{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Сергей Лауга Генеральный директор компании Moscow Businesses Events, организатор ежегодного форума Private Money 31 октября 2017г.
Организация мероприятий как бизнес
Как запустить стартап – бизнес по организации крупных мероприятий без опыта и средств

А. Юдин:

Доброе утро друзья. Добро пожаловать на канал «Медиаметрикс», в передачу «Деньги для бизнеса». С вами Андрей Юдин, сооснователь фонда Crypto Bazar. Фонда, который помогает найти проектам деньги крипто инвесторов, а инвесторам найти хорошие крипто-проекты. И у нас в гостях Сергей Лауга, бизнесмен, который занимается творчеством, и человек которого сам Брайан Трейси называет своим боссом. Сергей, прям сразу хочу узнать, скажи пожалуйста, как ты стал боссом Брайана Трейси? Тоже хочу.

С. Лауга:

Спасибо, дорогие друзья. Доброе утро. Отвечаю на твой вопрос, как я докатился до такой жизни. Я сам выходец из СССР, потому что я родился в 1977 году, и 20 лет фактически впитывал эту атмосферу, которая была в те самые времена. Поэтому у меня как бы 2 карьеры. Первая карьера — это карьера финансиста и топ-менеджера, и вторая карьера — это карьера руководителя и предпринимателя. И вот, совмещая эти две карьеры, я как-то вышел на то, что я имею сейчас. Что касается вопроса, как я стал боссом Брайана Трейси, наверное, это он сам сделал меня своим боссом на тот период времени, пока мы с ним колесим по всей России. Он любит говорить о том, что ты мой босс, поэтому скажи, что мы сейчас делаем. Вот в этом плане он называл меня своим боссом.

А. Юдин:

Супер. Итого, ты занимаешься организацией бизнес-мероприятий? Скажи, пожалуйста, давно ли ты этим занимаешься, и что тебя в этом привлекает? Почему ты занялся таким бизнесом?

С. Лауга:

 Это хорошая история, долгая история. На самом деле так вот, я говорил, у меня была карьера топ-менеджера, я руководил департаментом экономики планирования в центре международной торговли на Красной Пресни. И посвятил этому 7 лет. А этот центр занимается тем, что он управляет объектами недвижимости. Это гостиница, это ресторан, это офисные центры. И есть еще конгресс-зал. И вот в конгресс-зале, когда я начал анализировать экономику конгресс-зала, я увидел, что практически в каждые выходные дни это помещение, порядка 2 тысяч квадратов, оно свободно. И у меня есть предпринимательский дух — это как бы мой уже сегодняшний третий бизнес, а до этого у меня был бизнес, связанный с продажей ноутбуков, до этого правда была сеть магазинов одежды, я вот как бы между своими полетами, взлетами и падениями в бизнесе, я возвращался работать наемным сотрудником. И вот когда работал в центре торговли на Красной Пресни, у меня родилась идея, а вот что бы сделать на этих пустующих площадях, в то время, когда они свободны и пусты? И тут мне, наверное, по счастливой случайности, попадает книга Дональда Трампа «Думай по-крупному». И там описывается бизнес, где приглашают известных спикеров, и на этих известных спикеров собирается большое количество аудитории, бизнес-аудитории. И вот этот спикер делится с аудиторией тем самым...той самой мудростью, знаниями, которые он накопил за этот период времени. И у меня все складывается в голове. Надо просто сделать, пригласить кого-то в выходные дни, со своим руководителем я договорюсь, остается научиться продавать. И вот с этого у меня все и началось, то есть 6 лет назад я сделал, работая наемным сотрудником, я в этой компании сделал первое мероприятие, куда мы сначала пригласили Стивена Кови, совместно с одним из партнеров из Питера. А потом уже самостоятельно пригласили Брайана Трейси. И с этого началась моя карьера предпринимателя в области организаций бизнес-мероприятий.

А. Юдин:

Шикарно. Оказывается, и Стивен Кови был.

С. Лауга:

Да.

А. Юдин:

Все знают книжку Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Прям не знаю, отличная карьера, так что я думал, что для тебя Брайан Трейси был таким шагом вверх, на самом деле нет. Ты шагаешь сразу же. Пошел там по высоким таким позициям, с интересными людьми. Скажи пожалуйста, сразу вопрос, раз теперь ты ушел куда-то в бизнес, видимо он должен приносить доходов не меньше, чем предыдущий, а возможно и больше. Вот сколько можно заработать в целом на этом бизнесе, и на каком конкретно бизнес-мероприятии?

С. Лауга:

Это хороший вопрос. На самом деле это вопрос, который всегда и меня так скажем занимает. Да, то есть у меня есть возможность работать топ-менеджером, есть возможность работать заниматься предпринимательством. Если предпринимательство дает доход выше, чем доход топ-менеджера, и при этом еще даёт свободное время, я выбираю работать и заниматься бизнесом. Что касается нашего бизнеса, то скажем так, это очень рискованный бизнес. Надо это понимать, потому что это бизнес зависит от...Ты зависишь от здоровья спикера, потому что мероприятие большого масштаба ты можешь сделать только за 6 месяцев, подготовку надо начинать. Соответственно, не дай бог спикер заболеет или что-то произойдет, гонорар он не вернет, наверняка он скажет, когда я выздоровею, я к тебе приеду. Но при этом ты потратил уже деньги на рекламу, и на зал, и там на какие-то другие...Другие расходы, которые тебе нужно было делать на команду, и на офис, и так далее...Поэтому - это бизнес рискованный, но он хороший и высокодоходный. И если все сделать правильно, то можно зарабатывать до 30-40% от выручки. Но если делать неправильно, можно залететь на 20-30 миллионов рублей.

А. Юдин:

Видимо это уйти в минус соответственно «залететь».

С. Лауга:

Ну да. Будем говорить простым языком.

А. Юдин:

Да понятно. О’кей. А как ты вообще ищешь спикеров на мероприятия? И как ты познакомился с самим Брайаном Трейси? Вот это интересно.

С. Лауга:

Ты всегда задаешь два вопроса в одном, поэтому мне приходится разграничивать ответы.

А. Юдин:

Давай по пунктам. Как ты познакомился с Брайаном Трейси? Что вас связало?

С. Лауга:

С Брайаном Трейси я познакомился, как раз мы пригласили его провести мероприятие в 2012 году в центр международной торговли на Красной Пресни. И это было его первое мероприятие для открытой аудитории, потому что до этого он провел мероприятия скажем так, для компаний МЛМ уровня. Его хорошо знали среди МЛМ-щиков как тренера, который занимается персональным успехом. Но мало кто знал его вторую часть, которая известна в Америке, там и в других странах - это он очень много уделяет внимания менеджменту, лидерству, тайм-менеджменту, продажам. Как бы я это может интуитивно почувствовал, и мы сделали мероприятие на тему лидерства и менеджмента. И он раскрылся на столько, насколько это было возможно в этой программе. Хотя за месяц до мероприятия он мне сказал следующее, у него еще был агент, с которым мы работали, он говорил следующее мне: «Верни Сергею деньги, я к нему не поеду». По одной простой причине, я его попросил сделать такую программу, которая была бы адаптирована под Россию. А та программа, которую изначально я получил, это программа была стандартная для скажем так, для МЛМ-бизнеса. Вот, и на протяжении всего периода времени, мне Брайан говорил, то что я уже там 35 лет занимаюсь этим бизнесом, я провел 1000 семинаров, у него вот такой вот стандартный ответ есть. Но как-то мы с ним потом нашли общий язык и это, наверное, и стало основой такой долголетней дружбы и партнерства, потому что если бы сразу все было хорошо, то, наверное, мы бы с ним не работали до сих пор.

А. Юдин:

Ну, прямо впечатлен. Потому что про Брайана Трейси знают многие люди. Я сам часто летаю в самолетах, когда говорят, выключите ваши там компьютеры и телефоны. Беру с собой бумажную книжку Брайана Трейси, у меня много его книжек, там 20-25 примерно. И одну из них я читаю, мотивируясь перед будущими выступлениями. Вот, но дойти до такой дружбы с таким человеком, я как бы впечатлен. Просто молодец большой. Скажи пожалуйста, вот нас в крипто-базаре, мы проводим сами ивэнты по всему миру, там и по России. Достаточно большая проблема - набрать аудиторию. Набрать 100-200 человек, проблем нет. А вот набрать 1000 человек или стадион совсем, вот это да, вот это уже проблема. А как ты ищешь клиентов на свои мероприятия?

С. Лауга:

Ну, на самом деле в любом бизнесе продажа – это, наверное, такой самый сложный, но самый творческий процесс. И чем хороши бизнес-мероприятия, тем, что ты там можешь попробовать любое... как бы... можешь что-то попробовать - не работает, попробовал следующее, попробовал следующее, попробовал следующее, то есть у тебя нету такой жесткой привязки к продукту. Ты даже продукт можешь поменять. Это и помогает как раз, как я тебе сказал, что я занимаюсь творчеством в рамках бизнеса, да. В этом заключается творчество. То есть ты берешь какую-то идею, придумываешь ее, потом ее реализуешь, и смотришь, какие результаты получились. И после этого ты ее можешь дополнить какими-то новыми идеями. И творчество заключается в том, что ты сам это придумал, и ты сам несешь ответственность за то, что ты делаешь и к чему ты приходишь. И продажа вот крупных мероприятий — это самое сложное из этого бизнеса. То есть организовать мероприятие не так сложно. И пригласить там спикера крупного, на самом деле тоже не так сложно. Вопрос в том, как организовать продажи. Вот. И в этом плане продажи - это творческая часть, и мы занимаемся тем, что в основном у нас есть три канала. Первый канал — это естественно диджитал. То есть это стандартный инструментарий, который я даже думаю не стоит рассказывать. Ну то есть это Гугл, это Яндекс, Фейсбук, социальные сети и так далее. Второй канал — это надо четко понимать кто твоя целевая аудитория, на какие мероприятия другие она ходит. Находить способы взаимодействия с организаторами другими, для того чтобы там твое мероприятие было представлено в таком свете, что оно либо дополняет, либо развивает ту тему, о которой рассказывал только что какой-то крутой известный спикер. Либо, например, там целая плеяда спикеров рассказывала об этом. Поэтому— это вторая часть. Ну и третья часть – это, естественно, как бы пиар. Как бы пиар мероприятия, пиар, я не знаю, например, на РБК. Это не знаю, разные... профильные порталы, где приходят люди для того, чтобы понять, что происходит в их отрасли нового, что там интересного есть. И чем соответственно мы можем помочь, или этот портал может помочь этим людям. И мы туда вклиниваемся со своим информационным контентом. Вот это как бы три канала основных, которые помогают сейчас собирать аудиторию. Но, например, когда мы в 2012 году делали это, то мы использовали только лишь один канал. Но тогда и конкуренции было меньше. Поэтому сейчас с каждым годом приходится использовать все новое и новое, и то, что работало в прошлом году, в этом году может не сработать. И в этом особенность.

А. Юдин:

Понятно. То есть у тебя есть конкуренты, которые проводят точно такие же, или похожие, или какие-то немного другие ивенты по России. Приглашают они Брайана Трейси, или каких-либо других спикеров. А можешь пару слов там о конкурентах. Не имена, а чем ты лучше их? Я знаю, что ты лучше, чем...

С. Лауга:

Ну, на самом деле я бы не говорил о том, что я лучший. Да, то есть мы делаем несколько другие мероприятия.

А. Юдин:

Это я сказал.

С. Лауга:

Да, услышал. В этом бизнесе, что важно сделать, очень важно понять на каком уровне развития находится отрасль. То есть если мы будем говорить о мероприятии по лидерству и менеджменту, то тогда ты понимаешь о том, что большое количество э... То есть ты видишь, какое количество мероприятий там идет. Да и поэтому ты должен чем-то отличаться от них. Мы отличаемся тем, что мы всегда делаем рабочие тетради для участников, второе, то есть каждый человек приходящий на наше мероприятие, это не форум, где просто вот на тебя идей набросали, дали тебе тетрадку в клеточку, и ты записал все что уловил, то есть. Мы всегда делаем рабочие тетради, где есть определенная структура, по которой каждый спикер доносит свой контент, и человек имеет возможность, заполняя эту тетрадь, отложить себе в голову, сразу же заложить эти идеи. Потому что связка между рукой и подсознанием, она идет прямая. Как только ты что-то пишешь, только тогда ты запоминаешь. А если ты пытаешься просто запомнить и даже вот просто музыку на телефоне набираешь, это работает хуже, чем ты пишешь рукой. Это первое отличие. Второе отличие - это мы всегда стараемся сделать так, чтобы то что мы заявляем на мероприятие, люди получают на мероприятии. Кстати вот секрет успеха продаж на мероприятии заключается в следующем. Есть спикер, и есть аудитория. И если уже на аудитории есть на нейронном уровне связь этого спикера с конкретной темой, ну, например, Брайан Трейси - персональный успех. Если вот так выстраивать продажи, их... То продажи намного проще выстраивать. А если их выставить, как мы это в 2015 году сделали, Брайан Трейси - антикризисное управление, то половину народу не понимали, в чем же связка. Поэтому в этом и заключается один из секретов, да, то есть если уже на нейронном уровне спикер связан с конкретной темой у аудитории, это проще продавать. Особенно когда ты умеешь выходить на эту аудиторию.

А. Юдин:

Ммм, понятно. Ну, у меня лично к антикризисному направлению ассоциировался с Ицхаком Адизесом, вот. Кстати, не планируешь ли ты его пригласить к себе?

С. Лауга:

Ицхак отличный эксперт. Вот, но с точки зрения, как он говорит, например, вот в чем отличие от того, ты читаешь либо приходишь на мероприятие. Вот, есть спикеры, которых лучше читать. Вот для меня Ицхак Адизес — это спикер, которого лучше читать, чем слушать. И много таких спикеров есть, и мои конкуренты стараются приглашать таких спикеров. И им за это большой респект, вот. Но я бы не хотел приглашать спикеров, которых лучше читать. Потому что для меня самое важное условие успешного проведения мероприятия — это когда люди после мероприятия меняют свои действия. Свои действия меняют. И как раз, почему я так долго работаю с Брайаном Трейси, потому что он умеет не только давать контент, он умеет связать цели человека с тем, что он узнал и перевести это в действие. И вот за счет этой связки как раз у Брайана Трейси по всему миру большой успех.

А. Юдин:

Супер. Стало понятнее. Я собственно хотел узнать следующее, как ты знаешь, как бы все в мире стремится к переходу из оффлайна в онлайн, заказ одежды, там костюмов, автомобилей, обучения, телемедицина даже, то есть все идет в онлайн. Ты же наоборот переводишь даже то что может быть в онлайн, ведь много же записей есть Ицхак Адизеса, Брайана Трейси, других спикеров в онлайн. Я, например, их учил, смотрел, изучал там по видеозаписям. Ты же наоборот их тащишь в оффлайн. Какую цель ты преследуешь? Вот что движет людьми, которые идут в оффлайн смотреть там лично, персонально?

С. Лауга:

Это хороший вопрос. На самом деле нам его часто задают. Особенно наши клиенты, когда мы им позвонили и приглашаем их на мероприятие. Они говорят, Слушайте, ну я это все могу найти в интернете. Вот есть записи Брайана Трейси, Роберта Алана есть, Нила Регхема записи. Чего я не слышал. Есть книги даже. И вот тут возникает как раз ключевое отличие, люди, которые приходят на наши мероприятия — это те люди, которые хотят за день получить максимум эффекта. То есть они погружаются полностью в эту тему, да, то есть они выключают телефоны соответственно, они работают сфокусировано, по конкретной программе, которая приводит их к конкретному результату. Когда люди самостоятельно смотрят какие-то кусочки видео, да, или какие-то программы проходят — это менее эффективно, потому что фокус и концентрация, это вот я считаю, что, наверное, ключевой фактор успеха любого предпринимателя, ну или любого человека в бизнесе. Потому что при переключении с одной темы на другую мозг ещё столько же примерно времени, то есть если это быстро там каждые 5 минут переключения идет, то половину времени ты теряешь просто за счёт переключения. И на мероприятиях как раз создается такая атмосфера, в которой тебя ведут по программе определенной, где дают возможность сфокусироваться и прийти к каким-то конкретным решениям. То есть это как стратегическая сессия. Почему, например, там компании делают стратегические сессии, они разрабатывают отчеты, стратегии там на местах. Потому что в одном месте нужно собрать все ресурсы, дать нужную информацию-контент, и подвести к тому, что нужно вот принят сейчас это решение. И вот в этом и заключается суть наших мероприятий. Чтобы люди пришли к конкретным решениям, как надо изменить свои действия, чтобы прийти к другим результатам. Это мне еще Стивен Кови рассказал, когда он еще был жив, о том, что если вы делаете те же самые действия, то они приводят к тем же самым результатам. Поэтому, мы меняем установки на наших мероприятиях, стараемся поменять у людей установки, чтобы они пришли к другим действиям и вот уже другие действия приводят людей к другим результатам.

А. Юдин:

Я тебе завидую белой завистью, потому что ты можешь сказать: Как когда-то мы общались со Стивеном Кови... Собственно в этой фразе точка, даже уже точно интересно. Уже понятно. Известная история, когда на свидании парень там с девушкой сидят, и девушка все время смотрит в телефон. Парень спрашивает: Почему ты смотришь в телефон? А ты стань интереснее телефона... Вот видимо Брайану Трейси с тобой вместе удается быть интереснее телефона, и поэтому приходят к тебе в оффлайн. Расскажи, наконец. Какое ближайшее событие планируется, что на нем будет, какого формата? И я уже хочу к тебе прийти. Но расскажи, что я там увижу?

С. Лауга:

Спасибо за вопрос. На самом деле ближайшее мероприятие, оно будет достаточно интересным и новым. И оно имеет определённую историю. Вот, наш бизнес, то есть я начинал бизнес в 2012 году, и с тех пор изменилось экономическая ситуация. Вот я до 2014 года себя как предприниматель чувствовал достаточно стабильно и хорошо с точки зрения финансов. То есть у меня были накопления, у меня были хорошие доходу, у меня соответственно были семейные определённые планы. И были определенные активы. И эти активы были в рублях в основном. И пришел вот 2014 год. Соответственно, Брайан Трейси отказался брать гонорар в рублях, как я его не убеждал, он сказал, что рубль — это не та валюта, которая его устраивает. Соответственно у меня при увеличении курса в два раза выскочили мои затраты, доходы же у меня уменьшились в два раза, потому что аудитория в период кризиса, стала меньше тратить денег на то, сколько она тратила денег раньше на обучения там, на такие мероприятия. И у меня получилось, что как бы вот этот крестик, сначала доходы были выше расходов, а потом у меня получилось все наоборот. И более того такая же ситуация сложилась у меня и в личных финансах. Почему? Потому что у меня были определенные планы по тому, чтобы там накопить фонд, для того что бы там сын, например, в будущем мог получить хорошее образование за рубежом и так далее. Но почему-то оказалось после 2014 года, что эта стоимость в рублях в два раза выросла. Да, были соответственно планы там по поводу дома, загородного дома. Были планы по созданию пассивных источников дохода и так далее. И вот в этот период времени, когда начались эти колебания курса валют, несмотря на то, что у меня есть финансовое образование, я долго работал финансистом и человеком, который отвечал за экономику, я сделал большое количество неправильных инвестиционных решений в части личных финансов. И до сих пор я как бы эту ситуацию еще расхлебываю, можно так сказать. Вот. И поэтому у меня возник вопрос, то есть я ли один такой? И оказалось, что нет. Огромное количество людей в 2014 году, которые себя чувствовали финансово-независимыми достаточно хорошо, перестали себя чувствовать таким образом в 2015 году. И многие из них даже были вынуждены изменить свое качество жизни, имеется в виду меньше поездок делать, меньше покупок и так далее. Но были люди, у которых не было финансового образования, но они при этом заработали на личных финансах. И вот здесь я задался вопросом. Ради чего я в итоге работаю? Вот этот мой предпринимательский путь, уже вот мне сегодня 40, не сегодня, а уже сегодня 40 лет да, и я вот задумался, ради чего я работаю с точки зрения именно может быть семейных ценностей. И я пришел к выводу, что для меня важно сейчас заниматься личными финансами. То есть раньше я не делил финансы личные и финансы бизнеса. Всегда считал. Что из бизнеса можно перевести деньги в личные финансы. Но как показал мой личный опыт, далеко не всегда происходит то, что ты хочешь. Особенно в бизнесе. Поэтому если мы говорим про бизнес, то там деньги как живут, они живут рентабельностью, они живут возвратностью, они живут там прибылью, конкретными показателями. И там есть риск. Если мы посмотрим на семейные финансы, то это скорее всего - это стабильность, это будет небольшой доход, но гарантированный доход. И когда эти деньги смешаны, они не могут жить по разным принципам. И вот я начал спрашивать людей там, как они пережили этот кризис. И я увидел, что многие предприниматели, у которых был свой бизнес, у них не было семейных финансов ну как бы такой стратегии, семейные финансы...Они все вот, все деньги в бизнесе и там они крутятся. И они очень сильно пострадали. Их семьи пострадали. И я задумался над тем, как мы можем сделать мероприятие, которым могли людям помочь достичь благополучия финансового для семьи. Потому что именно это когда происходит у тебя есть возможность больше вкладывать и сил, и ресурсов в бизнес, потому что ты понимаешь, что там у тебя тыл, закрыт, и даже если что-то случится там не дай бог там с тобой, либо с кем-то еще, то твоя семья будет обеспеченна определенными финансами на тот период пока, например, у тебя там что-то с бизнесом идет. Или не дай Бог ты там заболел, или что-то еще, да... И вот добавление вот этой тематики в нашу линейку мы сейчас и делаем. И ближайшее мероприятие мы будем посвящать личным финансам, оно у нас называется «Правят мани». О том, как сохранить, как сначала заработать первый капитал и сохранить, и преумножить. Это то, о чем, на мой взгляд, должен думать каждый человек, который в первую очередь занимается бизнесом, потому что мы все занимаемся бизнесом ради разных причин, да? Но есть семья, которая должна себя чувствовать финансово обеспеченной, и наш бизнес не должен влиять на качество их жизни. И вот об этом мы будем делать наше мероприятие.

А. Юдин:

Понятно. Если ты еще не решил свои финансовые проблемы приходи к нам в «Крипто Базар» и инвестируй, биткоин растет и будет расти еще очень долго. Скажи пожалуйста, общаясь с людьми, которые выглядят убедительно, и являются очень убедительными собеседниками, стал ли ты сам более убедителен? Например, удалось ли убедить Брайана Трейси брать оплату в рублях сейчас?

С. Лауга:

Мне удалось с Брайаном Трейси договориться о более интересных условиях сотрудничества. Конечно же, рубли не интересуют его, потому что рубли не интересуют его семью. Вы вот должны понимать о том, что есть определенная связка, обмен ценностями. Брайан - это человек который скажем так очень практичен, у него на самом деле достаточно такая история жизненная не простая. У него отец был алкоголиком, вот и у Брайана были большие проблемы с самооценкой в детстве. И если посмотреть на Брайана, который сейчас выступает, да, то мы увидим совершенно другого человека. Мы не думаем, что у него были такие проблемы. Но на самом деле это результат его планомерной работы. Он каждый день говорит о том, что он сам реально прошел, поэтому он так убедителен. В этом секрет его убедительности. И скажем так, мне не удалось убедить его работать за рубли. Но у меня сейчас нет уже такой задачи, когда рубль стабилизировался и валюта стабилизировалась более или менее.

А. Юдин:

Но ты пытался?

С. Лауга:

Я пытался. Я конечно же пытался сделать, и пытался сделать, чтобы он получал какую-то скажем так...процент от объема продаж, например. Все это хорошо, но тогда, когда ты партнеришся, и твой бизнес постоянно вместе. А Брайан же выступает во всех странах. Поэтому в России он проводит в году, наверное, 15 мероприятий.

А. Юдин:

Серьезно? Ничего себе.

С. Лауга:

Да. Это по всей России. А все остальное - это проходит в других странах. И если он с каждым будет договариваться, у кого-то там за тугрики, у кого-то там за белочки, у кого-то там за зайчики - естественно это нужно еще финансового директора, который будет заниматься всем этим. А Брайан выстраивает свой бизнес так, что в чем он специалист и лучший, он это и делает. А то в чем он не специалист и не лучший, он это не делает и пытается это упростить. Поэтому здесь вот эти подходы, которые Брайан использует, я стараюсь тоже использовать и в своём бизнесе, потому что Брайан для меня является определенным наставником по личностному развитию, и по развитию бизнеса, и я очень ценю тот опыт, и возможность общения с ним, которые у меня есть.

А. Юдин:

Конечно, да. У тебя такой отличный наставник. Ментор, если я правильно понял, хотя он и называет тебя боссом. Видимо это такой ход, чтобы лучше и техничней тебя менторить. Супер. В продолжение предыдущего вопроса, а как ты думаешь, будет ли он брать криптовалюту?

С. Лауга:

Смотрите. Здесь вот можно относиться к криптовалюте по-разному. И криптовалюта - это как бы новое видение, которое мы пока не знаем, что будет с этой криптовалютой дальше. И вот, например, когда я слушал одного из хороших таких людей, которые оценивают риски, это, например, Нассим Толеб.

А. Юдин:

Ты и с ним общался?

С. Лауга:

Я с ним лично не общался, но я его слушал вот лично, как он рассказывает. И он сказал очень важную вещь, которая повлияла на мое восприятие риска, и мое восприятие того чем надо заниматься. Вот, он такой приводит пример, да там вот в Древнем Египте были таблички, на которых люди писали. Это был прообраз наших айпадов, которые сейчас есть. То есть то, что было давно, и то что есть сейчас, оно скорее всего будет и дальше. Соответственно мобильных телефонов не было, они появились буквально ну сколько там 20 лет назад. Поэтому судя по его логике, то через какой-то период времени их тоже может не стать, этих мобильных телефонов. Их функцию будут выполнять какие-то другие вещи. Поэтому по криптовалюте надо понять, сколько она будет еще существовать. И тут очень важно сделать так, чтобы криптовалюта, она сейчас дает отличную доходность, но в ней надо разбираться очень хорошо. Можно инвестировать в криптовалюту, можно инвестировать в проекты, которые связаны с созданием инфраструктуры для работы криптовалюты. И криптовалюта - это хороший инструмент, для того чтобы сейчас строить, делать новые проекты. Но как бы я спрашивал Брайана по поводу криптовалюты. Он, к сожалению, а может быть к счастью мало что о ней знает. Вот и поэтому здесь, наверное, мы, когда на наши мероприятия приглашаем специалистов по криптовалютам, которые рассказывают, есть ли смысл инвестировать те деньги, которые сейчас есть у людей...В какие проекты есть смысл инвестировать, какие проекты могут быть рискованны, какие есть риски, какие есть возможности. Поэтому мы, вот в наши мероприятия добавляем. Вот есть Брайан Трейси, который рассказывает о том, что приводит людей к достаточно большим, серьезным результатам в бизнесе и жизни. Есть Роберт Ален, который рассказывает о том, как выстраивать множественные источники доходов. Да, потому что если мы говорим про финансовую независимость, то есть это что такое финансовая независимость — это то, когда ты можешь себе позволить не ходить каждый день на работу. И при этом не ты, не твоя семья не ухудшают свое как бы благосостояние, или качество своей жизни. Эта возможность, она очень хорошо дает потом энергию ресурса для выстрела вперед в бизнесе, да. Но когда у тебя ее нету, ты вынужден думать и беспокоиться о деньгах, а любое беспокойство — это страх. А страх — это блокировка твоих ресурсов. Вот, поэтому мы на нашем мероприятии хотим, как раз разобрать полностью весь спектр вопросов, который касается того как больше зарабатывать, как больше сберегать, куда вкладывать, да, и как потом этими деньгами распоряжаться, чтобы состояние твоей семьи оно постоянно прирастало. И ты мог не беспокоится о том, что у тебя там в будущем, там дети, либо жена будут чем-то обделены. Да и при этом у тебя есть хорошая, отличная возможность и ресурсы заниматься бизнесом.

А. Юдин:

Ты прям кратко изложил, чем мы занимаемся. Оценкой рисков, оценкой компаний, куда стоит входить, и соответственно в какой момент входить, в какой момент выходить. Супер. Мой партнер Олег Иванов должен, как я понимаю, выступить на вашем ивэнте, и рассказать более подробно про криптовалюты. Вот буду рад ознакомить вашу аудиторию с тем, чем мы занимаемся, вообще с этим рынком. Расскажи пожалуйста, какие у тебя были прямо такие перепады большие, например, расскажи там о самом своем грандиозном провале? Возможно о котором никто не знает, или он публичный, но чтобы он для тебя был самым таким тяжелым именно на в этом бизнесе.

С. Лауга:

Спасибо за вопрос. Потому что на этих как раз ивентах происходило мое обучение. Обучение как руководителя, обучение как предпринимателя. В 2014 году мы делали мероприятие с Брайаном Трейси, и как раз это совпало с тем, что у нас вот это изменение курсов валют происходило. Мы запускали новые проекты, связанные с сертификацией тренеров по всей России. И еще в этот период у меня были личные обстоятельства, как раз мы ждали ребенка, поэтому мероприятие, которое мы сделали в 2014 году, оно с точки зрения качества проведения мероприятий было отлично от того, что мы делаем обычно, и от того, что мы ожидали. И наши участники не смогли быстро на мероприятии ну простейшие вещи там, мы не смогли быстро пообедать, им приходилось стоять в огромных очередях, потому что тот ресторан, который планировался, что он будет работать, он был закрыт. И мы это не проконтролировали. Второе, были ситуации, когда мы выдавали синхронное оборудование и взамен синхронного оборудования мы брали номерки от одежды, и там произошла путаница. И люди потом не могли уйти и найти свою одежду. И это было настолько стрессово и для меня, и для нашей команды, что вот это мероприятие вот оно было проведено скажем так, если взять там из 5-ки оценки, то оно было проведено, например, на 3+. Для нас это очень низкий результат. И я, и вся моя команда это сильно переживали, но если бы не было этой ситуации мы бы сейчас наверное не уделяли столько внимания к качеству проведения мероприятия, и продумали бы вот как проходит регистрация людей, как они там должны получать питание и так далее. И более того, у меня была возможность в свое время пройти лин-методику. Лин - это как бы такая методика последовательности процессов, которые применяет Тойота, для того чтобы обеспечить эффективность работы каждого этапа. Так вот мы сейчас применяем лин-методику для того, чтобы люди при регистрации и после момента входа в зал, имеется в виду с улицы и до момента входа в зал вот на это мероприятие, соответственно, чтобы они по методике лин получили все. То есть не было никаких задержек, простоев, очередей и так далее, потому что это тоже процесс, который поддается управлению с точки зрения умного производства, или бережливого производства.

А. Юдин:

Интересная эволюция твоего бизнеса. Потому что все люди учатся на ошибках: и бизнес, и стартап учатся на ошибках. Я вообще вижу много аналогии в том, что ты рассказываешь со стартапами, и в итоги стартапы которые хотят развиваться дальше. Получив там, наступив на кучу граблей, они приходят к методике там блиц-стартап. Что переводится как низкобюджетный, но на самом деле это именно бережливая, наверное, методика. И обычно после этого их ждёт успех. Я понимаю, что общаться с такими людьми, как Брайан Трейси и Стивен Кови само по себе уже успех по жизни, там для многих. Для меня, да. Например. Но тем не менее скажи, пожалуйста, а какие самые успешные мероприятия, и вообще, что считаешь успехом в своём бизнесе? Вот топ? Скажи нам об этом.

С. Лауга:

Ну, если смотреть на наш бизнес, то критерием успеха является, наверное, первое - это удовлетворенность аудитории, то есть это отзывы о том, как люди провели это время с нами, с нашими спикерами. Насколько их ожидания удовлетворены. И это достаточно легко меряется через систему обратных опросов, анкет и так далее. Косвенно это меряется через объём заказов на следующее мероприятие, на предыдущее мероприятие. Если человек удовлетворен, то он хочет продлить этот эффект или продлить это состояние в будущем. И поэтому если дать ему хорошие условия, он естественно сразу же проинвестирует какую-то часть денег, в то чтобы прийти на наше следующее мероприятие. Это первый критерий. Второй, наверное, критерий - это то, что уже внутри себя ты понимаешь, вот то что ты задумал, из того, что задумал, и то что ты обещал людям, ты реально сделал. Потому что далеко не всегда люди видят все проблемы или все вещи, которые ты хотел донести, да? Вот поэтому внутренней цензор, который говорит, вот ты всё сделал так, как ты задумал или нет. И еще, наверное, один критерий, который видят все, это наполняемость аудитории. Вот если ты зал взял на 1000 человек, ты заполнил его на 800-900. Значит, скорее всего, это мероприятие было успешным. Если же там большое количество свободных мест то, это мероприятие, наверное, было не успешным. Дальше, это естественно само качество проведения мероприятия. То есть это выдержка тайминга. Из чего состоит мероприятие, это контент, который даётся в определённый период времени. И люди приходят к конкретному результату на протяжении всего этого мероприятия. Вот если три вещи ты сделал, то соответственно получаешь хорошие отзывы от своих клиентов. Получаешь заказы на следующий период времени, на следующее мероприятие. Ну и ты, как бы имеешь возможность, потом пригласить партнёров. Потому что, партнёры тоже являются основной частью нашего бизнеса. Если партнёры получили хорошее удовлетворение от общения с нашей аудитории. И получили те самые результаты, ради которых они с нами партнерятся. То они готовы работать в партнерстве и в следующем году. Или там, на следующее мероприятие. Вот это основные, ключевые критерии успеха в нашем бизнесе. Ну, прибыль, понятно, что прибыль, но прибыль — это понятие такое то есть кому то много, кому то мало, но она должна быть.

А. Юдин:

А самые успешные мероприятия, там не знаю. Если можно назовите, конечно, суму, если это будет там релевантно, если допустимо. Интересно, вот топ твоё, из твоих мероприятий. Что запомнилось, понравилось больше всего лично тебе?

С. Лауга:

Ну, вот как ни странно в нашем бизнесе есть определённый разрыв. То есть у меня в 2014 году как раз про то мероприятие, про которое я рассказывал. Которое было для меня, например, самым тяжёлым и провальным, с точки зрения качества. Мы заработали денег больше всего. И есть разрыв, как бы ты продаёшь, ты зарабатываешь, а потом ты даёшь продукт. И вот там мы заработали больше всего, в 2014 году. И при этом мероприятие состоялось, оно было не самым качественным, да? Зато следующее было наоборот. То есть мы дали максимум качества и при этом не заработали, у нас там были достаточно серьёзные убытки. Но это был 2015 год, как раз скачки валюты и так далее, всё происходило. Это очень сильно влияло на готовность аудитории тратить деньги на обучение. Вот. Поэтому, это хороший доходный бизнес, но там очень важно, как он организован, то есть, там нет стандартных процессов и нет стандартных решений. Там практически каждая вещь решается уникальным способом. И чем вот бизнес хорош, и чем он меня лично привлекает, тем, что у меня есть компания. Но сам бизнес складывается из проектов. И ты каждый проект можешь закрыть по большому счёту, да. И оценить, так как ты, как тебе нужно. И команда понимает, что вот мы закрыли проект, мы столько-то заработали, соответственно такие-то качества. То есть с таким-то качеством провели мероприятие, да? И по большому счёту весь бизнес складывается из проектов. Это очень удобно с точки зрения управления. То есть, у нас нет активов там, например, в бизнесе, там недвижимость, машины ещё что-то, да? У нас всё находится в рамках проектах, в проектах для организации мероприятии. Поэтому, как бы с одной стороны легко в него войти в это бизнес, но так, же легко с него и выйти. И это очень хорошее преимущество этого бизнеса.

А. Юдин:

Слушай, я прямо не знаю, что тебе желать. Финансовых и доходных провалов или безденежных успехов. А в принципе скажи, пожалуйста, вот такой бизнес вообще можно начать без денег? Или с какой суммой? Вот ты начинал, у тебя сколько было денег в кармане?

С. Лауга:

Ну, когда я начинал, я уже заработал достаточное количество денег, чтобы, например, там провести 3-4 мероприятия в убыток.

А. Юдин:

А сколько это, достаточно?

С. Лауга:

Ну, я начинал с капитала в 7 миллионов рублей.

А. Юдин:

Прилично.

С. Лауга:

Вот, значит с другой стороны, есть большое количество примеров, когда люди делали этот бизнес, заходили на этот рынок практически с нулём. И эта модель, она работает в этом бизнесе. Входной барьер в этот бизнес небольшой. Вот, но большое количество людей, которые отсеиваются в конечном итоге. Что здесь важно? Здесь важно в этом бизнесе правильно разработать концепцию мероприятия. Вот как я говорил, что, если эта концепция четко на нейронном уровне уже связана с конкретными спикерами, это фактор номер один. Второй фактор успеха - это то, что тебе нужно понимать, как искать эту аудиторию. То есть если ты делаешь мероприятие по лидерству и менеджменту, да, ты должен понимать какая аудитория тебя ждет, или какую ты сам ищешь, и где ее искать. Вот, если ты это понимаешь, то остальное вполне возможно можно сделать без денег. Потому что можно профинансировать небольшое количество денег там спикеру, в пределах 10%, чтобы забронировать дату. Еще 10% это аренда помещения, соответственно, чтобы его забронировать вот на эту дату. Дальше ты уже можешь прийти к партнерам, которым интересна эта аудитория и сказать: Смотрите ребят, я могу вам дать возможность пообщаться с этой аудиторией, которая является вашими клиентами. Давайте с вами запартнеримся, вы там что-то для меня сделаете, или там по бартеру, либо вы мне что-то заплатите. А я для вас организую поиск клиентов так, чтобы вы смогли потом этих клиентов перевести из потенциальных в реальные клиенты. И так формируется некая база. После этого ты уже делаешь мероприятие с меньшим риском для себя, и с меньшим риском для своего бизнеса. А дальше все зависит от твоих навыков продаж. То есть если ты умеешь продавать, то у тебя может денежный поток быть даже больше входящий, чем исходящий.

А. Юдин:

Понятно, то есть как и в большинстве бизнесов энергия важнее денег. Если ты достаточно энергичный, такой как ты, замечательный, хорошо там выглядящий, то соответственно деньги на все найдутся. Про то, как ты выглядишь. Тебе исполнилось 40 лет. Вот знаешь, у Брайана Трейси есть книжка «100 способов дожить до 100 лет», у кого-то там есть «31 вывод к 31 году». Я сам писал «12 тезисов за 12 месяцев» на свой день рождения, на фейсбуке можешь посмотреть. А какие пускай не 40, а топ-3 вывода из 40 твоих выводов ты сделал к 40 годам? Поделись с аудиторией.

С. Лауга:

А ты сказал, насколько я выгляжу тогда?

А. Юдин:

Ты выглядишь на, о’кей, не 18, поскольку ты не девушка. На 25.

С. Лауга:

Ну, все мне говорят, что я выгляжу примерно лет на 30-33. Значит в чем секрет, в том, что вот эти 7 лет, которая есть разница между реальным возрастом и как я выгляжу, я провел в бизнесе, в предпринимательстве. Вот я считаю, что это тот самый период, когда я не старел. Поэтому как раз и есть в предпринимательстве, когда есть творчество, и в предпринимательстве ты это делаешь, ты не стареешь. Наверное, вот в этом секрет. А вторая часть вопроса у тебя была связана с чем?

А. Юдин:

В этот раз у меня был один вопрос. Вот. Соответственно, топ-3 вывода, которые ты сделал к 40 годам. Да.

С. Лауга:

Спасибо, что напомнил. Ну, на самом деле действительно период там до 40 лет, это тот период, когда нужно подводить определенные итоги для себя. Что ты смог сделать, что ты не смог сделать, что предстоит сделать. Или спросить себя, если ты хотел это всегда сделать, то почему ты этого не достиг? То вот я поделюсь, наверное, может быть выводами из трех основных сфер жизни, которые для меня сейчас максимально важны. Первое - это что, наверное, с точки зрения семьи и отношений. Вот вывод номер один. Да, что я очень благодарен судьбе на самом деле за там 3-х человек, которых я встретил за свою жизнь. Первый человек — это моя жена, которая помогает мне на мир взглянуть другими глазами. Потому что у каждого есть своя картина мира, и мы на него смотрим сквозь эти вот свои шоры. И другие люди, с которыми ты часто общаешься, и у которых есть возможность дать тебе обратную связь, а это чаще всего там близкие люди, да, с кем ты много общаешься. Потому что там, если есть друзья, не всегда они тебе дают правдивую обратную связь. И вот я благодарен судьбе за то, что у меня как бы судьба дала жену, которая помогает посмотреть на это по-другому. Это не просто. Это вызывает большое количество споров, большое количество может быть даже каких-то внутренних переживаний, но без этого невозможно двигаться дальше. Второе - это то, что, например, в семье очень важно чтобы ценности у людей как бы совпадали, и второе, и куда вы двигаетесь, вот это совпадает. То есть вот это развитие, духовное развитие. Если один человек развивается, другой не развивается, то тогда получается так, что происходит разрыв во времени, и начинает как бы ком проблем накатывать. И скажу - это очень тяжело сделать. Но это очень важно понимать. Где находится ответ. Если возникают какие-то проблемы в семье, то ответ скорее всего находится в рамках того, что вы где-то ценностями столкнулись, либо двигаетесь в разных направлениях. И, наверное, третий вывод - это то, что может он касается личностного развития, это то что все проблемы, которые мы сейчас имеем, это проблемы имеют корни из детства. И хотя можно сказать о том, как бы кто-то виноват в том, что создали эти проблемы у тебя в детстве родители и так далее, но сейчас кроме тебя никто за это не возьмется. И если ты сам не занимаешься тем, что анализируешь, какие у тебя были психологические особенности развития, и ты не понимаешь, откуда они взялись сейчас, посмотри в детство. Посмотри, что там происходило. Но возьми ответственность за эти изменения сейчас на себя. Не надо винить родителей в этом. И, наверное, вот это вот тот вывод, к которому я сейчас пришел в рамках вот именно там семейных отношений. Если в рамках бизнеса говорить, то я пришел к следующему выводу. То, что надо деньги делить между бизнесом и семейные деньги, их надо разделять. Они живут на разных энергиях. Там доходность, риск, рентабельность. Здесь накопления, постепенное преумножение и гарантированная доходность. И, наверное, третий момент — это в области личных денег. В области личных денег, потому что деньги — это как бы та материя, это тоже энергия, и на базе этих денег мы строим много планов. Эти деньги могут влиять и на личную жизнь, и могут влиять на бизнес. И очень важно этому, эти отношения правильно выстраивать так, чтобы они давали тебе удовлетворенность, и давали семье счастье.

А. Юдин:

Ох, как ты прав Сергей, по поводу выводов. Особенно мне лично знакомо по поводу жены, даже идеальный человек, который рядом с тобой, если он не развивается, к сожалению, конечно, рано или поздно там расстаешься. Следуем твоему совету успешного мероприятия. У нас тайминг заканчивается. Пожелай нашим слушателям и зрителям, что самое важное ты хочешь сказать напоследок?

С. Лауга:

Ну, самое важное я бы хотел напоследок сделать следующее, рассказать, что очень важно перевести из неосознанных вещей, что есть в вашей жизни, в осознанное. И вот там лично я в период 40-летия как раз этим и занимаюсь. И второе, если вам интересна тематика, связанная с достижением финансовой независимости для себя и своей семьи, приходите к нам 2 декабря на наше мероприятие, где будет и Брайан Трейси, и Роберт Ален, и Оскар Хартман, и еще много экспертов, которые помогут вам в этом разобраться.

А. Юдин:

Супер. Спасибо тебе большое. Потрясающе. Я обязательно приду. Приглашаю всех наших зрителей, и слушателей. Спасибо.

С. Лауга:

Спасибо вам.