{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Хаустов Телеведущий, продюсер, преподаватель факультета журналистики в МГУ 14 марта 2019г.
Особенности воспитания детей в современных реалиях
Как возродить эпоху телевидения? Роль семьи в воспитании ребенка, важность воспитания

Наталья Канивец:

Добрый день, друзья, добрый день, уважаемые дамы и господа! Сегодня, как всегда с вами программа «Сторителлинг по-русски» и я, её ведущая, Наталья Канивец. Сегодня у меня в гостях Дмитрий Хаустов. Давайте, я немножко расскажу, что мы с Димой совсем недавно постройнели и участвовали совместно в одном проекте. Поэтому решили продолжить нашу совместную работу. Сегодня Дмитрий выбрал интересную тему, про детей, про особенности воспитания в XXI веке наших детей. И очень много вы сегодня услышите. Поэтому не покидайте наши экраны. Но начнём мы сегодня по-другому. Мы сегодня Диму представим на второй национальной премии «Сторителлинг по-русски». У нас готов ролик и мы с него и начнём. Итак, в гостях Дмитрий Хаустов, продюсер, телеведущий, преподаватель факультета журналистики МГУ. 

Итак, в гостях Дмитрий Хаустов. Добрый день, Дима. 

Дмитрий Хаустов:

Добрый день, Наташа. Мы тему выбрали про детей, потому что, безусловно, я горжусь тем, что 7 лет подряд я вёл программу «Спокойной ночи, малыши» и за этот срок немножко стал понимать психологию детей. Потому что когда я пришёл совсем молодым, не оперившимся телеведущим, меня в этой программе просто взяли на руки и научили всему тому, что я умею на сегодняшний день. И конечно же, научили общаться с детьми. Потому что сначала я их боялся. Я с Хрюшей, Степашкой сюсюкался. Мне говорили: не надо, это такие же взрослые люди, пойми, другой тон - другое отношение. Но потом, конечно, когда появились свои дети, всё встало на свои места. То есть получается, что я когда вёл программу, у меня родилась моя дочка Маша, я тренировался на кошках дома, на своём ребёнке именно потому что как раз совпал возраст. У нас по легенде Хрюше, Степашке, Филе и Каркуше примерно шесть лет. То есть это детсадовский возраст, это ещё не первый класс. Поэтому на протяжении семи лет мне было всегда так интересно, когда сценаристы очередной раз нас погружали в то, что вдруг Хрюша не знает алфавит или вдруг Степашка задаёт вопросы о сложении. Я возмущался, говорил: слушайте, мы уже это рассказывали. Говорят: подожди, мы рассказывали это тому поколению, которое прошло дальше после нашей программы. А сейчас выросло новое на смену ему, и теперь мы заново, как учителя в школе начинаем повторять это для новых малышей, которые пришли им на смену. Конечно, такие повторы, они всё больше закрепляли вот эту эмоцию, эту отношение к обучению. Потому что «Спокойной ночи, малыши!» - это программа, которая не только развлекает, но и обучает. Через обучение мы даём детям возможность ту или иную ситуацию в голове своей разобрать, правильно или неправильно поступил Хрюша и сделать вывод. А потом в качестве, допустим, бонуса за хороший поступок кого-то из героев, кто, например, исправился на глазах у телезрителей, мы смотрим в подарок мультфильм. 

Наталья Канивец:

Я хочу сказать, нам очень приятно, действительно, мы со своими детьми смотрели как раз в тот период Диму, и теперь мы тут рядышком сидим, прямо приятно, со звездой. Только Хрюши не хватает, может быть, я сойду. Ладно, это отступление. Скажите, пожалуйста, дорогие зрители, какие темы вы бы хотели сегодня задать Дмитрию Хаустову. Потому что нас всех волнует поколение 21-го века. Поколение 21-го века, оно совсем другое. У них клиповое мышление, они думают иначе, разговаривают иначе, у них свой слэнг появился. И Дмитрий перешёл, скажем, из телестудии в МГУ и стал преподавателем. Я сейчас, конечно, хочу Диме задать вопросы, как всё-таки, в чем особенности современного поколения, молодого? 

Дмитрий Хаустов:

Есть некоторые негативные моменты, с которыми я сталкиваюсь даже уже, казалось бы, со сформировавшимися ребятами, которые приходят на первый курс, на журфак МГУ. Оказывается, что школьную программу, блестящую нашу систему образования эти дети как-то, что называется, проскакали и какие-то произведения, которые являются базовыми, особенно для знаний журналиста. Они всерьёз не читали, а просто делали какую-то выжимку и писали сочинение, например, пойдя просто в театр, посмотрев спектакль на это произведение, либо найдя в интернете очень хороший, сжатый, осознанный разбор произведения. И по этому разбору, не читая целиком его, делали свои шаги к выходу из образовательной системы и к переходу в новую жизнь, во взрослую жизнь. И конечно, мои занятия начинаются с того, что я объясняю молодым студентам, особенно студентам, которые потом будут нести культуру в массы, что для них очень важен фундамент. Потому что фундамент, на котором они будут строить своё здание, первый этаж, второй этаж, третий и так далее. То есть что такое творческий человек. Творческий человек - это человек, который возводит своё творческое здание, чтобы оно было выше, виднее, издалека на него обращали внимание. Вот я такими тезисами с ними разговариваю. И отчасти очень попадаю в их понимание сегодняшней жизни, и они понимают прекрасно, что я подразумеваю под словом «фундамент». И вот фундамент для меня, это, конечно же, наши классические произведения, и я особенно люблю делать упор на классиков, которые тоже, как они занимались в своей жизни журналистикой. Здесь палитра очень интересная. Например, Федор Михайлович Достоевский. Он работал, помимо своих произведений, работал у брата в издании, и люди с нетерпением в Петербурге ждали его статей на те или иные темы. Слава богу, сейчас есть полное собрание и те, кто увлекаются этими авторами, могут ещё и почитать письма. Потому что невероятно интересно читать письма Достоевского. И ты сразу глубинно понимаешь, что этим человеком, чем он жил, что он был безумно зависим от игры, от проигрышей в казино. И любое своё письмо своим друзьям он начинал «Милостивый государь, нет ли у вас взаймы денег». То есть я понимал, что в основном этот человек, он как сегодняшний журналист, по большому счёту, волка ноги кормят. То есть человек, который бегает за материалом для того, чтобы заработать деньги. И Федор Михайлович каждый раз ещё и хитрил. Он, договариваясь, например, с издателем на то или иное своё новое произведение, то есть, безусловно, сначала говорил синопсис: я сделаю произведение такое-то, такое-то, он набирал количество страниц, потому что раньше издания платили за каждую страницу. Как и сегодня, за текст тоже за одну колонку платят одну сумму, за разворот другую. И Федор Михайлович, благодаря своей мании игры, игрока подарил нам невероятное наследие. Потому что он считал, в том числе, и страницы, которые будут в произведении. Поэтому те, кто этого автора обожает, я в их числе, они, конечно, настолько учатся даже без учителей профессии журналиста, потому что Федор Михайлович настолько умело залезает к каждому своему герою в голову, разжевывая, показывая характер, о чем он сейчас думает и так далее. Но Лев Николаевич Толстой, его некоторые произведения, особенно я обожаю, например, произведение «Воскресенье», где идёт суд над Катей Масловой, где сидят 12 присяжных заседателей, и каждый в эту секунду в голове прокручивает свою историю. И мы, как читатели, видим, что засудили Катю Маслову бедную неправильно. И этот Нехлюдов, который сидит и понимает, что именно его вина в том, что Катя сейчас сидит на скамье подсудимых. Потому что именно он вспоминает тот период и тот момент, когда он был молодым юношей, когда он приехал в гости к своим тётушкам, увидел там эту распрекрасное Катю Маслову. И как он, уходя в армию? её совратил. И потом, когда он ушёл в армию, она понесла плод. И тётушки заприметили в этом то, что она с каким-то дворником нагуляла ребёнка, ни в коем случае не подумали о племяннике. И таким образом просто её выгнали из дома, а дальше она уже пошла по наклонной, ребёнок умер. Это я вкратце когда начинают детям, студентам своим рассказывать краткую историю содержания, например, того или иного произведения, они вдруг видят краткое содержание, говорят: это что, там так всё было? Я говорю: так мало того, эта Катя Маслова попадает в публичный дом. Приезжает один купец с большими деньгами, чтобы купить товары в Петербурге, и он настолько ей доверяет, потому что она девушка открытая, бескорыстная, он говорит: езжай, вот тебе ключи от моего номера, от сейфа, езжай, возьми денег немножко, чтобы мы дальше гульнули в этом публичном доме. И когда я начинаю такими словами, что называется, спойлерить произведения и рассказывать о том, в кратком содержании, о чем оно, у них глаза загораются, они говорят: что, правда что ли, об этом написал Толстой, - говорят они. Я говорю: да, вы неужели... И вдруг у них приходит осознание, что то классическое восприятие материала, оно переворачивается с ног на голову, потому что они будущие журналисты. Они должны в этом произведении увидеть другие стороны, углы, разобрать его и насладиться этим слогом, этим авторским мышлением, этой невероятной сюжетной линией, которая дальше начинает происходить. Потому что мы видим раскаяние Нехлюдова, который стал причиной вот таких... Я, кстати, если вдруг не знает кто-то из наших зрителей, как развиваются события. Так вот, Катя оказалась в гостинице, взяла эти деньги, часть ту самую, о которой говорил этот купец. Приехала в публичный дом, раньше это была, в принципе, узаконенная ситуация, они продолжили гулять. Но когда она брала эти деньги, в этот момент хозяин гостиницы, что называется, он не может доверять, какая-то девка приехала с ключом от этого номера уважаемого человека. Он пошёл с ней, он увидел это количество денег. И у них созревает со своей сестрой план по отравлению этого купца. И когда они возвращаются с Катюшей в гостиницу, то они подсовывают Кате вино, купец выпивает вино и умирает. Дальше они воруют казну, а выставляют жертвой Катю Маслову, она оказывается на скамье подсудимых, абсолютно невиновная. И эти 12 присяжных, у каждого свой повод покинуть быстрее этот суд. Потому что одного ждёт любовница в гостинице, у него остаётся буквально час до приезда. У другого, извините меня, недержание с пищеварением, он быстрее хочет уже покинуть это место, у третьего и так далее. И вот из этих мелочей складывается наша журналистская работа. Потому что идя на встречу к какому-то человеку, надо брать во внимание, во-первых, возраст человека. Вот он сидит час, скажем, в жюри, не надо сразу после часа бежать к нему и брать у него интервью. Это я детей так учу. Говорю: дайте спокойно человеку. Вот помню, у меня эпизод был с Кобзоном. Иосиф Давыдович уже человек немолодой был, я вижу, что он хочет, извините меня, ищет, где руки помыть. Я прямо торможу своих студентов. Подождите, дайте спокойно. Он вам все потом расскажет, дайте спокойно человеку дойти, куда она стремится, потому что это перехватывание его на полуслова. Зачем вам такое. Вы ждали тут 2 часа, потом он вам что-то на 20 секунд ответит, потому что... Почему на 20 секунд потому что, извините меня, вот подумайте сами, вы бежите куда-то, например, по нужде, и вас тормозят: подождите, расскажите. Как расскажите, у Вас уже цель одна. И тут я говорю, вот эти все нюансы, они познаются с помощью вот этих классических привидений. Я, кстати, читал ещё интервью наших голливудских актёров, которые говорят: мы бы выучили русский язык только ради того, чтобы прочитать в оригинале ваших классиков. Ещё, кстати хорошая персона, как журналист, это Довлатов. Который даже работал в эстонской газете, и который из этих своих журналистских наблюдений, как он добывал материал тот или иной, сделал целую книгу и блестяще написанную. Причём написано, как он готовится к этому интервью, как он находит своих героев, то есть вот. И когда я начинаю таким языком рассказывать про то, что у них лежит перед глазами, то я вижу, как меняется их мировоззрение, как они по-другому. Вот это и есть воспитание. Хоть они уже взрослые люди, но всё равно закон у нас такой, что до 18 лет ты ещё ребёнок. А у нас, порой, студенты в МГУ приходят и в семнадцатилетним возрасте. И поэтому, конечно, для меня некоторые дети, я очень хочу успеть в этот уходящий поезд взрослой жизни добросать немножко в топку этих дров, чтобы ещё ярче разгорался их костёр знаний и желания, действительно, в этой профессии узнать чуть больше, чем их сверстники. 

Наталья Канивец:

Дима, я знаешь, что хочу сказать. Всё-таки классику перестали дети читать. Но надо в этом признаться, может быть, из-за того, что такие талантливые преподаватели, как ты, они иначе открывают классиков. Может быть, другие формы. Вот посмотри, сейчас больше становятся наши дети блоггерами, они создают короткие фильмы, понимают, что много не смотрят. Может быть, какие-то анимации делать, может быть, того же Достоевского сделать в картинках. Я не знаю, но что-то...

Дмитрий Хаустов:

Хорошая идея, можно, наверное.

Наталья Канивец:

Привлечь сначала внимание, потому что посмотри, на самом деле, я не уверена, что многие Достоевского читали, когда к тебе пришли студентами. 

Дмитрий Хаустов:

Согласен, я об этом и говорю, что они, конечно же, галочку поставили по школьной программе, что вроде бы я знаю, о чём, скажем, рассказ про Раскольникова, как он убил бабушку топором. Они в целом знают, кто этот герой, что он натворил. 

Наталья Канивец:

Но они в интернете аннотацию прочитали и всё. 

Дмитрий Хаустов:

Конечно. Но этого недостаточно. 

Наталья Канивец:

Так вот всё-таки вот эту глубину, надо ли так делать, или это уже другое поколение, и пусть уже как у них идёт. 

Дмитрий Хаустов:

Нет, студентам, которые учатся в нашем ВУЗе, это необходимо делать. Это тот самый базис, это тот самый фундамент, из которого состоит дальнейшее его здание. Потому что если будет этот фундамент крепкий и надёжный, со знаниями, и каждый кирпичик будет нести в себе одну-две книги или фильм какой-то, который я тоже советую. Я, безусловно, начиная свои занятия, например, обязательно с фильма «Секрет». Потому что этот фильм, она настраивает на другое восприятие предстоящих событий в жизни. Потому что школа - это некий такой уже шлейф. Они там доучиваются, досиживают, кто-то уже думает, когда же перемены. И вот я им говорю, особенно на первом курсе, говорю: друзья, у вас сейчас есть возможность уникальная. Вас никто не знает, вы пришли, вы начинаете с чистого листа. Поэтому у вас есть шанс, если вдруг вам что-то не нравилось в той жизни под названием «школа», я не знаю, к вам и к вашему творчеству не так относились, как вам хотелось бы, у вас, например, были какие-то конфликтные ситуации, потому что вы не такой, как все. Раз вы на журфаке, вы уже не такой, как все. Значит что-то, либо вы лидер, либо вы белая ворона, которая по-другому видят мир, вы творческий человек, которого сверстники, жующие бабблгам, пьющие какие-нибудь напитки вредные, они просто вас не понимают. И вы вдруг оторвались и оказались в новом для себя мире, с новыми такими же интересными людьми. У них есть уникальный шанс, действительно, собрать сейчас все мозги в одну кучку и начинать строить вот этот свой кирпичик за кирпичиком, своё новое здание, которое, безусловно, приведёт к успеху, безусловно, приведёт к пониманию профессии. Я им, конечно же, стараюсь подсказать. Потому что я очень часто переживаю, у меня не было таких, может быть, поводырей. У меня были просто лидеры, которые занимались чуть другим, нежели чему я сейчас обучаю. Но эти знания мне тоже очень много давали душевности, настроя по жизни. У меня столько было встреч интересных до моей профессии журналиста, а уж во время, когда я начал заниматься этой профессией, ведя программу «Доброе утро!» на Первом канале, «Доброе утро, Россия!» на России. Потом делал проекты «То, что ты ешь», бегал к звёздам, спрашивал, как они худеют, как они стройнеют и так далее. И когда я стал, что называется, общаться с интересными людьми, я стал понимать, допустим, кто-то ещё интереснее, чем просто на экране, его не так достойно показывают. Кто-то, скажем, очень профессионально умеет надевать эту маску и отработав, просто её снимает. И удивляешься, как человек меняется, насколько он себя бережёт, допустим, для кадра отдаётся, а как только камера выключается, всё, с холодным носом. И ты ждёшь, он вроде бы такой шутник, юморист, давай. А он такой: так, стоп, всё, я сделал то, что от меня требуется. Я говорю: да, но... То есть меня такие каждый раз ждали интересные встречи, неожиданные встречи. Люди по-разному открывались. Что говорить, я горжусь тем, что я занимаюсь профессией журналистика. Благодаря этой профессии я жал руку нашему президенту, Владимиру Путину, у меня есть фотография. Я горжусь, что она есть у меня, и что я лично. Я настраиваю на это, в том числе, и моих молодых ребят, моих молодых будущих коллег, что благодаря нашей вот этой профессии они могут достичь любых высот. Я переобнимал всех моих кумиров детства. У меня в детстве, я 75-го года рождения, у меня, было тогда модно, в московской квартире были увешаны плакаты разных культуристов: Шварценеггер, Сталлоне, Ван Дамм, Сандра, Си Си Кетч, Modern Talking. И получается, что из перечисленного списка, может быть, я ещё только руку не жал Шварценеггеру. Хотя он был в Москве и был в олимпийской деревне. У меня, как у нашего бодибилдера Саши была возможность оказаться у этого фонтана. И что-то помню, меня остановило. Но я знал, что если бы я пошёл, я бы 100 % до него дотронулся, как сделалось у меня в жизни с Майклом Джексоном. Он приезжал в Россию, вы не представляете, Наташа, какой был эскорт, охрана, и как оберегали этого человека, который ходил только в перчатках. Но я помню этот момент, как я протягиваю руку, и я не знаю, то ли он случайно, то ли он, что называется, потому что я видел, что он закрылся, он шёл никого не трогал. То есть не было такого, как Джастин Бибер, который идёт, всем руки, или футболисты наши, нет. И вдруг он делает движение, и он касается моей руке. И после этого, я не знаю, как будто бы как фильм «Аватар», вот это дерево, из него летят вот эти золотая пыльца. И помните, садятся на главного героя. Вот у меня в тот момент произошло вот это какое-то во мне. До меня дотронулся Майкл Джексон. Всё. Я после этого ходил окрыленный, я думаю, наверное, что-то будет дальше, видимо, я могу что-то сделать больше. Но я один из всей огромной толпы людей, которые тянули руку, и он до меня именно дотронулся. И у меня вот этот внутренний запал, что я могу осуществить всё, что я хочу, для этого надо чуть приложить усилия. Я это делаю, у меня получается, в том числе, у меня, правда, была мечта дотронуться до Владимира Путина. Мало того, я не то, что дотронулся, я ему жал руку. В этот момент стоял рядом Валдис Пельш, и он потом мне сказал: ты что делал с его рукой? А я от восторга взял руку, смотрю на него, он на меня, и он не вынимает руку. А я с другой стороны глажу его руку, и у меня такое движение, у меня даже есть эта фотография. Я не знаю, что со мной происходило, я был какой-то завороженный. Но я в восторге, потому что это придало мне ещё новых сил на дальнейшие шаги какие-то в жизни. Я очень рад, что мы, например, с Валдисом после того, как Владимир Путин нам вручил грант на создание документального фильма о нашей истории, о наших лётчиках, мы с достоинством отнеслись к этой работе, и нам не стыдно ни за 1 секунду созданного фильма. Я очень рад, что в таком тандеме мы рассказали о великой истории. Я вообще впервые в жизни выступил в качестве соавтора, в качестве автора фильма, в качестве модератора всего этого. Потому что началось всё с банального. Я нашёл клад на нашей даче, и этот клад послужил толчком для создания невероятного фильма под названием «Люди, сделавшие Землю круглой», о подвиге наших лётчиков, которые в 37-м году через Северный полюс из Москвы перелетели в Америку. Они наделали невероятное количество шума, потому что Америка не воспринимала нас всерьёз. Они были уверены, что за этим железным занавесом жизнь замерла, что после революции. А мы индустриально развивались с огромной скоростью, и мы впервые долетели до них и сели на их территории. И впервые президент Рузвельт в свой выходной день вышел на работу, чтобы встретить в Белом доме наших лётчиков, пожать им руку. И после этого стал искать контакты со Сталиным, чтобы начать диалог. Хотя у него изначально была предвыборная кампания в 33-м году, он и говорил, что надо с русскими налаживать отношения. Но именно отчасти лётчики наши, даже помню, кто-то из дипломатов сказал: вы своим перелётом сделали больше, чем мы, дипломаты за 20 лет. То есть это была народная дипломатия, эти русские ребята улыбающиеся, их американцы даже по-другому воспринимали. Их везде встречали, качали на руках. И вдруг из вот этого мнимого какого-то советского, ведь американцы думали, что мы чуть ли не люди, детей едим, и ужас, что происходит. А тут прилетают улыбчивые парни, особенно товарищ Чкалов, который улыбался, рассказывал. Вот Байдуков - это как дед моей жены, он был вторым пилотом в этом экипаже. И его архив нам упал на голову, когда мы на даче передвигали шкаф. Оказывается, за шкафом была забитая фанера, там были документы, которые Георгий Филиппович прятал просто от лишних глаз, в том числе, от домашних, потому что его работа несла, в том числе, гриф «секретно». Особенно во второй половине, после холодной войны, после создания комплексов С-200, когда он руководил четвёртом главным управлением обороны. И когда, фактически, всё то оружие, которое сегодня мы иногда бряцанье перед миром, это как раз создавалось в его КБ, и он всем этим руководил. Когда я для себя открыл Георгия Филипповича, деда своей жены совершенно с нового листа, я безумно хочу с молодым поколением, с этими ребятами поделиться, что, друзья, я понимаю, что можно рассказывать о том, куда та или иная звезда поехала, кто с кем теперь встречаются, от кого ребёнка ждёт. Но есть у нас более интересные вещи, которыми мы можем гордиться и с достоинством рассказывать. И вот я, конечно, нацелен на то, чтобы моя миссия на журфаке МГУ была, как... Знаете, я выступаю здесь, как рекрут, который пытается склонить людей с совсем такой развлекаловки, как путешествие. Хотя это тоже я не отметаю, пускай они идут от сердца, пускай рассказывают о том, что им интересно. Но всё-таки я им подсказываю и говорю, что есть ещё и такое направление. А почему бы и нет. Сейчас Эдвард Станиславович Радзинский, он всё качает, качает этот маятник. Он делает из этого шоу, он показывает, что история тоже может безумно интересная. Я очень бы хотел, чтобы среди моих студентов выросли новые вот такие де с активной позицией ребята, которые бы с гордостью рассказывал об историческом прошлом, которым мы можем гордиться. 

Наталья Канивец:

Ты знаешь, Дима, настолько интересный рассказ, такой весь сторителлинговый. Действительно, у нас уникальная история, и нам есть, чем гордиться, есть, что продвигать, есть, что показать миру. Скажи, пожалуйста, здесь у тебя стоит такая статуэточка, ты вчера был на одном из мероприятий. С чем тебя наградили?

Дмитрий Хаустов:

Как ни странно, Наташа, это не за творческий успех, а больше, наверное, за успех спартанский. Это то, с чего ты начала. Мы с тобой участвуем сейчас в проекте, мы сбрасываем килограммы. Я дошёл до цифры -30 кг, то есть до 30 января я начал свой путь по борьбе с лишним весом, и вчера мне вручили, я считаю, что это авансом, потому что я пока не достиг тех результатов, которые себе наметил. Но, учитывая ту большую заинтересованность со стороны социальных сетей и интерес ко мне, неужели он так может похудеть. Я даже, извините, иногда читаю очень резкие высказывания типа: не верю, не может быть, это, скорее всего, операция. Друзья, это никакая не операция, я действительно за полтора месяца похудел уже на 30 кг. И мне вчера вручили премию «победителю ежегодной национальной премии успешных людей». То есть они посчитали, что мой успех, он приравнивается, как успех над собой, как сила воли над собой. А я действительно очень сильно разозлился на себя. У меня трое детей, у меня маленькому малышу 2 года. И я подумал, что же я за пример показываю такой своим детям. У меня сейчас среднему будет уже 11 лет, а я, извините меня, с одышкой на второй этаж поднимаюсь. не могу мелкого на руки взять, пройти с ним. Мы в Европе отмечали Новый год в Риге, он как-то устал, всё-таки детки капризные в 2 года, на коляске ехать не хочет. А я не могу сказать ему, он не понимает, что мне тяжело его нести, я не могу его пронести, потому что я чувствую, я точно сейчас где-нибудь грохнусь. И вот это очень сильно меня испугало, я с нового года пересмотрел свою жизнь просто кардинально. Были предпосылки к этому, скажу честно. В ноябре прошлого года я специально со своей супругой отправился в Индию для того, чтобы сбросить лишние килограммы. Человек, который нас туда пригласил в общей команде, были ещё другие такие же ребята, которые очень хотели своё здоровье немножко починить, мы летели туда худеть. Мы на 3 недели готовы были есть всё, что нам дадут, придерживаться тех продуктов, которые нам будут готовить. И ужас в том, что мы не только не похудели, мы набрали. Я руки опустил. 43 года, я понял, что видимо, я попал в момент уже точки невозврата, я опоздал. Мне говорили, что после 40 вскинуть очень сложно, что это начинает замедляется метаболизм, что происходят уже невозвратные процессы, старение организма. Он уже не такой эластичной, кожа уже не так реагирует, жиры не так расщепляются и т.д. и т.п. К декабрю у меня депрессия настала, просто самая настоящая. Вроде бы, я никогда не комплексовал, но я не знал, куда деваться. Я ел, ел, ел. Я Новый год, мы все, как в песне поётся «с 1-го и по 13-е». Вот у меня был период с 1-го и по 13-е, когда каждый, наверное, день у меня прибавлялось по полкило, а может быть, и по килограмму. И к 15-му января, встав на весы, я понял, что я вешу 140 кг. То есть, получается, от нормы моей по росту и по телосложению, как я выяснил потом, я должен весить около 85 и не больше. А тут во мне лишних оказалась 55 кг. Конечно, 85 - это цифра, наверное, такая, недостижимая. Хотя я сейчас, когда сбросил за полтора месяца эту тридцатку, я понимаю, что всё достижимо. И я очень рад, что своим примером я другим людям даю понять и тебе, Наташа, в т.ч. Ты оказалась второй, ты оказалась именно первой женщиной, как Терешкова, Гагарин. У нас был с тобой Гагарин, у нас был всё таки Кирилл Радцик, ведущий программы, доктор, с которого как раз началась вся моя история. Потому что, конечно, Кирилла я знаю много лет, я когда увидел его результаты, когда он сбросил 15 кг за месяц и при этом, я так понимаю, чувствовал себя легко, ему не было тяжело на этой диете проходить этот конкурс неинвазивный липосакции. Я позвонил, говорю: Кирилл, ты себе... Те же вопросы, которые я сейчас получаю от моих друзей. Они мне что задают: как это возможно, ты там голодаешь, ты ничего не ешь. Я говорю: ребята, я ем, я только пью, получается, утром коктейль, днём коктейль и на полдник. А вечером я ем кусок мяса, я ем овощи, я ем рыбу, я меняю своё меню. Там такая диета. Они говорят: как так, есть на ночь и худеть. Я говорю: я не знаю, как это работает, но убейте меня, не знаю, но это работает. Я сбрасывал, фактически, в начале проекта по килограмму, по полтора. Сейчас, конечно же, есть некая стагнация, и я очень переживаю, потому что я думал, что сейчас я разойдусь. Сколько мне надо сбросить, 50? За 50 дней я и сброшу. Нет, вот 43-й день проекта, я пока на цифре 30. То есть, получается, у меня пошло, конечно, замедление, но что я хотел, чудес не бывает. Но спорт, допустим, сказали пока, Кевин Мандер, мой нутрициолог и твой нутрициолог сказал пока не добавлять, потому что и так у тебя идут очень сильные изменения в организме, поэтому ты давай, просто спокойно, методично соблюдай эту диету и продолжай дальше идти в этом намеченном курсе. И мы с ним, конечно, к апрелю месяцу хотим добиться цифры -40, а глядишь, может быть, чуть-чуть больше. По крайней мере, цель такая, -40. Так что если вам интересно, заходите в социальные сети, находите, пожалуйста, меня, Дмитрий Хаустов, найдёте, в общем, и посматрите про похудение. 

Наталья Канивец:

Ну поподробнее скажи, куда заходить. 

Дмитрий Хаустов:

Дмитрий Хаустов, я не знаю, как искать. 

Наталья Канивец:

В Instagram, в Facebook. 

Дмитрий Хаустов:

В Instagram пишесшь, в Facebook, просто там у меня уже. 

Наталья Канивец:

Ты блоггер, на эту тему очень много у тебя передач. 

Дмитрий Хаустов:

Я стараюсь, я просто вижу интерес, с которым подошли мои подписчики к этой тематике, я понимаю, что не я один в нашей стране страдаю. Я понимаю, от чего это произошло. Всё-таки мы дети и люди дефицита, мы застали тот период, когда у нас действительно были пустые полки. Мы ничего не пробовали, не ели в своей жизни. И конечно, когда к нам свалилось всё это изобилие, мы не могли остановиться. Сыров 5-10 сортов, это, это. А сейчас, вроде бы, я уже понял, что я попробовал всё, мало осталось каких-то продуктов, которые, может быть, я мечтал бы... Поэтому я сейчас выдохнул, успокоился и сказал себе: всё, Дима, молодец, ты это попробовал, замечательно, это попробовал, всё. Теперь ешь то, что полезно. Потому что хорошее высказывание: ты то, что ты ешь. Если ты будешь наедаться, как поросёнок, ты и будешь поросёнком. Если ты будешь ограничиваться овощами и куском того самого нужного тебе белка, который даёт тебе энергию и питание для твоего организма, то пожалуйста, используй это ровно, как топливо. То есть еда, это как просто бензин, который дальше помогает тебе двигаться и делать твои дела. 

Наталья Канивец:

Я хотела сказать, что Дмитрий показал такую прекрасную статуэтку, где он был на национальной премии. Но я хочу сказать, что его также ждёт вторая национальная премия «Сторителлинг по-русски», где ролик, который вы сегодня видели, возможно, Дмитрий займёт одно из первых мест. Идет вовсю голосование в интернете, вы рассматриваете, зрители наши, ролики наших гостей, голосуете, лайкаете. Не забывайте лайкать и программу «Сторителлинг по-русски». Ну а те, кто сегодня пришлют рекламный ролик своего сторителлинга на тему телеведущих, телерепортажей, то конечно, от нас будут подарки. И подарок сегодня для Вас приготовила компания Ojooo, которая предложит вам участвовать в игрофикации пазлов. От нас подарок, пишите на почту storytelling@ojoo.com, и мы с удовольствием рассмотрим все ваши ролики. Но мы продолжаем, потому что Дмитрий - интересная личность, я знала, что 45 минут нам не хватит, потому что это настолько наполненный душевный. Вы знаете, на самом деле, Дмитрий - потрясающий человек. Когда я первый раз его увидела живьём, улыбка просто такая обворожительная, что просто невозможно. Я понимаю, как тебя любят студенты. 

Дмитрий Хаустов:

Спасибо, Наташа. 

Наталья Канивец:

Потому что ты с такой душой всё это говоришь, рассказываешь. Я хотела сказать, что всё-таки давай сторителлинг про семью. Ты немножко коснулся, что супруга у тебя внучка знаменитого лётчика и так далее. Вот немножко. Трое детей, как у тебя всё это происходит. Как ты женился, как это всё было? Потому что всё равно, я понимаю, что ты упрекаешь, кто с кем женился, кто куда пошёл, но нравится это зрители, к сожалению. Мы ещё их не перевоспитали, чтобы они больше увлекались историей и слушали сторителлинг нашей великой страны. Немножко о тебе. 

Дмитрий Хаустов:

Моя семья для меня конечно всё. Мы с моей женой знакомы с 10 лет, с 14 лет мы стали встречаться. Как встречаться, конечно, выгуливать собаку её. То есть я приходил, мы вместе занимались на кружке по гитаре и жили в соседних домах. И так получилось, что, думаю, девчонка носит гитару большую, буду помогать ей носить до подъезда эту гитару. Доносился. Потом у нас, как у Ромео и Джульетты закрутилось всё, мы влюбились. Мы конечно не понимали, что это любовь, просто привязанность какая-то. Вот мне нравится эта девочка, я хочу её видеть после уроков, вечером обязательно я ей звоню, говорю: пойдём со спаниелем (Дрим, мечта у неё звали спаниеля). А потом началась очень интересная история. В наши отношения, как это часто бывает, вмешались с её стороны родители. То есть мои родители, моя мама особо никогда не задавала мне вопросов, есть у тебя девочка, нет у тебя девочки, куда ты ходишь, с друзьями. То есть я как-то был предоставлен сам себе и очень благодарен за это маме. Потому что как раз лидерские качества в человеке, наверное, получаются из-за того, что нет этой суперопеки. С одной стороны, сегодня, конечно, опасно об этом говорить, сравните девяностые годы, до девяностых годов и сейчас, скажем, о такой безопасности можно говорить, наверное, где-то в глубинке или где-нибудь, кстати, в Прибалтике. Мы стали пять лет назад обладателями квартиры в Эстонии. Сначала для того, чтобы делать визы быстрее в шенген, потому что много проектов у меня сейчас по работе связано с шенгенскими союзом, я туда летаю и мне нужна долгосрочная виза. Мне одни друзья посоветовали: слушай, в Эстонии квартиры по 2000 €, люди у нас покупают эти квартиры для того, чтобы приходить в посольство и обосновывать свою поездку, типа к себе домой. Когда я узнал про эту лазейку. Но когда мы эту квартиру купили ровно для того, чтобы просто она была где-то и там где-то была записана фамилия, никаких видов, никто ничего не даёт, ни жительства, ни гражданства, мне этого не надо. Мне нужна была просто виза. Но дальше вдруг оказалось, мы раз приехали, был какой-то день майский, как-то весна оживала, а квартира прямо на море. Море, запах моря. И как-то мы зашли, я поменял лампочки, сделал энергосберегающие посветлее, белый свет, что-то ещё подделал. И такие мы с женой, слушай, вроде тут уютно даже, неплохо. Потом я туда купил камин какой круговой стеклянный, и это вообще стало точкой притяжения. Я вообще в этом почувствовал какую-то силу. Потому что у меня есть друг, Тимур Кизяков, он очень здорово рассуждает, что у нас есть некое первобытное чувство, для нас очень важен, для людей, свой огонь. То есть никакой не костёр пионерский, где все вокруг него, он не твой, он общий. А именно такой, свой, своё какое-то место. В московской квартире свой огонь сложно развести, только пожар устроить. И то место вдруг, которое для нас, казалось бы, совсем чужие мы, не наша страна даже, мы как-то стали воспринимать. Нам нравится туда приезжать именно отдохнуть от этой суеты московской. Потому что эстонцы о-ч-е-н-ь в-с-е д-е-л-а-ю-т... 

Наталья Канивец:

Далеко ли до Таллина?

Дмитрий Хаустов:

Далеко ли до Таллина, и там всё так хорошо, спокойно, медленно, размеренно. И немножко после московской суеты очень хочется туда хотя бы на 3-5 дней выезжать, выдыхать. И потом опять, набравшись сил, в бой, в московский ритм. Потому что без него, конечно, потом уже на пятый день скучаешь, и уже не представляешь себе жизнь в любом другом городе. Был я в Нью-Йорке, видел ту же суету, но всё-таки наша ближе, роднее. А там я больше, как турист, как человек, который хотел, конечно, оказаться в этом городе мира, и в других тоже, Лос-Анджелес, Вашингтон. Благодаря, кстати, нашему великому деду, из-за того, что в Америке есть только три улицы, названные русскими людьми. Не поверите. Они не очень любят называть, особенно русскими именами свои улицы. В основном у них улицы расписаны на их граждан. 

Наталья Канивец:

1-я авеню, 2-я авеню. 

Дмитрий Хаустов:

Либо так. Но есть три улице русских людей, названных в честь русских. Первая улица Леваневского на Аляске, на которой мы были. Вторая улица Чкалова, это как раз в городе Ванкувер, куда они сели, где они приземлились. И третья улица, совсем недавно открыли её, улица Довлатова, это в Нью-Йорке. Это мэр Нью-Йорка с помощью дочери Довлатова, это справедливо, потому что там у него, конечно, ужасная смерть, он умер, ему было чуть больше 40. Было 23 августа, была жуткая жара и у него после попойки такой, извините за подробности, начался приступ, кровь горлом, вызывали скорую, возле магазина он прямо на ступеньках упал. Его повезли, у него не было медицинской карты, как у мигранта. Его повезли в ближайшую какую-то для латиноамериканцев больницу, там переполнено, повезли в другую. И пока возили, он умер прямо в скорой помощи. Так, конечно, обидно, когда читаешь его произведения, восхищаешься его лёгкостью, этим шармом, с которым он пишет свои произведения, то удивляешься, как всё-таки жизнь жестокая штука. А Толстой, слушайте, поехал на поезде, убегал от своей любимой женщины, поехал в третьем, потому что в первом классе ему, вроде бы, как-то некомфортно. Ну что, барин какой-то, хотя графом был. Нет, давай поедем в третьем, просто сейчас Басинский написал, безумно интересно, как умирал Толстой. Как он простудился в этом поезде, потому что он не мог замечание сказать людям, что они курят прямо ему в лицо. Он из вежливости, из-за того, из-за воспитанности пошёл в тамбур, чтобы не мешать, потому что он задыхался, ему было сложно и так далее. И вот так простудившись, умирает. Ужас. А Достоевский Федор Михайлович. А Пушкин. Я тут студентам очень люблю задавать вопросы, говорю: вы знаете, где Пушкин похоронен? Пауза. В Петербурге? Я говорю: так, почему такая мысль, Но он же там стрелялся на Черной речке. Хорошо, ладно, а дальше, размышляйте, где, как вы думаете, похоронен Александр Сергеевич? Там, наверное, где-то и всё. А я совсем недавно, к своему стыду, я правда для себя мир открываю по-новому. Мы как раз в Эстонию всё время ездили и каждый раз проезжаем, название Пушкинские Горы, и я думаю, странно, был, наверное, здесь Александр Сергеевич. Оказывается, село Михайловское, там монастырь и там могила Пушкина. То есть его денщик вёз из Петербурга три сотни километров на телеге, потому что царь запретил его хоронить с почестями в Петербурге, он же был невыездной. Любой купчишка маленький мог поехать, куда хочешь, в Европу, на любые воды. А он должен был идти в охранку, просить. И он был в своей жизни в двух, египетский у него и Персия, сейчас нынешний Иран. А сколько бы он написал, если бы он увидел всё то, что сейчас многих нас сподвигает на какие-то интересные. И какое счастье, что этот железный занавес в 91-м году пал. И мы для себя открыли Париж, кто-то Лондон.

Наталья Канивец:

Я 76 стран открыла для себя. 

Дмитрий Хаустов:

Поздравляю. Потому что я очень хочу, чтобы мои студенты знали и понимали, что журналист - это человек любознательный, журналист - это человек, который много видел и может это рассказать другим, передать ощущения. И мне так грустно. У меня была недавно Майя Ломидзе, знаете, кто это, она по туризму. И она меня ошарашила цифрами. Она говорит: Дмитрий, подождите, вы знаете сколько у людей русских загранпаспортов? Давайте в процентном соотношении, как вы думаете, сколько русских, живущих в России людей, имеют загранпаспорта. То есть что такое иметь загранпаспорт? Это иметь возможность хоть куда-то поехать дальше нашей родины. Я говорю: наверное, процентов 50 имеют. 

Наталья Канивец:

5. 

Дмитрий Хаустов:

7.

Наталья Канивец:

Я почти угадала.

Дмитрий Хаустов:

7 %. Как так, почему 93 % дальше своего забора не хотят ничего видеть, не хотят увидеть Париж и умереть, не хотят увидеть Италию, Флоренцию, Рим. Мы сейчас поедем в Рим наконец-то, это была мечта моей жены, я ей сделал такой подарок, мы на её день рождения. Это мой подарок, потому что она большая умница, она взяла и со мной начала проект, она со мной меня поддержала, и вместе теперь мы худеем, приводим себя в порядок. Потому что, конечно, за рождение трёх детей она чуть-чуть поднабрала, и я тоже здесь лидером оказался в нашей семье. И сейчас, конечно, я благодарен Ольге, что она меня поддерживает в этом проекте, что мы худеем вместе. 

Наталья Канивец:

Ольге привет, зрителям привет. И заканчиваем, Дима, давай зрителям. 

Дмитрий Хаустов:

Спасибо большое за внимание, вас набралось 3700 человек, не знаю, большая цифра или маленькая. Но я благодарен всем слушателям и зрителям. 

Наталья Канивец:

4315 между прочим. 

Дмитрий Хаустов:

Хорошо, ещё лучше. Я рад, что, может быть, вам понравилась наша беседа с Натальей, может быть, вы захотите посмотреть мои социальные сети и посмотреть, как, начиная со 30 января, увидев меня действительно, я ничего не скрываю, я как жил, так и писал. И до сегодняшнего дня этот путь похудения, вдруг, если вы тоже захотите, попробуйте повторить мой путь, и вы поймёте, что все реально, всё достижимо. Ставьте цели и идите к ним. 

Наталья Канивец:

Ну что, дорогие друзья, мы очень рады, что сегодня вы были с нами. С вами, как всегда была программа «Сторителлинг по-русски» и я, Наталье Канивец. До новых встреч.