{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Бунцыкин Основатель и руководитель компании «СмолТойс» 30 января 2019г.
Мягкие и безопасные!
Поговорим о важности безопасности товаров для детей и о том, как производители это обеспечивают

Антонина Цицулина:

Добрый вечер, коллеги! Это программа «Да-Игра! Еженедельно на канале Mediametrics мы с вами обсуждаем вопросы индустрии детских товаров, вопросы игрушек, приглашаем к нам вдохновляющих лидеров, интересные компании, изучаем опыт, проблемы. Я рада представить и поприветствовать Александра Бунцыкина основателя и руководителя компании фабрики мягкой игрушки «СмолТойс». Добрый вечер, Александр!

Александр Бунцыкин:

Добрый вечер, Антонина Викторовна!

Антонина Цицулина:

Спасибо, что нашел время и между трассой Москва-Смоленск заехал к нам. Я записала вопросы, которые тебе хочу задать, их очень много. Традиционно на нашей передаче мы задаем один и тот же первый вопрос. Во что любил играть маленький Саша, какая у него была любимая игрушка?

Александр Бунцыкин:

Если честно, любимой игрушкой был конструктор, вроде нынешнего лего, машинка, с которой было интересно играть, собирать.

Антонина Цицулина:

Не осталась машинка?

Александр Бунцыкин:

Нет, к сожалению.

Антонина Цицулина:

Скажи, пожалуйста, сейчас все говорят об инновациях, о том, что дети перестают играть в игры, что они все уходят в интернет, в компьютерные игры о том, что они сейчас играют в высокотехнологичные игрушки, если там нет робота, то дети в это не играют. Ты строишь новую фабрику мягкой игрушки. Неужели дети еще играют в мягкие игрушки? Я ответ знаю на этот вопрос, но твое мнение. Что для тебя является драйвером и почему целенаправленно мягкие игрушки и все, что связано с этой технологией?

Александр Бунцыкин:

Во-первых, мягкие игрушки - это классика, они останутся всегда. Это некое тепло, как говорят детские психологи, в некоторых ситуациях даже некая подмена родителей. Ребенок ложится спать с мягкой игрушкой, она теплая, мягкая. Во-вторых, мы уже давно делаем не только классику, расширили ассортимент и в части антистрессовых игрушек, добавили некий интерактив и музыку. На месте мы не стоим, развиваемся и очень много внимания уделяем материалам. Мы все знаем, что к восприятию мира есть люди визуалы, аудиалы и кинестетики. В России больше кинестетиков, люди, которые ощущают руками. Эксперименты с материалами приводят к тому, что мы обновляемся, выбираем новинки, которые в классической мягкой игрушке дают им новую жизнь.

Антонина Цицулина:

Твоя мягкая радость – это такая большая, интересная, профессиональная работа?

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

У нас в студии не два человека, и не один, а 2 гостя. Потом мы обязательно с ним сфотографируемся, пока он внимательно, с вытаращенными глазами смотрит на нас, о чем мы тут говорим, как не нужны мягкие игрушки. В ассортименте компании Смоленские игрушки всегда было очень много медведей. Расскажешь немножко о рынке мягких игрушек. У нас B2B аудитория, нас слушают наши конкуренты, и Ваши партнеры, и потенциальные партнеры. Давай поговорим о рынке, какой он, как он складывается? Этот рынок двойного назначения, да? Огромное количество детей, которые играют в игрушку и огромное количество взрослых, один из любимых подарков на какие-то любимые гендерные праздники.

Александр Бунцыкин:

Да, безусловно. Во-первых, мягкая игрушка – это сезональный товар и понятно, нчто летом его покупают меньше. Когда холодно и дети играют дома соответственно больше, такая зависимость. Плюс, аудитория не только дети, это и подростки, и взрослые. Аудитория достаточно широкая. Мы же выпускаем не одного размера. Крупногабаритные – это больше подростковый подарок, молодежный. Часть рынка уходит в сувенирку, например, игрушка, которая посажена в какую-то красиво украшенную коробку – это уже не совсем игрушка, а подарок.

Антонина Цицулина:

Букет мягких игрушек.

Александр Бунцыкин:

Да, в том числе. Рынок остается незыблемым, тут понятно, что это профильные детские магазины, добавились сувенирные, фудовские сети часть оставляют в ассортименте его, даже не буду для конкурентов называть где. Сегодня как раз были переговоры с одной из сетей, они остаются у матрицы и на лето.

Антонина Цицулина:

Это один из показателей их популярности, успешности, я так понимаю? Потому что на лето все стараются внесезонный товар освободить, торговая полка стоит дорого.

Александр Бунцыкин:

Безусловно, но это скорее, наверное, комплимент нашим разработчикам модельерам, потому что благодаря новым материалам уменьшается сезонная нагрузка. Именно игрушку из новых материалов оставляют на лето.

Антонина Цицулина:

Последние исследования, которое провели коллеги в Америке, они увидели последние 3 года рост, небольшой, но рост традиционных игрушек. Эксперты гадают, либо уже спала новизна технологических изменений, и родители понимают, что детям нужны традиционные материалы. Ребенок должен трогать, должен осязать, должен каким-то образом моделировать, создавать себе эту среду. Это хороший позитив. Понятно, что до нашего рынка это дойдет через 3-5 лет, когда вернутся. Даже говорят о классике, мы ее называем классикой - ретро игрушка. Вы еще не заметили какое-то увеличение по традиционной игрушке, или у нас пока стабильные продажи и они более-менее понятны?

Александр Бунцыкин:

Нет, пока этого не видно. Хотя, по одной из сетей мы понимаем, что есть небольшой рост, но, в целом по рынку нет. Будем надеяться, что это мода как, например, были брюки трубами или клеш, которые периодически возвращались. Возможно, это очередной виток моды на мягкую игрушку, и мы как раз его застанем.

Антонина Цицулина:

Еще ряд исследований говорят о том, что у взрослых, которые сейчас играют в игры, человек, играющий на такой волне, возникает целое увлечение людей, которые профессионально сохранили с детства от собирания марок, до собирания пазлов. Когда хобби остается во взрослом. Но, есть такая категория игрушек, в которую не играют, но, которую бережно сохраняют. Это как раз мягкая игрушка, с которой рос. Некоторые начинают коллекционировать мишек.

Александр Бунцыкин:

Игрушки года.

Антонина Цицулина:

Кто-то гномов, кто-то еще что-то и всегда это связано с чем-то. Как Вы думаете, рост рынка игрушек в сувенирной отрасли, там есть такие тренды, или это все-таки просто образы, игры. Мы говорим сегодня только о мягких игрушках с Вами. Те, которые покупает молодежь в подарок любимой девушке, либо брутального медведя молодому человеку. Там когорта коллекционеров видна или не анализировали?

Александр Бунцыкин:

Про коллекционеров мягкой игрушки я не могу с уверенностью сказать. Но, коллекционеров мягкой игрушки, как сувенирной продукции, например, принадлежности к каким-то свои клубам, например, любимым и так далее. Это сейчас на рынке чувствуется. В самом начале, это были какие-то рекламные агентства, то есть обращаются клубы за раскруткой. Рекламщики очень любят мишек или зайчиков, или одевать какую-то одежду брендовую, того или иного клуба. Либо делать под заказ игрушку, которая как символ этого клуба. Хочется родить какие-нибудь традиции в клубах. Я читал, мне друзья перекинули статью, в одной из стран, в Канаде…

Антонина Цицулина:

Мишкопад?

Александр Бунцыкин:

Да, мишкопад.

Антонина Цицулина:

У нас в России тоже уже делали. Я хотела тебе задать вопрос.

Александр Бунцыкин:

Вот, надо туда.

Антонина Цицулина:

Да, это сейчас у хоккеистов и футболистов есть. Я думаю, что тебе надо направить коллегам такое предложение. Вообще в спорте очень часто дарят, и такая традиция мишкопадов, когда несколько тысяч мишек высыпают на лед, а потом раздают на благотворительные, социальные темы. На самом деле тебе, твоей фабрике и твоему коллективу жаловаться куда. Я, где только не встречала ваши игрушки, заходишь в магазин Сбербанка и там очень много. Я сразу смотрю, вижу бирочку, она заметная, интересная. Смоленские игрушки поменяли?

Александр Бунцыкин:

Поменяли, в смысле бренд?

Антонина Цицулина:

Нет, ты говоришь сейчас.

Александр Бунцыкин:

Сейчас в Сбербанке новый проект, я не знаю можно озвучивать или нет. Мы им под заказ делаем новую игрушку. Я думаю, что через пару недель ее можно будет увидеть.

Антонина Цицулина:

Привезешь?

Александр Бунцыкин:

Обязательно.

Антонина Цицулина:

Ты несколько раз сказал про новые технологии, в первую очередь - новые материалы. Я так понимаю, у нас вообще в швейной промышленности большая проблема с сырьем. Для производителей тканевых игрушек, в частности мягких игрушек с этим вообще беда. Как решаете, кто главный поставщик тех материалов, которые тебе хочется для твоих игрушек?

Александр Бунцыкин:

К сожалению, 80-90% везем из-за рубежа.

Антонина Цицулина:

Из-за рубежа – Турция?

Александр Бунцыкин:

Нет, Корея, в основном корейские технологии 11:54 оттуда. Кое-что из наполнителей стали делать в России.

Антонина Цицулина:

Когда смотришь на игрушку и сразу понятно, что она из России то, что касается образа - национальная мягкая игрушка. Я очень люблю медведей. Спасибо тебе огромное, кстати, за все 9 лет премии «Золотой медвежонок» ты являешься нашим промышленным партнером. Каждый год шьешь нам от 300 до 500 и больше, в этом году было неимоверное количество золотых медведей. Один из специалистов «смешариков» говорит: «Вы знаете, у меня ребенок вырос на смешариках, но больше всего любит вашего «золотого медвежонка»». Все-таки, из мягкой игрушки есть 4 лидера, 4 категории. Какие бы ни появлялись образы, какие бы ни появлялись мультики, что все равно, ты можешь делать все мягкие игрушки, покупать больше всего будут медведей, правильно?

Александр Бунцыкин:

Если сравнивать с классикой - это так. Конечно, есть выстрелы по лицензиям.

Антонина Цицулина:

Отдельно обсудим. На втором месте, на пьедестале кто?

Александр Бунцыкин:

Заяц, собака.

Антонина Цицулина:

На третьем? Наверное, игрушка года.

Александр Бунцыкин:

В определенный месяц, наверное, она номер1.

Антонина Цицулина:

Да?

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

До сих пор, где мы, а где наша игрушка года, но тем не менее. Если вернуться, что такое национальная игрушка, национальным образам. Я знаю, и ты мне привез опытную партию. Когда вы стали брать наши принты, являющиеся художественной ценностью, передающиеся их поколения в поколение и стали шить из нее медведей. Только медведей или еще кого-то?

Александр Бунцыкин:

Пока медведей.

Антонина Цицулина:

Уже вывели на рынок или пока только опытные образцы?

Александр Бунцыкин:

Пока мы пробуем, как сувениры. Показали в некоторые сетки, есть обратная связь, но все равно все покажет конечный потребитель.

Антонина Цицулина:

Еще не начали массовые продажи?

Александр Бунцыкин:

В некоторых аэропортах уже есть.

Антонина Цицулина:

Я считаю, что с точки зрения туристических потоков, мне кажется, очень перспективная ниша, мне очень нравится, надо там посмотреть, поработать. Когда вы проектируете, когда вы работаете, есть ли какая-то мода мягкой игрушки: появились длинные носы, изменились уши или стали другие лапы?

Александр Бунцыкин:

Пошли пайетки.

Александр Бунцыкин:

Уже в игрушках пошли пайетки? Я тут увидела, что в сапогах пошли пайетки. То есть, мода есть?

Александр Бунцыкин:

Есть, и у нас уже есть модели.

Антонина Цицулина:

Значит надо ездить на фэшн-выставки, смотреть, что там дальше пойдет. Мишки с пайетками – это, конечно, круто.

Александр Бунцыкин:

Больше, это вставки, совы с пайетками.

Антонина Цицулина:

Вернемся к сырью. Ткани – понятно, Корея - для меня удивительно. Это еще и глазки, с этим как? Фурнитуру у нас тоже не делаю?

Александр Бунцыкин:

В России нет, а в Белоруссии делают. Мы же в Смоленске находимся на границе с Белоруссией, у меня там есть 3 партнера, которые делают то, что нужно. Некоторые вещи приходят из-за границы.

Антонина Цицулина:

Я помню, когда еще в 2011 году разрабатывали технические регламенты, и убирали одно из требований связанных с тем, что все мягкие игрушки должны стираться в стиральной машине. Сейчас технологически наши производители к этому готовы или еще пока нет?

Александр Бунцыкин:

Наверное, готовы, кроме тех, которые выпускаются с интерактивом, с музыкальными элементами. Без проблем можно стирать, мы на этикетках ставим 30 градусов.

Антонина Цицулина:

Их можно обрабатывать какими-то растворами?

Александр Бунцыкин:

Vanish.

Антонина Цицулина:

Расскажи, пожалуйста, про образы?

Александр Бунцыкин:

Меня есть такая историческая история. Когда-то была компания дочка «Детского мира» «Ситрейс», если помните.

Антонина Цицулина:

«Эс-Тойз». «Ситрейс» - компания жива до сих пор.

Александр Бунцыкин:

«Эс-Тойз». Они обращались к нам, у них была лицензия на наше «спокойной ночи малыши» и обратились к нам с тем вопросом: мы в Китае заказываем, заказываем и те модельеры никак не могут передать образ. Наши модельеры с первого раза попали, может это какая-то российская ментальность есть. Русские образы, знакомые нам с детства делали для них наши модельеры.

Антонина Цицулина:

Был такой опыт, когда мы пытались по разработанной серии матрешек. Было очень смешно, когда из Индии пришла партия индийские матрешки – это изображение лица, глаз, улыбка. Давай поговорим о лицензионном рынке. Я знаю, что вы являетесь одним из лидеров производство лицензионной мягкой игрушки, крупногабаритной мягкой игрушки. Мы пережили то время, когда рынок только-только становился, и никто не понимал, что это такое. Потом были хорошие показатели роста. Сейчас, конечно, он подходит к своему какому-то развитию. Но, тем не менее, появилось же несколько сильных и перспективных российских анимационных бренда. Как это направление живет в смоленских игрушках, что там, как там?

Александр Бунцыкин:

Не все радужно и перспективно. Но и сказать, что если раньше лицензия – это было хорошим двигателем и для входа в некоторые рынки сбыта, и как катализатор. Теперь очень избирательно к этому нужно подходить. Нужно понимать, что для того чтобы выбрать с кем работать, нужна хорошая их медиа-поддержка, чтобы это транслировалось на хороших каналах. Самое главное, чтобы они были лояльны в работе с федеральными сетями и были совместные программы. Сейчас это основной двигатель, на мой взгляд, в лицензионной продукции.

Антонина Цицулина:

Если у анимационного бренда нет денег на маркетинг, нет серьезного на продвижение, тогда его перспектива на лицензирование очень и очень скромная?

Александр Бунцыкин:

Не так чтобы, очень скромная. Сейчас есть некоторые компании, которые сами делают совместно с этим брендом за свои деньги в сетях, для раскрутки своих брендов и своей продукции.

Антонина Цицулина:

Коллаборация – это понятно.

Александр Бунцыкин:

У кого больше 50 19:56? очень выгодно. Сейчас для нас, например, лицензия номер 1- это, безусловно, ми-ми-мишки.

Антонина Цицулина:

У меня он есть, я его никому не могу отдать. Спасибо тебе за подарок. «Ми-ми-мишки» выстрелил, хорошо продается. Кто там самый популярный герой, кстати?

Александр Бунцыкин:

Кеша.

Антонина Цицулина:

У меня, по-моему, не Кеша, надо будет посмотреть. Какие новые лицензии взяли? Не взяли?

Александр Бунцыкин:

Есть один проект.

Антонина Цицулина:

Еще не выпущен?

Александр Бунцыкин:

Нет, не выпущен, пока на уровне заключения договора, думаю март.

Антонина Цицулина:

К выставке?

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

Отлично. Я знаю, что была серьезная кризисная ситуация в прошлом году. Там, где у вас была аренда фабрики, был пожар, вам приходилось решать проблему, как и где вы будете производить. Что с твоей фабрикой и где ты сейчас? Расскажи об этом.

Александр Бунцыкин:

Мы поменяли адрес, слава Богу, сохранили коллектив.

Антонина Цицулина:

Также в Смоленске?

Александр Бунцыкин:

Да, также в Смоленске, только в другом конце города. С моей точки зрения, стало лучше и эффективнее. Потому что на той, территории на которой мы были, там было несколько фабрик. Когда мы расширялись, с точки логистики было неудобно, то есть были противотоки в производстве. Сейчас мы объединили все в одном месте. Поэтому нет худа, без добра.

Антонина Цицулина:

А со строительством?

Александр Бунцыкин:

Потихонечку там и пристраиваемся. Там есть территория, земля.

Антонина Цицулина:

Это теперь уже будет постоянное место на многие годы?

Александр Бунцыкин:

Да, надеемся.

Антонина Цицулина:

Какие планы на 2019-2020 год и, например, на 5 лет вперед? Сегодня Александр Бунцыкин насколько загадывает, насколько планирует или насколько мечтает?

Александр Бунцыкин:

Мечтает на очень долго. Амбициозные планы, безусловно, есть, без них нельзя двигаться вперед. Если честно, то планируем на 1-2 года, понимая, что рынок мы сегментируем по продукции на лицензионный, свои, и на какие-то новинки. Новинки вообще очень трудно планировать, потому что не понятно где они будут работать.

Антонина Цицулина:

У тебя большой корпоративный сегмент, то есть у тебя уже матрица сформирована: лицензионный рынок, корпоративный сегмент.

Александр Бунцыкин:

Не очень большой, но есть.

Антонина Цицулина:

Не жалуйся. Хотелось бы расширить, я понимаю, но не жалуйся. Знаю, что тебя любит. Я с кем разговариваю, все очень довольны взаимодействием, контактами, то, как коллектив откликается на предложение, как гибко подстраивается.

Александр Бунцыкин:

Хвалите, хвалите!

Антонина Цицулина:

А когда еще похвалить, как не в прямом эфире. Когда встретишься, хочешь сказать, а то все про проблемы и про проблемы. Я очень этому радуюсь и говорю: «Александр Бунцыкин и его команда – большие молодцы!» Давай про планы, на 1-2 года. Наверное, достроить фабрику, обосноваться, потому что переезд это же жесть.

Александр Бунцыкин:

Есть пара направлений из совсем нового, тоже связанная с материалом, может быть, даже на выставки похожу. Пока не буду загадывать, но есть пара направлений, которые мы экспериментируем прямо в производстве.

Антонина Цицулина:

Ты мне еще дарил медвежонка, он был брутальный, я думаю, мальчишкам он очень понравится. Он тянулся в разные стороны, мне кажется, из этих материалов дети любят шуточные, чтобы он вызывал какую-то эмоцию. С этим материалом вы тоже работаете?

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

Здорового, молодцы в этом плане! Расскажи об ассортименте, помимо персонажей, есть еще развивающая игрушка, что еще в структуре ассортимента?

Александр Бунцыкин:

Все, что касается крупногаборитки, то есть мы делаем кресла, мебель. Привязываем к ним развивающий функционал, чтобы можно было не только интерьерно это поставить, не только посидеть, полежать ребенку, но еще использовать, как игрушку.

Антонина Цицулина:

Я помню, у вас была технология, мне кажется, она должна детям нравиться. Когда есть его собственное кресло с его любимым героем, потом легким мановением руки превращается в раскладушку. Они же любят валяться, собирать и разбирать, собирать и разбирать.

Александр Бунцыкин:

Причем эта форма долго у нас живет, и меняем только 25:21?? и либо лицензионку. Учит счету детей, на какой свет переходить светофор, такие элементарные вещи, еще и развивашку туда включаем.

Антонина Цицулина:

Это, конечно, хорошо. Мне кажется, где-то немножко проработать, когда легким мановением руки это становится гимнастическим матом, или что-то имеет отношение к спорту, либо к активному движению в игре. Я думаю, надо какой-то мягкий спортивный тренажер, который позволяет ребенку накувыркаться, либо еще что-то. Тема возросшей физической активности и поддержки родителей активности детей, мне кажется, в эту сторону надо подумать. Обучать чтению, конечно, хорошо иногда для этого достаточно в коридоре повесить ленту счет Зайцева, пока ты его будешь на руке нести в туалет или к раковине он заодно научиться читать, чем на кресле. Тем не менее, да, дети любят в это играть. Когда он трансформируется в каких-то персонажей, потому что дети очень любят, разговаривают с игрушками, с персонажами неважно, где он нарисован и нанесен.

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

Ты обо всем рассказал? По развивалке мы поговорили, по корпоративной игрушке мы поговорили с тобой.

Александр Бунцыкин:

Сувенирка всякая, подушки, перевертушки, трансформеры.

Антонина Цицулина:

Начали делать мнущиеся материалы, игрушки как таковые, перевертыши?

Александр Бунцыкин:

Сквоши.

Антонина Цицулина:

Это как раз тема релакса.

Александр Бунцыкин:

Она очень хорошая. Мы, когда запускали «антистресс», сейчас он уже чуть-чуть выходи с лидеров в обороте, чуть-чуть в другую сторону.

Антонина Цицулина:

Просто их уже очень много.

Александр Бунцыкин:

Много и некое насыщение. Он же только на тактильности работает. Мы, когда тендер «Роснефти» в Смоленской области выиграли, поставили, везде продается, там нет. Там еще витринная полка, то есть за продавцами не понятно, что это. Что мы сделали? Мы напечатали реальный бублик - сделали, написали на нем «антистресс» и петлями привязали за витрину. Человек, проходя мимо, потрогал: оп, где, что. У нас продажи по всей Роснефти вверх.

Антонина Цицулина:

Нестандартные методы продвижения – это, конечно, здорово! Ты еще не затрагиваешь смежный рынок, который имеет очень много общего с детским. Сначала для любимого ребенка, потом для другого любимого ребенка - для любимого звереныша. Я знаю, что у вас есть такой позитивный опыт. Слушай, я оказывается такой активный пользователь твоих продуктов. Моя собака активно спит, хотя, мы ее уже отюзали, она уже не помещается, но спит там, где написано Кира на замечательной, красивой лежанке. Как этот рынок себя чувствует, как ты в нем себя чувствуешь?

Александр Бунцыкин:

Перспективу мы там видим. Но, мы только в декабре окончательно переехали. Переезд, перевоз оборудования, перетаскивание технологий, заново отлаживание процессов, конечно, это очень сильно на нас повлияло. Поэтому по поводу планирования эта категория стоит в этом году, вялотекуще она идет, в этом году посмотрим.

Антонина Цицулина:

Маржинальность там же выше, чем на детском рынке?

Александр Бунцыкин:

Все зависит от того, с кем ты работаешь. Вначале, конечно, было выше. Почему? Потому что был большой дефицит, появилось очень много конкурентов, появились производители.

Антонина Цицулина:

Развивается рынок, да. Вы же активно работаете с «Детским миром», а вы стоите в его новой сети «Зоозавр»?

Александр Бунцыкин:

Нет.

Антонина Цицулина:

Вот и я тоже зашла, и начала искать своих, и не понимаю, как это так. Вы знаете, Саша, я думаю, что мы, я имею в виду мы – производители детских товаров, игрушек в частности, закрыты в своем рынке и считаем, что он достаточен. Понимаем, как он будет расти, понимаем, что у нас дети играют, и играю все больше. Слава Богу, сейчас начинают это понимать и специалисты в образовании, в досуговой деятельности. Появляется больше сознательных родителей, которые больше играют с детьми. Соответственно это ведет к увеличению рынка. В этом плане, мы где-то недозахватили или недостаточно представлены, как ты сказал в другом сегменте рынка – сувенирном. Приходят, я иногда смотрю из какого материала, с какими нарушениями, вообще не понимая технологии, делают продукцию, я говорю: «Все детские игрушки в обязательном порядке должны быть сертифицированы, неважно, где они продаются». Ой, мы сделали опытную партию. Как только вы берете хоть один рубль, он должен быть сертифицирован.

Александр Бунцыкин:

Да, да.

Антонина Цицулина:

Сейчас тоже самое может произойти с этим большим, емким и правильным рынком, на который надо диверсифицироваться. Это рынок для наших животных, для любимцев. Потому что, понимая те технологии, понимая, что для собаки также важна безопасность качества и всего остального, надо к нему присмотреться. Я понимаю, что ты перевозишь фабрику точно не для расширения ассортимента.

Александр Бунцыкин:

У нас партнерские отношения с липецкими товарищами, они сейчас активно развиваются, но, правда, в пластике и рассказывали про этот рынок. У нас есть проект, не хочу пока о нем глубоко рассказывать.

Антонина Цицулина:

Хорошо, я надеюсь, что через некоторое время я увижу твой бренд в магазине «Зоозавр» «Детского мира», а то как-то неправильно.

Александр Бунцыкин:

Мы про ассортимент забыли упомянуть, про СТМ. Собственные торговые марки, конечно, во многих сетях сейчас стоят цели нарастить эту группу.

Антонина Цицулина:

То есть, есть силы работать с СТМом, потому что это следующие инвестиции, когда …

Александр Бунцыкин:

Низкая маржинальность, зависимость. Могу привести в пример «Детский мир», там профессиональные ребята работают в этой категории, по крайней мере, там направляют и говорят где.

Антонина Цицулина:

Это хорошая школа для производителя работать в СТМ?

Александр Бунцыкин:

Очень хорошая. Очень жесткая, но, на мой взгляд, это не дает нам скучать и дает нам, наоборот, развиваться.

Антонина Цицулина:

Да, получаете компетенции, которые вы переносите уже на всю группу продукции.

Александр Бунцыкин:

Да и долгие обсуждения, мы же начинаем с ними работать от материала, выбора образа, подборки материалов, под размер, такое некое совместное творчество. Каждая модель, которая туда выходит, она совместно рожденная.

Антонина Цицулина:

Давай коротко поговорим о мерах государственной поддержки. Скажи мне, пожалуйста, если бы ты мог пофантазировать и сказать, что если бы были такие меры поддержки, ты существенно нарастил свою долю, или вырос и смог бы претендовать большее. Чего не хватает?

Александр Бунцыкин:

Мы обсуждали по поводу поддержки лицензионной.

Антонина Цицулина:

Там в рабочем режиме, ждем.

Александр Бунцыкин:

Да, это бы, конечно, помогло достаточно сильно в этом направлении.

Антонина Цицулина:

Я все время думаю, хотя, мы с тобой это дело обсуждали. Ты все время говоришь: у нас яркий сезонный бизнес. У нас, не только в мягкой игрушке очень ярко сезонный бизнес. Значит, это для производителя все время достаточно серьезная закупка сырья, это значит, к этому сезону надо закупить большое количество сырья. Потом надо произвести большое количество продукции, это значит хранение, это значит, достаточно существенные финансовые средства замораживаются. Мне кажется, что здесь нам надо подумать над какими-то предложениями, связанные с компенсацией сезонных закупок сырья, сезонной закупки продукции.

Александр Бунцыкин:

Я не просто об этом думал, это предложения я уже озвучивал и представителям Минпрома, они приезжали к нам в прошлом году в Смоленскую область, в Вязьме они работали. Я четко приводил пример, что в Департаменте легкой промышленности есть дотации на помощь закупки сезонного сырья.

Антонина Цицулина:

А игрушки, к сожалению, они не могут получить, да, коды другие.

Александр Бунцыкин:

Да, другие коды, я им сказал, что срочно надо вводить.

Антонина Цицулина:

Давай зафиксируем, что исторически в 2006 году наше с тобой обсуждение того, что игрушечники, именно тобой была поставлена проблема, что вроде мягкая игрушка относится к текстильной промышленности. Но, тем не менее, к мерам поддержки привязаны только коды легкой промышленности, игрушки не могут получать. И вошла эта большая, большая, большая история, которая привела к появлению целой индустрии, к стратегии развития детских товаров, но и к другим мерам поддержки. То, что сегодня имеют в легкой промышленности, к сожалению, до сих пор мы с тобой недоработали, ты, как инициатор проекта, я как проводник, да, есть над чем работать. А еще что, еще какие меры? Я плавно веду к стимулированию спроса. Сейчас 10 ведущих российских производителей производят в год 55 миллионов совокупно игрушек, доля у нас уже 23%, а не 16%, как в 2012 году. Но, мы зависим от того есть ли деньги на игрушку родителей от детского бюджета. Как мне кажется, если бы государство выделяло деньги на детские товары для родителей, для того, чтобы они могли позволить себе пусть даже самое необходимое. Тогда у них оставались бы средства на то, что производим и шьем мы. Второе, если говорить о мерах государственной поддержки, это конечно, государственные закупки. Потому что сегодня уже никто не может отрицать, что направляются значительные средства и значительно обновляется образовательная инфраструктура, детские сады, сейчас начинают открывать ясли. А преференций для российских производителей, как не было, так и нет. Хотя, все страны, а некоторые страны вообще очень жестко, на государственные деньги можно закупать только национального производителя. Как ты думаешь, может быть, нам на всех уровнях – тебе на региональном, ты там представляешь интересы.

Александр Бунцыкин:

Я с удовольствием присоединюсь.

Антонина Цицулина:

Ты считаешь, что это социально справедливо?

Александр Бунцыкин:

Во-первых, социально справедливо. Во-вторых, с точки зрения экономики это будет действенной мерой. Помимо всего необходимо развивать социальную подоплеку о том, что российский производитель - это безопасно, качественно и так далее. Если приводит в пример Белоруссию, их любимое выражение «купляйце беларускае», и на самом деле, на полку-то сложно попасть, в Белоруссии – да.

 Антонина Цицулина:

Они большое внимание уделяют безопасности детских товаров, мы тоже в этом плане работаем и стараемся соответствовать. Какие основные риски сегодня для российского производителя игрушек?

Александр Бунцыкин:

Если брать внешнюю среду – это падение доходов населения. Рынок уменьшается, это нужно понимать. Выбрать именно тот продукт, который сейчас родители воспримут, как необходимую покупку достаточно сложно. Надо понимать, что он должен быть хороший, функциональный, нравиться и ребенку, и взрослому и так далее. Первый риск - это уменьшается рынок, и необходимо искать пути и выходы на зарубежный рынок, либо расширяться здесь в других нишах рынка. Это, на мой взгляд, самое основное.

Антонина Цицулина:

Опять же демография, детей становится меньше.

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

Вы не рассматривали для себя такой рынок, даже говоря об антистрессовой игрушке, либо тактильной игрушке, есть еще направление, связанное с реабилитацией и есть направление, связанное с людьми с особыми потребностями. Мы знаем, как сейчас уменьшается детское население. Но, насколько в ближайшие 50 лет увеличится взрослое население, люди в возрасте счастья, как я говорю, они тоже как дети и там появляются точки соприкосновения. Эти 2 рынка, на мой взгляд, это уже не тренд, а реалии. Мы видим по ряду зарубежных крупнейших производителей, которые здесь начинают разрабатывать игры для детей, которые развивают какие-то функции. Здесь разрабатывает игровую среду для детей и взрослых с особенностями развития здоровья, либо возраста, который позволяет сохранять эти функции. Не продумывали, не прорабатывали такие направления?

Александр Бунцыкин:

Реабилитационную сферу мы прорабатывали, у нас есть кое-какие наработки. Так получилось, что мы в этой сфере работаем, много занимаемся благотворительностью. У нас в Смоленске есть реабилитационный центр для детей с ДЦП и так далее. Мы им очень помогаем, с их психологами работаем и кое-что делаем. Светлана Алексеевна директор, я ее очень хорошо знаю. Она с первого кирпича, так сказать, с проекта начинала этот реабилитационный центр. Она сейчас у нас депутат. В прошлом году некогда было этим заниматься, в этом году, я думаю, что выпустим первый реабилитационный продукт, посмотреть как он на рынке.

Антонина Цицулина:

Коррекционный.

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

Это на стыке между реабилитацией коррекцией и то, что связано с принципом материала, либо образа, я думаю, что это будет востребовано. Рада, что ты нашел время. Мы поговорили о технологиях, о проблемах, о мерах государственной поддержки, немножко не поговорили о тебе лично. Я не знаю, расскажешь ты или нет, почему? Ты же занимался совсем другим бизнесом, откуда игрушки-то появились именно у Александра Бунцыкина в его профессиональной деятельности? Зачем ты решил инвестировать в мягкие игрушки, расскажи.

Александр Бунцыкин:

Я, как и многие другие начинал с простых продаж. В ассортимент попала мягкая игрушка, посидел, посчитал. У меня были партнеры, с кем я вел тот бизнес, понравилась идея что-то производить. Попробовали, условно, в малосемейке, в общаге на простой машинке сшить и посмотреть, что получится. Партнеры мои сказали: «Нет, это полная фигня. Купить, перевезти, продать гораздо проще и легче». Быстро мы расстались, я решил заниматься производством, попробовали первый продукт. Больше, наверное, заводит то, что ты делаешь сам, своими руками, выводишь на рынок. То, что это дарит хорошие положительные эмоции и родителям и детям, это хорошая ведущая сила.

Антонина Цицулина:

Часто было желание бросить?

Александр Бунцыкин:

Неверное, нет.

Антонина Цицулина:

Нет? Точно?

Александр Бунцыкин:

Нет. Думаю, такие мысли всех посещают. Но больше это, наверное, такая подстежка, когда трудно, когда реально есть проблемы. Подстежка к тому, чтобы придумать что-то новое, развиваться и идти в другую сторону.

Антонина Цицулина:

Сколько ты уже на рынке?

Александр Бунцыкин:

22-ой год.

Антонина Цицулина:

На кого ты ориентируешься? Кто для тебя является лидером? Когда совсем плохо, кому звонишь?

Александр Бунцыкин:

Друзьям. Мне очень нравится, что в нашем рынке есть и конкуренция. Люди, я могу отметить, то ли сам продукт влияет на людей, но люди совсем другого плана. Я работал до этого в достаточно жестком сигаретном бизнесе, где конкурентов кроме как враги не называли и относились примерно также. Здесь все дружат, и хорошие отношения есть со многими моими друзьями, которые тоже занимаются этим бизнесом и производством.

Антонина Цицулина:

Кого-нибудь назовешь?

Александр Бунцыкин:

Костя Белоусов, например.

Антонина Цицулина:

О чем мечтает Александр Бунцыкин?

Александр Бунцыкин:

Александр Бунцыкин, как бизнесмен мечтает о том, чтобы… Кстати, хочу сказать, что для меня примером является Сергей Блажилин, во многом мы с ним похожи.

Антонина Цицулина:

Похожи.

Александр Бунцыкин:

У меня тоже растет дочь.

Антонина Цицулина:

Он говорит: «Все, я ушел на пенсию, все к Маргарите». Ну, что на следующую передачу с дочерью пригласим?

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

Договорились.

Александр Бунцыкин:

Она, как раз учится в Москве.

Антонина Цицулина:

О чем мечтаешь?

Александр Бунцыкин:

Мечтаю, чтобы бизнес был широкий и стабильный. Для себя, как и все, живу для детей.

Антонина Цицулина:

Скажи мне, пожалуйста, вы не считали за все годы, что существует фабрика, занимаешься производством, сколько игрушек-то продал? Сколько детей играют в твои игрушки?

Александр Бунцыкин:

Примерно подсчитывали, где-то, наверное, около 5 миллионов.

Антонина Цицулина:

Класс! Есть ли какая юбилейная дата, сколько смоленским игрушкам, когда будем праздновать?

Александр Бунцыкин:

2 апреля. Кстати, у меня дата открытия компании и является датой наема первого сотрудника. Света до сих пор у меня работает, уже 2 декретных.

Антонина Цицулина:

Сколько?

Александр Бунцыкин:

22 года будет 2 апреля. В эту же дату – 2 апреля у меня родилась дочь, совпало день в день.

Антонина Цицулина:

Хорошая дата – 2 апреля. Спасибо тебе большое, Александр! Будем продолжать дальше дружить, взаимодействовать, приезжай с медведями, с собачками. Уважаемые коллеги, наша программа «Да-Игра!» подошла к концу. В следующий раз мы продолжим нашу замечтательную тему. Будем много говорить про инновации, про маркетинг, про те проблемы, которые у нас существуют, про меры государственной поддержки. То, что, я надеюсь, поможет вам выбрать свой путь. Может, вы захотите заниматься нашим бизнесом? Welcome, приходите! Может, вы захотите инвестировать в наш бизнес? Welcome, приходите! Про инвесторов ты, кстати, Саша не сказал, я думаю, пора уже.

Александр Бунцыкин:

Welcome, у нас есть куда развиваться, есть несколько проектов.

Антонина Цицулина:

Смоленск примет.

Александр Бунцыкин:

Да.

Антонина Цицулина:

До встречи! В следующую среду в 18 часов ждем на нашей передаче «Да-Игра!», посвященную рынку детских товаров, услуг и сервисов для детей. Тебе, Александр, большое спасибо за интересную беседу!

Александр Бунцыкин:

Спасибо!