Антонина Цицулина:
Приветствую вас на канале Mediametrics. Это программа «Да - Игра!», где мы встречаемся с участниками рынка индустрии детских товаров и знакомимся с лучшими представителями и проектами в сфере нашей индустрии, производстве игр, игрушек. Меня зовут Антонина Цицулина, и я хочу представить гостей сегодняшней программы. Фарид Камалов, член правления, заместитель генерального директора по операционной деятельности нашей любимой, большой и самой знаменитой компании Группы компаний «Детский мир». Виктория Ильина, основатель и генеральный директор компании «Клевер». Я так понимаю, это у нас товары для творчества, хобби и рукоделия. Добрый вечер, коллеги. Сегодня в нашей программе пойдёт разговор о том, как маленькому российскому производителю попасть на полку к самому большому ритейлеру детских товаров. Виктория представляет микропредприятие, которых в России больше половины в индустрии, а Фарид самую желанную торговую сеть для всех производителей игр, игрушек и не только игрушек, детских товаров, компанию «Детский мир». Я предлагаю перейти к вопросам. Первый блок вопросов нашим замечательным гостям программы. Вы помните свою любимую игрушку, и какая она была? Фарид, пожалуйста.
Фарид Камалов:
Добрый вечер, коллеги. Вы знаете, в мою бытность, когда я был маленьким, игрушек было не так много, как сейчас, ассортимент был гораздо уже, и что-то достать желанное было очень-очень тяжело. Это не совсем игрушка то, что я помню до сих пор, это, как ни парадоксально, была кокарда с фуражки моего отца, это была самая ценная игрушка, которая была у меня в детстве. Ну и плюс, конечно же, я 80-го года рождения, и вот эта история пост олимпийского развития, она похожа сейчас на Волка Забиваку. И Мишка 80-х годов, это были самые ценные игрушки, которые были у каждого мальчика в любых видах.
Антонина Цицулина:
А если говорить о сегодняшней семейной игрушке вот в вашей семье, у ваших детей это какая игрушка?
Фарид Камалов:
В большей степени, у меня маленький сын, у него сейчас, конечно, базовый набор таких развивающих игрушек, что-то пожевать, поломать, поэтому пока именно набор такой.
Антонина Цицулина:
Ну, а футбольный мяч купите после нашего вчерашнего выигрыша?
Фарид Камалов:
Да, обязательно, конечно.
Антонина Цицулина:
Виктория, а у вас?
Виктория Ильина:
Наверное, у меня более традиционные игрушки, как для девочки, это кукла, прототип такой, типа Барби, которая была выпущена, наверное, либо в Польше, либо в ГДР, с длинными ногами. Очень замечательно был на неё шить, её причёсывать. Вторая игрушка, наверное, которую я вспомню, которую мне подарили на 3 года, это большой мягкий мишка, которого я даже нарисовала. И третья, наверное, игрушка, которая предопределила то, чем я занимаюсь, это набор пластилина, картона и прокладки конфет, которые были золотые и серебряные. Из них замечательно можно было сделать карету Золушке, тройку лошадей, четвёрку лошадей и принцессу в обязательном порядке.
Антонина Цицулина:
Замечательно. Вы практически начали отвечать на мой второй вопрос. Второй вопрос, как вы пришли в эту отрасль, и какие цели по личному развитию, профессиональному развитию перед собой ставили?
Виктория Ильина:
В отрасль привел, наверное, случай, потому что достаточно долго работала в других предприятиях, как маркетолог, как начальник отдела маркетинга, как директор по маркетингу, ну, и профильное образование у меня маркетинговое тоже. Но всегда что-то хотелось сделать, всегда, всю жизнь делалось руками. Показалось, что объединение экономических базовых знаний и навыков вместе с каким-то творческим подходом, наверное, ради этого имеет смысл жить. Личностная цель, наверное, чтобы хобби являлось и профессией. Я получаю огромное удовольствие от того, что я делаю и, зачастую, мне лучше что-то сделать, придумать, чем какими-то такими техническими, управленческими функциями заниматься.
Антонина Цицулина:
Не могу не спросить, имея такой серьёзный бэкграунд по маркетингу, я знаю, что вы даже преподавали, почему вы пошли сейчас на программу переподготовки, которую ассоциация запустила вместе со школой маркета и развития и бизнеса для специалистов в сфере маркетинга детских товаров. Ведь вы сами можете преподавать, обучать, зачем же вы туда пошли учиться?
Виктория Ильина:
Скажем так, наверное, я всё-таки постараюсь сейчас как-то отрекламировать этот момент по причине того, что мне, в первую очередь, очень нравится, как Высшая Школа Экономики обращается с маркетингом, это первое. Второе, любые знания, которые получались, они устаревают, хотелось их актуализировать. И третье, у нас есть задумка по определённому продукту, который будет пребывать в области творчества, но это будет для особенных детишек, и мы очень надеемся, что мы сможем вместе с Высшей Школой Экономики, с необыкновенными, интересными людьми там это разработать.
Антонина Цицулина:
Спасибо. Фарид, такой же вопрос к вам, как вы пришли в эту отрасль, как вас отдали из такого большого бизнеса в наш детский бизнес, и какие цели по своему личному, профессиональному развитию перед собой ставите.
Фарид Камалов:
Я попал, в большей степени, в розничную торговлю порядка 15 лет назад. У меня был опыт работы с разными видами товаров, я начинал с электроники совершенно случайно. В те времена наука, так сказать, была пока за горизонтом внимания государства и сильно развивались торговые отношения. И базовые знания я получил в компании «М.Видео», которые дальше забрал с собой в компанию «Кораблик» и, развиваясь, попал уже в компанию «Детский мир», как крупнейшего ритейлера. На тот момент в компании было 200 магазинов, сейчас уже 600, в этом году наши планы развития также открыть ещё не менее 100 магазинов.
Антонина Цицулина:
Вы в «Детском мире» отвечаете за три ключевых очень больших направления. Это за розничную торговлю, стратегическое и операционное управление розничной сети. Я представляю, какой это огромный объём работы. За концепт и мерчандайзинг, это включая концепции розничных магазинов, её адаптация к различным форматам торговых площадей, визуальный, категорийный мерчандайзинг, планирование торгового оснащения магазинов. Это то, что относится к магазиностроению и сейчас находится он, по-моему, на такой серьёзной перереформации. И управление торговыми технологиями, от оптимизации бизнес процессов в торговых подразделениях компании до проектирования, ведения. Это взаимосвязанные вот эти процессы, вы это успеваете. Вот сейчас вы больше операционный директор или всё-таки с таким развитием сети это стратегическое развитие?
Фарид Камалов:
Здесь надо увязывать несколько направлений. Конечно же, в первую очередь, это операционная эффективность, без этого невозможно развитие сети, невозможно смотреть в будущее, если сейчас много несистемных процессов, которые невозможно централизовать, потому что наша модель управления абсолютно централизованная. И ключевая задача, если сказать одним словом, это все магазины должны делать одинаково в один момент времени. Вот это главная задача, как операционного директора, ежедневная. Конечно же, мы смотрим вперёд, если говорится дальше про концепт магазина, с каждым годом требования покупателей к магазинам, конечно же, меняются. Покупатели хотят видеть более светлые магазины, более просторные, более интерактивные, они должны отвечать всем последним требованиям и тенденциям рынка. Наш магазин, это не только игрушки, у нас достаточно большая категория питания, подгузников, и мы должны показывать максимальную широту ассортимента и привлекательные цены. И одна из сложнейших составляющих, это одежда и обувь, а это уже тоже такая зона фэшн, где действуют другие правила, где действуют другие законы, и мы должны быть, с одной стороны, работать с продуктами, как в гипермаркете, быть лидерами по игрушке и выглядеть так же красиво, как фэшн магазины.
Антонина Цицулина:
Но вы сказали, что все магазины должны делать одно и то же. Я правильно понимаю, что все ваши поставщики, являются ли они крупными глобальными производителями детских товаров, либо они являются малыми предприятиями, тоже должны работать, как один слаженный механизм, и это, наверное, огромная и большая работа.
Фарид Камалов:
Да, конечно.
Антонина Цицулина:
Да, конечно. Я думаю, что мы к этому сегодня ещё немножко вернёмся, сейчас закончим наши вопросы. Сегодня мы сейчас находимся на таком этапе после нашей международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» и формируем научный сборник, и учёные бьют тревогу. Каждая вторая статья, каждое второе выступление говорило о том, что дети играют всё меньше. Мы понимаем, что если меньше играют наши дети, значит в целом меньше игры, значит в целом меньше игрушек для нас, как промышленности, ориентированной на доведение до наших семей и детей игрушек. Это, конечно, такая, достаточно чувствительная и болезненная тема. Мы понимаем, что есть некий парадокс. Игрушек много, больше 100.000 наименований, 65.000, по-моему, только у нас в нашей сетевой торговле представлено, а дети играют мало. Возникает такой вопрос, как вы думаете, Виктория, что происходит? Почему происходит вот такая ситуация, насколько она критична для того вида деятельности профессиональной, который вы занимаетесь, что с этим делать?
Виктория Ильина:
Наверное, в двух словах скажу, что она критична вообще для игрушек как таковых, как творчество мы немножко стоим особняком, потому что родители заинтересованы в развитии детей, и один из базовых моментов развития детей, это когда дети занимаются творчеством. Но по игрушкам, как мама двух мальчиков, одному 12 лет, втором уже 20, могу сказать, что прошла вот этот, за 20 лет со старшим и с младшим, прошла вот этот момент, когда ребёнок становится, начинает меньше играть. В первую очередь, это цифровые игрушки, это игрушки, связанные с компьютерными играми, также аналогично творчество переходит в компьютерные игры, где можно слепить и сделать гончарный горшочек, разукрасить его всеми возможными способами. Это очень увлекательно, и мой мальчик с удовольствием в течение полугода горшочки на телефоне делал. Это первый момент. Второй момент, это то, что происходит сейчас очень для меня, я считаю, пагубная тенденция, для развития ребёнка, для отношений с родителями, это объём школьных заданий, которые есть и направленность школы на гребень мониторинга. То есть вот эти мониторинговые задачи, все родители, у которых дети в школах учатся, знают, что такое модульная работа МПУ, это метод предметный умения и ВПР, всероссийские проверочные работы. Начиная с первого класса детишки, которые приходят в первый класс, которые по-разному читают, по-разному пишут, разное развитие, они вот это массово проходят. Конечно, большой стресс. Стресс для учителей, стресс для родителей, стресс для детей. Естественным образом любую свободную минуту родитель, как очень переживающий за своего ребёнка, чтобы он был успешен, вот эта тенденция у родителей есть, вот это желание, он, конечно, занимается, в любую свободную минутку. В соответствии с этим подоплёка всего этого - экономика школы. И мне кажется, что вот эта тенденция, которая здесь есть, которая нас отличает от других стран мира, она как раз очень не хороша сама по себе.
Антонина Цицулина:
То есть, с одной стороны, мы говорим о том, что нам необходимо сделать так, чтобы игра ассоциировалась у специалистов и у родителей с такой же учебной деятельностью для того, чтобы дети продолжали играть. С другой стороны, вы обозначаете, что ваши дети играют в компьютерные игры, играют в какие-то цифровые или онлайн игры, но они же играют, просто игры другие.
Виктория Ильина:
Да, игры другие, но эти игры...
Антонина Цицулина:
Но это же игры.
Виктория Ильина:
Они шаблонные, к сожалению, они не так сильно развиваю то, что хотелось бы. Но мне повезло, в принципе, мои дети не так много играют, это связано с общей такой ситуацией, один потому что спортсмен, а второй физик.
Антонина Цицулина:
Ну и потом, было же огромное количество материалов, которые надо было протестить и сказать, что лучше. Хорошо, Фарид, детский магазин всегда ассоциируется именно с игрушками. Хотя мы понимаем, что «Детский мир», это не магазин игрушек. Но, тем не менее, предусмотрена ли в магазинах сейчас возможность протестировать и поиграть и, как вы думаете, в будущем какой он будет, детский магазин? Понятно, что в связи с развитием онлайн торговли, либо сейчас практически все социальные сети, огромное количество иных виртуальных магазинов, которые хотят продавать детские товары и игрушки, в первую очередь.
Фарид Камалов:
Давайте разложу этот вопрос на 3 составляющих. Первое, это возможно ли в магазине протестировать игрушки. Да, конечно, здесь два ключевых направления. Первое, все поставщики делают упаковку таким образом, чтобы было видно, что находится внутри, чтобы можно было тактильно попробовать, как это выглядит, чтобы можно было нажать кнопочку, послушать, как звучит та или иная игрушка. Плюс в крупных магазинах сети мы делаем большие интерактивные стенды. Самый, наверное, популярный стенд, который у нас в сети существует, это во всех Мегах есть стенд Nerf, где можно просто пострелять. И на мой взгляд, он привлекает больше родителей, которые сами готовы с удовольствием пострелять в мишень, а иногда и друг в друга, это интерактивный стенд. После этого, это демонстрация, с одной точки зрения, после этого можно посмотреть, что есть в продаже, уже купить необходимый товар. С обратной стороны, это интернет торговля. Да, действительно, тренд существует, торговля является самым быстрорастущим каналом продаж, в том числе и в детстве. Мы стараемся идти в ногу со временем, частично модернизирован сайт, который позволяет более быстро купить так называемую корзину, корзина переработана в этом году. Также есть дополнительный сервис для наших покупателей, который позволяет купить товар в любом магазине, заказав его, если он есть на остатках магазина. Или даже если его нет, мы с удовольствием привезём либо покупателю домой, либо в магазин, если вдруг необходимо перед покупкой ознакомиться с ним, посмотреть и непосредственно уже совершить выбор.
Антонина Цицулина:
Я правильно понимаю, что будущее детских магазинов, в первую очередь, и магазинов в целом, это оказание все больших сервисов для своих покупателей. И, скорее всего, это не последняя история, когда мы делаем персонализированные сервисы для наших покупателей, касается ли это доставки, касается ли это игры, либо, может быть, когда-нибудь у нас «Детский мир», это будет большая онлайн программа по развитию ребёнка.
Фарид Камалов:
С одной стороны, конечно же, это персонализация, с обратной стороны, стратегическое направление, которое выбрала для себя компания, до сих пор прослеживается его правильность выбора. Это доступные цены и максимально широкий ассортимент, который может позволить себе, в том числе, и интернет-магазин, то есть самый широкий ассортимент у нас в интернет-магазине. А с учётом, что любой товар вы можете получить в магазине, в любом магазине, получается, что это некая такая бесконечная полка. С обратной стороны, сервисные составляющие, такие, как скорость доставки, также непосредственно влияют на канал продаж.
Антонина Цицулина:
Понятно. Как вы думаете, сегодня ребёнок откуда узнает об игрушке, откуда узнают о новой игрушке?
Фарид Камалов:
В большей степени, конечно, это сети, это социальные сети, потому что, как ни парадоксально, конечно, дети быстрее приходят к телефонам, планшетам, и в интернете достаточно много информации. Конечно же, мы тоже смотрим в эту нишу, у нас есть Youtube канал, так называемая распаковка, где такие же маленькие дети распаковывают игрушки, показывают тактико-технические характеристики, все преимущества, насколько здорово или что можно было улучшить, то есть тут в 2 направлениях, и в конструктивном, и в продуктивном.
Антонина Цицулина:
Вы знаете, я поддержу то, что касается распаковки, мы сейчас в рамках нашей научной конференции и фестиваля-форума «Да - Игра!» Провели тоже такой эксперимент, мы снимали распаковку, но только у нас помимо ребёнка был ещё родитель и был эксперт. И вот эти три экспертизы, когда ребёнок рассказывает, что ему понравилось, почему понравилось и купил он бы ту или иную игрушку, это, конечно, всегда такой свежий взгляд. И дальше родители, которые уже более предсказуемы, но, тем не менее, очень сильно этим увлекаются. И здесь очень, конечно, интересно, свежо и разумно звучало экспертное мнение. Я думаю, что это то будущее, которое должно быть в целом у нас, у игрушки, вот эти новые коммуникации. Но если вернуться к тому, что всё-таки в этом году у нас столетие мы празднуем отечественному производству игр и игрушек в Российской Федерации, если поговорить о тех играх, которые могут передаваться из поколения в поколение, то это как на ваш взгляд, это какая игрушка?
Фарид Камалов:
Вы знаете, я боюсь, не отвечу на этот вопрос, потому что в голове у меня немножко другая история, то, что я как раз забыл сказать. На мой взгляд, тренды изменения рынка игрушек, почему дети меньше играют, это не совсем так. Дети играют столько же, сколько играют раньше, просто играют немножко в другие игры. Они быстрее переходят в цифру, они быстрее начинают играть в телефоны, планшеты, и для них очень важна интерактивность. Объект, с которым они играют, должен с ними коммуницировать. Конечно, идеальный вариант, это когда есть физический объект, есть некая AR платформа, и между ними происходит некая внутренняя коммуникация. Вторая составляющая, как ни парадоксально, растёт рынок экологической игрушки, потому что родители очень озабочены экологической ситуацией, они очень внимательно смотрят на выбор, особенно в диапазоне от 0 до 3 лет, когда они принимают решение, какую игрушку покупать. И вот здесь как раз отечественные производители очень-очень хорошо выглядят на фоне всех остальных, потому что деревянная игрушка, с одной стороны, она однозначно экологически чистая, с обратной стороны, она очень разумна в ценовом диапазоне, что сейчас тоже важно, потому что доходы, физические доходы населения зафиксированы, назовём это так.
Антонина Цицулина:
Виктория, если вы, то какую игрушку, как вы думаете, может переходить из поколения в поколение, есть ли у вас такая игрушка?
Виктория Ильина:
У нас есть игрушка такая, диск игр таких, естественным образом любимая мягкая игрушка, у нас обезьянка, которая переходит из поколения в поколение, от папы к старшему.
Антонина Цицулина:
Сколько ей лет?
Виктория Ильина:
Наверное, лет 40 и даже больше, этой игрушке. Я бы не назвала это игрушкой, но у нас есть книги, которые переходят из поколения в поколение, детские книги. Вот мои книги, они перешли к детям, дети с огромным удовольствием их смотрели, в первую очередь, потому что необыкновенные картинки. Я бы не сказала, что из поколения в поколение, но старший отдал все свои леговские игрушки младшему, и с огромным удовольствием сейчас уже от младшего перешли к племянникам маленьким. Наверное, вот это та игрушка, которая от мальчиков к мальчикам будет приходить точно, из семьи в семью.
Антонина Цицулина:
Ну и, наверное, мультики тоже.
Виктория Ильина:
Мультики, это бесспорно.
Антонина Цицулина:
Тоже уже из поколения в поколение. Я специально заострила на этом внимание, потому что мне показалось, что у нас в ассоциации родилась такая очень интересная идея, устроить голосование. Если у нас столетие, за 100 игрушек столетия, и мы сейчас на сайте Toys-russia.ru попросили ведущих производителей и музей игры и игрушки, включая музей «Детского мира» загрузить, начиная с 1918г. по 2018г. загрузить свои игрушки. А сейчас ещё проходит такой период тестирования, мы активно туда загружаем игрушки, но уже видим, что то голосование, которое есть, оно очень активно именно в том возрасте, когда наши сегодняшние родители были маленькими. То есть родители с огромным удовольствием находят свой возраст и голосуют эту игрушку. Мы продолжим его до сентября месяца, а дальше хотим сделать 100 легендарных игрушек за 100 лет и напечатать Марку, представить её на выставке «Мир детства», поэтому я, пользуясь случаем, всем российским производителям предлагаю загрузить игрушки за все 100 лет либо столько лет, сколько есть данному предприятию. На самом деле, сейчас очень многие производители начинают восстанавливать знаменитые российские игрушки и видят огромный интерес к этому. Например, компания «Десятое королевство» Московской области очень активно занимается возрождением нашей российской игрушки, то, во что играли мы. И даже Американская ассоциация игрушечников по итогам 17-го года выделила отдельно так называемые ретро игрушки, это игрушки нашего детства. Поэтому я думаю, что вот эта вот зона, связанная, там, где папы хотят пострелять, это всё история такая. Сейчас я предлагаю немножко отвлечься, мы поиграем в такую небольшую рубрику. Смотрите, уважаемые эксперты, вы же всё знаете про игры, у вас маленькие дети, я думаю, что мы сможем с вами и наши слушатели принять участие в нашей конкурсной рубрике. Поиграем и проверим свои знания по традиционным детским играм, которые популярны в России уже на протяжении нескольких поколений. То есть мы в это точно с вами играли. Правила очень просты. Я зачитываю описание, а вы должны угадать, о какой детской игре идёт речь. У вас будет по три попытки. А те наши уважаемые зрители и слушатели, кто быстрее всего оставит комментарий под нашей трансляции на сайте радио Mediametrics с правильным ответом, получат презент от нашей программы. Ну, наверное, все понимают, что этот презент будет в виде игрушки, ну, попытка номер один. Эта игра была популярна в Европе уже в средние века, хотя иногда отмечают, что корни игры восхоят к временам Римской империи. В 1574-м году современники зафиксировали, что эта игра была широко распространена среди голландских детей, а разновидность игры упомянута в романе Рабле «Гаргантюа», опубликованном в 1534-м году. Скульптура девочки, играющей в эту игру, установлена в городе Баку. Есть варианты?
Виктория Ильина:
В Голландии в 1500...
Антонина Цицулина:
В эту игру мы тоже играли. Нет вариантов?
Фарид Камалов:
Нет.
Антонина Цицулина:
Нет вариантов. У нас резко прибавилось слушателей, которые слушают нас онлайн. Попытка номер два. Изначально игра, судя по упоминаниям в литературе, была мальчишеской. В конце 19-го века, как минимум, в США и Дании в ней стали участвовать и девочки, впрочем, конкретные правила и название игры были несколько различны у мальчиков и девочек. Уже в начале 20-го века во всем мире игра стала преимущественно девичьей, в ряде стран участие мальчиков в игре стало зазорным. Мальчики перестали в это играть. Не догадались?
Виктория Ильина:
Мальчики перестали. Девочки.
Антонина Цицулина:
Девочки играют.
Виктория Ильина:
На улице.
Антонина Цицулина:
Подожди, у меня ещё попытка номер три.
Виктория Ильина:
Чтобы легко было.
Фарид Камалов:
Предлагаю дождаться попытки номер три.
Антонина Цицулина:
Игра попала в Россию примерно в 19-м веке и к концу века распространилась очень широко. Так она была зафиксирована на Кавказе, где была известна, как «Классы» или «Царь» и имела разные схемы расчерчивания.
Виктория Ильина:
А, ну «Классики».
Фарид Камалов:
«Классики».
Антонина Цицулина:
Да, вы знаете, я недавно видела такой очень интересный ролик и всё время хочу сделать где-нибудь, может быть, в нашем каком-то парке. Когда на улице расчертили классики, установили камеру и стали снимать. 90 % взрослых людей разного возраста, разного телосложения, в разной одежде, на каблуках и всё остальное по классикам пройти не могли. Они все начинали прыгать. Вот насколько игра вызывает такие ощущения, и она неистребима. Ну, хорошо, значит, мы переходим к второму блоку вопросов. Надеюсь, я вас не сильно замучила. Давайте теперь, всё-таки у нас такая B2B профессиональная передача, пробежимся по таким базовым вопросам. Фарид, какую долю в продажах «Детского мира» занимают игрушки сегодня и планируют, будут занимать в 19-м году, предположим?
Фарид Камалов:
У нас порядка 40.000 ассортимента, если говорить про игрушку, то это порядка трети, 30 %, товары для новорождённых занимают ещё 30 %, одежда и обувь 30 и крупногабаритные товары, канцелярия 10 %.
Антонина Цицулина:
30 %, это больше, чем в рынке. Виктория, как вы разрабатываете идеи, как вы приходите, что необходимо разработать ту или иную игрушку или тот или иной набор для творчества. На что ориентируетесь и учитываете ли опыт конкурентов, проводите ли какие-то исследования, это интуитивно или как это происходит?
Виктория Ильина:
Глобально это складывается из нескольких направлений. Естественным образом это не первично, а вторично это анализ конкурентов. Потому что надо сделать то, что у конкурентов нет. Второе, это те тенденции, которые есть на рынке с точки зрения заинтересованности детей или наличия новых материалов. Это второе. И третье, это экономика. На базе этих моментов, в первую очередь, это идея, материалы, во вторую очередь то, что не делают остальные, и третье, чтобы это вообще можно было сделать в рамках тех тенденций, которые есть на российском рынке. И требование, в том числе, нашего базового, основного покупателя, это «Детский мир», что товар должен быть интересный, новый, невысокий по цене.
Антонина Цицулина:
И, насколько я знаю, у вас сейчас прямо отдельное направление, вы активно развиваете для разработки, для торговых сетей, в частности, для «Детского мира», это СТМ.
Виктория Ильина:
Нет, СТМ мы, к сожалению, пока не делаем, но в творчестве, я думаю, что это достаточно сложно, потому несколько раз мы вели переговоры с «Детским миром», но для творчества это немножко не такой массовый продукт. Потому что, в принципе, игрушки такие традиционные...
Антонина Цицулина:
Я не конкретно про «Детский мир», я про торговые сети. Я знаю, у вас есть успешный, я вот про это.
Виктория Ильина:
Да, есть несколько успешных опытов, связанных с открытками, с какими-то наборами. Очень много запросов, но, к сожалению, эти запросы мы делаем, мы рассчитываем, мы прототипы делаем, мы отправляем прототип, потом мы это видим, как это привозится из Китая. То есть вот это сплошь и рядом, процентов, наверное, 60 разработок, которые сейчас таким образом у нас происходят. То есть да, с удовольствием покупатели обращаются к нам, чтобы мы сделали, а потом заказы размещают...
Антонина Цицулина:
То есть вы видите на это спрос, вы понимаете, что торговые сети будут развивать направление СТМ в наборах для творчества и в играх, но сегодня, когда рынок только-только начинает становиться, как обычно, много недобросовестных участников, которые говорят: спасибо за ваши идеи. То есть она не защищена, интеллектуальная собственность. Я имел в виду «Детский мир», потому что «Детский мир» очень активно по разным категориям развивает собственную торговую марку и планирует ли развивать СТМ по игрушке, Фарид.
Фарид Камалов:
Да, конечно, это одно из самых главных направлений, СТМ будет развиваться, здесь тенденции рынка тому способствует, как я уже говорил, доходы населения остаются на одном и том же уровне. Мы видим, что идёт снижение средней цены за игрушку, покупатели выбирают, они не экономят на штуках, но выбирают чуть более дешёвый товар. И эта ниша, востребованная, она заполняется, в том числе, и собственной товарной маркой.
Антонина Цицулина:
То есть я правильно понимаю, что, по сути, сегодня отдел по разработке СТМ может трансформироваться в полноценную студию, отдел, департамент по разработке и, по сути, «Детский мир» может стать вертикально интегрированным холдингом, у него может появиться производство. Потому что сегодня разработка во всем мире и в России, это производство. Неважно, на контрактном ли она, либо на собственных промышленных предприятиях. По-моему, пора уже об этом думать и так себя позиционировать. Хотела ещё вот что уточнить, Фарид. «Детский мир» представлен практически во всех регионах, сейчас он представлен за рубежом, пока в Казахстане. Но, тем не менее, мы надеемся на такое же легендарное развитие и в других странах, как СНГ, так и за рубежом. Но вот, тем не менее, есть ли отличия предпочтений в выборе игрушек в разных регионах и уже тех странах, в которых вы представлены. Или всё-таки все дети покупают одно и то же?
Фарид Камалов:
Здесь я, наверное, от себя немножко выскажу, здесь больше основано на моем внутреннем понимании, чем на аналитических данных. Внутри России, где у нас как раз работают In-store pickup, мы эту нишу закрываем, потому что максимально широкий ассортимент доступен в каждом магазине и, собственно говоря, для каждой географической области есть свои исключения, которые можно,9 несмотря на то, что магазин малого формата, получить в этом магазине. В Казахстане немножко другая история, там немножко смещена модель потребления. Там пропорции отличаются от России, там активнее ведёт себя одежда и обувь. Мы поставляем в Казахстан товары из России на 80 %, на 20 % это внутренние поставщики, которые и закрывают эту нишу специализированным товаром.
Антонина Цицулина:
То есть уже 20 % поставщиков непосредственно в той национальной стране, в которой вы присутствуете.
Фарид Камалов:
Да, конечно.
Антонина Цицулина:
Но это тогда достаточно большая ниша для конкурентов либо партнёров наших в Казахстане и других странах. Это хорошо. Я думаю, что это правильно. Виктория, очень короткий вопрос, все мы знаем, что сейчас начинается очень активная поддержка международной деятельности российских производителей, детские товары и игрушки включены в приоритетные отрасли, которым и Минпромторг, и российский экспортный центр оказывает поддержку. Планируете ли вы для себя, или вы не видите вашей ниши возможности всё-таки какого-то серьёзного развития на экспорт?
Виктория Ильина:
В этом году нет, в следующем нет, а через два года возможно.
Антонина Цицулина:
То есть вы видите нишу с тем, что можно выходить. Сейчас, я так понимаю, идёт подготовка команды и ассортимента.
Виктория Ильина:
Планирование идей.
Антонина Цицулина:
Хорошо. Как изменение рынка детских игрушек отражается на полках самого большого детского магазина, какие игрушки стали покупать за последние 5-10 лет больше, какие ушли, а какие, наоборот, стали лидерами и почему. Насколько подвижна вот эта матрица на примере игрушек в «Детском мире»?
Фарид Камалов:
Как я уже говорил, конечно, развивается направление интерактивных игрушек семимильными шагами. И второе направление к изменению, это высокая волатильность к спросу игрушек после различных фильмов, анимационных картин, после выхода сразу определённый всплеск на данный вид продукции, поддержанный поставщиками, в том числе. Эти тренды за последние 2-3 года сильно усиливаются, увеличиваются, и мы стараемся за ними следовать, потому что в этом есть ключевая потребность. Если говорить про ротацию, то ротация даже в мой период работы в «Детском мире», это около 5 лет, ротация с каждым годом становится всё чаще и чаще, резкий всплеск популярности, потом резкое стихание продаж. Хороший пример, это игрушка Фёрби, одна из первых интерактивных игрушек, невероятный всплеск продаж, потом также резко снижение. Через некоторое время абсолютное затишье, сейчас Фёрби Connect, это как раз про то, что я говорил, это интерактивная игрушка, которая коммуницирует с играющим, плюс ещё телефон, который может быть подключён к этой системе. Сейчас опять мы видим всплеск именно по этому направлению, по Фёрби Connect. Соответственно вот эти тренды изменения, они присущи практически по всем магазинам, я думаю, что дальше они будут только усиливаться.
Антонина Цицулина:
Такие массовые события, футбольные тема сейчас всех беспокоит, вот Яндекс.Маркет опубликовал свои данные о том, что выросли продажи мягких игрушек. Прежде всего мы понимаем, из-за какого героя, и в том, что касается в целом футбольной темы. Вы ощутили всплеск?
Фарид Камалов:
Да, конечно, у нас есть направление, оно связано с несколькими отделами, это и мягкая игрушка, и футболки с символикой. Конечно же, мы готовились, как и вся Россия готовилась к этому прекрасному событию, и с учётом наших побед на розничном рынке тоже продажи бьют все рекорды.
Антонина Цицулина:
Я обратила внимание, вы даже сделали отдельный раздел, назвав его «Герои», где выстроили под бренды полностью всю вот эту товарную матрицу. Она живая, она выстраивается в логике так, как покупают. Я так правильно понимаю?
Фарид Камалов:
Конечно, потому что логика покупателя, у нас достаточно сложная история с принимающим решение о покупке и кому покупка предназначена. Потому что дети хотят одно, у родителей определённый фильтр и это совсем другая история. Бренды были созданы, герои были созданы для того, чтобы родители и дети были немножко в одном поле. Что есть определённый герой, и по нему можно посмотреть всё, что угодно. Это начиная от конструкторов, заканчивая одеждой, какими-то мягкими игрушками. Если ребёнок хочет определённого героя, то можно подобрать то, что родители считают правильным в данный момент к приобретению, будь то конструктор или одежда.
Антонина Цицулина:
Правильно, очень правильный раздел, он в интересах ребёнка создан, потому что очень сложно родителям объяснить, почему ручка и пенал должен быть именно с этим героем. А тут вот это всё наглядно, заодно и сами родители вдохновятся. Вернёмся к тому, о чем мы сказали. В принципе, мы с вами обсудили то, что вы можете представлять, в смысле розничная сеть, специализированная розничная детская сеть может представлять очень широкий ассортимент, может представлять определённый ценовой диапазон по этому направлению. И это говорит о том, что, в принципе, не только у «Детского мира», но у какого-то тематического есть шанс в специализированной детской рознице. Потому что мы понимаем преимущество специализированной детской розницы перед даже большими розничными отделами в неспециализированной рознице. Эта тема большого конечно диалога, но, тем не менее, спасибо, что вы поделились своим мнением, я думаю, что некоторых маленьких руководителей торговых сетей это вдохновит. Но, тем не менее, возвращаюсь к производителю. Как маленькому производителю стать успешным на полках большого магазина. И можно ли ему, и нужно ли ему становиться на эту полку, и сможет ли он быть успешным? И какой путь нужно пройти производителю? Первый вопрос, Виктория, к вам, а второй к вам. Как маленькому производителю стать успешным на полках большого магазина?
Виктория Ильина:
Во-первых, как я уже говорила, это произвести тот продукт, который будет у производителей, который будет отличаться от конкурентов, от больших и крупных. Тот самый индивидуальный продукт, который будет интересно продавать в сети. Первое. Второе, подготовиться и производственно, и логистически, и финансово для того, чтобы работать с крупной сетью. Это требует и определённых компетенций сотрудников, и понимания общеэкономических базовых законов. Это, наверное, второе. И третье, наверное, быть готовым, как правильно Фарид сказал, постоянно обновлять ассортимент, постоянно находиться в тренде и делать то, что потребителю интересно.
Антонина Цицулина:
Неужели то безумно страшное время, когда мы все дублировали друг друга либо открывали каталог и говорили: о, а мне эта игрушка нравится, закончится. Я, будучи тоже очень давно на рынке детских товаров и игрушек, все время печалилась, что у нас оригинальных инновационных разработок очень и очень мало у наших производителей. Но мы сейчас ещё вернёмся к этому вопросу. Фарид, какой путь нужно пройти производителю, чтобы стать успешным на полках «Детского мира»?
Фарид Камалов:
Мне кажется, здесь ответа два. Первое, это, конечно же, конкурентоспособность, она может быть выражена, например, в дистанцировании от других поставщиков, то есть некий уникальный продукт. Это может быть продукт, который лучше по техническим характеристикам и дешевле на полке, это тоже конкурентное преимущество, то есть конкуренция в лоб. А второе обязательное условие, это, конечно, безопасность и сертификация, без этого, для нас это одна из самых главных ценностей компании, без этого мы даже не рассматриваем никакие продукты, обязательно это безопасность, это сертификация, это описание на русском языке, это интервалы возраста ребёнка, который может играть в безопасном режиме. Вот, мне кажется, два ключевых правила, которые обеспечивают успех любой миссии.
Антонина Цицулина:
Совершенно замечательно, действительно, это актуально для очень многих и многих. Мы сейчас в Ассоциации открываем конкурс «Инновация для детства», первый конкурс этого года как раз посвящён теме инновационных разработок. Вместе с нашими партнёрами, партнёрами, которые, по сути, являются заказчиками, будем очень рады, если «Детский мир» присоединится к этому и восстановит те экспериментальные площадки, которые были ещё в советском «Детском мире». Когда игры, которые только разрабатывались современными производителями, тестировались, как тест-драйв площадку. Я помню, коллеги из профильного департамента проявляли к этому интерес, а сейчас у нас среди наших партнёров институт русского языка имени Пушкина, который заинтересован в играх по изучению русского языка. Ещё много всяких таких серьёзных партнёров, я думаю, что мы посвятим этому отдельную тему. Смотрите, читайте сайт Ассоциации, там про этот конкурс будет размещена информация уже завтра. Третий блок вопросов, таких блиц вопросов и ответов для гостей программы, каков главный тренд на рынке детских игрушек? Фарид.
Фарид Камалов:
Увеличенная ротация, интерактивность, то есть цикл жизни игрушки уменьшается, сильно влияет интерактивность, дети хотят больше интерактивности, они хотят взаимодействовать. Вот это два ключевых тренда, которые я увидел. С обратной стороны это покупательская способность немножко снижается и средняя цена за одну SKU падает.
Антонина Цицулина:
Какие глобальные изменения рынка детских игрушек ждут нас в ближайшее время?
Фарид Камалов:
Опять же, интерактивность, без неё никуда, я думаю, что в ближайшие несколько лет будет революция именно в игрушках, будет некое совмещение с компьютером любых игрушек, которые могут непосредственно управляться с любых устройств. Потому что мы уже сейчас видим, что дети, начиная с семилетнего возраста, уже от телефонов их практически не оторвать. Это будет тот инструмент взаимодействия с игрушкой, и она должна обязательно давать обратную связь.
Антонина Цицулина:
И какие условия необходимо создавать на рынке производителям игрушек, и надо ли их создавать?
Фарид Камалов:
Условия, конкретизируйте вопрос.
Антонина Цицулина:
Нужны ли специальные условия для того, чтобы у нас развивалось российское производство игр и игрушек, или вы считаете, что мы должны развиваться только с точки зрения каких-то экономических мер стимулирования. Или же всё-таки нужны какие-то меры поддержки не только от государства, но и, например, от такой крупной торговый сети, как ваша?
Фарид Камалов:
В любом случае, локальное производство для любой розничной сети, это интересное направление для развития. С одной стороны, это малая логистика, малая и дешёвая логистика, с обратной стороны, обязательно весомым фактором, конечно, конкурентоспособность продукции. Потому что если она не может конкурировать с иностранной, в том числе китайской, то, собственно говоря, производство должно быть модернизировано. В любом случае, самая главная цель и задача для покупателя показать максимальное качество игрушки за приемлемые цены, тогда она будет пользоваться популярностью и будет высокий уровень реализации.
Антонина Цицулина:
Виктория, вы что-то добавите, или Фарид ответил уже максимально полно?
Виктория Ильина:
Буквально в 2 словах, это тренд, добавила бы ещё, это развитие лицензионной и, я бы даже сказала, засилье лицензионной игрушки, которая есть. И к последнему то, что Фарид сказал, это экономика, она определяет общие экономические условия. В принципе, конкурентоспособность российского производителя сейчас будет подвергаться очень большому давлению со стороны общей экономической ситуации.
Антонина Цицулина:
Хорошо, что нам удалось сохранить льготу на НДС.
Виктория Ильина:
Это спасение.
Антонина Цицулина:
Запустить ряд образовательных программ по маркетингу, вскоре стартует программа по PR и по дизайну для производителей игр и игрушек. Я предлагаю, у нас осталась всего минута, я предлагаю перейти к вопросам от читателей Фейсбука. Был такой вопрос: чтобы попасть товару на полки группы компаний «Детский мир», должен ли поставщик платит за это?
Фарид Камалов:
Нет, конечно.
Антонина Цицулина:
Не должен. Какие кроме этого есть платные услуги для поставщиков товара?
Фарид Камалов:
Нет.
Антонина Цицулина:
Какие сроки оплаты поставщику магазином стоимости поставленных товаров?
Фарид Камалов:
Каждое коммерческое условие отдельно обсуждается, я думаю, что здесь...
Виктория Ильина:
Зависит от типа товара.
Фарид Камалов:
Конечно.
Антонина Цицулина:
Был ещё вопрос по профессиональному стандарту, мы этого посвятим отдельную передачу. Нет, данный специалист по технологическому обеспечению производства детских товаров не является обязательным для сегодняшних предприятий производителей. Они могут её использовать, как мы и писали на странице Ассоциации, они могут её смотреть, как рекомендательную. Итого, коллеги, спасибо за то, что вы были гостями нашей сегодняшней первой передачи. Следующую передачу мы посвятим как раз продвижению российского производителя игр и игрушек с помощью лицензионной модели. Обсудим с нашими гостями, непосредственно сейчас реализующими эту программу. Я искренне вам благодарна, дорогие зрители, вместе с нашей программой вы откроете для себя волшебный мир игрушки и детских товаров. Узнаете о самых дорогих и высокотехнологичных игрушечных проектах, о детских мечтах и ожиданиях. Спасибо вам огромное.
Фарид Камалов:
Спасибо.
Виктория Ильина:
Вам огромное спасибо.