{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ярослав Мандрон Заместитель генерального директора Почты России по стратегическому развитию 12 марта 2018г.
Почта по-новому
Обсуждаем трансформацию Почты, говорим о том, как модернизируются современные бизнесы, о тенденции к сращиванию производимого (товаров или услуг) с дистрибуцией, о современных предприятиях как платформах, включающих в себя множество сторонних бизнесов, платформах, являющихся "хлебом" для массы предпринимателей. О партнерстве Почты, банка ВТБ и "Магнита". Какие новации ожидают партнеров и клиентов Почты России в обозримом будущем? Обменяемся мнениями насчет грядущего акционирования Почты и о том, каким видится новый закон о почтовой связи. А еще зрителей ждет традиционный выпуск новостей, которые мы обсудим вместе с гостем

Александр Иванов:

Добрый вечер, друзья, это программа «Актуальный Е-коммерс», меня зовут Александр Иванов. Сегодня мы с Вами будем говорить о том, какие преобразования ждут Почту России. Говорить мы будем с Вами именно с тем самым человеком, который лучше всего про это знает. У нас в гостях сегодня Ярослав Мандрон, добрый вечер! 

Ярослав Мандрон:

Добрый вечер!

Александр Иванов:

Ярослав, сейчас ты меня поправишь, если я неправильно произнесу твой титул, но насколько я понимаю, ты заместитель генерального директора Почты России по стратегическому развитию. 

Ярослав Мандрон:

Всё правильно. 

Александр Иванов:

Отлично. Как у меня удалось с первого раза. Скажи, пожалуйста, у нас же раз в какое-то количество лет пишется программа стратегического развития Почты. Это логично, большая компания, должны быть понятные ориентиры. Предыдущая программа заканчивалась у нас, по-моему, если мне память не изменяет, она была ограничена 18-м годом. 

Ярослав Мандрон:

Да, всё правильно. 

Александр Иванов:

Как оценка, надо сказать, вдруг, кто не знает, надо сказать, что ты, несмотря на то, что ты из Министерства экономического развития наблюдал за Почтой по-своему. Но ты человек относительно новый на Почте. Как оцениваются успехи по части предыдущей стратегии, реализации. 

Ярослав Мандрон:

Да, Саша, спасибо за приглашение. Я действительно был на старте этой дискуссии по действующей стратегии, правда, я был, наверное, по другую сторону баррикад, как регулятор, который ее критиковал. Но для меня была такая очень интересная картинка, когда пришла новая команда, то, как мне казалось, что в почту, как в конкурента, особенно на рынке электронной коммерции, на рынке посылок, никто не верил. Я даже помню некие стратегии конкурентов, они не рассматривали Почту России, как такого серьёзного игрока, особенно в городах-миллионниках или даже в городах 500.000 плюс. 

Александр Иванов:

Да, было ощущение, что Почта не поднимет голову больше никогда. 

Ярослав Мандрон:

Не поднимет голову. Если мы посмотрим результаты 17-го года, особенно на рынке посылок, там есть разные цифры, но из года в год мы с точки зрения доли рынка растём. У нас, может быть, не самая сейчас красивая картинка по городам-миллионникам, но в принципе, по всем сегментам мы продолжаем расти, а если говорить про малые города и города с населением 500.000, то наша доля приличная. И плюс по миллионникам есть, по крайней мере, потенциалы роста, и мы продолжаем набирать дополнительно наших клиентов. 

Александр Иванов:

Я вспомнил, что в ту пору далекую, когда эта команда приходила, мы делали какую-то аналитику, и как раз по крупным городам. И у нас выходило, вот не помню сейчас, но Малышев об этом точно помнит. 

Ярослав Мандрон:

То ли 2, то ли 4 %. 

Александр Иванов:

Совершенно верно. Вот где-то в этих рамках была доля почты России в крупных городах. Мы эти исследования выложили Почте, надо сказать, что у ребят встали дыбом. Не так много растительности, чтобы как-то заметно было. Но, в общем, все были сильно поражены, замерили, совпало, и вот сегодня мы можем говорить о том, что эта доля на самых лучших рынках, по тому что они с точки зрения себестоимости, они самые вкусные. На сегодня у меня нет вот таких прямо очень-очень свежих данных, но могу сказать, что это не меньше четверти, присутствие Почты России в крупных городах. По-моему, больше, как минимум. Это был рост всё-таки в несколько раз. 

Ярослав Мандрон:

Это правда. Сергей Малышев каждый раз, действительно, показывает цифры, доля наша в среднем больше 67 %, если брать сегмент городов-миллионников. 

Александр Иванов:

Вспоминаю Станиславского, когда слышу про 67 %, но всё равно понятно, что самое главное, что там есть тренд растущий, да, очевидно. 

Ярослав Мандрон:

Это правда. Если коротко подвести итоги предыдущей стратегии, я считаю, что действительно, по базовым направлениям удалось достичь больших результатов. Мы говорим, что есть действительно очень позитивная история по посылкам, и даже я скажу, что у нас в 17-м году посылочный бизнес вышел на второе место, хотя всегда был догоняющим. То есть у нас был в лидерах письменный бизнес, финансовый бизнес, а посылочный было где-то далеко-далеко сзади. Вот сегодня он действительно на втором месте, больше 48 млрд. руб. 

Александр Иванов:

После финансового?

Ярослав Мандрон:

После письменки. У нас письменка на первом месте, а теперь посылочный бизнес на втором месте, 48 млрд. руб. То есть я считаю, что действительно, нам удалось реализовать проект, связанный с Почта Банком, наверное, не в базовом, классическом варианте, как он задумывался. Но это тоже такой динамично развивающийся сегмент и по росту Почта Банк, он действительно, показатели очень неплохие. Я считаю, что моим коллегам действительно удалось сделать качественный продукт с точки зрения ЖКХ, это тоже было один из таких приоритетных проектов, которые. 

Александр Иванов:

На почте платить удобнее стало. 

Ярослав Мандрон:

Который был заложен в стратегию. Но, наверное, сегодня сложно жить какой-то динамикой пятилеток. 

Александр Иванов:

Да, совершенно верно. 

Ярослав Мандрон:

Настолько всё стало динамично, гораздо динамичнее меняться. Мне кажется, что диву даёшься, какие изменения происходят за два года. Уже не говоря... 

Александр Иванов:

Про эти самые пять. 

Ярослав Мандрон:

Да, про эти самые пять. Поэтому даже исходя из этого, с одной стороны, настала пора пересмотреть стратегию, но даже самое главное, что жизнь меняется. Мы должны менять правила игры, потому что жизнь меняются гораздо динамичнее, чем те тренды, которые мы закладывали. 

Александр Иванов:

Ну, да, вот у меня, на самом деле, даже мне кажется, что стратегия, которая будет рассчитана новая на 5 лет, насколько я понимаю, это очень в определённой степени рисковая история, потому что изменения происходят быстрее, закладывать на пятилетку довольно сложно. То есть она, наверное, должна быть какого-то уровня гибкости, чтобы можно было там что-то менять по ходу.

Ярослав Мандрон:

Я боюсь, что действительно, мы зашли в цикл, когда придётся очень качественно пересматривать стратегии в диапазоне 2-3 года. Наверное, разговор про какой-то комфортный период в 5 лет мы должны действительно забыть. Этого, я думаю, что все мы понимаем, мы на почте эту историю понимаем, поэтому, наверное, наши последние предложения как раз касались того, что нужно жить теперь гораздо более короткими циклами и чаще пересматривать те тренды, которые вчера казались вроде правильными, были маржинальными, давали нам определённые результаты. 

Александр Иванов:

Скажи, я не знаю, у нас время не позволит нашей передачи об этом говорить долго, хотя бы основными такими засечками, куда думаете, в каком направлении, какие основные такие моменты ты бы мог перечислить сейчас. 

Ярослав Мандрон:

Действительно, мы очень внимательно смотрим, я признаюсь, на рынок электронной коммерции. С одной стороны, это тот сегмент, который у нас растёт динамично. Но, честно говоря, для меня, как человека, отвечающего за стратегию, что является вопросом, на который в т.ч. нам, как компании, нужно ответить. В предыдущие годы мы действительно росли темпами 30, 40, 50 % в год. Причём если смотреть прогнозы 17-18-го года, мы несколько лет назад ставили гораздо более высокие планки. Те же самые 50 % рост в 17-18-м году. Но картинка поменялась. Такого роста нет, с одной стороны, а с другой стороны, у нас вроде не такое большое количество посылок на 1 человека. Сейчас есть показатель 3,5 посылки на 1 человека. 

Александр Иванов:

Маловато будет, по мировым меркам это ничтожно. 

Ярослав Мандрон:

Причём, наверное, действительно, показатель в 15-17 посылок на 1 человека, это тот потенциал, который у нас есть. Но, наверное, жизнь показывает, что то качество, которое мы предлагаем, уже недостаточно для потребителя, наверное, для производителя, это с одной стороны. С другой стороны, честно говоря, действительно, мы оцениваем риски, связанные с тем, что у нас сейчас активно развивается электронная коммерция так называемая трансграничная, и её динамика очень положительная. Но, в том числе, я вижу на какой-то период времени вперёд риски того, помягче скажем, могут быть, с одной стороны, затянуты гайки, а, другой стороны. 

Александр Иванов:

То есть это регуляторные риски. 

Ярослав Мандрон:

Ну, по крайней мере... 

Александр Иванов:

Безусловно, их надо иметь в виду. 

Ярослав Мандрон:

Мы эту историю должны закладывать, поэтому для нас, действительно, как один из фокусов, это, в том числе, развитие и внутреннего, доместикового рынка. 

Александр Иванов:

Но, кстати говоря, если мы говорим про кроссбордер, там очень интересно, что темпы роста были несколько лет подряд совершенно фантастическими. Начиная с 11-го года до, в принципе, 16-го там шёл, не знаю, чуть ли не удвоение. На 70-80 % этот рынок подрастал. А последний год не получилось же ни 70, ни 80, рынок подрос процентов на 30. 

Ярослав Мандрон:

Это правда, 30 %. 

Александр Иванов:

То есть то ли он то выбрал уже, исчерпал вот этот поток, то ли мы исчерпали свои покупательские ресурсы, как население. Но понятно, что там что-то происходит, происходят какие-то глубинные процессы, и делать ставку на него опасно даже, риски появляются какие-то дополнительные, если закладываться на рост именно туда, в этот сектор. 

Ярослав Мандрон:

Я соглашусь. Я соглашусь, но моё видение получается в том, что, наверное, в предыдущие годы это было основным драйвером этого роста. С одной стороны, мы, как Почта России повышали качество, сокращали сроки доставки, и это, наверное, было одним из, как мы считаем, драйверов роста электронной коммерции. 

Александр Иванов:

Да конечно. 

Ярослав Мандрон:

Мне кажется, что завтра этого уже недостаточно. Даже качественно снизив сроки доставки, для удержания того роста, о котором мы говорим, 30-40-50 % уже будет действительно недостаточно, должны быть какие-то дополнительные сервисы, с одной стороны, для клиента помимо сроков. И должны быть, наверное, другие услуги для тех же самых интернет-магазинов или производителей товаров для того, чтобы показать другую динамику этого роста. Мне кажется, что без каких-то качественных изменений на этом рынке мы точно будем находиться, наверное, в динамике 10-15-20 % ежегодного роста, но не больше. 

Александр Иванов:

Не так давно на сочинском форуме экономическом была озвучена идея создания некой платформы, которую, понятно, что Почта у нас потенциально способна создать это, куда могли бы.. То есть это некий универсальный сервис, куда могли бы, с одной стороны, подключается интернет магазины, с другой стороны, поставщики разного рода услуг по части обеспечения интернет торговли. Мне очень нравится эта идея, не скрою. В какой стадии сейчас она находится, может быть, ты немножко поглубже, во-первых, расскажешь, потому что я заголовками, практически, сейчас говорю, и в какой стадии находится решение сейчас. 

Ярослав Мандрон:

Действительно, мне кажется, что все мы по-разному понимаем вот это такое модное, наверное, сегодня слово экосистема. 

Александр Иванов:

Прямо даже вздрагиваю, когда слышу. 

Ярослав Мандрон:

Да, честно говоря, действительно, мне кажется, мы все полюбили это слово, слово «экосистема». Но, честно говоря, мы под экосистемой понимаем, наверное, такие пять базовых элементов. Первое, это действительно, совершенно другое качество доставки, и мы должны эту задачу, которая, по крайней мере, с 18-го года начинаем решать, связано с тем, чтобы сроки доставки у нас составили в больших областных городах день заказа плюс один день. Если мы заказываем в городах не областных, то это день плюс 2 дня. И мы, по крайней мере, когда анонсировали историю строительства 40 сортировочных центров, как раз и пытались покрыть 80 % страны вот таким сервисом. Это первая задача, всё-таки сделать более удобную или более быструю доставку, чтобы, в первую очередь, как раз регионы могли получить те услуги, которые сегодня доступны только жителям больших крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург. Мы говорим, что второе, всё-таки нужен второй вид сервиса. Связано с тем, что мы всё-таки максимально должны снять входные барьеры для производителей, особенно для малого, среднего бизнеса. Честно говоря, мы видим, действительно, фокус для такого рода ребят. А это можно сделать, в том числе, предложив им услугу по хранению на аутсорсинге, услугу по упаковке, на своих складах, и доставки до любой точки страны. 

Александр Иванов:

Знаешь, извини, что вклиниваюсь, там же есть ещё одна задача. У нас на сегодня производители не умеют продавать, к сожалению. То есть нужна же еще некая история, что человек должен сделать карточку товара, он должен эту карточку где-то разместить, эта карточка должна хорошо войти, понятно лечь в какой-нибудь Яндекс Маркет, Авито, не знаю, куда, да Инстаграм, господи. То есть вот этот механизм на сегодня, на мой взгляд, один из таких больных. Потому что производитель, ну что он, строгает или шьёт, ему не до этого. Вот ещё какой-то должен быть такой сервис, который помогал бы, сокращал бы путь к покупателю. Да, извини. 

Ярослав Мандрон:

Нет, смотри, я с тобой полностью согласен, мы говорим, что должно быть пять ключевых элементов. Должна быть другая скорость доставки, и потребитель хочет получить такой сервис. Должна быть действительно площадка, которая позволит увидеть товар, который есть у производителя. И для нас действительно вопрос, что у нас сегодня топ-3 крупных игрока на этом рынке составляет всего лишь 15 %. Хотя на сопоставимых рынках эти топ-3 игрока, это больше 50 % всего рынка электронной коммерции. Я считаю, что действительно, в ближайшее время сформируется этот крупный игрок. 

Александр Иванов:

Подожди, тут я не согласен, потому что есть разные рынки. Есть рынки вроде китайского, где действительно идёт такая монополизация. Есть рынки, на которые вышел Амазон, он практически везде успешен, всех придушил. А есть какие-нибудь рынки, где, мы начали с того, ты приводил статистику по продажам на душу, а есть рынки типа южнокорейского или британского, правда, в Великобритании Амазон тоже заметное место занимает, но, тем не менее. Где очевидных лидеров таких ярких, в общем-то, нет. Я не знаю, даже во Франции или Германии с Амазоном ещё есть пока, кому воевать, не знаю, как там дальше будет развиваться. Там уровень монополизации, OK, хорошо, это разные рынки развиваются по-разному. То есть не то, что есть в этом какой-то рецепт, что в Китае вот так, в Америке вот так. То есть есть и другие рынки, кроме них. Да, извини. Блеснул эрудицией просто. 

Ярослав Мандрон:

Поэтому просто возвращаясь к теме экосистемы, о которой мы говорим, мы считаем, или, по крайней мере, наверное, для того, чтобы вырасти с 3,5 посылок до 15-17, о которых мы говорим, как потенциал, у нас действительно должно быть другое количество логистики, это, наверное, наша компетенция. 

Александр Иванов:

Основная. 

Ярослав Мандрон:

Да, в которую мы будем дальше вкладываться. Действительно, задача предложить другой уровень маркетплейсов. И мы считаем, что игрок, который может эту услугу предложить, он сформируется в ближайшее время. Мне кажется, что немаловажно, в том числе, для развития этого сегмента, и система гарантий платежей. Мы все говорим, что одним из базовых драйверов развития eBay был PayPal. Если мы говорим про Алибабу, то таким...

Александр Иванов:

Alipay. 

Ярослав Мандрон:

Да, Alipay. Честно говоря, мы считаем, что, наверное, такой инструмент должен появиться и на российском рынке. По крайней мере, который будет гарантировать систему взаимоотношений между клиентом и между интернет-магазином. Честно говоря, я не исключаю возможности участия именно в этом сегменте Почты России. Почему. Всё-таки мы, если говорим про оффлайн канал, мы сегодня имеем компетенцию по тому, чтобы быть этим гарантом. Есть наложенный платёж, наложенный платёж как раз это, в принципе, в оффлайн канале и есть некая система гарантий. 

Александр Иванов:

Мне очень, кстати, нравится, что ты употребил слово «гарантия», потому что это важный и нерешённый на сегодня вопрос обязательств перед покупателем. То есть у покупателя всегда есть некие опасения, что его права будет нарушены. В действительности, мы знаем, что этого не происходит. В действительности, мы знаем, что это не самый главный фактор, который влияет на решение покупать в интернете или нет. Но, тем не менее, с этим надо считаться. На сегодня наши отечественные интернет-магазины очень сильно проигрывают зарубежным по уровню удовлетворённости клиентской при вступлении в спор. То есть там феноменальные различия происходят, потому что у нас по нашим замерам, правда, к 16-му году это относится, но вряд ли что-то поменялось в лучшую сторону. В случае с зарубежными интернет-магазинами при вступлении в спор есть 92% удовлетворённость, в России только 42%. Разрыв колоссальный. В частности, эту удовлетворённость гарантирует что? Платежная система, которая работает, как часы, всегда на стороне покупателей так далее. То есть там есть ряд операций, которые они берут на себя, защищая покупателей. То есть это не в чистом виде причислялка для денег, их функции гораздо шире. 

Ярослав Мандрон:

Ну, да, действительно, мне кажется, что мы должны перейти от стадии, когда это просто перечислялка в какую-то более организованную систему гарантий взаимоотношений между клиентом и продавцом. И тогда действительно у нас будет более зрелый рынок. И я считаю, что, в том числе, наверное, Почта России, может быть и не одна, но должна вместе с партнёрами такую компетенцию предложить. И просто вывод из всего, наверное, что я сказал, что нужен набор разных сервисов, которые делают очень простым возможность клиенту заказать, не боятся заказывать через онлайн канал. А для производителей очень простой способ разместить свою продукцию, то есть у него должна болеть только голова, как его произвести. Должен быть понятный сервис, который на аутсорсинге предложит ему все остальные компетенции. И создание сайта, и очень простая интеграция с Почтой России, и гарантия платежей. И он должен очень просто выставить продукцию на какой-то площадке, которая должна это организовать. И мне кажется, действительно немаловажно, о чем ты начинал говорить, что здесь, в том числе, тех же самых производителей нужно учить работать на этом рынке, нужна какая-то...

Александр Иванов:

Или предлагать им компетенцию какую-то свою собственную, которая смогла бы заменить и так далее, вплоть до того, что маркетинговая оценка какая-то. Разместили, условно говоря, в Яндекс Маркете, на Tmall, на Юле, например, условно говоря, и потом проанализировали, что дало в итоге ему, производителю, дало больший эффект и куда стоит направлять в дальнейшем усилия, то есть поток некий. А скажи, вот эта платформа, понятно, что она открыта для производителей, для продавцов. А для кого она открыта по другую сторону баррикад? Что касается тех, кто обеспечивает эти самые сервисы, это будут только почтовые сервисы или Вы готовы, что называется, пускать в эту систему всех, весь рынок. Сервис, разработанный Почтой России, условно говоря, вот Почта России сделала почта-pay, а вот Qiwi мы туда не пустим, например. Или Qiwi тоже можно, чтобы понять. 

Ярослав Мандрон:

Честно говоря, действительно, мы считаем, что, во-первых, у нас, наверное, чтобы сделать полноценную экосистему, я честно признаюсь, у нас нет такого рода компетенций, чтобы закрыть весь пласт вопросов, которые нужно решить для того, чтобы создать этот комплексный продукт для потребителя и покупателя. Поэтому мы считаем, что эта система должна быть максимально открыта и, честно говоря, у меня логика очень простая. Лучше иметь, скажем так, долю от большого пирога, чем иметь целый пирог, но очень маленький. Поэтому пока у нас базовый подход, что мы видим свою компетенцию в, ещё раз, в продолжении улучшения качества логистики, в складской инфраструктуре, остальные сегменты максимально ищем партнёров, с кем можно построить эту комплексную услугу для всех участников процесса. Ну, вот мы точно, по крайней мере, сейчас не обсуждаем историю, что это такая наша некая монопольная площадка, которая закрыта для большинства участников. 

Александр Иванов:

Я недавно в пиццерии стал свидетелем разговора, видимо, очень умные люди, они обсуждали, что половина 30-сантиметровой пиццы больше, чем одна 12-сантиметровая. Скажи, у нас до новостей осталось немножко времени, скажи, пожалуйста, много разговоров идёт о коллаборации Почты, ВТБ и Магнита. Это как-то оформилось в какую-то понятную вещь, или пока это вопрос такой, для размышлений, для дискуссий, для понимания потенциала этой возможной коллаборации. 

Ярослав Мандрон:

Действительно, мы анонсировали соглашение, которое мы подписали на троих, Почта, ВТБ и Магнит, и у нас действительно пока фокус на трех сегментах. Первое, это возможность использования, в том числе, логистических возможностей Магнита. Вторая история, это совместный проект по размещению в Магните или в сетевых магазинах отделений Почты России в усеченном формате. И это, в том числе, вопрос, связанный с тем, чтобы, может быть, объединить систему лояльности, чтобы клиент, имея, по крайней мере, какую-то систему лояльности Магнит и Почта России, могли взаимно пользоваться этими услугами. Пока мы ограничиваемся на таком формате, причём, действительно, анонсировали, что мы не ограничиваемся только эксклюзивом для Магнита. 

Александр Иванов:

То есть я понимаю, что возможно и больше. 

Ярослав Мандрон:

Да, возможно и больше. 

Александр Иванов:

Хорошо, у нас сейчас наступает время новостей. Тогда мы запускаем новости сейчас.

Александр Иванов:

Мы продолжаем, Ярослав, что из этих новостей как-то зацепило?

Ярослав Мандрон:

Мне, честно говоря, понравилась последняя новость по поводу того, что заказ на 8 марта цветов вырос на 30 %. 

Александр Иванов:

Нет, это радует, а на самом деле, вот это хорошая штука, что всё больше и больше уходит в Интернет заказов. Я тут где-то читал буквально на днях, по-моему, это прогноз Нильсона был о том, что в течение 15 ближайших лет онлайн торговля удавит вообще оффлайн, её станет больше. Пока у нас в районе, спорят специалисты, 3 или 4 %, или какая-то цифра между ними, эта доля онлайн торговли от розничного оборота в стране. Получается, что у нас пока де-факто мы имеем довольно низкий относительно мира показатель 12-15. В Великобритании 19 % я слышал цифру по прошлому году, мне показалось, что это очень много. С другой стороны, логично. И вот у нас происходит замечательная такая метаморфоза с тем, что нас оборот розничной торговли, оффлайн, розничной торговли вообще, он немножко, несколько процентов теряет каждый год. При этом Е-коммерс внутри этой большой истории, он расширяется и расширяется, объедает бедный оффлайн. То есть у Почты хорошие перспективы в связи с этим, возить всегда будет что, видимо. 

Ярослав Мандрон:

Честно говоря, я бы действительно, так радужно не смотрел на картинку для Почты России. Для меня, честно говоря, действительно, всегда был очень такой показательный пример с такси. Вот если мы вернёмся на несколько лет назад, до момента появления Uber либо Яндекс такси, таксопарки чувствовали себя очень хорошо. Была хорошая маржинальность, и конкуренция была на рынке низкая, но с приходом другой бизнес модели. 

Александр Иванов:

Их ценность резко упала. 

Ярослав Мандрон:

Их ценность сильно упала, и за какие-то 5 лет, мы можем сегодня увидеть картинку, что всё-таки основные маржинальные игроки, это как раз ребята, которые предложили IT решения, а не таксопарки, которые ещё вчера чувствовали себя очень даже комфортно. Есть история, может быть, ещё более раннего периода, в мою предыдущую бытность, я, в том числе, по роду деятельности активно наблюдал за такой компанией, как ТрансТелеКом. Когда-то это был такой крупный монополист с точки зрения широкополосного доступа, были проложены линии. 

Александр Иванов:

Да, надо сказать, что ты занимался, насколько я понимаю, разного рода монопольными ведомствами. 

Ярослав Мандрон:

Да, монопольными историями. 

Александр Иванов:

В прежней жизни. 

Ярослав Мандрон:

И мы сегодня понимаем, что тогда, когда мы этот вопрос поднимали 5-7 лет назад, действительно, ни у кого не было мысли о том, что кто-то сделает дублирующую инфраструктуру. Все крупные мобильные операторы построили дублирующую инфраструктуру, и сегодня ТрансТелеКом не имеет такой же самой ценности. Поэтому, честно говоря, действительно, мы как раз видим риск, связанный с тем, что если мы не предложим другое качество услуги и не пойдём в более маржинальные сегменты, то мы просто видим риск того, что можем остаться теми же самыми таксопарками. И придут новые игроки, которые предложат другую бизнес-модель, другие услуги с дополнительными сервисами. И, в лучшем случае, мы будем в конце этой пищевой цепочки и, наверное, это нам очень бы не хотелось. Поэтому это как раз это, в том числе, нас и заставляет искать новые модели, новые маржинальные сегменты, пытаться найти себя в новом формате, как раз именно понимая, что, наверное, возможность такого комфортного существования с учётом нашего преимущества по большой сетке, по большой логистике очень быстрого может закончиться. То есть одним словом нам для того, чтобы оставаться в текущих конкурентных преимуществах, нужно бежать. А если мы не побежим, то мы однозначно проиграем. Вот именно это является основной причиной, что мы как раз и предлагаем вот эти новые сегменты, в которых Почта может найти свою нишу. Для того, чтобы, с одной стороны, защитить свою логистическую составляющую, но, с другой стороны, чтобы найти более высоко маржинальные сегменты, на которых мы можем компенсировать риски как раз снижения маржинальности по нашим классическим бизнесам. 

Александр Иванов:

Но это же такая некая всеобщая тенденция, потому что на сегодня сложно себе представить современный банк, который не предлагал бы чего-то продавать. Какие-то услуги по Е-коммерс, например. Очень сложно себе представить на сегодня какого-то продавца, который бы не искал, например, платёжных решений или логистических. То есть происходит некий симбиоз. Почта России, как минимум, сейчас обладает абсолютно точно, устойчиво стоит по части вот этой самой последней мили, доставки, близко к народу и, наверное, с каким-то взаимодействием с Магнитом станет к народу ещё ближе, может быть. При этом, насколько я понимаю, конкуренты тоже не спят. То есть Почта России делает какие-то интересные штуки, например, мне очень понравилась история, которая связна с платформой для экспорта, это классно, удобно. Там другой вопрос, что сама услуга по себе, она дорогая, ещё не обкатанная, еще не на чем обкатывать, объективно. Но это удалённое решение, тем не менее. Сегодня максимально удобное, например. Или история с тем, что фактически личный кабинет сейчас у каждого пользователя Почтой, удалённо можно решить все проблемы.

Ярослав Мандрон:

Как для юридических лиц, так и для физических лиц, да. 

Александр Иванов:

В общем, остальные тоже не спят, как-то подтягиваются, и темпы роста, я смотрю на Ваших, что, я не знаю, как правильно сказать, коллег, конкурентов в данном случае, мне кажется, что на этом этапе жизни ещё, наверное, коллег, может быть, когда-то Вы будете друг с другом конкурировать, но пока рынок такой, что там нет такой жёсткой конкуренции, хотя она заставляет шевелиться, безусловно. Они же тоже очень высоки. То есть у нас логистика, это одна из самых развивающихся отраслей. У нас все перспективы, связанные с тем, кто быстрее вскочит в этот самый поезд и желательно поближе к паровозу, а может быть, и за рычаги непосредственно, правильно я понимаю?

Ярослав Мандрон:

Абсолютно. То есть я верю в историю, связанную с тем, что тот, кто предложит новые качества услуги, тот завтра будет иметь конкурентное преимущество. Но при этом я считаю, что сегодня у Почты для этого есть большое окно возможностей. Которого, действительно, может не быть через 2-3 года. Именно поэтому мы сейчас анонсировали эту историю, связанную с электронной коммерцией, именно поэтому мы сейчас ищем, ведём переговоры с партнёрами, чтобы предложить это новое качество. Потому что мы сегодня каждый день видим, что появляются совершенно принципиально новые продукты даже на рынке электронной коммерции. Поэтому однозначно, мне кажется, что здесь не может быть двойного решения, что тот, кто завтра предлагает другое качество, тот и является участником, который получает максимальную маржинальность. И хотелось бы, чтобы Почта России всё-таки оставалась участником этого рынка, тем более, при всём при этом у нас большое количество людей работающих, 350.000 человек, второй работодатель в стране. Плюс я думаю, что одной логистикой, одной последней милей и 42 точками присутствия уже потребителя очень сложно будет удивить в совсем скором времени. 

Александр Иванов:

Вот, буквально, секунды остались, у меня несколько очень коротких вопросов. Роботизация грядущая не пугает? 

Ярослав Мандрон:

Мы, честно говоря, действительно, эту историю анализируем, но мы считаем, что роботизация может сильно поменять историю с логистикой. Потому что с нашей точки зрения, что роботизация как раз поменяет место производства того или иного товара. То есть сегодня у нас товар с точки зрения производства тяготеет к месту, где дешёвый труд, а роботизация приведёт к тому, что. 

Александр Иванов:

Подравняет это. 

Ярослав Мандрон:

Товар будет тяготеть к рынку, где этот товар будет потребляться. Поэтому мы, по крайней мере, когда обсуждаем историю, связанную с логистикой, мы учитываем эти особенности. Я думаю, что лет через 5 история с роботизацией вообще качественно поменяет всю логистическую цепочку. Но мы, по крайней мере, эту историю точно. 

Александр Иванов:

Но и производство, наверное. 

Ярослав Мандрон:

Да, в том числе. 

Александр Иванов:

Спасибо, ещё у нас пару секунд. ВТБ, это Вы нашли стратегического инвестора в лице ВТБ, или это партнёр для каких-то возможных совместных программ? 

Ярослав Мандрон:

Мы с ВТБ обсуждаем разные проекты. Наверное, я действительно могу сказать, что ВТБ - наш стратегический партнёр, но я бы, честно говоря, не сказал, что мы не обсуждаем какую-то историю кооперации или партнёрских отношений с другими банками. 

Александр Иванов:

То есть это не эксклюзив, это один из возможных вариантов развития. Спасибо большое, это было программа «Актуальный Е-коммерс», у нас в гостях был Ярослав Мандрон, заместитель генерального директора Почты России по стратегическому развитию. Ярослав, спасибо. 

Ярослав Мандрон:

Пожалуйста. Очень приятно было, спасибо за приглашение, Саша. 

Александр Иванов:

Спасибо, меня зовут Александр Иванов, до следующего понедельника, друзья, всего доброго.