{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Юлия Клоуда руководитель экспертного журнала о стоматологии Startsmile 15 ноября 2017г.
Новые тенденции развития частных стоматологических клиник в 2017 году
Новые тенденции развития частных стоматологических клиник в 2017 году: результаты пятого Ежегодного рейтинга Startsmile и ИД "КоммерсантЪ

Андрей Григорьянц:

Программа «Красивая улыбка с доктором Григорьянцем». В гостях у нас очаровательная Юлия Клоуда и Владислав Дорофеев. Юлия Клоуда является руководителем экспертного журнала по стоматологии «Startsmile». Владислав Дорофеев – редактор издательского дома «Коммерсант», а также выпускающий редактор «Коммерсант. Здравоохранение». Наш сегодняшний эфир посвящён очень интересной, на мой взгляд, теме – 5-й, юбилейный, рейтинг взрослых стоматологических клиник. Сегодня мы сумеем раскрыть все тенденции, все инновации, всё, что происходит с клиниками в 2017 году и происходило, очень много изменений.

Первый вопрос мне бы хотелось обратить, Владислав, к вам, чтобы вы донесли до нас суть. Что самое важное, в чём польза всей работы, которая была проведена «Startsmile» и издательским домом «Коммерсант»?

Владислав Дорофеев:

Пятый, юбилейный, рейтинг стоматологических клиник страны вышел в приложении «Коммерсант. Здравоохранение». Это уже пятый выпуск. Можно похвалиться, в этом выпуске было 1 000 клиник из 90 городов, ранжированные по 150 критериям. На такой уровень экспертизы мы ещё не возносили наших читателей и, соответственно, клиники и врачей. Но, это всего лишь пятый выпуск, пятый рейтинг. Конечно же, мы понимаем, что мы не можем охватить всей глубины, всей широты стоматологического рынка, но, тем не менее, мы претендуем на некоторую точку отсчёта. Такой всегда была моя позиция, что это некая точка отсчёта. Она может нравиться, не нравиться, могут быть разные реакции стоматологического сообщества на этот рейтинг, но уже все, мне кажется, признали, что это точка отсчёта. Дальше уже можно говорить, что там, на самом деле, происходит? Насколько то, что мы делаем, то, что мы говорим, тот срез, который мы даём, насколько он адекватен и точен? Поскольку критерии говорят сами за себя, я бы сейчас хотел передать слово Юле, потому что она была главным модератором этого проекта вместе со всей своей командой. Несколько месяцев, тонны информации, тысячи звонков, десятки, сотни визитов – получилось то, что получилось.

Юлия Клоуда:

Да, благодарю. Работы, действительно, было сделано много, и с каждым годом, когда добавляется хотя бы парочка новых критериев, это значит, прибавляется работы всей нашей команде. Помимо человеческих ресурсов, мы, конечно, используем в рейтинге автоматический подсчёт – это машины, это программисты, которые нам помогают. В этом году нам было труднее всего, у нас заняло это год. Когда мы увидели результаты, то очень обрадовались и поняли, что, действительно, мы на правильном пути. С каждым годом рейтинг приобретает всё более правильную оценку и даёт объективную картину стоматологического рынка.

Добавление новых критериев позволило нам увидеть, что, если в предыдущие годы у нас в первую десятку входили региональные клиники, то с помощью новых критериев нам удалось настолько оценить деятельность клиник и результаты их лечения, что в основном вошли клиники Центрального региона. Первые десятки мест определяют хорошие результаты и показывают именно там – из Москвы и Санкт-Петербурга, а раньше туда могли вклиниваться, на второе, третье, пятое место клиники из регионов. Это очень положительный показатель того, что введены правильные критерии. В нынешнем году нам помогал МГМСУ во главе с ректором Олегом Олеговичем Янушевичем, и расширение критериев и экспертная помощь сделали своё дело, и мы видим уже определённые результаты.

Вторая тенденция, которую мы обнаружили – в стоматологический рынок возвращаются инвестиции. Если раньше у нас не получалось наскрести определённое количество клиник, чтобы они соответствовали критериям, и мы бы их могли выдать, как раньше, когда мы начинали, и 50, и чуть ли не 100 новых, то да, сейчас клиники стали открываться. Они стали открываться и в центральных регионах, и не в центральных. Если раньше в открывающиеся клиники приглашали молодых специалистов, то сейчас они открываются, и в них довольно много уже заслуженных докторов с опытом, то есть серьёзные инвестиции вернулись. Это, если кратко рассказать о последних новостях и тенденциях.

Андрей Григорьянц:

Я бы новости и разделил их на две отдельные, на мой взгляд, одна хорошая, другая плохая. Хотя, плохую новость нужно посмотреть, может быть, она и хорошая. Первое, как я понимаю, в чём безусловный плюс для всех – и для людей, которые в это вовлечены, и для вас, кто является инициаторами, и людьми, которые в сердце проекта – это очень глубокий анализ по достаточному количеству критериев, чтобы производить относительно объективную оценку. По сути, рейтинг позволяет действительно выявить, кто лучше, кто хуже (я буду выражаться совершенно простыми словами), либо даже кто обладает чем-то большим для того, чтобы быть выделенным.

Другой момент, что я назвал бы не очень хорошей новостью. Я сейчас говорю как специалист, мне хочется поделиться собственным мнением, своей точкой зрения. Процесс жизни всех стоматологических клиник, это абсолютно непрерывный живой процесс, причём, он касается всего – и жизни каждой отдельной клиники, и навыков квалификации каждого отдельного врача, и материальных инвестиций, и развития технологий. По сути, это бесконечный процесс, вы очень хорошо выразились, что это точка отсчёта. На мой взгляд, это, действительно, так, потому что мне это напоминает исследовательскую работу в медицине. Для того, чтобы доказательная медицина начала работать, нужно провести определённое количество исследований, получить некое количество статистических данных, на основании которых ты можешь понимать, что эта методика работает хорошо. Здорово, что пятый юбилейный рейтинг включает в себя доработки и отработки, что с разных сторон в это дело вмешиваются, но каждый занимается своим делом. С одной стороны, это издательский дом «Коммерсант», с другой стороны, это ваш экспертный журнал, с третьей стороны, это МГМСУ под руководством Олега Олеговича Янушевича. Я это говорю, чтобы пациентам было более-менее понятно, почему рейтингу можно доверять, зачем им пользоваться. Нам, стоматологам, это может не понравиться, если кто-то будет на первом месте, а кто-то на двадцатом. Но, с другой стороны, без подобной системы оценок жить дальше очень сложно, потому что масштаб поражает, конечно. Вы говорите о 90 городах, о количестве клиник, переваливающем за тысячу. Это действительно большое, глубокое исследование, которое даёт возможность выбора человеку: что сделать, куда пойти и с кем вообще иметь дело.

Мне бы очень хотелось коснуться того, что мы обсуждали с вами уже не раз. В первую очередь это некая методология, которая такая же живая, динамичная структура. Она не может быть просто единожды утверждённой и использоваться на протяжении определённого количества времени. Расскажите мне, пожалуйста, о том, что происходит после того, как вы утвердили точку отсчёта? Какие перспективы, что, на ваш взгляд, сегодня необходимы для того, чтобы удобнее было использовать эту систему? Я смотрю и ставлю себя на место пациента, который хочет куда-то пойти. Мне очень важно, чтобы ему было, в первую очередь, максимально удобно, максимально объективно, чтобы информация, которую он прочёл, была правдой. Владислав, дайте нам интересные моменты, что дальше происходит?

Владислав Дорофеев:

Во-первых, где его найти, прежде всего? Он выходит и в бумажном виде вместе с газетой «Коммерсант», он вышел в октябре, и сейчас этот номер, разумеется, уже не найти. Его найти можно в электронном виде на сайте «Коммерсант», в плашке «Приложения»; это различные тематические проекты, и там есть приложение «Коммерсант. Здравоохранение». Найти октябрьский выпуск, там, как раз, он есть, по поиску легко сделать.

Почему мы 5 лет тому назад уцепились за этот рейтинг и продолжаем, несмотря на необходимость больших инвестиций, не только человеческих, физических, временных, но и финансовых? Стоматологическая услуга очень дорогая, вы прекрасно понимаете, и этот рейтинг для людей, которые не просто забежали в клинику пломбу поставить, убежали и забыли. Это может обойтись в различных местах от 1 000 до 10 000. Но здесь речь идёт о планировании лечения, например, об имплантологии, где счёт начинается со 100 000, и может быть миллион и больше. Рейтинг важен с этой точки зрения. Человек планирует свой бюджет, куда он отнесёт свои деньги. В том числе и поэтому, возможно, клиникам, владельцам, главным управляющим может не понравиться место. Они понимают, что речь идёт о движении довольно больших финансовых потоков.

Мы как-то однажды рассчитывали, какие финансовые потоки проходят через стоматологические услуги. Сейчас, может быть, все вместе это сделаем. Мы сейчас даже не сможем рассчитать весь рынок стоматологических услуг, давайте просто ограничимся имплантологией. В год примерно 100 000 пациентов приходят за услугой в клинику имплантации. Средний счёт на одного пациента примерно полмиллиона. Полмиллиона мы умножаем на 100 000, сколько получается у нас?

Юлия Клоуда:

На моём калькуляторе не хватает регистров.

Андрей Григорьянц:

В общем, речь идёт о том, что в год порядка 100 000 людей проходят имплантологическое лечение, обращаются за услугами имплантации. Конечно же, это влечёт за собой материальные расходы. В среднем человек тратит порядка 500 000 рублей на имплантологическое лечение. Соответственно, можно сделать вывод, какой масштаб денег используется в стоматологической практике. Это тоже является результатом вашего анализа, те результаты, о которых вы сейчас говорите. Мы ждём подсчёта.

Владислав Дорофеев:

Пока Юлия считает, я бы хотел ещё кое-что зафиксировать. Мы проговорили основные критерии и Юля зафиксировала основные положения рейтинга. Но, я хотел бы ещё раз сформулировать три основных отличия пятого рейтинга от предыдущих рейтингов. Во-первых, оживилась инвестиционная ситуация на рынке стоматологических услуг. Вновь стало открываться больше новых клиник, чем это было год тому назад, в прошлом году, в позапрошлом и т.д. У потенциальных инвесторов вновь появился вкус к стоматологическому рынку – это первое отличие. Второе – клиники наконец-то осознали, владельцы, генеральные менеджеры, важность контрактов с профессиональными врачами, испытанными, у которых есть бэкграунд, у которых есть история. Стало ясно, что молодые, но энергичные – это совсем не тот уровень доходов для клиник, нежели опытные, испытанные, может быть, не такие энергичные внешне, но гораздо более приносящие деньги врачи. Третье – это, конечно, специализация. Клиники стали глубже разделять услуги, дифференциация углубилась. На мой взгляд, о чём это говорит? Три новых критерия выросли не просто из головы, они выросли на основе статистики, на основе анализа.

Рейтинг показал, что появилась специализация. Клиники стали глубже разделять услуги, углубилась дифференциация.

Юлия Клоуда:

Даже не анализа, а мы добавляли, мы каждый год наблюдали, что раньше были узкие терапевты, хирурги, имплантологи, хотя имплантологи в меньшей степени. Потом начали появляться сначала гигиенисты, потом пародонтологи. В этом году мы были немножко удивлены, насколько вообще расширился круг узких специализаций. Появились ЛОРы, хотя, мы все прекрасно понимаем, что, если это голова, то это нормально, это не вызывает удивления. Есть неврологи, кинезиологи, остеопаты, потому что всё вместе связано. Клиники, которые занимают лидирующие позиции в рейтинге, идут в ногу со временем, внедряют и обязательно устраивают у себя приём именно этих специалистов.

Когда мы отбирали и провели анализ 1 000 клиник, мы их отрейтинговали, то до этой тысячи мы просмотрели ещё 7 000 на предмет того, соответствуют ли они критериям, чтобы участвовать в рейтинге. Для того, чтобы участвовать, нужно обладать неким набором услуг, возможностями самого помещения и врачей. Ещё мне хочется добавить важный момент относительно врачей. Даже если с точки зрения оснащения молодые клиники, региональные клиники могли посоревноваться с оснащением центральных клиник, которые находятся в Москве, то именно за счёт врачей, за счёт того, что мы сейчас ввели намного больше критериев оценки персонала, им уже вряд ли удаётся перегнать московские клиники, где собираются самые выдающиеся врачи. Понятно, это может быть хорошая клиника, но там будет 1-2 выдающихся, а здесь, получается, у лидеров рынка мало того, что хорошее оснащение и передовые технологии, так ещё и целый набор специалистов, притом не просто специалистов, а специалистов востребованных.

Одно из нововведений нашего рейтинга – востребованность специалистов. Мы всегда считали, что пациенты не могут до конца оценить качество услуг, и поэтому мы не вводили его как один из критериев оценки клиник. Но в нынешнем году мы учли этот критерий. Чем больше людей запрашивает того или иного врача, тем более хорошая практика у него, скорее всего, благодарные пациенты, а значит, качественные услуги. На самом деле, так и оказалось: если у врача опыт не менее 10 лет, он действительно востребованный специалист, то это отражается и на запросах в интернете.

Владислав Дорофеев:

Я бы хотел сказать, как раз, третий критерий – это централизация. Оживление инвестиционной ситуации на стоматологическом рынке, востребованность специализированных и опытных врачей и централизация. В десятку, в основном, входят центральные клиники, столичные. Это говорит о том, что выросла конкуренция на рынке стоматологических услуг. Такую ситуацию фиксирует пятый рейтинг – вырос уровень конкурентной борьбы, потому что там много денег. Речь идёт о 50 миллиардах.

Юлия Клоуда:

50 миллиардов, всё верно. Я не могу поверить, но так оно и есть.

Владислав Дорофеев:

50 миллиардов – вот о чём идёт речь. На сегодняшний день только рынок имплантологии в стране оценивается, конечно, очень приблизительно, 50 миллиардами рублей. Поэтому понятное дело, что идёт борьба за эти деньги, есть, за что бороться.

Одно из нововведений последнего рейтинга – критерий востребованности специалистов.

Андрей Григорьянц:

На этом фоне возникает очень справедливый и абсолютно объективный вопрос. Я думаю, что мы достаточно конкретно проговорили три очень важных критерия. Помните, мы обсуждали то, что в России на сегодняшний день можно получить стоматологическую услугу международного уровня? Действительно, Россия является одним из лучших государств, где можно пройти стоматологическое лечение. Но был всегда большой вопрос: какое количество заведений может предоставить тебе именно тот международный стандарт? Очень маленькое. Проговаривая все эти моменты, мы всегда были достаточно честными с нашими зрителями и слушателями, на тему того, что да, действительно, на сегодняшний день умы, интеллект, руки – в России можно получить услугу абсолютно международного стандарта на очень высоком уровне. Это можно сделать, наверное, всего в 5-7 государствах мира.

На основании столь глубоких исследований, столь большого масштаба аналитических работ, которые были проведены, у меня, как у врача, а у пациента тем более, в первую очередь возникает вопрос: каким образом это повлияло на культуру, в целом качество, повышение некоего уровня, увеличение количества мест, где ты, действительно, можешь получить тот самый стандарт? Есть информация о бюджете, о невероятных цифрах, которые проходят через стоматологическую индустрию, о том, что очень выросла конкурентная борьба, что клиник становится больше. Но у нас есть некая ментальность и культура по отношению именно к стоматологической индустрии. Как лечит, в среднем, каждый врач, возможно, он так же лечил лет 20 назад или 30. Я очень заинтересован в том, чтобы этот уровень повышался.

Исходя из ваших исследований, давайте, проговорим – вы ощущаете изменения в качественной составляющей стоматологии? Именно глобально, именно, касаясь масштабов, о которых мы говорим. У вас на сегодняшний день информация уже достаточно большая.

Юлия Клоуда:

Конечно, ощущается. Мало того, что ощущается, я это вижу очень чётко. Если раньше из тысячи клиник, которые мы отобрали, мне оставалось проанализировать те, которые соответствовали, их было намного меньше по тем критериям, которые могли участвовать. Сейчас мы говорим о 1 000, а раньше это было 500, 200. Притом, что у нас с каждым годом всё жёстче и жёстче условия приёма в список, который мы будем оценивать.

Ещё один очень интересный момент заметила. Если раньше мы составляем 100 и остаётся ещё огромное количество клиник, у них минимальная разница в баллах для того, чтобы зайти в топ. То же самое, идёт минимальная разница в первой двадцатке, буквально, выдирается победа. Например, между первым и вторым местом, действительно, ничтожная, очень маленькая разница. Мне кажется, что всё это, как раз, свидетельствует о том, что уровень и качество оказываемых услуг с каждым годом становится всё выше и выше, потому что люди точно начали разбираться, они начали сравнивать. Когда мы начали рейтинг в интернете, мы опрашивали порядка 300 человек в месяц. Сейчас заходят порядка 4 000 человек каждый месяц, это новые люди, это 50 000 человек ежегодно, которые выбирают у нас на портале себе клинику по рейтингу. При этом у нас очень удобно сделано для пользователей, можно выбрать город и по нему посмотреть, какая именно клиника приняла участие и какое место заняла. Если подвести итоги, то да, отвечая на ваш вопрос, уровень однозначно вырос, качество услуг выросло.

Андрей Григорьянц:

Вы знаете, что ещё очень интересное происходит на фоне перехода в электронную среду? Существуют некие надзирающие органы, которые следят за стандартами в стоматологических клиниках, которые могут прийти проверить, всё ли так, всё ли правильно или неправильно. Мне бы хотелось отметить следующее. Занимаясь достаточно профессионально и очень детально исследованиями, статистикой, рейтингами, расширяя критерии, усиливая и расширяя методологию, по большому счёту, сам рейтинг может таким же образом влиять на повышение качества предоставляемых услуг. Потому что, по сути, тебе не скрыться.

При массовой оценке той или иной клиники, понятно, может вызывать массу негатива и вопросов. Мы уже говорили о том, что может присутствовать элемент коррупции и т.д., но, данный рейтинг основан исключительно на информации, не несёт в себе никакой системы, где можно что-либо купить - балл или критерий. Поэтому, если это работает настолько сильно, то можно говорить о некой социальной значимости инструмента, сделанного для облегчения пациенту выбора – зашёл, посмотрел, ОК, второе-третье место или пятое-десятое, или пятнадцатое. У человека есть возможность выбрать себе достаточно качественную услугу за приемлемые деньги.

По большому счёту, это инструмент, который вызывает резонанс и чуть ли не заставляет клиники переживать, сколько критериев и какую оценку я получу. Тем самым улучшая свою клинику не за счёт проверки со стороны надзирающих органов, а ради того, чтобы перед социумом, перед огромным количеством населения выглядеть достаточно красиво и быть на определённом месте, соответствовать определённому уровню.

Владислав Дорофеев:

Для этого и есть инструмент конкуренции. Именно инструмент конкуренции заставляет работать на профессиональное качество, а не на форму в данном случае, хотя форма необходима.  

Важная деталь – мы рейтингуем частные стоматологические клиники, это важный момент. Мы рейтингуем не государственные, а частные стоматологические клиники. Их очень много, большая часть стоматологических услуг ушла в частную стоматологию. На мой взгляд, это привело к негативному фактору – увеличивается разрыв между государственной стоматологией и частной. Особенно, когда государственные стоматологические клиники посадили на самовыживание. По сути дела, и они теперь делают всё, чтобы увеличить приток денег, потому что не хватает. У них нет ничего, у них нет даже денег на то, чтобы делать бесплатные уколы анестезии. Даже на это уже нет денег в некоторых клиниках, это безумие какое-то. Но, поскольку без государственной стоматологии невозможно, тут вообще новый вопрос возникает, мне кажется.

Андрей Григорьянц:

Вопрос заключается в том, где обеспечение государственного учреждения для того, чтобы оно соответствовало хоть каким-то минимальным стандартам?

Юлия Клоуда:

Да. А минимальные стандарты повысились. Я вспоминаю заполненные анкеты, раньше по оборудованию было несколько галочек, а теперь, практически, у каждой клиники эти галочки проставлены. Это значит, что каждый докупил огромное количество оборудования, чтобы предоставлять услуги пациентам на новом уровне. Нам неважно, последнее, не последнее, главное, чтобы был инструмент для проведения той или иной процедуры. Практически, у всех клиник, особенно по Москве, они вышли на такой уровень, что у всех всё есть.

Андрей Григорьянц:

Это рождает настоящую надежду.

Резюмировать весь наш эфир мне бы хотелось следующим образом. Я считаю, что стоматология на сегодняшний день уже выглядит совершенно иначе. Это абсолютно не тот стереотип, который сидит в голове у нас всех и даже у нас с вами лично. Как можно скорее нужно переходить. Это не вопрос гонки за современностью, за технологиями, но это абсолютно очевидный и существующий на сегодняшний день инструмент, который может сделать стоматологию совершенно нормальной, комфортной, удобной и предсказуемо результативной. Количество опций на сегодняшний день уже существует, как минимально допустимое, что, на мой взгляд, хотя бы должно быть в каждой клинике. Поэтому у меня абсолютно незаинтересованная, но искренняя благодарность за то, что вы это всё настолько глубоко изучаете и стараетесь сделать это максимально широким, абсолютно независимым и очень эффективным. Что самое главное – полезным для людей, которые хотят полечить себе зубы.

Я хочу вас поблагодарить за уделённое время, за информацию, которой вы с нами поделились. Я вам желаю удачи и достижения ещё более высоких результатов!