{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Елена Саратцева Заместитель руководителя АНО "Российская система качества" 01 апреля 2019г.
1 апреля – никому не веря! Или доверяй, но проверяй
Какие исследования качества товаров для детей и младенцев оказались самыми курьезными? Как часто встречаются случаи, когда производители ошибочно или намеренно указывают неверный состав или другие параметры на детской продукции?

Татьяна Буцкая:

Друзья, доброе утро! Программа «Выбор родителей» сегодня будет не совсем обычная, первоапрельская. Кстати, одна из новостей сегодня будет фейковая. Я представляю нашего гостя: Елена Саратцева – заместитель руководителя Роскачества. Я думаю, что с исследованиями Роскачества все знакомы, потому что, Елена, мимо Ваших бомбических исследований невозможно пройти. Всегда это вызывает бурю эмоции, потому что Вы находите такое, о чем другие предпочитают молчать. Давайте посмотрим на результаты исследования детских товаров. Какие группы Вы уже исследовали?

Елена Саратцева:

Мы исследовали детскую одежду, детскую мебель, детские игрушки, парфюмерию и косметику для детей – это основные категории.

Татьяна Буцкая:

Давайте начнем с кроваток, я их так люблю.

Елена Саратцева:

Кстати, для меня, как для курирующего заместителя руководителя, было открытием то, что в разных странах дети разные по размерам. Было невероятно узнать такие вещи. Поэтому в разных странах кроватки тоже разные. Если вы покупаете кроватки европейского руководителя, они отличаются от кроваток российского производства или Китая. Отличаются чем? Во всех странах есть проблема, связанная с безопасностью ребенка, то есть дети сами по себе непоседливые, иногда кроватка является причиной травмы, когда голова ребенка застревает между рейками кроватки. В Российской Федерации к этому еще так близко не подошли. Но во всех остальных странах есть стандарты, которые определяют степени безопасности по расстоянию между рейками, в зависимости от страны расстояние разное, что говорит о том, что дети в разных странах имеют разные размеры головы.

Татьяна Буцкая:

Насколько они отличаются?

Елена Саратцева:

Плюс минус 2-3 см – значительная разница. Наше измерение, которое мы делали, когда разрабатывали свои стандарты, опережающие стандарты Роскачества, дали средний размер 8,5 см. Это расстояние между рейками, которое гарантирует, что голова ребенка не пролезет и не застрянет.

Татьяна Буцкая:

Голова нашего ребенка.

Елена Саратцева:

Нашего российского ребенка. В ГОСТе пока этого нет, мы будем добиваться, чтобы туда были внесены измерения.

Татьяна Буцкая:

В ГОСТе какие стандарты?

Елена Саратцева:

В ГОСТе вообще нет требований к этому параметру. Хотя это один из важнейших показателей.

Татьяна Буцкая:

Это меня всегда удивляет, что какие-то параметры не добавлены, и вся надежда только на Вас.

Елена Саратцева:

Татьяна Викторовна, я Вас могу удивить еще больше. У нас даже нет требования к тому, чтобы кроватка собиралась. Все мы знаем, что кроватки продаются разобранные. Вы не покупаете кроватку в сборке, вы ее покупаете запакованную в какую-то упаковку, чаще всего непрозрачную. Приносите домой, и вот тут самое неожиданное может случиться, что случилось у нас на исследовании. У нас было одна из моделей кроватки, для того чтобы из нее собрать целую кроватку, нам пришлось купить 3 комплекта, то есть везде чего-то не хватало. Вот так иногда производители относятся к нашим потребителям.

Татьяна Буцкая:

Если вы родитель, как можете дальше отстаивать свои права? Сначала покупаете 3 кровати, собираете чеки, из 3-ех кроватей собираете одну кровать, в которой спит ребенок, и дальше хотите сдать ненужные детали.

Елена Саратцева:

Нет, так не пойдет, потому что каждый раз придется сдавать кровать, как только вы ее вскрыли и обнаружили некомплект. Поэтому лучше, чтобы вскрывали при вашем присутствии в магазине и проверяли все детали по наличию. Либо если вы вскрыли, и по какой-то причине оказалось, что каких-то деталей не хватает, нужно сохранить все упаковки, все чеки, паспорта и после этого попытаться сначала обратиться к продавцу. Но поскольку упаковка вскрыта, наибольшая доля вероятности, что придется обращаться непосредственно к производителю, потому что продавец ответственности никакой не несет, упаковка непрозрачная.

Татьяна Буцкая:

Как жить дальше, как покупать кровати-то?

Елена Саратцева:

Вопрос риторический. Но без кровати тоже никуда, поэтому методом проб и ошибок. Конечно же, смотрите результат на портале Роскачества, там указаны все те недостатки, которые были выявлены в отношении каждого из товаров, а это были наиболее популярные товары. Я знаю, что Вы проводили выбор родителей, и у нас с Вами многие из моделей, которые входят в 3-ку-5-ку лидеров, совпадают. Поэтому я думаю, это самые достоверные результаты, как народная молва, проверка испытаниями, на которые можно ориентироваться.

Татьяна Буцкая:

У Вас заработал сайт, новое приложение, которое Вы делали.

Елена Саратцева:

Да, у нас открылся сайт для умного потребителя, где товары структурированы в каталог. Есть отдельная вкладка «Товары для детей», там все можно увидеть.

Татьяна Буцкая:

Мне кажется, наступит прекрасное время когда-нибудь. Но когда мы приходим в магазин, мы должны на что-то ориентироваться, не только на ощущение, что мне нравится эта коробочка, это, наверное, бренд хороший. Нужно еще третье экспертное мнение. Если вы приучите всех, что придя в магазин, надо открыть приложение Роскачества и посмотреть, как был оценен этот товар, то это будет wow-эффект среди производителей, которые будут четко понимать, что оценка Роскачества напрямую связана с их продажами. Но и у потребителя появится некая точка отсчета, по которой они могут судить, то есть если товар хороший, значит, дальше я могу прикладывать уже свое: мне нравится его дизайн, мне подходит его цена. Если мне нравится дизайн и подходит цена, при этом я вижу, что придется купить 3 кровати, то здесь будет включаться обратный отсчет.

Елена Саратцева:

Вы, как член наблюдательного совета Роскачества, активно этому способствуете. Я думаю, что все наши слушатели уже активные потребители информации сайта Роскачества России.

Татьяна Буцкая:

Друзья, это мы еще раз сказали о том, что скачайте себе на телефон приложение Роскачества. Детские кроватки мы обсудили, разные размеры у детей в разных странах, разные головы, поэтому расстояние между рейками может отличаться на 2,5 см.

Елена Саратцева:

Дальше у нас средства гигиены у детей. Тоже очень интересная тема – детское мыло. Мы совсем недавно обсуждали основные правила гигиены, и я предлагаю их повторить. Если вы пользуетесь детским твердым мылом, следите за тем, чтобы у вашего ребенка был отдельный кусок мыла, чтобы не было такого, что в семье мама, папа, и другие родственники проходят и все моют руки этим куском мыла. Дело в том, что та среда, которая живет на куске мыла, активная, живая. В условиях влажности, да еще и температура, руки мы моем теплой водой, бактерии активно размножаются. Чем больше людей со своей средой этот кусок мыла используют, тем больше бактерий на нем скапливается, соответственно, потом все это может перейти на руки ребенка. Поэтому следите, чтобы правила гигиены соблюдались, если вы покупаете твердое мыло, пожалуйста, пусть им пользуется только ваш ребенок.

Татьяна Буцкая:

Давай продолжим логическую цепочку. Получается, что мыло обладает только одним действием, что оно смывает грязь и бактерии?

Елена Саратцева:

Нет. Есть мыло антибактериальное, которое не только бактериостатическим свойством обладает, то есть оно смыло и бактерии смылись. Есть действие и бактерицидное, то есть ряд производителей добавляют в детское мыло ингредиенты, которые обеспечивают не просто разовый эффект, но и защиту какого-то количества времени. Даже в зависимости от концентрации этого ингредиента бактерицидный эффект может быть.

Татьяна Буцкая:

Это должно быть написано на упаковке, оно не априори все бактерицидное?

Елена Саратцева:

Нет, все мыло вообще даже бактериостатическим средством не обладает. Если мыло называется антибактериальное, то возможно 2 вида эффекта: либо бактерицидное, когда бактерии разово убираются с рук, бактериостатический эффект, когда обеспечивается защита. Еще раз повторюсь, если вы покупаете мыло для ребенка, смотрите, чтобы было написано «детское», потому что это мыло адаптировано под кожу ребенка и предназначено именно для детей. Взрослым мылом мыть и подмывать детей нежелательно.

Татьяна Буцкая:

У меня сразу миллион вопросов. Не углублялись ли Вы так глубоко, что бактерицидный эффект может быть вреден для здоровья ребенка? Это, конечно, не антибиотики, но вещества, которые близки к антибиотикам. То есть постоянно происходит воздействие на собственную флору ребенка. Век, когда антибиотики перестают действовать, и Вы видите тому уже реальное подтверждение, когда умирают молодые люди. Сейчас с любым бактериостатическим, бактерицидным эффектом надо быть очень осторожным. Глубину этого эффекта Вы не проверяли?

Елена Саратцева:

Нет, мы смотрели только время воздействия, сколько сохраняется. Ни одно мыло большее 4-ех часов не действует. Через 4 часа на руках и тех местах, на которые вы наносите мыло, все равно начинает образовываться флора, эффект не очень длительный.

Татьяна Буцкая:

Я читала статью о том, что особое увлечение любым бактерицидным эффектом не есть хорошо с точки зрения биоценоза нашего организма. Если мы говорим о детях – я за жидкое мыло.

Елена Саратцева:

Оно с точки зрения гигиены тоже будет интересно, потому что жидкое мыло, которое вы нанесли на руки, и на самом мыле ничего сверху не произошло, более безопасно в этом плане. Жидкое мыло мы, к сожалению, пока еще не исследовали, до него очередь обязательно дойдет. Это очень важный компонент в современной семье, мне кажется, что большое количество семей переходят именно на жидкое мыло. Обязательно исследуем, спасибо за идею.

Татьяна Буцкая:

Когда Ваш руководитель Роскачества встречался с нашими беременными девушками в городе Сочи, он спросил: что бы вы хотели исследовать? Я была уверена, что они скажут: автомобильные кресла, коляски. Знаете, что они первое сказали? Влажные салфетки, потому что это то, чем они пользуются каждый день везде – и лицо, и руки, и грудь себе вытрут.

Елена Саратцева:

Я про мыло хочу тему закончить. Важно еще вспомнить, что мыло присутствуешь в детских школьных и дошкольных учреждениях. Обязательно обратите внимание, чем моют руки дети в школе и в детском саду. Если вы понимаете, что один распиленный кусок мыла лежит на весь детский сад, подумайте, а не стоит ли ребенку выдать влажные салфетки и научить его, как правильно ими пользоваться, потому что мыло закуплено по государственным контрактам, наверняка не самый дорогой образец. Говорить про бактерицидный или бактериостатический эффект можно с большой долей условности. Поэтому чтобы обезопасить своего ребенка, чтобы мытье рук не превратилось в перенос бактерий на руки других детей, возможно, следует поступить таким образом. Тем самым вы раньше научите ребенка гигиене.

Татьяна Буцкая:

Друзья, обращайте внимание на то, чем моет руки ваш ребенок в детском саду, в школе. Обращайте внимание, какое мыло лежит в палате роддома, я всегда рекомендую женщинам брать с собой жидкое мыло, потому что там важные первые дни жизни малыша.

Елена Саратцева:

Давайте от мыла перейдем к порошкам. Есть особая категория – это детские стиральные порошки, к ним предъявляются особые требования, они выносятся в особую группу. Я хочу сказать по поводу стиральных порошков в целом. Не стоит рассчитывать, особенно на порошки, на которых написано: универсальное, от всех видов пятен, все на свете выстирают и ткань будет еще лучше, не стоит на это рассчитывать. Как показало исследование Роскачества порошков для цветных тканей, которое мы проводили 1,5 года назад, ни один порошок не предназначен для выведения пятен, если это не специальное моющее средство. Более того, испытание, которое мы проводили на нескольких видах пятен: белковые пятна имитируют кровь, пятна, которые имитируют чернила, пятна, которые имитируют вино и масложировые пятна – со всеми видами пятен в комплексе не справился ни один порошок. Как нам пояснили эксперты, современные порошки не предназначены для того, чтобы выводить пятна. Если вы хотите вывести пятно, которое вдруг появилось, а дети и пятна – это очень близкие вещи, необходимо использовать специальное средство, которое предназначено именно для этого вида пятен.

Самое интересное, есть виды пятен, которые не выводят специальные средства, только химчистка. Поэтому когда вы покупаете порошок, отнеситесь к этому с известной долей скепсиса. В плане детских порошков интересная деталь, почему детский порошок называется детским. Малыш постоянно жует ткань, и для того, чтобы малышу было безопасно, туда добавляются специальные вкусоароматические вещества. Ткань становится еще более вкусной, малыш может продолжать ее жевать, и еще плюс – будет безопасно.

Татьяна Буцкая:

Вообще какой-то космос. Я иногда смотрю телевизор и вижу: «А вы еще стираете? Я иду к вам, смотрите, какая была грязная кофточка, 543 разных пятна, и мы ее макнули, и она белоснежная».

Елена Саратцева:

Это маркетинг и не соответствует действительности. Еще раз повторяю, есть виды пятен, например, пятна от ржавчины, которые вообще невозможно отстирать. Когда мы обсуждали сложившуюся ситуацию с экспертами, они нам сказали: как часто вы в белой кофточке пойдете ржавые гвозди таскать? Наверное, не очень часто. Зачем производители порошка будут тратиться на дорогостоящие ингредиенты, для того чтобы отстирывать пятна, которые не являются бытовыми. Даже с элементарными пятнами от чернил и вина не все порошки справляются.

Татьяна Буцкая:

Можно ли заглянуть в исследования Роскачества и посмотреть, какой порошок активнее всех других активных?

Елена Саратцева:

Да, у нас все порошки расположены по рейтингу. В рейтинге, помимо отстирывающих свойств, есть свойства, связанные с сохранностью тканей, чтобы на ткани не образовывались катышки, правильно называть их пили. Самое главное, чтобы ткань не теряла цвет. Современные порошки больше нацелены на то, чтобы сохранять цвет ткани, иногда даже восстанавливают цвет ткани.

Татьяна Буцкая:

Когда мы учились в медицинском институте, у нас было много разных кафедр, и надо было пройти через все кафедры и потом, наконец, стать неврологом. У нас была очень сложная кафедра ЛОР-болезней, она было очень сложная, нас досконально спрашивали про синуситы, эпителии, как и что лечить. Когда мы уже сдали экзамены, вышли, и один мальчик, который сейчас стал профессором, неврологом, выпускает статьи на английском языке, которые выходят по всему миру, вышел и сказал: «Ну, что я вам могу сказать, завтра, наверное, все забуду, как называл это все я козявками, так и буду называть». Он уже понимал, что ЛОР-врачом никогда работать не будет. Поэтому катышки у нас так и останутся катышками. Друзья, запоминаем слово «пили». Про 2-ую часть вопроса – дети всегда все тянут в рот, и одежду, и носок. Какие-то пищевые ингредиенты туда добавляются?

Елена Саратцева:

Разумеется, это же проверяется, чтобы не нанести вред ребенку.

Татьяна Буцкая:

Этим отличается детский порошок от взрослого?

Елена Саратцева:

Да.

Татьяна Буцкая:

Я сейчас еще исследую подарки, которые дарят в роддомах.

Елена Саратцева:

Кому-то дарят порошки?

Татьяна Буцкая:

Да. Я готовлю «бомбу», которую мы запустим через ведущие российские агентства. Потому что после того опроса, который я сейчас провела по родителям России, я поняла, что федеральный подарок для новорожденного уже есть, его уже не надо делать. За нас его сделали компании, которые производят подгузники, стиральные порошки и заменители грудного молока. Я сейчас не называю этих марок, но то, что мы будем публиковать, когда все вместе соберем, это вызовет эффект разорвавшейся бомбы. Потому что мы боремся с заменителями грудного молока в роддомах, мы показываем, что есть детские и не детские порошки. Поэтому ваши исследования тут в помощь.

Елена Саратцева:

Моя любимая тема – школьная форма. У Вас любимая тема про новорожденных детей, а у меня про детей школьников. В этом году мы готовим очередное исследование, будут пиджаки – это более дорогой сегмент. Пиджаки – это сейчас не обязательный элемент школьной формы. Базовый комплект включает брюки для мальчика, юбку для девочки, блузку и жилет. Если у вас требуют пиджак, вы можете обратиться к руководству своего региона, потому что это дорогостоящая одежда, пиджак иногда может стоить, как весь комплект формы.

Татьяна Буцкая:

Кардиган относится к пиджакам?

Елена Саратцева:

Нет, кардиган не относится к пиджакам. Кардиган, как правило, трикотажное полотно, а пиджаки – швейное изделие с подкладкой. Пока поговорим про базовый комплект – это брюки, юбочка, блузка. От Вас были интересные предложения, когда готовились к эфиру, рассказать, какие были курьезные случаи. Самый курьезный случай, когда был сезон продаж школьной формы. Кстати, лайфхак, который мы говорим всем нашим читателям и Вашим потенциальным слушателям, подписчикам. Школьную форму лучше покупать не в сентябре, особенно если у вас не первоклассник, а ребенок более старшего возраста, лучше покупать ее в мае, когда идет распродажа старых коллекций школьной формы. Школьная форма не такая вещь, на которую каждый сезон меняется мода, особенно, если в школе форма своя, или школа сотрудничает с каким-то производством, все модели уже известны. Поэтому вы можете купить форму на вырост, потому что мы понимаем, что ребенок с этим комплектом будет жить минимум полгода, а то и весь год.

Предположить, какой размер будет у вашего ребенка, не так сложно, вы же понимаете его индивидуальные особенности. Лучше покупать в мае, пока идет сезон распродаж, то есть производители все старые коллекции стараются реализовать, и в этот момент на форму самые низкие цены. Потому что к сентябрю форма будет дорогая, если вы хотите сэкономить, или у вас несколько детей, тогда лучше подкупить форму в мае.

Теперь о том, как правильно ее покупать. Были курьезные случаи, когда на форме вместо того, чтобы написать брюки для мальчика, было написано «женский костюм 52 размера», зачеркнуто ручкой и сверху написано «брюки для мальчика рост 140». Да, такое бывает, о чем это говорит? Это говорит о том, что производитель нашлепал куда-то этикеток и в момент, когда к нему пришли государственные контрольные органы, чтобы хоть как-то себя прикрыть, начал делать такие вещи. Это правильно? Конечно, неправильно. У всех нас, как у потребителей, есть права на достоверную информацию. В условиях, когда что-то поправлено ручкой, сомнения в достоверности информации возникнут у любого потребителя. Поэтому мы с Вами, Татьяна, как лидеры просвещения, стараемся просветить наших потребителей. Как мы это делаем, какой вопрос Вы ставите в анкеты?

Татьяна Буцкая:

Есть ли сертификат?

Елена Саратцева:

Это слово надо запомнить и при каждом удобном случае задавать его продавцу в магазине, можно спросить сертификат на любой товар. Если продавец добросовестный, у него должна быть книга, папка, куда подшивают все сертификаты на все товары, которые продаются в этом магазине. Если продавец по какой-то причине отказал вам в сертификате, соответственно, такое отношение его к безопасности товара, который он реализует, стоит задуматься, можно ли покупать товар в этом месте. Возможен ответ, что у нас сейчас сертификата нет, но мы через 3 дня его подвезем или пришлем по электронной почте. Тогда лучше покупку отложить до того момента, как вы посмотрите сертификат. Объясню почему. В сертификате (это как паспорт товара) указаны все основные характеристики, а именно, что товар соответствует всем требованиям, которые к этому товару предъявляются. Есть его идентификационные свойства, вот там будет правильно написано, что это брюки или женский костюм и каких размеров для школьников, дошкольников и так далее, кто проверял и кто несет ответственность за то, что этот сертификат соответствует всем требованиям. Внимание, здесь очень важный момент: если вы приобретаете товар, который, например, был сшит в городе Москва, там написано, что место производства город Москва, и вдруг по какой-то причине орган по сертификации, подтверждающий, что товар соответствует, находится в Уфе. Стоит задуматься и представить себе логистику, что по какой-то причине производитель взял московский товар и повез его зачем-то в Уфу, чтобы подтвердить его соответствие. По-моему, у всех пресвященных потребителей возникнет вопрос: а зачем такие расходы?

Татьяна Буцкая:

Наверное, там есть суперлаборатория, которая может оценить этот товар.

Елена Саратцева:

Притом, что все суперлаборатории находятся в Москве. Наверное, нужно подумать об этом, и еще раз подумать, хотим ли мы купить именно этот товар. Понятно, что иногда бывают очень привлекательные модели и очень хочется, чтобы ребенок ходил красивый, посмотрите в интернете, модели примерно все одинаковые, можно подобрать замену более адекватную. Если мы видим, что производитель по какой-то причине возит в Уфу что-то подтверждать, наверное, не стоит приобретать такую модель для ребенка.

Татьяна Буцкая:

Это очень важно, потому что так мало людей может сориентироваться в сертификате. Почему они не спрашивают: а) не верят, им кажется, что все куплено, но и с этим сейчас борются; б) не понимают, что там смотреть. Можно ответить на эти 2 вопроса: то, что мы не верим сертификатам, как сейчас решается, можно сейчас сертификатам верить?

Елена Саратцева:

Сертификатам можно верить, потому что тот орган, который выдал сертификат, на всем протяжении действия сертификата несет за него ответственность. Даже если вы не верите, и у вас возникают сомнения, всегда можно проверить или пожаловаться. Как проверить? Есть сайт Росаккредитации – это специальный уполномоченный государственный орган, который ведет открытый реестр всех сертификатов на все товары, которые находятся в реализации в Российской Федерации, в течение всего срока действий этих сертификатов и даже после их окончания. Если вы получили сертификат, видите его номер, он легко читаем, вы можете зайти на сайт Росаккредитации, в поисковике набрать реестр сертификатов, у вас выйдет ссылка на этот реестр. По номеру в реестре можно проверить статус сертификата, действующий он или не действующий, совпадают ли данные, которые нанесены на бумажный носитель, с данными, которые находятся в реестре. Иногда бывает так, что не совпадают.

Далее посмотреть, распространяется ли сертификат, даже можно на самом сертификате, на ваш товар, то есть вписали ли эти брюки для мальчика в сертификат. Потому что иногда, покупая брюки, а Роскачество приобретает товар так же, как и потребитель, в местах розничной реализации. Покупая брюки, мы просим сертификат, нам дают сертификат: там брюк нет, а вписано детское нижнее белье. Поэтому надо внимательно смотреть.

Татьяна Буцкая:

Получается, что они на сертификацию отдали детское нижнее белье, а потом с этим сертификатом в магазин принесли еще и брюки?

Елена Саратцева:

Да, верно.

Татьяна Буцкая:

Что нам смотреть на сертификате? Я помню, что мы начинали с элементарных вещей, чтобы сравнить, что написано на бирке и чтобы совпадали названия.

Елена Саратцева:

С тем, что написано в сертификате. Должны совпадать изготовители или производитель. Должно совпадать наименование изделия, если указана коллекция, то эта коллекция должна быть в самом сертификате или указана в приложении к сертификату. Должны совпадать составы: если состав шерстяные волокна, в сертификате должно быть указано, что эта одежда из шерстяных волокон, если синтетические – то же самое, все это должно быть вписано. Потому что невнесение в сертификат каких-либо сведений говорит о том, что это свойство товара могло не подвергаться оценке.

Татьяна Буцкая:

В каких случаях надо требовать сертификат, что тебя должно смутить? Потому что заставить себя подойти к продавцу, взять сертификат, начинать сравнивать, на это нужны весомые основания.

Елена Саратцева:

Я считаю, что во всех случаях надо потребовать сертификат, это ваше право, как потребителя. Во-первых, это проверка вас, насколько вы серьезно относитесь к безопасности. Я считаю, что товары длительного пользования, о которых мы говорили сегодня, например, детские кроватки или школьная форма, вы же их покупаете не на один день. Соответственно, это ваша безопасность, это ваши права, и это защита вашего кошелька. Потому что если вы хотите, чтобы из кроватки собралась одна кроватка, а не из 3-ех кроваток одна, если вы хотите, чтобы форма проносилась тот сезон, на который вы рассчитываете, все-таки нужно посмотреть – а кто-то это до вас проверял, или вы будете первопроходцем?

Татьяна Буцкая:

Роскачество ставит свои знаки на товары?

Елена Саратцева:

Роскачество наносит знаки на товары, которые соответствуют опережающим требованиям.

Татьяна Буцкая:

На упаковке, на этикетке, где?

Елена Саратцева:

Как правило, наносится на этикетку, на лицевую сторону. Выглядит примерно так же, как у нас на ящике, знак «Проверено Роскачеством», в красном красивом цвете. Да, такие знаки есть, они присутствуют на полках.

Татьяна Буцкая:

Вы сколько вообще товаров исследовали?

Елена Саратцева:

На сегодняшний день мы исследовали свыше 4000 товаров.

Татьяна Буцкая:

Если смотреть из того, сколько Вам вообще надо исследовать, какой процент?

Елена Саратцева:

Если мы говорим об объеме тех товаров, которые реализуются в магазине, объем супермаркета – это примерно 5000 товаров. Поскольку мы смотрим разные сегменты, у нас есть и автокомпоненты, и бензин, и детские товары, которые в основном продаются в специализированных магазинах, то, конечно, чуть размыто по сравнению с матрицей супермаркета, поэтому у нас еще все впереди.

Татьяна Буцкая:

Да, работать и работать. С вами была программа «Выбор родителей» и хочу напомнить про то, что у нас выходит журнал «Parents' Choice», и совсем скоро ждите свежий майский номер. Друзья, до свидания! Всего самого хорошего!