Дмитрий Главацкий:
Добрый вечер, наши уважаемые радиослушатели и зрители! Сегодня в буквально почти предновогоднем эфире программы «3600 секунд» на радио Mediametrics я, Дмитрий Главацкий, замечательный погодный сайт Gismeteo.ru, и уже год как не бывший в этой студии Павел Алашкин. Добрый вечер, Павел!
Павел Алашкин:
Добрый вечер, Дмитрий! Так, теперь, видимо, я должен что-то сказать, да? Да, я хочу сказать, что, Дима, спасибо что ты меня пригласил! Вот, и спасибо мне, что я согласился, собственно говоря.
Дмитрий Главацкий:
Конечно, спасибо тебе.
Павел Алашкин:
Вообще, мне очень приятно, так скажем, снова сюда прийти. И я хочу в очередной раз подчеркнуть, что время летит незаметно. Хотя, действительно, прошел ровно год, как меня здесь не было. Очень много изменилось. Я вижу, что станции выросла, появилось новое оборудование, какие-то фонари тут прекрасные такие, новые лица. Но все самое лучшее остается неизменно – вот ты, например.
Дмитрий Главацкий:
Да, а ты Паш – это такой предновогодний подарок нашим слушателям.
Павел Алашкин:
Да?
Дмитрий Главацкий:
Мы и тебя вспоминали в течение всех множества эфиров, которые прошли здесь за этот год.
Павел Алашкин:
Я надеюсь, что хорошо?
Дмитрий Главацкий:
Хорошими словами, безусловно.
Павел Алашкин:
Замечательно. Это самое главное.
Дмитрий Главацкий:
А сегодня мы, уважаемые друзья, поговорим с Павлом не просто про Интернет и его прикладные аспекты, а про то, чем Интернет, IT и вообще, как бы сказать, информационное интернет-поле и пространство в России и за рубежом запомнилось нам за прошедший отчетный период, как говорили на советских собраниях.
Павел Алашкин:
Дим, а вот скажи, вообще, принципе у тебя какое вообще ощущение от этого года? То есть ну как бы понятно, что мы с тобой, пока готовились к этой передаче, переворошили 45 тысяч тонн, вообще, новостей, которые были там, да? Вот, ну и вообще мы как бы в информационном поле, в общем-то, находимся, этой тусовки. Поэтому вообще, принципе у тебя какое ощущение от 2017 года?
Дмитрий Главацкий:
Я тебе скажу, что год интересен тем, что он стал, как и некоторые годы до него, но не все, он стал, скажем так, драйвером одной конкретной большой и мощной темы
Павел Алашкин:
А именно?
Дмитрий Главацкий:
Ты знаешь, о чем я говорю.
Павел Алашкин:
Возможно.
Дмитрий Главацкий:
Про криптовалюты.
Павел Алашкин:
А-а-а, про криптовалюты.
Дмитрий Главацкий:
Если ты помнишь, раньше говорили: сейчас драйвит, ну, там РБТ, условно говоря, или там технологические продажи интернет-рекламы. Или там: сейчас драйвят социальные сети Web 2.0. Да? Вот это все прошло. Теперь в 2017 году, совершенно очевидно, драйвит биткойн и блокчейн.
Павел Алашкин:
Да. Я, знаешь, хочу немножко добавить и развить эту твою мысль. Я с тобой, вообще, абсолютно согласен, что криптовалюты и блокчейн – это один из трендов там, и все такое прочее. Я, собственно, отвечу на свой вопрос, который я задал тебе. Потому что я думал, ты мне тоже задашь. Но ты мне его не задал, поэтому я решил, так скажем, воспользоваться правом. Я же как бы ведущий же, правильно?
Дмитрий Главацкий:
Естественно.
Павел Алашкин:
И поэтому я могу себе задать вопрос. Так вот, я хочу сказать, что, уважаемые друзья, я считаю, что мы стоим на пороге системных изменений рынка. То есть, в принципе, как бы, о чем идет речь? Структура рынка вот именно сейчас, в этом году и в 2018 году, она меняется, она становится другой. Это я говорю про рынок рекламы, рынок интернет-проектов, вообще все. То есть мы медленно, постепенно вползаем в то будущее, которое рисовали фантасты, так скажем, лет десять назад. Вот, собственно, я про что? Ну не фантасты – вообще писатели. Я совсем недавно прочитал книжку Алексея Иванова, который «Географ глобус пропил» написал. У него есть книжка как раз про интернет-проекты. Соответственно, потом, как раз он описал в 2007 году. Она как раз посвящена тем технологиям, которые есть сейчас в Интернете. Он «Яндекс. Дзен» описал прям. Описал прям практически там социальные сети.
Дмитрий Главацкий:
Десять лет назад?
Павел Алашкин:
Десять лет назад это было, да. Но это, так скажем, ремарка и отступление, вообще, от темы. А, вообще, я вижу, что рынок меняется структурно. И, так скажем, происходит такая своеобразная, знаешь, не только смена технологий, смена интернет-проектов, лидеров. Потому что, так скажем, появляются новые интернет-проекты, но и людей. То есть, собственно говоря, если вспомнить вот этот год, – сколько было кадровых перестановок. Люди нашего там поколения, они уходят куда-то в госструктуры, приходят какие-то новые люди, начинается какая-то движуха и все такое прочее. То есть вот я к чему? Я к тому, что вот я думаю, что концу 2018 года мы получим уже основу нового рынка.
Дмитрий Главацкий:
Не исключено.
Павел Алашкин:
Будет интересно посмотреть и, может быть, подвести итоги, если, так скажем, нас пригласят. Или скажут: да ну этих старперов!
Дмитрий Главацкий:
Если мы еще на этом рынке будем кому-то интересны.
Павел Алашкин:
Да.
Дмитрий Главацкий:
На самом деле, ты прав, потому что, взять хотя бы тот же самый блокчейн, о котором в начале говорили, который породил вот этого монстра биткойн, ну и все остальные криптовалюты, которые за ним бредут, как бы стремительно растя тоже свои потенциалы. Ведь биткойн, просто кто помнит, наверняка до сих пор еще не оправился. В начале года помнишь, сколько стоил биткойн?
Павел Алашкин:
Слушай, ты знаешь, так как я готовился, то я знаю.
Дмитрий Главацкий:
Ты знаешь 1000 долларов он стоил.
Павел Алашкин:
Да.
Дмитрий Главацкий:
То есть 60 000 рублей, ну 40-60 000, там флуктуировано все это. Сейчас он стоит –1 100 000 тысяч рублей.
Павел Алашкин:
Да с ума сойти!
Дмитрий Главацкий:
Это безумный рост, а кроме всего прочего, если отвлечься от криптовалют, которые
сами по себе являются достаточно спорной сущностью.
Павел Алашкин:
Однозначно совершенно.
Дмитрий Главацкий:
И мы тут разговаривали об этом с экспертами. В течение года была у нас передача. Кто хочет, в архиве может поинтересоваться. Но сам по себе блокчейн же меняет IT-ландшафты вне финансовых институтов. Вот, например, мы знаем, что в этом году Сбербанк, уж на что это тормозная структура, поскольку она огромная, то, ну, достаточно тяжело включается в какие-то сиюминутные тренды. И то в этом году Сбербанк уже провел первую транзакцию с применением блокчейна, технологии блокчейн.
Павел Алашкин:
Да. Дим, слушай, единственное, можно я все-таки поправлю? Сбербанк – не тормознутая структура.
Дмитрий Главацкий:
Ну хорошо, медленная.
Павел Алашкин:
Просто большая.
Дмитрий Главацкий:
Да. И более того, авиакомпании крупнейшие уже, такие как «Lufthansa» и «Boeing». Ну, они в разных сферах, в разных сегментах, но они тоже работают на применение блокчейна. Уже и в авиаперевозках. Ну, не говоря о том, как хакеры, когда мы сидим в интернет-кафе, (…06:53) криптовалют с помощью наших ноутбуков.
Павел Алашкин:
Ну да.
Дмитрий Главацкий:
Это же безумное интересное.
Павел Алашкин:
Ну то есть, получается, что мы тогда. Первое событие в нашем топе – это вот появление криптовалют.
Дмитрий Главацкий:
И их взрывной рост.
Павел Алашкин:
И их взрывной рост, собственно, получается.
Дмитрий Главацкий:
На волне технологии блокчейн.
Павел Алашкин:
Слушай, ну ты знаешь, кстати, я хочу, вот как обыватель, наверно, сейчас сказать. То есть как бы обыватели, мне кажется, до сих пор не врубаются, вообще, что это такое.
Дмитрий Главацкий:
Очень многие не вообще не понимают.
Павел Алашкин:
Не понимают, да. Слушай, ну даже, вот знаешь, я бы не сказал, что я обыватель. Я смотрю это, так скажем, немножко приближенно, и вижу, что идет тусовка, индустрия и серьезные люди этим занимаются. Но меня учили всегда, что: первое – валюта должна быть чем-то обеспечена. Например, золотом. Ну про доллар – это вообще
отдельная история.
Дмитрий Главацкий:
Он тоже обеспечен золотом.
Павел Алашкин:
Ну как бы тут много очень натянутых всяких этих вещей. Ну то есть как бы деньги должны быть чем-то обеспечены, то есть их просто из воздуха сделать нельзя, потому что это как бы какая-то ерунда получается. А тут получается, что приходят люди, покупают видеокарты, значит, гоняют их, и все из воздуха, действительно, получают какие-то деньги, которые стоят 1 000 000 рублей.
Дмитрий Главацкий:
Не из воздуха, а из математических операций.
Павел Алашкин:
Ну хорошо, из математических операций.
Дмитрий Главацкий:
Операций с ноликами и единичками на магнитных носителях дата-центра.
Павел Алашкин:
То есть здесь, наверно, как-то если бы, широкой поступью были какие-то бы рассказаны простым людям: как это, почему происходит, почему происходит этот рост, – это, наверное, было бы хорошо, понятно.
Дмитрий Главацкий:
Ну вот мы об этом попытались поговорить с экспертами, как я и говорил.
Павел Алашкин:
Ну ладно, тогда надо просто в архив посмотреть.
Дмитрий Главацкий:
Конечно, да. А вообще, уже же даже в где-то в России, ну не в Москве, по-моему, уже даже цыгане торговали этими биткойноми с рук.
Павел Алашкин:
Да, это знаешь где было? Это было в Калужской области в городе Обнинск.
Дмитрий Главацкий:
А-а-а, это где-то рядом с твоей родиной?
Павел Алашкин:
У меня родина не там.
Дмитрий Главацкий:
Не там? Ну хорошо.
Павел Алашкин:
Ладно, ну что? Давай.
Дмитрий Главацкий:
Давай, что-нибудь, про что еще в этом году говорили?
Павел Алашкин:
Про что еще, да. Я тоже готовился. Много интересных, что называется, тем. И все их можно поставить под цифрой два, если говорить по значимости. Потому что, действительно, блокчейн и криптовалюты – это первое, это однозначно, и все такое. Поэтому мне сложно было выделить номер два. Но я, наверно, так скажем, выделю вот что. Весь этот год, с начала и до сих пор, он в информационном пространстве не только России, но и вообще в мире, прошел под знаком фейковых новостей. То есть все про это знают, что это такое. Все это читают. Многие из наших коллег это пишут.
Дмитрий Главацкий:
Чего греха таить.
Павел Алашкин:
Чего греха таить, да. То есть как бы новостные средства массовой информации, они как бы, так скажем, страдают. Ну так вот, в общем, все знают, что это такое. То есть это, по сути, придуманные какие-то новости. Они замечены как на нашей стране, так и не на нашей стране. Их очень много можно встретить на ресурсах, которые освещают украино-российские отношения, американо-российские отношения.
Дмитрий Главацкий:
Просто отношения.
Павел Алашкин:
Просто отношения, любые причем. Про это все пишут. Поэтому, я думаю, что появление и рассвет фейковых новостей в Интернете вообще вот в этом году можно, вообще, поставить под цифрой два.
Дмитрий Главацкий:
Согласен.
Павел Алашкин:
Потому что это реально влияет на умы, окрепшие, неокрепшие, и как бы это не This is Хорошо, что называется.
Дмитрий Главацкий:
Да, дело в том, что тут, понятно и то, что это само по себе является, ну, как бы замусориванием информационного пространства. Мало того, это может являться инструментом отвлечения внимания от реально важных вещей. И понятно, что соцсети играют в этом немалую роль. Потому что последнее время, последний год-то уж точно, средства массовой информации, как я наблюдаю, как многие наверняка согласятся, тоже наблюдают за этим, набрасываются на любую тему, может быть, искусственно каким-то образом поднятую в топ обсуждаемых в социальных сетях. И часто, не проверяя факты, начинают на эту тему, что называется, хайп.
Павел Алашкин:
Да.
Дмитрий Главацкий:
Модное слово. А часто, как ты правильно совершенно сказал, эти новости высосаны из каких-то пальцев.
Павел Алашкин:
Соображений левых.
Дмитрий Главацкий:
Не известно откуда, и совершенно не подкреплены фактами.
Павел Алашкин:
Абсолютно.
Дмитрий Главацкий:
Ты прав абсолютно. И это проблема. И тут мы должны, как мне кажется, обратить внимание на то, что делает Facebook. А Facebook, как мы знаем, внедряет какие-то очень специальные, основанные на нейросетях, возможно, механизмы блокировки фейковых новостей.
Павел Алашкин:
Да, есть такая.
Дмитрий Главацкий:
И это очень здорово, потому что, как бы здорово, что они опомнились и решили пофильтровать немножко интернет-пространство.
Павел Алашкин:
Но, ты знаешь, они как-то поздно опомнились, мне кажется. Вначале все эти фейковые новости появились в Facebook, потом все начали их хайпить, что называется: что же, господа, происходит? А потом все сразу: ой, как это плохо. И начали делать, действительно, вот эти механизмы.
Дмитрий Главацкий:
Ну хорошо, что они хоть как-то отреагировали.
Павел Алашкин:
А может быть, это все звенья одной цепи?
Дмитрий Главацкий:
Чтобы что?
Павел Алашкин:
Чтобы фейковые новости.
Дмитрий Главацкий:
То есть ты думаешь, что просто нужда в них уже отпадает постепенно.
Павел Алашкин:
Ну, в общем, да. То есть, в принципе, как бы ведь это, действительно, инструмент влияния на неокрепшие и окрепшие головные мозги, так скажем.
Дмитрий Главацкий:
Или, может, народ начал просто более внимательно относиться к источникам, проверять их?
Павел Алашкин:
Что-то я в этом сомневаюсь. Вообще, это, знаешь, мне кажется, эта тема очень связана с темой низкокачественности вообще средств массовой информации, то есть как бы уровнем подачи, уровнем профессионализма. Я вообще про это, я помню, мы про это говорили еще год назад, когда я здесь был, то есть мы делали отдельную передачу, которая была как раз посвящена уровню средств массовой информации и о том, что они вот реально падки на жареные факты, так скажем, желтизна.
Дмитрий Главацкий:
Да-да. И с Пашей Лосевым мы тоже это обсуждали здесь. Мы говорили про онлайн-журналистику, про журналистику момента, про социальные сети – как новую журналистику, возможно. Ну, там разные мнения высказывались, но само по себе, да, примерно о том и речь шла, что качество журналистики сейчас, особенно новостной журналистики.
Павел Алашкин:
Низкое.
Дмитрий Главацкий:
Сейчас довольно низкое. Но, во-первых, с одной стороны, время такое, возможно. С другой стороны, на пятки, что называется.
Павел Алашкин:
Ну да.
Дмитрий Главацкий:
Официальным журналистам, профессиональным, скажем.
Павел Алашкин:
Профессиональным, да.
Дмитрий Главацкий:
Наступают те самые блогеры, флогеры.
Павел Алашкин:
Каналеры.
Дмитрий Главацкий:
И прочие каналеры, да.
Павел Алашкин:
Вот у меня, кстати, будет потом. Давай, Дим, вначале твою, наверно, какую-то новость интересную, да? Итог 2017 года. А потом я как раз про каналеров расскажу.
Дмитрий Главацкий:
Да, знаешь, я поговорил бы, в том числе не только о тех темах, которые чисто в Интернете происходили, но я бы просто вспомнил, может быть, не столь пространно, о том, что в 2017 году еще волновало умы, в том числе интернет-пользователей. К легким темам перейдем. Например, такая вещь как спиннер. Помнишь?
Павел Алашкин:
Спиннер, конечно. Это любимая игрушка моей дочери.
Дмитрий Главацкий:
В 2017 году. Это тот самый случай, когда резкий взлет популярности какой-то ерунды, как, помнишь, этих покемонов ловили в 2016 году?
Павел Алашкин:
Да-да.
Дмитрий Главацкий:
А в 2017 спиннеры появились. И так же точно они, как ты замечаешь, наверно, уже плавненько-плавненько сходят на нет.
Павел Алашкин:
Ты знаешь, Дим, можно я здесь ремарку внесу? Ты знаешь, я согласен, вот аналогия с покемонами стопроцентная.
Дмитрий Главацкий:
Или с Донцовой можно (…14:22) тоже.
Павел Алашкин:
Я, кстати, помню, когда делали год назад итоги.
Дмитрий Главацкий:
Мы говорили про покемонов.
Павел Алашкин:
Покемоны там были. Тут, понимаешь, что касаемо спиннеров, у меня маленькая дочка, поэтому эта тема мне актуальна. Поэтому как бы, понимаешь, с одной стороны, может быть, она и спадает, но, так скажем, мое информационное окружение говорит о том, что это прямо хорошая игрушка, вечно актуальная.
Дмитрий Главацкий:
Да. Но мой сын, вот ему было 4 года – он его крутил, сейчас 4,5 – уже не крутит.
Павел Алашкин:
Ну, может, он наигрался просто?
Дмитрий Главацкий:
Да, так же точно, как и мы все, понимаешь?
Павел Алашкин:
В общем, да.
Дмитрий Главацкий:
Никакой разницы нет.
Павел Алашкин:
Слушай, а я до сих пор не понимаю, какой психотерапевтический эффект в этих спиннерах был? То есть говорили, что он как-то успокаивает. Как – не знаю.
Дмитрий Главацкий:
Дело в том, что да. Ну, научно обоснованные всякие тексты говорят о том, что сочетание ощущения от вращения и равновесия, в котором он пребывает, пока вращается, и также долготы этого вращения, то есть это как бы некая стабильность, которая входит, что называется, напрямую через ощущения в организм, и снимает стресс таким образом.
Павел Алашкин:
Ага, понятно.
Дмитрий Главацкий:
То есть эта игрушка не просто для созерцания и погружения в себя, а еще и для снятия стресса. И это подтверждается какими-то научными изысканиями. Ну, естественно, мы не будем сейчас об этом говорить.
Павел Алашкин:
Да, ну, спиннеры – вещь, да.
Дмитрий Главацкий:
Тем не менее, хайп был налицо совершенно. И они были, какие только они ни были, и сколько только они не стоили – от 100 рублей до, условно, 100 000 рублей. Они были какие-то, значит, в стразах Swarovski, условно говоря.
Павел Алашкин:
Да, были такие, я их даже видел.
Дмитрий Главацкий:
Самый маленький спиннер был диаметром менее сантиметра, то есть выпускаемый фабричным образом.
Павел Алашкин:
Это для кого же это было?
Дмитрий Главацкий:
Ну это такая, знаешь, сувенир, смешной сувенир для любителей необычных подарков. Ну и, соответственно, единого мнения-то у экспертов до сих пор нет, но это уже такой постфактум анализ. А в принципе, уже особо. Даже, кстати, депутаты Госдумы предлагали запретить продажу спиннеров в России.
Павел Алашкин:
А они-то чем это обосновывали?
Дмитрий Главацкий:
Понятия не имею. Ну ты знаешь, наша Госдума, она довольно интересная.
Павел Алашкин:
Ну, я ее особо не знаю. Но могу узнать. Если, так скажем, общественность скажет: «Паша, иди узнай Госдуму» – я готов баллотироваться по одномандатному округу.
Дмитрий Главацкий:
Довольно интересные инициативы у нас исходят из стен Государственной Думы.
Павел Алашкин:
То есть они там тоже решили?
Дмитрий Главацкий:
Это была одна из инициатив.
Павел Алашкин:
Слушай, ну, ты знаешь, как бы я думаю, может быть, не в рамках этой передачи это дело комментировать.
Дмитрий Главацкий:
Давай не будем.
Павел Алашкин:
Не будем о грустном.
Дмитрий Главацкий:
Давай дальше. Давай дальше. Что у нас?
Павел Алашкин:
Про каналеров. Давай про каналеров?
Дмитрий Главацкий:
Вот, про каналеров.
Павел Алашкин:
Про каналеров. Хорошее, смешное слово – «каналеры». Про что речь-то? Это, вообще, про Telegram. То есть, в принципе, безусловно, мессенджер года – это Telegram. Однозначно совершенно.
Дмитрий Главацкий:
Это само собой, конечно. И самый скандальный и самый быстрорастущий.
Павел Алашкин:
Однозначно, да. То есть, собственно говоря, здесь фигура Павла Дурова – она прямо вообще вот в точку. И, что называется, здесь его и опыт, и его умение преподнести, и вообще все.
Дмитрий Главацкий:
И одиозность его.
Павел Алашкин:
И одиозность, да. То есть здесь все играет на популярность этого, собственно говоря, как канала, так и, собственно, самой персоны.
Дмитрий Главацкий:
Конечно.
Павел Алашкин:
Ну и так, если вот пробежаться по событиям, которые связаны были с Telegram и с самим Пашей, с Павлом Дуровым, то есть все помнят и фотографии Павла Дурова и, собственно говоря, и постоянную блокировку Telegram.
Дмитрий Главацкий:
Ну, разговоры о блокировке, скажем так.
Павел Алашкин:
Да, то есть этих разговоров было, наверно, три или четыре, мне кажется, за год.
Дмитрий Главацкий:
И вот сейчас новые начинаются.
Павел Алашкин:
Да. То его, значит, блокируют в России, то его блокируют в Иране, то в Индонезии его заблокировали. Постоянно идут какие-то всплески про Telegram. Про него невозможно забыть. Во-первых, сам продукт, в общем-то, неплохой, прямо скажем. Он, действительно, реально хороший мессенджер, ничего не скажешь.
Дмитрий Главацкий:
Но он, насколько я понимаю, по итогам 2017 года – самый быстрорастущий.
Павел Алашкин:
Да, и он быстрорастущий. Но почему быстро растет? В том числе и потому что происходят вот такие вот информационные поводы, возникают постоянные всплески.
Дмитрий Главацкий:
Ты думаешь, поэтому? Насколько я знаю, он прирастает не только российскими пользователями, а даже, скорее, больше зарубежными.
Павел Алашкин:
Да, Дим.
Дмитрий Главацкий:
А для них-то наши все эти блокировки не важны.
Павел Алашкин:
Безусловно. Я просто думаю, что Павел Дуров – человек богатый, влиятельный и с головой. Поэтому, соответственно, ровно такие же всплески идут точечно на разных рынках.
Дмитрий Главацкий:
Не исключено.
Павел Алашкин:
Просто мы обсуждаем те события, которые были упомянуты здесь, у нас в России. Поэтому как бы, безусловно, Telegram – это мессенджер года. Хотя, я хочу сказать, то есть вот про каналеров. То есть, грубо говоря, популярность канала в Telegram, по мнению некоторых, она сравнима с популярностью медиа уже.
Дмитрий Главацкий:
Так и есть.
Павел Алашкин:
Но здесь как бы есть такой момент, как бы не с каждым медиа, безусловно. Потому что я взял, например, просто статистику и посмотрел популярность самых (ну, прям вот все открыто) ведущих каналов в Telegram. Ну вот, так, короче, ну, конечно, может, у меня данные какие-то старые попались, но тем не менее, смотри. Вот есть канал «Бывшая» так называемый. У него один пост просматривают 290 000 товарищей. То есть, грубо говоря, 300 000 пользователей – там суточная аудитория, по сути. Если взять статистику той же Lenta.ru, к примеру, которая. Я, честно говоря, хотел про Lenta.ru отдельно сказать. Мне, честно говоря, жаль издание, но тем не менее. То есть если взять Lenta.ru, или РИА.
Дмитрий Главацкий:
Сравнимые порядки.
Павел Алашкин:
Они сравнимы, но не досягаемы. То есть у Lenta.ru и у РИА – там значительно больше. И у РБК больше, в общем-то, количество просмотров.
Дмитрий Главацкий:
Но порядок сравнить можно.
Павел Алашкин:
Но порядки, в общем.
Дмитрий Главацкий:
Более того, ты же понимаешь, что Lenta.ru и РБК – все-таки это контент, это журналистика.
Павел Алашкин:
А там тоже контент.
Дмитрий Главацкий:
В канале «Бывшая» нет контента. Там есть какие-то короткие, смешные, дурацкие сообщения, и все.
Павел Алашкин:
Слушай, ну, хорошо, есть медиа, так скажем, которые со смешными какими-то постами. Их же тоже полно. И там тоже, в общем, можно посмотреть статистику.
Дмитрий Главацкий:
Их читает на порядок меньше людей.
Павел Алашкин:
Ну окей, ладно. В общем, короче, я не буду здесь спорить. Просто я про то, что как бы это явление есть. Это, безусловно, важно, и это надо отметить, то есть рост прям вообще. Дима, а у тебя есть канал в Telegram?
Дмитрий Главацкий:
У меня нет канала в Telegram. Я пока не понимаю, что мне с ним делать. Как только пойму – сразу появится.
Павел Алашкин:
Я иногда думаю про эту тему. Например, очень много наших общих знакомых завели эти каналы в Telegram.
Дмитрий Главацкий:
Да, у меня много знакомых.
Павел Алашкин:
Которые рассказывают там про бизнес, про вина, про что-то еще.
Дмитрий Главацкий:
У меня есть приятель, который рассказывает о своей жизни в Израиле. Вот он переехал недавно. Ведет трансляцию.
Павел Алашкин:
Ну да, это же получается, что раньше, собственно говоря, мы бы все это делали в «ЖЖ», условно, когда-то это было. Когда это было? Давно это было.
Дмитрий Главацкий:
Давно это было.
Павел Алашкин:
Ну неважно.
Дмитрий Главацкий:
«ЖЖ» уже практически мертвый.
Павел Алашкин:
Да, то есть раньше вся эта контентщина была в «ЖЖ», потом перешла, допустим, в Facebook, во «ВКонтакте», сейчас это Telegram. И здесь возникает вопрос: а не мода ли это? То есть, в принципе, понимаешь, я так считаю, с точки зрения сервиса, удобнее постить, наверно, все же в «ЖЖ» большие тексты.
Дмитрий Главацкий:
Ты прав абсолютно. Тут дело в том, что Telegram – это все-таки канал для другого, не для больших текстов и не для вдумчивого чтения. Telegram – это канал для публикации сиюминутных новостей, которым мал формат «Твиттера», например.
Павел Алашкин:
Ну чем там? Почему не в Facebook тогда?
Дмитрий Главацкий:
Потому что в Facebook очень захламленная лента.
Павел Алашкин:
Но ведь ее же можно отфильтровать, в принципе.
Дмитрий Главацкий:
Почти никто этим не занимается.
Павел Алашкин:
Ну да, это другой разговор.
Дмитрий Главацкий:
Facebook – это баз такой, вот он, вокруг тебя что-то происходит, какие летают эти события, как пчелки, сообщения. Ты какое-то увидел, какое-то не увидел. И если ты его не увидел – ты уже о нем не узнаешь.
Павел Алашкин:
Ну это да.
Дмитрий Главацкий:
А здесь каналы четко распределены по тематикам. Ты можешь совершенно спокойно увидеть, сколько новых сообщений в каком канале и почитать их спокойно.
Павел Алашкин:
Слушай, ну есть же тематические группы в Facebook, к примеру, тоже ведь, в принципе, из той же петрушки. То есть, грубо говоря, есть группы про автомобили или про те же вина. Хотя про вина не знаю, но про автомобили точно есть. Я просто в том плане, знаешь, меня терзают смутные сомнения, как говорится, что сейчас даже, через, допустим, год-два появится что-то другое и все эти каналы из Telegram переплывут в другую какую-то форму.
Дмитрий Главацкий:
Очень может быть. Ну есть, все равно есть разница функциональная между Facebook и Telegram, безусловно.
Павел Алашкин:
Безусловно, да.
Дмитрий Главацкий:
Но мне нравится то, что Telegram хорошо отделяется от общего социального фона.
Павел Алашкин:
Да, ну то есть опять же это просто грамотный маркетинг, получается.
Дмитрий Главацкий:
Да, безусловно. В этом смысле Дурову нет равных.
Павел Алашкин:
То есть фигура Павла Дурова здесь играет роль, так скажем, направляющего и вперед смотрящего.
Дмитрий Главацкий:
Драйвера, да. И он, конечно, молодец, безусловно.
Павел Алашкин:
Давай мы ему привет передадим?
Дмитрий Главацкий:
Давай.
Павел Алашкин:
Большой привет передали!
Дмитрий Главацкий:
Да, от нас, от радио Mediametrics, от Павла Алашкина и Дмитрия Галавацкого, от всех нас, включая лучший погодный сайт Gismeteo.ru, мы передаем привет Павлу Дурову, желаем ему успехов! И надеемся на то, что он нас еще немало будет радовать своими продуктами и, может быть, какими-то новыми идеями.
Павел Алашкин:
Тут же еще, понимаешь, тоже вот интересный вопрос. То есть как бы есть вопрос денег, монетизации. То есть понятно, как монетизируется сайт. Там есть четкие рекламные позиции. Как монетизируется канал в Telegram? Это только платные посты.
Дмитрий Главацкий:
Разумеется.
Павел Алашкин:
То есть функционал просто в разы ниже.
Дмитрий Главацкий:
Тут же «Бывшую» уже, по-моему, продали. Нет?
Павел Алашкин:
Да бог с ней. Все интернет-проекты тоже покупают, перепродают. Это неважно. Просто я в том плане, что количество инвентаря на любом интернет-сайте, в любой социальной сети и в канале, неважно, Telegram, или, может, что-то другое, – разница очень большая.
Дмитрий Главацкий:
Безусловно, так и есть.
Павел Алашкин:
А так как денег все же хотят, то, видимо, логично, что там появятся баннеры.
Дмитрий Главацкий:
В Telegram-то?
Павел Алашкин:
Ну да.
Дмитрий Главацкий:
Ну это будет началом конца, я думаю, Telegram как самого быстрорастущего мессенджера.
Павел Алашкин:
Мы отличный план продумали, да? Сейчас Павел Дуров сидит и говорит: «Вот ни за что так не делайте, как вот эти говорят. Ни за что!»
Дмитрий Главацкий:
Ну мы будем надеяться, что нас услышали.
Павел Алашкин:
Конечно, услышали. Нас же все слышат. 6,5 тысяч человек сейчас.
Дмитрий Главацкий:
Еще одним трендом года, как мне кажется, стали, скажем так, это уже немножко из другой области, как я сегодня выступаю – не в мейнстриме, из области мобильных устройств.
Павел Алашкин:
IPhone.
Дмитрий Главацкий:
Я считаю, что в этом году, да, флагманы мобильной индустрии порадовали нас суперфлагманами своих брендов.
Павел Алашкин:
Однозначно.
Дмитрий Главацкий:
Apple вообще выступила, как никто не ожидал. Она выпустила сразу два флагмана в одном пакете. Восьмерка и десятка. На мой взгляд, это что-то для Apple невероятное. Они раньше всегда выпускали один новый продукт – новый iPhone. Он был всегда один. За ним следом выпускался какой-нибудь S.
Павел Алашкин:
Да-да.
Дмитрий Главацкий:
Ну вот как было вплоть до шестерки, а-а-а, и до семерки даже тоже.
Павел Алашкин:
И семь S, да.
Дмитрий Главацкий:
Ну, правда, 6 и 6 Plus. Но это один и тот же аппарат, просто в разных размерах. А тут внезапно сначала 8, а потом вдруг – бац! и iPhone X. И совершенно, абсолютно новый, абсолютно другой, с другим экраном, с другим принципом, без кнопки. В общем, потрясающая история. Естественно, все фанаты Apple в жуткой радости на эту тему. Я просто вокруг себя их наблюдаю. И люди в совершеннейшем восторге, их не останавливает ни регулярно на холоде тормозящий, отключающийся экран, ни там что-нибудь еще, какие-то мелкие огрехи в, возможно, первой партии этих аппаратов. Но, конечно, это явление на рынке.
Павел Алашкин:
Согласен с тобой абсолютно. И, знаешь, мне кажется, что здесь очень много заложено еще маркетинговых ходов. Смотри, они сделали 8, сделали Х, который вроде десятка. То есть у них есть как бы – раз! козырь из рукава – девятый. Прям так неожиданно: а вот мы его забыли проанонсировать.
Дмитрий Главацкий:
Девятого, я думаю, уже не будет.
Павел Алашкин:
Ну это я шучу так, конечно. Я им подсказываю ходы, может быть, в какой-то степени.
Дмитрий Главацкий:
Слушайте, слушайте.
Павел Алашкин:
Да-да. Ну вот, а так, вообще, то, что они поменяли стратегию, ну то есть как бы, действительно, вот то, что ты описывал, – это говорит о том, что есть порох в пороховницах.
Дмитрий Главацкий:
Да.
Павел Алашкин:
Потому что они, в принципе, сделали нестандартный шаг и, в общем, наверно, выиграли, потому что у меня. То есть я десятку только, я, конечно, так крутил в руках, или Х который.
Дмитрий Главацкий:
Я тоже. Ну как бы очень странный для меня продукт. Пока я не понимаю.
Павел Алашкин:
Нет, он такой, как сказать, он притягательный. Он как продукт из будущего, мне кажется.
Дмитрий Главацкий:
Ну что-то такое, да.
Павел Алашкин:
Это вот такой, знаешь, засланец такой вот из будущего, который как бы, вот на него смотришь и понимаешь: через десять лет все будут ходить с такими аппаратами, а сейчас такой только у меня, условно. И цена у него соответствующая, в общем-то.
Дмитрий Главацкий:
Ну, возможно, ты и прав. И они таким образом сегментируют уже аудиторию внутри своих преданных фанатов.
Павел Алашкин:
Ну да.
Дмитрий Главацкий:
То есть как бы те, кто пока не готов на радикальные изменения пользовательского поведения и опыта, приобретают восьмерку, а те, кто самые-самые новаторы, они побежали купили Х.
Павел Алашкин:
Ну да.
Дмитрий Главацкий:
И теперь, значит, действительно, как ты говорил, ходят и гордятся, что они из будущего.
Павел Алашкин:
Из будущего, да. И, знаешь, здесь меня еще всегда несколько забавляло, так скажем, то, что при этом компания Apple проводит достаточно нормальные такие рекламные компании. То есть, в принципе, как бы сам аппарат настолько хорош, что он сам себя рекламирует. Потому что про него сразу все начинают писать, про него начинают обсуждать, идет какой-то постоянный гвалт вокруг этих iPhone. И еще вдобавок ко всему вот эти вот совершенно какие-то, вот эта вот наружка – она невменяемая, на мой взгляд, то есть она дебильная, вот по-другому не сказать. Когда вот он просто сфотографирован и все как бы, и написано iPhone, все.
Дмитрий Главацкий:
Ну ты же понимаешь, что это послание тем, кто и так является, ну, как бы фанатом бренда.
Павел Алашкин:
А в чем он заключается? Я не понимаю. То есть в чем послание?
Дмитрий Главацкий:
Вышел новый аппарат. Вышел новый iPhone.
Павел Алашкин:
Ну так, нет, все уже про это знают. Все уже знают, что вышел новый iPhone, что он Х, что он без рамок.
Дмитрий Главацкий:
Правильно. А после этого ты ходишь по городу, и тебе постоянно об этом напоминают.
Павел Алашкин:
Слушай, ну, понимаешь, я вот это воспринимаю как очень грубую работу, потому что. Объясню, в чем смысл. Для меня iPhone – это такая вершина, в том числе дизайнерской мысли. Он реально очень красивый. Там клевое юзабилити, совершенно потрясающее, там вообще все очень клево, все на уровне. Поэтому, соответственно, как бы и рекламная компания, которую они делают, она тоже должна этому соответствовать. То есть не просто какие-то кондовые изображения, а что-то продуманное, с какой-то концепцией, то есть хотелось бы, чтобы рекламная компания Apple (внешняя, наружная) – это было продолжением самого iPhone, а некой какой-то вот, какая-то подделка. Вот я это воспринимаю как подделку.
Дмитрий Главацкий:
Я тебя понимаю. Ну, тут я могу только ответить, что наверняка в маркетинговом отделе Apple сидят далеко не идиоты.
Павел Алашкин:
Однозначно совершенно, да.
Дмитрий Главацкий:
Которые наверняка делают все это не просто из-за того, что у них нет новых идей.
Павел Алашкин:
А потому что потом это будут обсуждать, и вот мы это обсуждаем.
Дмитрий Главацкий:
Да. А потому что это отличается от того, что делают другие. Ты нигде ни про один мобильный флагман, кроме Apple, мне кажется, не сможет найти такую компанию, которая бы основывалась просто на его изображении, и все. Новый. Все, больше ничего. Кто угодно, Samsung, Huawei, ASUS даже тот же самый, хотя он далеко не в тренде, они все говорят о свойствах и каких-то, ну, передовых сторонах своих аппаратов, как-то либо к технологиям, либо к материалам, либо еще к чему-то апеллируют, а Apple нет.
Павел Алашкин:
Слушай, знаешь, с другой стороны, здесь же я-то говорю про наружку, вот которая везде висит.
Дмитрий Главацкий:
Я тоже про нее.
Павел Алашкин:
Потому что, например, телевизионная реклама iPhone – она совершенно нормальная.
Дмитрий Главацкий:
Да.
Павел Алашкин:
Да и нативочка у них очень красивая, ну и вообще то есть, а вот это вот соревнование, которое возникает между Samsung и Apple, когда одни такую рекламу запускают, другие – такую, и это целые телефильмы уже, по сути. То есть, не знаю, мне показалось, что просто вот эта наружная реклама не соответствует высокому уровню iPhone.
Дмитрий Главацкий:
Ну, задумайтесь люди из Apple, задумайтесь. Павел Алашкин высказал интересную мысль, возможно, имеет смысл.
Павел Алашкин:
Ну это мое мнение, с ним же можно не согласиться.
Дмитрий Главацкий:
Кстати, заметь, что компания Nokia, например, в 2017 году, в прошлый раз мы завели речь про производителей телефонных аппаратов, мне лично запомнится своим гениальным, как мне кажется, ходом, который позволил ей еще немного удержаться на плаву, что, впрочем, не позволило ей даже выплыть. Они же, ты помнишь, да, что они перевыпустили 3310? Легендарный аппарат.
Павел Алашкин:
Да, кстати.
Дмитрий Главацкий:
Причем его раскупили в российских ритейл-сетях за сутки.
Павел Алашкин:
Да, мне рассказывали.
Дмитрий Главацкий:
После этого даже у перепродавцов, которые брали некие партии, возможно напрямую, там полусерым образом, он тоже кончился, за следующие сутки. При том, что это уже был как бы новый аппарат совершенно, с разными цветами, с цветным дисплеем, даже с камерой.
Павел Алашкин:
Да.
Дмитрий Главацкий:
Но, конечно, причем, еще я помню, пользователи возмущались, ну не возмущались, а так как бы подшучивали, что зря не сделали его. Он стоил, что-то такое, 3990 рублей. Возмущались: почему не сделали 3310? Это же (…32:00).
Павел Алашкин:
Кстати, да. Это абсолютно правильное замечание.
Дмитрий Главацкий:
Это было бы очень круто, но тем не менее вот, понимаешь, там и две SIM-карты в нем, и цветной дисплей. Но фактор ровно такой же – легендарная Nokia 3310. Тоже маркетинговый ход.
Павел Алашкин:
Абсолютно, да. Дим, и ты знаешь, мне кажется, этот пример можно было бы даже, ну, как бы приводить сразу. То есть все эти iPhone, и, так скажем, возвращение Nokia. Ну, можно судить: получилось оно, не получилось. По-разному можно судить, я думаю.
Дмитрий Главацкий:
Согласен. Посмотрим, что будет дальше.
Павел Алашкин:
Ну что, давай дальше?
Дмитрий Главацкий:
Давай что-нибудь еще.
Павел Алашкин:
Давай, да. Ну что, начали что-нибудь такое веселенькое? Или, так скажем, по серьезному? Давай по веселому что ли пойдем. Рекламодатели года – компания «Burger King». Это однозначно совершенно.
Дмитрий Главацкий:
В Интернете?
Павел Алашкин:
В Интернете, конечно.
Дмитрий Главацкий:
Так, интересно.
Павел Алашкин:
Нет, ты знаешь, нет, подожди, не в Интернете – даже вообще. То есть вообще о чем речь? Речь идет о подходе. То есть я хочу сказать. Я вообще снимаю шляпу перед отделом маркетинга компании «Burger King» – насколько они свежо, интересно, остро и актуально проводят рекламные компании своего бренда, какие они прекрасные придумывают информационные поводы для того, чтобы раскрутить свой бренд. Например, «руссиано». Помнишь эту историю, да?
Дмитрий Главацкий:
Да.
Павел Алашкин:
Когда Медведев: ««Американо» нам не надо, почему не «руссиано»?» На следующий же день «Burger King» – «руссиано».
Дмитрий Главацкий:
На следующий день во всех «Burger King».
Павел Алашкин:
Это блестяще. Понимаешь? Вот это пример того, как огромная компания, она же большая, она умеет гибко и быстро реагировать. То есть я считаю, что там вот. То есть всему отделу маркетинга и руководству компании надо ставить большой жирный «5+», то есть вот на это надо ориентироваться. То есть именно по скорости реагирования и придумыванию каких-то поводов. И по смелости. Потому что если вспомнить те креативы, которые они запускали – они же очень спорные, ну, то есть грубо говоря.
Дмитрий Главацкий:
На грани фола.
Павел Алашкин:
Они все, да.
Дмитрий Главацкий:
Как Aviasales общепита такой.
Павел Алашкин:
Да, то есть там, ну, я не знаю, то есть я даже не хочу это сейчас вспоминать. На мой взгляд, они неприличные.
Дмитрий Главацкий:
Некоторые из них да.
Павел Алашкин:
Прямо скажем, на грани фола, пошлые, прямо скажем.
Дмитрий Главацкий:
Но они бью прямо точно в аудиторию.
Да. То есть я думаю, что в информационной схватке «McDonalds» – «Burger King» «Burger King» стопудово выиграл.
Дмитрий Главацкий:
Однозначно, согласен.
Павел Алашкин:
Вот однозначно, поэтому. И здесь во многом именно благодаря находчивости и смекалке людей, которые там работают.
Дмитрий Главацкий:
А ты помнишь, слышал, как они гвоздь-то вколотили в итоге в это соперничество?
Павел Алашкин:
Слушай, я не знаю, может, слышал.
Дмитрий Главацкий:
Во время показов художественного фильма «Оно».
Павел Алашкин:
А-а-а, да-да.
Дмитрий Главацкий:
Про клоуна. Они подсветкой на темный экран давали, значит, такой пузырь с надписью: «Вот поэтому не надо доверять клоуну». Писали со своим логотипом.
Павел Алашкин:
Да-да, то есть вот они постоянно что-то придумывают.
Дмитрий Главацкий:
Молодцы.
Павел Алашкин:
И я думаю, что, так скажем, может, они кого-то из КВНщиков взяли, вот, кстати.
Дмитрий Главацкий:
Знаешь, похоже. Ну, по крайней мере, у человека явно такой же.
Павел Алашкин:
То есть мозг вот прям работает.
Дмитрий Главацкий:
Юмористический, клиповый тип мышления и быстрая реакция, согласись?
Павел Алашкин:
Да. Поэтому, соответственно, как бы вот рекламодатели. Ну, то есть можно, конечно, говорить, есть другие хорошие компании с огромными бюджетами, прекрасными (…35:07). Но, так скажем, с точки зрения подачи своей рекламы.
Дмитрий Главацкий:
Да, согласен.
Павел Алашкин:
С точки зрения построения стратегии маркетинга и продвижения бренда однозначно надо «Burger King» отметить.
Дмитрий Главацкий:
Да, такой маркетинг момента в чистом виде.
Павел Алашкин:
Маркетинг момента, однозначно, Дим, правильно, да.
Дмитрий Главацкий:
Вот как Aviasales делает в соцсетях, так же точно и «Burger King» себя продвигает.
Павел Алашкин:
Да, именно так.
Дмитрий Главацкий:
Вот, кстати, по поводу юмора и хайпа в 2017 году, нельзя не вспомнить про Ждуна.
Павел Алашкин:
Павел Алашкин:
Да, это точно.
Дмитрий Главацкий:
Голландская художница сделала эту скульптуру. И причем в оригинале он называется не «Ждун», мало кто знает, он называется «Homunculus loxodontus» («человек-слон» – на латыни). И символизирует ожидание, то есть он, действительно, Ждун – по смыслу. Покорное ожидание, причем, которое художница наблюдала у пациентов больницы, которые сидели в очереди.
Павел Алашкин:
Ну да.
Дмитрий Главацкий:
Его, естественно, немедленно сделали национальным символом России, повыпускали кучу нелегальных, ну и, может быть, часть легальных, так сказать, сувениров. По-моему, у тебя даже такой есть.
Павел Алашкин:
Да, у меня стоит на столе Ждун.
Дмитрий Главацкий:
На рабочем столе, да. И это, конечно, потрясающе.
Павел Алашкин:
Ну да. И, причем, знаешь, я предлагаю, что вся эта хайпищина, хайп, будем по-модному говорить, что весь этот хайп только в России, то есть я так понимаю, что в других странах не возникло такого мема. И, вообще, есть ли мемы, вообще, в американском Интернете?
Дмитрий Главацкий:
Есть, конечно. Я не знаю, кстати, на счет Ждуна, получил ли он такую популярность среди интернет-юмористов в других странах, в других национальных и локальных Интернетах. Но вот факт, что в России это очень знаковый, скажем так, персонаж.
Павел Алашкин:
Он, да. Ты знаешь, мне кажется, он в какой-то степени очень симпатичен, так скажем, российскому менталитету.
Дмитрий Главацкий:
Абсолютно.
Павел Алашкин:
Потому что вот Ждун, то есть мы все чего-то ждем, что нам что-то кто-то принесет, что-то сделает, так скажем, вера в доброго царя. То есть вот эта вот история, она прямо такая российская.
Дмитрий Главацкий:
Очень близка российскому пользователю, да.
Павел Алашкин:
Да, поэтому, наверно, он у нас так и взлетел, что называется, интересно.
Дмитрий Главацкий:
Да, вероятно, возможно, поэтому. Что еще было интересного?
Павел Алашкин:
Так, давай сейчас еще. Ну смотри, серьезную давай новость одну зарубим?
Дмитрий Главацкий:
Давай серьезную.
Павел Алашкин:
То есть как бы реально серьезная история. Вот, смысл заключается в чем? Треть бюджетов российские рекламодатели в 2017 году тратят на digital. Это прекрасная новость. То есть таким образом Интернет становится ведущим рекламоносителем вообще в стране.
Дмитрий Главацкий:
Ну и в 2017 же году, не забываем, что Интернет впервые опередил телевизор.
Павел Алашкин:
Да, то есть, собственно, про это-то и речь идет, что если раньше рекламный бюджет в основном кушал телек.
Дмитрий Главацкий:
А Интернет догонял.
А Интернет догонял, то есть теперь мы его догнали и, соответственно.
Дмитрий Главацкий:
И перегнали.
Павел Алашкин:
И перегнали.
Дмитрий Главацкий:
И прекрасно.
Павел Алашкин:
И теперь, соответственно, как бы будет ли нас догонять телевизор – не знаю. То есть, в принципе, как бы я предполагаю, что развитие технологий уйдет в сторону слияния телевизора с Интернетом, то есть с онлайн-телевидением.
Дмитрий Главацкий:
Я бы сказал, поглощения телевизора Интернетом.
Павел Алашкин:
Я думаю, да. Вот будем так именно говорить.
Дмитрий Главацкий:
Это уже происходит.
Павел Алашкин:
Интернет поглощает телевизор, а не наоборот.
Дмитрий Главацкий:
Конечно.
Павел Алашкин:
Наши технологии войдут туда, и тогда уже, так скажем, может быть, будет какое-то, так скажем, еще дополнительное развитие.
Дмитрий Главацкий:
Ну да.
Павел Алашкин:
Но сейчас, по факту, Интернет – это ведущее с точки зрения рекламы медиа, которое поглощает вот эти вот деньги замечательные. И это хорошо.
Дмитрий Главацкий:
Ну мы уже видим, что и видеоконтент, теле-, видеоконтент в Интернете уже постепенно замещает телеконтент в телевизоре. Потому что я знаю, что многие. Ну, это, конечно, нерелевантная история, нерелевантная общему количеству и качеству аудитории в стране, и у телеканалов, и у интернет-сайтов, но тем не менее куча моих знакомых и друзей, если и смотрят телевизор, то его смотрят в digital.
Павел Алашкин:
То есть через телевизор?
Дмитрий Главацкий:
Да, через смартфоны и т.д.
Павел Алашкин:
Ой, через компьютеры, смартфоны и прочее.
Дмитрий Главацкий:
Да, именно так, через интернет-каналы. И это, в общем, как бы говорит нам о том, что рано или поздно телевидение все полностью перейдет в цифру.
Павел Алашкин:
Ну да, я думаю, что так оно и будет через какое-то время, конечно.
Дмитрий Главацкий:
И тогда это будет тоже Интернет. И тогда не надо будет бюджеты делить.
Павел Алашкин:
И будет один сплошной Интернет.
Дмитрий Главацкий:
На, условно, эфирные каналы и интернет-каналы. Все будет – Интернет.
Павел Алашкин:
Ну да, я думаю, что какое-то деление будет, более, наверно, какое-то хитрое. То есть как бы телевизор для большинства же – что это? Это просто экран. Большая коробка.
Дмитрий Главацкий:
Да.
Павел Алашкин:
На которой идет изображение. Бывают большие телевизоры, бывают маленькие телевизоры, поэтому здесь.
Дмитрий Главацкий:
Да, в итоге останется просто видеореклама (или дисплейная реклама), текстовая реклама, нативная реклама.
Павел Алашкин:
Да, ну и здесь немножко добавлю, что, конечно, если взять все эти деньги за 100 процентов, то, безусловно, подавляющее – это технологические продажи и видеореклама, то есть как раз вот видео. То есть почему мы догнали телевизор? Потому что видеореклама, которая готовилась для телевизора, она перекочевала в Интернет, ибо аудитория, которая, так скажем, в Интернете, ее просто стало больше.
Дмитрий Главацкий:
Ну либо больше, либо она стала качественнее.
Павел Алашкин:
Она больше, потому что, понимаешь, смотри, это же эволюция, то есть посмотри вот на людей молодых: они не смотрят телевизор – они смотрят Интернет.
Дмитрий Главацкий:
Я про качество, да, в этом смысле.
Павел Алашкин:
Поэтому, соответственно, за счет того, что новое поколение пребывает, пребывает, и оно пребывает именно в Интернет.
Дмитрий Главацкий:
Не в телевизор, ни в коем случае. (…40:51) так называемый.
Павел Алашкин:
Да, поэтому оно и растет. И поэтому неспроста корпорация «Mail.Ru» занимается, так скажем, стратегией президентских выборов в Интернете, то есть, по крайней мере, такая новость была, что они собирались заниматься эти вопросом. Я даже хотел это вынести, так скажем. И вообще, в принципе внимание государства к Интернету насколько стало более пристально все же, потому что умы-то как раз, в общем-то, там.
Дмитрий Главацкий:
К следующей новости переходим плавно.
Павел Алашкин:
Давай.
Дмитрий Главацкий:
Это хороший переход. К слову о корпорациях и о внимании государства и крупных брендов к Интернету и к его развитию. Мы же знаем, что в этом году хорошая компания «Rambler» понесла тяжелую утрату. Ее покинул Матвей Алексеев, который не просто покинул компанию «Rambler».
Павел Алашкин:
А куда он? В железо куда-нибудь покинул?
Дмитрий Главацкий:
Ушел в то самое АНО. Автономное некоммерческое, что-то такое. «Цифровая экономика».
Павел Алашкин:
А-а-а, а я знаю, это АНО, я знаю, что такое АНО.
Дмитрий Главацкий:
Да, которое основали представители крупнейших digital-брендов и которое, как мы знаем, призвано выполнить наказ Правительства и лично Дмитрия.
Павел Алашкин:
Анатольевича.
Дмитрий Главацкий:
Медведева нашего дорогого, да. О том, что экономику нужно срочно, быстро и качественно переводить на цифровые рельсы.
Павел Алашкин:
Это однозначно.
Дмитрий Главацкий:
И тут мы понимаем, что нас ждет не просто светлое будущее, а очень интересное светлое будущее, с разными замечательными свистелками и прочими историями.
Павел Алашкин:
Дуделками.
Дмитрий Главацкий:
Дуделками, да.
Павел Алашкин:
Слушай, ну, ты знаешь, я вообще, хочу сказать, что вот, опять же, то, что я в самом начале сказал, что вот идет перестроение рынка, в том числе и кадровое. Потому что сколько, вот, скажем, прям топовых людей из Интернета ушло в «Ростелеком» в тот же самый. Ведь огромное количество людей переходят в госструктуры, и своим опытом двигают всю эту историю дальше. Ну и, в общем-то, в принципе, правильно, потому что экономика рунета растет-растет-растет, и сколько там, подожди, доля чуть ли не 5% бюджета сейчас, да?
Дмитрий Главацкий:
Уже да, больше 3%, а это уже как бы значимые.
Павел Алашкин:
Существенные деньги.
Дмитрий Главацкий:
Да. В общем, я думаю, что АНО «Цифровая экономика» станет таким же кадровым пылесосом для отрасли, каким в свое время стали «Mail.Ru», «Яндекс», «Rambler» и прочие мегабренды.
Павел Алашкин:
Возможно, да. Может быть, так оно и будет. В принципе, 2018-19 года они должны в этом плане быть.
Дмитрий Главацкий:
Решающими.
Павел Алашкин:
Очень показательными. Посмотрим, чем все это дело закончится.
Дмитрий Главацкий:
Согласен. У нас осталось немножко времени, совсем чуть-чуть, для какой-нибудь смешной новости.
Павел Алашкин:
43. Слушай, ну я даже. Одну сказать, да? У меня есть, так скажем, то, что у меня осталось. Давай про видеоблогеров. Мы что про них говорили там, да?
Дмитрий Главацкий:
Дудь.
Павел Алашкин:
Дудь, да. То есть, в принципе, одним из трендов и явлений, чем запомнился этот год, – то, что видеоблогеры стали, многие видеоблогеры стали реально популярнее некоторых СМИ.
Дмитрий Главацкий:
Про Дудя все знают.
Павел Алашкин:
Слушай, я смотрел статистику: это вообще. То есть это просто потрясающе – сколько народу смотрит видеоблоги, просто.
Дмитрий Главацкий:
Я думаю, что когда Дудь возьмет видеоинтервью для своего видеоблога у президента РФ уважаемого.
Павел Алашкин:
Будущего.
Дмитрий Главацкий:
Ну, может, нынешнего. У него останется два пути. То есть его либо немедленно закроет Госдума, канал, ну, запретит, либо он станет новым СМИ официальным.
Павел Алашкин:
Да, они, по сути, по влиянию они как новые СМИ. Причем, главное, Дудь, ну то есть это отдельный, интересный, в общем, можно послушать взрослым людям.
Дмитрий Главацкий:
Да.
Павел Алашкин:
Но, знаешь, я посмотрел статистику, топ-10, так скажем, вообще, что популярно, какие видеоблогеры популярны – там, в общем-то, такая достаточно детская история. То есть это мультики, это, как сказать, это как игры проходятся. В общем, как бы.
Дмитрий Главацкий:
И Дудь.
Павел Алашкин:
И Дудь. Но, в любом случае, смысл-то в чем заключается? Что это просто явление.
Дмитрий Главацкий:
Растущее явление.
Павел Алашкин:
Растущее, да. И то, что сейчас основная аудитория вот этих YouTube-каналов – это подростки и дети. Ну потому что самый популярный YouTube-канал – это, сейчас скажу, называется «Ивангай». Это про игры.
Дмитрий Главацкий:
Я думаю, что смысл передач будет расти и развиваться вместе с аудиторией.
Павел Алашкин:
Да, со временем. Безусловно, да. Поэтому как бы это вот прям такая вот история очень интересная.
Дмитрий Главацкий:
Контент, да. Ну, окей. Все, у нас вышло время.
Павел Алашкин:
Мы не успели.
Дмитрий Главацкий:
Давай прощаться.
Павел Алашкин:
Давай.
Дмитрий Главацкий:
Спасибо вам, что были с нами. Спасибо Павлу Алашкину за то, что он через год наконец-то смог нас посетить. Мы очень рады и будем ждать его снова. А вам, уважаемые радиослушатели и зрители, хорошего вечера! Всего вам доброго! Оставайтесь с нами. Всего хорошего!
Павел Алашкин:
И да прибудет с вами сила, дорогие друзья!