Алексей Пушкин:
Друзья, коллеги, единомышленники, и снова здравствуйте! Такой фразой обычно начинались передачи, которые вел Олег Гончаров, но сегодня, к сожалению, он прийти не смог, и поэтому сегодняшний эфир проведу я. Зовут меня Пушкин Алексей. Фамилия тоже, как у Гончарова, классическая, именно поэтому меня и выбрали ведущим. Сегодня у нас тема «Либридерм – лучшие практики в аптеках». И у нас в гостях коммерческий директор компании Зелдис-Фарма Наталья Гурина и креативный директор компании Зелдис-Фарма Стас Рублев. По традиции, так как вы в первый раз у нас в гостях, что вы расскажете о себе? Давайте начнем, наверное, с мужчины – со Стаса.
Стас Рублев:
Запросто. Вы знаете, о Либридерме можно говорить вечно, то есть ни минуту, ни 45 – о нем можно говорить часами, потому что Либридерм – это ребенок, которому лет-то еще немного, но он настолько яркий и красивый, что даже не знаешь, с какой стороны начать. Но если мы говорим о холдинге Зелдис-Фарма, я думаю, что большинство знает, что это за компания. Но если вкратце, ей 13 лет, компания была создана несколькими единомышленниками. Компания была создана, как компания-дистрибьютор. Но очень быстро ребята поняли, что продавать таблетки самолетами – это, конечно, выгодно, но это очень муторно, и не так выгодно, если сделать таблетку самому и продать ее. Хотя Зелдис не делал никогда таблеток – это такое образное выражение. Соответственно, компания шла всегда только вверх, и о победах компании, наверное, придется рассказывать очень долго, но мы сразу перейдем к главному бренду, собственно, о котором сегодня будет вестись речь. Это Либридерм.
Вопросов очень много, так скажем, электронных вопросов. Вот даже сейчас в моих руках очень интересное электронное письмо, в котором зрители спрашивают: «Какие новинки, друзья, у вас от Либридерм?» И прямо сейчас, перескакивая много ступенек, о которых мы сегодня еще поговорим, хочу показать новинку, например, вот такую. «Я управляю солнцем!» – говорит нам с обложки этого продукта девушка. Вы представляете, что такое «управлять солнцем»? Это когда ты уже победитель, когда нет вокруг никого круче, чем ты. А ведь мы всего лишь говорим о коллекции солнцезащитных средств, которая только что вышла у компании Либридерм. Это смесь креатива, хорошего продукта, качественного. О контроле качества и о том, как мы делаем продукт тоже сегодня эту тему затронем. Это и есть Либридерм. Нужный месседж, красивое послание человеку.
Когда человек просто слышит, что у кого-то появился солнцезащитный крем – ему неинтересно. А когда человек понимает, что он будет управлять солнцем – ему сразу становится интересно: а как? Соответственно, потом мы уже ему расскажем, что у нас есть целая линия средств, благодаря которым человек может загорать без солнца, загорать с солнцем, обгорать и быстро приходить в форму и, соответственно, заботиться о своих детях.
Наталья Гурина:
Где учтены все возможные риски, и там есть все фильтры, направленные на все виды лучей.
Стас Рублев:
Да. Поэтому такое короткое вступление: «Я управляю солнцем!» И на сегодняшний день мы управляем фармацевтическим рынком, в некоторых его местах являемся первыми. И с удовольствием ответим на Ваши вопросы.
Алексей Пушкин:
То, что Стас – креативный директор, можно было не говорить.
Наталья Гурина:
Да.
Алексей Пушкин:
Достаточно послушать его красноречивое выступление, и сразу уже понятно, чем в компании он занимается. Наталья, расскажите немножко о себе, расскажите о том, как Вы попали в компанию, как долго в ней работаете в роли коммерческого директора.
Наталья Гурина:
Уважаемые друзья, здравствуйте еще раз. Стас очень ловко, на самом деле, перескочил от своего личного представления, и он это сделает чуть позже. Я немножко расскажу о себе. В компании я, на самом деле, не так давно – около пяти лет. Пришла я в нее совершенно случайно, совершенно с других рынков, которые не имеют отношения к фармацевтическому. Это компания Mars, компания Unilever. И приобретя там очень хороший опыт, привнесла все свои навыки, умения и желание работать в эту компанию. Мой основной принцип, прежде всего, любить все, что ты делаешь, и выполнять все свои обещания. Именно в этих двух критериях я стараюсь работать и взаимодействовать со всеми нашими партнерами.
Алексей Пушкин:
Замечательно. Давайте теперь поговорим о бренде Либридерм. Кто его целевая аудитория? Каков портрет покупателя? Какое позиционирование продуктов идет на рынке? Что Вы вообще задумывали, когда этот бренд создавали? И все ли у Вас получилось?
Наталья Гурина:
На самом деле, вопрос очень большой. Кто наша целевая аудитория? В общем-то, мы стараемся произвести продукты для широкоформатных слоев нашего населения, мы стараемся учесть интересы всех женщин, любой покупательский спрос, направленный на разные направления. Это и дерматология, это и продукты против старения, и детская линейка находится у нас в разработке, и мужская серия. То есть это достаточно широкий портфель, который полностью удовлетворяет все потребности нашего потребителя. Мы старались сделать линейку, которая будет соответствовать европейскому качеству, и всю нашу упаковку, все наши продукты мы стараемся сделать согласно всем требованиям европейских стандартов.
Алексей Пушкин:
Я когда первый раз увидел, например, продукцию Либридерм, мне показалось, что Вы, наверное, хотите забрать рынок у такой косметики, как VICHY. Так ли это? Была ли такая цель?
Наталья Гурина:
На самом деле, не совсем так. Даже можно сказать о том, что мы стараемся привлечь на фармацевтический рынок покупателей из других рынков. То есть если говорить про рынок сетевого маркетинга, то есть там рынок значительно больше, чем фармацевтический, и всех этих покупателей, которые заказывают те или иные продукты по каталогам, ходят в различные магазины дрогери-канала, мы пытаемся привлечь в аптеку. Более того, все наши рекламные продвижения, все наши активности направлены именно на увеличение трафика в самой аптеке. И ни для кого ни секрет, что наши медийные лица всем известны, они очень популярны, и они вот этот поток обеспечивают.
Есть наш различный опыт, где мы размещаем какие-то плакаты, баннеры, еще что-то. Всегда в этих аптеках увеличивается покупательский поток, всегда в этих аптеках вырастает категория. То есть если взять опыт различных сетей и посмотреть на продажи, после того, как мы начинаем сотрудничать и представляем торговую марку в аптеках, всегда наблюдается увеличение категории в целом. То есть нельзя сказать, что мы переключили покупателя или еще какие-то вещи. Бывает, конечно, всегда по-разному, тут уж нужно правде в глаза смотреть, но по факту это всегда увеличение продаж в категории в общем.
Стас Рублев:
Что касается медийных лиц, такая небольшая ремарочка – так скажем, эхо прошлых лет. Началось все с гиалуронового крема Либридерм, который был первым продуктом и первым, так скажем, ярким продуктом, который выстрелил. И первая реклама была с Натальей Рудовой – такая актриса. И мы долго думали: что такое снять красивое и чем удивить зрителя. И в конце концов, как говорится, все гениальное просто: Наталья Рудова, глядя в камеру на женщин нашей страны, сказала такие простые слова: «Я Наталья Рудова. Я такая красивая, потому что пользуюсь гиалуроновым кремом Либридерм. Покупайте в аптеках». Когда человек слышит такую фразу, сидя дома, неважно, как говорили в «Comedy Club», таджик или женщина, человек слышит, женщина слышит: «Я Наталья Рудова. Я такая красивая», ее выдергивает из этого мира, у нее целая буря эмоций. Во-первых, как так женщин могла о себе заявить? Ничего себе, дай-ка я оглянусь.
Что главное в рекламе? Чтобы человек посмотрел. Что мы делаем, когда идет реклама? Я немножко о рекламе, так как у нас это неотъемлемая часть успеха, в том числе Либридерм. Человек идет мазать себе бутерброд. Человек не смотрит рекламу. Он смотрит в Instagram в этот момент. Он ждет, пока продолжится любимая программа или фильм. Он уходит – максимум он может первый или последний ролик увидеть, либо его должно отвлечь что-то интересное. И когда Наташа Рудова сказала с экранов: «Я такая красивая», миллионы женщин оглянулись посмотреть, кто такая красивая, почему она так заявляет о себе и откуда столько наглости. Мужчины, на которых в принципе наша реклама не была рассчитана, тоже оглянулись на Наташу Рудову, потому что такая женщина говорит с экрана: «Я такая красивая» – мужчина не может не обернуться. Поэтому это было стопроцентное попадание, и разы, в которые повысились наши продажи после этой рекламы, даже нескромно называть. Соответственно, креатив и рекламный слоган, рекламный «месседж», рекламное пожелание для людей очень важно. И с тех пор мы следим и очень чутко относимся к тому, что мы говорим. Теперь у нас в каждой линии средств есть свое лицо, своя звезда, которую мы не то чтобы тщательно отбираем, а скорее происходит какое-то общение и взаимная симпатия.
У нас в каждой линии средств есть свое лицо, своя звезда, которую мы не то чтобы тщательно отбираем, а скорее происходит какое-то общение и взаимная симпатия.
Наталья Гурина:
Любовь всегда должна быть взаимной.
Стас Рублев:
Да. Любовь бывает, конечно, неразделенной, но это не приводит к успеху, как правило, приводит к фиаско. Поэтому когда артист любит наш продукт – это 80% успеха. Соответственно, мы стараемся, чтобы девушки, которые рекламируют Либридерм, действительно любили, им нравилась наша продукция, и, как правило, это так и есть.
Алексей Пушкин:
Реклама – это действительно Ваш конек, потому что я наблюдаю за Вашей рекламой очень давно и могу сказать, что куда бы ты не пришел, где бы ты не был, ты всегда сталкиваешься с этой рекламой: будь то телевизор, летишь в самолете, открываешь журнал «Аэрофлот» – там обязательно на всех страницах Ваша продукция. Здесь Вы, конечно, очень преуспели. И я могу сказать, что это один из факторов, который заставил меня обратить внимание на эту косметику, для того чтобы взять ее к себе в аптечную сеть. Потому что не продавать то, что хорошо рекламируется, глупо.
Наталья Гурина:
Да, абсолютно верно.
Стас Рублев:
Извини, Наташ. Я еще хотел чуть-чуть добавить, может быть, я тяну одеяло на себя в некотором смысле.
Наталья Гурина:
Ничего страшного, Вам можно.
Стас Рублев:
Очень много вопросов по поводу рекламного агентства, благодаря которому рекламируется Либридерм. Рекламное агентство называется «Rublev Media». Меня зовут Стас Рублев.
Наталья Гурина:
Ты представиться решил?
Алексей Пушкин:
Является частью компании Зелдис-Фарма. Создано оно было достаточно давно. Ни для кого не секрет, что такое в принципе рекламное агентство. Это группа лиц, по предварительному сговору старающаяся, мягко скажем, заработать очень много на вашей компании. Поэтому создать внутри своей компании эту группу лиц, которая будет это делать за бесплатно, потому что ты и являешься этой компанией, и делать это с душой, с куражом это тоже очень важно.
К нам очень много обращается друзей наших учредителей, партнеров с пожеланием сделать так же. И часто у нас это получается. У нас около пятнадцати клиентов со стороны нашего агентства, с которыми мы с удовольствием работаем не с целью непосредственного обогащения на этих людях, а здесь очень простая схема работает. У нас есть какой-то общий бюджет, который мы несем к селлеру, соответственно, к единому – компании «Газпром-медиа» или НРА. И чем больше у нас внутренних клиентов, тем больше у нас скидка, которую мы отдаем честно всем нашим партнерам, которые участвуют в этом. Поэтому милости просим. Не стесняйтесь и приходите в Зелдис как продавцы наших средств, как покупатели наших средств и как партнеры по рекламе. Все вместе можем придумать что угодно.
Алексей Пушкин:
Мы сейчас плавно подошли к отличительным характеристикам компании Зелдис и марки Либридерм. Отличительная характеристика – это реклама. Какие еще отличительные характеристики Вашей продукции? О чем можно поговорить?
Наталья Гурина:
На самом деле, это тоже очень большой вопрос. После того как мы стали брендом номер один, как в рублях, так и в штуках, то есть в штуках мы стали лидировать в 2016 года, в 2017 году мы занимаем уже первое место и в денежном эквиваленте. Как это получилось? Безусловно, любая торговая марка требует инвестиций, прежде всего. Инвестиции направляются не только в рекламу. Ну, Стас, я же не управляю солнцем сейчас.
Стас Рублев:
Это такой небольшой рекламный ролик. Вот так создаются шедевры рекламы.
Наталья Гурина:
Соответственно, мы свои силы направляем в разные отрасли, начиная от разработки. Это экспертный совет, в который входят специалисты международного уровня. То есть это профессора, кандидаты наук нашей страны и эксперты других стран: это Испания, Франция. Если говорить дальше, то это качественное сырье. Поставщики нашего сырья – это тоже мировые лидеры, европейские компании. Качество продукции проверяется на этапе входа, на этапе выхода, то есть это целая система, это огромный штат, это большая трудозатратность, это оборудование. Это если говорить поэтапно. И, соответственно, продвижение, создание самих упаковок, создание самого имиджа бренда, работа над концепцией продвижения, коммуникация с нашими потребителями. Причем это разные ресурсы. Это не только реклама, это и Интернет, это бесконечные конференции. То есть колоссальное количество трудозатратности.
Поэтому, повторюсь, после того как мы стали лидерами, наверное, только ленивый не постарался сделать какой-то схожий с нами продукт. И, безусловно, это имеет право на жизнь, но при условии вот этих больших инвестиций. Тогда этот продукт будет продаваться. Косметика – это очень брендозависимая категория. Ни одна дама, тем более девушка, не готова использовать никому не известные средства, у которых нет доказательной базы. Мы на ряд наших линеек уже получили клинические исследования, то есть это протокол, который гарантирует безопасность, эффективность наших линеек. И это огромный труд. Мы активно работаем именно в этом направлении. На сегодняшний день у нас ведется разработка лекарственных средств в этой торговой марке, профессиональной косметологии, то есть мы работаем, расширяем наши возможности и нашу аудиторию. Это не только одна реклама, это огромное количество работы в разных направлениях.
Мы на ряд наших линеек уже получили клинические исследования, то есть это протокол, который гарантирует безопасность, эффективность наших линеек.
Алексей Пушкин:
То есть Вы еще и широко развиваете линейку?
Наталья Гурина:
Конечно. Без этого никак. Если просто сделать какой-то продукт, поставить его на полку, это не будет продаваться. То есть это, возможно, какие-то первичные продажи. Если заставить сотрудников аптеки продавать продукт, несомненно, первичная продажа случится. Если говорить про вторичные продажи и про постоянную любовь потребителя – это долгий, трудоемкий процесс. Мы как никто знаем, что не только одну рекламу нужно запустить, и все само пойдет. Это колоссальный труд, огромные деньги, для того чтобы покупатель возвращался. И в силу того, что марка, скажем так, еще ребенок, как сказал Стас в начале, то есть она только развивается и растет, поэтому еще работать и работать в этом направлении, для того чтобы дальше покорять сердца наших любимых потребителей.
Алексей Пушкин:
Здорово. Мы разобрались немножко уже с продуктом. Теперь интересно разобраться, как его продавать. Какие интересные и выдающиеся результаты в продажах есть у Вас в аптеках?
Наталья Гурина:
Это, на самом деле, одна из моих любимых тем, потому что если посмотреть на участников фарм. рынка, то очень разнятся результаты по продажам. Есть аптечные сети, где аптека уже на сегодняшний день продает порядка 300 тысяч рублей в месяц, то есть нашей продукции (Либридерм). И есть аптеки, которые продают 7-10 тысяч рублей. И как раз здесь все зависит от желания собственников сети либо руководства сети – продавать продукцию и зарабатывать на этом. Потому что как показывает практика, те сети, которые заинтересованы, которые прекрасно считают и понимают, сколько денег можно заработать с Либридерм, причем практически ничего не делая – просто выложить нашу продукцию и сфокусировать сотрудников аптеки, прикладывать какие-то малейшие усилия для продажи данного продукта, то результаты не заставляют себя долго ждать.
У нас много партнеров, которые уже на сегодняшний день хорошо зарабатывают на данной категории. Если говорить про сети, которые не сильно сфокусированы, то это разные показатели. Это может быть 7 тысяч, еще раз повторюсь, может быть 30 тысяч, может быть 40 тысяч. Все зависит от желания зарабатывать на этой категории. В 2017 год мы открыли пять наших розничных бутиков. Расскажу немножко о них. Это была высокая наценка и отсутствие трафика. То есть мы брендовый магазин, в котором еще совсем нет трафика. Это просто выложенный продукт и консультант, который рассказывает о продукте покупателю, который зашел в бутик. На сегодняшний день у нас только один магазин – в Курске. Он достаточно новый, он работает только в этом году – в 2018. Оборот этого магазина составляет 615 тысяч рублей. Еще раз повторюсь, там нет нашего трафика никакого, то есть просто бутик и бутик, монобрендовый. И все остальные магазины, которые были открыты в 2017 году, уже все перевалили за миллион (выручки).
Алексей Пушкин:
То есть тем самым Вы хотите показать, что у аптек огромные возможности?
Наталья Гурина:
Огромный потенциал. Было бы желание.
Алексей Пушкин:
Я думаю, что желание зарабатывать есть у всех. Здесь вопрос об информации. Вы делитесь своей практикой с участниками рынка?
Наталья Гурина:
Конечно. Я думаю, мы как никто другой постоянно рассказываем, что, друзья, давайте вместе зарабатывать, давайте внедрим обучающие программы, давайте сделаем прекрасную выкладку, давайте научим ваших сотрудников аптек продавать продукт, который уже продается, у которого уже сформирована своя покупательская база, продукт уже интересен и востребован. В общем-то, здесь минимальное количество усилий и достаточно быстрый результат.
Алексей Пушкин:
Мы вот сейчас как раз зашли на тему обучения, тоже интересная тема, потому что мы у себя в сети продаем Либридерм, разумеется, и прислушались к Вашим рекомендациям: сделали шкаф, сделали хорошую выкладку. Но из продукции продается только часть – та, которая активно рекламируется. Другая часть немножко подвисает. Я уверен в том, что это связано с тем, что сотрудники недостаточно знакомы с этой продукцией, и, безусловно, им нужно обучение. Я видел хорошее обучение, которое Вы проводите в рамках тренинга. Это, конечно, дает фантастический результат. Но, скорее всего, у Вас нет такой возможности – обойти все аптеки, все сети с таким качеством обучения. Может быть, предложите, с помощью Вашего креатива снимите какой-нибудь хороший учебный материал, который можно просто дать первостольникам, для того чтобы они с этой продукцией ознакомились?
Стас Рублев:
Мы в этом направлении начали работу. У нас есть замечательный фильм о контроле качества, который немножечко тематический, не об этом, но это замечательный фильм, где человек может проследить путь создания продукта и контроля его качества и сырья на каждом этапе. И для нас это была серьезная работа с привлечением практически всех наших специалистов, иностранных в том числе. И мы сняли этот фильм, и мы поняли, что он нужен. И запрос, как ни странно, от наших партнеров поступил на этот фильм. Сейчас мы слышим запрос, и это очень важный момент. Почему бы не снять в рамках нашего креатива, так как мы умеем и любим, какой-то фильм, который в том числе был бы ненавязчиво интересным, в некоторых местах даже веселым, но очень хорошо попадал...
Наталья Гурина:
Откладывал информацию.
Стас Рублев:
Да. Вот прямо сюда, я так понимаю, первостольникам или заведующим.
Алексей Пушкин:
Первостольникам, это те люди, которые это и продают. Стас хочет продемонстрировать какие-то новинки.
Стас Рублев:
Посмотрите, какая красота. Блик...
Наталья Гурина:
С золотом.
Стас Рублев:
Это MEZOLUX. Абсолютно новая линия средств от Либридерм. Наталья, ты можешь пока рассказать про биоармирующий комплекс, а я покажу, какая красота. Посмотрите, это произведение искусства.
Алексей Пушкин:
То есть это новая линейка продукции. Чем она отличается от обычной стандартной линейки?
Наталья Гурина:
Это инновационная линейка. В разработке участвовали именно эксперты мирового уровня. Это биоармирующий комплекс, безинъекционный, на основе водорослей французского моря. Ируаз?
Стас Рублев:
Ируаз, естественно. Мы очень долго выбирали море.
Наталья Гурина:
На самом деле, очень интересные водоросли. У нас есть целый ролик по конкретной линейке, обучающий, который мы в ближайшее время будем транслировать сотрудникам аптеки. И на основании его как раз можно ознакомиться с линейкой. Хорошая идея про обучающие видео. И у нас, на самом деле, ряд обучений, начиная от большого, целый день, полноценный блок по продажам. Второй блок – это уже по продуктам. Есть короткие обучающие программы, где мы рассказываем о каких-то конкретных линейках и т.д. Наверное, на каждую линейку необходимо обучающее видео, и мы обязательно это сделаем в ближайшее время.
Хотела бы вернуться все-таки к опыту, который есть. Мы достаточно долго рассказывали об опыте, наших партнерах и говорили о том, сколько же можно заработать на продаже торговой марки Либридерм. И нас посетила очень интересная мысль – создать бутик, наш бутик, но создать его уже не отдельно, как розничный магазин, а создать его в аптеке, где будет работать классный, обученный персонал. Это хорошее оборудование, это полный ассортимент нашей продукции. И собственным опытом, собственными знаниями показать сети, сколько же все-таки можно зарабатывать с Либридерм с одной торговой точки. Это большой проект. Мы выбираем аптеки, смотрим разные города.
Нас посетила очень интересная мысль – создать бутик, наш бутик, но создать его уже не отдельно, как розничный магазин, а создать его в аптеке, где будет работать классный, обученный персонал.
Алексей Пушкин:
А по какому принципу Вы выбираете?
Наталья Гурина:
Нам нужны, во-первых, большие аптеки, потому что эта зона должна позволять поставить хороший кернер, потому что это зона консультантов, это зона тестеров, это красивое оборудование. И это должна быть уже очень проходимая аптека, потому что это все-таки тестовый сейчас проект, то есть мы только-только его запускаем. И мы хотим как раз на этой аптеке показать, сколько можно все-таки продавать Либридерм.
Алексей Пушкин:
В основном это, наверное, показать собственнику и персоналу, который в это не верит?
Наталья Гурина:
Собственнику, руководству сети. Тут же ключевая история – это «верит – не верит», «хочет – не хочет». Самое сложное, я думаю, что для любой сети, для любой компании – это заставить продавать продукцию какую-либо сотрудников, которые общаются непосредственно с конечным потребителем. Качество работы многих специалистов аптеки зачастую оставляет желать лучшего. Есть, конечно, сети очень организованные. То есть если поставлена какая-то задача – люди обучены, идет рекомендация, и там как раз очень хорошие продажи. Заставить всех сотрудников аптеки продавать какую-либо продукцию достаточно тяжело. И если говорить о частных марках либо каких-то неизвестных марках, которых множество на сегодняшний день на рынке, заставить продавать эту продукцию достаточно тяжело. Это требует колоссальных усилий, плюс нужно отдавать себе отчет в том, что либо инвестируем в проект, либо не инвестируем в проект. Поэтому, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы обучить всех сотрудников аптек продавать нашу продукцию. Потому что если мы делаем все, для того чтобы торговая марка была известна, и продукт продавался, мы работаем над качеством, мы работаем над разработками и т.д. и т.п., остается, в общем-то, дело за малым – это сделать так, чтобы доказать, донести до руководства сети о том, что это выгодно, что это просто, это интересно всем, взаимовыгодно прежде всего.
И вторая история – это научить сотрудников продавать. Научить сотрудников аптеки продавать – это прекрасно, конечно, но если собственник или руководство сети не заинтересовано в проекте, то сделать это практически невозможно, как мы в начале уже говорили, что эта любовь должна быть взаимной. То есть партнеры должны оба этого хотеть, иначе все это без шансов.
Научить сотрудников аптеки продавать – это прекрасно, конечно, но если собственник или руководство сети не заинтересовано в проекте, то сделать это практически невозможно.
Алексей Пушкин:
А как Вы считаете, система мотивации здесь играет роль? То есть первостольники должны быть заинтересованы финансово – с каждой продажи упаковки?
Наталья Гурина:
Вы знаете, как показывает практика, на сегодняшний день отсутствие мотивации демотивирует, но наличие мотивации на сегодняшний день практически ничего не решает, потому что все торговые марки предлагают мотивацию. И, соответственно, на каждую торговую марку мотивация сотрудников аптеки заложена. О чем это говорит? Что сотруднику аптеки все равно, что покупают. Какая там маржинальность – он не задумывается. Он понимает, что ему все равно, что он продаст: этот продукт, этот продукт или этот продукт. Если сказать, что эта система мотивирует – она не мотивирует, но ее отсутствие демотивирует.
Алексей Пушкин:
Здесь интересная история получается. Насколько я понимаю, что мы в своих аптеках можем продавать Либридерм с очень хорошей наценкой. И мы это, собственно, и делаем.
Стас Рублев:
Соответственно, и руководство должно быть регулятором...
Наталья Гурина:
Регулятором желания продавать маржинальные продукты.
Алексей Пушкин:
Просто я к тому, что здесь и мотивационный бюджет может быть несколько выше, чем в других, спорящих, например, с Вашей косметикой, продуктов. И все-таки марку, когда из каждого утюга идет реклама, продавать намного легче.
Стас Рублев:
Кстати говоря, в утюгах мы еще не рекламировались. Это очень хорошая идея.
Алексей Пушкин:
Надо начинать.
Наталья Гурина:
Тут если говорить про ценообразование, раз мы уже затронули эту тему, на самом деле, самая неэффективная история – это как раз устраивать ценовые войны в категории «косметика». Объясню, почему. Потому что мы, в принципе, провели несколько тестов, где на одной территории находятся представители разных аптечных сетей. В общем-то, это сейчас норма жизни. И стоит цена в каждой из этих аптек разная. Есть аптеки, которые продают практически с минусовой наценкой. Есть с очень небольшой наценкой. И есть аптечные сети, которые выдерживают нормальную наценку – 40%, у кого-то даже выше. Это прямо готовый эксперимент в одном из регионов.
В аптеке стоит самая высокая наценка, и сотрудники заинтересованы в продаже, в силу того, что владелец сети заинтересован в продаже торговой марки, соответственно, и все сотрудники тоже заинтересованы в продаже торговой марки. И именно в этой аптеке самые высокие продажи на точку. Хотя стоят представители разных аптечных сетей с минусовой наценкой. Это факт из жизни. Более того, если вернемся к нашей рознице, там тоже очень высокая наценка – выше, чем в аптечных сетях, и при этом продажи тоже выше. То есть это категория, которая не маркируется конечным потребителем. Я думаю, что покупатели делают вывод – дорогая аптека либо дешевая аптека – совсем по другим продуктам. Поэтому аптеке стоит определить маркеры и зарабатывать на тех категориях, которые не маркируются конечным потребителем. Косметика – это не та категория, которая маркируется. Может быть, это какие-то средства, которые используются при хронических заболеваниях, либо еще какие-то продукты, но это точно не косметика.
Косметика – это не та категория, которая маркируется. Может быть, это какие-то средства, которые используются при хронических заболеваниях, либо еще какие-то продукты, но это точно не косметика.
Алексей Пушкин:
Я часто слышал возражения от своих сотрудников, которые говорят о том, что: вот мы стоим, человеку рассказываем о продукции, а он потом уходит, и к нам в аптеку приходит на следующий день заказ от Apteka.RU совершенно по низким ценам той же самой продукции. То есть человек у нас консультируется, а покупает задешево. Вы сталкивались с такой проблемой или нет? Потому что зачастую это может же быть оправдание, да?
Наталья Гурина:
Это я только хотела сказать. Всегда же есть ложные возражения, есть настоящие возражения, и сотрудники аптеки, так же, как любые другие сотрудники, штатные либо полевые сотрудники, всегда рассказывают о каких-то вещах, которые помешали им выполнить ту задачу, которая им поставлена. Правда жизни, и нужно стараться ставить им задачи.
Стас Рублев:
От человека тоже, Наташ, много зависит. Я, например, не то чтобы чрезмерно богат, но если в магазине отнеслись ко мне с любовью, пониманием и рассказали – я не уйду.
Алексей Пушкин:
Я тоже так считаю.
Наталья Гурина:
На самом деле, тут же все просто. Если крем, его хватает на достаточно большой период времени, то есть это не завтра, не послезавтра. То есть если говорить про тенденцию, которая сейчас идет на рынке FMCG, когда покупатели идут и четко измеряют, сколько стоит гречневая крупа, то все-таки косметика – это несколько другая категория. Нас слушает огромное количество женщин, и если спросить кого-то, сколько стоит тот или иной крем, любых торговых марок…
Алексей Пушкин:
Вряд ли кто-нибудь скажет.
Наталья Гурина:
То есть это будет примерный разброс: 500, 1000, 1500, 2000, 3000 и выше. То есть никто не скажет четко: «Это стоило 384 рубля». Это что-то из области фантастики. Эти продукты не маркируются конечным потребителем.
Алексей Пушкин:
У нас тут от фарм. сообщества поступил вопрос, и я не могу его не задать.
Наталья Гурина:
С удовольствием ответим.
Алексей Пушкин:
Говорят, что раньше Вы меняли сроки, сейчас Вы эти сроки не меняете. Как Вы можете это прокомментировать?
Наталья Гурина:
На самом деле, не совсем достоверная информация – о том, что мы не меняем сроки. У нас на каждую новинку дается тестовый период. Мы об этом всегда говорим. И во всех наших договорах это указано. Более того, мы призываем наших партнеров каждый квартал информировать нас о том, какая у вас уходимость, какие у вас проблемы, с какими проблемами вы сталкиваетесь. Это как раз то, что я говорю, это взаимная работа. В общем-то, если говорить про проект Либридерм, это мы поделили нашу прибыль пятьдесят на пятьдесят, поэтому мы призываем наших партнеров участвовать во всех наших процессах. Когда возникает какая-то проблема, мы понимаем: это была либо какая-то крупная прогрузка, либо это были позиции, которые не оправдали наших надежд. То есть мы все время работаем над ассортиментом. Практически каждые полгода мы делаем существенную ротацию.
Алексей Пушкин:
Вы своих клиентов не бросаете?
Наталья Гурина:
Я думаю, что на сегодняшний день не найдется таких партнеров, которые скажут о том, что мы бросили кого-то и не предприняли мер, никак не поучаствовали в процессе. Мы всегда открыты к общению и всегда на связи.
Стас Рублев:
Меня не били ни разу еще на улице.
Наталья Гурина:
Более того, когда только мы наразвивали торговую марку, мы выпустили достаточно резко большое качество номенклатурных позиций, и у нас возникали проблемы. То есть у нас было двенадцать вкусов, мы сокращали эту линейку, еще какие-то вещи. На сегодняшний день, в принципе, партнеров, которые обращаются к нам с этой проблемой, немного. Более того, те сети, которые как раз много продают нашей продукции, у них их вообще не возникает. Поэтому это совместная работа, и мы всегда готовы к диалогу.
Алексей Пушкин:
То есть лозунг такой: продавайте больше – и не будет у вас никакой залежки, все будет хорошо. Время нашего эфира, к сожалению, подходит к концу.
Стас Рублев:
Как? Вы же сказали, что у Вас бесконечный эфир, и нам можно семь часов здесь сидеть.
Алексей Пушкин:
Я Вас обманул.
Наталья Гурина:
Я заказала пиццу, суши.
Алексей Пушкин:
Может быть, напоследок пожелания нашим слушателям?
Наталья Гурина:
Прежде всего, мы хотим сказать, что мы любим вас. Мы рады, когда наше сотрудничество является взаимовыгодным. Мы всегда на связи. Всегда открыты к обсуждению. Всегда полны идей. Всегда готовы принять участие в любых самых неординарных процессах. Поэтому добро пожаловать к нам!
Стас Рублев:
Что ж, другие коллеги, многие стесняются обратиться за какой-то помощью, за каким-то советом. Поверьте, что Rublev Media, как креативное агентство, может поделиться с вами опытом, идеями просто так, потому что вы наши партнеры и друзья. Поэтому не стесняйтесь, звоните. Я всегда на связи. И рады будем помочь в любой области.
Алексей Пушкин:
Спасибо вам большое за ваш визит, за интересный разговор, за ваши практики. Я надеюсь, это не последняя встреча, потому что рассказать, я чувствую, вам есть еще что.
Наталья Гурина:
Конечно.
Стас Рублев:
Наталья практически вообще не дала мне сказать ни о чем.
Наталья Гурина:
Только хотела сказать тебе то же самое.
Стас Рублев:
«Я управляю солнцем!» С этим девизом нужно и просыпаться.
Алексей Пушкин:
И под этим девизом мы заканчиваем нашу программу. Всем спасибо!