М. Рулик:
Здравствуйте. С вами снова канал Медиадоктор, программа «Здоровое детство», ее ведущая я, Мария Рулик. Сегодня у нас в гостях Воробьев Игорь Александрович, врач-хирург, заведующий отделением платных медицинских услуг Городской детской клинической больницы №13 имени Филатова. Здравствуйте, Игорь.
И. Воробьев:
Добрый день.
М. Рулик:
И тема наша сегодняшняя достаточно сложная – платные услуги. Мы поговорим, что можно все-таки получить по страховке обязательного медицинского страхования за счет бюджета, за что придется платить и нужно ли за что-то платить. По статистике, примерно 48% наших граждан готовы оплачивать медицинские услуги, несмотря на кризис. На минуточку, это примерно каждый второй. Понятно, когда речь идет о своих детях, мы готовы на все. Но хотелось бы разобраться, за что и почему стоит оплачивать и стоит ли вообще. И какие права есть у пациентов, какие права есть у врачей. Расскажите, почему сейчас государственные медицинские учреждения оказывают как таковые платные услуги?
И. Воробьев:
Это кажущийся очень простой, но, на самом деле, очень сложный вопрос по одной причине, что наше население живет памятью еще прошлых лет, когда вся медицина была государственной и тотально бесплатная, и на поле медицинских услуг работали только стоматологи. Платная медицина и в советское время была, но это была, в основном, стоматологическая помощь, которая и ныне продолжает шагать по просторам. Вопрос платных медицинских услуг уже в том формате, в котором они существуют, начался после 90-х годов, когда потихоньку начали появляться платные услуги в государственных учреждениях. Я хочу сразу сделать акцент на этом, потому что если говорить вообще о платной медицине, ее следует разделить, потому что у нас сегодня будет разговор о платной медицине в бюджетных организациях. Это как раз тот вопрос, который больше волнует людей, потому что коммерческие медицинские центры изначально направлены на платную медицинскую помощь. О них нет смысла говорить, потому что это выбор граждан. Каждый гражданин свободен в своем выборе. Он имеет право пойти туда, получить услуги. Он уже знает, на что идет и за что будет платить.
М. Рулик:
Это собственный выбор человека – за комфорт или за что-то еще.
И. Воробьев:
Безусловно. Но это чисто коммерческое учреждение. Почему возникла тема нашей беседы, потому что это касаемо бюджета, где в априори человек, идя туда, все-таки рассчитывает на бесплатную помощь. И часто возникает вопрос: а надо ли за это платить? На самом деле, не за все и не всем надо платить. Бюджетное учреждение, коим является наша городская больница, полностью оказывает бесплатную медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию всем жителям Москвы под руководством Департамента здравоохранения города Москва и по всем нормативным документам. И каждый житель Москвы имеет право в любое время обратиться в больницу и получить любые услуги по полису обязательного медицинского страхования.
М. Рулик:
Причем больница не имеет отношения к прописке?
И. Воробьев:
Нет, территориального прикрепления нет. Территориальное прикрепление идет по поликлиникам, и то из того расчета, чтобы можно было оказывать участковую помощь – вызов врача на дом.
М. Рулик:
То есть сейчас разрешили прикрепляться.
И. Воробьев:
В течение года человек имеет право перекрепиться куда угодно независимо от прописки. Суть федерального закона, который вышел, была в том, что там было все прописано: где, за что, почему и как. Это все перекликается с законом «Об охране здоровья граждан», который выходил раньше, где тоже все прописано. Но у нас люди не очень любят читать и знакомиться, хотя все это доступно. Это вывешено и на сайтах Департамента здравоохранения Москвы, и на сайтах всех больниц, и нашей Филатовской клиники, которой, кстати, в этом году 175 лет, мы юбиляры. И 95 лет, как мы носим имя Филатова. Мы круглые юбиляры в этом году, что добавляет нам гордости, так как мы старейшая детская больница в Москве.
Мы, как и все больницы, тоже оказываем платные услуги, помимо бесплатных ОМС. Где возникает вопрос о платных услугах? Есть такой документ, как территориальная программа. Она, как правило, издается Департаментом, Минздравом Российской Федерации на несколько лет, где прописаны по пунктам все медицинские услуги, которые оказываются гражданам России, независимо от места их проживания, бесплатно, за счет средств обязательного медицинского страхования. Это должны знать все граждане. И наш главный врач выступала недавно у Вас на передаче. Она подчеркивала и несколько раз заостряла внимание на том, что можно обращаться из любой точки России. Для этого есть абсолютно небольшая формальность. Это направление форма 057, которую очень хорошо знают врачи. Мне кажется, сейчас уже все пациенты тоже сведущи в вопросе о том, какую им надо взять форму направления для того, чтобы обратиться и по полису страхования получить все необходимые услуги.
Я буду говорить о нашей клинике, имея огромный опыт, огромную историю. Практически, это родовое гнездо многих направлений. Неонатология пошла из нашей больницы. Впервые было все это создано и развивалось, вырастило огромное количество выдающихся неонатологов. Хирургия достигла у нас высочайшего уровня. Детская хирургия Филатовской больницы – это бренд. И граждане территории бывшего Советского Союза знали и ездили. Многие главные специалисты и хирурги в других республиках проходили кто-то ординатуру, кто-то специализацию в Филатовской больнице. И поэтому при всяких сложных вопросах, сложных ситуациях, которые не могут решить на месте, к нам активно едут граждане Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, республик Кавказа, отдельных европейских стран. В последнее время стал моден медицинский туризм.
Детская хирургия Филатовской больницы – это бренд.
М. Рулик:
И детский в том числе?
И. Воробьев:
Многие высокотехнологичные операции, которые проводятся у нас, даже по тем ценам, которые у нас существуют, несопоставимо ниже с теми ценами, которые существуют за пределами нашей великой Родины. Поэтому уже есть определенный интерес и определенный поток граждан, которые выбирают такие позиции. Может, мы где-то уступаем в сервисе, бытовых вещах, но то, что касаемо хирургии, помощи и уровня специалистов, здесь просто не обсуждается, потому что наши специалисты очень высоко котируются на Западе. У нас много таких ведущих специалистов, которые широко известны во всем мире. И люди стремятся на любых условиях попасть в нашу клинику, чтобы соперировали и оказали помощь в стенах нашей больницы. Это и есть основной контингент, который платит, согласно закону, потому что это не покрывается полисом ОМС, это дорогостоящее лечение. Это операции на легких, операции на сердце.
Может, мы где-то уступаем в сервисе, бытовых вещах, но то, что касаемо хирургии, помощи и уровня специалистов, здесь просто не обсуждается, потому что наши специалисты очень высоко котируются на Западе.
М. Рулик:
Я так понимаю, у этих граждан полиса нет?
И. Воробьев:
Полиса нет и не может его быть, как у иностранных граждан. Эти граждане вынуждены, конечно, платить. Но платная медицина – это не только наличные деньги, как многие считают. Туда же относится и добровольное медицинское страхование, которое тоже достаточно широко развивается. Но здесь уже плата идет не за счет личных средств пациента, который платит, а это идут уже наши взаиморасчетные отношения со страховыми компаниями. Мы сотрудничаем практически со всеми ведущими страховыми компаниями.
М. Рулик:
А кто же пользуется добровольным страхованием, если у нас есть обязательное? Чем тогда это отличается?
И. Воробьев:
Добровольное страхование, как правило, предоставляет более широкий выбор и более широкий пакет услуг застрахованным людям, потому что в крупных корпорациях, например, есть социальные пакеты – это страховка для работников, для их членов семьи, для детей, там предоставляется больше выбор. То есть в поликлинике человек все-таки немножечко ограничен обязательным посещением своего участкового врача, получением назначения в диагностический центр, к которому привязана сейчас поликлиника. Дальше он уходит на следующий уровень, в больницу. В добровольном медицинском страховании роль оператора берет на себя страховая компания. И уже с тем набором клиник, поликлиник, с которыми они работают, они уже выбирают те возможности и тех специалистов, которые могут быть привлечены к оказанию этих услуг, и расчет уже идет со страховыми компаниями. И это несоизмеримо со стоимостью страховки и с реальной стоимостью тех услуг, которые получают люди.
Есть широкие страховки, которые оплачивают и операции, то страховые компании оплачивают достаточно сложные и достаточно дорогостоящие операции. Поэтому это еще один достаточно большой раздел платной медицины. Человек или компания оплачивает какой-то полис.
М. Рулик:
Или даже сам человек выбирает.
И. Воробьев:
Да, или человек покупает полис в страховой компании, той, которую он знает, которой он доверяет по многим причинам. У каждого свои взгляды на это. Где-то сарафанное радио работает, где-то объективная информация поступает. И уже через страховые компании он получает эти услуги.
И есть еще большой пласт, который называется фонды. Причем многие фонды работают не только с жителями и гражданами России, но и с приезжими из ближайших республик, то есть они готовы помогать. Здесь нет такого жесткого выбора, что ребенок должен быть только из России. И там, где большие, дорогостоящие операции, длительное лечение, там, где получаются весьма серьезные суммы, очень активно помогают фонды. Огромное спасибо им за то, что они помогают и спасают массу жизней. Я могу сказать, что когда по телевизору говорят про клиники Европы или Америки, о том, что они могут оказать какую-то помощь, мы, профессионалы, можем сказать, что очень многое из того, что говорится, с не меньшей классностью и с не меньшим эффектом эти оперативные вмешательства могут быть проведены на территории России. Если посмотреть, то в клиниках Израиля очень много выпускников российских вузов, с которыми я вместе учился и хорошо их знаю.
Там, где большие, дорогостоящие операции, длительное лечение, там, где получаются весьма серьезные суммы, очень активно помогают фонды. Огромное спасибо им за то, что они помогают и спасают массу жизней.
М. Рулик:
Возможно, там лучше те же бытовые условия, те же условия реабилитации?
И. Воробьев:
Некий сервис, в реабилитации некие принципы построения. Ведь сейчас многое меряется не только деньгами, но и временем. Как шутят, в Москве нет расстояния, есть только время. Так же и здесь. Иногда люди еще хотят, чтобы это все было быстро, здорово, не затягивалось. И чего греха таить, многие западные клиники могут достаточно быстро выполнять свои обязательства, дальше предлагают покинуть территорию клиники или доплачивать, или еще что-то. Поэтому люди едут на первые этапы, а вторые этапы становятся для них недостижимы, и они начинают долечиваться в России. Таких случаев много. Поэтому здесь еще играет роль выбор граждан.
Фонды могут иногда пытаться искать и на Западе, потому что иногда люди сами находят клинику, которая согласна им оказать помощь. Когда люди идут через Минздрав, то Минздрав, конечно, ориентирует на наши отечественные клиники, и это абсолютно правильная позиция, потому что у нас делается ряд операций, которые не везде еще и на Западе можно так легко получить.
М. Рулик:
Уровень оказания услуги понятен. А вот по срокам, Вы сказали, что там, возможно, быстрее. Люди готовы у нас, в России, оплатить, чтобы это было быстрее?
И. Воробьев:
На самом деле, мы движемся вперед, медицина развивается. И московская медицина очень быстро развивается. У нас в клинике был запущен проект, и сейчас встал на широкие ноги стационар кратковременного пребывания. Находясь там, ребенок приходит уже с готовыми анализами, тут же его берут в операционную, производится операция, выводят из наркоза, наблюдают, и если нет никаких проблем, ребенок с мамой идет домой. Это здорово. Это уровень. Поэтому здесь нет проблем. И даже СКП – стационар кратковременного пребывания. Здесь все москвичи, очереди практически нет. То есть очень короткая дистанция, собрать анализы и необходимые документы. Не более того.
М. Рулик:
Я думаю, что любой случай нужно рассматривать индивидуально, потому что если речь идет о спасении ребенка, и ему нужна срочная операция, никто не будет препятствовать в том, чтобы оказать эту услугу быстрее.
И. Воробьев:
Насчет срочных я Вам скажу следующее. Вся срочная, экстренная, неотложная помощь, связанная с угрозой для жизни, оказывается только бесплатно. И любой гражданин любой нации, национальности, проживания, принадлежности к любой стране мира может получить эту помощь бесплатно в любой больнице страны, я даже не говорю про Москву. Это прописано в законе.
Вся срочная, экстренная, неотложная помощь, связанная с угрозой для жизни, оказывается только бесплатно.
М. Рулик:
И в Филатовскую точно так же можно привезти ребенка в остром состоянии?
И. Воробьев:
Филатовская больница открыта всегда, 24 часа в сутки, 365 дней в году для всех срочных. И скорые помощи у нас постоянно.
М. Рулик:
Без полиса?
И. Воробьев:
Без всего, если угроза жизни. Сначала спасается жизнь, а потом выясняется полис и все прочее.
М. Рулик:
А будет ли потом выставлен счет за оказанную услугу?
И. Воробьев:
Период называется оказание помощи. Это прописано даже в законе. Выведение из состояния, угрожаемого жизни, и приведение в состояние, которое не требует дальнейших реанимационных, неотложных хирургических действий. Человек может продолжать лечение по месту жительства. Так работают все клиники во всем мире, если туда попадают иностранные граждане. Я опять же говорю про людей, которые в априори не имеют полиса ОМС. Потому что если у человека полис ОМС, то мы вообще про это даже и не говорим.
М. Рулик:
Когда мы едем отдыхать за рубеж, все оформляем страховку. Если что-то случается с нами, с нашими детьми, мы обращаемся за медицинской помощью. Нам ее оказывают. Выводят ребенка до какого-то состояния, приемлемого для перевозки домой. И дальше Вы можете продолжить свое лечение по месту жительства. Точно так же действует и на нашей территории?
И. Воробьев:
Абсолютно так же. А дальше у человека может быть выбор. Например, ему надо проходить какую-то реабилитацию, и он хочет остаться на реабилитацию уже в клинике, и вот здесь вступает в действие закон о том, что человек уже оплачивает свое лечение, потому что это лечение не связано с выведением из опасного состояния или оказанием помощи с угрозой для жизни. Это уже идет плановое лечение. Жители азиатских республик бывшего Советского Союза со сложными заболеваниями, которые требуют неоднократных операций, реабилитации, из раза в раз приезжают к нам в Филатовскую больницу получать медицинскую помощь. Туда входят и медикаментозное обеспечение, и оперативное лечение, и терапевтическое.
М. Рулик:
Что делать родителям, если необходимая помощь ребенку не входит в обязательную программу? Как можно помочь в этой ситуации родителям? Куда им обращаться? Как им себя вести?
И. Воробьев:
Мы так и будем все время обращаться к этим двум нормативным документам: двум федеральным законам и территориальной программе. Это как раз три основных кита, на которых и держится оказание платной помощи. Потому что именно в этих трех законах прописаны все те положения, касаемые и обязательного медицинского страхования, и платных услуг, где, когда и почему. Вы сейчас назвали именно ту позицию, которая и прописана. В территориальную программу и в обязательное медицинское страхование не входит консультация торакального хирурга.
В территориальную программу и в обязательное медицинское страхование не входит консультация торакального хирурга.
М. Рулик:
А кто это такой?
И. Воробьев:
Торакальный хирург – это хирург, который оперирует на легких, на органах грудной клетки.
М. Рулик:
А почему же они не входят? Это же достаточно серьезно.
И. Воробьев:
Это очень серьезно, но, тем не менее, нет обязательного представления торакального хирурга как консультанта в поликлинике, в диагностическом центре. Востребованы они очень серьезно. Возвращаюсь к тому, что Филатовская больница имеет, наверное, одно из самых сильнейших детских торакальных отделений, которым руководит профессор Разумовский Александр Юрьевич. Очень большое количество людей хочет обязательно попасть на консультацию, проконсультироваться у него или у его сотрудников, тоже специалистов высочайшей квалификации, но как таковых бесплатных консультаций нет. Поэтому для того, чтобы помочь людям, чтобы решить эти вопросы, потому что дети не должны страдать, мы вынуждены искать те пути и возможности, которые мы можем предложить для решения данного вопроса. Поэтому у нас консультирую наши профессора и заведующий отделением на платной основе. И люди с удовольствием идут на эти консультации, потому что это лучше, чем ничего. Понятно, что ни в коей мере платные услуги не подменяют обязательное медицинское страхование. Все, что входит в обязательное медицинское страхование, люди все получают бесплатно в обязательном порядке. Если по каким-то причинам человек не хочет соблюдать процедуры, идти к участковому врачу, получать направление и прочее, он начинает без всяких справок записываться. Многие говорят, что бесплатно долго, а платно прямо сейчас.
М. Рулик:
Этот вопрос, наверное, актуальный.
И. Воробьев:
У нас в клинике не очень это получается, потому что востребованность специалистов настолько высока, что и платно это иногда вызывает даже недовольство граждан, что говорят: «Как же так, платно и долго?» Платно и долго, потому что люди могут только определенное количество времени уделить данной проблеме и заниматься платными сверх своего основного рабочего времени, а это не так много остается. С учетом того, что в Филатовскую больницу едут со всей страны и со всех бывших республик, на этой основе у нас формируются очереди, к сожалению. Мы бы хотели, чтобы их не было, но есть некоторые определенные объективные данные.
М. Рулик:
Получается, почти все услуги граждане Российской Федерации, а тем более граждане Москвы могут получить абсолютно бесплатно?
И. Воробьев:
Безусловно.
М. Рулик:
И дальнейший выбор их платных услуг – это исключительно их выбор?
И. Воробьев:
Исключительно личная воля.
М. Рулик:
То есть как я вижу эту ситуацию: кто-то хочет быстрее, но, как Вы уже сказали, не всегда получится. Кто-то думает обойти возможные хождения по тем или иным учреждениям, получение тех или иных справок и тем самым, может быть, ускорить процесс получения той или иной помощи.
И. Воробьев:
Иногда определенный уровень диагностики. Допустим, ультразвуковая диагностика, которая у нас идет экспертного класса в консультативно-диагностическом центре, который является уже третьим уровнем. И люди не хотят проходить поликлинику, свои диагностические центры, или там у них ожидание очереди, они могут получить это платно практически в день обращения. Здесь ничего этого нет. На сложные и объемные методики все равно очередь, она вынужденная, потому что пропускная способность и аппаратуры, и живого человека ограничена. А так компьютерная томография, МРТ – все это бесплатно. Люди могут записываться, делать, и проблем здесь никаких нет.
М. Рулик:
Или человек хочет получить второе экспертное мнение, принимают решение, где хотят провести ту же самую операцию.
И. Воробьев:
Может быть и это.
М. Рулик:
Потому что единожды получив эту услугу по обязательной страховке, второй раз они уже не могут ее получить?
И. Воробьев:
Им не дадут второй раз направление для перепроверки. Он может записаться на консультацию к тому специалисту, к которому он хочет. Это право выбора. Вся информация в доступном виде лежит на нашем официальном сайте filatovmos.ru. Есть с такими же названиями сайты, которые не являются официальными. Иногда возникают недопонимания и обиды, потому что ссылаясь на сайт, люди говорят: «Там у Вас написано так-то, так-то», но это не является той информацией, за которую мы несем ответственность. Поэтому люди могут обращаться на наш официальный сайт. Там представлены все документы, все данные по врачам. Можно ознакомиться со всеми нашими отделениями, специалистами. Более того, мы ввели электронную запись. Те, кому сложно дозвониться или нет желания особо побыть на телефоне, могут оставить электронную заявку, и в течение определенного времени с ними связывается оператор и записывает их на консультацию к тому специалисту, к которому они желают.
М. Рулик:
Я вернусь к вопросу о том, что получить экспертное мнение еще раз. Допустим, человек принимает решение оперироваться у Вас. Это он может теперь сделать уже по обязательной страховке?
И. Воробьев:
Безусловно.
М. Рулик:
То есть это тоже не проблема?
И. Воробьев:
Абсолютно не проблема. Если у него на руках полис ОМС, если он гражданин России, тут никаких проблем нет. Тем более, он получил консультацию нашего специалиста. У него на руках заключение нашего специалиста, который считает, что у ребенка есть такая проблема, ему необходимо лечение и показана госпитализация. Это является руководством для того, чтобы этого пациента положить в клинику и оказать помощь.
М. Рулик:
И эта помощь уже будет оказана по обязательной страховке и абсолютно бесплатно?
И. Воробьев:
Абсолютно верно. Если эту консультативную помощь получали граждане других республик, то здесь не проблема. Они могут госпитализироваться. У нас ежедневно работает комиссия по госпитализации. И в ближайшее время для проведения той или иной операции люди получают, как мы ее называем, путевку, где прописано, какие необходимы анализы, обследования. Человек в этот день приезжает, госпитализируется и получает помощь. Опять же, он может заранее обратиться, узнать, если у него нет никаких документов, сколько это будет стоить, и принять решение, будет ли это оплата из личных средств или будет привлечен какой-то фонд, с которыми мы тоже очень широко работаем. И тогда мы уже работаем через фонд, и фонд оплачивает лечение этого ребенка. Вариантов выбора много.
М. Рулик:
Всегда ли платно означает то, что оплачивают родители?
И. Воробьев:
Конечно, нет. Есть три категории. Это личные средства граждан, личное решение. Люди платежеспособные могут обратиться, оплатить, и здесь вопросов не возникает. Второй вариант – это добровольное медицинское страхование, люди имеют страховку. И мы тогда через страховые компании решаем все вопросы об оплате тех или иных услуг, но уже с расчетных счетов страховых компаний. И третье – это фонды, которые собирают деньги, оплачивают лечение человека, и не сам человек платит, за него как бы весь мир платит.
М. Рулик:
Если речь идет о гражданах Российской Федерации, то фонды помогают не столько оплатой, сколько получить все направления, чтобы получить ту или иную помощь именно у Вас в больнице?
И. Воробьев:
Нет. Здесь как раз не проблема.
М. Рулик:
Или исключительно платно?
И. Воробьев:
Они оплачивают лечение. Есть фонды, которые работают только по определенным направлениям – помогают детям с пороками сердца и прочее. Здесь они просто собирают и оплачивают счета. А мы помогаем ребенку дальше жить и расти здоровым. Как мы иногда шутим, цифра 13 в названии нашей больницы для многих людей счастливая цифра, которая многим спасла жизнь.
Есть фонды, которые работают только по определенным направлениям – помогают детям с пороками сердца и прочее. Здесь они просто собирают и оплачивают счета. А мы помогаем ребенку дальше жить и расти здоровым.
М. Рулик:
С учетом того, что к Вам очень много деток приезжает, буквально только-только появившись на свет, 13 с самого рождения для них становится счастливой цифрой.
И. Воробьев:
О чем и речь. Поэтому я и на платные услуги смотрел бы не с позиции, что это ужасно или что это неправильно, а что это расширение возможностей людям. Потому что если замкнуть все достаточно жестко внутри системы на обязательное медицинское страхование, безусловно, от этого кто-то выиграет. Так всегда бывает, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Но проиграет огромное количество людей, которые за пределами этой системы и не могут уже получить эту помощь, потому что иных форм нет. Здесь это многообразие форм, по крайней мере, делает доступным для всех. Как мы написали у себя на сайте: «Высокие технологии доступны всем». Так или иначе, но человек может получить высокоспециализированную, высококвалифицированную помощь и тем самым спасти жизнь ребенку. Я думаю, здесь все остальное становится вторичным.
М. Рулик:
Но с другой стороны, даже те люди, которые находятся в этой системе, которая предоставляется бесплатно, согласятся иметь выбор. Я хочу иметь выбор, как сейчас есть возможность прикрепиться к этой поликлинике или прикрепиться к этой, обратиться к этому специалисту или обратиться к другому специалисту. Если сказали, что исследование показывает то-то и то-то, очень многие родители хотят услышать второе мнение. И я хочу иметь возможность это сделать. Мне кажется, в этой системе выигрывают все.
И. Воробьев:
А самое главное – дети, потому что мы все-таки, в первую очередь, работаем с детьми. Наша задача – сделать детей здоровыми для того, чтобы они дальше росли полноценными гражданами. Это самая основная задача.
Но здесь есть еще и родители. Мы обязательно должны работать еще и с родителями, чтобы было некое понимание. И только наша консолидация, общее стремление помочь ребенку даст на выходе хороший результат. А это складывается только из взаимного доверия. Наш профессионализм и вера в то, что мы умеем.
М. Рулик:
Родители тоже должны прекрасно понимать и знать свои права и свои обязанности. Знать где, что можно посмотреть, на что ты можешь рассчитывать.
И. Воробьев:
Это все в свободном доступе, еще раз подчеркиваю. Вся информация висит на стендах, есть на сайте, с удовольствием расскажут и сотрудники. Если у кого-то возникают вопросы, на все можно получить ответы и все можно объяснить.
М. Рулик:
У меня еще остался такой интересный вопрос, который не совсем мне понятен. Квоты. Что же это такое? И можно ли получить высокотехнологическую помощь без квоты?
И. Воробьев:
Здесь разведем вопрос на две части. Квоты – это некие средства, которые выделяет государство на сложные, дорогостоящие услуги. То есть высокотехнологичные операции стоят очень больших денег. Фонды ОМС не всегда могут покрыть все в полном объеме. Поэтому это квотируется. Есть некое количество, которое выделяется на высокотехнологичную помощь по клиникам для оказания такой помощи. В федеральных центрах этим занимается федеральное правительство, в Москве это выделяет московское правительство. Все москвичи могут получать высокоспециализированную дорогостоящую помощь по квотам.
Когда это идет из фондов Правительства Москвы, то здесь уже вступает вопрос о том, что немосквичи высокоспециализированную дорогостоящую помощь с учетом этих квот за счет Московского Правительства получить не могут. Но эту помощь они могут получить за счет личных средств, фондов и страховок. Тем более, Правительство Москвы оплачивает дорогостоящие квотируемые оперативные вмешательства для жителей Луганской, Донецкой республик. Детишки из этих многострадальных республик лечатся за счет Правительства Москвы. Так что не совсем уж вся медицина ушла только в платное и за все надо платить.
М. Рулик:
Мне, как родителю, имеющему московскую прописку, как получить эти квоты? Это тоже длительно? Или, может быть, тоже проще пойти и заплатить? Или это реально?
И. Воробьев:
Это абсолютно реально. По крайней мере, в тех квотах, в которых работает наша клиника. Я не трогаю такие сложные вещи, как онкология, к которой мы не имеем отношения, поэтому я в эту зону не ухожу, чтобы не дать ложную информацию. Как правило, у нас не возникает проблем при обращении детей за такими операциями с полисами ОМС.
М. Рулик:
Помощь, которая оказывается по квотам, – это чаще всего то, без чего ребенок не может обойтись?
И. Воробьев:
Я так скажу, что только косметология относится к тому разделу, без чего вполне все могут обойтись. Человек себя все время стремится улучшить, хотя, как показывает статистика, 60% окружающих даже не замечают, как мы выглядим. Но, тем не менее, люди хотят быть довольными своим отражением в зеркале. Все остальные операции направлены на то, чтобы спасти, сделать более социально адаптированным человека.
М. Рулик:
К сожалению, наше время подошло к концу. Мы заканчиваем на прекрасной ноте о том, что в нашей стране, в Москве тем более, в Филатовской больнице вы можете получить любую медицинскую помощь бесплатно. И если вдруг возникнет необходимость все-таки воспользоваться платными услугами, то это тоже ничего страшного, достаточно доступно и понятно. Спасибо Вам огромное.
И. Воробьев:
Спасибо.