{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Софья Троценко Российский арт-продюсер, основатель Центра современного искусства ВИНЗАВОД 18 мая 2018г.
О современном искусстве без купюр

Анна Воронина: Доброе утро, дорогие друзья! В эфире Mediametrics и это программа   PROдвижение с Анной Ворониной. Сегодня будем говорить про современное искусство, у меня  в гостях очень интересная, долгожданная  Софья Троценко -  президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод». Софья, доброе утро!

Софья Троценко: Доброе утро!

Воронина: В этом году Винзаводу 10 лет, я хотела спросить Вас молодую и успешную женщин, что вдохновляло и вдохновило на такой проект?

Троценко: Ну Вы знаете, как в большинстве проектов, которыми я занимаюсь, вдохновляет собственный опыт и желание сделать что0то лучше и Винзавод отмечал 10 лет в прошлом году, поэтому в этом году мы уже запускаем и реализуем наши новые проекты и новые направления.

Воронина: Что сейчас представляет собой Винзавод? Я помню, когда он начинался – это было откровением для российской аудитории, кто-то верил, кто-то не верил, но в любом случае это было что-то новое, то есть то, чего не было. Чем он стал сейчас?

Троценко: Да, вы знаете, с самого начала, когда мы планировали этот проект, основной миссией  его было -  поддержка и развитие современного искусства. Потому что 2007 и 2008 год, когда открылся центр, в общем представления о том что такое современное искусство в широком смысле не было, особенно не было представления о том есть ли российское современное искусство  и конечно нашей основной задачей было- объединить  всех активных участников, чтобы была возможность не только узкому кругу профессионалов  знакомиться с тем что такое современное искусство, но и познакомить с ним и широкую аудиторию. С моей точки зрения, по моему опыту, вот уже больше 10-ти лет работы в этом направлении, я понимаю, что в основном, все незнакомое вызывает отрицательные эмоции. В современном искусстве мы часто сталкиваемся с стереотипом, что современное искусство непонятно, поэтому оно нам не нравится. Ну а сегодня Винзавод, также  как и с самого начала представляет собой площадку за Курским вокзалом, это арт-кластер, который объединяет в себе самых активных участников, галерей,  студий, фотографов, художников, мастерские, дизайнеров, детские студии, выставочные залы, кафе и рестораны, а также вторым направлением, которым мы занимаемся на площадке и вне площадки – фонд поддержки современного искусства. Это наша основная институциональная деятельность по поддержки современного искусства, наши постоянные проекты по поддержки молодых талантливых фотографов, художников, дизайнеров.

Воронина: Вот сейчас спустя 10 лет появился ответ на вопрос- есть ли российское современное искусство? Понятно, что есть, то какое?

Троценко: Да, несомненно, у мня честно говоря, когда мы начинали проект сомнений в этом не было, но сегодня с уверенностью могу сказать, что конечно же да, просто самое важное это не искусство, не сами картины, не сами произведения, а те люди, которые создают. Сделав центр современного искусства Винзавод, дав возможность очень многим, у кого до этого не было возможности высказаться, ну потому, что мы понимаем, собственно говоря, где искусство может быть представлено в галереях и музеях, на разовых выставках, опять же на тех же площадках. В общем, мы постарались сделать все наши проекты таким образом, чтобы у начинающих людей через экспертизу, потому что не каждый может,  то есть система открыта, но все равно большинство проектов проходит через экспертные отборы и экспертные советы, потому что очень важно в системе современного искусства, когда нет четких критериев оценки, очень важно экспертное, профессиональное мнение. Мы сделали ряд проектов, которые, собственно, дают возможность начинающим людям показать себя, по сути, это место эксперимента то откуда начинаются проекты, потом профессионально двигаются и развиваются далее.

Воронина: Читала очень много про современное искусство, пока готовилась, если читаешь профессиональных критиков, людей которые этим занимаются, то понятно там одна атмосфера  среди населения нет до конца этого понимания  и конечно фильм 2х2  или 2+1 как он назывался, где молодой  человек рисует, он просто кидается краску на холст и у него получается картина  за несколько тысяч  евро и ему удается ее продать. То есть, на сегодняшний день современное искусство это все таки условно   божья искра, то есть срослось, получилось, нравится или  это направление, механика создания, каноны.

Троценко: Знаете, я с уверенностью могу сказать, что важно и то  и то другое, потому что произведение искусства начинает жить, когда оно автором,  конечно мы знаем  есть форм и перформовцы, медиа-искусство -  это искусство, которое можно вполне воспринимать, считается произведением еще в процессе создания. Ну,  в целом  конечно очень важны, талант и вся система искусства, которая позволяет зрителю, для кого собственно говоря произведения создаются,  знакомится и оценивать эти произведения искусства. Поэтому , несомненно от того как работает автор, где представлен его проекты, в каких коллекциях находятся его  произведения, в каких выставках он участвует, участвует ли он в аукционах, сформирована ли цена или формируется   ли она каким то образом, виден ли рост цены на работы этого автора, есть ли шанс у него каком-то видимом обозримом будущем попасть на музейные выставки или на международные выставки или арт-ярмарки, есть ли у него постоянный галерист, который постоянно с ним работает, есть ли круг коллекционеров. То есть от многих факторов от системе в искусстве зависит формирование цены и собственно говоря  возможность того или иного автора стать известным, но с моей точки зрения несомненно, сегодня в современном мире, когда очень много современных медиа и вообще система коммуникаций с аудиторией совсем по-другому выстраивается, а художникам быть активнее, занимать активную позицию, потому что сегодня, когда очень много всего происходит в интернете сложно стать известным, сложно начать какую-то свою профессиональную деятельность и начать продавать произведения своего искусства и делать свои выставки, если ты просто сидишь у себя в мастерской и никто о тебе не знает

Воронина: Наверное к Вам часто обращаются молодые художники с просьбой взять их картины в галерею, помочь как-то. Как Вы для себя отбираете и помогаете?

Троценко: Это кстати очень важный вопрос, потому что  с самого начала, когда мы только задумывали проект как арт-кластер, у нас не было задачи самим заниматься в таком объеме разными проектами в сфере искусства, но надо сказать, что мы по сей день точно не занимаемся продажами, то есть мы не продаем искусство сами, потому что для этого у нас на площадке присутствуют десять самых лучших галерей, которые работают  с современным искусством. Но, буквально в первый год работы центром мы стали получать отовсюду, на почту, к нам приходили, приносили работы разные художники и вопрос был всегда один и тот же – Я закончил творческий ВУЗ, что мне делать дальше? Ну собственно говоря вопрос понятен, он и по сей день становится общим и в целом, открытым. Потому что, то, что делаем мы с нашими проектами по поддержке молодых художников – этого недостаточно в масштабах страны, система должна немножечко работать по-другому. Когда мы уже это количество обращений перевалило за какой-то весомый объем, мы решили, что нам все таки нужно как-то включаться самим и использовать наши возможности, использовать ту экспертизу, которая на тот момент уже стала формироваться  и придумали проект Старт-  это всероссийский большой проект поддержки молодых художников, устроен он следующим образом, есть открытый портал куда может прислать заявку каждый художник, но единственное, там есть возрастные ограничения, то есть до 35 лет. Каждый год мы выбираем нового куратора, который осматривает работы вместе с экспертным советом  и художник отобранный  раз в месяц, полтора месяца получает  возможность сделать там выставку, то есть за 10 лет работы  проекта, в этом году проекту будет 10 лет, около 50-ти  художников начали свой профессиональный путь именно с проекта «Старт», то есть большинство молодых художников начали свое профессиональное движение  с проекта «Старт» потом они попадают и знакомятся с галереями и знакомятся на площадке «Винзавод», с галеристами, с критиками, с кураторами это в общем важная составная часть  этого проекта, потому что после того как художник получает возможность сделать проект, мы дальше занимаемся его профессиональным продвижением. По сути проект «Смарт» является профессиональным лифтом для молодых начинающих художников.  Большинство художников таких как АсланГайсумов, Женя Антуфьев, Таня Ахметгалиева, Иван Горшков, то есть  те молодые художники их уже можно назвать вполне состоявшимися, они начинали  и делали свой  первый проект именно на «Старте».

Воронина: Вопросы которые я собирала до эфира, спрашивали коллеги, знакомые. Можно ли вообще прожить молодому художнику, сможет ли он заработать своими картинами в современном мире или только единицам везет?

Троценко: В современном мире наверное да, в России немного сложнее, признать, что у нас несомненно  не сформирован арт-рынок и это достаточно сложно, но  сегодняшняя система мировая она позволяет художнику развиваться достаточно активно, потому что есть очень разветвленная международная система грантов, таких возможностей как Artresidences, когда художник может получить грант и поехать в международную резиденцию учиться или получать там возможность на несколько месяцев или год в мастерской бесплатно, там же погружается  в профессиональное сообщество, знакомится с кураторами, ведь в общем и целом  в современном мире, для того что бы развиваться в этой сфере очень что ты делаешь, но не менее важно в какой среде ты находишься, то есть удается тебе или не удается попасть  в профессиональную среду, поэтому для художника точно есть возможности развиваться, ну а дальше уже зависит наверное от случая, от его виденья коммуникативных способностей  и виденья развития себя и своего  профессионального потенциала, потому что нужно знакомиться, несомненно нужно знакомится с кураторами искать свою галерею и активно заниматься своим творчеством.

Воронина: Несколько лет назад, я участвовала в одной выставке  в качестве пиарщика  и для меня было откровением, то что для организации выставки настолько важны мелкие детали, вплоть до того как картины будут висеть на стене, то есть в каком порядке для того чтобы когда человек заходил в галерею у него складывалось…

Троценко: Комплексное представление да, о проекте.

Воронина: О том как это выглядит, то есть, настолько важны эти детали?

Троценко: Да, несомненно! Здесь очень важна роль куратора, собственно говоря что представляет из себя художественно-выставочная деятельность, это сам автори его произведения, которые представляют некое высказывание художественное, а дальше у нас с другой стороны зритель и вот для того чтобы донести некое высказывание, которое хочет сделать автор или сделал или то что представляют его работы до зрителя существуют еще ряд участников процесса, чья роль здесь не менее важна, это  то где представляется собственно говоря площадка, то кто представляет, это роль куратора, часто важную роль играет по адаптации высказывания художника, это кураторский текст, это осмысление и перевод на более понятный язык  и конечно очень важна роль критика  или в более понятном формате журналиста и несомненно менеджера – это человек который занимается, как ….

Воронина: Как продюсер.

Троценко:Как многим кажется неважной работой в искусстве, то есть искусство не сделано, оно живет само по себе, но нет, роль арт-менеджера  не менее важна, потому что как вы правильно сказали это конечно же продюсер, который должен понимать очень многие факторы, где? Когда показывать? Кому? Как работать с аудиторией? И вот эти три профессии они являются важной составляющей  в искусстве, но к сожалению у нас, я же недавно там два года являюсь руководителем школы дизайна РАНХиГС  и у нас есть магистратура, которая называется арт-бизнес и арт-менеджмент и мне очень важно и интересно этим заниматься образованием в сфере культуры, потому что на самом деле  у нас по-прежнему, прекрасное художественное образование академическое, но оно осталось во многом в XX веке, конечно сегодня очень многие процессы происходят, они происходят по-другому, в том числе и с художественной составляющей, то есть масс-технологии новых форм, представление работы в искусстве, новые медиа, конечно с этим всем нужно знакомить людей, которые хотят учиться и работать как художники, но очень много профессий как мы  с Вами сейчас назвали как: арт-менеджер, арт-критик, арт-куратор. Их к сожалению по-прежнему нет как профессиональной составляющей, то есть это те профессии которые формируются в процессе получения опыта, в не очень большом количестве у нас , поэтому очень важно пересмотреть с моей точки зрения систему образования в том числе, потому что любая отрасль может заниматься если в ней появляются профессионалы, а образование является несомненно важнейшим фундаментом в этом процессе.

Воронина: А если посмотрим с другой стороны, то есть многие стали интересоваться искусством с точки зрения  инвестиций, читала интервью арт- байера  Рыбакова - известного коллекционера и он рассказывал что цена картины складывается из того что говорят о картине, вот вы сказали  про нее, что она может быть  поддельная- цена упала в два раза, неудачно была продана картина- опять цена упала. Что искусство настолько это большая надстройка, для того чтобы имела высокую стоимость эта картина, это и легенда.  Вот начинающим коллекционерам как разобраться   и художников много и галерей много, чтобы не ошибиться и собрать свою коллекцию, чтоб там действительно была с инвестиционной точки зрения как портфель привлекательный и росла?

Троценко: В первую очередь нужно определиться какой период в искусстве вы хотите коллекционировать, потому что если вы планируете коллекционировать  искусство до середины, конца ХХ века, то здесь конечно, несомненно есть  определенные абсолютно четко сформированные критерии, есть система оценки, если у вас есть вопросы подделка это или  нет, то есть система оценки, в том числе химический анализ  произведения, есть мастерские , которые это делают, и поэтому здесь наверное можно сказать немного проще. А то, что касается современного искусства я уже говорила, здесь меньше установленных критериев оценки и для начинающего коллекционера я могу дать пару советов. Важно понимать  у кого вы планируете покупать произведение искусства, конечно несомненно лучше это делать в галереях, потому что галерея -это некий уже  грант качества, есть галереи, которые уже работают с молодыми художниками и тут конечно, несомненно будут риски  и цена произведения в момент вашей покупки она будет конечно ниже, то есть здесь присутствует фактор такой небольшой игры, вы можете угадать если художник и галерея будут его развивать  и художник будет развиваться,  и  стоимость этого произведения буквально через три года, если они правильно выстроят политику развития  может повысится   в несколько раз, а можете не угадать, но есть галереи которые  работают уже с состоявшимися авторами, чьи работы вы можете видеть на международных выставках,  на международных аукционах и здесь также цена  легко подтверждается  поэтому мне кажется важно определиться  с периодом в искусстве  и дальше уже  несомненно  если вы планируете покупать искусство как инвестицию то важно погрузиться в процесс  и изучать кто, что и где  и от кого вы планируете приобретать.

Воронина: У нас к сожалению заканчивается время так быстро, не могу не спросить потому что совсем недавно фонд поддержи современного искусства «Винзавод» передал в дар Третьяковской галерее большое собрание работ «Прощание с вечной молодостью», ну по сути это впервые, что государственная галерея получила такое большое собрание современных художников.

Троценко: Новейшего искусства.

Воронина: Хотелось спросить, кто послужил инициатором этой идеи  и как принималось такое ответственное решение ?

Троценко: Да, но это была большая работа, потому что как мы уже говорили, прошлый год был юбилейный и мы в рамках юбилейного года делали серию выставок  художников российских, которая называлась – «Прощание с вечной молодостью», основная задача была сформировать картину  того что сегодня происходит в современном искусстве и показать, что современное российское искусство  вполне достойно занять место на международной арт-сцене и попрощаться с вечной молодостью, потому что мы все до сих пор считаем, что современное искусство в России только начинается и по-прежнему молодо. И эта работа была сделана большим количеством кураторов  и экспертов, которые предварительно мы опрашивали и сформировали список из десяти художников, которые могут уже считаться самостоятельными, начали работать и их основной период был – период десятилетия, когда начинался «Винзавод»  и за эти десять лет они также состоялись уже как полноценные люди, которые  займут  место в истории российского искусства  и Третьяковская галерея просто оценила и предложила нам и сказала, что им очень интересен результаты этой работы  и они предложили нам сделать этот дар, потому что к сожалению последние десять наверное  лет в коллекции Третьяковской галереи был немного упущен период современного искусства, потому что  мы понимаем, что Третьяковская галерея  начиналась исторически как место, человек, который ее создал, собирал современное искусство, вот и сегодня мне кажется, что Зельфира Исмаиловна  являясь человеком, который формирует музейные тренды в России, мне очень нравится, что она занимает такую активную позицию, несомненно  она в искусстве хорошо разбирается  и понимает, что этот период важно восполнить.

Воронина: И конечно, не могу не спросить, что ждет нас простых людей, которые ходят в музеи на «Винзаводе», чего нам ждать, каких выставок?

Троценко: У нас планируется очень активная программа  8 июня мы открываем новый большой проект, который мы запустили  после юбилейного года, наш стратегический проект  «Винзавод Open», которые объединит все самые активные инициативы  по современному образованию в сфере культуры это все школы будут представлять свои отчетные проекты, такие как школа «Родченко», институт База, британская школа - блоки современного искусства и дизайна, вот, поэтому будем ждать и большое количество современного искусства.

Воронина: Это все планы на лето?

Троценко: Да, пока могу анонсировать лето.

Воронина: Роскошно, Софья,спасибо большое за интересный разговор, спасибо, что согласились прийти! Будем следить, ходить на «Винзавод» смотреть выставки и следить за вашими успехами.

Троценко: Спасибо большое!

Воронина: Дорогие друзья, с вами мы прощаемся, всего доброго, до свидания!