{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Ф. Скляр Музыкант, автор песен, актер 02 марта 2018г.
80. Жизнь продолжается. Высоцкий
Владимир Высоцкий - рок-версия? Обсуждаем альбом, выпущенный к юбилею легендарного автора

София Корзова:

Добрый вечер, это «КультБригада» на радио Mediametrics, в студии София Корзова и Вячеслав Коновалов. 

Вячеслав Коновалов:

Очень приятно. Добро пожаловать к нам на «КультБригаду» вечером в пятницу, в такой мороз, не знаю, мы добежали с Александром, радостно подпрыгивая, увидев Соню, эту замечательную студию, настроение поднялось соответствующим образом. 

София Корзова:

Да, и согрелись. А в гостях у нас музыкант, автор песен, артист и даже немного телеведущий, как оказалось, Александр Ф. Скляр, добрый вечер. 

Александр Ф. Скляр:

Да, я бы даже сказал ещё и радиоведущий, и композитор, Вы сказали, автор песен. Заслуженный артист Российской Федерации. 

София Корзова:

Деятель искусств. 

Александр Ф. Скляр:

Культуртрегер, философ, воин, поэт. 

Вячеслав Коновалов:

Я уже хочу похлопать, и встать, поклониться. 

Александр Ф. Скляр:

Неизменный постоянный участник «КультБригады», которую Вячеслав уже достаточно давно и успешно делает на просторах нашей необъятной Москвы, и сейчас дальше расширяется. Здравствуйте, уважаемые друзья, здравствуйте, Соня, здравствуйте, Вячеслав. 

София Корзова:

Добрый вечер. Вот такой замечательный человек пришёл к нам сегодня, и мы хотели, прежде всего, Вас. 

Вячеслав Коновалов:

Я бы даже сказал, выдающийся, извините, что перебиваю, выдающийся человек нашей культуры. Александр про себя, кстати, очень хорошо, много сказал, и ты тоже. Но и ты, и он пропустили одну очень важную вещь. Он из скромности, а ты, может быть, из-за того, что некоторым образом относишься к другой. На самом деле, Александр Ф. Скляр для людей моего поколения, это не просто человек, это какой-то монстр рока, в хорошем смысле этого слова. То есть это человек, на музыке которого, на словах которого, на голосе которого, я скажу, что выросло, наверное, целое поколение. Я, пожалуй, наверное, я бы поставил вот это даже важнее, чем все остальные регалии, которые мы перечисляли. 

Александр Ф. Скляр:

Спасибо, Слава, спасибо большое, ты всё равно выделил самую главную мою ипостась, именно музыкальную. Потому что всё остальное, так или иначе, имело к ней непосредственное, но опосредованное отношение. Главное, когда меня спрашивают, кто Вы такой, я всегда себя определяю - музыкант, артисты, всё, это самое главное. 

Вячеслав Коновалов:

Абсолютно. 

София Корзова:

Но наше поколение, кстати, тоже отголоски Вашего творчества и до нас докатились. 

Александр Ф. Скляр:

Ой, сомневаюсь. 

София Корзова:

Нет, не сомневайтесь, не надо сомневаться. 

Александр Ф. Скляр:

Сомневаюсь, думаю, что если докатились, то только реально отголоски, это совершенно нормально, тут нет ничего. Поколение, музыкальное поколение, это, в принципе, 10, максимум 15 лет. Поэтому если ты существуешь, как я в профессиональной музыке уже больше 30 лет, значит это, как минимум, уже два поколения именно сменилось. Активное нормальное музыкальное поколение, которое очень активно включается в музыкальный процесс и потом по жизни от него потихоньку отходит, он с ним остаётся, это, в общем-то, лет 10. Поэтому, в принципе, два, это как минимум поколения сменилось, в принципе, по большому счёту, наверное, даже уже и три. 

София Корзова:

Даже три поколения. 

Александр Ф. Скляр:

Да. Даже уже и три, если начать с 86-го года, мой сын 86-го года рождения, поэтому сейчас он уже, по сути дела, следующее, он перешёл в другое поколение по сравнению с тем, когда он активно слушал музыку, ходил активно на концерты. Все-таки годам к 25, к 27 среднестатистический, даже хороший любитель музыки гораздо меньше ходит уже на концерты. Он ещё слушает музыку, конечно, так, дома, в компаниях, но уже как активный посетитель концертов, ему на смену приходят снова 17-18-летние. 

София Корзова:

Молодежь.

Александр Ф. Скляр:

Конечно. 

София Корзова:

Но мы как раз сегодня и будем говорить о преемственности поколений в творчестве. 25 января страна праздновала юбилей Владимира Семёновича Высоцкого. Ему бы исполнилось 80 лет в этом году. И Вы своеобразно тоже отметили этот юбилей, выпустили диск, исполнили песни некоторые Владимира Семёновича. Расскажите, что это за пластинка, какие композиции туда вошли, каким образом Вы этот репертуар составили для себя. 

Александр Ф. Скляр:

Альбом, который мы выпустили группой Ва-Банкъ в конце прошлого года, получил название «Оставайтесь, друзья, моряками». Это наш огромный респект, уважение и любовь к тому, кого мы все, рок-н-рольщики первой волны российской почти единодушно считали предшественником. То есть Высоцкий - это предтеча русского рок-н-ролла. Такой Иоанн Креститель русского рок-н-ролла. Так, как мы все к нему относимся. Соответственно, за все годы, сколько я существую и как артист и, практически, как вообще сколько я живу на этом свете, Владимир Семёнович всегда шёл рядом со мной. Я всё время его ощущаю, как близкого, современника, наставника, учителя и человека, на которого мы во многом можем ровняться и которому мы обязаны тем, что русский рок-н-ролл работает так со словом, как работал Высоцкий. В этом альбоме я выбрал 13 песен, это 13 музыкальных треков, это всё песни Высоцкого. И заканчивается этот альбом стихотворением Владимира Семёновича, которое можно, в принципе, считать, мне так кажется, и Никита Владимирович это подтвердил, его сын, что это как его поэтическое завещание. Оно начинается словами «Когда я отпою и отыграю, где кончу я на чем, не угадать» и так далее. Вот это стихотворение Владимира Высоцкого прочитал его сын, Никита Владимирович. Поэтому получается 14 треков на альбоме, который я отбирал очень вдумчиво, долго, переслушав всю свою домашнюю аудиотехнику записей Высоцкого, заново осмыслив всё то, что для меня наиболее важно в его творчестве. Выбрав сначала, может быть, песен 50, потом сделав шорт-лист, этот шорт-лист, 13 песен и 14-е стихотворение. Потратив, практически, весь предыдущий год, то есть 17-й весь год на то, чтобы осознать, что я хочу сделать. Сделать это, записать, пригласить моих любимых и очень уважаемых мной музыкантов, которые приняли участие в этом альбоме, помимо группы Ва-Банкъ. Ну, и в конечном итоге такой финальный аккорд отдав Никите Владимировичу, потому что если мы слушаем, не видя исполнителя, то тембр Никиты очень похож на тембр Владимира Семёновича. Поэтому мы как будто слушаем Высоцкого, и тем самым я завершил этот альбом его строчками «и выбегу в грозу». 

София Корзова:

А всё же, какие песни вошли в альбом, хотя бы несколько песен назовите. 

Александр Ф. Скляр:

В альбом вошли, скажем так, почти все песни, которые я отобрал, это совершенно сознательный выбор, это не то, исполняется большинством исполнителей Высоцкого. Некоторые песни, насколько я знаю, вообще никогда не исполнялись нашими российскими исполнителями. Начинается альбом с песни «Белое безмолвие». Единственный, кто исполнял эту песню из известных нам людей, это Егор Летов. Мы её сделали совершенно принципиально по-другому, она открывает этот альбом, потому что, с моей точки зрения, этот метафизическое послание Высоцкого самому себе и своим потомкам. Это такая метафизическая программа. Что вообще Высоцкий представил себе под идеей поэтического служения, вот так я бы, наверное, это называл. Это «Белое безмолвие». Дальше идут песни не очень, как я сказал, играющиеся и поющиеся другими артистами, или потому что они достаточно редкие, или потому что они достаточно сложные для простого исполнения. 

Вячеслав Коновалов:

Извини, Саша, вот я сразу хочу тебе задать вопрос, вот когда ты занимался вот этим отбором, у тебя заранее была такая позиция. 

Александр Ф. Скляр:

У меня было три позиции. 

Вячеслав Коновалов:

Чтобы эти песни были А. незамыленные. 

Александр Ф. Скляр:

Слава, у меня было три позиции, да. Я, когда отслушаливал, у меня было три главных момента. Первое, максимальная незамыленность песни другими исполнителями. Второе, песня должна быть не длинная, потому что при длинной песне, при большом количестве текста ты невольно скатишься в интонацию Высоцкого, а мне хотелось максимально уйти от его интонации, максимально найти свою. 

Вячеслав Коновалов:

Специально. 

Александр Ф. Скляр:

Специально. Значит, соответственно, это должна быть недлинная песня, относительно не длинная. И третье, эта песня должна прямо чётко попадать в моё сердце. У меня очень много любимых песен Высоцкого, я сходу, не задумываясь, возьму гитару, могу сыграть их, я думаю, штук 100 сразу, не думая и не вспоминая, прямо одна за другой. Но нужно было взять такие песни, которые прямо сейчас ложатся в моё сердце. Именно сейчас, моему нынешнему 60 летнему статусу соответствуют, как песни, которые попадают в меня. Вот это было три момента, отсюда и эти песни, я говорю, достаточно редкие. Например, песня «Вы в огне и на море», которая и дала название альбому, потому что там в конце есть совершенно потрясающие строчки «Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками, становясь капитаном, храните матроса в себе». Вот отсюда название альбома «Оставайтесь, друзья, моряками». «Вы в огне и на море», «Был шторм, канаты рвали кожу с рук», это «Человек за бортом», песня очень редкая, ни от кого её не слышал, «Гимн морю и горам». Песня, которую, мы нашли наш ключ «Я уехал в Магадан». Ее, может быть, кто-то и пел, мы нашли свой ключ точно, которым никто не пользовался. Очень редкая песня Высоцкого, которую он сам почти не исполнял на концертах, она называется «В куски разлетелася корона», мы нашли тоже свой ключик к этой песне. И одна из моих таких песен, которой я очень горжусь на этом альбоме «Дайте собакам мяса», я её знаю с юношества, я там тоже сумел найти музыкальный ключ, совсем не похожий не только на Владимира Семеновича, но вообще на что бы то ни было. И песня «За меня невеста отрыдает честно», это очень известная песня, пожалуй. Может быть, единственная из таких, широко реально известных песен, но в который мы нашли такой ход, где мы, поющие эту песню сегодня, общаемся с Высоцким, который поёт эту песню тогда. Ее надо послушать, для тех, кто услышит эту песню, как мы её сделали, будет сразу понятно, что я имею в виду. 

Вячеслав Коновалов:

У меня вопрос, скажи, пожалуйста, как ты видишь дальнейшую жизнь вот этого альбома. Я понимаю, что процесс был очень сложный. Во-первых, процесс выбора глобальный. Во-вторых, процесс записи очень сложный. В-третьих, в конце концов, это получилась классная совершенно вещь. Как ты видишь дальнейшую жизнь этого?

Александр Ф. Скляр:

Только включать одна, две, три композиции просто в концерты. Я не буду этот альбом играть, как целиком программу. 

София Корзова:

Именно об этом я и хотел спросить. 

Александр Ф. Скляр:

Нет, не буду, Слава, я это сразу ещё там давно сказал. 

София Корзова:

А почему? 

Александр Ф. Скляр:

Это очень сложно. Это сложно вокально, потому что мы не должны забывать, Высоцкий, когда он уходил, был на 43-м году жизни. Высоцкий пел, будучи гораздо моложе, чем я. Я Высоцкого вполсилы петь не умею и не считаю это нужным. Высоцкого надо петь на разрыв. Петь на разрыв Высоцкого, будучи человеком 60-летним и будучи человеком 40-летним, это две большие разницы. И несмотря на то, что у меня огромный концертный опыт, но выдержать целиковую программу Высоцкого, которая должна состоять из порядка 19 песен, потому что примерно 19 песен, это полноценный концерт. Вот это невозможно. Поэтому я сразу сказал, эта программа, которую я не собираюсь живьем играть. Но, конечно, те или другие песни, в зависимости от настроения, я буду включать в свои концерты. И пока, на настоящий момент единственный концерт, который я сыграл за последнее время только из песен Высоцкого, я сыграл в Риге, в Юрмале. Это было прямо в день рождения Владимира Семёновича по очень большой просьбе наших рижских друзей. Но я действительно, хотел и себе сделать, и им сделать такой подарок. Я очень круто напрягся и сделал за концерт 25 песен. Я пел только Высоцкого. Но после этого, ребята, я был просто мёртвый. Поэтому повторять такую штуку я не буду. 

София Корзова:

Поэтому Владимир Семёнович так рано и ушел. 

Александр Ф. Скляр:

Ну, в том числе. В том числе, потому что, конечно, его работа на сцене было совершенно фантастическая, абсолютно человек себя не щадил. Но он тоже не мог петь свои собственные песни по-другому. Он не мог их петь в полсилы. Если мы послушаем разные концерты Высоцкого, мы увидим, что даже если он начал так, видимо, сберегая силы, он всё равно потом на второй, на третьей, на четвёртой песне расходился и начинал опять так, как он есть, но это ему и стоило, соответственно, колоссальной выкладки, а значит и колоссального опустошения. Плюс очень больших проблем с голосом. То есть у него несколько раз шла горлом кровь по ходу его концертов, особенно страшно это было тогда, когда ему делали его организаторы, делали серию выездных концертов, он очень прилично по тем временам на них зарабатывал, но и страшно совершенно просто убивался, реально. Я знаю доподлинно, что у него были дни, когда вот на таких выездах он играл до семи концертов в день. Семь концертов в день, сразу, один за одним. Даже если представить, что он сокращал норму, это не полутора часов, предположим, что это часовой концерт. Часовой концерт, один с гитарой 7 часов подряд, я думаю, с 15-20 минут перерыв. Это, ребята, это практически никто не может такое выдержать, поэтому тут даже говорить нечего, он, конечно, себя просто убивают этими концертами. Но по-другому не мог. Он знал, что его ждут, он хотел выступать перед своей публикой, он знал, что это прямой контакт, ради этого он пишет песни, чтобы выходить к этой публике. Он не мог её оставить, не оправдать её ожиданий. Поэтому я знаю, что у него были выезды семиконцертные в день. 

Вячеслав Коновалов:

С ума сойти. 

София Корзова:

Скажите, как Вы относитесь к мифу о Высоцком. Высоцкого уже с нами давно нет, но есть какой-то глобальный такой... 

Александр Ф. Скляр:

Никак, объективно он есть, этот миф, без сомнения, конечно. 

София Корзова:

Какой он, как Вы думаете? 

Вячеслав Коновалов:

Наверное, я бы даже дополнил. Их несколько мифов. Вот в этой мифологеме, которая создалась вокруг имени Высоцкого, твой миф, который живёт внутри тебя, твоя любовь к нему, часть этой жизни, как бы ты определил. Вот твоё понимание. 

Александр Ф. Скляр:

Я так долго живу с Высоцким, что я прожил его жизнь через себя. Я прожил его песни через себя. Его песни взрослели вместе со мной. Его песни изменялись вместе со мной, через призму моего ощущения. Я так много о нём узнавал по ходу своей жизни. Я так много понимаю в его мотивации, его поступков, что у меня миф о Высоцком, это некое такое отвлеченное понятие. У меня мало мифологичности в моем отношении к Высоцкому, мало. Потому что я очень хорошо, почти всё понимаю, что с ним произошло на протяжении его жизни, кроме, конечно, наверное, потайных сердечных моментов, которые он сам не выставлял и о которых, слава богу, мы не должны знать, это совершенно другая история, я никогда не пытался залезть в его грязное бельё. Всегда этого сторонился. Но если мы говорим о его поверхностной линии жизни, вся его работа в театре, вся его работа с кино, его многочисленные поездки, его любовь к Марине Влади, его выезды на вот эти концерты, о которых я сейчас говорил, мотивация практически всех его поступков мне понятна. И видимо, понятна потому, что я уже на 20 с лишним лет его пережил. Не 20 с лишним, а чуть меньше, чем 20 лет его пережил. Соответственно, даже то, что он недопрожил, я уже перепрожил своей жизнью. Поэтому кое-что я вижу уже из своих лет, оглядываясь на Высоцкого. Для меня Высоцкий уже юный. Даже ушедший Высоцкий уже юный, потому что музыкант, которого я встречаю сейчас, если он мне говорит, что ему 40 лет, для меня это, конечно, юноша. То есть я понимаю, что впереди. 

София Корзова:

Парниша молодой. 

Александр Ф. Скляр:

Парниша, да, впереди у него самое трудное, вот что я хочу сказать, я это имею в виду. Когда-то я думал, что дойдёт до 40 своих лет, я думал, что самое трудное у меня позади, потому что уже больше 10 лет концертной деятельности, я думал, что это всё, это круто. Ничего меня реально по-новому уже удивить не может. Я очень сильно ошибался. Когда прошло ещё 10 лет, и исполнился полтинник, то есть вот я перешёл к полтиннику, то есть прожил ещё 10 концертных лет. И, оглянувшись назад, я понял, ой, какой же я был салага в свои 40. А когда я сейчас ещё прожил десяток лет после полтинника, тут я понимаю, что, да, ребята, а жизнь, пожалуй, ещё будет подкидывать тебе такие моменты, к которым ты можешь оказаться не готов, несмотря на твой такой возраст. Поэтому что для меня Владимир Семёнович, Владимир Семёнович для меня, это... 

София Корзова:

Мальчик. 

Александр Ф. Скляр:

Серьёзный парень, безумно талантливый, невероятно артистичный, с мощнейшим запалом. Но который ещё мог бы столько всего почувствовать, пережить, воплотить это в песне. Не думаю, что в роли, не думаю, моё твёрдое убеждение, что, если бы создатель Высоцкого бы пощадил и не стал бы его уводить тогда, когда он его увел, я думаю, что Высоцкий чётко шёл к тому, чтобы уйти из театра. Я думаю, он бы покинул театр. Он бы сосредоточился на поэзии. Не вся бы поэзия переходила в песни. Я думаю, что он бы стал очень дозировано писать. То есть он стал бы дозировано включать свою поэзию в песенную историю. Он бы стал поэтическим заниматься письменным творчеством. 

Вячеслав Коновалов:

Прости, а что даёт тебе уверенность в том, что так было бы?

Александр Ф. Скляр:

Комплекс знаний и ощущений, именно ощущений о Высоцком. Он мечтал, в конце своей жизни он мечтал уйти из театра. Он считал, что театр его раздирает, что это энергия, которую он тратит не совсем продуктивно, он осознал себя поэтом точно совершенно. И я думаю, что помимо этого он, может быть, очень серьёзно бы занялся прозаическим творчеством. То есть он уже был готов для больших форм прозаических. Может быть, он бы остался ещё, как мне, как я его себе чувствую, на драматургии мог сосредоточиться. Писать для театра. Писать, может быть, для кино, то есть это тоже сценарист. Без сомнения, ездить по концертам, но только не по этой мясорубке, семь концертов, это безумие абсолютное. Нет, конечно, он был бы гастролирующим музыкантом, но который, конечно, щадил бы себя, но и делал всё это более... То есть если ты уже дальше не связан театром, то есть вот это ежедневной рутиной, конечно, ты можешь заряжать нормальные 2-3-недельные гастроли. Но там, на этих гастролях уже щадить себя, играть один концерт, а не семь концертов. 

Вячеслав Коновалов:

Ты можешь себе представить 80-летнего Высоцкого? 

Александр Ф. Скляр:

Нет, не могу. Не могу. Слава, 80-летнего нет. 60-летнего могу вполне и думаю, что и силы у него были бы нормально петь. Он бы немножко по-другому стал петь, конечно, у него же менялась вокальная манера по ходу того, как мы его слышим. Ранний Высоцкий, это один голос, средний Высоцкий, это другой голос, поздний Высоцкий, это очень часто очень уставший голос, именно голос надсаженный. То есть закрученные связки, страшно усталые, и поэтому он хрипит всё время. Это не потому, что он хрипит, а потому, что они у него здесь перенатружены страшно совершенно. Страшно абсолютно. 

Вячеслав Коновалов:

То есть вот этот поздний Высоцкий. 

Александр Ф. Скляр:

То есть там, я не знаю, что там у него творилось, я знаю только маленький, маленький кусочек, профессиональный я имею в виду. Дело в том, что когда был мой начальный период Ва-Банка, я тоже по молодости, не умея распределять свои вокальные силы, несколько раз очень сильно корежило глотку, скажем так, очень сильно. И в какой-то момент, когда это были такие серьёзные проблемы, я обратился, мне посоветовали, я обратился к фониатру Большого театра, Джульетта Артуровна Шахова, царствие ей небесное, она уже ушла. Потрясающий совершенно врач, профессионал, именно для вокалистов, которая работала в поликлинике Большого театра и, соответственно, лечила и присматривала за нашими оперными голосами. Так вот, она мне рассказала, когда мы уже с ней познакомились и начали уже общаться, она мне рассказала, что она несколько раз лечила Высоцкого. И конечно, мне профессионально было очень интересно, что у него там творилось. Она сказала, что у него был совершенно потрясающий вокальный аппарат, от природы. Совершенно потрясающий. Но несколько раз он к ней приходил в ужасающем состоянии, просто в ужасающем, она говорит. Она ему запрещала, главное лечение - это молчание в этой ситуации. Она ему, естественно, запрещала говорить, уж не дай бог, петь, но у него очень быстро восстанавливалось. Я говорю: а почему это, как это так? Это от природы. То есть у него природно был мощнейший голосовой аппарат. 

София Корзова:

Если продолжать тему мифов о Высоцком, в прошлом месяце вышла программа Захара Прилепина. 

Вячеслав Коновалов:

Наделавшая много шума, на самом деле. 

София Корзова:

Да, наделавшая много шума. 

Вячеслав Коновалов:

Рассорившая целые кланы людей друг с другом. 

София Корзова:

Да, приуроченная к юбилею Владимира Семёновича, где он высказывает свою некую, свой взгляд на Высоцкого, на миф о Высоцком, на то, кем бы был сейчас этот персонаж в нынешней культурной ситуации. Хотела задать Вам вопрос, видели ли Вы программу, что Вы думаете, если видели. И хотела этот вопрос Славе адресовать, поскольку знаю, что Слава дружит и с Прилепиным, и любит Высоцкого. Ну, в общем, Ваше мнение по поводу... 

Вячеслав Коновалов:

Я с удовольствие поделюсь своим мнением, пока спасибо, что ты мне, Сонечка, дала слово. Очень приятно, на самом деле. Пока Александр думает или оформляет это всё в какие-то вещи, может быть, вспоминает программу, на самом деле, я когда ее посмотрел, я всю программу когда смотрел, я, как баран головой кивал. Потому что я не мог справиться с эмоцией, настолько это попадало в моё внутреннее ощущение. Да, он потрясающий поэт. Основной постулат, какой был и с чем возникли эти споры. Насколько возможна поэтическая составляющая его творчества без музыкальной. Вот, если так сказать. Я честно скажу, для меня Высоцкий поразительно интересный человек в том, что он практически всю жизнь был рядом. Но мы шли параллельно, пока я не дорос до определённого внутреннего, я не знаю, готовности к пониманию, понимаешь. Потому что я рос за рубежом Российской Федерации, это была Эстония, это были 80-е годы, 70-80-е, это рок новый волны, потом рак английский и т.д. Но параллельность, которая приходила рядом со мной, эта параллельность моих родителей. Потому что они собирались, пилоты после полётов собирались у нас дома, и стояла весна, и ставили кассеты, включали, и там был Высоцкий, и они разговаривали, и это было фоном жизни. Для меня Высоцкий, он не является чужим человеком. Такое впечатление, что я рос, как Александр сказал, он сказал то, что он с ним вместе рос, а я рос не с ним вместе, это был, как культурный фон. Я ходил в школу, я читал книги, брал их в библиотеке, приходил домой, и все время на заднем плане тот или иной Высоцкий звучал. 

София Корзова:

Как Ленин. 

Вячеслав Коновалов:

Ленин звучал реже. Но, тем не менее, Высоцкий звучал. Только в осознанном возрасте, в осознанном, когда перевалило за 18-20 я к Высоцкому вернулся, как к текстам. И вот этот разбор текстов, он, на самом деле, меня потряс тем, что песня для меня, я рассуждаю, как непрофессионал в литературе или в музыке, как чистый потребитель творчества. Для меня некоторые тексты оказались глубже, когда я их читал без музыки, а некоторые тексты оказывались достаточно пустыми, когда их не сопровождала музыка. И вот когда я понял вот этот Инь и Янь, если хочешь, музыка и слово, насколько они важны друг для друга, я понял, что передо мной, вероятно, очень сильный поэт, который не смог справиться со своей музыкальной составляющей, или сильный музыкант, который не смог справиться со своей поэтической составляющей. Но для меня это одно целое, для меня творчество Высоцкого, музыка и слова, это одно целое. Разделять их можно, но огромный знак вопроса, а нужно ли. Поэтому, когда я слушал программу Прилепина, я кивал головой и думал: да, это попадает в моё внутреннее ощущение. 

София Корзова:

Что ты думаешь о политическом посыле программы, вот эти все рассуждения, кем бы был Высоцкий сейчас, с кем был он, дружил, против кого бы он дружил, за Крым, против Крыма, патриот, не патриот, либерал, не либерал, вот это всё. Потому что там, согласись, что там большой корпус программы этому посвящён. 

Вячеслав Коновалов:

Конечно, я могу так сказать, Высоцкий сам по себе настолько неоднозначная личность, настолько создалось мифологий, мифологем, маленьких мифоложек и громадных мифологий о Высоцком, у каждого он свой. Каждый видит Высоцкого через призму своих собственных жизненных коллизий, жизненного опыта, отношения к жизни. Я вижу Высоцкого однозначно. вот просто у меня нет и капли сомнения, что Высоцкий сейчас был бы на Донбассе с гитарой и пел бы для бойцов ДНР и ЛНР. Вот просто я говорю тебе абсолютно честно и откровенно. Это вот моё впечатление, что касается патриотической составляющей. Ведь посмотреть если на песни Высоцкого, они не просто патриотические, они рвут душу своей патриотичностью. То есть он делал это не на потребу, он писал это для себя. Это была часть его души. Так нельзя написать, если ты пишешь на заказ, если ты хочешь кого-то поразвлекать, вот в чём дело. А он писал таким образом, что видно было, что он вырывает из себя куски, вот эти куски ложатся на бумагу, и он их озвучивает, подбирает к этим кускам аккорды. Конечно, это патриот, у меня нет ни доли сомнения, вот прямо совсем. Поэтому, не знаю, если это расходится с твоим ощущением, но то уж меня извини. Ну, вот такое у меня. Можно Александра спросить, что он думает. 

София Корзова:

Да, Александр, Вы так задумались. 

Александр Ф. Скляр:

Мы говорили с Захаром после того, как он работал над своей программой. Мы с ним встречались, я высказал такое же твёрдое совершенно убеждение в том, что Высоцкий, без сомнения, был бы в патриотическом лагере, потому что одна из главных составляющих, глубинных составляющих творчества Высоцкого, это песни о войне. Так, как он написал о войне, никто по количеству из наших поэтов песенников столько и так глубоко не написал. Хотя, сильные песни о войне есть у Окуджавы, довольно мощное прикосновение к войне есть у Галича. Но Высоцкий перепахал, во-первых, эту тему глубже, во-вторых, гораздо обширнее. И, если можно так сказать, болезненнее. 

Вячеслав Коновалов:

Именно, да, согласен. 

Александр Ф. Скляр:

Поэтому так как для него военная составляющая была очень важной частью его внутреннего поэтического мира, то она бы ему просто не позволила быть в другом стане, кроме как патриотическом. Просто не позволила. Человек, который, побывав в Евпатории, услышав эту историю о нашем десанте, пишет песню, которая называется «Черные бушлаты» или «Особая рота». это человек, который просто одной этой песней сразу ставит себя в совершенно конкретную позицию по отношению к нашей истории. И вообще, к нашему мировоззрению поэтическому. У него кроме этой песни ещё есть ого-го сколько. Это и «Мы вращаем землю», это и «Он не вернулся из боя», это «На братских могилах не ставят крестов», это «Я Як-истребитель», и дальше я пошёл по списку. Поэтому тут не малейших у меня сомнений так же, как у Славы нет. Ни малейших вообще. Другое дело, что любые комментарии на эту тему, это всё равно прикосновение к мифу и восприятие этого мифа через себя, как ты воспринимаешь Высоцкого. Я вполне допускаю, что есть люди, которым совершенно не интересна какая-то часть творчества Высоцкого, а интересна его совершенно другая часть. Например, какие-нибудь его иронические песни. И только они и являются любимыми у этого человека. «Ой, Вань, гляди, какие клоуны», «Письмо с Канатчиковой дачи», они отличные, это хорошие, замечательные песни. Но просто кто какие приоритеты, кто как К Высоцкому относится, и кто что ценит в Высоцком, тот, соответственно, и будет подкладывать свою позицию, думая, что это может быть позиция Высоцкого. Это тот же самый миф. То есть все это как раз продолжение мифа Высоцкого. И миф, он поэтому и миф. Он недоказуем. Миф, это нечто другое. Мы не можем это доказать, мы можем только почувствовать и интерпретировать. Доказать мы ничего не можем. Тем более, в творчестве. В творчестве ничего недоказуемо. Он был и таким, и таким, и таким. И совершенно очевидно, что для него вопрос свободы был невероятно важным вопросом. Поэтому здесь, когда я выбрал песню «Дайте собакам мяса», то самое главное, это последняя строчка этой песни «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду». И эту строчку я, когда сейчас я её пою, я её адресую нам всем, вот нам всем дали эту свободу, и что мы с ней сделали, ребята? Как мы ей воспользовались? Поэтому если у меня спросить в одно слово, о чем у меня получился альбом, то есть какой мой Высоцкий. Я бы сказал: у меня получается альбом о свободе. Я задал это через Высоцкого, устами Высоцкого я задал именно этот вопрос. И себе, в том числе, и Вам, уважаемые слушатели, которые будут слушать. Поэтому мне, по большому счёту, и не нужно этот альбом играть целиком на сцене. Я сделал его, как творческое высказывание. Я объяснился в любви к Высоцкому, и тут я чист перед тобой, Владимир Семёнович. И в тоже время я сделал это, как нашему современнику, естественно, от меня нынешнего. И если меня попросят в одно слово или в одно предложение сформулировать, а что, Александр, для Вас было самым важным в этом альбоме, что Вы хотели сказать? Я скажу: я хотел поставить вопрос, что я буду делать с той свободой, которая мне дана. 

София Корзова:

А как Вы сами отвечаете на этот вопрос? 

Александр Ф. Скляр:

Я своей жизнью отвечаю на этот вопрос. Это вопрос, на который нельзя словами ответить. Слова, это «бла-бла-бла». Я отвечаю своей жизнью на этот вопрос, я отвечаю всеми своими жизненными поступками. Своей поездкой в Крым за 2 дня до референдума, своей поездкой на Донбасс. Своим абсолютно с открытым забралом своей позицией, которую я высказываю совершенно откровенно, публично, всегда, не стесняясь и не думая, не оглядываясь ни на кого. Я взрослый человек, я имею право на свою позицию, я это право в полной мере реализую. Я это высказываю своим творчеством не Высоцкого, а своим Ва-Банковским творчеством. Любой, кого интересует, как я к этому отношусь, может послушать уже мои песни, которые я выпускаю в своих альбомах. Вот это и есть моя позиция. Это и есть моя позиция. 

Вячеслав Коновалов:

Кстати, вот интересно, мы начали с того, что говорили о разрыве поколений, о том, что кто-то слушает, а потом с этим, десятилетие принадлежит, с этим растёт, а следующее поколение уже растёт с другой музыкой. Но, тем не менее, интересный факт. Мы сегодня несколько раз говорили, называли эту магическую цифру 60, 60, 60. Если кто не знает, мы по русской традиции заранее не поздравляем, но, тем не менее. 

Александр Ф. Скляр:

Ну, а что, всё равно через несколько дней буде, куда денешься. 7-го - 60, 8-го - концерт в Москве в Главклубе, 9-го в Питере в Космонавте. Потому что когда меня спрашивают, а как ты будешь отмечать дату? А как артист может отмечать свою дату. Артист может А. выпустить альбом, это в данном случае альбом песен Высоцкого «Оставайтесь, друзья, моряками» и Б. сыграть концерт. Поэтому вот, я играю свой юбилейный концерт, два, в двух столицах, 8 числа в международный женский день, на самом деле, на день позже, чем мой реальный день рождения в Москве, в Главклубе. И 9, на следующий день в клубе Космонавт в Питере. Милости прошу. 

София Корзова:

Я сейчас сделаю такую рекламу небольшую, глядя на наших зрителей, скажу: дорогие товарищи, если Вы ещё не приобрели билеты, бегите, торопитесь. VIP мест, к сожалению, уже не осталось, но, тем не менее, кое-какие билеты Вы наверняка успеете схватить. Потому что это будет, наверняка, одно из главных событий в Вашей жизни. 

Александр Ф. Скляр:

О да, это уж ты прямо совсем. Но я гораздо скромнее. Мы к этому концерту готовимся, это будет не рядовой концерт. Мы, конечно, каждый концерт стараемся играть хорошо, и я смею сказать без ложной скромности, что мы, группа Ва-Банкъ я имею в виду, мы, конечно, очень прилично сейчас звучим, вообще, в принципе, последние годы. Наконец-то я развалинами Рейхстага удовлетворён, в этом смысле. 

Вячеслав Коновалов:

Не скромничай.

Александр Ф. Скляр:

Это реально. Но этот концерт мы, конечно, хотим сделать его особенным, чтобы он был запоминающийся. Поэтому я, конечно, от души зову гостей, зову любителей отметить с нами наш, мой в данном случае юбилей. Ну, и просто призываю, приходите. Потому что, мне кажется, что Вы не пожалеете о потраченных 2 часах. 

София Корзова:

И скольких тысячах рублей? 

Александр Ф. Скляр:

Там цена, я Вас умоляю, это не Crocus City, там ни о каких тысячах не идёт разговор, это вполне бюджетная история. 

Вячеслав Коновалов:

Соня, тем не менее, я хотел бы после того, как мы рассказали о том, что всё-таки это всё состоится, и нам всем нужно торопиться за билетами, тем не менее, разрыв, его, по большому счёту, и не существует. Потому что тебя ведь слушает и молодое поколение. Ты активно участвуешь в записи... 

Александр Ф. Скляр:

Ну, на концерты ходят точно. 

София Корзова:

Нет, я имею в виду, ты же участвуешь активно в записи современных молодых рэперов, в том числе. 

Александр Ф. Скляр:

Ну, если зовут, а я благосклонно отношусь к той или иной композиции, я естественно, заранее слушаю, но открыт я всегда, это факт. То есть прослушать, я всегда прослушаю то, что мне пришлют и предложат. Далеко не на всё соглашусь, ну, так примерно из 10 предложений, я думаю, на одно. Но зато если мне нравится то, что мне предлагают, то тут человек может быть уверен, что я приложу все усилия, чтобы это было сделано максимально качественно. 

София Корзова:

А Вы можете совет дать, например, если у Вас спрашивают реальный совет, Вы даёте советы?

Александр Ф. Скляр:

Как правило, не даю, нет, как правило, я советов не даю. Я естественно, если это человек, которого я уже знаю, музыкант, я могу оценить, если степень наших отношений достаточно дружеская, я могу кое-что разобрать и по пунктам объяснить, что мне понравилось или, наоборот, не понравилось. Если это человек мне не знакомый, то я не рецензирую, я просто говорю: да, мне понравилось, я принимаю участие, или нет, мне не понравилось, и не надо мне больше предлагать. Я не хочу обидеть, я не хочу оскорбить, это может оказаться очень болезненно для музыканта, я не знаю, насколько он искренен, чтобы продолжать свою деятельность, эта вещь всегда очень сложная. И вообще, я с очень большим уважением отношусь к пути артиста. Поэтому если он в начале своего пути и что-то сделал не так, это никоим образом не значит, что он потом он не сумеет поправиться и сделать что-то лучше. А унизить его или, наоборот, оскорбить его или даже обидеть его плохой оценкой, мне кажется, я не имею на это права. Я не профессиональный критик, я такой же, как он коллега, артист. Другое дело, старший коллега, но я такой же, как он музыкант. Поэтому если мне что-то не понравилось, я просто промолчу. 

София Корзова:

Хорошо, спасибо Вам огромное. К сожалению, время наше закончилось. 

Вячеслав Коновалов:

Да, время с такой скоростью улетело. 

София Корзова:

Совершенно неожиданно. Ещё раз, 8-9 числа концерты в Москве, в Санкт-Петербурге. 7 числа у Александра Ф. Скляра юбилей. 60 лет. 

Александр Ф. Скляр:

Ну, это не надо говорить, зачем, люди же меня не знают, они же звонить мне не будут, тем более, что я очень надеюсь, что они не будут звонить, потому что я буду стараться 7 числа крайне выборочно подходить к телефону. Помилосердствуйте, друзья. Но 8 числа, конечно.

Вячеслав Коновалов:

8 числа мы сможем прийти и покричать «Скляр жив». 

Александр Ф. Скляр:

Да, спасибо, будем надеяться. 

София Корзова:

Спасибо Вам огромное, приходите к нам ещё. Это была программа «КультБригада» на Mediametrics, в студии были София Корзова, Вячеслав Коновалов, Александр Ф. Скляр. Еще раз с юбилеем Вас! 

Александр Ф. Скляр:

Спасибо большое. 

София Корзова:

До свидания, встретимся через неделю. 

Вячеслав Коновалов:

До свидания.