Сергей Копылов:
Добрый день в эфире радио Mediametrics, программа «Отсебятина», я, Сергей Копылов. У меня в гостях Андрей Мельниченко, генеральный директор «Объединенные фермеры». Андрей, добрый день!
Андрей Мельниченко:
Добрый день, Сергей!
Сергей Копылов:
Мы с Вами списались по Фейсбуку, мне очень интересна Ваша тематика, я уверен, что у каждого хоть раз или у многих хоть раз возникает мысль: а ну его к Аллаху, хочу стать фермером, хочу заниматься хозяйством. Например, у меня даже коллега есть, которая в свободное от работы время вместе со своей родственницей держит небольшую ферму. Периодически она нас угощает всякими вкусняшками. Например, я впервые в жизни распробовал, что такое гусиные яйца. Я раньше даже и не видит, а тут увидел, оказывается, из одного яйца можно сделать целую яичницу, на целую сковородку, и получается очень вкусно. Пока ещё, мне говорили, ты ещё страусиных не видел. Андрей, давайте так, Вы здесь не первый раз, Вас наверняка какая-то часть зрителей и слушателей видела, слышала, но начнём с истоков. Давайте я сейчас включаю дилетанта, а я действительно в этой части абсолютнейший дилетант, и давайте Вы продолжите фразу «хочу быть фермером». Что дальше происходит?
Андрей Мельниченко:
Да, Серёжа, спасибо, на самом деле, это ключевая фраза вообще во всём, что мы начинаем делать, надо хотеть, надо немножко захотеть и понять, зачем. И тут можно чуть-чуть исторический такой экскурс сделать, что у нас вообще происходит в нашей стране большой, и как, откуда это может идти. На самом деле, у нас достаточно много сельских поселений, не все живут в Москве. И у людей исторически так получилось, что мы и картошку сажали в своё время, этот этап мы все прошли.
Сергей Копылов:
Опыт есть у каждой семьи.
Андрей Мельниченко:
С животными в меньшей степени, тем не менее, у всех в деревнях бабушки были, они там и курочек, и корова у кого-то была, и козочки, и так далее, это всё таки больше домашнее подворье именно для себя. Это не совсем, наверное, фермерство. Фермерство чуть-чуть начинается, когда мы делаем чуть больше, чем для себя для того, чтобы поделиться, чтобы продать.
Сергей Копылов:
Да, безусловно, это уже выход хоть на какой-то, но на рынок.
Андрей Мельниченко:
Да, и здесь у нас опыта, страна пережила очень много интересного за последние 100 лет. Исторически сложилось так, что по состоянию на 10 лет назад, по сути, и сейчас эта ситуация, у нас большое количество крупных хозяйств, имеется ввиду такой большой бизнес, компании называть не будем, все они на слуху, они в телевизоре и т.д. Это крупные компании, которые обеспечивают нас основными видами продуктов. С одной стороны, это такой большой сегмент бизнеса, а с другой стороны, есть вот эти частные подворья домашние и, на самом деле, между ними при всём том хайпе, который сейчас есть, то есть тема на слуху, мы везде видим фермерские магазины, фермерские лавки, фермерские продукты в ресторанах. Но, на самом деле, производители именно в этом сегменте, их не так много. И что нужно сделать, какой первый шаг. Надо понять, что ты можешь делать, что у тебя, даже так: что ты можешь продать. И, к сожалению, вот эти модное слово «компетенции» или «навыки», они у многих людей разные. Я знаю очень много хозяйств, которые по уму выращивать, могут производить и капусту, и картошку, и при этом, когда они выстраивают всю цепочку, то есть и делают какую-то ферму, действительно, ферму, у них наконец-то появляется продукция, у них в этот момент начинается ужас, что с этим делать, как это продавать. И сюда, в цепочку вклиниваются посредники, которые скупают это с полей.
Сергей Копылов:
Да, я всё время читал и видел по телевизору, всё время какие-то посредники. Но посредники, наверное, не так уж и плохо.
Андрей Мельниченко:
Это неплохо, это тоже профессионалы, по сути, уже в продажах. Вопрос в том, насколько это прослеживается, то, что люди сделали и то, что к нам в результате приезжает, и что мы в результате получаем.
Сергей Копылов:
Смотрите, вопрос интересный, начиная от моей мамы, которой 88 лет недавно исполнилось, которая прошла, сама родом из деревни, и всё вот это, всю историю она мне рассказывала. Если начинать с истории, то неизбежно всё начиналось с коллективизации и раскулачивания. И стояли же, по тем временам если их назвать, крепкие фермерские хозяйства, которые потом насильно объединяли во что-то промышленное. Вот я беру пакет молока, пакет молока от какого-нибудь комбината, которые у нас на полках выставлены. Откуда я знаю, давайте так, давайте попробуем разрушать миф, буквально на секунду. Я беру молоко промышленное и беру молоко фермерское, они, в принципе, друг от друга отличаются?
Андрей Мельниченко:
Очень сильно.
Сергей Копылов:
Вот, давайте, рассказывайте.
Андрей Мельниченко:
Тут как раз мы опять прямо чуть-чуть, такая ситуация идёт от прилавка, от торговли. То есть когда идёт речь о больших объёмах, о том, что это продаётся в больших магазинах, в сетевых во всех. Идёт всегда речь о том, каким образом хранится, как долго это хранится, как долго это покупается. Поэтому, в принципе, крупные производители, они все действуют в рамках закона, они все действуют в рамках ГОСТов, норм, технических регламентов, но это совершенно разные продукты. Продукты, которые произведены по-домашнему и те, которые мы видим в магазинах. Почему, потому что не так давно, на той неделе как раз молоко с одной из фирм, которое я просто забыл в пятницу, оно к понедельнику превратилось, по сути, в творог. Ничего с ним не происходило, оно естественным образом.
Сергей Копылов:
Ну, так это хорошее молоко.
Андрей Мельниченко:
Это хорошее молоко, а то молоко, которое пастеризованное, не важно, оно сделано из молока живых коров или из сухого молока, оно неплохое, но оно другое. Это совершенно разные продукты. В этом тоже ничего страшного нет, просто это другой продукт. По сути, мы говорим, можно даже сказать, что это продукт.
Сергей Копылов:
Это суррогат молока.
Андрей Мельниченко:
Продукт, напоминающий.
Сергей Копылов:
Напоминающий молоко.
Андрей Мельниченко:
И тут очень много можно из интересного, что бы мне, например, хотелось бы рассказать и чем поделиться в этой всей тематике. Давайте возьмём любую маленькую европейскую страну. Они, по сути, по сравнению с нами, с Россией, они все маленькие. Почему там это таким образом развито, почему много продуктов хороших, почему нам так нравится щекотать себе рецепторы, когда мы там отдыхаем или находимся в командировке. Потому что расстояния небольшие, исторически вот это все хозяйства, они уже развились, они умеют торговать и вот это логистическое плечо между местным производством, фермой и магазином или рестораном, как правило, 100 км, до 100 км. Самые длинные расстояния во Франции, например, как в большой стране или в Германии это 200-300 км. Поэтому все продукты, по сути, свежие, все производится где-то. И крупные интеграторы, как магазины, так и комбинаты, они имеют возможность закупать это чуть ли не каждый день и привозить. В принципе, у нас такая возможность тоже в нашей стране есть, и я в это верю, я так считаю. Просто эти моменты, связанные с перевозками, связанные с большими расстояниями, они усложняют всю эту ситуацию. Люди, в принципе, готовы производить, люди, в принципе, готовы работать у себя дома, имеется в виду на своей земле и т.д. Вопрос вот сейчас, когда мы заходим в магазин, по большому счёту, выбора, вопрос выбора. Раньше было выбора не было, и мы брали когда-то давно. Сейчас выбор есть, но выбор очень большой. И когда мы, допустим, к примеру, выбираем компьютер или выбираем автомобиль, мы советуемся с теми, кто в этом что-то понимает, как правило, или даже мы говорим про медицину, про лекарства. Мы же не приходим, сами не покупаем, хотя выбор большой на полке. При этом всё, что касается продуктов, мы, по сути, как исследователи, каждый раз заходим и начинаем смотреть, что нам выбрать. У нас нет, по сути, вот этого селекта. По сути, надо обращаться, мне кажется, к профессионалам в области выбора продукта.
Сергей Копылов:
Подождите, по поводу выбора, смотрите, например, у меня сейчас устойчивая такая уверенность внутри, я же вижу, что фермерская продукция всегда гораздо дороже, чем продукция, я понимаю, почему это происходит. Потому что более дешёвый продукт, это всегда другая технология, удешевление из-за массовости, всё идёт. Индивидуальный продукт, он всегда дороже. Или это всё-таки миф, что можно и фермерский продукт сделать сравнимым по цене. Вот как?
Андрей Мельниченко:
Скажу. Есть на этот вопрос ответ.
Сергей Копылов:
Или почему курица стоит так дорого, потому что денег просто хочется.
Андрей Мельниченко:
Тут и то, и другое. Я даже думаю, что пропорция может быть даже в сторону маркетинга больше в данной ситуации, потому что такого количества фермерских продуктов, которые нам предлагаются сейчас, на мой взгляд, их столько не производится всё-таки. То есть часть из них, это продукция, выпущенная на больших предприятиях какими-то отдельными партиями, либо это всё-таки уже не совсем...
Сергей Копылов:
Под этикеткой «фермерская продукция».
Андрей Мельниченко:
Из серии «произведено по заказу», понимаете. То есть, допустим, в общем-то, тоже в этом плохого нет, если это качественные продукты. Но безусловно, они стоят дороже. Это связано и с объёмами производства.
Сергей Копылов:
Но как же оно может быть качественное, извините, перебил. Как же оно может быть качественное, если выпускается на том же оборудовании, по той же технологии, только этикетка другая.
Андрей Мельниченко:
Есть нюансы, допустим, с какими-то вещами, связанными именно с производством уже готового продукта. Например, то же самое масло, или тортики, или сладости. Когда мы знаем эту историю с пальмой, это отдельная песня.
Сергей Копылов:
Это же ручное производство, не конвейерное. Его можно менять в 5 секунд.
Андрей Мельниченко:
Да, оно может быть ручным, но оно может быть, как с натуральным сливочным маслом, так и с пальмой, допустим. Если говорим просто про сливочное масло, я уже рассказывал, кстати, у нас здесь, на эфире. В принципе, килограмм сливочного масла, это в переработке порядка 20 л молока должно пройти. Если сейчас у фермеров принимают молоко в районе 20 руб. за килограмм, за литр, то это получается, что кг масло не может стоить дешевле 400 руб. Это только в цене закупа, это без цены переработки, электричества, зарплаты, налогов, доставки, упаковки и всего остального. Всё, что дешевле этой цены, это безусловно, каким-то образом разбодяженные какие-то продукты. И это, на самом деле, это большая проблема, потому что очень много продуктов делается по таким технологиям. Возвращаясь к вопросу, можно ли сделать на большом производстве что-то настоящее. Можно. Это отдельный технолог должен быть, всё, что касается колбасы, допустим, или масла, или сметаны, или таких продуктов, которые требует переработки. Если этим действительно предприятие заинтересованно в продвижении конкретного это этого продукта, он будет дороже, надо понимать, он будет дороже.
Сергей Копылов:
Конечно, будет дороже.
Андрей Мельниченко:
Но я вижу тенденцию к этому, что очень много производств выделяют отдельные линии, даже отдельные цеха небольшие, которые выпускают очень качественную, хорошую продукцию. Она не фермерская, но она качественная. Возвращаясь к фермерам, сейчас очень много, на самом деле, инноваций. Я вчера в новостях видел по Московскому региону о том, что формируются и интернет площадки для производителей со свободным доступом, где можно размещать свою продукцию для продажи, это во-первых. То есть это такой, хороший шаг, на самом деле, потому что не каждый фермер тот же самый может позволить сделать сайт, интернет-магазин.
Сергей Копылов:
Нет это безусловно.
Андрей Мельниченко:
Это совершенно ещё один кусок бизнеса такой. И вопрос доступности, куда войти и где разместится со своей продукцией, вот он, на самом деле, основной. Если есть возможность донести до нас с Вами, что можно купить за углом или где-то.
Сергей Копылов:
Получил полку в супермаркете, считай сбыт у тебя гарантирован.
Андрей Мельниченко:
Да, за счёт того, что людей много и, в принципе, мы можем себя либо побаловать, либо даже из интереса попробовать, а что это такое, пускай в 2 раза дороже, но интересно действительно, отличается вот эта прекрасная курочка.
Сергей Копылов:
Да, абсолютно.
Андрей Мельниченко:
Что касается яиц, кстати, в копилку.
Сергей Копылов:
Давайте.
Андрей Мельниченко:
Практически, на полках магазинов отсутствуют яйца так называемые оплодотворенные. Чем отличаются бабушкины яйца любые от не бабушкиных. По сути, это у животных, допустим, у птицы это те же самые критические дни, которые идут каждый день. Мы их видим в качестве яйца. Соответственно, если есть петушок, или гусик, или ещё что-то, индюк, то они оплодотворенные, они совершенно с другим набором химических микроэлементов. Они полезнее в разы. Вот эта продукция очень интересна, смело можно её брать, пробовать, там есть, за что переплачивать.
Сергей Копылов:
Очень хорошо, то есть когда я приду к бабушке, возьму яйца, я должен на нее посмотреть так: петух топтал?
Андрей Мельниченко:
Петух-то есть? Да, всё верно. И, в принципе, это очень интересная тематика по животным. Очень много интересного по картошке, допустим, много сейчас люди начали заниматься этим, потому что это интересно.
Сергей Копылов:
Картошка разительно отличается.
Андрей Мельниченко:
Очень.
Сергей Копылов:
А вот этот великий миф о том, что вся картошка у нас в основном китайская, это миф?
Андрей Мельниченко:
Я думаю, что тут ноги растут оттуда, что у нас селекция по самим растениям, она упущена в своё время была, очень много действительно завозили импортных семян, по большому счёту. И от этого, может быть, и китайские сорта могут быть. Ничего в этом страшного нет, там вопрос, сколько внесено...
Сергей Копылов:
Химии, таблица Менделеева.
Андрей Мельниченко:
Химии для того, чтобы ускориться, и это тоже те ужасы и страхи.
Сергей Копылов:
Тогда вопрос. По сравнению с фабричной, у нас фермерская картошка, она тоже с применением химии? Не бывает вообще без химии ничего. Или как?
Андрей Мельниченко:
Надо, скажем так, в землю надо что-то вносить, чтобы она дала. Чтобы она дала больше, там есть какие-то пределы, за которыми надо смотреть.
Сергей Копылов:
То есть по фильму «Марсианин» простым навозом не обойтись.
Андрей Мельниченко:
Нет, это будет здорово, но урожайность будет маленькая. То есть если у нас есть, если мы с Вами организовали своё фермерское хозяйство, мы можем донести до покупателя историю этого продукта, реальную, что вот оно растёт, приезжайте, посмотрите. Вот, мы посадили, приезжайте, посмотрите. И, кстати говоря, я думаю, что интернет технологии в скором времени будут активно использоваться. То есть мы к себе на ферму сейчас собираемся ставить просто прям эфир, чтобы люди понимали, что это действительно.
Сергей Копылов:
Слушайте, расскажите про свою ферму, давайте вот теперь к конкретике переходим. Давайте сначала о продукции, потом буду Вас пытать, где Вашу продукцию купить.
Андрей Мельниченко:
Спасибо. На самом деле, что сейчас происходит. Мы сейчас, так получилось, мы название выбирали, в своё время ехали в машине и думали, как назваться, не было тогда ещё этой тематики, не было закрытых границ, просто был интересен этот проект.
Сергей Копылов:
Давно она существует?
Андрей Мельниченко:
Да, мы уже пятый год работаем.
Сергей Копылов:
Хороший срок.
Андрей Мельниченко:
И как раз получилось так, что объезжая, исторически у меня много друзей в Ростовской области, я знаю, как раз таких крепких фермеров, которые уже давно работают, и они как раз, по сути, попросили, можем мы как-то объединиться, чтобы мы производили, Вы каким-то образом...
Сергей Копылов:
То есть территориально это Ростовская область.
Андрей Мельниченко:
Начинали мы с Ростова.
Сергей Копылов:
Но там хорошо земля, да.
Андрей Мельниченко:
Отличная, лучше, конечно, ещё Воронежская и Ставропольский край, безусловно. И сейчас очень много вкладывается людей, мы были на выставках, посвящённых как раз оборудованию для фермеров и т.д. Реально очень много людей покупают, строят, производят и делают теплички на европейский манер небольшие, скажем так, практически вся Ростовская область, юг и Ставрополье сейчас накрытые плёнкой, и это очень интересно. То есть люди покупают, люди вкладывают, люди продают, и уже продукты становятся лучше, на самом деле, их много становится. То есть и помидоры, и огурцы, продлевается сезон.
Сергей Копылов:
Но перевозка сюда дороговата.
Андрей Мельниченко:
Дороговато, но оно того стоит. Действительно, очень интересные вещи. И виноградарство развивается, в том числе, и в Крыму, и в Ставропольском крае, в Ростове есть очень интересные сорта.
Сергей Копылов:
То есть предпочтительнее всё-таки ферму делать, не ферму, хозяйство делать всё-таки там с перевозом в Москву, чем под Москвой.
Андрей Мельниченко:
Сейчас многие склоняются, чтобы здесь делать. Но, к сожалению, у нас московская земля и подмосковная, она переоценена, она дороговата. И за счёт этого смежные регионы, у нас сейчас очень хорошо развивается Калужская область, Рязанское направление, действительно, много хозяйств сейчас, и оттуда продукция, всё-таки чем ближе к Москве, тем лучше, конечно. Безусловно.
Сергей Копылов:
Да, но я по земле, по стоимости и по экологии. Всё-таки московская земля по экологии хуже.
Андрей Мельниченко:
Я думаю, что да, всё-таки, конечно, тут больше и плотность населения, и машин больше и так далее, и это тоже сказывается. Есть интересные регионы, сейчас, например, мы плотно занимаемся с хозяйствами Вологодской области. То есть там прекрасная экология.
Сергей Копылов:
Вологда, да.
Андрей Мельниченко:
Там очень большие территории, люди привыкли работать, это тоже немаловажно. И сейчас мы будем как раз в Москве заниматься очень большим объёмом продукции, и молочка будет, и свинина, и говядина, и птица.
Сергей Копылов:
В супермаркеты пускают Вас?
Андрей Мельниченко:
С супермаркетами отдельная тема, я вздохнул немножко. И хочется, и колется. Ситуация в том, что мы не можем, сеть больших супермаркетов, с ними работать, потому что такое явление, как Season market, то, что как раз на европейском рынке присутствует. Есть сезон, снег сошёл, пошла продукция, они её закупают, и это не является препоном. Сетки, как правило, они просят, чтобы продукция поставлялось круглогодично. Это одно из условий. Это первое, и многие как раз фермерские хозяйства не могут попасть, воткнуться в это, это такой сложный рычаг. И второй момент, это так называемые штрафные санкции за непоставку. Всё-таки технологии технологиями. а есть и плохая погода, и ещё что-то. Большой объём обеспечить в большую сеть достаточно сложно. То есть тут как раз нужна помощь таких каких-то интеграторов, когда мы можем заменить одного фермера другим, по сути, в помощь, то есть подстраховаться. Самим по себе маленьким хозяйствам это сделать сложно.
Сергей Копылов:
Скажите, а вот эти рынки выходного дня, которые скоро опять появятся, сейчас холода прошли. Это действительно представители фермерских хозяйств?
Андрей Мельниченко:
Есть, они есть, это хорошая тема, на самом деле, я хотел сказать спасибо искренне. Потому что и доступ туда, на самом деле, свободный.
Сергей Копылов:
Доступ свободный, да?
Андрей Мельниченко:
Да, то есть надо просто пройти регистрацию, аналог регистрации в МФЦ.
Сергей Копылов:
А вы там присутствуете?
Андрей Мельниченко:
Нет, мы пока не занимались. Мы смотрели это, присмотрелись к этому, набирали некий ассортимент, работали в узком сегменте. Сейчас мы как раз, с чего я начинал, мы, по сути, занимаемся селекцией, отбором этих хозяйств. У нас есть своё небольшое производство, свои то, что мы сами производим. Но большая часть, это как раз люди, которых мы давно знаем, которых мы проверили, и мы с ними работаем.
Сергей Копылов:
Давайте о своём производстве. Объединение, всё понятно, объединений по профессиональному признаку очень много, мы к этому вернёмся, поговорим. Давайте о себе, о своём маленьком хозяйстве, как Вы его начинали, как его развивали. Давайте, давайте. Коротенькую историю.
Андрей Мельниченко:
Получилось так, что мы были как раз сразу в кооперации с местными производителями то, что я рассказывал про друзей. И, по сути, наша часть фермерского хозяйства, она заключалась в том, что мы знаем, как раз переход от домашнего, бабушкиного подворья к любому покупателю, он заключается в том, что должны появиться документы о том, откуда эта продукция произошла. То есть на пенёчке рубить, это здорово, но это не даёт возможности заходить в магазин. Мы не можем торговать продукцией, которая убита дома.
Сергей Копылов:
Можете перечислить те согласования, которые нужно пройти, чтобы дойти до магазина.
Андрей Мельниченко:
Смотрите, сначала.
Сергей Копылов:
Смотрите, вот у меня двор, он там работает, я себя уже обеспечиваю, всё, хочу продавать. Но понятно, что место на рынке, бабушку свою отправить торговать, в принципе, наверное, попроще. А вот в магазин зайти...
Андрей Мельниченко:
Но из цепочки, из интересного, скучного, которое не на поверхности, но которое достаточно много времени и денег занимает, надо просто зарегистрироваться. То есть либо ты ИП, это банально, но, тем не менее, либо ты ООО, либо ты крестьянское фермерское хозяйство.
Сергей Копылов:
Вот такая же форма тоже есть.
Андрей Мельниченко:
Есть, по сути, это тоже ИП. Если так разобраться. В принципе, это обязаловка.
Сергей Копылов:
Слушайте, а вот.
Андрей Мельниченко:
И мы должны, почему я это говорю, сразу появляется бухгалтер. Он из ниоткуда появляется. Уже он есть. Дальше, если мы производим нечто, что требует переработки, и мы не говорим про овощи, а мы говорим про мясо, про молоко и так далее, мы должны организовать место, где мы это будем заворачивать, доить.
Сергей Копылов:
Упаковка.
Андрей Мельниченко:
Упаковка, разделка, упаковка, если мы говорим колбаса, например, это, по сути, уже производство.
Сергей Копылов:
Да, конечно!
Андрей Мельниченко:
То есть мы должны арендовать, купить какое-то помещение.
Сергей Копылов:
Это в сарае уже не сделать.
Андрей Мельниченко:
По сути, сараи тоже могут быть разными, он может быть чистеньким, и хорошеньким, но он должен быть сертифицированным. Это добровольная сертификация. И заключить договор с ветеринарной службой на то.
Сергей Копылов:
На проверку продукции.
Андрей Мельниченко:
На проверку производства, условий производства.
Сергей Копылов:
Проверка производства сначала. То есть всё, что попадает в рот, должно эту проверку пройти, я правильно понимаю?
Андрей Мельниченко:
Да. И мы заключаем договор на то, что мы периодически сами сдаём на исследование эту продукцию, на её безопасность и так далее. В принципе, это не так сложно, но когда.
Сергей Копылов:
Дорого?
Андрей Мельниченко:
Нет.
Сергей Копылов:
Мы говорим сейчас об официальных платежах.
Андрей Мельниченко:
Нет. Я больше скажу, практически неофициальных платежей, я Вам скажу так, даже в регионах их практически нет. То есть не надо никого уговаривать, действительно, люди заинтересованы в создании рабочих мест, в том, чтобы это развивалось. И так как мало чего хорошего происходит глобально, то любые вот такие подвижки к самостоятельному развитию, в принципе, они приветствуются.
Сергей Копылов:
То есть административные барьеры не такие страшные, как о них рассказывают.
Андрей Мельниченко:
Да, надо как раз захотеть, по большому счёту.
Сергей Копылов:
Я понимаю прекрасно.
Андрей Мельниченко:
Всё, и дальше мы говорим об упаковке, и дальше мы говорим о том, что сейчас у нас всё, что касается продукции животного происхождения, если слышали, аналог ЕГАИС для алкоголя, сейчас вводится система Меркурий.
Сергей Копылов:
О как! Я только хотел спросить, для алкоголя же сделали.
Андрей Мельниченко:
Я хочу сказать, что это и пугает многих, но это очень здорово. То есть это, по сути, та цепочка прослеживаемости, откуда это появилось. То есть продукция не может появиться из ниоткуда. И это будет здорово. Потому что, на самом деле, появилось молоко, оно зашло на комбинат, она уже в систему попало, с комбината оно попало на упаковку в системе, отгрузилось либо на перевозчика, либо на посредника, оно в системе. И дальше оно либо уже до магазина, либо до ресторана, либо до отеля доходит уже с цепочкой документов. Они в электронном виде, более того. То есть, в принципе, в любом месте их можно зайти и посмотреть, откуда это приехало.
Сергей Копылов:
Какая прелесть. Это получается, что весь бизнес встаёт в разные условия, практически.
Андрей Мельниченко:
По сути, да. И вот этот рубикон, его немножечко отодвигали, была готовность, но сейчас планируется, что с июня месяца этого года это будет обязательно. Это очень такой, серьёзный шаг, хорошая тема.
Сергей Копылов:
Знаете, просто я слышал, что можно сэкономить на качестве, что присутствуют взятки, что это можно как-то обойти, и поэтому на нашем здоровье люди, в смысле производители экономят. Я слышу в основном, понятно, что от бабушек слышал. Я смотрю, нет ли там, что, всё равно нас обманут. То есть сейчас я просто хочу подчеркнуть эту мысль, контроль за качеством, в принципе, государством налажен хороший.
Андрей Мельниченко:
К этому идёт прямо, по сути, к тотальному контролю, я бы даже так сказал, и это неплохо.
Сергей Копылов:
А какую продукцию Вы производите?
Андрей Мельниченко:
Мы производим, чисто наш кусок, с которого мы начинали, это утка. Это утка, пекинская утка, и мы, утка по-пекински, и мы с неё заходили, мы как раз заходили в рестораны, и мы с этого и начинали. То есть это была целая цепочка совпадений, но мы начинали с неё. Сейчас у нас есть и курица в ассортименте, и свинина, и говядина, и рыба сейчас последнее, чем мы занялись. Потому что очень интересная ситуация с рыбой оказалась, потому что это сезонный продукт, то есть путина идёт, вылов идёт, есть квоты определённые на вылов. И, соответственно, большой ассортимент её есть, мы её помним из простой рыбы, треска, минтай, горбуша.
Сергей Копылов:
Но это же хранение, транспортировка.
Андрей Мельниченко:
Да, и там тоже вот эта цепочка, она достаточно длинная, и продукт своеобразный. Но, тем не менее, есть серьёзные производители, есть хорошие уже линии по упаковке и, в принципе, рыба приходит достаточно хорошего качества в Москву. Поэтому тоже интересная тематика. Плюс у нас есть, сейчас мы налаживаем отношения с Краснодарским краем, ребята выращивают чай, действительно неплохой, правда. Плюс у нас есть ребята, которые занимаются в средней полосе, это Иван-чай, интересный очень продукт, то есть там они с какими-то клюквами, с шиповником.
Сергей Копылов:
Да я тоже люблю сборные чаи такие.
Андрей Мельниченко:
Очень интересно. Очень будет актуальная тема, на самом деле, с водой, с обычной водой, с минеральной водой. Потому, что когда кажется, что вроде бы, её много, на самом деле, много производств находится вокруг Москвы и, по сути, да, это фильтрация, это очистка, но настоящей воды, а-ля минеральной какой-нибудь, из Кабардино-Балкарии, ее не так много, очень много подделок.
Сергей Копылов:
Я согласен полностью. Более того, ещё один устойчивый миф, что подмосковная вода, например, не может быть идеально чистой.
Андрей Мельниченко:
Нет, она очищается очень хорошо, но всё-таки это, по сути, такая, я бы сказал технически хорошая вода. То есть мы не говорим о вкусе, мы скорее говорим о безопасности.
Сергей Копылов:
Вот именно о безопасности, что в Подмосковье она, извините, тем более с этими скандалами со свалками, с этими стихийными захоронениями и т.д., непонятно, где можно взять чистую воду.
Андрей Мельниченко:
Вот, тоже большой вопрос. Очень интересные вещи, есть люди, которые заморачиваются, простым языком, с выпечкой, с итальянскими какими-то деликатесами, то есть мы тоже сейчас с этим работаем. На самом деле, уже идёт от себя, что бы мне хотелось видеть дома у себя, у моих друзей.
Сергей Копылов:
То есть у Вас пошла отсебятина.
Андрей Мельниченко:
Пошла в чистом виде отсебятина, и это самый большой кайф, конечно. Когда ты уже можешь выбирать, проверять, ездить, смотреть на производство и постепенно добавлять в свой ассортимент к поставкам такую хорошую, проверенную продукцию. Это очень приятно.
Сергей Копылов:
Это не то слово. Когда своё, это практически своё.
Андрей Мельниченко:
По сути, да.
Сергей Копылов:
Так, а теперь рассказывайте, где и как покупать Вашу продукцию.
Андрей Мельниченко:
Мы сейчас наконец-то доросли до того, что причесываем сайт, и у нас он будет такой, как говорят, на красивых движках. И я думаю, что в ближайший месяц мы сделаем уже и интернет площадку, то есть такую, небольшую, под заказ. Потому что сейчас мы в основном работаем с HoReCa, это отели, рестораны и кафе. У них потому что максимальные требования по качеству.
Сергей Копылов:
Здесь согласен, да.
Андрей Мельниченко:
Очень интересно с ними работать, в том числе, то есть мы, по сути, уже подошли к рознице. Я думаю, что розничные точки в этом году тоже у нас появятся, уже свои. Почему, очень интересная обратная связь, когда мы поставляем в ресторан, по сути, на следующий день знаем, понравилось, не понравилось, что не так, что они ещё хотят. И мы отслеживаем, по сути, тенденцию, кто, что просит, какая рыба пошла, какое мясо пошло, фуа-гра, ещё что-то такое интересное, икра какая-то особенная.
Сергей Копылов:
Ну, отели, это вообще, как инфузория-туфелька для биологов, очень быстрая оборачиваемость, поэтому результат молниеносной.
Андрей Мельниченко:
Да, и мы можем, по сути, видеть, что происходит, куда идёт сильнее. Допустим, сейчас у нас и чемпионат на носу, и, в принципе, интерес к туризму в Россию возрастает, и это всё двигает вот эту экономику, связанную с поставками, в том числе, и отельный бизнес, и вопросы, связанные с поставками продуктов. Потому что много китайцев к нам приезжают, реально, очень много китайцев, они любят яйца, они любят курочку.
Сергей Копылов:
Слушайте, в Питере вообще не протолкнуться, я вчера вернулся, у меня весь отель в китайцах просто. Они ещё они, видимо, любят большие размеры, то есть я иду мимо стайки китайцев, они на меня просто: рашн сумо пошёл.
Андрей Мельниченко:
Да, большой человек.
Сергей Копылов:
Я сначала шипел, потом привык. Да, и в Москве, и других городах они появляются, у них очень как-то стал популярен туризм сюда. OK, скажите, а вот на потом, может быть, эта мысль не приходила Вам в голову, у Вас будет какой-то сегмент, обучение фермерству.
Андрей Мельниченко:
Вот.
Сергей Копылов:
Что, попал?
Андрей Мельниченко:
Я честно, у меня было записано даже, очень интересная тема.
Сергей Копылов:
Тема очень интересная, на самом деле.
Андрей Мельниченко:
И мы готовы в ней участвовать, можно сказать, что есть даже уже, по сути, сформирована такая федеральная программа, громко сказано, но, тем не менее, мы об этом думаем. Потому что очень много людей интересуется. Во-первых, обучение, во-вторых, мы можем рассказывать как раз про те тенденции, какие есть сейчас. Как раз подсказать, что вот это дефицитная позиция, она действительно дефицитная, ребята, можете туда пойти и, понимая технологию, где взять и что делать, начать своё дело с удовольствием делать то, что востребовано сейчас. Следующая тема, мне она тоже очень интересна, я бы, может быть, даже на уровне школ добавил. Из серии какой-то тематики, либо в университетах, как раз выбор продуктов. То есть на что обращать внимание, те же самые, по сути, это безопасность.
Сергей Копылов:
Это, безусловно, безопасность.
Андрей Мельниченко:
То есть эти нитраты, нитриты, вот эта пальма, ГМО. В принципе, есть базовые вещи, которым можно научить за курс 10 часов. Просто детям объяснить, я своего, в магазин иду и говорю: вот смотри, вот глазированный сырок, смотришь растительные масла, ищешь пальму, не бери. В принципе, человеческий организм, штука очень классная, он всё съест и все переварит, но злоупотреблять этим не стоит всё-таки. Здесь, кстати говоря, в России, я считаю, тоже у нас есть такая прекрасная возможность перескочить через какой-то этап. Мы много что пропустили, но, тем не менее, у нас есть регионы с хорошей экологией, с хорошей водой, с пригодными для выращивания площадками, с людьми, которые готовы работать. И допустим, на самом деле, не секрет, я это тоже рассказывал, но это такая глобальная штука, которая меняет общую позицию в голове. За счёт того, что технологии выращивания того же самого зерна и кукурузы, это основные зерновые, которые используются при выращивании любых животных, и говядины, и свинины, и, тем более, птица, это зерновые. Фактически, Америка, Бразилия, Аргентина, они являлись всегда лидерами этого рынка, и они настолько ушли в эту технологию с модифицированием, что на планете не так много осталось мест, где, в принципе, можно выращивать даже, не то, что, они же переопыляются самостоятельно, эти поля, не генномодифицированное зерно. И тут опять у нас есть, на самом деле, такие базовые вещи. Тот же самый Дальний Восток, то же самое Зауралье, это очень хорошие площадки. То есть вот эту тему по поводу обучения, есть идеи, сфокусируемся и напишем, куда надо.
Сергей Копылов:
Ещё вопрос, когда свой ютуб-канал будет, когда начнёте людей обучать просто перед камерой?
Андрей Мельниченко:
Сергей, будем учиться у Вас.
Сергей Копылов:
Вот, беру вот это масло, смотрю вот сюда, сравниваем, вот это берём, это не берём.
Андрей Мельниченко:
Слушайте, отличная идея, спасибо.
Сергей Копылов:
То, что на первом канале, там покупатели, это одно, а когда живьём человек это знает, берет, показывает мясо на Ютубе, да у Вас миллионы подписчиков будут.
Андрей Мельниченко:
Слушайте, Сергей, спасибо, серьёзно, очень интересная идея, правда.
Сергей Копылов:
Потому что пока докричится до...
Андрей Мельниченко:
Достучится.
Сергей Копылов:
Достучится до Минобра, там же всё бюрократические препоны, они долгие, а тут вот, пожалуйста, прямой доступ. Моя бабушка, моя мама точнее, будет Вас смотреть с удовольствием, у меня с ней каждый раз споры, она говорит: я беру вот это молоко, вот это. Я начинаю с ней спорить, при этом мы оба ничего не понимаем, абсолютно. И вот каждый этот набор слухов с двух сторон сталкивается. Поэтому, пожалуйста, давайте, запускаете обязательно. С этим понятно. Скажите, тогда ещё один вопрос. Мифы, мифы, мифы. Куда деваются вкусные помидоры? Сейчас помидоры абсолютно пластмассовые уже кучу лет. Вы, как фермер, наверное, должны понимать. Есть они вообще, можно ли их обратно вернуть?
Андрей Мельниченко:
Можно их обратно вернуть, но не в таком большом объёме.
Сергей Копылов:
Но вот фермеры с этим помогут справиться?
Андрей Мельниченко:
Могут справиться, именно фермеры и могут, потому что тут ноги растут как раз от того, что технологии ушли вперёд, и для выпуска больших объёмов вот эти все мега комплексы, которые строятся, они классные, но не все на так называемой гидропонной технологии, по сути. То есть они не в земле. Они не в земле, они на искусственном освещении частично находятся, и это сильно влияет.
Сергей Копылов:
Вы знаете, я беру вот эти в магазине так называемые бакинские томаты, всё равно пластмасса. Что ж такое, бывает этот бакинский, этот бакинский, я сейчас не марку говорю, этот вкусный, этот нет. Приезжаю на рынок без гарантий, что я куплю вкусный огурец, помидор и так далее. Ну, просто пластик какой-то идет.
Андрей Мельниченко:
Да, да то есть это неплохо, на самом деле, там никаких нарушений нет, нельзя говорить, что это химия. Вопрос в том, что это настолько упрощённые технологии для того, чтобы это было всё быстро. Поступает, по сути, условно, физраствор, солевой раствор с добавками, земли нет, земля всё-таки даёт другой набор микроэлементов. Если в обратку, то есть как я, допустим, выбираю те же самые помидоры, я просто могу сказать, что я действительно их нюхаю. Я стараюсь даже в крупных сетевых магазинах, с веточками, это тоже, по сути, маркетинговая штука, но Вы обратите внимание, что даже с веточками они могут тоже не пахнут ничем.
Сергей Копылов:
Да, они практически без запаха.
Андрей Мельниченко:
Вот, и те, которые пахнут, я ещё ни разу не промахивался, они реально и на вкус внутри.
Сергей Копылов:
Знаете, такая ситуация с арбузами, арбуз пахнет, значит он вкусный. Да.
Андрей Мельниченко:
И, в принципе, это всё, что касается больших технологических таких вещей.
Сергей Копылов:
Это, простите, только водка пахнуть не должна, если водка не пахнет, она хорошая.
Андрей Мельниченко:
Да. Я знаю, что у нас тут есть тема любителей фермерского самогона. К сожалению, в эту тему мы войти не можем пока, потому что действительно люди творят чудеса. Но это жёстко регулируется как раз по алкоголю, поэтому эта тема отдельная. А всё, что касается вот этих продуктов, я думаю за этим будущее. В каком ключе. С той скоростью, с которой развиваются технологии, и автомобили, и компьютерные технологии, и технологии выращивания и животных, и растений, вот этот сегмент выращивания, можно сказать фермерства, можно сказать просто выращивания натуральной продукции, он, мне кажется, будет очень интересным прямо вот уже сейчас, на пике. Потому что, по сути, это уже становится каким-то национальным видом не спорта, но что-то из серии искусства.
Сергей Копылов:
Я согласен, сыры, хайп пошёл про сыры, кого не слушаю, все чуть ли не дома уже эти сыры начинают делать.
Андрей Мельниченко:
Да, там очень много, это очень интересная тема, последняя выставка недавно была в Экспоцентре тематическая, по производителям Продэкспо. Стенды с сырами, они колоссальные. Очень много производств, и маленьких, и больших. Там есть много нюансов, как связанных с использованием так называемой пальмы той же самой, так и, в принципе. Я знаю, допустим, одного фермера, хозяина, который купил хорошую камеру, вызревание, сделал, пригласил французских специалистов. Они ему настраивали систему климат контроля, орошения и всего, и вентиляции. В результате самые дорогие сыры, они долгого вызревания, твёрдые, они вызревают от трёх месяцев, и полгода может быть, и год, и плесень в определённое время должна пойти. Оказывается, что есть ещё нюансы, связанные с водой, с химическим составом воды. С нами никто особо делиться не хочет, поверьте, ни французы, ни итальянцы.
Сергей Копылов:
Слушайте, да бог с ними, с ними, с плесенью, я нормального, пардон, того советского, российского сыра уже давно не пробовал. Я пытаюсь их найти, хотя бы по цвету.
Андрей Мельниченко:
Угощу, я Вам скажу, где.
Сергей Копылов:
Вы зрителям скажите. Беда, правда, на бутерброд нечего положить, такой сыр, обычный.
Андрей Мельниченко:
Да, либо он не плавится, либо он не пахнет.
Сергей Копылов:
Да, совершенно верно, у меня хлеб подгорает, сыр как лежал, так и лежит.
Андрей Мельниченко:
Да, но и хлеб то же самое, по большому счёту. Смотрите, с хлебом такая же петрушка. То есть если заходишь сейчас в магазин, там масса, и подороже, и подешевле, фактически, того бублика, который мы кушали...
Сергей Копылов:
Слушайте, продукты совершенно изменились. Верните это всё обратно.
Андрей Мельниченко:
И колбаса. Слушайте, я небольшую рекламу сделаю, но это не моё, просто говорю, фантастические вещи. Тут как раз, по сути, в нескольких ста метрах от сюда на мануфактуре открылся небольшой ресторанчик «Колбасный цех».
Сергей Копылов:
Так, колбасный цех, запоминайте.
Андрей Мельниченко:
Просто рекомендую. Ребята, та самая греча с сарделькой, и там колбасу делают прямо там, за стеклом, её видно, её делают из настоящего мяса.
Сергей Копылов:
Слушайте, какая прелесть.
Андрей Мельниченко:
Это просто огонь.
Сергей Копылов:
Кто хочет вспомнить вкус настоящей докторской колбасы, сходите туда.
Андрей Мельниченко:
Да. Ребята молодцы, они рискнули, потому что, конечно.
Сергей Копылов:
А где это находится?
Андрей Мельниченко:
Это вот здесь находится, на Кутузовский 12, с той стороны.
Сергей Копылов:
Кутузовский 12, запомните Кутузовский 12.
Андрей Мельниченко:
Он ищется по «колбасному цеху».
Сергей Копылов:
«Колбасный цех» искать по «Колбасному цеху».
Андрей Мельниченко:
Там прекрасно колбасе Андрей Куспиц, он заморочен на выпуске этих вещей, можно руку отъесть. То есть там и украинская колбаса.
Сергей Копылов:
Я домой закажу.
Андрей Мельниченко:
Так можно брать можно, брать на вынос. Вот это я хочу сделать.
Сергей Копылов:
И, допустим, по сырам.
Андрей Мельниченко:
Скоро привезут попробовать, есть еще Варахдат Еганян, фантастический человек, он сейчас тоже запустил, долго-долго мучается, у него это всё вызревает, практически всё продаётся с колёс, то есть ничего не остаётся, хотя, достаточно немаленькая.
Сергей Копылов:
За всю Одессу не скажу, но я соскучился по нормальным.
Андрей Мельниченко:
По нормальным продуктам.
Сергей Копылов:
Нормальным продуктам, нормальный вкус.
Андрей Мельниченко:
Я хочу сказать по поводу цены. Я думаю, что всё-таки будет это чуть-чуть выравниваться, будет разница в цене, безусловно, но она не будет космической. То есть когда мы начинаем с маленького объёма и выходим немножечко в средней, если мы запустим как раз ютуб-канал и запостим пару своих точек, цена будет адекватной.
Сергей Копылов:
Я первый подпишусь на Вас, обязательно заводите этот канал, просто заставлять буду. Друзья, у нас в гостях был Андрей Мельниченко, директор «Объединенных фермеров». Считаю, что получил огромное удовольствие от передачи. Андрей, большое спасибо.
Андрей Мельниченко:
Сергей, спасибо буду рад Вам видеть.
Сергей Копылов:
До свидания.
Андрей Мельниченко:
До свидания.