{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Николай Козак Internet and E-commerce Director в Леруа Мерлен 25 декабря 2017г.
Итоги года
Попробуем обсудить наиболее значительные итоги года - как и почему растете рынок интернет-торговли в стране, обсудим главные успехи и неудачи, проблемы и драйверы роста, лидеров и аутсайдеров

Александр Иванов:

Добрый вечер, друзья! Это итоговая программа года «Актуальный Е-коммерс», меня зовут Александр Иванов, в гостях у нас, по традиции, у нас программе всего два года, поэтому и традиции, соответственно, два года. По традиции итоги года мы обсуждаем с Николаем Козаком. Коля, меня спрашивали, на самом деле, намекали, почему же не я, спрашивали хорошие люди разные, достойные, а почему Николай. Я думал, я пустился в объяснения, потому что, потом понял, что самое хорошее объяснение - по блату. Ну вот потому что. И это всё всем объяснило почему-то, удивительно. Но мы сейчас не о том, как чудесно устроен человек, давай начнём с итогов года. У нас, в принципе, есть некое знамя, под которым прошёл этот год. Если у нас позапрошлый год был годом, вернее, прошлый, он же ещё наш этот год не кончился, 17-й, прошлый год был маркетплейсов, а уходящий год у нас стал годом амазонов условных, распределительных складов и прочих радостей жизни. У нас же много игроков достаточно серьезных, которые могли бы потенциально как-то на этом рынке чувствовать себя хорошо. 

Николай Козак:

Да, ну, во-первых, всем привет, я действительно, Николай Козак, мне очень приятно второй раз быть, Саша, с тобой в этой студии и подводить итоги, традиции, это очень важно, как для бизнеса, так и для всего. По поводу «по блату» мы договорились, я тебе подыгрываю, действительно, спасибо, все дела. Итоги, само слово «итоги», оно наводит на такие серьёзные лица, выводы каких-то трендов, тенденций, перекидывание их из этого года в следующий. Но если спрашивать меня, то для меня, совершенно очевидно, на первом месте, это результаты Леруа Мерлен, родной компании, которая стремительно скакнула в Е-коммерс. 

Александр Иванов:

Да, это правда. 

Николай Козак:

Наверное, второе, это ситуация на кадровом рынке, о людях всегда надо говорить, это очень интересно, кто, куда, зачем, почему, когда. 

Александр Иванов:

Обязательно посплетничаем сегодня. 

Николай Козак:

Да, наверное, на рынке этот год был просто фееричный. Ты правильно подметил, снял с языка, маркетплейсы, просто маркетплейсы решили называться амазонами. Они поняли, что это модно, это круто. 

Александр Иванов:

Все Аалибабы стали амазонами.

Николай Козак:

Бабы Али стали амазонами, некоторые компании, что удивительно, делают очень серьёзные шаги в эту сторону, и также в любом вопросе есть. 

Александр Иванов:

И вкладывают большие деньги, на самом деле, я думаю, что это затратная история. 

Николай Козак:

Ты знаешь, где-то, наверное, год на пятый работы в Е-коме ты понимаешь, что Е-ком, это не кнопки, это не интерфейс, это логистика, информационные системы. Когда ты говоришь об информационных системах и логистике, то ты представляешь, какие это колоссальные инвестиции, а потом ты представляешь Россию, и тебе становится очень грустно, и ты начинаешь или делать некие прорывы в этом бизнесе, или просто ходить рынка. Что ещё, наверное, тенденция, о которой стоит поговорить, это, если в прошлом году все традиционные оффлайн компании, Леруа Мерлен, Спортмастер и прочие, они стремительно шли в онлайн. Они уже пришли, они сели на этой полянке, кто робко, кто не робко, смотрят и что-то делают. То сейчас пошли корпорации. 

Александр Иванов:

Я даже, знаешь, я даже подумал, что тяжело называть по итогам уходящего года, тяжело назвать новичков каких-то, которые оффлайнеры и только пришли в онлайн. 

Николай Козак:

Есть один. 

Александр Иванов:

Расскажи, кого я забыл? 

Николай Козак:

Глория Джинс.

Александр Иванов:

Ну, Глория Джинс, да.

Николай Козак:

Глория Джинс, это мы обсудим, номинация года, это будет интересно, за этим будет следить весь рынок, посмотрим, как это будет. Я хотел начать с этого, но не стал, это то, что называется сейчас криптовалютами, что называется биткойном, блокчейном, и вся эта интересная движуха, которая была начата, с одной стороны, понятно, что есть люди, которые говорят, что это новый некий МММ. Есть люди, которые говорят, это хайп, а есть люди, которые ставят на это и дают возможность в интернет-магазине, где угодно оплачивать. Для меня это, наверное, такая конструкция, безусловно, она не статическая, она живая, перетекающая из одного в другое. Но мне бы казалось, что вот это для меня, для моей команды это то, что делал именно 2017-й уходящий год. 

Александр Иванов:

Коля, давай, будет логично, если мы начнём с Леруа Мерлен обсуждения. Потому что ты же, это года два, как ты туда пришёл или два с хвостиком? 

Николай Козак:

Три уже, время летит. 

Александр Иванов:

Три, да? И ты пришёл, собственно говоря, на ровную, чистенькую, спокойную полянку, где не было ничего, раствор ещё не был замешан, а кирпичи даже ещё не подвезли, строить там было... А сейчас я посмотрел последние цифры, я всё время знал, что Леруа Мерлен где-то по трафику даже на подступах к первой десятке, оказывается нет, в десятке уже. То есть вот эта предновогодняя суета Вас туда вынесла. Ну, наверное, не сама, может быть, Вы ей помогли. Расскажи, в чем, это большой рывок, на самом деле, очень заметный, потому что это не вопрос, мало, кто понимает, у кого сколько денег. У Леруа Мерлен, наверное, какие-то деньги, я предполагаю, есть, вопрос, как ими распорядиться. Как бы ты наметил для себя, учитывая некий опыт за плечами и уже, можно сказать, состоявшийся Леруа Мерлен, как Е-коммерс игрок, что бы ты отметил для себя, как фактор один, фактор два, фактор три, если, конечно, это вообще как-то поддаётся этой... 

Николай Козак:

Безусловно, первое, это команда, то есть главные инвестиции должны быть в людей. Я люблю хвастаться, говоря по-русски, мне удалось собрать одну из лучших команд в этой отрасли.

Александр Иванов:

Вот об этом мы отдельно еще поговорим, у меня есть вопросы по этому поводу. 

Николай Козак:

Второе, это наличие чёткой стратегии, зачем идем, куда идём, почему идём. Стратегя, в центре которой находится клиент. Третье, это потрясающая синергия с IT и с логистикой. То есть я могу сказать, что, наверное, лучшие друзья на работе, это директор по IT и директор по логистике, мы даже сидим вместе. Поэтому мы вот такой трёхглавый орёл, который пытается это делать. Четвёртое, наглость, такая правильная, петушиная. 

Александр Иванов:

Спортивное качество некое. 

Николай Козак:

Спортивное качество, да. 

Александр Иванов:

Спортивный азарт. 

Николай Козак:

И с точки зрения Леруа это потрясающе интересный кейс. И просто вспоминаю себя три года назад, как мне было, с одной стороны, интересно, с другой стороны, страшно, я вообще ничего не знал об этом рынке, что цемент - это плюсовая маржа и прочее, прочее, что в Газель влезает две паллеты, а потом она просто не едет. Было очень интересно, чего мы достигли, если смотреть именно web, то мы на шестом месте среди мировых сайтов. В категории дом - сад, над нами Франция, Леруа Мерлен Франция, это будет недолго. Но впереди конечно. 

Александр Иванов:

Вы их сделаете?

Николай Козак:

Да-да. Впереди, конечно, Home Depot и Lowes, как признанные мэтры, игроки. 14-е место в Е-коме российском, скромно, но мы не стремимся выше, я тебе расскажу, почему. Первая 1000 заказов случилась в этом году неожиданно, склад не упал, слава богу. 

Александр Иванов:

Первая 1000 заказов, извини, за какой период надо уточнить. 

Николай Козак:

Когда я пришёл в Леруа, было 48 заказов. 

Александр Иванов:

В день. 

Николай Козак:

В день. 1000 в день. 

Александр Иванов:

А то, может быть, просто кто-то подумал, что 1000 вообще заказов. 

Николай Козак:

Потом перескочили достаточно быстро первый ярд, приблизились к цифре 1 % от оборота всей компании. Это цифры с точки зрения качественных, ещё раз, команда, запущен пикап, и запущено 27 новых годов. Потому что у нас система, мы работаем по Москве и области со склада, в регионах мы работаем с магазинов, это позволяет нам очень сократить плечо логистической доставки клиентам, поэтому... 

Александр Иванов:

А сторонние логисты как-то допущены в эту схему доставки? Или пока Вы ещё не тестировали эту историю?

Николай Козак:

Ты знаешь, мы тестируем постоянно, Леруа Мерлен, это огромна компания тестовм у меня сейчас, например, в офисе стоит постамат известной фирмы, в которой я стараюсь понять, как сделать так, чтобы клиент сам забрал оттуда и мелко габаритный самовывоз, и не напрягал систему магазинов. Вот прямо в офисе стоит у меня. Первое, что мы протестировали, изначально Леруа Мерлен работала с транспортными компаниями. Что такое транспортная компания, это огромные компании, которые перевозят крупногабаритный груз. Никакого сервиса, просто из точки А в точку Б. Мы ввели курьерские компании, я очень доволен работой со СДЭКом, мы можем это сказать, мы начали работать. Второе, мы включили постаматы, по уникальной цене мелкогабаритный товар теперь ты можешь забрать в постамате. 

Александр Иванов:

Постаматы известной фирмы, о которой ты. 

Николай Козак:

Я произнёс её название, у них есть и постаматы. Потом мы включили пикап уже в магазинах Леруа, в следующем году почта России и уже игры с экспресс доставкой и прочее. 

Александр Иванов:

Понятно. То есть, другими словами, там ожидается, это мощный ресурс роста, то есть это практически, Вы становитесь доступными по огромной номенклатуре товаров для любого региона страны. 

Николай Козак:

Два главных фактора роста, это факторы победы, потому что они дадут огромный прыжок. Сейчас по Москве и области это достаточно серьёзный сегмент бизнеса, у меня доступно порядка 25.000, причём гамма Леруа Мерлен 35-40. В следующем году мы будем увеличивать. 

Александр Иванов:

А 25.000, извини, я тебя перебью, это некие мелкогабаритные вещи. 

Николай Козак:

Я беру всё. 

Александр Иванов:

Вообще, весь список. 

Николай Козак:

Да. Мы будем увеличивать гамму. Второе, безусловно, наш выход в новые регионы, это серьёзные факторы роста. Я приведу пример. Мы на прошлой неделе открылись в Екатеринбурге. По количеству заказов это уже равно Питеру. Это уже равно Питеру. Понимаешь. 

Александр Иванов:

То есть, подожди, по количеству заказов онлайн?

Николай Козак:

Онлайн в день. 

Куда смотрят питерцы, я не понимаю. 

Николай Козак:

Я специально сейчас заронил такую вещь, питерцы сейчас будут делать тоже серьезные..

Александр Иванов:

Догонять.

Николай Козак:

Да, догонять. Мы открыли Калининград, потрясающий опыт, когда мы просто столкнулись с твоей любимой темой кросс-граничной торговли. Только, извините, в другую сторону, да простят меня наши соседи. И когда ты считаешь потенциал того или иного региона, тебе обязательно сейчас надо закладывать, и мы внесли это в модель, силу бренда Леруа Мерлен. Мы выходим, мы открываемся с интернетом, первые заказы до разрезания ленточки, например, в Тюмени, например, в Калининграде это были интернет заказы, и дальше начинается. Дальше сообщения в почте, пожалуйста, включите нам квоты, не больше 100, не больше 50. Это здорово. 

Александр Иванов:

Слушай, это хорошо. 

Николай Козак:

Это здорово, но, с другой стороны, здесь главное - не уронить клиентский сервис и прочее, прочее. То есть мы идём, безусловно, широким фронтом, но идём намеренно. Нам хочется попробовать, чего хочет клиент, потом сделать некий шаг назад, и уже вот этот фундамент залить достаточно серьёзно для того, чтобы двигаться вперёд. 

Александр Иванов:

По поводу экспорта, это, действительно, любимая тема, моя любимая тема, все думают, что cross-border просто нет. У меня любимая тема, на самом деле..

Николай Козак:

По блату, как обычно. 

Александр Иванов:

А cross-border входящей прекрасен тем, что он позволил отработать процедурно эту тему. А вот у нас есть... 

Николай Козак:

Ты знаешь моё мнение. 

Александр Иванов:

Ты можешь его сам сказать. Чтобы не только я знал.

Николай Козак:

Я его повторяю постоянно, я говорю со всеми нашими общими друзьями, ориентируйтесь на Ваш бизнес, ориентируйтесь на клиента. Если клиент покупает на Али, значит ему это надо, значит он просто, Вы не смогли дать того сервиса, господа, который нужен здесь, который нужен клиенту. 

Александр Иванов:

Но зато он, натренированный покупками где-нибудь, глядишь, и к Вам когда-нибудь придёт. 

Николай Козак:

Да, а второе, это про рынок. Это про рынок и про такие вещи, которые магистральные. Моё частное мнение, то, что если бы не было Али, не было бы революции в почте России, которую мы наблюдали с точки зрения магистрали. Сейчас я знаю, что люди начнут поднимать руки, говорить про отделения, я говорю о магистрали логистики. 

Александр Иванов:

Нет, ну, почта стала быстрее, она стала дешевле, между прочим, что тоже важно, то есть есть свои плюсы. 

Николай Козак:

Посмотрим, для меня будет интересен этот новый год. 

Александр Иванов:

Так вот, про экспорт, то есть это пока то, что происходит у Вас с экспортом, это не есть результат неких направленных действий, а это стихийно создаваемая волна некая? 

Николай Козак:

Ты знаешь, это очень интересный кейс, потому что есть ряд пограничных регионов. 

Александр Иванов:

Калининград в этом смысле идеален. 

Николай Козак:

Калининград, Казахстана, да, например, мы открылись в Казахстане, теперь я официально могу об этом говорить, скоро в Казахстан придёт интернет, над логистическими схемами мы сейчас серьёзно думаем. Но когда я увидел. 

Александр Иванов:

Нас слушают ребята из почты Казахстана, я знаю. 

Николай Козак:

Если смотреть Новосибирский Леруа Мерлен, то большое количество заказов, это заказы из Казахстана. Это с одной стороны вызов, с другой стороны, очень интересная возможность, это если говорить про одну часть России. Когда мы откроемся во Владивостоке, мы открылись в Хабаровске, то есть мы можем сказать от Калининграда до Хабаровска. Пока с интернетом мы туда не пришли намеренно, но я уверен, что там будут заказы из Китая. Интересный кейс по поводу Калининграда, когда у нас есть полная возможность кидать заказы через границу, но уже в сторону Запада. Вопрос бизнес-модели, вопрос фокуса. Я не уверен, что в ближайшие несколько лет это будет фокус Леруа Мерлен распылять заказы за границу просто из-за того, что Россия огромна, здесь огромный рынок. Но самое интересное для меня, что это работает. Что это работает, и рынок есть. То есть если взять очень простую модель, в которую заложить наличие производства в России, производство в России, это новые рабочие места, это новые налоги. Весь спектр тех вещей, за которые ругают пограничную торговлю, но это здесь и сейчас, это создано в России. Это достаточно хорошо выстроенная магистраль. Я сейчас говорю про мелкогабаритные товары, я не собираюсь в Казахстан ввести паллеты цемента. И востребованность рынка. То есть рынку это интересно. То есть это может получиться очень интересная история. 

Александр Иванов:

Ну, я думаю, что она и получится, надеюсь. 

Николай Козак:

Но очень важно, Саша, извини, что перебил, очень важно наличие игрока, именно не перекупщика, а производителя. 

Александр Иванов:

Да конечно. Вот это ещё одна история, о который тоже мы можем  в трендах года поговорить. Потому что там E-bay объявил о новой схеме, ты в курсе, наверняка, о которой я не устаю говорить, вот эта технология M to C , Manufacturer to Consumer. Которую китайцы говорят, что они изо всех сил, причём, серьёзные китайцы, господин Лю, господин Ма, что они пытаются эту технологию внедрить и вообще, идут к ней. Тут другой вопрос, что они оба утверждают, что пока у них не получилось, но когда-нибудь придут от производителя напрямую. А когда, условно говоря, магазин выполняет функцию некого посредника такого, информационного, между производителем напрямую и покупателем. Но это тоже интересно, может быть, она в этом году она мне зазвучала, но когда-нибудь в обозримом будущем точно зазвучит. Скажи, мы, перебрав несколько таких важных вещей и хорошие цифры, ты же назвал всё-таки вопросом номер один, это команда, фактор номер один, это команда. 

Николай Козак:

Конечно. 

Александр Иванов:

Я в связи с этим, учитывая последние сведения, которые по рынку ходят, есть кто-то ещё в Е-коммерсе из знаковых людей, которые пока не работают в Леруа Мерлен? Еще остались?

Николай Козак:

Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. 

Александр Иванов:

Или скоро все будут там. 

Николай Козак:

Ты знаешь. 

Александр Иванов:

Потому что за последние, мы поимённо можем перечислять или не надо пока. 

Николай Козак:

Я думаю, не надо, но весь рынок знает. Есть ещё несколько идей. То есть надо сделать некие такие... 

Александр Иванов:

И под них нужны люди. 

Николай Козак:

Такие заделы на будущее, есть несколько интересных идей, есть несколько людей, с которыми мы ведём переговоры. Поэтому команда будет увеличиваться. 

Александр Иванов:

Поэтому пока ещё не все, есть, за кем охотиться Вашей службе. 

Николай Козак:

Ты знаешь, самое интересное, вот это очень интересный вопрос, я считаю, что охотиться за топами не надо. Ну, вообще, за людьми не надо, потому что тебе надо сделать такую историю, тебе надо сделать такое пространство и тебе надо создать такую идею, чтобы люди сами к тебе пришли. Я не верю в денежную мотивацию, честно, не верю. И всё это время мы создавали эту историю. Мы сказали, что мы откроем 20 магазинов в год, мы их открыли. Мы сказали, что к 1 апреля у нас Е-ком будет везде со следующего года, он будет. Мы сказали, что диджитал будет отдельный офис, мы сделали угол, поломали все стены, и прочее, прочее, прочее. И первое, что мне надо было, мне надо было взять, действительно, знаковых людей, которые стали бы агентами влияния Леруа, в хорошем смысле этого слова. Эта схема сработала. Мы очень сильно усилили блок интернета. Мы усилили IT блок. Поверь, скоро новости по рынку пойдут такие, что, ух! Мы усилили блок логистики, то есть мы, если нам удастся справиться с таким количеством людей, которые мыслят немножко по-другому, это очень хорошо. И привить им ценности, с одной стороны, Леруа, но сохранить в них вот такой бунтарский взгляд людей, которые пришли в нашу достаточно закрытую экосистему с рынка, то это будет колоссальный прорыв. Это будет колоссальный прорыв. 

Александр Иванов:

Я помню, что сколько-то лет назад, когда мы с тобой только познакомились, ты работал в другой компании. В ту пору было очень модно обсуждать, когда оффлайн сталкивается с проблемами онлайн, то он технологически, поскольку оффлайн торговля построена технологически по-другому, он давит и насаждает свои привычные, не ценности, а механизмы именно исполнения. Тем не менее, тебе и в той компании всё удалось, она и сейчас очень заметна и, наверное, всегда будет заметна в этом сегменте. Был ли вот этот элемент, когда ты стены ломал не те стены, которые физически в офисе, а те стены технологического непонимания. 

Николай Козак:

Ты знаешь, нет, потому что. 

Александр Иванов:

Или это уже привычно?

Николай Козак:

Все планы мы придумывали вместе с Антоненом Молем, это IT директор, с Эриком Пулелом, директором по логистике. То есть мы рисовали одни цели, даже если сейчас посмотреть, у наших трех дирекций одни и те же цели. Одинаковые. Поэтому мы работаем вместе. Да, безусловно, когда какие-то системы падают, внедряются медленно, это стандартные вопросы. Я каждый месяц делаю заказы, иногда мне что-то не довозят, это нормальный рабочий процесс, который нам позволяет становиться лучше. С этим нет. Второй вопрос, который был очень силён в Спортмастере, это противодействие магазинов. Какая ценность в этом для меня. Мы изменили систему мотиваций магазинов, и мы сделали все, чтобы органически вплавить интернет-магазин, то есть интернет, который происходит в магазинах Леруа Мерлен, это интернет-магазинов. То есть моя задача, я написал книгу со своей командой, как открыть интернет-магазин, сделал три группы в Telegram, куда летят баги и прочее, и всё. Вчера сделал заказ пикап в Лефортово, забрал, остался доволен. Правда, пила была тупая на распиле, но ничего страшного. Это так. Поэтому в Леруа это прошло очень интересно, и я намеренно, видишь, не говорю ни omni-канал, ни про что, потому что, на мой взгляд, мы уже прошли эту стадию, когда компания должна становиться omni-канальной, это единый заказ, единый ID клиента, заказа и товара. То сейчас мы идём больше компанией-платформой, вот это следующий шаг развития корпорации, когда ты начинаешь создавать огромную компанию, строить партнерские отношения с другими компаниями, которые оказывают услуги и прочее, прочее, это очень интересно. 

Александр Иванов:

Ты знаешь, может быть, это замечание, выбивающееся несколько за рамки нашего разговора и такого, общефилософского соображения. Но компании-платформы, наверное, за ними даже не то, что будущее, сегодняшний день уже за ними, и поэтому это может быть логичный такой путь. Скажи, ещё у меня есть такой вопросик, который тоже многим, наверняка, интересен. У Вас же есть практика выпуска многих товаров под собственной торговой маркой. 

Николай Козак:

Под собственными торговыми марками, да. 

Александр Иванов:

Да, собственными торговыми марками, да, действительно. Эта идея будет как-то развиваться, какие перспективы, вот как ты видишь впечатление покупателей от этого, и насколько они востребованы?

Николай Козак:

Ты знаешь, модель бизнес модель Леруа - низкие цены каждый день, это бизнес-модель, мы работаем на обороте. Второе, это уникальность, связанная с социальной ответственностью, и вообще, с ответственностью компании. Если древесина, я покупаю в Леруа древесину, потому что я уверен, что каждый брусочек  - высажено дерево. Я покупаю какую-нибудь бытовую химию, я уверен, что она, я знаю, что она не проходила испытания на животных, ни на чем. И когда я покупаю собственную торговую марку, я знаю, что она произведена в России. Это очень важно. У нас производства в России, и мы помогаем маленьким компаниям, интересным компаниям, мы инвестируем в них, не с точки зрения покупки, мы даем им деньги на производство. 

Александр Иванов:

На их собственное развитие. 

Николай Козак:

Да, и когда я прихожу в магазин, я вижу огромное количество собственных торговых марок, вопрос к качеству, он будет всегда. Вопрос к качеству, он будет всегда. Я озадачился здесь вопросом покупки лампы и провел очень интересный маркетинговый анализ. Так вот, я могу купить лампу за 70.000, такую же я могу купить в Леруа за 3000. Я проверял до материалов, я проверял до чего угодно. Второй кейс с древесиной. Мне очень захотелось над кроватью сделать такое, знаешь, натуральное дерево. Приехал в один магазин, 10.000 руб. квадратный метр. Написал ребятам, закупщикам, они говорят: да, наверное, нормальная цена, в закупке она 100 руб. И в Леруа примерно столько же она стоит, понимаешь. То есть очень важно, первое, Леруа развивает производство в России, Леруа безумно серьёзно следит за качеством, вот эта история, которая присуща французским компаниям. Decathlon, они испытают всё. Самые счастливые люди работают в Decathlon, у них несколько офисов, один в горах, другой на побережье, третий велосипедный на каких-то Тур де Франс трассах. И вот там работают фанаты, которые сами испытывают эти вещи, поэтому у нас шутка, что в Decathlon работают счастливые люди. Есть иногда какие-то вызовы, ну, мы работаем. 

То есть насколько я понимаю, очень важный вопрос, эта вечная тема, что в России производить невыгодно. 

Николай Козак:

Чушь.

Александр Иванов:

Выгоднее произвести где-нибудь. Она опровергается таким образом?

Николай Козак:

Полностью.

Александр Иванов:

То есть это некая политика вообще компании, которая на развитие этого местного производства. Понятно, почему выигрывает компания. 

Николай Козак:

Да, ну, первое, любой открытый магазин Леруа Мерлен, это 500 рабочих мест. Раз. Второе, поверь, если открыть магазин в Хабаровске и даже в Тюмени, то посчитай просто логистику, питание этого магазина, учитывая модель «низкие цены каждый день». Оборачиваемость товара может быть очень мало дней. К тебе придется постоянно, постоянно дозаправлять магазин. Ну, так выгоднее договориться с производителем, который находится рядом, чтобы от него, я понимаю, что безумно сложно с точки зрения экономики, с точки зрения той же логистики, но это такая, демократия. 

Александр Иванов:

Там каких-то качественных стандартов, есть ещё один вопрос. 

Николай Козак:

Да, но зато магазины выживают, идут вперёд, это очень здорово. То есть, отвечая на твой вопрос, производить в России выгодно, производить в России надо, потому что это развивает экономику, это развивает людей, и это может стать очень серьёзным базисом того, что Россия в какой-то момент станет очень серьёзным экспортёром товаров. 

Александр Иванов:

Я надеюсь, мы доживём. 

Николай Козак:

Мы доживём с тобой. 

Александр Иванов:

Это просто потому, что Россия - такая страна, где надо жить долго, и поэтому, может быть, и не поэтому даже доживём. Коля, возвращаясь к началу нашего разговора, мы говорили о параде амазонов в этом году. У Вас нет соблазна стать амазоном? 

Николай Козак:

Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, известная чекистская фраза. 

Александр Иванов:

Потенциально распределительные склады по всей стране. 

Николай Козак:

Ну, вот видишь, ты даже подсказал нашим слушателям, что Amazon, это не сайт. Для меня Amazon, я достаточно много общался с ребятами. даже ездил в Америку, встречался. Для меня Amazon - это логистика, математика и немножко сумасшествие. С точки зрения логистики, мы все будем ломать зубы на логистике, потому что построить такую схему здесь достаточно сложно. 

Александр Иванов:

Ну, у нас сложная в этом смысле страна. 

Николай Козак:

Да, математиков у нас больше, чем в Штатах, вот проблем нет, построить алгоритмы мы с мужем. Почувствовать, что надо клиенту, ну да, ты знаешь этот закон роста ассортимента. Один пакет молока ты никогда продавать не сможешь, если ты окружишь его ещё чем-то, будешь, а если добавишь ещё несколько артикулов, ты прогоришь. Вот когда мы начнём это... 

Александр Иванов:

Баланс этот.

Николай Козак:

Безусловно, за этим будущее. Но немножко более такое, разумное. То есть я не скажу, что завтра в Леруа Мерлен ты сможешь покупать сигареты, красное вино и корм для кошки. Может быть, медленными шагами мы к этому. 

Александр Иванов:

Но, нет, это же не означает, сама по себе модель Amazon не означает, что там есть всё на свете, может быть, не всё на свете. 

Николай Козак:

Там есть всё, мне так уже кажется.

Александр Иванов:

Я имею в виду, что стартовать, Amazon стартовал с весьма скромным количеством...

Николай Козак:

Книжки, да.

Александр Иванов:

Я уже не помню, но когда-то. 

Николай Козак:

С одной категории. 

Александр Иванов:

Да, с одной категории, и причём и эта категория была когда-то на старте представлена не на 100 %, там далеко не все издательства, потихонечку втягивались в этот процесс и т.д. Вы сейчас они стремятся, политика, это не политика модели товарной, а политика компании, чтобы у них было представлено всё. Ну, начинать с чего-то, у Вас вполне там продаваемый товар, каким, может быть, были книжки в девяностых годах. 

Николай Козак:

Ты знаешь, я могу сказать, наверное, самым любопытным людям, что мы уже маркетплейс, почему, потому что если, например, тебе надо купить какой-то крупногабаритный товар, который просто невыгодно держать на стоке магазина, сток - это склад. Гаражные ворота, камины, какие-то большие секции заборов, то у тебя в любом магазине Леруа Мерлен есть функция «товар под заказ». Ты приходишь, видишь образец и говоришь; я хочу это. Через несколько дней тебе его привозят. Скорее, это Long Tail, но не маркетплейс. 

Александр Иванов:

Может быть, да, не оно важно, всё равно ты. 

Николай Козак:

Это уже есть, и сейчас важно не кинуться, шашка наголо, создавать российский Amazon, благо, ребята есть, которые собираются уже это делать. 

Александр Иванов:

Есть, кому кинуться. 

Николай Козак:

Да, уже кинулись очень серьёзно, у нас офис очень интересно, на Шаболовке, с одной стороны Сбербанк, с другой стороны Яндекс, я прямо чувствую. 

Александр Иванов:

Там ещё, подожди, флагманское отделение почты России где-то перед Вами. 

Николай Козак:

Не видно, наверное, это Павелецкий вокзал. 

Александр Иванов:

На Шаболовке всё-таки где-то. 

Николай Козак:

Надо найти. Здесь надо очень серьёзно подумать. Здесь надо очень серьёзно подумать, посмотреть. 

Александр Иванов:

Но вот, по крайней мере, абсолютно точно есть намерения у Яндекса, который в содружестве со Сбером, это же будет самая большая инвестиция вообще в истории российской Е-коммерс. Ну, в смысле, это уже состоялось, деньги не перечислены, насколько мне известно, а само соглашение подписано. Более того, там ещё ждут третьего участника таинственного, таинственную китайскую компанию, но не Alibaba. 

Николай Козак:

Да ты уже анонсировал её приход в Россию в своём Фейсбуке. 

Александр Иванов:

Да? Я уже проболтался?

Николай Козак:

Да. 

Александр Иванов:

А, это я, наверное. А то мне говорил Хасис, Хасис, ОК, свалим всё на Хасиса, если что. 

Николай Козак:

Хасис - не китаец. 

Александр Иванов:

Нет, он уже в одном из интервью в Англии уже об этом заявил. Ну и вот, то есть там, действительно, таких денег, в общем, пока Россия, российский Е-коммерс не получал. Предполагалось, что это будет полмиллиарда долларов, но ставки растут. 

Николай Козак:

Такие мурашки сразу. Понимаешь, здесь не вопрос сколько, а вопрос как. Освоить бюджет, избегая параллелей, я историк, я вспомню Карамзина. Губернаторы 18-19-го века прекрасно осваивали бюджеты и всё. 

Александр Иванов:

Да и нынешние неплохи в этом отношении. Есть преемственность. 

Николай Козак:

Здесь вопрос в стратегии команды, опять же, моё мнение, Яндексу нужна перезагрузка, очень сильная перезагрузка. Там появились новые люди, это здорово. Но всё равно ребятам надо немножко перезагрузиться, понять, где они, что они. Для меня Яндекс успешен в поиске, когда я вижу, всё равно вижу отчёты моего SEO отдела, я вижу, что Google наступает. И нельзя, понимаешь, если бы мы были в Леруа Мерлен и мы бы делали всё, может быть, Яндексу, опять же, очень приятно рассуждать с кухни о большой компании, может быть, надо сделать фокус. Потому что есть очень много примеров, когда компания, теряя фокус и бросаясь куда-то на новые направления, она терпел фиаско. 

Александр Иванов:

Ну, мы знаем, да, такие примеры. 

Николай Козак:

Один пример, который до сих пор. 

36::29

Александр Иванов:

В интернет-компаниях не так мало. 

Николай Козак:

Да, в интернет-компаниях очень много, потому что что сердце интернет-компании? Код. Интернет-компании, кидайте в меня, не знаю, вениками, это не про клиента. Это про код. И Яндекс, опять же, моё мнение, он немножко не про клиента, он немножко про механизм поиска. И сейчас им надо очень серьёзно трансформировать сознание, чтобы начать думать немножко в другом направлении, и это для меня главное. Получить миллиард, бросить... 

В топку. 

Николай Козак:

В топку, да. Это, в принципе, очень легко. 

Но будем надеяться, что по такому пути не пойдут, но что касается так, узко Яндексмаркета, там, действительно, новая команда. Что касается узко Яндексмаркета, я, на самом деле, согласен, что там какие-то, там революция началась или была попытка, понимание того, что революция нужна, она, собственно, не сейчас случилась, а пару лет назад. Получилось, не получилось, другой вопрос, но там революции мы не увидели в итоге, хотя были попытки. Я к этим попыткам положительно отношусь, потому что Яндексмаркет достиг на тот момент, по-моему, такого, там обязательно надо было что-то делать и что-то делать было лучше, чем ничего не делать. Потому что он утонул бы. И там эти успешные или неуспешные ходы взбодрили, как-то позволили бултыхаться и хотя бы оставаться на плаву. Но сейчас ребята реально на пороге революции некой стоят. Но, я думаю, что у них ободрить их будет Tmall, видимо, как минимум. 

Николай Козак:

Ты знаешь, у меня есть чувство, что мы получим ещё пару игроков в тёмных лошадок, есть вторая корпорация, она для меня, наверное, я на одной строке с Яндексом, это mail.ru. Они делали такие попытки, прощупать информационный рынок, прощупать рынок прочего, прочего. 

Александр Иванов:

У них есть несколько неплохих проектов в области Е-коммерс. 

Николай Козак:

Очень неплохих проектов, о которых мало людей знают, потому что mail.ru не ассоциируется с Е-коммом. 

Александр Иванов:

Абсолютно. 

Николай Козак:

А все ресурсы, опыт, деньги, команда, знания для того, чтобы стартануть, у них есть. Дальше, ребята, посмотрим, что будем с Юлмартом. Юлмарт, это актив, это огромная команда, это огромная логистическая структура, посмотрим, что там будет. 

Александр Иванов:

Вопрос, а что от него осталось, и в чьи руки, с какими планами он в итоге попадёт. 

Николай Козак:

Мне кажется, мы получим очень интересный кейс на рынке, вот у меня есть такое ощущение. Потому что банкротить компанию с такой инфраструктурой не есть правильно. Плюс достаточно интересно то, что сделал Дэнни с Озоном, это круто. 

Александр Иванов:

Но, кстати говоря, да, у нас жюри, в котором я не участвовал, раздавало призы от ассоциации в этом году и, в частности, Ozon отметили. И там жюри отметило, за что, за то, что пока какие-то компании говорят о намерениях стать амазоном, де-факто, Ozon уже идёт по этому пути, и вот эти распределительные склады, которые там привели к хорошим показателям в регионах, где они отрываются, к большому росту. 

Николай Козак:

Да.

Александр Иванов:

Это очевидно, это хороший опыт, который, может быть, Али и Яндекс взбодрит, конечно, как-то. Вот ребята уже это сделали. 

Николай Козак:

Ты понимаешь, как обычно, будет очень интересно, вот когда акулы рвут бедного кашалота, в лучшем случае, на втором уровне, там экосистема, есть рыбки, которые тоже этого кашалота кушают. Рыбке достаточно, акуле тоже достаточно, то есть рынок расслоится, как пирог, будет битва гигантов некая, и между этими битвами будет достаточно интересная система. Для меня главная тёмная лошадка - это Goods. Это Goods, но, да, я тоже улыбаюсь. 

Александр Иванов:

Неделю назад в этой студии был Соломон Кунин. 

Николай Козак:

Да, для меня это тёмная лошадка. Для меня это тёмная лошадка, потому что не знаю. 

Александр Иванов:

Для меня это тоже тёмная лошадка, это никак не просветлело после разговора с Соломоном, хотя я там, на самом деле, к нему, его идеям, взглядам, к тому, что он делает, с огромным уважением отношусь, мне очень нравится, как эта история развивается. Но история она не сама по себе плавает где-то в этом нашем потенциально голубом океане, там есть ещё какие-то вот такие едоки пресловутые. Да, это, конечно, может быть, скажется как-то. OK, мы хотели пару слов сказать о кадровых перемещениях, которых было очень много. 

Николай Козак:

Ты знаешь, рынок колбасит. Спецы по Е-кому, они были всегда востребованы, но сейчас произошло то, как мне кажется, произошла некая девальвация. То есть кто очень громко кричал на всех конференциях о том, что такое Е-ком и прочее, прочее, они стали постепенно уходить с этого рынка, потому что они не востребованы. 

Александр Иванов:

Есть такая группа товарищей, которые учат весь рынок так себя вести. Да, их, правда... Они ушли. 

Николай Козак:

Да, не будем называть фамилии, но как-то их вымыло. Для меня, ещё раз, это уходы, я ещё раз скажу, что это уход именно для меня Дэнни из Ozon. Честно, очень обидно и грустно, потому что он был человек, и есть человек очень интересный, безусловно, менеджер, который с человеческим лицом, делал очень серьёзные вещи, спасибо ему за некоторые советы, которые он просто дал на самом этапе. Хотя, это был единственный человек, который говорил: Коля, не лезь в интернет коммерцию. Не лезь в интернет коммерцию с Леруа Мерлен. 

Александр Иванов:

Какой он добрый. 

Николай Козак:

Да. Второе, это уход Шульгина из Яндекса, переход его в Ozon. 

Александр Иванов:

Да, это тоже событие. Уход Дэнни событие, и переход Шульгина, это тоже событие такое большое. 

Николай Козак:

Да. Это событие, но я оставлю свои суждения за скобками. Очень интересная история с Толей Моховым.

Александр Иванов:

Очень интересная. Выход из очень успешного проекта, который долго долго как-то не разворачивался, и развернулся вдруг. 

Николай Козак:

Ты знаешь, вот это очень интересно, да. 

Александр Иванов:

И в этот момент Толя ушел. 

Николай Козак:

Да, но для меня, я просто достаточно много общался и знаю, что Толя делал с точки зрения логистики, с точки зрения организации процессов, и это было здорово. Для меня был сюрприз то, что он ушел. Хотя весь круг знакомств, он такой маленький, но удача, это очень интересно, это как мой уход из спорта. Do it yourself. И, наверное, таким перчиком, мне очень нравится Глория Джинс, мне очень нравится харизма её генерального директора. 

Александр Иванов:

Да. Яркий человек. 

Николай Козак:

Очень, действительно, очень интересный и яркий. И выход Димы на позицию Е-ком директора, это тоже очень интересно. Я желаю удачи двум сторонам, терпения и прочего, прочего. Но при этом ребята опоздали, опоздали категорически, и рубиться сейчас рынком Fashion, надо придумывать. 

Александр Иванов:

Как минимум, будет трудно, это не означает, что невозможно. 

Николай Козак:

Невозможно - это всего лишь слово. 

Александр Иванов:

Всё-таки у нас конкурентное такое окружение, пока разряженное, пока относительно слабое. То есть выходи они на этот рынок в Германии, ой, всех жалко. Или в Штатах, или в Корее, или где-нибудь. Но у нас пока, может быть, что-то можно сделать. Вопрос количества усилий. 

Николай Козак:

Вопрос количества усилий, вопрос стратегии, если она не будет меняться, и вопрос поиграть с экспортом. Мне кажется, что здесь есть все шансы. 

Александр Иванов:

Да, хорошие перспективы. У нас, к сожалению, смотри, мы перед началом говорили, что 45 минут, это ого-го сколько. Наши 45 минут истекли, зато мы вот как-то, мне кажется, что мы в русле нашего разговора о Леруа Мерлен поговорили о всём Е-коммерс, вот на этом фоне, это стало великолепным фоном разговора. Спасибо, Николай. 

Николай Козак:

Саша, спасибо тебе. 

Александр Иванов:

Друзья, мы прощаемся с Вами и встретимся уже в следующем году. Всего доброго, это была программа «Актуальный Е-коммерс», у нас в гостях был Николай Козак, я, Александр Иванов, до января. 

Николай Козак:

И с Наступающим Новым годом!

Александр Иванов:

Да, удачи Вам. 

Николай Козак:

До свидания.