{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Наталия Старыгина Партнер EY 26 июня 2018г.
О конкурсе EY "Предприниматель года 2018"
Конкурс «Предприниматель года» компании EY - самый престижный международный конкурс для предпринимателей. Это уникальное состязание отличается тем, что позволяет признать успехи предпринимательской деятельности людей, которые вдохновляют других своими идеями, энтузиазмом и достижениями

Воронина: Доброе утро, дорогие друзья в эфире «Mediametrics» и это программа «PROдвижение с Анной Ворониной». Сегодня будем говорить про олимпиаду для предпринимателей, про конкурс «Предприниматель года EY» и у меня в гостях Наталья Старыгина – партнер EY. Наталья, доброе утро!

Старыгина: Доброе утро!  Спасибо, что пригласили.

Воронина: Наталья, расскажите пожалуйста, когда был создан конкурс «Предприниматель года»?

Старыгина: «Предприниматель года» существует в России с 2003-го года. За время конкурса в этом событии, я бы так даже сказала, приняло участие более 600-та человек из 50-ти регионов России. В настоящий момент конкурс объединяет в себя все федеральные округи России и в 2017 году например, в конкурсе приняли участие компании, которые в совокупности составляют 126 миллиардов рублей по показателю доходы и в этих компания работают более 22-х тысяч человек, то есть, на самом деле очень такой обширный круг предпринимателей, которые участвуют в конкурсе.

Воронина: Как предприниматель может заявиться на этот конкурс? Сам подать заявку или какая-то группа экспертов должна его заявить?

Старыгина: Подать заявку очень просто, для этого нужно прийти на сайт  «Ernst&Young», скачать анкету, заполнить эту анкету, после чего в сентябре  будет происходить интервью с участниками конкурса, это интервью проходит несколько этапов и в ноябре будет объявлен победитель.

Воронина: Сколько вам обычно приходит анкет?

Старыгина: Вы знаете, анкет приходят достаточно много, в прошлом году число участников, кто подал первоначально анкеты - было более 200 человек.

Воронина: Как отбирали вот из этих 200 человек предпринимателей?

Старыгина: Отбор предпринимателей осуществляет независимое жюри. «Ernst&Young» предоставляет платформу, создает некую экосистему, а уже отбор предпринимателей происходит с участием экспертов, победителей предыдущих конкурсов, это и представители бизнес-элиты, то есть это абсолютно независимые процедуры.

Воронина: Какими качествами должен обладать предприниматель чтобы экспертное жюри его отобрало?

Старыгина: Обязательно человек должен обладать предпринимательским духом, это и корпоративные ценности, это желание, и возможности создать какой-то уникальный бизнес-проект на территории России, как правило люди  очень мотивированы и у каждого из них история, которая можно сказать уникальна  и мы ориентируемся на лидерские качества и  безусловно на финансовые показатели деятельности компании, поэтому это достаточно такой большой перечень скажем так критериев.

Воронина: Есть ли отрасли какие-то которым жюри отдают большее предпочтение при отборе этих заявок?

Старыгина: Вы знаете, какого-то предпочтения особенного нет, в прошлом году у нас все участники были распределены по семи направлениям, естественно каждый год меняется состав участников, в плане того какая из индустрии представлена наибольшим количеством заявок. Так, например, в 2017 году здравоохранение была одна из таких популярных тем и вторая, скажем так, по количеству участников был раздел - профессиональные услуги. Вы знаете, на самом деле, это не только в России, такая же ситуация и в международном конкурсе.

Воронина: Можно ли сказать, что конкурс «Предприниматель года» уже 15лет, то есть «Ernst&Young» ведет какую-то статистику, то есть как развивается предпринимательство в России, в зависимости от того какие предприниматели приходят на конкурс, какие они результаты показывают?

Старыгина: Да, конечно динамика последних лет показывает, что цифровизация экономики в целом очень сильно влияет на те бизнес-модели, которые представлены в конкурсе, то есть мы видим больше и больше компаний, которые продают свои услуги онлайн. Если в 2004-ом, 2005-ом году у нас в списке участников было достаточно много ритейловых каких-то компаний, то сейчас ритейловый бизнес безусловно присутствует  в качестве, так сказать участников конкурса, но это как правило онлайн-ритейл. Как я уже сказала, в этом году здравоохранение совершенно для нас является такой фокусной историей , потому что здравоохранение, как на мой взгляд, в настоящий момент одна из интересных бизнес-моделей компаний, которые участвуют, выступают как бы агрегатором, предоставляет услуги, это и здоровое питание, это и предоставление мониторинга, это какие-то и фитнес-клубы -  все сходится в одной точке. Естественно, IT- индустрия в нашей стране сейчас ориентирована на потребителей и если  раньше мы видели, допустим, что потребитель обращается к бренду, обращает внимание на какие-то характеристики товара, которые в рекламе по телевизору слышит, то есть сейчас все больше и больше представители нового поколения ориентируются на свой собственный опыт и соответственно наши участники в конкурсе  всячески учитывают данные особенности при продвижении своего товара.

Воронина: Наталья, если мы будем смотреть список Forbes, то заметим, что, условно бизнесмены в нем двигаются иредко кто появляется новый. А вот в конкурсе «Предприниматель года» из года в год бывает такое, что участвует один и тот же предприниматель или каждый раз это абсолютно разный состав?

Старыгина: Каждый раз это абсолютно разный состав, но у нас есть участники, которые принимают в конкурсе уже не первый год участие, тем не менее в конкурсе есть ограничения – вы не можете принять в конкурсе участие более трех раз. Есть очень настойчивые у нас кандидаты, кто демонстрирует волю к победе, хочет победить и идет к своей цели, но есть ограничения  для того, чтобы дать возможность другим участникам также подать анкету и пройти все этапы.

Воронина: Если у бизнесмена бывает группа компании и один бизнес посвящен фармацевтики, другой диджиталу, может ли предприниматель выиграть два года подряд, но заявляет разный свой актив?

Старыгина: Теоретически конечно,  есть такая возможность представлять разные сферы бизнеса, но опять же, вы не можете принять участие более трех раз, поэтому допустим, если у вас есть какой-то холдинг и там несколько  направлений, отраслей, вы можете выбрать любой  из отраслей, который для вас является в этом году приоритетным, важным, участвуйте в конкурсе, но не более трех раз.

Воронина: Выиграть национальный этап в России это еще полдела, есть же международный этап конкурса. Вот,  хотела узнать насколько отличается проведение национального этапа в России от проведения таких же национальных этапов в других странах? Потому что конкурс проводится в 60-ти.

Старыгина: Да, конкурс проводится в 60-ти странах и представьте себе, что буквально неделю назад состоялось награждение победителя международного этапа в Монако. Каждая страна организовывает региональный конкурс, победитель дальше представляет интересы страны уже на международном этапе и конкурс, который проходит в Монако это целое событие, в котором представлены все страны-участники. Конкурс очень напоминает этап в Монако, то, что мы видим на региональном этапе, то есть также встреча жюри, обмен опытом, это платформа, где участники знакомятся друг с другом, могут представить себя и свою компанию, найти бизнес-партнеров, это возможность заявить о себе в прессе. Так, например, Наталья Касперская, которая была участником конкурса  в 2016 году и была победителе регионального этапа и представляла интересы Монако и ее участие вызвало большой интерес со стороны прессы, знаете, буквально очередь из представителей прессы, кто хотел взять интервью, пообщаться с этим уникальным человеком.

Воронина: Международной прессы правильно, то есть как Blomberg, BBC?

Старыгина: Конечно,  все хотели с ней пообщаться, узнать историю ее успеха, для нас это был, конечно, такой показатель, что российские участники демонстрируют  высокий уровень и соответственно  достояно представляют  российское предпринимательство на международной арене.

Воронина: Насколько я знаю, Наталья была первой женщиной, которая от России поехала на международный этап.

Старыгина: Да, она была первой женщиной, которая выступала  и представляла Россию в секторе IT, соответственно это было необычно и она фактически участвовала  наравне с мужчинами, была единственной женщиной, которая была представлена в секторе IT и соответственно это привлекало международную прессу и интерес.

Ворони: А много ли женщинвообще выходят на международный этап конкурса?

Старыгина: У нас было несколько участниц с 2003 года конкурс существует как я уже говорила, в России у нас были две участницы, которые доходили до финала, но нужно сказать, что в России два года назад  была создана инициатива – женский конкурс «Предприниматель года», где мы приглашаем также принять участие всех женщин-предпринимательниц, которые по какой-то причине не успевают подать свои заявки, либо хотят познакомиться с женщинами -предпринимательницами.  Этот конкурс тоже стартует в сентябре 2018 года.

Воронина: Если мы, вот, по механике проговорим как проходит международный этап, то есть 60 стран приехали со своими финалистами, то есть там есть какое-то международное жюри, которое оценивает их. Собеседование они проходят, сдают тесты, как они показывают себя?

Старыгина: Да, действительно на международном конкурсе отдельное международное жюри, в котором «Ernst&Young»не участвует абсолютно аналогично России, представителями жюри являются победители предыдущих этапов конкурса, опять-таки это представители бизнес-элиты. Что собой представляют этапы в Монако?  Это собеседование, встречи, возможности рассказать о своем бизнесе, представить свою бизнес-модель, ответить на вопросы уважаемого жюри, обменяться мнениями, проходят брифинги по отраслям, где участники могут уже представить своюспецифику  и соответственно дает возможность жюри познакомиться с участниками, задать уточняющие вопросы. Потому что, когда мы завершаем российский этап, мы безусловно предаем международному жюри целый профайл по каждому участнику, по каждому победителю и дальше на международном этапе уже уточняются детали, проводятся собеседования, дополнительные ивенты, цель которых узнать о человеке, о его бизнесе и перспективах, понять насколько человек действительно обладает какими-то лидерскими и уникальными качествами, насколько его бизнес ориентирован на потребителя, какие цели и задачи стоят перед компанией, то есть, это конечно интересный марафон, который длится неделю, безусловно никакого тестирования в режиме multiplechoiceне происходит, это платформа для общения, обмена опытом и по результатам недели, по результатам общения с жюри определяется победитель.

Воронина: В России конкурс «Предприниматель года EY» существует 15лет, а сколько существует международный конкурс?

Старыгина: Более 20-ти лет.

Ворони: А можно сделать статистику или ведете вы у себя внутреннюю? Кто выигрывает? Какие страны может быть?

Старыгина: Пока ни разу не было так, чтобы победители были из одной страны два или три года подряд, каждый год новая история, новый победитель, это какой-то интересный уникальный бизнес-проект. В 2015 году был представитель из Турции, это производство продуктов питания – йогуртов. По итогам 2017 года победитель был из Швейцарии.

Воронина: Чем интересны их истории, то есть производителя йогуртов, почему его история так понравилась международному жюри, что он стал номер один?

Старыгина: Потому что производство продуктов питания и соответственно сейчас вообще здорового питания ориентированного на потребителя, который заинтересован в том, чтобы продукция из которого производится йогурт, молоко была определенного качества, коровы содержались в определенных условиях. Цикл по производству йогуртов отвечал определенным стандартам, то есть качество и медицинские особенности, учитывал личные преференции каждого потребителя. Очень ориентированный на потребителя бизнес, у которого есть какая-то своя история, полный замкнутый цикл производства, здоровое питание, трудоустройство определенных групп населения, то есть это целая бизнес-модель, которая ориентирована и на потребителя, и на сырье из которого производится продукт.

Воронина: Вот в 2017 году, Вы начали говорить про Швейцарца?

Старыгина: Извините, я ошиблась, прошу прощения, там были представители Швейцарии, но победил бразилец, который осуществляет строительство жилья для разных групп населения, такая бюджетная застройка, тоже такой интересный проект, который долго рассматривало наше жюри и показатели деятельности компании и ориентированность на определенные социальные группы, тоже была фишка участника своего рода.

Воронина: В этом году уже известен победитель, правильно я понимаю, что состоялся этап в Монако, кто выиграл?

Старыгина: Представитель Бразилии и в этом году в Монако от России принимал участие Михаил Кучмент, представитель компании «Hoff», который изначально запустил бизнес по франшизе с австрийской компании «Kika», но, а сейчас это огромная сеть, со стороны России Михаил принимал участие в 2017 году. А первый конкурс в Монако представлял Анатолий Михайлович Карачинский – компания «LuxoftIBS», тоже ITсектор, мы очень гордимся. Одним из представителей на международном уровне был Рубен Варданян, мы недавно кстати, организовывали в «Ernst&Young» мероприятие «Атланты» предоставляли платформу для этой встречи, на ней как раз участвовал Рубен Варданян, он рассказал насколько для него это был важный и полезный этап.

Воронина: Насколько сильно Россия представлена по сравнению с другими международными участниками, то есть это идет на уровне или  наш бизнес все-таки не так развит как международный?

Старыгина: Вы знаете, Россия всегда представляла очень сильных, интересных участников. Есть имена, которые финалисты, которые могут составить конкуренцию лучшим предпринимателям и в мировом масштабе. Я бы хотела несколько имен представить это Эдуард Остроброд  первый российский монобренд одежды «Sela», Алексей Васильчук и его холдинг «RESTart» - одиниз самых крупных холдингов ресторанного рынка России, Дмитрий Портягин из транзит группы, который занимается организацией закупок  и поставкой товаров из Китая, это и Илья Сачков из групп «Group-IB», который  входит в том 7 мировых компаний, влияющих на информационную безопасность мира по версии «BusinessInsider», то есть это очень, на мой взгляд, впечатляющий состав участников  и каждый из них личность, с успешным бизнесом.

Воронина: Можно ли говорить, что сейчас благодаря поддержки бизнеса в России вырос уровень нашего предпринимательства и бизнесменов становится больше, работают ли эти механизмы поддержки?

Старыгина: Да, на мой взгляд такие механизмы поддержки работают и мы активно принимаем участие в различных форумах, мы видим, что интерес к  нашему конкурсу со стороны фонда поддержки промышленности и экспортного центра, агентства по технологическому развитию в последние годы стал более активным и мы сосвоей стороны пытаемся  всячески на всех площадках  и сегодня один из таких случаев, рассказать о конкурсе, привлечь участников, пояснить, что это не только какая-то бумажная волокита, когда вы заполняете  анкету и потом кто-то вас собеседует, это прежде всего дополнительные возможности для предпринимателей, заявить о себе, создать новые контакты и получить доступ в том числе и к консультантам  «Ernst&Young», которое могут помочь вам адресовать какую -то идею и решить какую-то задачу.

Воронина: Сточки зрения формирования сообщества, насколько конкурсы могут помочь познакомиться с нужными людьми и найти нужных партнеров, включить синергию. Синергетический эффект на мой взгляд, он огромный все, кто прошел через наш конкурс «Предприниматель года» они возвращаются в «Ernst&Young», возвращаются как участники, всегда  с большим интересом наблюдают за результатами конкурсов, обмениваются мнениями, это группа единомышленников, группа людей, которые всегда стараются помочь друг другу, предоставить полезные контакты. Вы знаете, у нас даже есть такая инициатива  встречаться с участниками конкурса не только на тему бизнес-задач, мы посещаем вместе выставки, перед Новым годом предприниматели обычно собираются в офисе «Ernst&Young»  для того, чтобы отпраздновать победу уходящего года и встретиться уже в неформальной обстановке, то есть мы очень дорожим тем, что «Ernst&Young» является центром экосистемы, создает платформу для общения, для обмена бизнес-идеями между предпринимателями.

Воронина: Все мы понимаем, что предприниматели очень занятые люди, находят ли они время посетить выставку, пообщаться с коллегами.

Старыгина: Вы знаете, конечно находят, потому что такие мероприятия помогают развивать креативность, шире смотреть на какие-то вопросы и находить нестандартные решения. Например, наша участница конкурса Раиса Демина, уникальный на мой взгляд человек, сейчас она член жюри, один из акционеров компании «Welcome», учредитель, основатель бизнеса, женщина совершенно уникальна, она занимается изящным искусством, балетом, собирает коллекцию живописи и порой даже удивляешься как такая сильная женщина-бизнесвумен находит  время на то, чтобы посещать  новые премьеры, коллекционировать искусство, но у человека, который разноплановый, разносторонний   на все хватает время, к вопросам организации и самодисциплины.

Воронина:  Кстати про женщин, какой процент участвует в международном этапе конкурса, если кстати какая-нибудь квота?

Старыгина: Квоты нет, безусловно, компания очень следит за тем, чтобы не било никакой дискриминации, ни расовой, ни половой, то есть участие женщин всегда приветствуется и если говорить о проценте, то в последнее время достаточно высокий, ну он в России всегда был высоким.Более 30-ти участников на российском этапе – женщины, на международном этапе процент женщин меньше, но всегда организаторы конкурса всегда отмечают, что Россия в этом плане очень активно вовлекает именно женщин-предпринимателей, у нас, как я уже сказала, самый высокий процент и если посмотреть на анкеты, которые мы получаем, то женщины- предпринимательницы наравне с мужчинами бьются за первые места, конкурируют, то есть  мы видим большой интерес со стороны женщин.  30 процентов, чуть больше, конечно, мы в этом году надеемся, что процент женщин будет расти и  приглашаем женщин, потому что, как  мы видим в Европе много внимания уделяют тому, чтобы привлечь женщин, у нас даже знаете, в компании «Ernst&Young» женщин-партнеров, если сравнить с Европой, больше чем средний европейский процент, потому что женщины в России изначально  ориентированы на то, чтобы заниматься и семьей и работой и бизнесом.

Воронина: Выигрывали ли женщины международный конкурс?

Старыгина: Да, выигрывали международный конкурс женщины, я к сожалению не могу сейчас назвать имена победительниц, ну да конечно выигрывали. Международный конкурс с российской стороны, как я уже говорила, представляла Наталья Касперская, она не стала победителем международного конкурса, но очень достойно выступила.

Воронина:  Я так понимаю, Россия уже много лет не выигрывала международный этап  конкурса.

Старыгина: Да, это так, Россия не выигрывала международный этап конкурса, ну конечно можно долго рассуждать на тему, почему это произошло, почему Россия не становится победителем международного этапа, безусловно очень политическая обстановка влияет, безусловно сейчас не самое лучшее время, когда есть преграды, для того чтобы объявить победителей, прежде всего политические, но я думаю все меняется и  международный ландшафт меняется, думаю в 2018, 2019 году ситуация улучшится.

Воронина: Сколько лет назад Россия выигрывала международный этап?

Старыгина: Ну как я уже говорила, пока Россия не выигрывала международный этап вообще, мы с 2003 года представлены, мы ни разу  не выигрывали международный этап, но это не означает, что у нас нет возможности этот этап выиграть в будущем, поэтому мы хотели бы увидеть  в числе участников конкурса  в 2018 году сильных, интересных, амбициозных  предпринимателей, которые наконец-то придут на международный конкурс, заявят о себе и разрушат все барьеры, границы и обязательно станут победителям.

Воронина: Если какой-то золотой стандарт предпринимательских качеств, которыми должен обладать номинант на такое высокое звание «Предприниматель года»

Старыгина:Конечно, есть некий набор характеристик качеств, которыми рекомендуется обладать предпринимателю. Во-первых, человек должен демонстрировать предпринимательский дух, бизнес должен обладать определенными инновационными компонентами, мы уделяем много внимания финансовым результатам деятельности компании, обязательно специальные эксперты анализируют динамику развития компании. Финансовый показатель серьезная часть конкурса. Динамика роста показателя бизнеса, лидерство в отрасли и в последнее время очень большим фактором успешности  это корпоративная   социальная ответственность, как я уже говорила портрет успешного предпринимателя  меняется вместе с портретом потребителя, поэтому мы ищем участников, которые глубоко вовлечены в цифровые технологии ориентируются на реальных пользователей  и все участники этапа 2017 обладали этими качествами в той или иной мере и соответственно в 2018 году мы надеемся, что профиль участников будет гораздо интересней и ждем с нетерпением.

Воронина: Наталь, спасибо большое за интересный разговор, нам остается пожелать удачи нашим предпринимателям, чтобы они смогли выиграть, наконец-то взять эту высоту, как вы правильно сказали разрушить все барьеры, предупреждения и стать международными победителями конкурса «Предприниматель года EY»!

Старыгина: Большое спасибо, ждем всех участников!

Воронина: Пишите заявки и мы желаем вам хорошего дня, до свидания!