{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Людмила Бокова заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, руководитель рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Р 27 марта 2020г.
Как защитить ребёнка от интернет-угроз?
В 2017 году Единый урок безопасности детей в Интернете, который в 2018 году будет проведён в 5-й раз, был выдвинут на премию ООН. В каком направлении будет развиваться проект дальше?

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, уважаемые зрители! Алексей Ходорыч, главный редактор «Классного журнала» снова с вами. У нас вышел 11-й номер «Все о России» и «Понимашка», посвящённая футболу.

А сегодня у нас в гостях Людмила Николаевна Бокова, Член Совета Федерации от Саратовской области, создатель и координатор Единого урока безопасности в сети интернет. 

Людмила Бокова:

Добрый вечер!

Алексей Ходорыч:

Также вы председатель временной комиссии по развитию информационного общества, можно сказать, что главный человек по безопасности детей. 

Людмила Бокова:

Занимаемся немного этим вопросом. Ну, как, немного, в этом году уже будет юбилей Единому уроку информационной безопасности детей, ему исполнится 5 лет. 

Алексей Ходорыч:

Вот в прошлый раз год назад мы встречались, вы рассказывали подробно в едином уроке, но если кто ещё не знает, могли бы в 2 словах рассказать, что это такое. 

Людмила Бокова:

Это, на самом деле, условное название, наверное, по большей степени сейчас уже, урок. Урок представляет собой такой комплекс различных мероприятий, которые посвящены одной теме, информационной безопасности детей при посещении интернета. В нём могут принимать участие дети различных возрастов, в основном мы охватываем со 2 класса по 11-й класс, и соответственно для них готовим целый комплекс мероприятий различного характера. Эту и уроки познавательные, особенно это касается младших детей, это и возможности принять участие в различных викторинах, конкурсах. Мы с удовольствием анонсируем их, дети очень активно принимают участие, это и конкурсы рисунков, и конкурсы сочинений, и даже дети нам придумали логотип нашего урока. В прошлом году одна из участниц нашего урока стала как раз победителем такого конкурса, у нас появился теперь логотип. Плюс мы в период организации урока и проведения его проводим также лекции для родителей, это такое ноу-хау наше. Мы постарались привлечь родителей на вебинары, где мы как раз рассказываем о том, как говорить с ребёнком об интернете, как его обезопасить, чтобы они тоже были участниками этого процесса. И третья категория, то есть третья категория участников, это педагоги. С педагогами мы общаемся постоянно, и постоянное наше взаимодействие идёт в основном на просвещение. То есть мы рассказываем, учим преподавателей, как рассказывать, как говорить с ребёнком об интернете, вместе готовим уроки, между регионами делимся этими уроками, идёт достаточно активный обмен, и соответственно, даже подготовили целый курс «Основы безопасности детей в Интернете», который можно брать в качестве факультатива, вести уже в рамках школьной программы. Сегодня каждое образовательное учреждение по закону об образовании такую возможность получило. Ну и конечно, для закрепления вот таких вещей мы также принимаем участие в различных, сами уже, в различных конкурсах. В частности, в прошлом году мы были номинированы премию Организации Объединенных Наций в качестве ресурса, информационного ресурса для детей. Для нас это... 

Алексей Ходорыч:

Но они как-то оценили ваше участие?

Людмила Бокова:

Мы стали лауреатами этого конкурса, для нас это, на самом деле, такое большое достижение выйти уже на не русскоязычный формат, а англоязычный формат и быть представленными уже в европейском пространстве. И как оценили нас эксперты, мы фактически, получается, единственный сетевой ресурс, который работает с детьми. И, с другой стороны, работает на информационную безопасность и, самое главное, что мы и просвещением занимаемся, и адаптацией детей занимаемся, и получается, что мы практически лидерами в этом плане являемся в европейском понимании, в европейском пространстве, поэтому нас так щедро пустили поучаствовать в конкурс, ещё присвоили звание лауреата этого конкурса. 

Алексей Ходорыч:

Людмила Николаевна, я просто хотел вас спросить, что нового будет в этом году. Но из вашего ответа я уже понял примерно, скорректируйте меня, если я ошибаюсь. Если раньше это был один урок в году, то сейчас, по сути, этому уроку предшествует целый огромный комплекс мероприятий, о котором Вы рассказали. 

Людмила Бокова:

Да, совершенно верно. Мы постоянно практически в течение года привлекаем внимание наших участников непосредственных к уроку. У нас уже есть преподавательское сообщество, которое с нами работает постоянно, есть родительская ассоциация, родители которой объединились в такую общественную организацию, они с нами очень активно сотрудничают в этом плане. Нового, пожалуй, будут какие-то вещи, которые мы считаем, юбилейный год, что мы их проведём. Но, пожалуй, одной из таких новаций, это когда мы подготовили для детей своего рода такие тесты на знание основ кибербезопасности. То есть такая большая всероссийская контрольная работа подготовлена в этом году, я думаю, что дети судов с удовольствием примут участие в тестировании и проверят свои знания. Ну и конечно, победителей мы щедро наградим теми благодарственными письмами, и призами, которые обычно им готовим. 

Алексей Ходорыч:

Вы упомянули три аудитории, которые охвачены этими уроком, это дети, родители и педагоги. Не планируете ли вы также сюда вовлекать и старшее поколение, просто у нас у «Классного журнала» был один проект, может быть, мы его реализуем когда-нибудь. Но если вы его организуете, всем от этого станет только лучше. Речь идёт о том, что когда детей мотивируют учить стариков интернету, тем самым детям даётся важная благородная миссия, которая их увлекает, которая их оттягивает от бесполезного использования интернета. В то же время бабушки и дедушки, когда вместе с внуком что-то изучают, они контролируют, возможно, какие-то проявления чего-то плохого, что есть в интернете, и сами по себе они становятся более образованными стариками. 

Людмила Бокова:

Я думаю, что это очень, мне кажется, это очень интересный получился бы проект совместный. Тем более, что год волонтёров в этом году, можно было бы подумать о создании такой волонтёрской группы из детей в рамках своей деятельности, они бы показали не просто, наверное, как они обучают, может быть, начали бы со своей семьи и рассказали бы, как они в своей семье помогают старшим своим бабушкам, дедушкам, дядям, тётям, рассказывают об интернете. Может быть, записали бы какие-то проекты совместно с этим, рассказали бы в рисунках, в своих рассказах каких-то интересных в этом отношении. Потому что дети, они очень любит делиться своим опытом участия в каких-либо процессах. Их, на самом деле, очень увлекает это, я приведу пример, у нас на одном из уроков в режиме реального времени, когда старшеклассники были в качестве учителей для младших классов. И в ходе такого урока с младшими детьми они потом, когда уже делились своими впечатлениями, как они провели урок, во-первых, у них было первое впечатление, что если они станут когда-то родителями, то для них будет очень сложно научить своего ребёнка основам информационной безопасности. Потому что, видимо, общение с младшими школьниками у них так, достаточно серьёзно произошло, убедить ребёнка соблюдать какие-то требования, какие-то правила, для них составило достаточно большой труд. Поэтому они с опаской себя представили в роли будущих родителей, что же их ждёт. И тут же они поделились впечатлениями, что младшие школьники без каких-либо комплексов рассказывали о своём опыте. То есть что они как получили, используя сеть. И и как раз в рамках такого общения вскрылась очень интересная игра, которая увлекала младших детей, но при этом эта игра собирала их персональные данные в виде фотографий. Соответственно, дети старших классов тут же объяснили, что этого делать нельзя, что никаких фотографий не надо своих личных и своих родственников отправлять куда-то, потому что вы не знаете, куда это идёт, и такой, довольно хороший, комплексный разговор на эту тему получился. Они и о персональных данных рассказали, и рассказали вообще об опасностях интернета, особенно детей, которые оказались в этом. То есть совершенно безобидная игра, но на определённом этапе она оказалась опасной. 

Алексей Ходорыч:

А сейчас вашим уроком уже сколько охвачено городов и регионов?

Людмила Бокова:

На сегодняшний день мы условно, весьма условно ведем статистику, то есть мы не требуем каких-то жёстких ответов об обратной реакции. Но первый урок когда мы провели, у нас был серьёзный охват, порядка, больше 11 млн. детей, которые приняли участие. Но понятно, что мы вовлекаем все больше и больше регионов, всё больше и больше школ к нам присоединяется, это видно по учителям. То есть учителя у нас регистрируются на сайте, становятся уже непосредственными участниками проведения единого урока. Соответственно, каждый учитель, мы лёгким подсчетом определяем, какое количество детей он охватывает, потому что он рассказывает о своих мероприятиях, в которых он принял участие, в которых приняли участие дети. Поэтому наша аудитория, она меньше не становится. Она становится только такой, более, наверное, системной. И исходя из того, что мы разные мероприятия проводим, больше получается. То есть невозможно сразу всех детей усадить за парты и единым порывом провести. Это будет формализм. Поэтому мы стали как-то нестандартно подходить, чтобы разные мероприятия были, и внеклассные, и в рамках каких-то классных мероприятий, это тоже была возможность такая. 

Алексей Ходорыч:

Вот уже не первый год все сражаются за безопасность детей в интернете, это вы, в первую очередь. И также в конце прошлого года в Госдуме был создан комитет по детской безопасности. По-моему, вы также возглавляете структуру в «Десятилетии детства». 

Людмила Бокова:

Да, совершенно верно, первой, с чего мы начали, это совместно с Министерством связи написали концепцию информационной безопасности детей. Но видя, как неохотно Министерство занимается этим процессом, мы посчитали необходимым включиться туда и вместе с экспертным сообществом разработали не только концепцию, но и конкретный план мероприятий её реализации. Соответственно, дальше уже это легло в основу «Десятилетия детства» и мне поручено вести как раз одно из направлений в рамках «Десятилетия детства», я являюсь руководителем рабочей группы по информационной безопасности детей. И мы уже обсудили порядка 13 мероприятий в рамках «Десятилетия детства», над которыми мы будем работать и которые будем реализовывать. Но в основном это, конечно, те мероприятия, которые уже проросли в регионах, то есть они уже ими ощущаются, есть понимание прекрасное о том, что как это реализовывать. Это касается, прежде всего, региональной программы информационной безопасности детей. Мы написали методические рекомендации по созданию такой программы и получили массу предложений от регионов о том, как её сделать, и даже многие регионы уже приступили к её созданию. То есть фактически они все мероприятия, которые о них так или иначе связаны с детьми они переработаны и структурированы в отдельные планирования. То есть не хаотично, а они уже все прекрасно понимают, как, что, где работает. И в случае, например, той же опасности, которая у нас была с «Синими китами», они уже знают, как реагировать на это, то есть на какие струнки, какие ведомства должны принципиально быть включены в этот процесс, в том числе, связанные с реакцией на подобного рода активности, которые идут из социальной сети. Ну и, конечно, плюс, ко всему прочему, во многих уже регионах, это не наша идея, но мы тоже к ней прислушиваемся. Созданы различные общественные организации в виде кибер дружин, которые занимаются поиском негативных различных сайтов в интернете. Я считаю, что это тоже один из таких сегментов, который работает на общее дело. Но наша концепция, наша философия, она заключается в том, что ребёнка нужно учить. То есть любой навык, который мы прививаем в этом отношении, он свои плоды даёт. То есть не просто поговорили, но ещё и научили, то есть через практику, через участие в конкретных мероприятиях для нас вот это главное, как мы учим людей переходить улицу в положенном месте, точно так же и в интернете можно учить таким навыкам безопасного поведения. Как реагировать. То есть если мы научим правильной реакции, наверное, это во многом обезопасит в будущем, если ребёнок реально столкнётся с этим. Мы провели опрос в прошлом году учащихся, как оказалось, практически 80 % наших респондентов, они сказали, что они так или иначе сталкивались с негативным проявлением сети в их адрес непосредственно. Но, к сожалению, приблизительно 17 % из них рассказали родителям об этом. 

Алексей Ходорыч:

Но опасности, все опасности более-менее известны, но одна из них такая, которую так легко не формализуешь. Это сама по себе опасность того, что социальные сети отнимают время, и ребёнок ничего не делает, а просто прожигает время, мы это тоже у нас в программе уже не раз обсуждали. Обычно мы ещё на всяких мероприятиях, которые связаны с детскими СМИ, постоянно рассказываем, что журналы - это последний этап для детей. Потому что с 11-12 лет они всё равно уходят в социальные сети и в интернет, но если до этого момента времени у них образуется навык к чтению, а он часто приходит через журналы, они всё-таки страдают от социальных сетей в меньшей степени. Но мы просто с Людмилой Николаевной в кулуарах уже обсуждали, что социальные сети довольно таки вещь такая, с одной стороны, полезная, с другой стороны, очень-очень вредная. И какие-то есть всё-таки методики, чтобы дети не оставались один на один с этой проблемой, всё-таки времени в жизни очень мало, и очень жаль, что оно уходит куда-то в пустоту. 

Людмила Бокова:

Я могу действительно уже и как родитель в этом отношении рассуждать, потому что действительно, если отпустить ребёнка в социальные сети, то вернуть его обратно в реальность будет достаточно проблематично. То есть здесь нужно понимать, что сеть, она увлекает, они привыкают к такой технологии общения, когда можно опосредованно написать что-то, выложить что-то. И очень интересно наблюдать за чужими фотографиями, просто сидеть и тупо листать странички своих друзей или совершенно абсолютно незнакомых людей, смотреть на те вещи, которые есть. Это так называемое клиповое мышление, которое, в принципе, человеку присуще, но развивать его лучше, наверное, нужно в правильном направлении, нежели вот так, убивая время. Поэтому, конечно, здесь большая нагрузка лежит на родителях, то есть и нельзя вот так допускать того, чтобы постоянно ребёнок находился в социальной сети. Если эта грань будет пройдена, то родителям вытащить оттуда невозможно будет без конфликта. Конфликт может закончиться разными событиями, и не хотелось бы, чтобы это приводило к таким последствиям, которые, в том числе, связаны с летальным исходом и суицидальным поведением детей. То есть здесь ни в коем случае нельзя, поэтому лучше не допускать эту грань. Лучше понимать прекрасно, что для ребёнка важно общение в реальном времени. То есть нужно планировать в том числе некие досуговые вещи для детей, то есть вместе ходить в кино, понимать, что ему это интересно или ему это не интересно, или, наоборот, прививать хорошие качества, прогулки, занятия спортом, какие-то другие в рамках доп. образования, например. То есть сегодня же очень много образовательных проектов, которые на улицах Москвы проводятся, в парках проводятся. Нужно всё-таки погружаться в эту материю. Это может быть тяжело для родителей, это отвлекает их от своего зарабатывания средств для того, чтобы содержать семью, но, тем не менее, нужно заниматься ребёнком и не отпускать эту ситуацию. Иначе в интернете, если ребёнок будет находиться, то там не найдётся место самому родителю. 

Алексей Ходорыч:

Но родители, они сами в этом плане не очень хорошо образованы и, как вы правильно сказали, они занимаются работой. Были исследования питерского психолога, что родители общаются с ребёнком 11 или 13 минут в день, из них всего лишь 3 минуты, это вот именно о жизни, а не какие-то оценки или почему ты в комнате не убрал. Родители тоже понимают, что время проходит, они тоже иной раз в панике. Почему бы не запустить какую-нибудь программу внешкольную или ещё какую-нибудь, особенно в год волонтёра, обучения и родителей, и детей тайм-менеджменту, планированию времени. Чтобы простые люди, так же высоконагруженные, допустим, чиновники или просто занятые люди, они привыкли к мысли, что если сам не спланируешь на неделю, на две вперёд, то, скорее всего, получится, как в супермаркете, куда приходишь без списка, в итоге ничего полезного не купил, а время прошло. И такие методики, они существуют, и книги существуют. Оставим за скобками, что половина этих книг, наверное, конечно, какие-то аферы, но это всё можно отсортировать и какую-нибудь программу внедрить. 

Людмила Бокова:

Я думаю, что это было бы полезно сделать, и как раз этими вопросами как раз и могли бы заниматься психологи. Потому что само по себе планирование, это всё равно такая, не какой-то навык, а это настрой, определённый настрой, который вырабатывает у себя человек. То есть он не может обойтись без того, чтобы не запланировать свою следующую неделю, как она приблизительно будет выглядеть. Во всяком случае, я вспоминаю свои школьные годы, приблизительного в начальной школе, когда у нас были так называемые классные часы, и на классных часах в обязательном порядке в плане воспитательной работы нам рассказывали, что такое режим дня, просили составить свой режим дня, то есть как-то запланировать это. И потом это стало доброй традицией, уже не утром ты планируешь свой режим дня, а всё-таки вечером. Всегда нам рассказывали о том, что всё таки учебники, тетради, учебники, школьные принадлежности лучше вечером сложить в портфель, чем утром это делать, потому что это риск что-то забыть, что-то не проконтролировать у себя. То есть такие вещи, они важны. Здесь в большей степени такая ментальность вырабатывается, и я думаю, что здесь совместная работа классного руководителя, психолога могла бы быть полезной в этом отношении. С другой стороны, в жизни, наверное, это пригодится. То есть вырабатывать какую-то логистику для себя, перемещение, передвижение, это правильный такой настрой, он полезен в будущем. Независимо от того, какая профессия будет, управленца или не управленца, но если ты умеешь правильно поставить задачу, сформулировать под эту задачу определённые цели, выбрать средства и использовать их в качестве достижения этой цели, мне кажется, этот навык будет полезен любому работодателю в будущем. 

Алексей Ходорыч:

Я знаю, похожая программа есть у РДШ, российское движение школьников, у них несколько направлений работы, одно из них связано именно с воспитанием цельной личности, это как раз привязано к планированию. Какая-то существует координация между разными организациями по этой работе?

Людмила Бокова:

Мы, в частности, РДШ с удовольствием привлекаем на свой урок, единый урок информационной безопасности, они являются нашими добрыми партнёрами достаточно давно. В т.ч. И в рамках реализации концепции информационной безопасности и «Десятилетия детства», они тоже являются такими хорошими партнёрами в этом отношении. Просто нужно, наверное, то, что они делают с определённой категорией детей, просто это нужно обобщать и в качестве такого же сформулированного и более структурированного материала в виде контента давать уже школам, в детские клубы, в другие. Например, в те же оздоровительные учреждения, где дети находятся так или иначе, то есть чтобы это было и приятно, и полезно, в том числе. И там изучать, чтобы это не осталось куча материала, который накоплен одним каким-то движением. Это нужно действительно передавать. То есть обмениваться контентом, это тоже всегда полезно. 

Алексей Ходорыч:

В рамках «Десятилетия детства» вы наверняка общаетесь и с Антониной Цицулиной, и с Минпромторгом. Я недавно на выставке игрушек общался с одним производителем игрушки, который вернулся с выставки игрушек в США, и он сказал, что в США есть программа поддержки тех производителей игр, которые, выпуская свою продукцию, способствуют отрыванию людей от компьютеров. То есть там очень много настольных игр, они постоянно разрабатываются, именно потому, что это как-то компенсируется. Если подумать, это один из способов, потому что, конечно, можно говорить, что хорошо бы родителям с детьми проводить больше времени, но когда есть какая-то игра, которая их увлекает, это происходит само собой. Игра - это ещё и общение. 

Людмила Бокова:

Я надеюсь, это не знаменитые игры, которые дополняют реальность. 

Алексей Ходорыч:

Нет, это именно обычные, бумажные. Возможно, стоит этот вопрос тоже каким-то образом поднять. 

Людмила Бокова:

Я думаю, что да, это, во всяком случае, в рамках «Десятилетия детства» одним из блоков работы, который мы ведём в рамках рабочей группы по информационной безопасности, мы с Минпромторгом написали для себя такую задачу, сделать некую сравнительную оценку играм, которые есть на сегодняшний день. Но мы взяли, конечно, в сторону компьютерных игр, потому что у нас на сегодняшний день как раз мы игры расцениваем с точки зрения возраста, возрастной категории, возрастной маркировки. С другой стороны, мы оцениваем только через призму законодательства об информации о безопасности детей и их доступ к небезопасной информации. Та система, которая создана, в том числе, европейской комиссией, она не совсем у нас осталась востребованной. В итоге что у нас на сегодняшний день получилось. Не секрет, что мы уже давно говорим об этом и рассказываем о том, что у нас самой популярной игрой среди подростков оказалась игра под названием «Тюряга». Легко доступна для скачивания, но при этом это определённый образ создаёт, и поведение определённое. И сегодня мы весьма активно говорим о так называемом направление движения, в которое втягиваются подростки, где как раз, это не случайно. Это механизмы, которые, так или иначе, были задействованы, и сейчас мы уже получили в реальном режиме времени уже готовые экземпляры, готовый материал, который был выработан, в том числе, и в ходе компьютерной игры. Но у неё маркировка + 12. То есть дети, начиная с двенадцатилетнего возраста, как раз вот этот самый рискованный подростковый период времени, для них она предназначена, и они могут легко ее использовать. Вопросов, на самом деле, больше, чем ответов на сегодняшний день, то есть как обезопасить, что сделать. Я считаю, что нужно двигаться не только в сторону того, чтобы запретить, а в сторону того, чтобы что-то создать. Создать более альтернативное, более интересное, чтобы это на языке подростка было ему интересно и мотивировало его быть участником процесса. Задача, наверное, архисложная, но закрываться и не брать этот барьер, конечно, не нужно. Поэтому с Минпромторгом мы, в том числе, и обсудили эту тему, и есть понимание о том, что в рамках «Десятилетия» мы этот вопрос все равно будем... 

Алексей Ходорыч:

Вы всё-таки в основном по компьютерам, стоит обратить внимание и на настольные, чтобы оттягивать. 

Людмила Бокова:

Да. 

Алексей Ходорыч:

Ну и теперь поговорим про образование, про цифровизацию образования. Тут недавно Любовь Николаевна Духанина в Фейсбуке поднимала вопрос о проекте по смешному образованию, 50% времени на учителя, 50 % на цифровые технологии. Под этим постом было очень много споров, потому что все восприняли этот проект таким образом, что, с одной стороны, все говорят, что для детей особенно иной раз цифровизация, она вредна, потому что она распыляет, мешает концентрироваться. С другой стороны, внедряют схемы обучения, которые, как все подумали, снижают количество часов реального взаимодействия между учителем и учеником, и этого все испугались, многие вспоминают, что на Западе в частных элитных школах якобы компьютер чуть ли не запрещён, там всё только глина, ножички. То есть дети миллиардеров, оказывается, как я слышал, учатся совершенно иначе, без компьютеров. И все как-то очень сильно испугались. На самом деле, о чём идёт речь, что такое смешанное образование и не преувеличена ли опасность цифровизации обучения в наше время? 

Я как раз, наверное, пока отношусь к тем людям, которые взвешивают плюсы и минусы этого процесса и не Людмила Бокова:

сторонник окунуться в это с головой, не проработав до конца вопрос. То есть нужна методика. Прежде, чем идти в какое-то образовательное пространство, нужно понимать, нужно идти с готовой методикой. Если эта методика понятна и понятно, что она не портит педагогический процесс, а дополняет его в хорошем, качественном понимании, то тогда его можно использовать. Соответственно, идти по этому пути. Я здесь классик образования, если вспомнить принципы дидактики, Ян Амос Коменский всегда один из принципов ставил целесообразность и природосообразность. Вот природосообразность, она заключается в том, что человеку природой присуще, на этом и должно строиться обучение. Если вспомнить школы, та же академия Аристотеля, обучение в диалогах было. Это же не просто так, это присуще человеку, вести диалог, и в ходе диалога узнавать для себя много нового. Да, мир изменился, масштабы его увеличились, знаневая база тоже увеличилась, но при этом она сконцентрировалась на принципах, на логическом мышлении, на возможности найти эту информацию в любой момент, ее в голову все равно не вобьешь в таком объёме, в котором она есть. Здесь как раз вот этот навык поиска информации, он очень важен. Поэтому компьютер - это средство, с помощью которого мы находим ту или иную информацию, и если не учить этому, это, конечно, приведёт к тому, что ребёнок не сориентируется в этом пространстве. С другой стороны, природосообразно педагогике то, что приблизительно 80 % знаний ребёнок усваивает в совместной деятельности. Хочешь ты или не хочешь, но это природа ребёнка, природа человека, и менять её другими способами просто невозможно. Поэтому 80 % - это совместная деятельность. Как она будет организована, это уже методика, которая определённым образом вырабатывается. То есть будет ли это проектная работа, будет ли это совместная деятельность учителя и ученика, но она всё равно, в любом случае даст свой положительный результат, потому что она природосообразна человеку, человеческому восприятию новых знаний и так далее. Поэтому к цифровизации я, конечно, отношусь положительно, но при этом задаю вопросы. Природасообразно это, целесообразно, то есть какой цели образовательного этапа, урока это соответствует, это необходимо. И вот как раз об этом нужно говорить. То есть если это необходимо для изучения или объяснения нового материала и обеспечивает учителю более качественное воспроизведение этого материала, то есть не только голосовыми связками или мелом на доске, а это визуализирует какой-либо процесс. По-моему, безумно интересно посмотреть, как устроена молекула на большом экране, или что собой представляет атом, и воспринимая это визуально, конечно, усваиваешь гораздо больше. Поэтому вот эти тонкости нужно конечно сложные вопросы, что называется, визуализировать. Дальше тот же этап работы над домашними заданиями, например. Сегодня есть методики, когда домашнее задание может задаваться дистанционно и дистанционно проверяться. Я считаю, что это, конечно, очень большой барьер, который требует создания информационной среды, скажем, всё это тоже логистически должно быть просчитано. Но он даёт свой эффект определённый, то есть постоянно держать, что называется, ребенка в определённой тональности, в определённой группе проработки. Поэтому здесь движение, может быть, к этому будет, но я бы хотела, чтобы это движение было совершенно целесообразным. 

Алексей Ходорыч:

Есть ли необходимость в каких-то ограничителях искусственных. Не секрет, что в школах, по крайней мере, у учеников младших классов забирают смартфоны, и правильно делают, учителя. Быть может, стоит так относиться и к информатизации, что, допустим, младшие классы до пятого класса ни-ни, потому что у них и так этого хватает дома. Потом уже со старшими классами понемногу, понемногу. Или это ход плохой, потому что уж лучше младшеклассников обучать каким-то навыкам, чем вообще туда их не пускать?

Людмила Бокова:

В принципе, я считаю, что на уроке индивидуальному гаджету, который нужен для того, чтобы сделать какие-то звонки или полазить в интернете, в принципе, места нет. То есть он никакой роли не играет. Более того, это по санитарным требованиям это тоже вредно. То есть есть определённые правила, которые необходимы. То есть время провождения или нахождение ребёнка в окружении информационной техники, оно тоже дозируется. Нужно всё-таки прислушиваться к этому и соблюдать, потому что это растущий организм, всё равно мы так или иначе фиксируем, что дети на сегодняшний день и зрение достаточно плоховато, и осанка, и все вот эти сопутствующее вещи, они немаловажны для растущего организма. Поэтому лучше соблюдать эти правила. 

Алексей Ходорыч:

Я даже скорее не про гаджет, а, допустим, второклассник, я уже фантазирую, на уроке ему выдают планшет, куда-то он тоже подключается, то есть в школе его поневоле всё равно втягивают в эту среду. 

Людмила Бокова:

Безусловно, да, многие школы идут по этому пути, но опять же, нужно школе ответить на один главный вопрос. Для какой цели это вырабатывается, то есть какую цель преследует, и какие результаты они получают. То есть здесь должна быть чётко выработанная методология, которая вырабатывается и психологами, и учёными совместно с педагогами, которые определённый результат от этого получают. То есть даже беседуя с учителями, на мой вопрос, какой результат вы получаете в итоге, да вот, лучше стали ЕГЭ сдавать. Я говорю: ну, вряд ли, наверное, лучше, наверное, больше родители занимаются индивидуально с репетитором и получают определённый результат, чем вот эта вещь. Поэтому здесь очень нужно отвечать последовательно на этот вопрос. Да, визуализация может быть, но с другой стороны, здесь нужно правильно отвечать на вопрос, что лучше, каллиграфический почерк для ребёнка или всё-таки умение обращаться с планшетом, это тоже важно. 

Алексей Ходорыч:

У нас осталась уже 2 минуты, у меня очень важный вопрос ещё остался. Как-то будет решаться определённое противоречие в связи с ВКонтакте. Ведь там по правилам ВКонтакте можно регистрироваться с 12 лет, и все дети просто пишут, может быть, это никакое не нарушение, но тогда стоит как-то это всё увязать. А то получается, с самого начала дети привыкают обманывать, чтобы получить аккаунт ВКонтакте. 

Людмила Бокова:

На самом деле, да, есть такая уловка, и не случайно, что у нас на сегодняшний день нужны какие-то такие подтверждающие моменты, которые могли бы обосновать, что действительно, соответствует возрасту. Не секрет, что у нас и сайты есть по продаже алкогольной продукции, где запрашивают, и фильмы, кинотеатры запрашивают всё-таки возраст, но весьма условно мы нажимаем на него и подтверждаем его. Здесь, конечно, об этом нужно говорить, я считаю, что эта плоскость всё-таки в рамках семейного обсуждения и недопущение как раз такого процесса. 

Алексей Ходорыч:

Спасибо вам огромное, сейчас вы ещё сможете сказать последнее слово в данной программе. Я ещё раз скажу про наши издания, если у вас нет в продаже в киосках, то лучше подписаться, тогда будут приходить надёжнее. Людмила Николаевна, скажите что-нибудь зрителям напоследок. 

Людмила Бокова:

Я думаю, что напоследок хотелось бы всем родителям пожелать, чтобы их дети радовали почаще. Чтобы их радости были не просто их достижениями, а такие, совместные радости, побольше общайтесь с детьми, побольше берите их за руку и просто идите на прогулки. В ходе этих прогулок и происходит такое тесное, более плотное общение. Поверьте, оно не заменит никакого гаджета в этой жизни. 

Алексей Ходорыч:

Спасибо огромное за очень интересную программу.