Ольга Максимова:
Добрый вечер, Шоумастгоуон, с Вами Ольга Максимова. И сегодня у нас в гостях Александр Абрамович Друзь, самый известный телезнаток страны, магистр клуба «Что? Где? Когда?». Добрый вечер, Александр.
Александр Друзь:
Добрый вечер, Ольга, я не магистр клуба, я магистр игры. Это разница, почувствуйте её.
Ольга Максимова:
Спасибо большое, я учту это. Я кстати, когда готовилась к программе и посмотрела Ваши выпуски с Ургантом, я поняла, что нужно быть осторожным с каждым словом.
Александр Друзь:
Нет, это принципиальная разница. Магистр клуба и магистр игры, это всё равно, как милостивый государь и государь император. Примерно такая разница.
Ольга Максимова:
В каком году магистратура появилась?
Александр Друзь:
В 95-м, я - самый первый магистр.
Ольга Максимова:
Хотела у Вас поинтересоваться, очень странный вопрос, наверное, для начала нашего общения. Вы соблюдаете шаббат?
Александр Друзь:
Частично.
Ольга Максимова:
А он противоречит вообще, ведь, по идее, как сказать, участие в «Что? Где? Когда?», Ваша магистратура то, что Вы телезнаток, это Ваша работа или Ваше хобби?
Александр Друзь:
Это моё хобби. Потому что это не кормит.
Ольга Максимова:
Не кормит.
Александр Друзь:
Да. Это общественная работа, по определению общественная работа, это та работа, которая не приносит денег.
Ольга Максимова:
Подобрались сразу к интересной части нашего интервью, но я думаю, что всё-таки попозже немножко об этом поговорим. Но, в принципе, не противоречит законам шаббата участие в «Что? Где? Когда?».
Александр Друзь:
Не противоречит, поскольку, особенно сейчас, программа «Что? Где? Когда?» выходит по воскресеньям. Но я такой, я не очень ортодоксальный верующий, просто, когда есть возможность свечку зажечь, есть возможность, это должны делать женщины, как Вы знаете, наверное. Но вот когда девочки зажигают свечи, я присутствую. Не более. Я без кипы, видите, это лысина, а не кипа.
Ольга Максимова:
Спасибо, я догадалась. Хотела поинтересоваться насчёт Вашего детства. Прочитала я, что Вы были непослушным достаточно ребёнком.
Александр Друзь:
Нет, как раз, это где-то Вы вычитали странное такое, я был не непослушным, я был любознательным. Это, опять же, разница. А так вообще, был послушным. Мама всегда радовалась, что меня где поставишь, там я и стою.
Ольга Максимова:
Я слышала просто, читала, точнее, такую историю, что Вы намеренно опаздывали после прогулки минут на 20, на 30 для того, чтобы, очевидно, показать то, что Вы отделаетесь от своих родителей.
Александр Друзь:
Да нет, это какая-то странная история. Могли считать, что я опаздываю, но никаких принципиальных идей в этом опозданий не было. Я просто всегда по жизни опаздываю. Вот к Вам, редкий случай, приехал вовремя. Потому что от меня ничего не завесило, меня встретили, привезли. А так бы, если бы я сам добирался, я бы к Вам опоздал.
Ольга Максимова:
Да сегодня, кстати, погода нас не балует, поэтому большая, наверное, удача, что Вы добрались. Вы прилетели из Санкт-Петербурга, я так понимаю.
Александр Друзь:
Да, там такая же.
Ольга Максимова:
У вас сегодня здесь какие-то дела уже намечены в Москве, помимо эфира?
Александр Друзь:
Да, помимо Вашего эфира у меня здесь ещё есть дела.
Ольга Максимова:
Вот ещё какой вопрос по поводу Вашего образования. Вы после школы отправились учиться на техника-электрика, это верная информация?
Александр Друзь:
Да это абсолютно правильно.
Ольга Максимова:
Насколько это вообще было принято Вашей семьёй. Ведь, казалось бы, в еврейской семье, наверное, все родители хотели бы, чтобы их ребёнок получил сразу высшее образование, а Вы отправились получать среднее техническое. Мне кажется, что в те времена.
Александр Друзь:
Мы хотим разговаривать в этой плоскости, давайте. Естественно, в еврейской семье все родители хотят, чтобы ребёнок получал высшее образование. Только государство про это не знает, и оно не хотело бы, чтобы еврейские мальчики получали высшее образование в тех ВУЗах, куда их брать не должны. В результате я пошёл в тот ВУЗ, который, на ту специальность, куда еврейских мальчиков не брали лет 25, естественно, получил по сусалам и пошёл в техникум, чтобы откосить от армии.
Ольга Максимова:
Но потом Вам всё-таки удалось поступить.
Александр Друзь:
Но потому что я пришёл немножко в разум и поступал туда, куда берут.
Ольга Максимова:
Но по специальности Вы практически не работали или работали несколько лет, года три, если я правильно изучила.
Александр Друзь:
Нет, неправильно изучили материал. Я работал по специальности 16 лет. Так получилось.
Ольга Максимова:
То есть это параллельно с Вашей телевизионной деятельностью.
Александр Друзь:
Да, естественно. Я работал программистом, до, можно считать, что программист, это программист, до 96-го года официально, потом ещё программировал очень немного по мелочи. И где-то с 99-го я переключился, уже там получалось так, что я скорее телевизионный деятель, чем программист, а до этого было скорее я программист, чем телевизионный деятель.
Ольга Максимова:
А вот Вы сказали, что Вы пытались откосить от армии.
Александр Друзь:
Я не пытался, я откосил.
Ольга Максимова:
Вы откосили, а я видела просто у Вас на сайте Ваши фотографии в военной форме.
Александр Друзь:
Это как раз поэтому я и откосил. Это техникум, он был один из немногих техникумов с военной кафедрой. Понимаете, да, то есть по выходу из техникума я получал офицерское звание. Это не откос от армии, а получение, у нас была очень сильная военная кафедра в техникуме, это получение воинского звания, офицерского. Соответственно, в армию уже можно было не идти. И вот там, где я у себя на сайте, где я сфотографирован в форме, это я на военных сборах. Перед тем, как получить офицерское звание.
Ольга Максимова:
Там ещё вторая Ваша фотография, но я боюсь сейчас ошибиться и назвать и неправильно, с двумя мухоморами, или это были не мухоморы.
Александр Друзь:
Это не мухоморы, мы проходили, господь с Вами, это были такого нечеловеческого размера грибы, потому что сборы проходили в посёлке, я думаю, что он сейчас по-прежнему называется, Куликово, хотя я не проследил. У нас за Приозерском, там начинается погранзона, и там проходили как раз мои сборы. Когда мы ходили на тактические учения, поскольку там погранзона, там кого попало не пускают, там всегда было много грибов. И вот я набрал, по-моему, если не ошибаюсь, были подосиновики такие, вполне гигантских размеров, что и было запечатлено.
Ольга Максимова:
А Вы вообще грибник?
Александр Друзь:
А я вообще люблю походить по лесу.
Ольга Максимова:
То есть Вы любитель природы, соприкоснуться и пообщаться.
Александр Друзь:
Да, я не рыбак, не охотник, но вот ягоды, гуляя по лесу могу пособирать, грибы, если попадаются, могу пособирать.
Ольга Максимова:
А домашние животные? Не испытываете слабости.
Александр Друзь:
А что Вы имеете в виду?
Ольга Максимова:
Я имею в виду, нет у Вас любимой собачки, котика или, может быть, когда-нибудь был.
Александр Друзь:
Ольга, как бы это сказать, была бы розовые на Вас кофточка, мы бы начали разговор по-другому. Дело в том, что у меня есть кот, который тоже магистр игры «Что? Где? Когда?», ему 12 лет, мне его подарили в прямом эфире. Он до сих пор жив. Зовут Z Магистр Скимблшенкс Монами, полное имя, сокращенное Шон. Ну вот, у нас дома два магистра, так что с животными у меня всё хорошо. Мне его подарили на пятидесятилетие прямо в прямом эфире программы «Что? Где? Когда?».
Ольга Максимова:
Epic fail, я не видела, не в курсе этого факта.
Александр Друзь:
Вот видите, Вы не подготовились.
Ольга Максимова:
По поводу отборочного курса.
Александр Друзь:
Отборочного тура.
Ольга Максимова:
Отборочного тура, когда Вы стали участником этой игры «Что? Где? Когда?», хотела бы узнать, насколько это правда, что вопрос, который всем задавали, касался того, что крупнорогатый скот пасётся около железнодорожного.
Александр Друзь:
Коровы любят пастись на железнодорожном полотне, почему?
Ольга Максимова:
То есть это правда, почему, да, и Вы ответили, что их привлекает гудок паровоза.
Александр Друзь:
В том числе и это. На самом деле, там этот вопрос, когда нас отбирали, потребовали как можно больше версий дать различных качестве ответа на этот вопрос. Но там уже, устав придумывать какие-то самые разные версии, я, дойдя уже до ручки, до точки, я придумал такую версию, что коровы любят пастись на железнодорожной насыпи, поскольку гудок локомотива им напоминает рев быка. Чем, говорят, покорил съемочную группу, вообще, и Владимира Яковлевича Ворошилова, в частности. Это неправильный ответ.
Ольга Максимова:
На самом деле, это запах креозота, который издавали шпалы.
Александр Друзь:
Не запах, там не запах, там немножко по-другому. Шпалы, чтобы не гнили, были пропитаны креозотом, раньше, сейчас они бетонные, но вот когда шпалы деревянные, их до сих пор пропитывают креозотом. Соответственно, когда в жаркий день креозот этот испаряется, он отпугивает кровососущих насекомых, соответственно, коровы, чтобы им было легче жить, легче пастись, чтобы всякие оводы и прочие шершни их не жалили, они пасутся на железнодорожной насыпи, там, где есть возможность, эти шпалы лежат, пропитанные креозотом. Это теперь я так знаю.
Ольга Максимова:
Александр Абрамович, вопрос, как если бы на мне была розовая кофточка, хотя, я так понимаю, она и так нам не для Вас присутствует.
Александр Друзь:
Нет, на Вас прекрасная сова.
Ольга Максимова:
Да, я специально, между прочим, подготовилась.
Александр Друзь:
И это правильно, на мне тоже, но маленькая.
Ольга Максимова:
Ну так вот, у меня вопрос из головы тем временем уже выветрился. Мы отвлеклись. Хотела бы спросить по поводу азарта, ведь Вы же достаточно азартный человек.
Александр Друзь:
Да.
Ольга Максимова:
А у Вас появляется азарт в каких-то иных сферах?
Александр Друзь:
Конечно.
Ольга Максимова:
Может быть, Вам интересно ещё казино, ипподром. Или что-то ещё.
Александр Друзь:
Мне интересно, у меня азарт проявляется своеобразно. У меня азарт в том, что я то, что я делаю, должен сделать, как можно лучше. В этом мой азарт. Поэтому казино, да, если бывает, иногда можно сыграть. На ипподроме я не помню, по-моему, за всю свою жизнь был раз или два. Но даже не ставил. Главный азарт, это сделать как можно лучше то дело, которым занимаешься.
Ольга Максимова:
Тем временем, я вспомнила вопрос, который хотела Вам задать. Вас можно рассмешить?
Александр Друзь:
Да, конечно.
Ольга Максимова:
Вы часто смеётесь?
Александр Друзь:
Мне не часто, я смеюсь, когда смешно.
Ольга Максимова:
Кто Вас последний раз рассмешил, крайний раз?
Александр Друзь:
Последний раз меня рассмешила внучка старшая. Прошу прощения, старшая, внучка номер три. Старшая внучка от Марины.
Ольга Максимова:
У Марины сейчас появился ещё ребёнок?
Александр Друзь:
Да, у меня есть ещё внучка номер четыре.
Ольга Максимова:
Они живут в Америке сейчас?
Александр Друзь:
Конкретно сейчас они в Питере.
Ольга Максимова:
Просто обоих детей зовут не вполне русскоязычными именами, точнее, совсем не русскоязычными, у Марины именно.
Александр Друзь:
Да и у Инны тоже.
Ольга Максимова:
У Инны Алиса и Алина.
Александр Друзь:
У Инны Алисы и Алина. Тоже я бы не сказал, что это Иван да Марья.
Ольга Максимова:
Ну, не Иван да Марья.
Александр Друзь:
Но тоже, в общем, ну хотя бы они в обиходе. А этих двоих дают Энсли и Ронни.
Ольга Максимова:
А с чем это связано?
Александр Друзь:
Нравится.
Ольга Максимова:
Нравится, личный выбор?
Александр Друзь:
Да. Просто я был против, потому что, но кто меня будут спрашивать, я спросил, вот хорошо, Энсли, а как вы будете звать? Эня. Я говорю, а почему тогда не Анна. Потому что Энсли, это такое имя, относительно которого нет человека с плохим впечатлением. Есть человек с таким именем, от него только хорошее впечатление у родителей. А ещё, как мне сказали, Энсли, это означает по-шотландски, типа того, лужайкам лесу, красиво. Я сказал в ответ, что не знаю, как там по-шотландски, но, по-моему, по-занзибарски, Энсли означает «мои родители придурки», за что получил от жены мокрой тряпкой, и все разошлись довольные.
Ольга Максимова:
По-моему, Вы начали шутить.
Александр Друзь:
А Вы заметили, на 16-й минуте?
Ольга Максимова:
Да.
Александр Друзь:
Отлично. Ну да, в общем, начал. Минут 15 назад.
Ольга Максимова:
Мужской и женский мозг ведь различются, Вы сами об этом говорили.
Александр Друзь:
Нет, я не говорил, что мужской и женский мозг различаются.
Ольга Максимова:
Мышление.
Александр Друзь:
Я говорил, что различается способ мышления, это разные вещи. Способ восприятия мира различается.
Ольга Максимова:
А Вы когда дочерей воспитывали, Вы как-то учитывали вот эту разницу мышления у мужчин и у женщин?
Александр Друзь:
Естественно.
Ольга Максимова:
Я так понимаю, что Вы же их тренировали, их интеллект с самого детства.
Александр Друзь:
Можно я и так сказать, да.
Ольга Максимова:
Каким образом это учитывается?
Александр Друзь:
Я не тренировал их интеллект, я тренировал их играть в интеллектуальные игры. Это не совсем чисто целенаправленно тренировка интеллекта. Это тренировка целого комплекса качеств. Ну, подготовка интеллекта к такого рода деятельности тоже входит в тренировки. Так что можно сказать и тренировал интеллект тоже.
Ольга Максимова:
А можно у Вас немножко поподробнее узнать, потому что наши слушатели и зрители, они вряд ли когда-либо соприкасались именно с тренировочным процессом.
Александр Друзь:
На самом деле, это, как любой тренировочный процесс. Сначала идёт разминка на определённые группы мышц, условно говоря. Точно так же, как на какие-то качества. Допустим, на коммуникабельность, на взаимопонимание в команде, на креативность, ещё что-то. Для этого используются самые разнообразные салонные игры, не буду сейчас перечислять, чтобы не затягивать процесс. А потом, как в футболе, сначала потренировались, размялись, потом начинается игра. Ну и дальше вопросов много, вопросы разные, в мире каждый уик-энд проходит 2-3, а то и 4 турнира на разных вопросах. Сейчас можно, база данных вопросов практически бесконечна. Другое дело, что там много барахла всякого и вопросов не очень высокого качества, которые годятся для тренировки. Но это уже дело 10-е. Ну и, соответственно, можно тренировать умение играть в интеллектуальные игры примерно так же, как можно тренироваться играть в футбол.
Ольга Максимова:
А бывают совсем безнадёжные люди, которых невозможно натренировать. Ну такой вот дохляк, хилый человек, которому мышцы никак не накачать.
Александр Друзь:
Смотрите, ну вот аналогия с футболом меня очень греет, потому что в футбол играют все. В футбол играют все. Во дворе гонять мяч, мальчики точно, девочки по желанию. А играть на уровне сборной страны могут немногие. Я сейчас не говорю про нашу страну. Играть на уровне нашей сборной, наверное, ну ладно, не будем про нашу сборную, не надо о грустном. Но играть на уровне сборной футбольной страны могут немногие, их десятка два. Вот разница. Люди играть в интеллектуальные игры могут все, кто окончил школу, желательно, чтобы окончил без троек. Ну и с тройками, может быть, тоже возможно играть, просто там знания, конечно, не главное, но какие-то знания должны быть, потому что если ты не знаешь, как маму зовут, то ты в интеллектуальные игры вряд ли что-то покажешь. Ну, соответственно, кому-то бог дал играть на уровне высшем, кому-то бог не дал, тогда он может играть в каких-то таких, для своего удовольствия, будем говорить так. Футбол на улице или уже взрослые мальчики после 20 играют в футбол просто для удовольствия, размяться, для удовольствия погонять мяч. Вот такие игры тоже проходят у нас, в мире я имею в виду.
Ольга Максимова:
Но я правильно понимаю, что для того, чтобы играть в «Что? Где? Когда?» причём.
Александр Друзь:
Надо окончить школу без троек.
Ольга Максимова:
Без троек, для этого совершенно не обязательно обладать огромным кругозором, огромным спектром знаний.
Александр Друзь:
Кругозор желателен.
Ольга Максимова:
Желателен всё-таки.
Александр Друзь:
Спектр знаний, понимаете, это дело такое, весь вопрос, как ты этими знаниями умеешь пользоваться. Потому что есть некоторые люди, которые знают черти что, прорвой знаний обладают, но при этом не понимает ничего и этими знаниями воспользоваться не могут. То есть знать всё невозможно по определению, но какой-то разумный объём знаний не помешает. Но дальше весь вопрос в том, как из этих знаний получать новые знания при помощи определённых технологий за минуту в компании симпатичных тебе людей.
Ольга Максимова:
Насколько я понимаю, вопросы, которые требуют именно знаний, они считаются не очень качественными для Вашей игры.
Александр Друзь:
Естественно, нет, но там, понимаете, опять же, никто не знает, задали вопрос, к которому можно дойти логически путём, используя ассоциативное мышление и далее, далее, а дальше выясняется, что кто-то в команде просто тупо знает, о чем идёт речь. И все, все те ухищрения, вот это та ситуация, когда в игре, особенно в телевизионной это видно, когда игрок показывает большой палец, показывает, что ему знаком ответ на первой секунде. Это говорит о том, что то ли он знает факт, то ли это... В общем, это, с одной стороны, с точки зрения результата, это, конечно, замечательно, то есть взять очко, сэкономить минуту и так далее. Но с точки зрения получения удовольствия, ну какое удовольствие, тебя спросили о том, что ты знал.
Ольга Максимова:
А вот такие термины, как гробы, гайки.
Александр Друзь:
Гайки я не знаю, что такое, гробы, гроб, это вопрос, на который в определенном турнире не ответила ни одна команда.
Ольга Максимова:
Гайки, то, что я прочитала, это очень лёгкие для поиска ответа вопросы. Ну, во всяком случае, так мне выдал интернета.
Александр Друзь:
Слушайте, у нас очень обширная тусовка, в мире, опять же, я имею в виду. Эта тусовка, я имею в виду игроков, давайте говорить корректно. Итак, сообщество игроков, людей, которые играют в мире в интеллектуальные игры, вообще, в «Что? Где? Когда?», в частности, оно превышает несколько десятков тысяч. Ну, соответственно, по людям, я думаю, что даже к сотням тысяч подбирается. Естественно, люди хотят какую-то свою классификацию иметь. Но если гроб, это, в общем, понятная история, что такое для меня, не взяли, никто не взял. А гайка, почему она гайка, не знаю, я не пользуюсь этим термином, поэтому спасибо, что просветили.
Ольга Максимова:
Есть ещё ведь свечки, есть еще дуали.
Александр Друзь:
Свечек не бывает. Моё мнение, что свечек не бывает. Про них идёт разговор, но я лично уверен, что свечек не бывает. Свечка, это вопрос, который известен, потому что его играли в соседнем турнире. Соседний турнир, это, является ли вопроса свечкой или не является вопрос свечкой, это разница терминологий. Что считать соседним турниром. Если, например, вопрос, который игрался в чемпионате Луги, такой городок под Петербургом, в 140 км, будет играться на чемпионате Санкт-Петербурга через два месяца, то есть большой шанс, что некоторые будут его знать. Но мой опыт показывает, что вопрос, который игрался в 1990 лохматом году, лет через 10 уже можно задавать по новой. Потому что есть, конечно, такие, будем говорить, упертые люди, которые... Есть база вопросов, вопросы, которые отыграны, они попадают в базу. Там под полмиллиона вопросов. Способен человек запомнить полумиллиона вопросов? Думаю, нет. Да и не надо их запоминать, потому что если ты обладаешь механизмом, как правильно брать вопросы вообще, в абстрактном случае, знаешь, как это делается, то тебе не надо учить базу данных. Поэтому свечек не бывает. Я по себе знаю, потому что у меня был запечатлён на телекамере, точнее сказать, двумя телекамерами случай, когда мне задали один и тот же вопрос с разницей меньше, чем в полгода в программе «Своя игра, и в программе «Что? Где? Когда?». Я на этот вопрос два раза ответил одинаково. Неправильно. Просто потому, что не запоминаю. Зачем запоминать, когда можно, ну вот я ответил неправильно, а можно было бы ответить правильно оба раза, если бы у меня была техника чуть повыше.
Ольга Максимова:
Александр Абрамович, а Вы сами вопросы сочиняете для тренировочного процесса?
Александр Друзь:
Да, безусловно.
Ольга Максимова:
Это вообще, наверное...
Александр Друзь:
Это литературное творчество.
Ольга Максимова:
Это, наверное, спорный вопрос, что ещё сложнее, сочинить, придумать, составить грамотный вопрос для игроков или найти на него ответ.
Александр Друзь:
В основном, для детей.
Ольга Максимова:
Для детей. А есть профессиональные составители вопросов?
Александр Друзь:
Есть.
Ольга Максимова:
То есть они всё время.
Александр Друзь:
Они, как и любые профессионалы, халтурщики.
Ольга Максимова:
Халтурщики?
Александр Друзь:
Да. Ну, как, понимаете, требуется вопросов в год огромно количество, за них платят деньги. Невозможно выдавать огромное количество вопросов одинакового качества. Я вот могу написать 3-4-5 вопросов хороших в год.
Ольга Максимова:
В год!
Александр Друзь:
Да, но это хорошие вопросы, это реально хорошие вопросы, за которые мне не стыдно. Но это, опять же, моё самоощущение. А есть люди, которые пишут в три сотни, четыре сотни в месяц. Ну, не в месяц, в полгода, допустим. Естественно, что нельзя выдать хорошую продукцию.
Ольга Максимова:
А вот каков алгоритм, мне просто интересно, находки этого самого правильного, красивого вопроса, которых всего 4-5 штук в год.
Александр Друзь:
Но я вот пишу 4-5 в год.
Ольга Максимова:
Да, я поняла. Вы просто сталкиваетесь с каким-то фактом.
Александр Друзь:
Да, я просто сталкиваюсь с каким-то фактом, который, думаю, что он годится, как материал для вопроса. Желательно, чтобы таких фактов было больше, чем один, имеющих отношение к некой теме. Потому что обычно ответ находится на пересечении двух линий, которые, ну или трёх, которые посвящены одной теме. Там сложного, там есть технология, что одного факта недостаточно, даже сколько подсказок не будь, говорят некоторые профессионалы и теоретики вопросостроения, хорошо бы ещё, по крайней мере, второй факт, чтобы через него тоже можно было выходить на ответ. Бывает так, бывает по-другому.
Ольга Максимова:
Вот Вы упомянули, что это литературное творчество ведь, отчасти.
Александр Друзь:
Да, безусловно.
Ольга Максимова:
То есть именно формулировка составления вопросов, там каждое слово на вес золота.
Александр Друзь:
Именно что.
Ольга Максимова:
Это делается для того, чтобы, наверное.
Александр Друзь:
Знаете, в хорошем вопросе нет лишних слов, в хорошем вопросе каждое слово для чего-то. Поэтому оттачивать его можно достаточно долго, если ты не хочешь этим делом зарабатывать. А если ты хочешь зарабатывать, то тогда ты пишешь ширпотреб, гонишь конвейерную сборку.
Ольга Максимова:
Есть уже целый ряд людей, которые, наверное, пытаются на этом озолотиться, на этих вопросах.
Александр Друзь:
Озолотиться на этом не удаётся, потому что какие-то гонорары они получают, не знаю, я не слышал, чтобы было дороже, чем 25$ за вопрос. Но вот в турнире 60 вопросов, полторы тысячи, сколько работы. Нет, другое дело, что эти вопросы можно продать и сюда, и сюда, и сюда, это будет чуть покруче. Но, в принципе, и писать вопросы для телеигры выгоднее, работать, писать вопросы для телеигры.
Ольга Максимова:
Чем для спортивной версии.
Александр Друзь:
Да, чем для спортивной версии. Там один вопрос, начиная от 50 тысяч стоит. Потому что сейчас знатоки, мы возвращаемся всё время к денежным темам, знатоки сейчас денег не получают, а зритель получает, телезритель получает за вопрос, который знатоки не выиграли, он получает 50, 60, 70, 80, 90 и 100, вот от 50 до 100 тысяч может человек получить. За один.
Ольга Максимова:
Но были же времена, когда получали книги.
Александр Друзь:
Были времена, когда получали книги, ужасные времена, на мой взгляд.
Ольга Максимова:
А почему?
Александр Друзь:
А потому, что книга не должна являться призом. Книгу надо, то есть книга может являться призом, если она шедевр полиграфии. А у меня, например, есть несколько книжек, которые я выиграл тогда, ну, как приз, Большой Советский энциклопедический словарь. Большой энциклопедический словарь, это что, приз? Его надо иметь возможность пойти и купить. Сейчас это вообще всё в интернете, но, если тебе надо было, пошёл и купил. Это не приз, это книжка, которая нужно для работы. А у меня она стоит на полке, до сих пор стоит на полке, очень ценная вещь, потому что это приз. А он не должен быть призом, я должен иметь возможность иметь достаточно денег, чтобы пойти, такую книжку необходимо себе купить. Поэтому такие времена были, сейчас молодые люди не помнят, что книжке надо было доставать.
Ольга Максимова:
Я как раз хотела с Вами по этому поводу немножко не согласиться. Потому что я очень хорошо помню эти самые времена, когда мой дедушка для того, чтобы собрать мне библиотеку, просыпался в 4 часа утра, ехал куда-то, занимал очередь и с огромным трудом.
Александр Друзь:
Но у меня немножко моложе, у меня тем же самым занимался папа. Но и сейчас эти книги, подписные издания стоят на полке, дети их не читают, потому что они большие и тяжёлые. И можно скачать в интернете, читать книжки на наладоннике. Потому что они, я сторонник бумажных книжек. Мне нравится это, потому что точно так же, как никогда кино не вытеснит театр, точно так же и интернет, вот эти все издания, никогда не вытеснят бумажные книги. Потому что это разные виды искусства. А мне нравится брать в руки книгу. Но если я еду, мне надо срочно прочитать что-то там для чего-то, то я предпочту взять с собой электронную версию.
Ольга Максимова:
Вы знаете, для меня это немножко грустная тема. Потому что, буквально, вчера на каком-то из продажных сайтов, где продают старые вещи, я нашла объявление о том, что, просто я его открыла и первое объявление было о том, что продаются книги. Вот именно то, что называлось подписные серии, то, что покупал мой дедушка. Это Майн Рид, Фенимор Купер, и цена вот этой подписки 100 руб. За 100 руб. продают эти книги.
Александр Друзь:
Потому что, чтобы освободить место в помещении. У меня все это есть.
Ольга Максимова:
У меня тоже всё это есть, у меня рука не поднимется избавиться от этих книжек, потому что я знаю, какую душу, сколько сил, усердия дедушка вложил в то, чтобы собрать.
Александр Друзь:
Таки да, таки тяжело. Я знаю, сколько своих сил, усердия и прочих всяких ресурсов я вложил, чтобы раздобыть книжки те, которые мне памятны и дороги, которые у меня на полках стоят.
Ольга Максимова:
Но ведь это же всё равно немножко печально, потому что вот будут ли.
Александр Друзь:
Оля, Ваши дети, когда Вы умрёте, дай бог Вам дожить до 120 лет, это всё выкинуть на помойку.
Ольга Максимова:
Я к этому и веду. Так и Ваши внучки, может быть, тоже выкинут.
Александр Друзь:
Может быть. Но есть книжки, которые мои, которые они любят, холят и лелеют. И надеюсь, выкинут не все. Собрание сочинений Тургенева, наверное, выкинут, любимую, уже потёртую, не имеющую вида книжку Буссенара «Капитан Сорви-голова» с иллюстрациями, оранжевая такая, может и оставят для своих детей. По-разному, посмотрим.
Ольга Максимова:
А дочки Ваши читали бумажные, соответственно, книжки, естественно.
Александр Друзь:
Так а что.
Ольга Максимова:
Тогда же ещё не было таких альтернативных вариантов.
Александр Друзь:
Они начинали читать, да.
Ольга Максимова:
А вот сейчас они?
Александр Друзь:
Сейчас читают в интернете.
Ольга Максимова:
В интернете, да, то есть они...
Александр Друзь:
Но они понимают, что вот эта книжка, её надо подержать. Внучкам покупаются бумажные. Потому что они с картинками, с большими буквами, это полиграфическое искусство.
Ольга Максимова:
Вы подсчитывали, проводили ревизию в своей библиотеке, сколько у Вас книг дома? Вообще, есть ли для них отдельная комната, вот именно библиотека.
Александр Друзь:
Они у меня в кабинете стоят, у меня в кабинете 50 полок, на каждой полке где-то 50 книжек, где-то 2-3 тысячи, 2,5-3 тысячи книжек у меня дома есть. С учётом шкафов в других местах, ну, где-то 3-3,5. Никак не могу все расставить по местам, я уже почти 15 лет расставляю, есть просто книжки, которые не поставить на место, их берёшь в руки и начинаешь читать. Так и откладываешь, потом поставлю. Где-то порядок такой.
Ольга Максимова:
Александр Абрамович, вот хотела ещё у Вас по поводу дуалей поинтересоваться. Я так понимаю, что это некоторые вопросы, на которые можно дать два варианта ответа. Как минимум, два, да?
Александр Друзь:
Ну, как минимум, два.
Ольга Максимова:
И нельзя не счесть второй из вариантов правильным.
Александр Друзь:
Нет, смотрите, дальше это всё идёт целая сложная, опять же, теоретики на этот счёт размышляют, что можно считать дуалью, что нельзя считать дуалью. Но вот недавно был просто случай, вопрос был, играли мы в чемпионате города, ответом на который должно быть авторское право, ответ - авторское право. Одна команда сдала, не одна, а несколько, в общем, сдала ответ - права автора. И вот годится право автора в качестве ответа, который не хуже, чем авторский или не годится. Соответствующее жюри признало, что годится, наверное, так оно и хорошо. Просто если вопрос хорошо написан, у него дуалей не бывает, у него ответ только один.
Ольга Максимова:
Но тогда нужно сидеть и думать над каждым словом.
Александр Друзь:
Естественно.
Ольга Максимова:
По поводу повального современного увлечения.
Александр Друзь:
Замечательно.
Ольга Максимова:
Я ещё не закончила даже вопрос. Вы, наверное, уже догадались.
Александр Друзь:
Но Вы уже достаточно информации: повального, современного, увлечения, этого уже достаточно.
Ольга Максимова:
Все играют сейчас в «Что? Где? Когда?», это безумно популярная история, отказываются от корпоративов.
Александр Друзь:
Не все играют в «Что? Где? Когда?», кто-то играет в «Что? Где? Когда?», потому что «Что? Где? Когда?», это бренд, и за использование бренда надо платить. Тот, кто может заплатить за использование бренда, кто-то играет в «Что? Где? Когда?», кто не может заплатить за использование бренда, играет в похожие игры с другими названиями. Но давайте говорить о повальном увлечении интеллектуальными играми, включая «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг», Pop Quiz многочисленные, которые расплодились, которые являют собой сборную солянку. Это здорово.
Ольга Максимова:
А в «Свою игру» тоже играют?
Александр Друзь:
И в «Свою игру» некоторые играют. У нас проходит чемпионат Санкт-Петербурга по спортивной «Своей игре». Если я понимаю, что такое спортивное «Что? Где? Когда?», это я ещё могу понять. Но что такое спортивная «Своя игра», это я понять не могу. Там есть некоторые правила, просто они не очень сильно отличаются, я не думаю, что об этом надо говорить, как об отдельном жанре. Всё равно три человека нажимают кнопки сразу после получения вопроса или до того, как они полностью прочитают вопрос, вот и вся разница. Очень много, кто играет, и это здорово.
Ольга Максимова:
А по поводу, так, но опять у меня, конечно, вопрос вылетел из головы.
Александр Друзь:
Мы говорили по поводу того, что играют в «Что? Где? Когда?», в «Брэйн ринг», в «Свою игру» и много, где играют и проводят корпоративы, и проводят состязания и так далее, это здорово.
Ольга Максимова:
А у Вас есть какая-то своя компания, которая этим занимается?
Александр Друзь:
У меня нет своей компании, которая этим занимается. Мы проводим, в Питере есть такая компания, не компания, организация, не организация, как раз вчера была финальная игра у нас в Nontrivial Clube, где мы проводим, так называется Nontrivial Club, нетривиальный клуб, где мы проводим игры для людей, которые любят на досуге пошевелить мозгами. И это, там играет в «Что? Где? Когда?», в настоящее «Что? Где? Когда?».
Ольга Максимова:
А вот по поводу «Что? Где? Когда?», какая из них для Вас более настоящая, телевизионная или спортивная. Кстати не многие наши слушатели и зрители, наверное, знают о том, что такое спортивная игра.
Александр Друзь:
Спортивная «Что? Где? Когда?», это всё равно «Что? Где? Когда?», потому что там самая главная вещь, которая есть в «Что? Где? Когда?», это вопрос и минута обсуждения в коллективе из шести человек.
Ольга Максимова:
Но там нет волчка.
Александр Друзь:
Ну и наплевать. Нет, ну как, там волчок, волчок - это отдельная сила потусторонняя, он распоряжается судьбами игроков. Но там просто всё равно, понимаете, там волчок, он выбирает из определённого узкого круга вопросов. Один оставляет, а таи играют 60 вопросов и ни одного не оставляют, вот и всё, вся разница.
Ольга Максимова:
Я видела в интернете картинки о том, как проходит «Что? Где? Когда?».
Александр Друзь:
Посмотрите, есть видео трансляция чемпионата мира по «Что? Где? Когда?». В этом году проходил в Астане, на замечательном уровне была организация, посмотрите, впечатляющее зрелище. Вопросы, правда, уродские, а так ничего.
Ольга Максимова:
Это помещение, которое очень плотно уставлено столами, на которых обычно проходят пикники или летние веранды выставляют где-то, пластиковые стулья.
Александр Друзь:
Нет, на чемпионате мира всё по высшему разряду, со скатертями.
Ольга Максимова:
И очень, очень плотненько сидят люди.
Александр Друзь:
Да, странного вида.
Ольга Максимова:
Нет, странного вида я, честно говоря, не разглядела, потому что там фотография была сделана сверху. Но меня это удивило.
Александр Друзь:
Зайдите на ютуб, это не реклама чужой компании, наверное, можно, да?
Ольга Максимова:
Нет, можно, конечно, почему.
Александр Друзь:
На ютуб зайдите, наберите «чемпионат мира по «Что? Где? Когда?», увидите? по крайней мере, этого года точно, прошлого года тоже можете посмотреть, как это всё бывает в реале.
Ольга Максимова:
Александр, ещё вопрос у меня от розовой кофточки. Вот Вы производите такое впечатление человека, который, во-первых, очень строгий. Вы, конечно же, оцениваете всё, что видите вокруг Вас. А были ли в Вашей жизни какие-то поступки из разряда, не знаю, «э-ге-гей»?
Александр Друзь:
У меня все поступки из разряда э-ге-гей. Моё участие в «Что? Где? Когда?», это поступок из разряда э-ге-гей. Потому что никто не верил, что я туда попаду, это мне никак не надо было, мне было просто интересно. Жена сказала, что тебя никто никуда не возьмет, я говорю: ты не выпендривайся, просто перепиши письмецо. У нее почерк лучше, чем у меня. Поэтому она переписала моё письмецо, которое я отправил на центральное телевидение, и вот это было э-ге-гей. Но таких всяких разных еще много э-ге-геев, много, чего рассказывать, но это главное э-ге-гей в моей жизни.
Ольга Максимова:
Может быть, парочку все-таки нам расскажете еще.
Александр Друзь:
Но что, вот куда, все остальное не сравнится ни с чем. Сидел бы, просто был бы, наверное, не был бы, все равно какой-то ерундой похожей занимался. Но такой программист, который склонен к э-ге-гей… Очень хороший термин, мне нравится, я буду его использовать с Вашего позволения.
Ольга Максимова:
Конечно, для Вас всё, что угодно. По поводу интернет мемов хотела спросить, как Вы к ним относитесь? Они Вас забавляли, веселили?
Александр Друзь:
Оля, как Вы относитесь к сегодняшнему снегу в Москве?
Ольга Максимова:
Он может меня радовать, он может меня раздражать, я могу злиться, что он пачкает мои ботинки.
Александр Друзь:
Естественно, примерно то же самое с интернет мемами, это стихийное бедствие. Стихийное бедствие, ну как, явление природы, кому-то понравилось, если нравится, понимаете, если Вы не автор этой истории, то тогда Вам вот оно есть и есть. Если Вы автор и Ваша вот эта идея пошла в народ, Вам должно быть приятно. Другое дело, что эту идею можно использовать с положительным и с отрицательным знаком, но это уже дальше, второй момент.
Ольга Максимова:
А Вы что-нибудь придумывали из мемов про себя?
Александр Друзь:
Мой главный мем - это вот это, я придумал вот это, я в своё время придумал способ, как дать знать капитану, что у меня есть правильный ответ. В 90-м году я придумал большой палец, не запатентовал, кстати, отдал на всеобщее пользование, и все теперь пользуются. По крайней мере, большая часть тусовки может сказать, мы этот вопрос взяли на палец, при этом не отчисляя мне ни копейки, это мем, но я не знаю, насколько интернет.
Ольга Максимова:
Но я всё-таки хочу Вас достать этим вопросом. Хоть что-нибудь Вас когда-нибудь развеселило то, что Вы читали про себя. Например, про то, что по ночам Друзь синхронизируется с Google.
Александр Друзь:
Нет, это про Вассермана, что он синхронизируется с Google.
Ольга Максимова:
А я про Вас прочитала.
Александр Друзь:
Но Вы же понимаете, естественно, мой любимый анекдот про меня, это то, что я его постоянно Вашим коллегам привожу в пример, мне очень нравится, он меня, действительно, реально веселит, это хороший анекдот. Правда, он уже старый, а при повторном использовани шутка девальвируется, но, тем не менее, это хорошая шутка. Анекдот такой, на день рождения жена подарила Александру Друзю дополнительную минуту, это прекрасный анекдот.
Ольга Максимова:
Я тоже оценила.
Александр Друзь:
Когда я услышал первый раз, я очень много смеялся.
Ольга Максимова:
Мне ещё очень понравилось, как Вы на телепередаче, которая посвещена такси, где отвечают на вопросы, сказали, что едем до Владивостока.
Александр Друзь:
А, этот анекдот. Да, там тоже разные, в разных компаниях, я и Макс Поташёв, я и Вассерман, ну, там в общем. Нет, народ, я, практически, как Василий Иванович, только без Петьки. Анекдоты рассказывают.
Ольга Максимова:
Но если уж про Вас есть статья на лурке, то это вообще о многом говорит.
Александр Друзь:
На лурке ни о чем не говорит, она есть про всех мало-мальски известных. Вот чем мне не стоит гордиться, это статьей на лурке.
Ольга Максимова:
Серьёзно?
Александр Друзь:
Потому что их пишут такие придурки, которые, ну, там плюс-минус смешного, правда, не правда, они такие придурки, что, может быть, даже было бы лучше, если бы они на меня не обращали внимания.
Ольга Максимова:
Но придурки про некоторых пишут очень обидно, а про Вас, на мой взгляд, там написано очень уважительно.
Александр Друзь:
Ну теперь, когда я про них тут сказал, что они придурки, они напишут всю чистую правду.
Ольга Максимова:
У нас время подошло к концу. Спасибо Вам большое.
Александр Друзь:
Да, в общем, ни о чем не поговорили, приглашайте как-нибудь ещё.
Ольга Максимова:
Хорошо, с удовольствием. До встречи, Шоумастгоуон, с Вами была Ольга Максимова, Александр Друзь.
Александр Друзь:
До свидания, спасибо.