{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Анна Черных Партнер FRESHBLOOD и "Проектных мастерских", куратор курса "Дизайн одежды" Британской Высшей Школы Дизайна 13 февраля 2018г.
Молодой дизайн - область экспериментов
Дизайн, Мода и образование. Специфика и возможности креативных профессий. Изучать. Предвосхищать. Обучать

Анастасия Клименко:

Всем добрый день, сегодня с Вами AntiSchool, я, Анастасия Клименко, у нас в гостях Анна Чёрных, добрый день. 

Анна Черных:

Добрый день. 

Анастасия Клименко:

Это куратор курса «Дизайн одежды» Британской Высшей Школы Дизайна. И сегодня поговорим про разные проекты. Интересно начать, наверное, с «Проектных мастерских». Расскажите немного о проекте. 

Анна Черных:

Как мы появились. Наверное, начну очень сильно издалека. Как Вы уже сказали я и Владимир Тилинин уже 10 лет руководим курсом «Дизайн одежды» и этот курс рассчитан, в первую очередь, на взрослых людей, на тех, кто пришёл получить, условно говоря, второе высшее образование. Когда мы его задумывали 10 лет назад, мы думали, что это всё-таки будет курс повышения квалификации, когда придут специалисты с профильным образованием и будут повышать квалификацию, доучиваться. Но как показывают 10 лет, 90 % людей, которые к нам приходят даже просто на собеседование, люди, которые приходят переучиваться. И это нам показало одну очень интересную закономерность, которая, наверное, говорит об очень большой и серьёзной проблеме в нашем образовании, в принципе. В 10-м, 11-м классе ребята не знают, какой ВУЗ им выбрать, их родители тоже имеют очень скромные представления о том, какие профессии будут действительно актуальны через 5-10, лет когда их дети закончат институт. И вот это, наверное, стало таким основным фактором для запуска и «Проектных мастерских», как экспериментальной площадки. И для одного из направлений, которым мы занимаемся в рамках мастерских, это интерактивная профориентация для школьников. Мы показываем, что такое дизайн, мы показываем основные направления, самое главное, мы даём возможность попробовать его в разных форматах, от одной экскурсии до краткосрочных курсов. 

Анастасия Клименко:

Тогда подробнее, какие направления всё же есть. 

Анна Черных:

Вообще, если говорить про «Проектные мастерские», то это такая профильная площадка для экспериментов. С одной стороны, там могут работать уже действующие дизайнеры в своих студиях, быть постоянными резидентами, с другой стороны, есть профильный открытый коворкинг, который объединяет два направления: это дизайн одежды и возможности трёхмерного моделирования, прототипирования, и третье направление, это как раз интерактивная профориентация для самых маленьких. У нас есть разные форматы, это летний лагерь, есть такие короткие учебные модули. Но сейчас основным направлением, конечно, мы оставили только дизайн одежды.

Анастасия Клименко:

Всё-таки там происходит какое-то обучение или это мастерская всё-таки для творчества? Как происходит процесс?

Анна Черных:

Процесс происходит по-разному, это всё зависит от возраста, от профессиональной подготовки. Если говорить, например, про начинающих дизайнеров, то мы организовали пространство таким образом, что приходя в мастерские исключительно с одной идеей, ты, проходя через все отделы, которые там есть, можешь уже выйти с готовым прототипом, сделать его как самостоятельно, так и прибегнув при помощи специалистов, которые у нас работают. И как таковых образовательных услуг мы не оказываем, мы, в принципе, на это и не ориентировались. Есть мастер-классы, есть возможность стажировки или тренинга, которые как раз дают возможность понять, как работает то или иное оборудование. 

Анастасия Клименко:

С какого возраста приходят люди, то есть школьники могут ли прийти, и вообще, нужно ли какое-то уже знание?

Анна Черных:

Например, если говорить про летний лагерь, то самая маленькая девочка, она была четырёх лет. 

Анастасия Клименко:

Правда?

Анна Черных:

Да. И, конечно же, она не шила на машинке, но все остальные задания, которые были связаны со скульптурной, с рисованием, вообще, с концепцией ей давались очень хорошо. И сейчас, если говорить о школьниках, то это, наверное, дети с 12 лет, которые могут уже действительно, свободно находиться без родителей и чувствовать себя хорошо в пространстве незнакомых людей. Но вообще, если ещё вернуться к такой идее формирования концепции мастерских, мы очень чётко уверены в том, что детей нужно погружать в реально работающее пространство, показывать, как работают увлечённые специалисты для того, чтобы они могли понять, интересно им то или иное направление или нет. Потому что есть, как Вы знаете, такие, очень хорошие проекты, как Кидзания, которые в игровой форме показывают, какие разные профессии есть. Но это, наверное, так останется на уровне игры. И точного представления о специфике профессии, о том, как ей можно увлечённо заниматься, у ребёнка не сложится. Мы как раз показываем реальный процесс, я думаю, что в ближайшее время будет возможность интегрировать наших самых маленьких слушателей в мастер-классы и в проекты уже с серьёзными компаниями. Ещё такая важная мысль, которую мы постоянно держим в голове, мы считаем, что очень полезно всех возрастов, начиная с самых маленьких до уже опытных специалистов находиться в одном пространстве. Потому что самые молодые, начинающие дизайнеры, это кладезь супер-идей, а опытные специалисты, это как раз, наверное, увлечение своим делом, именно делом, а не работой с 9 до 6. 

Анастасия Клименко:

То есть дизайнеры молодые могут поделиться какими-то знаниями, к ним можно подойти, спросить совета. 

Анна Черных:

Это такая экосреда, экосистема, когда все находятся в очень плотном взаимодействии, помогая другу и находясь, в первую очередь, в партнёрстве. 

Как происходило создание «Проектных мастерских»?

Анна Черных:

Совершенно случайно, где-то 2,5 года назад мы узнали о том, что есть в Москве такая программа, которая поддерживает и создает центры инновационного молодёжного творчества, и нам удалось в неё вписаться и, наверное, год у нас ушел на подготовку заявки, на презентации своих идей в департаменте. И вот спустя год, в прошлом году мы открылись, 22 февраля у нас как раз будет наше праздничное мероприятие, посвящённое этой дате. 

Анастасия Клименко:

И что будет проходить, у Вас будет какой-то?

Анна Черных:

Мы просто собираем наших друзей и партнёров, тех людей, которые принимали участие в создании, в открытии. 

Анастасия Клименко:

Но так как у Вас год, я поздравляю Вас. 

Анна Черных:

Спасибо. 

Анастасия Клименко:

В будущем как бы хотелось развивать проект?

Анна Черных:

В будущем, я думаю, мы бы хотели сделать упор всё-таки на эксперименты, на интеграцию инноваций, на тестирование нового оборудования, на поиск таких междисциплинарных проектов. В принципе, и оборудование мастерских позволяет это делать, потому что это и текстильные возможности с очень хорошим швейным оборудованием, и возможности трёхмерного моделирования и прототипирования, которое мы сейчас тестируем, есть уже очень интересные проекты, результаты. 

Анастасия Клименко:

Вообще инновации, 3D моделирование и т.д., оно актуально и в дизайне, и какие вообще есть инновации, связанные тоже. 

Анна Черных:

Если говорить об инновациях, которые было бы уместно применить в дизайне одежды, то они могут прослеживаться на разных уровнях, начиная от разработки и создания лекал, и это тоже та область, которой мы занимаемся, у нас стоит САПР, система автоматического производства лекал. Это московский разработчик Ассоль. И до производства собственных манекенов, до печати прототипов и фурнитуры. 

Анастасия Клименко:

Через 3D принтер или как?

Анна Черных:

Да. Потому что очень часто сложные разработки ведутся на масштабных манекенах, и такие сложные объекты, их возможно напечатать с помощью нашего оборудования. 

Анастасия Клименко:

А именно в дизайне какие-то есть инновации, куда движется дизайн?

Анна Черных:

Сейчас очень популярная тема Fashion Tech, я думаю, что Вы тоже слышали, что проводится очень много и конкурсов, и хакатонов, но, объективно говоря, пока что нет специалистов, которые будут одинаково хорошо разбираться и в дизайне одежды, и например, в химии или в полимерах, или в трёхмерном моделировании. Пока эти специалисты набирают нужные навыки, невозможно очень чётко понять, какой результат мы хотим получить. И поэтому инновации сейчас на такой своей, наверное, стадии зарождения только находятся, и все тестируют свои предположения относительно того, что с чем можно было бы объединить. 

Анастасия Клименко:

Хорошо, тогда расскажите про проект FRESHBLOOD, я так понимаю, с него всё начиналось, и мастерские тоже. 

Анна Черных:

Наверное, опять же, вернусь к курсу, когда у нас вообще курс рассчитан на 2 года, и это курс для взрослых людей. И это люди, которые, выходя с курса, имеют проект своей марки и коллекции. Когда у нас случилось несколько первых выпусков, мы поняли, что наши студенты выходят в никуда. Глянец и СМИ не хотят о них писать, потому что это пока что никому не интересно. Такого количества магазинов, которые готовы работать с молодыми дизайнерами, тоже нет. И поэтому мы поняли, что нам просто необходимо сделать такой проект, который будет хотя бы информационно поддерживать наших выпускников. Вот поэтому, таким образом, совместно уже с нашими студентами появился FRESHBLOOD. Он появился в 14-м году, в 16-м году мы запустили марку, которая также называется FRESHBLOOD, в которую мы приглашаем наших студентов в качестве разработчиков, это может быть разработка одного изделия или капсульные сезонные коллекции. 

Анастасия Клименко:

Где можно купить Ваши?

Анна Черных:

Сейчас марка эксклюзивно представлена в интернет магазине aixel.ru, пока что это единственное место продаж. 

Анастасия Клименко:

Но это здорово. 

Анна Черных:

Спасибо. 

Анастасия Клименко:

Вот именно как информационный портал FRESHBLOOD Вы только, или там есть о моде что-то, или это именно о проектах. 

Анна Черных:

Если говорить о темах, которые мы пишем, то конечно, в первую очередь, это темы, которые связаны с тем, что у нас происходит на курсе, о тех проектах, которые мы ведём. Периодически мы пишем о трендах и иногда о инновациях, потому что как раз наша деятельность мастерских позволяет нам очень хорошо следить за этой темой. 

Анастасия Клименко:

Как вообще происходит, два года учиться человек, как создать свою марку. 

Анна Черных:

Это сложный вопрос, потому что практически каждый год наша экономическая ситуация меняется. 

Анастасия Клименко:

Вообще, должна быть это команда или это должен быть один человек?

Анна Черных:

В идеале это, конечно, должна быть команда, и в школе есть курс Fashion Business. Я думаю, что в идеальной ситуации дизайнер на стадии обучения мог сформировать себе такой коллектив молодых увлечённых специалистов, с одной стороны, это дизайн, с другой стороны, это директор по развитию. Потому что сам дизайнер, наверное, не должен себя продавать, это достаточно сложно делать по многим показатели, и он, в принципе, учится не на бизнесмена, а всё-таки на человека, который разрабатывает концепции и знает, как их потом превратить в одежду. 

Анастасия Клименко:

А если говорить о дизайне, по Вашему мнению, это инновационно, то есть эта профессия, она будет существовать. 

Анна Черных:

Я поняла Ваш вопрос. 

Анастасия Клименко:

И какие, есть же разные направления, допустим, какие именно будут актуальны через какое-то время?

Анна Черных:

Так как я занимаюсь дизайном одежды, я могу сказать, что дизайн одежды, естественно, никуда не денется, он также останется актуальным. Другой вопрос, который сейчас. 

Анастасия Клименко:

Меняется ли профессия?

Анна Черных:

Меняется компетентность. То есть тот набор навыков, знаний и умений, которым должен обладать актуальный специалист. Потому, что когда мы заканчивали текстильный университет в 2002-м году, мы вышли очень хорошими художниками и все. А как развивать свой бизнес, как работать в каком-то проекте с очень чёткими рамками и ограничениями мы, к сожалению, не знали. Сейчас мы стараемся каждый год совершенствовать программу, в этом году мы как раз сделали упор на блок, связанный с бизнесом, с предпринимательством и с PR. И мне кажется, что актуальный специалист, это такой специалист, наверное, мультидисциплинарный, который знает ещё окружение своей профессии. 

Анастасия Клименко:

Есть какие-то программы, которые позволяют создавать дизайн, то есть в век технологий есть, которые помогают легче рисовать, есть же планшеты.

Анна Черных:

Есть, конечно, и графические редакторы, но без того, что Вы умеете рисовать руками, он не очень поможет. 

Анастасия Клименко:

Не поможет. 

Анна Черных:

Нет. И сейчас тоже очень такое интересное, новое направление, это как внедрение искусственного интеллекта. Есть уже программы, которые позволяют генерировать орнамент. Кто-то попробовал из ассортимента интернет магазинов генерировать новые коллекции, но это не очень хорошо получилось. Поэтому я думаю, что все такие инновационные внедрения, они исключительно являются инструментами, а не способами упрощённого, лёгкого получения какого-то хорошего результата. 

Анастасия Клименко:

А вот если мы говорим именно о шитье, со временем это будут уже роботы шить, или всё-таки есть какие-то материалы, которые все-таки нужно вручную, как в этом мире моды. 

Анна Черных:

Сейчас, мне кажется, что есть таких два очень интересных, набирающих оборот направления, которые никаким образом друг с другом не пересекаются. С одной стороны, это желание напечатать на 3D принтере одежду. Пока это остаётся только желанием, потому что как пластик, так и поверхность печатного стола, она очень маленькая и это всё равно получится что-то очень хрупкое и не очень приятное к телу. С другой стороны, есть возрастающий интерес к ремёслам, к домашнему ткачеству, к вышивке, ко всему, что всё-таки является нашими исконно русскими традиционными промыслами. И мне кажется, что несмотря на активное развитие новых технологий, наше русское вот это умение, оно никуда не уйдёт. 

Анастасия Клименко:

Или, может быть, это будет такая совокупность и того, и того.

Анна Черных:

Может быть, да.

Анастасия Клименко:

Хорошо, а по Вашему мнению, в школах необходимо ли что-то преподавать такое, дизайн, черчение, не знаю?

Анна Черных:

Черчение, это интересно. Вы знаете, мне кажется, что, опять же, общаясь со взрослыми слушателями на нашем курсе, я вижу очень большие недочёты в нашей системе образования, в принципе. Помимо того, что ребята в основном не в курсе, что будет актуально и куда им пойти учиться, просто потому что многим ничего не интересно, это очень большая проблема. И вторая проблема заключается в том, что у нас нет проектной системы обучения, когда ребёнок может самостоятельно выбрать тему, которая его интересует, на основе которой он сделает проект, который будет презентовать. То есть вот эта вся цепочка выбора, анализа, выводов и презентаций, она в школе пока что никаким образом не присутствует, к сожалению. Но что касается дизайна, я не думаю, что это такой навык или знания, которое должно быть для всех. Конечно, это очень узко сегментированное, наверное, в школе это может быть просто увлечение, но просто рассказать о том, что такое дизайн и как он может применяться в жизни, наверное, для общего развития было бы неплохо. 

Анастасия Клименко:

Вот как ребёнку понять, что это его?

Анна Черных:

Просто попробовать. 

Анастасия Клименко:

Попробовать нарисовать что-то ли что?

Анна Черных:

Попробовать нарисовать, попробовать узнать о цикле создания производства коллекции, это же тоже очень интересно, и многие не имеет представления о том, как это на самом деле происходит. Но другой вопрос, что родители иногда тоже боятся таких новых специальностей и направлений, дизайн одежды вообще многих очень пугает. И поэтому мы ведем работу, как с детьми, так и с родителями, в том числе, потому что, находясь в нашем пространстве, они видят, что это не страшно и возможно. 

Анастасия Клименко:

А вот если ты художник, а всё-таки не бизнесмен, то где искать партнёров, как существовать молодому дизайнеру? 

Анна Черных:

Это тоже такой сложный вопрос, я, наверное, не смогу ответить на него, вот, Вам нужно пойти по такому-то адресу, там будут Ваши партнёры. Я думаю, что это вопрос исключительно коммуникаций. 

Анастасия Клименко:

Или надо самому как-то показывать. 

Анна Черных:

Сейчас нужно самому, при том, что появилось очень много интернет порталов, которые заинтересованы как раз в развитии и продвижении молодого дизайна. Поэтому писать письма, общаться, знакомиться и рассказывать о себе. 

Анастасия Клименко:

Есть какие-то такие программы, что молодые дизайнеры ездят в разные страны. 

Анна Черных:

Мы как раз сейчас думаем над тем, чтобы внедрить программу стажировок и практики в других ВУЗах, но пока ездили только мы сами с Володей, это был очень интересный опыт, мы были в Мексике. Мы были в университете UDEM. Мы поняли, как организованы, вообще организована образовательная система там. 

Анастасия Клименко:

Чем она отличается?

Анна Черных:

Она отличается тем, что не только государство принимает участие в организации университета, есть очень много людей, которые помогают, их количество постоянно увеличивается. И университет, в котором были мы, у него очень хорошая база оборудования. Но там тоже появилась очень интересная, мы заметили такую интересную проблему, них нет методик, и у них нет практически специалистов, которые могут действительно преподавать актуальный дизайн. При том что они всё оснастили, построили, очень хорошо отремонтировали. Но пока заполнить это до конца не могут. 

Анастасия Клименко:

Нам надо меняться.

Анна Черных:

Это, мне кажется, что это естественное такое движение вперёд в развитии образования, потому что обмен опытом, особенно в странах, которые очень близки с точки зрения ментальности, экономики и так далее, почему нет.

Анастасия Клименко:

Но вообще, в мире как устроено обучение дизайну?

Анна Черных:

Мне, наверное, сложно сказать одним предложением, потому что в каждой стране, если мы возьмём такие мировые столицы моды, рынок очень специфический. Если это Италия, то это коммерческая одежда и в основном студенты очень хорошо умеют работать с готовыми тренд буками. Если мы говорим про Японию, то это университеты, которые, в первую очередь, мы ориентированы на разработку тканей и новых технологий, но там практически нет никакой декоративной составляющей, как, например, в Италии. Если мы говорим про Америку, то это коммерция и это коммерческие марки одежды, у которых есть базовая линейка, которая практически не меняется с годами, она чуть-чуть дополняется. Поэтому образование, мне кажется, должно очень чётко соответствовать тому рынку, в рамках которого будут работать специалисты. У нас в Москве рынок формируется, но все сейчас намного лучше, чем, например, было 10 лет назад. Поэтому, опять же, повторюсь, программа нашего курса корректируется практически каждый год, учитывая вот эти изменения, которые происходят. 

Анастасия Клименко:

Расскажите о каких-нибудь проектах, именно каких-то инновационных, которые, может быть, Ваши студенты, ученики делали. 

Анна Черных:

У нас есть периодически, каждый год у нас проходят разные такие живые проекты. Но один, наверное, про который я бы хотела рассказать сегодня, проект, который мы ведём уже четвёртый год совместно с «Без границ». Это образовательный модуль, который называется Werbal Future. В рамках этого модуля наши студенты разрабатывают одежду для людей с инвалидностью. 

Анастасия Клименко:

Это студенты придумали?

Анна Черных:

Это студенты первого курса делают. 

Анастасия Клименко:

Ничего себе. 

Анна Черных:

И, наверное, особенность и уникальность этого модуля заключается в том, что модели с инвалидностью выступают экспертами, и студенты в течение двух месяцев очень плотно работают с моделями и имеют возможность корректировать каждый следующий шаг для того, чтобы получить наиболее адекватный результат, подходящий своим особенностям. 

Анастасия Клименко:

Если представим, что всё-таки будет такая марка, она будет актуальной, то всё-таки так как люди, понятное дело, с особенностями, как мы все тоже разного размера и т.д., то всё-таки как тут создавать, может ли она быть универсальной для всех. 

Анна Черных:

Вы знаете, мы, в первую очередь, наверное, в рамках этого проекта ориентированы на то, чтобы сделать как раз... 

Анастасия Клименко:

Или она будет под каждого. 

Анна Черных:

Как Вы сказали, универсальное решение. Потому что, например, если мы возьмём особенности людей с ДЦП, то решения, которые мы предлагаем им, будут подходить очень большому числу людей. Например, пожилые люди или маленькие дети. То есть это особенности застёжки, особенности технологии, так, чтобы вещи были более прочными и так далее. То есть круг людей, которым это подходит, шире, чем люди с инвалидностью. 

Анастасия Клименко:

Да, это замечательно. Если мы поговорим всё-таки о детях или даже о студентах, то современный студент или школьник, он отличаются от тех поколений? Кто такой современный студент?

Анна Черных:

Могу сказать, что за 10 лет действительно поменялись люди, которые пришли к нам и приходят учиться. Я могу сказать, что нам очень сильно повезло, потому что это действительно очень увлечённые, интересные люди, которые во взрослом возрасте решили, что им нужно продолжать учиться. Согласитесь, что это большая редкость и действительно, приятно общаться с человеком, который хочет узнать что-то новое. Потому что если Вы пробовали изучать сейчас что-то принципиально новое, то Вы понимаете, что взрослом возрасте учиться очень сложно. У нас есть свои стереотипные взгляды, нам сложно отвлечься от того, что было на работе, от того, что происходит дома, поэтому я искренне восхищаюсь теми, кто приходит к нам на курс, потому что это действительно очень сложные два года. 

Анастасия Клименко:

Всё-таки это возраст, бывает, кто приходит, он может быть совершенно разным. 

Анна Черных:

Вы знаете, среднестатистический возраст у нас всё-таки 28-29 лет, то есть это взрослые люди, которые уже получили одно или два высших образования, у многих сложилась очень хорошая карьера в качестве финансового директора или юриста. Но когда появилась возможность всё-таки выучить то, о чем мечтали с детства, я думаю, что многие используют этот шанс. 

Анастасия Клименко:

Это потрясающе. История о том, что учиться постоянно, это актуально для таких творческих людей, то есть для дизайна или научился и... 

Анна Черных:

Я думаю, что это вообще особенность того времени, в котором мы живём сейчас, потому что Вы сами понимаете, что технологии настолько стремительно меняют наше окружение, и меняется и образ жизни, и меняются те предметы, которыми мы пользуемся, и меняется даже тип какой-нибудь профессиональной коммуникации. И отучившись один раз, мы просто не успеем с теми инновациями и новыми разработками, которые появляются, буквально, каждые полгода. Поэтому это просто дань современности. 

Анастасия Клименко:

Если говорить о будущем, если говорить, наверное, о моде, то какой Вы её видите. И вот она будет какой, будет ли она объединяться или, наоборот, это будут различия, будет ли современное что-то, или это будут такие разные совершенно отрасли. 

Анна Черных:

Вы знаете, я думаю, что сейчас очень многие компании понимают, что существует очень большой процент одежды, которая выбрасывается очень быстро. Экологическая проблема, я думаю, что в ближайшее время станет такой основной темой для таких гигантов, как Zara, например, или H&M или Uniqlo. Поэтому я думаю, что всё, что будет, например, через н или 10 лет, так или иначе, будет связано и с переработкой, в том числе, или с тем, чтобы производственный цикл не наносил такого большого вреда окружающей среде. Потому что чтобы покрасить джинсы, нужно использовать очень много воды, чтобы, например, выбросить какую-то синтетическую вещь, нужно тоже подумать, из чего она должна быть сделана, чтобы её возможно было каким-то образом переработать, чтобы на хотя бы когда-то исчезла с нашей Земли. Потому что каждый раз сейчас, когда, например, я использую пластиковый пакет, я думаю, что он же теперь с нами навсегда, эта мысль меня очень сильно тревожит. 

Анастасия Клименко:

Да, насчёт пластикового пакета даже не знаю, но слышала, что есть в Швейцарии, по-моему, есть, где всё перерабатывают. У них нет такого, что есть мусор, горы мусора, это, конечно, потрясающе.

Анна Черных:

Я думаю, что в условиях небольшого государства или небольшого города это возможно. Москва - огромный мегаполис, и Вы понимаете, что там в течение даже одного года внедрить эту систему раздельного сбора мусора и вообще переработки будет очень сложно. Но рано или поздно, я думаю, что городские власти к этому придут. 

Анастасия Клименко:

Конечно, это просто тяжело себе представить и всё это разделить, не знаю как. Ну, да, мне кажется, что все будет идти в такое современное русло. Но если говорить именно о моде, такое, будем ли мы делиться опытом или будет ли меняться стиль. 

Анна Черных:

Вы знаете, я думаю, что, учитывая то огромное количество невостребованного товара, которое есть сейчас, мы понимаем, что эпоха гиперпотребления, она уже прошла. Сейчас у нас есть больше одежды объективно, чем нам действительно нужно. Поэтому каждый раз что-то покупая, мы будем руководствоваться какими-то другими целями или ценностями. И я думаю, что рано или поздно, во-первых, количество одежды, которую будут производить, сократится и, скорее всего, изменится способ её производства и разработки. И наверняка, Вы слышали о таких проектах, когда на сайте Вы можете собрать кроссовки из разных частей, они будут исключительно Вашими и ни у кого больше таких не будет, поэтому такая кастомизация, скорее всего, тоже будет определять то, что человек себе заказывает. Может быть, не будет каких-то сезонных коллекций, а будет такой пазл или конструктор. 

Анастасия Клименко:

То есть человек захочет что-то такое особенное, своё, так, наверное. 

Анна Черных:

Да. Потому что массового и одинакового уже очень много. 

Анастасия Клименко:

Да. Вот если говорить о России, какие есть ещё обучающие центры про моду или про дизайн. Или это..

Анна Черных:

Вы знаете, мне кажется, что, я вас перебила, прошу прощения. 

Анастасия Клименко:

Это Высшая Школа Дизайна, понятно, мастерские, а что есть ещё. 

Анна Черных:

В Москве сейчас достаточно интересно формируется рынок образовательных услуг в области дизайна одежды и моды. И мне кажется, что каждое новое образовательное учреждение очень чётко понимает свою специфику. Потому что есть программы. которые учат только шить и основам технологии. Есть программы, которые учат исключительно бизнес аспектам. И поэтому сейчас мы здесь находимся в очень хорошей такой профессиональной, именно образовательной среде. Наверное, я не буду называть названия, но таких компаний очень много. Многие из них оказывают достаточно качественные услуги. 

Анастасия Клименко:

Если говорить о дизайне, сейчас есть такое, онлайн, оффлайн, дизайн возможен онлайн, или это всё-таки это...

Анна Черных:

Исключительно оффлайн формат. Но опять же, многие выходят в онлайн, на мой взгляд, например, я, как специалист пока не вижу себя в формате онлайн только потому, что очень сложно вести проект каждого студента, общаясь, условно говоря, в Skype или по телефону. Потому что живое общение, оно очень важно, мы смотрим очень много и концептов, и очень много макетов, мы смотрим ткани. К сожалению, именно вот эти вещи невозможно делать удалённо. Если говорить исключительно о таких знаниях общего характера, когда Вы просто слушаете лекцию о дизайне, биографию какого-нибудь дизайнера, да, почему нет. Но в этом случае мы тогда исключаем результат, это просто информация. 

Анастасия Клименко:

Нет практики. 

Анна Черных:

Да, нет практики. Всё-таки, если говорить самообразовании, возможно ли это в мире дизайна, вот есть такие случаи, что человек сам. 

Я думаю, что не совсем самообразование, а тоже такое новое, достаточно актуальны течение, когда у человека есть возможность не встраиваться в долгосрочную программу, а составить свой такой уникальный образовательный путь. Может быть, даже из университетов или школ в разных странах, где-то это будет оффлайн формат, где-то это будет онлайн, но, тем не менее, набрать и выбрать именно то, что нужно тебе здесь и сейчас. Я не знаю, может быть, Вы слышали или нет, но во многих странах сейчас на собеседовании не спрашивают диплом и не просят его показать, потому что диплом уже не является гарантом Вашего профессионального образования. 

Анастасия Клименко:

У нас, в России? 

Анна Черных:

Может быть, в России это тоже скоро начнётся, потому что я считаю, как работодатель, в том числе, что намного важнее проверить всё-таки навыки и знания специалиста, который пришёл устраиваться на работу, нежели просто посмотреть на его красный диплом. 

Анастасия Клименко:

HR придется потрудиться. 

Анна Черных:

Скорее всего, это просто должны быть какие-то более сложные тестирование. Возвращаясь просто к возможности такого альтернативного образования, это тоже такая тенденция. Я знаю, что во многих школах, и зарубежных, в том числе, есть разной длительности образовательные модули, многие из них проходят в периоды каникул, тоже очень удобно, можно продолжать и работать, и учиться в таком очень комфортном режиме. 

Анастасия Клименко:

Если говорить о Вас, почему всё-таки Вы решили пойти в сферу образования?

Анна Черных:

Это такой интересный вопрос. Наверное, как и многие вещи в жизни, которые потом становятся важными, приходят совершенно случайно. И когда 10 лет назад мы с Володей пришли в британку и познакомились с директором, лично я вообще не имела представления о том, что это такое, никогда не видела себя преподавателем. И каким-то образом чудесным всё так сложилось, что мы стали кураторами и продолжаем руководить курсом, и преследуем, наверное, такую нашу основную, глобальную цель в формировании индустрии дизайна в Москве, в России в том числе.

Анастасия Клименко:

Если поподробнее, как бы хотелось развиваться дальше. Если что-то не прямо глобальное. 

Анна Черных:

Сейчас я понимаю, что на уровне образовательной системы мы выпускаем ребят с очень хорошими результатами. Но для дальнейшего их успешного развития нам не хватает, действительно, той индустрии, которая, например, есть в Америке, с системой предзаказов, с системой предоплат. Сейчас все риски и все вложения ложатся исключительно на плечи дизайнера, а ресурсы молодых ребят, они не безграничны. Поэтому, как только наши крупные сети увидят потенциал в молодом дизайне, начнут вкладывать в него деньги, я думаю, что это будет такой, очень прорывной и важный момент в индустрии в целом. 

Анастасия Клименко:

На Ваш взгляд надо государству поддерживать молодых русских дизайнеров, ведь это было бы лучше, чтобы было больше русских дизайнеров, чем. 

Анна Черных:

Я думаю, что на государственном уровне это должно быть в первую очередь. Потому что частные инициативы, они, к сожалению, не безграничны. Если Вы слышали, то. буквально, две недели назад прошла конференция таких, наверное, наиболее активных деятелей в fashion индустрии именно Москвы. Эта конференция была организована Департаментом промышленной политики Москвы. И сейчас, насколько я знаю, это является одним из стратегических направлений, поддержка дизайна. 

Анастасия Клименко:

Но вообще, в каких странах государство поддерживает дизайнеров?

Анна Черных:

Насколько я знаю, это произошло в Италии и Вы знаете, насколько хорошо там сейчас всё развивается. И в середине 20-го века это произошло именно в Антверпене, когда на уровне таких высоких государственных решений было принято, как раз была сформирована, наверное, такая стратегия, что дизайн одежды, это будет одно из ключевых направлений. Вы знаете, антверпенская шестёрка, это те дизайнеры, которые перевернули мир моды. 

Анастасия Клименко:

Если говорить про образование, Вы сказали, что диплом не всегда нужен, то, может быть, нужно пересматривать систему, допустим, университетов. Может быть, это какие-то должны быть более не лекционные, а практические занятия, то есть мы, конечно, не любим слово «колледж», но что-то такое. 

Анна Черных:

Мы, кстати, в рамках мастерских сотрудничаем с колледжем легкой промышленности, который находится тоже в Москве. И студенты к нам приходят два раза в год на практику, это тоже очень интересный опыт. Я имею возможность посмотреть на уровень подготовки ребят именно в колледже. Это и портные, конструктора, технологи. Но если говорить о том, насколько должно поменяться процентное соотношение теории и практики, то, на мой взгляд, это должен быть такой какой-то компромиссный вариант, потому что, например, если мы возьмём британскую образовательную систему и, вообще, британский подход, то там практически нет теории. 

Анастасия Клименко:

Правда?

Анна Черных:

Да. Если мы возьмём наше образование, то Вы знаете, после всех институтов мы пишем лекции и конспекты, у нас практически нет... 

Анастасия Клименко:

И проверяют ещё. 

Анна Черных:

Да, или диктант. У нас практически нет практики. Поэтому мне кажется, что в разных направлениях всё-таки соотношение должна варьироваться, но в нашем случае это примерно 30 % теории и 70 % практики, потому что дизайнер должен уметь многие вещи делать и чувствовать именно руками. Но без такой фундаментальной теории, как основы композиции и т.д., к сожалению, каждый будет вариться в своём соку и не будет никакого такого качественного развития. 

Анастасия Клименко:

Есть такая, не теория даже, её практикуют, перевёрнутый класс называется. 

Анна Черных:

Не знала. 

Анастасия Клименко:

В школах, у нас есть одна школа, которая так делает, «Умная школа» называется в Иркутске. Они хотят по системе попробовать перевёрнутого класса в Америке, у них такая идея, что лекции тебе дают дома слушать и смотреть, понимать, естественно, с тестами и так далее, а уже на занятии ты делаешь какое-то практическое задание. Понятно, что если ты не понимаешь, тебе объясняют, но это уже более такое, мне кажется, что такая система. 

Анна Черных:

Я полностью согласна, что это очень эффективно, но, к сожалению, учитывая нашу ментальность, это будет тоже достаточно сложно внедрить в таком широком формате. Потому что если домашнее задание не будет проверять учитель, то его никто не будет делать. 

Анастасия Клименко:

Ну так это же будет, то есть домашнее задание будет лекцией. 

Анна Черных:

Да, я понимаю, но просто заставит себя почитать что-то дома не всем доступно. 

Анастасия Клименко:

Понятно, но такая интересная система, может быть, даже такая онлайн, где тебя вовлекают. 

Анна Черных:

Но мы отчасти практикуем тоже подобные вещи, когда мы предлагаем выбрать темы докладов, которые так или иначе связаны с темой следующей лекции и они открывают лекцию. И как показывает опыт, это намного интереснее, потому что каждый студент со своей позиции рассказывает о теме доклада, и эта информация остаётся с ним в его голове навсегда. Потому что то, что Вы прочитали сами, а потом ещё кому-то рассказали, Вы потом запоминаете на всю жизнь. 

Анастасия Клименко:

К сожалению, время нашего эфира подходит к концу. Поэтому мы все время спрашиваем наших гостей, какой бы совет или, может быть, пожелание Вы бы могли дать нынешним студентам или школьникам. 

Анна Черных:

Я думаю, что самое неприятное состояние для человека - это скука. И я бы посоветовала как можно активнее избегать этого, больше интересоваться, тем более, что в Москве очень много возможностей и посещений выставок, музеев и, вообще, в принципе, онлайн курсов и лекций. И больше интересоваться теми новыми, интересными явлениями, которые происходят в мире каждый день, потому что здание и, вообще, вот эта потребность в знаниях, она, конечно, очень сильно украшает нашу жизнь. 

Анастасия Клименко:

Ну, и общение. 

Анна Черных:

Общение, да, безусловно. 

Анастасия Клименко:

Спасибо большое. 

Анна Черных:

Спасибо большое Анастасия. 

Анастасия Клименко:

Всем спасибо, кто нас слушал.