Анна Воронина: Здравствуйте, дорогие друзья, в эфире медиаметрикс, и это программа продвижение с Анной Ворониной. Сегодня мы будем говорить про мир камней драгоценных, бриллиантов, и про их продвижение. У меня в гостях Иртрюга Юлия – директор по маркетингу Геммологического Центра МГУ, управляющий партнер проекта «Мир бриллиантов 2.0»
А: Юлия, доброе утро
Ю: Доброе утро
А: Расскажи, пожалуйста, как ты попала в эту интересную отрасль, потому что, насколько я помню, твоя карьера начиналась совсем с другого, а именно, с журналистики.
Ю: Действительно, моя карьера начиналась с журналистики, но у меня была большая любовь к камням, и в принципе…
А: Как и у любой девушки, наверное.
Ю: Да, как и у любой девушки, в принципе вот в эту сферу подпадают люди, которые очень страстно любят камни. И они мне очень всегда нравились, с детства. И поэтому я решила пойти на курсы. И вот выбрала самый лучший, который у нас есть в России, пошла на них, и далее, далее, далее, начала развиваться в этой сфере. И как раз получила предложение по работе. Потому что, как оказалось, специалистов, соединяют разные сферы, например, экономику, журналистику, как я, плюс геммологию, науку о камнях, их очень мало, и они нужны на рынке. И поэтому, вот, нашла свое место в итоге.
А: На сегодняшний день вот эмм… геммологический центр МГУ то есть он занимается изучением, каких-то… ищет новые камни или занимается изучением старых свойств уже найденных камней? Вот какая профессиональная деятельность этого центра?
Ю: Ага, в первую очередь, геммологический центр, он проводит образовательные курсы о бриллиантах, о цветных камнях, об алмазном сырье, о ювелирных изделиях. И помимо этого у нас есть крупнейшая лаборатория в России, которая проводит экспертизу камней и ювелирных изделий. То есть, основная задача – это обучить людей, чтобы они разбирались в этом рынке, и уже были профессионалами, могли, например, что-то покупать, продавать камни, например, также делать закупки для ювелирных изделий, и помимо этого, когда человек делает дорогостоящую покупку, он приносит нам свои камни, ну или камни в изделии, и мы говорим, например: такие-то у камня характеристики. То есть да, это действительно, к примеру, рубин. Вот это основная деятельность нашей лаборатории. Конечно, есть исследовательская часть, и это неотъемлемо. Как бы новые минералы какие-то мы не находим, не исследуем, то есть, работаем в этой сфере.
А: Когда ты только начинала учиться, я думаю, что, скажем так, большой, неизведанный пласт драгоценных камней. Как строятся эти курсы, что вообще там рассказывают? Историю там, я не знаю, от древних времен или больше про характеристики и про ценность, ну условно и возможность капиталовложений, каких-то сбережений, накоплений с камнями? Как строится курс?
Ю: Есть классические курсы, в первую очередь они строятся на том, что мы учим людей, в первую очередь, диагностировать камни. То есть, приходит к человеку камень, бесцветный, и он смотрит: может быть это бриллиант, может быть это фионит или мусонит, а может быть, вообще стекло. И поэтому, разбираясь в этом, человек может уже принять какое-то осознанное решение о покупке, например. Вот это называется диагностика. Он диагностирует – первое, чему мы учим. Второе – мы учим делать экспертизу и оценку именно качественных характеристик камней, то есть, это цвет какой у камня: хороший, либо не очень, чистота, какая масса, вес, огранка. Вот таким образом. То есть курсы помимо этого об истории тоже существуют, но, как правило, они совсем короткие, и помимо этого, буквально два года назад запустился курс, который называется «практика ведения бизнеса» вот в этой сфере. Он очень интересен, потому что аналогов в мире не существует. И здесь уже рассказывается подробно: как вести бизнес, как здесь можно реализоваться и заработать.
А: То есть это бизнес не только условно на производстве камней, и возможность как накопления и сохранения денег, то есть капиталовложений, или что ты имеешь в виду?
Ю: Да, есть курсы инвестиций, то есть мы там подробно рассматриваем, как можно инвестировать камни, можно ли сохранить, на каких камнях это лучше сделать. Это тоже есть, все присутствует.
А: Принято считать, что золото является наиболее стабильным и более надежным капиталовложением, а вот что касается камней, как они, растут или, наоборот, теряют свою цену?
Ю: Золото, действительно, некий эталон. Даже если берем камни, мы их сравниваем с тем, как растет или падает золото с годами. Здесь также нужно смотреть, какой камень вы хотите инвестировать: либо это бриллиант, либо какой-то другой. Безусловно, здесь нужно быть профессионалом и экспертом. То есть, нельзя просто пойти в магазин и что-то приобрести, купить. Потому что у магазина есть своя наценка, свои расходы на продавцов, на электроэнергию. Поэтому здесь всё нужно делать со знанием дела. Также разбираться в этих нюансах и тонкостях. Сфера такая достаточно закрытая, поэтому знания доступны не каждому.
А: Ну то есть условно, если ты хочешь вложить деньги в бриллиант, то лучше ехать в Африку и покупать там, а не идти здесь в магазин или салон, или как это происходит?
Ю: В Африку можно съездить, но с точки зрения экзотики лучше всего, там есть алмазы, безусловно. Но что делать, если дело касается бриллиантов? Лучше всего, как мы сказали, в магазин не идти. Второе: маленькие камни в обсыпке тоже не покупаем. С точки зрения инвестиций они у нас, к сожалению, тоже не подойдут. Изделие может быть, с точки зрения дизайна, очень привлекательным, но потом, когда мы захотим сдать его в ломбард, нам посчитают очень низкую стоимость за эти камни. Поэтому, надо смотреть конечно же различные позиции, различные каратности, лучше это делать с экспертом. И покупать непосредственно сам камень у торговцев, дилеров со скидкой от прайс-листа. На камне есть прайс лист, он называется раппопорт, с 1970 года он появился, и поэтому с этой скидкой и покупать. Потому что в дальнейшем, если купить без скидки, то уже не заработаешь, иногда можно и не сохранить. Более того, открою небольшой секрет, а может быть, и большой: бриллианты показывают сейчас в общей своей сумме падение стоимости, поэтому здесь надо также разбираться, иногда цветные камни могут быть даже привлекательнее.
А: А вот какого размера нужно смотреть камни? Какой каратности?
Ю: Где-то примерно от карата, вот так лучше всего.
А: А чтобы сохранить деньги или приумножить, это изделия с бриллиантами, с камнями от карата, или это всё-таки камни?
Ю: Это может быть простое изделие, металл, ну вот мы знаем, как помолвочное кольцо. Где минимум металла и один камень. Его можно тогда будет использовать и в повседневной жизни, и показывать друзьям, и гордиться им, и радоваться ему, то есть будет какая-то эмоциональная составляющая, и помимо этого это будет каким-то сохранением, например, средств. А так, камни лучше всего непосредственно хранить, только не каждому это подойдет, какому-то осознанному инвестору, многие захотят их оправить, вставить и наслаждаться уже на себе. То есть камни позволяют, в принципе. Некоторым бриллиантом миллиарды лет, поэтому это возможно.
А: Что касается вот еще накоплений: ну то есть условно ты начала говорить о том, что вот если мы придем в ломбард и с мелкими бриллиантами нам посчитают это по очень низкой стоимости, ну я насколько понимаю, то есть по стоимости золота. А изделия же, они есть, вот если мы берем камни в изделии, вот есть например всемирно известные бренды, которые стоят там миллионы рублей, а есть условно там наши российские, локальные бренды, которые стоят десятки тысяч рублей, но гораздо дешевле и доступнее. Насколько бренд влияет на стоимость камня?
Ю: По факту, камень в брендовом изделии и такой же камень не в брендовом изделии – это всё тот же самый камень. С точки зрения сохранения или инвестиции, нет никакой разницы, какое имя за этим стоит. Но если дело касается ломбарда, то в ломбарде будет плюсом для того, кто сдает, имя бренда.
А: Всегда было интересно, куда ломбарды потом девают эти изделия. Они их обрабатывают и потом обратно в магазины как новые изделия или это какой-то вторичный рынок ювелирных изделий?
Ю: Ну, как правило, это вторичный рынок. Многие ломбарды имеют магазины и уже непосредственно выставляются как Б/У изделия. Магазины проще – они могут сами сделать новое, переплавить металл, драгоценное это позволяет.
А: Ты начала говорить о том, что вот сейчас у бриллиантов падение. То есть получается, что камень выходит из моды?
Ю: Камень не то что выходит из моды, здесь скорее более глобальная ситуация: дело в том, что до 2000 года корпорация Д-Бирс, это одна из крупнейших по добыче алмазного сырья в мире компаний, действительно инвестировала в раскрутку бриллианта как товарной категории. То есть были на телевидении рекламные ролики «покупайте бриллианты», делайте предложения с камнями не меньше карата, и года вкладывала в это 50-100 млн долларов в год. После 2000 года она перестала этим заниматься, и теперь эту функцию взяли на себя какие-то более мелкие производители, магазины и компании, и конечно, стало сложнее. То есть, получается, с точки зрения рекламы, это тоже есть. Ну и второе: получается, что регулируется рынок тем же прайс-листом, о котором мы говорили раннее, раппопортом, то есть если цветной камень, например, сапфир, изумруд, рубин, дилер может купить по одной цене, а потом взять и продать с большой наценкой, в разы или прочее, то у бриллианта уже есть на рынке известные цены, и он не может продать выше этой установленной ставки , и получается, что дилеру бриллиантов надо работать очень много и усердно и продавать очень большое количество камней, нежели тем, кто занимается цветными камнями. Вот этим и обусловлено падение цен.
А: То есть камни, они как курс доллара или евро, уже фиксированная у них цена, и дилер не может свою цену назначать?
Ю: С точки зрения бриллиантов, в прайс-листе, раппопорте, даны рекомендуемые цены для розничного рынка США, но они, несмотря на то, что рекомендуемые, правят во всем мире. В цветных камнях дилер может... там есть, например, джимгаки, называется, также прайс- лист на цветные камни, но по факту он не работает, потому что у цветных камней такое огромное количество характеристик, расцветка, что регулировать очень сложно. И действительно, здесь машинальность намного выше у тех дилеров, которые этим занимаются.
А: Я помню, что совсем недавно была компания очень активная, она и в интернете шла, и по телевидению, большое количество специальных репортажей и программ, но вот у меня как у пиарщика, очень четкое такое чутье было и создавалось ощущение, что это кем-то промоутируется история, а именно раскрутка искусственных бриллиантов, то есть много говорили о том, что это то же самое что и бриллианты природные, но это не кровавые бриллианты, то есть природные бриллианты, всегда это кровопролитные там какие-то в Африке ужасные события, вот, пожалуйста, покупайте искусственные бриллианты, это те же самые свойства, тот же самый роскошный блеск, но и дешевле и качественнее. Сейчас ощущение, что эта программа как бы свернулась, ну или мне так кажется.
Ю: Программа развивается, причем с каждым годом мощнее и мощнее. Возможно, она не имеет сильного отклика в России, но за рубежом, на западе, маркетологи действительно взялись за это дело и очень агрессивно продвигают так называемый эко-бриллиант. Потому что сейчас всё большее количество людей ведут осознанный образ эко-жизни, не употребляют ГМО-продукты, ходят в спортзал, и для них становится важным не носить шубы из натурального меха. Они хотят шубу из искусственного меха, чтобы ни одно животное не пострадало. И вот эко-бриллианты по своему физическому и химическому составу практически не отличаются от природных, но действительно, что нужно сказать, они будут иметь тот же блеск, ту же игру, если их правильно огранить, но не все бриллианты, если касается природных, они кровавые. То есть, войны в Африке уже закончились, в России добывают огромное количество алмазного сырья, которое потом идет на огранку. И помимо этого при производстве синтетических алмазов также очень больше мощности и энергии задействуется, то есть также вредит окружающей среде. То есть пока появляются любители эко-бриллиантов, потому что количество синтетических алмазов на рынке растет, действительно, но есть так же и те, кто любит природные, кого греет то, что он в земле лежит 2-3 миллиарда лет, что он имеет свою энергетику, что это что-то натуральное, кусочек нашей планеты, что-то большее, нежели просто выращенный за несколько дней в лаборатории камешек.
А: А с точки зрения инвестиции, насколько могут быть привлекательными искусственные бриллианты?
Ю: С точки зрения инвестиции, искусственные бриллианты не могут быть привлекательными, потому что цены на них сейчас неустойчивые, например, Китай синтезирует огромное количество так называемого мелья, то есть маленькие камни до 0, 30 карат. В России много наукоемких предприятий, которые тоже синтезируют камни, и как бы в этом направлении рынок двигается, чем большее количество сырья будет на рынке, тем лучше мы можем увидеть в последствии падение цены, то есть с точки зрения вложений будет инвестабильный продукт.
А: То есть по сути получается это больше для изделий, для своей радости и удовольствия? А вот ты бы смогла отличить, если дать тебе оборудование, искусственный бриллиант от природного, или здесь мы доверяем только какой-то честности продавца?
Ю: Если раньше, буквально 3-4 года назад, можно было отличить синтетический алмаз от природного с помощью лупы, микролупы или милимикроскопа, то теперь синтетика становится такой, что с простым оборудованием уже становится невозможно это сделать. То есть нужно очень сложное и дорогостоящее оборудование в лабораториях, куда приходят камни, и где происходит диагностика этих камней. То есть на глаз с руки или что-то там с помощью лупы или микроскопа практически невозможно.
А: А вот мода на изделия, откуда она идет? От фирм-производителей? Как в моде на одежду есть известные законодатели моды, известные бренды и дальше уже все известные повторяют. А как это происходит в мире камней?
Ю: В мире камней похожая ситуация. Есть локомотивы, крупные бренды, всем известные, у всех на слуху, они действительно делают моду. Между прочим также серьезно влияют бренды одежды, которые говорят, что сегодня модно носить такие платьица, а к этим платьицам идут такие-то сережки. Или к примеру, чокер, много раз слышали об этом, что мода на них до сих пор идет, но уже на спад где-то. Крупные бренды начали это позиционировать, и это идет дальше и дальше, то есть все остальные копируют.
А: Мода на шарм у нас прошла, я так понимаю, или еще идет?
Ю: На шармы уже да, как раз мы знаем фирму-изготовитель, которая это делает, не буду называть в качестве рекламы. Да, на шармы мода, к сожалению или к счастью, снижается.
А: Производители сами формируют этот рынок, интерес покупателя, или на сегодняшний день интерес такой, что им остается только удовлетворять потребности и желание покупателя иметь эти красивые изделия из камней.
Ю: Эта взаимосвязь всегда непрерывна. И производитель влияет на покупателя, и покупатель на производителя. Но по факту, если посмотреть в России, то большинство изделий, которые у нас есть, они имеют, как мы это называем, «совковый» дизайн. Конечно же особенно молодые люди не хотят это приобретать. Поэтому появляется очень много молодых ювелиров, которые на сегодняшний день делают более уникальные изделия. И конечно же, покупатели хотят быть в тренде, хотят быть модными. И часто приходя в магазин и видя вот такие изделия, которые они видели уже 5-10 лет назад, они от них отказываются в пользу бижутерии.
А: А как молодое поколение, вот эти X, Y и Z относятся к этим камням? Изменилось ли поведение потребителя?
Ю: Поведение потребителя действительно серьезно изменилось. Если наши бабушки, дедушки, мамы покупали исходя из соображений «на черный день», то есть сохранить как-то или носили сережки изо дня в день, не снимая их, то сейчас поколение больше стремится к моде. Те же социальные сети, где каждый день надо появляться в новом, то есть каждый день смотреть на одно и то же изделие никто не хочет. И поэтому сдвиг идет в сторону простого и недорогого, что могут люди менять. И порой бывает в пользу бижутерии как раз. И даже крупные марки, в том числе и часов, выпускают много разных синих, красных, из страусинной кожи, с мехом, с чем-то еще, чтобы удовлетворить потребность в смене большого количества изделий.
А: А какой дизайн сейчас востребован? Что в моде?
Ю: В моде, если говорить о цвете и о камнях, сейчас подиумы взорвал так называемый цвет «электрик- blue», то есть синий-синий-синий, такой вопиющий прям. И конечно этому соответствуют такие камни как сапфир, танзанит, то есть вот это сейчас модно. Помимо этого сейчас очень актуально многоцветие. Если мы также взглянем на мир одежды, который непосредственно соприкасается с миром украшений, то там много пестрых красок, и также, соответственно, популярны цветные камни.
А: Ты говоришь про подиум, что взорвали его синие камни. А наши, в принципе, потребители разбираются в этих брендах или покупают ближайшее или то что есть.
Ю: Ну конечно, наш потребитель, возможно, не такой разборчивый, но есть большое количество девушек, которые очень следят за модой, и непосредственно, они ее диктуют. В тех же социальных сетях. Они начинают надевать какое-то популярное изделие, цвет, дизайн, и потом другие люди, более простые, копируют производителя, и в итоге все приходит к другим людям. То есть некая цепочка, как в фильме «Дьявол носит Prada».
А: То есть как звездам голливуда на ковровой дорожке известные бренды ювелирных изделий дают поносить, и они одевают или дарят, я не знаю, как это происходит у них? И они говорят всем, что вот, я вышла в этом.
Ю: Они их дают, и платят им много миллионов долларов, чтобы звезда надела это изделие и в итоге показала и сказала, что на мне вот эта марка.
А: То есть это для того, чтобы привлечь интерес аудитории к своим новым коллекциям?
Ю: Да, это продвижение.
А: А бренды раз в год обновляют коллекции?
Ю: Как правило, два раза в год.
А: Два раза в год. Это весна-осень?
Ю: Ну да, это классическое весна-осень.
А: Когда ты инвестируешь валюту, классический совет гласит, что если хочешь инвестировать, то вложи 30 процентов в доллары, 30 процентов - в евро, и 30 процентов храни в рублях. А вот с точки зрения инвестиции в камни, что ты посоветуешь? 30 процентов в бриллианты, там, 30 процентов в изумруды и т.д. Как здесь это работает?
Ю: Здесь нет такого универсального совета, потому что в валюте можно и поменьше, и побольше иметь денег. Здесь немного сложно сказать. То есть всё зависит от кошелька человека. Для кого-то будет логичным купить цветной камень или бриллиант, а для кого-то уже нужно будет покупать фантазийно-окрашенный бриллиант, то есть цветной бриллиант. И в него вкладывать деньги, что сейчас интересно с точки зрения инвестиций. Здесь всё тонко, и надо смотреть, на что человек готов. Готов ли он быстрее продать и получить свои деньги или он готов ждать 10-20 лет. Надо рассматривать все эти нюансы.
А: Но это получается, что нужно получать какую-то профессиональную консультацию, если ты действительно хочешь там своему ребенку сделать какое-то сбережение в будущее. С профессионалом консультироваться?
Ю: Да, безусловно. Самому я бы ни в коем случае не советовала бы покупать, потому что на рынке в различных камнях много синтетики, есть облагороженные камни, которые уже не будут так интересны с точки зрения инвестиций. Поэтому, конечно, только с экспертом.
А: насколько много на рынке сейчас подделок?
Ю: Достаточное количество, поэтому если речь идет о дорогостоящей покупке, то нужно пойти в лабораторию и сделать экспертное заключение, чтобы быть уверенным в том, что вы хотите купить. Лучше потратить несколько тысяч рублей, чтобы вы были спокойны за то, за что вы платите деньги. Это касается, конечно же, дорогостоящей покупки. Там цена риска выше цены этой экспертизы. Если что-то недорогое, для себя, порадовать себя любимую или свою девушку, супругу, то можно этого не делать.
А: А какие вопросы стоит задавать продавцу, когда ты покупаешь камни?
Ю: Ну в первую очередь, что это за камень. Обязательно нужно спросить, природный он или синтетический. Если это природный камень, то можно спросить о месте происхождения, возможно, продавец знает об этом, т.к. в камнях очень важно, где был добыт этот камень. Для изумруда, если это Колумбия, например, то это будет одна, очень высокая цена, а если это Мозамбик, то цена будет намного ниже. Причем камни могут выглядеть абсолютно одинаково.
А: Профессионал-то сможет отличить, где был найден этот камень?
Ю: Профессионал, да. Со специальным оборудованием, в специальных условиях, сможет. Но в магазине сделать это затруднительно. Какие еще вопросы можно задать? Например, было ли облагораживание. Что такое облагораживание? Это улучшение свойств камня какими-либо методами, цвета, чистоты. Кроме огранки, полировки, к примеру, чистки. Это также стоит узнать. Конечно же мы на бирке увидим массу камня, и прочие какие-то характеристики. Чем больше вы зададите вопросов - тем лучше.
А: Облагораживание, как я понимаю, это только в лаборатории можно будет увидеть, был ли камень облагорожен. Какие-то новые технологии появились, что можно изменять свойство камня?
Ю: Не совсем все, но какие-то внешние свойства можно. Цвет, например. Наука движется в этом направлении, появляется что-то новенькое. Я хотела привести яркий пример: сапфир есть в Шри-Ланке, самый популярный сапфир. Большая часть камней, которая добывается там, называется геуда. И с латинского языка это переводится как мусор. Некрасиво, да? Но потом эти камни проходят термообработку. То есть их нагревают. И они становятся синими-синими, какими мы их и привыкли видеть. Это и было облагораживание. То есть с помощью нагрева улучшили цвет. И он стал более синим. Хотя до этого он был блеклым. Также и чистоту улучшают. Изумруды часто бывают с какими-то трещинками, и их могут заполнить маслом, тогда изумруд внешне становится более привлекательным и более продаваемым камнем. Это не то что бы плохо, это как макияж для девушки, это нормально. Сапфиров, которые не были облагорожены, очень маленькое количество. И цены на них безумно высокие, поэтому это нормальный вид облагораживания для них.
А: Спасибо большое, Юлия, что ввела нас в этот удивительный мир драгоценных камней. Нашим слушателям и зрителям пожелаем, чтобы камней в их жизни было много, и в качестве украшений, и в качестве инвестиций. Дорогие друзья, одежда ведущей предоставлена российским дизайнером Вадимом Мерлисом. Спасибо, что вы сегодня были с нами, желаем вам хорошего дня, до свидания.