{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Денис Клебанов Исполнительный директор детско-юношеской организации "Российское движение школьников", профессиональный футболист 22 декабря 2017г.
Российское движение школьников наращивает обороты
Год назад Российское движение школьников приступило к активной работе. Что сделано? Какой план действий намечен на будущее?

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, уважаемые зрители и слушатели! На волнах Mediametrics снова Главный редактор «Классного журнала» Алексей Ходорыч. Сегодня я Вам покажу номер, который уже показывал, потому что первый январский номер выйдет 25 декабря, этот номер по-прежнему в продаже. Сегодня у нас интереснейший гость, Денис Клебанов, это исполнительный директор «Российского движения школьников». 

Денис Клебанов:

Добрый вечер, дорогие друзья, очень приятно сегодня находиться с Вами. Я надеюсь, что у нас будет интересная, содержательная беседа. 

Алексей Ходорыч:

Два раза у нас уже были представители Российского движения школьников, Дмитрий Поцелуев к нам два раза приходил, но оба раза они были на таком, общались очень интересно, но ситуация была в том, что ситуация была в развитии. Сейчас прошёл, фактически, год активной работы, и мы надеемся, у Дениса получить отчёт, как вообще всё у Вас. 

Денис Клебанов:

Отчёт о проделанной работе. 

Алексей Ходорыч:

Да, отчёт о проделанной работе. Вы можете прямо сходу сказать что-то, я знаю, что совсем недавно Российское движение школьников отчиталось о своей работе, я даже прочитал этот отчёт. Но будет лучше, если Вы самые ключевые точки укажете, мы будем их обсуждать. 

Денис Клебанов:

Да, безусловно, у нас как раз 20 декабря состоялся крайний координационный совет Российского движения школьников в этом году, на котором мы принимали важные документы как раз и отчитывались о проделанной работе за 17-й год, и утверждали стратегию развития организации до 2021г. Это важнейший документ, который поможет нам уйти уже в структуру, уйти в систему, и на ближайшие два года даст нам некие ориентиры, куда нам двигаться, какие у нас ключевые показатели эффективности, какие методики мы используем. Поэтому координационный совет был очень живой, жаркий, спорили, общались, но в итоге стратегию приняли. Что касается работы, то, да, год прошёл не зря, могу сказать точно, Российское движение школьников стало сильнее, мощнее, это можно даже определить по количеству школ, которые начинали свою деятельность в рамках Российского движения школьников.

Алексей Ходорыч:

Было 250 или 500. 

Денис Клебанов:

Да, было около 300 образовательных организаций, с которыми мы работали, по сути, в ручном режиме, отрабатывали модель организации, то, как она должна работать. И, можно сказать, первый блин не комом удался, а всё-таки всё получилось. С помощью этих опорных площадок, сейчас мы уже называем просто образовательные организации, они ведущая деятельность Российского движения школьников, мы не называем ни пилотной, ни опорной, ушли от этих определений. И сейчас уже все школы, которые реализуют деятельность Российского движения школьников работают по определённой отработанной модели. 

Алексей Ходорыч:

Сейчас уже сколько образовательных?

Денис Клебанов:

Я скажу так, что около 7000 школ, которые в той или иной степени вовлечены в деятельность Российского движения школьников. Кто-то просто участвует в каких-то наших мероприятиях, где-то есть актив, действительно, актив Российского движения школьников, который на постоянной основе чем-то занимается. Ну, не чем-то, а направлениями деятельности Российского движения школьников, военной патриотикой, информационно-медийным направлением, волонтёрством, экологией, школьными музеями. То есть у нас много, творчеством, популяризацией профессий, то есть здесь у нас достаточно широкий спектр, который интересен, в принципе, детям. По сути, мы всё хватили, всё, что возможно. Безусловно, это нельзя сказать, что Российское движение школьников пришло, до этого ничего не делалось, оно прошло и все вдруг всё образовалось. Безусловно, каким-то образом и где-то, в какой-то степени это всё реализовывалось. Просто сейчас мы это уже как-то объединили, у детей появились возможности именно участвовать в больших всероссийских акциях. Что объединяет, даёт возможность одинаково мальчику из Калининграда и девочке из Владивостока, то есть независимо от своего территориального расположения, у них у всех есть возможность поучаствовать в мероприятиях, в конкурсах Российского движения школьников, это, конечно, их объединило. 

Алексей Ходорыч:

Какие моменты споры у Вас вызывали? Вы сказали, что на этом заседании, на финальном дискутировали очень сильно. 

Денис Клебанов:

Эта дискуссия непосредственно касается стратегии развития организации до 2021г. Ну, формулировки разные, в принципе, я могу сказать, что, наверное, впервые в истории стратегия развития общероссийской, да, у нас, конечно, общественно-государственная, но, прежде всего, общественная. Обществнно-государственная организация обсуждалась всем миром. То есть мы разработали проект стратегии, утвердили на предыдущем заседании координационного совета, как за основу, и координационный совет поручил мне, как исполнительному директору создать рабочую группу и доработать стратегию. Мы, безусловно, не хотели делать это кулуарно, то есть где-то села какая-то команда небольшая, что-то там наваяла и потом давайте, Россия вся пляши и пой под эту стратегию. Мы хотели, чтобы эта стратегия имела широкое обсуждение, и мы проехали, побывали в 6 федеральных округах, сделали круглые столы, куда приезжали, как лидеры, активисты Российского движения школьников, дети, так и взрослые. Педагоги, председатели координаторы Российского движения школьников ФГБУ «Росдетцентр». Какие-то научные деятели, которые связаны с развитием детских юношеских организаций. У нас получилась такая, достаточно масштабная компания, мы даже охватили Дальний Восток с помощью Министерства образования и науки Российской Федерации, они нам предоставили площадку, и мы сделали селектор со всеми регионами Дальнего Востока, субъектами. И на выходе у нас сейчас был зимний фестиваль Российского движения школьников недавно, это такое итоговое мероприятие большое, красивое, оно проходило... 

Алексей Ходорыч:

17-го было закрытие. 

Денис Клебанов:

Да, совершенно верно. И как раз на этом фестивале приехали председатели региональных отделений Российского движения школьников, мы презентовали им эту стратегию, многие из них принимали участие в круглых столах в федеральных округах, но кто-то не смог, и мы презентовали эту стратегию, и она получила полное одобрение. Плюс ко всему этому мы ещё с центром тестирования МГУ дали возможность тем людям, которые не смогли приехать на очные мероприятия, на круглые столы в регионах, мы разместили анкету на сайте рдш.рф, она полностью была сопоставима с проектом стратегии развития. И люди могли отвечать, то есть они могли соглашаться с этими пунктами либо не соглашаться, и у них была возможность написать что-то своё в этой анкете. И у нас порядка 1400 человек ещё и в онлайне за это проголосовало, и мы получили достаточно хорошую информацию, инфографику, аналитику от центра тестирования МГУ, что тоже вошло как раз в стратегию развития. 

Алексей Ходорыч:

Ту Вашу как раз эту анкету Вы, наверное, читали, я разместил в Фейсбуке вопрос, просьбу задавать Вам вопросы. И очень активно выступала Мила Новиченкова, это мой френд. У неё две претензии, я так понимаю, что-то связано с трудностями становления. У нее просто очень активный ребёнок, она зарегистрировала его там, и с тех пор ей на почту ничего не приходило. Потом она догадалась пойти на сайт, там, конечно, активность огромная, но анкету она тоже посмотрела и говорит, что фразы казённые, длиной по километру. 

Денис Клебанов:

Где, в анкете? Это, может быть, анкета, которую заполняет ребёнок на сайте. 

Алексей Ходорыч:

Да, анкета на сайте. 

Денис Клебанов:

Когда регистрация происходит или что?

Алексей Ходорыч:

Нет, там висит «поделитесь своим представлением о стратегии». 

Денис Клебанов:

На самом деле, там уж совсем недлинные фразы, я Вам могу показать, вот та стратегия, которую мы утвердили на заседании координационного совета, вот она очень тезисная, то есть к этим, как раз к этой стратегии мы уже будем писать документы, то есть KPI, методики, как это всё реализовывать, план реализации. То есть это как раз основа, которая абсолютно, она не тяжёлая, она очень удобоваримая, очень простая, за что нам сказали «спасибо большое» и председатель, и у нас как раз там один из председателей, это депутат Госдумы из Самарской области. Она говорит: более простую, информативную стратегию она уже давно не видела, говорит, обычно талмуд документов, которые никто не читает, а здесь она на 2 листочках, пожалуйста, все основные блоки указаны, а дальше мы уже будем, конечно, в рамках документов, которые к ней будет прилагаться, всё это расписывать. 

Алексей Ходорыч:

Но в целом я хотел спросить, сказать, чтобы Вы в двух словах озвучили стратегию, Вы можете сейчас это сделать. Но как я понимаю, стратегия примерно такая же, все цели остались, то есть это и площадка, и возможности. 

Денис Клебанов:

Безусловно, одна из стратегических целей, это дать возможность каждой школе, то есть мы специально определение даём, что не РДШ в каждой школе, что сразу сподвигнет, скорее всего, региональные власти к тому, чтобы просто приписывать к школе РДШ и дабы всем отчитываться. Мы уходим от этой формулировки, мы говорим, что конкурсы, мероприятия, какие-то активности Российского движения школьников должны быть доступны каждому ребёнку в каждой школе. Может быть, там и нет детско-юношеской организации Российского движения школьников внутри, там есть два мальчика или две девочки, которые хотят участвовать в конкурсах или мероприятиях, и им должно быть это доступно. Вот эта задача, мы, безусловно, должны развиваться, у нас должны появляться ресурсные центры в регионах, которые будут оказывать поддержку нашей деятельности. Потому что на сегодняшний день, конечно, у нас есть один координатор, это сотрудник Росдетцентра в регионе и председатель регионального отделения. Это структурное подразделение, по сути, уже РДШ. Но и они, безусловно, не справляются с таким валом мероприятий, ответственности, обязанностей, и мы должны, конечно же, с помощью региональных органов исполнительной власти решать вопросы с ресурсными центрами. Здесь такие ключевые вещи, которым обязательно мы должны обучать. Вот у нас есть одно из направлений, это корпоративный университет РДШ. Потому что мы должны обучить и готовить кадры, это не только педагогические, это же кадры и сами дети, которых мы будем обучать, которые потом будут нашими послами РДШ, которые потом будут у себя в регионе помогать в школах, помогать тем же детям узнавать об РДШ, работать с РДШ. 

Алексей Ходорыч:

А вот я был на съезде, я не помню, как назывался, по-моему, это где-то было объявлено, и там было такое явление, это было весной этого года, и там учителя поднимались с мест, несколько учителей возмущались, что ещё одна организация, Вы знаете про эти все...

Денис Клебанов:

Безусловно. 

Алексей Ходорыч:

Но теперь уже все осознали, что это полезно. По-моему, они говорили, что и так времени не хватает, ещё одна надстройка. 

Денис Клебанов:

Безусловно, мы с этим тоже сталкиваемся. Во-первых, есть некий, назовём это конфликт интересов, но всё равно в некоторых регионах есть очень крупные, очень мощные детские организации, которые уже там десятилетиями. Пионеры Башкирии или какие-нибудь пионеры Орловской области, условно, которые развивались, развивались, и вдруг пришло РДШ. И что им делать, закрываться? Они не хотят. Соответственно, одна из стратегических задач, это объединить вот это поле детских объединений и организаций, которые уже существуют и правильно интегрировать их в Российское движение школьников. Это тоже стратегическая задача, работать с этими детскими объединениями, слышать эти детские объединения, правильно с ними взаимодействовать, не говорить, что, ребята, мы пришли, давайте, до свидания. Плюс, безусловно, говорите правильно, что это некая дополнительная нагрузка на учителей, и мы со своей стороны должны сделать так, это тоже стратегический документ, стратегический подход, чтобы учителю было комфортно. Классному руководителю, у него, в принципе, в его обязанности входит воспитательная деятельность, они должны это делать, у них есть классные часы, на которых они должны, по сути, какие-то мероприятия по воспитанию подрастающего поколения вести. Но если мы им дадим, они, зачастую, не знают, что делать. Ну, честно. Классный руководитель, ещё там воспитание, особо заморачиваться им не хочется на этот счёт. И мы тоже хотим, чтобы у нас были какие-то базовые мероприятия, то есть мы даём, условно, какие-то методики школам, вот классный руководитель, ему не надо ничего выдумывать, он берет, условно, как провести мероприятие по воспитанию, условно, которые делается РДШ или предлагается РДШ, как методика. Вот он взял, посмотрел и провёл, и у него голова не болит, и мы понимаем, что мероприятия Российского движения школьников системно и органично вписываются в деятельность, в работу классного руководителя, учителя. То есть это ему не в напряг, он просто делает свою работу, которую должен делать, но при этом с помощью мероприятий Российского движения школьников. 

Алексей Ходорыч:

А есть какая-то обратная связь, вот по той брошюре, я, кстати, не знаю, вхожу ли я ещё в информационно-медийное направление, потому что я был только на одном заседании, и мы разработали брошюру, я потом ее увидел, очень такая информативная. Какие-то поступают сигналы, что она помогла?

Денис Клебанов:

Вы имеете в виду методические рекомендации?

Алексей Ходорыч:

Да, там были очень подробные рекомендации, касающиеся, как материалы готовить, как их размещать, в общем, такая толстая книжка. 

Денис Клебанов:

Вы знаете, у нас все эти методики размещены на сайте, то есть всё, что мы делали совместно с МПГУ. 

Алексей Ходорыч:

Да, это именно с ней. 

Денис Клебанов:

Они все размещены, многие из этих методичек размещены, аналитику о том, насколько это помогло, к сожалению, у меня такой аналитики нет, но я думаю, что любые методические рекомендации, они только на пользу, пользоваться ими или не пользоваться, это уже дело каждого. Здесь, конечно, проанализировать сложно, насколько это, и какое количество детей или педагогов воспользовались этими методическими рекомендациями. Но в целом направление информационно-медийное тоже развивается, как и все остальные. 

Алексей Ходорыч:

Мы тоже там, кстати, спорили, вот когда мы тогда заседали, преобладала такая общая точка зрения, что эти все материалы, всё это для интернета. Я говорил, что всё-таки дети младших классов, всё-таки хорошо бы им также делать стенгазеты, какие-то бумажные, потому что есть и гигиенические ограничения, и в интернете всё-таки дети, они рано или поздно туда попадают, это понятно. Но как только они туда попадают, они там, конечно, ничего не читают и для нас, конечно, вопрос, сами понимаете, актуальный, потому что мы бумажное издание. Я даже хотел у Путина спросить на пресс-конференции, но в этом году мне слова не дали, в прошлом, кстати, дали. Я хотел у него спросить, что сейчас идёт сплошная цифровизация, и дети с детства в неё втягиваются, причём, с помощью школ. Не считаете ли Вы, что мы об этом потом пожалеем, потому что мы своими руками подталкиваем их в ту среду, где они сами окажутся. Мы понимаем, что за этой средой будущее, но как можно взвешенно, и старые способы получения информации, и новые. Но он, наверное, ответил бы, что всё-таки за этим будущее, поэтому мы этим занимаемся. А Вы как на этот вопрос бы ответили?

Денис Клебанов:

А мы очень просто, у нас есть даже конкурс, в рамках которого нам дети присылают свои школьные стенгазеты, журналы и прочее. То есть такой конкурс Российского движения школьников есть, как раз мы определяем лучшие школьные газеты, школьные журналы. То есть здесь мы понимаем, что конечно же, группа ВКонтакте, она может быть наиболее распространена и актуальна, но и это тоже никуда не ушло, оно действительно существует, и во многих сельских школах, в малых поселениях это всё, в принципе, до сих пор работает. Потому что не везде у нас есть нормальный интернет, сами понимаете, не везде можно в нем работать. А это возможность всё равно каким-то образом освещать деятельность своей школы. 

Алексей Ходорыч:

Но Вы, кстати, имейте в виду, я ещё на том заседании всем предлагал каким-то образом с нами сотрудничать, и мы даже сделали одну полосу про РДШ. Но, видимо, у Вас такой фронт работы огромный, я знаю, что и по субботам были заседания, и по воскресеньям, что, наверное, просто руки не доходили, но Вы это имейте в виду. Потому что мы готовы помогать, потому что это очень важную деятельность Вы ведёте. Более того, я, выпускающие редакторы не дадут соврать, у меня как только в гостях, например, была недавно Любовь Николаевна Духанина, депутат, общероссийский народный фронт, и они тоже очень много общаются с молодёжью. И у меня был в программе Центр высоких технологий. Как только я вижу, что люди занимаются примерно тем же, что и Вы у меня возникает впечатление, что можно было бы как-то всё это вместе делать, потому что, получается, что на школьников и эти наваливаются, и те наваливаются, и те. Может быть, как-то стоит всё это делать консолидированно. 

Денис Клебанов:

Безусловно, как раз тут, может быть... 

Алексей Ходорыч:

Я их всех, кстати, отправляю к Вам, чтобы они что-то сделали вместе. 

Денис Клебанов:

Нет, абсолютно правильно Вы говорите, в принципе, мы и так работаем с партнёрами. Многие организации, которые работают с детьми, с молодёжью, они являются нашими партнёрами, мы делаем какие-то проекты в месте, безусловно, это так. Ну и, конечно же, есть много мероприятий и организаций, которые также занимаются этой тематикой, но пока не включены и не вошли с нами в какое-то партнёрство. Хотя, конечно же, наверное, логично было бы, чтобы это было как-то всё объединено. Потому что мы столкнулись с такой проблемой, условно, я на простом примере приведу, что в каждом регионе есть какие-то акции, экологические акции. И, допустим, зачастую, они примерно все одинаковые. То они собирают батарейки, то они прибивают скворечники, то ещё что-то. Ну, да и, условно, собирать батарейки они могут несколько раз в году с разными ведомствами, и министерствами, и организациями. Сначала их собирает РДШ, эти батарейки, потом их собирает какое-нибудь региональное министерство образования, эти батарейки со школами, потом Мин.. этот. 

Алексей Ходорыч:

Да, я б этом и говорю. 

Денис Клебанов:

Министерство экологии собирает, естественно, это надо всё объединять и делать одно большое мероприятие, в котором были бы заинтересованы, прежде всего, потому что это хороший информационный повод, когда большая группа, и министерства, и ведомства, и РДШ, ещё кто-то вместе сделали один большой проект. И плюс, это бы систематизировало и дало бы школам больше возможностей для того, чтобы это как-то всё не было им, как Вы говорите, какой-то дополнительной нагрузкой. Чтобы всё это было органично встроено в одну стезю. Они понимают, что они все вместе в один день раз в году собирают, условно, батарейки, один раз прибивают скворечники, это один раз, а не сначала с одними, потом с другими, с третьими. А то мы уже шутим, что батареек уже нет в регионе, сколько можно собирать уже, столько батареек нет. 

Алексей Ходорыч:

Ну, девальвируется как-то сама акция, то с одними, это с другими батарейки собирают. 

Денис Клебанов:

Конечно, это тоже задача наша в рамках стратегии, систематизировать, структурировать и свести планы региональные, планы РДШ, планы каких-то министерств и ведомств в один. В один и постараться делать это систематически, вместе со всеми и не вызывая тем самым некую изжогу и у преподавателей, и у самих детей. 

Алексей Ходорыч:

А вот, кстати, эта же Мила Новичнкова, она спрашивала ещё, а родители активных детей, они могут как-то обращаться в РДШ со своими предложениями, то есть Вы ждёте какие-то от них предложения? 

Денис Клебанов:

Безусловно, у нас есть три целевые группы, с которыми мы работаем: это дети, педагоги, родители. И родители для нас не менее важны, чем дети, потому что, зачастую, они определяют, куда ребёнку пойти, куда нет. Ну, мы понимаем. И для нас информированность родителей, уважение родителей к нашей организации, какое-то позитивное или положительное мнение о нашей организации, это очень важно. И все предложения от родительского сообщества мы, безусловно, ждём. Если есть активные родители, они готовы, вот сейчас мы недавно провели родительский форум в Оренбурге, собрали активных родителей со всей страны, поговорили с ними, рассказали ещё раз про Российское движение школьников, сделали ряд образовательных программ. То есть с родительским сообществом мы, безусловно, будем работать и работаем. Может быть, надо это немножко активизировать, но сейчас мы заключили соглашение с компанией, которая нам оказывает поддержку в развитии социальных сетей, и они сейчас активно работают с тем же фэйсбуком, где обычно родители зарегистрированы многие на Фейсбуке. И сейчас прирост чуть ли не в 2 раза на Фейсбуке в группе Российского движения школьников. То есть там тоже можно через Фейсбук какие-то актуальные вопросы задавать, предложения делать. 

Алексей Ходорыч:

Понятно, а вот она спрашивала, это всё её вопросы, потому что она прямо так фактурно про школу гражданской активности, Лигу ораторов, она ждала информацию. Могли бы Вы перечислить самые удачные, на Ваш взгляд акции РДШ за последний год. Это же акции, это Ваши акции?

Денис Клебанов:

Да. Лига ораторов, это проект, это большой проект, но скажу честно, немножко он был такой, с не совсем понятным итоговым эффектом. Мы сейчас немножко его переформатируем, как раз встречались с Линой Арифуллиной, которая занимается проектом Лига ораторв, буквально, позавчера общались, и немножко предложили переформатировать, чтобы это был не закрытый клуб по интересам. Потому что в чем задача, задача научить ребёнка ораторскому мастерству. Если у него и так есть данные, хорошо, в чём KPI, если он и так умеет разговаривать, и он выиграл. 

Алексей Ходорыч:

Ну, да. 

Денис Клебанов:

У нас KPI, для нас, для меня, как для технолога, как для управленца, стратега, для меня KPI, когда Вы взяли ребёнка, который не умеет разговаривать, и пройдя образовательные блоки, он через пол года или год приезжает к нам, и мы говорим: посмотрите, это результат. И чтобы это не был какой-то закрытый клуб, в котором приняли участие 2000 человек, а чтобы у каждого мальчика, девочки в нашей стране была возможность и доступ к этим образовательным программам и возможность получать какой-то обратный ответ. Снимать видеоролики, выкладывать их куда-то, чтобы их анализировали педагоги, давали какую-то обратную связь, и вот такими образовательными блоками мы приходили к какому-то понятно результату. И мы с Линой это проговорили, она полностью нас поддержала, сказала, что супер, наоборот, когда это масштабно, это даже лучше, я надеюсь, что Лига ораторов со следующего года немножко переформатируется и будет более интересно широкой аудитории, еще больше возможностей.

Алексей Ходорыч:

Ещё какие-нибудь.. 

Безусловно, у нас очень, год экологии, и очень хорошо зашло экологическое направление. То есть в течение года было создано порядка 800 экоотрядов в школах, то есть это достаточно неплохой результат. Потому что если там какие-то волонтёрские центры, какие-то волонтёрские отряды в школах до этого существовали, и РДШ, конечно, с помощью РДШ был прирост определённый, и те школы, которые в РДШ, они создавали эти волонтёрские отряды. То экологическое направление, оно было не очень сильно развито, на мой взгляд. А РДШ стало тем инструментом, которое помогло в год экологии эту тему раскрутить до нужного уровня, и 800 экоотрядов, был крупный у нас большой конкурс «На старт, экоотряды», то есть тоже очень большое количество приняло участников. 

Алексей Ходорыч:

Следующий год у нас год волонтёра, получается, у Вас по волонтёрам KPI не будет, если они уже есть. 

Денис Клебанов:

Ну, почему, здесь, понимаете, наш какой KPI. Ведь мы, с одной стороны, конечно же, смотрим на то, что мы создали в школах, а с другой стороны, у нас KPI какой, чтобы эти дети чему-то научились, вот наш KPI. Наша основная задача, это не проводить бесконечное количество всероссийских акций, всё-таки наша задача, это сделать так, чтобы в каждой школе, где есть Российское движение школьников, с детьми работали по тем направлениям деятельности, которые у нас есть, чтобы они получали навыки, знания. И уже какие-то всероссийские конкурсы, какие-то акции, мероприятия, они были органично вписаны в этот процесс. То есть он чему-то обучился, получила знания, и он может их выплеснуть в рамках какого-то всероссийского конкурса. Ему это интересно, потому что только обучаться ребёнку неинтересно, ему нужен всегда соревновательный процесс, чтобы показать эти знания, показать себя, чему он научился. И вот это должно быть выстроено так. Потому что, да, безусловно, первый год, он всегда такой, немножко скомканный, потому что организация создавалась с нуля, и нам нужно было заинтересовать детей и, вообще, РДШ, что у нас действительно интересные конкурсы, интересный подход, интересный формат для детей. И мы это, я считаю, что в целом мы это сделали. То есть те мероприятия, которые проводил РДШ, они получили популярность. Безусловно, это ещё не всероссийская популярность, нам ещё надо расти и расти с точки зрения информирования населения о деятельности Российского движения школьников. Потому что в рамках стратегии мы обсуждали, у нас на каждой стратегии было два ребёнка, два взрослых. Дети всегда говорили, что не хватает информации об РДШ, потому что ни бабушки, ни дедушки, не мамы, зачастую, не знают, что это за организация. Её знают только там, где она есть, вот создали мы в школе РДШ, там об РДШ что-то знают. За пределами этой школы, если там нет РДШ, уже никто об этом не знает. То есть здесь мы тоже со своей стороны, это наша стратегическая задача, мы сейчас уже начали информационную кампанию. И с помощью как раз организации, которая нам помогает в соцсетях, мы продвигаем бренд. И мы со своей стороны заключили соглашение с 12 крупными городами России, где мы будем размещать социальную рекламу. Уже в Москве у нас висят 30 билбордов, 10 видео экранов стоят с рекламой Российского движения школьников, сити-форматы размещены. То же самое в Казани сейчас в декабре, и в следующем году мы тоже пойдём по этим городам, которые оставшиеся, 12 крупных. Плюс мы со своей стороны сейчас разместили порядка 6000, в 6000 организаций плакаты. То есть мы разработали социальную рекламу, сам макет Российского движения школьников, распечатали и разместили в тех школах, где есть РДШ, и в тех, где их нет. И мы сразу видим активный прирост, например, заходов на сайт. Прирост мы сейчас, за последние полтора месяца плюс 20.000 подписчиков ВКонтакте. 

Алексей Ходорыч:

Но вы попробуйте всё-таки, я понимаю, что это шкурный вопрос, но если уж дело касается продвижения, попробуйте «Классный журнал», это ещё одно направление. 

Денис Клебанов:

Мы не против. 

Алексей Ходорыч:

И не только «Классный», вообще есть же много детских изданий. Мне кажется, с ними как-то нужно поддерживать связь. 

Денис Клебанов:

Многие же дети сидят как раз в интернете, читают всевозможные, Образовач какой-нибудь, ещё что-нибудь. 

Алексей Ходорыч:

Но это начиная с 12, а до 10 лет, в принципе... 

Денис Клебанов:

И там, например, таргетированную рекламу размещаем с помощью наших коллег которые нам SMM ведут, они, конечно, туда это всё вкидывают, там это всплывает, и дети как-то соприкасаются с брендом в той или иной степени. Но мы готовы рассматривать все возможности, просто мы, честно скажу, немножко упустили из виду «Классный журнал». 

Алексей Ходорыч:

Да нет, я представляю, у Вас там был такой накал, даже тот факт, что на том совещании мы часа три обсуждали, я представляю, что если все вопросы так тщательно прорабатываются, то конечно, первый год, он имеет свои особенности, пока всё не устаканится. 

Денис Клебанов:

Да, потому что мероприятий у нас прошло много, в этом есть и плюсы, и минусы, потому что такой вал мероприятий, этого быть не должно, наверное, на первый год это допустимо. Безусловно, есть у нас и спортивные мероприятия, которые очень сильно, получили очень сильный отклик у ребят, мы делали силы РДШ, это простая история, связанные с турником. И у нас по всей стране приняло 98 тысяч школьников участие. Даже коллеги, с которыми мы делали это, региональный спортивный клуб «Русский силомер» из города Екатеринбурга, которые, по сути, разработали эту систему. Там у них в чем заключается, есть турник, есть 11 упражнений, которые ты можешь сделать. 

Алексей Ходорыч:

Отлично.  

Денис Клебанов:

Они от самых простых, то есть просто перехват рук, до самых сложных, подтягивание на одной руке. Ребёнок сам может выбрать для себя, за каждое есть определённое количество баллов. То есть один перехват, один балл, допустим, но его делать просто, его можно быстро делать. А подтягивание на одной руке один раз 30 баллов. И дети могут выбрать, они в течение минуты, должны выполнять в течение минуты, они могут спрыгивать, отдыхать, минута всё равно идёт, они должны выполнять любое из этих упражнений, которое они выбирают. 

Алексей Ходорыч:

Это очень важная деятельность, потому что современные дети как-то маловато подтягиваются, я сужу по классу своего сына, он 11 лет, в шестом. Я помню, мы в эти годы, я подтягивался, даже я подтягивался 15 раз, у нас были люди, которые по 25 раз подтягивались. Эти почему-то 1, 2, 3 и всё. Какое-то ослабевшее. 

Денис Клебанов:

Ну да, мы сделали в хорошем, интересном формате, у нас 98.000 человек поучаствовало. И коллеги, которые с нами были «Русские силомеры», они получали грант Президента на развитие своего вида, он ещё не вид спорта, но одно из направлений. И они были приглашены на форум Содружество, Сообщество, который проходил, и как раз Владимиру Владимировичу Путину, Президенту, так случилось, они рассказали про силу РДШ, про наш совместный проект. И он говорит: а сколько же человек приняло? Он говорит: 98.000. Тот сказал: о, вот это да, это прилично, это хорошая тема. 

Алексей Ходорыч:

Но вот, кстати, в следующем году, когда мы начнём проводить акцию «Мой вопрос Президенту», предлагаю Вам как-то активнее включаться, потому что каждый год на прямой линии, по крайней мере, второй год подряд задают вопрос, не знаю, удастся ли в третий, но обратная связь просто очень огромная. Мы решили, что одного Путина на вопросы маловато, он же всё-таки отвечает не всем. И решили как-то более масштабно подойти, то есть собирать вопросы, потом переадресовывать специалистам, нас и Духанина обещала поддержать, она же ещё обществознание, это прямо... У нас, к сожалению, осталось только 10 минут, у меня ещё столько вопросов, поэтому давайте попробуем покороче. Насколько это возможно. Первый вопрос короткий, я когда шёл с Вами на встречу, Алексей Покровский, ассоциация детского кино, они будут здесь завтра, просил меня у Вас спросить, может он к Вам обратиться, но я Вам и так расскажу, по какому вопросу. Сейчас очень многие люди, в том числе, Алексей озабочены детским кино. Кино, это же очень мощный момент пропаганды, в том числе, а по телевизору у нас идёт не очень мало, то есть очень мало российских фильмов, и снимается их немного. Там есть определённые кинопроблемы, я уж не знаю, как может РДШ на это подействовать, всё-таки Вы в кинобизнес не включаетесь, ну, и не можете включаться, ну, а тут что-то можно сделать? Потому что, по сути, это касается того же, чем Вы занимаетесь, воспитания. 

Денис Клебанов:

Безусловно, но мы со своей стороны в этом году стали организаторами, соорганизаторами детского кинофестиваля «Янтарный муравей». 

Алексей Ходорыч:

А, в Калининграде, я смотрел, кстати, трансляцию. 

Денис Клебанов:

Да, то есть мы в этот процесс включаемся, безусловно, и даже есть какое-то предложение, насколько я знаю, чтобы через РДШ отбирали мальчика на одну из главных ролей в детском фильме. Здесь не скажу сейчас на память. 

Алексей Ходорыч:

А фильм про РДШ не хотите снять, просто объявить конкурс, чтобы прислали идеи и реально сделать фильм. Ну, не про РДШ, но около. 

Денис Клебанов:

Мы сейчас делаем такие активности в рамках наших соцсетей, ВКонтакте мы предложили детям снять в рамках одной минуты с помощью каких-то подручных средств о бренде РДШ. Что такое Российское движение школьников. И очень много, ну, как, не много, но было три или пять очень интересных таких работ, которые мы выставили на голосование, здесь это как некая такая, получается, такой микрофильм, короткометражка просто о том, как дети себе представляют, как они визуализируют себе Российское движение школьников. Но, безусловно, детское кино нам интересно, и не зря фестиваль «Янтарный муравей», кинофестиваль детский, мы в это во всё включились и провели его. Я думаю, что дальше будем эту тему развивать. 

Алексей Ходорыч:

Я такой фанат РДШ, что я по своей инициативе даже вставил в сценарий одну девушку из РДШ. Ни к чему никого не обязывает, но это мне показалось интересным, потому что нужно как-то привязывать к реальности ситуацию. А вот скажите, если в школе, допустим, нет РДШ, ребёнок может Вам написать, сказать, что что-то не хотят у нас открывать, и Вы какие-то действия предпринимаете, или ждёте от учителей сигнала. 

Денис Клебанов:

Нет, мы никому не навязываем Российское движение школьников, это всё добровольно. И если директор школы, дети, которые находятся в школе, они действительно хотят, чтобы у них было РДШ, я думаю, что если соберётся 100 детей или 50 детей, директору скажут «давайте», то директор не откажет. А если два ребёнка, то конечно, он может лишний раз подумать, если ему это не очень интересно. Потому что я говорю, у всех разные на этот счёт мысли. Кто-то пока ещё до этого не дошёл, кажется, что это не нужно. Кто-то, наоборот, включился на полную катушку. И здесь, безусловно, есть обратная связь, есть, на сайте можно всегда написать, задать этот вопрос, и мы со своей стороны поможем, чем сможем. А то, что мы говорили изначально, это наша стратегия, и сейчас есть некие конкурсы, в которых могут принимать участие дети, которые не в РДШ. Не обязательно у них в школе должно быть Российское движение школьников. 

Алексей Ходорыч:

А символика, вот Вы сказали про символику. Я помню, в школе, я был знаменосцем, и мне очень нравились эти линейки с барабанами. Сейчас Вы, случайно, этого всего не избегаете? Может быть, есть такая точка зрения, что это не нужно, или всё-таки какие-то будут такие мобилизующие штуки, связанные. 

Денис Клебанов:

Вы имеете в виду символика, символика у нас и так есть. 

Алексей Ходорыч:

Нет, я понимаю, но чтобы проводились линейки, или это уже насилие над школами, как говорится. 

Денис Клебанов:

Честно говоря, мы даже пока какой-то обряд посвящения в РДШ ещё пока какого-то централизованного нет. Тут мы смотрим, как регионы работают, как они там креативят на этот счёт, безусловно, это тоже один из важных моментов, аспектов, которые мы должны будем, тоже в рамках стратегии мы это прописали, что какой-то личностный рост должен быть, должна быть сопричастность к организации какая-то. Что это будет, линейки или что-то ещё, об этом надо думать. Но я думаю, что здесь, прежде всего, сами дети для себя определят, что им интересно. Потому что это их организация, мы, по сути, просто а-ля нанятые менеджеры, которые должны технически сопровождать и подкидывать какие-то интересные идеи, а уже дети должны их дорабатывать. Конечно, мы хотим, чтобы дети по максимуму включались в процесс, в процесс развития организации, предлагали и конкурсы, и предлагали свои идеи по продвижению, развитию организации, что как раз в рамках стратегии мы и делали. 

Алексей Ходорыч:

Но сейчас участника РДШ можно узнать по значку или есть уже какие-то, может быть, галстуки. 

Денис Клебанов:

Есть значки, нет, у нас же есть брендбук, у нас есть брендированна продукция, это и значки, это и галстуки, это майки. То есть всё это существует, безусловно. 

Алексей Ходорыч:

Денис, у нас 3 минуты осталось, может быть, Вы тогда укажите какие-нибудь мероприятия, которые будут в следующем году. В общем, что угодно говорите, Ваше время, просто я жалею, что вдруг Вы о чем-то хотели сказать, а я Вас не спросил. 

Денис Клебанов:

Нет, тут, на самом деле, наверное, нет смысла прямо так уж анонсировать и презентовать наш проект, я думаю, что многие из тех проектов, которые были в этом году, они продолжат и будут жить в следующем году. Здесь каких-то, прямо какого-то анонсирования, я не вижу смысла в этом. Поэтому, прежде всего, хотелось бы, наверное, обратиться к детям, пока есть такая возможность, если они нас слушают, к родителям, педагогам. Хотелось бы поблагодарить их за тот год, который они провели с нами, за те идеи, которые они нам дали и подарили, за то хорошее настроение, за те результаты, нам очень приятно наблюдать, когда дети добиваются каких-то определённых успехов, высот в области культуры, экологии, добровольчества, спорта. И мне бы хотелось пожелать, чтобы они всегда двигались только вперёд, достигали новых высот, ставили себе новые цели и задачи, и опять их достигали. Мечтайте, стремитесь к своим мечтам, но самое главное, достигайте их. 

Алексей Ходорыч:

Я в своё очередь подчеркну, что любые предложения, Денис сказал, будут рассмотрены, если они интересны, то кто знает, может быть, Вы станете помощником РДШ, если Вы родитель, если Вы учитель, если Вы школьник, через сайт отправлять, кто-то это прочитает. 

Денис Клебанов:

Безусловно, мы созданы для того, чтобы лучшие инициативы превращать в практики всероссийские. Смотреть на инициативы, которые реализуются в школе, в регионе, в муниципалитете, и с помощью Российского движения школьников это хорошая инициатива, хорошая практика, тиражировать это на всю страну. То есть любую идею, которая где-то зародилась в школе, она может потом тиражирована на всю страну, этот конкурс встанет всероссийским, или какое-то мероприятие, которое было разработано теми же детьми, педагогами в какой-то небольшой сельской школе. 

Алексей Ходорыч:

Уважаемые зрители, ещё раз подчеркну, что на журналы лучше всего подписываться, потому что хоть они и продаются в супермаркетах и в киосках, но быстро расходятся и, к тому же, на рынке бумажной прессы есть проблемы с дистрибьюторами. Иногда они разоряются, этот процесс происходит ежегодно и, фактически, все журналы, которые распространялись такими дистрибьюторами, сейчас на рынке очень сложная ситуация, от которой все бумажные издания пострадали, очередной дистрибьютор, как говорится, приказал долго жить. Но если Вы подпишитесь, по почте почти всегда приходят, почти, если вдруг, всё будет в порядке. Денис, спасибо огромное, что нашли время прийти, при Вашей нагрузке, я думаю, что это было не так уж и просто. 

Денис Клебанов:

Спасибо Вам большое за приглашение, буду рад всегда принимать участие. 

Алексей Ходорыч:

С наступающим Новым годом!

Денис Клебанов:

Да, всех с наступающим, хорошего всем настроения и улыбок. 

Алексей Ходорыч:

Спасибо.