{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Маргарита Филимонова Основатель интернет-магазина Tamarisque 14 марта 2018г.
Контекстные границы
Кто и за что отвечает?

Алёна Григорян:

На Радио Медиаметрикс - «Работа над ошибками» и ее ведущая Алёна Григорян. Сегодня в гостях у меня Маргарита Филимонова — основатель интернет-магазина Tamarisque. И поговорим мы с ней про контекстную рекламу и его границы. Подробнее сейчас Маргарита расскажет. Марго, привет.

Маргарита Филимонова:

Привет, Алёна.

Алёна Григорян:

По нашей теме не совсем понятно, про какие границы мы собираемся говорить. Контекстная реклама все знают, надеюсь, что такое. А где там его границы — вот тут спорный момент. Пару слов нам про контекстную рекламу, а я про границы.

Маргарита Филимонова:

Контекстная реклама — это, прежде всего реклама за деньги каких-либо товаров. В данном случае мы рассматриваем сайты, которые предлагают различные товары и услуги и так далее. Путем размещения объявлений (контекстных объявлений) в рекламе, мы за деньги покупаем определенное посещение, посетителей на свой сайт, грубо говоря, которые совершают какие-то действия, вполне естественные, потому что человек увидел рекламу, зашел по ней. Он либо купил товары, либо просто поинтересовался информацией, которая есть на сайте, но это в любом случае считается как действия определенные.

Алёна Григорян:

Про границы: есть маркетолог, который отвечает за аналитику, за стратегию продвижения и все остальное. И есть человек, который делает руками все это. Где границы, кто за что отвечает — про это мы сегодня и поговорим.

Маргарита Филимонова:

Да, это действительно насущная проблема, можно сказать, потому что в небольших компаниях чаще всего бывает так, что человек, который занимается контекстной рекламой и ее настройкой, совмещает обязанности маркетолога.

Алёна Григорян:

А еще сеошника, аналитика и всех остальных.

Маргарита Филимонова:

Это мы сейчас не рассматриваем, это и швец, и жнец, и на дуде игрец, но это не совсем здоровая ситуация, хотя это достаточно часто встречается. Хотелось бы просто поговорить про взаимодействие специалиста по настройке контекстной рекламы и маркетолога. Потому что, по-хорошему, это должно быть все-таки два разных человек. У маркетолога свои задачи, совершенно другие, чем у специалиста по контексту.

Алёна Григорян:

В чем чаще всего камень преткновения бывает?

Маргарита Филимонова:

В разделении полномочий.

Алёна Григорян:

Задача специалиста по контекстной рекламе — создать объявление, настроить рекламную кампанию, что еще?

Маргарита Филимонова:

Вот здесь маркетологу очень важно понять… я сталкивалась с разными ситуациями, видимо именно эту грань маркетологу все-таки сложно для себя осознать. То есть реклама по назначению по-своему (контекстная реклама) призвана приводить трафик на сайт, то есть посетителей. А вот что с ними дальше делать — это прямая задача маркетолога. И в нестыковке этих двух понятий, обязанностей, в непонимании самого процесса, как правило, бывают преткновения между специалистом по контексту и маркетологом. Потому что маркетолог считает, например, что настройщик рекламы должен ей давать рекомендации какие-то по улучшению сайта, грубо говоря, хотя, на самом деле, человек это не должен делать в принципе.

Алёна Григорян:

Тут скорее аналитик подключается.

Маргарита Филимонова:

Настройщик рекламы, как правило, это все знает в силу специфики своей работы, потому что он в любом случае должен понимать, где эти данные отслеживать, чтобы анализировать эффективность настроенной рекламы и какие-то действия совершать дальше. Но он не должен в этом ключе давать какую-то аналитику, какие-то отчёты маркетологу. Маркетолог эти данные должен снимать сам, тем более, что настройщик рекламы может некоторые нюансы просто не знать. Может быть задача не слишком точно поставлена маркетологом, и он снимет совсем не те данные, которые маркетологу нужны на самом деле.

Алёна Григорян:

Тут вырабатывается стратегия, первоначально же должна быть стратегия продвижения, и уже от нее исходить.

Маргарита Филимонова:

Да, действительно это так. Изначально настраивается стратегия продвижения, она согласовывается с маркетологом опять же...

Алёна Григорян:

Подожди, по-моему, маркетолог как раз-таки сам направление продумывает.

Маргарита Филимонова:

Да, я про согласование и говорю, потому что специалист по настройке рекламы может подсказать маркетологу как технически это реализовать, вообще, какие возможности есть у того же Яндекс.Директа или у Google Adwords. А маркетолог должен спланировать стратегию, то есть не просто утвердить бюджет с руководителем. Он должен понимать, сколько человек ему нужно привести на сайт, чтобы совершились какие-то покупки, продажи, конверсии — определенные действия, которые нужны маркетологу в данный момент. Я говорю «какие-то действия», потому что не всегда это все должно выглядеть в виде продаж.

Алёна Григорян:

О, это любимое «а где наши продажи?».

Маргарита Филимонова:

...да, товара. Маркетологу в какой-то момент могут потребоваться просто действия определенные, чтобы человек увидел конкретную страницу. И задача настройщика рекламы привести людей на эту страницу или вообще привести людей на сайт. А вот заставить совершить их определенное действие — это уже задача маркетолога, потому что маркетолог здесь должен сформировать очень четкую задачу для дизайнера, для верстальщика, для разработчика сайта.

Алёна Григорян:

Универсальное торговое предложение еще должно быть наверняка.

Маргарита Филимонова:

Это немножечко другое. Вот именно по задаче совершения конверсии. То есть что-то такое должно быть на сайте, что заставит человека…

Алёна Григорян:

Юзабилити!

Маргарита Филимонова:

Юзабилити, да, что заставит человека нажать кнопку «купить». Вот это должен продумать маркетолог. Вплоть до того, что он должен указание давать на сплит-тесты дизайнеру: например, нарисовать здесь кнопку зеленого цвета, а здесь кнопку красного цвета, и посмотреть, как они работают.

Алёна Григорян:

A/B-тестирование?

Маргарита Филимонова:

Да, A/B-тестирование.

Алёна Григорян:

Тестирование на каком уровне делается? То есть если, например, маркетолог решил, что ему нужно A/B-тестирование, дизайнер нарисовал эти кнопки, разработчик прикрутил. Как это в контекстной рекламе реализуется? Это одно объявление, ведущее на одну страницу, и там оно разделяется, или же это два разных объявлений делается?

Маргарита Филимонова:

Можно сделать разными способами, на самом деле, но, конечно, в идеале должно быть одно и то же объявление по одним и тем же ключевым словам. То есть полностью в рекламе параметры должны быть идентичными, чтобы мы получали одинаковый срез посетителей на сайт. А вот уже на сайте как это реализовать — это должен решить разработчик. То есть здесь можно делить поток трафика, например, пополам (тут тоже очень много нюансов) и одной половине, например, показывать страницу с красной кнопкой, другой половине показывать страницу с зеленой. Можно, конечно, экспериментировать и с разными объявлениями, но здесь может проблема возникнуть с ключевыми словами. Потому что, как я уже сказала, для полноты картины нам нужно, чтобы заходила приблизительно одна и та же аудитория, которая пользуется одинаковыми ключевыми словами, ключевыми запросами при поиске. Если мы в одном объявлении сделаем одни ключи, в другом объявлении другие ключи, аудитория, по сути, будет разная. Хотя это тоже вариант сплит-теста, он имеет право на жизнь, но это нужно пробовать все, тестировать.

Алёна Григорян:

Какой период времени нужно на тестирование? Очень часто заказчики пытаются... один день покрутили контекстную рекламу — все, делать какие-то выводы.

Маргарита Филимонова:

Один день это вообще ни о чем, так скажем, потому что, как правило, рекламная кампания должна разогреться какое-то время, и работать в стабильном режиме, например. Стабильный режим для рекламы — это не снижать ставки за клик, не снижать дневной бюджет, не переворачивать ничего в кампании. То есть мы ее и настроили, запустили, тестовый период, как правило, проходит от двух недель до месяца. В некоторых случаях бывает больше, но, как правило, через месяц уже более-менее понятно становится, какой трафик привлекает стабильная реклама. То есть теоретически можно этот трафик увидеть и за неделю, но срез будет настолько мал для аналитики, особенно для небольших сайтов или для мАлёнького бюджета, когда на сайт заходят ограниченное количество посетителей.

Алёна Григорян:

Про бюджет. С каким бюджетом стоит идти в контекстную рекламу? Есть какое-то ограничение?

Маргарита Филимонова:

Возможности безграничны, Алёна.

Алёна Григорян:

Возможности-то да, но должна быть какая-то граница.

Маргарита Филимонова:

Нет, нет такого рецепта, что вот у меня есть пять тысяч рублей, я запускаю контекстную рекламу и завтра я миллионер, у меня тысяча продаж за день. Нет такого рецепта в принципе, потому что настройка контекстной рекламы очень сильно зависит от отрасли, в которой она настраивается.

Алёна Григорян:

А тематика аренды квартир, например?

Маргарита Филимонова:

Аренда квартир…

Алёна Григорян:

И пять тысяч бюджет.

Маргарита Филимонова:

Нет, с таким бюджетом…

Алёна Григорян:

Одно объявление один раз показать. И то не показатель.

Маргарита Филимонова:

Да, один раз показать, это может от силы один день прокрутить, но выхлопа это особо не даст. Не то, что особо, вообще никакого выхлопа не даст. Тем более, как мы уже сказали, за один день свежезапущенная кампания не разогреется, просто не встанет в свое русло рекламное, на свое место, где ей нужно быть. Предварительно делается очень усредненный прогноз, но на этот прогноз… кстати, вот ошибка многих заказчиков, что им делаешь прогноз, предупреждаешь, что это примерный прогноз, они понимают его как фактический, который будет крутиться. Это на самом деле не так, потому что рекламная система тоже не может предугадать все нюансы настройки рекламной кампании, во-первых, а во-вторых, прогноз она делает усредненный, по похожим запросам, которые ранее крутились в других кампаниях. Ранее они могут крутиться и месяц назад, и год назад, но мы понимаем, что год назад, например, бюджет на рекламу был совершенно другой (ниже). За счет инфляции он все равно повышается, стоимость клика повышается и так далее. Все зависит друг от друга, и поэтому мы не можем сравнивать бюджет годичной давности с сегодняшним.

Алёна Григорян:

А если сразу — заказчик при этом не понимает то, что бюджет может различаться по большей части?

Маргарита Филимонова:

В большинстве случаев да, заказчик не понимает разницы. Даже, наверное, не в этом дело, пытаюсь сейчас сформулировать правильно.

Алёна Григорян:

Это как с оценкой: когда ты называешь вилку, заказчик слышит нижнюю границу всегда.

Маргарита Филимонова:

Да.

Алёна Григорян:

И у него в голове крутится она.

Маргарита Филимонова:

Да, примерно так происходит. И опять же, опираясь на отрасль, в которой крутится реклама, нужно понимать, что, например, та же аренда квартир — это очень разогретая отрасль, и там можно, конечно, найти какие-то ключевые слова, по которым будет сравнительно недорого крутиться реклама, но не факт, что эти ключевые слова окажутся востребованными и по ним будет много кликов в принципе. Поэтому в рекламе должны участвовать как низкочастотные ключи, так и высокочастотные. Но высокочастотка, как правило, и бюджета требует много.

Алёна Григорян:

Мы с тобой начали говорить про границы. Контекстную рекламу можно делать как внутри компании, так и отдать на аутсорс. Какой из вариантов предпочтительнее, и в какой момент границы сильнее смываются? Например, если человек в штате, ты всегда можешь на него свалить все что угодно.

Маргарита Филимонова:

Да. Вот и смывание границ.

Алёна Григорян:

Если он не начнет возмущаться.

Маргарита Филимонова:

Вообще я так считаю, что каждый специалист должен все-таки какую-то субординацию профессиональную соблюдать и самостоятельно следить за этим. Потому что понятно, что можно спихнуть на другого человека какие-то задачи. Да, он как-то сделает это, но он же может сделать это совсем не так, как тебе нужно. Потому что у него, например, другой круг задач (у того же настройщика рекламы, как мы маркетолога сравнивали). При удалённой работе, когда настройщик рекламы не в офисе находится, а например, идет работа с агентством или с фрилансерами какими-то, здесь несколько другой подход (он изначально

обозначается). Но бывает так, что заказчик увлекается, например, очень сильно, и пытается наладить с ним такие отношения, как если бы он сидел прямо в офисе, полностью восьмичасовой рабочий день.

Алёна Григорян:

Это если прямой контакт, а если еще посредине менеджер от агентства?

Маргарита Филимонова:

Когда есть менеджер, наверное, легче. Потому что менеджер отдувается абсолютно за все. Здесь мне чисто по-человечески, конечно, менеджеров очень жалко, но это их работа.

Алёна Григорян:

Но при этом они руками ничего в основном не делают.

Маргарита Филимонова:

Да, при этом они не делают руками, они выступают как логисты. Руками развести бурю и молнии...

Алёна Григорян:

Вот тут тоже: найти хорошего менеджера, который сможет не просто заниматься пересылкой, а вникать в проект и разруливать все острые момент — это тоже всегда проблематично. И тут тоже очень хорошо границы смываются. Когда менеджер, не понимая, бездумно пересылает туда-сюда сообщения.

Маргарита Филимонова:

Да. Еще границы стираются на таком этапе: когда, например, менеджер, если он хотя бы чуть-чуть знает функции специалиста, которому поручена работа, например, грубо говоря, верстальщика, да…

Алёна Григорян:

Это вот ты на минное поле сейчас наступила, ты же понимаешь.

Маргарита Филимонова:

Менеджер иногда, пытаясь угодить клиенту, идет на встречу и говорит: «не вопрос, я вам сам сейчас сделаю все быстренько, потому что это не сложно, я это сделаю», но здесь он буквально рубит сук, на котором сидит, и рискует свалиться с дерева. Потому что опять же вот про профессиональную субординацию: задача менеджера…

Алёна Григорян:

Разруливать.

Маргарита Филимонова:

Разруливать, да. Чтобы был доволен клиент общением и работой, чтобы был доволен исполнитель, тот же разработчик, чтобы его никто не дергал посторонний. Потому что когда клиент добирается до разработчика и начинает его дёргать, наступает практически патовая ситуация такая.

Алёна Григорян:

От заказчика зависит.

Маргарита Филимонова:

Вплоть до увольнения разработчика, потому что человек морально не выдерживает такого напора клиента, и он не готов.

Алёна Григорян:

От заказчика зависит. У меня просто были случаи, когда я напрямую сводила заказчика с разработчиком, но это буквально было на конкретно текущую задачу, а дальше он просто морозится и все через менеджера идет.

Маргарита Филимонова:

Да, но вот именно конкретная текущая задача. Это исключительные случаи, скорее всего, когда необходим такой контакт разработчика напрямую с клиентом.

Алёна Григорян:

Это скорее по регламенту. Как заложено в компании. Если разработчик не понимает, что у него есть менеджер, а не заказчик. Да, заказчик есть, но заказчика инициируется всегда менеджером. Менеджер уже должен ставить задачу разработчику. Если к нему задача прилетает непосредственно от заказчика, он должен отправлять к менеджеру, все.

Маргарита Филимонова:

Да, так и должно быть.

Алёна Григорян:

Про верстальщика: расскажи мне просто сук, который он пилит. Почему он пилит сук, на котором сидит?

Маргарита Филимонова:

Тут не про верстальщика, это же про менеджера мы говорили.

Алёна Григорян:

Менеджер, который верстает и пилит.

Маргарита Филимонова:

Как я уже сказала, он пытается угодить клиенту, и он понимает, что если он отдаст, например, эту вот небольшую часть работы верстальщику, (а верстальщик загружен очень сильно и он точно вот прямо сейчас это не сделает, а сделает в течение двух-трех дней). Менеджер идет как будто бы навстречу клиенту и делает эту работу сам. Но в результате, как правило, это вытекает в то, что клиент уже напрямую начинает грузить менеджера такими вот задачами: «а сделай мне быстренько сейчас вот это и вот это». И менеджер в итоге не знает как эту ситуацию разрулить. Вот это опасно, мне кажется.

Алёна Григорян:

Опять же тут зависит от квалификации менеджера.

Маргарита Филимонова:

Да.

Алёна Григорян:

Если он получил маленькую задачу, поправил и все хорошо, то ок. Если нет, тут, наверное, скорее всего, менеджеру не надо говорить, что это он сделал.

Маргарита Филимонова:

Да.

Алёна Григорян:

Это первое и самое главное. А второе, если все-таки он сделал, то далее он просто обозначает всегда заказчику сроки.

Маргарита Филимонова:

Да, так и нужно делать в таких ситуациях, клиент, чем меньше знает, он крепче спит. Это любой человек так, наверное, будет делать. И менеджеру проще в таких ситуациях говорить, что да, я отдал сейчас разработчику, у него буквально маленькое окошечко появилось, он это быстро исправит. А в следующий раз, например, я вам не могу обещать.

Алёна Григорян:

Тут есть другие риски: у менеджера все-таки задача разруливать проект, а не делать самому что-то. Если он вникает, начинает влезать в проект, он его затягивает очень сильно. Он сначала...

Маргарита Филимонова:

Рубит сук, на котором сидит.

Алёна Григорян:

...сначала версточку поправил… Тут даже не в том, что заказчик его начинает грузить задачами, тут в том, что он сам начинает втягиваться в этот проект.

Маргарита Филимонова:

Он и сам себя грузит, и потом сложно выкарабкаться.

Алёна Григорян:

Проще мне, если я могу… вот! даже если он это умеет, он это не должен делать, он менеджер.

Маргарита Филимонова:

Да. По-хорошему да.

Алёна Григорян:

Мне кажется, каждый менеджер проходил через это: «о, я сейчас быстренько поправлю одну буковку».  

Маргарита Филимонова:

Вообще да, когда общаешься с заказчиком, тем более очень часто заказчики — это хорошие люди, не очень часто...

Алёна Григорян:

Все люди хорошие.

Маргарита Филимонова:

... они все хорошие, да, и хочется человеку сделать приятное. Ну что тут, мелочь такая, хорошо я сам сделаю быстренько. Но все-таки важно разграничивать.

Алёна Григорян:

И бюджет тоже имеет значение.

Маргарита Филимонова:

Да.

Алёна Григорян:

Если бюджет вполне себе позволяет менеджеру параллельно это делать, то, почему бы и нет (если это не идет в ущерб другим проектам и текущему проекту).

Маргарита Филимонова:

Да, тут все дело во времени, которое выделено в принципе на проект.

Алёна Григорян:

Да. Мне понравилось про сук, на котором сидит.

Маргарита Филимонова:

Будешь употреблять теперь в своей работе.

Алёна Григорян:

Везде, в каждой передаче буду вспоминать. Про маркетолога и аналитика, про где границы, кто что должен делать. Есть маркетолог, который вырабатывает стратегию, есть отдельно аналитики, которые анализируют посещаемость и все прочее. Но при этом мы понимаем, что аналитик сделал свой отчет какой-то, маркетологу все равно надо залезть и самому посмотреть, мне кажется.

Маргарита Филимонова:

Маркетолог в любом случае должен лезть и сам смотреть. Тем более отдельный аналитик — это все-таки, наверное, в очень крупных компаниях такое встречается. В компаниях поменьше аналитику и маркетинг соединяет в себе один человек. Поэтому, в любом случае, маркетолог должен лезть смотреть все ходы-выходы клиента, сам собирать данные. Тут даже…

Алёна Григорян:

И анализировать поведение скорее.

Маргарита Филимонова:

Да, и анализировать поведение. Тут даже не из-за того, что сам сделаешь лучше, чем кто-то. Здесь совсем другой смысл кроется.

Алёна Григорян:

Выводы каждый делает свои.

Маргарита Филимонова:

Выводы каждый делает, да, и аналитик может не учесть в принципе то, что маркетологу нужно для полной аналитики.

Алёна Григорян:

Согласна. Для аналитика есть цифры одни, а для маркетологов другие. Тяжело быть маркетологом и аналитиком в одном лице. Два человека в одном.

Маргарита Филимонова:

Нет, это не совсем тяжело. Тяжелее, наверное, когда маркетолог именно вот эти границы не понимает.

Алёна Григорян:

Какие сейчас есть инструменты по анализу посещаемости?

Маргарита Филимонова:

Стандартное — это Google Analytics, Яндекс.Метрика.

Алёна Григорян:

Яндекс.Метрика сейчас хорошо так подросла до уровня Google Analytics, если мне память не изменяет.

Маргарита Филимонова:

Да, в российском сегменте можно через Метрику практически все снять.

Алёна Григорян:

А поисковые запросы они так друг друга и не показывают? Раньше, я помню, Метрика не показывала гугловые запросы, а Google не показывал то, что в Метрике.

Маргарита Филимонова:

Нет, конечно, они не будут показывать, потому что это разные поисковики. Как Яндекс может у Гугла брать запросы и показывать у себя в Метрике?

Алёна Григорян:

А некоторые, по-моему, показывались, нет? Никогда не показывалось?

Маргарита Филимонова:

Нет, Метрика может показываться только по UTM-меткам рекламы, которая транслируется в Гугле. Тогда он покажет. А если просто поисковые запросы какие-то делались, конечно, нет.

Алёна Григорян:

UTM-метки — расскажи пару слов про них.

Маргарита Филимонова:

UTM-метки — это определенные атрибуты, которые приписываются к ссылке на сайт, но приписываются не на самом сайте, а при размещении рекламы или какого-то поста в соцсетях, например. Для того чтобы в Метрике можно было потом отследить действия пользователя по этой ссылке. Например, мы даем рекламу по запросу «ремонт квартир», и человек заходит на сайт, совершает какие-то действия, возможно, он сделал заказ, посмотрел галерею работ и так далее. И в Метрике мы уже видим, что вот в это время, например, заходил человек, он совершал какие-то действия. По рекламе он зашел, не по рекламе. Кстати, да, если UTM-метки только на рекламе стоят, мы только рекламные заходы сможем отследить, а обычные поисковые немножко другими способами.

Алёна Григорян:

Соцсети являются контекстной рекламой?

Маргарита Филимонова:

Нет, соцсети — это просто…

Алёна Григорян:

То есть контекст — это только то, что в поисковых системах как платная реклама.

Маргарита Филимонова:

Да, как правило, да.

Алёна Григорян:

А соцсети у нас чем являются? Таргетированной?

Маргарита Филимонова:

Соцсети — это таргет, если рекламу мы даем. Если просто размещаем пост, это обычные соцсети, просто как...

Алёна Григорян:

Ну да, просто алгоритм действий тот же.

Маргарита Филимонова:

… как переход с сайта с другого, допустим, это котируется, но в Метрике она не отображается как переход с сайта, она прямо четко разделяется переход с соцсети.

Алёна Григорян:

Нет, я про то, что реклама в соцсетях по механике своей очень похожа на рекламу контекстную.

Маргарита Филимонова:

Нет, не совсем так.

Алёна Григорян:

В чем разница у них?

Маргарита Филимонова:

Там принцип разный, там настройки совершенно разные, но общее, конечно, есть что-то.

Алёна Григорян:

Объявление, клик.

Маргарита Филимонова:

Да.

Алёна Григорян:

Бабло сняли за объявление, за клик. Все.

Маргарита Филимонова:

Это очень грубое сравнение. То есть само собой, что рекламу даешь — должен быть какой-то текст объявления, ссылка куда оно ведет, и все. Но, например, настройки той же аудитории в соцсетях, в каждой соцсети, разные. В Facebook одно, Вконтакте другое. Они работают совсем по-разному, и можно даже играть различными этими настройками для того, чтобы достигать разные результаты в принципе. Вконтакте, например, мне очень нравится такая возможность настраивать рекламу по каким-то конкретным группам, сообществам, страницам, на которые человек подписан.

Алёна Григорян:

Это размещение именно на пост или нет?

Маргарита Филимонова:

Нет, это таргет.

Алёна Григорян:

О!

Маргарита Филимонова:

Да, это именно таргет, то есть платная реклама. Это даже не просто платный пост размещаешь. В рекламе выбираешь, пишешь список, можно свой список загрузить, можно вручную по всплывашкам выбрать то, что нужно, но вполне конкретизировать действия. Вот это просто суперспособность, если бы она была везде, цены бы ей не было.

Алёна Григорян:

Подписан там, иди туда. Меня в последнее время прямо одна и та же реклама преследует, за кадром потом тебе расскажу, к сожалению, в эфире не могу рассказать. К сожалению, наше время подходит концу, у нас осталось буквально несколько минут. Дай пару советов, пожалуйста, нашим слушателям на тему границ. Как обезопасить себя и как не начать пилить сук, на котором сидишь.

Маргарита Филимонова:

Пилить сук — это про менеджеров.

Алёна Григорян:

Любой может сидеть и пилить.

Маргарита Филимонова:

В общем, тогда: нужно соблюдать профессиональную субординацию. То есть человек должен, во-первых, знать очень четко свои обязанности профессиональные.

Алёна Григорян:

Нужно ли четко прописывать это в договоре?

Маргарита Филимонова:

Все зависит от клиента. Вообще я бы, конечно, прописывала. Но здесь все индивидуально решается. Бывает так, что клиент просто спихивает с себя эту гору, заботу на исполнителя. Ему абсолютно все равно, какими способами человек это достигает, лишь бы был результат.

Алёна Григорян:

Опять же тут зависит от бюджета.

Маргарита Филимонова:

Да, от бюджета зависит, но даже при небольшом бюджете бывают абсолютно разное отношение к исполнителю.

Алёна Григорян:

Значит, самый главный совет — прописывать все в договоре. Не важно фрилансер вы, агентство вы, ИП вы — все равно, подписывайте договора. Договор всегда спасает.

Маргарита Филимонова:

Примерно так.

Алёна Григорян:

Спасибо, Маргарита. С вами была передача «Работа над ошибками» и ее ведущая Алёна Григорян. Сегодня мы обсуждали контекстную рекламу. До новых встреч в эфире.