И. Долженко:
Добрый день дамы и господа, в эфире программа «Предел риска». В продолжение предыдущей программы те же гости, но только несколько в более узкой теме. Если мы брали с вами выплату для ДТП, для пострадавших, то сейчас мы возьмем выплату по ОСАГО для пострадавших, и как раз напомним, что с нами вместе будет рассматривать эти вопросы Елена Солдатова - практикующий юрист и Дмитрий Щербухин - компания «АльфаСтрахование». Здравствуйте Елена.
Е. Солдатова:
Здравствуйте.
И. Долженко:
Здравствуйте, Дмитрий.
Д. Щербухин:
Здравствуйте.
И. Долженко:
Как и не прощались, хотя пролетела неделя. С 28 апреля 2017 года вступило в силу натуральное так называемое возмещение, то есть возмещение в виде ремонта, а не выплаты деньгами. Но здесь есть некоторые исключения, которые мы коротенечко все-таки освятим. А сейчас хотел бы просто подвести какой-то итог, уже прошло полгода. Какие-то итоги, что получилось, что не получилось, что предполагалось, будет лучше, как стало лучше или хуже со стороны страховых компаний? Давайте с Дмитрия сейчас начнем. Как вы видите?
Д. Щербухин:
Итак. Начнем чуть-чуть на несколько шагов назад, как обычно страховые хотели, чтобы было натуральное возмещение, которое выплачивалось клиентам, но соответственно износ, также все и оставалось. Наши законодатели немножко.
И. Долженко:
Натуральное, смотрите, ну ремонтом выплачивалось, возмещалось, наверное, ремонтом?
Д. Щербухин:
Да-да-да. Но точно также оставалось на износ, как было раньше. Законодатели немножко исправили, что на ремонт идет без износа. За это время в нашей компании, и как во многих, уже тоже посмотрел, много машин и много страхователей направлены были на ремонт. Статистику, сказать, что все это плохо или хорошо, то есть так скажем до конца еще не подвели. Но можно сказать, что есть люди, которые очень довольны, что их отправили на ремонт, они получили деньгами. Есть те, которые недовольны, что их направляли и получали деньгами. То есть опять же тут нужно смотреть, что хочет человек. Если человек хочет именно сохранить свой автомобиль, и у него нет времени где-то там бегать, где-то там как говорится к своим знакомым друзьям, товарищам обращаться, которые якобы ему сделают дешевле, чем страховая компания. То тут как раз про этих людей могу сказать, что тут немножко заблуждение. Вот как раз из последнего, как просили с примером, позвонил мне товарищ и говорит, присылает фотографию, Митцубиси-лансер. Тут представьте просто передний левый угол. Ну, бампер треснут, фара треснута, ПТФ-ка треснута и крыло. И вот он сфотографировал, ну примерно представили повреждения на машине. И калькуляцию присылает мне, что там нужно. Фара замена, бампер замена, крыло замена, дальше читаю, установка на стапель 3,5 часа, ремонт усилителя переднего бампера 6 часов, ремонт брызговика там 8 часов и еще чего-то. Я говорю: Слушай, -там скажем так, - Андрей. Тут есть некоторые величины табличные. И краску там запредельно на одну деталь. Я примерно посчитал, там больше 10 тысяч на деталь выходит. — Вот посмотри, я могу тебе прикинуть определённые в Аудит Экселе сервер дать, то есть разницы не будет, и поймешь, сколько у тебя будет износа. Ты посмотри, на сколько тебя твой товарищ, которому ты говоришь, он делает хорошо, хочет немножко обмануть. Это вот из примеров. Дальше. Много людей которые есть, ну немного, а вот есть люди, которые вот пишут жалобы на то, что им не нравится натуральное возмещение. И в основном самое распространенное - это является на сроки. Потому что возмещение идет на основе, по ценам единой методики, утвержденной ЦБ РФ, и многие станции, которые направляют машины, просто в указанные срок не готовы, не могут приобрести, потому что там долгий заказ, еще что-то. Но тем не менее на качество кстати ремонта после с машин, отремонтированных по направлению страховой компании удивительно, но не так много жалоб идет вот у нас, по нашей статистике. Поэтому, тут надо смотреть, что кому нужно. Некоторые получают деньгами, потому что ну как-то так по старинке, а некоторые хотят непосредственно ремонтироваться.
И. Долженко:
Ну, то есть мы можем сказать, не то что сказать, а напомнить, что в принципе клиенты могут выбрать и возмещение деньгами?
Д. Щербухин:
Да, это не запрещено.
И. Долженко:
То есть не обязательно, то есть какая-то обязаловка, что его направляют на ремонт и все.
Д. Щербухин:
Нет. Свобода выбора существует. Пожалуйста.
И. Долженко:
Ну хорошо, то есть он может либо ну на сколько я понимаю, либо выбрать, попросить направить на свою какую-то станцию, да, если она есть в страховой компании там как-то аккредитована, то он может туда поехать? Либо взять деньгами и поехать сам туда?
Д. Щербухин:
Ну, в законе там написано, если он хочет там как-то на свою это по согласованию со страховой компанией.
И. Долженко:
Это в принципе тоже возможно?
Д. Щербухин:
Ну, возможно, только надо опять же смотреть о том, что на какую бы станцию он не поехал, расчет будет идти строго по единой методике. Если он думает, что страховая его послала там на сервис «А», там будет по единой методике. А он к себе поедет там на сервис «Б», и там будет...
И. Долженко:
И там по-другому посчитают?
Д. Щербухин:
Там будет по-другому, и будет гораздо больше там. То есть нет, тут подход ко всем одинаковый. Единая методика, утвержденная ЦБ РФ.
И. Долженко:
Елена, к вам вопрос, изменилось ли с изменением возмещения не деньгами, а возможностью ремонта требование клиентов? Именно вот по ОСАГО?
Е. Солдатова:
Требования к страховой компании?
И. Долженко:
Ну недовольство, да, то есть мы имеем в виду, что идти через юриста? Предсудебные, досудебные какие-то требования. Требования в суде со страховой компании не знаю доплатить за ремонт или...вот эта вещь...как-то изменилась, по сравнению с тем, что до этого было? Как вы говорили, там 7 лет уже третируете страховые компании.
Е. Солдатова:
Ну, я не то что их третирую, я с ними работаю, скажем так. По поводу требований я по своей практике могу сказать, что не все страховые компании сейчас говорят о том, что вы можете по соглашению сторон получить, если вам что-то не нравится, в денежной форме. То есть страховые компании сначала все-таки пытаются «уломать», скажем так потерпевшего на то, чтобы все-таки ему выплата была произведена не деньгами, а именно было направление на ремонт, и соответственно выплата страховая происходила именно в таком формате. И даже некоторые страховщики есть те, которые утверждают, что денежная форма сейчас это очень большое исключение, и не все потерпевшие под это исключение подходят, то есть тем самым все-таки пытаются направить на ремонт. И здесь есть второй момент, что не все потерпевшие... Не всем потерпевшим нравится то, куда их отправляет страховщик, потому что здесь вопрос в доплате, а соответственно замена на ремонтных, на сервисных станциях происходит на новые детали, и соответственно безусловно потерпевшему приходится доплачивать, потому что страховщик рассчитывает ущерб с учетом износа деталей, а потерпевшему на сервисной станции ставят новые детали, и соответственно вот эту разницу сам потерпевший не обязан платить из собственного кармана. И здесь соответственно возникает вопрос в том, что суммы бывают абсолютно разные и не все потерпевшие с этим согласны, и безусловно они обращаются к юристам за разъяснениями. А может что-то страховщики здесь опять?
И. Долженко:
Намутили? Мутные страховщики.
Е. Солдатова:
Намутили, да. Вот поэтому это имеет место быть.
И. Долженко:
Но дело в том, что как Дмитрий сказал, есть единая методика, да? И методика расчета износа. Ну, тут вот не знаю, какие-то...
Е. Солдатова:
Возможно, это вопрос к дилерам и их ценовой политике на запасные части.
И. Долженко:
Кстати. Отношение дилеров к этому?
Д. Щербухин:
Небольшую ремарочку. Буквально было сказано, как раз вот по поводу как говорится оплат. В законе нигде не сказано, что запчасти должны быть оригинальные. Просто написано новые.
Е. Солдатова:
Совершенно верно, да.
Д. Щербухин:
Вот. И многие люди пропускают этот пункт, и все считают, куда бы его не послали, то есть на дилерскую станцию, не на дилерскую, ему будет ставиться обязательно новая оригинальная деталь. Но вот нет такого. Сейчас даже дилеры уже делают отделы у себя очень большие, которые занимаются и покупкой, реализацией б/у запчастей, и не оригинальных запчастей, чтобы производить, укладываться именно в те денежные средства, которые выделены на каждый убыток в соответствии с единой методикой. Так что вот.
Е. Солдатова:
Я здесь соглашусь... Угу...
Д. Щербухин:
Но здесь сразу скажу небольшой тоже нюанс, есть люди, которые ну тоже так спрашиваем в техцентрах, также у дилеров, некоторые говорят, что мы готовы сами добровольно доплатить разницу между оригиналом, и тем что выставляет страховая компания. То есть они сами сознательно, никаких претензий, этого нет. То есть и такие тоже люди есть. Некоторые даже... Закон ведь еще не запрещает ставить и б/у, но по согласованию сторон. Вот. Поэтому...
Е. Солдатова:
Я здесь соглашусь с Дмитрием. Эти изменения проходят некую обкатку, и безусловно трактуют все по-разному, и я согласна, что новые детали — это не всегда оригинальные. Это просто новые детали. И они действительно могут быть китайского производства, могут быть...
И. Долженко:
Китайского хорошего производства, да? Ну, то есть любые могут быть?
Е. Солдатова:
Да, улучшенного китайского и так далее.
И. Долженко:
Ну, насколько я знаю, там может быть вообще, я сталкивался, да, ценовой разброс от оригинала может отличаться вообще в разы. То есть оригинал, например, там 15 тысяч, замена не оригинал может быть там 8 тысяч, и совсем плохой не оригинал может быть там 2 тысячи рублей. То есть из этого если выбирать...
Д. Щербухин:
И поставить еще такую небольшую ремарочку, и оригинальное б/у стоит где-то в серединочке. Чуть-чуть выше там, чем плохой какой-нибудь не оригинал, но он б/у. Оригинал - это все равно в моем понимании, лучше, чем новый, но скажем так китайская деталь. Сразу говорю, не на все детали это все, но вот если что-то там смотреть, не влияющие там на безопасность, там на что-то там, ну грубо говоря там крыло, вот все-таки с разборки которое взяли, опять же говорю, это мое мнение. Мое личное мнение, что лучше взять там уже готовое б/у-шное крыло от этой машины, чем вот брать китайское, которое как вот потом говорят потом может даже там на сантиметр не подойти там по зазорам.
И. Долженко:
Не, ну таких как в сантиметр зазор это по-моему совсем...
Д. Щербухин:
Нет, это сплошь и рядом. То есть бывают такие вещи. Вот как вы сами сказали, что стоит там, вообще ничего не стоит, ну если оно ничего не стоит, значит, соответственно оно из-за чего-то должно ничего не стоить. Вот из-за таких вещей.
И. Долженко:
Дмитрий, ну вот бумажка передо мной лежит. Пострадавший должен получать автомобиль в исходном состоянии до ДТП, а не с сантиметровым зазором. То есть как?
Д. Щербухин:
Я полностью с вами согласен. Просто именно поэтому и говорю, что вот это мое мнение, что...Есть разные, то есть новые детали. Есть совершенно почему...
Е. Солдатова:
Дмитрий, то есть если я правильно поняла, что тогда потерпевшему брать возмещение деньгами, искать б/у-шные детали, но если они не влияют скажем так на безопасность движения, это то есть не агрегат и не узлы, и где-то ремонтировать. Правильно я вас поняла?
Д. Щербухин:
Совершенно, совершенно... То есть разные...
И. Долженко:
А если я не хочу искать?
Д. Щербухин:
Еще раз я говорю, тут поэтому немножко не так. Хочет человек получить деньгами, пожалуйста, получайте деньгами и езжайте ремонтироваться, где хотите. Может он не хочет ремонтироваться просто в данный момент свою машину. На сервисы так же, вот был вопрос, если я не хочу искать, но мне нужно. Сервисы тоже занимаются, так же как и дилеры, как я и рассказал, б/у запчастями, не оригиналом. Они так же могут вам...
И. Долженко:
То есть они могут предложить, правильно?
Д. Щербухин:
Могут предложить. Но ваше уже желание, вы согласитесь с этим или не согласитесь. Закон же допускает, поэтому с вас спрашивают, вы готовы там к этому или нет? Насильно тоже никто никого не заставляет. А это вот именно чтобы тебе б/у поставить - нет. Этого нет.
И. Долженко:
Ну, хорошо, а там гарантия какая-то есть? Когда автомобиль починили.
Д. Щербухин:
Все согласно закону. Гарантия распространяется и на работы, и на лакокрасочные материалы.
И. Долженко:
Ну и на узлы и агрегаты?
Д. Щербухин:
Естественно. Это ремонт автомобиля. То есть он в комплексе вот сделали и все, то есть он был поврежденный, выехал готовый. Соответственно гарантия там идет от гаек, которые поставили, до там покраски.
И. Долженко:
Елена, а вы не сталкивались с претензиями как раз потерпевших, или как их назвать...по качеству ремонта? Там по ОСАГО? На тех СТО, куда посылала страховая компания.
Е. Солдатова:
Сталкивалась. Безусловно. Это в любом случае претензия и страховщику, и соответственно станции ремонтной.
И. Долженко:
А вот здесь вот кстати вопрос, кому предъявлять претензию, страхователю у которого назовем так там плохо отремонтировали автомобиль?
Е. Солдатова:
Ну, смотрите, ремонт производила ремонтная организация, да то есть станция. По сути, они являются исполнителями. И здесь такой момент, что даже если мы берем закон о защите прав потребителей, то соответственно они производят ремонт, они тем самым обслуживают потерпевшего, да, и соответственно гарантию несут они. Страховщик в данном случае выступает лишь финансистом, в данном случае.
И. Долженко:
Но с другой стороны это СТО, Дмитрий, которое посоветовал, куда направил страховщик. То есть он тоже должен каким-то образом там...
Д. Щербухин:
Конечно. Если у нас в данный момент, если поступает претензия к страхователю на что-то там, ну там на сроки, на качество работы. Обязательно идет запрос в тех. центр, с просьбой указать. Потому что давайте говорить, что не все что пишет страхователь 100% нужно брать на веру. Есть, существуют такие вещи, как потребительский экстремизм. Когда люди хотят больше, чем положено. Поэтому, как только поступает претензия от клиента, что он с чем-то...что-то ему не понравилось, обязательно идет запрос на станцию. Чтобы объяснили там что, где и как. Если нужно назначить экспертизу в этом отношении, то страховая, мы тоже назначаем экспертизу выездом. Ну, я не знаю там, что там. Вот какой у вас пример был, что к вам обращались? Наверное, просто, может вы в цвет не попали, допустим? Ну как один из примеров.
Е. Солдатова:
Ну как один из примеров, да.
Д. Щербухин:
Как один из примеров. Ну, это понятно.
И. Долженко:
Синюю машину в желтый цвет?
Д. Щербухин:
Если машина да. Синее с жёлтым — это другое.
Е. Солдатова:
Там нюансы по цветам, что там одна деталь выгорела, например, а вторая вот покрашена чуть-чуть капля вот там какого-то другого цвета.
Д. Щербухин:
Но кстати, как раз капля подкраски немножко такой нюанс. Единая методика, расчет краски по методу АЗТ. Метод АЗТ как раз допускает окраску пятна. Так что некоторые говорят, что у меня небольшой скольчик, и мне нужно красить дверь. Ну, к сожалению, или может к счастью кому, именно закон, то есть этой методики допускается окраска пятном. То есть можно скольчик, вот крыло наехало там на дверь, получился небольшой. Можно окрасить соответственно это пятно.
И. Долженко:
Но это если не повреждено железо, грубо говоря.
Д. Щербухин:
Нет, я же не говорю про железо.
И. Долженко:
Если выправлять железо, то там все равно окрас полностью, правильно?
Д. Щербухин:
Нет еще раз. Я говорю, когда повреждено железо, я именно говорю вот про такие скольчики небольшие. Ну конечно тоже в определенном месте расположены, но тем не менее это тоже нюанс.
Е. Солдатова:
Ну возвращаясь к теме споров с сервисными компаниями. Я считаю, что конечно в идеале нужно проводить экспертизу, которая будет подтверждать, то есть это независимый эксперт, у него есть своя дипломная работа, ответственность. То есть он грамотный специалист. И он делает свое заключение, где говорит о том, что здесь там зазор, здесь что-то недоделано, здесь недотянуто, здесь, например, деталь вообще не менялась какая-то внутренняя, ну утрировано говоря. Это самый идеальный вариант. Чтобы тогда это уже является таким документом весомым и с ним уже можно идти в суд и к страховщику, и писать на основании этого претензию в сервисную службу. То есть я за это.
И. Долженко:
Ну а как откликаются страховщики?
Д. Щербухин:
Так, так, так и делается. Ну, вот еще раз, я же сказал, что при получении таких запросов от клиентов, во-первых, первая оплата станции по данному убытку приостанавливается до выяснения всех причин, почему все это было. И то есть станция за этот убыток, ну за этот ремонт не получает деньги, пока клиент не подписал и не сказал, что все хорошо. То есть это как является инструментом тому, что станция именно качественно исполняла свою работу. Ну как вот было сказано такого, что вот это там не заменили...
И. Долженко:
Ну я насколько наслышан, бывает, например вы послали, направили, не послали, направили на СТО, и там написано деталь под замену. Да, а на проверку вышло, что она отремонтирована. А клиенту не нравится.
Д. Щербухин:
Опять же, тут единая методика тоже допускает данную вещь. Там сказано просто одно, что стоимость ремонта детали не может превосходить стоимости детали с учетом износа. Ну, для понятия. Стоит деталь, ну сейчас износ не износ, ну деталь стоит, грубо говоря, 100 рублей, норма часа стоит 10 рублей, вот соответственно 10 часов ее можно отремонтировать. То есть равная сумма получается, что за это, что за это. Поэтому если деталь, то есть очень много сейчас станций вот тоже интересно, как по КАСКО, так все только меняется, сварщики
И. Долженко:
Под замену...
Д. Щербухин:
Да. Как только ОСАГО, все сразу научились работать и сразу же прям восстанавливают, мы только готовы. Такой нюанс. Вот, поэтому, как было сказано, и у меня была там замена, переголосовали на ремонт, что тоже допускается.
Е. Солдатова:
Ну а потерпевший, он же производит доплату и собственно говоря может стоит заменить, потому что он же тоже участвует в финансировании этого ремонта.
И. Долженко:
Ну, это по его желанию, я так понимаю, правильно?
Д. Щербухин:
По желанию. То есть если клиент в моем понимании хочет что-то там кому-то чего-то заплатить, это желание клиента. Здесь же вот нельзя говорить, стукни по рукам, и говорить не делай нельзя. Если он сам хочет, кто же может запретить?
Е. Солдатова:
Насколько я понимаю, что он об этом узнает только по факту, когда его автомобиль уже отремонтирован и готов к передаче.
Д. Щербухин:
Нет-нет-нет.
Е. Солдатова:
То есть это процесс согласования?
Д. Щербухин:
такие вещи я не слышал, потому что тех. центр приступает к выполнению ремонта автомобиля, поступило к нему направление, они общитывают его, ну или у них сразу же расчет приходит единой методики. Дальше сразу же разбирается, смотрится, что в автомобиле внутри еще есть, добавляется дальше, то есть, дальше-дальше. Ну, там не знаю, один осмотр, два, ну не знаю там, все зависит от повреждения. Ну, обычные посадки ну там обычно небольшие, ну скажем не шибко сильные.
И. Долженко:
Ну да, не шибко, не шибко. Меня 4 раза осматривали.
Д. Щербухин:
Я помню этот случай. Но действительно там, когда касается именно ходовой, там немножко по-другому. Там с первого раза нельзя все-таки.
И. Долженко:
Нет, я говорю, я просто благодарен очень, не знаю там как кейс да? Когда эксперт 4 раза приезжал, когда на СТО они разбирали и вот смотрели все дальше, дальше, дальше, дальше...И потом пришли к тому, что надо вот это сделать. И поместились вот в ту сумму, которая была выплачена, то есть какими-то не знаю шаманскими действиями.
Д. Щербухин:
И как раз когда вернувшись к этому, там будет все это ясно, там вот все и говорят, что вот сумма окончательно согласована со страховой компанией, ну грубо говоря, ну трезво скажем, 100 тысяч. Все, 100 тысяч та сумма, которая у страховой зарезервирована на оплату данного техцентра. Значит соответственно техцентр производит ремонт, и ему выставляют счет ровно на эти 100 тысяч, ему ровно 100 тысяч и оплачивается. Ну я так утрированно все.
И. Долженко:
Я могу сказать, что я прямо чуть-чуть вот свою копеечку закинул. Что как раз просто, наверное, год как раз будет, когда у меня там ДТП произошло, да, в прошлом году. В ноябре с первым снегом. И в любой вот этот ремонт, то что делали мастера, они созванивались со мной. Честно. Вот мы нашли вот это, я говорю, ну давайте подождем, вызовем эксперта. Эксперт приехал, да он увидел, сказал, да это так, дальше они начинаю там дальше что-то смотреть, раз опять. И вот мастер был постоянно со мной на связи, постоянно вот это докладывал, то есть мы в какой-то момент пришли к общему знаменателю, что вот это вот так, вот так. И отремонтировали без... Ну никакого действия без того, чтобы я отмашку дал, не производилось. Только вот после этого было сделано, да. Посмотрели, все проверили, все оплатили. В общем, мне очень понравилось. Я бы ремонтом брал, не знаю...
Д. Щербухин:
Так что сервис всегда ...сервис контактирует с клиентом, потому что это его машина.
И. Долженко:
Такой сервис.
Е. Солдатова:
Но это идеально. Это идеально и если это так в большинстве случаев, то...
Д. Щербухин:
Не, ну нужно же стремиться к тому... Нужно делать хорошо, плохо всегда получится, если как бы...
И. Долженко:
Просто Елен, на таком интервью мы с Дмитрием встречались еще до этого момента, когда было введено это натуральное возмещение. И до введения уже АльфаСтрахование уже практиковало возмещение именно ремонтом. То есть не деньгами, они предлагали клиентам по согласованию сторон пойти на ремонт, и при этом процент недовольных был очень мал, и то вот не то что потребительский экстремизм, а чем-то таким не знаю, мне там лишний раз не позвонили или еще что-нибудь, то есть на...или срок, когда я, например, тоже машину ремонтировал там, из Англии деталь идет грубо говоря, ну она дольше идет, чем написано в законе. Ну нельзя, они как хотят, просто этих деталей нет, они заказали, и я мог бы конечно очень много брызгать слюной, что вы мне не сделали. Но я как здравый человек понимаю, что они не могут это сделать. Либо где-то по подвалам это искать, либо б/у-шную, но тоже
Д. Щербухин:
Где ее искать, если ее вообще нет?
И. Долженко:
Да, если ее в принципе нет. Поэтому вот здесь надо как-то понимать, тоже входить как-то в положение. Что вот этого нет. Если это есть и не делают, но это одно, а если это в принципе нет, там можно самому забить в поиске там, где-то спросить. Посмотреть. Да, этого нет. Поэтому, да это тянулось долго, ДТП было в ноябре, а автомобиль я, наверное, чуть ли не в конце января что ли, ну вот почти, ну вот там и праздники попали, да, и вот эти вот 4 осмотра попали, и вот эта запчасть, поэтому тьфу-тьфу-тьфу, отремонтировали машину. Она катается, ездит, то есть Слава Богу. Все нормально. Ну вот я просто к тому сказать, что до введения ну они как немножко обкатывали это именно на тех станциях, которые с кем вы сотрудничаете, правильно?
Д. Щербухин:
Да.
Е. Солдатова:
Ну на самом деле это замечательно. Говорит о том, что компания клиентоориентированая и на самом деле я как юрист и как, наверное, пессимист в этом случае, потому что безусловно я вспоминаю те времена, когда страховщики ходили в суды и потерпевшие ходили в суды, потому что страховщики не доплачивали, и это было именно по ОСАГО по большей части. И чтобы хотя бы получить 100 % своего возмещения, нужно было обязательно идти в суд. И на самом деле со стороны клиентов, моих в том числе, я очень рада, что, если компании страховые действительно меняются, и готовы предоставлять тот сервис, ту услугу, за которую клиенты заплатили.
Д. Щербухин:
Да. Это хорошо.
И. Долженко:
Да это хорошо. Вы знаете, у меня каверзный вопрос, который возник. В связи сейчас с тенденцией не вызова ГИБДД на там мелкие ДТП, а сейчас говорят о том, что ДТП без пострадавших вообще, чтобы не выезжали. У меня вопрос такой, определение виновного. То есть выплата по КАСКО — это понятно это делается, а потом там что-то решается. Как бы меня уже не касается. Но когда выплата по ОСАГО, я считаю, что я не виноват, товарищ считает, что он не виноват, вот как такие споры с вашей стороны, вы как-то такие дела вели? Кто, с какой стороны, там с чьей, не знаю. Как это вообще определить, если не было ГИБДД, кто это потом, как это вообще сделать?
Д. Щербухин:
Ну давайте я чуть-чуть так начну. Значит по поводу данного вопроса. Будем считать, хотя так оно и есть, что все люди, которые ездят в большинстве, в практической всей своей массе...
И. Долженко:
Не знают правил дорожного движения.
Д. Щербухин:
Не, ну правила, допустим, знают, но вот как раз по поводу ДТП тут включается небольшой другой нюансик. Тут и трасология включается, то есть материаловедение, то есть полный комплекс. Значит когда, кто, как перестраивался, тут же не зря, когда приезжают ГИБДД, они смотрят, как стоял, замеряют, как колеса там всё. А человек, когда попадает в ДТП он всегда не готов к этому. Это для него стресс.
И. Долженко:
Ну, во-первых это для него стресс...
Д. Щербухин:
Вот. А как, что говорил это очень тяжело понять, или там холоднокровно объяснить там просто человеку, что кто сделал. Как было правильно сказано, что 100% все как бы не знают. Должен быть...Поворотник не включил, кто-то там наоборот ускорился, там телефон поднял, то есть ну вот... И в этом случае значит единая методика...Не единая методика, европротокол. В нем сказано, что 2 участника до 50 тысяч и составляется, если нет разночтений в трактовке. Если допустим вот 2 стукнулись, и один говорит, что да это я. Все там написал, подписали. Оба подписали протокол. Всё, с ним соответственно едут в компанию. Нюанс сразу говорю, всем сразу скажу, что может быть. Извещать свою компанию о случившемся должен не только пострадавший, но и виновный.
И. Долженко:
Но и виновник.
Д. Щербухин:
А то, сразу говорю, страховая компания может совершенно спокойно выставить счет виновнику, который забыл сдать. Так что не забывайте, пожалуйста. Прочитать...
И. Долженко:
А нюанс, Дмитрий перебью пока мы дальше не уехали. На месте ДТП все согласны все подписались, а потом человек, который подписал, говорит ой, подумал, я чё подписался, я не виноват. И он пишет, я не виноват, что с этим делать? Он же может менять показания.
Д. Щербухин:
Я слышал о таких вещах, но скажем так, в кампании у нас такого не было. То есть вот читал именно такое что, да. То есть я посидел, подумал, а чё я там буду. Вот как решается, то есть, у нас на практике такого не было. Но вопрос конечно интересный. Дальше, вернусь как раз дальше то.
И. Долженко:
Давай, Елену спросим, не сталкивалась она?
Е. Солдатова:
Нет, я с таким не сталкивалась. Единственно, что я считаю, что тогда наверно не надо подписывать евро протокол, в любом случае вызывать сотрудников ГИБДД и пускай они…
Д. Щербухин:
Нет, тут-то было сказано, что вначале всё подписали, а потом со временем
И. Долженко:
Это стресс, раз, а ладно я виноват, а потом подумал чё я….
Д. Щербухин:
А чё, я виноват? А чё, я буду подписывать?
И. Долженко:
Давай, сейчас помутим, что-нибудь.
Е. Солдатова:
Ну, помутим, подписал, согласился.
Д. Щербухин:
Вот, сразу говорю, если нет всё-таки согласие, кто прав, кто виноват. Всё-таки вызывайте ГИБДД. Поэтому евро протокол там не поможет, не будет работать.
Е. Солдатова:
То есть в любом случае если, есть некий спор о том кто виновен, а кто не виновен. Нужно вызывать ГИБДД.
И. Долженко:
Ну а если даже подстраховаться? Ну виновен, но на всякий случай вызвать, или…
Е. Солдатова:
Да, да, просто сказать я не согласен, давайте ГИБДД вызывать.
Д. Щербухин:
Или, там же написано, если, там написано, если ущерб не больше 50 000.
И. Долженко:
Ну может быть ущерб, да, и всё.
Д. Щербухин:
А вы знаете, что там. Допустим сейчас не секрет, что э…. Сейчас вот и мерседес там есть фары 500 000, и там и капоты по 200 000, ну я так утрированно сказал, но тем ни менее. Один бампер 50 000 грубо говоря так вот.
И. Долженко:
Можно зацепить Фару, а вот. Да Елена.
Е. Солдатова:
Я хотела сказать, что на самом деле люди, которые ездят по дорогом, они не эксперты. И вот скажем так по ходу на глаз определить, что это меньше 50 000, больше 50 000, как-то это очень проблематично. Поэтому если есть спор, если есть такое не понимание, что это может выше 50 000, лучше вызывать ГИБДД. Это такая, как подстраховка при обращении в страховую компанию.
И. Долженко:
А кстати Дмитрий, только что сказал, да вот у мерседеса 500 000 фара, а максимальная сумма возмещения 400 000. Вот что делать?
Е. Солдатова:
Страховать дополнительную гражданскую ответственность обязательно.
И. Долженко:
Это очень редко. Так у нас нет, дополнительной страховки. И вот здесь, например, мне повредили эту фару, да пустим у меня такой мерседес, мне её надо отремонтировать. Страховая компания виновника, да всё он виноват. Она мне выплатила там 400 000, а дальше мне что делать. Там 100 000 ещё за фару и плюс работа. Как, куда обращаться?
Е. Солдатова:
Взыскивать с виновника. Наш закон и гражданский кодекс позволяет это делать потерпевшему.
Д. Щербухин:
Кто позволяет, он допускает
Е. Солдатова:
Ну да, да, то есть заменим слово допускает на позволяет даже скажем так обязывает. Выплачивать эту разницу и соответственно у меня достаточно много случаев, когда обращались именно к виновнику. Это скажем так, такое письмо счастья которое к нему приходит. Здравствуйте вы должны нам еще 800 000 рублей соответственно заплатите, либо мы пойдём в суд и будем взыскивать эти деньги с вас по суду.
И. Долженко:
Елена это обращается потерпевший правильно?
Е. Солдатова:
Безусловно. Плюс если у потерпевшего есть договор КАСКО, то страховая компания выплатит ему возмещения по КАСКО, имеет право в точно таком же возмещении с виновника на сумму свыше 400 000 рублей.
И. Долженко:
Ну вот с этим я сталкивался, а вот именно по ОСАГО, просто у меня там товарищу моему приходило такое письмо счастья. По ОСАГО он расплатился показано. А по КАСКО потерпевшему от него, получалось больше. Поэтому ему пришло, я говорю, слушай ну тут, надо платить деньги, потому что, ну всё. Доказано, что он виноват. А вот эту разницу, вот смотрите, приходят риск, опят таки мы идём смотреть к ремонту, и считает страховая компания ведь эту сумму, да? Или там нужно эксперта привлекать, независимого, чтобы подсчитать, что там это выше 400 000 и с его оценкой уже. Или с оценкой страховой компании можно обращаться?
Д. Щербухин:
Давай, давайте скажем немножко так. Когда происходит какой-то страховой случай. Компания независимый эксперт производят осматривание автомобиля, а…Производят осмотр автомобиля. Первый осмотр, внешний, со всех сторон всё полностью. Далее скрытые повреждения, мы всегда предупреждаем клиентов, что если есть скрытые повреждения, обязательно извещайте нас. Приедет эксперт, зафиксирует всё и добавит ваше дело там, дополнительные работы, и там запчасти, но всё что будет выявлено. После этого составляется калькуляция. Вот как было сказано, допустим у нас больше 400 000.
И. Долженко:
Ну взяли 500, пусть будет 500 .
Д. Щербухин:
500 взяли. Вот соответственно 400 э… уже выплатили. А также клиент может запросить э…. Данную калькуляцию у нас и пойти как бы в суд, что бы показать вот это мне там отремонтировали, или выплатили, а вот эта часть у нас остаётся, то есть….
И. Долженко:
А калькуляция страховой компании подойдет? Или дополнительно как-то, что-то надо?
Е. Солдатова:
Ну как а… Калькуляция страховой компании просто соответственно некий акт, то есть это в любом случае не экспертиза полноценная.
Д. Щербухин:
По ОСАГО. По ОСАГО делается. Значит полноценная экспертиза, это что тогда немножко определимся?
Е. Солдатова:
Полноценная экспертиза это такой достаточный весомый документ, где соответственно страх… Эксперт пишет о том, на основании чего он производит экспертизу, какие анализы проводит… при соответственно с…… распечатки запчастей, то есть всё, всё, всё.
Д. Щербухин:
Ну это… Значит по ОСАГО мы берём. По ОСАГО идёт всё строго, то есть расчёт, я это всё знаю, то есть как экспертное заключение. Прям так, я сам работал. Значит вопрос? Чуть-чуть я скажу, что в данном случае как мы говорили, что мы исследуем ДТП в данном случае, что уже определено. Что водитель «А» виноват, водитель «Б» не виноват соответственно страховая компания уже подсчитала всё. Всё значит а…. трассологические, то есть причины следственной связи, тут уже не нужно, то есть в этом убрать. Дальше считается, производится расчёт. Расчёт производится на основании единой методики ЦБ РФ. То есть э… обращаясь к независимому любому эксперту, будет подсчитано тоже самое. Всё на том же самом программном обеспечении Аудетек-Сильвер, да. В которой подгружены все стоимости запчастей, стоимость нормы часа, стоимость ЛКМ на дату ДТП. То есть эта часть будет совершенно одинаково.
И. Долженко:
Ну, мы здесь Дмитрий хотя.......Вот мой вопрос с чем связан, просто какой-то совет дать автолюбителям, если, если такая ситуация, да? С чем им идти в суд? То есть, а если виновник говорит я расчёт страховой компании ну…..Вы там насчитали не пойми что, то есть здесь как раз вот Елена и говорит, о том, что бы дополнительно уже кого-то, правильно. До…До проведения ремонта, на сколько я понимаю анализировать.
Е. Солдатова:
Да, здесь ситуация в том, что сумма которая превышает выплату страховой компании, то есть мы уже как бы не берем Федеральный Закон об ОСАГО, мы уже просто берем о том, что есть ущерб и соответственно виновник должен его возместить. Я не говорю о том, что методики разные, нет. Методика безусловно одна, просто полноценная экспертиза, она скажем так больше защищает потерпевшего, нежели калькуляция. То есть у виновника, когда он получает эту независимую экспертизу полноценную, у него меньше вариантов скажем так ее оспорить. Даже просто калькуляция- это 2-3 бумажки, извините, а экспертиза полноценная независимая это сколько там 20-30 страниц.
И. Долженко:
Виновник даже прочитать не сможет.
Е. Солдатова:
Где эксперт более подробно все это расписывает. И для суда, если дело все-таки уйдет в суд, это является более полноценным …
Д. Щербухин:
Я еще раз говорю, я не говорю, что не надо ходить, но хочу сказать другое. Страховые компании, скажем наша, она полностью проводит вот осмотр, если вот допустим машины, то есть все выявить вот как же сказано там полноту повреждений можно при разборке. То есть вызывают наших представителей, например, приезжают, добавляют, добавляют, добавляют. То есть все тоже самое. То есть принцип один. Заплатить ровно столько, но не больше и не меньше. То есть вот ровно. Получается и всё. Так что еще раз говорю, я не говорю, что не нужно, то есть это желание клиента. Хочет сделать свое, пожалуйста. Только вот ели тут нюанс какой получается, машина ремонтируется, как он будет это делать. Вызывать на каждый осмотр, на каждую разборку свою, допустим вот, как вот было сказано, четыре...
И. Долженко:
4 раза приезжал.
Д. Щербухин:
Соответственно, вызывается страховая. Значит потерпевший должен так же 4 раза вызывать независимого эксперта, для того чтобы он каждый раз это все фиксировал. Просто я вам тоже говорю. То есть вот к этому варианту.
Е. Солдатова:
Да-да.
Д. Щербухин:
Если просто стоит вот автомобиль
И. Долженко:
Его 1 раз осмотрели.
Д. Щербухин:
Его 1 раз осмотрели, ну пусть даже страховая два там, три, то есть всё. Допустим, еще раз говорю, там и 4, он может там и пятый там полностью там разобрать. Да, это пожалуйста.
И. Долженко:
Коллеги, у нас немножко времени, хотел вот знаете какой вопрос задать. Вот тоже в связи. Э... При превышении стоимости ремонта получается, да, вот осмотрели уже, ну в какой-то момент поняли, что ну окончательная сумма к ней пришли, и дальше вопрос какой. Если клиент отремонтирует, а виновник будет не согласен и потребует доп. осмотр, а авто отремонтировано. Вот нюанс какой. Либо ждать окончания суда до выплаты, а это может затянуться. Там полгода, например, машина будет в разобранном состоянии, вот как с этим быть, Елен. Понимаете?
Е. Солдатова:
Еще можно поподробнее?
И. Долженко:
ну вот смотрите. Мы поставили авто, разобрали, там 2-3 раза, там 4 раза осмотрели. Пришли к какой-то сумме. Независимый эксперт приехал, тоже окончательно уже тоже все рассмотрел. Всё, да, вот столько стоит. И говорю виновнику, с вас 500 тысяч. Он говорит: я не согласен. Тогда в суд. Идем в суд. Суд не завтра, да, это затягивается, я там некоторые суды у меня были, они там проходили год. Ну там полгода. В этот момент машину же нельзя ремонтировать? Вдруг еще потребуется экспертиза. Или можно уже отремонтировать с последней? А если эта экспертиза будет подвергнута сомнению? И виновник захочет своего эксперта прислать. Вот этот момент. Оставлять в неотремонтированном виде, или отремонтировать и как-то говорить, что вот наша экспертиза правильная? Как быть?
Е. Солдатова:
Ну во-первых как бы, я вот тоже хотела сказать, буквально некоторое время назад, вот экспертиза независимая, она еще содержит фотографии. Эти фотографии не просто скажем так любительские, а в любом случае это профессиональные с разметкой, и соответственно по таким экспертизам очень редко возникают споры, судебные в том числе. Когда именно нужны сами детали для эксперта судебного, чтобы на них посмотреть, и эксперт сказал, что действительно эта деталь была повреждена в результате ДТП. Поэтому я считаю, что лучше делать независимую экспертизу, потому что машину можно ремонтировать.
И. Долженко:
То есть после этого как раз можно ремонтировать?
Е. Солдатова:
Да, после этого можно ремонтировать, и скажем так на спор судебный это не повлияет.
И. Долженко:
Дмитрий?
Д. Щербухин:
Если практикующий юрист говорит, что не влияет, значит, не влияет.
И. Долженко:
Всё. Хорошо. Ну вот. Наша передача подошла к концу, как-то неожиданно она закончилась опять. Мы с вами обсудили некоторые кейсы, случаи из жизни. Пару слов хотите нашим слушателям, смотрителям сказать? Коротко. Пожелать что-нибудь?
Е. Солдатова:
Я желаю ровных дорог, хорошего...хорошей резины...Ха-ха-ха...
И. Долженко:
Шипованной сейчас.
Д. Щербухин:
знак «Ш».
Е. Солдатова:
И безусловно скажем так меньше обращений в страховую компанию. Может быть больше договоров КАСКО, потому что я конечно считаю, что договор КАСКО в полной мере защищает и потерпевшего, и виновника в том числе. И позволяет спокойно, без нервов жить, и радоваться жизни.
И. Долженко:
Дмитрий, у вас еще меньше времени.
Д. Щербухин:
Я просто хочу, чтобы вы никогда не попадали в ДТП, чтобы у вас не было страховых случаев, чтоб вы не нервничали, не тратили свое время и деньги на все вот эти вот дела.
И. Долженко:
Я понял, Дмитрий хотел сказать, что не приходите к нам в страховую компанию, если только за покупкой полиса. На этой ноте хорошо заканчиваем, с вами был я ведущий Долженко Игорь, передача «Пределы риска». Елена Солдатова - практикующий юрист, Елена спасибо. И Дмитрий Щербухин - страховая компания «Альфа Страхование». Спасибо Дмитрий. До свидания. До новых встреч.
Е. Солдатова:
Спасибо.
Д. Щербухин:
До свидания.