Лидия Синицына:
Здравствуйте, уважаемые радиослушатели и видеозрители Mediametrics. Я очень рада приветствовать Вас в наступившем году в «Клубе любителей вина VinVintage». Уже начался марафон важных событий, мероприятий виной индустрии, жизни, и ежегодных, и нас ожидает много нового, интересного. И у нас сегодня в студии в гостях за круглым столом человек. которого знают все, авторитетнейший эксперт директор Союза винных писателей, Юрий Юдич. Здравствуйте, Юрий, приветствую Вас.
Юрий Юдич:
Здравствуйте.
Лидия Синицына:
Думаю, многие изрядно удивились, обнаружив Вас в рядах писателей, мы Вас знаем, как руководителя группы «Китмедиа» и аналитической группы «Алкоэксперт». Вы не стоите на месте всегда новые проекты, всегда что-то интересное. Что за проект такой, что за Союз винных писателей России, кто в него входит, и какие цели и задачи Вы ставите перед собой, очень интересно.
Юрий Юдич:
Здесь удивительного, во-первых, ничего нет, поскольку я всегда был известен, как издатель. То есть кто такой издатель? Издатель, это. синоним этого слова, по сути, продюсер, по сути, организатор, человек, который часто люди путают типографию и работу издательства. На самом деле, издатель, это продюсер, по сути. То есть надо организовать то или иное действо, раньше это был журнал у меня, сейчас это фестивали, конкурсы дегустационные, то есть я как организовывал. Так и организовываю. Только в этот раз я организовал наших, я их называю пишущая братия, то есть такая, люди, которые пишут. Я задумался о том, что наш винный мир, он пока что находится, согласитесь, в начальной стадии развития, российский, при том, что, разумеется, западная Европа и Новый Свет, они нас всё-таки обгоняют достаточно по развитию винной культуры. И один из показателей развития винной культуры, это развитие разнообразных категорий винных людей, назовём их так Wine People. Как называется наша знаменитая школа сомелье. Так вот, у нас получается так, что знают только несколько категорий, сомелье у нас очень известны, представлены и, в общем, зачастую, людей просто, которые занимаются вином, их называют «сомелье». Вы, наверное, сами с этим сталкивались, может быть, даже Вас называли «сомелье». При этом совсем не так давно открылась Ассоциация Кавистов, Вы об этом знаете, возглавил её Алексей Соловьёв, параллельно являясь категорийным менеджером группы Metro.
Лидия Синицына:
Виноделы у нас известные, уважаемые.
Юрий Юдич:
У виноделов много союзов, эта профессия всем понятна, слово российское тоже существует, «винодел», то есть оно понятно, как своей этимологией, то есть делает вино, так и понятная профессия. А вот существует категория, эти люди известны и уважаемы нами, Вами и обществом, сообществом, теми же виноделами и сомелье, которая, по сути, не имела такого чёткого названия. То их называли винными критиками, винными экспертами, винными журналистами.
Лидия Синицына:
Винными блоггерами.
Юрий Юдич:
Блоггерами винными, да. Но, в принципе, такого, какого-то чёткого определения у этих людей не было, у профессии этих людей не было. И всё-таки я и мои коллеги, которых я на это дело, стал с ними это обсуждать, они тоже со мной согласились, что названия нет. Тогда мы стали думать, как назвать и дискутировали вокруг «винный журналист», «винный критик», «винный эксперт» и всё -таки пришли к выводу, что наиболее правильным будет аналогия с Wine Writer.
Лидия Синицына:
Винный писатель.
Юрий Юдич:
Да, то есть винный писатель, за рубежом в этом деле немножко проще, то есть он пишет, значит он писатель. У нас всё-таки при слове «писатель» у каждого, почти у каждого всплывает вот эта галерея портретов, которые висели в каждой школе, начиная от Толстого или от Пушкина, заканчивая Горьким.
Лидия Синицына:
Классики.
Юрий Юдич:
Толстой, Достоевский, Тургенев и все, все, все, кого мы называли писателями. Конечно, никакой такой аналогии мы проводить не хотели, хотя первыми, кто обращается в наш Союз, были люди, именно которые являлись авторами книг. Причём, как Вы понимаете, что как раз авторы книг, они наименее известны в тусовке, потому что так получается, мы знаем, что есть Зыбцев Юрий, который преподаёт у Wine People, уважаемый человек, его все знают.
Лидия Синицына:
Да это просто мэтр.
Юрий Юдич:
Но он просто особо не появляется на дегустациях, мало проводит дегустации вне школы сомелье и т.д. Есть люди, которые написали много известных, книги у них, скажем так, не всегда в современной плоскости лежат, то есть это могут быть люди, которые писали, например, советском виноделии.
Лидия Синицына:
То есть они действительно профессионалы, но не медийные личности, к сожалению.
Юрий Юдич:
Да, не медийные, и они немножко не входят в тот мэйнстрим, о котором вели речь мы. То есть люди, которые находятся в современной фазе отношений с вином. Люди, которые проводят, так или иначе, какие-то свои собственные лекции, работают с конечным потребителем, и людей, которые пишут. И, в первую очередь, конечно, создают дегустационные описания, создают материалы о вине. Поэтому мы с этим согласились, учредили, все известные Вам личности, этот список озвучен.
Лидия Синицына:
А у Вас это ограниченный круг?
Юрий Юдич:
Ни в коем случае. Просто единственное, что мы хотим сделать и сейчас об этом спорим, хотим всё-таки ввести какой-то входной порог.
Лидия Синицына:
Уровень профессионализма, наверное.
Юрий Юдич:
Разумеется. То есть это, конечно, должна быть рекомендация соотношения других людей, которых мы признали писателями.
Лидия Синицына:
Работа печатная, опять -таки.
Юрий Юдич:
Да, опубликованные статьи, в количественном отношении мы не обсуждали, но думаю, что это не такое большое количество, может быть 5, 10, но это должно быть. Или, например, человек издаёт собственный сайт и там пишет, например. Он тогда тоже может считаться писателем, потому что, ну, больше он нигде не пишет, но его сайт известен.
Лидия Синицына:
Он пишет, но не на бумаге, собственно.
Юрий Юдич:
Здесь дело вообще не в носителе, а именно, публикуешься ли ты у себя или в других местах. Поскольку, например, блоггеры, есть если мы возьмём мегаблоггеров. супер, как Руденко, например, он публикуется и в журналах, и поступает на телевидении, он такой, многостаночник, скажем так. Есть блоггеры, которые ведут только собственный блог. Их нельзя признать, они же пишут, но они не публикуются в сторонних средствах. Поэтому такие блоггеры тоже смогут стать членами Союза Винных писателей. И таким образом мы просто хотим, чтобы это сочетание «Винные писатели», причём мы даже уже готовы, что нас будут называть винписами, такое немножко...
Лидия Синицына:
Весёлое такое название.
Юрий Юдич:
Немножко ироничное слово, но если эта категория возникнет и устоится, это будет реализация той цели, к которой мы идём.
Лидия Синицына:
А кто входит в ядро этих винпис сейчас, на сегодняшний день хотя бы.
Юрий Юдич:
Я сейчас боюсь всех не перечислить, но это все люди, которые Вам хорошо известны, тот же Руденко, Сердюк, которые, Григорьев, его коллега по работе в Alma Valley. Надо понимать, что такой Сердюк или, ну вот у нас, например, когда-то он работал с Татьяной Злодыревой, она тоже входит. То есть это одна из первых газет Винная карта. Первый журнал, российский альманах вин, это Олег Филиппов. То есть это самые люди, которые закладывали основы. Игорь Зибрак, он больше известен, как ресторанный критик, но он прекрасный человек, разбирается в вине очень глубоко, очень интересные всегда оценки даёт. Такие, знаете, больше я бы их назвал потребительскими, но невзирая на энциклопедичность его знаний. Антон Обрезчиков, Василий Ростков, то есть это люди, которые сейчас создают вот этот пласт вот этих написанных материалов о вине. Всё очень разные.
Лидия Синицына:
Некоторые, да, действительно, пишут. Я, в принципе, понимаю, почему Вас избрали директором. Все, что Вы возглавляете, всё имеет успех.
Юрий Юдич:
Спасибо.
Лидия Синицына:
Ну вот, например, Игорь Сердюк сейчас занимается своим проектом Alma Valley. У Вас фестивали, форумы, выставки. У Зибрака свой винный ресторан. Не пишите, а читаем, действительно, винных критиков, винных блогеров.
Юрий Юдич:
Смотрите, да, я хотел сказать ещё о том, что я директор, а выборы президента этого Союза ещё будут.
Лидия Синицына:
А, ещё впереди.
Юрий Юдич:
Причём, директор, это служебная именно такая, как премьер-министр, а президент будет выбран.
Лидия Синицына:
Должность.
Юрий Юдич:
Это, скажем так, ответственный секретарь, человек, который организовывает всё. Я умышленно не стал претендовать на должность президента, умышленно, потому что, по большому счёту, несмотря на то, что у меня около 300 статей, я член Союза журналистов и, вообще, много у меня таких вещей, то есть я издавал журнал долгое время, много я написал. Но я не хотел бы, чтобы именно я был одним из типичных представителей писателей. То есть это, скорее всего, или Руденко, или Ростков, или Сердюк. Что касается Сердюка, он продолжает писать, он пишет в Forbes, продолжает. Его заметки как всегда интересные, насыщенные, конечно, он делает меньше, чем когда он, именно это было его профессиональной деятельностью. Более того, Сердюк, один из немногих, это профессиональный журналист, он закончил журфак МГУ в отличие от всех нас, кто чего позаканчивал. Руденко математик по образованию, тоже МГУ. я психолог по образованию, ещё et cetera, et cetera, много разных. Но, тем не менее, будет ещё президент Союза, он будет переизбираться в отличие от наших ассоциаций сомелье, в которых бессменные лидеры.
Лидия Синицына:
Камень в огород.
Юрий Юдич:
Это не камень, просто здесь я хотел бы создать.
Лидия Синицына:
Динамичную организацию, структуру.
Динамичную. Потому что, понимаете, каждый новый президент этого Союза должен будет вносить какое-то свое видение. И, может быть, немножко подправлять вектор в защиту тех категорий, которые есть в этом писательстве, в тех же блоггерах, например.
Лидия Синицына:
Я кстати думаю, вспоминаю, что я читала интересно в последнее время. Мне очень нравится сайт о вине opuswine Ирины Гришиной, очень профессионально, интересно она пишет обзоры и с виноделен, и дегустаций, их не много, но они есть всё-таки, вот эти.
Юрий Юдич:
Ирину Гришину.
Лидия Синицына:
Ирину Гришину, да, берем. А вот, наверное, единственное печатное издание такое, винно ориентированное на сегодняшний день, это я вот знаю Simple Wine News. Хотя они довольно разносторонне. интересно подают информацию, это и интервью с виноделами, и репортажи такие, обзоры дегустаций, мероприятий, анализ винных карт, новинки рынка. Но всё-таки, это медиаресурс, который принадлежит определённой виноторговой компании. Мне кажется, самое время сделать такой рупор или вестник Союза винных писателей и такое печатное издание, которое, в общем...
Юрий Юдич:
Было бы неплохо, потому чтобы любое независимое издание, оно создаёт, слово такое, плюрализм мнений, такого горбачёвского периода слова, такое смешное.
Лидия Синицына:
Но если есть своё мнение, значит его вполне надо.
Юрий Юдич:
Но понимаете, это ведь, во-первых, какие-то независимые издания сохранились, Винная карта, которая, в общем-то, может быть, переживает не лучшие времена с точки зрения экономических, но она есть, де-факто. То есть дальше и Лариса Коробкова, Татьяна Злодырева были на нашем заседании, они тоже являются членами этого Союза винного писателя. Я просто обзвонил тех, кто был ближе, кого я хорошо знаю, а потом я думаю, что мы всех объединим, просто бумажное издание, это вообще такая история экономическая, в общем. Вы поймите, что это, я, как издатель...
Лидия Синицына:
Юрий, соглашайтесь, это очень актуально. Вот приходишь в Винотеку, в бар.
Юрий Юдич:
Да без проблем, любой каприз, но где деньги взять.
Лидия Синицына:
Там Simple Wine News, так приятно полистать, посмотреть.
Юрий Юдич:
Приятно, но за этим «приятно» стоит большой труд, деньги, и это огромная такая работа. Знаете, я издавал журнал около 15 лет, и столько было таких...
Лидия Синицына:
Юрий, а с чего вообще начинали, с чего Вы пришли в винную индустрию, Ваши первые шаги на этом поприще, интересно.
Юрий Юдич:
Я в 98-м году уже, наверное, будет 20 лет скоро, меня позвали работать, может быть, Вам известную организацию, которая называлась ПИР. ПИР - это выставка индустрии и развлечений.
Лидия Синицына:
До сих пор она существует.
Юрий Юдич:
Да, большая выставка для ресторанного бизнеса, там Иван Меркулов, её собственник.
Лидия Синицына:
Да, и супруга его.
Юрий Юдич:
Да, и Лена, они собственники компании и одновременно директора. Я пришёл туда менеджером проекта, посвящённого, Иван задумал сделать отдельный справочник, то есть ПИР тогда был справочником и одновременно выставкой, задумал сделать справочник по алкогольным напиткам. Задача была собрать и описать около 1000 единиц наименований продукции, существующих на рынке. Вот я стал работать с этим проектом, потом стал руководителем этого проекта и, в конце концов, мы сделали один-два выпуска, назывался «Напитки российского рынка». Тогда очень интересное получилось издание, там была элитка, то, что называется, там и крепкие напитки, вина. Тогда, кстати, мы брали текст, в 99-м году вышел, по-моему, и брали текст из ВСЭ, в котором мой руководитель, Ольга Шабалкина, она одна из первых вообще в России закончила ВСЭ, она в Лондоне закончила его. Это было в конце девяностых.
Лидия Синицына:
Вы ещё привлекли консультанта.
Юрий Юдич:
Пока слово ВСЭ даже никто и не слышал ещё. Не привлекли, она работала как раз, я был её подчинённым.
Лидия Синицына:
Нет, я имею в виду в консультанты для написания этого гида.
Юрий Юдич:
Нет, это, да, по сути это был гид, она была руководителем проекта, она работала так же в ПИРе со мной вместе. И потом она ушла, я стал руководителем этого проекта, потом я ушёл в виноторговую компанию, Виником, я занимался «Рурской лозой» такой был бренд. Почти два года я работала в Виникоме, руководитель отдела оптовых продаж, а потом группа компаний «Оптовик» меня позвали возглавить другой издательский проект, журнал в качестве главного редактора пригласили. Потом они распались, перепродались, и я с коллегами выкупил этот журнал и стал его сам издавать, издавал. Это был b2b проект, назывался журнал «Напитки», мы занимались только b2b, практически, не занимались продуктом, продуктом мы потом стали работать с Володей Цапеликом, он описывал продукт у нас на страницах. То есть дегустация и так далее, вот это всё, что касается вина. А потом уже где-то с 2008г. я потихонечку начал подбираться к теме вина с разных сторон, в частности, начал ездить участвовать в дегустационных конкурсах, как член жюри, в Мондиаль де Брюссель. Просто меня стали приглашать на разные винодельни и постольку, поскольку я потихоньку потихоньку образовывался в этом вопросе, проходил дегустационный опыт свой, который крайне важен для эксперта. Потому что, на самом деле, конечно, знание, это одно, а дегустационный опыт, это база, которая иногда знания не так важны, потому что есть Google, то есть по большому счёту.
Лидия Синицына:
Сейчас, да, Google нам в может помочь.
Юрий Юдич:
Да, но, к сожалению, он дегустационный опыт не даст, Google. То есть ты не можешь попробовать через Интернет. Поэтому ты должен все время пробовать, ездить везде, по всем выставкам, по дегустационного конкурсам, участвовать, тогда, когда в процессе вот этого развития дегустационного ты обретаешь понимание вина. Вот такая примерно модель, очень коротко о моём жизненном пути.
Лидия Синицына:
Приятно с Вами ушли в лирику, нам надо возвращаться...
Юрий Юдич:
Плюс ко всему, что я, и как раз мы можем перейти к тому, что на ПРОДЭКСПО мы делаем, потому что благодаря вот этому, своей работе в b2b, я со всеми выставками, я имел отношение, в частности, мы порядка 12-13 лет назад начали работать с ПРОДЭКСПО.
Лидия Синицына:
Которая грядёт с 5 по 9, по-моему, февраля, если я не ошибаюсь, 25-я юбилейная выставка ПРОДЭКСПО. И в рамках деловой программы состоится Алкконгресс и винный форум, где встречаются все представители алкогольного бизнеса и законодательной, исполнительной власти. Юрий, какие на сегодняшний день наиболее острые актуальные вопросы к представителям власти. Что Вы будете обсуждать в первую очередь?
Юрий Юдич:
Как я уже сказал, я достаточно давно делаю алкогольную конференцию, конференцию по проблемам алкогольного рынка. Алкогольная конференция, немножко странно звучит. Но, тем не менее, мы не так давно ей дали название, Алкоконгресс, это стало брендом уже. И, по сути, это единственная конференция, которая собирает все категории рынка алкогольного, который очень разобщён, на самом деле, очень разные проблемы. И она проходит во время выставки ПРОДЭЕСПО и является частью деловой программы. Выставка ПРОДЭКСПО, как известно, на сегодняшний момент самая крупная выставка как по продовольствию вообще, так и по продуктам питания, так и по алкоголю. Иностранцев очень много приезжает. И мы, подходя к теме этой конференции, Алкоконгресса, мы решили обратиться к вопросу качества, качества алкогольных напитков, в широком понимании этого слова. И, на самом деле, при, вроде, кажущейся простоте этого вопроса, он очень многогранный и сложный.
Лидия Синицына:
Но вот кто у нас на сегодняшний день организации, которые регулируют именно качество. Это, наверное, Росалкогольрегулирование и независимая...
Юрий Юдич:
Вот как бы и нет.
Лидия Синицына:
Как бы нет.
Юрий Юдич:
Да, то есть, понимаете, тут интрига в чём, то, что сейчас происходит момент смещения этих контролирующих организаций, почему, потому что, вроде бы, Росалкогольрегулирование, оно же ведь было создано для того, чтобы акциз собирать. То есть оно контролирует поступление.
Лидия Синицына:
Продажу, в общем.
Юрий Юдич:
Она занимается лицензированием компаний и потом, в дальнейшем, сопровождением вот этого лицензионного процесса, проверяют на соответствие лицензии. И параллельно занимается сбором акцизов. Для этого была внедрена система ЕГАИС, о которой много, о чем говорили, и сейчас она будет довнедряться ещё в этом году. И она не отвечала за качество продукции никогда, по сути. Отвечалау нас Роспотребнадзор, Россельхознадзор, вот эти надзорные организации. Но в конце прошлого года выступил Хлопонин, который традиционно считается у нас курирующим алкогольный рынок, это вице наш премьер. Вице-премьер, который, понимаете, один из людей, которые близки к самым высоким эшелонам власти. Он сказал, что много фальсификата на рынке, пусть Росалкогольрегулирование проверит, он сказал. То есть он не сказал: Роспотребнадзор проверит. Он призвал вот этих своих, как бы их назвать помягче, то есть своих слуг.
Лидия Синицына:
Регуляторов.
Юрий Юдич:
По сути, РАР, он Хлопонину подчиняется, так, по неписанной такой иерархии. И он тогда сказал: проверить. И РАР начал проверять. Во-первых, у них появилась лаборатория, как организация богатая достаточно, они сделали, действительно, очень крутую лабораторию, которая может, например, отличить в коньяке ректификованный спирт от дистиллята. Эта проблема, действительно, существует на рынке, действительно, в коньяк дополняют ректификованный спирт, и это до сих пор точно не контролировалось. Сказать, что это вредит здоровью, нельзя, то есть это не тот фальсификат, который сделан где-то там, в подвале.
Лидия Синицына:
Но это и не коньяк.
Юрий Юдич:
Да, по большому счёту, это не коньяк, но нарушение аутентичности, это не значит, что люди от этого будут умирать или им будет плохо. Наоборот, в некоторых смыслах ректификат, он смягчает вкус, и дистилляты делают более...
Лидия Синицына:
Хорошо, если там метилового спирта не окажется.
Юрий Юдич:
Метиловый, понимаете, здесь метиловый спирт, это такая история, вообще, не связанные с производителями алкоголя. То есть, скорее всего, метиловый спирт попадает из источников, которые как раз никогда не производили алкоголь, потому что они, во-первых, отличить не могут, во-вторых, они не имеют некой такой неписанной этики производителя алкоголя, потому что те всё-таки никогда не отравят людей. Потому что они и так их могут отравить. То есть у них и так уже есть опасность, у этого продукта, он может вызвать алкоголизм, это мы все понимаем. И для нас как раз алкоголь, в этом его преимущество, что Вы изначально понимаете, что он опасен. И Вы имеете возможность выбора.
Лидия Синицына:
Но приятен.
Юрий Юдич:
Покупать или не покупать.
Лидия Синицына:
Что по поводу вина?
Юрий Юдич:
Вино, теперь вине. Да, дорасскажем ещё про качество, про контролирующие структуры. Помимо этого каждая примерно наша группа власти, то есть она пытается создать тоже какие-то свои структуры, в частности, Минпромторг, министерство промышленности и торговли, которое отвечает за торговлю, оно создало так называемую структуру, которая называется Росскачества. Росскачество, это государственная организация, ну, в общем, они очень мобильные такие, работают сравнительно молодые люди, они не похожи на такую обычную постсоветскую организацию. Они очень такие активные, они занимаются проверкой качества прямо в конечных инстанциях появления продукта.
Лидия Синицына:
В ритейле. В магазинах сети. Они проводят выборочную...
Юрий Юдич:
Да, они закупают, у них, как любая государственная организация, они имеют чёткие регламенты приобретения, проверки, это всё расписано, вывешено на сайте. Сайт у них очень уже посещаемый. Более того, они имеют, я так понимаю, что за государственный счёт, компанию рекламную в регионах, на которых висит огромные щиты, написано «Роскачество, смотрите на нашем сайте».
Лидия Синицына:
Те, кто прошёл проверку, экспертизу, получают какой-то.
Юрий Юдич:
Да, знак качества.
Знак качества. Существуют ли ГОСТы? ГОСТы же существуют.
Юрий Юдич:
С ГОСТами история такая.
Лидия Синицына:
Но их можно соблюдать, а можно их не соблюдать.
Юрий Юдич:
Да, совершенно верно. Некоторое время назад, по-моему, около 10 лет назад вышел так называемый закон о техническом регулировании. Он являлся частью той либеральной программы, которую нам принесли молодые реформаторы, гайдаровцы и так далее. На самом деле, большинство законов, которые нашу экономику стронули с места, давайте отдадим должное 90-м, которые все ругают, были придуманы именно этими людьми. И экономика во многом получила пинок, по которому катилась ещё долгое время. Нынешнее правительство отличается консерватизму и, может быть, и не приняло бы никогда никаких таких законов, может быть, мы жили сейчас бы жили, как при советской власти. Но хорошо или плохо, закон о техническом регулировании каким-то боком почему-то был принят, хотя он очень либеральный, и он отменил ГОСТы. Делалось это для того, чтобы не сдерживать развитие технологий новых, развитие, появление новых вкусов, понимаете. То есть здесь он был либеральный, нацелен благими намерениями. Но при этом понятное дело, что в него была внесена тогда строка о том, что производитель может придумать собственные стандарты, которые могут быть выше государственных по своим требованиям. Могут придумать стандарты отраслевые объединения и так далее. Но, понимаете, ведь люди, они же разные. Кто-то может взять на себя повышенные обязательства, а кто-то наоборот.
Лидия Синицына:
А кто-то пониженные, выпускать, как ТУ.
Юрий Юдич:
ТУ, да, просто потом, сейчас всё это упростилось и снизошло на уровень двух ругательств, ТУ и хорошего, якобы, слова ГОСТ. На самом деле, ГОСТы некоторые у нас там 67-го года, понимаете, они просто не дают некоторые вещи производителю перешагнуть и уйти на какую-то инновацию, которая, действительно, может его продвинуть. Но при этом алкогольная отрасль в 171-м законе прописала, что ГОСТу должен быть указан. Они требуют, что он должен быть указан. Таким образом, мы сейчас имеем и, более того, если ГОСТ указан, ему должно быть соответствие. И в законе о техническом регулировании так написано. То есть ты можешь не указывать ГОСТ, тогда ты можешь делать не по ГОСТу. Но если уж ты указал ГОСТ, будь любезен, соответствуй. Соответствуй этому ГОСТу, работай, делай по этому ГОСТу. Поэтому, в принципе, алкогольная отрасль не может работать не по ГОСТу, потому что 171-й им это запрещает.
Лидия Синицына:
Мы имеем в виду продукцию, алкогольную продукцию, сделанную на территории Российской Федерации, или импорт тоже подвергается такому?
Юрий Юдич:
Нет, импорта не может, ГОСт, это касается только произведённых продуктов здесь.
Лидия Синицына:
Я имею в виду Роскачество, деятельности Роскачества.
Юрий Юдич:
Вы знаете, я пока не видел у них анализа импортных, во-первых, они будут на Алкоконгрессе у меня, можно им будет все эти вопросы задать, прийти, пообщаться. Илья Лаевский, заместитель директора Роскачества, это такой, сравнительно молодой человек, который может ответить на все эти вопросы, он открыт для общения, первое. Второе, я пока не видел анализа импортных продуктов, всё-таки в основном касается произведённого продукта. То, что там колбаса у них, молоко, сметана, то есть там все продукты. В каких-то моментах это интересно, но и люди доверяют, мы должны понимать с Вами, что мы с Вами представляем интеллектуальную такую прослойку, которая критически мыслит, может почитать какие-то разные источники, сравнить, сделать свои выводы. А люди смотрят телевизор, и что им говорят там, они так и делают. А Роскачество там будет, скорее всего. От этого вот этот скандал недавний, произошедший с Золотой Балкой, и он в общем, очень показателен, потому что нет диалога. Я как раз хочу, вот у меня Золотая Балка будет, так что приходите, интрига завязывается. То есть будет и Роскачество, будет Золотая Балка, я готов им предоставить площадку для диалога, чтобы они наконец-то выяснили отношения.
Лидия Синицына:
Состоится дуэль, Вы будете секундантом.
Юрий Юдич:
Ну, посмотрю, если удастся успеть разнять. Соответственно, они судятся и так далее. Но вот он нам объяснит, почему так произошло, он у меня объяснял, они тоже не собираюсь ни перед кем отчитываться, у них есть чёткие регламенты.
Лидия Синицына:
У них своя правда.
Юрий Юдич:
Да, но Вы должны чётко понимать, что сбой мог произойти в каком месте. Золотая балка, всё-таки, предприятие, находившееся долгое время на территории другого государства, потом они зашли в наше государство, а остались ещё в тех своих регламентах. А у нас могли какие-то измениться стандарты, понимаете. И возможно, что здесь нестыковка произошла.
Лидия Синицына:
Вообще, интересно, интересный может быть диалог.
Юрий Юдич:
И Винный гид, который собирается сделать...
Лидия Синицына:
Роскачество.
Юрий Юдич:
Роскачество, да. И в этом смысле они себя ведут, на мой взгляд. демократично, потому что они обратились ко мне, обратились для того, чтобы не только я, а серия отраслевых экспертов пришли к ним, и мы обсудили проблему, как правильно анализировать вино.
Лидия Синицына:
Проводить экспертизу.
Юрий Юдич:
Да, вино. Потому что лаборатории у них есть разные, они аккредитованы, они оплачивают и анализирует. А вот органолептический анализ им бы хотелось выстроить, опираясь не только на олдскул, на этих советских женщинах в белых халатах, назовём их так.
Лидия Синицына:
Лаборантов.
Юрий Юдич:
Да, это не только лаборанты, это и научные, и младшие, и старшие, и ведущие научные сотрудники. Но, тем не менее, они хотят получить ещё обратную связь от молодой этой поросли экспертов, которые, в каком-то смысле, я представляю.
Лидия Синицына:
Юрий, на ПРОДЭКСПО Вы запускаете свой новый проект, Винный гид ПРОДЭКСПО. Что это за проект, и почему на этой площадке, иммено на ПРОДЭКСПО?
Юрий Юдич:
Наверное, историки развития виной культуры назовут это время временем винных гидов.
Лидия Синицына:
Время винных гидов, да.
Юрий Юдич:
То есть у нас есть гид Артура Саркисяна, есть, сейчас Роскачество винный гид. Когда-то делала Наринэ Багманян винный гид свой тоже, и там Дима Федотов помогал.
Лидия Синицына:
С ПИРа всё начиналось, винные гиды.
Юрий Юдич:
Ну да, в ПИРе, это тогда назывался просто справочник «Напитки российского рынка». Но я скажу так, то есть винный гид ПРОДЭКСПО, что это. Это, во-первых, конкурсная, рейтинговая история, это, по сути, конкурс, но если имеющийся на ПРОДЭКСПО конкурс был больше похож на такое состязание, то здесь мой конкурс больше похож на попытку рейтинговать и создать понятную систему координат для тех, кто выбирает вино на ПРОДЭКСПО.
Лидия Синицына:
Принимают участие все по желанию или это добровольно-принудительное участие?
Юрий Юдич:
Нет, принудительно никак нельзя, ПРОДЭКСПО - это добровольная выставка, это коммерческая организация. Хотя она принадлежит торгово-промышленной палате, статус, который, по сути, негосударственной то есть. Но, с другой стороны, она между государством и бизнесом, вот так находится в этой системе ценностей. Нет, как я могу принудить, это только по желанию, это является коммерческим продуктом, который я продаю, участвуя в этом конкурсе.
Лидия Синицына:
И в чем суть? Вы проводите сравнительную дегустацию всей алкогольной продукции, которая принимает участие.
Юрий Юдич:
Да, это рейтинговое дегустация, дегустации с выставлением оценки, бальность стобальная, в основном шкала, OIV, такая, скажем так, уже общепринятая 100-бальная шкала, основой для которой послужила, в том числе, и шкала OIV. Хотя, на самом деле, я бы сказал, что эта шкала пришла уже к некой усреднённой форме, которая и OIV, и Паркер, ещё ряд тех, кто по 100-балке оценивает критиков. То есть они сформировали некое понимание, как по этой шкале оценивать.
Оценочная шкала.
Юрий Юдич:
Хотя у меня есть дегустационный банк, он большей частью похож на OIV-шный бланк, OIV - это всемирная организация вина. Я поясняю для слушателей, которые не очень это понимают. Поэтому мы собрались, у нас было пока около 120-130 образцов, не так много, потому что дегустационные конкурсы серьёзные мировые собирают 1000-2000 образцов. Мондиаль де Брюссель, в котором я участвовал, он собирает 8000 образцов.
Лидия Синицына:
А кто проводит экспертную оценку?
Юрий Юдич:
Эксперты, судьи. У меня было 14 членов жюри, тоже Вам многие из них знакомы.
Лидия Синицына:
То есть Вы уже часть продукции продегустировали, составили свой рейтинг и ждёте.
Юрий Юдич:
Все продегустировали.
Лидия Синицына:
Всё продегустировали. И как Вы будете представлять на суд участников ПРОДЭКСПО Ваши результаты?
Юрий Юдич:
Во-первых, вина и напитки спиртные. набравшие определённое количество баллов, получат награды, то есть бронзовая, серебряная, золотая медаль. Потом после того, как будет награждение, мы ещё сделаем каталог, он будет в виде лёгкого издания, типа журнала такого, бесплатно будет расставаться. И будет стенд на котором будут представлены эти образцы. К сожалению, я не буду делать дегустацию, то есть я не стал делать, но я вижу в дальнейшем, в развитии, что со временем это будет ещё и дегустационная панель. Я бы с удовольствием взял место посредине ПРОДЭКСПО, мне там дают место, которые не в самом проходном павильоне, в пятом. Но, в принципе, это уже большой прорыв, потому что там место не так просто получить, оно дорогое и т.д. Я просто выставлю эти образцы, победителей, просто будет стоять бутылка, возле неё адрес, такая табличка, на который будет указано, где можно найти это вино, просто зайти, поговорить о его приобретении.
Лидия Синицына:
А насколько широко представлены российские производители? И они участвуют наряду с импортными?
Юрий Юдич:
Смотрите, ПРОДЭКСПО - такая выставка, которая я никого не оставляет равнодушным. Получается, что её либо принимают полностью, либо отрицают полностью. Все про неё знают, есть компании, которые категорически не хотят участвовать в празднике, не надо нам это ПРОДЭКСПО. Такая же ситуация с Винным гидом примерно. Кто лоялен к выставке, кто в ней участвует, они уже в этот конкурс зашли. Просто было не так много времени, мы не всех успели оповестить и т.д. Поэтому, я считаю, что для первого раза 120 образцов, это, в принципе, неплохо. То есть мы бы просто, может быть, больше и не пропустили через такой хороший уровень, спокойный, чтобы продегустировать. В принципе, российское вино точно так же, как все остальные, и российское вино в таком же находится состоянии. То есть оно либо идёт на ПРОДЭКСПО, либо не идёт. Поэтому, хотя некоторые компании долго не участвовали, сейчас, например, будут такие, как Фанагория, то есть они в этом году будут участвовать в ПРОДЭКСПО. НО не участвовали у меня в гиде. То есть здесь нет такой прямо синхронизации. Это просто отношение компании, так или иначе, к каким-то проектам, может быть, мы где-то не достучались, не донесли и т.д. Здесь нет обязательности, это чисто такое отношение, коммерческое. С другой стороны, у меня Кубань-Вино, оно участвует и в ПРОДЭКСПО, и у меня участвовало, то есть они... И Ванда была у меня а жюри, при том, что я старался развести, у меня было два винодела, Роман Неборский и Ванда Ботнарь, то есть которые я старался разводить сеты так, чтобы их вина не попадали к ним в комиссию, они были разделены по комиссиям. Я так сделал.
Лидия Синицына:
Чистота эксперимента соблюдена.
Юрий Юдич:
Да, просто они, знаете, я им сразу сказал, потому винодел, когда он сидит в конкурсе, он сразу пытается свое вино узнать. Я им сказал: ребята, успокойтесь, Ваших вин не будет.
Лидия Синицына:
Юрий, расскажите о проекте Вино из России. Сейчас ведь несколько проектов, связанных с российским виноделием. Есть и «Новое Русское Вино», это вино, произведённое из российского винограда такого, демократичного ценового сегмента. Что такое Вино из России, что это за проект?
Юрий Юдич:
Вино из России мы, я думаю, что, наверное, одни из первых были, кто стали заниматься русским вином, ещё наши сомелье считали, что на свете только существует французское вино. Это было в 2007-м году. Мы, честно скажу, в компании нескольких винных экспертов, это Володя Цапелик был, Дима Федотов, они тогда еще вместе работали, Саша Ставцев, который был моим главным редактором в «Напитках», в журнале. Мы стали просто объезжать наши вот эти только первые винодельни. Первая винодельня была, по сути, Шато Ле Гран Восток, Фанагория, которые стали делать вино такого, европейского уровня. Причём, Фанагория шла такого, совсем дешёвого вина, потом они начали производить, у них там пробные линейки, какие-то, они путём проб и ошибок шли. А Шато Ле Гран Восток, он сразу с нуля пригласил французских консультантов. И тогда мы ещё работали, как PR агенство с Шато Ле Гран Восток, и Саша Ставцев, Саша Сидоров тогда с нами работал, которые сейчас известный винный тоже писатель. Сейчас он в известиях работает. И мы стали писать о винах этих, дегустировать их и, в общем-то, положили во многом начало такому, знаете, отделению вин, производимых из российского винограда от всего большинства тех вин, которые производились, назывались российскими винами, но производились.
Лидия Синицына:
Из балка.
Юрий Юдич:
Да, из балка. Поэтому, в принципе, потом стали развиваться события, разными путями, Артур начал делать гиды, в 2011-м, по-моему, году, если не ошибаюсь, первый гид вышел или в 12-м. Пошли разные процессы, произошёл, как Вы помните, определённый кризис, рост курса евро, стали вина наши замечать, вот они пошли, пошли. И потом пришёл Титов в 12-м году, Крым присоединился, все эти события, цепь этих событий, она вывела российскую тему в виноделии, она вывела на первый план. А до этого было время, когда: что, российское вино, да я Вам умоляю. Но, мы вот так ездили, нам нравились эти люди, мы сидели с ними, мечтали, с Валерой Трачуком, с Шато Ле Гран Восток, Франк Дюсенер, первый француз, пришедший на наш, Д'Артаньян его называли, он из Гаскони потому что. И, в общем, честно говоря, это было, тогда это было, знаете, таким, каким-то, в каком-то смысле геройством. Сейчас это уже стало в тренде, это уже, вроде, как, знаете.
Лидия Синицына:
Но проблема балка сих пор актуальна. Кстати, ваше отношение к такому проекту «Наше вино». Называть российским вино, произведенное, в том числе, из материалов, завезённых, в том числе, из-за рубежа. Но произведённое на территории Российской Федерации.
Юрий Юдич:
Ну, смотрите, как, я тоже..
Лидия Синицына:
Так, двух словах Ваше мнение, потому что у нас время уже заканчивается.
Юрий Юдич:
А кто говорит, что надо называть?
Лидия Синицына:
Я читала в интервью про такой проект «Наше вино», всё вино, пока существует проблема.
Юрий Юдич:
Нет, ну, наше вино выпускает Дима Ковалев, который сайт «Наше вино».
Лидия Синицына:
Нет, пока у нас существует проблема с саженцами, недостаток винограда, виноградников, то вот.
Юрий Юдич:
Нет, так не надо делать, при том, что я, в общем, защищаю всех производителей вина, которые делают качественный и вкусный продукт, который можно назвать вином. Мне, в принципе, я всегда говорил, что, в первую очередь, потребитель должен вино пить хорошее. Я знаю компании, которые привозят хороший балк и делают вино, не хочу называть марки. Есть компании, которые вообще занимаются практически только балком, Bulk Wine, но у них, например, первичка в Испании, предположим. Они везут свой балк, произведённый просто в Испании. И мы здесь не хватает просто материала. И они делают вино доступное, вино, это вино, в первую очередь, оно обладает тем комплексом тех качеств, которые позволяют его называть вином.
Лидия Синицына:
Не винный напиток, которых сейчас просто всплеск.
Юрий Юдич:
Конечно, они имеют право на нормальные конкурентные условия. Потом, дальше называть нашим вином, российским, то есть я для себя, когда делал виноскоп свой, первый справочник по российскому вину тоже, я сделал два раздела, в которых я как раз, втором у меня не было разделе, я для себя придумал, сейчас скажу, два словосочетания, которые разделяют. То есть есть российское виноделие, есть производство вина в России. Вот, давайте так разделим, и всем будет понятно. То есть российское виноделие, это от лозы до бутылки. Производство вина в России, это как хочешь, так производи. Хочешь, виноматериал, хочешь, как, хочешь, купи виноматериал российский, разлей, понимаете. И все равно это должно быть вино. Нельзя балкоразливальщиков называть не, они не совсем виноделы, они производители вина. Это было бы правильно.
Лидия Синицына:
Здесь и другие временные и финансовые затраты.
Юрий Юдич:
Да, и плюс ко всему, что если мы имеем построенную огромную систему производства недорогого игристого вина, это ещё отдельная история. Когда в советские времена были в крупных городах миллионниках построены большие заводы, которые делали вторичную ферментацию, и даже по классическому методу, но в основном это акратофорный метод. Они покупали балк по всей России, Молдавия, не Грузия, в основном бутылку поставляли, Молдавия, Украина, Россия (Кубань). Они брали этот балк, привозили собственный российский балк и делали шампанское. Шампанское - игристое вино. Они делали это хорошо. И сейчас они покупают молдавские, они ничего, в общем, они ничем не виноваты.
Лидия Синицына:
Плохого они ничего не делали.
Юрий Юдич:
Более того, многие из них делают продукт, который, как Вы знаете даже завоёвывают первые места на дегустационном конкурсе.
Лидия Синицына:
Да, бывают и такие, на конкурсах, наверное, в первую очередь может развести вино от лозы до бутылки.
Юрий Юдич:
Я на ПРОДЭКСПО не разводил, понимаете, потому что у меня там, вообще, у меня не было задачи российское вино дегустировать, у меня была Франция, у меня была Италия.
Лидия Синицына:
Юрий, мы с Вами увлеклись просто теперь бизнесом, а давайте вспомним Ваш фестиваль прекрасный, Новая Грузия, там, наверняка, звучали тосты, речи. Вот скажите нам что-нибудь.
Юрий Юдич:
По-грузински.
Лидия Синицына:
Можно по-русски, напутствие.
Юрий Юдич:
Гаумарджос! Они говорят.
Лидия Синицына:
Напутствие в новый год, богатый событиями, мероприятиями, проектами.
Юрий Юдич:
Я хочу, чтобы развивалась культура винопития, потому что вино, это напиток, который порождает другой тип потребления алкогольных напитков вообще. Он уводит общество от осуждения алкогольных напитков, которые сами по себе ни в чем не виноваты. Виновато наше стремление злоупотреблять чем-то, виновата наша, для многих какая-то там, может быть, бесцельная жизнь. Потому, что когда люди запутываются, не знают, чем им себя занять, они начинают алкоголизироваться. Поэтому вино, это всегда с едой, это всегда, во-первых, красиво, знаете, как в анекдоте.
Лидия Синицына:
Эстетично.
Юрий Юдич:
Да, эстетично, это декантер, это красивые бокалы, это какие-то красивые женщины, какое-то красивое застолье с хорошей, приятной пищей. Поэтому всё, что будет происходить для развития вина, это хорошо. Конкурсы сомелье - прекрасно, фестивали - отлично. Дегустационные конкурсы - прекрасно.
Лидия Синицына:
Гиды, писатели.
Юрий Юдич:
Гиды, писатели, сомелье, кависты, все должны объединиться и выйти к потребителю, который ещё во многих моментах дремучий, и просветить его.
Лидия Синицына:
И вот на этой позитивной ноте мы, к сожалению, моему большому вынуждены распрощаться. Юрий, я искренне желаю Вам энергии, сил в Ваших новых проектах, очень интересных, успешных. А мы увидимся, до скорых встреч в «Клубе любителей вина VinVintage» на Mediametrics.