{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Людмила Бокова заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, руководитель рабочей группы «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Р 21 октября 2017г.
Единый урок по безопасности в Интернете
30 октября года миллионы российских школьников примут участие в главном мероприятии в сфере информационной безопасности детей - Едином уроке безопасности в сети Интернет. Зачем Единый урок был придуман и в чём его развитие?

А. Ходорыч:

Добрый вечер, уважаемые зрители. Снова с вами Алексей Ходорыч — главный редактор «Классного журнала», программа «Классное детство». Прежде, чем представлю вам гостя, анонсирую новый номер — это №40, он поступил в продажу. Тут страшилки, номер не для пугливых. И «Понимашка» — это журнал для дошкольников, он тоже поступил в продажу, №40. И, соответственно, если у вас есть дети, или племянники, или внуки не забудьте напомнить, что до 13 ноября «Классный журнал» проводит конкурс «Классно быть хорошим» в честь Всемирного дня Доброты. 13 ноября на сайте «Классного журнала» можно найти форму, чтобы отправить историю. Историй, правда, очень много интересных. Если вы не уверены и ваш ребенок, что история конкурентоспособная, лучше ещё успеть даже что-то организовать. Потому что это вполне допустимо, в стиле «тимуровской команды» что-то интересное организовать. А теперь представляем вам гостя - Людмила Николаевна Бокова - Совет Федерации…

Л. Бокова:

Совершенно верно.

А. Ходорыч:

Инициатор проведения Единого урока, о котором мы будем сегодня говорить.

Л. Бокова:

Добрый вечер, действительно, все так и есть, мы в преддверии находимся открытия нашего очередного этапа проведения урока информационной безопасности для детей, который пройдет 30 октября.

А. Ходорыч:

Моя соведущая сегодня не смогла быть, поэтому с вами в эфире снова мой сын Василий Ходорыч, который уже проводил не один эфир. Всем ещё раз здравствуйте. Людмила Николаевна, расскажите, пожалуйста, как все начиналось. Мы предварительно, в кулуарах уже переговорили, как так вышло, что учитель истории, которым Людмила Николаевна долго работала перед тем, как возглавила в Совете Федерации комиссию по информационной безопасности, как вы придумали этот урок, как все начиналось и как все улучшается из года в год. Это же все как-то улучшается же, да?

Л. Бокова:

Конечно, мы стараемся каждый год придумать какие-то интересные, нестандартные решения для того, чтобы увлечь детскую аудиторию проведением этого урока. А начиналось, действительно, 4 года назад, когда мы провели в Совете Федерации парламентские слушания, посвященные как раз актуальным вопросам использования интернета в наших школах. И мы тогда говорили о том, что дети, действительно, увлекаются, очень серьезно увлекаются интернетом, и они даже гораздо увлеченнее оказываются и более жизнеспособны в интернетсреде. Но при этом, при всех этих плюсах, на мой взгляд, есть негативная тенденция, когда ребенка могут вовлечь, в том числе и в совершение правонарушений с помощью опять же информационных технологий. Или украсть персональные данные. И мы решили, что вместо стандартных решений, которые тогда предлагались (запретить, оградить и т. д.), мы решили, что нужно научить. Научить правильно использовать все плюсы, которые есть в интернете, именно ребенком. И такую концепцию мы заложили в основу проведения Единого урока информационной безопасности, и мы рассказываем о том, как избежать тех ситуаций, когда ребенка могут, действительно, использовать в качестве увлекаемого либо наоборот, соучастника каких-то мошеннических действий. И чтобы не пострадал ребенок, мы решили, что нужно научить. Проводим такие обучающие уроки, пригласили учителей, создали для них контент, хороший контент достаточно, чтобы они могли, действительно, профессионально объяснить, как избежать таких неприятностей.

А. Ходорыч:

То есть на учителях же основная, по сути, нагрузка по проведению этого урока? Соответственно, что за контент вы им подготовили в помощь и, видимо, вы каким-то образом их еще готовите постоянно к проведению этого урока?

Л. Бокова:

Да, у нас, действительно, первый год у нас порядка тысячи учителей высказали свое желание провести такие уроки. Конечно, первоначально, 4 года назад, это были в основном учителя либо классные руководители, либо учителя информатики, которые, понятно, профессионально этим владеют. Но потом мы решили, что помимо учителей сюда можно вовлечь и старшеклассников. И они с удовольствием проводят уроки у младших классов. Потом мы решили, что не мешало бы пригласить и профессионалов. На уроки с удовольствием приходят сотрудники К2, профессиональные айтишники, которые точно так же на своем профессиональном языке рассказывают многие такие интересные вещи, на конкретных примерах показывают, что может произойти в каких-то случаях, когда происходит кража тех же персональных данных или как пользоваться социальной сетью, чтобы избежать всяких мошеннических действий. Соответственно, это авторитетное сообщество на сегодняшний день, т. е. те, кто проводят уроки, в том числе и учителя, у нас на сегодняшний день составляют порядка 20 тысяч.

А. Ходорыч:

Именно 20 тысяч учителей принимают участие в вашем уроке. Это уже вполне обученные за 4 года специалисты…

Л. Бокова:

Учителей. Да, совершенно верно.

А. Ходорыч:

… по информационной безопасности.

Л. Бокова:

Да, это не один год уже люди приходят к нам, проводят эти уроки. И, конечно, для новичков, мы подготовили контент. Это методические рекомендации по проведению урока, это готовые уроки, которые можно просто использовать в качестве образца для проведения, и мастера уже проводят различные конференции, круглые столы, т. е. уже нестандартно проходит. И забавный совершенно случай у нас: в прошлом году, в качестве таких участников, которые решили провести уроки, например, в Севастополе выступила епархия. И они взяли под свое крыло и провели достаточно очень интересные, содержательные уроки о том не как запрещать интернет, а они рассказали, как избежать опасности, которая там есть.

А. Ходорыч:

Правильно ли я понимаю, что, собственно, Единый урок — это только такая точка, обозначающая, что вы этим занимаетесь? Вообще-то это же происходит, видимо, постоянно же такая работа?

Л. Бокова:

Да, мы постоянно, в течение года проводим различного рода мероприятия, которые так или иначе связаны с Единым уроком информационной безопасности и вообще, в целом, с безопасностью детей. Единый урок, наверное, какая-то некая точка отсчета, от которой мы отталкиваемся, т. е. стартуем, скажем так. И одновременно с этим мы и финишируем этим уроком, т. е. мы подводим итоги прошлого года и, соответственно, стартуем в следующем году какими-то другими может быть событиями интересными, и привлекаем внимание, соответственно, к этим событиям. То есть, мы его анонсируем. Но надо сказать, что мы с 2014 года, когда мы запланировали проведение такого мероприятия, уже в 2015 году Министерство образования Российской Федерации нам очень здорово помогли в этом отношении. Они ежегодно Единый урок информационной безопасности делают ежегодным мероприятием в плане мероприятий Министерства образования. То есть, он в календаре находится, эта дата 30 октября она календарной считается и, соответственно, обязательной для проведения этого мероприятия. То есть, оно анонсируется и Министерством образования, и все уже ждут его, но самое главное, все ждут подведения итогов, т. е. ежегодно мы подводим некие итоги. Но моя мечта всё-таки, чтобы эти уроки действительно стали системными. То есть, не просто разовая акция, а на системной основе проводились, и с профессиональным сообществом, в данном случае учителями, мы действительно работаем над этим вопросом и подготовили курс «Основы информационной безопасности». Мы его создали вместе с экспертами, такой авторский коллектив достаточно большой. Действительно, его можно использовать в качестве некого пособия для проведения таких уроков, фактически, в течение учебного года. Но, опять же, мы пошли...как учитель, я понимаю, что ребенка дополнительной нагрузкой обременять нельзя на сегодняшний день. Он и так загружен, и время на детство уже не остаётся. Поэтому мы решили, что... проанализировали всю программу школьную, со 2 по 11 класс, и нашли место для своих уроков. То есть, например, на уроке биологии, в теме те же самые вирусы, можно рассказать и о компьютерных вирусах. То есть, учитель биологии может потратить всего лишь 5-10 минут, но он комплексно подойдёт к этой проблематике. И решит, в том числе, и нашу с вами задачу, расскажет о компьютерных вирусах. И мы ему этот урок подготовили. Таким образом, у нас получилось более 240 уроков, и в течение года можно проводить такие уроки на протяжении всего учебного года на каждом уроке любым учителем. То есть, можно потратить немного времени, не нужно делать какие-то дополнительные занятия для этого, а использовать именно такой подход.

А. Ходорыч:

Людмила Николаевна, как-то польза тут может быть зафиксирована? Потому что ведь могут сказать, что дошкольники, наверное, и сами знают, что не нужно файлы открывать, что не нужно общаться в сети. Что нового могут сказать, как отследить, насколько действительно улучшается безопасность?

Л. Бокова:

Мы каждый год берём данные у МВД, которые рассказывают нам о количестве детей, так или иначе пострадавших от злоумышленников в сети интернет. Надо отдать должное, что за последний период времени мы как раз констатируем, что дети научились правильно обращаться со своими персональными данными, с банковскими карточками родителей, которые чаще всего фигурируют в онлайн играх так или иначе. То есть, такое снижение мы наблюдаем. Но, с другой стороны, что беспокоит: беспокоит, конечно, культура, культура общения в интернете и такие процессы как кибербуллинг, троллинг, к сожалению, присутствуют, в данном случае, из-за того, что есть ситуация анонимности в интернете. И, используя такую анонимность, к сожалению, происходит ненормированное поведение, аморальное поведение, и оно есть. И мы тоже стараемся разъяснить, что есть Гражданский кодекс, который защищает человека от таких посягательств. Мы рассказываем о различных формах таких провокаций, которые устраиваются в интернете и с какой целью это устраивается. Это тоже, к сожалению, такое явление негативное, которое присутствует. И как раз в этом году мы в большей степени будем обращать внимание на культуру, культуру в интернете.

А. Ходорыч:

Понятно. Вась, ты знаешь, что такое «тролли» в интернете? И что? Ты знаешь, как с ними нужно бороться?

В. Ходорыч:

Наверное, просто не отвечать. Троллинг — это провоцирование…

Л. Бокова:

Совершенно верно.

В. Ходорыч:

...и «тролли» ожидают, что люди будут также отвечать и «тролли» будут этим наслаждаться.

Л. Бокова:

Совершенно верно, да, совершенно верно. То есть нужно быть устойчивым к таким провокациям, не вестись, потому что это чисто психологическое воздействие на человека оказывается, а психика ребенка неустойчива к таким провокациям. Ребенок может замкнуться, может начать считать себя (по тем параметрам, которые предъявляют обычно «тролли»), начнет считать себя чем-то неполноценным. И это может привести либо к психологическому срыву, либо даже к суицидальному поведению, которое мы наблюдали в прошлом году.

А. Ходорыч:

А планируете ли вы ещё более расширительно говорить об информационной безопасности в плане потребления контента, интернета? Ведь школьники сейчас в интернете что делают: или смотрят видео, или играют в игрушки…

Л. Бокова:

Музыку скачивают.

Алексей Ходорыч:...или общаются. И по сути, это такой большой у них…

Л. Бокова:

Коммуникация, да.

А. Ходорыч:

...пылесос их времени. Кто-то же должен учить, как правильно взаимодействовать. Это, наверное, все-таки, отчасти, функция семьи, но вы этим планируете активнее заниматься? Чтобы люди входили в новую ситуацию мировую уже, будучи подкованными и правильно этим пользовались.

Л. Бокова:

Вы совершенно правильно оценили то, что интересует подростка в интернете. Ведь его, действительно, интересует, прежде всего, коммуникация, а коммуникацию он получает через социальные сети. И греха таить здесь нечего, действительно, сегодня подростки находятся в активном вакууме, общаться друг с другом, мало времени, к сожалению, остается, в меньшей степени именно на то, чтоб это делать в режиме реального времени. То есть, это и уроки, и дополнительные занятия, и возможности получить дополнительное образование в спортивных секциях. Это тоже создает какую-то коммуникацию, но им всегда хочется с одноклассниками пообщаться, домашние задания решить совместно, и для этого социальная сеть как раз и предполагает такое общение. Но увлекаться тоже не нужно, постоянно погружаться во все эти процессы. Ребенку тоже нужно рассказывать, что есть свои какие-то границы, есть своя какая-то определенная культура, которая должна иметь место в быту. Соответственно, ограничивать здесь тоже не нужно, но разъяснять эти позиции, чем это чревато, какими последствиями, это тоже очень важно.

А. Ходорыч:

Может быть, даже можно... извините, перебил?

Л. Бокова:

Нет-нет-нет, здесь как раз родители должны четко понимать, что если ребенок туда ушел, в интернет, значит, ему либо вашего просто внимания не хватает — пойдите вместе с ребенком в парк или в кино вместе, просто сделайте что-то совместно, вытащите его из этой сети, из этой коммуникации. Заполните его время. Тогда можно будет, действительно, ожидать определенного результата.

А. Ходорыч:

Вася, а у тебя какая позиция по поводу интернета и родителей? Что нужно сделать, чтобы дети более полезно это использовали, а не проваливались?

В. Ходорыч:

Я даже не знаю, я в интернете провожу мало времени, я обычно читаю. Но, наверное, интернет тоже можно использовать в пользу.

А. Ходорыч:

Я, по сути, про это и спрашиваю, потому что…

В. Ходорыч:

Например, родители в школе часто создают группы школьные. Вообще, от интернета много пользы. И вреда столько же.

Л. Бокова:

Дети… да, правильно.

А. Ходорыч:

Людмила Николаевна, мне кажется, школьники понимают именно логические аргументы. Если просто говорить: вы понимаете, это ваше время занимает, вы могли бы сделать пополезнее — это аргумент в пользу бедных, потому что они все равно знают, что это прикольно, они там будут находиться…

Л. Бокова:

Конечно, это интересно, это круто.

А. Ходорыч:

А если им сказать, что ресурс воли и решений на каждый день у человека ограничен, т. е. что не так просто сконцентрироваться на решении каких-то важных задач, что вы думаете, что вы зашли, попереписывались в интернете, вы просто провели время безвредно для себя, на самом деле вы…

Л. Бокова:

Бесполезно.

А. Ходорыч:

...вы использовали тот ресурс, который вы не использовали для решения важных дел. А у вас его больше сегодня и не будет. Именно как-то аргументировано им показывать, что это довольно такой инструмент…

Л. Бокова:

Мы здесь, в данном случае, конечно, в большей степени исходим от опасности, с которой можно столкнуться. То есть, наша задача как раз научить ребенка неким правилам безопасного поведения в интернете. Для этого урок и предназначен. То есть, те же, например, социальные сети, мы о них рассказываем, препарируя их как раз с точки зрения безопасного поведения: что такое кибербуллинг, троллинг — мы об этом рассказываем. Или мошеннические действия какие-то когда происходят. Для нас это является такой важной составляющей. Но с другой стороны, если смотреть более шире на эту проблематику, то, действительно, ей нужно заниматься. Но, я боюсь, что формата нашего урока здесь уже будет недостаточно. То есть, здесь уже должны работать более… может быть, другое профессиональное сообщество, такое как психологи, классные руководители, которые формируют индивидуальную траекторию учащегося, социальные работники, которые могут показать тот же самый карьерный рост для ребенка. То есть ему какие-то задачи...Как раз мы такой опрос провели среди детского сообщества и результат этого опроса выложили в интернет, именно на родительском ресурсе. Не просто для учителей — для учителей это и так будет интересно, т. к. они люди увлекающиеся, — а для родительской общественности было бы очень интересно узнать. Это сами дети отвечали на поставленные вопросы в рамках Единого урока, 30 октября, мы как раз этот старт даем. То есть, этому ресурсу и, соответственно, тем данным, которые там есть.

В. Ходорыч:

А сколько у него уже участников?

Л. Бокова:

Пока мы считаем участников сайта Единый урок.рф, т. е. там у нас профессиональное сообщество учительское присутствует, дети есть. Если говорить о детской аудитории, то у нас постоянная детская аудитория порядка (мы для себя определили), те, которые с нами всегда находятся эти 4 года, у нас уже есть порядка 600 детей, которые, действительно, очень талантливые, одаренные, интересные, открытые в интернете. Они все эти 4 года с нами находятся. И многие из них уже...в прошлом году, 2 года назад закончили школу и уже в этом году принимали участие в парламентских слушаниях наших. Причем они поступили в вузы, технические вузы, почему-то для себя выбрали это направление, и они очень интересно уже рассказывают свою историю как раз участия в Едином уроке информационной безопасности, и уже, даже становясь студентами вузов, все равно остаются с нами.

А. Ходорыч:

А вы каким-то образом взаимодействуете: Временная комиссия по развитию информационного общества с какими-то другими структурами?

Потому что ведь подобная тематика активно продвигается: есть и у Ростелекома программа «Азбука интернет», и у Роскомнадзора была программа про персональные данные.

Л. Бокова:

Да, про персональные данные.

А. Ходорыч:

Много направлений, примерно все занимаются одним и тем же. Я понимаю, что консолидация — это ещё одно дело, на него уж точно времени не хватает, но, допустим, вам, как пример пользы консолидации: у Ростелекома есть программа «Азбука интернет», где обучение стариков интернету. А мы, как «Классный журнал» хотели как-то с ними поработать и мы придумали, что хорошо, если бы дети обучали стариков, а старики контролировали детей. И мы думали, что мы это придумали, а на самом деле в мире это одно из таких, очень популярных направлений. Считается, что, если в процессе совместного осваивания интернета взаимодействуют дети и старики (даже иногда и родители, но обычно это вот эти), то дети их обучают интернету, у них возникает консолидация и наоборот, бабушка или дедушка, если они вместе: туда не ходи... Это даже называется каким-то словом, я забыл. Ведь это же интересная возможность.

Л. Бокова:

Да, в педагогике это называется совместно-деятельностный подход, как один из методов обучения. И он на сегодняшний день одним из таких прогрессивных методов является, потому что, где-то приблизительно, если я буду лекцию читать или о чем-то рассказывать, т. е. воздействовать только на слуховую или зрительную память ребенка, то усвоение обычно бывает... бывает сколько-то процентов, но, конечно, более сложнее. А вот когда совместные действия происходят — 80% информации усваивается. Соответственно, для нас, конечно, такие вещи показательными являются. И, кстати, хочу привести пример очень интересный: в одной из школ дети (старшеклассники) предложили провести такие уроки у младших классов. И, кстати говоря, они увлеклись этим вопросом и, соответственно, младшие классы очень интересно отреагировали на это, потому что к ним пришли старшеклассники, которые, конечно же, знают об интернете гораздо больше, чем они. Соответственно, при всем при этом, потом мы со старшеклассниками сели, пообсуждали, они были страшно удивлены, что дети, младшая школа, совершенно бесконтрольно действуют в интернете и для них этот хаос показался не совсем правильным. И сделали общий вывод для себя, что, когда они станут родителями, их ждёт очень суровое испытание в этом отношении. Поэтому они уже к этому частично готовы, к этому риску. И второй момент: дети, совершенно не задумываясь, принесли им, показали какую-то игру интересную, но когда старшеклассники начали препарировать эту игру, т. е. смотреть, что она собой представляет, оказалось, что она совсем не безобидная. То есть она в какой-то...там в игре присутствовала некая кошечка красивая и она там что-то делала, ребенок что-то тоже производил с ней и в итоге, в какой-то период, на каком-то этапе игры, эта игра запрашивала у ребенка фотографию. И вот тут-то старшеклассники вышли: ребята, так делать нельзя, эта игра опасна, она запрашивает ваши данные (а фотография — это персональные данные) и знаете ли вы, куда эти данные идут? Они говорят: нет, не знаем. И вот тут-то они развернулись и рассказали о всех опасностях.

А. Ходорыч:

Понятно.

Л. Бокова:

Реальный совершенно пример. И потом эти старшеклассники всем младшим классам привели в пример эту игру, написали где она находится, что скачивать ее не надо и играть в нее тоже нельзя.

А. Ходорыч:

Вася, ты что-то хотел спросить? Ты руку поднимал. Нет?

В. Ходорыч:

Нет.

А. Ходорыч:

Это, мне кажется, это идеальный подход, когда совместная деятельность, особенно, когда ещё и старшеклассники. Поэтому же в семьях, где много детей с ними же проще управляться, потому что старшие уже учат младших и т. д.

Л. Бокова:

Конечно. И мне кажется, что это совершенно очень хороший и интересный подход, который можно использовать. То есть не взрослые дяди и тети приходят и рассказывают, а как раз старшеклассники. И сами для себя определяют позиции какие-то в будущем, примеривают на себя роль тех же учителей либо роль того же родителя, который столкнется с такими вещами. И, тем не менее, надо констатировать, что, к сожалению, риск совершения мошеннических действий, к сожалению, до сегодняшнего дня остаётся. Потому что огромный сегмент сервисов развивается и будет развиваться, и мобильных, и с использованием интернета, и вот здесь, конечно, нужно рассказывать об этом, и, к сожалению, не уменьшается этот поток.

А. Ходорыч:

Родители попадаются, наверное, не меньше.

Л. Бокова:

Да, совершенно верно, не в меньшей степени. Буквально в прошлом году у меня прямо накануне урока, проведения информационного урока, произошел фишинг: вскрыли почту. Соответственно, с моего почтового адреса (на какой-то период времени фишер завладел этим почтовым адресом) и, соответственно, делал рассылки по моим адресам, т. е. по адресам моих друзей. Содержание письма было достаточно такое…

В. Ходорыч:

Грубое.

Л. Бокова:

Нет, не грубое, было к тому, что мне требуется помощь, такой призыв, что мне требуется помощь, что болен ребенок мой, требуется операцию провести, такая вот помощь была к друзьям. И, кстати…

В. Ходорыч:

А, чтобы деньги получить.

Л. Бокова:

Да, совершенно верно. Был дан адрес, куда можно перечислить, соответственно, деньги. И, не поверите, мои друзья откликнулись очень живо на все это дело.

А. Ходорыч:

Да, казалось бы, все думают, что не попадутся, а вот раз и попадаются.

Л. Бокова:

Да, совершенно верно. Но многие, большая, конечно, часть, отзвонились, сказали: что, действительно требуется помощь? А уже бросились даже и договариваться с клиниками, ещё что-то. Я говорю: коллеги, успокойтесь, это фишинг обычной воды, я говорю, извините, пожалуйста, что так произошло, но произошло. Но, действительно, мне пришлось обратиться в правоохранительные органы для того, чтобы этого злоумышленника найти и, соответственно, все меры наказания применить.

А. Ходорыч:

Вась, мне кажется, что дети современные так подкованы такие, что на фишинги уже не покупаются. Это только взрослые, наверное, так покупаются.

В. Ходорыч:

Мне можно вопрос задать?

Л. Бокова:

Да, конечно.

В. Ходорыч:

А, допустим, чем опасно, например, скачивание пиратских видео и всего подобного?

Л. Бокова:

Во-первых, скачивание пиратских видео у нас запрещено законом. Нельзя использовать пиратские сайты и скачивать. Мы можем смотреть в интернете на ресурсах видео или музыку слушать, а скачивание — это запрещено. Потому что авторское право и авторское право в данном случае защищается точно так же, как в интернете. Мы же не можем в своей жизни позволить переписать, условно говоря, чью-то книгу и выдать ее за свое какое-то авторское.

В. Ходорыч:

То есть штраф реален, да?

Л. Бокова:

Да. Здесь то же самое - нельзя это использовать, и нельзя использовать для этого определенные сервисы или системные программы, которые позволяют заходить (т. е. torrent), которые позволяют заходить на такие ресурсы. Потому что пиратство в интернете — это негативное явление, оно ущемляет людей, права, авторские права других людей. И здесь, в данном случае, конечно, тоже такие ограничения есть.

В. Ходорыч:

Можно еще один вопрос?

А. Ходорыч:

И второе: ещё же часто в эти пиратские встраивают…

Л. Бокова:

Да, это тоже запрещено на сегодняшний день.

А. Ходорыч:

Имеется в виду, что вы свой компьютер можете заразить.

Л. Бокова:

Совершенно верно, да. То есть можно под этим видом, пройти по ссылке…

В. Ходорыч:

Вирус?

Л. Бокова:

...да, и схватить вирус. Поэтому мы и детям, детской аудитории точно так же рассказываем, что есть антивирусные программы, их нужно в обязательном порядке использовать на своих гаджетах и, конечно, постоянно обновлять. Потому что, если вы не будете обновлять свой компьютер, то через какой-то период времени даже поставив программу антивирусную, к сожалению, антивирусная программа не увидит и не среагирует быстро и оперативно на тот вирус, который вы когда-то закачали. Он распакуется и, соответственно, и систему можно повредить и, конечно же, уничтожить ту информацию, которую вы накопили.

А. Ходорыч:

Людмила Николаевна, но мне кажется, я представил, если б я был этим школьником, мне бы, наверное, было бы интересно так же послушать, чтоб учительница рассказала не только про опасности, но и про профессии, которые сейчас в интернете. Потому что у Васи двоюродные братья и он сам постоянно говорят, что мы теперь хотим быть ютьюберами.

В. Ходорыч:

Нет.

А. Ходорыч:

Ты говорил, ладно.

В. Ходорыч:

Нет, не говорил я такого.

А. Ходорыч:

Все дети знают, что ютьюберы очень много зарабатывают и все записывают свое видео. Понятно, что мало кому повезет, но кто-то, кстати, и реально заработает.

В. Ходорыч:

Не в ведении дело.

А. Ходорыч:

Эти темы вы как-то обсуждаете на этих уроках?

Л. Бокова:

Еще раз хочу привлечь внимание: есть у нас такая инициатива в Министерстве информации и печати, они проводят так называемый «Час кода», т. е. тоже урок «Час кода» называется, где они как раз рассказывают о профессиях айтишников. Мы к ним не лезем туда, наша задача, чтобы научить навыкам безопасного поведения, точно так же как правила дорожного движения мы изучаем, точно так же такие правила мы изучаем вместе с детьми. То есть наш такой достаточно узкий сегмент. Но, тем не менее, мы считаем, что те новые профессии, которые действительно образуются в сети интернет, надо их использовать и использовать во благо, потому что они интересны в том числе и молодому поколению. Как раз еще одной изюминкой нашего сегодняшнего урока информационной безопасности будет то, что мы 30 октября запускаем видеоурок, т. е. мы используем видеоблоги для того, чтобы привлечь и рассказать детям об этих правилах безопасного поведения. Я думаю, что видеоблоги будут интересны молодому поколению нашему, юным дарованиям и будем привлекать видеоблогеров в том числе в дальнейшем в качестве участников нашего урока.

А. Ходорыч:

Это, кстати, очень правильный ход. Мне Вася иногда показывает ютьюберов в интернете мы с ним смотрим, да?

Л. Бокова:

Вась, 30 октября можешь посмотреть на нашем сайте Единый урок.рф видеоблог нашего урока. Я думаю, что можно будет оценить.

А. Ходорыч:

А каким-то образом, если посмотреть в будущее: дело-то полезное, но как оно будет масштабироваться далее, усиливаться? Или будет так и идти?

Л. Бокова:

Нет, конечно, мы… Скажем, из года в год мы стараемся найти новые формы. В этом году это будут видеоуроки, видеоблогеры, в следующем году мы так же будем искать какие-то форматы, но уже у нас принципиальная позиция есть в этом отношении и есть поддержка Министерства образования Российской Федерации в этом отношении. Я уже сказала, что мы создали курс, который позволяет системно работать на уроках по изучению основ информационной безопасности. И чтобы эта системная работа действительно канализировалась, т. е. использовалась преподавательским сообществом, мы решили, что в этом году этот курс будут изучать студенты — будущие педагоги. И, соответственно, мы его запускаем в педагогических вузах в качестве…

А. Ходорыч:

Да, это, кстати, тоже интересная информация. Такого же раньше не было?

Л. Бокова:

Нет.

А. Ходорыч:

Вот это очень круто.

Л. Бокова:

Нет, этого не было, мы предложили в таком формате выступить совместно с Министерством образования. Они тоже поддержали нас, и в этом году, впервые, студенты будут изучать наш курс «Основы информационной безопасности»

А. Ходорыч:

Да, очень интересно. Этому я бы даже бы обучал и… как называется в детских садах?

Л. Бокова:

Воспитатели.

А. Ходорыч:

Да, воспитателей, потому что они уже тоже, когда старшие группы, они в интернет выходят.

Л. Бокова:

Я думаю, что в меньшей степени, потому что у нас все-таки есть СанПины, которые не разрешают, в данном случае, так масштабно использовать информационные технологии. В старших классах более, чем 30 минут тратить на использование информационных технологий нельзя. Недопустимо. И более двух гаджетов одновременно использовать тоже нельзя.

В. Ходорыч:

То есть?

Л. Бокова:

Вот так.

В. Ходорыч:

Как они используют эти 30 минут? В интернет залазят?

Л. Бокова:

Да, на уроке, чтобы работал компьютер, сам компьютер с выходом в интернет в том числе, или интерактивная доска — больше 30 минут использовать ее нельзя. Или планшет тот же.

В. Ходорыч:

Но, естественно, никто не слушается.

Л. Бокова:

Нет, почему, это санитарные нормы, вынуждены соблюдать эти нормы и, конечно же, слушаться. Но, когда говорят о том, что на уроке ребенок не должен использовать мобильный телефон…

В. Ходорыч:

Это у всех одинаково.

Л. Бокова:

Да, это везде традиционная схема. И в этом тоже очевидная вещь есть, потому что, если учитель одновременно использует и интерактивную доску, и ребенок там где-то свой телефон использует — это уже недопустимо.

В. Ходорыч:

И вообще, учителю обидно будет, если…

Л. Бокова:

Конечно, конечно.

А. Ходорыч:

Я вас спросил, потом мы как-то отвлеклись, а вопрос был довольно важный: быть может, именно ваша бы комиссия бы и консолидировала? Ведь есть еще программа «Дети-детям» Школы новых технологий, много программ, которые примерно в одном направлении, а время-то, как вы правильно сказали, у детей не так уж и много. Можно как-то все консолидировать под вашей эгидой?

Л. Бокова:

Мы, в данном случае, как раз и предлагаем такую концепцию: есть живая схема — это курс «Основы информационной безопасности» для детей, его можно использовать в повседневном режиме в течение всего года, на протяжении со 2 класса до 11 класса. То есть, мы считаем, что отдельно это не надо проводить, как отдельный урок или факультатив — это будет неинтересно детям. А вот в формате предметов, уже которые есть, системных предметов это использовать нужно. То есть такая метапредметность. И ввести это нужно на системной основе. Но, к сожалению, на сегодняшний день, пока федеральные стандарты не позволяют нашему курсу в таком формате жить. Но мы работаем, мы не отчаиваемся, мы работаем с Министерством образования, я думаю, что…

А. Ходорыч:

Просто есть похожие вещи у Российского движения школьников — у них есть информационно-медийное направление, в рамках которого тоже учат и безопасности, и правильному общению в интернете — практически эти все темы. И тоже в школах, которые входят в это движение: есть куратор, который тоже детское время задействует…

Л. Бокова:

Да, совершенно верно.

А. Ходорыч:

Все-таки, это, как мне кажется, нужно все координировать в целом. Потому что так будут все…

Л. Бокова:

Мы можем это делать, тем более, что мы обычно различных

стейкхолдеров приглашаем в рамках Единого урока провести такие мероприятия открытые. И по тому охвату, который мы на сегодняшний день даем — а у нас ежегодно 12,5 миллионов детей принимает участие в Едином уроке. Соответственно, охват очень серьезный и системный, т. е. у нас система выстроена: как он проходит, в какой форме он может проходить и, совершенно, мы выгружаем обратную реакцию. То есть обратный эффект мы даем соответствующий результату, и мониторим в течение года те же запросы в МВД: насколько снижается при этом количество злонамеренных, зловредных действий в отношении несовершеннолетних. Мы тоже это отслеживаем, мы, действительно, постоянно такую комплексную работу проводим. Но, опять же, здесь нужно смотреть различные форматы. То есть, понятно, что мы очень узко идём, мы за безопасность отвечаем. А вот вещи, связанные с культурой интернета, какие-то возможности использования и различных ресурсов детских — это уже как раз то, о чем вы говорите. Это должны развивать наши IT компании, школы должны развивать, вовлекать детей на те ресурсы, которые детские. И, кстати, они порой бывают очень качественные и интересные, и использовать их можно совместно и с родителями, и с детьми. Это, действительно, очень такой важный сегмент, который должны продвигать и пропагандировать. Мы о них рассказываем, но, опять же, не локализуем, не сужаем свою сферу или не стремимся ее расширить до необъятных форм. То есть, всё-таки, мы для себя стандартную такую, типичную форму выбрали такого проведения урока.

А. Ходорыч:

У нас уже времени не очень много осталось. Вася, у тебя есть вопросы к Людмиле Николаевне по безопасности в интернете? Это же тема интересная для детей.

В. Ходорыч:

У меня вопрос: что злоумышленник может сделать, узнав ip жертвы?

Л. Бокова:

О, здесь масса может быть явлений, начиная, как раз от рассылок писем со сбором средств. И самое интересное, что ты не увидишь, что это происходит, пока твои друзья не напишут тебе или не расскажут об этом.

В. Ходорыч:

То есть, даже через почту вы своих писем не увидите?

Л. Бокова:

Нет. Вы даже об этом не узнаете, узнаете, но через какой-то период времени.

В. Ходорыч:

А почему так происходит, если это, допустим, моя почта?

Л. Бокова:

Здесь, в данном случае, злоумышленники же делают системные шаги, т. е. они анализируют ваш профиль. И мы детям стараемся эти правила безопасного формирования своего адреса делать. То есть не надо бесконечно и бесконтрольно свой номер мобильного телефона оставлять где угодно. А мы это делаем постоянно, начиная от кафе (заполните анкету) и т. д. И, соответственно, все это формирует некую базу данных о вас. И она может стать доступна для любого фишинга. Соответственно, в социальной сети если мы привязываем свой номер телефона, т. е. мы должны понимать, что, запуская друзей в свою социальную сеть, мы понимаем, что мы разговариваем с людьми, которых знаем. А если туда попадают люди «а вот он мне интересен, пусть он у меня будет на страничке». А может быть это человек, который потом завладеет вашим ip адресом и, соответственно, совершит эти действия.

А. Ходорыч:

Людмила Николаевна, вы сейчас можете обратиться к зрителям. У нас время хоть и истекло, нам еще полторы минуты могут, наверное, дать. Так что обращайтесь.

Л. Бокова:

Конечно же, я всех — и родителей, и детей, и учителей приглашаю 30 октября на наш урок, Единый урок информационной безопасности, чтобы почерпнуть всю информацию о наших уроках, а ещё лучше — прийти и провести этот урок.

А. Ходорыч:

А я на последних секундах напомню про «Классно быть хорошим», просто потому что осталось уже меньше месяца, до 13 ноября — Всемирный день Доброты. Ждём истории о ваших добрых поступках на нашем сайте. Мы потом выберем лучшие истории, вручим призы. Спасибо, Людмила Николаевна, было очень интересно.

Л. Бокова:

И вам спасибо. И Васе спасибо за вопросы.

А. Ходорыч:

Васе спасибо за вопросы. Всего доброго, до встречи!

В. Ходорыч:

До свидания.