Станислав Гаврилов:
Доброе бодрое утро! Мое имя Станислав Гаврилов. Программа «Сила ума» – это образовательная программа, посвященная корпоративной карьере. У нас в гостях сегодня Екатерина Баранова – директор по коммуникациям Госкорпорации Ростех. Катя, привет!
Екатерина Баранова:
Доброе утро!
Станислав Гаврилов:
Очень рад, что ты пришла. Я говорил в анонсе, что мы, по-моему, 2 года тебя согласовывали (очень сложное расписание), и я рад, что это, наконец-то, удалось. Я до сих пор не верю, не верю, что это получилось.
Екатерина Баранова:
Спасибо большое! Я тоже очень рада. Наконец-то…
Станислав Гаврилов:
У меня сегодня была история. Я детей в сад вел, и они мне говорят: «А с кем ты сегодня встречаешься?» Говорю: «Ну, ко мне придет директор по коммуникациям». Они такие… Я говорю: «Эта компания делает автоматы Калашникова». И они так обрадовались: «Ого!», – и начали задавать кучу вопросов. Я говорю: «А еще и вертолетами занимаются». И у меня, знаешь, какой к тебе вопрос: они знают про Калашникова, но не знают про героев, которые бы транслировали какие-то ценности защиты, обороны страны, но при этом до сих пор радуются, увлекаются Терминатором (который еще был в моем детстве, да), почему так происходит? Почему мы не выстраиваем в коммуникации (раз мы про это говорим) каких-то героев, которые олицетворяли бы (не знаю) защиту, оборону, патриотизм?
Екатерина Баранова:
Ну, наверное, здесь ответ на этот вопрос и причина кроется, в принципе, в специфике российского народа. Я бы даже так глобально сказала, потому что мы, к сожалению, не умеем о себе правильно рассказывать. И это то, чему, к сожалению, нас не учат с детства. Нас не учат в школе, нас не учат себя правильно презентовать, правильно презентовать свой продукт, формировать свой личный какой-то бренд. К сожалению, нет такого института, который с детства, с молодости мог бы обучать этим навыкам. Здесь, как бы, не в пример нам, наоборот, как раз, в пример нам можно поставить еще одну сверхдержаву (Соединенные Штаты Америки), где, действительно, с малых лет - вот этот навык, он воспитывается. Поэтому, наверное, я бы сказала, что институт коммуникаций, он только зарождается в нашей стране. И если посмотреть даже в динамике последних, буквально, 4-5 лет, мы сделали очень большой рывок. Если говорить о бренде российской обороны, российской военной техники, и наших навыков и умений, то, безусловно, там многие производители (и минобороны, в частности) стали об этом задумываться. Когда мы начинали формировать бренд Госкорпорации Ростех, по сути, не было даже рынка. То есть никто даже себе не представлял, что может быть в промышленности бренд. Поэтому, вот, буквально, за последние годы мы уже достигли определенных результатов и большой рывок совершили. Я думаю, что дальше больше.
Станислав Гаврилов:
Отлично! Но при этом Калашников знают на весь мир. Это такое исключение из правил? То есть он сам по себе сформировался? Или, все-таки, там была какая-то коммуникация простроена на уровне, не знаю, государства?
Екатерина Баранова:
Ну, во-первых, это очень качественный продукт, и автомат Калашникова изображен на шести флагах разных государств, третьих стран. И здесь, конечно, он говорит сам за себя. Поэтому, наверное, какой-то коммуникационной кампании специальной точно не было выстроено, но это осуществлялось как бы таким естественным путем.
Станислав Гаврилов:
Хорошо! Давай определимся с понятием. Вот коммуникация – что это для тебя? Можешь без таких сложных формулировок, одним простым предложением описать, что это такое?
Екатерина Баранова:
Ну, я бы здесь, наверное, если говорить глобально, то мне, вообще, сложно представить какой-либо другой процесс и явление, которое настолько быстро и тотально внедряется в нашу жизнь, интегрируется в нашу жизнь. То есть, на самом деле, сегодня очень сложно себе представить мир без такой очень насыщенный коммуникации. Поэтому это такая, как бы, дорога с двусторонним движением. С одной стороны, о коммуникации невозможно не задумываться любому человеку, который, в той или иной степени, присутствует на рынке (там, продает свой товар, или, я не знаю, занимается именно формированием собственного бренда). И, в то же время, те потребители, которые иногда даже пассивно получают продукт коммуникации, тоже должны понимать законы и правила, потому что, в противном случае, ты просто становишься жертвой этих коммуникаций и перестаешь фильтровать все, что происходит вокруг тебя. То есть насыщенность коммуникаций, она стала колоссальной.
Станислав Гаврилов:
Объектом манипуляции?
Екатерина Баранова:
Ну, по сути, да.
Станислав Гаврилов:
Ну, а все-таки, вот, коммуникации – это что? Это разговор друг с другом, или это трансляция ценностей, или это воздействия, или это все вместе? Как, вот, как его пощупать? Что это? Что такое коммуникация?
Екатерина Баранова:
Ну, вот, все, что ты назвал.
Станислав Гаврилов:
То есть, я сам и ответил?
Екатерина Баранова:
Да, все, что ты назвал. То есть, как бы, в профессиональном смысле коммуникации можно разделить на 2 какие-то такие глобальные, что ли, части. Это маркетинг по коммуникации, реклама, то, что касается, условно, продвижения конкретных продуктов и услуг. И public relations. Извините за англицизм, но вот тот, как бы, не знаю, пиар и формирование позиционирования бренда, которое больше относится именно, вот, не к продвижению товара, а к позиционированию.
Станислав Гаврилов:
Смотри, ты как профессионал, тоже можешь нам ответить на такой вопрос: а зачем коммуникациями нужно целенаправленно заниматься? Ну, так или иначе, есть компании, стихийно формируется какое-то поле, как-то представляет эти продукты, эту компанию, этот бренд, личный бренд. Почему нужно этим заниматься точечно, для того чтобы донести какой-то, не знаю, смысл?
Екатерина Баранова:
Ну, во-первых, все мы в рынке. И мне кажется, что если ты не займешься коммуникациями, то можешь попрощаться с рынком. Потому что твои конкуренты бегут гораздо быстрее и, особенно, в случае, скажем так, того развития, которое сейчас приобрели коммуникации. Когда ты даже не ищешь ничего, не забиваешь, там, условно, в Яндекс поиск, а просто на основе анализа твоего поведения в социальных сетях и, вообще, там, search в Интернете (поиск в Интернете), тебе выдают контекстную рекламу, например, в соответствии с тем, как ты, условно, вчера зашел в Интернет. То есть, в этом смысле, наверное, как бы, это необходимость уже для продвижения своего товара, для того, чтобы достичь целевой аудитории, достичь своего потребителя. Вот, а что касается, ну скажем так, пиара, я бы сказала так, что если ты достигаешь определенного уровня развития компании, ты не можешь оставаться в тени, потому что, если ты не скажешь о себе, то о тебе скажет кто-нибудь другой. Руководители больших, крупных компаний или государственных структур, которые говорят: «Не-не, пиар не для меня, коммуникации для меня!», – они себя обрекают на то, что, в какой-то момент, просто коммуникация пойдет неконтролируемо и абсолютно хаотично. То есть, как бы, это необходимость.
Станислав Гаврилов:
Сразу хочется спросить: а если ты занимаешься коммуникацией, но какой-то конкурент занимается коммуникацией против тебя? Ну, я знаю, лучше или хуже, то есть, это же история такая, что две компании или три компании, которые понимают ценность коммуникации, и вот они начинают конкурировать на этом поле. Как здесь оказаться лучшими, как лучше это делать, можешь какими-то секретами поделиться?
Екатерина Баранова:
Ну, я бы, наверное, в первую очередь, хотела бы сказать о том, что человек (там, не знаю, пресс-секретарь, или руководитель), он очень хорошо должен знать свой продукт и, как бы, иметь общее, очень детальное представление о рынке, о том, как твой продукт или, не знаю, объект для позиционирования, чем он отличается, какие конкурентные преимущества. И в целом, дальше уже можно говорить о каком-то креативе, если ты придумываешь какие-то нестандартные, там, не знаю, формы коммуникации, какие-то интересные вбросы, условно, какие-то, опять же, неожиданные подходы, то это, конечно, это работает. То есть, условно, там, если брать маркетинг коммуникации, не достаточно залить огромным рекламным бюджетом и, как бы, гарантированно иметь результат, потому что коммуникаций, как я ранее сказала, такое количество, что для человека это просто становится в какой-то момент белым шумом. То есть он перестает воспринимать информацию. А что-то интересное и неожиданное, то, что бьет куда-то, вот, там, не знаю, в сердце, или на какие-то другие органы чувств воздействует, это уже по-другому воспринимается. То есть ты начинаешь уже просто на это реагировать. Вот, в этом смысле, конечно, помимо знания продукта, как бы, и какой-то общей эрудиции, понимания вообще себя на рынке, здесь очень важен такой правильный, креативный подход и интересные какие-то решения.
Станислав Гаврилов:
Ну, и тогда вопрос касательно уже персоналий. Как ты видишь в современных реалиях три основных критерия, которыми обязательно должен обладать специалист или руководитель, который занимается коммуникациями профессионально, который отвечает за этот блок в компании, в небольшой или крупной корпорации?
Екатерина Баранова:
Ну, как я уже сказала, это какая-то общая эрудиция и желание постоянно познавать что-то новое. Это, наверное, какой-то такой достаточно общий критерий, но, в то же время, для коммуникации он первостепенный. То есть ты не можешь заморозится, на сегодняшний день, в каком-то своем четком понимании развития своей компании или, не знаю, форматов коммуникационных. То есть ты должен постоянно вот эту историю развивать для себя и предлагать какие-то новые форматы. Соответственно, еще очень важно заслужить, добиться доверия своего руководителя, особенно, когда мы говорим о позиционировании конкретных личностей, потому что, на мой взгляд, руководитель по коммуникациям – это как семейный доктор.
Станислав Гаврилов:
Даже так?
Екатерина Баранова:
Да, абсолютно! Зачастую тебе приходится, как бы, такие мелочи для себя узнавать и находить правильные, как бы, формулировки для того, чтобы то или иное явление позиционировать, что ты должен быть очень хорошо погружен в контент. И для этого руководители не должны опасаться говорить тебе те или иные перипетии бизнеса, потому что, как бы, в конце концов, главная цель, на самом деле, это правильно представить даже те проблемные моменты, которые существуют в компании. А если это начинают закрывать и если, как бы, руководитель не доверяет и, там, руководитель по коммуникациям не понимает до конца суть вопроса, то тогда он не сможет, он не сможет нормально, реально, профессионально работать. Вот, на мой взгляд, это вот очень важный такой момент, и вот это (заслужить доверие), это, наверное, одно из ключевых. И третье. Ну, как я уже сказала, если ты о себе не скажешь, о тебе скажет кто-нибудь другой. И вот здесь нужно очень четко понимать, то есть, что, например, если у тебя голое поле, да, там, не знаю, стеклянный пол, то любой негатив, который на него попадает, он, как бы, разбивает этот пол. А если ты выстелил соломку, рассказал, в принципе, достаточно транспарентно, достаточно прозрачно ведешь свой бизнес, свою деятельность, то любой попадающей негатив, он уже не так сильно рикошетит.
Станислав Гаврилов:
То есть, если резюмировать, получается это способность как-то прогнозировать, что может быть, и своя реакция, или, может быть, даже предвосхищение некоторых реакций, для того чтобы, вот…
Екатерина Баранова:
Ну, я бы здесь сказала, что ты просто выстраиваешь образ компании во всех ипостасях (образ, не знаю, человека, продукта). То есть здесь должна абсолютно быть активная коммуникация. Ты не должен ограничиваться просто реакцией, там, не знаю, на какие-то внешние запросы. У тебя цель, по сути, выстроить полностью, сначала бренд, и в этом смысле, я считаю, что только таких пиарщиков можно назвать настоящими профессионалами, потому что, по большому счету, там очень много, к сожалению, таких вариантов: когда нас спросят, мы ответим (вот какой-то такой формат). Но этого мало.
Станислав Гаврилов:
Хорошо! Смотри, мы плавно перешли, как раз, от общих вопросов по коммуникациям конкретно к бренду Ростех, и хотелось бы, вот, на примерах поговорить. Давай, для начала, скажем, сколько лет ты работаешь в Госкорпорации, если это не секрет, если это не является тайной?
Екатерина Баранова:
Ну, вот, получается, что уже 5 лет.
Станислав Гаврилов:
5 лет. И что было основной, не знаю, целью, ключевой задачей, которую ставили перед командой касательно бренда Ростех (с точки зрения коммуникаций)?
Екатерина Баранова:
Ну, в принципе, как я же сказала, на тот момент, когда мы начали заниматься брендом Госкорпорации, вообще, о промышленном бренде мало кто, вообще, думал на тот момент, такого рынка не было, поэтому, в этом смысле, мы были первыми и, так сказать, всегда легче работать с нулевого поля. Но в корпорации 5 лет назад было проведено достаточно серьезное исследование, которое показало, что бренд неизвестен, что его не знают на стратегических рынках.
Станислав Гаврилов:
Он даже по-другому назывался, по-моему, да?
Екатерина Баранова:
Да, Ростехнологии. В принципе, была такая пятиконечная звезда (красный, синий, белый), то есть такая очень, как бы, государственная история, но не очень, как бы, с бизнесом созвучная.
Станислав Гаврилов:
Такая сливающаяся, да?
Екатерина Баранова:
Ну, в большей степени, так как (я еще раз скажу), что для нас экспортные рынки являются приоритетными, то есть, помимо российского рынка, естественно, там, даже сложно произносимое такое название было – Ростехнологии (иностранцы ломали языки). Вот, в этом смысле, была цель, соответственно, сделать, как бы, читаемый, понятный, прозрачный бренд с понятным позиционированием, как бы, с понятными целями и миссией. Вот, в этом смысле, как бы, мы примерно этой цели добивались, когда создавали бренд. В принципе, первыми сделали сайт медиа на семи языках, который позволял, по сути, быть, как бы, официальным средством коммуникации (помимо тех средств массовой информации, которые печатают наши новости). То есть, по сути, мы, как бы, являемся таким ресурсом, с которого журналисты уже стали брать новости самостоятельно. Потом сделали огромное количество видеоконтента, фотоконтента, открыли оборонные заводы для того, чтобы изнутри на них могли посмотреть и журналисты, и фотокорреспонденты, ну, и, соответственно, аудитория. В этом смысле, конечно, большой рывок очень сделали и, конечно, большая очень работа была проведена в самом корпорации, потому что, условно говоря, когда нет традиции коммуницироваться с внешним миром, но достаточно активная, безусловно, какая-то коммуникация существовала. То есть, по факту, это означает, что каждый сотрудник должен, в тот или иной момент времени, вот так просто, как бы, внешнему миру предъявить весь свой, не знаю, багаж, результат своей работы. То есть, вот это, причем, обычно происходит в так: в 9 часов вечера прилетает какой-нибудь запрос от Ведомостей, а как там у вас в части интеллектуальной собственности, или как там у вас в части, не знаю, раскрытия какого-нибудь дела? И в этом смысле, это определенная традиция взаимодействия с внешним миром, в том числе, и внутри корпорации.
Станислав Гаврилов:
То есть это формирование традиции, которой до этого не было?
Екатерина Баранова:
Конечно.
Станислав Гаврилов:
И какой бренд Ростеха сейчас? Как вы его представляете? То есть, я так понимаю, что есть какая-то информация с рынка, есть вот то, какие смысл вы закладываете в бренд?
Екатерина Баранова:
Ну, ты знаешь, мы сейчас вот, как раз, в процессе исследования, спустя 5 лет, что поменялось, поэтому я с удовольствием приду еще раз и расскажу, когда получим результаты. Но, в целом, наверное, даже по каким-то первичным (первичному анализу) можно сказать, что, во-первых, нас узнают уже. То есть, в целом, даже, я бы не сказала, что мы очень серьезно работали с широкой аудиторией...
Станислав Гаврилов:
Хотя, по-моему, были рекламы во время чемпионата Европы, да?
Екатерина Баранова:
Да, чемпионат мира по футболу. Но это, наверное, был единственный такой, как бы, рекламный, что называется, блок, потому что нам казалось, что футбол смотрят все (от механика в цеху – до генерального директора) и, в этом смысле, это такая большая вертикаль, которая проходила сквозь такие, как бы, внутренние коммуникации для нас. Это все. То есть, по большому счету, конечно, у нас немножко другая целевая аудитория была. Мы не продаем товар на полках, а, в большей степени, это либо крупный бизнес, либо государства являются нашими заказчиками. В этом смысле, вот эта целевая аудитория была, в первую очередь, важна для коммуникации. Я думаю, что в ближайшие годы немножко ракурс изменится, потому что, действительно, как бы, не сказать, что мы ушли в потребительский рынок, но появилось большое количество проектов, которыми мы занимаемся, которые реально влияют на жизнь людей. И в обновленной стратегии у нас даже немножко здесь переориентировалась миссия – это влияние и изменения (качественные изменения) жизни людей путем создания умных продуктов (как-то так это звучит). И здесь поэтому, безусловно, коммуникации с более широкой целевой аудиторией.
Станислав Гаврилов:
То есть нам ждать умный продукт от Ростеха?
Екатерина Баранова:
Да.
Станислав Гаврилов:
Слушай, ну, этому прямо очень радует! Хорошо! Есть такая модная сейчас тема как more HR. Не знаю, занимаетесь ли вы этим, то есть формированием HR-бренда для сотрудников, для потенциальных людей, которые могут быть интересны? И здесь, я думаю, что тоже нас слушают и смотрят люди, которым хотелось бы работать в Ростех. Можешь рассказать немножко о критериях или, не знаю, о ценностях, по которым вы выбираете людей к себе в команду? Ну, в первую очередь, наверное, про коммуникации, но можно здесь какие-то общие ценности, которые вы зафиксировали для сотрудников корпорации?
Екатерина Баранова:
Хороший вопрос. У нас очень маленький департамент внутри, поэтому я бы, наверное, обозначила такие критерии как… Ну, я, наверное, на примере приведу. Когда начинали работать в Госкорпорации (еще будучи во внешнем агентстве), у нас была такая очень четкая установка, вот, как только появлялся какой-то клиент (мы даже клиентами их не называли, то есть, это, скорее, были партнеры), сразу же использовали местоимение мы. И сначала это немножко, как бы, резало слух (то есть, было ощущение «мы-мы», то есть, вроде бы, неделю назад начали работать), а потом я поняла, действительно, очень великий смысл этого местоимения, потому что, как только ты начинаешь использовать местоимение мы, ты перестаешь работать, условно, как агентство, как наемный некий сотрудник даже. То есть для тебя становятся ценности и цели компании твоими личными, ты их полностью разделяешь. И в этом смысле, наверное, это то ощущение, которое я в сотрудниках, однозначно, сразу же отфильтровываю и понимаю, насколько он готов к такому погружению. То есть, наверное, сейчас уже… У меня были периоды времени тотального погружения 24х7, когда ты не понимаешь, где у тебя личное пространство, где у тебя начинается работа, потому что все это твоя жизнь, она крутая и интересная, и ты, как бы, просто уже, у тебя нет вот этих граней. Но, в целом, я думаю, что это один из основных критериев – просто ощущение того, что мы работаем на единую цель, и это твоя цель. Это то, что касается личностных качеств. Что касается профессиональных, здесь, наверное, такие сугубо навыки коммуникации. Я, например, считаю, что очень хороший, так сказать, путь, траектория развития из журналистики в PR. Наоборот редко бывает (в силу некоторых причин). Но, в целом, когда ты обучаешься формировать сообщение, формировать новости, умеешь находить эти новости, очень часто журналисты становятся хорошими пиарщиками, когда проходят вот этот путь, в принципе. Я уже не буду говорить про умение писать, умение формулировать свои мысли, умение находить интересные заходы, условно, умение формировать смысл.
Станислав Гаврилов:
Мне нужно какую-то прямо, вот, щепотку каких-то суперсекретов от тебя…
Екатерина Баранова:
Суперсекретов?
Станислав Гаврилов:
Про суперспособности.
Екатерина Баранова:
Я подумаю.
Станислав Гаврилов:
Как ты… вот, первый срез, человек к тебе приходит, на что ты обращаешь внимание? Вот, не знаю, на уровне химии, на уровне ощущений, на уровне, может быть, какого-то внешнего образа? Что, вот, первый срез для тебя? Что это, когда видишь человека?
Екатерина Баранова:
Ну, мне сложно представить такого смурного, не умеющего, плохо умеющего разговаривать, формулировать свои мысли, коммуникатора, потому что, мне кажется, это вот в основе навыка. Ну, и, в целом, умение к себе располагать, потому что, конечно, PR предполагает огромное количество контактов, в разных областях, и ты не можешь ограничиваться каким-то кругом общения, особенно, когда ты уже переходишь в какие-то плоскости PR крутой компании, больших руководителей. Журналисты становятся все более жесткими, все более, как бы, острые вопросы. И умения правильно выстроить правильную коммуникацию, опять же, заслужить доверие, это важно.
Станислав Гаврилов:
Смотри, у меня возник вопрос к тебе, в том числе, как к психологу. Как ты определяешь у своих сотрудников вот это умение не истощаться от большого количества коммуникаций? Потому что есть люди, которые хорошо коммуницируют, которые это делают правильно, профессионально, но которых это очень сильно истощает. А есть те (ну, я так понимаю, предполагаю), что есть кто-то в Ростехе (работает в вашем департаменте), кого это не так истощает, или не истощает, или питает. Вот как ты это определяешь? Не на уровне даже собеседования, на уровне, не знаю, двух-трех месяцев работы? Как ты понимаешь, что этот человек выдержит темп, выдержит нагрузки, будет работать долго, сможет продвигаться и так далее?
Екатерина Баранова:
Ну, мне кажется, вообще, все-таки, вот эта первая категория, про которую ты сейчас сказал, сложно, вообще, человеку в этой профессии будет. Потому что у тебя не останавливаются коммуникации. У нас бывает, что это происходит в 10-11 часов вечера. У меня обязательно в Телеграм-чате, как бы, я очень нетерпимо отношусь, когда в нем не отвечают, например, в течение долгого времени. Потому что коммуникации – это такая специфическая отрасль, когда у тебя в течение часа может новость (которая нежелательная новость), она может раздуться до такой степени, что ты уже потом ничего не сделаешь.
Станислав Гаврилов:
То есть то, что показывают в сериалах, это не шутки, когда люди говорят 10 минут, чтобы дать опровержение?
Екатерина Баранова:
Абсолютно!
Станислав Гаврилов:
То есть так и есть внутри, все это не какое-то преувеличение?
Екатерина Баранова:
Нет.
Станислав Гаврилов:
Видите, Екатерина, в какой интересной отрасли работаете? Хорошо! Ну, и, наверное, вот особенности работы в Госкорпорации (мы про это стали уже говорить), к чему нужно быть готовым? То есть нужно быть готовым к режиму, по крайней мере, 24х7 отвечать в Телеграмме? То есть нужно, чтобы родственники были к этому готовы (если они есть)?
Екатерина Баранова:
Да.
Станислав Гаврилов:
Что еще, какие еще особенности?
Екатерина Баранова:
Ну, в целом, я уже говорила, что, в принципе, Госкорпорация – это такой достаточно серьезный государственный институт, наверное, с одной стороны. С другой стороны, это корпорация, которая предполагает, все-таки, бизнес-составляющую. И здесь, конечно, существовали и, наверное, сегодня до сих пор существуют какие-то элементы бюрократических проволочек, какие-то согласовательные процессы. Хотя я могу сказать, что за эти годы удалось выстроить систему, которая позволяет в 9 часов вечера дозвониться практически для любого руководителя. И, конечно, это, в первую очередь, благодаря, скажем так, решению главного руководителя, который понимал необходимость подобной прозрачности корпорации и выстраивания внешних коммуникаций, в первую очередь. Ну, наверное, еще могу сказать, что, как бы, оборонная промышленность, она, в целом, предполагает, все-таки, наличие таких больших, заслуженных, взрослых людей. И здесь, конечно, для них многие идеи, которые предлагаются департаментом коммуникаций и моими специалистами, то есть, они иногда немножко шокированно это воспринимают. Но, в то же время, опять же, могу сказать, что большое количество тех, кто понимает, как бы, как это все работает, необходимость этого, идет навстречу, отвечает на все вопросы.
Станислав Гаврилов:
Такая гибкость, умение найти общий язык с разными людьми и умение, скажем так, понимать, что Госкорпорация – это большая структура, в которой не всегда можно прямо быстро получить то или иное решение?
Екатерина Баранова:
Ну, скажем так, да. И, на самом деле, вот такая проактивная позиция, я бы сказала, просто еще, ну, хотела бы, наверное, сказать тоже о каком-то таком системным опыте, который мы привнесли в корпорацию. То есть для нас 700 предприятий входит в Госкорпорацию и, по большому счету, там одной из важных задач было систематизировать вообще все коммуникации, которые во внешний мир идут. То есть, можно себе представить, понятно, что кто-то там из этих предприятий не взаимодействует с прессой, с внешним миром, а кто-то, наоборот, очень активно. И вот сформировать такую некую систему, то есть, для этого потребовалось достаточное время и обучение специалистов. В принципе, вообще, создание иногда института коммуникации (у некоторых не институт, а создание единиц определенных организационных, которые бы этим занимались), то есть на это потребовалось достаточно большое время. Плюс еще, наверное, важный момент, что огромное количество отраслей, огромное количество продуктов, которые мы производим, они настолько полярны (не знаю, от вакцин до вертолетов, от мусоросжигательных заводов до автоматов Калашникова, как ты правильно заметил), поэтому здесь необходимо погружаться во все, и ты не можешь себе позволить чего-то не до конца понимать. Понятное дело, что никто не говорит о какой-то детализации, там, совсем на уровне, не знаю, конструктора, но, в целом, как бы, понимать процесс, потому что тебе его нужно доносить до внешнего мира, ты являешься транслятором, зачастую, который, как бы, позиционирует. Поэтому, в этом, наверное, есть нюансы и сложность. То есть это, как бы, не моноотрасль, всегда это такая очень многослойная история.
Станислав Гаврилов:
Здорово! Хотелось бы немножко про тебя поговорить, потому что для меня пример твоей карьеры, он, как раз, про возможности, про то, как можно интегрировать разные отрасли и разные таланты, и совершить такие развороты. Потому что мы с тобой вместе заканчивали психфак, и при этом ты сейчас директор по коммуникациям, хотя прошло не так много времени. Скажи пожалуйста, как ты вообще стала заниматься пиаром, коммуникациями, как это произошло?
Екатерина Баранова:
Ну, как мой папа говорит, что это все гены, потому что он закончил Бауманский институт (технику взрывов), работал в Омском оборонном предприятии, и горит, что никогда бы не подумал, что ты пойдешь по моим стопам. Но, безусловно, это тоже шутка. И я бы не сказала, что факультет психологии – это непрофильный факультет. То есть, да, в прямом смысле слова, наверное, нет, но я, все-таки, занималась социальной психологией и психологией больших и малых групп, и где-то на подкорке, мне кажется, я еще тогда сформулировала то, чем бы я хотела реально по жизни заниматься. Тогда, правда, я вообще не знала, что существует, что вообще такое PR, что такое коммуникации, как бы, чем они отличаются от рекламы? У меня где-то было, опять же, в подсознании слово пропаганда, но оно каким-то тоже достаточно негативным оттенком всегда обладало, это всегда ассоциировалось с каким-то советским периодом, особенно, первой половины XX века.
Станислав Гаврилов:
То есть такая негативная коннотация этого слова?
Екатерина Баранова:
Да.
Станислав Гаврилов:
А сейчас как?
Екатерина Баранова:
Для меня (на тот момент) я, в принципе, не думала, что это существует в современной России. А сейчас, конечно, все изменилось. Все изменилось, потому что я для себя, конечно, тогда еще сформулировала какие-то 7 пунктов, которые мне бы хотелось, чтобы в моей карьере присутствовали. Все это было где-то, наверное, условно, после двух-трех лет работы после института. И в какой-то момент, я просто сформулирую, что через год или через полтора поняла, что они у меня все сошлись. То есть, там, условно, я хотела, чтобы у меня была с языками связана карьера (чтобы я не потеряла язык), чтобы это было связано с передвижениями, обязательно, по миру. И вот та пресловутая пропаганда, которая во мне где-то сидела, она тоже была одним из этих семи пунктов. И потом просто вот так сложилась жизнь, что меня пригласили в PR-агентство. И у меня, в принципе, достаточно большой был до этого опыт, большие эвенты организовывали, большие мероприятия крупные (и российские, и зарубежные), в инвестиционной компании тоже крупной работала. И в целом, все эти навыки, как бы, они, как квинтэссенция, сошлись в пиаре.
Станислав Гаврилов:
Здорово! А как ты, в итоге, попала в Ростех? Был ли у тебя выбор? Ну, и вообще, оборонная промышленность – это такая штука…
Екатерина Баранова:
Не было выбора.
Станислав Гаврилов:
Не было выбора, вот так вот? Вот, на самом деле, правда где кроется? Ну, и вот, оборонная промышленность, как тебе как девушке, легко или сложно давалась? И вообще (не только оборонная промышленность, действительно, 700 предприятий, очень разных), ты как человек, который отвечает за коммуникации, должна быть в курсе перипетий, хитросплетений каждой из отраслей. Как тебе это удается?
Екатерина Баранова:
Ну, начну с первого вопроса. Опять же, когда работала в агентстве, мы начали работать с Госкорпорацией и, наверное, у меня что-то прямо щелкнуло. То есть я поняла, что это то, как бы, ради чего, грубо говоря, для меня всегда, честно говоря, тоже одним из этих семи пунктов, про которые я говорила, было важно наличие какой-то сверхзадачи, какой-то, не знаю, миссии. И, конечно, что ж говорить, как бы, создание образа российской промышленности (в России и за рубежом) – это супер, это, как бы, та сверхзадача, о которой я говорила. Я помню, у меня в детстве, ездил когда такой длинный эскалатор на Таганке…
Станислав Гаврилов:
Ох уж этот эскалатор на Таганке, из нескольких частей состоящий!
Екатерина Баранова:
Именно! Можно подумать, просто много времени есть. Я помню, что в 90-е годы почему-то не использовались громкоговорители. Я так на них смотрела и думала: «Господи, ну почему так бездарно используют уже то, что существует, почему?», – и смотрел на эти лица людей, которые смурные ездили с утра на работу, жизнь черна и беспробудна. Я думала, почему здесь не ставить какую-то такую веселую музыку, позитивную, которая бы просто улыбку людям вызвала, они бы совершенно с другим настроением ехали? Мне казалось, что я должна, не знаю, в общество какую-то радость что ли привнести. Вот это тогда была моя какая-то сверх-идея. А когда, соответственно, появился Ростех, конечно, она немножко трансформировалась, но, тем не менее, она и на сегодняшний день у меня присутствует. Поэтому для меня это такой вызов, конечно, был, и до сих пор является вызовом.
Станислав Гаврилов:
А вторая часть, то есть, по поводу того, как у тебя получается вникать в нюансы деятельности предприятия?
Екатерина Баранова:
Терпение и труд. Ну, на самом деле, конечно, уже, правда, многие вещи, как бы, спустя годы просто ты уже понимаешь какие-то закономерности, которые существуют и в бизнесе, и в государственном бизнесе, в первую очередь. А на самом деле, это каждый день я узнаю что-то новое. И для меня вот это является неким триггером. Я, как бы, не могу себе позволить не узнавать, то есть это, однозначно, тот момент, который присутствует всегда.
Станислав Гаврилов:
Отлично! Хорошо, ты знаешь, у меня возникает такой вопрос: а как ты как-то отдыхаешь, как у тебя получается восстанавливать силы, с учетом того, что ты рассказываешь? Есть реалии Госкорпорации, которая не спит, а тебе спать нужно иногда?
Екатерина Баранова:
Ну, по-разному. Я люблю какие-то… Вот сейчас по России стала путешествовать в последний год, с большим удовольствием для себя какие-то новые открываю места. И на Камчатке, как раз, недавно побывала с удовольствием. Ну, много разных вариантов досуга. Я, как раз, здесь тоже стараюсь познавать что-то новое постоянно. И спортивные какие-то вещи: с трапеции недавно прыгала, кувыркалась сальто. Ну, соответственно, читаю достаточно много. Стараюсь не вычитывать новости, а именно какое-то такое более глубокое чтение (интеллектуальное). Потом конным спортом занимаюсь с удовольствием (периодически).
Станислав Гаврилов:
Ну, смотри, вот сейчас тоже такая модная тема по поводу управления состоянием своим, в том числе, управление состоянием на работе. Это, конечно, ты не 8 часов там находишься, в офисе, ты находишься значительно больше. И, все равно, у нас есть определенные биологические фазы, в течение этого времени. Есть у тебя какие-то секреты, которыми ты можешь поделиться? Вот, в течение, находясь в офисе, какие-то, не знаю, практики медитации, какие-то, не знаю, технологии обнуления… Ты что-то используешь?
Екатерина Баранова:
Да, технологии обнуления. Могу заснуть в любом месте, в любое время.
Станислав Гаврилов:
Так, а кто тебя будит?
Екатерина Баранова:
Ну, это уж как придется.
Станислав Гаврилов:
Не на пресс-конференции, я надеюсь?
Екатерина Баранова:
Нет.
Станислав Гаврилов:
А это Катя, Екатерина…
Екатерина Баранова:
Ну, это, видимо, такая особенность организма, она очень помогает. Иногда мне на 10-15 минут достаточно вырубится, и потом огурчиком-свежачком.
Станислав Гаврилов:
Отлично! Ну, и смотри, вот, на примере (на твоем примере) хочется спросить: а вы откуда, скажем так, черпаете кадры? То есть, вы смотрите к себе психологов, или есть какие-то профильные вузы, которые готовят в области PR и коммуникаций, или вы каким-то образом воспитываете, есть свои корпоративные, свой корп-университет, или своя школа внутренних пиарщиков Ростеха? Потому что предприятий много, позиций достаточно много. Как вы занимаетесь своим кадровым резервом и сотрудниками?
Екатерина Баранова:
Ну, скажем так, конечно, не скрою, что за последний год достаточно серьезно у нас был пул наработан, и людей, которых мы воспитали в рамках корпорации. Кто-то пришел, конечно, с внешнего рынка, кто-то внутри, соответственно, вырос. И, соответственно, здесь я могу сказать, что у нас есть внутри определенная система, в рамках которой мы живем, действуем и проводим какие-то обучающие истории, семинары, приглашаем интересных специалистов и стараемся как-то повысить этот уровень компетенции, который внутри есть. Ну, а также смотрим на рынок. Если честно, на самом деле, рынок коммуникаций (наверное, как любой рынок), он не очень большой, потому что хороших специалистов знают наперечет (их, наверное, десятки, я бы сказала), и они как-то переплывают из компании в компанию. Кто-то, конечно, меняет специфику. Но я еще раз говорю, что из журналистики часто берем людей, у них есть необходимые навыки. То есть, в целом, это какой-то такой, как бы, нет какого-то стандартного процесса…
Станислав Гаврилов:
Профильного ВУЗа, из которого вы точно можете взять, такого нет? Это, все равно, какие-то индивидуальные истории? Где-то здесь прокачался, где-то здесь…
Екатерина Баранова:
К сожалению, пока, к сожалению, да. Я, наверное, сказала бы так, что есть ВУЗы, которые дают очень хорошее базовое образование. То есть, там, не знаю, тот же психфак, например. Я на своем примере могу сказать, что он является хорошей такой базой для коммуникаций, для пиара. Но, все равно, это такая специфическая сфера. Без практики, однозначно, я могу сказать, что получить хорошую должность, это практически невозможно.
Станислав Гаврилов:
Ну что, на этой ноте, которая дает всем нам возможность развиваться (в том числе, развиваться в коммуникациях), завершаем эфир. У нас в студии была Екатерина Баранова – директор по коммуникациям Госкорпорации Ростех. Спасибо тебе большое, Катя!
Екатерина Баранова:
Спасибо большое, Стас!
Станислав Гаврилов:
До свидания! Спасибо!