{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Игорь Волчек Аллерголог-иммунолог. Д.м.н., профессор 16 марта 2018г.
Здоровое питание в православии
Какая пища заслужила отдельного описания в Священном Писании? Что прижилось и обросло новыми деталями на территории России? Что в действительности представляет собой православный пост?

Дмитрий Еделев:

Сегодня в нашей студии интереснейший человек, доктор медицинских наук, профессор Игорь Анатольевич Волчек.

Уважаемый Игорь Анатольевич, сегодня хотелось бы коснуться такого вопроса как Великий пост. В нашей стране, преимущественно, все-таки христиане, христиане православного толка. Я знаю, что вы человек, глубоко верующий в Бога, глубоко воцерковленный. Хотелось бы именно этого вопроса коснуться и попросить вас помочь тем, кто держит пост, получить подкрепление, а тем, кто не держит пост, получить понимание: зачем наши предки его придумали. Это не диета. Это некое ограничение пищевое, духовное, нравственное. С какой целью? Попросить вас объяснить, как очень известного профессора, аллерголога, иммунолога, занимающегося гормонами, и человека достаточно известного в нашей стране.

Игорь Волчек:

Спасибо, Дмитрий Аркадьевич! В первую очередь я бы хотел сказать, что мое мнение – это не мнение церковнослужителя. Хотя у меня есть богословское образование, но я не священник. Однако, коснемся поста. Это уже вопрос религиоведения.

С древнейших времен люди верили в Бога. Всегда, все племена. Это доказано. Не верящих в Бога не существовало. Во всяком случае, не найдено. С верой в высшие силы, в Бога, каким-то образом возникла идея и необходимость принесения жертв. В различных религиях из сохранившихся тема воздержания, тема ограничения во имя высшего до сих пор существует. Древних языческих жертвоприношений, слава богу, нет, однако и в буддизме, и в индуизме, и в исламе, и, естественно, в христианстве существует такой метод воздержания, как пост. В первую очередь, пост предусматривает самоограничение; воспитывается самодисциплина, воспитывается, это своего рода послушание перед Богом. Воспитывается возможность отказаться от мирского во имя восприятия высшего, духовного.

В разных религиях существуют разные посты. И в христианстве, разумеется, и в католичестве, и в православии. Они несколько различаются, но общий смысл – это воспитание в себе дисциплины. Воспитание духовной дисциплины, которая подкрепляется дисциплиной телесной, ибо мы, все-таки, существа телесные. Обуздание собственных страстей и потребностей, какое-то, возможно, ограничение воспитывает в том числе. То есть пост – это возможность обуздать свои желания, обуздать свои стремления для большего, лучшего постижения духовных истин, посвящения себя молитве, посвящения себя более благим делам, духовным делам. Что касается именно чисто физических ограничений, как я уже сказал, в разных религиях ограничения в пище разные, но принципиальные ограничения во всех, в общем-то, религиях касались в первую очередь животных продуктов. Как бы там ни было, и в исламе, и в индуизме (там вообще вплоть до вегетарианства), в буддизме. Конфуцианство, даосизм, синтоизм – тоже есть ограничения.

Почему ограничения животных продуктов? Здесь мы можем говорить уже чисто на медицинскую тему. Но мы к этому вернемся.

Дмитрий Еделев:

Может быть, духовное «Не убий»?

Игорь Волчек:

Есть такое, «Не убий», да, это есть. Но, я думаю, что здесь совмещение корней духовных и корней физического восприятия. Я честно говорю, я верующий человек, действительно, но мы с вами все учили исторический материализм, там тоже есть здравый смысл.

Дмитрий Еделев:

Еще и марксизм-ленинизм учили.

Игорь Волчек:

Да-да, учили, и я не скажу, что все было зря. Некие методологические подходы совсем недурны. Возможно, что отложилась какая-то часть исторического опыта от употребления тех или иных продуктов, от их влияния на организм, от их влияния, скажем, на потомство, на собственное самочувствие. Ведь не секрет, что очень вкусный продукт – свинина, сало. В Украине сказать, что человек может жить без сала нельзя. Это не солидно. Но там же содержится очень много свободных радикалов, очень много активных молекул. Во многих религиях запрещено потребление кровяных продуктов, свежей крови. Допустим, в иудаизме мясо должно быть обескровлено. Кроме того, что там ограничения вообще по источнику мяса, оно должно быть обескровлено. Они считают кровь носителем духовной энергии, души. Хотя, еще раз скажу, что, скорее всего, это некое символическое понятие.

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, а не может быть ограничение в потреблении крови связано с тем, что кровь быстрее всего портится? Это самый скоропортящийся продукт, как говорят материалисты.

Игорь Волчек:

Возможно. Но, смотрите. Когда была Юстинианова чума – бедствие, которое сравнимо, минимум, с локальной ядерной войной, когда, по разным данным, вымерло от 40 до 200 миллионов населения Европы и в Константинополе. Прокопий Кесарийский в VI веке пишет, что в Константинополе в день умирало до 20 тысяч людей. По описаниям нашей, современной науки эта форма чумы неизвестна. Это молниеносная форма чумы, когда встречаются люди на базаре, беседуют, и вдруг один падает и умирает мгновенно.

Дмитрий Еделев:

Я немного не в курсе в данном случае. Мы не смогли найти этого возбудителя, он ушел куда-то в подполье, и вполне возможно, что он когда-нибудь вернется?

Игорь Волчек:

Вполне возможно. Но в данном случае я как раз коснусь нашей с вами понятной темы, а слушателям и зрителям мы это объясним. Есть такая реакция, гиперреакция провоспалительных цитокинов. Вот, вернемся к мясу. Свежее мясо стимулирует выработку провоспалительных цитокинов, то есть повышается активность, повышается иммунная реактивность. Но это же гиперреактивность. Некоторые когда-то существовавшие методы, я о них слышал только, ничего не имею, так скажем, их воздействие на биологию было основано на том, что запускается гиперреакция провоспалительных цитокинов. Это можно сравнить с анафилактическим шоком. Моментальная смерть в результате извращенной гиперреакции иммунной системы. Так вот, вернемся все-таки к продуктам, некоторые продукты животного происхождения могут как раз и приводить к излишней стимуляции системы воспаления. Отсюда, естественно, всякие аутоиммунные реакции, когда организм реагирует сам на себя; возможно, атеросклеротические, воспалительные повреждения, факторы повреждения стенки сосудов. В данном случае я уже говорю не совсем профессионально, но, может быть, более понятно. То есть истоки ограничения потребления некоторых продуктов, может быть, имеют чисто практический опыт.

Дмитрий Еделев:

То есть люди тогда объяснить еще все не могли, но, тем не менее вводили ограничения. Я правильно понимаю, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Разумеется. Почему у нас с древнейших времен ограничения близкородственных браков? Да потому что, извините, рождаются генетически дефектные дети. Это уже практика. Знаете, если говорить, как церковный человек, конечно, сразу были даны ограничения, сразу, еще когда-то, еще до потопа и т.д.: вот это можно, это нельзя. Люди всегда нарушали запреты, с момента грехопадения, за что их наказывают. Точнее, их не наказывают, как говорит христианская религия, – их воспитывают. Если бы наказывали – нас бы уже не существовало. Алексей Ильич Осипов неоднократно это говорит в своих лекциях. Профессор МДА (Московская духовная академия), которого я очень уважаю и очень люблю. Все христианское учение это говорит. Нас не наказывают, Бог милосерд. Бесконечно милосерд. Но он нас воспитывает. Он нас воспитывает. Знаете, как? Есть эксперимент на животных, когда мышка бежит по лабиринту, а ей туда не надо бежать. Ее бьют по голове: беги туда. Она не понимает – еще раз по голове. Есть такой эксперимент.

Так вот, эти ограничения, конечно, исторически имели и материальную часть. Но, всегда животное, носитель животного, сама материальная жизнь связана с духом, это связанно с душой. Разные религии по-разному определяют, насколько животное имеет живую душу. Имеют ли, допустим, собаки душу, или нет? В какой-то мере они – душа живая, создана Богом, но с позиции человека, конечно, они не имеют духа. Они не люди, это понятно. Но, все равно, также имеют мясо, кровь. Христианские монахи не едят мясо вообще, только рыбу. В духовном смысле, с позиции православия и вообще христианства эта пища подходящая, но, очевидно, в физическом смысле она не всегда полезна с позиции медицины.

Православие – наименее измененное христианское вероучение. Его часто называют «ортодоксия», «ортодоксальное учение». Мы называем «православное», как бы «правильно славящий Бога». Оно более неизменённое изначально, больше придерживающееся строгих правил. Тем не менее, есть здравый смысл. Есть категории людей – это больные, путешествующие, беременные, военнослужащие в период исполнения долга. Они освобождаются от поста в какой-то мере. Но ведь здесь самое главное – не углубляться, не становиться, не было бы элемента фарисейства, не углубляться в обрядность, так скажем, в ущерб основной идее поста. Основная идея поста – это духовное и нравственное очищение. Если можно, я могу зачитать, взял с собой очень хорошее высказывание святого Ефрема Сирина. Это один из столпов православия, IV век. «Возлюби прекраснейший пост – дело достойное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель». Самое главное, что говорит святой Ефрем Сирин, это именно духовная составляющая поста. Духовная составляющая поста, а не просто ограничения в еде. Мой учитель, друг, так скажем, он был деканом, когда я учился в Институте святого Иоанна Богослова, игумен Петр (Пиголь), как-то сказал мне: «Дьявол не ест, не пьет. Но он же дьявол».

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, мы с вами сказали о том, что во время поста идут ограничения. Мы с вами сказали – мясо. Все ли мясо ограничивается? Или есть, например, рыба, еще что-то? Как это можно сочетать? Что разрешается во время поста? Есть ли специальные дни?

Игорь Волчек:

Во время Великого поста, это один из наиболее строгих постов в православии, мясо принято исключать на весь период поста. При этом строгость поста для монахов, которая определена в Типиконе, есть такая книга, и строгость поста для мирян, конечно, совершенно разная. Что касается рыбы – она есть. Можно взять Типикон: там написаны дни, когда можно употреблять рыбу. Более того, есть множество ссылок в Интернете, где указаны дни, когда дозволена рыба в период Великого поста. Дозволена рыба, дозволено масло. Что касается мяса, я честно скажу, и как врач, и не как врач. Начнем с того, что, учитывая холодную зиму, в наших широтах вегетарианцем быть неполезно, даже опасно. Если нужно, конечно, то мясо, очевидно, можно употреблять. Можно просто пойти потом, покаяться или сотворить какое-то доброе дело. Я, опять же, не священник. Что касается рыбы – среда, пятница, особенно пятница у нас день ограничений. Но рыба особенно нужна детям, понимаете, детям. Детям должны расти, им нужно нормально питаться. Здесь, так скажем, не надо впадать в фанатизм. Вера и фанатизм – вещи несовместные. Ведь, в конце концов, Господь нас любит больше, чем мы того заслуживаем. Если мы сами себе и, упаси бог, близким наносим какой-то вред, то это, мне кажется, гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Если мы сами себе или близким наносим какой-то вред, то это гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Дмитрий Еделев:

Скажите, есть какая-то рыба, которую вы больше всего бы посоветовали? Рыба бывает разная: речная, морская. Что бы вы посоветовали, как врач, который имеет еще и духовное образование, какую рыбу? Если такое возможно посоветовать.

Игорь Волчек:

Чисто с позиции медицины лучше всего гипоаллергенная рыба. Гипоаллергенная рыба – морская. Она менее аллергенна, чем рыба речная. Желательно, конечно, рыбу употреблять свежую, минимум заморозки, минимум разморозки. По возможности. Что касается – рыба жирная, не жирная, – это зависит от индивидуальной чувствительности. Если у человека нормально работает пищеварительная система, в первую очередь, желчная, печеночная системы, то жирная рыба, особенно морская, скажем, скумбрия, макрель, они даже полезны, ибо там находится рыбий жир, который является источником витаминов и антиоксидантов. Его и просто так пьют, и продают множество пищевых добавок. То есть это полезно. Какого способа приготовления? Это или копченая, или вареная, или жареная. Всё зависит от индивидуальных черт, здоровья человека. Если говорить с позиции именно поста, то, конечно, рыба менее жирная. Раньше, в средние века, монахи потребляли рыбу речного происхождения. Морского – только если они были где-то недалеко. Но именно с позиции медицины, все-таки, морская рыба более полезна. Святой митрополит Серафим (Чичагов) ведь что говорил? Очень полезно употреблять продукты той местности, где вы живете. Вообще, продукты той местности, где вы живете. Во многих религиях еще один важный вопрос.

Дмитрий Еделев:

А почему, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Этого я не знаю. Это загадка. Но, чисто эмпирические наблюдения медицины, многие врачи это знают. Мне впервые про это говорил мой друг гематолог из госпиталя Н.Бурденко. Бывают не перспективные больные, по сути дела, умирающие больные. Когда мы отчаиваемся им реально чем-то помочь, их иногда отправляют на родину, и, как ни странно, у них там наступают ремиссии. Бывает такое. Мы не знаем, почему. Во всяком случае, с древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где мы живем, для нас более полезны. Это эмпирические наблюдения. Честно говоря, серьезных научных исследований на эту тему я не встречал в литературе. Но, судя по всему, эти исследования должны быть очень масштабные, для чего должны иметь большое финансирование. В наше время это достаточно сложно.

С древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где сами живем, для нас более полезны.

Дмитрий Еделев:

Это пока находится за гранью нашего понимания?

Игорь Волчек:

Это за гранью, так скажем, большого научного подтверждения, как сейчас положено в доказательной медицине.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор. Если можно, вернемся к Великому посту. Мы с вами поговорили про мясо, про рыбу, про сало, а овощи и фрукты? Овощи, фрукты, крупы. Они в Великий пост являются преимуществом для питания, особенно в нашей холодной зоне. Если можно, коснемся данного вопроса.

Игорь Волчек:

Дмитрий Аркадьевич, что касается круп. Во-первых, все крупы – это, естественно, основа поста. Более того, до распространения картофеля это было основное питание наших предков, и, сбросим экологию, но, мне представляется, они были здоровее нас. Размахивать несколько часов двуручным мечом – я не знаю, кто бы сейчас смог. Каши – это вообще, и в пост, и вне поста, очень полезная, доступная и приятная пища. Конечно, приятно, когда их еще чем-то сдабривают. Для этого существуют то, что вы говорили – овощи. Вполне доступные. Та же самая квашеная капуста. Капусту можно готовить как для крестьянина, который ее вырастил. Ее можно приготовить в различных видах. Тут главное – не лениться. Морковка, капуста. От сырой до немножко обработанной, или полностью приготовленная. Тыква, репа. Что-то экзотическое. Это все, честно говоря, корзина, набор из совершенно доступных у нас продуктов для поста, в любом магазине это все можно набрать. Это вкусно, полезно и это, если уж так говорить, совершенно постно.

Дмитрий Еделев:

То есть вы рекомендуете есть каши не в чистом виде, а смешивая с определенными овощами, я правильно понимаю?

Игорь Волчек:

Как гарнир. Я исхожу из собственных вкусовых предпочтений. Можно есть кашу в чистом виде, почему нет? Что касается молочных продуктов в пост, здесь вопрос с позиции медицины немножко спорный. Конечно, это продукты животного происхождения. Если ортодоксально придерживаться буквы церковных становлений, то их надо исключить. Однако, мы живем в очень сложном мире, где мы испытываем колоссальные нервно-психические нагрузки, давление экологии, воздействие электромагнитных полей и т.д.

Мы живем в сложной обстановке. Наш организм испытывает очень серьезные нагрузки, и совсем его бросать на произвол судьбы, так, как можно было себе позволить в средние века, сейчас я не рискнул бы, учитывая, что, допустим, творог содержит метионин, который совершенно необходим для печени. Можно отказаться от творога и глотать гептрал, пожалуйста. Но, во-первых, гептрал дороже и это лекарство. Во-вторых, он не заменяет всех веществ, тем более, для детей. То есть все-таки молочные, молочнокислые продукты необходимы, та же самая гречневая каша с молоком. Как вы говорили, каша – монопродукт. Гречневая каша с молоком. Пожалуйста, придобрите ее, не хотите сливочным маслом – растительным маслом. Прекрасно. Можно добавить другие ингредиенты, чтобы еще усилить вкусовые ощущения, или оставить так, как есть. Но это полезно, это восполняет все потребности организма и в хорошо усваиваемых белках, и в микроэлементах. Гречневая крупа: мне ли вам рассказывать? Молоко – продукт не только белковый и содержащий множество незаменимых аминокислот, но и проводник усваиваемости пищи, ибо, мы-то с вами знаем, а зрители могут не знать, что молоко используется как средство доставки в том числе и лекарств. Некоторые лекарства рекомендуется запивать молоком, тогда они усваиваются.

Дмитрий Еделев:

Лекарства, витамины.

Игорь Волчек:

Витамины, разумеется, да. Каш очень много. Люди в последнее время пренебрегают перловой кашей, а это же прекрасно обволакивающий продукт, особенно в состоянии гиперацидности, когда там различные гастриты существуют. В отличие от животных, кстати говоря, человек перловую кашу усваивает.

Дмитрий Еделев:

На самом деле, перловая крупа у нас сегодня самая дешевая, это правда. Я, честно говоря, судя по магазинам, не вижу ее активного потребления, а между тем наши предки хорошо потребляли перловую крупу. Но, опять же, они ее потребляли с молочком, с овощами, что было очень полезно.

Мы немножко коснулись круп, а овощи? Можно коснуться овощей?

Игорь Волчек:

За последние триста лет у нас сложилось наибольшее увлечение нашим основным овощным продуктом питания – картофелем. Честно говоря, наименее полезным. Ведь, как раньше прекрасно ели тыкву, как раньше прекрасно ели редьку. Сейчас нет печеной репы. Я, честно говоря, ее только пару раз сам готовил. Наверное, готовить не умею. Но тыква – прекрасный овощ. Морковь. Конечно, мы не можем отказаться от картофеля, базовый продукт. Но необходимо добавлять совершенно понятные продукты. Вы правильно сказали, перловая крупа лежит в магазине, потому что население, очевидно, не знает о ее пользе и не умеет готовить. Из неё можно приготовить очень вкусное блюдо. Точно так же и другие продукты, та же самая тыква, свекла.

Дмитрий Еделев:

Но, мы же с вами знаем, что русский плов готовится из перловки.

Игорь Волчек:

Я этого не знал, честно говоря. Вы мне открыли глаза.

Дмитрий Еделев:

А из фруктов?

Игорь Волчек:

Из фруктов, если говорить о полезности, то, на мой взгляд, конечно, лучше всего использовать фрукты, которые нам поближе географически. В первую очередь, яблоки. В яблоках много полезного, в них много витаминов. Много пектина, что полезно для желудочно-кишечного тракта. Но яблоки относятся к кислым продуктам, относительно кислым. Довольно часто в нашей жизни, особенно, в крупных городах, существует элемент повышенной секреторной активности желудка и вообще желудочно-кишечного тракта, что связано со стрессовыми реакциями. Иногда человек не обращает на него внимания или не замечает, то есть нет клинической симптоматики. Так вот, яблоко. Может быть, тут зависит от личного ощущения. Если хочется, то и святое дело, надо кушать. Но ведь есть способы приготовления. Прекрасный продукт – печеное яблоко, всем полезно. Еще мед добавить. Это же детям дает. Там каким-то образом в этом яблоке концентрируется калий, это калийсодержащий продукт – для сердца, для печени просто бальзам. Можно много чего готовить, пюре яблочное и т.д. В данном случае я не буду удаляться в кулинарные вопросы.

Что касается «если очень хочется». Есть такая байка. Мой друг, Андрей Юрьевич Барановский, главный диетолог Петербурга, мой старший однокашник, он меня на двенадцать лет старше, тоже из Военно-медицинской академии. Он мне говорит: «Если у тебя нет диабета, настоящего диабета, то, хочешь ты съесть пирожное – ну, съешь, и пройди 500 метров. Хочешь маленький тортик – съешь, и пройди 2 километра. И все». То есть, если хочется – кушай, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

То есть воздействие стресса гораздо опасней, чем воздействие тех же углеводов?

Игорь Волчек:

Без всякого сомнения. Более того, когда-то, достаточно давно, у нас и вообще в мире обсуждали, дискутировалась тема о вреде сала и связи сала с атеросклерозом. Сейчас уже доказано, что, по меньшей мере, не усиливает, а иногда и гасит. Есть такой метод лечения.

Дмитрий Еделев:

Если нет предрасположенности к определенным заболеваниям?

Игорь Волчек:

Если есть, если уже заболевание, то имеем заболевание. Но есть такое состояние. Часто у людей, наших бизнесменов, которых я консультирую, в результате нарушений диет, общестрессовой ситуации развивается такое состояние, называется желудочно-эзофагеальный рефлюкс, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод, вызывается такое неприятное ощущение типа изжоги. Самое главное, что в состав содержимого входит очень много желчи. Так вот, простой метод лечения. Делается перед сном, поскольку обычно это состояние развивалось ночью, люди даже вынуждены были спать полусидя. Кусочек соленого сала. Желчь для чего создана? Она создана как эмульгатор жиров. Таким образом, сало работает как антидот, противоядие.

Дмитрий Еделев:

Честно скажу, я первый раз слышу. Спасибо вам.

Игорь Волчек:

Из личного опыта передаю, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

Есть мнение, что бобовые хорошо заменяют мясо во время поста. Действительно ли это так? Стоит ли применять бобовые?

Игорь Волчек:

Это не однозначно. Бобовые – это, как золотоискатель у Джека Лондона, бобы с салом зажарены. Не полностью. Бобовые не содержат полного набора незаменимых аминокислот. Да, это питательная пища, без всякого сомнения. Но, может быть, исключение – все-таки, не бобы, а природная соя. Здесь по составу ближе. Это, возможно, заменитель. Но, во-первых, бобовые, я где-то читал, сейчас не могу сказать точно со ссылкой, что бобовые каким-то образом вяжут группу витаминов В.

Дмитрий Еделев:

Это правда.

Игорь Волчек:

Поэтому тут палочка о двух концах. Да, бобовые хорошо, да, это полезно, но питание должно быть сбалансированно. Если мы хотим получать полноценный белок, обратимся к Дальнему Востоку – рис. Уж 100 % полноценный растительный белок. В нём действительно все есть. Если еще и рыбу добавить, то вообще вкусно.

Дмитрий Еделев:

А орехи? Коснемся такой большой группы пищевых продуктов, как орехи. Здесь существует ли предпочтение во время поста? Или такого не описано, нет рекомендаций?

Игорь Волчек:

Если говорить о монастырском посте, конечно, там есть орехи. Они – абсолютно постная пища. Тут уж у кого какие есть возможности, какие орехи есть под рукой. Прекрасно, конечно, кедровые орехи. Там все есть, самый лучший орех. Кедровый – он, извините, только российский. Какой еще? Я других даже в руках не держал. Нет, есть, конечно, экзотические орехи из тропиков. Но, во-первых, надо смотреть. Какая бы ни была система консервации, пока они доедут, все равно перекисное окисление идет, то есть жиры не того качества. Опять же, исходя из той теории, что не наша географическая зона. Фундук – прекрасно. Другое дело, что их, может быть, надо употреблять в комплексе. Все время заменять, делать сразу, резкий переход от нормальной еды, к которой мы привыкли, не следует. Все-таки, там обволакивающие, вяжущие вещества, достаточно грубая пища, как, допустим, фундук или грецкие орехи. Здесь я немножко насторожен в плане механического раздражения желудка, чтобы мы не увлеклись. Если говорить с позиции именно полезности и компенсации белковых, это же, все-таки, зародышевый материал – в орехе есть все виды аминокислот, это же семена. Да, это полезно, конечно.

Дмитрий Еделев:

Сухофрукты?

Игорь Волчек:

Сухофрукты, да, используются. Есть такая монастырская еда, когда сухофрукты размочены и с добавлением меда. Я, честно говоря, никогда не готовил, но это, наверное, очень вкусно. Сухофрукты вообще полезная вещь. Но тут зависит от качества самих сухофруктов. Тот же самый урюк, яблоки – это просто прекрасно.

Дмитрий Еделев:

Провокационный вопрос: алкоголь?

Игорь Волчек:

Алкоголь. Даже святой Ефрем Сирин пишет, это, правда, его точка зрения, что алкоголь отгоняет духа святого. Не изгоняет, а отгоняет духа святого. Я думаю, что во время поста алкоголь ради удовольствия – не следует. Если для здоровья, то можно. Ведь, даже в исламе, хотя вино является абсолютным грехом, но с разрешения муллы можно. Но, если человек больной. Я сам был в достаточно ортодоксальных мусульманских странах, там, если человек больной – мулла разрешает вино. Потому что вино является и лекарством. Я думаю, что, в христианстве тем более. Христианство – это религия любви. Профессор Зубов Андрей Борисович, наш мэтр, читал нам лекции, он так дифференцировал, это его взгляд: «Ислам и иудаизм – это религии правил, а христианство – это религия любви». Это его точка зрения. С мой точки зрения в данном случае все зависит от соотношения пользы и вреда. Если это приносит пользу организму, какой вопрос может быть?

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, коротко: биологически активные вещества и витамины – есть ли необходимость употреблять в пост дополнительно?

Игорь Волчек:

Витамины – никаких противопоказаний нет, если человек их употребляет. Если он собирается вновь употреблять – все зависит от дозы и схемы применения. Равно как и биологически активные вещества.

Дмитрий Еделев:

Есть ли необходимость в пост добавить в пищу витамины? Или в этом потребности не бывает?

Игорь Волчек:

Есть разработанная схема – суточные дозы витаминов, и увеличивать ее вряд ли целесообразно: мы можем получить обратный эффект.

Дмитрий Еделев:

То есть дополнительно витаминизировать пищу можно, это не возбраняется, и, может быть, это неплохо.

Игорь Волчек:

Это полезно, равно как и употребление витаминов вообще.

Дмитрий Еделев:

В заключение, что бы вы хотели сказать радиослушателям и зрителям о Великом посте?

Игорь Волчек:

В первую очередь, я хочу пожелать слушателям и зрителям здравого смысла, пожелать им желания ближнему и себе, родному, любви и добра. Понимать пост, в первую очередь, как духовное очищение, и этому духовному очищению должно гармонично способствовать очищение телесное. Главное – не впадать в крайности, относиться к посту вдумчиво и в соответствии с собственными физическими возможностями.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор! Хочу напомнить, в нашей студии был Игорь Анатольевич Волчек – доктор медицинских наук, профессор, человек, имеющий, кроме высшего медицинского образования, еще и духовное образование.

Игорь Волчек:

Спасибо большое, Дмитрий Аркадьевич!