София Корзова:
Добрый день! Это программа «Мимонот», в студии София Корзова и Евгений Додолев, здравствуйте!
Евгений Додолев:
Добрый день!
София Корзова:
В гостях у нас сегодня музыкант, композитор и создатель...
Евгений Додолев:
Соня, почему не сказали «легендарный»?
София Корзова:
Я хотела сказать создатель легендарной группы. Легендарный создатель легендарной группы «Сталкер», Андрей Державин, здравствуйте!
Андрей Державин:
Здравствуйте! Спасибо Вам, никто меня так ещё не называл, слышать от такой красавицы...
София Корзова:
Приятно быть первой.
Евгений Додолев:
Всегда только культовый, культовый, легендарный вообще никогда. Андрей, мы в ночи буквально созванивались и, я так понимаю, что не смог ответить сразу, потому что был в Ленкоме на вечере, посвященном Абдулову. Ты же что-то делал.
Андрей Державин:
Да, вчера был день рождения.
Евгений Додолев:
65 было, по-моему.
Андрей Державин:
Собрался полный Ленком, и ощущение было потрясающее, ощущение было такое, что он всех позвал, Александр Гаврилович, все пришли к нему, удивительно совершенно.
София Корзова:
А Вы близко знали его?
Андрей Державин:
Да, Женя знает.
Евгений Додолев:
Он же вообще очень был с рок-музыкой связан, вообще, Ленком и Абдулов, Рок-Ателье нашего товарища, Криса Кельми.
Андрей Державин:
Да, конечно, он снимал картину, последняя его картина, одна из последних, «Лузер» называлась она, я туда писал музыку, к его фильму, вчера даже там фрагментик исполнил на этом концерте.
Евгений Додолев:
Вальс, по-моему.
Андрей Державин:
У нас есть, по-моему, этот фрагмент, мы можем.
Евгений Додолев:
Такие ребята..
Андрей Державин:
Ой, какая песня, я помню, когда первый раз её услышал.
Евгений Додолев:
Просто на разрыв.
Андрей Державин:
Просто я так завидовал, я с ума сходил, когда услышал.
Евгений Додолев:
А почему вот так, рубится, рубится, а потом хочется.
Андрей Державин:
Потому что мы, музыканты, очень ранимые люди, с тонкой душевной организацией. И видимо, поэтому получаются такие песни.
София Корзова:
Андрей, я не зря подчеркнула кроме того, что Вы легендарный, не зря подчеркнула, что создатель группы «Сталкер», и не подчеркнула, что клавишник или бывший клавишник группы «Машина времени». Давайте поговорим об этом, потому что мы знаем, что у Вас есть новости.
Евгений Додолев:
Просто несколько лет назад мы с Андреем беседовали на Москва-24, в прямом эфире программа была такая, «Правда 24». Это лет пять назад было. И Андрей говорил, что он собирается возвращаться к своему сольному проекту в полном объёме. То есть я так понимаю, что уход планировался ещё лет пять назад или отход.
Андрей Державин:
На самом деле, планировался не уход, не отход, а совмещение, у каждого из нас был сольный проект, у каждого из нас был сольный проект.
Евгений Додолев:
Кроме Валеры Ефремова, насколько я понимаю.
Андрей Державин:
Да, и есть сольные проекты, и как-то это всё успевалось, потому что так были выстроены графики, ещё директор было один, который контролировал все, Володя Сапунов, царство небесное. недавно он ушёл. А вот потом, когда графики стали пересекаться, стало трудно планировать, стало понятно, что надо заниматься этим вплотную. Да и время, наверное, пришло.
София Корзова:
А почему появилась такая идея, прямо скучали все эти годы безумно по «Сталкеру» или это, может быть, зрители, слушатели Ваши Вас прдтолкнули к этому?
Андрей Державин:
Идея такая, вообще-то она ниоткуда не появилось. Она сама собой пришла, потому что все годы, мы прекратили со «Сталкером» выступать в 90-е годы, и все последующие годы меня спрашивали, когда, когда, когда Вы продолжите, почему Вы ушли, почему ушли. Это хорошо то, что Вы делаете, но нам хочется услышать Вас. Она всегда, эта идея носилась в воздухе. Но я этим не занимался по понятным причинам, мне было интересно и в «Машина времени» и кино, и было много-много других проектов. А сейчас мы сделали концертную программу, возродили группу и ездим выступаем.
София Корзова:
А мы, это кто, это все старые участники группы?
Андрей Державин:
Нет, новые музыканты.
Евгений Додолев:
Только один из бывших соратников, это автор текстов.
Андрей Державин:
Все остальные живы, здоровы, слава богу, но живут по миру в разных. Серёжа Костров живёт в Москве, автор текстов.
Евгений Додолев:
Остальные просто разъехались.
Андрей Державин:
Конечно.
Евгений Додолев:
Я так правильно понимаю, что в составе «Машины» никогда не звучало ничего из репертуара?
Андрей Державин:
Ну, здравствуйте.
Евгений Додолев:
Звучало, да?
Андрей Державин:
Это было не специально. Были совершенно потрясающие концерты, где машинисты решили, чтобы я спел «Алису». Потому что часто было такое на концертах, когда приходили мои поклонницы и кричали: «Алису» давай. Дело даже не в этом, просто... Я помню концерты на Дворцовой площади в Питере, в Москве, в Тушино, где аудитория огромная, десятки тысяч человек, и мы поём эту «Алису». В общем, забавно.
Евгений Додолев:
А мы поем, кто подпевал. Кутиков?
Андрей Державин:
Я пою, все остальные на бэк вокале, конечно.
Евгений Додолев:
«Машина» на бэк вокале, думал ли когда-то.
Андрей Державин:
На самом деле, это было очень трогательно, потому что, это было очень трогательно. Я помню, откуда идея родилась. Мы были на дне рождения у нашего друга.
Евгений Додолев:
У кого?
Андрей Державин:
Не для эфира. Мы были на дне рождения у нашего друга, меня попросили что-нибудь спеть, я сёл за рояль, а там кроме рояля ничего не было. Я сёл за рояль и начал играть. Мне говорят: а ты можешь «Алису»? Конечно могу. Я запел. Но невозможно же её на рояле так играть, я заиграл такую лирическую мелодию, начал напевать. Андрюша подошёл ко мне, Макаревич, и говорит: слушай, какая красивая песня. Я говорю: кто бы сомневался. И вот он предложил её. Это, конечно, такая история была, немножко гротесковая, но, как говорят.
Евгений Додолев:
То есть Макаревич не знал этот материал «Сталкера»?
Андрей Державин:
Как не знал, знал, кто же его не знал, этот материал. Знал, конечно. А почему мы столько внимания этому уделяем? Было бы глупо, если бы «Машина времени» играла песни «Сталкера».
Евгений Додолев:
Просто подумал об этом.
Андрей Державин:
В «Машине» я пел одну песню свою, это была песня «Эти реки», вот и всё.
Евгений Додолев:
Она написана была уже...
Андрей Державин:
В «Машине» она была написана. Она была написана, не помню, году в 2004-м.
Евгений Додолев:
Потому что мы всё-таки понимаем, что это разные жанры, что «Сталкер» и «Машина времени». Моргулис. вот в этой студии сидя, определил жанр «Машины времени», как кантри.
Андрей Державин:
Кантри, ну, слушай, я сначала, во-первых, я хочу Вас попросить, если можно, не называйте меня больше великий и ужасный, как Вы начали с этих эпитетов.
София Корзова:
Больше не будем.
Андрей Державин:
Спасибо. И не надо вот этих слов, тяжёлый рок и прочее, прочее. Потому что, конечно, я думаю, что Женя с определением кантри перегнул, но и к тяжёлому року это тоже не имеет никакого отношения. Это отличная музыка, на самом деле, где-то рок, где-то популярная, где-то лирика. Вот в этом, наверное, и сила, когда можно объединить в себе те жанры, которые нравятся каждому. И в этом союзе получаются какие-то песни.
Евгений Додолев:
Но «Сталкер» всё-таки полегче по жанру, попопсовее?
Андрей Державин:
Самому с собой проще договориться.
Евгений Додолев:
Да, потому что всё-таки у Кутикова были такие вещи, рок-н-ролльные, и они есть по-прежнему.
Андрей Державин:
Но не тяжёлый рок. Тяжёлый рок, пожалуй...
Евгений Додолев:
Да нет, кого ты хотел удивить.
Андрей Державин:
Вот, я только хотел сказать, и ранние песни были тоже там, конечно, Джимми Хендрикс ослышался. Ну так кто же из нас не играл тяжёлый рок, понимаешь.
Евгений Додолев:
Были любимые песни «Машины времени» у музыканта «Сталкера», Андрея Державина.
Андрей Державин:
Конечно!
Какие?
Андрей Державин:
Это будет длинный список очень. Начиная со «Свечи», когда я услышал «Свечу», у меня просто взорвалось в голове всё, я не понимал, зачем дальше жить. Зачем мне дальше жить, если я не сочинил такую песню. Но впоследствии как-то я старался. Вообще со мной каждый раз такое происходило, когда я слышал у кого-то успех, успешную песню. Скажем, когда я слышал песню Антонова, у него выходило в год по песне, я был студентом ещё, школьником, я не помню, я думал: боже мой, ну как теперь жить, если есть такие, надо же скорее в Москву.
Евгений Додолев:
Там вот это всё.
Андрей Державин:
Чтобы начинать соревноваться, вот такое было, конечно. Это здорово.
Евгений Додолев:
А кто люди, которые приходят к Вам на концерты?
Андрей Державин:
Кто эти люди?
София Корзова:
Это те, кто.
Евгений Додолев:
Старые фанаты или..
София Корзова:
Или есть новые?
Андрей Державин:
Вот меня поразило, меня вот что поразило. Мы, в прошлом году уже была готова программа, мы уже сделали несколько афишных концертов. И были полные залы, и первое, что меня поразило, было очень приятно, на самом деле, то, что сидели в зале люди с глазами тех восемнадцатилетних, которыми они приходили к нам на первый концерт. Ведь прошло 24 года, может быть, даже больше. Сегодня у нас 18-й, последний концерт был, 22 года прошло, в 96-м году. И они повзрослели на эти 22 года, а глаза у них остались те же. И они хотели тех же эмоций. Зал был полный, они уже были с детьми, кто-то с внуками, понимаете. И они этого дождались. Вот когда мы заиграли, свет, звук, они были такие радостные, они подпевали, они знали все слова. Это было ужасно приятно. Это нас, конечно, окрылило, но программа была очень сырая, поэтому я потом всё это дело свернул и вот полгода мы репетировали.
София Корзова:
А у Вас нет желания свои старые песни как-то переделать и переписать. Как вообще относятся музыканты к своему творчеству.
Андрей Державин:
Ремиксы я не стал делать, я сделал знаете, что, я просто сделал, мы их переиграли, мы сделали рестайлинг очень мощный этим песням. То есть технически это долго объяснять, как это делается, но они звучат очень здорово.
София Корзова:
По-новому.
Андрей Державин:
Они звучат так, как их привыкли слышать, но записаны очень качественно. Записаны, исполняются на концерте очень качественно.
Евгений Додолев:
А, например, текстов у Вас нет, если так, положа руку на сердце, каких-нибудь текстов, про которые Вы думаете: ну, это конечно, был я очень молод, сейчас бы как-то иначе.
Андрей Державин:
Есть, безусловно, есть.
София Корзова:
А какие?
Андрей Державин:
Я эти песни стараюсь не петь.
София Корзова:
То есть их немного или много?
Андрей Державин:
Много. Знаете, как, есть у меня песни отличные, есть необычные, Вам никчему, есть у меня песни обычные, но безразличные мне одному.
София Корзова:
Но можно же написать новый репертуар, я так понимаю, Вы этим занимаетесь. Включаете ли Вы новый репертуар в свои программы, и собираетесь ли?
Андрей Державин:
Да. Недавно вышла песня, она опять грустная, но такая прямо, она прямо какая-то, родилась за 5 минут на стихи Саши Шаганова, можем завести, кстати. Но, с другой стороны, зачем грустные песни заводить. Кусочек маленький, «Если ты уйдёшь» она называется. «если ты уйдешь». Два года назад он мне принес стихи, и песня родилась за 5 минут сразу.
Евгений Додолев:
А знакомы Вы сколько?
Андрей Державин:
40 почти.
Евгений Додолев:
40 лет знакомы?
Андрей Державин:
Наверное, 40, нет, меньше, наврал. Мы познакомились с ним в 85-м году.
Евгений Додолев:
С кем-нибудь вообще из людей, с которыми в 80-х Андрей Державин познакомился, общаетесь, с музыкантами или уже..
Андрей Державин:
Да, со всеми.
Евгений Додолев:
Со всеми?
Андрей Державин:
Со всеми. Остаются рядом те, с кем поддерживаешь отношения.
Евгений Додолев:
Профессиональные или не обязательно?
Андрей Державин:
Необязательно, личные, человеческие просто. Те, кто исчез куда-то по разным обстоятельствам. Кто-то уехал, например, очень много уехали заграницу, кого-то уже нет, тут, естественно.. Бывает, встречаешь человека, 100 лет не видел, вроде, как и говорить не о чем. А если встретил и ощущение, что вчера виделись, значит родные души.
Евгений Додолев:
А вот насколько круг общения и рабочие моменты обсуждаются в семье? Вот молва гласит, что уход Маргулиса из «Машины времени» был в значительной степени продиктован дискуссиями, полемикой на эту тему с его женой. Он, правда, это отрицает. Андрей Державин со своей женой обсуждает вот такие вещи, я уйду из группы, я приду в группу.
Андрей Державин:
Слушай, меня сейчас больше занимает, там играет песня, мы поверх говорим. А как слушатели сразу и те, и другие слова разделяют.
София Корзова:
У нас талантливые слушатели.
Андрей Державин:
Да? Там реально идёт что-то. Вы смиксовали уже. Её и не было, да? Была? Хорошо.
Евгений Додолев:
Ты уходишь от ответа?
Андрей Державин:
В смысле?
София Корзова:
Таким оригинальным образом.
Андрей Державин:
Подожди, о чем ты меня спросил?
Евгений Додолев:
С женой обсуждаются такие движения карьерные, я создаю группу, я записываю альбом.
Андрей Державин:
Ну, конечно же.
Евгений Додолев:
Ну почему конечно?
Андрей Державин:
Но ты же это хотел услышать.
Евгений Додолев:
Нет, я хотел услышать правду. То есть жена реально, потому что Юрий Лоза в этой студии рассказывал, что у него жена, это просто фильтр на каждую новую работу, она каждую песню слушает.
Андрей Державин:
Бедная жена.
Евгений Додолев:
Ну, видимо, да, это не самая тяжёлая работа, хотя хорошо оплачиваемая. Так вот, в случае с семейством Державина.
Андрей Державин:
Я не думал никогда об этом.
Евгений Додолев:
То есть не обсуждается. Ты можешь взяться за что-нибудь, вообще не посвятив жену.
Андрей Державин:
Ну конечно, почему нет.
Евгений Додолев:
Потому что всех по-разному, мне просто интересно, как это происходит.
Андрей Державин:
Почему нет, естественно, почему нет, конечно.
София Корзова:
Но она живо интересуется Вашим творчеством, супруга?
Андрей Державин:
Бывает.
София Корзова:
Или она так наслушалась за свою жизнь.
Андрей Державин:
Мне кажется, что если прямо совсем-совсем погружаться и растворяться друг в друге, то как-то можно уже совсем раствориться.
Евгений Додолев:
Есть песни, посвящённые жене?
Андрей Державин:
Надо подумать. Помню точно, что когда я сватался к ней, это было, она ещё училась в 10-м, а я был на первом курсе института, а посватался я, когда она поступила, наверное. А в 10-м я у неё играл на выпускном вечере. Она такая красавица была, что просто, я не знаю, как увидел, сразу так и... Я сочинил какую-то песню в надежде, что когда я её исполню, то сердце её сразу растает, и она всё поймёт. Но я эту песню больше ни разу не пел, как Вы правильно сказали, есть песни, которые лучше больше не петь.
София Корзова:
Но сработало, раз она стала Вашей супругой или надо было ещё написать пару песен.
Андрей Державин:
Она у меня человек очень прямолинейный такой, в хорошем смысле. Она деликатно выслушала и сказала: но понравился ты мне совсем не этим.
Евгений Додолев:
Кстати, зачёт. Какого рода ты сочинитель? То есть ты как Градский ремесленник, ты говоришь: так, пятница, мне надо сделать материал. Или тебя осеняет, или ты вот такой, раз, ты услышал что-то в голове, сел и записал. Как ты сочиняешь?
Андрей Державин:
Я специально не умею, не люблю и не хочу, я не умею.
Евгений Додолев:
Вот сесть, по графику что-то сделать, без вдохновения.
Андрей Державин:
По-моему, ни один человек в мире так не может.
Евгений Додолев:
Александр Борисович говорит, что может.
Андрей Державин:
Интересно, хотя, да. В общем, мне было бы интересно пообщаться с тем человеком, который так может. Я бы хотел научиться этому. Но думаю, что всё-таки это невозможно, потому что бывали такие случаи, когда это приходит, например, в тот момент, когда рядом просто не то, что инструмента нет, а ты можешь находиться где-нибудь на высоте 10.000 м или, наоборот, и вот оно пришло. И тут очень важно, раньше я всегда носил с собой ручку, потому что надо было записать.
Евгений Додолев:
А записывал нотами?
Андрей Державин:
Конечно нотами, а как иначе?
Евгений Додолев:
Не знаю, Bee Gees просто напевали на диктофон, они просто нотную грамоту не знали.
Андрей Державин:
В каком году появились диктофоны?
Евгений Додолев:
А, ну да.
Андрей Державин:
Не было диктофонов ещё, ты забыл.
Евгений Додолев:
Да-да.
Андрей Державин:
Ты всё забыл. Ручками, конечно, ноты. Но потом появились вот эти прекрасные устройства, и можно быстренько намурлыкать. У меня был очень смешной случай очень. Я писал музыку к фильму какому-то, я не помню, и там такая была партитура, прямо оркестровая такая, я сплю, а когда находишься в этом процессе, когда кино, это вообще важнейшее из всех искусств, это такой процесс. Ну, что я Вам рассказываю, Вы всё знаете. И в общем мозг не отдыхает. Ты приходишь спать, а мозг продолжает играть, сочинять и всё такое прочее. И ночью мне снится такая музыка, абсолютно совершенная, чуть-ли не готовая симфония. Я всё понимаю, что ничего сложного нет, что здесь это так, а тут так, это тут, тут вот так. И в общем, дело за малым, но я также во сне помню, что надо записать, потому что если потом ведь можно так интерпретировать, а можно так, и ты никогда не найдёшь вот это, как формула. Я спокойно также понимаю, что вот пианино у меня рядом стоит, я спал в кабинете, потому что пришёл в 4 часа, по-моему, из студии. Я думаю, сейчас, ничего страшного, я встану и наиграю быстренько её. Слава богу, я играю в любом состоянии, я так, встав, включив диктофон, всё это быстренько наиграл, что-то намурлыкал с закрытыми глазами и лёг спать дальше. Утром я просыпаюсь, думаю, ой я же помню, ночью мне вот это снилось, сейчас я. Вы уже догадались. Когда я включил диктофон, боже милостивый, что я там услышал, что это было. Из чего я делаю вывод, что Наталья Бехтерева.
Евгений Додолев:
Да, была такая.
Андрей Державин:
Которая головной мозг. Там что-то происходит такое у нас, это никому неизвестно. То есть кажется, что это восхитительно, а на поверку.
София Корзова:
Андрей, я хотела из прошлого вернуться в будущее, то есть в настоящее.
Андрей Державин:
Давайте в будущее, точно.
София Корзова:
В будущее к концу программы ближе. Я вчера изучила информацию о Вас, гуглила, как это сейчас говорится, читала интервью и так далее. Почему-то не увидела, как известно, сейчас музыканты продвигают тебя через интернет, через Youtube во многом, через социальные сети. И у Вас почему-то я не увидела ни одного какого-то нового клипа.
Андрей Державин:
Вот и хорошо.
София Корзова:
Это Вы ничего не планируете?
Андрей Державин:
Это то, чем я занимался предыдущий год или полгода, сработало. Я чистил всё это, потому что когда я первый раз зашёл, я зашёл в интернет, я в него не заходил по собственному поводу. 18 лет играю в «Машине времени», но как-то я думаю, какая-то жизнь там происходит, и происходит по поводу меня, люди что-то сами делают. Но вот за эти 18 лет там, конечно, был жуткий беспорядок, и нужно было хоть как-то очистить какие-то авторские права, где-то навести порядок какой-то. Мы его навели и сейчас начинаем, наконец, давать официальный контент, который мы понимаем, что да, это моя песня, я её сочинил или это наш клип, мы его сняли, что есть у нас на это права и так далее. Правда есть деятели, с которыми сложно бороться, они живут по всему миру. Они заявляют это в других странах, что это их контент, что они всё это написали, вывешивают, продают это на площадках электронных, iTunes и всё прочих, с ними сложно. Потому что iTunes не понимает, кто из нас двоих прав. А судиться на территории какой страны? Это меня тоже занимает, я думаю, в ближайшее время этим заняться.
София Корзова:
Снять клип какой-то?
Андрей Державин:
Нет, зачем клип.
София Корзова:
Потому что я просто вчера зашла в поисковик, и там из Ваших клипов выпрыгивают старые ещё, где Вы более юный...
Андрей Державин:
Знаете, про клип история такая, конечно, клип нужен или видео какое-то нужно. Но я отделяю вот эту погоню за хайпом и то, что мне нравится делать. Меньше всего мне хочется ловить хайп. А хочется мне снять такое видео, которое мне самому бы нравилось. Но я не умею этого делать. Поэтому это должен делать кто-то, должен какой-то режиссер появиться, который услышит эту песню, скажет: вот слушай, вот здесь давай я сниму. И вот так только рождается это всё. А когда артисты сами пишут сценарии, я не знаю, или понимаете, когда актёры, например, в работу режиссёра вмешиваются, мне кажется, ничего хорошего не получается. Можно актёрское привнести туда что-то, какие-то реплики, предположим, импровизации. Поэтому я жду, когда это произойдёт своим чередом.
София Корзова:
То есть искать специально человека, который вдохновится Вашим творчеством.
Андрей Державин:
Соня, если Вы знаете хорошего клипмейкера.
София Корзова:
Я нет.
Андрей Державин:
Посоветуйте мне, пожалуйста. Женя, если ты знаешь, посоветуй. Это очень интересно, с удовольствием. И нас, кстати, сейчас слышат и видят. Если у кого-то есть желание, если есть энтузиазм, звоните, обращайтесь.
Евгений Додолев:
Я вот мог бы посоветовать, но я несколько раз так подрывался, посоветуешь, потом люди поссорятся, и ты с двух сторон получаешь от обоих.
Андрей Державин:
Себя?
Евгений Додолев:
Нет-нет, в том смысле, что есть люди, но я просто уже с какого-то момента решил, что никогда никого не буду сводить. Потому что потом оказываешься между двух огней, если люди не снюхались. Бывало, кстати, в биографии такое, что что-то, какое-то доброе дело сделал, а потом за это получил, нет?
Андрей Державин:
Очень часто. Вот не далее, как сейчас происходит.
Евгений Додолев:
А поподробнее.
София Корзова:
Интриги, расследования.
Евгений Додолев:
Скандалы.
Андрей Державин:
Неинтересно, бытовуха. Но я продолжаю делать всё равно. И знаешь, почему, потому что по отношению ко мне я вижу, люди делают столько хорошего, причём, я не прошу. Вот ты меня позвал в программу.
Евгений Додолев:
Ну да, это ты хорошее сделал, что пришёл.
Андрей Державин:
Вот понимаешь. Я был рад твоему приглашению. Это здорово, познакомились с Соней, тоже замечательно. Вот мне всё-таки кажется, что надо, добро победит, понимаешь, я так философски закончил. Поэтому я буду, я эти дела делаю, конечно же, но мне за какие-то достаётся. Вообще, умный человек сказал, что надо такие вещи делать молча, добро надо делать молча, ничего не ожидая взамен.
Евгений Додолев:
Кстати, Соня когда упомянула вот этот инструмент, гуглить, смотреть. Вот в Википедии ты представлен, в том числе, и как аранжировщик. То есть музыкант, певец, композитор. То есть про тебя, допустим, единственный из коллектива, о котором мы упоминали, ты упомянут, как аранжировщик. Почему, потому что ты этому действительно уделяешь много внимания или так как-то сложилось?
Андрей Державин:
Мне нравится, мне интересно этим заниматься.
Евгений Додолев:
То есть именно аранжировками заниматься.
Андрей Державин:
Конечно, мне интересно этим заниматься. Знаешь, аранжировка, такая вещь, мне кажется, она имеет что-то общее с постановкой спектакля. Песня, музыка, это идея, она появилась, и вот она, её можно сесть и сыграть. А дальше её надо сделать такой, чтобы она жила долго, чтобы она осталась, чтобы её можно было слушать и через 10 лет, и через 20, и спеть, сидя у костра, и исполнить в составе симфонического оркестра. Я сейчас не про свои песни говорю вообще. Примеров масса. Возьми, пожалуйста, вот этот, предположим, якобы феномен, когда в какие-то годы наши журналисты писали, ну вот, что это, все наши рокеры заиграли с симфоническими оркестрами. А вот песня Yesterday у битлов, это прямо классика для симфонического оркестра, она звучит восхитительно. Почему? Да ответ простой, потому что Джордж Мартин расписывал партитуру, очевидно, находясь.
Евгений Додолев:
Продюсер группы.
Андрей Державин:
Ну конечно, он имел консерваторское образование. То есть погрузившись, понятное дело, что он всю аранжировку не делал. Это моё мнение, но сегодня это уже достояние, потому что он написал книгу, где он рассказал о том, что он был co-writer, и это не секрет, конечно, потому что они молодые мальчишки, что они умели. Они могли только задорно играть, но конечно, очень талантливые, я сейчас не говорю, но, тем не менее. Вот это и есть то, чем интересно заниматься. Когда ты думал, что ты это сыграешь вот так, а тебе говорят: одно секундочку, смотрится, хорошо, если это сыграть вот так, потому что у Баха есть вот такие приёмы гармонические, которые мы можно позаимствовать. И кстати, не самое плохое заимствование, скажу я вам.
София Корзова:
У Баха? А Вы заимствуете у Баха? Серьёзно, в какой песне?
Андрей Державин:
Много раз, во многих. Я скажу, не надо прямо так воспринимать. Дело в том, что Бах - это человек, который, я не знаю, не хочу никаких давать оценок, ясно, кто это. Но это человек, который непревзойдённый мастер гармонии, вообще, основатель гармонии не могу подобрать эпитета. Его трёхголосные вот эти произведения, трехголосные произведения, это вообще основа гармонии. Потому что попробуйте на 3 нотах подержать в напряжении 3 минуты зрительный зал. Это невозможно, они должны перемещаться, это высшая математика, они должны перемещаться в таких последовательностях, чтобы Ваше ухо радовалось. Как только оно перестанет радоваться, Вы встанете и уйдёте. Понимаете, или Вы, чтобы Вы испытывали эмоции, вот это называется гармония. И Бах, всю гармонию изучают по Баху, ну, не только, но в основном. И когда вот это, а что такое три голоса. Аналогию проведём с рок группой. Возьмём группу, например, Led Zeppelin, каким составом она играла?
Евгений Додолев:
Джимми Пейдж, Роберт Плант, барабанщик.
Андрей Державин:
Секундочку, барабанщик, совершенно верно. Итак, перечисляем инструменты.
Евгений Додолев:
Гитара, бас.
Андрей Державин:
И?
Евгений Додолев:
Ударные.
Андрей Державин:
И?
Евгений Додолев:
И клавиши, нет?
Андрей Державин:
И голос.
Евгений Додолев:
А, клавиш не было, да.
Андрей Державин:
Ударные, это ударные и голос. Сколько голосов мы имеем?
Евгений Додолев:
Ну, три.
Андрей Державин:
Вот и всё.
София Корзова:
О как, к какому выводу мы пришли.
Андрей Державин:
Вот откуда, и если послушать внимательно, то очень много. Да, ещё очень важный момент, эти ребята, они знали ноты, как минимум, я сейчас не про Led Zeppelin говорю, а много музыкантов у меня, например, друзей есть, которые играют в великолепных группах за границей. Они, как минимум, знают, они учились этому, поэтому они применяют это в музыке. Я возвращаюсь к Вашему вопросу, что конечно, почему бы это, но заимствуются какие-то голосоведения, какие-то секвенции, это нормально.
Евгений Додолев:
Кстати, очень интересный вопрос насчёт Led Zeppelin, я о чем подумал.
Андрей Державин:
Возьми на вооружение, придут к тебе рокеры, а ты спроси, в чем секрет Led Zeppelin.
Евгений Додолев:
Помню дискуссию где-то с середины 80-х, когда Nautilus Pompilius появился. И один известный в ту пору критик, он сказал, что вообще, когда есть клавишные, это уже не рок-музыка, это уже кабак. Я к чему подвожу.
Андрей Державин:
Можно его сейчас, притянуть эту фразу за уши к тому, о чем говорили мы. Вот это просто такая уже фраза, когда...
Евгений Додолев:
Но действительно, твой основной инструмент, клавиши, он прибавляет немножечко такой попсовости и жёсткость снимает у любого.
Андрей Державин:
Смотря на чем играть. Если там включить звук, например, органа, то я думаю, он придаст не попсовости, а какой-то.
Евгений Додолев:
Готики.
Андрей Державин:
Готики, да, какой-то основательности. Если туда включить звук струнных, предположим, мы играли песни, которые симфонический оркестр записывал, на минуточку, Лондонский. Это надо было воспроизводить на клавишных инструментах, потому что других нет, на гитарах невозможно звук струнных воспроизвести. Вот и всё. Причем, там есть разные звуки. Но если включить баян, можно что-то народное.
Евгений Додолев:
Приходилось, кстати, общаться с предыдущим клавишником, Подгородецким, Вы знакомы с Подгородецким.
Андрей Державин:
Давно, давно знакомы, да. Мы в хороших отношениях, общаться в последнее время не приходилось, но я вижу, в Youtube часто где-то, по телевизору, мне очень нравится то, что делает Петя. Он очень, он ужасно талантливый человек, на самом деле, это передалось, видимо, генетически ему. Очень яркий и, наверное, не открою секрет, если скажу, что очень многие музыканты научились у него в своё время, черпали.
Евгений Додолев:
Что-нибудь позаимствовал из его техники?
Андрей Державин:
Конечно, почему нет. Я помню, какие-то были, помню себя в школе и помню какие-то песни, которые я слышал, как он играет и разбирал эти фрагменты. У Криса я много тоже, Рок-Ателье, когда вышла «Юнона и Авось», там столько музыки было потрясающей. Вообще, мне нравится всегда находить что-то удивительное и разбирать, как это устроено.
София Корзова:
А среди, например, современных музыкантов Вы находите что-то удивительное?
Андрей Державин:
Да.
София Корзова:
Что можете посоветовать?
Андрей Державин:
Меня недавно потрясла совершенно такая история. Дочка вдруг влюбилась в «Новых бременских», и там музыка. И вдруг Филипп Киркоров зазвучал у нас в доме с утра до вечера. Я очень хорошо отношусь к Филиппу, и там она прямо, и там колыбельная, и она звучит и звучит, звучит и звучит. Я говорю, так, мне стало интересно, я полез в интернет. А у нас с ней есть такая игра, я ей иногда аккомпанирую то, что ей нравится, она это напевает или там какие-то песенки с ней сочиняем. И тут я попробовал сыграть эту колыбельную, чтобы она спела, и понял, что на третьем такте сломался, на четвёртом. Мне стало очень интересно, потому что я играю всё, что слышу сразу и, в общем, кто-то говорит, что у меня абсолютный слух. Я полез в интернет, увидел, что написал это произведение ух, не соврать бы, по-моему, Артемьев, забыл, как стыдно. И дальше я сел его разбирать. Там серьёзное произведение. То есть если абстрагироваться от формы, от песни, то это просто может быть такое серьёзное симфоническое, очень интересная гармония, очень интересные ходы гармонические.
София Корзова:
Вот прямо что-то совсем из свежих музыкантов можете посоветовать, что Вам реально понравилось, что можно прямо слушать. Вот, например, Евгений Юрьевич какое-то время очень любил задавать вопрос про группу «Ленинград», это был такой камертон.
Евгений Додолев:
Да, после того, как в этой студии Толмацкий рассказал, что он в своё время отказался от группы, когда ему Шнур предлагал стать продюсером, он послушал, сказал перспективы вообще нет никакой, ненормативная лексика, на фиг. Я очень заинтересовался, у всех спрашиваю, что Ленинград, в чем феномен. Только ли в этой лексике, или там что-то есть действительно.
Андрей Державин:
Я думаю, что феномен многих артистов, он основывается не только на умении играть или петь.
Евгений Додолев:
На личности.
Андрей Державин:
Это харизма. Если есть харизма, то это уже хорошо. А дальше, если ещё уметь играть и петь, то ещё лучше. Я думаю, что Сергей, он безусловно, очень талантливый человек, и не надо судить только по тому, что у него в песнях есть ненормативная лексика. И харизмы у него как раз хоть отбавляй, на мой взгляд, он очень иронично к себе относится, насколько я понимаю, это тоже большой плюс, на мой взгляд.
София Корзова:
А вот, например, песня «Экспонат», которая взорвала интернет пару лет тому назад, там же нет ни Шнура в клипе, ни его голос не звучит, причём тут харизма.
Андрей Державин:
А что за песня?
София Корзова:
Экспонат, на лабутенах.
Андрей Державин:
Напойте, пожалуйста.
София Корзова:
Я не могу, нет, там есть нецензурная лексика, я не могу это повторить.
Евгений Додолев:
На лабутенах нах и в восхитительных штанах, вот эта.
София Корзова:
На лабутенах нах...
Андрей Державин:
А куплет какой?
София Корзова:
Вы не слышали эту песню?
Андрей Державин:
Но так, пару раз где-то краем. Ну что, и вопрос в чем.
София Корзова:
В том, что в этом клипе, там было 15 млн. просмотров.
Евгений Додолев:
Там нет самого Шнура, вообще нет.
Андрей Державин:
И что?
Евгений Додолев:
Тезис у Сони, что не за счет харизмы. Я считаю, что...
Андрей Державин:
Так нет, это немножко другое, мне кажется, извини, что я тебя перебил. Мне кажется, это тот случай, когда ведь можно снимать видео без артиста. Есть много видео, где нет артиста.
София Корзова:
Но там даже голос его не звучит, там девчонки поют.
Андрей Державин:
Кто поёт?
София Корзова:
Девушка.
Андрей Державин:
Какая?
София Корзова:
У него последние лет 10 или сколько, он берет, он не поёт сам практически, он берет вокалисток приглашённых.
Андрей Державин:
Интересная мысль, надо подумать.
Евгений Додолев:
То есть Державин не следит за творчеством.
Андрей Державин:
У меня есть столько песен хороших, надо подумать, какая интересная мысль.
Евгений Додолев:
А кстати, если бы был, я сам вообще не люблю такие вопросы, часто журналистские, но сейчас задам. Если бы была возможность композитору, сочинителю Державину для своих песен выбрать любого исполнителя из ныне живущих, вот не ограничиваясь Российской Федерацией.
Андрей Державин:
У меня были такие возможности. Но они, правда, были в основном с музыкой связанные, когда я инструментально писал. Я приглашал тех артистов, которые мне нравятся, они играли, здорово получалось. Если про певцов говорить, не знаю.
Евгений Додолев:
Кого бы, если мог бы любого подрядить.
Андрей Державин:
Женю Маргулиса.
Евгений Додолев:
Как вокалиста?
Андрей Державин:
Да, я поясню, давайте я расскажу Вам эту историю.
Да, пожалуйста.
Андрей Державин:
Когда я делал музыку к мультику «Приключения Хомы», «Удивительные приключения Хомы», там нужна была песенка. И эту песенку написал стихи Саша Меламуд, я написал на неё музыку. И получилась восхитительная песенка друзей:
Ярко светит солнце, и земля согрета
Бабочки летают, всё цветёт вокруг.
Я пою об этом, потому что лето,
Потому что рядом друг!
Мультфильм для детей от 4 до 6, отличная песня, там слова восхитительные. И кому-то надо её петь. Но сам я не хотел, потому что сам написал, сам спел, как-то мне нескромно, мне показалось. Я думаю, кого бы позвать. И вспомнил, что Моргулис в соседнем переулке и позвонил, говорю: Женька, приходи ко мне сейчас, я тут в студии песенку для мультика записываю. Что за песенка? Говорю: да вот, хомячка и суслика. Он говорит: ох. Я говорю: будешь петь партию суслика, во-первых, вы похожи. И он пришёл и спел. Это замечательно совершенно было, и Катя Семёнова тогда спела. Вот это огромное удовольствие, когда можно позвонить людям, которые действительно. А Катя, она очень много спела для детских мультфильмов и не только. Потрясающая получилась песня, она у нас сейчас такая, закрытая поздравительная песня на всех днях рождения. То есть мы выходим и вместо «Шанхай блюза» мы вот это. Потрясающе, она очень ироничная, очень хорошие слова. Такие, со смыслом и с хорошим чувством юмора.
Евгений Додолев:
Я кстати, по какой-то ассоциации вспомнил, что когда-то мне попадалась в ленте музыкальных новостей твоя работа с Кутиковым, вдвоём что-то делали, отдельно совершенно от коллектива, было такое, я не путаю ничего.
Андрей Державин:
Это было в конце восьмидесятых, мы познакомились с «Машиной времени», находясь на гастролях. Мы гуляли со «Сталкером» в городе Екатеринбург мы пересеклись, и там Саша Кутиков тоже, естественно, «Машина времени», Сашка, и мы выпивали, как-то общались очень много, это было замечательное время. И он пригласил нас в Москву. «Сталкер», говорит, приезжайте, запишете что-то новое у меня в студии. Когда мы приехали, что-то мы стали делать, а параллельно он делал свой альбом. И вот он меня как раз позвал, как аранжировщика, потому что ему надо было как-то всё это, у него были какие-то мелодии, стихи писали, он сочинял музыку, ему надо было как-то всё это собрать в такую кристаллическую решётку, чтобы это играло, говоря простым словом или, как сейчас говорят, штырило.
Евгений Додолев:
Но мне кажется, что это какие-то были у Вас совместные выступления в период существования группы «Машина времени» или я путаю, мне показалось, что когда-то, просматривая ленту новостей, я видел, что Кутиков, Державин.
Андрей Державин:
Нет, мы с Женей Маргулисом выступали совместно, у него были проекты.
Евгений Додолев:
В период работы в «Машине».
Андрей Державин:
Да, с оркестром Миши Разлевского, у него, да и вообще, часто с ним выступаю. Вот не далее, как вчера мы с ним Ленкоме пели, выступали на вечере памяти Саши Абдулова.
Евгений Додолев:
Когда встречаетесь с Евгением, то «Машина времени», это табуированная тема?
Андрей Державин:
Нет, почему.
Евгений Додолев:
Обсуждаете, да? А какие вообще есть табуированные темы, для будущего.
Андрей Державин:
С кем?
София Корзова:
Для будущей программы.
Андрей Державин:
Когда мы с Евгением Шулимовичем Маргулисом встречались.
Евгений Додолев:
Ну, например, с Маргулисом.
Андрей Державин:
Или с Сашей Кутиковым. Есть табуированные темы, они не табуированные, просто мы их никогда не затрагиваем, эти темы, я не знаю.
Евгений Додолев:
Есть какие-то вопросы..
Андрей Державин:
Общечеловеческие какие-то. Ты хотел, чтобы я пошутил, я хотел сказать, отношения с мужчинами. Но есть какие-то общечеловеческие темы, конечно, которые не стоит затрагивать, наверное. У всех хватает ума их не затрагивать, вот что.
Евгений Додолев:
Есть группа вопросов или какой-нибудь вопрос, который у журналистов не хватает ума, чтобы не задавать всё время. То есть есть вопросы, которые раздражают конкретно.
София Корзова:
Почему группа называется «Сталкер», например.
Андрей Державин:
Меня нет.
София Корзова:
Не раздражает?
Андрей Державин:
Меня вообще ничего не раздражает. Я больше, я не раздражаюсь, я, знаете, как, я скорее замыкаюсь, я не понимаю, о чем говорить, когда.. Вот недавно я давал интервью, я пришёл, и я вижу, как интервьюер, девушка молодая, очень симпатичная, она открыл статью про меня, прочитала из статьи первый вопрос. «Вот, Вы недавно собрали группу «Сталкер» и вот Вы», - и смотрит на меня. Я говорю: да.
София Корзова:
Ваш комментарий.
Андрей Державин:
И дальше она хочет, чтобы я ей пересказал содержание первого абзаца этой статьи. Я его помню. Но это же глупее нет, понимаете. И она совершенно, она только, что называется, обозначает какие-то темы и всё. То есть она не живое интервью, не поддерживает вот этот градус. Вот ты сегодня сколько раз обострял беседу. Ничего, что я на «ты».
Евгений Додолев:
А я чего, я разве обострил. Мне показалось, что я такой очень...
Андрей Державин:
А Соня как замечательно, она так деликатно очень, понимаешь, всё-таки не дала нам подраться.
София Корзова:
Спросила про плагиат. Желаем Вам всё-таки тогда интересных интервьюеров.
Андрей Державин:
Спасибо.
София Корзова:
И острых, и мягких и т.д.
Андрей Державин:
Я надеюсь, что так будет. По крайней мере, я стараюсь не ходить, куда попало, а у Вас замечательно.
София Корзова:
Спасибо Вам огромное, приходите обязательно к нам ещё.
Андрей Державин:
С удовольствием.
Евгений Додолев:
Мы прощаемся. В эфире у нас был культовый и легендарный.
София Корзова:
Великий и легендарный.
Андрей Державин:
Я просил Соню. 1:0 в твою пользу, надо было просить Вас двоих.
Евгений Додолев:
Музыкант Андрей Державин, эфир провели Софья Корзова и Евгений Додолев, спасибо, что были с нами.
Андрей Державин:
Спасибо Вам.
София Корзова:
Спасибо, до свидания!