Алексей Ходорыч:
Всем привет, в прямом эфире снова программа «Классное детство», я, главный редактор «Классного журнала», Алексей Ходорыч. Наш новый номер выйдет 5 апреля, ждите, это предыдущий номер, он до сих пор в продаже. В 7 номере «Классного журнала» и «Понимашки», которые выйдут 5 апреля, Вас ожидает очередной выпуск нашего обзора «Классная игрушка», где мы раз в месяц сообщаем о лучших игрушках месяца. Сегодня у нас крайне интересная программа, во-первых, потому что у нас очень интересный человек, Вадим Васильевич Носов, с которым уже встречались.
Вадим Носов:
Добрый вечер.
Алексей Ходорыч:
Во-вторых, он представляет организацию, с которой Вы все сталкиваетесь с самого детства и по сию пору, это Почта России. И в-третьих, акция, которую очень сложно переоценить, «Лучший урок письма», где, кстати, «Классному журналу» позволили быть соорганизатором одной из номинаций, которая называется «Классная история». Истории случаются с теми, кто умеет о них рассказывать. Вадим Васильевич, я был на церемонии награждения, это была 15-я церемония.
Вадим Носов:
Да, это был 15-й финал всероссийского конкурса «Лучший урок письма». Алексей, Вы знаете, так неожиданно бежит время, неожиданно быстро бежит время, что я и сам не заметил, что нашему конкурсу, нашему почтовому конкурсу исполнилось 15 лет. И замечательно, что за эти 15 лет конкурс приобрёл столько сторонников, столько друзей, соавторов, соучредителей, что Вы, наверное, видели на этом празднике «Урок письма», нашем эпистолярном конкурсе, который учредили Почта России, Московский Государственный университет. Кстати, Виктор Антонович Садовничий, ректор, он председатель жюри, профсоюз работников связи, большое спасибо профсоюзу работников связи, «Учительская газета», все участники этого эпистолярного конкурса. Затем мы обращались, нас поддержали и Министерство обороны, мы с ними выпустили книги, и фонды замечательные, фонд Светланы Владимировны Медведевой, Фонд социальных инициатив, и фонд «Амурский тигр», который уже два года с нами сотрудничает, и многие, многие другие организации, за которыми стоят очень искренние, преданные детству взрослые.
Алексей Ходорыч:
И правильно Вы сделали, что позвали на церемонию Григория Васильевича Гладкова, который наш главный детский композитор.
Вадим Носов:
С ним дружит конкурс, и я лично дружу много-много лет. Несколько лет назад вместе с Григорием Васильевичем мы написали песню. Я говорю «мы», но, прежде всего, имею в виду детей. Мы объявили конкурс на текст, и ребята, будущей песни, и они присылали многочисленные стихи и даже припевы.
Алексей Ходорыч:
А песня о почте или какая?
Вадим Носов:
Песня и о почте, и о конкурсе. Потому что конкурс так широко шагнул в школьные коллективы, в детские дома, и к нам примкнули, что для меня было очень радостно, и суворовские училища, кадетские корпуса, гимназии. Могу сказать так, что ежегодно, а Ваша номинация, Алексей, Вашего журнала, одна из самых популярных, мы получаем до 150.000 писем ребят, тысяч писем ребят. Когда говорят, что письмо уходит в прошлое, теперь я могу с полной уверенностью сказать, что нет, не уходит. И одна из задач нашего конкурса эпистолярного, «Лучший урок письма», это вернуть в нашу жизнь письмо, вернуть эпистолярное письмо. К России, у нашей замечательной страны очень много достоинств. Мы во многих отраслях передовые, но Россия всегда была страной не только читающей, но и пишущей. Она была страной эпистолярного жанра. Мы поставили перед собой такую амбициозную задачу. На фоне развития различных форм и видов коммуникаций, сохранить письмо, сохранить тепло письма, искренность письма. И 150.000. А за 15 лет можно посчитать, сколько ребят, мы однажды сели и посчитали приблизительно. 2,5 млн, ребят за 15 лет, ведь многие из участников конкурса однажды склонились над белым листом бумаги. Представляешь, значит, есть два состояния души у человека, когда он идёт писать, работать, изучать. Одно дело, ты подходишь к компьютеру, которым ты в совершенстве владеешь, вот руки зависли над клавиатурой, это одно состояние. Теперь заметьте, и перед Вами листа бумаги, Вы взяли ручку.
Алексей Ходорыч:
Но вот, извините, что прервал, я сейчас просто хотел, во-первых, сказать, что это значит.
Вадим Носов:
Вот берите ручку.
Алексей Ходорыч:
Мне давным-давно подарили чернильную ручку, она у меня лежала где-то на антресолях, я думал, такая, она красивая, потом думаю, а годы проходят, что я её так экономлю. Я её расчехлил, и теперь я вижу, как ей приятно писать.
Вадим Носов:
Получаете эстетическое удовольствие.
Алексей Ходорыч:
Совершенно иные мысли, чем от обычной, от шариковой. Вот многие, кто слушает сейчас Вадима Васильевича, наверное, у них закрадывается такое подозрение, что вот почта пытается вернуть бумажное письмо, поэтому продвигает свой конкурс, это так, но это лишь примерно 10 % всей правды. Потому что то место, на котором я Вас прервал, на самом деле, тут именно всё дело в воспитании души. Потому, что когда ты общаешься в социальных сетях, что-то там палоболишь, нивелируется само понятие мыслей, чёткости. А когда ты садишься над письмом, даже если это в рамках конкурса, ты поневоле растёшь, как личность. И этим самым я на вручении, я уж не помню свою речь, которую я сказал, но идея была в том, что, по сути, как бы Вы не относились к этой идее с какой-то иронией, но Почта России сейчас воспитывает молодое поколение в очень мощной струе.
Вадим Носов:
Вот позволь, Алексей, продолжу, потому что ты сказал главное. Мы, организуя конкурс, мы ставим задачу вернуть к нам эпистолярный жанр. Раз. Мы обращаем внимание ребят на ценности родного языка. И ещё, и это мне говорили многие педагоги, которые тоже участвует в конкурсе. Мы видим не просто лист бумаги, не просто письмо, но работа над письмом, это работа над собой, над собой, прежде всего, вот что важно, человек обращается к мыслям. А кто я в семье, а что я значу для друзей, а что представляет сегодня моя страна, а чем я ей могу помочь. Участие, понимаешь, во многих письмах на разные темы, у нас 10 номинаций, включая Вашу номинацию. Одна из номинаций, которая такая щемящая, «С чего начинается Родина», она постоянно присутствует. Если даже в письме нет названия письма, то она всегда в каждом письме присутствует. И для ребят-кадетов, и для ребят особенно цены из далёких мест, деревень, когда идёт родниковость, родниковость слова, многие это воспринимают, наконец, ребята учатся писать письма. И личные, и деловые, понимаешь, писем разновидностей и жанров много. И однажды человек пробует. Ведь в программе школьной нет предмета и, наконец, мы тоже очень заинтересованы вместе с нашими соорганизаторами развернуть всю гамму почтовой философии, почтовых услуг и так далее. Когда меня спрашивают, а что почта взялась за такой социальный, гуманитарный проект. Я и сейчас могу повторить, что Почта России, это не только сильное, мощное предприятие, но это предприятие, имеющее глубочайшую историю. И российская почта, это целый пласт нашей русской культуры. Притом, патриотической культуры, патриотизма. Это было в 1666-м году, и был такой боярин, Ордин Нащокин, который пришёл к Алексею, царю Алексею и принёс ему проект регулярной российской почты. Тот говорит, современным языком, а что структура и вообще, зачем она нам нужна. И он ему сказал речь, которая современна и сегодня: почта будет служить объединению земель и приумножению богатства государства Московского. 1666г., этот боярин в те же годы сказал вещь, которая насколько сегодня актуальна. Задолго до западных политэкономов он, знаете, что сказал: государство должно жить по единым экономическим законам. Шёл 1666г., кстати, он же является и автором первой, скажем так, газеты, экономической газеты или коммерческой газеты «Куранты». И именно его дневники будущий царь, Пётр Алексеевич очень внимательно читал. Очень внимательно читал. Это мы считаем человек, который организовал российскую почту, как регулярный инструмент, регулярную структуру. Вот по письмам можно судить, и его письма, он его письма очень внимательно читал, Пётр I, будучи мальчишкой ещё, дневники его читал. И что нам удивляться, когда есть такие замечательные строчки «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн». А откуда думы взялись, думы откуда у подростка взялись. Дело в том, что за 60, 70, 50 лет до Петра главный почтовик российский, основатель, показал место, где должен быть будущий город. Представляете? История почты, её культуры, её взнос в российскую культуру, в оборону, патриотизм весьма велик. В центре Москвы стоит памятник замечательным нашим патриотам, Минину и Пожарскому. А вот давайте зададим вопрос, всё, изгнали захватчиков, поляки бежали, всё освобождено. Чем занялся князь Дмитрий Пожарский, вот памятник в центре Москвы. Дмитрий Пожарский 12 лет по указу царя руководил российской почтой.
Алексей Ходорыч:
Ух ты, я этого даже не знал. Вадим Васильевич, давайте, потому что наша программа называется про семейные ценности, хотел бы Вас спросить, почему именно этот аспект, это у Вас есть одна из номинаций, почему именно Вы подчеркнули. И сразу же попросил бы Вас прочитать какое-нибудь письмо, не обязательно о семейных ценностях. Вот Вы всегда, очень часто читаете на память несколько писем самых Ваших любимых.
Вадим Носов:
С удовольствием прочту, Алексей, Вы знаете, что есть письма, которые запоминаются с одного прочтения. И в этих письмах детских, они, ты знаешь, имеют какой-то магический смысл, потому, что, когда ребёнок от души, согнувшись над листочком бумаги, пишет о главном для себя, мы, взрослые не только это запоминаем, и ты понимаешь, что это становится и твоим жизненным камертоном. Мы обратили внимание, что среди разнообразия тем ребятам ближе самые тонкие, самые струны такие, то, чем они сегодня живут, то, что их интересует, то, что их волнует, вот это для них важно. Я встретился с замечательными людьми, которые руководят фондом социальных инициатив, культуры и социальных инициатив под руководством Светланы Владимировны Медведевой. Этот фонд очень серьёзно занимается проблемами семьи. Вы знаете, ежегодные праздники проходят, семьи, любви и верности в Муроме. И мы вместе придумали, им очень понравилась эта задумка. Давайте мы объявим среди многих номинаций номинацию, она называется так «Рецепты счастливой семьи», но рецепты счастливой семьи дают не взрослые опытные люди, педагоги, психиатры и так далее, те, кто занимается строительством семьи, её проблемами, а сами дети, авторы наших писем. Результат был поразительный. Мы получили такое количество писем, мы попали в такую точку болевую, скажем, там очень много добра в этих письмах, очень много света. Но бывают и такие раны серьёзные. Порой понимаешь, что ребёнок написал письмо от радости, от счастья, от того, что он общается с папой, от того, что общается с мамой, что у него крепкая семья. Потому что модель, даже мне иногда пишут, как представляют дети модели счастливой семьи. Я хочу сейчас тех, кто слышит, рассказать о представлении детей. Я просто, может быть, своими словами скажу, но, тем не менее. Счастливая семья, считают дети, где дети знают, что старшие, главные в семье взрослые, а взрослые точно знают, что главные в семье дети.
Алексей Ходорыч:
Отлично.
Вадим Носов:
И когда я увидел эту формулу, изложенную детьми, то я понял, что очень важно нам, взрослым практически постоянно наши поступки, наши действия увидеть глазами детей. Вот они рядом, наши дети рядом. И как они нас видят, наши есть слова, наши есть дела, что они видят. И какие выводы делают. Вот собственно, главное, о чем ребята рассказывают, о чём дети рассказывают. Я считаю, что этим письмам просто нет цены. В этом году вместе с Почтой России и фондом социально-культурных инициатив Светланы Владимировны Медведевой мы издали уже третью книгу «Рецепты счастливой семьи от детей», которую я хочу Вам подарить. Я знаю, что у Вас есть две такие книги, а вот у Вас теперь будет ещё и третья книга.
Алексей Ходорыч:
Вот это спасибо. Честно говоря, я не думал, что Вы принесёте, хотя я в кулуарах её уже увидел, я очень обрадовался. Но я очень, страшно рад, потому что эту книгу просто читать настолько интересно. Я не знаю, удастся ли её тут посмотреть, но тут есть и иллюстрации, и детские письма.
Вадим Носов:
И рисунки тоже детские.
Алексей Ходорыч:
Все это детское, да?
Вадим Носов:
Это иллюстрировали ребята из школы имени Репина города Москвы. Притом, как, мы отдали им эти письма, и они уже под письма создавали иллюстрации. Также создавали из школы изобразительного искусства из города Клин. То есть ребята рисовали, скажем, как в рисунках, в красках как видят они свою семью, что для нас очень дорого. У нашего конкурса есть такой закон, мы уже издали 15 книг, и книги все распространяются бесплатно благодаря российской Почте и, в первую очередь, получают ребята в детских домах.
Алексей Ходорыч:
А Вы не выкладываете эти письма куда-нибудь в сеть. Я знаю, что Вы к сети не очень хорошо.
Вадим Носов:
Да, мы выкладываем часть писем, они есть. Но мы сейчас будем создавать специальный сайт, как мне сказали мои коллеги на Почте, где всё это можно будет почитать. Мы с Вами заговорили о семье, да, о семье.
Алексей Ходорыч:
Вы же хотели нам что-то.
Вадим Носов:
Почитаю, обязательно почитаю. Семья, вот семья, мы говорили с Вами об объединительном начале Почты, патриотическом. Одна из наших номинаций, она так и называется «Истории и легенды моей семьи». Открылся потрясающий пласт, исторический пласт, когда мы объявили эту номинацию и получаем такие письма. Вы знаете, я, девочка пишет, прочитала, что есть такая номинация, есть такой конкурс. Я приехала на дачу, а дача - это старый бабушкин дом. И вдруг я впервые обратила внимание на те серые выгоревшие, пожелтевшие фотографии, это же моя семья, это же моя история, это мои предки. А что я знаю о том, как они думали, о чём мечтали, какие песни пели, и что за этими жёлтыми фотографиями. Вот фуражка мужчины, кто это, оказывается, он был пограничником в те далёкие предвоенные. А как сложилась его судьба. И человек, то, о чем мы с Вами, начинает задумываться, он садится над бумагой, он идёт к бабушке, он лезет на чердак, он достаёт... И вдруг приходит письмо мальчишки, который пишет своему деду, который погиб в бою под Прохоровкой. И он его пишет, прадеду: ты бы никогда не погиб, ты бы никогда не погиб, потому что я был у тебя заряжающим, у тебя заряжающий был, наверное, плохой. Я бы тебе так снаряды подавал, так быстро, мы бы отстреливались. А если ты думаешь, что в нас попал снаряд, я бы тебя вытащил, мы отползли бы от танка, мы вытащили бы своих товарищей, и мы бы не погибли, и мы были жили с тобой и сейчас, и у тебя были бы поводы мной гордиться. И вот читаешь такие письма, я всегда вспоминаю слова, в одном из выступлений Владимир Владимирович Путин интересную вещь сказал. Вы знаете, в нас, в каждом из нас есть ген победителей. Я читаю письма и понимаю, что он абсолютно прав. Для меня этот ген, знаешь, Алексей, семечка, росточек, и когда он поднимается, этот ген, когда он наполняет твою душу, ты понимаешь, что у тебя за спиной великая история, вот как я работаю на почте, я знаю, что за российской почтой великая история, великая мощь. Эти письма не могут оставить никого равнодушными. И наряду с радостным событием девочка пишет. Господи, какая у меня счастливая, Вы даже не представляете, если бы Вы видели, каким влюблённым взглядом на нее смотрит папа. Я бы очень хотела, чтобы меня полюбил человек, как мой папа, верный, надежный, любящий. Ведь у нас семья, Вы не представляете, это свет, постоянный свет, он приходит, и зажигается всё кругом. Я так жду суббот и воскресений, когда он не пойдёт на работу. Представляете. Свет в окне. Одно письмо с Дальнего Востока, пишет девочка. Семья у нас простая, мама работает уборщицей, на улице, дворником, и кому-то она покажется не современной, не модной, одежда у неё не такая какая-то. А папа у меня священник. Мама заботится о чистоте улиц, а папа о чистоте души. Недавно в нашу большую семью мы взяли мальчишку из детского дома, и он стал нам братом. Мы живём на Дальнем Востоке, здесь встаёт солнце, я мечтаю о том, чтобы тепла семейного хватило всем, как нам солнца. Я прочитал это письмо и задохнулся.
Алексей Ходорыч:
Да, очень мощное.
Вадим Носов:
Потому что простыми словами ребёнок может объяснить так много и так ярко. Семья, да, дворник, священник большая семья, труженики, Дальний Восток, всходит солнце, пусть это солнце хватает.
Алексей Ходорыч:
Да, очень просто и коротко.
Вадим Носов:
Коротко и просто. Наряду с этими солнечными письмами приходит другое. Судьба, мальчишка описывает свою судьбу. Мне позвонили из Краснодара мои коллеги, почтовики и говорят: мы знаем, что конкурс практически уже закончился, мы не имеем права, но они ведь тоже участвуют в конкурсе, в отборе писем, мои уважаемые почтовики. И говорят: Вы знаете, прочтите это письмо, вот покажите всем членам жюри, да, конкурс закончился, правила для всех одни. Мальчишка прислал письмо, оказывается он его писал полгода. Человек работал над письмом полгода. В этом письме он рассказал, как от передозировки наркотиками умер его отец, потом умерла его мама, и он попадает в детский дом. Из детского дома его забирает бабушка, бабушка тоже недолго прожила, и он возвращается в детский дом. Настоящая, конкретная, живая история. Я не буду называть, естественно, имя и фамилию этого мальчика, я его знаю. Он попадает опять в детский дом, потом берет какая-то родственница, он опять возвращается в детский дом. И вот так в течение полутора лет. Состояние мальчика, естественно, под каким прессингом психологическим не могло остаться нормальным. Его ставят на учёт в диспансер, специализированный диспансер. Но в дом однажды, в детский дом приезжает семья, у которых трое своих, троих они взяли, это селяне, мощные такие сельские жители, это Краснодар. Где есть участок, где есть живность, где есть собственный дом. И они забирают его себе со словами: мы его больше никому не отдадим. Никто не приезжайте, не звоните, никому не отдадим. Парень писал письмо полгода. И случилось чудо, случилось чудо, написание самого письма, это такой единственный случай я только знаю за 15 лет конкурса, работа над письмом, когда мы говорим работа над собой, ты знаешь, сейчас констатируют, Алексей, абсолютно здоровый мальчишка. Это и семья новая, и вот это он всё выплеснул, вот эту всю беду свою, тут что говорить, мальчишка, подросток, и вдруг на него шквал таких негативных.
Алексей Ходорыч:
Потрясающая история.
Вадим Носов:
Да, и он нет, я поддерживаю связь со школой, с педагогом, которая помогала мальчику писать письмо. Я очень рад, я очень этому рад, как рад любому письмо, где есть вот это доброе, доброе, светлое, что конкурс не только письма будем писать, да, учиться писать письма, да, дорожить русским своим родным языком, да, спасибо родной почте. Но и помочь им через письмо встать на ноги, закрепиться. И мы говорим о семье, и иногда приходят письма, эти истории в изложении детей. Позволь, я тебе ещё одно письмо расскажу детское, по-семейному.
Алексей Ходорыч:
Конечно, конечно, это очень интересно.
Вадим Носов:
Многие пишут о семье и говорят о том, мы сказали, кто главный в семье? Дети читают родителей, родители считают, что это дети. И возникает гармония, возникает понимание, что семья, это когда трудятся все в семье душой. Когда бережно, одна девочка написала: родители, они те же дети, за ними ухаживать надо. Вы понимаете, восприятие собственных родителей. Они нас не считают, что мы маленькие, мы друзья в семье, мы друзья. Меня поразило, пишет мальчишка, мы подошли с дедом к роднику, долго шли, дедушка у меня уважаемый человек, я ему говорю: дедушка, давай ты. А он говорит: нет, первым будешь пить ты. Тебе расти надо и тебе надо много воды. Дедушка меня как уважает, вот как. Другое письмо, абсолютный восторг мамой. Расскажем эту историю, фермерская семья из Псковской области, фермерская семья. И мальчишка описывает эту ситуацию. Он в 9 классе. Прихожу, иду со школы и вижу, что-то не так. Отец на крыльце, они фермеры, картошку выращивают, он папиросу за папиросой, что такое, папа, что произошло. Не говорит. Я захожу и слышу, как в соседней комнате сестра, которая уехала учиться в университет, первокурсница, и мама то смеются, то плачут, то плачут, то смеются. Я понять не могу, но напряжение висит в воздухе. Оказалось, я немножко перефразирую фразы для того, чтобы не обжигать слух нашим слушателям, оказалось, что история в том, что юная девушка в Пскове, видимо, влюбилась, любовь, какие-то добрые, хорошие отношения с молодым человеком и была обманута. И вернулась домой, и она не поймёт, её беременность, это счастье или горе. Что делать? Отец, естественно, чувства отца, информацию получил. У 9-классника, он вообще понять не может, что, как в этой ситуации быть. А мама, естественно, с дочерью. И вдруг неожиданно мама выходит, становится в центр комнаты и говорит: мужики, ну-ка все за стол. Все садятся за стол. И она, ударяя кулаком по столу, говорит: так. решение единственное правильное и бесповоротное - будем рожать. Будем рожать. И мальчишка пишет на конкурс: Боже мой, какой у меня брат Артём, да я за него жизнь отдам, да нет ничего у меня прекраснее в жизни, чем мой братишка Артёмка. Он брат мне и т.д., я ему старший. Он говорит: я восхищаюсь мудростью своей мамы, ее смелостью. Я подрос, я кое-что понимаю теперь, как можно было бы избавиться от ребёнка, мальчишка пишет. Мы его пригласили на конкурс и маму пригласили, пригласили на конкурс, естественно, я историю никому не стал рассказывать. Я позвонил друзьям в один из московских банков и говорю: ребята, есть конкурсные награды, есть, все наши соучредители дарят ребятам победителям. Но здесь случай уникальный, поможете? Мы ко многим нашим и, кстати, никто не отказывает. Люди из банка привезли вот уже не мальчику, потому что мама приехала, и они подарили комбайн, телевизор, холодильник, ещё что-то такое. Но вот душа настолько светлая у этих людей, настолько она открытая. Мы закончили всё, загрузили в машину подарки и т.д., она говорит: ну, всё не уместится. Я говорю: как, не уместится, сейчас все мы в знак благодарности, что у Вас такой замечательный сын, мы сейчас всё. Она говорит: В знаете мне бы тоже хотелось конкурс поблагодарить. Я говорю: Вы уже сказали спасибо всем. Нет, понимаете, как-то так неловко, мы Вам привезли два мешка картошки. Понимаешь, да?
Алексей Ходорыч:
Вадим Васильевич, я Вас не прервал?
Вадим Носов:
Нет-нет.
Алексей Ходорыч:
Вы знаете, я, по-моему, в тот раз уже спрашивал, что вот эти истории, они все нуждаются в популяризации, потому что они носят огромный воспитательный эффект. Я знаю, что Вы где-то эти истории читали, по-моему, на какой-то из радиостанций. Я недавно обратился на почту России с просьбой написать рекомендательное письмо, потому что мы, «Классный журнал» вместе с фондом отцовства подали заявку на грант Президента России с проектом «Классный папа». То есть мы будем встречаться с отцами лучшими по всей России, делать интервью, потом сделаем, это будет раз в месяц выходить в «Классном журнале», если, конечно, это всё одобрится. И там будет спецвыпуск также журнала. Но мне кажется, вот эти истории, их тоже можно как-то интегрировать. Там же есть истории про классного папу, про воспитание. То есть это можно так всё переплести. Потому что, в чем идея того проекта, о котором я Вам сказал, я ни в коем случае не продвигаю этот проект, просто вижу, что это общее. Что есть что-то, очень интересное в семьях, есть какие-то классные отцы, есть истории, если это популяризировать, это может говорить такой бесценный эффект именно для воспитания и взрослых, и детей. И та же идея семьи, которая, как Вы думаете?
Вадим Носов:
С удовольствием, потому что эти истории, ты прав, Алексей, абсолютно, они не могут быть достоянием, какой бы не был великий конкурс. Вот он большой, вся страна участвует, 150.000 писем, это только приходящие к нам, сюда, в жюри. Мы берём письма, сами просматриваем, потом складываем их в коробки, в мешки и везем в Московский государственный университет имени Ломоносова. И, конечно, там нас встречают с улыбкой, проходите, и вместе с тем я понимаю, какой масштаб работы приходится сделать этим замечательным людям. Я им очень благодарен. И Виктору Антоновичу, и Татьяне Владимировне Кортава, проректору и их сотрудникам, потому что это профессионалы. Среди множества писем, тут нельзя винить юного человека, есть письма, которые он пишет. Но так иногда хочется хорошую мысль какую-то, увиденную в компьютере как бы вставить немножко. Но мы предпочитаем, как я Вам сказал, родниковые письма, родниковое письма, в которых сразу видно, как юный человек мыслит. Ведь все ребята, которые участвуют в конкурсе, как ты сказал, судьба и родина едины, вот абсолютно точно. Они чувствуют очень остро, очень празднично свою сопричастность к большим делам страны. Я обязательно вернусь в свою деревню, пишет один парень из Пензеской области. Вы не представляете, какая у нас была раньше деревня, давно, давно. Там была мануфактура, там была мельница, там была кузня и т.д. Я уеду, уеду из деревни для того, чтобы выучиться. Я буду экономистом и агрономом, животноводом, потом несколько профессий сельских, которые он хочет изучить. Я вернусь, я вернусь и разгоню всех пьяниц. Очень острый момент, особенно в селе, ребята не приемлют, не приемлют всё это дело. Они хотят вырасти хозяевами, они хотят жить счастливо и хорошо, они хотят быть успешными. Я разгоню всех и начну строить всё заново. А знаете, с чего я начну, он пишет сам себе вопрос. Я построю мармеладную фабрику. Я всегда, когда читал, думал, а где же он, ребёнок, где он? И вот когда он написал, что он построит прежде всего мармеладную фабрику, я понял, что у него всё получится. Поэтому, когда мы говорим о лучшем папе, об очень хорошем папе, это не просто, скажем так, акция разовая. Нет, это доминанта в семье. Доминанта в семье. Потому как, находясь в семье и работая душой в семье, созерцая своих родителей и их поступки, создаётся модель будущей семьи. Модель будущей семьи. И мальчик, юноша растёт, и он видит, как отец ведет дело в семье. Это очень важно, это очень важно. И девочки смотрят отношения, почему многие девчонки в успешных семьях хотят видеть своего избранника будущего похожим на папу, это проверено веками. Потому что дочери очень любят, они с мамой дружат, шушукаются, а отец, это отец, это защита, это опора. И многие девочки, вот в семье мальчишки, мальчишки, и вот девчонка. И многие девочки понимают, что она любимица отца, отец боготворит свою дочь, и это всё происходит в гармонии. Это не всегда говорят, это не всегда говорят. Ведь, понимаете, успешная, любящая, добрая семья, она, как река, глубокая река. Глубокая река не шумит, она не рассказывает о своих чувствах, она купается в них, глубокая река не шумит. Вот как Россия, как Волга наша, понимаете. Мы не шумим.
Алексей Ходорыч:
Очень рад, что Вы эту идею оценили. У нас, к сожалению, осталось 10 примерно минут. Я многим обещал исполнить сегодня гимн акции «Всероссийская школьная летопись», это акция живой классики, это фонд «Живая классика», который каждый год проводит конкурс чтецов. И завтра в РГДБ будет как раз московский финал в 4 часа, все приглашаются, вход бесплатный. Вадим Васильевич, Вы что-то хотели сказать.
Вадим Носов:
Да. Перед песней, которую Вы сейчас исполните, я хочу процитировать маленького философа, такого мудреца из Дагестана. Ему восемь лет, он такое письмо писал, что значит творить добро. И он покорил меня одной фразой. Мудрец, горы, Кавказ. Он написал: добро надо творить всегда, днём, ночью, каждый час, каждую минуту, даже тогда, Алексей, когда опаздываешь на уроки.
Алексей Ходорыч:
Отличная идея. Кстати, Вадим Васильевич, я хотел бы Вас попросить обратить внимание на акцию «Всероссийская школьная летопись». Потому что в отличие от акции «Живая классика», как конкурс чтецов, где, скорее всего, нет особых пересечений с «Лучшим уроком письма». «Всероссийская школьная летопись», в чём суть проекта, которую они же придумали. Вот представьте, весь класс каждый год, это можно, как угодно, собирают истории, о ситуации в классе, о каждом человеке, это можно тематику придумывать. И по итогам класса издается настоящая книга, которая потом достаётся всем ученикам. Это Вы представляете, во-первых, какая память на все годы, что класс издал книгу. Это фиксирует личность, и сама по себе идея того, что что-то фиксируется, пускай там, конечно, всё набирается, но всё равно это эпистолярный жанр, мне кажется, это очень пересекается с идеей лучшего письма.
Вадим Носов:
Это очень интересно, очень интересная идея.
Алексей Ходорыч:
И 13 марта в РГДБ, когда впервые эти книги передавались в книжную палату, детский писатель Анна Гончарова подарила организаторам конкурса стихи, они всем понравились, мы сделали об этом заметку на сайте. Я подумал, а почему бы мне не написать эту песню, вот завтра я её исполню. Сейчас, по сути, ее премьера.
Вадим Носов:
Примера, сейчас премьера?
Алексей Ходорыч:
Да, так что если буду ошибаться, не обращайте внимания.
Вадим Носов:
На премьере можно.
(Звучит песня)
Вадим Носов:
Я Вас поздравляю, Алексей, поздравляю Вас.
Алексей Ходорыч:
Парочку раз ошибся с мелодией.
Вадим Носов:
Нет, во-первых, премьера, во-вторых, замечательные слова, прекрасная музыка, а то, что ты, исполняя волнуешься, так это же, по-моему, настолько правильно всё, это когда душа поёт.
Алексей Ходорыч:
Да, потому что когда всё безошибочно, значит это что-то, что-то не так. А если ошибаешься, значит ты живёшь.
Вадим Носов:
Поздравляю Вас с песней, спасибо за хорошее исполнение.
Алексей Ходорыч:
Я очень надеюсь услышать, Вы мне потом отправите песню Гладкова про Почту России. Я бы хотел её тоже разучить и исполнять.
Вадим Носов:
Да, и про почту, и про урок, интересно то, что слова написали для песни сами ребята, участники конкурса.
Алексей Ходорыч:
Поскольку у нас осталось 2 минуты, у нас время истекает, но, возможно, нам смогут добавить 2 минуты. Вы могли бы сказать, куда присылать письма в 2018-м году и до какого срока, чтобы успеть попасть в конкурс.
Вадим Носов:
Спасибо, да, только что был объявлен конкурс этого года, 18-го года. Эт 16-й конкурс. Присылайте, пожалуйста, Ваши работы по всем 10 номинациям, которые Выиможете увидеть на сайте Почты России. Вы их можете увидеть в «Учительской газете» и вот, пожалуйста, в «Учительскую газету» присылайте, работайте вместе со своими педагогами, с друзьями, с родителями, мы с нетерпением ждём Ваших писем, а финалистов затем в Москве. Так что конкурс открыт. Конкурс открыт, иногда пишут целыми классами, школами, курсами? сейчас и студенты, и суворовцы пишут замечательно, которые, один из них написал интересную вещь. Говорит, дед мой, победитель мечтал пройти по Красной площади на параде, и отец офицер, а прошёл я, потому что я барабанщик. Я открывал парад. Понятно, парень из военно-музыкального суворовского училища. Так что будем творить добро, как написал маленький дагестанский философ, мудрец. Каждый день.
Алексей Ходорыч:
Спасибо огромное Вам за визит.
Вадим Носов:
Спасибо Вам, спасибо, Алексей.
Алексей Ходорыч:
Я надеюсь, мы ещё с Вами встретимся на программе, всегда раз вас видеть.
Вадим Носов:
Спасибо, Алексей, за приглашение, книга Ваша. Предлагаю всем подписываться на «Классный журнал», по тому что в киосках иногда бывает, иногда нет, а с помощью Почты России можно всегда, в любом месте страны его получить.
Алексей Ходорыч:
Получать, потому что действительно, сейчас система распространения.
Вадим Носов:
Открылась сейчас подписная кампания, началась, поэтому получить, кстати, очень важно, чтобы ребёнок дома имел свой журнал, свой. Это его собственность. Это общение с журналом, это его собственность, вообще, очень важный момент.
Алексей Ходорыч:
Это втягивает в чтение.
Вадим Носов:
Конечно.
Алексей Ходорыч:
Это мысли нормализуют, это хоть немного отвлекает от интернета, потому что всё-таки в таком возрасте, до 12, до 13 лет очень важно не попасть в социальные сети. Они, конечно, все полезные, но это всё равно хаотично тебя чуть-чуть размывает, как мозговой сквозняк. А когда ты читаешь что-то бумажное, это тебя развивает.
Вадим Носов:
У ребёнка должно быть своё чтение, это интересные книги, свой журнал, своя детская газета, его собственность, его интеллектуальная собственность, это очень важно.
Алексей Ходорыч:
Да, ещё раз подчеркну, что сейчас система распространения по России, к сожалению, она не идеальна, многие киоски закрываются, многие дистрибуторы разоряются, многие журналы от этого страдают. И один из немногих способов всё-таки не обращать внимания на всё это происходящее? это подписываться на почте России.
Вадим Носов:
По каталогам почты России. В каждом почтовом отделении.
Алексей Ходорыч:
Это одна из системообразующих функций почты, именно в том, чтобы не терялись связи всей нашей великой страны.
Вадим Носов:
Совершенно верно.
Алексей Ходорыч:
Спасибо Вам огромное, Вадим Васильевич.
Вадим Носов:
Спасибо Вам.