{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Мария Карасик Сооснователь и Исполнительный директор компании PLAYPLY 23 января 2019г.
Гармония среды обитания ребенка - в руках промышленных дизайнеров!
Поговорим о том, как промышленный дизайн должен работать на удобство и востребованность детской продукции

Антонина Цицулина:

Добрый вечер, коллеги! Это программа «Да - Игра!», мы возобновляем наши встречи по средам, в 18 часов вечера встречаемся с участниками индустрии детских товаров, приглашаем лидеров рынка, приглашаем новых лидеров рынка, лидеров мнений. Те, которые делятся своими проблемами, обидами, достижениями, лучшими практиками. И мне доставляет особое удовольствие показывать и рассказать о людях, новых участниках нашего рынка, которые приходят с яркими, дерзкими, иногда проблемными проектами, и за которых мы волнуемся, переживаем и которым очень хочется помочь. И сегодня у нас именно такой гость, гостья. Добрый вечер, Мария!

Мария Карасик:

Здравствуйте!

Антонина Цицулина:

Мария Анисимова-Карасик – сооснователь и Исполнительный директор компании PLAYPLY. Я сейчас правильно это все скажу. Добрый вечер, Мария!

Мария Карасик:

Здравствуйте!

Антонина Цицулина:

У нас уже за время такого дружелюбного сотрудничества с Mediametrics и в нашей передаче сложилась такая традиция. Мы задаем всем в начале один и тот же вопрос. Вот когда Мария была маленькая, она в какие любила играть игрушки?

Мария Карасик:

Я любила играть в настольные игры, я любила играть в развивающие игры, то есть всякие. На тот момент это были в основном книжные всякие вещи, где подключалась логика. Я любила играть в шахматы с папой. Вообще, любила играть со взрослыми.

Антонина Цицулина:

Осталась какая-то игрушка из детства?

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

Какая?

Мария Карасик:

У меня осталась даже еще игрушка моей мамы, то есть у нас есть какой-то пупс старинный, который прошел через несколько поколений. Есть у меня игрушка, какая-то кукла, которую я очень люблю с детства. Есть несколько.

Антонина Цицулина:

А вот мама разрешает со своим пупсом играть? Она кому-то передала? Или это раритет и не смейте трогать мои игрушки?

Мария Карасик:

Нет, она уже перешла дальше. Этот пупс уже ушел дальше к моей дочери.

Антонина Цицулина:

Перешел. А вы свою игрушку дочери тоже передали?

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

А у дочери какая любимая игрушка? Сколько ей?

Мария Карасик:

Ей 7 лет. Сложно сказать. Они сейчас, конечно, у них такой выбор огромный, что, мне кажется, им сложно зацепиться за что-то, то есть они меняются, эти приоритеты. Но, наверно, так же, как и у меня, она больше любит общаться, то есть играть и взаимодействовать со взрослыми. Тоже настольные игры, шахматы, шашки.

Антонина Цицулина:

То есть игра, которая имеет какое-то содержание и собирает всю семью, в том числе и интеллектуальные игры?

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

Замечательно. Смотрите, вы сколько уже лет реализуете проект, сейчас немножко о нем расскажете, тот, который уже не является трендом, а еще несколько лет назад говорили, что придет время, когда сами потребители будут разрабатывать для себя, в нашем случае какие-то средовые решения для детей. вы много об этом писали, но все равно для тех, кто нас слушает первый раз и первый раз слышит о вас, расскажите о своем бренде.

Мария Карасик:

Началось все, опять же, с детей, то есть для своих детей мы, я дизайнер-архитектор, мой муж – дизайнер, он сделал для нашей дочери стул. Это было в 2013 году. И это не был бизнес-проект – это просто был стул для нашего ребенка. Но постепенно, как-то шаг за шагом развивалось все это в какую-то коллекцию, потом во вторую коллекцию, в третью. И, в общем, сейчас у нас, мы занимаемся детской мебелью, полностью только этим и занимаемся.

Антонина Цицулина:

Вы сделали как бы словосочетание «Сделано родителями» одним из уникальных торговых предложений своего бренда. Это работает?

Мария Карасик:

По крайней мере, нас так запоминают и ищут. Это точно работает.

Антонина Цицулина:

То есть по ключевым словам вы видите, что вас запоминают, ищут именно так?

Мария Карасик:

Да, это легко запоминающееся очень словосочетание, и люди. «Мебель, сделанная родителями» просто.

Антонина Цицулина:

А маркетингом кто занимался? Сами по наитию?

Мария Карасик:

Сами занимались абсолютно. И сейчас у нас есть небольшая команда, но направления все выбираем мы, конечно. У нас нет маркетолога отдельного, то есть я занимаюсь.

Антонина Цицулина:

Замечательно. То есть хорошее образование. Что заканчивали?

Мария Карасик:

МАРХИ.

Антонина Цицулина:

Привет, МАРХИ! Не дошла я еще до того в нашей программе, которую мы сейчас пытаемся делать по дизайну. Не знаю, слышали или нет, мы заключили соглашения с ведущими университетами. Пока МАРХИ нету в этом списке, но Строгановка, университет Штиглица. Привет Уральской промышленной академии и еще Институту игрушки. Где пытаемся образовательный курс и чтобы студенты в рамках своего обучения изобретали и придумывали, дизайнили игры и игрушки.

Мария Карасик:

Замечательно.

Антонина Цицулина:

И нам, вскоре открываем этот конкурс уже для всех дизайнеров. Нам очень важно сформировать либо поддержать то формирующееся дизайн-сообщество, которое производит или разрабатывает решения для детей. И мы видим совершенно отличные команды, которые работают с городским пространством, с площадками. Я очень люблю и команду, которая сделала игровую площадку в Парке Горького. И, конечно, являюсь поклонницей, наблюдаю за вами, как вы развиваетесь. Вот теперь, как мы развиваемся. То есть 2013 год, закончили 2018 год. Вот за пять лет эволюция компании. В сознании, наверно, изменилось абсолютно все, да? Компания ближайшие пять лет – это какая будет у нас компания?

Мария Карасик:

В ближайшие пять лет?

Антонина Цицулина:

Да.

Мария Карасик:

Достаточно амбициозные планы у меня, конечно, сейчас. Потому что появилось какое-то понимание, куда мы идем, как мы идем, то есть и цели, в общем, сильно увеличить наши мощности за эти годы.

Антонина Цицулина:

Производственные, да?

Мария Карасик:

Производство у нас аутсорсное. Мы увеличиваем.

Антонина Цицулина:

Контрактное.

Мария Карасик:

Да. Мы увеличиваем свои продажи, соответственно, свои коллекции.

Антонина Цицулина:

А продаете по-прежнему сами или вас уже начинают продавать? То есть есть уже дистрибьюторская сеть?

Мария Карасик:

Нет.

Антонина Цицулина:

Коллеги, представляете, сколько у нас мало перспективных дизайн-архитектурных бюро – те, которые должны заниматься именно своим этапом, придумывая очень интересные новые нестандартные решения. Давайте об этих нестандартных решениях поговорим. И в то же самое время еще там никто не прихватизировал и нету договора (...06:56) представить. Так что если кто-то нас слушает и кому-то интересно, готовы поделиться контактами с основателем и руководителем. Расскажите немного, почему у вас мебель игровая? Какие там инновации? Кстати, а патентуете?

Мария Карасик:

Нет, мы не патентовали мебель. На самом деле, я не знаю, как в игрушках, но в мебельной среде патенты практически не работают. То есть известное дело, что все европейские бренды подделываются прекрасно. И защитить себя практически невозможно. Как, собственно, и нас подделали. Тут может быть обратная история. Да, я слышала про то, что тебя потом могут обвинить в плагиате, если кто-то запатентует тебя.

Антонина Цицулина:

Да, у меня тоже был такой печальный опыт.

Мария Карасик:

Но время идет. Там есть очень определенный срок, когда ты можешь запатентовать. По-моему, два или три года. Первых два, по-моему. В общем, короче говоря, мы не стали патентовать мебель. Маленькую мебель у нас уже давно подделали и спокойно совершенно на рынке выступают с нашей мебелью. Крупная достаточно компания. Поэтому, собственно говоря, это большие вложения, для нас они пока тоже не, то есть мы решили в этом направлении пока не тратить. Что касается нашей. Что такое игровая наша мебель? Почему она игровая? Что такое игровая мебель? Мы, собственно говоря, дизайнеры, то есть я – архитектор, муж – дизайнер, и к детям имеем отношение только потому что у нас есть дети. Но по счастливому случаю у нас есть очень близкий друг и наш партнер сейчас – роман Раух. И он известный в своей среде педагог, он соучастник такой компании как Школа диалога с препятствием, он работает в Хорошколе и очень много занимается детьми. Соответственно, нашу линейку лазетельной мебели MOVE мы придумали вместе, то есть он разрабатывал ее как специалист по детям, специалист по движению, а мы разрабатывали ее как дизайнеры. И дальше мы продолжаем сотрудничать и делать проекты вместе, потому что сложно быть дизайнером и одновременно специалистом по детям. Надо работать с детьми, чтобы понимать, как ребенок развивается, что ему нужно, какие у него потребности, какие у него задачи, как это решать с помощью пространства. И мы не стали брать на себя такую роль. Делать это не очень честно с нашей стороны. Мы как бы работаем вместе, и это получается очень здорово, потому что каждый раз мы начинаем проект и я не знаю, что будет дальше, потому что он приходит и вносит какие-то совершенно новые вещи, которые за месяц – за два, пока мы не виделись, он уже изучил, узнал. Это очень здорово, потому что знания о детях – их невозможно законсервировать как бы, то есть это развивающаяся история. Как развивается мир, развивается человек, так же развивается ребенок.

Антонина Цицулина:

То есть, по сути, вы интуитивно совместили разработку, работу над продуктом, сразу с фокус-группой, когда у вас идет апробация этого продукта с экспертами. На самом деле, все крупные промышленные, глобальные компании, разрабатывая, участвуя, там есть научные исследования и есть период опытно-конструкторских работ, есть фокус-группы, где научные исследователи, потом целая такая плеяда экспериментальных площадок разного уровня, в дошкольных группах разного уровня, проходят вот эту апробацию для того, чтобы оттестировать свой продукт. То есть вы здесь даже на таком низовом, маленьком, начальном уровне семейной компании, тем не менее, сразу сорганизовались со специалистами-практиками.

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

И это, конечно, молодцом. Потому что сейчас новые современные продукты, они очень наукоемкие и отвечают на два вопроса: как мой продукт помогает моему потребителю ухаживать, воспитывать либо развивать ребенка, либо какие задачи он решает с точки зрения меня как мамы или меня как родителя, давая инструмент. Молодцы. Здорово! Я, наверно, не соглашусь, но мы не будем дискутировать с точки зрения интеллектуальной собственности, потому что новые современные технологии, мы уже сейчас понимаем, буквально перед вами встречались с коллегами, говорили о маркировке, где внутрь могут быть включены в том числе данные об интеллектуальной собственности, которые легким мановением руки смогут останавливать контрафактные продукты, продажи по всей линейке и цепочке продаж. Поэтому я думаю, что к этому вопросу надо вернуться.

Мария Карасик:

Ну возможно.

Антонина Цицулина:

Нету там никакого срока. При этом Москва финансирует практически сто процентов затрат на инновационную продукцию, а у вас инноваций даже с точки зрения визуальных каких-то решений, потому что понятно, что у вас уникальные в том числе дизайнерские решения помимо конструкторских. Давайте попробуем это проработать. Расскажите. Имела какое-то отношение, правда, немножко печальное. Расстраиваюсь, что вам отправила в ночь ссылку и все остальное. Но расскажите, вот вы сейчас, я знаю, для себя рассматриваете выход на международные рынки.

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

Почему? Зачем? Готовы ли? И как вы это видите? И как маленькому красивому и гордому бренду прорваться на эти зарубежные рынки? Ваше мнение.

Мария Карасик:

Мое мнение такое. Мы сделали это, конечно, наверно, поспешно.

Антонина Цицулина:

Как все.

Мария Карасик:

Да. Но нам захотелось попробовать, и я не жалею, потому что когда ты пробуешь, ты понимаешь, ну, очень много опыта приобретаешь в процессе. И даже если ты понимаешь, что ты не можешь стартовать сейчас, к примеру, то ты понимаешь, почему ты не можешь, и начинаешь решать эти задачи. Так и у нас произошло, то есть мы получили очень хороший, во-первых, отклик на свой продукт. И это здорово, потому что получая как бы поощрение западных коллег и там были дизайнеры, и бизнесмены, то есть было огромное количество людей, которые сказали, что продукт классный.

Антонина Цицулина:

Отраслевая экспертиза, по сути.

Мария Карасик:

Да. Это очень здорово. Я думаю, что в России сложнее воспринимается он, потому что, как вы знаете, он достаточно инновационный, на самом деле, то есть тут он выглядит странновато, бывает, на выставках. Там нет. Там не было такого ощущения, что мы выбиваемся, но при этом у многих было ощущение, что было мнение, что продукты очень здоровские. Но почему пока рано? То есть не совсем рано, просто мы и продукт готовим, мы продолжаем его доводить до такого состояния, чтобы на европейский рынок он вышел и был востребованный, но и огромное количество просто как бы действий, которые надо совершить, и финансовых вложений, которые надо сделать, чтобы выйти. Поэтому я не жалею о поездке. Мне было очень интересно и мне очень понравилось, на самом деле.

Антонина Цицулина:

Скажите, пожалуйста, вы так очень хорошо и ярко, рассказали о том, не могу не затронуть этот вопрос, хотя я знаю, что ответ на него неоднозначен, но все равно об этом поговорим. Вы сейчас закладываете в продукт те знания, специальные знания о том, как развивается ребенок, как он двигается с точки зрения эргономики и всего там, организации пространства, то есть обеспечивает ваш партнер, имеющий там имя, вес, и понимание, и знания. Как вы закладываете в технические условия те стандарты, например, европейские, российские, вот в те технические условия, по которым обеспечивается безопасность детей? Насколько они для вас сложны? Или вы пока не соотносили и делаете это все интуитивно?

Мария Карасик:

Многие вещи делаем интуитивно. Какие-то, конечно, ГОСТы мы читаем. То есть есть литература, она вся в доступности, то есть есть какие-то вещи, которые надо соблюдать, и мы их соблюдаем. Например, столы и стулья у нас полностью по ГОСТу сделаны. Все стандарты ГОСТа соблюдены в этих двух предметах. То есть мы их изучили и сделали так. Что касается.

Антонина Цицулина:

Международных стандартов.

Мария Карасик:

Международных стандартов. Тут, я думаю, нам придется что-то еще дорабатывать, потому что поскольку мы делали это для российского рынка, то мы даже не думали в тот момент, когда все это делалось, ни о каком выходе никуда. Поэтому я думаю, мы будем изучать, смотреть и сертифицироваться, естественно, уже под европейские стандарты.

Антонина Цицулина:

Давайте. У нас Новый год, правда, закончился, но подарки продолжаются. У нас есть программа в нашей ассоциации. Мы отправим вас на некоммерческой основе в одну из ведущих лабораторий, которая специализируется на сертификации детской мебели. Вся детская мебель, даже как только она выходит на рынок, она должна проходить подтверждение безопасности для детей. И они вас проконсультируют, расскажут. И вот, чтобы вы как бы понимали. Я вам приведу пример. Одни из наших коллег, имеющие производство полного промышленного цикла, при выходе, например, на европейские рынки им даже пришлось менять технологический процесс. И поэтому, чтобы, не дай бог, не получилось, как был совершенно недавно абсолютно дикий случай, связанный с серьезным повреждением здоровья для ребенка, после которого возбудили уголовное дело. И понятно, что бизнес уже этого неплохого мастера можно считать закрытым. Я не пугаю. Вижу и понимаю.

Мария Карасик:

Нет, мы, на самом деле, серьезно к этому относимся. Это очень хорошо.

Антонина Цицулина:

Просто я понимаю, что это серьезно. Поэтому если нет сертификата, то детская мебель не имеет права продаваться в РФ, и за рубежом то же самое. По интеллектуальной собственности мы поговорили. Теперь поговорим о мерах поддержки. Вы же как микропредприятие, семейное предприятие, работающее, по сути, в инновационной среде, ведь для вас существует достаточно много мер господдержки. Не дошли, не знаете, считаете трудоемкими? Почему не используете?

Мария Карасик:

Совсем не просто. Вот есть вы, и вы часто подсказываете мне какие-то вещи в личных сообщениях или при личном общении. А, на самом деле, вот так со стороны очень сложно получить информацию. Даже понять, где, на каких сайтах. То есть мы что-то пытались искать, но вот так, чтобы прямо понять, что вот да. Нет, мы знаем про возможности поездок за рубеж, на выставки, но что-то еще – мы никакой информации не можем получить. То есть вот так вот в прямом доступе.

Антонина Цицулина:

Google в помощь. Написать: «государственные меры поддержки московскому производителю детских товаров». Никак?

Мария Карасик:

Нет, это все мы читали.

Антонина Цицулина:

И что?

Мария Карасик:

Но просто, опять же, что мы находили? Какие-то: как открыть ИП или помощь в ведении бухгалтерии. То есть это не те вещи, которые нам нужны.

Антонина Цицулина:

То есть 350 тысяч для московских производителей ежегодно на выставки – это недостаточная сумма?

Мария Карасик:

Мы такой информации вообще не находили.

Антонина Цицулина:

Хорошо. Завтра, да? Мы встречаемся с вами в Московском экспортном центре, где будет рассказываться о поддержке международной выставки.

Мария Карасик:

Да, мы идем.

Антонина Цицулина:

И уже изучили, какие там есть меры поддержки?

Мария Карасик:

Нет, еще не читали ничего.

Антонина Цицулина:

Вот я очень прошу. Для меня все время, когда мы организовываем такие встречи, все время, знаете, стыдно за своих коллег-бизнесменов. Мы же люди бизнеса, то есть есть ресурс и надо к этому подготовиться. Это как на переговоры идти и не знать, ты куда идешь: в «Детский мир» или в Wildberries. Вот там очень четко прописано: как можно получить золотой аккаунт на Alibaba.com, как получить перевод своего каталога на несколько языков, как получить сто процентов субсидирования, на каких выставках и все остальное. Обязательно почитайте, потому что, чтобы мы не тратили время на ликбез, и это даже неуважение к команде и к Правительству Москвы, которое субсидирует достаточно щедро для московских производителей, и тем более для детских товаров. Для того чтобы мы уже конкретно говорили, а какие нам нужны инструменты, а какие нам нужны выставки в 2019-2020 году, и планировали в том числе в своем плане направление, куда мы пойдем, и какие затраты уже 2019 года, а может быть, 2018 года вы сможете получить. То есть максимально эффективно, знаете, как бизнесмен, подготовился к встрече, понимая: это ко мне, ко мне, ко мне. И вот я хочу спросить: а у меня контрактное производство, а вот мы маленький коллектив, но (...19:47) смогу ли я получить, да?

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

Понятно, что вы, скоро будет большая масса таких вот креативных команд, которые будут разрабатывать продукт, а мы будем его делать по всей России. И, наверно, и желательно по всему миру, если к тому будет необходимость. Хорошо, договорились. Значит, по сертификации с вами тоже этот вопрос решили. Вы знаете, у меня есть такое ощущение, ну, я такая циничная фантазерка, как я называю, мне кажется, что у наших предприятий, ну, в детстве, меня больше всего детство интересует, очень большой потенциал связан с креативом. И мы видим по другим отраслям, что у нас есть такие маленькие ростки надежды, что дизайн относится к тем исконно нашим природным ресурсам и богатствам с точки зрения профессионалов нашего капитала, в котором мы можем выстрелить, особенно в мебели. Мы знаем, что у нас есть Золотая медаль у Елены Чебурашкиной и команды на Миланской выставке. Есть еще по ряду направлений. И вот как вот это, вот у нас еще есть такие как вы? Вот у нас с точки зрения дизайна продукта, как вы оцениваете? Вот еще кто?

Мария Карасик:

Есть. Сейчас в музее ДПИ выставка идет. Вы, наверно, слышали про нее.

Антонина Цицулина:

Да, читала.

Мария Карасик:

Мы недавно ходили. Вы знаете, есть люди, которые стали. Просто сейчас какие-то возможности появились это все реализовывать, наконец-то. И чем больше этих возможностей будет реализовывать продукты, тем технологичнее будет производство, тем больше будет людей, которые будут придумывать классные вещи. Я в этом уверена совершенно.

Антонина Цицулина:

А вот если я бы сказала: Мария, вот мы с вами сегодня проговорили, и вы передаете эстафету кому-то. Вот с точки зрения дизайна и детства это кто? Вот кого я не знаю?

Мария Карасик:

Вы, наверно, знаете всех, я так думаю.

Антонина Цицулина:

Нет-нет. Ну-ка?

Мария Карасик:

На самом деле, именно в детской нише я не могу сказать, что очень много креативных проектов.

Антонина Цицулина:

Ну-ка? А вы кого считаете? Давайте подумаем.

Мария Карасик:

Дайте мне какое-нибудь время подумать. Я скажу чуть попозже.

Антонина Цицулина:

Хорошо. А в мебели? Вот эта, не важно, детская, подростковая, для мам, для пап, функциональная. Вот с точки зрения дизайна как вы оцениваете потенциал? Понятно, что у нас есть какая-то ниша. Я приведу пример. Например, у нас семьдесят процентов рынка кроваток для новорожденных. 33 миллиона европейских детей спят в русских кроватках из русской березы. Это большой показатель для небольшой ниши, потому что мы понимаем: кроватки очень часто передают по наследству, у них велик процент вторичного использования. А России, это семьдесят процентов – российское производство, которое производится у нас здесь. А вот именно дизайнерской мебели, вот здесь как? Вы одиноки? Вас много? Сколько?

Мария Карасик:

Нас все больше, но, мне кажется, потенциал как раз за студентами, то есть те, кто сейчас на рынке в большей массе своей. Есть, конечно, дизайнеры с образованием. В большей массе своей это либо мастеровые просто люди которые, либо бизнесмены, которые просто захотели на этом зарабатывать деньги, либо, грубо говоря, люди, которые просто что-то сделали и начали этим заниматься, как хобби, а потом, возможно, как бизнес. А вот есть большое количество студентов, я за ними сейчас наблюдаю, как строгановцы и другие вузы. Мне кажется, у них сейчас перспективы очень большие.

Антонина Цицулина:

А наблюдаю – это как наблюдаете?

Мария Карасик:

У меня есть даже люди, которые приходят ко мне на стажировку, то есть мы с ними сотрудничаем. Сейчас у меня два дипломника. Дипломники, да.

Антонина Цицулина:

А вот время есть два раза в год сходить туда, им что-нибудь рассказать, почитать и вдохновить?

Мария Карасик:

Да, это не проблема.

Антонина Цицулина:

Хорошо?

Мария Карасик:

Конечно.

Антонина Цицулина:

Просто мы сейчас надеемся, что до июня месяца на этих площадках руководители кафедр вместе со студентами вдохновятся темой игрушки. Сейчас мы им после выставки привезем тренды и пойдем рассказывать. А после того как мы отберем тех, кто выберут для себя работу, связанную с игрушкой, с игрой и игровым оборудованием, игровыми сооружениями, то есть такая широкая, и в том числе там есть проекты, связанные с игровой мебелью. А в лето мы хотим сделать несколько для них таких вот интересных образовательных именно продуктов, попробовать, посмотреть кого, и представить потом на В2В выставке, посмотреть, как им помочь с коммерциализацией. Потому что, конечно, будучи бизнес-ассоциацией, у нас именно какие-то компетенции. Вот ночью прислать ссылку, куда бежать. Мы как боец.

Мария Карасик:

Ну да, потому что, на самом деле, им тяжело. То есть нам всем очень тяжело. Поскольку мы люди, ну, мне приходится становиться человеком бизнеса, а мы дизайнеры, то есть изначально мы все занимаемся просто креативом. И нам приходится постоянно этим заниматься в процессе работы, потому что все равно я, ну, я и Андрей, мой муж, мы руководим бюро и мы направляем наших дизайнеров, которые там с нами работают. И тут очень сложно все время переключать свой мозг, то есть между бизнес-процессами и процессами творческими. Но это тоже, на самом деле, приятное и такое занятие, которое приносит как бы внутреннее удовлетворение, но, повторюсь, что для некоторых людей это вообще не по силам, то есть им очень нужна помощь. И студенты молодые, если будут выходить и попадать в какие-то здоровые отношения, здоровые руки, – это очень, мне кажется, классно.

Антонина Цицулина:

А у нас, может, вы дадите свою оценку, мы пошли по другому пути. Мы хотим, чтобы, и собираем конкретные промышленные кейсы, для того чтобы они разрабатывали проекты как бы уже валидизированные бизнесом и которые видят либо нишу, либо направление, либо работают над этим. То есть это не просто виртуально, хотя никто не запрещает придумывать свое, но тем не менее, у нас есть промышленные партнеры, которые в этом заинтересованы.

Мария Карасик:

Это замечательно.

Антонина Цицулина:

И вот мы надеемся на эту связочку: а вдруг они.

Мария Карасик:

Это очень хорошо.

Антонина Цицулина:

Тоже бьемся с такой дилеммой, когда считаем, что все равно интеллектуальная собственность должна остаться у разработчика. И если выбрали, то есть право как бы первой ночи, и если ты промышленный партнер, что ты отсматриваешь эти работы, ведешь переговоры. Но мне не хотелось бы, чтобы, у нас просто призовой фонд есть в этом конкурсе для студентов, что, получив некую копеечку, человек теряет права на какие-то дополнительные преимущества и финансовые в том числе показатели, если это пойдет на конвейер, пойдет на поток. Вы тут тоже так сказали, что вот у нас креатив, а вот кто-то хочет заработать, бизнес. Я вот хотела немножко к этому вернуться. Я думаю, что у нас одна из проблем в том числе высшего образования и подготовки специалистов, когда мы считаем, что наша профессиональная самореализация и бизнес – это какие-то разные вещи. То есть я считаю, что каждый из нас, не важно, выпускается он только из стен какого заведения либо вообще туда не идет, и вот этап мастера, и потом небольшого предпринимательства, становится моим бизнесом. Вся наша профессиональная деятельность – это наш самобизнес, в результате которого мы теми или иными своими компетенциями и умениями зарабатываем себе деньги, только на каком-то периоде мы можем быть, работать в составе какой-то команды как наемный менеджер, вырастая от подмастерья до руководителя, а дальше, переходя, беря на себя ответственность, либо полностью за свою жизнь. Сейчас такое смешное слово – «самозанятые». «Самовлюбленные» – я бы их назвала. И может быть, в самом маленьком штате может вырасти гигант в какой-то промышленности. Мы знаем великие глобальные бренды, которые выросли таким образом – не благодаря, а вопреки. Даже наш один из самых известных детских брендов «Маша и Медведь» – это авторская анимация одного единственного человека, который придумал эту идею, вокруг которой теперь сплотилась команда. И огромное количество делает проект, который войдет в историю как один из лучших брендов, входящих в десятку. Но каждый из нас, наверно, мечтает, чтобы, в том числе вы, наверно, мечтаете о том, чтобы ваш бренд стал таким большим, глобальным и красивым.

Мария Карасик:

Мы мечтаем.

Антонина Цицулина:

Поэтому я думаю, что надо от этого беспощадно избавляться. Пришли люди просто заниматься бизнесом, то есть любая деятельность должна быть оплачена. И это деньги, и это бизнес. Он может быть вот такой, потом вырасти вот такой.

Мария Карасик:

Нет, я вообще с вами абсолютно согласна. Вообще, у меня нет никакого. У меня абсолютно, на сто процентов. Просто это понимание приходит очень часто через пять лет.

Антонина Цицулина:

А это нормально.

Мария Карасик:

Что ты занимаешься этим, а через пять лет ты понимаешь: а вообще чем я занимаюсь?

Антонина Цицулина:

Да.

Мария Карасик:

И я говорю только о том, что очень было бы здорово, если бы была вообще в принципе индустрия так устроена, что люди, которые. Да, понятно, что дизайнеры должны себя, уже свое имя поднимать.

Антонина Цицулина:

Менеджмент должен быть.

Мария Карасик:

Несомненно, конечно.

Антонина Цицулина:

Дизайнер может быть брендом, его продукт может стать брендом.

Мария Карасик:

Конечно. Но при этом выпускать продукт, производить его и глобально его продавать, если это серьезный вообще бизнес, если это продажа серьезная, а не так, что-то там на коленке продавать, то, ну, чтобы дизайнер продолжал заниматься дизайном, чтобы он оставался собой.

Антонина Цицулина:

Конечно. Сосредоточился на своей компетенции творческой, потому что она является главной. Но вот эта история, когда у нас инвестируют в творчество, – это, наверно, один из следующих этапов развития креативной индустрии, либо, когда мы понимаем, что у этого творческого человека есть понимание и управленческие функции, которые он на себя берет, потому что сегодня уже даже есть технологические решения, когда уже даже бухгалтер не нужен – ты можешь выписать все в банке и все остальное.

Мария Карасик:

В целом да.

Антонина Цицулина:

То есть в целом сейчас складывается благоприятная обстановка с точки зрения развития технологий, с точки зрения развития изменений стиля жизни, в нашем случае семей с детьми, когда вот это вот пространство, детское пространство, оно становится развивающее пространство. Я знаю, что в Хорошколе вся программа построена на игровой деятельности, поэтому рынок игр и игрушек уже молниеносно захватывает мебель, молниеносно захватывает всяческие пространства. Для нас очень удивительно. Мы девять лет делаем еще премию «Золотой медвежонок», когда собираем такие вот лучшие практики по продуктам, по людям, по организациям. Бережно его потихоньку развиваем. И в этом году у нас, знаете, что выстрелило? А выстрелило – это гостиницы для детей и семей с детьми. Мы совершенно этого не ожидали. Мы понимали, что появляется все больше общественных пространств, которые позиционируют себя с точки зрения, что они для детей и семей с детьми, появляются развлекательные, досуговые всяческие центры, появляются огромные парки. Ну, это такие как бы так называемые детские, которые просто укрупняются, захватывая пространство, целые этажи в торговых центрах. И понимали, что на определенном этапе, да, будут детские гостиницы, ну, не детские гостиницы, а в детских гостиницах. Но это очень радует, потому что там нужны как раз вот эти вот красивые, эргономичные решения, которые для таких как вы в том числе становятся возможностью реализовывать свои проекты. Ведь ваша мебель она же может, с точки зрения, увеличиваться в пространстве, увеличиваться кратно помещению, то есть с точки зрения комплектности. И в этом, наверно, есть какой-то ресурс для развития.

Мария Карасик:

Самый главный ресурс для развития, что мы не останавливаемся. Мы разрабатываем новые линейки, то есть одна линейка может быть такой, а вторая другой. И поэтому у нас есть внутренняя возможность делать что-то новое, поскольку есть команда и коллаборация с Романом, с его коллегами, то есть поэтому.

Антонина Цицулина:

Но в Хорошколе много мебели?

Мария Карасик:

Нет, Хорошкола с нами совсем немножко сотрудничали, немного, но тем не менее было. Но там большой аппарат, там много принимающих решений людей, поэтому.

Антонина Цицулина:

Понятно. А вот если я захочу посмотреть максимально ваш ассортимент, мне куда необходимо идти? Где я могу это увидеть?

Мария Карасик:

У нас есть сайт, у нас есть большой шоу-рум.

Антонина Цицулина:

Нет, я имею в виду.

Мария Карасик:

У нас.

Антонина Цицулина:

У вас, да?

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

Хорошо. Скажите, пожалуйста, а вот представьте, у нас, наконец-то, есть с вами время, даже в прямом эфире, не знаю, насколько это будет интересно слушать нашим коллегам, но, наверно, дизайн-бюро либо начинающим предпринимателям, я надеюсь, это будет полезно слушать. Вот если с точки зрения проблем, представьте, что у меня есть волшебная палочка. Вот самая-самая большая поддержка, которая вам сегодня нужна и которая позволила бы вам, например, вырасти системно, – это что?

Мария Карасик:

Системно?

Антонина Цицулина:

Да. Ну или существенно, давайте сначала.

Мария Карасик:

Основная задача – это продажа.

Антонина Цицулина:

Вы считаете, что у вас недостаточно компетенций? Вы не успеваете? Или вы не знаете структуру рынка: как, где вам продаваться?

Мария Карасик:

У нас проблема вся в том, конкретно нашего бизнеса, что у нас достаточно дорогой по себестоимости продукт. Он изначально был дорогим, просто мы этого не оценивали и не понимали, что как бы мы ввязываемся в достаточно сложную нишу. Поэтому продавать его оптом не получается, то есть там получается такая цена, что люди не покупают.

Антонина Цицулина:

То есть там нет посреднической дельты?

Мария Карасик:

Да. Поэтому у нас.

Антонина Цицулина:

Это прямые продажи?

Мария Карасик:

Прямые продажи. То есть для нас самое главное – это как бы информация о нас.

Антонина Цицулина:

Вы знаете, я еще очень люблю тоже такую очень креативную творческую семейную пару и бренд «ШУША». И мы на протяжении нескольких лет с ними дискутируем. И я, по-моему, на первой или на второй встрече сказала, что у вас придет время, когда вы будете очень жестко-жестко заниматься оптимизацией своих расходов для того, чтобы кратно снижать стоимость своего продукта. Вот я вам хочу дать тот же самый совет. Искать те ниши – каким образом вы снизите свой продукт.

Мария Карасик:

Сейчас этим мы и занимаемся. Мы, более того, создаем другие продукты, которые, возможно, будут, то есть мы стараемся делать их изначально, закладывая в них потенциал быть продаваемыми в опте.

Антонина Цицулина:

Ну тогда здесь это не проблема продажи.

Мария Карасик:

Проблема продукта изначально, с которым мы вышли.

Антонина Цицулина:

Проблема продукта, да.

Мария Карасик:

Потому что, опять же, мы были люди не из бизнеса, а из того, что мы делаем какой-то продукт для себя и для своих детей или для чего-то.

Антонина Цицулина:

Давайте я вас приглашу. Приглашу – это значит, мое личное приглашение в конкурс «Золотой медвежонок». Потому что один из партнеров у нас – это Высшая школа маркетинга и развития бизнеса и Татьяна Комиссарова, которая бережно и много лет с нами работает, она выбирает такие яркие проекты, и потом они берут ряд проектов на сопровождение как в дипломную работу. Потому что что-то мне подсказывает, что здесь надо проанализировать и вашу нишу и ценообразование профессионально и, может быть, где-то отстроить, то есть здесь еще помимо каких-то технологий производственных вам нужен маркетинг.

Мария Карасик:

Конечно.

Антонина Цицулина:

А второе. Я приглашу вас. У нас есть Комитет по детской мебели. И там есть такие большие, крупные компании, которые говорят: «открыли мы небольшой цех». Там 26 тысяч квадратов. Да. Я попрошу, чтобы они вас посмотрели и вам подсказали. Хорошо?

Мария Карасик:

Да. Спасибо большое.

Антонина Цицулина:

Это проблема номер один. Нам нужны продажи. Нам надо думать о продукте. Проблема номер два. Волшебная палочка еще работает.

Мария Карасик:

Проблема номер два.

Антонина Цицулина:

Вы запоминайте. Я же забуду, когда, через полчаса, а вы мне напомните, о чем договорились.

Мария Карасик:

Конечно. Все напомню. Все записано. Потом просмотрим.

Антонина Цицулина:

Точно!

Мария Карасик:

Вторая проблема – это, конечно, известность. Паблисити. То есть чем больше народа тебя знает, тем.

Антонина Цицулина:

Маркетинг, да.

Мария Карасик:

Да. То есть для нас это участие в каких-то знаковых проектах. Мы, например, последний год работаем с «Тануки». И это дало очень большой потенциал для нас, то есть это очень интересный проект и очень интересная команда, с которой интересно работать. Мы делаем детские комнаты в их ресторанах. Ну и плюс ко всему это.

Антонина Цицулина:

А вы говорите. Я вас спрашиваю: а где посмотреть? И вы нет чтобы сказать: идите.

Мария Карасик:

Там нет нашей мебели. Мы работаем исключительно как проектировщики. И там нет конкретно тех вещей, которые мы продаем у себя. А там все сделано исключительно под них. То есть мы работаем не только как.

Антонина Цицулина:

Интересно, а вот на вашем сайте написано, что вы работаете как проектировщики и что к вам можно обращаться не только этим коллегам, но и другим? Просто, как, интересно.

Мария Карасик:

На сайте мы про В2В историю не написали пока. Но мы сейчас меняем сайт. На самом деле, прям в процессе. Буквально через месяц уже запустим новый, и там все будет написано. А в соцсетях, конечно, мы пишем все время.

Антонина Цицулина:

Пишете, да?

Мария Карасик:

Да.

Антонина Цицулина:

А как Instagram в вашем случае? Ведь у вас все яркое, красивое и нестандартное. Он продает?

Мария Карасик:

Да, он продает. Instagram – это хорошая площадка. Мы ей занимаемся постоянно, развиваем ее, то есть Instagram – то, что нужно для нас.

Антонина Цицулина:

Так, возвращаемся к проблемам. Какая еще должна быть решена задача, для того чтобы вы существенно выросли?

Мария Карасик:

На самом деле, обучение и как бы персонала и нас, как руководителя, – это тоже очень большая задача. То есть это и знания, которые можно получать от людей, от менторов, например. То есть это тоже важный аспект, потому что, когда ты варишься в своем каком-то понимании, – это очень долго. И если ты, опять же, не спустился из крупной корпорации, не пришел заниматься бизнесом каким-то, с инвестициями даже или без, не важно. Если ты человек, который как бы идет вверх, – всегда нужна помощь и поддержка. У нас, к счастью, встречаются люди, которые нам очень сильно помогают. Но чем больше знания, чем больше вливания в компанию, тем, конечно, будет эффект.

Антонина Цицулина:

«И третье?» – золотая рыбка спросила.

Мария Карасик:

И третье. На самом деле, выставки и возможность в них участвовать на каких-то основах не на супер высоких прайсах, – это было бы очень интересно. Потому что, конечно, дорого участие в хороших, крупных выставках. Для маленького бренда оно почти непосильно.

Антонина Цицулина:

Маркетинг мы уже обсудили. Не считается.

Мария Карасик:

Совсем что-то, да?

Антонина Цицулина:

Да. Скажите, вот представим себе, что рыбка махнула хвостиком – и у вас с ценообразованием и с маркетингом, с продуктом, с нишами все хорошо. Палочка заработала второй раз – у вас появились знания, умения, навыки, команда и все остальное. И этого достаточно для того, чтобы и в Хорошколе и в других замечтательных новых образовательных и семейных пространствах появилась ваша продукция? Или все-таки мы что-то потеряли?

Мария Карасик:

Не знаю, мне кажется, дальше уже просто применение нас как специалистов.

Антонина Цицулина:

Я хочу понять: а где этап производства-то?

Мария Карасик:

С производством. Сейчас я об этом даже не говорю, потому что, на самом деле, сейчас у нас, на данном этапе наше производство, которое, мы сотрудничаем, оно абсолютно перекрывает наши потребности. И я думаю, что с нашим ростом они тоже будут расти.

Антонина Цицулина:

Если завтра у вас будет заказ на тысячу комнат, они вам выполнят заказ, за сколько?

Мария Карасик:

Нет. На тысячу комнат – нет. Но так завтра его и не случится.

Антонина Цицулина:

Ну кто его знает?

Мария Карасик:

Нет, ну все бывает, конечно. Я просто рассчитываю на то, что мы будем вместе параллельно расти. Изначально у них тоже, они ориентированы на менеджмент, на какое-то выстраивание отношений и процессов, и поэтому я надеюсь, что. И они, вот это очень хорошее качество продукта, что важно.

Антонина Цицулина:

Да, это важно.

Мария Карасик:

То есть изначально и с самого начала, мы работаем год уже, и как бы все хорошо. Мы к этому четыре года шли до того. Если говорить о том, что было между 2013 до 2017 года, – это был поиск производства.

Антонина Цицулина:

Скажите, пожалуйста, пройдя вот этот путь, и вы не опустили руки. А сейчас очень многие компании, которые и крупнее вас и более финансово, мне так что-то подсказывает, устойчивы с точки зрения продукта в том числе, устойчивы с точки зрения ассортиментной матрицы, у них нет-нет и появляются разговоры, что надо к чертовой матери закрывать все это – разработку и производство в России. А вас посещали такие мысли?

Мария Карасик:

Нет.

Антонина Цицулина:

Тогда что бы вы посоветовали тем, тот, кто находится на том пятилетнем этапе вашего развития? Каких ваших ошибок не повторять?

Мария Карасик:

Если мы говорим про нишу мебели, то есть не в принципе бизнес, мне сложно советовать в целом, а если говорить о мебели, то я советую начинать с технологии, то есть четко понимать, как производится продукт, отслеживать его ценообразование, понимать, вообще стоит ли связываться с тем или иным материалом. Начинать как бы с рынка и приходить на рынок все-таки не с идеей как бы голой, а все-таки с каким-то пониманием, что ты даешь, за какие деньги.

Антонина Цицулина:

А если с точки зрения не мебели, а с точки зрения дизайна?

Мария Карасик:

А с точки зрения дизайна – стараться не копировать. И если ты даже и копируешь, то копировать умно, креативно. То есть у нас, к сожалению, большая проблема вообще в целом рынка и детских товаров тоже, – это копирование.

Антонина Цицулина:

Да, согласна с вами абсолютно. Спасибо огромное за разговор.

Мария Карасик:

Спасибо вам.

Антонина Цицулина:

Я так думаю, что он не первый и не последний. Завтра встретимся и подумаем, как Московское Правительство, а оно, действительно, серьезно поддерживает таких замечтательных предпринимателей, дизайнеров, творческих людей как вы.

Мария Карасик:

Замечтательных абсолютно.

Антонина Цицулина:

Да. Чем сможем поможем. Коллеги, если вас заинтересовала наша тема, у вас есть схожие проблемы и вы точно не знаете, куда бежать, и как войти в этот рынок, либо как выйти из этого рынка, либо как найти партнера на этом рынке, – давайте продолжим. Все наши спикеры дают такое обязательство, я даже не спрашивала Марию, я знаю, что она согласится, ответить на все вопросы, которые могут поступить. И если вы видите, что эта компания. Обязательно надо зайти на сайт. Какой сайт? Назови.

Мария Карасик:

Playply.ru.

Антонина Цицулина:

Зайти и почитать и увидеть себя партнером. Я буду только рада, что наша замечательная площадка вместе с каналом Mediametrics, наша программа «Да - Игра!» cработала. В следующий раз мы продолжим нашу тему о тех людях, которые развивают производство в России до сих пор вопреки, а не благодаря, и что необходимо сделать, чтобы облегчить и поддержать их решимость продолжать заниматься производством. И через передачу мы обсудим, какие новые тренды будут на рынке игр и игрушек после Всемирной выставки игр и игрушек в Нюрнберге, которая празднует в этом году свой юбилей. Встретимся там. Мы работаем первые дни выставки. Приходите. Посмотрим наших российских производителей, которые в том числе пытаются реализовываться при поддержке Российского экспортного центра, и проанализируем те меры государственной поддержки и как они работают, как они не работают и что надо делать, чтобы они заработали. Это была программа «Да - Игра!», с вами была Антонина Цицулина и моя гостья. Спасибо, Мария за беседу. Мне было очень интересно.

Мария Карасик:

Спасибо.