Антонина Цицулина:
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Это программа «Да - игра!», еженедельно мы выходим на канале Mediametrics, приглашаем ключевого спикера из индустрии, берём важную тему. Меня радует, что ряд тем уже предлагаете вы, наши слушатели. И обсуждаем, что происходит с нашим рынком детских товаров. Сегодня у нас в теме товары для творчества, всё, что относится к этой категории. Мы пригласили генерального директора компании «АРТ ГАММА» Руслана, можно без отчества, Томилина.
Руслан Томилин:
Конечно, конечно, добрый день.
Антонина Цицулина:
Добрый вечер, Руслан. Вначале я прошу ответить на такой, вполне детский вопрос, какая у вас была любимая игрушка в детстве. Помните ли вы и сохранилась ли она?
Руслан Томилин:
В детстве самый любимый, наверное, был конструктор из кубиков, я не помню, какой фирмы был, из которого можно было собрать машинку. Я собрал её раз сто точно. В нашем детстве, к счастью, не было такого изобилия. К счастью, потому что выбор - это всегда очень трудно. Этот грузовичок был самым таким заветным желанием, который папа привез из морей, очень долго я ей занимался. Там много всяких других игрушек уже было.
Антонина Цицулина:
Не знаю, к сожалению, не спросила про детей. Сегодня ваши дети либо дети ваших близких, кому вы дарите игрушки, они во что больше играют?
Руслан Томилин:
У меня есть, у меня трое детей, трое мальчиков, 12, 10 и 5 лет. И как раз у меня такой полный бенчмарк, я вижу, чем занимается, увлекается молодёжь, как она развивается, когда отходит уже от нашей темы, если в нашей теме нет того, что её интересует. То там, по большому счёту, самый младший, то же самое рисование, он любит рисовать, любит собирать из конструкторов всевозможных. Тот, кто постарше, десятилетней, он уже, наверное, заканчивает с конструкторами и приходит активно в диджитал сферу. Ну а старший, он уже прямо, двенадцатилетний, это всё.
Антонина Цицулина:
Это уже молодой человек, у него уже другие.
Руслан Томилин:
Начинает делать сайты скорее.
Антонина Цицулина:
Сайты. И мы видим детей от 12 и старше, их очень много в онлайн играх, в онлайн каких-то активностях, куда, в принципе, активно движется наш рынок. Хорошо. Очень интересна тема, связанная с командой, которую вы представляете. На мой взгляд, это один из позитивных решений на сегодняшнем рынке, это когда в старейший промышленный бренд пришла профессиональная команда, с одной стороны, имеющая компетенции на этом рынке, с другой стороны, выстраивающая новый менеджмент. Я правильно оцениваю эту ситуацию? Я говорю о том, что в нашу компанию «ГАММА», сколько ей лет?
Руслан Томилин:
119 лет. В следующем году нас будет юбилей, 120 лет.
Антонина Цицулина:
120 лет, это, наверное, одна из самых старейших компаний на нашем рынке. Произошла инвестиционная сделка, это не секрет для рынка, об этом много говорили, и теперь все наблюдают, как и что происходит. Расскажете коротко историю, то, что можно, почему приняли решение именно сюда, что для вашей команды вот этот бренд?
Руслан Томилин:
Это понятно, что это бизнес задача, одна из задач этой сделки, это бизнес задача, мы занимаемся бизнесом, зарабатываем деньги. Но помимо всего этого есть такая очень интересная, я называю это очень теплой позитивной историей. Когда есть хороший бренд, очень известный бренд на рынке конечного потребителя, что является не самым популярным явлением в России на данный момент, на нашем рынке, если брать канцелярские товары. Большинство марок, они такие, новодельнические. У нас такая, очень хорошая история, и рынок сам по себе очень классный, потому что это товары для детей. В большей степени товары для детей, товары для творчества. Эта история находится как раз в противофазе диджитализации всего того, что происходит сейчас в нашем мире очень агрессивными темпами. Я называю это трёхмерной историей. Мы сейчас очень активно движемся пока в парадигме двумерного развития, когда все мысли на уровне сенсора. Ребёнок пытается ткнуть пальцем в ноутбук, который без сенсорного экрана, потому что он привык к тому, что ткнув пальцем куда-то, он получит ответ. У нас такая трёхмерная история, и он нам очень нравится эта история, помимо того, что это очень старая история. 120 лет в следующем году ей исполняется, одна из старейших компаний брендов на российском рынке. Нравится тем, что она имеет, на наш взгляд, очень большой потенциал, потому что в любом случае задачи развития и творческого потенциала, развитие творческого потенциала, развития мелкой моторики и вообще развитие детей никто не отменит, никакие компьютеры не заменят, на мой взгляд, в ближайшие десятилетия, как минимум. Никакие решения, наверное, не будут доступны пока. Здесь очень большая интересная задача стоит. Но и с маркетинговой точки зрения российский бренд, который не мимикрирует под иностранную марку, а именно развивается, как российская марка на рынке, тоже очень такая интересная бизнес задача сама по себе. То есть это такая многогранная позитивная история.
Антонина Цицулина:
Насколько я знаю, не всё так позитивно. Если мы говорим про бизнес модель, понятно, есть история бренда, понятно, что это два рынка, это рынок B2C, когда родители покупают большую часть для своего ребёнка. Конечно, это и совместное, правильно вы сказали, семейное творчество. Если ребёнок был увлечён всеми такими хобби, творчеством в детстве, то скорее всего, он это сохраняет на всю свою жизнь, статистика и аналитика показывает, что такие люди с удовольствием занимаются творчеством и в более зрелом возрасте. То есть это два рынка будут врастать, последователи бренда, и они будут там дальше продолжать использовать ваш продукт. В том числе, это система образования, особенно дошкольного образования, которое очень сильно привыкло к марке «ГАММА». И то поколение воспитателей, педагогов, как я знаю, мы проводили небольшой опрос, они называли одну из самых любимых марок маку «ГАММА». Но с другой стороны, если говорить об инвестициях, о бизнес-моделях, я знаю, что организация попала в руки новой команды не в самом лучшем состоянии по объективным, субъективным причинам. И сейчас, в принципе, речь шла даже о кризисном менеджменте. Правильно?
Руслан Томилин:
Да, первые полгода, наверное, исполняется, с апреля по октябрь, ровно полгода, как мы взяли операционный контроль над компанией. Наверное, да, можно назвать первые полгода антикризисным менеджментом, когда мы, в принципе, решали такие, жизненно необходимые задачи, начиная от перезапуска производства, которое не работало на полную мощность, насыщение стоков, выпуск новых продуктов, которых долгое время не было. И начало какой-нибудь маркетинговой активности. Понятно, что в наш сезон, который начинается в августе месяце в магазинах, в оптовом сегменте он начинается в марте месяце, мы практически опоздали. Де-факто мы немножко успели благодаря тому, что в этом году слом парадигмы и здесь произошёл. То есть люди перестали, бизнесмены перестали закупаться впрок, как они делали это все предыдущие годы, в мае, в марте, апреле месяце под то, чтобы продавать в августе, в сентябре, перешли к модели, когда они начали делать существенные закупки в июле, в августе, и мы были уже в форме. Да, это был уже такой интересный опыт антикризисного управления.
Антонина Цицулина:
Спасибо за откровенность, я заострила на этом внимание, потому что, на мой взгляд, сегодня нашим старейшим предприятиям, даже не имеющим такую большую историю многолетнюю, постсоветским промышленным предприятиям зачастую нужны умные инвестиции. Зачастую это стратегический инвестор, либо финансовый инвестор, но однозначно всегда нужен менеджмент. Вот на ваш взгляд такого управленца с очень хорошим бэкграундом за спиной, это проблема типична для любого российского производственного предприятия. Или вы всё-таки в «ГАММЕ» столкнулись с исключением из правил?
Руслан Томилин:
Я по своему опыту могу сказать, что, как правило, все компании, которые занимаются производством в России, они либо хороши в производстве, либо хороши в маркетинге. Соответственно, проваливается другая область. Существует огромное количество примеров, когда очень талантливые, классные производственники очень плохо работали в маркетинге, поэтому не могли состояться, как бренд, удержать эту ситуацию. Поэтому я думаю, что мы находимся, как новые инвесторы, как новые собственники в типичной ситуации российской. Были классные производственники, в прошлом хорошие маркетологи, но потом столкнулись с проблемами. Я думаю, что это вопрос возраста очень сильно ещё, просто наследие бизнеса влияет на все эти процессы. То есть проблема того, что кто-то хорошо занимается производством. И многие жили на протяжении долгих лет, особенно в тучные нулевые в эйфории от собственного гения, когда рынок просто рос, ничего не нужно было делать.
Антонина Цицулина:
Хватало места всем.
Руслан Томилин:
Да абсолютно, и ты очень неплохо себя чувствовал в этом. А потом, когда сменилась парадигма, в 08 году мы почувствовали первый слом такой, когда мы стали отвыкать, как говорят иностранцы, double additional growth, роста, превышающего 10 % года с 08 по 14-й жили в парадигме уже меньшего роста, в пределах 10 %. Ну а 14-15-й доканал нас окончательно. Я про себя шучу, что мы поменяли парадигму, стали жить в условиях, в которых живут все иностранные компании сейчас на Западе, рост на считанное количество процентов, выучили сотые процента. Когда сейчас спрашиваешь коллегу по цеху, уже называют рост 3,75 %, 3,87 %. То есть мы ещё 2-4 года назад об этом даже не задумывались на нашем рынке. Сейчас эта проблема появилась, с другой стороны, притом, что мы живём в парадигме маленького роста, все наши бизнесы уже управление рисками, а риски остались российские. Такая парадоксальная ситуация. Рост, как в Европе, прибыльность, наверное, тоже, все согласятся, неуклонно снижается. Но при этом риски остаются как в России.
Антонина Цицулина:
Не снижаются. Вы сказали, что если хорошая производственная компания, либо у компании очень хороший маркетинг, можете сказать навскидку, у кого из российских производителей детских товаров хороший маркетинг? Кого бы вы отметили в лучшую сторону, может быть, не хороший маркетинг, но присутствует маркетинг.
Руслан Томилин:
Мне очень нравится то, что делает, я из этой сферы, «Мозаика-синтез», наверное, со своими программами. Приятно брать всегда в руки, там какие-то законченные решения, то, с чем я сталкивался, и как-то доверяешь этому всему делу. С маркетингом, я думаю, что у компании «Офис Премьер» очень все хорошо обстоит, они такие пионеры на нашем рынке, молодцы. Вопрос, насколько они производственные, они, наоборот, маркетинговые.
Антонина Цицулина:
Это нормально, мы понимаем, что доля контрактного производства будет расти, как во всем мире. У компании, которая создает бренды, могут быть несколько производственных площадок, в том числе, в России, за рубежом. Мы это видим, например, по компании «Мир детства». Это, наверное, тоже уже реалия сегодняшняя.
Руслан Томилин:
Да, производители, их очень много, они, как правило, очень мелкие все.
Антонина Цицулина:
Да, так сразу про маркетинг и не сообразишь. Я почему на это акцентировала внимание, мы только выпустили в своей школе маркетинга и развития бизнеса Высшей Школы Экономики первую команду детских маркетологов, где пытались посмотреть, насколько они могут планировать, насколько они могут сделать маркетинговые планы. Очень сильно удивило, что из 25 отобранных производственных компаний до финиша дошли не все маркетологи, и понимаешь, что тема маркетинга - одна из самых острых проблем сегодняшнего производства детских товаров. По сути, для меня его нет.
Руслан Томилин:
Я думаю, это ключевая проблема. Маркетинг и Россия, они очень плохо сочетаются. И тут видно даже, не на нашем рынке есть такие, я считаю, гениальные люди в маркетинге, вроде Олега Тинькова, которые просто на ровном месте берут, создают крутые бизнесы, тем более, что он, как и я, тоже из Питера. На моих глазах происходил взлёт. Я вижу, что было при нем и что стало после него. Конечно, непочатый край работы, огромный потенциал, потому что...
Антонина Цицулина:
Отлично. Так хорошо затронули, откуда вы, можно немного рассказать, что в детском бизнесе, какая история успеха у Руслана Томилина. Немножко, кто, где, опыт, образование.
Руслан Томилин:
Я скорее, у меня весь опыт работы, наверное, связан с рынком таких канцелярских товаров, со студенческих времён так повелось.
Антонина Цицулина:
Огромный рынок.
Руслан Томилин:
Да, я даже, родившись в Прибалтике, в Литве, будучи студентом, начал работать в компании, которые занималась B2B обслуживанием, на подработке. В 98-м году получается 20 лет, как я работаю в той или иной ипостаси именно с этим спектром работ. А что касается товаров для детей, это началось в 2011-м году, более серьёзно, когда я открыл представительство MAPED в России, французской кампании, бренда, производителя в России. Там прямо это был совсем-совсем уже школьный ассортимент. С тех пор в той или иной степени касаюсь.
Антонина Цицулина:
Известный бренд, конечно.
Руслан Томилин:
Касаюсь этого спектра товаров, скажем так. Поэтому ещё и дети получаются, есть, поэтому через себя пропускаешь, как это всё, как они реагируют.
Антонина Цицулина:
Какие сейчас ключевые задачи стоят перед вами, как руководителем старейшего российского бренда?
Руслан Томилин:
Первая задача достаточно простая, мы должны расставиться, дистрибуция. Понятное дело, что это обеспечит нам тут же максимальный эффект, и уже обеспечивает, мы видим, что за эти шесть месяцев ситуация кардинально изменилась, ситуация, которая была в апреле месяце и сейчас, это радикально разница с точки зрения цифр, продаж, представленности и так далее. А дальше я очень верю в маркетинг, я думаю, что это то, что позволит оторваться от конкурентов очень сильно, это то, что создаёт ценность. Очень трудно создавать ценность в производстве, потому что это вещи, которые очень легко копируемые, мы видим постоянно, что срок копирования, он сокращается, сокращается каждый год. Наши восточные соседи научились делать всё настолько круто и классно.
Антонина Цицулина:
Они, кстати, научились писать «сделано в России», мы видим маркировки, очень много.
Руслан Томилин:
У нас много, мы неплохо продаемся по всему бывшему Советскому Союзу, и в ряде стран, где понятия патентов и права собственности не существует пока, очень много подделок на нас, например, на серию «Мультики», которые так же называются, одинаково выглядят, но продукт немножко другой, мягко говоря, внутри находится.
Антонина Цицулина:
Сегодня одним из якорных брендов «ГАММЫ» является, был и остаётся, это пластилин. Правильно?
Руслан Томилин:
Группа, да. Группа, это самая большая группа в нашей категории.
Антонина Цицулина:
Вы рассказывали мне при нашей первой встрече, вы с такой любовью любовью, вдохновением рассказывали о том продукте, который вы делаете и рассказали о том, чем отличается пластилин «ГАММЫ» от международных конкурентов. Меня очень сильно вдохновила эта история, потому что она ментально очень близка в очень многих игрушечных и наших детских темах. Вы говорили о том, что этот пластилин намеренно сохраняет повышенную твёрдость, потому что это даёт ряд преимуществ при работе с этим материалом. Например, для специалистов образования для работы с детьми с особыми потребностями здоровья, тогда, когда им надо развивать определённую моторику, когда надо прикладывать дополнительные усилия. Дальше, что это профессиональный пластилин для тех, наоборот, детей, которые вовлечены. Его любят в художественных, например, школах, потому что он держит форму, он позволяет создавать, то есть он, по сути, предвестник скульптурного пластилина. Я помню, мы сидели, я говорила, это как пластилин с русским характером. И вот эта фраза меня зацепила. То есть я правильно понимаю, что сейчас группа маркетинга ищет такие инсайты в бренде, в продукте, в упаковке, в том, как вы формируете эту свою ассортиментную матрицу. Мне, кстати, больше всего понравилось вот это из того, что вы положили.
Руслан Томилин:
Самая яркая.
Антонина Цицулина:
Да, она прозрачная, и она такая, позволяет на белом фоне вообще, в принципе, и девочка такая.
Руслан Томилин:
Да, тема пластилина, она такая, очень интересная, поскольку мы сейчас всем мире наблюдаем такую некую тему, когда все размежеваться немножко хотят, закрыться друг от дружки. У нас рынок такой защищённый в плане наших ключевых продуктов, потому что тот продукт, пластилин, к которому мы привыкли, классический пластилин, он не похож на другие продукты, которые есть в мире. Потому что обычно все для детей пытаются упрощать, делать более мягким, пластичным, подвижным и и так далее, тому подобное. У нас так прошло, что с советских времён преподаватели и педагоги в образовательных учреждениях, они предпочитали наш классический пластилин. Многие помнят, как они разминали этот пластилин, ставив на батарею (благо, школа была, как правило, в холодное время года) для того, чтобы размять. Сейчас, конечно, это немножко не так всё, хватает обычного движения рук. Но тем не менее это прямо такая наша некая национальная особенность, что мы используем в образовательной программе, начиная с дошкольного образования и продолжая дошкольным образованием именно продукт такой, как пластилин, классический пластилин, который требует усилий для того, чтобы из него получился какой-то результат труда. Здесь заложено очень много интересных вещей, начиная от того, если вы пороетесь по интернету и напишете, например, как пользоваться методиками Монтессори на дому, то пластилин во всех советах будет присутствовать, потому что это хорошо...
Антонина Цицулина:
Пластилин, он входит в зал славы, как одна идеальная игрушка. И это, конечно, вечный материал, который, становясь, вбирая в себя все лучшие ингредиенты, которые только разработает наша промышленность, всегда останется.
Руслан Томилин:
Да, и получается, что нас наш пластилин за счёт того, что он в меру пластичный, но в то же время требует небольших усилий от ребёнка для того, чтобы создать какой-то продукт творчества, вообще, чтобы что-то сделать, очень хорошо развивает мелкую моторику. Это то, чего сейчас недостаёт, и будет ещё больше недоставать. Когда я говорил про диджитализацию, особенно дети привыкли в мире сенсорном обладать, этого будет им не хватать. Пластилин очень хорошо развивает мелкую моторику, причём он достаточно прикольный для тех же самых детей, потому что не требует каких-то больших затрат, но в то же время ребёнка можно заинтересовать на какое-то время.
Антонина Цицулина:
И развитие фантазии, безусловно.
Руслан Томилин:
Это вообще, да.
Антонина Цицулина:
Вы знаете, мы сейчас с одним из ведущих образовательных ВУЗов прорабатываем создание функциональных модулей по самым разным направлениям, в первую очередь, игрушек для того, чтобы подготовка новых специалистов осуществлялась на практике, а не только на бумажке, в книжке, вот это как работает. Я просила, чтобы нам прислали перечень материалов, а первую программу мы начали программу по творчеству, потому что сейчас уделяется огромное внимание, нам необходимо огромное количество детей с хорошим творческим потенциалом, креативных, придумывающих новое. И этот тренд будет только расти, и рынок для творчества здесь в каком-то плане защищён такими потребностями системы образования, медицины, как мы уже говорили. Так вот, они написали, очень скромно, 2000 студентов ежегодно выпускают, которые работают в начальной школе, в детском саду, такое скромное очень у них обеспечение. Но они особо отметили, что все пластмассы и массы для лепки, всё остальное, особенно пластилин, который держит форму, например, «ГАММА». Я очень сильно порадовалась этому. Такой потенциал у бренда есть. Обратите на это конечно понимание.
Руслан Томилин:
Мы знаем об этом, мы как раз сейчас, после вот этих антикризисных вещей в большей степени пойдём в маркетинг, и маркетинг, в том числе, для профессионалов.
Антонина Цицулина:
Давайте проработаем эту историю, я думаю, что мы, как промышленность, работающая в интересах системы образования, здесь можем выйти на очень интересное образовательно-промышленное партнёрство. Второе, несмотря на то, что пластилин и вроде все краски, это такой, с древних времён, там рисовали только разными кисточками и использовали разные красители. Это тоже такая, очень развивающаяся промышленность, очень много инноваций. Мы видим, что в традиционные материалы добавляются новые пигменты, появляются новые какие-то красители либо новые материалы. То мы с песком все играли, то теперь разные массы начинают раздуваться, то они выпуклые, то они щёлкают, то они переливаются, то ещё что-нибудь. И мы понимаем, что вообще инновации в этой отрасли, они очень возможны. Насколько я знаю, «ГАММА» начинала большую программу совместно с институтами по научно-исследовательской деятельности по созданию высокотехнологичного продукта, я так понимаю, что в силу объективных причин, кризиса, эта программа была закрыта. Планирует ли компания открывать программу, связанную с инновациями в материале?
Руслан Томилин:
Да, смотрите, тут очень многое зависит, мы в бизнес, в брендинг, в маркетинг от того, как мы себя позиционируем, мы говорим о том, что «ГАММА», это инструменты для творчества. То есть наше фундаментальное отличие от конкурентов заключается в том, что мы хотим сфокусироваться на продуктах, которые будут позволять детишкам либо взрослым самовыражаться. Не иметь, в большей степени заниматься развитием, нежели развлечением. Тут очень тонкая грань, где...
Антонина Цицулина:
Но мы же прекрасно понимаем, что в игре развитие и развлечение, мы даже говорим такое, что игры должны занимательными, чтобы ребёнку было интересно, чтобы он уделял этому достаточно времени. Мы де с вами сейчас боремся, по сути, за свободное время ребёнка.
Руслан Томилин:
Я согласен, но я не согласен с тем, что для того, видите, здесь всегда есть некая граница между тем, где нужно уступать, где нужно держать свои форпосты. И когда мы говорим о том, что можно упрощать продукт, понятно, что можно упрощать продукт, в принципе, иностранцы уже упростили этот продукт до теста, по сути дела.
Антонина Цицулина:
Я не говорю, что это значит упрощать продукт, я говорю о другом. Я говорю о том, что в этом продукте может, наоборот, усложнять, а не упрощать. Появляются дополнительные возможности, либо раскрываются те возможности, которые в силу каких-то причин были нераскрыты.
Руслан Томилин:
Да, мы говорим, мы хотим идти в этом плане с точки зрения органолептических свойств продукта, мы наверное хотим находиться где-то в тех рамках, где мы сейчас и находимся с точки зрения консистенции, того, из чего производится этот продукт. Мы серьёзно думаем о том, куда бы пойти, потому что тут есть, безусловно, определённые ниши, как можно сделать этот продукт немножко другим со всех точек зрения и более приемлемым. Просто вы задавали вопрос, он касался в большей степени...
Антонина Цицулина:
Инновации, именно НИОКР, как НИОКР, когда вместе с ведущими отраслевыми научными институтами проводятся какие-то исследования характеристик, создаются определённые продукты, они внедряются в производство. Такой серьёзный НИОКР, почему, потому что я много занимаюсь изучением этого опыта, международного опыта. Я вижу, какие серьёзные продукты выходят, например, из институтов по химии, которые разрабатывают для взрослой промышленности те или иные материалы, связанные с другими органолептическим свойствами. Либо, например, когда масса эта, в хорошем смысле слова я пока её называю масса, она, например, начинает двигаться. И очень часто такие новые технологии, когда даже ещё не понятно, как их применить в больших отраслях, из них делают игрушки, игры и игрушки. В таком плане. Это, наверное, интересно, когда пластилин, сохраняя, например, я пофантазирую... Пластилин, знаменитый пластилин «ГАММА», сохраняя все свои лучшие свойства, начинает новым программа образования открываться по-новому. Потому что не все знают об этих свойствах, мы только провели, я сейчас поделюсь прямо таким живым кейсом. Только провели научно-практическую конференцию, собрали сборник, напечатали. И был ряд очень интересных работ, исследовательских работ специалистов в сфере образования, которые занимаются творчеством, как, например, артпедагогика. Мы назвали, условно, «игры, которые лечат» и которые открывают новые грани традиционных материалов. Может быть, для нас это кажется, что мы понимаем, и в нашем продукте это всегда было. А вот новая плеяда авторов, авторских каких-то программ, новая системы образования, она, может быть, открывает для себя какие-то новые грани. Может быть, здесь много маркетинга, но это и хорошо. Новый маркетинг, это новые рынки.
Руслан Томилин:
Новый маркетинг, новые рынки. И здесь мы пока, коль скоро мы коснулись пластилина, можно сказать, что тот потенциал, который есть у этого простого продукта, он ещё настолько велик. Потому что, как пример я могу привести, у нас есть наш хороший друг, художник пластилинографии, то есть человека, художник, который рисует пластилином картины.
Антонина Цицулина:
Да, это сейчас набирает популярность, мне сейчас прислали.
Руслан Томилин:
Михаил Ясеновец, погуглите, совершенно потрясающие вещи делает из нашего же продукта, по сути дела, это трёхмерные картины. Обычно когда вы ходите в картинную галерею, вы должны посмотреть на картину издалека для того, чтобы понять более концептуальный замысел, а тут получается...
Антонина Цицулина:
Трёхлетний ребёнок прислал.
Руслан Томилин:
У него получаются совершенно потрясающие работы, и мы как раз хотим идти, мы сделали новый пластилин, который называется «Классический».
Антонина Цицулина:
Тоже красивый.
Руслан Томилин:
Да, такая хорошая упаковочка, улучшенная формула, чтобы не оставлял жирных пятен, побольше пигмента красящего, тоже сохраняет форму. Но, по сути дела, его можно использовать взрослым для того, чтобы создавать настоящие картины, которые будут храниться очень длительное время. То есть когда я говорю длительное время...
Антонина Цицулина:
Сохрани память.
Руслан Томилин:
Lifetime такой получается, то есть на всю жизнь не можно оставлять и делать совершенно невероятные вещи, учитывая, что сейчас есть свободное время у многих, скажем так, есть вопрос, чем занять. Мы можем предложить такое хобби очень доступно причём хобби для взрослых, не только детей. Ещё одна тема, которая с Михаилом у нас есть, эта программа по лечению детишек, которые больны определёнными вещами, есть проблемы со здоровьем. Которая использует в методике своего восстановления именно обычный продукт, пластилин. Мы хотим с ним эту программу закончить в следующем году, чтобы пробить...
Антонина Цицулина:
Отлично, мы как раз сейчас планируем встречу в институте коррекционной педагогики, там очень серьёзный, сильный состав, который проводит научные исследования, работает, разрабатывает программы.
Руслан Томилин:
В Волгограде это делали в реабилитационном центре.
Антонина Цицулина:
Давайте пригласим, с удовольствием послушаем и посмотрим. Вы знаете, меня вдохновило такое очень простое решение, потому что, наверное, оно меня тоже лично касалось, когда мы рисовали со своим ребёнком все время, у меня все время баночка заканчивалась в самый неподходящий момент. Было принято, я знаю, вами такое простое решение, когда была увеличена ёмкость, особенно для возраста, когда рисуют руками.
Руслан Томилин:
Это вы про гуашь говорите.
Антонина Цицулина:
Да-да. Вроде, такое простое решение, но насколько я знаю, там очень хорошие показатели финансовые после того, как перешли на большую упаковку этого продукта. Я, как мама, хочу сказать, именно такой упаковки мне не хватало.
Руслан Томилин:
Это у нас общая проблема рынка, если вы смотрите, чем мы отличаемся от европейцев, американцев, то у нас, мы все время стремимся к какому-то малому формату, малым формам, назовем это так, постоянно уменьшая пачку с крупой.
Антонина Цицулина:
Думая, что купят больше.
Руслан Томилин:
В погоне, понятно, за кем и так далее. Зачастую оказывается, что в погоне за количеством чеков или я не знаю, за чем, забывается главное, что есть ещё потребитель, и у него есть потребности, и для того, чтобы удовлетворить эти потребности... Ну, не нужна мне банка сметаны в 30 г, наверное, зачем её делать, это ресторан, другой сегмент бизнеса. Здесь тоже получается, мы подумали, что 20 мл это мало. Тоже идея родилась очень просто, у меня ребёнок пошёл, четыре года было в прошлом году, пошёл на занятия по ИЗО, вышла преподаватель, я разговорился, она говорит: всё хорошо. Но узнала. откуда я и говорит: у меня приходит группа, начинает рисовать, эта банка уходит в расход, сделайте побольше. Вот радость работы на заводе заключается в том, что тут же я по Whatsapp написал своему коллеге, который занимается продуктами. Святослав, сделай нам 40 мл баночки.
Антонина Цицулина:
Да, на самом деле, это расчётная позиция, если взять программу, посчитать количество уроков, в принципе, понимать, сколько человек в группе, какое количество уроков отведено под тот или иной вид творчества, можно в принципе почитать ёмкость, сколько им понадобится в килограммах. Это то, чем раньше занимались методисты, занимающиеся оснащением образовательных программ. К сожалению, эта компетенция это последние 20 лет у нас утеряна.
Руслан Томилин:
Мы идём туда.
Антонина Цицулина:
В этом плане можно конечно делать то, что может получиться, что это будет, в принципе, на этом можно сэкономить по цене и включиться, даже быть более конкурентноспособным с точки зрения госзакупок, просто уменьшив упаковку, а сделать литровые вот эти самые высокие банки.
Руслан Томилин:
У нас есть, кстати, по поводу гуаши могу сказать, что у нас есть, обычный стандарт российский рыночный 20 мл баночка, мы сделали 40, мы сделали 110, 220 и 0,5 л.
Антонина Цицулина:
0,5 л уже есть, вот видите, здорово.
Руслан Томилин:
У нас есть, но опять же, я говорю, когда есть свой собственный опыт, что достаточно легко всё это делается.
Антонина Цицулина:
Вообще на рынке у нас тоже сейчас формируется, мы называем ее учебно-техническая промышленность. Это тот классический продукт, который переупаковывается, либо добавляются какие-то к нему дополнительные возможности для коллективного применения во всевозможных кружках творчества, центрах дополнительного художественного творчества. И сейчас здесь идёт такая серьёзная итерация развития этого рынка, это нас, конечно, как промышленников, бизнес не может не радовать. Поэтому я думаю, что у рынка творчества очень хорошая перспектива и с точки зрения роста.
Руслан Томилин:
Мы активно идём туда. У нас даже пластилин появился даже в больших брусках по 50 г, с надрезами уже определёнными. Если обычно это 20 г, то мы сделали полтиничек для того, чтобы...
Антонина Цицулина:
Активно участвуете с теми консолидаторами, которые играют на рынке госзакупок, или это ещё пока терра инкогнита для компании?
Руслан Томилин:
Инкогнита.
Антонина Цицулина:
То есть это то, в чем необходимо участвовать.
Руслан Томилин:
Рынок меняется, поэтому, я думаю, что здесь во многих странах мира, недавно я был в Узбекистане, у них такой интересный пример, от президента страны каждому первокласснику (а их там, на секундочку, 650.000) подарили набор первоклассника, состоящий из канцелярских товаров. Туда и наша группа входила, и ранец и так далее и тому подобное.
Антонина Цицулина:
В ряде регионов есть такие телепрограммы «рюкзак первоклассника».
Руслан Томилин:
Да, что-то в этом роде. Если посмотреть, в тех же Штатах, в Англии, там вообще очень сильная программа, когда образовательное учреждение закупает под нужды своих учащихся. Я думаю, что парадигма развития нашего государства, она примерно в этом же направлении будет идти, и здесь мы видим большой потенциал. Опять же, возвращаясь к брендингу, к маркетингу.
Антонина Цицулина:
Продвижению. Там другие каналы продвижения, там маркетинг схож с медицинским маркетингом. Если говорить о таких умных инвестициях, то конечно, когда государство оказывает имущественную поддержку для тех или иных чувствительных либо возраста. Как мы понимаем, первоклассника надо собрать в школу, ему достаточно много чего надо купить. Потом он вырос, у него такой переход, тут ещё и сезон осенний, когда его, в принципе, надо. Мы считали, что иногда на первоклассника денег надо больше, чем даже когда родится ребёнок, первый ребёнок, хотя вроде, там надо и крупногабаритку, и кроватку, и коляску купить, и всё остальное. Второй такой у нас в детстве чувствительный возраст, когда затраты родителей очень велики. Конечно, здесь такая государственная умная поддержка, когда каждый социальный рубль, идя на закупку каких-то детских товаров, канцелярских, школьных, они возвращаются тут же в промышленность. Эта итерация, за этим большое будущее.
Руслан Томилин:
То, о чем вы говорите, по сути дела, это о том, что...
Антонина Цицулина:
Стимулирование спроса.
Руслан Томилин:
Стимулирование спроса.
Антонина Цицулина:
Если государство начинает стимулировать спрос, то можно, на мой взгляд, отменять очень многие меры государственной поддержки промышленности, переориентируя их на стимулирование спроса.
Руслан Томилин:
Это самая классная идея, расширение рынка сбыта, по сути дела, то, о чем мы постоянно, каждый день думаем.
Антонина Цицулина:
Мы очень гордимся тем, что сейчас это активно прорабатывается во всех мерах, новых мерах поддержки нашей детской индустрии и очень надеемся. Я, кстати, пользуясь случаем, приглашаю, мы в ноябре месяце работаем на съезде работников дошкольного образования и как раз хотим показать несколько удачных примеров. Это интеграция в образовательные программы, и с точки зрения подготовки кадров то, что мы с вами обсуждали. Я вижу здесь большие перспективы, когда то новое поколение педагогов, или те программы повышения квалификации, они очень сильно интегрированы с конкретным продуктом на рынке. И здесь важна активность очень многих и многих организаций, очень многих и многих компаний, за этим большое будущее. И все программы, которые есть, если станет кратно больше, для всех найдётся место, потому что это такое, очень результативное сотрудничество между бизнесом и рынком сбыта, который представляет для нас система образования. На игры, игрушки, товары для творчества счёт идёт на миллиарды рублей. При этом мы понимаем, что, к сожалению, товары для творчества относят к расходным материалам, финансовая нагрузка, которая ложится на семью. То есть оплачивают это родители. Здесь есть какая-то история, но это то, над чем нам надо очень хорошо подумать, предложив им законченное решение, когда приходит, закупается родительский комитет, для них очень важна программа лояльности. Мы видим это, например, по школьной форме, когда прямо у них появляется пул своих поставщиков. В хорошем смысле этого слова, без всякой коррупции, я сейчас не про это, я про конструктивное взаимодействие.
Руслан Томилин:
У нас есть уже задумки.
Антонина Цицулина:
Есть куда расти, я думаю, что конечно, такие бренды, как ваш готовы. Второе, это то, что касается менеджмента и кадров, мне кажется, очень перспективно, особенно для рынка творчества, это то, что связано с теми институтами, организациями. Например, мы сейчас прорабатываем вопрос с университетом имени Плеханова, старейшим тоже, на следующий год будет, надо как-то это будет подумать, подсветить, тоже 120 лет.
Руслан Томилин:
Надо будет связаться с ребятами.
Антонина Цицулина:
Когда мы видим, что у нас помимо маркетинга ещё нет категорийного менеджмента, нет таких базовых специальностей, связанных именно с торговлей. Когда могут работать с торговыми сетями, с крупными большими либо с новыми онлайн площадками, и когда кадры решают всё.
Руслан Томилин:
Сейчас очень много и потенциала для развития. И ребят, кстати, очень много хороших, толковых. Но их мало. Их очень мало становится, потому что количество студентов, тоже знаете хорошо.
Антонина Цицулина:
Оно уменьшается.
Руслан Томилин:
За последнее время очень сильно уменьшилось.
Антонина Цицулина:
Сейчас уже приходит тот актив, который уже понимает, что он хочет, и такое ощущение, что профориентационные программы вообще спустились на 8-10 лет, а в 12 молодой человек уже чётко понимает, что он хочет, чем он будет заниматься. Но, с другой стороны, у нас серьёзная программа с вами стартует по возрождению художественной школы. И мы видим, что, например, в анимации у государства это получилось. Надеюсь, что в этих государственных программах найдётся место и промышленности, которая этим занимается.
Руслан Томилин:
Мы видим, что государство, мы же ищем идентификацию в России, как страна, как нация. Я думаю, что культура и творчество вообще являются нашей большой отличительной особенностью, потому что если вспомнить, чем знаменита Россия: балет, художники, писатели. То есть творчество в широком понимании этого слова, это то, что является нашей очень большой отличительной особенностью. Очень много, кстати, интересных вещей можно даже по нашему рынку сказать, что у нас норма потребления, если брать цветные карандаши, это одна из лучших в мире. И получается, что вот эта идентификация, которая ищется, она может и пришла к такому состоянию, которое сейчас есть. Потому что государство хочет развивать художественное направление, рациональную идею.
Антонина Цицулина:
Потому что есть запросы. Есть запрос, с одной стороны, системы культуры, образования, с другой стороны, запрос родителей. Высшая Школа Экономики, они проводили очень серьёзное исследование такое, хорошее, с релевантными данными о том, как кратно увеличивается система частного образования, открытых разных центров по воспитанию, уходу, развитию детей. И там дружественной направленности до сих пор при всём нашем увлечении диджитализацией, высокими технологиями, научно-техническим творчеством, всё равно на первом месте стоит то, что относится к художественному творчеству.
Руслан Томилин:
Но это же база, некая база для того, чтобы...
Антонина Цицулина:
После которой очень легко перейти.
Руслан Томилин:
Конечно, скажем так, это дополняющие, это не противоречащие ни в коем случаи. Цифровые технологии и творчество, это те вещи, которые дополняют друг друга очень хорошо и, более того, одно без другого довольно плохо существует сейчас или вообще не существует.
Антонина Цицулина:
Да, я помню, здесь хороший продукт, я его очень люблю «Фантазеры» у «Нового диска», когда ты можешь в компьютере нарисовать картину, раскрасить или даже не раскрашивать, а дальше распечатать и продолжить уже в оффлайн взаимодействие с этой картиной, разрисовывать её и всё остальное. Придумывание, такие дизайн программы туда-сюда, они очень востребованы. Спасибо огромное, скажите, пожалуйста, о чем мы с вами не поговорили, что я вас не спросила? А вы считаете, что важно эту тему, наверное, обсудить или хотелось бы об этом поговорить.
Руслан Томилин:
Я думаю, что мы вкратце коснулись большинства тем, которые важны. Тут важно подчеркнуть ещё раз, что даже те продукты, которые мы привыкли, касаясь нашего сегмента, они имеют очень большой потенциал. Если посмотреть на них немножко под другим углом, с точки зрения того, что там можно делать, где это можно использовать и создавать, в принципе, рынки. То, что мы хотим делать, привлекая не только государство, надеясь, вернее, не только на помощь государства, но и рассчитывая на свои силы. Мы подписали контракт сейчас с Полиной Гагариной, которая будет нашим лицом на год, которая будет популяризировать идею «творчество - это жизнь», «творчество без границ» и популяризировать саму идею творчества, занятия творчеством. В следующем году у нас ещё есть пара договорённостей предварительных с известными людьми о том, чтобы идти в эту сферу.
Антонина Цицулина:
Что они будут амбассадорами бренда.
Руслан Томилин:
Они будут амбассадорами бренда, но при этом будет некая такая всё-таки не непосредственная реклама.
Антонина Цицулина:
Ценность.
Руслан Томилин:
Ценности, развитие творчества, творческого потенциала детей, в первую очередь, да и своего тоже. По-настоящему в каждом человеке, если посмотреть, даже на собственном опыте, глядя на детей, у каждого есть какой-то свой собственный стиль, и самовыражаются через рисование, через лепку практически все. Хотят самовыражаться. И здесь важно донести идею, что границ для того, чтобы самовыражаться нет, и только для вас зависит, где эти границы проходят.
Антонина Цицулина:
Хорошо, мы для Вас ещё придумали три вопроса, но оставим их для нашего интервью по итогам нашей передачи. Спасибо огромное, я получила большое удовольствие от обсуждения этой темы. Меня радует, что наши коллеги, будучи в рынке, находят инвестиции и инвестируют именно в производство, потому что до этого мы видели инвестиции только в торговлю, со всем уважением к торговле, не будет торговли, не для кого будет производить. Я рада, что в вашем лице мы видим динамичную, профессиональную, новаторскую команду. Давайте будем дружить. Встретимся на «Секретах детского ритейла».
Руслан Томилин:
Да, обязательно, спасибо большое.
Антонина Цицулина:
Спасибо большое, что вы такую сложную тему согласились поднять в качестве спикера и модератора секции. Мы с вами проработаем эту тему для того, чтобы наша замечтательная торговля замечтательно продавала наши российские и вообще бренды, самые лучшие бренды класса для самых лучших детей. На этом, коллеги, мы заканчиваем сегодняшнюю передачу. Мы продолжим говорить о теме игр и игрушек, мы будем говорить об основателях, о тех людях, благодаря которым становилась, становится и будет развиваться наша промышленность. В следующий раз я пригласила к нам на встречу Надежду Журину, это культовый эксперт на рынке игрушек, человек, который много-много лет принимала участие в самых знаковых проектах индустрии. А так ждём вопросов к Руслану, читайте по итогам нашей передачи развёрнутое интервью и те дополнительные вопросы, которые мы сможем осветить в интервью. Приходите на форум «Секреты детского ритейла». Кто до сих пор ещё не работает с «ГАММОЙ», по секрету пишите, если вдруг вы никак не можете договориться, мы вам, Ассоциация индустрии детских товаров постараемся помочь. Правильно?
Руслан Томилин:
Да. Спасибо большое, обязательна мы договоримся.
Антонина Цицулина:
Я думаю, что обязательно договоримся, судя по тому, что происходит, какие изменения происходят с «ГАММОЙ». Спасибо.
Руслан Томилин:
Спасибо.