{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Юлия Кривых Кандидат педагогических наук, фонопед отделения фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» 21 октября 2017г.
Роль педагогической коррекции в лечении узелков голосовых складок у детей
В программе пойдёт речь о причинах возникновения охриплости у детей, причинах формирования узелков голосовых складок у ребёнка и способах педагогической коррекции

Екатерина Осипенко:

Добрый день, уважаемые слушатели и зрители канала «Мадиаметрикс». Сегодня в эфире «Школа здорового голоса», Екатерина Осипенко. В нашей школе мы рассказываем обо всём, что связано с голосом. Сегодня в гостях человек, который помогает голосу быть всегда в состоянии боевой готовности. Преимущественно разговаривать мы будем о детях. Я хотела бы представить вашему вниманию логопеда, фонопеда, кандидата педагогических наук, Юлию Сергеевну Кривых, которая работает в отделении фониатрии Федерального центра оториноларингологии. Добрый день.

Юлия Кривых:

Добрый день, Екатерина Владимировна, уважаемые слушатели. Конечно, голос - это бесценный дар природы, и говорить о нём можно очень долго. И, конечно, школа Екатерины Владимировны, «Школа голоса» - это очень ценный проект.

Екатерина Осипенко:

Сегодняшняя тема может заинтересовать очень многих людей, особенно мам поющих детей, кричащих детей, очень активных. Существует диагноз «узелки голосовых складок». Я, как доктор, могу сказать, что это псевдоопухолевое состояние. Вы могли бы свою позицию в этом вопросе нам рассказать?

Юлия Кривых:

Когда родители слышат диагноз «узелки», они думают, что это опухоль очень серьезная. Но можно сказать, что это ошибки в фонации. Это неправильная техника подачи голоса ребёнком. Можно сказать, это как мозоль на голосовых складочках в месте наиболее плотного смыкания, которая травмируется при форсированной атаке голосом. Ребёнок кричит, визжит, очень громко смеется, он плачет, и это место становится неспокойным, которое приводит к образованию таких мозолей, узелков. Эта проблема частая: в среде детского возраста 50-60% занимает нарушение голоса в виде узелков.

Узелки голосовых складок – это вроде мозоли в месте наиболее плотного смыкания голосовых складок.

Екатерина Осипенко:

Можно ли дать психологический портрет ребенка, у которого есть узелки голосовых складок?

Юлия Кривых:

Мы видим, что это ребенок очень гиперактивный, у него синдром двигательного внимания, рассеянного внимания. Это ребёнок, который будет перебегать с одного места на другое, он не будет усидчив, будет постоянно находиться в игровой деятельности – посидел с машинкой, тут же возьмет карандаш, тут же начнёт складывать кубики. Это бесконечная смена деятельности, он не будет фокусировать внимание только на одном. Он будет перебивать взрослых, будет что-то требовать, будет кричать, будет испытывать агрессию на маму, на папу.

Екатерина Осипенко:

Скажите, пожалуйста, каким голос ребенка должен быть в норме?

Юлия Кривых:

Голос ребенка должен быть звучный, чистый, мелодичный, полётный, не имеющий никаких нарушений в тембровой окраске голоса, никаких призвуков. Детки с узелками, в первую очередь, будут отличаться осиплостью. Но она может быть различной степени: может быть незначительной, когда только диагностируют начальную форму – мягкие узелки, и может быть до осиплости, до шепотной речи. Самоконтроль у ребенка отсутствует, и родители думают, что у ребенка с рождения такой голос, что это нормально, природное явление. И хорошо, если этот ребёнок попадает в вокальный коллектив, где педагог по вокалу замечает, что голос ребенка не звучит. Очень часто не родители беспокоятся о голосе ребенка, а педагоги. Часто ребёнок сам начинает жаловаться. Но он жалуется не на голос, а показывает, что у него болит горлышко. Родители идут не с проблемой голоса, а  говорят о том, что у ребенка болит горло. Боль в мышцах шеи приводит к тому, что родители лечат это горло и ходят к ЛОР-врачам.

Екатерина Осипенко:

Существуют определенные социальные условия для формирования узелков. Это может быть коллектив, домашние условия, всё, что связано с пением. Неспроста есть такое понятие, как узелки крикунов.

Юлия Кривых:

Да. Потому что крик – это форсированная речь. Если ребёнок делает это очень часто, и родители при этом его не пресекают, сами говорят дома на повышенных тонах, то ребёнок копирует родителей, этот крик входит в норму. А если он приходит в дошкольное учреждение, и там за счёт шума дети будут говорить громче – ребёнок воспитывает у себя этот крик. Тем самым он несет огромную нагрузку на голосовые складки, место наиболее плотного смыкания, и становится неспокойным. Если родители тоже говорят громко, то они не замечают, что голос ребенка страдает. Потом уже кто-то распознает проблему, например, врач на медицинском осмотре.

Екатерина Осипенко:

Какова в этой ситуации роль фонопеда? Вы ведете работу с родителями, не только с детьми?

Юлия Кривых:

 На самом деле, роль семьи в воспитании ребенка в семье играет огромное значение в лечении нарушений голоса. Ребенок чаще всего приходит с мамой, беседа начинается с того, что мы должны маме рассказать, что стоит обратить внимание на условия в семье. Например, ребёнок не один в семье, и его ревностное отношение к другому ребенку выражается в агрессивной настроенности, которая провоцирует эти крики, плачи, дает возможность ребенку выражать себя, чтобы мама его увидела и взяла на ручки. Мы говорим маме, что стоит обратить внимание, как ведет себя ребёночек, что его беспокоит, на что он больше раздражается.

Заливистый смех – это тоже не очень привычная ситуация для гортани. Смеяться нужно правильно. Вчера была девочка, ее так и хотелось назвать девочка-хохотушка, потому что она так смеялась! Смеялась очень громко, продолжительно, а мама смеялась вместе с ней. Для меня это вроде как хорошо – ребёнок смеётся, это положительно. Но это и губительно для голоса.

Факторы риска для формирования узелков голосовых складок: кашель на фоне простуды, бронхит, слезы, громкий смех, крики.

Екатерина Осипенко:

Скажите, пожалуйста, детей какого возраста Вы наиболее часто видите у себя на приеме?

Юлия Кривых:

 Я бы выделила 2 основные группы возрастного диапазона: дети от 5 до 10 лет, это связано с тем, что ребенок в этом возрасте попадает в новый коллектив – школа, первый класс, он начинает посещать различные вокальные коллективы и студии, театральные студии. И возраст от 11 до 14 лет, когда ребёнок начинает взрослеть, этот возраст сопряжен с мутацией, физиологическим состоянием, когда голосовой аппарат растет. В этом возрасте необходимо наиболее уделить внимание голосу ребёнка, а ребёнок продолжает ходить на вокальные занятия, у него огромная нагрузка в школе, он выступает. На этот период назначается режим сбережения голоса.

Екатерина Осипенко:

Чем отличается логопед от фонопеда? Какие методы логопедической и фонопедической коррекции Вы используете?

Юлия Кривых:

Я тоже логопед, но прошедший обучение на рабочем месте по фонопедии. Фонопед – это педагог, который лечит больной голос специальными физическими упражнениями, голосовыми. Это педагог, занимающийся проблемами в гортани, они могут быть разными, это не только узелки. Фонопедическая реабилитация не может быть без врача фониатра, потому что мы работаем только в тесном тандеме. На фоне медикаментозного лечения мы предлагаем фонопедическую коррекцию. Даже если медикаментозное лечение оказывает положительный результат, он может действовать короткий период, и узелки могут вновь появиться. А фонопедическая реабилитация позволяет формировать у ребенка навыки правильного голосоведения без ущерба голосовым складкам. Без сдавления, форсирования, когда он выражает свои желания в громкой речи. Ребёнок начинает говорить более мягко, спокойно, свободно, освобождая гортань от сильной нагрузки, и узелки постепенно начинают рассасываться. Упражнения, которые мы применяем, направлены на формирование наиболее мягкой фонации.

Екатерина Осипенко:

Я вдруг поняла, что даже не слышу, о чем Вы говорите, так как я обратила внимание на Ваш голос. Вы настолько мягко, вкрадчиво это объясняете. Это глубокий психотерапевтический эффект. Фонопед и фониатр – это первые люди, которые должны оказать рациональную психотерапию. Есть дети, которым бывает тяжело в семье. В этой ситуации фонопед дает родителям обратную реакцию, разъяснения. Это очень важно в плане коррекции голосового нарушения, родители сами обучаются во время занятий.

Как это обучение происходит? Дети пришли, поработали с педагогом 2-3 раза в неделю, но дома ведь они тоже делают упражнения?

Юлия Кривых:

Конечно, потому что без родителей, без семьи упражнения будут бессильны, необходимо дома прорабатывать, закреплять. Всё, что мы можем предложить, не будет работать, пока вы с ребенком сами не начнете заниматься. Это тренинг, в любом тренинге должен быть результат. Он возможен только после постоянных тренировок.

Нужно начинать малого. После занятий дома с ребеночком, родители приходят ещё раз, и мы можем проконтролировать, проверить, как занимается ребёнок, дать новые упражнения. Наш курс рассчитан приблизительно на 7-10 сеансов, при ежедневной тренировке мы имеем результат. Когда заметен результат, сразу видно, что родители приложили усилия, это всегда заметно, я их хвалю.

Екатерина Осипенко:

Голосовые упражнения – это и дыхательная гимнастика, и артикуляционная гимнастика, затрагиваются все разделы, которые принимают участие в голосообразовании?

Юлия Кривых:

 В первую очередь, это дыхательный отдел, мы формируем навыки нижнереберного дыхания, которое как бы в живот, чтобы сформировать плавность воздушной струи. Потому что у таких деток часто нарушено дыхание, оно у них короткое, поверхностное – ребенок берет вдох в плечи, в грудь, и говорит на очень коротком выдохе. Родители иногда даже жалуются, что ребенок захлебывается, он говорит и бесконечно хватает воздух. Поэтому мы работаем над дыханием, формируем воздушную струю, которая будет длительной, плавной, и на таком выдохе ребенку легче сформировать звучный, мелодичный, мягкий голос. Это работа и над артикуляционной системой, это губы, язык, мягкое, твердое небо. То есть, если все звуки образуются в полости рта, и если губы, язык напряжены – мы не видим мягкой фонации, поэтому здесь тоже ведется работа. Это и релаксация, потому что эти дети очень сильно напряжены, при разговоре мы отмечаем, что напрягаются мышцы шеи, видны вены. Нам нужно расслабить этот отдел, дать упражнения, которые позволяют снять напряжение с плечевого пояс, расслабить плечи: самомассаж, поглаживание – это все несет огромный результат в общей работе.

Екатерина Осипенко:

Как можно заметить, что у ребенка напряжены плечи?

Юлия Кривых:

 Они находится свернутыми, больше подняты. Вся речь идет скандированная, с плечевым напряжением. А по мышцам шеи видно, виден выраженный венозный рисунок и набухание вен. При фонации венки вздуваются. Это говорит, что ребёнок использует агрессивную технику голосоведения. Здесь необходимо помочь ребёнку с профилактикой, чтобы голос в дальнейшем не пострадал.

Екатерина Осипенко:

А что касается детей поющих? Они чем-то отличаются от крикунов?

 Юлия Кривых:

Эти дети могут быть как крикунами, так и вокалистами. Вокал – это группа риска образования нарушения голоса, но здесь работа по тому, чтобы нарушений в голосе не возникало, ложится на вокального педагога.

Екатерина Осипенко:

Существует ошибочное мнение, что если у ребенка есть проблемы с голосом, то при занятиях вокалом эта проблема уйдёт.

Юлия Кривых:

 Конечно, это так. Родители ведут детей на пение. Хочется каждому родителю сказать, что отдавая ребенка в музыкальную школу или вокально-театральную студию, лишний раз нужно проверить голосовой аппарат. Чтобы потом при работе с этим ребенком не обвинить вокального педагога.

Екатерина Осипенко:

Почему важно подобрать правильный репертуар для ребенка?

Юлия Кривых:

Потому что всё больше детей захватила звездная болезнь, все хотят петь, выступать. Но голосовой аппарат – это еще не окрепшая система, которая растет. И тот репертуар, который может петь взрослый человек, не подходит ребенку. За счёт того, что берутся сложные диапазоны, ноты, которые ребёнок не может взять чисто физически.

А пение – это, в первую очередь, эмоции, которые взрослый человек во взрослом репертуаре может использовать. Ребенку это трудно, он больше зажимается и не показывает красоты и полетности звука. Это приводит к тому, что ребёнок начинает форсировать. Он форсирует голосом, пытается подражать, это будет внутренним зажимом.

Поэтому здесь нужно заниматься профилактикой заболевания голосового аппарата и ЛОР-органов. Есть режимные моменты, которые необходимо знать: не петь в простывшем состоянии, когда ребенок простывает и болеет, когда у него заложен нос, болит горлышко, он кашляет, а родители всё равно ведут ребенка, боятся пропустить занятие с педагогом, это неправильно. В первую очередь, необходимо на этот период создать голосовой покой, пролечить ребенка.

Родителям нужно внимательно относиться к ребенку, который занимается пением, периодически проверять его на голосовые нарушения у врача.

Екатерина Осипенко:

А что делать ребенку, которому необходимо скинуть заряд своей бодрости? Некоторых детей до глубокой ночи невозможно успокоить.

Юлия Кривых:

 Могут помочь психологи-неврологи, потому что нужно узнать причину такой поведенческой реакции. Например, посмотрев мультики, ребёнок не может уснуть, мама жалуется.

Екатерина Осипенко:

Каким должен быть распорядок дня у такого ребенка?

Юлия Кривых:

В первую очередь, создание голосового покоя. Мы не говорим о том, что ребёнок должен замолчать, этого не один ребёнок не сделает. Но нужно заменить игры на более усидчивые, настольные. Это рисование, лепка, конструирование, пазлы, мозаики. То, что может дать ребенку возможность посидеть и позаниматься своим любимым делом, но молча. Это исключение спортивных соревнований. В семье, где есть такой ребёнок, можем создать более подходящие условия, между собой не ругаться, не кричать, побольше гулять с ребенком.

Нельзя забывать и о питании, потому что продукты, которые раздражают слизистую горлышка, раздражают слизистую в гортани. Исключаются газированные напитки, острое, пряное, грубая пища, чипсы, сухарики. Нужно есть более мягкую, щадящую, приятную пищу комнатной температуры.

Екатерина Осипенко:

Спасибо огромное, Юлия Сергеевна. Мы в «Школе здорового голоса» Екатерины Осипенко поговорили об узелках голосовых складок у детей, о том, почему они формируются. С нами была Юлия Сергеевна. Спасибо большое за такой прекрасный рассказ. Я думаю, что нашим родителям это будет полезно, и каждый обратит на своего ребёнка дополнительное внимание с точки зрения голоса.

Юлия Кривых:

 Хочется сказать, чтобы родители обращали внимание на голос ребенка и вовремя обращались к врачу. Проблему легче предупредить, чем потом долго и тщетно лечить.

Екатерина Осипенко:

Спасибо огромное. Всего доброго, до свидания.