Елена Шадрина:
Доброе утро, друзья, программа «Выбор родителей» приветствует вас. Сегодня традиционный наш выход и ведущая я, Елена Шадрина — федеральный куратор «Совета матерей». В гостях у нас Елена Письменская, что это за девушка и с чем это связано, почему она у нас сегодня, потому то, наверное, вы все знаете, что сейчас идет голосование в V номинации премии «Выбор родителей». И мы обсуждаем, какая детская одежда должна быть для новорожденных, какая правильная одежда, все нюансы, все особенности. И, конечно, кто, как не Елена Письменская — это эксперт рынка детской одежды, основатель и генеральный директор консалтингового агентства Kids Fashion Retail. Лена, ты знаешь ответы на все вопросы, которые мы подготовили и, конечно, нас это волнует, в преддверии, я повторю, V номинации этой премии родители делают выбор. И, наверное, первый вопрос, который очень хотелось бы тебе задать: в чем основное отличие одежды для новорожденных?
Елена Письменская:
Всем здравствуйте. Во-первых, большое спасибо, что пригласили меня поучаствовать в вашей передаче. Я, действительно, очень рада и горжусь тем, что хоть немножечко, но буду причастна к вашей номинации, возможно отчасти повлияю где-то на выбор, но по крайней мере действительно расскажу, собственно говоря, что важно именно для детской одежды, именно для новорожденных. Понятно, что новорожденный — это самый маленький, самый незащищенный еще пока человечек, о котором нужно заботиться и поэтому и к одежде новорожденных применяются более серьезные требования, нежели к детской, например, от года до трех, к школьной и ко взрослой уже тем более. Есть два документа, которые мы можем использовать и в которых четко прописаны некие правила для одежды для новорожденных. Первым стоит отметить «Технический регламент Таможенного союза», в котором есть четкие правила, прописанные правила какую детскую одежду конкретно считать безопасной, что она должна под собой нести, из каких материалов сделана, какие показатели по безопасности измеряются и так далее. То есть об этом можно поговорить вкратце, можно, конечно, посерьезнее, тут вопрос в том, насколько действительно людям нужно углубляться в показатели. Но, тем не менее, ряд из них стоит все-таки знать.
Елена Шадрина:
Важно, потому что одежда для новорожденных — это, конечно, ребенок рождается, это вообще прямо хрустальная ваза.
Елена Письменская:
Да, говорят, это момент, когда ты не знаешь куда бежать и что делать.
Елена Шадрина:
Совершенно верно, при том, что такой огромный выбор, конечно, наверное, все эти документы разрешающие, которые необходимы для этой одежды. Я знаю, что там огромное количество тонкостей есть, именно требований к производителю, к дистрибьютору данного сегмента.
Елена Письменская:
Да, безусловно повышенные требования к безопасности здесь есть. Первый документ, как я сказала, это «Технический регламент Таможенного союза» и второй документ…
Елена Шадрина:
А что это такое?
Елена Письменская:
Сейчас расскажу.
Елена Шадрина:
Расскажи рецепт, чтобы мы понимали из чего он состоит.
Елена Письменская:
Давайте так: первый документ — ГОСТ и «Технический регламент».
Елена Шадрина:
Звучит солидно. То есть если есть данный документ, значит, в принципе…
Елена Письменская:
Значит, есть правила. Давайте так: у нас есть первое — это, раз я про него начинала, с него и начнем. «Технический регламент Таможенного союза» — это документ, который задает правила, описывает безопасность, конкретно сейчас детских товаров и конкретно детской одежды на территории нашего общего пространства — это Россия. Белоруссия, Казахстан. То есть страны договорились о том, что по этим показателям (которые я сейчас назову), будем считать, что если они выполнены мы будем считать, что одежда для детей безопасна. И все на этой территории должны выполнять эти правила: кто возит импортные товары и кто производит здесь, то есть все они должны одним и тем же правилам следовать. Если мы скажем про одежду для новорожденных, то что нужно отметить: во-первых, одежда делится на три слоя — первый, второй и третий. Последовательность в данном случае имеется в виду приближенность к телу. То есть одежда первого слоя — это то, что непосредственно соприкасается с телом, например, это белье, распашонки…
Елена Шадрина:
Бодики.
Елена Письменская:
...бодики, да, это ползуночки, это чепчики — то, что прямо непосредственно контактирует. Второй слой — это то, что только частично идет, то есть то, что ты сверху надеваешь на бодик, например, кофточка какая-то. И третий слой — это верхняя одежда. Это комбинезоны, конверты и все остальное, что фактически не соприкасается уже с телом, а оно призвано защищать от непогоды. И, соответственно, на каждый из этих слоев есть свои определенные требования. Если мы скажем по детям, то разбивается: новорожденным ребенок считается до 28 дней (есть такая градация). Дальше, соответственно, есть требования повышенные к одежде до 74 размера, то есть примерно до 9 месяцев, до года поскольку дети все-таки так или иначе у нас по-разному растут. И дальше уже от года до трех, от трех до семи и дальше школьный возраст, требования немножечко уменьшаются, становятся специфическими. Например, если это школьная, то там четко прописано про школьную одежду, а для новорожденных это, конечно же, не нужно.
Елена Шадрина:
Да, вообще очень, конечно, деликатная тема, и мне кажется, что основные вопросы возникают, конечно, у женщин, которые первородящие. Лена, как эксперт, я знаю тебя очень много лет, ты работала действительно в этой сфере и являешься 100% профессионалом. Все-таки, как правильно выбирать одежду для новорожденного? На что нужно все-таки обращать внимание? Документы, сертификаты, безусловно, необходимы. Что еще? Первородящим женщинам совет, опираясь именно на современные требования. Все-таки каждый год все меняется, и мне кажется, что требования все жестче и жестче.
Елена Письменская:
Безусловно, каждый год все меняется, это хорошо, потому что прогресс идет, иногда не успевают наши документы за прогрессом. Например, если мы опять же говорим про «Технический регламент», то постоянно что-то дописывают и вводят новые какие-то разделы, потому что, например, сейчас появляются уже новые ткани, инновационные, с техническими какими-то обработками, которые несут определенные свойства защиты и так далее. Этого не было раньше, и мы не могли это описать. Поскольку у нас технологии идут дальше, то уже начинают появляться и такие, например, разделы. Если мы говорим об одежде для новорожденных, то, конечно, самое главное, первое требование сейчас прописано что в «Техническом регламенте», что в ГОСТе о том что одежда, конкретно если мы говорим о первом слое и втором, должна выполнена быть из натуральных тканей — это хлопок, это может быть фланель (в основном такие), это может быть флис (это уже для второго и более высокого слоя). Все, что мы говорим о первом слое — это все-таки больше всего это 100% хлопок у нас. Почему: потому что он наиболее гигроскопичен, он хорошо воздухопроницаем, по всем этим показателям он четко подходит под безопасность, описанную для новорожденных. Также у нас есть какие требования, которые иногда забываются: сейчас одежда разнообразна, дизайны можно выбрать любые, посмотреть, увидеть, есть аппликации, есть какие-то рюши. Очень важно, чтобы аппликации и рюши не соприкасались с телом ребенка. То есть между аппликацией, каким-то украшением и телом хлопчатобумажная ткань должна находиться, это нужно четко смотреть. Потому что мы берем красивый принт Микки Мауса или кого-то и мы обязательно все-таки должны отметить, что на этом бодике, между Микки Маусом и телом будет у нас хлопчатобумажная ткань.
Елена Шадрина:
То есть первый слой — самые такие серьезные, повышенные требования.
Елена Письменская:
Да.
Елена Шадрина:
А фурнитура? Ее сейчас такое количество! И липучки, и кнопочки, и завязки — не знаю, мне кажется, что одежда уже превращается, последние тенденции, которые я вижу, это как трансформер. То есть это, когда ребенка максимально чтобы не тревожить и при этом огромное количество… как квест, мне кажется, для родителей.
Елена Письменская:
Да, одень своего ребенка, а потом раздень своего ребенка.
Елена Шадрина:
Да! Потому что иногда, действительно, не знаешь вообще с какой стороны подступить. И реакция дедушек и бабушек, особенно на эти нанотехнологии и продвинутые дизайны… Кстати, интересный вопрос: а мода для новорожденных? Понятно, что есть премиум-сегмент марки и так далее, когда видишь, конечно, выставление этих коллекций, они, действительно, не уступают, в принципе, ничем — и тенденции по цветам, и так далее. Как этот момент в одежде для новорожденных у нас сейчас на рынке (с кризисом, вообще с тем, что сейчас) обстоит дело? Потому что, в принципе, это же база, ребенок растет быстро. На такой короткий период мода все-таки существует здесь?
Елена Письменская:
Конечно, существует. Давай я сейчас отвечу по поводу застежек, потому что это действительно важно.
Елена Шадрина:
Да, очень.
Елена Письменская:
Это описано также в ГОСТе. Написано, что застежки не должны соприкасаться с телом ребенка. То есть если мы говорим о бодике будь то на кнопочках или будь то на липучечках, важность не в том, кнопка это или липучка, важность в том, что между телом опять-таки и бодиком у нас была хлопчатобумажная ткань. Чтобы мы никогда не застегивали его на теле, чтобы к нему ничего этого не прикасалось. Это самое важное. Второе еще, что я хочу отметить: для одежды для новорожденных (которая до 28 дней) есть еще четкое требование, что швы должны располагаться наружу, чтобы ничего у вас не терло, не кололо. Еще очень отдельно выделена в ГОСТе одежда для недоношенных детей. Там тоже очень важно, чтобы, например, на чепчиках или на бодиках не было таких швов, которые могли бы давить, например, голову ребенка или что-то. То есть они должны быть максимально бесшовными или швы располагаются там, где не давит на такого неокрепшего маленького человечка. Это, что касается требований по ГОСТу. Да, и еще нельзя надевать, например, через голову. Тоже да, то есть нужно, чтобы все максимально раскрывалось: ты его не пеленаешь, а одеваешь, но ты его одеваешь не через голову, ничего не тянешь, ничего не деформируешь пока еще у него идут процессы определенные. Это то, что очень важно. Также — просто, чтобы тоже все понимали — помимо того, что у нас одежда выполнена из хлопчатобумажных натуральных тканей, у нас обязательно нитки должны быть именно натуральные, хлопчатобумажные для первого слоя, который не соприкасается.
Елена Шадрина:
Вся фурнитура.
Елена Письменская:
Понимаешь, в чем дело, фурнитура... может кнопочка, которая через три слоя одевается, а вот нитку ты все равно где-то к телу да приложишь, она будет соприкасаться. Из-за этого будет к нитке тоже требования, чтобы она была натуральной обязательно. То есть те синтетические нитки, которые мы можем использовать для более взрослых, например, уже пошива одежды, здесь невозможно использовать.
Елена Шадрина:
Интересно, а красители, цвета? Все-таки, когда видишь одежду для новорожденных очень часто она таких нейтральных цветов. То есть это связано, наверное, и с красителем, что не добавляются в состав. Потому что нет практически ярких тканей, обрати внимание: белый, молочный. Я не знаю, просто мода — идут какие-то яркие ультра-цвета в тренде, а в одежде для новорожденных этого не видишь.
Елена Письменская:
Я бы сказала, что так: с одной стороны, да, безусловно, есть очень четкое требование к устойчивости ткани, к окраске. Если мы говорим о требованиях — это гигроскопичность, воздухопроницаемость, выделение фенолов должно быть не выше определенного порога — это те вредные вещества, которые как раз от красителей и возникают. Устойчивость к окраске и к истиранию — соответственно, какие проходят тесты: ткань, из которой мы хотим сшить, сшивается с белым просто полотном (тканью) и начинает стираться просто зверски. Потом ее достают и смотрят — если ткань окрасилась белая, значит ткань, которую проверяли не имеет права быть использованной для новорожденного. То есть есть очень четкое требование и отсюда, безусловно, понятно, что сильно не накрасишь, а с другой стороны, мне кажется, что идет вопрос моды. Потому что новорожденный ребенок для нас — это ощущение такой чистоты и невинности, что какие-то краски темные здесь не очень уместны. Именно в обществе такое есть.
Елена Шадрина:
А помнишь — я не помню, сколько лет назад появилась коллекция: какие-то известные музыканты выпустили с черепами соски интересные. Это же был такой модный тренд, но при этом это пошло, родители покупали.
Елена Письменская:
Знаешь, есть такой момент — пошло или не пошло. Когда я на своих лекциях рассказываю о том, что, ребята, в детстве не очень популярен черный цвет, в детской одежде. Потому что, все-таки, во-первых, либо это нежность — как мы ассоциируем детей: либо это нежность, либо это веселые такие, хочется им что-то такое яркое давать. Поэтому все-таки в детстве опять же гендерные тона никто не отменял и история, которая заложена у нас в голове тоже все равно существует. Поэтому голубой, розовый, молочный — это все цвета, которые мы ассоциируем больше с детством. Дальше пошли какие-нибудь яркие желтые интересные такие — это больше как аппликации, потому что мы видим радость от этой вещи, и мы хотим точно также эту радость подарить ребенку.
Елена Шадрина:
А эмоциональность, смотри, тоже сейчас какой пошел тренд, когда делают надписи: «Сделан с любовью» — эти моменты тоже появились, и мне кажется, что это тоже такая фишка, залог успеха может быть даже для какой-то марки, которая будет креативить именно в этом направлении помимо всего.
Елена Письменская:
Да, да, это очень, очень хороший действительно тренд, на неком таком повышении настроения выделение себя. Причем тут отстраивается два: с одной стороны, отстраивается марка, придумывая такие интересные ходы, с другой стороны, ты несешь это настроение, покупаешь и несешь это настроение в массы через одежду. Поэтому да, это очень здорово, и я думаю, что это будет дальше развиваться, вопрос лишь в фантазиях тех, кто придумал.
Елена Шадрина:
А вот тоже интересно: мода, в моде есть сезонность, в любой — женская, мужская, детская. А у новорожденных же тоже есть, потому что дети рождаются весной и летом, осенью и зимой. А там есть именно такое разделение по сезонам? Именно с точки зрения моды.
Елена Письменская:
Смотри, если мы говорим о том, что одежда все равно несет определенную защитную функцию, то в коллекции осень-зима у тебя будет верхняя одежда другая. У тебя будут конверты, комбинезоны с правильными утеплителями для конкретной температуры.
Елена Шадрина:
А расскажи про требования... Смотри, сейчас идет весна-лето и все равно ребенка выписывают в конвертах, да?
Елена Письменская:
Ну, извините, наше лето — еще не лето. Но сейчас пока мы пользуемся зимней одеждой. Конкретно сейчас, находясь в 11 марте, снег и, конечно, еще покупаются зимние такие комбинезоны или конверты. У комбинезонов и конвертов (это у нас третий слой) требования какие: натуральная должна быть подкладка (внизу которая), требования внутри к синтепону — он не должен быть натуральным, а как раз наоборот. Сейчас идет очень много всяких инноваций, и мы уже давно не используем синтепон, мы уже давно не используем (тем более) ватин какой-нибудь. То есть сейчас уже идут всякие изософты, тинсулейты, холофайберы — все, что угодно. Наполнитель нового поколения используют уже в конвертах очень активно и это разрешено. И это лучше, потому что он действительно вас хорошо защищает от холода и непогоды, и при этом он легкий и практичный. Тут технологии дошли уже очень даже активно.
Елена Шадрина:
А ты знаешь, тоже последние выставки видела: огромное количество конвертов в стразах, в бусинах. Мне просто интересно твое отношение к этому. Да, выглядит очень красиво и роскошно, но я все время думаю о том, что это страх…
Елена Письменская:
Оторвется или что?
Елена Шадрина:
Да. И при этом народ все равно берет, покупает. Что это, как это вообще пропускается?
Елена Письменская:
Это разрешено, это третий слой и на третьем слое можно уже вешать и фурнитуру, и различные такие…
Елена Шадрина:
Украшения.
Елена Письменская:
...украшения, и рюши, и все что угодно. Уже разрешается, потому что опять же это не соприкасается с ребенком, это тебе наводят красоту внешне, снаружи. А желание наших мам украсить своего ребенка — это естественно, поэтому, знаешь, я, на самом деле, очень положительно отношусь к этому тренду, что мы любим как вороны или сороки все это яркое и блестящее. Понятно, что во всем нужна мера, но тем не менее мне нравится, что у нас есть такой тренд. Потому что, опять же, в силу своей профессии ко мне много обращается клиентов — кто-то хочет развиваться в одном, в другом, в третьем, и понятно, что я помогаю, но это их выбор вкуса. И мне нравится, что есть разнообразие: кто-то довлеет к биоорганике — никаких страз, никакого яркого…
Елена Шадрина:
Эко, модная тема.
Елена Письменская:
...эко, да. Кто-то довлеет к какому-то такому отчасти спортивному, может быть яркому такому, эпатажному. Кто-то довлеет к романтике — к рюшам и стразам — и прекрасно, что мы разные, и прекрасно, что есть такое разнообразие.
Елена Шадрина:
Такой вопрос: наша Общероссийская Ассоциация «Совет матерей», поддержки материнства и детства, федеральным куратором которого я являюсь, мы сейчас делаем очень серьезный проект — модерация российских производителей по всем регионам нашей страны. Учитывая этот кризис, учитывая всю эту ситуацию, это модное слово синергия, когда идет объединение fashion, моды. Как выживают наши производители? Какие идут тандемы, с кем идут они, как вообще строится этот рынок сейчас? Потому что, все равно, время диктует свое и опять-таки хочется, чтобы каждый раз было лучше, отличалось. И мне кажется, что одежда для новорожденных, на ней точно не экономят. независимо от того — второй, третий. Базовые, наверное, какие-то используют от предыдущих детей, но все равно что-то новое хочется, особенно эти подарки новорожденным на выписку. Что здесь происходит сейчас, какие идут изменения, расскажи, это так интересно?!
Елена Письменская:
Надо сказать, что одежда для новорожденных первая, кто почувствовал это влияние кризиса. Даже не так: мы сейчас находимся на падающих рынках…
Елена Шадрина:
Рождаемость упала, начнем с этого. Путин же сказал «поднять», Владимир Владимирович, вот мы над этим и работаем.
Елена Письменская:
Раз он сказал, значит все будет в порядке, но тем не менее, первый тренд — падение рождаемости. Это в первую очередь отразится сначала на одежде для беременных и в следующую очередь на одежде для новорожденных. Поскольку падение уже идет больше года, то, конечно, на одежде для новорожденных это четко заметно — первый тренд падающий. Второй падающий тренд — это все равно снижение благосостояния населения. Мы не говорим, что перестали покупать одежду, но переориентировались. К сожалению, теперь больше предложений в таком эконом-сегменте и туда обращают внимание. К тому же там сейчас активно развиваются такие монстры как H&M, «Детский мир», «Дочки-сыночки», «Кораблик». Они все предлагают одежду для новорожденных, и они все идут в сегменте «средний минус». А федеральные сети растут, поэтому расширение предложений в одежде для новорожденных, с точки зрения покупки, идет в федеральных сетях. Если мы говорим о небольших производителях, то им сейчас как раз очень тяжело, крайне тяжело. Если у них еще есть свои производственные площади, они могут каким-то образом брать контрактное производство или что-то. Те, кто размещают свои коллекции где-то, им, получается, разместился — цена выросла, потому что все равно хлопок, из которого мы шьем импортный.
Елена Шадрина:
Вот сырье, да, а Ивановские мануфактуры?
Елена Письменская:
Все равно ткацкого хлопка у нас нет.
Елена Шадрина:
То есть индустрия у нас все-таки…
Елена Письменская:
У нас 80% индустрия импортная. То есть мы, безусловно, поддерживаем отечественного производителя, безусловно, что-то происходит в этом смысле, но мы сейчас больше шьем внутри страны, внутри России. Мы шьем из импортных тканей, с импортными нитками и импортной фурнитурой.
Елена Шадрина:
Соответственно, и цена.
Елена Письменская:
Соответственно, и цена. Мы очень зависим от доллара, поэтому, конечно, все это вырастает очень сильно.
Елена Шадрина:
В общем тяжело.
Елена Письменская:
Тяжело. Сейчас Узбекистан активно развивается…
Елена Шадрина:
Но он и развивался достаточно много лет, эта индустрия.
Елена Письменская:
Да, и здесь есть перспектива в том плане, что, во-первых, там турки уже организовали все производственные этапы, там цена уже держится на уровне и сюда везти все это существенно проще.
Елена Шадрина:
Хорошо, но, учитывая такую ситуацию, наверное, есть какой-то список необходимых единиц, которые нужно обязательно приобрести и то, что необязательно?
Елена Письменская:
Для души и для тела. То, что необходимо приобрести, я думаю, список в роддом отдельный.
Елена Шадрина:
Коробка.
Елена Письменская:
И коробка новорожденного.
Елена Шадрина:
А давай вспомним просто, что туда…
Елена Письменская:
Смотри: бодики — это обязательно.
Елена Шадрина:
Сколько?
Елена Письменская:
Сколько бодиков?
Елена Шадрина:
Неделька? Неделька не получается, но хотя бы. Раньше, когда не было памперсов, надо было штук 20 на день, наверное. Сейчас, при таких приспособлениях, которые есть для детей, наверное, уже меньше нужно.
Елена Письменская:
Представляешь, бодик — это поел и все.
Елена Шадрина:
Слюнявчики есть.
Елена Письменская:
Да, есть, но все равно меньше 3 бодиков в любом случае не обойдешься.
Елена Шадрина:
В день.
Елена Письменская:
В день, да. Даже если ты очень быстро стираешь, один стираешь, один меняешь, один сохнет. Ты никуда не денешься.
Елена Шадрина:
Царапки.
Елена Письменская:
Царапки.
Елена Шадрина:
Остаются сейчас, это нужно.
Елена Письменская:
Да, это как раз нужно где-то для новорожденных первого месяца жизни. Дальше уже потом кто как.
Елена Шадрина:
А пеленание? Раньше же пеленали все детей в пеленки? Пеленки нужны или не нужны сейчас, что вообще с этим? Потому что мнения расходятся. Я чаще слышу, что не надо, что если ребенок не мешает сам себе танцами своими, руками.
Елена Письменская:
Не надо, да, с точки зрения физиологии. Кто придумал пеленать, это же внедрено, не мы так решили, правильно? Я думаю, в самой природе это не заложено. С точки зрения пеленок (как использовать), их используют, безусловно, как какой-то определенный слой. Сказать, что сейчас очень много пеленают — нет, да и не нужно это. Без чего нельзя обойтись: без бодиков нельзя, без ползуночков нельзя. Ползунки для маленьких, для новорожденных берут с пяточкой сначала. Потом уже, сейчас идет тренд с Запада, они уже делают не с пяточкой, а просто как штанишки такие с манжетиком. Но мы, в России производители, да и потребители больше покупают это ближе к году, начиная от 3 месяцев и старше могут брать такие. А в начале берут все-таки ползунки классические. Без комбинезончиков таких нательных или слипов тоже не обойдешься, потому что это самое удобное — надел памперс, застегнул его и побежал, и он одет и готов.
Елена Шадрина:
Шапочки, чепчики.
Елена Письменская:
Шапочки, чепчики обязательно, да.
Елена Шадрина:
Конверты, наверное.
Елена Письменская:
Дальше пошли, да, если мы идем гулять, то это конверт. Если мы идем гулять, то мы должны надеть комбинезончик, потом, возможно, идет флисовый комбинезон, какой-то второй слой так называемый и потом мы кладем в конверт. Потому что даже при такой погоде или при зимней мы просто в легком комбинезоне не положим его, нам нужен какой-то промежуточный слой.
Елена Шадрина:
Соответственно, и шапки получается тоже две.
Елена Письменская:
И шапочки. Я думаю, что и побольше.
Елена Шадрина:
Да, к голове — это хлопок...
Елена Письменская:
Чепчик — хлопок, потом шапка зимняя. И весенне-летние сейчас шапки такие, есть и хлопчатобумажные, и…
Елена Шадрина:
А это тренд, нас еще раньше выписывали — конверт и бант, розовый — девочка. Это сейчас как? Нет?
Елена Письменская:
Я, кстати, интересовалась.
Елена Шадрина:
Мне кажется, это ретро такая тема. Никто не вытаскивает?
Елена Письменская:
Знаешь, мы же поскольку все любим стразы и камни, то в основном сейчас белый бант такой.
Елена Шадрина:
Универсальный.
Елена Письменская:
Универсальный. Вообще надо сказать, первый момент: когда я интересовалась темой, почему вообще голубой, а не синий (для своих лекций смотрела) — чуть-чуть отвлекусь — вообще зародилась детская одежда в принципе лет 250 назад. Раньше же никто об этом не задумывался. Если люди были обеспеченные, они одевали как взрослого, если были необеспеченные — пеленали до того момента пока невозможно не пеленать, надевали уже рубаху и вперед. А дальше Жан Поль (психолог) сделал свое произведение о воспитании, где рассказал о том, что если мы хотим воспитать здорового, счастливого человека, то начинать это нужно с детства. И детство — это отдельный некий такой период в жизни, в который мы не переживаем или не перетерпливаем, пока нас замотают и ждем, пока мы вырастем, а необходимо в этот момент точно также воспитывать, давать потребности этого человека именно в этот момент и так далее. И отсюда возникла вся эта педагогическая и воспитательная история, с другой стороны, к этому же, сразу возник вопрос: одевать маленького человека нужно сразу же по его потребностям — он более подвижен, его надо больше защищать, он более беззащитен и поэтому начинался разговор о том, что для детей нужна другая одежда. И оттуда все это пошло, начала развиваться детская одежда, потому что раньше это тоже кошмар и ужас был, когда показывали корсеты для девочек 4 лет. Они сделаны были из дерева, и девочка растет, а она в этом корсете. Ужас!
Елена Шадрина:
Им делали талию.
Елена Письменская:
Да, талия в корсете. И первой детской одеждой были — в нашем случае это ползунки — назвались они скелетоны, комбезик такой. Это первый момент. Второй момент: лет через 100 следующий психолог сказал, что давайте мы детей будем воспитывать и разделять эту функцию мальчиков и девочек несколько раньше, чем происходит физиологическое взросление ребенка. То есть не когда уже в отрочестве это начинает как-то проявляться, а давайте мы заранее будем это закладывать. И в тот момент они как-то выбрали этот голубой с розовым. Потому что до этого было по-разному. Если посмотреть на картины, изображающих детей лет 200 назад, то они могли совершенно наоборот: и мальчик быть в розовом, и девочка в голубом, и наоборот.
Елена Шадрина:
Как сейчас. Розовый цвет в коллекциях у мальчиков тоже сейчас популярен.
Елена Письменская:
Да, мальчики очень любят розовый. Опять же мы же развиваемся все по спирали, вот виток спирали к нам приходит. С точки зрения модных трендов сейчас, конечно, в новорожденке идет все-таки тренд на унисекс. И он идет не только в новорожденке, мы даже слышим, что сейчас открываются на Западе магазины «бесполые», и коллекции такие существуют, и понятно, что течение это не от новорожденных идет, но тем не менее у новорожденных сейчас этот тренд тоже очень четко существует. Да, если вы выпускаете коллекцию, все равно придется отдать некую дань в голубом цвете и в розовом, но сейчас лучше идут и воспринимаются коллекции — это молочный, какой-нибудь серый, какие-нибудь зефирные тона, белый тоже может быть. То есть немножко подустали, поднадоел нам голубой с розовым и мы ведем какие-то поиски других цветов. Но тем не менее, новорожденка — это все-таки что-то неяркое, мы же сказали, что это нежность такая, поэтому ищут нежность в каких-то других цветах, стараются это сделать нейтральным таким. Это есть.
Елена Шадрина:
Интересно. А такой момент еще тоже: есть ли какие-то лайфхаки, которые используют при выборе одежды сезонной? Впереди (я все жду этого тепла) лето: что необходимо, на что нужно обратить внимание, какие есть фишечки, какие может быть новшества? На что родителям нужно обратить внимание, потому что тоже, приходишь в магазин, видишь огромное количество, ассортимент одежды для новорожденных, ты перечислила, и чепчики, и шапочки, и все это. А что-то необходимое и полезное можно просто упустить.
Елена Письменская:
Во всем этом разнообразии. Во-первых, для лета очень хорош песочник — это короткий такой комбинезончик: короткий рукав и короткие штанишки. Не всегда он очень сильно обтягивает тело, то есть это не комбинезон, а легкий песочник, и на лето он очень удобен. Опять же — надел одну вещь, застегнул и ребенок одет и доволен. Еще обязательно нужно обращать внимание на головные уборы, потому что это безопасность, особенно если солнце, даже наше. А если выезжаем на море, то вообще на это надо обращать особое внимание. Например, если мы возьмем такую высокотехнологичную компанию как Reima, она очень с этим делом экспериментирует: чтобы закрывалось прямо до плечей — понятно, чтобы не мешало просмотру, но чтобы, например, сзади головной убор был длинный, чтобы плечики точно не обгорели. Точно также компания Reima сейчас развивает на рынке в том числе и пляжной одежды. Они пошли туда так как развивают сейчас собственную розницу и им нужно специалистами в одежде круглогодично. И у них есть купальные костюмы, которые сделаны из таких материалов, что ребенок не обгорит уже, либо он закрыт максимально. Ничего, что он не загорит, опять же ты его можешь 15 минут позагорать нагишом, такого новорожденного, а потом одеваешь уже в этот костюм. Они сделаны таким образом, что очень быстро сохнут и самое главное, что они не пропускают солнечные лучи и ребенок точно в нем уже будет защищен. И в эту сторону дальше развиваются и другие.
Елена Шадрина:
Здорово, очень интересно. А одежда для новорожденных отличается западная и наша? Ты тоже все-таки ездишь на выставки и видишь. Есть различия, как ты думаешь? Мне кажется, мы, российские потребители, более заморочены. Мы такие привередливые, мы такие дотошные! Мне кажется, что в Европе настолько все проще, намного.
Елена Письменская:
Знаешь, мне кажется, что в данном случае, во-первых, у нас требования государства к безопасности, конечно, выше. Все-таки, если сертификат получить у нас в России на новую одежду для новорожденных и сертификат получить за границей, в Европе там существенно проще.
Елена Шадрина:
И это хорошо, что у нас так сложно.
Елена Письменская:
Да, это неплохо, я считаю. С точки зрения, например, одежды, если мы возьмем именно тренды фасонов (fashion), то понятно, что в каждой стране есть определенные, какие-то свои тренды, наверное, или излюбленные вкусы. То есть если мы возьмем одежду скандинавскую, финскую, какую-нибудь шведскую, понятно, что она более простая, страз и рюш по минимуму, это скорее функционально и продумано. Если мы возьмем польскую — мы очень ее любим, польскую — то там есть и рюши, оно ближе к нам по менталитету, там есть красота какая-то определенная. Французская — это четко: это дорогие ткани, это одно простое исполнение, там яркости нет. А Италия, которую мы тоже бесконечно любим…
Елена Шадрина:
Bellissimo!
Елена Письменская:
Там стразы и камни так же любят, яркие леопардовые расцветки оттуда пойдут, кстати. И мы их и в новорожденных тоже с удовольствием будем покупать.
Елена Шадрина:
Кстати, да, эти звериные принты, я помню — это буквально несколько лет просто взорвали весь рынок, мне кажется, когда были с этими ушками конверты, конечно, все это была милота.
Елена Письменская:
И сейчас до сих пор этот тренд идет, сейчас тоже ряд коллекций выпущено, там есть эти принты. И коллекции купальников тоже в принтах есть.
Елена Шадрина:
А вот еще тоже отдельная тема интересная — я не знаю как в новорожденке, есть это или нет: очень модно, когда мама и ребенок или вообще family в одном стиле, один фасон, одна цветовая гамма. А здесь есть такое? Именно комплект мама и ребенок.
Елена Письменская:
Вообще надо сказать, что эта мимимишная тема — это же самый старый тренд, потому что как раз, когда еще не было одежды для детей вообще, то одевали также как и себя. Поэтому этот новомодный…
Елена Шадрина:
Вернулись.
Елена Письменская:
Да, мы опять вернулись. Новомодный тренд этот как раз в начале самом и пошел. Сейчас есть, безусловно, тренд на family look, он вырос из мимими, когда мама-дочка, папа-сын, и сейчас он идет действительно family, когда вся семья в одной пижаме или в каком-то одном принте у них идут пересечения определенные. И, наверное, в эту сторону будет активно развиваться.
Елена Шадрина:
А таких магазинов еще нет же?
Елена Письменская:
Будут.
Елена Шадрина:
Это хорошая тема для размышления тебе как бизнесмену.
Елена Письменская:
Я уже несколько раз бизнес-планы смотрела, так что будут такие.
Елена Шадрина:
Мне тоже кажется, потому что сколько смотрю, не вижу и странно, почему. Спасибо огромное, наш эфир подходит к концу, к сожалению, время прошло настолько незаметно. Лена, я прямо огромное удовольствие имела тебя видеть, много лет не слышала, не видела и теперь воочию. Огромное спасибо, рады будем тебя видеть и на наших встречах и в «Совете матерей» такие специалисты высокого уровня, конечно, необходимы. Я думаю, что наш диалог помог в выборе V номинации, я напоминаю, что «Выбор родителей» проводит премию «Народный выбор» и V номинация — это одежда для новорожденных. Думаю, что полезные лайфхаки мы сегодня точно озвучили и сказали. Спасибо огромное.
Елена Письменская:
Спасибо большое.