{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Андрей Григорьянц Стоматолог, челюстно-лицевой хирург, имплантолог. Руководитель научно-клинического центра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии Sanabilis. К.м.н. 31 января 2018г.
Стоматология и онлайн-сервисы
Стоматология и телемедицина, современные приложения, контакт врача и пациента посредством онлайн-сервисов

Андрей Григорьянц:

Добрый день! Мы на канале Mediadoctor, в эфире «Красивая улыбка с доктором Григорьянцем» и очаровательная соведущая Юлия. Сегодня мы обсудим очень интересную тему. Мы поговорим о современных технологиях, о стоматологии и ее присутствии в онлайн-сервисах, о различных приложениях, о том, как мы используем смартфоны, и как вся электронная жизнь влияет на качество стоматологической жизни каждого человека. Юля, я думаю, что это будет очень интересно, тем более, что я испытываю уже очень долгое время дикое желание присутствовать в эфире. Это был долгий перерыв, и я впервые нахожусь здесь в новом, 2018 году. Поэтому я с еще большей радостью приветствую всех наших слушателей и зрителей. И мы собрали достаточно большую статистику, интересную информацию о том, как на сегодняшний день живет каждый человек, каждый пациент, учитывая изобилие всей электронной информации, всех электронных носителей и всего программного обеспечения, которое помогает нам стать здоровее.

Юлия Титова:

Я в свою очередь хочу представить Андрея Григорьянца – это CEO клиники Sanabilis и, конечно же, профессионал своего дела, врач-стоматолог. Андрей, наконец-то мы открыли этот год. Тема действительно интересная. Технологии неумолимо движутся вперед, и нам приходится с ними работать. В первую очередь мне хочется поговорить о том, насколько уместны онлайн-сервисы и онлайн-консультации с врачами в стоматологии. Сложно представить, на самом деле, потому что здесь помочь пациенту без личного визита и личного контакта, мне кажется, невозможно, если мы говорим о лечении.

Андрей Григорьянц:

Юля, Вы решили сразу о самом интересном, то есть не создавая никакой интриги, не пытаясь изложить всю менее интересную информацию. Конечно же, я с радостью отвечу на Ваш вопрос, не буду путать и лить много воды, но мне бы хотелось некое сделать введение. Если уже детально проговорить то, о чем Вы меня спрашиваете, то мы касаемся напрямую телемедицины. И на сегодняшний день мне это очень хорошо известно, потому что я потратил на это порядка десяти лет, на все эти исследования, разработки. В какой-то момент это было моим хобби. В последующем это стало некой идеей, которую, как оказалось, реализовать на сегодняшний день полноценно нельзя.

Я бы начал рассказ именно с того, что это на сегодняшний день официально невозможно, потому что законодательство пока не позволяет нам в онлайн, виртуально, общаясь с пациентами, давать те или иные рекомендации, консультировать людей, а уж тем более заниматься косвенно лечением той или иной проблемы. Поэтому вся техническая среда давно готова к тому, чтобы делать все что угодно. И Вы даже себе не представляете, какое количество на сегодняшний день технологий, которые позволяют, находясь перед камерой, решить консультативные и диагностические вопросы. Я могу сказать, что на сегодняшний день технологии и все медиаресурсы, которые существуют у нас, действительно позволяют сделать очень много в режиме такого виртуального контакта и виртуальной коммуникации. Но, как я уже оговорился, на сегодняшний день мы не имеем право это делать. Я надеюсь, что в скором времени все-таки произойдет некая революция в этом, и что-то сдвинется с места, и у нас будет возможность использовать все электронные ресурсы, для того чтобы повысить скорость и, как следствие, качество жизни людей с точки зрения их состояния здоровья (полости рта).

Чтобы такой глобальный ответ на Ваш вопрос закончить, я бы еще раз проговорил то, что я потратил на это достаточно много лет, и сам лично нахожусь в полной боевой готовности для того, чтобы предоставить пациенту все возможности виртуальной коммуникации. Но мне бы не хотелось заниматься этим как полумерой, особенно когда речь идет об отсутствии закона, который бы разрешал эту деятельность. И уж тем более, если предоставлять онлайн-сервис, хотелось бы, чтобы он был полноценным и достаточно качественным. И я думаю, что у Вас на эту тему еще будет очень много дополнительных вопросов, поэтому я буду сдержан в своих комментариях.

Юлия Титова:

Хорошо, раз мы начали с этого, давайте пофантазируем. Вы, как руководитель клиники и человек, который потратил много лет на исследования и осмысление данного направления, для себя обозначили ряд задач, которые хотели бы сами выполнить в будущем. Какую онлайн-поддержку стоматолог может оказывать пациенту?

Андрей Григорьянц:

Я на этот вопрос отвечу не сразу и вначале не совсем конкретно. Объясню, почему. Потому что очень просто прозвучал бы мой ответ следующим образом: чем больше, тем лучше. То есть тот саппорт, который мы способны предоставить на сегодняшний день, будет включать в себя миллион деталей, нюансов, учитывая потребности абсолютно разных слоев населения, контингент, локацию. То есть Вы представляете себе, какое количество критериев влечет за собой создание подобного сервиса?

Соответственно, представьте себе, существует электрическая зубная щетка. К большинству электрических зубных щеток сегодня придуманы приложения, которые можно скачать на свой смартфон и использовать их. Но возникает вопрос: становится ли человек при этом здоровее? Чище ли становятся зубы? Лучше ли он их чистит? Это вопрос. Анализируя и проводя некие исследования на эту тему, я могу сказать, что однозначно да. Вопрос: на сколько процентов? То есть в какой степени это лучше? И если говорить о том, каким должен быть онлайн-сервис и саппорт – он включает в себя невероятно большое количество мелких деталей, из которых собирается в целом все приложение. Допустим, если бы мы захотели предоставить человеку некий такой онлайн-режим его состояния. Ну, Вы прекрасно понимаете, что в нашей жизни важны не только зубы. У нас целое тело и организм, которые включают в себя совершенно разные органы, зоны. И понятно, что кому-то в этот период времени важно, что происходит с его зубами, кому-то в другой период времени важно, что происходит не с его зубами, а с его суставами или глазами.

К большинству электрических зубных щеток сегодня придуманы приложения, которые можно скачать на свой смартфон и использовать их.

Юлия Титова:

Волнует ли? Или все-таки когда заболело люди начинают об этом задумываться?

Андрей Григорьянц:

Данный вопрос самый интересный. Тут мы немного уже переходим в психологию, в психоанализ, потому что мы все очень сильно отличаемся друг от друга. И есть такой момент, что называется самоорганизация. И люди, которые обладают самоорганизацией, это та категория, которая придет с профилактической целью. Может быть, я не очень корректно выражаюсь, тут имеет место не только самоорганизация, но еще и порог чувствительности, болевой порог, и как человек вообще что-то чувствует, как он ощущает свое тело. Человек может быть очень организован, но при этом он недостаточно следит за тем, как он здоров и что ему нужно сделать.

Большинство людей и по сейчас день, а тем более мы говорим о нашем государстве, о России, делают что-либо, когда это болит. Если мы проведем статистику, то однозначно большинство обращается тогда, когда что-то беспокоит и заболело. Я думаю, что я сейчас не открыл Америку, и это правда, к большому сожалению. Мне бы очень хотелось, чтобы люди стали более внимательны к себе и наконец признали тот факт, что гораздо проще, дешевле, быстрее и легче заниматься профилактикой, нежели лечением того, что случилось, потому что это всегда влечет за собой гораздо более значимые манипуляции, вмешательства и т.д.

Поэтому мне очень хочется пофантазировать на тему того, как будет выглядеть телемедицина для стоматологии и каким образом будет выглядеть онлайн-стоматология для пациента. Существуют даже целые схемы, и если говорить обо мне лично, то нами были разработаны алгоритмы и некие инструменты, которые полноценно предоставляли то, о чем Вы меня спрашиваете. То есть это некий электронный инструмент для человека, который позволяет ему знать о своих зубах абсолютно все, не держать это в памяти, прекрасно понимать, в каком состоянии тот или иной зуб на сегодняшний день, иметь прямой контакт либо с доктором, либо клиникой, отклик в течение 24 часов в сутки, наличие при этом всех необходимых мер диагностики. Самыми простыми из них являются рентгенологические исследования, также это могут быть 3D-модели, которые делаются на основании сканов и фотографий лица, улыбки, зубов и т.д. То есть это достаточно удобный ресурс, который позволяет человеку даже не быть привязанным к той или иной клинике, а быть просто собственником информации о себе. У каждого эта информация абсолютно эксклюзивна. Естественно, мы все индивидуальны, все мы разные, у всех разные зубы и состояние. И, соответственно, подобный ресурс, подобный софт позволяет человеку быть прозрачным с самим собой, то есть прекрасно знать о том, что с его зубами, как это сделать, задать вопрос, отправить запрос, получить ответ, заплатить даже деньги за те или иные консультативные моменты. Но, как я уже много раз говорил, на сегодняшний день законодательно это невозможно.

Юлия Титова:

Я очень много размышляла о том, что у нас на сегодняшний день не существует такого ресурса или, может быть, такой платформы, которая позволяла бы создавать некий паспорт твоего тела. И в отношении стоматологии было бы интересно иметь такое приложение, которое позволяло бы создавать паспорт твоего рта и зубов.

Андрей Григорьянц:

Дело в том, что пока облачное хранение тех или иных данных о человеке на территории РФ запрещено. Я могу сейчас некорректно выражаться, но говорю достаточно близко к тому, что существует на самом деле. Именно поэтому иметь в открытом доступе, грубо говоря, скачал приложение, зашел в него и увидел все, что с тобой происходит, к чему ты имеешь отношение, где ты и, может быть, даже иметь доступ к каким-то еще более глобальным данным. Во-первых, это не имеет под собой основания для того, чтобы люди платили за это деньги, а без того, чтобы люди платили за это деньги, это невозможно реализовывать, потому что на бесплатной основе подобные удобные штуки никто создавать не будет. И, естественно, это не вопрос первой помощи, жить без этого можно, это не экстремальная история, поэтому создавать это нужно тогда, когда это допущено, когда это открыто и когда это будет абсолютно прозрачно и доступно для большинства представителей населения.

Пока облачное хранение тех или иных данных о человеке на территории РФ запрещено.

Юлия Титова:

Как сказал Невзоров, все имеет свою цену и свою ценность. Поэтому я абсолютно с Вами не спорю, это должны быть платные услуги. Касательно девайсов. Вы уже затронули такой предмет нашего быта, как зубная щетка, и с очень интересным продолжением ее развития в приложении и некий контроль чистки и контроль в целом полости рта. И сразу у меня возникает мысль, что это больше похоже на некое баловство, игрушку, которая не понесет большого вклада в образ жизни и здоровье. То есть это любопытно на первых порах – скачать, поиграться, но в силу нашей суматошной жизни никто не будет в этом отношении сильно заморачиваться и каждое утро включать и проверять: правильно ли я все делаю. Подобные вещи, несомненно, полезны при правильном использовании. Каким образом можно было бы подобные девайсы внедрить в жизнь каждого человека и тем самым помочь ему улучшить качество своей жизни? Или все-таки они менее полезны, нежели нам кажется?

Андрей Григорьянц:

Попробую ответить без философии, лирики, риторики, но все-таки дам интересное маленькое отступление. Не знаю, сталкивались ли Вы с кинезиологией, но человек, с которым мне посчастливилось познакомиться, сказал мне одну очень интересную вещь о том, что ответ – он вот здесь. И это к вопросу и к ответу на тему: удобно или не удобно, помогает тебе это или не помогает. Да, мы уже проговорили, что существует электрическая зубная щетка, к которой сделано приложение. Скачиваешь в смартфон приложение и используешь его: видишь, сколько раз ты почистил зубы, какая продолжительность чистки и т.д. И у тебя некая аналитика. То есть, по большому счету, смысл-то в том, что ты спустя определенное время просто можешь посмотреть: ты чистил зубы два раза в день или один раз в день, и вообще, на протяжении года сколько раз ты их почистил и т.д. Для меня, например, эта информация очень интересна. И я очень часто анализирую подобные темы с определенной целью. Мне таким образом тоже нужно себе лично дать ответ на тот вопрос, который Вы задали сегодня: насколько полезно, насколько улучшает здоровье данная технология?

В начале эфира я очень коротко прокомментировал этот момент и сказал, что однозначно да. Только вопрос: сколько процентов этих улучшений, сколько процентов людей этим пользуются и т.д. Поэтому на сегодняшний день статистика очень мала. И если уж говорить о «послушай свое тело и пойми, чего ты хочешь и как ты себя лучше чувствуешь», то тут немного другое. Так как важно знать, что ты хочешь чувствовать себя комфортно, что твоя задача – это абсолютно комфортная и нормальная гигиена полости рта. Когда во рту чисто, тебе приятно. Я могу признаться абсолютно искренне в том, что если я не чищу зубы или если вдруг пропустил какую-то чистку, мне некомфортно. Я чувствую себя не очень чистым, как будто бы ты не сходил в душ. Это все очень субъективные, внутренние ощущения каждого человека. Поэтому все девайсы, все электронные приложения и подобные дополнительные штуки, без которых мы совершенно спокойно можем прожить, человека немного систематизируют. Все это, в первую очередь, сделано для того, чтобы это лучше продавалось, если уж совсем открыть такую для всех известную тайну, но самым важным, на мой взгляд, является то, что за длительное время исследования всех этих приложений, девайсов ты видишь, что дети хотят взять в руки это чаще. Ты видишь, что взрослые, пускай они поигрались с этим полгода и выбросили, но, по крайней мере, на протяжении полугода они в любом случае были более смотивированы. Да, они берут в руки игрушку. Вы совершенно правы, это все игрушки, но ты все равно имеешь зубную щетку, взял и сделал механические движения.

И, кстати, огромная просьба не забывать о том, что все, что мы сегодня обсуждаем, это больше имеет отношение к виртуальной среде, к онлайн-сервисам, но мы не можем без механики, без реальных воздействий, без тактильных прикосновений, если уж мы говорим о материальном мире. Поэтому я считаю, что это полезно, это помогает. Просто, может быть, сегодня это находится еще не на том должном уровне, на котором это должно быть в перспективе. Но, по крайней мере, в этом направлении все развивается. И все приложения, даже к обычным электронным щеткам, они, так или иначе, стараются быть. Создатели этих компаний и владельцы стараются создавать тот софт, который действительно поможет человеку более комфортно провести время во время чистки, более эффективно почистить зубы, соответственно, прийти к более эффективному результату. Я не знаю, может, новые приложения будут иметь уже встроенные анализаторы через фотографию и будут определять оттенки зубов, ту или иную степень налета.

Может, новые приложения будут иметь уже встроенные анализаторы через фотографию и будут определять оттенки зубов, ту или иную степень налета.

Юлия Титова:

Батлы.

Андрей Григорьянц:

Да, будут всякие игры, которые будут связаны с тем, что у меня белее, у тебя темнее, у тебя больше налета, у меня меньше. Это все можно разыграть. И я очень за то, что чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Но, на мой взгляд, все подобные электронные приблуды должны быть полезными. И они, так или иначе, отсеиваются со временем. Все, что совсем не нужно, в любом случае будет выброшено из использования.

Юлия Титова:

Мне хочется перейти к моей любимой теме – к эстетике, красоте и сфере бьюти в стоматологии. Как сфера бьюти может работать в онлайн-сервисах?

Андрей Григорьянц:

Прекрасно может работать в онлайн-сервисах. Давайте мы будем более конкретными и говорить о стоматологии, если речь идет о красоте, об эстетике, то в стоматологии это очень много. Мы все хотим улыбаться, удивлять и восхищать своей улыбкой. Соответственно, все, что находится в электронном виде, все программное обеспечение, которое сегодня создается для этих целей, направлено на максимальную объективность. То есть что классно и модно и очень интересно всем – это чтобы быть максимально приближенным к реальности. Если ранее сам процесс 3D-визуализации был уже достаточно интересным, но технологии не позволяли приблизить это к реальной жизни и сделать это объективным. Даже, может быть, более конкретно постараюсь объяснить. Сделали фотографии, некие диагностические исследования, те же рентгеновские снимки, слепки, силиконовые оттиски, но на экране монитора в виртуальной среде видоизменить Вашу улыбку, изменить форму и цвет зубов можно было, но это не имело никакого отношения к реальности. Потому что то, что в результате изготавливалось физически и примерялось во рту, очень сильно отличалось от того, что показывали на мониторе.

На сегодняшний день вся тенденция и скорость очень сильно выросла, сейчас все очень приближено. И то, что человек имеет возможность увидеть на экране, это сильно близко к тому, что он видит в полости рта. Многие даже не видят различий, потому что фотографии, сканирование и весь этот статус, который собирается как некий бокс для лабораторной и клинической работы, это очень упрощено и стало гораздо более качественным, что позволило планировать лечение.

Ну, я так понимаю, Ваш вопрос больше заключается в том, что: «Вот я пришла, улыбнулась, и мне бы хотелось изменить свою улыбку. Я бы хотела, чтобы мои зубы стали другой формы и другого цвета». И, естественно, это блеск, это яркость, это красота. Улыбаясь, мы можем действительно изменить весь свой облик. Соответственно, существует целый протокол действий: как продиагностировать человека и как ему выдать информацию о том, каким он будет. Но при этом можно даже не проводить никаких работ в полости рта. Единственное, что я рекомендую, когда мы все оцифровываем, и когда мы все делаем в электронном виде. Мы это можем сделать. Мы можем даже лицо в абсолютно разных ракурсах, в абсолютно разных положениях показать человеку какие у него будут зубы. Это будет установлено в виртуальном режиме именно так, как это будет в полости рта, потому что все расчеты делаются достаточно точно. Но то ощущение, которое человек получит, увидев это у себя во рту, еще более объективно, потому что у человека есть возможность встать, походить, посмотреть на себя в разные зеркала, посветить на себя разным светом, с разной температурой этого света. И, говоря коротко, степень объективности гораздо выше тогда, когда ты это видишь в полости рта. Но, как я проговорил и прокомментировал, очень высока точность расчетов и очень высока объективность того, что мы видим на экране. Это то, к чему мы стремимся, и то, что уже достигнуто на сегодняшний день.

Мы можем показать человеку какие у него будут зубы. Это будет установлено в виртуальном режиме именно так, как это будет в полости рта, потому что все расчеты делаются достаточно точно.

Юлия Титова:

Вот в этом Вы кардинально отличаетесь о пластических хирургов, которые отказываются от пациентов, которые просят сделать модель будущей груди на компьютере, так как результат может очень различаться. Что касается стоматологии, это действительно очень полезно. И для пациентов это выгодно и привлекательно.

Андрей Григорьянц:

Да, но я могу Вам ответить на вопрос «почему». Допустим, Вы не задавались вопросом: а почему пластические хирурги, когда проводят коррекцию любых мест и зон на теле, не используют 3D-моделирование? Они используют 3D-моделирование, но они всегда оговариваются.

Юлия Титова:

Будут погрешности.

Андрей Григорьянц:

Они обязательно говорят о том, что это лишь то, к чему мы стремимся. Ответ очень простой: мы работаем с твердыми тканями, а они работают с мягкими тканями. Наверное, сразу становится всем все понятно, потому что мягкая ткань – это то, что очень мягко. Естественно, форма меняется даже при прикосновении. Прикоснулся ты к руке, к ноге – меняется форма этого участка. С твердой тканью это невозможно. И зубы – это твердые ткани. И прелесть в том, что делая 3D-моделировку, используя современные технологии и высокую точность, ты получаешь картинку очень близкую к реальности. Вот и все. Но при этом, если ты то же самое будешь делать в пластической хирургии, когда речь идет о мягких тканях, конечно, ты никогда не добьешься той степени объективности в связи с тем, что эта ткань мягкая.

Юлия Титова:

Все верно. Вернусь к вопросу телемедицины, или, как проще это называется, онлайн-консультации с врачом в рамках бьюти-манипуляций. Мне любопытно, насколько было бы уместно общение с врачом после проведения той или иной корректировки зубов, именно бьюти (коронки, виниры), насколько это нужно пациенту? Может быть, советы по тому, как жить дальше с этим или какой-то контроль. Нужно ли это? И, может быть, это на сегодняшний день уже практикуется?

Андрей Григорьянц:

Могу сказать, что во многих случаях это просто необходимо, но пока мы не можем это делать. Если я отвечаю конкретно на Ваш вопрос: нужно ли общаться после корректировки? Конечно, нужно. Общаться нужно всегда. У человека могут быть и претензии, и вопросы, и просто какой-то интерес к тем или иным трансформациям, которые происходят с его телом и обликом. Так вот, суть в том, что неважно, начинаем мы процесс лечения или мы его уже завершили.

Допустим, мы завершили лечение. У человека установлено достаточно большое количество виниров (коронок), и в целом изменена улыбка полностью. То есть у него совсем другие зубы: они красивые, яркие, они совершенно другого цвета, совершенно другой формы. Конечно же, в день установки и в день сдачи всей этой работы, и через день у человека может появиться очень много разных вопросов. Почему я говорю о том, что необходимо иметь подобные сервисы? Потому что вставать и ехать для этого и терять несколько часов не имеет смысла и не несет под собой должного эффекта. Поэтому в таком случае было бы очень комфортно и корректно проговорить все подобные вопросы, уж тем более, они не несут в себе рекомендательного характера. В данном случае никто не занимается лечением или назначением каких-то препаратов. Речь идет о том, что мы обсуждаем эстетические нюансы. Это творчество, это дизайн, это форма, это геометрия. И как раз такие вопросы намного эффективнее, проще, быстрее и дешевле для всех обсудить вот в таком онлайн-формате и при наличии онлайн-сервисов. И я надеюсь, что это в скором времени все-таки откроется и будет повсеместно.

Юлия Титова:

В целом, что касается онлайн-сервисов, приложений для пациентов, мне более-менее понятно. Это контроль за своей полостью рта, это контакт с лечащим врачом, то есть какой-то пост общения. Это какие-то игрушки, опять-таки завлекающие человека в мир стоматологии. Интересно поговорить о том, какие девайсы и приложения, какие онлайн-сервисы на сегодняшний день есть для врачей, и каких, может быть, не хватает? Чего не хватает для более полноценной, более комфортной, продуктивной работы именно врача? Давайте мы с Вами этот вопрос обсудим.

Андрей Григорьянц:

Очень много того, что есть, абсолютно бессмысленно. Потому что если мы говорим о высоком профессионализме и о достаточно детальной работе специалиста, то очень много программного обеспечения, которое необходимо, но оно все же находится на стационарных компьютерах, для того чтобы у тебя была достаточно масштабная визуализация, так как на экране смартфона это не очень удобно. Опять-таки, на экране смартфона ты можешь даже контролировать деятельность всей клиники, что я зачастую и делаю. Но суть в том, что человек занимается своей профессиональной деятельностью, во-первых, должен находиться на своем профессиональном месте. Если мы говорим о стоматологических услугах, это зачастую что? Это либо лечение, либо лабораторное производство каких-то неодушевленных предметов (тех же виниров, керамических реставраций). И огромное количество программного обеспечения, без которого уже на сегодняшний день вообще сложно себе представить нашу деятельность. То есть современные технологии настолько стали неотъемлемой частью всех наших процессов, что без этого сложно представить себе те достижения, которые есть на сегодняшний день. Это первое.

Второе. Так называемые девайсы, которые мы используем, находятся внутри клиники. Я практически не знаю стоматологов, которые таскают с собой всякие непонятные штуки, которые рассчитаны на то, чтобы человека лечить или корректировать, или диагностировать, потому что очень много всяких сканирующих, фотографирующих, снимающих аппаратов. И вряд ли кто-то это будет таскать с собой, уж тем более использовать для этого свой личный смартфон. Поэтому на сегодняшний день, если мы вдруг понимаем, что онлайн-сервис (та пресловутая телемедицина) становится неотъемлемой частью нашей жизни, то понятно, что это будет в смартфоне у каждого человека, и это уже станет неким инструментом, без которого ты уже не сможешь жить, потому что тебе будет просто неудобно. Это то же самое, что у тебя есть всегда телефон под рукой, с которого ты можешь куда-то позвонить и сообщить о чем угодно: о чем-то хорошем или плохом, важном, экстренном. И так же будет с телемедициной, потому что исходя из того, что мы видим, что происходит на улицах, какая скорость и какой образ жизни у большинства людей, особенно если мы говорим о мегаполисах, да и чего уж далеко ходить, просто взять Москву, и представить себе, как это все происходит, то данный вид коммуникаций очень быстро войдет в привычку.

Онлайн-сервис (та пресловутая телемедицина) становится неотъемлемой частью нашей жизни, это будет в смартфоне у каждого человека, и это уже станет неким инструментом, без которого ты уже не сможешь жить, потому что тебе будет просто неудобно.

И поэтому обсуждать, что сегодня используют врачи как очень эффективные и классные вещи, наверное, немного рано. Однозначно у врачей очень много профессиональных вещей, но они не для того, чтобы человек дома лучше чистил зубы или чтобы человек, находясь опять-таки дома или где-то на отдыхе, лучше за собой следил. Да, у нас есть очень много систем для reminder, то есть для того, чтобы нам напоминали о том, что нужно сделать. Это все, Вы правильно говорите, игрушки. Я за то, чтобы они развивались, потому что это мотивирует человека. Пускай ты играешь, но тем самым ты просто хотя бы взял и почистил зубы. И если мы перечислим приспособления, то их очень много. Это электронные зубные щетки, ирригаторы, имеют место системы теста уровня гигиены, может быть даже при помощи фотографирования.

Очень много девайсов продается в магазинах электроники, которые измеряют давление, при этом они связаны с Вашим смартфоном и так же ведется статистика. Все это, на мой взгляд, только в начале пути. То есть несмотря на то, что очень много девайсов и очень много различных приложений, но в моем окружении нет практически ни одного человека, который бы очень систематически и стабильно был в этих программах, в этих приложениях, был бы просто завален всем подобным. Потому что мы знаем, что находясь вне профессиональной среды, находясь не в стоматологической клинике, а дома, наша основная задача – это почистить зубы. Наша основная задача – это использовать зубную нить (флосс). Наша основная задача – использовать иногда электронные, звуковые и ультразвуковые зубные щетки. Таким образом мы повышаем свой гигиенический статус. Лечением полости рта никто не занимается дома. Использование тех или иных гелей, мазей для того, чтобы воздействовать на слизистую оболочку, если какой-то воспалительный процесс, – да, но для этого приложение не нужно.

Очень важно иметь контакт с профессионалом. И вот в этом плане все онлайн-сервисы будут безумно полезны. Тот же WhatsApp или любые SMS-сообщения позволяют сегодня обмениваться очень большим количеством информации между пациентом и врачом, что и происходит. Но могу Вам сказать, что это происходит не очень стабильно, так как каждый находится в рамках своей личной жизни. Опять-таки, это не коммерческая история, и за это никто никому не платит деньги, соответственно, отсутствует здоровая мотивация. То есть в данном случае это зависит от каждого конкретного человека. Если человек очень отзывчив, быстро реагирует, даже если у него миллион пациентов, он будет всегда иметь высокую скорость отклика, но этого очень мало, и это нестабильная система. Людям важно, чтобы они имели доступ тогда, когда им это взбрело в голову. Если это в 3 часа ночи произошло, значит, он хочет иметь возможность в 3 часа ночи решить свою проблему. По крайней мере, найти ответ на вопрос: что делать в данной ситуации? И в таком случае пока то, как анализирует и думает человек, и то, как реагирует и отвечает на вопрос реальный специалист, пускай даже в виртуальной среде, пускай даже при помощи онлайн-сервисов, это не может сравниться с гаджетами и с программным обеспечением, которые сегодня существуют в изобилии.

Тот же WhatsApp или любые SMS-сообщения позволяют сегодня обмениваться очень большим количеством информации между пациентом и врачом, что и происходит. Но могу Вам сказать, что это происходит не очень стабильно, так как каждый находится в рамках своей личной жизни.

Юлия Титова:

Безусловно, это так. И я вижу, как на сегодняшний день в различных специализациях разрабатываются те или иные девайсы: те же карманные УЗИ, глюкометры, которые уже давно существуют, но в рамках телемедицины будут использоваться еще более активно. Представляется такая картина, что у каждого в квартире будет отдельная диагностическая комната, заваленная данными девайсами. И хорошо это или плохо – мы узнаем, наверное, уже в ближайшем будущем, как мне кажется.

Андрей Григорьянц:

Да. Но мы будем делиться очень активно с Вами этой информацией.

Юлия Титова:

А наш эфир, к сожалению, подошел к концу. Я с радостью вновь хочу представить: Андрей Григорьянц – это СЕО клиники Sanabilis. Помогала ему я, Юлия Титова.

Андрей Григорьянц:

Юля, спасибо огромное.

Юлия Титова:

Спасибо Вам, Андрей. Друзья, будьте здоровы! И всего вам доброго! До свидания!

Андрей Григорьянц:

Спасибо. Всего доброго!