, авторов только «Эксмо». И когда мне какой-то автор говорит: «Женя, вот в Усть-Урюпинске мою книгу я еле-еле нашел на нижней полке». Я ему говорю: «Подожди, но ты же ее нашел… Проверь, если бы ты издавался в другом издательстве, то ты бы ее даже там не нашел». Например, магазин «Лабиринт», с ним не работают огромное количество российских издательств, мы с ним работаем, и вы получаете доступ – там миллионы посетителей магазина «Лабиринт», соответственно, а с ним (не буду сейчас имена издательств называть), но базовые крупнейшие издательства с ним не работают. То есть «Эксмо», мы пытаемся здесь работать (еще раз я скажу) «большими мазками», пытаясь наши книги представлять в максимальном количестве магазинов. При это, если говорить про продвижение, мы всегда открыты идеям, готовы поддерживать и готовы тестировать, потому что сейчас, в чем прелесть современного рынка, вы можете небольшими деньгами протестировать любую идею. Если она полетит, мы с удовольствием будем ее масштабировать.
Алексей Ходорыч:
И даже подключаться, я имею в виду?
Евгений Капьёв:
Да, да. То есть здесь вопрос, просто надо всегда придумывать. Не говорить: «Надо потратить миллион (или миллион долларов), и тогда посмотрим…» Нет, сейчас рынок, вы тратите небольшую сумму, и сразу видны результаты: да-да, нет-нет. И надо просто так правильно строить маркетинг, именно тестовым образом, и мы так, в принципе, и работаем.
Алексей Ходорыч:
Эх, я, правда, забыл обратиться: у нас с соавтором будет 8 апреля в «Библио-Глобусе» встреча с читателями. И я забыл рекомендацию Евгения, он давал на авторской конференции хотя бы там какое-нибудь шоу устроить. Может быть, я туда возьму свое банджо (посмотрим). Соки, я думаю, покупать не стоит, хотя…
Евгений Капьёв:
…тоже может быть. Почему нет?
Алексей Ходорыч:
Но за счет «Эксмо» это можно сделать, или как?
Евгений Капьёв:
Ну, там надо обсуждать. Я думаю, соки точно за счет «Эксмо» можно сделать. Но здесь, с точки зрения шоу, абсолютно во всем мире ушли просто от банальных встреч с читателями, это какие прекрасные мероприятия, на которые финально даже люди стали продавать билеты (книжные магазины), то есть настолько классно их организовывают. Не знаю, дойдем ли мы до этого, но, поверьте, зачастую наша аудитория читателей недооценивают, что вы можете встретиться с какой-то феноменальной личностью, прийти в книжный магазин на автограф-сессию, где вы в обычной жизни никогда не встретитесь вот с Вами, например. Ну, как вот в обычной жизни можно встретиться? Очень сложно!
Алексей Ходорыч:
Друзья! Вот я возьму на себе такое обязательство (мне только что пришла в голову идея), я попробую до 8 апреля придумать частушки про ЭНкоды и вам спеть на банджо. Эх, пообещал, теперь придется это делать. Восьмого в «Библио-Глобусе»! Я-то ладно, журналист… Но там будет знаменитый профессор психологии Вадим Артурович Петровский, а он реально знаменит, потому что у него отец психолог, а это целая династия. А у нас осталось 2 минуты, и вот тут приходят вопросы: что скажете про Юрия Николаевича Белоножкина, что скажете про интерактивные и AR-книги (Augmented Reality)?» Это что такое?
Евгений Капьёв:
Да, дополненная реальность, и этот сегмент сейчас растет, и у нас даже есть не много, но определенное количество книг с дополненной реальностью, которые хорошо продаются. В следующем году будет больше таких книг, мы сейчас на выставке заключили хороший контракт в этой области. Мы оцениваем это как растущий сегмент во всем мире. Вот сейчас на выставке было, по-моему, штук семь мероприятий, где обсуждали, как дополненную реальность можно внедрять в жизнь. Там, конечно, много возможностей, как это можно использовать, поэтому наша оценка, что это перспективный сегмент.
Алексей Ходорыч:
Успею рассказать. Вы знаете, что на «ЭНкодах» была испытана дополненная реальность. В те годы я занимался еще и самогоном, и мы договорились с одной компанией, по Москве поставили десятки огромных бутылок самогона, и в одной из них была спрятана стопка ЭНкодов виртуальных, и кто находил эти ЭНкоды, получал самогон и ЭНкоды. Кто выиграл, я не помню, но, по-моему, это где-то в облаках до сих пор висит. Так, Вы подумайте, с чем обратиться в финале, а я традиционно еще раз скажу: журнал ищите в киосках, супермаркетах. Я надеюсь, когда будет принято решение на государственном уровне, журналы детские появятся в школьных библиотеках. Пока этого нет, журналов там нет, но вы всегда можете подписаться на Почте России, оба журнала очень интересные (этот для дошкольников, этот для дошкольников). У Вас 17 секунд для обращение к народу.
Евгений Капьёв:
Во-первых, спасибо большое за приглашение! Очень приятно было обсудить книжный рынок, мы в него, в действительности, верим. И вот то, что я говорил, что нельзя детям говорить: «Просто читаете книги». Вот хочу порекомендовать одну из наших новинок (к сожалению, с собой нет), она называется «В метре друг от друга». Прекрасная книга, сейчас рвет все рейтинги для детей от 10-12 лет. История любви очень красивая, просто дети не могут оторваться от книги. Там девочка любит мальчика. Из-за того, что она болеет, она не может к нему приближаться, не может даже поцеловать. И настолько там интересно, и как эта проблема в итоге будет разрешена, то есть всем рекомендую! Продали уже 30 тысяч, и, я думаю, там тираж будет больше 100 тысяч, то есть книга, действительно, хит. И дети просто потом под подушкой даже книгу читают, настолько она их захватывает.
Алексей Ходорыч:
Спасибо огромное за встречу!
Евгений Капьёв:
И вам спасибо!
Алексей Ходорыч:
Очень интересно! Максимально интересно! Всем до свидания! Надеюсь, мы вам понравились!