Муслим Муслимов:
С вами Муслим Муслимов. В гостях у меня Дмитрий Шаменков. Тема нашей сегодняшней программы «Инновационный подход к управлению здоровьем сотрудников».
Начнём нашу программу в свете трагических событий, произошедших в Кемерово. Поэтому, Дмитрий, первый вопрос: как ты смотришь на формат управления здоровьем? Что у тебя откликнулось и как, ты считаешь, нужно вести себя людям в подобной ситуации, как выходить из нее?Дмитрий Шаменков:
Спасибо тебе большое, Муслим, за приглашение. Да, то, что сейчас произошло – это трагическое событие. Я так скажу: осознанное управление здоровьем - это как раз про то, чтобы, с одной стороны, не допускать подобного типа трагических событий. По-настоящему понять, что социальные факторы, с которыми мы имеем дело, носят, наверное, первичное значение по отношению к здоровью человека. Длительный период времени мы не воспринимали ни состояние здоровья, ни жизнь человека. Хотя, Всемирная организация здравоохранения всю жизнь, насколько я помню, говорила, что более 60 % здоровья человека зависит от социальных факторов, но под социальными причинами понималось все, что угодно. В основном, образ жизни, некоторый образ питания, физической активности. Но то, что непосредственно человеческие отношения такое огромное влияние оказывают на наше здоровье, мы узнали недавно, благодаря недавним обширным многоцентровым исследованиям, огромным аналитическим исследованиям. На более, чем 3-х миллионах человек показано, что именно социальные отношения играют первичное значение для состояния здоровья человека, а потом уже все остальные вторичные факторы. Сейчас, благодаря нашим научным открытиям, мы можем, по большому счету, управлять этими процессами. Учитывая трагизм ситуации, в которой мы находимся сейчас, начинаем понимать, насколько вообще клей общества и понимание точности коммуникаций в обществе играют критичное значение для просто физического здоровья человека.
Что делать в этой ситуации? У нас в стране был период, когда погибало более 90 % детей с онкологическими заболеваниями крови. Только благодаря прочистке отношений между врачебным сообществом в России и мировым врачебным сообществом, между врачебным сообществом в России и властью, на сегодняшний день только 5 % детей погибают от онкологических заболеваний крови. Поскольку новые технологии, коммуникации, так или иначе первична именно коммуникация, общественная связь, содействие. Она первична получается для спасения конкретных жизней. В глобальном смысле нарушение коммуникации в обществе приводит к трагическим последствиям.
Социальные отношения играют первичное значение для состояния здоровья человека, а потом уже все остальные факторы.
Муслим Муслимов:
Хороший пример. Фактически, за рубежом есть технологии, к которым так или иначе мировое врачебное сообщество пришло, но они еще не реализованы в нашей стране. Оттягивание, так скажем, реализации подобного рода технологий приводит к смертям. Сейчас мы можем видеть большое количество подобных технологий, которые должны быть внедрены в России, которые будут ежедневно спасать жизни.
Скажи, а как сделать это системно? Как сделать так, чтобы были запросы оператора, человека на нашей стороне, на российской стороне? Фактически, люди, которые сейчас представляют врачебное сообщество, должны быть некими инсайдерами процесса, должны вытягивать на себя внимание и брать ответственность. Как ты считаешь, как это сделать системно? Есть ли рецепт?
Дмитрий Шаменков:
Рецепт, конечно, есть. Начинается все с доминанты, с доминирующей основной цели. Во главу системы должен быть поставлен пациент, то есть система должна быть пациент-центрированной. Все остальное, что не способствует улучшению состоянию здоровья пациента, должно признаваться, скажу грубое слово, противозаконным. Допустим, мы видим, что существует определенная технология, общепризнанная в мировом сообществе, и она применяется в спасении жизни, а мы в силу бюрократических препон, или прочих, не применяем её для спасения жизни граждан наших. Мне кажется, это должно быть противозаконно. Даже не знаю, как это объяснить. Когда любому родителю любого ребенка, которому в силу каких-то непонятных, несуществующих причин чисто бюрократического характера нельзя получить лечение своевременно и качественно в соответствии мировым стандартам, мне кажется, это преступление против человечности, против ребенка, против детства, против всего, чего угодно. Поэтому, люди, которые занимаются этим процессом, и мы в первую очередь, должны, наверное, выносить на определенную риторику и постепенно, шаг за шагом, двигать систему здравоохранения в сторону именно центрированного подхода. Но, об этом все же говорят, это не мы сами, такие умные, придумали. Поэтому, важно эту риторику претворять в жизнь.
Муслим Муслимов:
Дима, ты создатель школы управления здоровьем. По сути, это серьезный ретрит в Таиланде на острове Панган. Я был там, видел все, что вы делаете. Твои подписчики видят, как много ты делаешь в плане осознанного управления здоровьем. Какие три столба, или ряд векторов, которые ты озвучиваешь для себя и для публики? К чему эти три направления можно свести? Или может их не три, больше?
Дмитрий Шаменков:
Ты имеешь в виду основные принципы осознанного управления здоровьем? Самое главное, что важно понимать в первую очередь, что цель всего, чем мы занимаемся - это здоровье. Здоровье - это такая штука, которая формируется в настоящем моменте. То есть 100 триллионов клеток моего организма создают эту цель в моменте настоящего. Здоровье - это объединяющая система, по-настоящему, которая может стать, в общем-то, неким критерием истины для всех нас. То есть, тебе нужно здоровье, мне, ребятам нужно, всем, начиная от обывателя на улице, заканчивая самими докторами, президентом. Это такая трансперсональная штука, которая идеологически никому и ничему не противоречит и является системным объединяющим ресурсом. Для меня это некая цель, которая обладает критериями истинности для каждого. Это, наверное, первое. Второе, что важно понимать, что здоровье зависит от социальных отношений, в первую очередь. Какие-то факторы риска в виде неправильного питания, физической активности и всего прочего, вторичны по отношению к коммуникациям. Социальная изоляция прямо приводит человека к аддикции, к зависимому поведению, к нарушениям пищевого поведения, к нарушениям физической активности. Таким образом, социальная изоляция является центральным, основным фактором риска. Поэтому, интервенции, которые бы мы предпринимали, должны быть ориентированы на преодоление изоляции.
Очень важно понимать, биологически человек так устроен, что наше поведение зависит не только от поведения информационных процессов в обществе или в социальных сетях, которые нас окружают. Поэтому, если я хочу, допустим, изменить что-то, то объектом воздействия в данной ситуации должна быть сеть. Не я сам, как индивид, а определенная группа людей, которые меня окружают. Даже, я бы сказал, информационное поле этих людей, то, о чем люди думают, обсуждают, говорят. Это, скорее, информационный процесс. В этом смысле информация может исцелять. Нас это ведет к образованию. Мы знаем, что за последние 100 лет человек стал жить примерно в 2,5 раза дольше. Произошло это не за счет удивительных волшебных вещей, а за счет именно образования, гигиены в первую очередь и появления антибиотиков. Начнем с того, что антибиотики появились тоже благодаря образованию. Если бы люди не были образованы и не занимались бы наукой в этой сфере, то никаких бы антибиотиков не появилось.
Муслим Муслимов:
Александр Флеминг не открыл бы антибиотики в свое время.
Дмитрий Шаменков:
Конечно, да. Это фундаментальные ключи. Дальше, для того чтобы случилось вообще образование, чтобы мы образовались как общество, для того чтобы мы могли взаимодействовать, требуется максимальная точность при передаче информации в коммуникациях. Когда мы так или иначе обмениваемся информацией в диалоге, при создании групп, которые могут сформировать, например, новый образ жизни, образ поведения, или, может быть, решить социальную задачу: как привезти те же лекарства для детей, или, например, образоваться чему-то, то, так или иначе, для нас критичной становится точность при передаче информации. Чем более искренне, чем более откровенно, чем более фактологично, обоснованно происходит передача информации, тем больше вероятность получения результатов деятельности.
Муслим Муслимов:
По сути, мы приходим к принципам открытого диалога. Когда человек понимает, что ему нужно, он ставит цель. Скажи, пожалуйста, для чего тебе это? Почему ты этим занимаешься? Почему ты считаешь, что в этом есть суть и в этом корень?
Дмитрий Шаменков:
Вопрос, с одной стороны, простой, с другой стороны, сложный. Занимаюсь, потому что хочу заниматься. Это мой выбор, мне любо заниматься этим, сердцу близко. С детства хотел быть доктором и вообще развиваться в этом контексте. Когда понимаешь по мере развития своего образования, что существуют инструменты и процессы, которые большее значение играют для состояния здоровья людей, хочется на этом уровне заниматься здоровьем, нежели на уровне более локальном. Хотя, более локальный уровень, тоже нужен и важен. Просто уже мы его проходили, скажем так. Поэтому, само по себе здравоохранение, само по себе быть доктором – для меня это как призвание. Других слов тут параллельно провести нельзя. С другой стороны, есть вызовы, есть потребности общества, которые я, как часть общества, чувствую. Я чувствую, что их нужно решать. У меня нет такой внутренней мысли, что кто-то за меня решит эти задачи.
Муслим Муслимов:
У каждого доктора есть технологии, которые он осваивает, его багаж знаний, и есть контингент пациентов, с которыми он взаимодействует. Каждый из докторов понимает, какое количество людей оздоравливается через его знания, реализованные на практике. Есть ли у Дмитрия Шаменкова критерии количества пролеченных пациентов в год?
Дмитрий Шаменков:
Я специально для себя такого критерия не выводил, не создавал. Тут для меня, скорее, играет значение качество процесса. Количественные характеристики ценны, конечно. Сейчас я их назову. Большее же значение играет то, что даже если ты помог одному человеку, это уже огромная польза, уже огромный плюс. Сложно оценить стоимость и значимость человеческой жизни. Вообще, способность человека жить и давать счастье, и возможность получать и давать это другим.
Муслим Муслимов:
Я подойду с другой стороны. Есть у нас, грубо говоря, во врачебном сообществе такой самородок, как Дмитрий Шаменков. У него есть технологии и возможности, которые применимы и возможны для реализации. Допустим, что технология, которую ты пропагандируешь, должна быть доступна 50 миллионам. А количество людей, которое проходит через тебя ежегодно, порядка 15 тысяч. Не считаешь ли ты, что тот способ коммуникации, который тобой настроен, может быть еще шире?
Дмитрий Шаменков:
Да, конечно, 100 %. Поскольку я, в общем-то, специалист в области новых медицинских технологий, трансляционной медицины, как сейчас называется, внедрение технологий. У любой технологии, у любого процесса есть определенная жизненная фаза, фаза жизненного цикла. Когда что-то появляется на свет, пусть даже инновационное, очень научно обоснованное, требуется определенная выдержка для создания минимально значимого или минимально ценного продукта, что ли, можно так сказать. Он должен быть уже опробован, он должен быть прощупан, прочувствован. Тогда в ситуации, когда он обкатан та относительно небольшой группе людей, его можно масштабировать. Мы сейчас проходили этот процесс, как раз вплотную подошли к его масштабированию. Действительно, 15.000 человек, тоже очень много. Сейчас меньше, 14.400, что-то около того. Сейчас мы пошли в систему обучения, готовим вместе врачей, клинических психологов и педагогов в университете, в первом меде, для того чтобы дать доступ к осознанному управлению здоровьем, реально, может быть, не 50, а 70-80 миллионам человек, которые пользуются в России интернетом. Чтобы, как минимум, они были охвачены. Это будет гигантский шаг, гигантское дело.
Муслим Муслимов:
Ты ежедневно выходишь в эфир, ежедневно проводишь мастер-классы, собираешь интересных людей на совместные лекции. Где можно ознакомиться с твоей программой и кому она могла бы быть полезна?
Дмитрий Шаменков:
Наверное, самое базовое место, где можно ознакомиться, на сайте школы suz.community. Можно найти в интернете, школа «Система управления здоровьем», или по моей фамилии можно найти. На самом деле, если мою фамилию вбить в поисковой строке или набрать «осознанное управление здоровьем», то обязательно найдете. В принципе, это, конечно, нужно всем. Даже сейчас, в нынешней сложной ситуации, если посмотреть на то, что происходит в стране. Людям, которые сейчас находятся в этом процессе, это просто жизненно необходимо. Рекомендация «вы там держитесь», например, не эффективна, на самом деле, потому что в данной ситуации человеку нужно научиться пропускать чувства, научиться их чувствовать, научиться горевать, научиться ощущать себя и выражать это, быть в диалоге друг с другом. Понятно, что в этой ситуации совсем все сложно и тяжело. Но, тем не менее, это работает. Важно понимать, куда мы идем, и важно понимать, что могут случиться еще более сложные ситуации. Это реальный риск, потому что есть очень много проблемных процессов в сложноорганизованной стране, коей мы являемся. Они могут быть нарушены, так сказать, если мы не обратим достаточно внимания сейчас, не выйдем сейчас в более связывающую работу в сообществах. Поэтому нужно всем, нужно везде. Это нужно системе образования, это нужно в системе здравоохранения, это нужно повсеместно. Если мы вообще хотим выжить, как общность, как общество, как, не знаю, не очень хорошее слово «нация», но, скажем так, как страна вообще, в целом, и, наверное, даже просто как люди, то нам необходимо научиться договариваться. Необходимо развивать диалог вокруг именно здоровья, вокруг пользы. Очень практический диалог, необычный диалог.
Муслим Муслимов:
Дима, тема нашего эфира «Инновационный подход к управлению здоровьем сотрудников компании». Как ты считаешь, каким образом должна формироваться команда на рабочем месте? Какие первоочередные принципы для ее благополучного взаимодействия?
Дмитрий Шаменков:
Наверное, самое главное, что произошло за последние 15 лет - появление Интернета в жизни компании. Что сделал Интернет? Он сделал коммуникации плоскими. Раньше коммуникации были вертикальными, иерархически интегрированными. Для того, чтобы эффективно управлять какими-либо процессами, требовалась система передатчиков информации в форме линейных менеджеров, которые передавали информацию, по сути, на периферию и контролировали ее передачу от руководства. Сейчас у руководителя появляется инструментарий работы с людьми напрямую. Структура компании из вертикальной, интегрированной, иерархически организованной, начинает уплощаться. Это то, что свойственно для высокоорганизованных сообществ, сетевых культур, в том числе и в живой среде. Живая природа миллиарды лет эволюции отрабатывала эти механизмы, поэтому то, что мы наблюдаем, далеко не ново для природы. В этом смысле можем учиться даже.
Муслим Муслимов:
Дима, мы с тобой провели круглый стол «Деловой России» по живым организациям. Скажи, пожалуйста: как предпринимателю, как руководителю организации понять, что принципы живых организаций, которые он применит в своей ежедневной практике, ему помогут? По каким критериям он должен решиться их применять, встать на этот путь? В чем этот путь, на твой взгляд? Почему он правильный?
Дмитрий Шаменков:
Почему нужно это руководителю, почему нужно это собственникам бизнеса? Просто потому, что надо, в первую очередь, для себя уяснить, что так будет. Я в этом смысле даже не вангую, это некий как раз тренд и тенденции, о которых можно говорить. Это реальный форсайт, мы идем в сторону всеобщей связанности. Хочется это кому-то знать, или не хочется – это не имеет абсолютно никакого значения. Мы рано или поздно придем к этому. Вопрос: придут ли они? Но для того, чтобы идти туда, надо готовиться. Надо готовить свое сознание уже сейчас. Все организации, которые я знаю, даже самые успешные, современные, во многом построены по старым механизмам и принципам. По механизмам и принципам того периода времени, когда коммуникационные технологии не были столь развиты. Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем - это полная трансформация, переворот рынка.
Муслим Муслимов:
Есть ли примеры живых организаций в России? Какой бы пример ты взял для себя за основу?
Дмитрий Шаменков:
Очень сложный вопрос. Я говорю «для живых организаций», но я бы так сказал, что могут быть разные степени «живости» организаций. Мне кажется, не существует такой совокупности критериев, достижение которых четко бы сказало, что эта организация живая. Как только организация присвоила себе гордое название «живой организации», надо задуматься и подозревать ее в том, что в ней что-то не то. Поэтому, «живая организация» - как раз та, которая не фиксируется организацией, которая постоянно развивается. В этом смысле в России довольно много организаций, которые, в принципе, живые, и живых групп людей. В частности, из моего опыта, то, что есть, что я наблюдал: «Татнефть-РемСервис», Айрат Закиров. Ещё я вижу определенную живость в том, что мы с тобой делаем. В частности то, что мы произвели в «Деловой России», может быть, это и сегмент, но это было явно живое действие. Мы создали живые процессы, он был в живой, безусловно, организации. «Живые города» - есть такое движение. Есть люди, которые наполняют это движение, у которых, безусловно, тоже есть тенденции сформировать живую организацию. Саша Монастырев своими аптеками, кто-то еще. Отдельные примеры живого движения – они есть.
Муслим Муслимов:
Скажи, пожалуйста, если после нашего эфира один из руководителей крупной компании захочет перейти на путь создания у себя в команде, у себя в компании, живой организации, что ему нужно сделать, или к чему ему обращаться?
Дмитрий Шаменков:
Самое главное, ему нужно для себя понять, что живая организация начинается с живого собственника или владельца организации. Ему важно понять, что знания, навыки, о которых мы говорим в принципе живых систем, ему нужно обязательно понять для самого себя. Если он поймет, что эти навыки, эти принципы, о которых мы говорим, ведут его к адаптивности, к адаптации, то у него будет намного больше шансов, возможностей для того, чтобы применить это для бизнеса. В чем есть огромный плюс того, что мы делаем - в том, что руководитель будет узнавать себя в этом. На самом деле, то, что мы делаем, может быть как отрезание чего-то ненужного, отрубание своеобразного балласта в процессе работы, управления организацией. Руководитель может осознать, что определенные решения, которые он предпринимал, вообще делал в своей жизнедеятельности, оказываются очень верными. Что он интуитивно понимал для себя и делал, может оказаться рационально обоснованным для него и может иметь под собой фундаментальную почву. Если руководитель прояснит для себя эти принципы коммуникации, он дальше может их постепенно, используя свои практики, транслировать своей команде. Дальше вопрос такой, что в живых системах, живых организациях недопустимо насилие. Не по моральным причинам, что это неправильно, а чисто по биологическим факторам, иначе оно приведет к обратному эффекту для организации. «Хотел, как лучше, а получилось, как всегда».
Муслим Муслимов:
По сути, если интерпретировать своим языком, по сути, получается следующее. Первое, человек должен самостоятельно развиваться в организации и понимать свой некий путь, свои цели. Второй момент, он должен это делать совместно и в совместном творчестве, синергии, так скажем, когда 1 + 1 = 11. Помимо этого, он должен быть заинтересован большой крупной целью, целью компании, понимать, куда компания идет. Помимо этого, чтобы он всю работу воспринимал не как работу, а как наслаждение и формат некоего счастья и некоего удовольствия от процесса, в который он включен. Есть ли еще какие-то критерии, которые бы определили для сотрудника принцип взаимодействия в живых организациях?
Дмитрий Шаменков:
Наверное, самое главное, чтобы сотрудник понимал, что ему выгодно работать в такого рода организациях. Чтобы он понимал, что его основная выгода заключается не в финансово-экономических бонусах, а в том, что он развивает свои внутренние качества и свойства, которые ему позволяют реализовать себя в жизни и при этом сохранять свое здоровье. Когда у человека есть такое представление, такое осознание и внутреннее понимание, тогда он будет хорошо интегрирован в процесс и будет в нем эффективно работать. Для этого его нужно обучить, чтобы он умел и понимал, как делать. Тогда работа в организации может превратиться в очень интересный процесс, в котором люди, помимо реализации основного продукта, основного результата, непрерывно совершенствуются. Самое главное, совершенствуются способы получения основного результата. Поэтому я смотрю на живые организации очень позитивно. Но, я смотрю на них позитивно только тогда, когда мы используем для трансформации организации научно обоснованные принципы и базу психофизиологии и живых систем. Если так не делать, это может очень быстро превратиться в нечто такое, социологический эксперимент, что ли, социоэзотерический, я бы даже сказал. Потому что, не имея под собой рациональной точки опоры, очень понятной, научно обоснованной, можно уйти совершенно не в ту сторону. Но, если мы понимаем, как это работает, то можно буквально спроектировать, сконструировать очень живой процесс, в котором, что играет большое значение, возможно, не каждый найдет себя. Поэтому, для руководителя важно подумать, что, во-первых, он начинает с себя, а не с неких сотрудников, на уровне сотрудников не решается вопрос. Он начинает с себя, своего ближнего круга, и постепенно можно что-то трансформировать в организации. Можно трансформировать, а можно какую-то альтернативную цепочку построить.
Важно, чтобы сотрудник понимал выгоду своей работы в организации. Что он развивает свои внутренние качества и свойства, реализует себя в жизни и при этом сохраняет свое здоровье.
Муслим Муслимов:
Дима, ты говорил о том, что в первом меде вы уже начали курсы для врачей, для клинических психологов, которым эта технология передана. По большому счету, у меня отражается формат некой биоэтики с деонтологией. Классики медицины говорят о том, что, когда пациент разговаривает с врачом, три сущности существуют в кабинете. Одна сущность из них - болезнь. Если врачу удалось перетащить пациента на свою сторону, тогда они вдвоем победили, доктор с пациентом побеждают болезнь. Фактически, все взаимодействия, о которых ты говоришь - это формы излечения, так скажем. Через доктора - пациента, через доктора - общества, грубо говоря, одно общество лечится другим обществом, и так далее. То есть, я вижу некие взаимодействующие между собой системы. Проводниками этих систем, по большому счету, являются врачи. Скажи, пожалуйста, какой отклик ты ждешь от врачебного сообщества?
Дмитрий Шаменков:
Откровенно говоря, я не жду отклика от врачебного сообщества. Для меня, во-первых, ожидания уже подразумевают некую привязанность к определенному отклику, а я привязанностей совершенно не хочу. Моя задача – двигаться, делать вне зависимости от каких-либо откликов. Я чувствую, понимаю, у меня есть научно обоснованные представления, я вижу огромный результат. Поэтому, я замотивирован в этом смысле результатом деятельности, у меня есть хороший внутренний драйв. Я вижу отклик от людей, которые достаточно глубоки для того, чтобы понимать процесс. Это мотивирует. Поэтому я ничего не жду, но это не значит, что я не надеюсь. Я очень надеюсь на этот отклик. Для меня, например, между просьбой и требованием есть очень тонкая разница. Просьба - это когда я прошу, но не жду. А требование, это когда я прошу и жду. Я по отношению к врачебным сообществам настроен в формате просьбы, а не требования. Поэтому я отдаю, мы идем в этот процесс. Я не один, я тоже участник врачебного сообщества. Я себя не отделяю от него. Все-таки, я доктор, закончил с красным дипломом первый мед. До сих пор дружу с руководством университета и с большим количеством специалистов, которые выпустились и сейчас работают в нем. То есть, я себя к нему отношу.
Я вижу, что образование здесь очень хорошо работает. Научно обоснованное образование, база, наличие общего результата и готовность применять практику, открытый диалог на практике, сам по себе. Когда я сам нахожусь в формате открытого диалога, я легко нахожу общий язык с людьми. Я сначала их очень внимательно слушаю, пытаюсь проникнуться, понять место вообще и ход мышлений, где они находятся. У меня абсолютно искренний, стопроцентный интерес к тому, где вообще человек, как он воспринимает мир. Когда я с ним синхронизирован на этом уровне, дальше я могу уже по-новому видеть мир. У меня происходит внутренний синтез мышления человека, с которым я взаимодействую, и моего собственного мышления. Дальше я начинаю проявлять как есть интерференционную картину, в ней всегда содержится ключ к пониманию. Я не пытаюсь подвинуть картину миропонимания другого человека. Я занимаюсь тем, что я себя проявляю, выражаю. Но перед этим я напитан уже системой чувствования, системой восприятия, понимания вообще мира другим человеком.
Муслим Муслимов:
Дима, ты поднял определенный важный пласт, научный пласт. Пласт, который на практике себя реализовал. Подводя некий итог, чем ты гордишься на данный момент?
Дмитрий Шаменков:
Своей семьей, детьми. Они у меня главная гордость. Тем, что мы живем так, как хотим жить. Реализованностью. Тем, что помог многим людям. Опять же, мне сложно гордиться этим. Я не говорю, что я помог, потому что вижу, как через это жизнь проявляет себя. Потому что я не один, никогда не был один. У меня есть учителя, у меня есть коллеги, соратники, друзья. Это всё наш общий результат, наше общее действие. Я рад, что у меня получается коммуникация, это объединяет. Что получается создавать и быть не самому здесь, не гордиться за себя, а чувствовать, что я как бы действую в общем поле. Моя основная задача не заключается в том, чтобы быть самому каким-то светом, быть гениальным, мудрым и скромным в совокупности. Все заключено только в том, чтобы дать возможность другим проявить себя и дать возможность людям взаимодействовать друг с другом, и работать, наладить эту среду.
Муслим Муслимов:
Какие планы на будущее?
Дмитрий Шаменков:
Захватить мир, конечно же. Сделать всех счастливыми. Если говорить серьезно, я в основном сейчас пребываю и живу в формате очень глубокого реализма в моменте настоящего. Это, скажем так, не жить одним днем. Это, скорее, жить и из настоящего видеть тенденции, видеть перспективы, и видеть именно из настоящего поля. Что я вижу? Я вижу, что мы сейчас готовы, чтобы достаточно широко раздать это диалоговое поле.
Постараюсь совсем упростить и сказать для слушателей; может, у них возникает непонимание, чем мы вообще занимаемся. Понимая, что социальная изоляция приводит к нарушению здоровья, мы можем создавать групповые процессы. Группы открытого диалога, в которых люди учатся себя хорошо чувствовать, чувствовать свои ощущения, свои телесные ощущения, физические ощущения, свои мысли, переживания, место, где они находятся. Учатся это выражать максимально искренне, без купюр. Создать процесс в группе, которая объединена общей целью и принципами коммуникаций, в которых мы не учим, не лечим, не раздаем советы, не выносим каких-то оценочных суждений, а просто делимся своими чувствами, переживаниями. Такие группы позволяют достаточно быстро и эффективно улучшить качество жизни, до четверти в течение месяца – это мы в научных исследованиях показали. Последние исследования показывают, что, например, для некоторых видов онкологических заболеваний, как рак молочной железы, смертность оказывается на 214% выше для женщин, которые, например, социально не интегрированы до диагноза. Тогда здесь открывается огромное поле для профилактической медицины, для системных действий, которые могут буквально совершить переворот в медицине. Поэтому, мне хочется, с одной стороны, раздавать достаточно широко эту практику открытого диалога и осознанного управления здоровьем, максимально широко, чтобы люди хотя бы ее попробовали.
У нас действует онлайн школа, где мы учим людей целенаправленно и глубоко. Если человек хочет действительно в этой практике развиться, применить ее для себя и научиться обучать других, то ему, конечно, нужно в этом поле присутствовать, как в любом университете. Я могу сказать, что основной эффект обучения в университете - безусловно, не знания. Знания, они в интернете доступны. Основное – то, что дает университетская среда. Университет - это среда, это коммуникация, это обмен опытом с опытными людьми, это возможность применить себя на практике. То же самое у нас в школе происходит. Знания, пожалуйста, открыты и доступны, никто ничего не ограничивает, а в школе идет специфическая работа, которая ориентирована на развитие навыка открытого диалога, на развитие коммуникаций, на развитие способностей применять этот навык в своей повседневной жизни. Я вот так вижу цель. То есть, максимально широко оповестить людей о том, что существуют мегаэффективные инструменты улучшения здоровья, управления здоровьем. Дать людям возможность углубиться в процесс, которые хотят это сделать.
Что еще важное? Надо сделать максимально широкое поле открытого диалога, чтобы возникал эффект понятия эмерджентность, самостоятельного развития, новых каких-то решений. Тогда моя роль уже сводится к тому, чтобы, помимо популяризации обучения, заниматься в том числе наукой. Для меня это очень интересно, свойственно. Здесь огромное поле для новых технологий, для новых знаний, пониманий вообще новых, как влияют социальные отношения на развитие совершенно разных заболеваний. Подход, который мы сделали, уникален, потому что обоснован научной теорией функциональных систем академика Петра Кузьмича Анохина. Учитывая это, я вижу глубокую инновационность подхода. Хочется рассказать о нем за рубежом тоже, потому что он должен быть доступен для всех людей повсеместно. С другой стороны, опираясь на это знание, можно создать более эффективный диалоговый подход, чем то, что на сегодняшний день сделано, создано где-то за рубежом. В мире много очень подобных практик и подходов. Когда я начал заниматься этим, стал находить их, радоваться тому, что мы не одни такие самые умные во всем мире.
Муслим Муслимов:
Ты взаимодействуешь с такого рода системами?
Дмитрий Шаменков:
Да, конечно. Мы находимся в контакте с Массачусетским технологическим институтом. В Сингапуре с национальной университетской системой национального здравоохранения. Есть на этот счет планы поработать с Гарвардом. Мы будем в декабре делать форум открытого диалога в Москве. Такой же форум мы делали в прошлом году 7 декабря, в нынешнем году тоже будет в первых числах. У нас есть идеи привести оттуда представителей, занимающихся практиками сострадания, созерцательности, осознанности в медицине. Это широкое направление, которое мы сейчас развиваем на базе университета. Хочется, чтобы было больше внимательности такого рода друг к другу.
Муслим Муслимов:
Дима, хотел поблагодарить и пожелать успехов в реализации поставленных целей и задач, в формировании того поля, о котором ты сейчас говорил. Будем ждать, чтобы оно имело отражение на наше общество, которое, действительно, требует внимания. Просто необходимо нашим пациентам уже иметь технологии, которые позволят им быть более здоровыми, более открытыми, более понятными для себя, для тех близких, которые их окружают. Всего хорошего тебе! Спасибо!
Дмитрий Шаменков:
Спасибо большое, Муслим!